Требования по вступлению в евросоюз

Список стран Евросоюза на 2019 год

На данной странице вы можете узнать полный список стран ЕС, входящих в состав на 2017 год.

Первоначальной целью создания Евросоюза было соединение угольных и сталелитейных ресурсов всего лишь двух стран Европы – Германии и Франции. В 1950 году нельзя было даже предположить, что спустя определенное время Европейский союз станет уникальным интернациональным образованием, объединившим 28 европейских государств и сочетающим в себе признаки международной организации и суверенной державы. В статье описано, какие страны являются членами Евросоюза, сколько на данный момент полноправных участников ЕС и кандидатов на вступление.

Что такое Евросоюз

Правовое обоснование организация получила значительно позже. Существование международного союза было закреплено Маастрихтским соглашением в 1992 году, вступившим в законную силу в ноябре следующего года.

Задачи Маастрихтского договора:

  1. Создание международного объединения с тождественными экономическими, политическими и валютными направлениями в развитии;
  2. Создание единого рынка посредством создания условий для беспрепятственного передвижения продуктов производства, услуг, и других товаров;
  3. Регулирование вопросов, касающихся охраны и защиты окружающей среды;
  4. Снижение уровня преступности.

Основные последствия заключения договора:

  • введение единого европейского гражданства;
  • отмена режима паспортного контроля на территории стран, входящих в состав ЕС, предусмотренная Шенгенским соглашением;

Хотя юридически ЕС совмещает в себе свойства международного образования и независимого государства, фактически он не принадлежит ни к одному, ни к другому.

Сколько стран-участниц ЕС в 2017 году

Сегодня в состав Европейского союза входит 28 стран, а также ряд автономных областей, находящихся в подчинении основных членов ЕС (Аландские острова, Азорские острова и т. д.). В 2013 году было произведено последнее вхождение в состав Европейского союза, после которого участницей ЕС стала и Хорватия.

Членством Евросоюза обладают следующие государства:

  1. Хорватия;
  2. Нидерланды;
  3. Румыния;
  4. Франция;
  5. Болгария;
  6. Люксембург;
  7. Италия;
  8. Кипр;
  9. Германия;
  10. Эстония;
  11. Бельгия;
  12. Латвия;
  13. Великобритания;
  14. Испания;
  15. Австрия;
  16. Литва;
  17. Ирландия;
  18. Польша;
  19. Греция;
  20. Словения;
  21. Дания;
  22. Словакия;
  23. Швеция;
  24. Мальта;
  25. Финляндия;
  26. Португалия;
  27. Венгрия;
  28. Чехия.

Вступление в ЕС стран, которые вмещает данный список, проходило в несколько этапов. На первом этапе в 1957 году в состав образования вошло 6 европейских государств, в 1973 – три страны, в числе которых и Великобритания, в 1981 году участницей союза стала только Греция, в 1986 – Королевство Испания и Португальская республика, в 1995 – еще три державы (Королевство Швеция, Австрийская республика, Финляндия). Особо плодотворным оказался 2004 год, когда членство ЕС получило 10 европейских стран, в числе которых Венгрия, Кипр и другие экономически развитые государства. Последние расширения, в результате которых количество членов ЕС увеличилось до 28, были осуществлены в 2007 (Румыния, Республика Болгария) и 2013 годах.

Довольно часто у россиян возникает вопрос: «Входит Черногория в Евросоюз или нет?», поскольку валюта страны – евро. Нет, на данный момент государство находится на стадии переговоров по вопросу вхождения.

С другой стороны, существует ряд стран, которые являются членами ЕС, но используемая на их территории валюта не евро (Швеция, Болгария, Румыния и др.) Причина в том, что данные государства не входят в зону евро. к содержанию ↑

Какие требования к кандидатам на вступление

Чтобы стать участником организации, необходимо соответствовать требованиям, список которых отображен в соответствующем нормативно-правовом акте, получившем название «копенгагенские критерии». Этимология документа продиктована местом его подписания. Документ был принят в городе Копенгагене (Дания) в 1993 году во время заседания Европейского Совета.

Список основных критериев, которым должен соответствовать кандидат:

  • применение на территории страны принципов демократии;
  • человек и его права должны быть на первом месте, то есть государство должно придерживаться принципов верховенства права и гуманизма;
  • развитие экономики и повышение ее конкурентоспособности;
  • соответствие политического курса страны целям и задачам всего Европейского союза.

Кандидаты на вступление в состав ЕС, как правило, подвергаются тщательной проверке, в результате чего выносится соответствующее решение. В случае отрицательного ответа, стране, получившей отрицательный ответ, предоставляется перечень причин, на основании которых было принято именно такое решение. Несоответствия копенгагенским критериям, которые выявляются во время проверки кандидата, необходимо устранить как можно быстрее, чтобы получить возможность на членство в ЕС в будущем.

