Законы рф и их наказания

«Горячие» документы — Уголовное право. Исполнение наказаний

В разделе представлены новые законы РФ, указы Президента, постановления Правительства и другие нормативные документы, касающиеся важных сторон жизни государства и общества и затрагивающие большинство физических и юридических лиц. Новые документы поступают несколько раз в день (см. также все новые поступления документов). Цветом выделены наиболее важные документы.

Вы можете также:

  • посмотреть список документов федерального законодательства, поступивших за текущий день в банк «Версия Проф»
  • посмотреть все новые поступления документов в информационные банки системы
  • посмотреть список измененных документов
  • перейти в раздел «Интернет-версии системы КонсультантПлюс», просмотреть все текущие поступления документов и поработать с ними.
  • подписаться на обзоры (в т.ч. рассылку «Горячие» документы») и другие материалы сайта

«Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

Принят Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Федеральный закон), разработанный Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной службой исполнения наказаний в соответствии с поручением Президента Российской Федерации.

Федеральный закон вступает в силу с 01.08.2018.

Федеральным законом устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, а также регулируются правоотношения при поступлении граждан на службу в уголовно-исполнительную систему и ее прохождении на должностях сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также вопросы статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы и гарантий их социальной защиты.

Для сотрудников уголовно-исполнительной системы Федеральным законом сохраняются специальные звания «внутренней службы». При этом в нем сохраняются традиционные институты присвоения специальных званий в соответствии с замещаемой должностью, закрепляются системные подходы к соотнесению специальных званий с воинскими званиями и классными чинами государственной гражданской службы.

В целях регламентации правового положения (статуса) сотрудника Федеральным законом определяется понятие «сотрудник», конкретизируются их права и обязанности, требования к служебному поведению, а также ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе.

Федеральным законом устанавливается обязательность служебных отношений на контрактной основе, определяются стороны, содержание, формы и сроки действия контракта, а также порядок его заключения и изменения, детально регламентируются вопросы испытания при поступлении на службу в уголовно-исполнительную систему, перевода на другую должность, а также устанавливается исчерпывающий перечень оснований для прекращения контракта либо его расторжения и увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе.

Отдельная глава посвящена вопросам применения к сотрудникам мер поощрения и соблюдения служебной дисциплины на службе в уголовно-исполнительной системе, наложения на сотрудников взысканий, в том числе и за коррупционные правонарушения.

Также Федеральным законом подробно регламентируются вопросы служебного времени и времени отдыха сотрудников, определяются нормальная продолжительность служебного времени, условия установления ненормированного служебного дня, а также обеспечивается единый подход к установлению видов предоставляемых отпусков и их продолжительности.

Совершенствованию профессиональных качеств сотрудников должны содействовать нормы Федерального закона, касающиеся профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки.

В целях защиты прав сотрудников Федеральным законом предусмотрено наличие переходного периода, в течение которого сотрудники могут принять решение продолжать службу на новых условиях (установленных Федеральным законом) или уволиться со службы по выбранному имеющемуся у них основанию, в том числе и по достижению предельного возраста пребывания на службе, установленного до вступления Федерального закона в силу Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1 (прекращает свое действие с 01.08.2018).

Федеральный закон с учетом современных требований подробно регулирует правовые, организационные и финансово-экономические основы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, совершенствует организацию кадровой и воспитательной работы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, повышает требования к кадровому составу уголовно-исполнительной системы, профессиональному уровню сотрудников, а также уровню их социальных гарантий и защиты, что позволит более эффективно решать учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы возложенные на них функции и задачи.

Кодекс об Административных Правонарушениях 2019

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) посвящён исключительно наказаниям за действия или бездействия, являющиеся правонарушениями, но не имеющие признаков преступлений. В какой-то степени КоАП можно назвать аналогом Уголовного кодекса. По крайней мере, оба документа основаны на перечне наказаний за нарушения законов. Разница состоит в тяжести содеянного и, соответственно, силе наказания.

Общие положения КоАП РФ

КоАП, так же как и УК, состоит из общей и специальной части. Первая посвящена задачам этой сферы законодательства, предмету, основным понятиям. Вторая содержит перечень различных правонарушений и наказаний за них.

