Учебное пособие представляет собой

Эта книга представляет собой учебное пособие

Главная > Документ

Эта книга представляет собой учебное пособие, предназначенное для студентов специальностей 250403 лесотехнических вузов, изучающих учебную дисциплину «Подъемно-транспортные машины отрасли» с разделом «Аспирация и пневмотранспорт деревообрабатывающих предприятий». Эта дисциплина позволяет обучающимся получить знания, умения и навыки при выборе типа пневмотранспортных установок, их проектировании и эксплуатации.

В настоящее время для изучения указанной дисциплины используется учебное пособие «Аспирационные и транспортные пневмосистемы деревообрабатывающих предприятий» (авторы: Глебов И.Т., Рысев В.Е., 2004 г.). Однако оборудование аспирационных и пневмотранспортных систем быстро изменяется, на российском рынке появилось много импортного оборудования, и это побудило подготовку новых лекций, излагаемых в предлагаемой книге. Обобщение передового научно-технического опыта в области пневматического транспорта стало основной задачей лекций. Применение новых знаний позволило кардинально изменить подход в проектировании аспирационных и транспортных пневмосистем.

Предлагаемая книга полностью соответствует учебной программе дисциплины. Она содержит авторский текст и полномасштабный аппарат. Формулировки, подлежащие запоминанию, выделены в тексте жирным шрифтом. Для повторения пройденного материала в главах приведены контрольные вопросы и задания. Термины и обозначения, используемые в учебном пособии, унифицированы, единицы измерения физических величин приведены в соответствие с действующими стандартами. Использован многолетний опыт преподавания дисциплины по аспирации и пневмотранспорту в УГЛТУ.

Пневмотранспортные системы на деревообрабатывающих предприятиях начали применяться с конца XIX столетия. При этом в теоретических исследованиях движения потока чистого воздуха в трубопроводах использовались законы Дарси-Вейсбаха, Л. Эйлера, Д. Бернулли и др.

Первые экспериментальные исследования по перемещению воздушным потоком твердых измельченных частик были выполнены И. Гастерштадтом в 1927 г. Им была предложена формула для определения потерь давления [1]:

,

где р – потеря давления в трубопроводе при движении аэросмеси, Па;

рв – потеря давления в трубопроводе при движении чистого воздуха, Па;

K – коэффициент сопротивления аэросмеси;

 — концентрация твердых частиц в аэросмеси, кг/кг.

Другие ученые, такие как Г. Зеглер, П. Шредер (Германия, 1937 г.), М.П. Калинушкин и др., сопротивление движению аэросмеси учитывали по изменению коэффициента гидравлического сопротивления см:

,

где — коэффициент гидравлического сопротивления чистого воздуха.

При изучении движения пылевоздушной смеси в отводах К.И. Страховичем (1934 г.) была создана ударная теория. Согласно этой теории, частицы материала, проходя по отводу, несколько раз ударяются о стенку, теряя при этом часть кинетической энергии. За отводом кинетическая энергия частиц восстанавливается за счет энергии воздушной струи.

С.Н. Святков, А.Ф. Зайцев и др., показали, что сопротивление движению материала в отводах зависит от радиуса и диаметра трубы в отводах, угла поворота, коэффициента трения и входной скорости материала.

В 60-е годы прошлого столетия благодаря работам Л.С. Клячко, С.Н. Шемякина, Г.Я. Трайгельмана, С.Н. Святкова и разработкам научно-исследовательских и проектных институтов ЦНИИМЭ, Гипродрев, Гипродревпром, Гипролеспром с учетом достижений эксплуатационников на деревообрабатывающих предприятиях была создана научно-теоретическая база, позволившая создать расчетные методики для проектирования пневмотранспортных систем.

Российские ученые Л.С. Клячко, С.Н. Шемякин, Г.Я. Трайгельман, С.Н. Святков, М.П. Калинушкин, К.И. Страхович, А.Ф. Зайцев и другие – основоположники отечественной школы пневмотранспорта.

