Заявление налогоплательщика по уплате косвенных налогов

Оглавление:

Российская организация купила товар у организации, которая зарегистрирована в государстве — участнике Таможенного союза Евразийского экономического союза. Налоговая декларация по НДС была сдана вовремя. Сумма НДС пока не уплачена. В какой срок российская организация должна подать налоговую декларацию по косвенным налогам? В какой срок необходимо подать заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов? Какая ответственность установлена за пропуск срока подачи налоговой декларации? Каков предельный срок подачи налоговой декларации по косвенным налогам и заявления об уплате косвенных налогов в целях получения права на вычет сумм НДС, перечисленных в бюджет?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При ввозе товаров из стран — участниц ЕАЭС импортер обязан подать Декларацию по косвенным налогам в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов необходимо подавать одновременно с налоговой декларацией по косвенным налогам даже в том случае, если данные налоги по каким-либо причинам не были перечислены в бюджет в установленный срок. В таком случае сотрудник налогового органа формирует Уведомление об отказе в проставлении отметки на заявлении. После уплаты НДС организация-импортер может подать новое Заявление, при этом ранее поданное отзывается.
За пропуск установленного срока подачи Декларации к организации могут быть применены меры ответственности в виде штрафов, установленных НК РФ и КоАП. В то же время для получения права на вычет сумм НДС, перечисленных в бюджет, необходимо подать Декларацию и Заявление об уплате косвенных налогов. Предельный срок подачи таких документов не установлен, однако для целей принятия сумм НДС к вычету указанные документы должны быть поданы не позднее 3-х лет с даты ввоза товаров.

Обоснование вывода:
При осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств — участников Таможенного союза ЕАЭС необходимо руководствоваться:
— Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее — Договор);
— Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, далее — Протокол) (Астана, 29 мая 2014 г.);
— Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов (далее — Протокол об обмене информацией) (Санкт-Петербург, 11.12.2009);
— Налоговым кодексом РФ. При этом приоритет имеют нормы Договора и Протоколов (ст. 7 НК РФ).
При ввозе товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена уплата косвенных налогов, в частности НДС, осуществляется налогоплательщиком-импортером. То есть при ввозе товаров на территорию РФ из стран — участниц Договора российский покупатель (организация или индивидуальный предприниматель) — собственник товара должен уплатить НДС. При этом налог уплачивается в особом порядке. Так, в силу п. 19 Протокола НДС уплачивается импортером не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
В этот же срок в соответствии с п. 20 Протокола необходимо представить в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам по форме, утвержденной приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н (далее — Декларация).
Одновременно с Декларацией налогоплательщики представляют в налоговые органы документы, предусмотренные п. 20 Протокола (п. 4 и 6 Порядка заполнения декларации, письмо Минфина России от 22.07.2010 N 03-07-15/101):
— заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика (далее — Заявление);
— выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства-члена;
— транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
— счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена. Если выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства-члена либо товары приобретаются у налогоплательщика государства, не являющегося членом Союза, то вместо счета-фактуры в налоговый орган представляется иной документ (документы), выставленный (выписанный) продавцом, подтверждающий стоимость импортированных товаров;
— договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства-члена с территории другого государства-члена.
Указанные документы подаются для целей принятия НДС, перечисленного в соответствии с п. 19 Протокола НДС, к вычету (исходя из п. 26 Протокола, ст.ст. 171 и 172 НК РФ), а также для целей подтверждения организацией-экспортером права на нулевую ставку НДС (в силу п. 3 Протокола).