Административным правонарушением признаётся такое действие или бездействие, за которое предусмотрено наказание в КоАП РФ. В этой формулировке так же проявляется аналогия с принципами построения Уголовного кодекса. В КоАП и в УК РФ главным признаком правонарушения или преступления является виновность лица, которое могло не совершать противоправных действий, но всё же их совершило.

Законодательство об административных правонарушениях состоит из всей совокупности нормативных актов, издаваемых в различных законодательных структурах, с приоритетом федерального закона, то есть КоАП. Все эти нормативные акты посвящены, конечно, защите конституционных прав граждан Российской Федерации. Однако, как следует из статьи 1.2, перед КоАП стоят задачи:

  • охраны прав;
  • защиты личности;
  • сохранения здоровья людей;
  • охраны среды жизни человека;
  • санитарно-гигиенической защиты людей;
  • защиты нравственности;
  • защиты законных интересов физ- и юрлиц;
  • охраны общества и государства от разрушающего воздействия правонарушителей.

На каждого человека, находящегося в сфере юрисдикции законов Российской Федерации, распространяется презумпция невиновности. В КоАП она декларируется в статье 1.5. Этот принцип заключается в том, что человек, чья вина не доказана, считается не виновным, а все сомнения относительно его виновности трактуются в пользу подозреваемого.

Действие закона об административных правонарушениях имеет свою специфику. Как следует из статьи 1.7, люди, совершившие правонарушение, предусмотренные КоАП, могут быть наказаны:

  • только по закону, действовавшему на момент совершения правонарушения;
  • в результате производства по делу на основании закона, действовавшего на момент начала этого производства;
  • по правилам смягчения или отмены наказания, если на момент рассмотрения дела в законодательстве произошли изменения (принцип обратной силы нормативов смягчения наказания);
  • только по нормативам административного правонарушения, если на момент его совершения за подобное деяние было предусмотрено именно такое наказание.

К административной ответственности могут быть привлечены люди, достигшие возраста шестнадцати лет (ст. 2.3). В отличие от уголовной, к административной ответственности могут быть привлечены физические, юридические и должностные лица (ст. 2.4 и 2.10).

Специальные административные дела

КоАП рассматривает следующие особые категории правонарушений.

  1. Права гражданина. Под этой формулировкой понимаются условия, при которых человек может участвовать в управлении страной. В данной главе рассматриваются нарушения, связанные с процедурами выборов кандидатов в органы власти различного уровня.
  2. Здоровье, санитарная безопасность и общественная нравственность. Шестая глава посвящена преимущественно нарушениям санитарно-гигиенических норм, незаконному обороту наркотических и психотропных веществ, занятиям проституцией, курению в неположенном месте, использованию нецензурной брани.
  3. Охрана собственности. Здесь рассматриваются нарушения в области землепользования, лесопользования, охраны объектов культурного наследия и т.п.
  4. Охрана природы. Глава 8 отличается от главы 6 тем, что здесь объектами взаимоотношений являются экологические системы, а так же их компоненты – почва, водоёмы, недра, леса и т.п.
  5. Промышленность, строительство и энергетика. Особенностью главы 9 являются правонарушения, совершённые при строительстве и эксплуатации различных хозяйственных и жилых объектов.
  6. Ветеринария, сельское хозяйство, мелиорация. Данная сфера деятельности связана с использованием земли для получения сельскохозяйственной продукции, а так же с санитарным контролем содержания домашних животных.
  7. Дорожное движение. Глава 12 практически вся посвящена проблемам безопасности дорожного движения, и ответственности за нарушение правил управления транспортом и содержания дорог.
  8. Предпринимательская деятельность. Нарушениями в данной сфере считаются отсутствие лицензий, регистрации, аккредитации. Кроме того, глава 14 предусматривает наказания за обман потребителей, фиктивное банкротство, нарушение правил оборота отдельных видов продукции и т.д.
  9. Финансы, налоги, ценные бумаги. Глава 15 посвящена наказаниям в сфере нецелевого использования бюджетных средств, нарушения правил бухучёта, невыполнения госзаказов, нарушения оборота ценных бумаг.
  10. Информация и связь. В главе 13 содержатся статьи, которые предусматривают наказания за самовольное строительство и эксплуатацию объектов связи, нарушение норм охраны персональных данных, отказ в предоставлении первичных статданных и т.д.
  11. Таможенное дело. Данные нормативы касаются процедуры прохождения таможенного контроля, нарушений внесения таможенных платежей, искажения предоставленной информации.