Официальные заявленные кандидаты на членство в Евросоюзе

Сегодня в статусе кандидатов на вступление в Европейский союз пребывают следующие ассоциированные члены ЕС:

  • Турецкая республика;
  • Республика Албания;
  • Черногория;
  • Республика Македония;
  • Республика Сербия.

Правовое состояние Боснии и Герцеговины, Республики Косово – потенциальные кандидаты.

Заявление на членство Сербия подала в декабре 2009 года, Турция — 1987 году. Следует отметить тот факт, что, если Черногория, подписавшая в 2010 году соглашение об ассоциации, станет членом ЕС, для россиян это может обернуться введением визового режима и, возможно, закрытием границ балканского государства.

Несмотря на стремление большинства стран стать членами международной организации, существуют и такие, какие выявляют желание выйти из него. Красочным примером может быть Англия (Великобритания), заявившая о возможности выхода в январе нынешнего года. Желание британцев обусловлено наличием ряда причин, в числе которых долговой кризис Греции, снижение уровня конкурентоспособности продукции стран, входящих в ЕС, на мировом рынке и прочие обстоятельства. Провести референдум по поводу выхода из Евросоюза Великобритания планирует в 2017 году.

Процесс выхода из состава ЕС регламентируется пунктами Лиссабонского договора, который имеет законную силу и действует с декабря 2009 года.

Требования по вступлению в евросоюз

Доктор экономических наук И. ОСАДЧАЯ

На западных границах России вырисовывается доселе невиданное, мощное и обширное, почти государственное образование — объединенная Европа. Все связанное с развитием Европейского союза — ЕС — не может не интересовать нас. Перед нашей страной встают новые экономические и политические проблемы (вспомним хотя бы дебаты, возникшие в связи с Калининградской областью, которая в ближайшее время окажется окруженной странами ЕС). И в то же время это объединение — наш главный и ближайший экономический партнер, с которым надо развивать исторически сложившиеся экономические, политические, культурные и прочие добрососедские связи.

Важен и сам опыт создания такого союза. Как удалось сформировать подобное объединение? Через какие этапы прошло его становление? Что представляет оно в экономическом и политическом плане? Какую роль играют в нем национальные государственные институты и наднациональные органы управления? Об этом и пойдет речь.

ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ

Становление Европейского союза — это величайшее событие в истории Европы — прошло полувековой путь. Сегодня в Союз входят 15 стран (из них 12 составляют зону с единой валютой — Еврозону), следующие 10 государств вольются в него в 2004 году. А еще ряд стран дожидаются своей очереди для вступления. Европа, пережившая за первую половину ХХ столетия две кровопролитнейшие мировые войны, раздираемая экономическими и политическими противоречиями, открыла новую страницу своего развития.

По сути дела, претворен в жизнь давний лозунг социал-демократов о создании «Соединенных Штатов Европы», выдвинутый еще накануне Первой мировой войны. В 1915 году В. И. Ленин писал: «Соединенные Штаты Европы при капитализме либо невозможны, либо реакционны». Но времена изменились. Народы и правительства сумели извлечь уроки из прошлого, и ЕС — лучшее тому подтверждение.

Любопытно проследить, как постепенно создавалось это объединение: сначала как Сообщество европейских государств, а затем как Союз этих государств. Дело шло от малого к бoльшему. От интенсификации связей между первыми участниками Сообщества к экстенсивному расширению самого пространства объединения, от сотрудничества отдельных отраслей к созданию единого рынка и, наконец, к единой валюте.

Вот основные вехи истории ЕС.

1951 год. Первая решающая акция — образование Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в которое вошли шесть пострадавших в войне стран (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ). Внутри объединения были сняты все тарифные и количественные ограничения на торговлю этими товарами.

1957 год. Подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) на базе ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома).

1962 год. Принята Общая сельскохозяйственная политика, гарантирующая единые внутренние цены (делалось это с помощью ценовых субсидий из бюджета ЕЭС и согласованных пошлин).

1967 год. Провозглашено Европейское сообщество (ЕС) не только как экономическое объединение, но и как организация политического сотрудничества. Формируются первые наднациональные органы ЕС — Европейский совет, Комиссия ЕС, Европарламент, Экономический и социальный комитет, Комитеты регионов, наконец, Европейский суд, Европейский инвестиционный банк, кредитующий общие или приоритетные проекты.

1973 год. Происходит расширение ЕС — к шести членам Сообщества присоединились еще три страны: Дания, Ирландия и Великобритания.

1979 год. Первые выборы в Европейский парламент.

1979 год. Начинается подготовка к созданию европейской валютной системы (цель — координация денежно-кредитной и курсовой политики, формирование Европейского валютного союза). Для расчетов между странами Сообщества вводится новая международная валютная единица — экю.

