Требования по стандартизации унификации

ООО «Техническая документация»

разработка техдокументации

. по стандартизации и унификации

Требования по стандартизации и унификации — пункт технического задания на автоматизированную систему, разрабатываемого согласно ГОСТ 34.602. Как элемент иерархической структуры или «дерева» техзадания может быть представлен так: Требования к системе (разд. 4) ⇨ . в целом (подр. 4.1) ⇨ . по стандартизации и унификации (п. 4.1.13). Чем же заполнять данный пункт? Редакция от 20.06.2018.

Требования по стандартизации и унификации

Создан 11.04.2018 11:13:12

Стандартизация — Деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач. Примечания:

  1. Главным образом эта деятельность проявляется в процессахразработки, опубликования и применениястандартов.
  2. Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствияпродукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле, содействие научно-техническому сотрудничеству и достижение иных целей стандартизации, в том числе обеспечение безопасности, охраны окружающей среды, совместимости, взаимозаменяемости, унификации, защиты продукции, единства измерений, взаимопонимания, обороноспособности и мобилизационной готовности.

[из п. 2.1 ГОСТ 1.1-2002].

Унификация — Установление оптимального числа размеров или видов продукции, процессов или услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей. Примечания:

  1. Унификация обычно связана с сокращением многообразия.
  2. В национальной практике России, как правило, используется термин «унификация», понимаемый как «приведение к единообразию технических характеристик изделий, документации и средств общения (терминов, обозначений и др.)».

[из п. А.6 ГОСТ 1.1-2002].

Унификация изделий — Приведение изделий к единообразию на основе установления рационального числа их разновидностей [из п. 1 табл. ГОСТ 23945.0-80].

В требования к стандартизации и унификации включают: показатели, устанавливающие требуемую степень использования стандартных, унифицированных методов реализации функций (задач) системы, поставляемые программные средства, типовые математические методы и модели, типовые проектные решения, унифицированные формы управленческих документов, установленных ГОСТ 6.10.1, общероссийские классификаторы технико-экономической информации и классификаторы других категорий в соответствии с областью их применения, требования к использованию типовых автоматизированных рабочих мест, компонентов и комплексов [из п. 2.6.1.13 ГОСТ 34.602-89].

Требования по стандартизации и унификации, по причине их объемности, следует раздробить на соответствующие подпункты.

4.1.13.1 Показатели, устанавливающие требуемую степень использования стандартных, унифицированных методов реализации функций (задач) системы

4.1.13.2 Поставляемые программные средства

4.1.13.3 Унифицированные формы управленческих документов, установленных ГОСТ 6.10.1

Требования по стандартизации унификации

Приводятся требования к оснащению системы устройствами для обучения персонала (тренажерами, другими устройствами аналогичного назначения) и документацией на них.

Требования к сервисной аппаратуре, стендам для проверки элементов системы.

Требования к системе, связанные с особыми условиями эксплуатации.

Специальные требования по усмотрению разработчика или заказчика системы.

КХД должно разрабатываться и эксплуатироваться на уже имеющемся у Заказчика аппаратно-техническом комплексе. Необходимо создать отдельные самостоятельные зоны разработки и тестирования системы КХД. Для зоны разработки и тестирования должны использоваться те же программные средства, что и для зоны промышленной эксплуатации

4.1.12. Требования безопасности

В требования по безопасности включают требования по обеспечению безопасности при монтаже, наладке, эксплуатации, обслуживании и ремонте технических средств системы (защита от воздействий электрического тока, электромагнитных полей, акустических шумов и т. п.) по допустимым уровням освещенности, вибрационных и шумовых нагрузок.

При внедрении, эксплуатации и обслуживании технических средств системы должны выполняться меры электробезопасности в соответствии с «Правилами устройства электроустановок» и «Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей». Аппаратное обеспечение системы должно соответствовать требованиям пожарной безопасности в производственных помещениях по ГОСТ 12.1.004-91. «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования». Должно быть обеспечено соблюдение общих требований безопасности в соответствии с ГОСТ 12.2.003-91. «ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности» при обслуживании системы в процессе эксплуатации. Аппаратная часть системы должна быть заземлена в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50571.22-2000. «Электроустановки зданий. Часть 7. Требования к специальным электроустановкам. Раздел 707. Заземление оборудования обработки информации». Значения эквивалентного уровня акустического шума, создаваемого аппаратурой системы, должно соответствовать ГОСТ 21552-84 «Средства вычислительной техники. Общие технические требования, приемка, методы испытаний, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение», но не превышать следующих величин: — 50 дБ — при работе технологического оборудования и средств вычислительной техники без печатающего устройства; — 60 дБ — при работе технологического оборудования и средств вычислительной техники с печатающим устройством.

ГОСТ 23945.0-80 Унификация изделий. Основные положения

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТАМ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Основные положения

Product unification. Basic principles

1. Настоящий стандарт устанавливает цели, основные направления, виды и основные этапы проведения работ по унификации изделии основного и вспомогательного производства, изготавливаемых по конструкторской и (или) нормативно-технической документации, в процессе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новой техники.

Работы по установлению рациональной номенклатуры изделий, проводимые в процессе стандартизации и заканчивающиеся разработкой стандартов, осуществляются в соответствии с основными положениями и требованиями стандартов Государственной системы стандартизации.

Термины, использованные в настоящем стандарте, и пояснения к ним приведены в справочном приложении.

2. Унификация изделий — приведение изделий к единообразию на основе установления рационального числа их разновидностей.

В зависимости от поставленных задач унификация изделий может проводиться по назначению (применению), средствам обеспечения и обслуживания, агрегатам и узлам определенного функционального назначения, условиям производства, а также по другим признакам.

3. Основными целями унификации являются:

ускорение темпов научно-технического прогресса в отраслях промышленности за счет сокращения сроков разработки, подготовки производства, изготовления, проведения технического обслуживания и ремонта изделий;

создание условий при проектировании и производстве для обеспечения высокого качества изделий и взаимозаменяемости их составных частей в эксплуатации;

повышение экономической эффективности создания и эксплуатации изделий за счет снижения затрат в процессе проектирования изделий, изготовления их в условиях специализации производства и технического обслуживания;

обеспечение требований обороны страны.

4. Достижение указанных целей осуществляется проведением работ по унификации по следующим направлениям:

использование во вновь разрабатываемых и модернизируемых группах изделий ранее спроектированных, освоенных в производстве и апробированных или впервые разработанных одинаковых (повторяющихся в пределах группы изделий) составных частей;

разработка унифицированных составных частей;

разработка (выбор) базовых изделий;

разработка конструктивно-унифицированных рядов изделий;

установление (ограничение) номенклатуры разрешаемых к применению изделий и материалов (симплификация).

Симплификация проводится в масштабах предприятия, отдельной отрасли, нескольких отраслей промышленности на основе установления типоразмерных рядов, а также применения альбомов типовых конструкций изделий, каталогов и ограничительных перечней.

Изделие, полученное в результате проведения работ по симплификации и разрешенное к применению в установленном порядке, является симплифицированным изделием.

5. Работы по унификации, осуществляемые при выполнении задач в соответствии с п. 2 на всех этапах жизненного цикла изделия, должны обеспечить заданный технический уровень и качество изделий при минимальных затратах на их проектирование, изготовление и эксплуатацию.

6. Работы по унификации изделий проводятся как в пределах одного проекта (внутрипроектная унификация), так и в пределах двух и более проектов (межпроектная унификация).

7. Работы по унификации изделия в зависимости от области их проведения относят к:

межотраслевой (межведомственной) унификации;

отраслевой (ведомственной) унификации;

унификации на предприятии (в объединении).

К межотраслевой (межведомственной) унификации относят унификацию изделий одинакового или близкого назначения, изготовляемых (применяемых) двумя и более отраслями промышленности (ведомствами).

К отраслевой (ведомственной) унификации относят унификацию изделий одинакового или близкого назначения, изготовляемых (применяемых) одной отраслью промышленности (одним ведомством).