Последствия неуплаты НДС при ввозе

Однако в рассматриваемой ситуации при ввозе товаров с территории страны — участницы ЕАЭС российской организацией НДС не был перечислен в бюджет.
Пунктом 22 Протокола предусмотрено, что в случаях неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов по импортированным товарам, уплаты таких налогов в более поздний срок по сравнению с установленным п. 19 Протокола налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размерах, установленных законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства-члена (п. 3 Приказа ФНС России от 08.04.2015 N ММВ-7-15/[email protected]).
В случае, когда российская организация не уплатила в срок сумму НДС при ввозе товаров из страны — участницы ЕАЭС, налоговый орган может взыскать эту сумму принудительно в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ (п. 2 ст. 45 НК РФ). Кроме этого, с налогоплательщика могут быть взысканы пени за несвоевременную уплату НДС в соответствии с положениями ст. 75 НК РФ в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
Что касается предъявления суммы НДС к вычету, взысканной налоговым органом (либо уплаченной организацией самостоятельно, но позднее срока, установленного п. 19 Протокола), отметим, что суммы косвенных налогов, уплаченные (зачтенные) по товарам, импортированным на территорию РФ с территории стран — участниц ЕАЭС, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством РФ (в силу п. 26 Протокола).
В соответствии с положениями ст.ст. 171 и 172 НК РФ налогоплательщики имеют право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную согласно ст. 166 НК РФ в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, на суммы налога, уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ, после принятия на учет ввезенных товаров при наличии документов, подтверждающих уплату указанных сумм, и при использовании данных товаров для осуществления операций, облагаемых НДС. То есть принятие суммы НДС к вычету по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, без фактической уплаты налога в бюджет действующее законодательство не предусматривает (постановление АС Западно-Сибирского округа от 26.06.2015 N Ф04-20132/15).
Минфин России в своих разъяснениях отмечает, что право на вычет соответствующих сумм НДС возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором НДС по товарам уплачен и отражен в соответствующих налоговой декларации и заявлении о ввозе товаров (письма от 26.01.2012 N 03-07-14/10, от 20.07.2011 N 03-07-13/01-26).
Отметим, что в письмах от 02.07.2015 N 03-07-13/1/38180, от 17.08.2011 N 03-07-13/01-36 Минфин России придерживается позиции, что право на вычет НДС, уплаченного при ввозе товаров, подтверждается не только документами, свидетельствующими о фактической уплате НДС в бюджет, но и наличием отметки на Заявлении, свидетельствующей об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога. Суды с такой позицией чиновников не соглашаются и указывают на тот факт, что ни международные акты таможенного союза (впоследствии ЕАЭС), устанавливающие порядок взимания косвенных налогов, ни положения главы 21 НК РФ не связывают право налогоплательщика на заявленные вычеты с отметкой, проставляемой на Заявлении (постановления ФАС Центрального округа от 14.02.2012 N Ф10-5390/11, Московского округа от 25.07.2011 N КА-А41/7408-11). В то же время в соответствии с п. 6 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС (утверждена Постановлением N 1137), при ввозе на территорию РФ с территории страны — участницы ЕАЭС товаров, в отношении которых взимание НДС осуществляется налоговыми органами, в книге покупок регистрируются заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС и указываются реквизиты документов, подтверждающих фактическую уплату НДС.
Во избежание налоговых рисков организация может предъявить сумму НДС, перечисленную в бюджет при ввозе товаров из страны — участницы ЕАЭС, не ранее того периода, в котором проставлена отметка налогового органа об уплате НДС.
При этом в соответствии с п. 1.1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты в виде сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ (п. 2 ст. 171 НК РФ), могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет ввезенных налогоплательщиком товаров*(1).

Читайте так же:  Требования к техническим средствам охраны

О Декларации о косвенных налогах и Заявлении о ввозе товара и уплате налогов

Исходя из п. 20 Протокола импортер обязан представить Декларацию в установленный срок — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, независимо от уплаты им сумм косвенных налогов.
К российской организации за непредставление налоговой декларации по косвенным налогам могут быть применены меры ответственности, установленные законодательством РФ (п. 22 Протокола).
Так, согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Кроме того, нарушение установленного срока представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет в соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц организации в размере от трехсот до пятисот рублей.
При этом, по нашему мнению, даже в случае неперечисления НДС в бюджет при ввозе товара, одновременно с Декларацией необходимо подавать Заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов.
При этом, в соответствии с п. 6 Правил заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (приложение 2 к Протоколу об обмене информацией) в течение десяти рабочих дней со дня поступления Заявления и документов, предусмотренных п. 20 Протокола, должностное лицо налогового органа, принявшего Заявление, должно его рассмотреть и подтвердить факт уплаты косвенных налогов (освобождения либо иного способа уплаты) либо мотивированно отказать в соответствующем подтверждении.
Так, в соответствии с п. 8.1.6 приказа ФНС от 08.04.2015 N ММВ-7-15/[email protected] «Об утверждении Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса «ЕАЭС — обмен» (далее — Методические рекомендации) в случае отказа в подтверждении уплаты косвенных налогов (освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость и (или) акцизами) должностное лицо, проводившее проверку, формирует и распечатывает уведомление об отказе в проставлении отметки (далее — Уведомление).
В дальнейшем, после перечисления соответствующей суммы НДС в бюджет, организация-импортер может подать новое заявление. Ранее поданное Заявление подлежит отзыву. Так, в соответствии с п. 8.2.4 Методических рекомендаций должностное лицо отдела, ответственного за проведение камеральных налоговых проверок, осуществляет отзыв заявления, в частности если:
— установлено, что налогоплательщиком представлено новое заявление взамен ранее проверенного заявления, в том числе при возврате товаров;
— получена информация от налогоплательщика о необходимости отзыва заявления.
В соответствии с пп. 3 п. 8.6 Методических рекомендаций «в случае выявления факта непредставления заявления российским импортером и неисполнения им своих обязательств, предусмотренных протоколом о порядке взимания налогов, должностное лицо отдела, ответственного за проведение камеральных налоговых проверок, принимает исчерпывающие меры по исполнению пункта 22 протокола о порядке взимания налогов»*(2).

Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Налоговые вычеты по НДС при ввозе товаров с территории Таможенного союза (ЕАЭС);
— Энциклопедия решений. НДС при ввозе товаров с территории государств — участников Таможенного союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия);
— Энциклопедия решений. Взыскание налоговым органом недоимки, пеней, штрафов и процентов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Обращаем внимание, что организация-продавец не сможет подтвердить свое право на применение нулевой ставки НДС без подачи российской организацией Заявления и перечисления суммы НДС в бюджет. Так, согласно п. 5 Протокола документы, предусмотренные п. 4 Протокола (подтверждающие правомерность применения нулевой ставки НДС), представляются экспортером в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.
При непредставлении этих документов в установленный срок суммы косвенных налогов подлежат уплате экспортером в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, либо иной налоговый (отчетный) период, установленный законодательством государства-члена, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС согласно законодательству государства-члена, с территории которого экспортированы товары.
*(2) Отметим, что налоговым законодательством РФ не установлена ответственность за непредставление (несвоевременное представление) Заявления. По нашему мнению, в случае непредставления организацией-импортером Заявления вместе с Декларацией налоговый орган может применить ст. 126 НК РФ «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля», пунктом 1 которой установлен штраф в размере 200 рублей за каждый документ.

Может ли организация применить ставку НДС 0% при экспорте товара в Республику Беларусь и Республику Казахстан, если контрагент уплатил НДС при импорте товара и представил в налоговый орган по месту своего учета заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, но организации заявление с отметкой налогового органа не представил, а также в ситуации, когда контрагент не уплатил НДС при импорте товара и не представил в налоговый орган и организацию заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При отсутствии заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов Ваша организация может воспользоваться ставкой НДС 0%, предоставив в налоговый орган РФ перечень заявлений.
Если покупатель-импортер не оплатил НДС и не представил в налоговый орган заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, то Ваша организация не может применить ставку НДС 0%.

