Требования к пневмоприводам

Оглавление:

§ 7. Требования безопасности к отдельным видам оборудования.

Требования техники безопасности к пневмоприводам.

В развитии общих требований безопасности к производственному оборудованию разработаны стандарты на отдельные виды, в которых определены специфические требования безопасности к конкретному оборудованию.

Пневмоприводы имеют широкое распространение при механизации различного вида работ. Требования безопасности к ним установлены ГОСТ 12.3.001-73. Пневмоприводы облегчают физический труд работающего. Нормативами определена величина усилий на ручных органах управления пневмоприводами и другими устройствами. Величина усилий (Н) не должна превышать при работе кистью руки — 10; рукой до локтя — 40; всей рукой — 150; двумя руками — 250. Существенное значение имеет поза рабочего, обслуживающего пневмоприводы. Органы управления: рукоятки, маховики и др. — располагаются относительно площадки, с которой производится управление, следующим образом: при обслуживании стоя — на высоте 1000-1600 мм, сидя — на высоте 600-1200 мм. Органы управления пневмоприводами оборудуют надежными фиксаторами, исключающими возможность их самопроизвольного включения под действием силы тяжести, вибраций и сотрясений. Для предотвращения ошибочного включения вентилей, пусковых задвижек и кранов их снабжают ясно видимыми стрелками, указывающими направление их вращения, и надписями: «Открыто» и «Закрыто».

Создаваемый пневмоприводами на рабочем месте уровень звуковой мощности не должен превышать установленного гигиеническими нормами предельного спектра 80-85 дБ•А.

Детали и узлы пневмоприводов и устройств испытываются на плотность максимальным рабочим давлением, на прочность — пробным давлением не менее 1,5 номинального. Продолжительность выдержки при пробном давлении не менее 5 мин. Выпуск отработавшего воздуха производится в сторону от работающего, чтобы струя не обдувала его рук и не загрязняла воздуха зоны дыхания. Содержание вредных примесей в воздухе не должно превышать допустимых концентраций (ГОСТ 12.1.005-76).

Пневматическое и гидравлическое оборудование. Приводные системы.

Подготовка сжатого воздуха

Пневмораспределители

Клапаны/ Фильтры

Пневмодроссели / обратные клапаны

Пневматические цилиндры/приводы

Резьбовые соединения / трубки

Контрольно-измерительная аппаратура

Вакуумное оборудование

Оборудование для смазки и обдува

Гидравлическое оборудование

Запорная арматура / шаровые краны

Электромеханический привод

Эксплуатация пневмоприводов

Продолжительность безотказной работы пневматических систем в значительной мере зависит от организа­ции и качества технического обслуживания, которое призвано обеспечить выполнение требований, приведен­ных в технической документации на оборудование. В процессе эксплуатации пневмоприводов расходу­емые материалы неизбежно заканчиваются, рабочие параметры в связи с воздействием различных факторов постепенно отклоняются от заданных значений, отдельные компоненты приводов исчерпывают ресурс и отка­зывают. Таким образом, в рабочем состоянии пневмопривод поддерживается благодаря регулярному и каче­ственному техническому обслуживанию, а также плановым, а при неробходимости и аварийным ремонтам.

Техническое обслуживание пневматических приводов

Обслуживание устройств очистки сжатого воздуха.

Качество работы пневмоприводов напрямую зависит от чистоты сжатого воздуха, определяемой, в свою очередь, уровнем технического обслуживания устройств под­готовки воздуха, состоянием внутренних поверхностей трубопроводов и другими факторами.

При эксплуатации пневмоприводов необходимо исключить возможность попадания загрязнителей воздуха к потребителю, что обеспечивается своевременным удалением их из резервуаров очистных ус­тройств. В случаях использования устройств очистки сжатого воздуха с ручным управлением и непроз­рачным резервуаром (визуальный контроль невозможен) образующийся конденсат следует сливать пе­риодически — по графику, составленному на основе опытных или расчетных данных.

Если применяются автоматические устройства отвода конденсата, то процедуру его слива требуется орга­низовать таким образом, чтобы избежать загрязнения окружающей среды. При отказе конденсатоотводчиков их необходимо демонтировать, прочистить рабочие каналы и сливные отверстия, промыть фильтрующие эле­менты и внутренние поверхности, высушить и установить на прежнее место. Для промывки резервуаров можно использовать теплую мыльную воду.

В процессе эксплуатации фильтров поры их фильтроэлементов забиваются частицами загрязнителей, что приводит к возрастанию сопротивления потоку сжатого воздуха. Если перепад давления на фильтре превыша­ет 0,1 МПа, то фильтроэлемент заменяют или восстанавливают его пропускную способность.

Напомним, что эффективная работа очистных устройств возможна только в определенном диапазоне рас­ходов сжатого воздуха, указываемом в технической документации.

Обслуживание смазочных устройств.

Одним из важнейших условий обеспечения эксплуатационной надежности пневмоприводов является выполнение требований к смазке трущихся поверхностей пневмати­ческих устройств. Техническое обслуживание смазочных устройств заключается в своевременном воспол­нении расходуемых смазочных материалов и наблюдении за их качественным состоянием.

Стабильность подачи смазочного материала маслораспылителями в значительной степени определяется вязкостью используемого масла, которая, в свою очередь, существенно зависит от температуры. Поэтому при достаточно больших изменениях температуры окружающей среды в зоне работы пневмоустройств или при изменении температуры сжатого воздуха необходимо перерегулировать маслораспылитель или сменить мар­ку заливаемого масла.

Марки, количество и периодичность внесения смазочных материалов оговариваются в руководствах по эк­сплуатации конкретных пневматических устройств.

Обслуживание трубопроводов. Состояние воздухопровода контролируют путем вскрытия имеющихся на нем контрольных участков. При необходимости для очистки трубопровода применяют продувку сжатым возду­хом и промывку водой либо химическую очистку.