К унификации на предприятии (в объединении) относят унификацию изделий, изготовляемых данным предприятием (объединением).

8. Организационно-методическое руководство работами по унификации в стране, разработку научных основ межотраслевой унификации, координацию работ в этой области осуществляет Госстандарт.

9. Работы по межотраслевой и отраслевой унификации изделий возлагаются на министерства (ведомства) в части закрепленных за ними видов продукции.

Организационно-методическое руководство работами по унификации в отрасли (ведомстве) возлагается на соответствующие головные и базовые организации по стандартизации и (или) головные и базовые организации по видам техники в установленном министерством порядке.

10. Ответственность за обеспечение заданного уровня унификации вновь разрабатываемых (модернизируемых) изделий возлагается на генеральных и главных конструкторов и руководителей конструкторских бюро.

11. В целях обеспечения единого организационно-методического подхода к проведению работ по унификации в масштабе предприятия, отрасли, нескольких отраслей устанавливают следующие этапы проведения этих работ:

выбор номенклатуры изделий, подлежащих унификации;

сбор и анализ данных применяемости изделий;

проведение работ в соответствии с целями, задачами и направлениями, установленными пп. 2, 3, 4;

оценка результатов работ по унификации;

разработка мероприятий по внедрению результатов работ по унификации.

Номенклатуру изделий, подлежащих унификации, выбирают исходя из:

основных целей и задач унификации;

важности и перспективности изделий для народного хозяйства и требований обороны страны;

годовых объемов и типа производства изделий с учетом их экономических характеристик;

характера распределения объемов производства и потребления изделий по министерствам (ведомствам);

принятых обязательств страны на двусторонней или многосторонней основе в связи с научно-технической и экономической интеграцией и международным разделением труда.

Номенклатуру изделий, подлежащих унификации, определяют министерства, являющиеся ведущими в производстве этого вида продукции, в соответствии с требованиями заказчика (потребителя).

Анализ данных применяемости проводят с целью определения области применения изделий по всему анализируемому числу типоразмеров изделий и их параметров с учетом программы выпуска.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

12. Проведение работ по унификации изделий (группы изделий) должно включать решение следующих вопросов:

определение уровней членения изделия (группы изделий) на составные части, соответствующих наилучшим возможностям для их унификации при условии выполнения требований п. 5;

анализ целесообразности применения ранее спроектированных, освоенных в производстве и апробированных составных частей;

обоснование целесообразности применения впервые разработанных одинаковых составных частей;

установление соответствия номенклатуры разрешаемых к применению изделий и материалов требованиям заданного технического уровня и качества изделия;

составление, при необходимости, ограничительного перечня изделий и материалов, разрешаемых к применению в данном проекте;

анализ возможности и целесообразности унификации групп типоразмеров составных частей, имеющих часть совпадающих функций;

обоснование оптимальности уровня унификации изделия (группы изделий) с учетом интересов сфер проектирования, производства и эксплуатации;

разработка (применение) унифицированных составных частей; составление перечня унифицированных составных частей изделия (группы изделий);

оценка результатов работ по унификации.

13. Оценка результатов работ по унификации, предусмотренных пп. 11, 12, включает в себя определение достигнутого уровня унификации изделий и технико-экономической эффективности.

Определение уровня унификации изделий и расчет технико-экономической эффективности осуществляется по методическим документам, утвержденным Госстандартом, или отраслевым методическим документам, разработанным на основе и в развитии методических документов Госстандарта и согласованных с ним.

14. Результаты работ по унификации изделий оформляют в виде конструкторской документации, альбомов типовых конструкций изделий, ограничительных перечней, а также типажей на виды

продукции машино — и приборостроения, имеющей важнейшее народнохозяйственное значение.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

15. Планирование работ по унификации предусматривается основными направлениями экономического и социального развития СССР, планами развития отраслей промышленности, а также планами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

16. Порядок планирования показателей уровня унификации важнейшей промышленной продукции осуществляется в соответствии с положениями Государственной системы стандартизации и методическими документами, утвержденными Госстандартом.

17. Количественные и качественные требования по унификации в соответствии с задачами, указанными в п. 5 для конкретных изделий, устанавливаются в технических заданиях на разработку этих изделий.

18. Контроль за выполнением плановых заданий по унификации осуществляют министерства (ведомства) в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. № 1),

ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное

ПОЯСНЕНИЯ К ТЕРМИНАМ , ПРИМЕНЯЕМЫМ В СТАНДАРТЕ

Стандартизация и унификация

Стандартизация и унификация

Рисунок 1. Определение унификации документов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Управленческая информация в огромных массивах закреплена в виде различных документов. Во всем мире процесс документооборота во многом имеет схожие признаки, которые имеют свойства многократной повторяемости. Этим характеризуется весь процесс управления. Рабочие ситуации уже имеют свою систему по разрешению конфликтных ситуаций. Поэтому предпринимаемые действия фиксируются в документальной форме. Иногда количество подобных документов имеет неоправданно раздутые размеры. Для того, чтобы избежать негативной тенденции, активно стали использовать возможности по стандартизации и унификации документов.

Экономическая эффективность унификации и стандартизации

Стандартизация и унификация дает ощутимую эффективность на экономическом уровне. Такими методами можно:

  • снизить затраты на составление, изготовление и оформление документов;
  • снизить затраты на обработку документов;
  • получить повышение уровня оперативности за счет сокращения времени на составление документов.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Косвенный экономический успех выражается в приближении принимаемых решений к оптимальным вариантам за счет повышения качественного уровня документов.

Отсюда следует, что процесс унификации представляет собой решение задач, направленных на совершенствование формы и содержание документов.

В управлении используются документы, в которых существует составная часть и значение реквизитов.

Реквизиты могут быть различными, но к ним всегда применяются одинаковые требования. Объектами стандартизации и унификации являются форма, состав, входящих в нее реквизитов.

Задачи совершенствования документа

Среди основных задач, которые направлены на совершенствование документа выделяют: отбор реквизитов для процесса унификации и установку общих требований к реквизитам, которые включают в различные документы.

При унификации реквизиты должны полностью соответствовать назначению документа, где они используются, а также методам его обработки.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Основные задачи совершенствования форм документов:

  • разумное уменьшение в разнообразии массива документов по форме и правилам оформления;
  • формирование и внедрение как обязательная норма определенных ограничений, которые позволяют использовать наиболее эффективные правила и формы оформления документов.

Подобные меры позволяют сохранять архив документов на длительный срок без потери качества и эффективности использования.

Под стандартизацией принято считать деятельность, которая направлена на установление характеристик и правил в целях многократного добровольного использования. Она играет существенную роль в процессе упорядочивания в различных сферах производства, а также при обращении продукции и повышению конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Качество документа сегодня имеет особое значение, поскольку он является главным носителем управленческой информации.

Отсюда следует, что особое внимание уделяется повышению уровня унификации и информативности. Эти показатели должны повышаться по форме и содержанию. Подобная задача может быть решена путем внедрения стандартизации документов.

Стандартизация складывается из ряда принципиальных особенностей. Прежде всего, этот термин означает установление на длительный промежуток времени общих государственных требований (стандартов), которые используются при создании документов. Стандартизация не только вводит ряд норм обязательных для всех, но и гарантирует соблюдение этих норм.

Стандартизация предполагает унификацию качеств и свойств документов, то есть на основе введения и действия единых правил, форм и размеров для всех существующих документов.

Также стандартизация закрепляет и распространяет такие качества и свойства документа, которые имеют самую серьезную функциональную оправданность. В этом случае документы способны в полной мере обеспечить наибольший управленческий эффект.

Читайте так же:  Встать на учет в центр занятости в декрете

Стандартизация в делопроизводстве трактуется в качестве необходимого процесса применения оптимальных норм и правил по оформлению документации. Эти правила принимаются в установленном порядке для многократного и общего использования.