Читайте так же:  Пособие на рождение ребенка документы отец предприниматель

1982 год. В Сообщество вступает Греция.

1986 год. Присоединяются Испания и Португалия.

В этом же году подписан Единый европейский акт о постепенной ликвидации всех пограничных барьеров для движения рабочей силы, товаров и капитала. Развитие единого рынка получило мощный стимул. Уничтожены паспортный контроль и проверки на границах стран — членов ЕС.

1990 год. Состоялась Римская межправительственная конференция, посвященная созданию Экономического, валютного и политического союза.

1992 год. Подписан Маастрихтский договор, официально трансформировавший Европейское сообщество в Европейский союз. Теперь речь идет не только об экономическом (в том числе валютном), но и о политическом объединении европейских стран. С подписанием этого договора европейская интеграция открыла новый этап, в котором надгосударственное регулирование приобретает особое значение. Созданы соответствующие институты для такого регулирования — Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Европейская система центральных банков (ЕСЦБ). Решения Европейского центрального банка обязательны для центральных банков стран-участниц.

1995 год. К ЕС присоединяются Австрия, Финляндия и Швеция.

1999 год. Образован Европейский валютный союз с единой (вначале только расчетной) валютной единицей — евро. Возникла «Еврозона» (или «Евроленд»), включившая первоначально 11 стран.

2002 год. Евро стал реальной и единственной валютой для 12 стран Европы — Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Финляндии и Франции.

Итак, перед нами главные этапы рождения Евросоюза, наглядно показывающие, как постепенно шло расширение его географии, как постепенно углублялись интеграционные процессы экономического, валютного и политического пространства стран Европы. На этом пути были и трудности, и откаты, и даже кризисы. (Так, после «нефтяного шока» 1973 года и разразившегося вслед мирового кризиса ЕС оказался чуть ли не на грани распада. Термины «евросклероз» и «европессимизм» не сходили со страниц печати.) Но трудности преодолевали, и дело неуклонно двигалось вперед.

За время полувекового развития ЕС превратился в крупнейший экономический и политический центр, по многим параметрам вплотную приблизившийся к США. Судите сами. Суммарный объем валового внутреннего продукта (ВВП) 15 стран Союза в 2000 году составил примерно 90% американского, а доля в объеме мирового экспорта превысила долю США — 19,5% против 15%. В отдельных областях новейших технологий Европа все более уверенно завоевывает доминирующие позиции. Вот некоторые красноречивые факты, которые приводит известный экономист В. Иноземцев в своей статье «Восставшая из пепла: европейская экономика в ХХ веке». Сегодня европейские компании опережают американские всюду, где речь заходит о производстве сложных товаров потребительского назначения; три европейские фирмы — «Nokia», «Siemens» и «Ericsson» — контролируют 49,3% мирового рынка мобильных телефонов. Или такой факт: на рубеже столетий европейские страны вступили в конкуренцию с США в области производства вооружений.

И тем не менее преувеличивать успехи ЕС (в сопоставлении с достижениями США) все же не стоит. По многим важнейшим показателям, и что особенно важно — по темпам их роста, ЕС еще отстает от США. Посмотрите на данные таблицы(Табл.1).

Однако с начала 2000 года рост американской экономики заметно понизился, а безработица выросла. В результате разрыв в уровне безработицы между ЕС и США несколько сократился: в странах ЕС он снизился до 7,2%, а в США увеличился до 4,7%. Но остальные показатели говорят о том, что разрыв между этими двумя гигантами в ближайшие годы вряд ли сократится. Тому немало причин и в том числе главная: сохраняются большие различия в уровне экономического развития отдельных стран — членов ЕС — как в абсолютном объеме валового национального продукта (ВНП), так и в его размерах на душу населения(Табл.2).

Как видим, величина валового национального продукта на душу населения (по расчетам Всемирного банка) среди 10 наиболее развитых стран — членов ЕС в 2000 году колебалась от 32 000 долларов (Дания) до 23 370 долларов (Италия). В США она составляла 34 260 долларов. В трех же странах Южной Европы — Греции, Португалии, Испании — соответствующие показатели значительно ниже. Предстоящее вступление в ЕС государств Центральной Европы и Прибалтики заметно увеличит список стран с еще более низким уровнем душевого дохода.

А событие это приближается. В 2004 году к Европейскому союзу должны присоединиться 10 стран Центральной и Юго-Восточной Европы (торжественный акт об этом подписан в середине апреля сего года) — Чехия, Польша, Словакия, Словения, Венгрия, Литва, Латвия, Эстония, Кипр и Мальта. Для Союза это означает прежде всего новые проблемы, хотя бы потому, что уровень экономического развития названных стран значительно ниже уровня тех 15, к которым они присоединяются. Расплывчатость предстоящего образования стала побудительным мотивом к усилению центрального ядра ЕС, к укреплению его властных полномочий. Предложен и новый проект реформирования органов власти ЕС, согласно которому президент Евросоюза должен избираться Европарламентом из числа глав государств-членов сроком на 2,5 года (вместо нынешнего правила: регулярной, раз в полгода, смены председательствующего по очереди от каждой страны — участницы Союза).