Качество очистки проверяют визуально или на основании оценки чистоты потоков воздуха и воды, выходя­щих из трубы. В последнем случае на выходе помещают лист чистого картона и по следам загрязнений опреде­ляют качество проведенных работ.

Указанные методы используют при обслуживании металлических трубопроводов. При обслуживании элас­тичных пластмассовых трубопроводов, а также шлангов убеждаются в отсутствии перегибов и нарушений их целостности, а также в том, что трубопроводы, соединенные с подвижными частями машин не касаются непод­вижных деталей последних. При нарушении работоспособности эластичные трубопроводы заменяют.

Обслуживание пневмоаппаратуры и исполнительных механизмов.

Техническое обслуживание пневмоаппаратуры и пневмодвигателей сводится в основном к надлежащему обеспечению процесса подготовки сжатого воздуха и контролю работы данных устройств. В распределительной аппаратуре проверяют четкость переключения, убеждаются в отсутствии заеданий при ручном и механическом управлении, в герметичности соединений трубопроводов и стыков, в плотности крепления крышек.

Герметичность соединений трубопроводов и эффективность работы уплотнительных элементов контроли­руют путем осмотра и прослушивания или с помощью средств обнаружения утечек. При необходимости подтя­гивают или заменяют соединения, уплотнения, трубопроводы. Следует учитывать, что нарушение герметично­сти не только приводит к непроизводительному увеличению расхода сжатого воздуха, но может также повлечь за собой нарушение работоспособности пневматических устройств и привода в целом.

В настраиваемых и регулируемых элементах контролируют соответствие параметров требуемым значени­ям, а также состояние стопорящих устройств. В пневматических двигателях проверяют также значение скоро­сти перемещения выходного звена и величину развиваемого усилия.

Организация технического обслуживания. Организация технического обслуживания пневматического оборудования является одним из решающих факторов повышения надежности его работы. В связи с отсут­ствием строгой регламентации работ по обслуживанию пневмосистем рекомендуется следующий порядок про­ведения ежедневных и плановых осмотров пневмооборудования.

Ежедневные осмотры проводят в начале смены — в течение первых десяти минут работы оборудования — ив конце смены — во время уборки оборудования. Фактически ежедневные осмотры сводятся к визуальному контролю состояния пневмооборудования и направлены на:

выявление явных изменений (например , количества конденсата в фильтре-влагоотделителе, количества масла в маслораспылителе и др.);

выявление очевидных признаков состояния системы или ее частей (например , последовательности отра­ботки цикла, скоростей движения выходных звеньев исполнительных механизмов и др., определяемых по индикаторам или иным контрольным приборам);

выявление признаков, качественно характеризующих работу оборудования (например , уровня шума от выхлопов отработавшего воздуха или ударов и др).

Результаты ежедневных осмотров заносят в протокол, а информацию о выявленных отклонениях и мерах по их устранению (если таковые были приняты) доводят до сведения соответствующих служб. Эти данные используют при разработке графиков периодических осмотров, ведомостей запасных частей и т. д.

Периодические осмотры проводят с интервалом в 3, 6 или 12 месяцев в зависи­мости от типа пневматического оборудования, характера работы отдельных его элементов и условий эксплуа­тации.

Ниже дан примерный перечень операций при проведении периодического осмотра.

Проверка функционирования пневмодвигателей и других устройств.

Проверка на наличие утечек.

Проверка пневмоустройств с электрическим управлением на исправность электропроводки.

Определение степени загрязненности фильтров.

Проверка надежности резьбовых соединений.

На основе информации о результатах ежедневных и периодических осмотров, о величине коэффициента загрузки оборудования за сутки, месяц, а также учитывая другие данные, соответствующие службы проводят анализ причин простоев оборудования и планируют мероприятия по их уменьшению.

Поиск и устранение неисправностей

При эксплуатации пневматического привода, как и любой другой технической системы, наступает момент, когда процесс его нормального функционирования нарушается, что проявляется в различного рода отказах, как внезапных, так и постепенных.

Внезапные отказы характеризуются скачкообразным изменением заданных значений параметров привода (одного или нескольких), что обычно приводит к его останову или нарушению последовательности выполнения технологических операций. Отказ подобного рода очевиден, функционирование объекта прекращается в целях проведения ремонтных работ.

В случае постепенного отказа значения параметров привода (одного или нескольких) изменяются постепен­но, что может быть обусловлено износом или прогрессирующим нарушением настроек каких-либо его элемен­тов, уменьшением проходных сечений дросселирующих устройств, чрезмерным увеличением утечек и другими факторами. Постепенный отказ может и не сопровождаться видимыми нарушениями работы пневмопривода, но его наличие приводит к ухудшению качества и/или уменьшению объемов выпуска продукции. В связи с этим важно своевременно выявить и устранить причины постепенных отказов, что позволяет обеспечить нормаль­ное функционирование системы и сократить число аварийных ремонтов.

Время, затрачиваемое на ремонт пневмопривода, складывается из двух составляющих: времени на поиск неисправности и времени на ее устранение.

Время на поиск неисправности существенно сокращается, если используются методы технической диагно­стики, позволяющие локализовать место ее наличия, а также в том случае, если в приводе применяются пнев­матические элементы, снабженные различными индикаторами и дублирующими устройствами.

Читайте так же:  Мировой суд город серпухов

К устройствам индикации относят штырьковые индикаторы давления и положения запорно-регулирующего элемента распределителей, светодиоды на электромагнитных приводах распределителей и т. п.; к дублирую­щим — устройства ручного включения пневмо- и электропневматических распределителей, тактовых модулей и др.

Применительно к пневмоприводам можно выделить два метода поиска неисправностей:

табличный — на основе анализа принципиальной пневматической схемы составляют таблицу, по которой выявляют оптимальную последовательность проверки элементов системы в зависимости от внешних проявлений имеющихся неполадок;

алгоритмический — поиск неисправностей осуществляют по заданному алгоритму с использованием списка достаточно простых рекомендаций, выведенных исходя из опыта эксплуатации пневмоприводов.