В России действует государственный стандарт по унификации системы документации. На его основе происходит процесс разработки унифицированной системы документации, имеющей признаки организационно-распорядительной функции. В делопроизводстве используют основной стандарт ГОСТ Р 6.30-2003, который имеет различные аспекты применения. Обычно он действует для правильного составления документов различных форм собственности, в организациях при разработке правил, инструкций и стандартов по обеспечению управленческой деятельности.

Работа по стандартизации может иметь различные результаты. Специалисты разрабатывают стандарты на отдельные виды документов, регламентирующих любую сферу деятельности человека или организации, а также на их отдельные части. Итогом работы по стандартизации также может стать выпуск норм по унифицированной системе документации.

Унификация на государственном уровне

Унификация документов проводится на государственном уровне и заключается в создании унифицированных систем документации. Сама унификация родилась из-за проблемы по неоправданной разновидности документов. Встал вопрос о серьезном их сокращении, то есть приведению к единой форме, структуре, языковых конструкций, а также действий по обработке, составлению и хранению информации.

Унификацию можно представить в процессе единообразного установления форм и состава управленческих документов, которые фиксируют одинаковые функции и задачи в области управления.

В процессе проведения унификации происходит:

  1. Разработка, внедрение и функционирование унифицированных систем документации.
  2. Разработка комплексов отраслевых унифицированных форм документов.
  3. Разработка отраслевых классификаторов технико-экономической информации, которые отражают всю специфику сферы применения.

Унифицированная система документации представляет собой такую систему документации, которая создана по единым требованиям и правилам.

В ней содержится вся информация, которая необходима для процесса управления в конкретной области деятельности.

Такую систему разрабатывают обычно высшие органы исполнительной власти государства (министерства и ведомства). Сегодня ведется разработка подобных классификаторов сразу по нескольким направлениям, в том числе обеспечивающих работу в сфере социальной информации и технико-экономической информации.

По общегосударственному классификатору России управленческой документации действуют основные системы управленческой документации: унифицированная система документации по труду, унифицированная система первичной учетной документации, унифицированная система банковской документации, а также ряд иных УСД, которые полностью обеспечивают работу финансовых учреждений, учреждений культуры и спорта, пенсионного фонда РФ и др.

Стандартизация и унификация документов тесно переплетены между собой. Унификацию часто видят в образе эффективного метода стандартизации. Унификация документов может проводиться на самостоятельной основе. В таком случае стандартизация как правовое закрепление требований унификации будет лишь одним из методов её практического выражения.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Техническое задание по ГОСТ 34 — разделы 4-8

ГОСТ 34.ххх на создание технического задания: .

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные системы (АС) для автоматизации различных видов деятельности (управление, проектирование, исследование и т. п.), включая их сочетания, и устанавливает состав, содержание, правила оформаления документа «Техническое задание на создание (развитие или модернизацию) системы» (далее — ТЗ на АС).

4 ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
Раздел «Требования к системе» состоит из следующих подразделов:
1) требования к системе в целом;
2) требования к функциям (задачам), выполняемым системой;
3) требования к видам обеспечения.
Состав требований к системе, включаемых в данный раздел ТЗ на АС, устанавливают в зависимости от вида, назначения, специфических особенностей и условий функционирования конкретной системы. В каждом подразделе приводят ссылки на действующие НТД, определяющие требования к системам соответствующего вида.

4.1 Требования к системе в целом

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
В подразделе «Требования к системе в целом» указывают:
— требования к структуре и функционированию системы;
— требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы;
— показатели назначения;
— требования к надежности;
— требования безопасности;
— требования к эргономике и технической эстетике;
— требования к транспортабельности для подвижных АС;
— требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы;
— требования к защите информации от несанкционированного доступа;
— требования по сохранности информации при авариях;
— требования к защите от влияния внешних воздействий;
— требования к патентной чистоте;
— требования по стандартизации и унификации;
— дополнительные требования.

4.1.1 Требования к структуре и функционированию системы

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
В требованиях к структуре и функционированию системы приводят:
1) перечень подсистем, их назначение и основные характеристики, требования к числу уровней иерархии и степени централизации системы;
2) требования к способам и средствам связи для информационного обмена между компонентами системы;
3) требования к характеристикам взаимосвязей создаваемой системы со смежными системами, требования к ее совместимости, в том числе указания о способах обмена информацией (автоматически, пересылкой документов, по телефону и т.п.);
4) требования к режимам функционирования системы;
5) требования по диагностированию системы;
6) перспективы развития, модернизации системы.

4.1.1.1 Перечень подсистем, их назначение и основные характеристики

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
В состав АС Кадры должны входить следующие подсистемы:
— Подсистема хранения данных;
— Подсистема приложений операционного управления;
— Подсистема управления нормативно-справочной информацией;
— Подсистема анализа;
— Подсистема интеграции;
— Подсистема формирования отчетности;
— Открытый ведомственный информационный ресурс ФА.

Подсистема хранения данных предназначена для хранения оперативных данных системы, данных для формирования аналитических отчетов, документов системы, сформированных в процессе работы отчетов.

Подсистема приложений операционного управления предназначена для учета работ с персоналом, ввода информация о предприятиях, входящих в состав головного предприятия, их организационном делении и штатном расписании, автоматизации процедур управления персоналом (ведение полной информации о персонале, процедуры оценки персонала, обучения и т.п.), обеспечение всего спектра работ инспекторов управления по труду и заработной плате, автоматическое формирование приказов, справок, учет рабочего времени.

Подсистема управления нормативно-справочной информацией предназначена для централизованного ведения классификаторов и справочников, используемых для обеспечения информационной совместимости подсистем.

Подсистема анализа предназначена как для анализа кадровых процессов АС, так и для аналитической обработки накопленного массива данных АС.

Подсистема интеграции должна обеспечивать следующие основные виды взаимодействия со смежными системами:
– прием запросов от смежных систем, обработку полученных запросов и предоставление ответов на запросы;
– передачу запросов в смежные системы и обработку полученных ответов.
(ФОРМАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ): В ходе выполнения проекта должны быть разработаны форматы данных, протоколы и регламенты взаимодействия Системы со смежными системами.
Подсистема должна обеспечивать ведение журналов учета поступивших и обработанных запросов, посланных запросов и полученных ответов смежных систем.
В число смежных систем должны входить:
– система ведомственного электронного документооборота;
– т.д.

Подсистема формирования отчетности предназначена для создания и формирования отчетов в виде удобном для вывода на печатающие устройства на основе данных АС Кадры, проектирования и разработки форм регламентированной отчетности, настройки планового формирования и доставки регламентированных отчетов, формирования и предоставления по запросам пользователей аналитических и статистических отчетов в различных форматах (включая графические), отображения регламентированных отчетов с помощью веб-интерфейса, вывода подготовленных отчетных форм на печать.

Автоматизированная система Открытый ведомственный информационный ресурс (АС ОВИР) должна обеспечивать публичный доступ гражданам Российской Федерации к открытой части информации АС Кадры через Интернет. Также АС ОВИР должна обеспечивать доступ пользователей АС Кадры к операционным данным БД АС (путем предоставления сервисов, позволяющих формировать запросы на получение информации ограниченного доступа, в соответствии с уровнем компетентности пользователя).

4.1.1.2 Требования к способам и средствам связи для информационного обмена между компонентами системы

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Требования не предъявляются.

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Входящие в состав АС Кадры подсистемы в процессе функционирования должны обмен информацией на основе открытых форматов обмена данными, используя для этого входящие в их состав модули информационного взаимодействия.
Форматы данных будут разработаны и утверждены на этапе технического проектирования.
В состав передаваемых данных входят:
— Данные НСИ;
— Сведения о государственных предприятиях;
— Сведения о персонале;
— .

4.1.1.3 Требования к характеристикам взаимосвязей создаваемой системы со смежными системами

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Требования не предъявляются.

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
АС Кадры должна взаимодействовать следующими смежными системами:
— Смежная система 1;
— Смежная система 2.

