Волонтерский договор это

Договор с добровольцем

Большинство руководителей НКО на вопрос, для чего нужен договор с добровольцем, ответят просто: «Для отчетности». Действительно, когда мы пишем в проекте, что какой-то объем работ будет выполнен добровольцами, то финансирующие нас организации как правило требуют этот факт подтвердить, и самый надежный способ – приложить договоры. Опытный бухгалтер НКО еще добавит: «Для возмещения затрат». И это тоже верно, потому что оплатить проезд, проживание и даже покупку футболки с надписью «Доброволец» без договора очень сложно (а в большинстве случаев и вообще невозможно).

Но необходимость договора с добровольцем на самом деле не только (и не столько) в этом.

Представьте такую ситуацию: вы нашли добровольца, обучили его, приобрели ему необходимую одежду и расходные материалы, оплатили проезд до места работы или проживания благополучателя… а он взял, и не поехал. Или поехал, но не стал ничего делать. И на все вопросы, претензии и просьбы отвечает просто: «А что вы от меня хотите? Вы же мне за это не платите… Не хочу – и не буду!». Или еще проще: «Я думал, что постою тут часок рядом с баннером, а это оказывается на весь день, да еще столы надо носить!» А вот если бы у вас был заключен с ним договор, в котором было бы четко написано, что именно он должен сделать, в какие сроки и на каких условиях, ситуация была уже совсем иная.

Никто не хочет сказать, что добровольцы – это не очень порядочные люди, которые используют НКО только как возможность получить за свою безвозмездную работу от них какие-то блага (хотя и такое бывает). Нередко человек, вызывающийся сделать что-то добровольно и безвозмездно, просто не представляет всю сложность и весь объем работы, за которую берется. А сотрудникам организации или самому благополучателю не приходит в голову, что он может этого не понимать (нам же все очевидно, правда?). Договор сразу оговаривает и ограничивает все условия, а также защищает права обеих сторон.

135 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» наконец-то четко определил такое понятие, как «договор с добровольцем», и теперь нам не надо отстаивать свою точку зрения на него перед какими-либо структурами и самими добровольцами.

Итак, четко и однозначно, договор с добровольцем – это договор гражданско-правового характера, на который распространяются все положения Гражданского Кодекса Российской Федерации и имеющий точно такую же силу, как и любой другой документ, соответствующий всем требованиям Законодательства РФ.

Между какими сторонами может быть заключен договор?

Между добровольцем и благополучателем – в случае, если доброволец осуществляет деятельность от своего имени. То есть, если я лично, как физическое лицо, раз в полгода мою окна своей пожилой соседке, то мы с ней можем заключить договор о том, что я обязуюсь это делать на протяжении определенного периода, а она для этого предоставляет мне доступ в квартиру в свое отсутствие (отдает ключ) и предоставляет необходимый инвентарь. И если пока я мою эти окна, ко мне заходит участковый (которому позвонила другая бдительная соседка), я показываю ему этот договор и все довольны.

Между добровольцем и добровольческой организацией или организатором добровольческой деятельности – если доброволец принимает участие в их добровольческой деятельности. Например, соседка не готова пустить меня к себе просто так (не доверяет она малознакомым людям), но зато она доверят местному Совету ветеранов, который ежегодно проводит акцию «Чистые окна» – тогда я иду в эту организацию и заключаю договор с ней. И уже организация направляет меня к конкретной бабушке для помощи в уборке дома и мытья окон.

Что должно быть в договоре?

Согласно 135 ФЗ, в договоре могут быть закреплены Условия осуществления добровольцем (волонтером) благотворительной деятельности, либо Условия участия добровольца в деятельности организатора добровольческой деятельности или добровольческой организации.

Предметом же данного договора является безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона 135 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Обратите внимание – условия осуществления деятельности именно «могут быть закреплены». Во первых, никто не может заставить человека заключить договор, если он этого не хочет (вспомните статью 4 данного ФЗ). Во вторых, мы в принципе можем и не описывать условия в договоре, а указать просто – «обязуется выполнять безвозмездные работы в целях…». Но в этом случае договор нам только подтвердит наличие добровольца перед грантодателями, но никак не поможет в работе. Ведь если ни сам доброволец, ни организация, ни благополучатель не могут определить, что именно он должен делать, то и делать он будет то, что сам считает нужным. И далеко не факт, что это будет именно то, что от него ждут.