Обоснование вывода:
Единую таможенную территорию таможенного составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза).
При осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств — участников Таможенного союза необходимо руководствоваться:
— Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.);
— Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее — Протокол о порядке взимания косвенных налогов) (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, в частности, при экспорте товаров — разделом II Протокола о порядке взимания косвенных налогов);
— Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов (далее — Протокол об обмене информацией) (Санкт-Петербург, 11.12.2009);
— НК РФ. При этом в соответствии со ст. 7 НК РФ приоритет имеют нормы Договора о Евразийском экономическом союзе, Протокола о порядке взимания косвенных налогов и Протокола об обмене информацией.
Согласно п. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при экспорте товаров, в частности, с территории России на территорию государства — члена Таможенного союза налогоплательщиком РФ применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов.
Одним из таких документов является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее — Заявление) (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика) (далее — Перечень заявлений) (пп. 3 п. 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов). Форма Перечня заявлений утверждена приказом ФНС России от 06.04.2015 N ММВ-7-15/[email protected] «Об утверждении формы Перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, порядка ее заполнения и формата представления в электронном виде».
Таким образом, для подтверждения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства — члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, может быть предоставлен один из следующих документов:
— возвращенный контрагентом (покупателем-импортером) экземпляр Заявления, составленного по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке, исполнения налоговых обязательств) (в оригинале или в копии по усмотрению налогового органа РФ);
— Перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика) (далее — Перечень заявлений). При этом в Перечень заявлений необходимо включать реквизиты и сведения только из тех заявлений, информация о которых поступила в налоговый орган в соответствии с Протоколом об обмене информацией.
Проверка налоговыми органами сведений, содержащихся в вышеназванных документах, осуществляется в соответствии с разделом 13 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса «ЕАЭС — обмен», утвержденных приказом ФНС России от 08.04.2015 N ММВ-7-15/[email protected] (письмо Федеральной налоговой службы от 17.06.2016 N ЕД-4-15/[email protected] «О порядке администрирования НДС и акцизов при экспорте товаров российскими налогоплательщиками в государства — члены Евразийского экономического союза»).
Таким образом, если покупатели-импортеры из Республик Казахстан и Белоруссии представили Заявления в налоговые органы по месту своего учета и в налоговый орган РФ в соответствии со ст. 2 Протокола об обмене информацией п
оступила информация из таких Заявлений, то организация-продавец в качестве документа, предусмотренного пп. 3 п. 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов, может представить Перечень заявлений. Соответственно, продавцу нет необходимости получать от покупателя-импортера два экземпляра Заявления с отметкой налогового органа.
Следует отметить, что в соответствии с абзацем 2 п. 7 Протокола о порядке взимания косвенных налогов в случае непредставления в налоговый орган заявления налоговый орган вправе принять решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость и налоговых вычетов в отношении операций по реализации товаров, вывезенных с территории одного государства — члена Таможенного союза на территорию другого государства — члена Таможенного союза, при наличии в налоговом органе одного государства — члена Таможенного союза подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства — члена Таможенного союза факта уплаты налога на добавленную стоимость в полном объеме (освобождения от уплаты налога).
В соответствии с последним абзацем ст. 2 Протокола об обмене информацией налоговый орган — получатель реестра заявлений должен информировать налогоплательщика в электронном виде или предоставлять ему доступ к информации о получении сведений из заявлений по форме и в порядке, которые установлены налоговым органом — получателем реестра заявлений.
На официальном сайте ФНС России (http//:www.nalog.ru) в разделе «Электронные услуги» размещен электронный сервис «Информирование налогоплательщиков о получении заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов» (https://service.nalog.ru/blr1.do), позволяющий участникам внешнеэкономической деятельности в рамках ЕАЭС получать информацию о поступлении электронной копии Заявления из налоговых органов страны-импортера (заявителя) в налоговые органы страны-экспортёра ЕАЭС.
Таким образом, если Ваши покупатели-импортеры не представили Вашей организации Заявления, то Вы можете воспользоваться сайтом ФНС России и проверить, получал ли налоговый орган РФ из налоговых органов Республики Казахстана и Белоруссии сведения из Заявлений, поданных покупателями-импортерами в эти налоговые орган.
Если информация поступила в налоговый орган РФ, то Ваша организация при отсутствии Заявлений может воспользоваться ставкой НДС 0%, предоставив вместо Заявления Перечень заявлений. Налоговый орган РФ в этом случае для решения вопроса об обоснованности применения ставки НДС 0% может воспользоваться электронным документом об уплате НДС, поступившим от налогового органа страны-импортера (письмо Минфина России от 05.03.2012 N 03-07-03/35).
В случае если информация не поступала в налоговый орган РФ по каким-либо причинам (например по причине непредоставления покупателями-импортерами Заявлений в налоговые органы Республики Казахстана и Белоруссии), то при отсутствии Заявлений Ваша организация не может воспользоваться ставкой НДС 0%.
Обращаем Ваше внимание на то, что при не оплате покупателем-импортером НДС в государстве — члене Таможенного союза, в которую импортируется товар, нарушается принцип взимания косвенных налогов, закрепленный в п.п. 1, 4 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе.

Читайте так же:  Новосибирск калининский район нотариус

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Журавлев Вячеслав

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

2 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Заявление налогоплательщика по уплате косвенных налогов

Сервис позволяет получить информацию о поступлении электронной копии Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее – Заявление) из налоговых органов страны импортёра (заявителя) в налоговые органы страны-экспортёра Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Информация предоставляется как по Заявлениям российских импортёров (их получение налоговыми органами других государств-членов ЕАЭС), так и по Заявлениям импортёров из этих государств, полученных налоговыми органами Российской Федерации.

Для получения информации необходимо заполнить поисковые реквизиты Заявления.

Реквизит «Дата отметки о регистрации заявления в налоговом органе» заполняется в формате ДД.ММ.ГГГГ или выбирается из календаря.