Возможны следующие варианты обмена (АС Кадры и Смежная система 1):
— Экспорт нормативно-справочной информации;
— Экспорт выписок штатных расписаний;
— Импорт нормативно-справочной информации;
— т.д.
Результаты выполнения операций импорта и экспорта данных должны регистрироваться в специальном журнале событий и предоставляться по запросу пользователя.

4.1.1.4 Требования к режимам функционирования системы

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Требования не предъявляются.

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Для АС Кадры определены следующие режимы функционирования:
— Нормальный режим функционирования;
— Аварийный режим функционирования.

Основным режимом функционирования АС является нормальный режим.
В нормальном режиме функционирования системы:
— клиентское программное обеспечение и технические средства пользователей и администратора системы обеспечивают возможность функционирования в течение рабочего дня (с 09:00 до 18:00) пять дней в неделю;
— серверное программное обеспечение и технические средства северов обеспечивают возможность круглосуточного функционирования, с перерывами на обслуживание;
— исправно работает оборудование, составляющее комплекс технических средств;
— исправно функционирует системное, базовое и прикладное программное обеспечение системы.
Для обеспечения нормального режима функционирования системы необходимо выполнять требования и выдерживать условия эксплуатации программного обеспечения и комплекса технических средств системы, указанные в соответствующих технических документах (техническая документация, инструкции по эксплуатации и т.д.).

Аварийный режим функционирования системы характеризуется отказом одного или нескольких компонент программного и (или) технического обеспечения.
В случае перехода системы в предаварийный режим необходимо:
— завершить работу всех приложений, с сохранением данных;
— выключить рабочие станции операторов;
— выключить все периферийные устройства;
— выполнить резервное копирование БД.
После этого необходимо выполнить комплекс мероприятий по устранению причины перехода системы в аварийный режим.

4.1.1.5 Требования по диагностированию системы

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Требования не предъявляются.

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
АС Кадры должна предоставлять инструменты диагностирования основных процессов системы, трассировки и мониторинга процесса выполнения программы.
Компоненты должны предоставлять удобный интерфейс для возможности просмотра диагностических событий, мониторинга процесса выполнения программ.
При возникновении аварийных ситуаций, либо ошибок в программном обеспечении, диагностические инструменты должны позволять сохранять полный набор информации, необходимой разработчику для идентификации проблемы (снимки экранов, текущее состояние памяти, файловой системы).

4.1.1.6 Перспективы развития, модернизации системы

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Требования не предъявляются.

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
АС должна реализовывать возможность дальнейшей модернизации как программного обеспечения, так комплекса технических средств.
Также необходимо предусмотреть возможность увеличения производительности системы путем её масштабирования.

4.1.2 Требования к численности и квалификации персонала системы

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
В требованиях к численности и квалификации персонала на АС приводят:
— требования к численности персонала (пользователей) АС;
— требования к квалификации персонала, порядку его подготовки и контроля знаний и навыков;
— требуемый режим работы персонала АС.

ФОРМАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Численность и квалификация персонала системы должны определяться с учетом следующих требований:
– структура и конфигурация системы должны быть спроектированы и реализованы с целью минимизации количественного состава обслуживающего персонала;
– структура системы должна предоставлять возможность управления всем доступным функционалом системы как одному администратору, так и предоставлять возможность разделения ответственности по администрированию между несколькими администраторами;
– для администрирования системы к администратору не должны предъявляться требования по знанию всех особенностей функционирования элементов, входящих в состав администрируемых компонентов системы;
– аппаратно-программный комплекс системы не должен требовать круглосуточного обслуживания и присутствия администраторов у консоли управления.
Штатный состав персонала, эксплуатирующего систему, должен формироваться на основании нормативных документов Российской Федерации и Трудового кодекса.
Все специалисты должны работать с нормальным графиком работы не более 8 часов в сутки.
Система реализуется на персональных компьютерах, поэтому требования к организации труда и режима отдыха при работе с ней должны устанавливаться, исходя из требований к организации труда и режима отдыха при работе с этим типом средств вычислительной техники.
Для обеспечения максимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы: через 2 часа после начала рабочей смены и через 1.5 – 2.0 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы.
Продолжительность непрерывной работы персонала с разрабатываемой системой и персональными компьютерами без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часа.
Деятельность персонала по эксплуатации системы должна регулироваться должностными инструкциями.

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Для эксплуатации АС Кадры определены следующие роли:
— Системный администратор;
— Администратор баз данных;
— Администратор информационной безопасности;
— Пользователь.

Основными обязанностями системного администратора являются:
— Модернизация, настройка и мониторинг работоспособности комплекса технических средств (серверов, рабочих станций);
— Установка, модернизация, настройка и мониторинг работоспособности системного и базового программного обеспечения;
— Установка, настройка и мониторинг прикладного программного обеспечения;
— Ведение учетных записей пользователей системы.
Системный администратор должен обладать высоким уровнем квалификации и практическим опытом выполнения работ по установке, настройке и администрированию программных и технических средств, применяемых в системе.

Основными обязанностями администратора баз данных являются:
— Установка, модернизация, настройка параметров программного обеспечения СУБД;
— Оптимизация прикладных баз данных по времени отклика, скорости доступа к данным;
— Разработка, управление и реализация эффективной политики доступа к информации, хранящейся в прикладных базах данных.
Администратор баз данных должен обладать высоким уровнем квалификации и практическим опытом выполнения работ по установке, настройке и администрированию используемых в АС СУБД.

Основными обязанностями администратора информационной безопасности являются:
— Разработка, управление и реализация эффективной политики информационной безопасности системы;
— Управление правами доступа пользователей к функциям системы;
— Осуществление мониторинга информационной безопасности.
Администратор информационной безопасности данных должен обладать высоким уровнем квалификации и практическим опытом выполнения работ по обеспечению информационной безопасности.

Основными обязанностями пользователя являются:
— .
— .
— .
Пользователи системы должны иметь опыт работы с персональным компьютером на базе операционных систем Microsoft Windows на уровне квалифицированного пользователя и свободно осуществлять базовые операции в стандартных Windows.

Роли системного администратора, администратора баз данных и администратора информационной безопасности могут быть совмещены в роль

Рекомендуемая численность для эксплуатации АС Кадры: — Администратор – 1 штатная единица; — Пользователь – число штатных единиц определяется структурой предприятия;

4.1.3 Показатели назначения

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
В требованиях к показателям назначения АС приводят значения параметров, характеризующие степень соответствия системы ее назначению.
Для АСУ указывают:
степень приспособляемости системы к изменению процессов и методов управления, к отклонениям параметров объекта управления;
допустимые пределы модернизации и развития системы;
вероятностно-временные характеристики, при которых сохраняется целевое назначение системы.

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
АС Кадры должны обеспечивать возможность исторического хранения данных с глубиной не менее 10 лет.
Система должна обеспечивать возможность одновременной работы 50 пользователей для подсистемы операционной деятельности, и не менее 10-ти пользователей для других подсистем при следующих характеристиках времени отклика системы:
– для операций навигации по экранным формам системы – не более 5 сек;
– для операций формирования справок и выписок – не более 10 сек.
Время формирования аналитических отчетов определяется их сложностью и может занимать продолжительное время.
ФОРМАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Система должна предусматривать возможность масштабирования по производительности и объему обрабатываемой информации без модификации ее программного обеспечения путем модернизации используемого комплекса технических средств. Возможности масштабирования должны обеспечиваться средствами используемого базового программного обеспечения.

Читайте так же:  Льготы ветеранам труда в хакасии в 2019

4.1.4 Требования к надежности

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
В требования к надежности включают:
1) состав и количественные значения показателей надежности для системы в целом или ее подсистем;
2) перечень аварийных ситуаций, по которым должны быть регламентированы требования к надежности, и значения соответствующих показателей;
3) требования к надежности технических средств и программного обеспечения;
4) требования к методам оценки и контроля показателей надежности на разных стадиях создания системы в соответствии с действующими нормативно-техническими документами.

ФОРМАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Система должна сохранять работоспособность и обеспечивать восстановление своих функций при возникновении следующих внештатных ситуаций:
– при сбоях в системе электроснабжения аппаратной части, приводящих к перезагрузке ОС, восстановление программы должно происходить после перезапуска ОС и запуска исполняемого файла системы;
– при ошибках в работе аппаратных средств (кроме носителей данных и программ) восстановление функции системы возлагается на ОС;
– при ошибках, связанных с программным обеспечением (ОС и драйверы устройств), восстановление работоспособности возлагается на ОС.
Для защиты аппаратуры от бросков напряжения и коммутационных помех должны применяться сетевые фильтры.

4.1.5 Требования к безопасности

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
В требования по безопасности включают требования по обеспечению безопасности при монтаже, наладке, эксплуатации, обслуживании и ремонте технических средств системы (защита от воздействий электрического тока, электромагнитных полей, акустических шумов и т. п.), по допустимым уровням освещенности, вибрационных и шумовых нагрузок.

ФОРМАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Все внешние элементы технических средств системы, находящиеся под напряжением, должны иметь защиту от случайного прикосновения, а сами технические средства иметь зануление или защитное заземление в соответствии с ГОСТ 12.1.030-81 и ПУЭ.
Система электропитания должна обеспечивать защитное отключение при перегрузках и коротких замыканиях в цепях нагрузки, а также аварийное ручное отключение.
Общие требования пожарной безопасности должны соответствовать нормам на бытовое электрооборудование. В случае возгорания не должно выделяться ядовитых газов и дымов. После снятия электропитания должно быть допустимо применение любых средств пожаротушения.
Факторы, оказывающие вредные воздействия на здоровье со стороны всех элементов системы (в том числе инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское и электромагнитное излучения, вибрация, шум, электростатические поля, ультразвук строчной частоты и т.д.), не должны превышать действующих норм (СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 от 03.06.2003 г.).

4.1.6 Требования к эргономике и технической эстетике

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
В требования по эргономике и технической эстетике включают показатели АС, задающие необходимое качество взаимодействия человека с машиной и комфортность условий работы персонала.

ФОРМАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:а
Взаимодействие пользователей с прикладным программным обеспечением, входящим в состав системы должно осуществляться посредством визуального графического интерфейса (GUI). Интерфейс системы должен быть понятным и удобным, не должен быть перегружен графическими элементами и должен обеспечивать быстрое отображение экранных форм. Навигационные элементы должны быть выполнены в удобной для пользователя форме. Средства редактирования информации должны удовлетворять принятым соглашениям в части использования функциональных клавиш, режимов работы, поиска, использования оконной системы. Ввод-вывод данных системы, прием управляющих команд и отображение результатов их исполнения должны выполняться в интерактивном режиме. Интерфейс должен соответствовать современным эргономическим требованиям и обеспечивать удобный доступ к основным функциям и операциям системы.
Интерфейс должен быть рассчитан на преимущественное использование манипулятора типа «мышь», то есть управление системой должно осуществляться с помощью набора экранных меню, кнопок, значков и т. п. элементов. Клавиатурный режим ввода должен используется главным образом при заполнении и/или редактировании текстовых и числовых полей экранных форм.
Все надписи экранных форм, а также сообщения, выдаваемые пользователю (кроме системных сообщений) должны быть на русском языке.

Система должна обеспечивать корректную обработку аварийных ситуаций, вызванных неверными действиями пользователей, неверным форматом или недопустимыми значениями входных данных. В указанных случаях система должна выдавать пользователю соответствующие сообщения, после чего возвращаться в рабочее состояние, предшествовавшее неверной (недопустимой) команде или некорректному вводу данных.

Экранные формы должны проектироваться с учетом требований унификации:
– все экранные формы пользовательского интерфейса должны быть выполнены в едином графическом дизайне, с одинаковым расположением основных элементов управления и навигации;
– для обозначения сходных операций должны использоваться сходные графические значки, кнопки и другие управляющие (навигационные) элементы. Термины, используемые для обозначения типовых операций (добавление информационной сущности, редактирование поля данных), а также последовательности действий пользователя при их выполнении, должны быть унифицированы;
– внешнее поведение сходных элементов интерфейса (реакция на наведение указателя «мыши», переключение фокуса, нажатие кнопки) должны реализовываться одинаково для однотипных элементов.
Система должна соответствовать требованиям эргономики и профессиональной медицины при условии комплектования высококачественным оборудованием (ПЭВМ, монитор и прочее оборудование), имеющим необходимые сертификаты соответствия и безопасности Росстандарта.

4.1.7 Требования к транспортабельности для подвижных АС

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
Для подвижных АС в требования к транспортабельности включают конструктивные требования, обеспечивающие транспортабельность технических средств системы, а также требования к транспортным средствам.

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Требования не предъявляются.

4.1.8 Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
В требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению включают:
1) условия и регламент (режим) эксплуатации, которые должны обеспечивать использование технических средств (ТС) системы с заданными техническими показателями, в том числе виды и периодичность обслуживания ТС системы или допустимость работы без обслуживания;
2) предварительные требования к допустимым площадям для размещения персонала и ТС системы, к параметрам сетей энергоснабжения и т. п.;
3) требования по количеству, квалификации обслуживающего персонала и режимам его работы;
4) требования к составу, размещению и условиям хранения комплекта запасных изделий и приборов;
5) требования к регламенту обслуживания.

ФОРМАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Система должна быть рассчитана на эксплуатацию в составе программно–технического комплекса Заказчика и учитывать разделение ИТ инфраструктуры Заказчика на внутреннюю и внешнюю. Техническая и физическая защита аппаратных компонентов системы, носителей данных, бесперебойное энергоснабжение, резервирование ресурсов, текущее обслуживание реализуется техническими и организационными средствами, предусмотренными в ИТ инфраструктуре Заказчика.
Для нормальной эксплуатации разрабатываемой системы должно быть обеспечено бесперебойное питание ПЭВМ. При эксплуатации система должна быть обеспечена соответствующая стандартам хранения носителей и эксплуатации ПЭВМ температура и влажность воздуха.
Периодическое техническое обслуживание используемых технических средств должно проводиться в соответствии с требованиями технической документации изготовителей, но не реже одного раза в год.
Периодическое техническое обслуживание и тестирование технических средств должны включать в себя обслуживание и тестирование всех используемых средств, включая рабочие станции, серверы, кабельные системы и сетевое оборудование, устройства бесперебойного питания.
В процессе проведения периодического технического обслуживания должны проводиться внешний и внутренний осмотр и чистка технических средств, проверка контактных соединений, проверка параметров настроек работоспособности технических средств и тестирование их взаимодействия.
На основании результатов тестирования технических средств должны проводиться анализ причин возникновения обнаруженных дефектов и приниматься меры по их ликвидации.
Восстановление работоспособности технических средств должно проводиться в соответствии с инструкциями разработчика и поставщика технических средств и документами по восстановлению работоспособности технических средств и завершаться проведением их тестирования. При вводе системы в опытную эксплуатацию должен быть разработан план выполнения резервного копирования программного обеспечения и обрабатываемой информации. Во время эксплуатации системы, персонал, ответственный за эксплуатацию системы должен выполнять разработанный план.
Размещение помещений и их оборудование должны исключать возможность бесконтрольного проникновения в них посторонних лиц и обеспечивать сохранность находящихся в этих помещениях конфиденциальных документов и технических средств.
Размещение оборудования, технических средств должно соответствовать требованиям техники безопасности, санитарным нормам и требованиям пожарной безопасности.
Все пользователи системы должны соблюдать правила эксплуатации электронной вычислительной техники.
Квалификация персонала и его подготовка должны соответствовать технической документации.

4.1.9 Требования к защите информации от несанкционированного доступа

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
В требования к защите информации от несанкционированного доступа включают требования, установленные в НТД, действующей в отрасли (ведомстве) заказчика.

ФОРМАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
ИС должна обеспечивать защиту от несанкционированного доступа (НСД) на уровне не ниже установленного требованиями, предъявляемыми к категории 1Д по классификации действующего руководящего документа Гостехкомиссии России «Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем» 1992 г.
Компоненты подсистемы защиты от НСД должны обеспечивать:
– идентификацию пользователя;
– проверку полномочий пользователя при работе с системой;
– разграничение доступа пользователей на уровне задач и информационных массивов.
Протоколы аудита системы и приложений должны быть защищены от несанкционированного доступа как локально, так и в архиве.
Уровень защищённости от несанкционированного доступа средств вычислительной техники, обрабатывающих конфиденциальную информацию, должен соответствовать требованиям к классу защищённости 6 согласно требованиям действующего руководящего документа Гостехкомиссии России «Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации».
Защищённая часть системы должна использовать «слепые» пароли (при наборе пароля его символы не показываются на экране либо заменяются одним типом символов; количество символов не соответствует длине пароля).
Защищённая часть системы должна автоматически блокировать сессии пользователей и приложений по заранее заданным временам отсутствия активности со стороны пользователей и приложений.
Защищённая часть системы должна предотвратить работу с некатегоризированной информацией под сеансом пользователя, авторизованного на доступ к конфиденциальной информации.
Защищённая часть системы должна использовать многоуровневую систему защиты. Защищённая часть системы должна быть отделена от незащищённой части системы межсетевым экраном.

4.1.10 Требования по сохранности информации при авариях

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
В требованиях по сохранности информации приводят перечень событий: аварий, отказов технических средств (в том числе — потеря питания) и т. п., при которых должна быть обеспечена сохранность информации в системе.

ФОРМАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Программное обеспечение АС Кадры должно восстанавливать свое функционирование при корректном перезапуске аппаратных средств. Должна быть предусмотрена возможность организации автоматического и (или) ручного резервного копирования данных системы средствами системного и базового программного обеспечения (ОС, СУБД), входящего в состав программно технического комплекса Заказчика.
Приведенные выше требования не распространяются на компоненты системы, разработанные третьими сторонами и действительны только при соблюдении правил эксплуатации этих компонентов, включая своевременную установку обновлений, рекомендованных производителями покупного программного обеспечения.

4.1.11 Требования к защите от влияния внешних воздействий

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
В требованиях к средствам защиты от внешних воздействий приводят:
1) требования к радиоэлектронной защите средств АС;
2) требования по стойкости, устойчивости и прочности к внешним воздействиям (среде применения).

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Требования не предъявляются.

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Защита от влияния внешних воздействий должна обеспечиваться средствами программно технического комплекса Заказчика.

4.1.12 Требования к патентной чистоте

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
В требованиях по патентной чистоте указывают перечень стран, в отношении которых должна быть обеспечена патентная чистота системы и ее частей.

ФОРМАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Установка системы в целом, как и установка отдельных частей системы не должна предъявлять дополнительных требований к покупке лицензий на программное обеспечение сторонних производителей, кроме программного обеспечения, указанного в разделе 4.3.4.

4.1.13 Требования по стандартизации и унификации

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
В требования к стандартизации и унификации включают: показатели, устанавливающие требуемую степень использования стандартных, унифицированных методов реализации функций (задач) системы, поставляемых программных средств, типовых математических методов и моделей, типовых проектных решений, унифицированных форм управленческих документов, установленных ГОСТ 6.10.1, общесоюзных классификаторов технико-экономической информации и классификаторов других категорий в соответствии с областью их применения, требования к использованию типовых автоматизированных рабочих мест, компонентов и комплексов.

ФОРМАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Взаимодействие пользователей с прикладным программным обеспечением, входящим в состав системы должно осуществляться посредством визуального графического интерфейса (GUI). Интерфейс системы должен быть понятным и удобным, не должен быть перегружен графическими элементами и должен обеспечивать быстрое отображение экранных форм. Навигационные элементы должны быть выполнены в удобной для пользователя форме. Средства редактирования информации должны удовлетворять принятым соглашениям в части использования функциональных клавиш, режимов работы, поиска, использования оконной системы. Ввод-вывод данных системы, прием управляющих команд и отображение результатов их исполнения должны выполняться в интерактивном режиме. Интерфейс должен соответствовать современным эргономическим требованиям и обеспечивать удобный доступ к основным функциям и операциям системы.
Интерфейс должен быть рассчитан на преимущественное использование манипулятора типа «мышь», то есть управление системой должно осуществляется с помощью набора экранных меню, кнопок, значков и т. п. элементов. Клавиатурный режим ввода должен используется главным образом при заполнении и/или редактировании текстовых и числовых полей экранных форм.
Все надписи экранных форм, а также сообщения, выдаваемые пользователю (кроме системных сообщений) должны быть на русском языке.
Экранные формы должны проектироваться с учетом требований унификации:
– все экранные формы пользовательского интерфейса должны быть выполнены в едином графическом дизайне, с одинаковым расположением основных элементов управления и навигации;
– для обозначения сходных операций должны использоваться сходные графические значки, кнопки и другие управляющие (навигационные) элементы. Термины, используемые для обозначения типовых операций (добавление информационной сущности, редактирование поля данных), а также последовательности действий пользователя при их выполнении, должны быть унифицированы;
– внешнее поведение сходных элементов интерфейса (реакция на наведение указателя «мыши», переключение фокуса, нажатие кнопки) должны реализовываться одинаково для однотипных элементов.
Система должна соответствовать требованиям эргономики и профессиональной медицины при условии комплектования высококачественным оборудованием (ПЭВМ, монитор и прочее оборудование), имеющим необходимые сертификаты соответствия и безопасности Росстандарта.

4.1.14 Дополнительные требования

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
В дополнительные требования включают:
1) требования к оснащению системы устройствами для обучения персонала (тренажерами, другими устройствами аналогичного назначения) и документацией на них;
2) требования к сервисной аппаратуре, стендам для проверки элементов системы;
3) требования к системе, связанные с особыми условиями эксплуатации;
4) специальные требования по усмотрению разработчика или заказчика системы.

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Дополнительные требования не предъявляются.

4.2 Требования к функциям (задачам), выполняемым системой

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
В подразделе «Требование к функциям (задачам)», выполняемым системой, приводят:
1) по каждой подсистеме перечень функций, задач или их комплексов (в том числе обеспечивающих взаимодействие частей системы), подлежащих автоматизации;
при создании системы в две или более очереди — перечень функциональных подсистем, отдельных функций или задач, вводимых в действие в 1-й и последующих очередях;
2) временной регламент реализации каждой функции, задачи (или комплекса задач);
3) требования к качеству реализации каждой функции (задачи или комплекса задач), к форме представления выходной информации, характеристики необходимой точности и времени выполнения, требования одновременности выполнения группы функций, достоверности выдачи результатов;
4) перечень и критерии отказов для каждой функции, по которой задаются требования по надежности.

Подсистема хранения данных
Подсистема хранения данных должна осуществлять хранение оперативных данных системы, данных для формирования аналитических отчетов, документов системы, сформированных в процессе работы отчетов.
Подсистема должна обеспечивать периодическое резервное копирование и сохранение данных на дополнительных носителях информации.

Подсистема приложений операционного управления
Подсистема приложений операционного управления должна состоять из следующих модулей:
— Модуль планирования структуры организаций, штатных расписаний и кадровых политик;
— Модуль расчета заработной платы;
— Модуль оперативного учета движения кадров;
— Модуль ведение административного документооборота по персоналу и учету труда, аттестации и определению потребностей (обучение, повышение квалификации) работников;
— Модуль учета рекрутинга персонала на вакантные должности;
— Модуль ведения архивов без ограничения сроков давности.

Читайте так же:  Оформить пенсию на карточку по доверенности

Модуль планирования структуры организаций, штатных расписаний и кадровых политик
Модуль планирования структуры организаций, штатных расписаний и кадровых политик должен реализовывать следующие функции:
— создание и ведение корпоративной структуры предприятия или холдинга любой сложности;
— поддержка множественных иерархических структур, объединяющих персонал: организационных, функциональных, проектных, бюджетных;
— ведение и планирование штатного расписания (ШР);
— т.п.
— пр.