Обратите внимание еще на два важных пункта, которые стоит включить в договор и которые прямо указаны в 135-ФЗ:

1) Условия договора между добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) могут предусматривать обязанность добровольца (волонтера) соблюдать при выполнении им работ и (или) оказании им услуг в рамках деятельности указанной организации иные обязательные требования, предусмотренные внутренними документами указанной организации.

Часто добровольцы привлекаются на работы и услуги, которые в организации уже оказываются (другими добровольцами или сотрудниками), а значит по ним есть установленные требования или нормы: Регламент оказания услуги, требования по санитарной обработке инвентаря, правила общения с благополучателем и т.п. Вы конечно можете перечислить все их содержание в договоре, но проще указать в нем конкретный документ и дать его для ознакомления добровольцу.

2) Между добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) могут предусматривать право добровольческой (волонтерской) организации в одностороннем порядке расторгнуть договор с добровольцем (волонтером) в случае нарушения им таких обязательных требований.

Это тот самый случай, когда доброволец что-то сделал нет так. Например, нахамил инвалиду во время оказания ей услуг по уборке квартиры. Или раскладывал еду на пищевой раздаче без перчаток. Или рассказал кому-то информацию, которую не имел права разглашать. И так далее.

Однако стоит помнить еще и то, что договор с добровольцем – это договор гражданско-правового характера, а значит при его заключении действуют все нормы Гражданского кодекса для таких договоров, а именно:

  • Договор с добровольцем является срочным, то есть заключается на определенный период времени,
  • Содержит описание конкретного объема и условий выполнения работ исполнителем;
  • Основанием для возмещения затрат и подтверждением оказанных услуг по договору является «Акт выполненных работ», подписанный обеими сторонами;
  • Заказчик (благополучатель, организатор добровольческой деятельности или добровольческая организация) вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов;
  • Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Два последних пункта прямо связаны с теми, что указаны в 135-ФЗ, и так это прямые нормы ГК РФ – они действуют независимо от их наличия в документе.

Что это означает?

Если благополучатель, организатор добровольческой деятельности или добровольческая организация отказывается от услуг добровольца, то он должен возместить ему понесенные затраты. Например, он должен оплатить проезд до дома того самого инвалида, с которым невежливо общался доброволец, несмотря на то, что договор после этого был расторгнут из-за несоблюдения принятых правил общения.

С другой стороны, получается что доброволец тоже обязан возместить убытки организации, если он отказывается выполнять условия договора. Часто НКО проводят обучение добровольцев (оплачивают услуги преподавателей, приобретают методические материалы), приобретают спец.одежду по индивидуальным размерам и т.п. И в случае, если доброволец после всего отказывается выполнять указанные в договоре работы или оказывать услуги, организация имеет право потребовать возмещения затрат, направленных на его подготовку и обучение. Лично нам неизвестна такая практика в Самарской области (вероятно, наши НКО тщательно выбирают ответственных добровольцев), но помнить о такой возможности необходимо.

Какие дополнительные пункты стоит включить в договор с добровольцем?

Все зависит от вида и характера выполняемых работ (предоставляемых услуг), но в любом случае стоит включить:

обязанность добровольца предоставить подтверждение выполнения работ (это может быть подпись благополучателя или координатора добровольцев в журнале регистрации, фотографии выполненных работ и т.п.);

  • обязанность заказчика возместить затраты добровольца или предоставить ему необходимые технические средства и расходные материалы (и указать условия этого, например — возмещение затрат на проезд производится только после предоставления билетов, либо заказчик сам заранее приобретает билеты);
  • дополнительные требования к качеству выполнения работы добровольцем, если это необходимо (эти требования можно не включать в сам договор, но подробно перечислить в прилагаемом к нему техническом задании);
  • обязанности заказчика предоставить отзыв о работе добровольца или справку о выполнении им работ (данные документы могут быть использованы как подтверждение опыта работы при трудоустройстве).

Договор по согласию сторон может быть дополнен множеством других условий, связанных с особенностями данного вида благотворительной деятельности: обязательство НКО по страховании жизни и здоровья исполнителя, обязательство исполнителя о неразглашении конфиденциальной информации или личных данных благополучателей и т.д.

Форма договора с добровольцем может быть сделана на основе стандартного договора оказания услуг, с той лишь разницей, что называться он будет «Договор безвозмездного оказания услуг (выполнения работ)». То же самое относится и к Акту выполненных работ, который необходимо будет составить и подписать после того, как все работы и услуги по договору будут выполнены и предоставлены.

О договоре с добровольцем — административным сотрудником НКО (руководителем, бухглатером, офис-менеджером и т.п.) читайте в следующей статье.