Таким образом, специальная часть КоАП охватывает практически все сферы деятельности физических и юридических лиц.

Нарушения в сфере управления и охраны общественного порядка

Нормативы данного тематического блока находятся в Разделе II. Однако они существенно отличаются от информации, содержащейся во всех остальных главах. Здесь предусмотрены наказания в области:

  • неповиновения сотрудникам полиции;
  • воспрепятствования деятельности должностного лица;
  • отказа в предоставлении информации, не имеющей грифа «секретно»;
  • нарушения правил присвоения географических названий;
  • умышленной порчи паспорта и других документов, удостоверяющих личность;
  • нарушения требований режима ЧП;
  • незаконной детективной деятельности;
  • распространения экстремистских материалов;
  • правонарушений проведения воинского учёта.
Читайте так же:  Компенсация за е 25

Этот перечень представляет собой небольшую, но показательную часть всех нормативов КоАП, которые призваны регулировать взаимоотношения физических, юридических и должностных лиц в системе управления обществом. В целом, Кодекс РФ об Административных Правонарушениях призван через систему умеренных наказаний предотвратить нарушения законов Российской Федерации в более крупных масштабах.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I
«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

С изменениями и дополнениями от:

15 июня 1996 г., 13 апреля, 21 июля 1998 г., 20 июня 2000 г., 9 марта 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 29 июня, 22 августа 2004 г., 5 февраля, 6, 19 июня 2007 г., 25, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 27 сентября, 25 ноября 2009 г., 5 апреля, 1 июля, 3 ноября 2010 г., 7 февраля, 6 ноября, 3 декабря 2011 г., 1 апреля, 30 декабря 2012 г., 5 апреля, 2 июля, 2, 25 ноября 2013 г., 2 апреля, 1 декабря 2014 г., 6, 20 апреля 2015 г., 28 декабря 2016 г., 19 июля 2018 г., 6 февраля 2019 г.

См. комментарии к настоящему Закону

Настоящий Закон определяет основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему.

См. комментарии к преамбуле настоящего Закона

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

21 июля 1993 года.

Закон определяет основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему. Деятельность этой системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека. Интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.

Уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы управления УИС; центральные органы управления УИС МВД РФ. По решению Правительства РФ в нее могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Рассмотрены вопросы финансирования УИС, предоставления ей льгот и обеспечения безопасности ее объектов. Имущество УИС находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед ней задач.

Закреплены права и обязанности учреждений, исполняющих наказания. Рассмотрены вопросы образования и обучения осужденных, привлечения их к труду. Определен статус собственных производств предприятий учреждений, исполняющих наказания.

Законом определены права и обязанности работников УИС, регламентирован порядок применения ими физической силы, специальных средств и оружия. Самостоятельная глава Закона посвящена правовой и социальной защите работников УИС и членов их семей, гарантиям их личной безопасности, социально-бытового обеспечению, льготам и т.д.

Закреплены положения о контроле за деятельностью УИС.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

Настоящий Закон введен в действие со дня его опубликования, за исключением части первой статьи 9, которая введена в действие с 1 января 1994 г.

Текст закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г., N 33, ст. 1316

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 6 февраля 2019 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 февраля 2019 г. и с 1 сентября 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 503-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 103-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 37-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2012 г. N 25-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 298-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 46-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 277-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июня 2007 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июня 2007 г. N 91-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 марта 2004 г. N 6-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие пункта 3 части первой статьи 36 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие пункта 3 части первой статьи 36 настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июня 2000 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 апреля 1998 г. 61-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 июня 1996 г. N 73-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

День за два: Госдума приняла поправки в УК о зачете времени в СИЗО

По задумке авторов законопроекта, один день в СИЗО должен приравниваться к:

  • полутора дням в дисциплинарной воинской части;
  • двум дням в случае ограничения свободы, принудительных работ и ареста;
  • трем дням для исправительных работ и ограничений по военной службе;
  • восьми часам обязательных работ.
Читайте так же:  Приказ об освидетельствовании летного состава гражданской авиации

В случае же лишения свободы один день в следственном изоляторе засчитают как:

  • один день при отбывании наказания в тюрьме и исправительных колониях особого и строгого режима;
  • полтора дня при отбывании наказания в исправительной колонии общего режима и воспитательной колонии;
  • два дня при отбывании наказания в колонии-поселении.