Интенсивный рост промышленности в последние годы существенно изменил условия эксплуатации деревообрабатывающего оборудования. Эти новые условия характеризуются следующими главными факторами [2]:

– быстрым обновлением парка технологического оборудования, выпускаемого отечественными и зарубежными производителями;

– разнообразием деревообрабатывающих предприятий по объему производства;

– увеличением объема измельченных отходов деревообработки и удельного содержания в них пыли;

– частой сменой технологического процесса и оборудования в пределах производственных помещений;

– ужесточением требований к охране окружающей природной среды, а также к экономии энергоресурсов.

С учетом перечисленных факторов в последние годы существенно изменились условия проектирования и расчета пневмотранспортных систем.

Лекция 1. Основные понятия и определения

План лекции. Общие сведения. Предмет науки, достоинства и недостатки пневмотранспорта. Основные понятия и определения. Классификация пневмотранспортных установок. Схемы установок. Запыленность воздуха, характеристика пыли, вентиляция цехов.

1. Общие сведения

1.1. Предмет науки

Теория пневматического транспорта есть отдел прикладной науки, базирующийся на законах гидроаэродинамики и развивающий их применительно к практике путем разработки режимов транспортирования и расчетных методик.

Гидроаэродинамикой называется отдел гидроаэромеханики, в котором изучаются законы движения жидкостей и газов и их взаимодействие с твердыми телами [3].

Гидроаэромеханикой называют раздел физики, в котором изучаются законы равновесия и движения жидкостей и газов, а также взаимодействие движущихся жидкостей и газов с омываемыми или твердыми телами. При этом жидкости и газы рассматриваются как сплошная среда, непрерывно распределенная в пространстве.

Гидромеханику делят на два отдела — гидроаэростатики и гидроаэродинамики. Отдел гидроаэродинамики занимается изучением законов движения жидкостей и газов и их взаимодействия с твердыми телами.

1.2. Достоинства и недостатки пневмотранспортных систем

На современном деревообрабатывающем предприятии используются различные виды внутрицехового или межцехового транспорта (транспортеры с гибким тяговым органом, автомобильный, пневматический и др.). Основные достоинства пневматического транспорта заключаются в следующем [4]:

гибкость трассы: транспортный трубопровод может быть проложен в любом направлении, может легко обходить препятствия;

высокая маневренность: по одному трубопроводу можно перемещать транспортируемый материал из разных мест в один пункт назначения или по нескольким адресам;

легкость автоматизации: с одного пульта можно дистанционно управлять всеми элементами установки;

компактность: транспортная установка имеет простую конструкцию, так как ее тяговый орган (воздух) взят из окружающей среды;

герметичность: при транспортировании материала исключается его потеря, что предотвращает загрязнение окружающей среды;

сопутствующие возможности: одновременно с транспортированием измельченного материала возможно выполнять другие технологические и санитарно-гигиенические операции: аспирацию цехов, сушку материала, его фракционирование;

экономичность: при дальности транспортирования материала свыше 100 м пневматический транспорт в большинстве случаев экономичнее механического транспорта.

В качестве недостатков пневмотранспорта отмечают большой удельный расход энергии, повышенный шум, создаваемый вентиляторами и движущимся материалом в трубах, измельчение материала и необходимость очистки отработавшего воздуха.

1.3. Основные понятия и определения

В теории и практике аспирации и пневмотранспорта за многолетнюю историю сложился конкретный язык общения. Основные термины и определения [5] приведены в приложении А.

1.4. Классификация пневмотранспортных систем
1.4.1. Общая классификация

Все пневмотранспортные системы условно делят на два класса: аспирационные и транспортные (рис. 1).

Аспирационные системы используются в деревообрабатывающих цехах, оснащенных станками, и предназначены для удаления стружки и пыли от станков и создания нормативных санитарно-гигиенических условий труда в рабочих зонах станков. Количество отсасываемого воздуха от станка определяется, прежде всего, выполнением главной функции аспирации, а не из условия надежности транспортирования отходов по трубопроводам.