Заявления, полученные в налоговых органах страны-экспортёра, в ответе на запрос имеют статус «Принято в стране Продавца успешно».

Структура «Номера отметки о регистрации заявления в налоговом органе» РФ с 2012 года: 16-значный цифровой код вида ННННДДММГГГГХХХХ, где НННН – код налогового органа, ДДММГГГГ – дата регистрации заявления (день, месяц, год), ХХХХ – порядковый номер.

Заявление о ввозе товаров в электронной форме

Организация импортировала товар из страны – участницы ЕАЭС. Налоговый орган отказал в приеме Заявления о ввозе товара в электронной форме в связи с непредставлением документов. Если заявление о ввозе и уплате косвенных налогов предоставляется в электронном виде, то как предоставляются подтверждающие документы? Что делать, если отказали в приеме заявления?

При осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств – участников Таможенного союза ЕАЭС необходимо руководствоваться:
– Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее – Договор);
– Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, далее – Протокол) (Астана, 29 мая 2014 г.);
– Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов (далее – Протокол об обмене информацией) (Санкт-Петербург, 11.12.2009);
– Налоговым кодексом РФ. При этом приоритет имеют нормы Договора и Протоколов (ст. 7 НК РФ).
Согласно п. 13 Протокола взимание НДС при импорте товаров с территории государства – члена ЕАЭС осуществляется налоговым органом по месту учета импортера. То есть при ввозе товаров на территорию РФ из стран – участниц Договора российский покупатель (организация или индивидуальный предприниматель) – собственник товара должен уплатить НДС. При этом налог уплачивается в особом порядке. Так, в силу п. 19 Протокола НДС уплачивается импортером не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.

В этот же срок в соответствии с п. 20 Протокола необходимо представить в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам. Одновременно с Декларацией налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы документы, предусмотренные п. 20 Порядка, в частности:
– заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо только в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика (далее – Заявление);
– документы, предусмотренные с выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства-члена;
– транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
– счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена. Если выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства-члена либо товары приобретаются у налогоплательщика государства, не являющегося членом Союза, то вместо счета-фактуры в налоговый орган представляется иной документ (документы), выставленный (выписанный) продавцом, подтверждающий стоимость импортированных товаров;
– договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства-члена с территории другого государства-члена.

При необходимости представляются и другие документы, предусмотренные п. 20 Порядка. Документы (кроме заявления) могут быть представлены в копиях, заверенных в порядке, установленном законодательством государства – члена.

Отметим, что ни Протоколом, ни иными нормативными документами не предусмотрена подача подтверждающих документов в электронном виде. Исключение сделано только для Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Дело в том, что Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов является для налоговых органов документом, подтверждающим факт уплаты НДС импортером (письмо Минфина России от 26.02.2016 N 03-07-13/1/10931). Также этот документ (или сообщение о проставлении отметки налогового органа, подтверждающее факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств) необходим экспортеру для подтверждения обоснованности применения им нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов (в силу п. 3 Протокола).

Исходя из положений Приказа ФНС России от 08.04.2015 N ММВ-7-15/[email protected] “Об утверждении Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса “ЕАЭС – обмен” (далее – Приказ N ММВ-7-15/[email protected]) возможность представления Заявления в электронном виде предоставлена налогоплательщикам в первую очередь для целей информационного обмена между налоговыми органами стран-участниц ЕАЭС (смотрите также письмо ФНС России от 16.09.2015 N ОА-4-17/[email protected]).

Кроме этого, Заявление в электронной форме с отметкой налогового органа об уплате НДС служит для налогоплательщика основанием для принятия уплаченного налога к вычету. Напомним, что на основании положений п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе на территорию РФ товаров, перемещаемых через границу РФ без таможенного оформления, подлежат вычетам в случае использования этих товаров для осуществления операций, облагаемых НДС, после принятия их на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров. Минфин России в своих разъяснениях отмечает, что право на вычет соответствующих сумм НДС возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором НДС по товарам уплачен и отражен в соответствующих налоговой декларации и Заявлении (письма от 26.01.2012 N 03-07-14/10, от 17.08.2011 N 03-07-13/01-36, от 20.07.2011 N 03-07-13/01-26).