КАК МЕНЯЕТСЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СТРАНАХ — ЧЛЕНАХ ЕС

За последние два десятилетия государственное регулирование экономики в странах ЕС претерпело важные изменения. (О них говорилось в статье «Рынок и государство: новое в государственном регулировании экономики развитых стран». «Наука и жизнь» № 10, 2001 г.)

В чем суть этих изменений?

Государство всюду, где только можно, уходило от непосредственного участия в сфере производства — благодаря активной приватизации и передаче на контрактной основе некоторых видов государственной деятельности частным фирмам. Так сокращалась степень прямого государственного регулирования экономики. Но вместе с тем увеличивалось влияние государства на те аспекты экономического роста, которые можно назвать стратегическими. Прежде всего, это усиление конкуренции, поддержка научных исследований и развитие высокотехнологичных отраслей. И конечно же — повышение «качества человеческого капитала», которое достигается увеличением вложений в образование и здравоохранение. Именно такого рода действия помогают выравнивать конкурентные условия между странами-участницами и развивать общее рыночное пространство.

В это же время шло сближение законодательных норм и правил, существующих в разных странах, усиливался контроль за их исполнением на уровне национальных государств — меры, также способствовавшие формированию более однородного рыночного пространства.

Но особенно важные перемены связаны с кардинальной перестройкой механизмов макроэкономического регулирования, к которым относятся денежно-кредитное регулирование и бюджетная политика.

Постепенное сближение денежно-кредитной политики центральных банков ведущих стран ЕС вело к постепенной гармонизации этой политики. Так было подготовлено создание единой валютной зоны с последующей передачей части суверенных полномочий отдельных государств — членов ЕС (ныне их 12 из 15) наднациональным органам — Европейскому центральному банку (ЕЦБ) и Европейской системе центральных банков (ЕСЦБ). Решения Европейского центрального банка стали обязательны для центральных банков стран-членов. Банковская стратегия ЕЦБ нацелена на то, чтобы инфляция в Еврозоне не превышала 2% в год (и это пока выполняется).

А к таким органам, как Европейский совет и Комиссия ЕС, перешла часть функций, которые прежде решала каждая европейская страна в отдельности. Согласно Маастрихтскому соглашению, в ведение наднациональных органов переданы столь сложные и важные проблемы, как охрана внешней среды, выработка индустриальной стратегии, разработка и принятие единых норм в области здравоохранения, образования, охраны прав потребителей, политика в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

Вместе с тем этот «перелив функций» отнюдь не означает полную потерю странами ЕС национального суверенитета, поскольку здесь действует важный юридический принцип — «принцип субсидиарности». Он означает, что органы Союза принимают соответствующие решения только в том случае, если на уровне отдельной страны подобные решения оказываются менее эффективными. Как подчеркивает один из наших ведущих специалистов по проблемам ЕС доктор экономических наук Ю. Борко, «базовым был и остается национальный уровень — даже там, где к органам Сообщества (а ныне Союза) перешло исключительное право принятия решений (например, таможенная политика, заключение торговых соглашений с третьими странами, валютная политика), поскольку передача государством-членом какой-то части своих суверенных прав не означает его отказа от них. Как правило, эти два уровня соотносятся как взаимодополняющие».

Но если в перечисленных направлениях все же происходит частичный отказ от национального суверенитета, то иначе обстоит дело с другим важнейшим механизмом государственного вмешательства в экономику — с бюджетным регулированием.

В Европейском союзе бюджетная политика (в отличие от денежно-кредитной) остается под контролем самих государств-членов. Все дискуссии о бюджетной политике велись вокруг темы: как обеспечить бюджетную дисциплину, сохраняя при этом определенную гибкость. А такая гибкость совершенно необходима, например во время экономических спадов, когда нельзя не учитывать, что страны развивают ся далеко не равномерно и общие рецепты в области денежно-кредитного регулирования могут оказаться недостаточными. Правила в отношении бюджетной политики были предусмотрены сначала в Маастрихтских соглашениях, а позднее — в специально принятом в 1999 году Пакте стабильности.

