Взятки при поступлении в детский сад

Взятки при поступлении в детский сад

Коррупция в детских садах постсоветской России

Коррупция в детских садах постсоветской России

— проблема взяточничества и поборов в российской системе детских дошкольных образовательных учреждений, наиболее ярко и повсеместно проявившаяся в 2000-е годы.

Коррупция в детских садах России проявлялась со времён СССР,[2] но её масштабы в советские времена были несоизмеримо малы в сравнении с современными. Предпосылки будущего всплеска взяточничества и поборов в детских садах были созданы в 1990-е годы из-за стремительного снижения уровня жизни населения, падения рождаемости и повальной приватизации и перепрофилирования муниципальной собственности: как следствие, резко уменьшился спрос на услуги детских яслей и детских садов и сократилось их число.

Последовавший с начала 2000-х годов рост рождаемости в России застал систему детских дошкольных образовательных учреждений врасплох. За 2—3 года детские сады оказались переполненными, и к 2003—2004 годам повсеместно возник острый дефицит мест — почти половина детей в возрасте до 7 лет остались за пределами дошкольных учреждений.[3] Такая ситуация сохранилась до начала 2010-х годов, и не только в России — сходные проблемы испытывают и другие страны постсоветского пространства.[4][5][6]

В начале 2010-х годов, несмотря на усилия властей, уровень коррупции в детских садах не снизился. Напротив, несмотря на многообразие форм противодействия и не меньшее многообразие альтернативных способов решения проблем, экономисты констатировали рост масштабов и размера взяток в детсадах, а социологи — приобретённый взяточничеством характер общественного договора между руководителями государственных детских дошкольных образовательных учреждений и родителями поступающих в них и посещающих их детей.[7]

Существовавшие со времён Петра I в России заведения для детей не были детскими садами в том смысле, который вкладывается в это понятие в наше время. То были в основном учреждения общественного призрения (ухода и присмотра) для сирот и брошенных детей. Но со второй половины XIX века богатые люди стали открывать детские сады, предлагающие, в том числе, и образовательные услуги. Правда, зажиточные горожане по старинке предпочитали нанимать для своих детей домашних учителей и гувернёров. С 1900 года к субсидированию занятий с дошкольниками понемногу приступило Министерство народного просвещения.[8]

В дореволюционной России уровень младенческой смертности был практически самым высоким в мире (из тех стран, где он в принципе измерялся) — до 35 %. Решая эту проблему, советская власть после Октябрьской революции приступила к созданию системы медицинской помощи для женщин, их целью было обеспечить здоровье женщины-работницы и её присутствие на производстве. С 1932 года в стране началось развитие системы детских яслей (для детей в возрасте от 2—3 месяцев) и детских садов (3—7 лет).[9]

Детям здесь было зачастую лучше, чем дома — хорошие санитарные условия, режим жизни и питания, регулярные профилактические медицинские осмотры и вакцинация. 26 июля 1936 года, с принятием постановления «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, о расширении сети родильных домов, детских яслей и детских домов, об усилении наказания за неплатёж алиментов и некоторых изменениях в законодательстве об абортах», в СССР начался взрывной рост числа детских дошкольных учреждений, продолжавшийся, с замедлением в 1941—1945 годах, до 1970-х.[9]

С 1994 по 2000 год, из-за общего падения рождаемости и роста показателей младенческой смертности,[9] произошло падение спроса на места в детских дошкольных учреждениях, и коммерческие фирмы начали массово скупать здания детских садов под офисы. Например, в Екатеринбурге было продано около половины зданий детсадов,[10]сопоставимые показатели были и в других городах России. По данным официальной статистики, в 1990 году в стране работали 87,9 тыс. детских садов, в 2004 году — 47,8 тыс.,[11]в 2005 году — 46 тыс.,[3] в 2010 году — более 50 тыс.[12]

Когда в начале 2000-х годов спрос на детские сады снова начал расти, вернуть помещения уже не было возможности: сделки о продаже были совершены законно, а помещения перестали соответствовать СНиПам. Так в 2003—2004 году окончательно сформировалась главная причина начала роста коррупции в системе детских дошкольных образовательных учреждений — дефицит предложения мест в детских садах.[2]

Детские сады являются первой ступенью в системе российского образования и находятся в структуре Министерства образования и науки России, подчиняясь нормам федерального и муниципального законодательства и, в частности, санитарным нормам Роспотребнадзора. [13] Для поступления ребёнка в государственный детский сад родители обращаются в районную комиссию по комплектованию по месту жительства. Комиссия ставит ребёнка в очередь, и, когда очередь подходит, ребёнку выдаётся путёвка в детский сад.

На основании путёвки заведующая обязана произвести зачисление. Зачисление является теоретически обязательным и в том случае, когда ребёнку исполнилось 5 лет, так как с этого возраста в детских садах начинается подготовка к школе. Для поступления родители предоставляют комиссии заявление, свидетельство о рождении ребёнка, свой паспорт, медкарту ребёнка, а если ребёнку полагается льгота, то подтверждающий её документ.[8]

С 2010 года число льготников было официально сокращено.[14][15] За пребывание ребёнка в детском саду родители ежемесячно вносят плату, по закону не превышающую 20 % от фактической стоимости пребывания одного ребёнка в дошкольном образовательном учреждении (5—6 тыс. рублей в 2010 году).[8]

С 1 октября 2010 года начали действовать новые санитарные нормы для детских садов. Стало возможным пристраивать здание детсада к жилому дому (ранее детсад мог быть только отдельно стоящим зданием), при наличии достаточных площадей включать в группу более 20 детей (ранее превышение не допускалось), принимать в детсады детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (ранее — с 3 до 7 лет).[16][17]

Детские сады различаются по специализации: обычные; компенсирующие; комбинированные; общеразвивающие; присмотра и оздоровления; этнокультурные, национальные; дошкольные группы «начальная школа — детский сад», «общеобразовательная школа», «прогимназия», «центр образования»; центры развития ребёнка.[8]

От специализации детского сада зависит уровень стоимости его услуг. В 2005 году в Москве средняя месячная плата за обычный садик составляла 4500 руб., с художественным развитием — 5200 руб., присмотра и оздоровления — 7100 руб., компенсирующий — 10 200 руб.