Как регулируются отношения НКО c волонтерами?

Большинство НКО привлекают или привлекали к своей работе волонтеров. Кто-то только собирается это сделать. Но как те, так и другие зачастую не знают, чем эти отношения регламентируются. Как правило, просто бросается клич, приходят желающие помочь, кто-то приводит своих знакомых, и все это никак и нигде не фиксируется.

Об использовании труда добровольцев (волонтеров) в российском законодательстве говорится немного, что может создавать определенные проблемы. А как должно быть по закону? Нужно ли заключать с волонтерами какие-либо договоры? Что должны предоставлять НКО волонтерам? В каких случаях? Что обязаны делать волонтеры? Какими законами это регламентируется? Об этом мы расскажем ниже.

Взаимоотношения между НКО и волонтерами регулируются прежде всего ФЗ №135 от 11.08.1995 «О благотворительной деятельности». В статье 5 сказано: «под участниками благотворительной деятельности для целей настоящего Федерального закона понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели». И далее определено понятие добровольца, что то же самое, что и волонтер. «Добровольцы — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)». Благотворительная деятельность определена статьей 2 данного закона.

Существуют также специальные правила для добровольных пожарных, испытателей лекарств и доноров крови.

Стороны договора — волонтер и благополучатель (адресат помощи волонтеров), волонтер и благотворительная организация. Предмет договора — безвозмездное выполнение волонтером работ (оказание услуг) благополучателю или благотворительной организации в рамках ее деятельности.

Договоры с волонтерами могут предусматривать возмещение связанных с их исполнением расходов добровольцев на наем жилого помещения, проезд до места назначения и обратно, питание, оплату средств индивидуальной защиты, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности. В этом случае соответствующий договор должен быть обязательно заключен в письменной форме.

Читайте так же:  Договор купли продажи auto ru

Безусловно, волонтерство основывается на добровольном, не требующем оплаты труде, и мотивами волонтерства является не материальное поощрение, а социальные, благотворительные и духовные интересы.

Как правило, отношения между добровольцем и нанимающей организацией регулируются договорными обязательствами, которыми строго определяется объем работ. Кроме того, несмотря на добровольность, волонтерство сопряжено с определенным уровнем ответственности: за выполнение норм и требований, сохранность активов, поддержание репутации организации и т.п. Все это обоснованно позволяет рассматривать волонтерство как особую систему трудовых отношений.

Правомерно предположить, что сам договор о добровольческом труде регулируется гражданским кодексом РФ. Гражданское законодательство РФ в силу принципа свободы договора дает сторонам возможность заключать предусмотренные и не предусмотренные законом или иными правовыми актами соглашения (ч. 2 ст. 421 ГК РФ). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ч. 4 ст. 421 ГК РФ).

Итак, если вы считаете необходимым заключить договор между добровольцем и некоммерческой организацией, в нем нужно оговорить выполнение конкретной благотворительной программы без оплаты труда. По мере необходимости в договоре указывается также, что добровольцу возмещаются все расходы, понесенные им с целью выполнения программы. Запись в трудовой книжке волонтера не производится, поскольку такая работа не входит в сферу стандартных трудовых отношений.

Письменный договор с добровольцем может быть оформлен в виде единого документа в двух (или более) экземплярах, подписанного некоммерческой организацией и добровольцем, или путем обмена письмами, содержащими права и обязанности сторон.

В целом в договоре целесообразно указать следующие аспекты:

  1. описание функций добровольца (содержание работ или услуг);
  2. указание лица, контролирующего и (или) координирующего его работу, порядка ее исполнения (с возможной ссылкой на внутренние документы некоммерческой организации);
  3. виды расходов (а также их предельные размеры), которые могут осуществляться добровольцем в интересах некоммерческой организации, порядок компенсации таких расходов;
  4. обязанности некоммерческой организации по созданию условий для работы добровольца;
  5. ответственность сторон за ущерб, причиненный друг другу;
  6. срок действия, основания и порядок прекращения договора.

Если немного абстрагироваться от правовых вопросов, то права и обязанности волонтера и НКО можно сформулировать следующим образом.

Волонтер имеет право: на правдивую информацию; начать работу в любой момент; на обучение, помощь, поддержку; на общение с единомышленниками; на самореализацию; прекратить работу в любой момент.

Волонтер обязан: разделять миссию организации; уважать внутренние правила организации; уважительно относиться к благополучателям; уважать распорядок учреждения, его сотрудников; исполнять взятые на себя обязанности.