Маастрихтские соглашения потребовали от стран, желающих быть участниками Союза, снижения бюджетного дефицита до 3% ВНП. Еще более четкие правила в области координации бюджетной и денежно-кредитной политики зафиксированы в Пакте стабильности. Он выдвинул весьма строгие требования в отношении бюджетного дефицита, обязывая страны ЕС стремиться к сбалансированному или профицитному бюджету (когда доходы превышают расходы государства). Введены даже определенные санкции за превышение установленной нормы бюджетного дефицита. Однако Пакт предусматривает : к тем странам, у которых чрезмерный дефицит — свыше 3% — получен в условиях экономического спада, санкции применяться не будут. Таким образом, признается антикризисная роль бюджета. Кроме того, каждая страна-член ЕС должна представлять в Совет ЕС и Комиссию программу стабильности бюджетной политики на предстоящие годы.

Читайте так же:  Пенсия первая группа инвалидности

Итак, можно говорить, что контроль за бюджетной политикой со стороны наднациональных органов усилен, но нет и речи об отказе от суверенитета в этой сфере. Следует сразу сказать: принятые меры и договоренности принесли впечатляющие результаты. Бюджетные дефициты в большинстве стран-членов к 2000 году снизились до минимального уровня, а некоторые страны уже достигли профицитного баланса. Более того, в странах ЕС намечено постепенное сокращение государственных расходов наряду с сокращением государственных поступлений(Табл.3).

Серьезная проблема — государственная задолженность. В большинстве стран ЕС она превышает принятый норматив вступления в Союз (60%) и порождает большие процентные платежи (уровень государственной задолженности в 1999 году в странах европейской валютной зоны все еще превышал нормативный, составляя в среднем 72,9% ВВП).

Немаловажное значение имеет структура задолженности. Страны ЕС стремятся уменьшить долю краткосрочных долгов, увеличив долю долгосрочных, что сокращает бюджетные расходы на их обслуживание. Кстати, в некоторых из стран существуют жесткие правила, определяющие условия внешних заимствований, например, новые займы не должны превышать суммы ежегодных подлежащих погашению долгов. Или такое правило: новые займы могут использоваться только в инвестиционных целях.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА И ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

Бюджет — не только инструмент макроэкономической политики, но прежде всего — инструмент предоставления общественных благ, финансовая основа всей экономической деятельности государства, а по сути дела — фундамент его экономического суверенитета. И как бы ни шли процессы интеграции, пока есть бюджет — есть государство. Пока есть государство, будет и бюджет. Здесь следует отметить и такой факт. Если бюджетные расходы стран ЕС находятся в пределах 40-50% ВВП, то бюджет самого Союза составляет примерно 1,2% совокупного объема ВВП стран-членов. Большая часть расходов этого бюджета идет на поддержку сельского хозяйства и в фонд регионального развития. Его главная цель — выравнивание условий экономического роста в отдельных странах при минимальном изъятии средств из бюджетов отдельных стран-участниц.

Структура бюджета страны — своеобразное зеркало государственных приоритетов и функций. Надо сказать, что в странах ЕС примерно половину бюджетных расходов поглощают социальные расходы(табл.4).

Эти расходы, как бы ни подключался к их осуществлению частный сектор, по-прежнему остаются важнейшей прерогативой государства. Возникают новые проблемы — высокие нормы безработицы, новые требования к квалификации труда, быстрое постарение населения, рост неполных семей. Все это ставит перед социальной политикой труднейшие задачи. Как в условиях умеренного экономического роста и ограниченности ресурсов развивать социальную инфраструктуру, в частности социальное обеспечение? Как при наличии социальных гарантий, обеспечивающих прожиточный минимум, не заманить определенную категорию людей в «ловушку бедности», как поддержать в человеке стимулы к трудовой деятельности, к зарабатыванию дохода? Все это требует более гибких, «точечных» форм помощи и оговорок при ее предоставлении, расширения профессиональной подготовки и переподготовки наряду с созданием дополнительных рабочих мест.

Поддержание социальных гарантий на прежнем уровне потребовало бы еще большего роста государственных расходов. Вот почему реформы в области социального обеспечения и социального страхования, благодаря которым часть расходов такого рода можно было бы переложить на само население, стали важнейшей задачей. Такие реформы проводят правительства всех евpoпeйcкиx стран. Тема (даже на уровне ее обсуждения) остается, безусловно, наиболее болезненной и не прибавляет популярности правительствам, особенно «левым». Но иного пока не дано.

Другой важный аспект бюджетной политики — стремление переориентировать часть расходов на развитие так называемого «человеческого капитала», иначе говоря — в пользу образования, здравоохранения и профессиональной подготовки и переподготовки кадров(табл.5).

Как видим, национальные правительства, теряя одни, в то же время сохраняют (а главное — должны сохранять) другие важные рычаги влияния на социальное и экономическое развитие своих стран. Опыт ЕС позволяет предположить, что в облике данного регионального союза возникает некое новое образование, своеобразный гибрид национального и наднационального регулирования. Он поддерживает оптимальное функционирование национальных хозяйственных систем при унифицированном законодательстве и единой кредитно-денежной политике. Возможно, это и станет прообразом будущих глобальных образований.