С 2010 года действует следующая типология детских садов по времени пребывания: кратковременного пребывания (до 5 часов в день); сокращённого дня (8—10 часов в день); полного дня (12 часов в день); продлённого дня (14 часов в день); круглосуточные.

По форме собственности детские сады могут быть государственными, негосударственными (частными) и ведомственными. По данным Росстата, на 1 января 2006 года 82 % детей-детсадовцев посещали муниципальные (государственные) детские сады, 16 % — ведомственные, 2 % — частные.[3] Минобрнауки разрабатывает документ, в соответствии с которым уходом и присмотром за детьми смогут заниматься все детские сады, а образованием детей — только государственные.[16]

Фонд «Общественное мнение» в 2010 году выяснил: 71 % россиян считает, что детям сто́ит посещать детские сады — там они учатся общаться с другими детьми, находятся под присмотром профессиональных педагогов, проходят «правильную» подготовку к школе.[1] Поэтому большинство родителей стремится отдать ребёнка именно в государственное дошкольное образовательное учреждение.

Основная причина расцвета коррупции в детских садах — превышение спроса над предложением, дефицит мест, низкая обеспеченность дошкольников местами в государственных детских садах.

По данным Росстата, в 2005 году в России работали 46 тысяч детских садов, их посещали 4,5 млн малышей, обеспеченность страны детсадами составляла 60,3 %.[3] В 2010 году ситуация в процентном отношении почти не изменилась — более 50 тысяч детских садов[12] посещали 5 млн малышей,[13] обеспеченность детсадами составила те же 60 %.[17] Но в абсолютных цифрах дефицит мест увеличивается: 2008/2009 год — 1,5 млн,[13] 2009/2010 год — 1,7 млн, 2010/2011 год — почти 2 млн.[17]

Ситуация отличается по регионам. Увеличивается очередь в Екатеринбурге: в 2007/2008 году она выросла к предыдущему году на 60 % до 18 тыс. мест,

в 2011/2012 году ожидается на уровне 19 тыс. мест.

В детских садах Новосибирска в 2009/2010 году в очереди ожидали 11,2 тыс. детей (дефицит 17,6 %),

в 2010/2011 году — 30 тыс.

В Амурской области в 2010/2011 году — 13 тыс.,

в Саратове 7,5 тыс.

На 2011/2012 год ожидаемый дефицит мест в Тольятти — 6—10 % (500—800 мест),

в Магнитогорске 30 % (10 тыс. мест).

Ранее, в 2004 году, лучшая обеспеченность детскими садами (на уровне 80—81 %) была отмечена в Новгородской области и Республике Коми, хорошая (72—75 %) — в Челябинской, Владимирской, Ярославской, Костромской и Ивановской областях, средняя (55—68 %) — в Самарской, Нижегородской и Кемеровской областях. Один из самых низких показателей был зафиксирован в 2004 году в Москве — детсадами были тогда обеспечены 53 % детей.[3]

Загруженность московских детских садов в первой половине 2011 года составляла в среднем 115 %.[25] Самыми дефицитными с 2006 года чиновники называли Западный, Восточный и Северный административные округа столицы.[14] Очередей не было только в Зеленоградском округе. Как и в целом по России, дефицит мест в государственных дошкольных образовательных учреждениях Москвы растёт, несмотря на ввод новых площадей: 2006/2007 год — в очереди более 13 тыс. детей,[8] 2008/2009 год — более 20 тыс.,[11] 2010/2011 год — 34 тыс.[12][7]

Есть, однако, и положительный опыт регионов, когда дефицит уступает место вакансиям. В Пермском крае в 2006/2007 году в детские сады была очередь, а в 2009/2010 году — 128 вакантных мест. Добиться этого пермские власти смогли, начав выплачивать компенсации родителям не попавших в государственные детсады детей, развивая систему частных детских садов и оплачивая из бюджетных средств места в них.[26] В Санкт-Петербурге в 2006 году в очередь стояли 5 тыс. малышей, а в 2008 году уже ни одного. Проблему петербуржцы решили освобождением площадей: прекратили непрофильную аренду, стали более рационально использовать помещения, возвратили семь ведомственных детсадов, а кроме того не прекращали новое строительство.[27]

Вторая основная причина, вынуждающая и родителей, и сотрудников детсадов к коррупции — низкая заработная плата воспитателей и постоянное недофинансирование «незарплатных» статей расходов (игрушки, инвентарь, ремонт, транспорт и пр.). Кроме того, повсеместный недостаток средств не позволяет в нужном количестве строить новые помещения.[10]

Детсады имеют два источника финансирования: бюджет (покрывает не менее 80 % затрат на содержание ребёнка) и плата родителей (в соответствии с поправкой 2007 года кЗакону РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», не может превышать 20 % общих затрат на содержание ребёнка). В 2005 году в среднем по России содержание одного ребёнка в детском саду стоило в целом около 2 тыс. руб.,[3] в 2011 году — 5—6 тыс. руб.[28]