Если схема привода достаточно сложная, с целью облегчения поиска неисправностей следует условно разделить ее на части по выполняемым функциям, по очередности срабатывания и другим критериям.

При поиске неисправности в первую очередь необходимо провести внешний осмотр для проверки состоя­ния привода и машины (т . е. выяснить, не произошло ли заклинивание какой-либо детали, материала или подвижной части машины; не поломаны ли детали приводных механизмов устройств с механическим уп­равлением и др.). При этом во избежание несчастных случаев или поломки устройств не следует нажимать на кнопки, выключатели и т. п.

Необходимо проверить, соответствует ли давление сжатого воздуха на входе пневмопривода нормативам технической документации. В ситуации, когда в силу производственной необходимости к системе могут подключаться дополнительные потребители и при этом общий расход воздуха будет превышать произво­дительность компрессора, могут возникать сбои (самоустраняющиеся отказы), такие как нарушение вре­менной последовательности, снижение величин усилий, развиваемых приводом, ниже допустимых значе­ний и др. Если в пневмоприводе используются устройства с электрическим управлением, следует проверить, нахо­дятся ли электрические устройства под напряжением.

Проверить трубопроводы (в особенности эластичные) и убедиться в отсутствии перегибов, скручиваний и т. п. дефектов. Проверить герметичность соединений.

При проверке работоспособности привода необходимо учитывать следующее:

утечки сжатого воздуха из канала выхлопа пневмораспределителя могут иметь место не только в результа­те повреждения уплотнений в нем, но и вследствие выхода из строя уплотнений поршня в цилиндре;

причиной изменения динамики функционирования привода могут стать не только нарушение настройки регулирующих устройств (дросселей с механическим управлением и др.) или их неисправность, но и засо­рение глушителей в пневмораспределителях.

Пневматический привод целесообразно ремонтировать путем замены пневмоустройств. С одной стороны, в результате этого сокращается продолжительность ремонта производственного оборудования, а с другой — обеспечивается более высокое качество ремонта в связи с тем, что отказавшие пневмоустройства подлежат восстановлению на специализированном участке.

При демонтаже и монтаже пневмоустройств в процессе ремонта необходимо придерживаться следующих правил:

необходимо заменить уплотнительные кольца, а также прокладки на стыковых поверхностях и в соедине­ниях;

желательно маркировать трубопроводы при их отсоединении (особенно это касается гибких трубопрово­дов), даже в случае отсоединения только одного конца трубопровода, что позволит избежать ошибок вовремя последующего монтажа пневмоустройств;

при выполнении работ по монтажу-демонтажу пневматических устройств особое внимание следует уде­лять предотвращению попадания загрязнителей в их внутренние полости.

Общие требования безопасности к пневмоприводам, которые вводятся в эксплуатацию, регламентируются следующими стандартами: ГОСТ 12,1.003-83 ССБТ. «Шум . Общие требования безопасности»; ГОСТ 17770-86. «Машины ручные. Требования к вибрационным характеристикам»; ГОСТ 12.2.007-75 ССБТ. «Изделия электро­технические. Общие требования безопасности».

Требования безопасности к конструкции пневмоприводов и пневмоустройств. Конструкция пнев­моприводов и пневмоустройств должна быть надежной, обеспечивать безопасную эксплуатацию и предус­матривать возможность проведения осмотра, очистки и ремонта. Ограждения, кожухи и другие приспособ­ления, препятствующие внешнему осмотру пневмоустройств, должны быть съемными.

Пневмоприводы должны снабжаться устройствами, предназначенными для полного снятия давления сжа­того воздуха в системе.

В целях исключения воздействия опасных и вредных производственных факторов пневмоприводы также должны быть оснащены:

устройствами, предотвращающими повышение давления сверх значения, установленного нормативно-тех­нической документацией;

устройствами для улавливания масляных аэрозолей при выводе отработавшего воздуха в атмосферу, если уровень их концентрации в рабочем помещении может превысить предельные значения, устанавливае­мые ГОСТ 12.1.005-88.

Если падение давления в пневмоприводах или напряжения в электрической сети может создать опасность для обслуживающего персонала или вызвать аварийную ситуацию, необходимо предусмотреть возможность блокировки пневмопривода — автоматического прекращения работы оборудования с одновременной подачей соответствующего светового или звукового сигнала. В то же время не должны отключаться устройства, вывод которых из рабочего состояния может привести к авариям и производственному травматизму (зажимные , при­жимные, уравновешивающие, тормозные, стопорящие и другие устройства).

Если конечные положения пневматических исполнительных механизмов ограничиваются с помощью элек­трических или пневматических путевых выключателей, то в случае нарушения процесса нормального функ­ционирования последних может возникнуть опасность травмирования обслуживающего персонала или ава­рийная ситуация. В целях предотвращения подобных последствий необходимо устанавливать жесткие упо­ры, защитные кожухи и другие приспособления для ограничения опасных перемещениий.

Поверхности ограждений, защитных устройств и элементы конструкции пневмоприводов и пневмоустройств, которые могут представлять опасность для обслуживающего персонала, должны иметь знаки безопасности и сигнальные цвета в соответствии с ГОСТ 12.4.026-76.

Конструкция регулируемых пневмоустройств, изменение настроек которых может привести систему в ава­рийное состояние, должна предусматривать надежную фиксацию регулирующих элементов с применением замков, пломб и других средств. Конструкция органов управления и их взаимное расположение, в свою оче­редь, должны исключать возможность самопроизвольного пуска привода. На пульте управления технологи­ческим оборудованием, оснащенным пневмоприводами с поддержкой возможности общего останова систе­мы, устанавливают управляющий элемент красного цвета «СТОП ОБЩИЙ».