С развитием рыночной экономики Россия неизбежно втягивается в мировые глобальные процессы. Отношения с ЕС уже играют и должны играть все более важную роль, тем более, что после вступления в эту организацию стран Прибалтики, Центральной и Восточной Европы (кстати, наших традиционных торговых партнеров) границы ЕС непосредственно приблизятся к границам России.

В 1994 году между ЕС и Россией было заключено Соглашение о сотрудничестве и партнерстве — оно вступило в силу 1 декабря 1997 года. Сегодня на ЕС приходится 35% российского экспорта — и это при том, что внешнеторговые отношения до сих пор складывались не лучшим образом. В июне 2002 года ЕС признала Россию «страной с рыночной экономикой». Возможно, этот шаг поможет нам значительно расширить сотрудничество со странами ЕС. Значение такого «признания» руководство России оценило в следующих цифрах: наш экономический выигрыш составит 250 миллионов долларов в год благодаря прекращению 14 антидемпинговых процедур, действовавших до сего времени в отношении некоторых товаров российского производства. Считают, что после расширения ЕС его доля в российском экспорте может составить 50%.

В свою очередь страны ЕС сильно зависят от энергетических ресурсов, поставляемых Россией, — на ее долю приходится 21% всего нефтяного и 41% газового импорта ЕС в целом. Именно эти отрасли остаются наиболее привлекательными для европейских инвестиций. Уже сегодня подписано соглашение между Россией, Германией и Украиной о создании консорциума по строительству газопровода через Украину на Запад. Другие страны ЕС выразили готовность участвовать в этом грандиозном проекте. Но и на нынешний день доля европейского капитала в общем объеме накопленных инвестиций в России составляет немалую цифру, около 70%. Все это говорит о том, насколько серьезно заинтересованы европейцы не только в российских ресурсах, но и в ее производственных возможностях и особенно в ее внутренних рынках.

Расширение сотрудничества с Европой — важнейшая приоритетная задача России. Именно для этого сегодня определяются принципы создания «единого европейского пространства», разрабатывается долгосрочная программа развития связей не только в области внешней торговли, но и в научно-техническом сотрудничестве. Сюда входят образовательные и экологические программы, а также внешнеполитическое сотрудничество в сфере безопасности, обороны и противодействия международному терроризму. Планируется более широко использовать евро — не только во взаимных расчетах, но и как резервную валюту.

История создания Европейского союза — это беспрецедентный опыт создания уникального межстранового объединения, который может служить примером для изучения и подражания . Может быть — и для пока несостоявшегося Содружеств а Независимых Государств (СНГ).

Евросоюз: условия и порядок вступления

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) — экономическое и политическое объединение на данный момент 28 европейских государств.

Точкой начала существования ЕС стало подписание Маастрихтского договора в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года).

Маастрихтский договор закрепляет в ст. 49 основные требования, предъявляемые к государству, которое желает получить членство в ЕС, а также процедуру принятия новых членов.

Давайте же рассмотрим подробнее условия, на каких «новая» страна может вступить в Евросоюз и сам порядок вступления, которому необходимо следовать стране для получения желаемого статуса.

Основные требования к государству-кандидату на вступление в ЕС:
— государство должно быть «европейским», что означает принадлежность страны к европейской цивилизации независимо от географического положения;
— государство должно уважать принципы, изложенные в ст. 6 (1) Договора о ЕС: принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод и господства права;

— также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Государство, соответствующее вышеуказанным требованиям, может подать заявку на вступление в ЕС, тем самым сделать первый шаг к вступлению в ЕС — это так называемый консультативный этап.

Затем наступает оценочный этап. На этом этапе страна пытается достичь критериев членства в ЕС. Государство официально становится страной — кандидатом на вступление в ЕС.

Следующий этап называется переговорным. Он длится от начала и до завершения переговоров о вступлении. В процессе переговоров определяются условия, на которых страна может присоединиться к ЕС, и сроки принятия, реализации и правового внедрения acquis communautaire (правовая концепция в системе правовых норм Европейского союза). Каждая страна-кандидат действует по отдельному графику и может быть принята в ЕС, как только достигнет соответствия критериям вступления и членским обязательствам. Переговоры проходят в форме двусторонних конференций между странами-членами и страной — кандидатом по каждому из 31 раздела acquis communautaire: конкурентная политика, транспортная политика, энергетика, налоговая политика, таможенный союз, сельское хозяйство, юстиция и внутренние дела, финансовая сфера, региональная политика, бюджетные ассигнования и т.д. Общий успех в переговорном процессе оценивается количеством разделов, по которым переговоры являются вполне завершенными. Результаты переговоров приобщаются к проекту соглашения о вступлении страны-кандидата в ЕС.