Аспирационные системы могут быть прямоточные, рециркуляционные, централизованные, автономные, с переменной и постоянной производительностью.

Транспортные пневмосистемы применяются на деревообрабатывающих предприятиях для перемещения измельченной древесины в места кратковременного хранения или к технологическому оборудованию от аспирационных систем, рубительных машин и т.д.

1.4.2. Схемы аспирационных систем

Принципиальные схемы аспирационных систем показаны на рис. 2.

В прямоточно-централизованной системе пылевоздушная смесь отсасывается от группы станков, объединяется в один поток и направляется в пылеулавливающий аппарат, где происходит отделение воздуха от твердых частиц. Очищенный воздух выбрасывается в атмосферу.

Такие установки имеют большой недостаток, особенно в зимнее время, когда они выкачивают теплый воздух из цеха на улицу.

В рециркуляционно-централизованной системе воздух после очистки в пылеулавливающем аппарате полностью или частично возвращается в производственное помещение.

В прямоточно-автономной системе пылевоздушная смесь отсасывается от одного станка и после очистки в пылеулавливающем аппарате выбрасывается в атмосферу.

В рециркуляционно-автономной системе воздух после очистки в пылеулавливающем аппарате полностью возвращается в производственное помещение.

1.4.3. Схемы пневмотранспортных систем

В зависимости от аэродинамических условий работы узла загрузки и характера циркуляции воздуха транспортные системы делят на всасывающие рециркуляционные, всасывающие прямоточные, нагнетательные рециркуляционные и нагнетательные прямоточные (рис. 3).

Рис. 3. Схемы транспортных

а – всасывающая рециркуляционная;

б – всасывающая прямоточная;

г – нагнетательная прямоточная

1.5. Запыленность воздуха цеха

Пыль. При механической обработке древесины на станках, особенно древесины твердых пород, МДФ, волокнистых и стружечных плит образуется много пыли. Пыль — это аэрозоль двухфазной системы (твёрдое тело — газ). Размеры твердых частиц пыли изменяются до 300 мкм. Условно твердые выбросы по размерам делят на пять подгрупп: менее 1 мкм; мелкодисперсная пыль размером 1…10 мкм, среднедисперсная пыль 10…50 мкм; крупнодисперсная пыль 50…140 мкм; очень крупная пыль размером более 140 мкм [6].

Читайте так же:  Доверенность от организации на получение денежных средств физическому лицу

Пыль имеет высокую адсорбционную способность, может растворяться в различных средах, накапливает статическое электричество, легко воспламеняется. Она адсорбирует из воздуха ядовитые газы и становится ядовитой, электростатические заряды облегчают осаждение пыли в легких людей.

Особенно опасны для здоровья людей частицы размером 1…10 мкм. Они проникают глубоко в легкие рабочих и острыми краями травмируют слизистую оболочку, приводя к заболеванию пневмокониозами. Предельно допустимая концентрация (ПДК) пыли в воздухе цеха, установленная органами санэпидемнадзора России, составляет 6 мг/м 3 [7, 8, 9, 10] (в странах западной Европы – 2 мг/м 3 ).

Измерение содержания пыли в воздухе. Запылённость воздуха характеризуется массой пыли, взвешенной в единице объёма воздуха. Степень запылённости воздуха определяют весовым [8] или счетным способом, используя различные пылемеры, счетчики, датчики.

При весовом способе определенное количество запыленного воздуха пропускают через фильтр и массовую концентрацию пыли в воздухе определяют по формуле, мг/м 3

, (1)

где m1, m2 – масса фильтра, г, до и после отбора проб; Q – количество воздуха протянутого через фильтр.

При счетном способе заданное количество запыленного воздуха в виде струи, вытекающей из сопла, направляют на стеклянную пластинку, покрытую клеящим составом. Запылённость оценивается подсчётом под микроскопом числа пылинок к объёму протянутого воздуха.