Читайте так же:  Изменения налог на имущество ип

За годы реформ стоимость услуг детских садов выросла в 30 раз. Только в 2005 году рост составил 33 %. ГУ-ВШЭ провёл выборочное исследование и выяснил структуру затрат на ребёнка в детском саду. Данные для Москвы и для остальных регионов получились отличающимися. В Москве 59 % уходит на зарплату персонала, 17 % на коммунальные услуги и арендные платежи (доктор экономических наук профессор Людмила Ржаницына предполагает, что именно за счёт этой, с 2007 года включённой в структуру затрат, статьи стоимость содержания ребёнка в детском саду, во-первых, искусственно завышается, а во-вторых, стимулирует рост стоимости услуг детского сада), 14 % на питание и 10 % на прочие расходы (инвентарь, игрушки, ремонт, транспорт и связь).

Для сравнения, в Кировской области 39 % в структуре затрат занимают расходы на питание ребёнка, 35 % — оплата труда персонала, и 26 % — все остальные надобности. Везде, за исключением Москвы, размер платы зависит в основном от стоимости питания, а в Москве рассчитывается как 50—110 % от размера МРОТ: минимум (50 %) в группах кратковременного пребывания, максимум (110 %) в центрах развития ребёнка.[3]

С 2011 года федеральное правительство впервые стало софинансировать региональные программы дошкольного образования, включив эти расходы в федеральную целевую программу.[17]

Нахождение ребёнка без постоянного ухода, присмотра и воспитания влечёт негативные последствия и для ребёнка, и для родителей, и для общества. Ребёнок лишается опыта общения с другими детьми. Родители вынуждены сокращать своё рабочее время, тратить его на поиски няни или выступать в её роли, тратить дополнительные средства на оплату нянь, самостоятельно решать вопросы подготовки ребёнка к школе.[14] В итоге, негативно изменяется демографическое поведение населения — отсутствие возможности выгодно для себя решить вопросы ухода и воспитания создаёт почву для снижения рождаемости.[3]

Всё это вызывает рост коррупционных проявлений — родители всеми силами стремятся устроить ребёнка в государственный детский сад. Оппозиционный Фонд ИНДЕМ пришёл к выводу, что многолетняя практика взяток в детских садах привела к 2010 году к тому, что коррупция в этой сфере приобрела институциональный характер, или, другими словами, стала фактически общественным договором между администрациями государственных детских дошкольных образовательных учреждений и родителями.

Родители, стремясь отдать ребёнка непременно в государственный детский сад (считается, что здесь гарантирована ответственность педагогов, а «стандартная программа» обеспечит отсутствие пробелов в образовании ребёнка),[12] очень редко заявляют о фактах вымогательства в правоохранительные органы.

В первую очередь родителями движет страх за ребёнка, которому в противном случае сотрудники могут либо создать невыносимые условия существования в детском саду, либо исключить ребёнка из садика. Поэтому родители, как правило, соглашаются на «добровольную» помощь учреждению или лично заведующей.[1]

Коррупционные схемы могут быть открытыми (взятка из рук в руки) и скрытыми (способы передачи денег, при которых коррупционное проявление нужно доказать). Наиболее часто используемый скрытый способ взятки — официально оформляемый бухгалтерскими документами разовый или периодический приём денег или услуг от родителей на конкретно означенные нужды детского сада.[3]

С течением времени появился новый способ оформления родительской «благотворительности» — перечисление денег через благотворительные фонды. Gzt.ru сообщала в августе 2010 года, что для официального и легального перечисления детским садам денег в Москве были созданы несколько благотворительных фондов, взносы в них составляют 30—60 тыс. рублей.[1]

Комментируя ситуацию, заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ Владимир Римский заметил, что признаки коррупции здесь можно усмотреть только в открытой возможности обналичивания части этих средств при отсутствии контроля за их расходованием, а также в фактической недобровольности взносов. Это, по словам Римского, создаёт неравенство прав детей на получение дошкольного образования и делает его формально платным, что противоречит нормам части 2 статьи 43 конституции России.[1]

Свой способ нашёл один из детских садов Санкт-Петербурга, об этом в феврале 2011 года подробно писал «Росбалт». По договору о рекламе детский сад (в договоре он выступал как рекламораспространитель) регулярно получал от некоммерческого партнёрства «Школьный глобус» (рекламодатель) денежные выплаты. Но, поскольку устав детских садов не предусматривает занятие рекламной деятельностью, к тому же часть денег уходила на неофициальные выплаты сотрудникам детского сада, прокуратура расценила выявленный факт как коррупционное проявление. Заведующей было предписано устранить нарушения.[29]

В 2010 году в городе Берёзовском Свердловской области была раскрыта серия коррупционных преступлений по подделке справок о праве на льготу для поступления в детский сад. Участниками «цепочки» были заведующая детским садом, начальник отдела кадров одной из расположенных рядом с городом воинских частей и, в качестве посредницы, одна из родительниц.[30]

Наиболее частыми являются взятки при приёме в детский сад и так называемые «поборы» — регулярные сборы денег на охрану и периодические сборы денег на организацию праздников, закупки инвентаря и игрушек, прочие нужды, а также на ремонт, который иногда родители своими же руками и делают.

Кроме того, родители часто «благодарят» воспитателей и заведующих, что расценивается специалистами как скрытая форма взятки, направленная на формирование «особого отношения» к отдельно взятому ребёнку, создание для него наиболее комфортных условий пребывания в детском саду.