Читайте так же:  Возврат долгов в перми

Ратификационный этап — продолжается между подписанием соглашения о вступлении и его ратификацией ( процесс придания юридической силы документу ). Перед подписанием соглашения о вступлении оно должно быть подано до Совета ЕС для одобрения и в Европейский Парламент для получения согласия. После подписания соглашение о вступлении оно направляется к странам — членам ЕС и странам-кандидатам для ратификации и принятия странами-кандидатами решение относительно поступления, при необходимости — через процедуру референдума. Именно поэтому успешный ход переговоров не является гарантией вступления страны в ЕС, Норвегия, правительство которой дважды (в 1972 и 1994 г.) удачно завершило переговоры и даже подписало соглашение о вступлении, так и не стала членом ЕС, поскольку вопрос вступления в ЕС дважды не нашел должной поддержки населения.

Имплементационный этап — начинается после выполнения всех ратификационных процедур и вступления соглашения в силу. Только после этого страна становится полноправным членом ЕС.

Некоторые специалисты к предыдущему этапу вступления в ЕС причисляют и участие страны-претендента в Европейской Конференции.

Европейская Конференция — это многосторонняя структура, в рамках которой государства — члены ЕС и страны-кандидаты обсуждают насущные вопросы сотрудничества в сфере внешней политики и безопасности, юстиции и внутренних дел.

Если описывать порядок вступления страны- кандидата в ЕС более кратко, то это будет выглядеть так:

1) европейское государство подает заявку о вступлении в Совет ЕС;

2) Совет ЕС обращается к Европейской Комиссии с просьбой высказать свою позицию относительно поданной заявки;

3) Европейская Комиссия представляет свою оценку Совете ЕС;

4) Совет ЕС единогласно принимает решение начать переговоры о вступлении со страной-кандидатом;

5) Европейская Комиссия предлагает, а Совет ЕС единогласно утверждает основные составляющие и принципы позиции ЕС на переговорах с государством-кандидатом;

6) Совет ЕС проводит переговоры с государством-кандидатом;

7) проект договора о вступлении согласовывается между ЕС и государством-кандидатом;

8 ) проект договора о вступлении подается в Совета ЕС и Европейского Парламента;

9) Европейский Парламент одобряет Договор о вступлении большинством голосов;

10) Совет ЕС единогласно утверждает Договор о присоединении;

11) Страны-члены и страна-кандидат официально подписывают Договор о вступлении;

12) Страны-члены и страна-кандидат ратифицируют Договор о вступлении в соответствии с собственными конституционными нормами. Страна-кандидат становится членом ЕС.

Ознакомиться со списком безвизовых стран для граждан Украины в 2016 году, можно здесь

  • Купить билет на самолет вы можете тут
  • Оформить страховку на период путешествия вы можете тут
  • Взять в аренду автомобиль вы можете тут
  • Забронировать гостиницу вы можете тут

Хотите первыми узнавать об интересных акциях и предложениях?

Критерии вступления (Копенгагенские критерии)

Accession criteria (Copenhagen criteria)

Каждая страна, намеревающаяся получить членство в Европейском Союзе (ЕС), должна отвечать условиям, сформулированным в статье 49 Договора о Европейском Союзе, и принимать во внимание основные положения, изложенные в статье 6, абзац 1 Договора о Европейском Союзе. Критерии вступления стран в Европейский Союз European Union Европейский Союз (Евросоюз, ЕС) был основан Договором о Европейском Союзе (Маастрихт, 1992 г.), став преемником Европейского Сообщества. Идея создания Европейского Союза имеет долгую историю, но проект впервые был озвучен на Европейском саммите в 1972 г. Европейский Союз является как политическим проектом, так и формой правовой организации. Европейский Союз является политическим проектом в том смысле, что основной функцией Союза является «последовательная и солидарная организация отношений между государствами-участниками и между их народами» (Статья 1 Договора о Европейском Союзе). Для достижения этого Союз поставил перед собой ряд целей: — Содействовать экономическому и социальному прогрессу, устойчивому развитию, создать пространство без внутренних границ, а также экономический и валютный союзы. Данные цели должны соответствовать отраслевой политике ЕС. — Утвердить свое единство на международной арене. Данная цель тесно связана с внедрением и проведением Общей внешней политики и политики в области безопасности. — Упрочить защиту прав человека путем введения гражданства Союза. Союзное гражданство, созданное Маастрихтским договором, является отношением особого рода между ЕС и гражданами государств-членов. — Создать пространство свободы, безопасности и справедливости. В соответствии с названием, данная сфера занимается обеспечением большей свободы, безопасности и справедливости для граждан. — Строиться на основе acquis communautaire – свода правил, установленных Союзом для самого Союза. Союз основывается на определенных ценностях: уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и прав человека. У Союза есть свои собственные символы: флаг (двенадцать звезд на синем фоне), гимн (Людвиг ван Бетховен, «Ода к радости»), девиз («Единство в многообразии»), валюта (евро) и день Европы (9 мая). Европейский Союз является формой правовой организации с тремя правовыми опорами: — во-первых, это Европейское Сообщество (в экономической сфере); — во-вторых, это Общая внешняя политика и политика в области безопасности (CFSP), а также Европейская политика безопасности и обороны (ESDP); — в-третьих, это полицейское сотрудничество и взаимодействие в судебной сфере по уголовным делам. ЕС обладает единой институциональной системой реализации деятельности в рамках трех опор, состоящей из Европейского Совета, Европейского Парламента, Совета Европейского Союза и Европейской Комиссии. Это обеспечивает согласованность и последовательность действий Европейского Союза по всем трем направлениям. Лиссабонский договор наделил Европейский Союз правосубъектностью (при соблюдении определенных условий). были установлены в 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене и подтверждены в 1995 г. на заседании Европейского Совета в Мадриде.