Законодательство «Круче амнистии»: в Госдуме одобрили закон о зачете дней в СИЗО

Кроме того, два дня под домашним арестом предлагается приравнять к одному дню в СИЗО. Это положение ужесточает действующий порядок, когда один день домашнего ареста приравнен к одному дню в СИЗО.

Один из авторов законопроекта, Павел Крашенинников, выступая перед депутатами, особенно подчеркнул: предложенные в законе изменения будут иметь обратную силу. Это приведет к тому, что срок отбывания наказания уменьшится у значительного числа осужденных.

«Что очень важно, закон будет иметь обратную силу для тех осужденных, чье положение он может улучшить. То есть будет произведен перерасчет сроков наказания для лиц, находящихся в местах лишения свободы на сегодняшний день. Так что срок отбывания наказания уменьшится у значительного числа осужденных», – сообщил Крашенинников. Но для тех лиц, чье положение может ухудшиться, новые нормы применяться не будут. Речь идет об осужденных, которые до приговора суда находились под домашним арестом. Если этот срок уже был засчитан им по нынешней схеме – из расчета один день за один, то для них пересчетов по новым правилам не будет.

Как рассказал Крашенинников для «Право.ru», после вступления закона в силу пересчет сроков будет произведен следующим образом:

  • в течение трех месяцев со дня вступления закона в силу – в отношении лиц, отбывающих наказание в воспитательной колонии и колонии-поселении;
  • в течение полугода – в отношении лиц, отбывающих наказание в исправительной колонии общего режима и лиц, отбывающих наказание в виде обязательных, исправительных, принудительных работ.

Новые положения направлены на реализацию принципа справедливости в отношении осужденных к лишению свободы, и не позволит недобросовестным правоохранителям наказывать до приговора суда. Надеюсь, что данная новелла также приведет к более взвешенному подходу при избрании такой меры пресечения, как взятие под стражу.

Депутат Павел Крашенинников

Эксперты «Право.ru»: нужный и долгожданный закон

«Безусловно, такой законопроект можно только поприветствовать. Режим и условия содержания в СИЗО лиц, которым избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, значительно суровее, чем те же условия в колонии общего режима или колонии-поселении», – рассказал нам Александр Забейда, партнер АБ «Забейда и партнеры».

С ним согласен и Руслан Коблев, управляющий партнер АБ «Коблев и партнеры»: «Законопроект нужный и долгожданный». Он рассказал, что следствие по большинству «экономических» уголовных дел искусственно затягивается и следователи практически всегда содержат обвиняемых под стражей в СИЗО максимальный срок – год по тяжким составам и полтора по особо тяжким. Принятые Госдумой поправки, полагает эксперт, могут поспособствовать тому, что следователи перестанут затягивать процесс.

Как указал Забейда, содержание обвиняемых под стражей – это достаточно тяжелое бремя для бюджета. «Я допускаю, что именно сложное финансовое положение в государстве, а никак не гуманизм, стал причиной того, что к законопроекту вернулись спустя много лет», – сказал он.

Но законопроект не решает проблему незаконного содержания под стражей – для этого нам нужен независимый суд.

Александр Забейда, партнер АБ «Забейда и Партнеры»

С текстом законопроекта № 73983-5 «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации (по вопросу зачета времени содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу в срок отбывания наказания в виде лишения свободы)» можно ознакомиться здесь.

Законы рф и их наказания

Вирус Petya/NotPetya/ExPetr в 2017 году был «хорошим» примером насколько крупный бизнес может пострадать от такого рода атаки, например, Maersk оценила ущерб от «Пети»:
“We expect the cyber-attack will impact results negatively by USD 200–300m.”
Мы ожидаем, что кибер-атака негативно повлияет на результаты в размере 200-300 млн долларов США
Вы помните, что в середине 2017 был опубликован Федеральный закон от 26.07.2017 N 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» и этот закон вступил в силу с 1 января 2018 года, а вместе с ним вступили в силу изменения в Уголовный кодекс РФ.