НКО имеет право: на правдивую информацию; принять волонтера и расстаться с ним по своему усмотрению; предложить волонтеру варианты применения его знаний и навыков.

НКО обязана: подготовить и обеспечить безопасное место труда волонтера; обеспечить волонтера материалами; подготовить среду для общения, досуга и развития волонтера.

Очевидно, что выполнение обеими сторонами обязанностей и возможность реализовать права — важнейшая базовая составляющая успеха волонтерского сообщества. Со стороны НКО первоначальная задача — обеспечить полноту реализации прав волонтера, а также предоставить ему полную информацию о деятельности организации, ее внутренней структуре и принципах взаимоотношений с волонтерами.

Поскольку доброволец осуществляет благотворительную деятельность в интересах некоммерческой организации, все расходы на компенсацию его затрат связаны с ведением благотворительной организацией уставной деятельности. Соответственно, выплаты, производимые волонтерам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ (оказание услуг), на возмещение их расходов по исполнению таких договоров, связанных с проездом к месту осуществления благотворительной деятельности и обратно, с наймом жилого помещения и питанием, освобождаются от налогообложения.

При этом и расходы на питание освобождаются от налогообложения, за исключением расходов на питание в сумме, превышающей размеры суточных (700 руб. в сутки), предусмотренных п. 3.1 ст. 217 налогового кодекса РФ.

Также от налогообложения освобождаются и производимые волонтерам выплаты на оплату средств индивидуальной защиты и на уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование, связанное с рисками для здоровья волонтеров при осуществлении волонтерской деятельности.

Помимо всего, добровольцы могут направляться в командировки по соответствующей программе — естественно, при их согласии. В таком случае им возмещаются все командировочные расходы, включая суточные.

Если вам понравилась статья — порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.

Советы волонтерам: взаимный договор волонтёра и организации

Волонтёрство – это не только добрые дела, но и ряд прав и обязанностей организации и её волонтёра по отношению друг к другу и к своим подопечным. Это всегда взаимный договор. Советы волонтерам дает Юрий Белановский, руководитель движения «Даниловцы».

Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку ниже

Советы волонтерам: взаимный договор волонтёра и организации

Мало кто над этим задумывается, но волонтёрство – это не только добрые дела, которые я осуществляю. Если я работаю вместе с какой-то организацией или от имени какой-то организации, то волонтёрство во многом – это взаимный договор.

Я проиллюстрирую на примере первого собеседования, когда человек приходит познакомиться с организацией, с её деятельностью, и когда организация хочет познакомиться с человеком. Очень важно вот это слово – «взаимность». Быть волонтёром – это не пирамидальная история, когда есть начальник, и есть я как исполнитель. Быть волонтёром – это поиск и нахождение своего места в неком сообществе, это горизонтальная история, где у человека очень много социальных, человеческих связей, очень много отношений. И именно поэтому быть волонтёром в организации – это взаимный договор. Волонтёрство – это баланс, где что-то, что связано со мной, как с волонтёром, уравновешивается тем, что связано с организацией. И наоборот – то, что с организацией – уравновешивается мной. Что я имею в виду?

Советы волонтерам: формальная открытость

Прежде всего это формальная открытость. Формальная открытость – это значит, что когда я прихожу на собеседование, совершенно очевидно для меня – и я это принимаю! – что я должен представиться, меня могут попросить подтвердить ФИО, подтвердить прописку и т.д. – т.е. показать паспорт. Почему? Потому что волонтёрство должно иметь фильтры от мошенников, от каких-то злодеев и так далее.

Это совершенно нормальная история. Мне могут задать и какие-то другие формальные вопросы: когда у меня день рождения, когда у меня есть какое-то свободное время и так далее. Это на одной чаше весов. Но я обязан уравновесить это тем, что я такие же вопросы должен задать организации. А настоящая ли вы организация или просто какая-то группа друзей? Есть ли у вас уставные документы? В конце концов, какой у вас бюджет? И хотя бы в общих чертах опишите, как он складывается. Если я своё имя отдаю организации – я бы хотел про неё что-то знать! И организация тоже должна быть открыта! Это один из признаков хорошей, правильной организации. Но это формальная часть. Она достаточно простая.

Советы волонтерам: почему он пришёл именно сюда?

Дальше, как правило, волонтёру важно поделиться своими мотивами. Почему он выбрал именно это направление? Почему он пришёл именно сюда? И так далее. Но в то же время ему важно опять же всё уравновесить и узнать – а почему эта организация заинтересована в таких людях, как он? Что вообще движет организацией в развитии именно этой темы? Если мы говорим о настоящем волонтёрстве, очевидно, что это не коммерция, не бизнес. Но что?