Чтобы стать членом ЕС, государство должно отвечать трем условиям:
— Политический критерий: институциональная стабильность как гарант демократического и правового государственного устройства, защиты прав человека, а также уважения и защиты прав меньшинств.
— Экономический критерий: работоспособная рыночная экономика и способность противостоять давлению конкуренции и рыночных сил в рамках Союза.
— Принятие правил (Acquis) Сообщества: способность взять на себя возникающие в результате членства в Союзе обязательства и демонстрировать приверженность целям политического, экономического и валютного союза (принятие «acquis communautaire», или правовых актов Сообщества).

Для принятия Советом Европы решения о начале переговоров о вступлении должен быть соблюден политический критерий.
Каждая страна-кандидат должна соответствовать Критериям вступления. Стратегия приобщения Pre-accession strategy Стратегия приобщения создает рамки для ведущегося на протяжении всего процесса вступления той или иной страны в ЕС «структурированного диалога» между страной-кандидатом и институтами Европейского Союза и предлагает требуемые для этого инструменты. Стратегия вырабатывается отдельно для каждой страны-кандидата; каждая страна, таким образом, оценивается на основании ее индивидуальных достижений. Стратегия приобщения руководствуется предписаниями Европейского Совета, заседавшего в Люксембурге в декабре 1997 г. Им была предложена обновленная Стратегия приобщения для десяти стран-кандидатов из Центральной и Восточной Европы. Она основывается, в первую очередь, на: — двусторонних соглашениях; — партнерских соглашениях о вступлении и национальных программах по принятию правовых актов Сообщества; — участии в разработке программ, а также в работе агентств и комитетов Сообщества; — политическом диалоге; — оценке Комиссией (мониторинг); — помощи по приобщению; — совместном финансировании международными финансовыми институтами. Кроме этих основных инструментов Стратегия приобщения может предусматривать в случае каждой отдельной страны-кандидата дополнительные инструменты, соответствующие ее особенным потребностям. и переговоры о вступлении задают рамки и предлагают соответствующие инструменты для этого.

Похожие статьи:

  • Are ик 13 нижний тагил удо "Красная утка": как коррупционеры сидят в ИК-13 Нижнего Тагила. Нижнетагильская исправительная колония общего режима для бывших правоохранителей впервые открыла свои двери для журналистов. Сегодня в ИК-13 отбывают наказание люди со всей страны, в том числе те […]
  • Римский договор был подписан в Пресс-релиз №: 17/06 24 марта 2017 Брюссель Римский договор был заключен 25 марта 1957 года, положив тем самым основание Европейского экономического сообщества. Этот был первый шаг на пути реализации Шумановской декларации 1950 года, призвавшей объединить […]
  • Договор купли-продажи квартиры с ребенком старше 14 лет Особенности договора купли-продажи квартиры с участием несовершеннолетних детей: образец документа Как правило продажа квартиры осуществляется через договор купли-продажи, заключаемый сторонами, одна из которых выступает продавцом, другая покупателем. Основная […]
  • Учебно игровое пособие математический планшет Учебно-методическое пособие по математике (подготовительная группа) на тему: Учебно - игровое пособие "Математический планшет" Учебно - игровое пособие "Математический планшет" для детей от 2-8 лет, схемы к нему. Предварительный просмотр: Учебно – игровое пособие […]
  • Заявление о компенсации трудового отпуска Образец заявления на компенсацию неиспользованного отпуска Заявление на компенсацию отпуска нужно писать тогда, когда работник хочет вместо использования части отпуска, превышающей установленную законом норму в 28 дней (по календарю), получить денежную выплату. Также […]
  • Гражданский кодекс 2 раздел Раздел II. Право собственности и другие вещные права (ст.ст. 209 - 306) Раздел II. Право собственности и другие вещные права О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, см.: Постановление Пленума […]