Думаю, вопрос ответственности за нарушение уголовного законодательства РФ является актуальным для тех, чья работа связана с критической информационной инфраструктурой (далее — КИИ).

Внимание: в статье 2 картинки (одну вы видели) и много текста

Согласно ст. 14 закона о безопасности КИИ: «Нарушение требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Уточним нормы законодательства РФ, в соответствии с которым наступает уголовная ответственность.
В целях формирования нормативной базы в части уголовной ответственности за нарушения закона о КИИ законодатель внес изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, принятием отдельного Федерального закона N 194-ФЗ от 26.07.2017 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации“.

Как владельцев/эксплуатантов КИИ нас интересует части 3,4,5 ст. 274.1 УК РФ. Приведу текст частей 3,4,5 статьи 274.1 УК РФ полностью:

3. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации, содержащейся в критической информационной инфраструктуре Российской Федерации, или информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей, автоматизированных систем управления, сетей электросвязи, относящихся к критической информационной инфраструктуре Российской Федерации, либо правил доступа к указанным информации, информационным системам, информационно-телекоммуникационным сетям, автоматизированным системам управления, сетям электросвязи, если оно повлекло причинение вреда критической информационной инфраструктуре Российской Федерации,
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, или лицом с использованием своего служебного положения,
— наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частью первой, второй, третьей или четвертой настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия,
-наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Попробую провести анализ данных норм и привести возможное их применение в рамках судебной системы.
В конце статьи приведены определения некоторых юридических понятий, необходимых для комментирования норм уголовного закона.

Итак, для ч. 3, 4 и 5 ст. 274.1 УК РФ, предметом преступления является электронно-вычислительная машина (далее — ЭВМ), носитель информации, система ЭВМ, а также сети ЭВМ, которые имеют отношение к критической информационной инфраструктуре Российской Федерации.
Объектом преступления выступают общественные отношения, по обеспечению нормальной работы, функционированию ЭВМ, сети ЭВМ, системы ЭВМ, которые имеют отношение к критической информационной инфраструктуре Российской Федерации.
Объективная сторона преступления может быть, как действием, так и бездействием.
Нарушение правил эксплуатации заключается в несоблюдении правил работы с ЭВМ, сетями и др. оборудованием, нарушением должностных инструкций, а также нарушением правил обращения с охраняемой компьютерной информацией.
Нарушение правил эксплуатации может быть в форме активного действия, свежий пример: системный администратор аэропорта вычислял биткоины с использованием электрической сети аэропорта, так и бездействия, например: администратор не обновляет антивирусные базы.
Деяние, описанное в ч.3 ст. 274.1 с субъективной стороны характеризуется виной как в форме умысла, так и неосторожности. По аналогии со ст. 274 УК РФ лицо предвидит причинение вреда КИИ РФ в результате „нарушения им правил эксплуатации, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение последствий. Либо не предвидит указанных в законе последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть“. (6)
Субъект данного преступления — специальный: вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, имеющее доступ к КИИ РФ, либо к объектам, относящимся к КИИ РФ в силу исполнения должностных обязанностей и обязанный исполнять установленные правила эксплуатации.
Обязательным признаком ч. 3 ст. 274.1 является общественно-опасные последствия в виде причинения вреда критической информационной инфраструктуре Российской Федерации.

Обратите внимание, на формулировку причинение “вреда критической информационной инфраструктуре Российской Федерации”, здесь необходимо выделить слово «вред».
Возникает вопрос, какого размера в денежном эквиваленте должны быть потери, чтобы их можно было отнести к категории „вред“?
Стоит также обратить внимание, что в п. 2 ст. 272 УК РФ есть интересное примечание: “Крупным ущербом в статьях настоящей главы признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей”.
При этом должна быть подтверждена причинно-следственная связь между фактом нарушения эксплуатации и причинением вреда.
С учетом изложенного, а также того, что понятие „вред“ в денежном выражении, очевидно, уже понятия „крупный ущерб“ — можно сказать, что под размером “вреда” КИИ РФ законодатель скорее всего понимает ущерб меньше одного миллиона рублей.

Читайте так же:  Возврат учредителю основных средств

По аналогии со ст. 274 УК РФ: умышленные действия, повлекшие причинение вреда КИИ РФ (хищение отдельных компонентов, повреждение или уничтожение оборудования) не являются преступлениями, предусмотренными ст. 274.1 УК РФ – в этом случае деяния должны квалифицироваться по соответствующим статьям гл. 21 УК РФ.

Ответственность за преступления, описанные ч. 3 ст. 274.1 УК РФ без квалифицирующих признаков, дифференцирована, и выбор остается за судом:
— принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
— либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Фактически суд может в одном варианте привлечь к принудительным работам с лишением специальных прав (заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности) либо к лишению свободы на срок до шести лет с лишением специальных прав (заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности).

Части 4 и 5 статьи 274.1 УК РФ обладают рядом квалифицирующих признаков, рассмотрим их.
Часть 4 статьи 274.1 УК РФ гласит следующее: «Деяния, предусмотренные частью первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, или лицом с использованием своего служебного положения».
В данной части квалифицирующими признаками будут:
— группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
— лицо;
— с использованием своего служебного положения.
Здесь необходимо разъяснить понятие “использование своего служебного положения”. Позиция Пленума Верховного суда РФ в общем случае выглядит следующим образом: под лицами, использующими свое служебное положение, стоит понимать должностных лиц, служащих, а также лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях. Более подробно можно ознакомиться в статье.
Как можно заметить, что в данном составе преступления должна присутствовать группа лиц предварительно, сговорившаяся, или организованная группа, которая готовит или уже совершила преступление. Нужно понимать, что общественная опасность от такого рода деяний значительно возрастает, при этом законодатель вводит уточняющий квалифицирующий признак: «с использованием своего служебного положения». В совокупности группа лиц с использованием своего служебного положения может нанести более существенный вред.
Стоит отметить, что организация группы для совершения преступления, так и участие в подобной группе является отдельным составом преступления и в рамках судебного преследования будет рассматриваться как отягчающее обстоятельство см. п. (в) ст. 63 УК РФ, а также ст. 35 УК РФ и ст. 210 УК РФ, соответственно наказание будет более суровым.
Как уже выше отмечалось в ч. 4 ст. 274.1. есть другой квалифицирующий признак: «лицо, с использованием своего служебного положения».
Указанная конструкция говорит, что в рамках ч. 3 ст. 274.1 лицом, которое может быть привлечено к ответственности, является не только непосредственный исполнитель, но и руководитель, в действиях которого есть такой состав преступления.
Поэтому законодатель вводит более суровую ответственность за преступления с такими квалифицирующими признаками:
наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В связи с тем, что в контексте исследуемого вопроса стоит обратить внимание на наличие такого риска как: совершение преступления с использованием своего служебного положения и одновременно создание преступной группы с использованием своего должностного положения, т.е. появляется такое лицо, как организатор. Указанные деяния буду отдельными составами преступлений, с соответствующей ответственностью, которая будет учтена судом по правилам ст. 69 УК РФ.

Перейдем к рассмотрению ч. 5 ст. 274.1 УК РФ:
“Деяния, предусмотренные частью первой, второй, третьей или четвертой настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия”
Как видим, появился еще один квалифицирующий признак “тяжкие последствия”.
Краткий анализ судебной практики показывает, что единого подхода к определению понятия «тяжких последствий» с точки зрения размера ущерба в денежном выражении не выявлено (более подробно можно ознакомиться в статье), в каждом случае суд должен установить размер вреда/тяжесть последствий, исходя из обстоятельств дела, а также контексте существующей правоприменительной практики и неопределенности толкования размеров ущерба, точно определить категорию последствия часто представляется крайне сложной задачей.
Однако, стоит обратить внимание, что категория “тяжкие последствия” описывает очевидно более опасные последствия, чем “крупный ущерб”, который был рассмотрен выше и определен как “ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей”.
Одновременно с этим, несомненно, можно отнести к тяжким последствиям следующие события: гибель и серьезные травмы людей, разрушения инфраструктуры, повреждения зданий и сооружений, нанесению вреда безопасности государства и т.д.
Описанная часть, определяет еще более существенную ответственность за деяния с такими последствиями:
“наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового».