Устройство для определения концентрации пыли. Устройство (рис. 4) включает фильтр 1 (АФА-ХП-20, АФА-Х-10) в виде диска из перхлорвиниловой ткани ФПП, вложенного в защитные кольца из плотной бумаги, воронку 2 для фильтра, резиновый шланг 3, трубки с штуцерами 4, реометрами 5 и кранами-дросселями 8, которые подключены к аспиратору (вентилятору) 7, включаемому тумблером 6.

Два реометра градуированы от 0 до 20 л/мин и служат для отбора проб воздуха на запыленность, остальные для отбора проб воздуха при проведении газовых анализов и градуированы от 0 до 3 л/мин. Необходимая скорость потока воздуха настраивается кранами 8.

При протягивании воздуха через фильтр стремятся осадить на нем пыль в количестве 2-3 мг.

Учебные пособия

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Учебные пособия» в других словарях:

учебные пособия — mokymo priemonės statusas T sritis švietimas apibrėžtis Mokymo proceso struktūros elementai, apimantys mokymo reikmenis, skirtus moksleivių pojūčiams, suvokimui, vaizdiniams, mąstymui ir sugebėjimams, praktinio darbo mokėjimams ir įgūdžiams… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ — в совр. пед. классификации все материальные средства обучения, используемые в уч. воспитат. процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках. Для каждого… … Российская педагогическая энциклопедия

Учебные пособия — в современной педагогической классификации все материальные средства обучения, используемые в учебно воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и… … Педагогический терминологический словарь

Учебные пособия — обычно дополняют существующие учебники по даннойдисциплине, т. е. в них, как правило, рассматривается только часть учебногокурса, или они ориентированы на практическую сторону усвоения материала(Г); специально изготовленные и натуральные предметы … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Учебные пособия — 1) книги, излагающие основы научных знаний по определенному учебному предмету с определенных авторских позиций; 2) книги для учителей или учащихся, содержащие методические материалы, разъяснения, рекомендации по отдельным учебным предметам; 3)… … Педагогический словарь

Учебники и учебные пособия по дисциплине «Оценка программ» — Основная статья: Оценка программ Учебники Учебники и учебные пособия по дисциплине «Оценка программ». Статья представляет собой обзор основных учебников и учебных пособий по дисциплине «Оценка программ и политик», изданные на английском и русском … Википедия

УЧЕБНЫЕ КАРТЫ — предназначены в качестве пособия при изучении географии, истории и других предметов в начальной, средней и высшей школе; их содержание согласовано с программой и учебником соответствующего курса, а способы изображения и оформления отвечают… … Большой Энциклопедический словарь

Учебные заведения — Учебное заведение прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством это учреждение, осуществляющее… … Википедия

учебные карты — предназначены в качестве пособия при изучении географии, истории и других предметов в начальной, средней и высшей школе; их содержание согласовано с программой и учебником соответствующего курса, а способы изображения и оформления отвечают… … Энциклопедический словарь

УЧЕБНЫЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ — применяются в преподавании естеств. науч. и обществоведч. дисциплин в ср. и высш. школе. Система У. к. п. включает карты, атласы, глобусы, репродукции аэро и космич. снимков и фотокарты. Карта образно знаковая модель, представляющая собой… … Российская педагогическая энциклопедия

Введение. Данное учебное пособие представляет собой оригинальный курс лекций по дисциплине «Экономическая теория»

Данное учебное пособие представляет собой оригинальный курс лекций по дисциплине «Экономическая теория». Материалы сборника подготовлены и многократно апробированы автором в течение десяти последних лет в процессе подготовки студентов экономических и технических специальностей.

На каких источниках базируется наш курс? На тех, по которым учатся студенты в западных вузах: К. Макконнелл, С. Брю «Экономикс», С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи «Экономика» и другие.

Структура настоящего издания соответствует трем основным модулям вводного курса по основам экономической теории в соответствии с материалом российского учебника «Курс экономической теории» под редакцией М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой.

В первом модуле излагаются базовые аспекты курса «Экономическая теория»: предмет и метод экономической теории; понятия экономических категорий и законов; общие проблемы экономического развития; основные теории и школы в экономической науке.