Следующий момент – волонтёр приносит в дар (не организации, очевидно, а подопечным – дети, старики или ещё кто-то) своё время, свои силы, свои ресурсы. Это на одной чаше весов. Но надо понять – а что привносит организация? Скорее всего, разговор пойдёт о том, что организация – это прежде всего собрание определённого опыта, определённая преемственность, т.е. что волонтёр сможет чему-то научиться и быть в контексте этого опыта.

Организация – это ресурс, потому что волонтёр помогает руками, силами, но всё равно иногда нужны какие-то силы, средства, иногда деньги, иногда какие-то вещи или ещё что-то – организация может их обеспечить. Организация – это гарант непрерывности процесса. Потому что волонтёр сегодня пришёл, а завтра у него так сложились обстоятельства, что он не может. Но бабушка-то в доме престарелых ждёт! И кто-то должен к ней прийти! Значит, организация является гарантом этого. Я перечислил то, что мне близко и понятно. Но что-то в этом духе организация должна, конечно, сказать. И тогда человек понимает: «И я вкладываюсь – и в меня вкладываются! И в наших подопечных вкладываются! Вот, мы все вместе вкладываемся»

Советы волонтерам: важные вопросы к организации

Есть ещё такой пласт вопросов, про которые нельзя забыть. У организации они достаточно личного характера. Например, любая организация может спросить: «Нет ли у вас венерических заболеваний? Нет ли у Вас судимости?» или ещё что-то в этом духе. Какие выводы сделает организация, это уже зависит от её устава, от того, где она работает. Но тем не менее, она эти вопросы может задать.

Но какие есть вопросы со стороны человека, которые тоже важны, и они часто могут быть упущены? Они лежат немножко в другой области. Это вопросы, связанные с, прямо скажем, неким комфортом волонтёра, его безопасностью и эффективностью. Т.е. он не должен забыть спросить: во-первых, «Что конкретно мне полагается?» Какое обучение? Какое, может быть, оборудование или ещё что-то? Что конкретно действительно я буду делать? Не в смысле: «Мы едем помогать бабушкам. Отлично, поехали!» А потом вы приезжаете: «Так что делать-то. » Этот вопрос нельзя забыть. Кто надо мной старший, кто решает мои проблемы? Если я столкнулся с какой-то трудностью, если произошёл, может быть, какой-то конфликт или ещё что-то – кто решает мои проблемы? Если организация предлагает на что-то скидываться – то здесь со стороны волонтёров должны быть очень серьёзные вопросы: да, я скидываюсь, но тогда давайте вместе разберём, что на это покупается?

Советы волонтерам: договор должен быть взаимным

Почему речь идёт о взаимном договоре? Потому что это права и обязанности. И вот они тоже должны быть уравновешены. У волонтёра есть ключевое, неотъемлемое право – это право прекратить работу в любой момент. На то он и волонтёр, что у него другие ценности могут быть выше. Семья, может быть, работа – это его право. Если мы договорились сегодня поехать в дом престарелых, а ему позвонил начальник и сказал: «Ты обязан быть на работе!» – то простите, но он поедет на работу.

Но! Право волонтёра в любой момент покинуть группу должно быть тоже уравновешено как-то нашим правом, как организации, прекратить с ним сотрудничество в любой момент. Потому что у организации всегда есть какие-то внутренние основания, связанные с безопасностью подопечных, с пользой для подопечных, или с рисками самого волонтёра. Бывают волонтёры, которые очень опрометчиво бросаются: «Фиг с ней, с работой и семьёй! Я вот буду здесь!» Но организация даже вправе поставить ультиматум: «Мы не хотим, чтобы ты потерял работу, потерял семью – а потом пришёл к нам с претензиями!» И отсюда же рождаются обязанности.

У волонтёров обязанности, в данном случае, очевидны: он берёт на себя обязательства соблюдать правила или технику безопасности, и делать то дело, за которое взял ответственность. А у организации обязанность – это как раз поддерживать волонтёра, обеспечить всем необходимым, предоставить ему обучение или ещё что-то… Всё, на мой взгляд, здесь должно быть уравновешено. Именно потому, что волонтёрство – это отношения, а не пирамида. И если волонтёр подойдёт с таким пониманием и увидит, что в организации также подходят к нему – то я думаю, что их сотрудничество будет долгим и хорошим.