Создание и ведение корпоративной структуры предприятия включает в себя:
— Хранение истории расформированных структур;
— т.п.
— пр.

Поддержка множественных иерархических структур включает в себя:
— Добавление новых типов структур;
— Редактирование существующих типов;
— Создание шаблонов структур;
— Хранение истории изменений;
— т.п.
— пр.

Подсистема управления нормативно-справочной информацией
Подсистема должна решать задачу обеспечения информационной совместимости данных, которыми обмениваются отдельные компоненты Системы между собой, а также со смежными системами в процессе функционирования. В число функций подсистемы должны быть включены функции ведения справочной информации. Справочники и классификаторы, входящие в состав подсистемы, должны проектироваться и разрабатываться в соответствии с действующими общероссийскими и международными справочниками и классификаторами, где это представляется возможным. Подсистема должна предоставлять пользователю удобные инструменты для поиска и применения необходимой справочной информации.
Все справочники, входящие в состав НСИ системы, должны обладать следующей основной функциональностью:
— Постоянное хранение данных справочников;
— Добавление новых элементов;
— Редактирование элементов;
— Удаление (удаление элементов возможно лишь в том случае, если другие существующие объекты системы не ссылаются на удаляемый элемент);
— Просмотр элементов;
— Просмотр списка элементов;
— Фильтрация и сортировка списка элементов;
— Поиск элементов;
— Экспорт и импорт элементов.
Перечень функций справочников должен быть уточнен на стадиях технического проектирования и опытной эксплуатации.
Подсистема управления нормативно-справочной информацией должна обеспечивать ведение следующих справочников и реестров:
— Реестр «Сотрудники»;
— Реестр «Адреса»;
— Реестр «Предприятия»;
— Реестр «Штатные расписания»;
— т.п.
— пр.

Реестр «Сотрудники»:
Реестр «Сотрудники» должен обеспечивать возможность обработки необходимого набора атрибутов, включая:
— Фамилия;
— Имя;
— Отчество;
— Должность;
— т.п.
— пр.

Модуль должен реализовывать следующие основные функции по обработке данных реестра:
— Постоянное хранение данных реестра;
— Добавление данных в реестр;
— Удаление данных реестра;
— Просмотр списка элементов реестра;
— Фильтрация и сортировка элементов реестра;
— Поиск элемента реестра;
— Просмотр данных элемента реестра;
— Просмотр фотографии сотрудника;
— Печать выписки из реестра «Список сотрудников»;
— т.п.
— пр.

Реестр «Адреса»:
Реестр «Адреса» должен обеспечивать возможность обработки необходимого набора атрибутов, включая:
— Город;
— Улица;
— Дом;
— Корпус;
— т.п.
— пр.

Подсистема анализа
Подсистема анализа должна формировать и предоставлять аналитические данные о деятельности федерального агентства в области управления государственнымы кадрами с возможностью оперативного отслеживания ключевых показателей.
Подсистема анализа должна быть построена на основе современных OLAP-технологий, позволяющих строить многомерные аналитические отчеты произвольного вида, включая графическое и текстовое представление данных.

Подсистема интеграции
Подсистема должна обеспечивать следующие основные виды взаимодействия со смежными системами:
– прием запросов от смежных систем, обработку полученных запросов и предоставление ответов на запросы;
– передачу запросов в смежные системы и обработку полученных ответов.
В ходе выполнения проекта должны быть разработаны форматы данных, протоколы и регламенты взаимодействия Системы со смежными системами.
В число смежных систем должны входить:
– Смежная система 1;
– Смежная система 2.
Подсистема должна обеспечивать ведение журналов учета поступивших и обработанных запросов, посланных запросов и полученных ответов смежных систем.

Подсистема формирования отчетности
Подсистема должна обеспечивать возможность формирования следующих отчетных форм:
– Сводный отчет 1;
– Сводный отчет 2;
– Регламентированный отчет 1;
– . ;
– . ;
Подсистема формирования отчетности должна включать механизмы гибкой настройки, а также инструментарий по формированию новых отчетных форм.

Открытый ведомственный информационный ресурс ФА.
Автоматизированная система Открытый ведомственный информационный ресурс (АС ОВИР) должна обеспечивать публичный доступ гражданам Российской Федерации к открытой части информации АС Кадры через Интернет. Также АС ОВИР должна обеспечивать доступ пользователей АС Кадры к операционным данным БД АС (путем предоставления сервисов, позволяющих формировать запросы на получение информации ограниченного доступа, в соответствии с уровнем компетентности пользователя) (техническое задание на АС ОВИР по ГОСТ 19.ххх приведено здесь).

4.3 Требования к видам обеспечения

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
В подразделе «Требования к видам обеспечения» в зависимости от вида системы приводят требования к математическому, информационному, лингвистическому, программному, техническому, метрологическому, организационному, методическому и другим видам обеспечения системы.

4.3.1 Требования к математическому обеспечению системы

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
Для математического обеспечения системы приводят требования к составу, области применения (ограничения) и способам, использования в системе математических методов и моделей, типовых алгоритмов и алгоритмов, подлежащих разработке.

ФОРМАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Математические методы и алгоритмы, используемые для шифрования/дешифрования данных, а также программное обеспечение, реализующее их, должны быть сертифицированы уполномоченными организациями для использования в государственных органах Российской Федерации.

4.3.2 Требования к информационному обеспечению системы

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
Для информационного обеспечения системы приводят требования:
1) к составу, структуре и способам организации данных в системе;
2) к информационному обмену между компонентами системы;
3) к информационной совместимости со смежными системами;
4) по использованию общесоюзных и зарегистрированных республиканских, отраслевых классификаторов, унифицированных документов и классификаторов, действующих на данном предприятии;
5) по применению систем управления базами данных;
6) к структуре процесса сбора, обработки, передачи данных в системе и представлению данных;
7) к защите данных от разрушений при авариях и сбоях в электропитании системы;
8) к контролю, хранению, обновлению и восстановлению данных;
9) к процедуре придания юридической силы документам, продуцируемым техническими средствами АС (в соответствии с ГОСТ 6.10.4).

ФОРМАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Состав, структура и способы организации данных в системе должны быть опеределены на этапе технического проектирования.
Уровень хранения данных в системе должен быть построен на основе современных реляционных или объектно-реляционных СУБД. Для обеспечения целостности данных должны использоваться встроенные механизмы СУБД.
Средства СУБД, а также средства используемых операционных систем должны обеспечивать документирование и протоколирование обрабатываемой в системе информации.
Структура базы данных должна поддерживать кодирование хранимой и обрабатываемой информации в соответствии с общероссийскими классификаторами (там, где они применимы).
Доступ к данным должен быть предоставлен только авторизованным пользователям с учетом их служебных полномочий, а также с учетом категории запрашиваемой информации.
Структура базы данных должна быть организована рациональным способом, исключающим единовременную полную выгрузку информации, содержащейся в базе данных системы.
Технические средства, обеспечивающие хранение информации, должны использовать современные технологии, позволяющие обеспечить повышенную надежность хранения данных и оперативную замену оборудования (распределенная избыточная запись/считывание данных; зеркалирование; независимые дисковые массивы; кластеризация).
В состав системы должна входить специализированная подсистема резервного копирования и восстановления данных.
При проектировании и развертывании системы необходимо рассмотреть возможность использования накопленной информации из уже функционирующих информационных систем. Перечень функционирующих информационных систем приведен в разделе 3 настоящего документа.

4.3.3 Требования к лингвистическому обеспечению системы

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
Для лингвистического обеспечения системы приводят требования к применению в системе языков программирования высокого уровня, языков взаимодействия пользователей и технических средств системы, а также требования к кодированию и декодированию данных, к языкам ввода-вывода данных, языкам манипулирования данными, средствам описания предметной области (объекта автоматизации), к способам организации диалога.

ФОРМАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Все прикладное программное обеспечение системы для организации взаимодействия с пользователем должно использовать русский язык.

4.3.4 Требования к программному обеспечению системы

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
Для программного обеспечения системы приводят перечень покупных программных средств, а также требования:
1) к независимости программных средств от используемых СВТ и операционной среды;
2) к качеству программных средств, а также к способам его обеспечения и контроля;
3) по необходимости согласования вновь разрабатываемых программных средств с фондом алгоритмов и программ.

ФОРМАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
При проектировании и разработке системы необходимо максимально эффективным образом использовать ранее закупленное программное обеспечение, как серверное, так и для рабочих станций.
Используемое при разработке программное обеспечение и библиотеки программных кодов должны иметь широкое распространение, быть общедоступными и использоваться в промышленных масштабах. Базовой программной платформой должна являться операционная система MS Windows.

4.3.5 Требования к техническому обеспечению

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
Для технического обеспечения системы приводят требования:
1) к видам технических средств, в том числе к видам комплексов технических средств, программно-технических комплексов и других комплектующих изделий, допустимых к использованию в системе;
2) к функциональным, конструктивным и эксплуатационным характеристикам средств технического обеспечения системы.

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Техническое обеспечение системы должно максимально и наиболее эффективным образом использовать существующие в органах федерального агентства технические средства.
В состав комплекса (Рисунок 1) должны следующие технические средства:
– Серверы БД;
– Серверы приложений;
– Сервер системы формирования отчетности;
– Веб сервер;
– ПК пользователей;
– ПК администраторов.

Серверы БД должны быть объединены в отказоустойчивый кластер. Серверы приложений должны образовывать кластер с балансировкой нагрузки.
Серверы БД, серверы приложений и сервер системы формирования отчетности должны быть объединены одной локальной сетью, с пропускной способностью не менее 100 Мбит.

Требования к техническим характеристикам серверов БД:
– Процессор – 2 х Intel Xeon 3 ГГц;
– Объем оперативной памяти – 16 Гб;
– Дисковая подсистема – 4 х 146 Гб;
– Устройство чтения компакт-дисков (DVD-ROM);
– Сетевой адаптер – 100 Мбит.

Требования к техническим характеристикам системы хранения данных:
– Дисковая подсистема 0,5 Тб Raid Array 5

Требования к техническим характеристикам серверов приложений:
– Процессор – 2 х Intel Xeon 3 ГГц;
– Объем оперативной памяти – 8 Гб;
– Дисковая подсистема – 4 х 146 Гб;
– Устройство чтения компакт-дисков (DVD-ROM);
– Сетевой адаптер – 100 Мбит.

Требования к техническим характеристикам веб сервера:
– Процессор – 2 х Intel Xeon 3 ГГц;
– Объем оперативной памяти – 16 Гб;
– Дисковая подсистема – 4 х 146 Гб;
– Устройство чтения компакт-дисков (DVD-ROM);
– Сетевой адаптер – 100 Мбит.

Требования к техническим характеристикам ПК пользователя и ПК администратора:
– Процессор – Intel Pentium 1.5 ГГц;
– Объем оперативной памяти – 256 Мб;
– Дисковая подсистема – 40 Гб;
– Устройство чтения компакт-дисков (DVD-ROM);
– Сетевой адаптер – 100 Мбит.

4.3.6 Требования к метрологическому обеспечению

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
В требованиях к метрологическому обеспечению приводят:
1) предварительный перечень измерительных каналов;
2) требования к точности измерений параметров и (или) к метрологическим характеристикам измерительных каналов;
3) требования к метрологической совместимости технических средств системы;
4) перечень управляющих и вычислительных каналов системы, для которых необходимо оценивать точностные характеристики;
5) требования к метрологическому обеспечению технических и программных средств, входящих в состав измерительных каналов системы, средств, встроенного контроля, метрологической пригодности измерительных каналов и средств измерений, используемых при наладке и испытаниях системы;
6) вид метрологической аттестации (государственная или ведомственная) с указанием порядка ее выполнения и организаций, проводящих аттестацию.

ФОРМАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Требования к метрологическому обеспечению не предъявляются.

4.3.7 Требования к организационному обеспечению

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
Для организационного обеспечения приводят требования:
1) к структуре и функциям подразделений, участвующих в функционировании системы или обеспечивающих эксплуатацию;
2) к организации функционирования системы и порядку взаимодействия персонала АС и персонала объекта автоматизации;
3) к защите от ошибочных действий персонала системы.

ФОРМАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Организационное обеспечение системы должно быть достаточным для эффективного выполнения персоналом возложенных на него обязанностей при осуществлении автоматизированных и связанных с ними неавтоматизированных функций системы.
Заказчиком должны быть определены должностные лица, ответственные за:
– обработку информации АС;
– администрирование АС;
– обеспечение безопасности информации АС;
– управление работой персонала по обслуживанию АС.
К работе с системой должны допускаться сотрудники, имеющие навыки работы на персональном компьютере, ознакомленные с правилами эксплуатации и прошедшие обучение работе с системой.

4.3.8 Требования к методическому обеспечению

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
Для методического обеспечения САПР приводят требования к составу нормативно-технической документации системы (перечень применяемых при ее функционировании стандартов, нормативов, методик и т. п.).

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
В состав нормативно-правого и методического обеспечения системы должны входить следующие законодательные акты, стандарты и нормативы:
— т.п.;
— пр.

5 СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ (РАЗВИТИЮ) СИСТЕМЫ

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
Раздел «Состав и содержание работ по созданию (развитию) системы» должен содержать перечень стадий и этапов работ по созданию системы в соответствии с ГОСТ 24.601, сроки их выполнения, перечень организаций — исполнителей работ, ссылки на документы, подтверждающие согласие этих организаций на участие в создании системы, или запись, определяющую ответственного (заказчик или разработчик) за проведение этих работ.
В данном разделе также приводят:
1) перечень документов, по ГОСТ 34.201-89, предъявляемых по окончании соответствующих стадий и этапов работ;
2) вид и порядок проведения экспертизы технической документации (стадия, этап, объем проверяемой документации, организация-эксперт);
3) программу работ, направленных на обеспечение требуемого уровня надежности разрабатываемой системы (при необходимости);
4) перечень работ по метрологическому обеспечению на всех стадиях создания системы с указанием их сроков выполнения и организаций-исполнителей (при необходимости).

Похожие статьи:

  • Договор с режиссером постановщиком Приложение 6. Договор с режиссером-постановщиком на создание телеггрограммы Компания обязуется: 3.3.1 Выплатить Режиссеру гонорар в размере и порядке, установленных п. 4 настоящего договора. Осуществить постановку телепрограммы. 3 3.3. Не вносить никаких изменений как […]
  • Приказ минэкономразвития no 628 Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 31 декабря 2013 г. N 805 г. Москва "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 г. N 628" Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 апреля 2014 […]
  • Приказ 624 об перечне объектов ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) Адрес: 105066, г. Москва, ул. А. Лукьянова, д. 4, стр. 1 Тел.: (495) 647-60-81 Факс: (495) 645-89-86 Электронная почта: [email protected] Режим […]
  • Брянск нотариус фокинский район Котляр М. Н. нотариус Адрес: 2 4 1 0 2 9 Брянск, Московский пр., 1, корп. 1 Телефоны: +7(4832) 630014 Котляр М. Н. нотариус на карте Консультации адвокатов, юридическая помощь:Адвокаты - АДВОКАТСКИЙ КАБИНЕТ КОЛЕСНИКА Д.Н. адрес: 241037, Брянск, Красноармейская ул , […]
  • Федеральный закон о производственной кооперации Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ"О производственных кооперативах" С изменениями и дополнениями от: 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г., 18 декабря 2006 […]
  • Приказ минюста 151 Приказ Министерства юстиции РФ от 29 июня 2015 г. N 151 "Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса" Приказ Министерства юстиции РФ от 29 июня 2015 г. N 151"Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, […]