Как правило, при поступлении ребёнка в детский сад родителей просят сделать обязательный взнос на благоустройство, покупку материалов или инвентаря. К примеру, в 2006 году в Самаре при поступлении в детский сад одного из родителей попросили внести официально оформляемый взнос 10—12 тыс. рублей на ремонт.[31] «Бартер» принимается самый разный — и укладка асфальта вокруг детского сада с официальным оформлением документов, и бесплатное обслуживание всей семьи заведующей в стоматологической клинике в качестве неофициальной личной благодарности.[11]

Размер прямых взяток за приём различается в зависимости от потребностей взяткодателей, но с годами растёт. В 2004 году в Нижнем Новгороде, в зависимости от района, заведующие просили от 1 до 15 тыс. рублей.[32] В Твери в 2007 году просили до 2 тыс. рублей, в 2008 году — до 60 тыс. рублей.[11] В 2010 году в Иркутске «поймали за руку» заведующую, частями попытавшуюся получить 50 тыс. рублей,[33] в 2011 году в Уфе — 30 тыс. рублей.[34] 15 родителей из города Киселёвска Кемеровской области заявили, что заведующая одного из детских садов принимала от них от 5 до 25 тыс. рублей.[35] В Москве в 2008 году размер взяток достигал 100 тыс. рублей,[11] в 2011 году — €5 тыс.[25]

С появлением в середине 2000-х годов электронных очередей возникла практика взяток за включение ребёнка в очередь на приём в детский сад без очереди — так называемая «платная очередь». По словам родителей из одного из подмосковных городов, пишет «Взгляд», чтобы встать в эту очередь, нужно заплатить 80 тыс. рублей.[11]

В 2009 году родители Новосибирска поделились новым способом устройства ребёнка в детский сад, при котором ребёнок попадает в садик «под чужим именем» (по чужой путёвке), а заведующая получает 20 тыс. рублей за «закрывание глаз» на это нарушение.[2]

По данным социологического исследования, проведённого в 2005 году, 1,7 % российских родителей выплачивали официальный взнос при поступлении ребёнка в детский сад (в Москве 4 % родителей), 1,2 % заплатили «просто взятку» (в Москве 2,9 %), 0,7 % выплачивали «поборы» — 0,4 % родителей (в Москве 2 %) платили за ремонт и охрану, 0,3 % (в Москве 1,2 %) — за организацию праздников.[3]

В 2008 году, по данным РБК, в даче взятки в детских садах признавались уже 16 % семей, в которых были дети дошкольного возраста.[36] Фактически же размеры коррупции в детских садах были больше. Сотрудники правоохранительных органов Свердловской области предполагали, что во взяточничестве замешаны не менее 25 % садов.[30]

В первом полугодии 2010 года Фонд «Общественное мнение» совместно с Минэкономразвития России провели исследование о бытовой коррупции в стране и сравнили полученные данные с результатами 2005 года. Средний размер взятки в российских детских садах вырос за это время в 4,5 раза — с 1824 руб. до 8500 руб.

Детсады стали четвёртой по уровню коррумпированности «отраслью» после вузов, ГИБДД и военкоматов.

За взяточничество законодательство России предусматривает уголовное наказание с разной степенью ответственности. Обвинения детсадовским коррупционерам могут предъявляться по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» (наказание от штрафа до 80 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 4 лет) — о прецеденте в одном из детсадов Новосибирска СМИ писали в 2009 году;[2] по статье 290 «Получение взятки» (наказание вплоть до 7—15 лет лишения свободы с многократно превышающим размер взятки штрафом) — о прецеденте в одном из детсадов Иркутска СМИ писали в 2010 году.[33] В феврале 2011 года «Московский комсомолец» сообщал об условном наказании за взятку 15 тыс. рублей заведующей одного из детсадов Восточного округа Москвы.[39]

Расследованием случаев коррупции занимаются отделы по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) любого уровня.[31] С жалобой на нарушение конституционного права ребёнка на бесплатное дошкольное образование гражданин может обратиться в прокуратуру — Gzt.ru в августе 2010 года публиковала подробные рекомендации.[12]

Однако не все жалобы могут оказаться реакцией на действительно коррупционные проявления, об этом свидетельствует случай «взяточничества» заведующей одного из новосибирских детских садов,[2] когда за полгода следствие не смогло доказать ни одного факта взятки, а местная общественность яростно вступилась за оклеветанную, по их убеждению, руководительницу:[40]

Да какие там взятки, когда Татьяна Георгиевна готова свои деньги на благо садика вкладывать?! Об этом весь город знает — и железнодорожники, с которыми она работала. Она как мама и детям, и родителям. Мы и в прокуратуру ходили, и в мэрию писали. Пока никаких результатов. Но мы и дальше будем поддерживать Татьяну Красакову, найдём человека, который окажет ей юридическую помощь.

— Владимир Хуторненко, директор Новосибирского электровозоремонтного завода. «Гудок», 13 января 2010 года.