Читайте так же:  Налог на автомобиль для ветерана труда

Волонтёрский договор

Волонтёрский договор

Пока нашла тока это)))
«. Для проведения мероприятия в другом городе наша фирма набирает волонтеров и оплачивает им проезд до места проведения акции. Можно ли в данном случае считать оплату билетов доходом этих волонтеров и нужно ли взимать с нее НДФЛ?

А. А. САЛЫНИНА, бухгалтер благотворительного фонда

Нет, удерживать НДФЛ вам не придется.

Оплату фирмой билетов, купленных волонтерами, можно считать компенсацией, связанной с исполнением ими своих трудовых обязанностей. А такая компенсация, согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ, НДФЛ не облагается. Несмотря на то что по своему правовому статусу доброволец не является работником и не состоит в трудовых отношениях с работодателем, он находится в его властном подчинении, а это значит, что к нему можно применить норму пункта 3 статьи 217 НК РФ.

Кстати, о том, что с компенсации за билеты не нужно удерживать НДФЛ, говорится также в решении ВАС РФ от 26 января 2005 г. № 16141/04. В нем сказано, что доходом налогоплательщика может быть признана только его экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Так, при служебной командировке работник направляется в поездку по инициативе работодателя и в его интересах, поэтому и расходы на оплату проезда осуществляются именно в интересах работодателя, а не работника. По нашему мнению, заключение судей ВАС РФ применимо и к рассматриваемой ситуации, поскольку волонтеру оплачивается проезд в интересах фирмы.

Т. А. ИЛЬИНОВА, старший аудитор Группы компаний «Градиент Альфа»
. «

Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)»

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 26 января 2018 года

Одобрен Советом Федерации 31 января 2018 года

Внести в Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3340; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029; 2003, N 27, ст. 2708; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 39; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 52, ст. 6998; 2014, N 19, ст. 2308) следующие изменения:

1) наименование изложить в следующей редакции:

«О благотворительной деятельности

и добровольчестве (волонтерстве)»;

2) статью 1 дополнить частями второй и третьей следующего содержания:

«Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.

На добровольческую (волонтерскую) деятельность распространяются положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом для благотворительной деятельности.»;

3) в пункте 1 статьи 2:

а) абзац первый после слова «Благотворительная» дополнить словами «и добровольческая (волонтерская)»;

б) абзац десятый изложить в следующей редакции:

«содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;»;

в) абзац шестнадцатый после слова «добровольческой» дополнить словом «(волонтерской)»;

4) пункт 1 статьи 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«Особенности привлечения добровольцев (волонтеров) для осуществления деятельности религиозных организаций определяются Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».»;

а) часть первую после слова «добровольцы» дополнить словом «(волонтеры)», дополнить предложением следующего содержания: «Участниками добровольческой (волонтерской) деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческие (волонтерские) организации.»;

б) часть четвертую изложить в следующей редакции:

«Добровольцы (волонтеры) — физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.»;

в) часть пятую дополнить словом «(волонтеров)»;

г) дополнить частями шестой — восьмой следующего содержания:

«Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности — некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью.

Государственные органы и органы местного самоуправления вправе привлекать добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности.

Добровольческая (волонтерская) организация — некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, привлекает на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.»;

6) статью 7 1 признать утратившей силу;

7) в пункте 3 статьи 10 слова «в качестве добровольцев» заменить словами «на безвозмездной основе»;

а) абзац шестой после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)»;

б) абзац десятый дополнить словом «(волонтеров)»;

9) дополнить разделом III 1 следующего содержания:

«Раздел III 1 . Условия и порядок осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности

Статья 17 1 . Права и обязанности добровольца (волонтера)

1. Доброволец (волонтер) имеет право:

1) осуществлять свою деятельность индивидуально, под руководством организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, в составе добровольческой (волонтерской) организации;

2) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информацию о целях, задачах и содержании осуществляемой им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также информацию об организаторе добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации;

3) получать в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или договором, заключенным с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организацией:

поддержку в форме предоставления ему питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья или в форме возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг;

психологическую помощь, содействие в психологической реабилитации;

возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информационную, консультационную и методическую поддержку в объемах и формах, которые установлены указанными организациями;

5) получать поощрение и награждение за добровольный труд, в том числе в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ.

2. Помимо прав, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, доброволец (волонтер) имеет также иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3. Доброволец (волонтер), организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческая (волонтерская) организация обязаны не разглашать ставшие им известными в ходе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности сведения, составляющие специально охраняемую законом тайну.