Величины усилий, развиваемых на ручных органах управления пневмоустройствами, должны удовлетво­рять требованиям соответствующих ГОСТов (это не относится к специальным управляющим органам и эле­ментам, предназначенным для настройки редукционных пневмоклапанов): для переключателей типа тумбле­ров — ГОСТ 22615-77; для кнопочных и клавишных выключателей и переключателей — ГОСТ 22614-77; для маховиков управления и штурвалов — ГОСТ 21752-76; для рычагов управления — ГОСТ 21753-76.

Органы управления и средства отображения сопроводительной информации размещают в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.032-78 и ГОСТ 12.2.033-78, а обозначения функций органов управления — в соответ­ствии с ГОСТ 12.4.040-78* (СТ СЭВ 3082-81). Символы и надписи располагают в непосредственной близости от органов управления, при этом не должно возникать никаких помех их чтению. Надписи, кроме того, должны быть краткими и понятными при быстром считывании.

Вблизи запорных устройств (вентилей , кранов и др.) должны быть хорошо видны стрелки, указывающие направление вращения маховиков, кранов, а также надписи «ОТКРЫТО », «ЗАКРЫТО » или другие обозначе­ния.

На пульте управления пневмоприводами необходимо применять следующую цветовую индикацию или све­товые сигналы: красный цвет — для обозначения аварийных и отключающих органов управления, а также для сигнальных элементов, извещающих о нарушении процесса нормального функционирования пневмопривода или условий безопасности; зеленый цвет — для сигнальных элементов, подтверждающих нормальное функци­онирование пневмопривода.

Для оповещения об аварийном состоянии пневмопривода можно использовать звуковую сигнализацию, применение которой предпочтительно в ситуациях, требующих немедленного реагирования.

В тех случаях, когда пневмопривод находится в помещении, где распознать звуковой сигнал трудно вслед­ствие высокого уровня производственных шумов, рекомендуется дополнительно использовать яркий мигаю­щий сигнал, цвет которого выбирают по ГОСТ 12.4.026-76*.

Пневматические приводы и устройства, в которых по характеру работы или в связи с воздействием окружа­ющей среды возможен рост давления выше допустимого, должны снабжаться предохранительными клапана­ми, размещенными в доступных для их осмотра и обслуживания местах.

В любом случае началу эксплуатации пневмопривода должна предшествовать проверка настройки пре­дохранительного клапана лицами, ответственными за соблюдение правил техники безопасности. Предохрани­тельный клапан, в свою очередь, должен быть снабжен устройством, служащим для проверки исправности клапана путем его принудительного открытия в процессе функционирования привода.

Требования безопасности при подготовительных работах, монтаже и испытаниях. Монтаж пневмати­ческих приводов и устройств для проведения испытаний следует выполнять в соответствии с требованиями, изложенными в рабочих чертежах, инструкциях, методиках и программах испытаний. Руководство испытания­ми поручают ответственному лицу, распоряжения которого являются обязательными для всех участников ис­пытаний.

Обслуживание пневмоприводов при испытаниях можно поручать лицам, достигшим 18-летнего возраста, прошедшим производственное обучение и инструктаж по безопасному обслуживанию пневмосистем. Осве­щенность рабочих мест при испытаниях должна составлять не менее 50 лк. Источник света должен распола­гаться таким образом, чтобы не происходило ослепление рабочих. Шкалы приборов должны быть четко видны с расстояния до 3 м. Во всех случаях необходимо добиваться того, чтобы освещение обеспечивало удобство наблюдения за приборами.

Место испытаний должно быть ограждено, либо вблизи него должен находиться наблюдающий. В качестве ограждений можно применять щиты, барьеры, канаты с подвешенными к ним плакатами с надписью «Внима ­ние! Идут испытания!» или световое табло с аналогичной надписью. На оборудовании, столах, механизмах, на полу возле испытательного стенда не должно быть посторонних предметов (заготовок , готовых изделий, отхо­дов производства).

Запрещается оставлять инструменты, материалы, спецодежду и другие предметы на элементах, входящих в привод. Рабочие места должны быть оборудованы стеллажами для хранения приспособлений, инструмен­тов, проверочных шаблонов, прокладок и т. п. Габариты подобных стеллажей должны соответствовать наи­большим размерам укладываемых на них изделий.

Перед испытаниями следует проверить рабочие инструменты на соответствие основным требованиям тех­ники безопасности.

Электрифицированный инструмент можно применять лишь с рабочим напряжением не более 36 В и при условии полной исправности. В случае, если в производственном помещении отсутствуют факторы повышен­ной опасности, допускается использовать значения напряжения 127 и 220 В, но при обязательном использова­нии защитных средств. Корпуса электроинструментов, работающих под напряжением свыше 36 В, должны быть заземлены вне зависимости от частоты тока.

Ручные инструменты, применяемые для электромонтажных работ (отвертки , плоскогубцы, кусачки и т. п.), должны иметь изолированные рукоятки.

Шланги необходимо крепить к пневмоинструменту и трубопроводам таким образом, чтобы исключить воз­можность их срыва.

Перед проведением испытаний проверяют готовность пневмопривода или устройства. С этой целью их тща­тельно осматривают и убеждаются в отсутствии трещин, надрывов, выпучин, раковин, следов коррозии и дру­гих дефектов на внутренних и внешних поверхностях устройств, в сварных швах, уплотнительных узлах и соединениях. Кроме того, перед началом испытаний пневмоприводов и устройств необходимо:

Читайте так же:  Пфр материнский капитал 2019

проверить правильность и надежность присоединений пневмолиний и электрических проводов к соответ­ствующим устройствам;

проверить надежность функционирования блокировок, наличие стопорения и пломб на регулирующей ап­паратуре и приборах;

проверить наличие и исправность заземления;

проверить наличие и надежность закрепления ограждений, предусматриваемых требованиями безопас­ности;

вывесить предупреждающий плакат с надписью «Внимание ! Идут испытания!»;

установить при необходимости аварийную сигнализацию (звуковую или световую).