Во втором модуле рассматриваются проблемы микроэкономического характера: механизм действия законов спроса и предложения; анализ поведения фирм в различных экономических ситуациях.

В третьем модуле затрагиваются вопросы макроэкономики: инфляция и безработица; теория мультипликатора и принцип акселератора; теория денег; экономические реформы в Российской Федерации и т.д.

Цель данного курса лекций – заложить самые первые кирпичики экономического мышления, которые необходимы в повседневной жизни. Поэтому в данном учебном пособии основные идеи и принципы экономической теории представлены в простой и понятной форме с минимальным количеством формул и графических моделей. Серьезным подспорьем для преподавателей и студентов при проведении и подготовки практических занятий являются приведенные в конце каждой лекции контрольные вопросы и задания, многие из которых составлены по кейс-методу (CASE STADY) – обучение на основе реальных ситуаций. «Кейс» провоцирует дискуссию. В процессе дискуссии идет развитие экономического мышления студента, практического подхода к рассматриваемой ситуации.

В материалах пособия предлагается только та учебная информация, которая, на взгляд автора, является существенной, значимой. Что же касается второстепенных тем, они не вошли в учебное пособие вовсе не потому, что являются маловажными, а лишь в силу того, что усвоение курса экономической теории в целом не требует их обязательного знания. При необходимости эти пробелы легко могут быть восполнены студентами самостоятельно. Для облегчения такой работы в конце пособия приводится список стандартных учебников, где можно найти необходимую информацию.

Автор выражает признательность коллективу кафедры экономических теорий МАДИ (ГТУ) и ее заведующему, профессору Арутюновой Галине Ивановне, за создание демократичной, творческой атмосферы на кафедре, в условиях которой создавался этот курс лекций.

Модуль I. Введение в экономическую теорию

Учебное пособие

Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Смотреть что такое «Учебное пособие» в других словарях:

Учебное пособие — Учебное пособие учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания (в СССР ГОСТ 7.60 90[1]; в РФ ГОСТ 7.60–2003[2]). Письмо Минобразования России от 23 сентября… … Википедия

Учебное пособие — учебное пособие: учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания;. Источник: Роспотребнадзора от 29.01.2008 N 01/384 8 32 О выдаче санитарно… … Официальная терминология

учебное пособие — Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. [ГОСТ 7.60 2003] Тематики издания, основные виды и элементы EN study aidteaching aid DE unterrichtshilfe… … Справочник технического переводчика

Читайте так же:  Затопили квартиру расписка

учебное пособие — учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Источник: ГОС … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или заменяющее (частично или полностью) учебник. В У. п. допустим отход от программы для того, чтобы дать возможность учащимся углубить свои знания к. л. темы или проблемы. У. п. может быть выпущено на одну из частных … Издательский словарь-справочник

Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания … Реклама и полиграфия

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ — учебная книга, предназначенная для расширения, углубления, лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках; дополняет или заменяет (частично или полностью) учебник. В У. п. допустим отход от учебной программы… … Российская энциклопедия по охране труда

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ — УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. Средство обучения, имеющее целью формирование одного из аспектов или видов речевой деятельности (У. п. по фонетике, грамматике, по развитию речи, книга для чтения). У. п. могут быть сборники текстов, лабораторные задания,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

учебное пособие — Rus: учебное пособие Deu: unterrichtshilfe Lehrbehelf Eng: study aid, teaching aid Fra: manuel pratique, traité pratique Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида… … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ — учебное издание, официально утвержденное в качестве данного вида издания, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник … Профессиональное образование. Словарь

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ — официально утвержденное учебное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник [63, c. 167] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Учебное пособие представляет собой

Как написать учебное пособие 16576

У вас есть достаточный преподавательский опыт и знания, которыми вы хотели бы поделиться с другими? Учебная литература по вашей учебной дисциплине не удовлетворяет потребности студентов и преподавателей или вообще отсутствует? Все это может стать поводом для создания собственного учебного пособия. А сделать это сегодня довольно просто. В данной статье мы осветим основные этапы написания учебного пособия, его структуру и особенности.