4. Условия осуществления добровольцем (волонтером) благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем (волонтером) и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.

5. Условия участия добровольца (волонтера) в деятельности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между организатором добровольческой (волонтерской) деятельности или добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в рамках деятельности указанных организатора, организации для достижения общественно полезных целей.

Условия договора между добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) могут предусматривать обязанность добровольца (волонтера) соблюдать при выполнении им работ и (или) оказании им услуг в рамках деятельности указанной организации иные обязательные требования, предусмотренные внутренними документами указанной организации, а также право добровольческой (волонтерской) организации в одностороннем порядке расторгнуть договор с добровольцем (волонтером) в случае нарушения им таких обязательных требований.

6. Договор, указанный в пункте 4 настоящей статьи, может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.

Договор, указанный в пункте 5 настоящей статьи, может предусматривать обязанности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации по предоставлению добровольцу (волонтеру) питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплате проезда до места назначения и обратно, уплате страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также по возмещению связанных с исполнением договора расходов.

Статья 17 2 . Правовые условия осуществления организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями своей деятельности

Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право:

1) получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) информировать, в том числе совместно с заинтересованными организациями, граждан о возможностях участия в добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) участвовать в формировании и деятельности координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах государственной власти и органах местного самоуправления;

5) получать иную поддержку в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Статья 17 3 . Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере добровольчества (волонтерства)

1. Правительство Российской Федерации утверждает:

1) общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

2) перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

2. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);

2) участие в формировании единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);

3) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;

4) утверждение порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в том числе их территориальных органов, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

5) методическое обеспечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) в субъектах Российской Федерации и на территориях муниципальных образований.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);

2) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

3) утверждение порядка взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

4) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;

Читайте так же:  Правонарушение в сфере государственного управления

5) популяризация добровольческой (волонтерской) деятельности;

6) поддержка муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);

7) методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) на территориях муниципальных образований;

8) формирование координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) утверждение порядка взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

3) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям.

Статья 17 4 . Поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления

Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 17 5 . Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства)

1. Формирование и ведение единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства) осуществляются федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственной молодежной политики.

2. Порядок функционирования единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства), требования к технологическим и лингвистическим средствам данной информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в данной информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) с иными информационными системами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства) включает сведения о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях.

Предоставление сведений для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства) осуществляется добровольно.

Наличие в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) сведений о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях не является обязательным условием оказания поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления добровольческой (волонтерской) деятельности указанных участников добровольческой (волонтерской) деятельности.»;

10) пункт 7 статьи 19 после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)».

Внести в статью 31 1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 2010, N 15, ст. 1736; 2011, N 29, ст. 4291; 2012, N 53, ст. 7650; 2013, N 27, ст. 3464, 3477; N 52, ст. 6961; 2014, N 42, ст. 5611; N 45, ст. 6139; N 52, ст. 7551; 2015, N 18, ст. 2618; N 48, ст. 6724; 2016, N 11, ст. 1494; N 27, ст. 4220; N 52, ст. 7498) следующие изменения:

1) в подпункте 8 пункта 1 слова «содействия благотворительности и добровольчества» заменить словами «организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства)»;

2) подпункт 1 пункта 3 после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)»;

3) пункт 12 1 после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)».

Статью 18 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2013, N 27, ст. 3477) дополнить пунктами 4 — 6 следующего содержания:

«4. Религиозные организации в соответствии со своими внутренними установлениями вправе привлекать добровольцев (волонтеров) для участия в организации богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также для выполнения работ, оказания услуг, направленных на поддержку и обеспечение видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных их уставами.

5. Религиозные организации вправе заключать с добровольцами (волонтерами) гражданско-правовые договоры о добровольческой (волонтерской) деятельности, предметом которых являются безвозмездное выполнение добровольцами (волонтерами) работ и (или) оказание ими услуг.

Существенным условием договора о добровольческой (волонтерской) деятельности является соблюдение добровольцем (волонтером) внутренних установлений религиозной организации, являющейся стороной договора. Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.

6. Добровольческая (волонтерская) деятельность, предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи, не может регулироваться порядком взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.».

В пункте 11 статьи 16 1 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3833; 2012, N 53, ст. 7612; 2017, N 30, ст. 4457) слово «(волонтеры)» заменить словами «(добровольцы (волонтеры)».