Рост числа и размеров взяток вынудил граждан объединяться в борьбе с этим социальным явлением путём создания активно действующих НКО. Сегодня в России работает общественная организация «Российским детям — доступное школьное образование!» (РДДДО),[41] в Екатеринбурге создан «Общественный комитет по проблемам дошкольного образования в Екатеринбурге»,[18] а в городе-спутнике Новосибирска Бердске —добровольческая организация родителей Бердска, чьи дети не посещают детские сады из-за дефицита мест. Организация называется «Дайте детям детский сад».[28]

РДДДО объединяет силы родителей-активистов нескольких десятков российских городов, совместные акции они обсуждают и планируют через Интернет. Движение требует принятия федеральной программы развития системы бесплатного общедоступного дошкольного образования с федеральным финансированием; выплаты федеральных пособий-компенсаций родителям, чьи дети не посещают детские сады; пересмотра льгот с целью сделать приоритетом социально незащищённых граждан; принятия программы создания системы альтернативных негосударственных дошкольных учреждений; установления федерального контроля за исполнением законов и бюджетов; отмены законодательно разрешённых уплотнений детсадовских групп.[42]

Читайте так же:  Договор на фгос

Для этого РДДДО регулярно проводит пикеты, митинги, голодовки, принимает и публикует коллективные обращения к властям вплоть до президента России и генерального прокурора, инициирует горячие обсуждения на популярных интернет-форумах российских городов.[41][43] К 1 января 2013 года РДДДО планирует организовать всероссийскую акцию протеста родителей.[44]

Местное движение родителей Екатеринбурга организовывает пикеты и митинги,[18] выступая с требованиями возвращения перепрофилированных в 1990-е годы детсадов детям, поддержки властями мини-садиков, выплат ежемесячных компенсаций родителям не устроенных в детские сады детей. Власти Екатеринбурга выдвигают контраргументы на каждое требование и видят выход в развитии сети негосударственных дошкольных учреждений.[10]

Движение местного масштаба «Дайте детям детский сад» выступает за то, чтобы сделать очереди в детские сады Новосибирской области электронными и публичными, выплачивать родителям не посещающих детсады малышей ежемесячную компенсацию в 5—6 тыс. рублей, разработать регламент по легализации частных детских садов. Движение использует более спокойные формы работы, в отличие от РДДДО и екатеринбуржцев, — пишет о своих предложениях в органы власти разного уровня и рассказывает о своей работе через Интернет.[28]

Чтобы снизить уровень коррупции в лучших дошкольных образовательных учреждениях, Госдума России в июне 2011 года разработала поправку к федеральному закону «Об образовании». В соответствии с ней с 2012/2013 года приоритет при приёме детей в детские сады (и школы) будет отдаваться тем, кто живёт к ним ближе. Исключение составят специализированные учреждения. Ожидается, что с 1 января 2012 года поправка вступит в силу.[45] В Москве территориальный принцип начал действовать, в соответствии с принятой в 2010 году поправкой к местному закону об образовании, с 1 января 2011 года.[46]

С августе 2006 года в Москве, в режиме «одного окна», была начата работа районных комиссий по записи детей в детсады. Отныне приём в детские сады стал осуществляться по предъявлению выданного районной комиссией бесплатного именного направления («путёвки»). За приём ребёнка в сад без путёвки заведующей стала грозить судебная ответственность, заведующие стали категорически отказываться от зачисления в сады детей без путёвок.

Районная комиссия состояла из нескольких человек, решение принималось коллегиально. Родителям больше не нужно было ходить по детским садам, достаточно стало обратиться в комиссию. Но время показало, что экономия родительских сил стала практически единственным позитивным итогом работы комиссий:[14]

Об этом мы сейчас каждый день слышим от самих «ходоков» — мам и пап. Они благодарят нас за то, что экономим их время и деньги.

— Мария Цапенко, замначальника управления дошкольного и общего образования Департамента образования Москвы. «Российская газета», 9 августа 2006 года.

Практически мгновенно удалось также решить ещё одну проблему — ликвидировать параллельные очереди, когда «на всякий случай» родители записывали ребёнка сразу в несколько детских садов. Число очередников за счёт этого фактора снизилось сразу на 25 %.[14] Но использовать другой искусственно увеличивающий дефицит (но легальный) способ — вставать в очередь сразу после рождения ребёнка — наиболее сообразительные граждане не перестали.[11]

В остальном, несмотря на широко организованную обратную связь (телефонные и интернет-«горячие линии», возможность обращений по электронной почте),[8] работа электронных очередей оказалась неэффективной.[11] После Москвы это подтвердила и внедрённая в 2010 году электронная очередь в Свердловской области.[30] Во-первых, централизованная система никак не повлияла на дефицит мест в садах, это стало понятно практически через неделю после начала работы московских районных комиссий.[14]

Во-вторых, электронная очередь не сделала процесс приёма в детские сады более открытым, потому что персональная информация осталась закрытой, да и льготников продолжали принимать вне очереди.[30] В-третьих, к 2010 году от многолюдной коллегиальности в комиссиях практически ничего не осталось, штат их сократился до 2—3 человек, уровень коррупции не снизился. Gzt.ru писала: комиссии создавались «для борьбы с коррупцией: властям казалось, что дать взятку большой группе лиц будет невозможно. Однако родители, желающие поскорее решить проблему с устройством детей в детский сад, находили „главного“ в этой комиссии и решали вопрос „быстро и эффективно“».[12]

В июне 2011 года о намерении бороться с коррупцией в том числе методом «электронной очереди» заявили власти Улан-Удэ.[47]

В 2007 году обсуждался вопрос о закрытии части школьных младших классов из-за избытка мест в них. Социологи предложили сделать обратное — организовать новые школьные классы для шестилеток, разгрузив тем самым детские сады от этой возрастной категории детей.[3] Рекомендациям социологов решили последовать, и с 1 сентября 2010 года в 310 школах и центрах образования Москвы открылись дошкольные отделения.[7]

Одним из способов снижения дефицита мест в детских садах некоторые специалисты считают возврат зданий, перешедших в частную собственность коммерческих организаций в 1990-е годы. Так, мэр Москвы Юрий Лужков в августе 2008 года заявлял, что здания нужно выкупить обратно и восстановить их, потому что такой способ расширения площадей дешевле, чем новое строительство.[11] По мнению других специалистов, выкупать помещения уже нецелесообразно — кроме того, что здания были проданы на законных основаниях, они строились постарым СНиПам, и действующим с 1 января 2010 года новым санитарным нормам и правилам уже не отвечают.[10]