Персонал, участвующий в испытаниях пневмоприводов и устройств, должен быть ознакомлен:

со схемой пневмопривода и правилами его обслуживания;

с конструкциями и принципами действия устройств, входящих в пневмопривод;

с расположением кондиционеров сжатого воздуха, пневмоаппаратов и приборов;

со способами регулирования параметров (давления , скорости и др.);

с методами проверки пневмоустройств на прочность и герметичность и правилами их осмотра при испы­таниях.

Пневмоустройства должны быть испытаны на прочность. Входящие в состав пневмопривода пневмоустройства общепромышленного применения, на которые распространяются положения ГОСТ 12.3.001-85 (СТ СЭВ 3274-81), испытывают на прочность путем плавного повышения давления до пробного значения, которое дол­жно превосходить номинальное не менее чем в 1,5 раза; для пневмоглушителей, установленных в местах выхлопа отработавшего воздуха, пробное значение давления должно быть не меньше номинального для пнев­мопривода. Длительность испытаний на прочность должна составлять не менее 3 мин. После этого давление постепенно снижают до номинального и затем производят осмотр пневмоустройства.

Проверяют пневмоустройство путем использования воздуха, минерального масла или воды. При испытани­ях его закрывают защитным кожухом (экраном ), либо проводящий их персонал должен находиться на безопас­ном расстоянии от объекта испытаний, которое исключает возможность травмирования в случае разрушения последнего.

При типовых и периодических испытаниях на ресурс пневмоустройств и их элементов, функционирующих в условиях циклического нагружения давлением, их необходимо подвергать циклическому нагружению рабочим давлением в соответствии с требованиями и методикой разработчика.

Пневмоустройства или их элементы считаются выдержавшими испытания на прочность, если при последу­ющем тщательном осмотре не были обнаружены: признаки разрыва; видимые остаточные деформации; утечки воздуха сверх уровня, установленного в нормативных требованиях; подтекание и потение в сварных швах при опрессовке жидкостью.

Испытания должны быть прерваны в следующих случаях: при повышении давления в системе сверх допу­стимого уровня; при неисправности предохранительных клапанов; при обнаружении в элементах пневмоуст­ройств выпучин, утонений стенок, подтеканий в соединениях, разрывов уплотнений; при неисправности мано­метров, блокировочных устройств, а также при неисправности (отсутствии ) предусмотренных схемой испыта­ний контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации; при появлении стуков, посторонних шу­мов; при заметном возрастании вибраций приводного механизма; при обнаружении других неисправностей, которые могут привести к аварийной ситуации.

После снижения уровня давления, достигнутого в ходе испытаний, до номинального (рабочего ) значения, пневмоустройства и привод в целом осматривают уполномоченные на то лица, прошедшие специальный инст­руктаж. В ходе осмотра запрещается повышать давление. При обнаружении дефектов во время испытаний работы по их устранению (монтаж и демонтаж пневмолиний, подтягивание соединений, рихтовка, сварочные работы и др.) следует выполнять после прекращения подачи воздуха, полного снятия давления в системе и ее отключения от питающей электросети, причем в местах отключения в обязательном порядке вывешиваются предупреждающие таблички с надписью «Ремонт ! Пуск запрещен!». Прекращение подачи воздуха путем пере­гибания эластичных трубопроводов не допускается! Все устройства в составе привода должны быть приведе­ны в такое состояние, при котором их самопроизвольное включение при случайном нажатии пусковых элемен­тов не приведет к опасным последствиям.

После устранения выявленных дефектов необходимо провести повторные испытания.

При повторном пуске следует принять меры безопасности, указанные выше, и проследить за тем, чтобы все ранее убранные ограждения и защитные приспособления были снова надлежащим образом размещены и закреплены. Испытания при снятых ограждениях допускаются только с разрешения администрации. Отключе­ние оборудования и его подключение к электросети осуществляют после установки предохранительных уст­ройств и также исключительно на основании разрешения администрации.

При испытаниях необходимо следить за тем, чтобы выхлоп отработавшего воздуха был направлен в сторо­ну от места нахождения оператора и не приводил к загрязнению рабочего помещения. Уровень шума при вых­лопах не должен нарушать гигиенических норм.

Требования безопасности при эксплуатации.

Перед вводом в эксплуатацию пневмоприводов и пневмо-устройств необходимо провести их пробный пуск и наладку. В случае обнаружения неисправностей во время пробного пуска пневмопривод следует отключить. Работы по устранению выявленных неисправностей и ре­монту пневматических приводов и устройств необходимо выполнять только после полного снятия давления воздуха в системе и отключения их от электросети. Вентили и пневмораспределители, отвечающие за соеди­нение пневмолинии с пневмоприводом, должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать возмож­ность надежного и быстрого перекрытия подачи сжатого воздуха и его сброс из привода в атмосферу.

Подключать отремонтированный пневмопривод к пневмолинии и электросети следует после установки ог­раждений и снятия предупреждающих плакатов.

Эксплуатация пневмоприводов и пневмоустройств запрещается в случаях возникновения следующих неис­правностей:

наличие шумов, стуков, вибраций и наружных утечек, уровень которых превышает значения, устанавлива­емые нормативно-технической документацией;

появление видимых повреждений или выход какого-либо параметра за пределы допустимых значений, если подобная ситуация представляет опасность для обслуживающего персонала или может привести к аварии;

отказ или повреждение сигнальных устройств и приборов.

Очищать воздухопроводы и пневмоустройства в местах скопления загрязнителей необходимо способами, при которых исключается воспламенение имеющихся отложений.