Подпункт 9 1 пункта 2 статьи 26 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553, 5556; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3613, 3616; N 48, ст. 5516; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6163; 2010, N 15, ст. 1736; N 31, ст. 4160; N 41, ст. 5190; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6030, 6031; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6984; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4594; N 48, ст. 6727,6732; N 49, ст. 7039, 7042; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1158, 1163; N 18, ст. 2126; N 31, ст. 4326; N 50, ст. 6957, 6967; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2331; N 23, ст. 2875, 2876, 2878; N 27, ст. 3470, 3477; N 40, ст. 5034; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6679, 6691; N 52, ст. 6981, 7010; 2014, N 11, ст. 1093; N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4256, 4257; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 45, ст. 6138; 2015, N 1, ст. 11; N 13, ст. 1807, 1808; N 27, ст. 3947; N 29, ст. 4359; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3283; N 26, ст. 3866; N 27, ст. 4222; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; N 45, ст. 6573; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 26, 27, 87) изложить в следующей редакции:

«9 1 ) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества (волонтерства), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества (волонтерства);».

Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3296; N 31, ст. 3452; N 43, ст. 4412; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 21, ст. 2455; N 25, ст. 2977; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 48, ст. 5517; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5733; N 52, ст. 6441; 2010, N 15, ст. 1736; N 49, ст. 6409; 2011, N 17, ст. 2310; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4591, 4594, 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7015,7039; 2012, N 26, ст. 3444, 3446; N 50, ст. 6967; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2325; N 27, ст. 3477; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165;N 52, ст. 6981, 7008; 2014, N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4235; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 52, ст. 7558; 2015, N 1, ст. 11, 52; N 27, ст. 3995; N 48, ст. 6723; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; 2018, N 1, ст. 27, 47, 87) следующие изменения:

1) пункт 25 части 1 статьи 15 дополнить словом «(волонтерству)»;

2) пункт 33 части 1 статьи 16 дополнить словом «(волонтерству)»;

3) пункт 11 части 1 статьи 16 2 дополнить словом «(волонтерства)».

Внести в Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2009, N 48, ст. 5726; 2010, N 19, ст. 2290; 2011, N 49, ст. 7062; N 50, ст. 7354; 2012, N 53, ст. 7582; 2013, N 23, ст. 2866; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4025; 2014, N 26, ст. 3376; 2015, N 1, ст. 43; N 27, ст. 3993, 3995; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3277; N 27, ст. 4217; N 48, ст. 6736; 2017, N 17, ст. 2460; N 50, ст. 7544) следующие изменения:

1) в пункте 3 1 статьи 2 слово «волонтеры» заменить словами «добровольцы (волонтеры)»;

а) в части 1 1 слово «волонтерам» заменить словами «добровольцам (волонтерам)»;

б) в части 1 2 слово «волонтерам» заменить словами «добровольцам (волонтерам)», слово «волонтеров» заменить словами «добровольцев (волонтеров)»;

3) в части 4 статьи 31 3 слово «волонтеров» заменить словами «добровольцев (волонтеров)».

Пункт 20 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7007; 2014, N 30, ст. 4257; 2017, N 47, ст. 6850) после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)».

Пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 383-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и статью 7 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 52, ст. 6998) признать утратившим силу.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 мая 2018 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Похожие статьи:

  • Требования к энергосбережению Приложение N 1. Требования к форме программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования и отчетности о ходе ее реализации Приложение N 1к приказу Министерстваэнергетики РФот 30 […]
  • Гражданский кодекс рф ст 401 Статья 401. Основания ответственности за нарушение обязательства 1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором […]
  • Приказ 639 мвд рф Приказ МВД РФ от 27 июня 2012 г. N 639 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу разрешения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской […]
  • Декретные годы и пенсия Важный вопрос — входит ли декретный отпуск в трудовой стаж Входит ли декретный отпуск в стаж – вопрос, который волнует будущих мамочек, официально трудоустроенных на предприятии. Некоторые работающие женщины, не разобравшись в ситуации, стараются как можно позже уйти […]
  • Законы рф по амнистии Путин подписал законы о продлении срока амнистии капиталов до марта 2019 года МОСКВА, 19 февраля /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин подписал пакет законов, предусматривающих продление срока амнистии капиталов до 28 февраля 2019 года включительно. Документы […]
  • Пособия для детского сада купить оптом Покупка на группу оптом Новый учебный год в детском саду это событие, которое очень важно как для воспитателей, так и для воспитанников и их родителей. Кроме составления учебно-воспитательных планы для образовательной деятельности в будущем году. Воспитатели […]