Требования к общеобразовательным школам

Оглавление:

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

С изменениями и дополнениями от:

29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 N 1 (ч. 1) ст. 21; 2007, N 1 (ч. 1) ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение).

2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 сентября 2011 года.

3. С момента введения СанПиН 2.4.2.2821-10 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2002 N 44 (зарегистрированы в Минюсте России 05.12.2002, регистрационный номер 3997), СанПиН 2.4.2.2434-08 «Изменение N 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 N 72 (зарегистрированы в Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

Регистрационный N 19993

С 1 сентября 2011 г. вводятся в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к организации обучения в образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Установлены требования к размещению, территории, зданию, помещениям и оборудованию, воздушно-тепловому режиму, санитарному состоянию и содержанию названных учреждений. Также определены условия водоснабжения и канализации, режим образовательного процесса и др.

Названные правила распространяются на все учреждения, реализующие программы начального, основного и среднего (полного) общего образования. Речь идет о проектируемых, строящихся, реконструируемых и действующих учреждениях.

Земельные участки предоставляются под строительство названных объектов при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения.

Здания располагаются в зоне жилой застройки. Через их территорию не должны проходить магистральные инженерные коммуникации (канализации, водо-, тепло- и энергоснабжения).

Вновь строящиеся здания размещают на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от жилых улиц. Высота их помещений должна быть не менее 3,6 кв. м.

Городские образовательные учреждения должны располагаться в пешеходной доступности.

Как и ранее, озеленение территории школ должно быть не менее 50%.

Рекомендуется учебные помещения для 1 классов размещать не выше 2 этажа, а для 2-4 классов — до 3 этажа.

На 1 обучающегося при фронтальных формах занятий должно приходиться не менее 2,5 кв. м, а при групповых или индивидуальных занятиях — 3,5 кв. м.

СанПиН 2.4.2.1178-02 признаны утратившими силу.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

Регистрационный N 19993

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

СанПиН 2.4.2. 2821-10, утвержденные настоящим постановлением, вводятся в действие с 1 сентября 2011 г.

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 16 марта 2011 г. N 54

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011 г. N 85

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного постановления

Требования к организации и условиям обучения

1. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993)

2. Нормативы наполняемости классов и групп в образовательных учреждениях

Выдержка из Распоряжения Правительства РФ от 03.07.1996 N 1063-р (ред. от 23.06.2014) «О Социальных нормативах и нормах»

3. Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением общего образования и бесплатного питания

Постановление Правительства Москвы от 28.12.2011 N 640-ПП (ред. от 26.12.2013) «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания в период обучения»

4. Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях

«Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования»

5. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности дорожного движения при перевозках организованных групп детей.

Письмо МВД РФ от 21.09.2006 N 13/4-4738 «О направлении Методических рекомендаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности дорожного движения при перевозках организованных групп детей автомобильным транспортом, утвержденных Роспотребнадзором и МВД РФ»

6. Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях

Приказ Минздрава России от 05.11.2013 N 822н (ред. от 03.09.2015) «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.01.2014 N 31045)

Гигиенические требования к общеобразовательным школам

В настоящее время существуют нес­колько типов школ (табл. 135):

1) массовые общеобразовательные, в которых дети находятся 4—5 ч ежеднев­но;

2) школа продленного дня, где осу­ществляется не только учебный, но и вос­питательный процесс и где школьники находятся по 8—10 ч в день;

3) школа-интернат с круглосуточным пребыванием учащихся, где еще больше повышены удельный вес и значимость воспитательного процесса;

4) вечерние сменные школы для рабо­

тающих подростков, где занятия прово­дятся 3—4 раза в неделю по 4—5 ч либо в вечернее, либо в дневное время.

Несмотря на единые учебные планы и программы, имеются различия в составе помещений и структуре зданий указанных типов школ, которые определяются удель­ным весом воспитательного процесса и длительностью пребывания школьников в учебном заведении.

В зависимости от состояния здоровья контингентов учащихся выделены три типа школ:

1) массовые общеобразовательные для практически здоровых детей;

2) школы для детей с пороками развития — слепых и слабовидящих, сла­бослышащих и глухонемых, умственно отсталых;

3) школы санаторного типа для детей с ослабленным здоровьем — невротиков, страдающих хроническим ревматизмом, перенесших полиомиелит, с туберкулезной интоксикацией и т. д.

В последние годы появилась необхо­димость типизации школ по специализа­ции: с преподаванием на иностранном языке, математические и др. Каждая из таких школ имеет свои особенности преподавания и требует создания специ­альных типов школьных зданий.

Перечисленные виды школ имеют свои особенности педагогического процесса, воспитания и оздоровительной работы, различаются типами школьных зданий. У ч а с т ок школы. Площадь участка школ должна быть следующей (см. табл. 135).

Таблица 135. Типы школ

В условиях реконструкции населенного места площадь школьных участков допу­скается уменьшать, но не более чем на 20 %, при этом площадь участков дол­жна быть не менее 0,5 га.

Участок должен быть огорожен, озеле­нен и разбит на зоны: учебно-опытную, физкультурно-спортивную, зону отдыха и хозяйственную зону (двор).

Площадь озеленения должна состав­лять 40—50 % площади участка. Ширина зеленой полосы по границам земельного участка принимается не менее 1,5 м, а со стороны улицы — не менее 6 м. Посадка деревьев и кустарников с ядовитыми пло­дами, а около спортивных площадок ко­лючих кустарников и плодовых деревьев не допускается.

Спортивная зона должна распо­лагаться в глубине участка. Основным элементом спортивной зоны является гимнастическая площадка, которая обо­рудуется подвесными снарядами (шесты, кольца, канат), гимнастической стенкой, брусьями и др. Спортивную площадку для игр с мячом следует размещать на расстоянии не менее 10 м от окон других помещений здания школы и школы-ин­терната или отделять от них защитной полосой зеленых насаждений. Вблизи от выходов из зданий школы следует рас­полагать площадки для подвижных игр, разделенные для учащихся 1—2-х клас­сов, 5—8-х классов и 9—10-х классов. Все площадки должны быть ровными, с землепесчаным или естественно-дерно­вым покрытием. В сухое время года пло­щадки необходимо за ‘/г — 3Д ч до на­чала игры поливать. Игровые площадки, располагающиеся у здания школы, реко­мендуется засевать невысокой, трудно вытаптывающейся травой (смесь клевера, тимофеевки, райграса и лугового мятни­ка) .

Читайте так же:  Приказ о порядке осмотра и закрытия помещений

Хозяйственный двор рекомен­дуется располагать со стороны входа в производственные помещения школьной столовой и смежно с учебно-опытной зоной, с отдельным въездом с улицы. Площадки для размещения мусоросбор­ников должны быть изолированы плот­ной полосой зеленых насаждений шири­ной не менее 3 м и иметь асфальтирован­ное или цементированное покрытие. Мусо­росборники располагаются на расстоянии не менее 25 м от здания школы.

Весь участок нужно ежедневно уби­рать: весной и летом поливать водой, в зимнее время общую игровую площадку и дорожки расчищать от снега. Зимой в физкультурной зоне устраивают горки для катания на санках, каток. Дорожка к дворовой уборной, а также подходы к зданию не менее чем за 100 м до здания должны иметь твердое покрытие (ас­фальт, щебень, бетон).

В вечернее время необходимо обеспе­чивать освещение территории участка, исходя из нормы 20—40 лк на земле.

При отсутствии канализации и водо­провода водоснабжение и удаление не­чистот и отбросов решаются так же, как и в детских дошкольных учреждениях.

Все нормативные положения по устрой­ству и оборудованию территории, зданий и помещений вновь строящихся и рекон­струируемых школ следует принимать в соответствии с требованиями СНиП П-Л- 65-73 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты» и «Санитарных правил по устройству и содержанию общеобра­зовательных школ», № 1186-а-74.

Исходя из педагогических и гигиени­ческих требований, структура школьного здания должна обеспечить:

1) максимальное разделение детского коллектива на возрастные группы для дифференциации учебно-воспитательного процесса, обусловленного особенностями развития и функционального состояния детей;

2) отделение учебных помещений от общешкольных, являющихся источниками шума, пыли и других загрязнений возду­ха: гимнастический и актовый залы, ма­стерские, пищеблок, хозяйственные по­мещения;

3) удобные и достаточно короткие свя­зи учебных и рекреационных помещений, особенно начальных классов, с гардеро­бами и земельным участком, используе­мым для отдыха детей в перемену;

5) благоприятные условия естествен­ного освещения и вентиляции учебных и рекреационных помещений;

6) возможность изоляции отдельных групп детей в случае возникновения ин­фекционных заболеваний в целях преду­преждения их распространения на весь коллектив.