ГОСТ 12.3.001-85* «ССБТ. Пневмоприводы. Общие требования безопасности к монтажу, испытаниям и эксплуатации»

Настоящий стандарт распространяется на пневмоприводы и пнев-моустройства, входящие в их состав, с номинальным давлением свыше 0,16 МПа и устанавливает общие требования безопасности к их монтажу, испытаниям и эксплуатации.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Система стандартов безопасности труда

Общие требования безопасности к монтажу, испытаниям и эксплуатации

General safety requirements for mounting, testing and maintenance

Настоящий стандарт распространяется на пневмоприводы ипнев- моустройства, входящие в их состав, с номинальнымдавлением свыше 0,16 МПа и устанавливает общиетребования безопасности к их монтажу, испытаниям и эксплуатации.

Дополнительные требования безопасности при необходимостиус танавливают в стандартах или технических условиях напневмопри воды и пневмоустройства конкретных типов.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1. ОБЩИЕТРЕБОВАНИЯ

1.1. Конструкция пневмоприводов ипневмоустройств должна со ответствовать требованиям ГОСТ12.2.101-84.

1.2. Монтаж, испытания и эксплуатацияпневмоприводов и пнев моустройств должны соответствоватьтребованиям ГОСТ 12.3.002-75 и настоящего стандарта.

1.3. Монтаж, испытания и эксплуатациюпневмоприводов следу ет проводить с соблюдением требованийпожарной безопасности по Г ост 12.1.004-91 , ГОСТ12.1.010-76 , «Типовых правил пожарной безопасности», утвержденных ГУПО МВД СССР, и электробезопас ности по Г ост 12.1.019-79 .

1.4. Монтаж, испытания и эксплуатация влагоотделителей,мас-лораспылителей и ресиверов, на которые распространяются «Прави ла устройства ибезопасности эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденные Госгортехнадзором СССР, должны соот ветствовать этим правилам.

2. ТРЕБОВАНИЯК МОНТАЖУ

2.1. Монтаж пневмоприводов и пневмоустройствследует прово дить в соответствии с рабочими чертежами,утвержденными в установленном порядке, эксплуатационнымидокументами, выполненными по ГОСТ 2.601-95, требованиями ГОСТ 18460-91 и на стоящего стандарта.

2.2. Монтаж пневмоприводов и пневмоустройствследует прово дить так, чтобы отработанный воздух непопадал в зону дыхания обслуживающего персонала.

2.3. Перед монтажом пневмоприводов проводятвнешний осмотр пневмоустройств для выявления видимых дефектов, а также для проверки наличия пломб, если они предусмотрены в стандартах или технических условиях на пневмоприводы и пневмоустройства кон кретных типов.

Установка трубопроводов, имеющих трещины и разрывы на раз вальцованной поверхности, а также дефекты резьбы соединений, вызывающиеутечку сжатого воздуха, не допускается.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3. ТРЕБОВАНИЯК ИСПЫТАНИЯМ

3.1. Пневмоприводы ипневмоустройства должны быть испытаны на герметичность всоответствии с требованиями ГОСТ 24054-80 и на прочность.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.2.Перед началом испытаний пневмоприводов необходимо:

установитьорганы управления в исходные позиции;

проверитьправильность присоединений электро — и пневмолиний к устройствам по принципиальной схеме или схеме соединений;

максимально расслабить регулируемые пружиныпредохранитель ных клапанов;

освободить место испытаний от инструмента, приспособленийи посторонних предметов;

проверить наличие предусмотренных ограждений и надежность их закрепления;

проверить наличие блокировок и их исправность;

проверить наличие и исправность заземления;

вывесить предупредительный плакат: «ВНИМАНИЕ! ИДУТ ИС ПЫТАНИЯ!»;

проследить, чтобы в зоне испытаний не было постороннихлиц.

3.3. При испытаниях на прочность испытываемоепневмоустройство должно быть закрыто защитным кожухом (экраном) или персо нал, проводящий испытания, должен находиться на безопасном расстоянии от объекта испытания, исключающем возможность трав мирования при разрушении испытываемого пневмоустройства.

3.4. При испытаниях на прочностьпневмоустройств пробное дав ление должно быть не менее 1,5номинального; для пневмоприводов, а также для пневмоглушителей, устанавливаемыхна выхлопе в атмо сферу, — не менее номинального давления впневмоприводе. Время выдержки под пробным давлением должнобыть не менее 3 мин, затем давление постепенно снижают дономинального и осматривают пневмоустройство.

При этом на деталях пневмоустройств не должно бытьразрывов, видимых деформаций и других повреждений.

(Измененная редакция, Изм. № 1) .

3.5. Прииспытаниях на герметичность пробное давление должно быть равно номинальному; при этом допустимая утечкане должна превышать значений,установленных стандартами или техническими условиями на пневмоприводы ипневмоустройства конкретных типов.

4. ТРЕБОВАНИЯК ЭКСПЛУАТАЦИИ

4.1. Состояние воздушной среды рабочей зоны впроизводствен ных помещениях должно соответствовать требованиям ГОСТ12.1.005-88 и перечню допустимых концентраций вредныхвеществ в воздухе рабочей зоны, утвержденнымМинздравом СССР.

4.2. Пневмоприводы перед началом эксплуатации должныбыть испытаны на функционирование и герметичность.

Испытания на функционирование проводят в режиме холостого хода машин и механизмов с пневмоприводами и под нагрузкой.

Примечание. Испытанияв режиме холостого хода допускается не прово дить, если они невозможны вотрыве от испытаний смежного оборудования или из — за условий технологии производства. При обнаружении неисправностей впериод испы таний пневмопривод долженбыть отключен.

4.4. Не допускается проводить подтягивание болтов, гаек и других соединений на пневмоприводе, находящемся поддавлением, не допуска ется прекращатьподачу сжатого воздуха перегибом гибких трубопроводов.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.5. Работы по ремонту пневмоприводов ипневмоустройств сле дует проводить только после полногоснятия давления в системе и отключения от электро — и пневмосети,при этом в местах отключения должны быть вывешены предупредительныеплакаты: «НЕ ВКЛЮ ЧАТЬ — РАБОТАЮТ ЛЮДИ».