Учебное пособие и учебник: различия и связи

Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.

Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала — учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.

Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:

  • углубление теоретических знаний по предмету;
  • практическое изучение дисциплины;
  • самостоятельная работа студентов;
  • подготовка к экзамену;
  • написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.

Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.

Структура учебного пособия

Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.

В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.

Аннотация — это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.

В оглавление стоит включить заголовки всех уровней (обычно 2 или 3). Трехуровневое оглавление включает разделы, главы и параграфы, в двухуровневом отсутствуют параграфы. Чем детальнее оглавление, тем оно удобнее для читателей: они сразу увидят, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и смогут быстрее их найти.

Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.

Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.

Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.

Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться. Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.

Например: Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. (Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010)

Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.

Например: Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой. Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции. Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.

Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:

Все люди смертны.

Следовательно, Кай смертен.

Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему. (Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)

При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.

Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков, таблиц. Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.

В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.

Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.

Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.

Читайте так же:  Федеральный закон о безопасности дорожного движения 2019 года

Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

  • таблицы;
  • задания для самостоятельной работы;
  • темы докладов, рефератов, курсовых работ;
  • упражнения;
  • тесты;
  • задачи;
  • списки дополнительной литературы по теме;
  • домашние контрольные работы и др.

Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.

В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список

Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.

Оформление учебного пособия

Итак, текст учебного пособия написан, дидактический материал подготовлен. Теперь самое время передать рукопись на вычитку корректору. Даже если вы уверены в своей грамотности, это никогда не будет лишним. Скажете, зачем нужен корректор, если правописание может проверить программа Word? Не полагайтесь на нее: некоторые ошибки и опечатки под силу найти только профессионалу.

Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:

  • Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
  • Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.

Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.

Как напечатать учебное пособие

Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) — специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень. К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, — работающие в других организациях (внешние рецензенты).

Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила. В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК). Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.

Можете предварительно посчитать, сколько будет стоить издание учебного пособия. Не забывайте, что вам не обязательно заказывать большой тираж: иногда бывает вполне достаточно 20 экземпляров (16 из них отправятся в Российскую книжную палату, а четыре достанутся автору). В любое время, если возникнет необходимость, можно будет напечатать дополнительный тираж.

Осталось отправить файл с текстом учебного пособия в выбранное издательство — и процесс запущен. Редактор уточнит все необходимые детали, предложит на согласование два-три варианта обложки и сверстанный макет книги. А через пару недель вы получите готовый тираж.

Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!

Также рекомендуем прочитать

От абитуриента до аспиранта

Пожалуй, ни одна ступень образования в России не претерпела таких колоссальных изменений за последние десятилетия, как высшее и послевузовское образование. Современные студенты проходят путь от абитуриента до аспиранта совсем иначе, чем это делали каких-то лет 20 назад. Что их ждет на этом пути, разбирается издательство «Молодой ученый».

Зачем нам нужен ISBN?

Напечатать книгу без ISBN – можно. Но издать – нельзя. Книга без номера ISBN (или с «мошенническим» номером) отличается от листов, распечатанных на домашнем принтере, только красивой обложкой. Смысла же в такой книге немного.

Стиль научной статьи

Каждой сфере человеческого общения соответствует свой стиль речи. Есть такой стиль и у науки.

Учебное пособие представляет собой обобщение конспектов лекций, прочитанных автором для студентов экономического факультета Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова (бакалаврское отделение), расширенное и дополненное теоретическими и методическими материалами, по отдельным наиболее важным темам.

Представленное учебное пособие можно рассматривать как базовый вариант данного курса, поскольку оно охватывает только основополагающие моменты данной дисциплины. Продвинутый вариант курса (в рамках подготовки магистров) предполагает рассмотрение конкретных проблем, возникающих перед руководством страны в процессе регулирования социально-ориентированной рыночной экономики.

Данное учебное пособие охватывает четыре блока проблем:

Во-первых, теоретические, методологические и организационные проблемы государственного вмешательства в процесс функционирования социально-ориентированной рыночной экономики.