Здание и помещения школы. Здания школ в настоящее время проекти­руются трехэтажными. Состав и площади помещений установлены на основе учеб­ного плана общеобразовательной трудо­вой политехнической школы в зависимо­сти от вместимости здания с учетом спе­циальных помещений для организации продленного дня для части учащихся. Для 1—4-х классов предусматриваются классные комнаты по числу классов, для 5—10-х классов — учебные кабинеты. С целью обеспечения учащихся в каби­нетах мебелью, соответствующей их ро­сту, в крупных школах должно быть по

2— 3 кабинета на предмет, каждый из которых предназначается для 2—3 возра­стов.

Здания школ должны иметь группы помещений для: а) 1—4-х классов; б) ка­бинеты 5—10-х (11-х) классов; в) трудо­вого обучения; г) учебно-спортивного и культурно-массового назначения; д) орга­низации продленного дня, в том числе секции спальных помещений; е) обще­школьного назначения: столовая, библи­отека, административно-хозяйственные, медицинского обеспечения и др. На каж­дом этаже блока учебных помещений размещаются санитарные узлы для маль­чиков и девочек. В зависимости от кли­матических условий при входах в здания устраивают тамбуры (двойные или трой­ные) .

Для размещения кабинетов в здании школы рекомендуется преимущественно возрастной принцип с вертикальными или горизонтальными связями между кабине­тами. В крупных школах вертикальная связь между кабинетами позволяет раз­местить в отдельных блоках учащихся 5—7-х и 8—10-х (11-х) классов, созда­вать специализированные секции, объе­диняющие кабинеты учебных дисциплин естественно-математического и гумани­тарного циклов. Горизонтальные связи между кабинетами обеспечиваются в крупных школах при размещении учащих­ся 2—3 смежных классов на одном этаже. На 1-м этаже размещаются помещения, используемые всеми классами: мастер­ские, различные кабинеты (военный, тех­нических средств обучения и лаборатория биологии); на 2-м этаже — кабинеты для 4=7-х классов и на 3-м этаже — для 8— 10-х (11-х) классов.

Учебные помещения не допуска­ется размещать в подвальных или цоколь­ных этажах. Высота учебных помещений должна быть не менее 3 м. Каждая клас­сная комната и учебные кабинеты рассчи­тываются на 40 учащихся для 1—8-х классов и на 36 — для 9—10-х классов. Входы в учебные помещения должны предусматриваться со стороны передних столов и парт. Количество учебных поме­щений с входами со стороны задних столов или парт не должно превышать 25 % общего числа учебных помещений.

Во всех школах независимо от числа лабораторий должно быть не менее трех лаборантских помещений (физики, химии и биологии площадью 15 м2 каждая), кроме школы на 8 классов, где допуска­ется 2 лаборантские. Лаборантские дол­жны располагаться смежно с соответст­вующими лабораториями и соединяться с ними дверями.

Для организации трудового обучения в школе должны быть оборудованы: 1) ком­бинированная мастерская для мальчиков 4—8-х классов — по обработке металла, древесины и другим видам труда пло­щадью 66 м2 с подсобным помещением площадью 16 м2; 2) инструментальная комната площадью 16 м2; 3) мастерская для практикумов 9—10-х классов пло­щадью 50—66 м2 с лаборантской пло­щадью 16 м2; 4) кабинет труда для дево­чек 4—8-х классов по обработке тканей и кулинарии площадью 50 м2 с подсоб­ным помещением площадью 16 м2 (для средних школ на 50 классов — 2 кабинета по 50 м2 и подсобное помещение 16 м2).

Помещения для трудового обучения до­пускается располагать в цокольном этаже с обязательным естественным освещением или в отдельном здании (в этом случае оборудуют гардеробную и санитарные узлы).

Площадь рекреации должна составлять в школах I зоны 0,75 м2 на одного учащегося, II—III зоны — 0,6 м2, IV зоны — 0,42 м2 в здании и 0,18 м2 на участке. Как рекреации могут быть ис­пользованы коридоры с односторонней застройкой шириной не менее 2,8 м.

В школах, имеющих 10 классных по­мещений, должен быть актовый зал=киноаудитория (из расчета 0,6 м2 на одно зрительское место и числа мест
в школах 20—25 %, а в школах-интер­натах— 50% общего числа учащихся). В школах на 8 классов допускается сов­мещение актового зала с гимнастическим.

Библиотека включает читальный зал и книгохранилище с соотношением площадей 2:1. Расстояние между стелла­жами принимается не менее 0,9 м.