Таким образом, налогоплательщик, осуществивший ввоз товара с территории государства-участника ЕАЭС, должен представить Декларацию по косвенным налогам, приложив к ней документы, перечисленные в п. 20 Протокола. При этом не предусмотрена возможность представить указанные документы в электронном виде (за исключением Заявления).
В то же время ни в Протоколе, ни в Протоколе об обмене информацией не указано, что при подаче Заявления в электронном виде налогоплательщик должен представить одновременно документы, подтверждающие ввоз товара и уплату косвенных налогов (в бумажном или электронном виде).
Исходя из положений Приказа N ММВ-7-15/[email protected] должностное лицо налогового органа, в который поступило Заявление в электронном виде по ТКС, осуществляет контроль правильности заполнения Заявления в соответствии с пп. в) п. 8.1.3 Приказа N ММВ-7-15/[email protected] и при отсутствии замечаний регистрирует Заявление и направляет его в отдел, ответственный за проведение камеральных налоговых проверок.

Отметим, что при успешном прохождении указанного контроля налогоплательщику (его представителю) незамедлительно формируется квитанция о приеме, подтверждающая, что заявление было успешно принято налоговым органом и зарегистрировано в ПК “СЭОД”. В противном случае формируется уведомление об отказе в приеме, с указанием причин отказа.
Исходя из п. 8.1.5 Приказа N ММВ-7-15/[email protected] камеральная проверка Заявления осуществляется в соответствии с требованиями Договора, протокола о порядке взимания налогов, правил заполнения заявления (приложение N 2 к протоколу об обмене информацией).

При этом при проверке используются и учитываются, в частности:
– данные налоговых деклараций по косвенным налогам;
– сведения о поступлении (уплате) косвенных налогов;
– представленные документы и их комплектность.

При этом в случае, если отсутствует налоговая декларация по косвенным налогам за налоговый период, к которому относится Заявление, то отметка о подтверждении уплаты косвенных налогов (освобождения от налогообложения) на Заявлении не проставляется.

При представлении заявления в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика налоговый орган направляет налогоплательщику в электронном виде документ, подтверждающий факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств), либо документ с мотивированным отказом (абз. 3 п. 6 Правил заполнения заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Приложение 2 к Протоколу об обмене информацией)).

Читайте так же:  Трудовой кодекс регулирует отношения между

Таким образом, исходя из положений Приказа N ММВ-7-15/[email protected] налоговый орган не может отказать в приеме Заявления в электронном виде (при отсутствии ошибок, указанных в пп. “в” п. 8.1.3 Приказа N ММВ-7-15/[email protected]), однако может отказать в проставлении отметки о подтверждении уплаты косвенных налогов (освобождения от налогообложения) по Заявлению в случае отсутствия в налоговом органе Декларации и подтверждающих документов.

Ответ подготовил: Ткач Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ответ прошел контроль качества

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Как подать заявление об уплате косвенных налогов и декларацию при ввозе товаров из Республики Беларусь?

Добрый день!
Помогите разобраться в ситуации!

Фирма ООО на УСН (доходы — расходы) в начале декабря закупила товар в Белоруссии. НДС по данной поставке был уплачен в конце декабря. Так же в конце декабря была вторая поставка. Оплатити НДС по второй поставке 12 января 2018г. К учету обе поставки приняты в декабре. Получается документы подаются по факту оплаты НДС и необходимо подать заявление + декларацию по первой поставке за декабрь, а по второй поставке за январь?

Как составить заявление об уплате косвенных налогов?

Заявление об уплате косвенных налогов направляют в ФНС импортеры товаров из стран ЕАЭС в числе прочих документов, дополняющих декларацию по НДС по соответствующей разновидности импорта. Изучим подробнее, каким образом используется и заполняется данное заявление.

Кто должен уплачивать косвенные налоги при импорте товаров из стран ЕАЭС

Все импортеры товаров из стран ЕАЭС, вне зависимости от организационно-правовой формы и применяемого режима налогообложения, обязаны уплачивать в бюджет своего государства косвенные налоги.

Косвенные налоги включают в себя акцизный сбор или налог, а также налог на добавленную стоимость (НДС).

Тот факт, что российская фирма в общем случае освобождена от уплаты НДС — например, если работает на упрощенке, — в данном случае не играет роли. При импорте товаров из ЕАЭС налог уплачивается всеми хозяйствующими субъектами, если законом не установлено иное.

Алгоритм взимания косвенных налогов регламентирован одноименным Протоколом, который является приложением № 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014.