Во-вторых, обоснование перспектив социально-экономического развития страны, включая такие инструменты государственного воздействия, как:

— концепция социально-экономического развития,

— система экономических прогнозов,

— концепция социально-экономического развития страны,

— программы развития экономики и ее отдельных составляющих,

— индикативный план развития национальной экономики.

В-третьих, проблемы регулирования экономики страны через управление ограниченными производственными ресурсами — факторами производства, включая такие важнейшие составляющие, как: научно-технический прогресс, трудовые ресурсы и инвестиции.

В-четвертых, методы и инструменты обоснования и проведения экономической политики в рамках текущего (оперативного) регулирования экономических процессов, включая такие составляющие экономической политики, как:

— формирование конкурентной среды и эффективного предпринимательства,

— государственное регулирование деятельности банковской системы,

— бюджетное регулирование экономики страны,

— налоги как инструмент государственного регулирования экономики,

— денежное и кредитное регулирование экономики, — государственная валютная политика,

— государственное регулирование внешнеэкономических связей страны.

В работе нашли отражение также вопросы правовой базы государственного регулирования экономики в Российской Федерации,

которая охватывает следующий круг вопросов:

— законодательное установление целей экономического развития и задач государственного регулирования экономики;

— законодательное определение инструментов и методов государственного регулирование экономики;

— правовое установление социальной ориентации рыночной экономики в России;

— правовое установление порядка управления государственным имуществом и государственной собственностью; — законодательное регулирование политики в области формирования конкурентной среды.

При рассмотрении инструментов государственного регулирования экономики выделяются методов:

(1) методы прямого вмешательства в экономическую жизнь страны. К числу таковых относятся такие методы, как государственные закупки товаров и услуг, создание и проведение общественных работ, прямые государственные инвестиции в экономику;

(2) методы косвенного, но жесткого воздействия государства на экономические процессы, типа предоставления государственных гарантий под инвестиционные кредиты частных организаций;

(3) наконец, методы гибкого рыночного воздействия, связанные с использованием монетаристских методов: регулирование денежной массы, варьирование ставкой процента и пр.

Главная идея, которая проводится в данной работе, состоит в том, что в условиях перехода от централизованно планируемой к современной рыночной системе необходимо использовать не отдельные методы и инструменты, а весь арсенал методов государственного воздействия, постепенно переходя от прямого и жесткого вмешательства государства в экономические процессы к косвенным методам регулирования.

Похожие статьи:

  • Приказ о деятельности детской поликлиники Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 января 2007 г. N 56 г. Москва Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники Зарегистрирован в Минюсте РФ 5 […]
  • Адвокат королева Королев Иван Александрович Обо мне Юрист-практик, адвокат, осуществляющий свою деятельность в Коллегии адвокатов “Совет столичных адвокатов”. Образование: высшее юридическое, окончил ВЮЗИ (в настоящее время – Московская государственная юридическая академия). Стаж […]
  • Приказ о вакцинации против гриппа 2019 Приложение N 1. Национальный календарь профилактических прививок Информация об изменениях: Приказом Минздрава России от 13 апреля 2017 г. N 175н в приложение внесены изменения Приложение N 1к приказу Министерства здравоохранения РФот 21 марта 2014 г. N […]
  • Льготы транспортный налог в московской области в 2019 году Какие льготы и размеры имущественных налогов КАК УЗНАТЬ СТАВКУ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА в Москве, Санкт Петербурге, Нижнем Новгороде, своем РЕГИОНЕ, области, республике и льготы На сайте налоговой службы есть новый интернет-сервис «Имущественные налоги: ставки и льготы». […]
  • Трудовой кодекс 2004 г Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений (ст.ст. 15 - 22) Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ […]
  • Льготы пенсионерам по старости в красноярском крае Меры социальной поддержки и льготы в Красноярске и Красноярском крае в 2019 году Социальная поддержка в регионах Меры социальной поддержки и льготы в Красноярске и Красноярском крае в 2019 году Меры социальной поддержки, предоставляемые уполномоченным органом в сфере […]