На частные детские сады (ЧДС), как на панацею, федеральные власти с 2010 года обращают всё большее внимание. Муниципальные власти поняли значение ЧДС на несколько лет раньше. Так, благодаря частным садам Пермский край ликвидировал очередь на детсады к 2009/2010 году.[26] В Екатеринбурге, по состоянию на 2010 год, ЧДС были способны сократить 18-тысячную очередь детей на 22 % (на 4 тыс. мест).[48] Глава Минобрнауки РФ Андрей Фурсенко заявил, что в сфере дошкольного образования с 2011 года правительство берёт курс на государственно-частное партнёрство и развитие негосударственного сектора дошкольного образования.[17]

Частные детские сады осуществляют свою деятельность полулегально, поскольку закон имеет существенные несоответствия в требованиях по регулированию их работы. В частности, лицензирование индивидуально-педагогической деятельности не является обязательным, а лицензия на образовательную деятельность, напротив, необходима.[26]Правительство с 2010 года работает над законопроектом, который должен разрешить образовательную деятельность только государственным детсадам, в то время как частные смогут предлагать лишь услуги ухода и присмотра за детьми.[16]

Нормативные уточнения требуются и со стороны Роспотребнадзора — по опыту пермяков, мини-садики на 10—15 малышей пользуются в крае наибольшим спросом, но этот тип учреждений является и самым проблемным с точки зрения соблюдения норм пожарной, санитарной и общей безопасности.

Местные власти, в ожидании изменений в федеральном законодательстве, как могут поддерживают частные детские сады. В Пермском крае власти, не завышая размеры арендной платы и компенсируя часть расходов из бюджета, помогают частным садикам удерживать размер месячной оплаты на уровне 5500—8000 рублей.

Об уровне ежемесячной платы 8000 рублей как о минимальной границе рентабельности говорят и владельцы ЧДС Екатеринбурга.[48] Навстречу частным детским садам пытаются идти власти Владивостока, но из-за нестыковок в федеральном законодательстве процесс «притормаживает» местная прокуратура.[49] Губернатор Кузбасса Аман Тулеев в 2010 году предложил проектировать частные детские сады на первых этажах вновь строящихся жилых домов.[50] В Саратове, по состоянию на февраль 2011 года, работали семь частных садиков.[22] Помощь ЧДС оказывают власти Амурской области,[21] Челябинска,[51] Сахалина[52] и др.

С 2011 года федеральное правительство приняло решение оказывать финансовую поддержку региональным программам дошкольного образования.[17] Тем временем местные власти некоторых российских регионов уже помогают детским дошкольным учреждениям, в частности, выделяя гранты на развитие детских садов. Так, городская администрация Владивостока в 2011 году выделила из своего бюджета гранты на обновление материально-технической базы пяти детским садам-победителям конкурса. Размер каждого гранта 600 тыс. рублей.[53]

К идее выплаты пособий-компенсаций как способу материальной поддержки родителей, чьи дети не смогли попасть в государственные детские сады из-за дефицита мест, обращаются понемногу всё больше регионов. Распространению идеи в значительной мере способствует деятельность протестных НКО. По мнению родителей-активистов, размер пособия должен быть на уровне затрат государства на содержание одного ребёнка в государственном детском саду, в 2010/2011 году это 5—6 тыс. рублей.

В РДДДО предложили считать минимумом 4800 рублей в месяц (2010 год).

Опыт выплаты пособий из местного бюджета есть в Пермском крае. Здесь в 2010 году пособия получали более 16 тыс. родителей. Размер пособия, в зависимости от возраста ребёнка, составлял 4490—5925 руб.[26]

Мы устраивали ребёнка в садик в районе метро «Юго-Западная». Мест, конечно же, не было. Мы предложили заведующей денег, но она ответила, что деньги её не интересуют. «Например, один папа постелил асфальт вокруг территории садика, — сказала она. — Вот и подумайте, что вы можете нам интересного предложить». Мы предложили бесплатное обслуживание всей её семьи в стоматологической клинике наших родственников.

Валерия Мыскина, жительница Москвы. «Взгляд», 10 июля 2008 года.

Так просто целое явление не устранить, тут нужен иной системный подход, который бы в принципе исключил этот вид коррупции. А так — я сорок лет в образовании, и всегда это было.

Александр Янин, начальник управления ресурсного обеспечения департамента образования администрации Новосибирской области. «НГС.Новости», 17 августа 2009 года.

В 90-е годы, во время чудовищного демографического спада, детские сады стали приватизировать. Дескать, они всё равно пустуют. Этого нельзя было категорически делать. Пусть бы они наполнялись на 80 %, на 50 %. Детям и родителям было бы только лучше. Что можно сказать об обществе, которое так поступает с будущим своих детей?

Владимир Римский, социолог Фонда ИНДЕМ. Gzt.ru, 23 июня 2010 года.

Всё говорит о том, что нужно либо забить на бесплатный детский сад, либо дать взятку. И тут две сложности. Сложность номер раз — ни я, ни муж никогда не давали взятку, то есть даже не представляем, не понимаем, как её давать и кому. Сложность номер два — нам противно это делать. Но в то же время мы понимаем, что другого выхода просто нет: ни я, ни он не готовы бросить работу, на частный детсад у нас просто нет сейчас лишних денег.