Думаю, стоит также остановиться на формулировке в санкционной части норм ч. 3,4,5 ст. 274.1 УК РФ: «с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок … лет или без такового».
С понятием «лишение права» все очевидно, может быть вынесен судебный запрет на замещение определенных должностей, например: руководящие должности или заниматься определенной деятельностью – например: оказывать услуги по защите информации. Срок действия запрета может носить как временный характер, так и бессрочный. Одновременно с этим у суда есть опция не включать в приговор судебный запрет на право занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В заключении нужно отметить, что при сложности и несовершенстве законодательной базы и отсутствии судебной практики за совершение преступлений, описанных в ч. 3,4,5 статьи 274.1 УК РФ могут нести ответственность как непосредственные исполнители, так и руководство юридических лиц/государственных органов.
Размер ответственности законодатель логично ставит в зависимость от тяжести ущерба/последствий преступления, но по при этом не устанавливает правил градации определения тяжести последствий, оставляя данный вопрос на стороне судебной системы, которая в свою очередь может трактовать закон довольно широко.
На рисунке ниже представлены основные моменты, отраженные в статье.

Термины и определения
Предмет преступления — это конкретная материальная вещь, в которой проявляются определенные свойства общественных отношений (объекта преступлений), путем физического или психического воздействия на который причиняется социально-опасный вред в сфере общественных отношений. (1)
Объект преступления — это те поставленные под охрану уголовного закона общественные отношения, против которых направлено преступление.
Объективная сторона преступления — это внешнее проявление конкретного общественно опасного поведения, осуществляемого в определенных условиях, месте, времени и причиняющего вред общественным отношениям.
Субъективная сторона преступления — это психическое отношение лица к совершаемому им преступлению, которое характеризуется конкретной формой вины, мотивом и целью.
Субъект преступления — признается вменяемое физическое лицо, достигшее определенного законодателем возраста, которое совершило запрещенное законом общественно опасное деяние, причинившее вред объекту уголовно-правовой охраны. (ст. 19 УК РФ).

PS: дополнил название.
Leges intellegi ab omnibus debent (лат.) — законы должны быть понятны каждому.

Источники
Нормативно-правовые акты
(1) ФЗ от 26.07.2017 N 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».
(2) «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 20.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018).
(3) ФЗ N 194-ФЗ от 26.07.2017 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации“.

Похожие статьи:

  • Декретные годы и пенсия Важный вопрос — входит ли декретный отпуск в трудовой стаж Входит ли декретный отпуск в стаж – вопрос, который волнует будущих мамочек, официально трудоустроенных на предприятии. Некоторые работающие женщины, не разобравшись в ситуации, стараются как можно позже уйти […]
  • Каким является земельный налог Земельный налог Налоги и налоговая система Налоговый кодекс Российской Федерации Земельный налог Земельный налог определяется главой 31 Налогового кодекса РФ и местными нормативными правовыми актами, а также законами городов федерального значения Москвы и […]
  • Пособия для детского сада купить оптом Покупка на группу оптом Новый учебный год в детском саду это событие, которое очень важно как для воспитателей, так и для воспитанников и их родителей. Кроме составления учебно-воспитательных планы для образовательной деятельности в будущем году. Воспитатели […]
  • Горячий стаж профессии список Льготные профессии Перечень льготных профессий Уже несколько лет в России действует правительственное постановление, которое закрепило список профессий на льготную пенсию. Эти специальности официально признаются вредными для здоровья человека. Новое постановление […]
  • Ашан жалоба Написать жалобу на магазин Ашан Если у вас есть претензии к уровню обслуживания, качеству товара, магазин отказывает в гарантийном обслуживании, не принимает бракованный товар или другим образом нарушает закон, вы можете написать жалобу и потребовать возмещения […]
  • Ходатайство об отложении разбирательства гпк Ходатайство об отложении судебного заседания в гражданском процессе Риски при неявке на процесс При рассмотрении гражданского дела не обязательно участие истца или ответчика, точнее, требование об обязательном их присутствии в законодательстве не содержится. Но чем […]