Читайте так же:  Где можно оформить кредит в 18 лет

4.6. Подключение пневмопривода к источникамэнергии после ремонта следует проводить после установки наместах всех огражде ний и снятия предупредительныхплакатов. Перед началом работы пневмопривода необходимо сделать пробный пуск ипроверить его работу на предусмотренных режимах.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.7. Вентилии краны в магистрали сжатого воздуха должны быть исправны и обеспечивать возможность быстрого и надежного пре кращения доступа воздуха к пневмоприводу.

4.8. Элементы регулируемых пневмоустройств,разрегулировка которых может привести к аварийномусостоянию, должны быть после регулировки зафиксированы сприменением средств, предус мотренных ГОСТ 12.2.101-84.

4.9. Не допускается эксплуатироватьпневмоприводы и пневмо устройства при возникновении следующихнеисправностей:

выхода значения какого-либо параметра пневмопривода или пневмоустройства за пределы допустимого, если это представляет опасность для обслуживающего персонала;

появления повышенного шума, стука и вибрации;

появления утечек сжатого воздуха, превышающих допустимые нормы;

повреждения измерительных приборов и сигнальныхустройств;

отсутствия или повреждения пломб, если они предусмотрены встандартах или технических условиях на пневмоприводы и пневмо устройства конкретных типов.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.10. Очисткумест скопления загрязнителей, отлагающихся из сжатого воздуха, следует проводить способом, не вызывающим вос пламенения газов и отложений.

Периодичность очистки устанавливается в эксплуатационнойдо кументации на пневмоприводы и пневмоустройства конкретныхтипов, но не реже одного раза в 6 мес.

5. КОНТРОЛЬВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ

5.1. Контроль состояния воздуха рабочей зоны -по ГОСТ12.1.005-88 , ГОСТ 12.1.014-84 и ГОСТ 12.1.016-79 .

5.2. Контроль соблюдения требований пожарнойбезопасности — по Г ост 12.1.004-91 .

5.3. Контроль электробезопасности следуетпроводить в соответ ствии с требованиями «Правилтехнической эксплуатации электро установокпотребителей» и «Правил техники безопасности при эксплуатацииэлектроустановок потребителей», утвержденных Гос энергонадзоромСССР.

5.4. Измерение параметров пневмоприводов и пневмоустройств — по ГОСТ 19862-93.

ПРИЛОЖЕНИЕ. (Исключено, Изм. № 1).

ИНФОРМАЦИОННЫЕДАННЫЕ

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерствомстанкостроительной и инструментальной промышленности СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН ВДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 10ноября 1985 г. № 3559

3 ВЗАМЕН ГОСТ 12.3.001-73 (вчасти разд. 2)

4 ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО -ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

1.1. Конструкция пневмоприводов и пневмоустройств должна со ответствовать требованиям ГОСТ 12.2.101-84.

1.2. Монтаж, испытания и эксплуатация пневмоприводов и пнев моустройств должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.002-75 и настоящего стандарта.

1.3. Монтаж, испытания и эксплуатацию пневмоприводов следу ет проводить с соблюдением требований пожарной безопасности по Г ост 12.1.004-91 , ГОСТ 12.1.010-76 , «Типовых правил пожарной безопасности», утвержденных ГУПО МВД СССР, и электробезопас ности по Г ост 12.1.019-79 .

1.4. Монтаж, испытания и эксплуатация влагоотделителей, мас-лораспылителей и ресиверов, на которые распространяются «Прави ла устройства и безопасности эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденные Госгортехнадзором СССР, должны соот ветствовать этим правилам.

2. ТРЕБОВАНИЯ К МОНТАЖУ

2.1. Монтаж пневмоприводов и пневмоустройств следует прово дить в соответствии с рабочими чертежами, утвержденными в установленном порядке, эксплуатационными документами, выполненными по ГОСТ 2.601-95, требованиями ГОСТ 18460-91 и на стоящего стандарта.

2.2. Монтаж пневмоприводов и пневмоустройств следует прово дить так, чтобы отработанный воздух не попадал в зону дыхания обслуживающего персонала.

2.3. Перед монтажом пневмоприводов проводят внешний осмотр пневмоустройств для выявления видимых дефектов, а также для проверки наличия пломб, если они предусмотрены в стандартах или технических условиях на пневмоприводы и пневмоустройства кон кретных типов.

Установка трубопроводов, имеющих трещины и разрывы на раз вальцованной поверхности, а также дефекты резьбы соединений, вызывающие утечку сжатого воздуха, не допускается.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3. ТРЕБОВАНИЯ К ИСПЫТАНИЯМ

3.1. Пневмоприводы и пневмоустройства должны быть испытаны на герметичность в соответствии с требованиями ГОСТ 24054-80 и на прочность.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.2. Перед началом испытаний пневмоприводов необходимо:

установить органы управления в исходные позиции;

проверить правильность присоединений электро — и пневмолиний к устройствам по принципиальной схеме или схеме соединений;

максимально расслабить регулируемые пружины предохранитель ных клапанов;

освободить место испытаний от инструмента, приспособлений и посторонних предметов;

проверить наличие предусмотренных ограждений и надежность их закрепления;

проверить наличие блокировок и их исправность;

проверить наличие и исправность заземления;

вывесить предупредительный плакат: «ВНИМАНИЕ! ИДУТ ИС ПЫТАНИЯ!»;

проследить, чтобы в зоне испытаний не было посторонних лиц.

3.3. При испытаниях на прочность испытываемое пневмоустройство должно быть закрыто защитным кожухом (экраном) или персо нал, проводящий испытания, должен находиться на безопасном расстоянии от объекта испытания, исключающем возможность трав мирования при разрушении испытываемого пневмоустройства.