Мы знаем много фактов, когда при устройстве ребёнка в садик с родителей вымогают деньги. Но написать заявление в милицию в таких случаях — мало. Чтобы с этим бороться, необходимо прийти к нам, а мы уж тут, как положено, оформим диктофонную запись и деньги. Взяточника нужно схватить за руку в момент получения денег, иначе доказать что-либо не получится. Отдел образования — на нашей стороне. Если родители захотят, чтобы ребёнок ходил именно в это учебное заведение, мы берём на себя контроль над отношением к нему в полном объёме.

Читайте так же:  Платежное поручение земельный налог 2019

Алексей Романов, зам. начальника ОБЭП РОВД Октябрьского района города Самары. «Комсомольская правда — Самара», 14 октября 2006 года.

Я обратился к прокуратуре города с просьбой подключиться к решению вопроса по детским садам, проданным вопреки 122-му Федеральному закону, предписывающему передачу всех объектов социальной инфраструктуры субъектам Федерации. В этом году дополнительные места Москва получит в основном за счёт строительства новых детсадов, а в будущем нужно вернуть все незаконно проданные садики в систему дошкольного образования.

Для наших детей только всё самое лучшее. Продукты покупаем самые свежие. Шторы, постельное бельё шьём сами и только из качественных тканей. Живой уголок создали, два спортивных зала. А столько игрушек, сколько у нас, нет ни в одном детсаде. Хорошо помогает электровозоремонтный завод. Нет воды в городе или света, а у нас благодаря давней дружбе с железнодорожниками всё равно и свет, и вода есть. Детский сад действительно впечатляет и радует.

Наталья Гвоздева, член попечительского совета муниципального (бывшего «железнодорожного») детского сада № 60 Новосибирска. «Гудок», 13 января 2010 года.

Необходимо использовать все возможности для того, чтобы у нас не было очередей в детские сады. Это и новое строительство, и ремонт, и расширение площадей, и выкуп в собственность города помещений у собственников. И это, в первую очередь, мера ответственности районных администраций.

Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга. «Фонтанка.ру», 19 января 2010 года.

Опытные педагоги — залог успеха. Важны и такие качества как порядочность, любовь к детям, терпение, чистоплотность. Почти в последнюю очередь беру во внимание образование. Попадались такие кадры с двумя высшими, которых приходилось не просто увольнять, а прогонять. Признаюсь, «серая» зарплата у нас есть, не все трудоустроены официально. Слишком много обязательных платежей, иначе не выжить.

[О территориальном принципе при приёме ребёнка в детский сад]

Этот вопрос не решён однозначно ни в одной стране, есть вполне демократичные страны, где территориальный принцип закреплён. У нас в стране территориальное закрепление всегда было при советской власти, и в этом есть своя логика, особенно если речь идёт о дошкольных учреждениях: возить ребёнка в детский сад через весь город очень сложно.

Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребёнка в Москве. «Газета.ру», 7 июня 2011 года.

Коррупция в детских садах: куда жаловаться и как противодействовать

Коррупция в высших эшелонах власти, прокатившаяся по стране в последние несколько лет, привлекает внимание рядовых граждан. На фоне громких скандалов менее заметна так называемая бытовая коррупция. А между тем именно с ней сталкивается большинство российских граждан.

Наверняка многим для решения собственных проблем приходилось давать взятку сотруднику ГИБДД либо врачу. В этом ряду особняком стоит коррупция в детских садах и школах – ведь речь идет о детях, а что может быть дороже для каждого родителя, чем благополучие собственного чада.

Как быть в случае, если у вас вымогают взятку, куда обращаться с жалобой? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в этой статье.

В России через детский сад проходит большинство маленьких граждан страны. Даже если родители имеют возможность оставить малыша дома, они не всегда делают это.

Все-таки хороший детский сад – это место, где ребенок учится быть в коллективе, где все подчинено полезному для здоровья и развития режиму, где есть совместные праздники и развивающие занятия.

К сожалению, нередко родители сталкиваются с ситуацией, когда их желание определить малыша в детское учреждение наталкивается на закрытую дверь сада или яслей. При этом закрыта она конкретно для вас, но не для других.

Фраза: «Мест нет! Ждите своей очереди!» – довольно часто является лакмусовой бумажкой на предмет коррупции в детском саду. Это некий сигнал для родителей о том, что пришла пора давать взятку. Энная сумма денег способна изменить ситуацию: волшебным образом место для вашего ребенка находится.

Помогите кто чем может

Проблемы при устройстве ребенка в детский сад – наиболее яркое и часто встречающееся проявление коррупции в этой отрасли. Однако далеко не единственное. Какие еще факты можно отнести к коррупционным проявлениям? Нередко ими становятся:

  • Подарки воспитателям и руководящему составу.
  • Сборы на праздники.
  • Передача средств на охрану детского сада.
  • Деньги на приобретение игрушек, пособий, мебели.
  • Средства на ремонт, моющие средства, канцтовары.
  • Добровольное пожертвование в фонд сада при поступлении.

Список не полный, в каждом дошкольном учреждении к нему могут добавить что-нибудь свое – стремление к наживе у многих руководителей не знает границ.

Реалии нового времени

Хорошо понимая, что выдвигаемые требования незаконны, руководство садика придумывает новые формы получения материальных средств, так сказать в соответствии с реалиями времени.

Своеобразной новацией можно считать повсеместное образование благотворительных фондов, в которые родители «добровольно» перечисляют деньги. На самом деле добровольность эта формальная.

Манипулируя сознанием родителей, давя на болевые точки, их вынуждают сдавать деньги. Многие из мам и пап опасаются, что отказ от пожертвований отразится на малыше не лучшим образом, а то и вовсе придется расстаться с садиком.