Для исчисления и уплаты импортного НДС по товарам, ввезенным из ЕАЭС, налогоплательщики обязаны отчитаться в ФНС по месту учета, подав следующий пакет документов:

  1. Декларацию о косвенных налогах.
  2. Оригинал заявления об уплате косвенных налогов.
  3. Банковскую выписку, подтверждающую факт уплаты импортного НДС.
  4. Договоры (контракты) поставки ценностей.
  5. Всю сопроводительную документацию на товар: счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и т. д.

Срок предоставления вышеперечисленных документов — не позже 20 числа месяца, следующего за месяцем постановки на учет ввезенных материальных ценностей или даты платежа по договору лизинга.

Для кого обязательна (необязательна) декларация о косвенных налогах

Декларацию и заявление, о которых идет речь, правомерно рассматривать в роли ведущих отчетных документов, которые позволяют принять к вычету уплаченный при ввозе иностранных ценностей НДС.

Форма декларации утверждена приказом Минфина РФ от 07.07.2010 № 69н. Документ может быть представлен как в электронном виде, так и на бумажном носителе — при условии, что налогоплательщик не относится к числу крупнейших и среднесписочное количество сотрудников не превышает 100 человек. Требование об электронном представлении декларации в данном случае не актуально.

При этом форма должна заполняться, даже если импортный НДС не платится по тому или иному основанию, например, исходя из того факта, что осуществляется его передача между двумя иностранными филиалами одной и той же организации.

ВНИМАНИЕ!Если местом реализации не является территория РФ — например, при продаже товаров представительством российской компании в другом государстве, — то декларация не подается и налоги не оплачиваются (письмо Минфина от 01.10.2014 № 03-07-08/49200).

Таким образом, декларация об импорте товаров из ЕАЭС необязательна только для тех хозяйствующих субъектов, которые не ввозят на территорию РФ продукцию из государств соответствующего экономического объединения.

За несвоевременную подачу декларации инспекторы взыщут штраф в 5-процентном размере от исчисленной величины налога за каждый просроченный месяц, но не более 30% от общей суммы налога и не меньше 1000 руб. (ст. 119 НК РФ).

Изучим специфику оформления и предоставления заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Кто и для чего подает заявление о косвенных налогах

В соответствии с подп. 1 п. 20 Протокола о взимании косвенных налогов, ИП и юридические лица, импортирующие товары в Россию из других стран ЕАЭС, как уже было сказано выше, должны составлять заявление, удостоверяющее факт:

  • ввоза товаров из ЕАЭС;
  • уплаты косвенных налогов.

Документ составляется по форме, утвержденной приложением № 1 к Протоколу об обмене информацией в ЕАЭС от 11.12.2009.

Заявление, о котором идет речь, направляется в ФНС в нескольких экземплярах: в бумажном варианте — 4 копии, а в дополнение к бумажным копиям — в электронном виде; или же в только в электронном — при условии подписания ЭЦП.

  1. На практике российской фирме может быть предпочтительнее предоставление именно бумажной версии заявления об уплате косвенных налогов, поскольку:Одну из его копий необходимо передать партнеру из страны ЕАЭС, у которого ввезенный товар куплен.
    Соответствующую копию фирма из ЕАЭС использует для подтверждения права на применение нулевой экспортной ставки по НДС.
    То же самое может потребоваться сделать и российскому налогоплательщику, если он выступит в роли экспортера товаров.
  2. ЭЦП, используемые для подписания заявления для ФНС и для заверения прочих документов, во-первых, разные, а во-вторых, они не будут действительны на территории другого государства. Поэтому зарубежный партнер попросту не сможет получить законный для своей страны вариант электронного документа.

Хотя в скором времени ситуация может измениться: на заседании Коллегии ЕАЭС в апреле 2017 года было решено ввести единую для всего объединения ЭЦП к концу года.

Составление заявления об уплате косвенных налогов: нюансы

При заполнении заявления об уплате косвенных налогов нужно иметь в виду, что:

  1. Отдельный экземпляр документа составляется для каждого договора на поставку товаров.
  2. Сведения об однотипных товарах, ввезенных по разным накладным документам, фиксируются в разных строках таблицы, присутствующей в разделе 1.
  3. Код в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД фиксируется в графе 3 таблицы раздела 1, только если ввозится подакцизный товар (или если за него платится НДС по ставке 10%). При этом графы 14 и 19 заполняются только для подакцизных товаров, а в графах 16, 17 и 18 указываются налоговые ставки НДС и акцизов, утвержденные государством-экспортером.
  4. Стоимость импортированного товара в графе 8 указывается по курсу ЦБ на момент принятия продукции к учету (если стоимость поставки в иностранной валюте, в том числе валюте государства, входящего в ЕАЭС).
  5. При отсутствии счета-фактуры от поставщика товара из ЕАЭС в таблице указываются в соответствующих графах — 11 и 12 — данные по накладным и транспортным документам.
  6. Раздел 2 документа налогоплательщик не заполняет (это должны делать налоговики), но обязательно включает в состав подаваемого в ФНС заявления об уплате косвенных налогов.