3.4. При испытаниях на прочность пневмоустройств пробное дав ление должно быть не менее 1,5 номинального; для пневмоприводов, а также для пневмоглушителей, устанавливаемых на выхлопе в атмо сферу, — не менее номинального давления в пневмоприводе. Время выдержки под пробным давлением должно быть не менее 3 мин, затем давление постепенно снижают до номинального и осматривают пневмоустройство.

При этом на деталях пневмоустройств не должно быть разрывов, видимых деформаций и других повреждений.

(Измененная редакция, Изм. № 1) .

3.5. При испытаниях на герметичность пробное давление должно быть равно номинальному; при этом допустимая утечка не должна превышать значений, установленных стандартами или техническими условиями на пневмоприводы и пневмоустройства конкретных типов.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАЦИИ

4.1. Состояние воздушной среды рабочей зоны в производствен ных помещениях должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005-88 и перечню допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны, утвержденным Минздравом СССР.

4.2. Пневмоприводы перед началом эксплуатации должны быть испытаны на функционирование и герметичность.

Испытания на функционирование проводят в режиме холостого хода машин и механизмов с пневмоприводами и под нагрузкой.

Примечание. Испытания в режиме холостого хода допускается не прово дить, если они невозможны в отрыве от испытаний смежного оборудования или из — за условий технологии производства. При обнаружении неисправностей в период испы таний пневмопривод должен быть отключен.

4.4. Не допускается проводить подтягивание болтов, гаек и других соединений на пневмоприводе, находящемся под давлением, не допуска ется прекращать подачу сжатого воздуха перегибом гибких трубопроводов.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.5. Работы по ремонту пневмоприводов и пневмоустройств сле дует проводить только после полного снятия давления в системе и отключения от электро — и пневмосети, при этом в местах отключения должны быть вывешены предупредительные плакаты: «НЕ ВКЛЮ ЧАТЬ — РАБОТАЮТ ЛЮДИ».

4.6. Подключение пневмопривода к источникам энергии после ремонта следует проводить после установки на местах всех огражде ний и снятия предупредительных плакатов. Перед началом работы пневмопривода необходимо сделать пробный пуск и проверить его работу на предусмотренных режимах.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.7. Вентили и краны в магистрали сжатого воздуха должны быть исправны и обеспечивать возможность быстрого и надежного пре кращения доступа воздуха к пневмоприводу.

4.8. Элементы регулируемых пневмоустройств, разрегулировка которых может привести к аварийному состоянию, должны быть после регулировки зафиксированы с применением средств, предус мотренных ГОСТ 12.2.101-84.

4.9. Не допускается эксплуатировать пневмоприводы и пневмо устройства при возникновении следующих неисправностей:

выхода значения какого-либо параметра пневмопривода или пневмоустройства за пределы допустимого, если это представляет опасность для обслуживающего персонала;

появления повышенного шума, стука и вибрации;

появления утечек сжатого воздуха, превышающих допустимые нормы;

повреждения измерительных приборов и сигнальных устройств;

отсутствия или повреждения пломб, если они предусмотрены в стандартах или технических условиях на пневмоприводы и пневмо устройства конкретных типов.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.10. Очистку мест скопления загрязнителей, отлагающихся из сжатого воздуха, следует проводить способом, не вызывающим вос пламенения газов и отложений.

Периодичность очистки устанавливается в эксплуатационной до кументации на пневмоприводы и пневмоустройства конкретных типов, но не реже одного раза в 6 мес.

5. КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ

5.2. Контроль соблюдения требований пожарной безопасности — по Г ост 12.1.004-91 .

5.3. Контроль электробезопасности следует проводить в соответ ствии с требованиями «Правил технической эксплуатации электро установок потребителей» и «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных Гос энергонадзором СССР.

5.4. Измерение параметров пневмоприводов и пневмоустройств — по ГОСТ 19862-93.

ПРИЛОЖЕНИЕ. (Исключено, Изм. № 1).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством станкостроительной и инструментальной промышленности СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 10 ноября 1985 г. № 3559

3 ВЗАМЕН ГОСТ 12.3.001-73 (в части разд. 2)

4 ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО — ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Похожие статьи:

  • Налог на лС в татарстане Калькулятор транспортного налога республики Татарстан Калькулятор транспортного налога Республики Татарстан предоставит необходимую информацию о действующих на территории региона ставках и поможет сделать быстрый и точный расчет налога на собственный […]
  • Приставы ногинска московской области Ногинский районный отдел Судебных Приставов Управления Федеральной Службы Судебных Приставов России по Московской области адрес: Московская обл., Ногинский р-н, Ногинск г., ул. Толстовская, 2 телефон: +7 (496) 511-. - показать график (часы) работы: пн-чт 09:00-18:00; […]
  • Судебные приставы москва б 5 В Управлении Федеральной службысудебных приставов по Москве работаеттелефон для справок (call-центр): 8 (800) 250 39 32 Для жителей Москвы и Московской области: Список телефонных номеров справочных служб отделов аппарата Управления Наименование структурного […]
  • Ростов-на-дону нотариус в александровке Нотариус Дякина Ирина Александровна Нотариальная палата Ростовской области 344019, г.Ростов-на-Дону, пл.Карла Маркса, 26 (863) 223-72-72 не известно Лицензия №235 от 03.02.2003 Приказ №206-л от 19.05.2003 Ароян Виктория Суреновна 344019, г.Ростов-на-Дону, […]
  • Купить полис осаго гелиос Продукты страхования Мы знаем, какие чувства вызывает у Вас покупка автомобиля, какие эмоции Вы испытываете каждое утро, услышав пробуждение мотора. Мы готовы предоставить страховые продукты, которые помогут сохранить эти эмоции на долгие годы. Личное […]
  • Судебные приставы свердловской области железнодорожного района Железнодорожный Районный отдел судебных приставов г.Екатеринбурга Свердловской области Адрес: 620219, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, д. 85, Время работы: каждый вторник с 9 до 15, каждый четверг с 14 до 18 Телефон для справок: […]