Не идите на поводу

Вы имеете полное право не участвовать в явно коррупционных процессах.

Во-первых, вы должны иметь четкое представление, что на подарки, игрушки, охрану, платные услуги и другие перечисленные выше мероприятия деньги вы отдавать не обязаны. Средства на эти цели заложены в бюджет и не предусматривают родительских взносов.

В случае давления ваше право – обратиться в соответствующие инстанции.

Во-вторых. Только вы решаете, сдавать деньги в фонд группы, например, для покупки подарков детишкам ко дню рождения или нет. Принудить вас к этому не вправе никто. Как правило, такие вопросы решаются на родительских собраниях, принятое решение и ход собрания отражаются в протоколе. Однако вы можете высказать собственный взгляд на ситуацию и отказаться от сдачи средств.

В-третьих, если вы согласились участвовать в добровольных пожертвованиях, то имеете полное право потребовать отчет о том, как были использованы средства.

Поймать за руку

Сегодня руководство детских садов прекрасно осведомлено об ответственности за взятку. Требовать денег в открытую и получать их из рук в руки решаются единицы. Тем не менее соблазн существует, а значит есть те, кто поддаются ему.

О вымогательстве взятки вы можете сообщить в правоохранительные органы – взяточника нетрудно поймать за руку. Как говорится, это дело техники и работников органов внутренних дел.

Возможно, привлекать ОВД в ваши планы не входит либо речь идет не о конкретной взятке, а о так называемых поборах. Куда жаловаться в этом случае?

Если деньги вымогает, к примеру, воспитатель или другой сотрудник детского сада, то обратиться можно к заведующей. Понятно, делается это письменно.

Если заведующая не реагирует либо сама причастна к получению незаконных средств, написать жалобу нужно в местный отдел (комитет, управление) образования либо непосредственно в администрацию города или района. Не реагируют? Есть инстанции повыше – регион, федерация.

Еще одна структура, обязанность которой, надзор над соблюдением законности, – прокуратура. По вашему заявлению этот орган обязан провести проверку и, в случае подтверждения нарушений, принять меры для привлечения виновного к ответственности.

Несколько сложнее дело обстоит с благотворительными фондами. Но и здесь возможно выявить факты противоправных действий имеется. Например, если средства фонда обналичивались и шли на дополнительную оплату сотрудникам либо другие цели, не заявленные в Уставе.

Закон и порядок

В 2008 году в России принят закон о борьбе с коррупцией. О противодействии этому явлению говорит на самом высоком уровне. Издаются указы президента, принимаются национальные планы, проводится правовое просвещение населения и др. В стране объявлена война коррупции.

И хотя до победы в ней далеко, меры по борьбе принимаются как наверху, так и на местах. Согласно требованиям закона, детские сады входят в перечень учреждений, где в обязательном порядке проводятся мероприятия по противодействию коррупции.

В их числе разработка всевозможных положений – об антикоррупционной политике; предотвращению конфликтов интересов; приказы об утверждении плана мероприятий, кодексы служебной этики, принимаются даже положения о подарках и знаках делового гостеприимства и др.

Прокуратура в любой момент может проверить наличие этих документов и в случае отсутствия их привлечь руководство к ответственности.

Насколько эффективны эти меры, судить трудно. Со взяточничеством в детских садах, увы, не покончено. Считать, что это проблема только современной России, будет неправильно.

Случаи взяток при устройстве ребенка в детский сад были и в СССР. Разница – в масштабах. Такого размаха, расцвета, засилья коррупции, которые мы видим сегодня, в советское время не было. Как не было и поборов на канцелярию, моющие средства, ремонт и др. Это признак сегодняшнего дня и это проблема, требующая решения.

Приходилось ли вам давать взятки в детском саду? Как вы оцениваете состояние коррупции в детских садах, насколько интересной показалась вам нынешняя статья? Мы будем рады услышать ваше мнение.

Заходите на наш сайт, мы с удовольствием продолжим диалог.

Похожие статьи:

  • Полномочия районных администраций Глава 4. Полномочия районной администрации (ст.ст. 8 - 20) Глава 4. Полномочия районной администрации Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно! Если вы являетесь пользователем интернет-версии […]
  • Договор поставки с самовывозом образец Договор поставки товара (поставка товара осуществляется самовывозом) ДОГОВОР N ____ поставки товара г. ______________ "___"________ 200_ г. ______________________________________, именуем__ в дальнейшем (наименование организации) "Поставщик", в лице […]
  • Договор на фитнес услуги корпоративный 28 декабря 2018 Дамы и Господа! График работы клуба в праздничные дни. 31 декабря – с 08.00 до 18.00; 1 января – выходной; 2 января – с 10.00 до 18.00; с 3 по 5 января – с 9.00 до 21.00; 6 января – с 10.00 до 18.00; 7 января – выходной; 8 января – с 9.00 до 21.00. […]
  • Приказ рэк на 2012 г Приказ рэк на 2012 г РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ от 28 августа 2012 года N 288 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЮ ПРИ ОТСУТСТВИИ ПРИБОРОВ УЧЕТА В соответствии с Жилищным кодексом Российской […]
  • 229 приказ мчс Приказ МЧС РФ от 24 апреля 2000 г. N 229 "Об утверждении Положения о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку […]
  • Гражданский кодекс рф ст185-189 Глава 10. Представительство. Доверенность (ст.ст. 182 - 189) Глава 10. Представительство. Доверенность См. схему "Представительство. Доверенность" О применении судами положений главы 10 настоящего Кодекса см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. […]