Налоговики, получив заявление, в установленном порядке уведомляют налогоплательщика о получении документа. Изучим подробнее данную процедуру.

Как получить уведомление о подтверждении факта уплаты косвенных налогов от ФНС

ФНС, получив от налогоплательщика рассматриваемое заявление, производит с ним следующие действия:

  • изучает его в течение установленного срока — не более 10 дней;
  • проставляет на каждом из экземпляров, если с ними всё в порядке, отметку, удостоверяющую факт уплаты импортного НДС, либо направляет налогоплательщику документ, удостоверяющий уплату импортного НДС, в электронном виде;
  • направляет электронный экземпляр заявления в ФНС страны-экспортера (ст. 2 «Протокола об обмене информацией…» от 11.12.2009).

ВНИМАНИЕ! Узнать, доставлено ли ваше заявление в ФНС экспортера, можно с помощью специального сервиса .

Аналогичные действия осуществляют и налоговые органы стран ЕАЭС — при получении заявлений об уплате косвенных налогов за импортированные из России (или других стран объединения) товары от национальных хозяйствующих субъектов.

Если ФНС обнаружит в документах, предоставленных налогоплательщиком, недочеты, то может проставить отказ в подтверждении факта уплаты данным хозяйствующим субъектом импортного НДС.

В числе возможных причин отказа:

  • непредоставление документов по полному перечню, который приведен в п. 20 Протокола;
  • несоответствие сведений в заявлении тем, что отражены в декларации;
  • несоответствие сведений в бумажной версии заявления тем, что отражены в электронной копии документа;
  • обнаружение факта необоснованного занижения налоговой базы.

Оспорить немотивированный, по мнению плательщика, отказ можно в установленном порядке, написав жалобу в вышестоящий орган ФНС, а затем, если потребуется, — в суд.

Хозяйствующий субъект, который ввозит на территорию РФ товар из страны ЕАЭС, направляет в ФНС заявление об уплате НДС за соответствующий товар. Прилагается данное заявление к налоговой декларации — наряду с другими документами, предусмотренными п. 20 Протокола о взимании косвенных налогов по Договору об учреждении ЕАЭС.

Похожие статьи:

  • Заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов фсс бланк Форма 23 - ФСС РФ "Заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации" Адрес: […]
  • Неисправный телефон экспертиза выявила микротрещину Как добиться обмена некачественного телефона, если экспертиза не выявила брака? Здравствуйте! Купила айфон6 в рассрочку, через 10 дней пользования обнаружила брак. В магазине приняли на экспертизу качества, которая у них длится 21 день, время уже истекло. Сдавала […]
  • Срок действия паспорта для чехии Необходимый срок действия загранпаспорта По российскому паспорту Вы можете въехать только в 5 стран СНГ: Армению, Беларусь, Казахстан, Абхазию и Киргизию. Во все остальные страны СНГ без исключения требуется загранпаспорт, а в Туркмению еще и виза У Вашего паспорта […]
  • Адвокат гладышева Адвокат 62. ГЛАДЫШЕВ Александр Николаевич . . Адрес: Ряз.обл.,Рязанский р-н, с.Подвязье, ул.Центральная, Основная специализация: Нет специализации Дополнительная специализация: Гражданское право, Жилищное право, Семейное право, Уголовное право № в реестре адвокатов […]
  • Трубы котельные требования ООО МеталлПромКомплект комплектация и оптово-розничная продажа широкого спектрачерного и нержавеющего металлопроката Трубы котельные Трубы котельные применяются для производства котлов и трубопроводов высокого давления. Изготовляются горяче- и холоднодеформированными […]
  • Пояснительная записка к 3 ндфл Пояснительная записка к 3 ндфл №_________________ "___"______________20 г. Пояснительная записка к уточненной (уточненным) налоговой декларации (налоговым декларациям) ( налогоплательщик ) ИНН___________________ КПП ___________________ Представленной (представленным) […]