В каждой школе для организации горя­чего питания школьников должна функ­ционировать столовая соответствую­щей вместимости (табл. 136) и необхо­димого набора помещений. В школах на 8=20 классов столовая-заготовочная (на сырье) имеет следующие помещения: варочный зал с заготовочной площа­дью— 43—56 м2, моечная— 14—21 м2, охлаждаемая камера — 5—7 м2, кладовая сухих продуктов — 5—9 м2, кладовая ово­щей — 6,9 м2, загрузочная-тарная — 6— 9 м2, гардероб и санузел для персонала — 7 — 11 м2. В школах на 30—50 классов уст­раивают столовую-доготовочную (на полу­фабрикатах) : кухня-доготовочная — 55— 80 м2, моечная — 25—30 м2, охлаждаемая камера— 11 —16 м2, кладовая сухих про­дуктов — 10—12 м2, загрузочная тарная— 12=15 м2, гардероб и санузел для пер­сонала — 12—18 м2. Умывальники в сто­ловых и буфетах предусматриваются из расчета один кран или 0,6 м желобкового умывальника на 20 мест в обеденном за­ле.

В восьмилетней школе на 8 классов (при классе в 24 учащихся) должен быть организован буфет с посадочным залом площадью 30 м2 и подсобным помещением 24 м2, в начальных школах — кубовая и хозяйственная кладовая.

Таблица 136. Площадь и вместимость обеденных залов


Повседневный контроль за питанием осуществляется врачом и медицинской сестрой, включает контроль за качеством поступающих продуктов, условиями хра­нения и соблюдением сроков реализации, технологией приготовления и качеством готовых блюд, санитарно-противоэпиде­мическим режимом пищеблока, организа­цией мытья посуды, количественным со­ставом рационов питания. Питание учащихся организуется в соответствии с инструктивно-методическими указаниями: «Организация общественного питания учащихся в общеобразовательных шко­лах» (№ 1174-74), «Организация раци­онального питания учащихся подготови­тельных классов общеобразовательных школ» (№ 2635-82).

Обеденные залы оборудуют столами на 4—6—10 мест и стульями или табурета­ми. При расстановке столов расстояние между столами и раздаточной или окном (дверью) для приема грязной посуды — 150—200 см; между рядами столов — 100—150 см; между столами и стеной — 40—60 см. Столы должны иметь гигие­ническое покрытие, легко моющееся, ус­тойчивое против высокой температуры и дезинфицирующих средств (мрамор, пла­стик и др.) Столы ежедневно моют горя­чей водой с содой и мылом, а после каж­дой посадки протирают влажными чисты­ми тряпками.

Вопросы оборудования пищеблока, ор­ганизации питания, мойки посуды изло­жены в главе 18 «Гигиена питания». Поэ­тому здесь выделены некоторые особен­ности для школ. Столовая посуда может быть фарфоровой, эмалированной или из нержавеющей стали. Не рекомендуется употребление алюминиевой и запрещает­ся применение пластмассовой посуды. Время пользования столовой (буфетом) для каждого класса устанавливают осо­бым расписанием. Питание учащихся на­чальных классов организуется под наблю­дением учителя или старшеклассников. Перед приемом пищи учащиеся обяза­тельно моют руки с мылом и сушат по­лотенцами (предпочтительны бумажные, электрополотенца).

Работники школьных столовых (буфе­тов) должны проходить обязательные профилактические медицинские обследо­вания согласно требованиям «Инструкции об обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских обследованиях» (утвержде­на Минздравом СССР 24. 12. 87 г., № 4538-87; согласована с ВЦСПС 06. 06. 88 г., № 14-4А/2869).

Питьевые фонтанчики содержат в ис­правном состоянии и регулярно очищают. В школах, где питьевые фонтанчики от­сутствуют, учащихся обеспечивают кипя­ченой водой, которая находится в эма­лированных бачках. Воду в бачках меня­ют ежедневно, а стаканы и кружки после использования моют горячей водой.

Читайте так же:  Коллегия адвокатов копейска

Кабинет врача должен быть размещен на первом этаже и иметь дли­ну не менее 5 м для обеспечения возмож­ности определения у учащихся остроты зрения. В школах вместимостью 30 клас­сов и более должен работать кабинет зубного врача площадью 12 м2.

Площадь вестибюля с раздевальней должна соответствовать норме на одного учащегося — 0,25 м2. В школах-интер­натах, проектируемых для строительства в 1А, ІБ и 1Г климатических подрайонах, площадь вестибюля с гардеробной су­шилкой для одежды принимают из расче­та 0,35 м2 на одного учащегося. В вес­тибюлях зданий школ, проектируемых для строительства в IA, ІБ, 1Г климатических подрайонах, проектируются тамбуры с тремя дверями, в I, II и III климатичес­ких районах — с двумя дверями, в IV климатическом районе — с одной дверью.

Санузлы состоят из умывальных ком­нат и уборных. Число санитарных при­боров определяют из расчета один уни­таз на 30 девочек, один унитаз и один писсуар на 40 мальчиков и одна умы­вальная раковина на 60 учащихся. При актовом зале-киноаудитории предусмат­ривают уборные и умывальни: женские с количеством санитарных приборов — 1 унитаз и 1 умывальник—для залов с количеством мест более 160; 2 унитаза и 1 умывальник — для залов с количеством мест более 160; мужские — 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник. Унитазы в убор­ных для учащихся должны размещаться в открытых кабинах, отделенных перего­родками-экранами высотой не менее 1,75 м от пола, не доходящими до пола на 0,2 м. Размер кабины 0,8Х 1 м. Рас­стояния между кранами индивидуальных умывальников должны быть не менее 0,6 м, между кранами общего умываль­ника — 0,55 м. Высота установки ракови­ны умывальников над полом — 0,7 м для учащихся 1—4-х классов и 0,8 м—для учащихся 5—10-х (11-х) классов. Не допускается размещать входы в уборные и умывальники для учащихся непосред­ственно с лестничных клеток и против входов в учебные и спальные помеще­ния.

Естественное освещение. Все учебные помещения должны иметь естественное освещение. Ориентация окон помещений по сторонам горизонта в зда­ниях школ-интернатов принимается сог­ласно табл. 137.

Наилучшими видами естественного ос­вещения в учебных помещениях являются боковое левостороннее и ленточное с

Таблица 137. Ориентация окон помещений школ и школ-интернатов

применением солнцезащитных устройств (при глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правосторон­него подсвета). Направление основного светового потока справа, спереди и сза­ди от учащихся недопустимо, так как уро­вень естественной освещенности на ра­бочих поверхностях парт и столов сни­жается в 3—4 раза.

Стекла окон следует ежедневно протирать влажным способом с внутрен­ней стороны и мыть снаружи не менее 3=4 раз в год и со стороны поме­щений — не менее 1—2 раз в месяц.

Нормирование естественного освеще­ния осуществляется по количественным и качественным показателям: первые — по СНиП П-4-79 «Естественное и искус­ственное освещение. Нормы проектирова­ния», а вторые — соотношениями яркостей между отдельными поверхностями ин­терьера.

Для окраски парт и столов рекоменду­ется зеленая гамма цветов — от светлого до темно-зеленого, а также цвет нату­ральной древесины с коэффициентом отражения 0,45, для классной доски — темно-зеленый или коричневый цвет с ко­эффициентом отражения 0,10—0,20. Сте­ны, потолки, полы, оборудование учебных помещений должны иметь матовую поверх­ность во избежание образования бликов. Поверхности интерьера учебных помеще­ний следует окрашивать в теплые тона; потолок и верхние части стен окрашивают в белый цвет.

Используемые отделочные материалы, краски, лаки должны быть из числа разрешенных Минздравом СССР. Шкафы и другое оборудование следует устанавли­вать у задней стены помещения. Нельзя расставлять на подоконниках комнатные цветы. Их следует помещать в пере­носных цветочницах высотой 65—70 см от пола.

Искусственное освещение и электротехнические устройства должны соответствовать требованиям СНиП П-4- 79 «Естественное и искусственное освеще­ние. Нормы проектирования» (табл. 138).

Электропроводка в классах должна предусматривать возможность раздель­ного включения 3-го ряда парт и столов и местного освещения доски. Гигиени­чески оправдано использование реле, автоматически включающего искусствен­ное освещение при снижении необходи­мых уровней естественной освещенности учебных помещений.

Во всех помещениях зданий школ, школ-интернатов, интернатов (спальных корпусов) должна предусматриваться скрытая электропроводка (в кухнях, кла­довых, туалетных и остальных подсобных помещениях допускается открытая про­водка) .
Таблица 138. Наименьшая освещенность от общего искусственного освещения в помещениях школы

Для подключения диапроектора, кино­проектора и т. п. в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях, поме­щениях для организации продленного дня устанавливают две розетки: одну — у классной доски, другую — на противо­положной от доски стене помещения. В помещениях пребывания детей (за ис­ключением лабораторий и кабинетов для практических занятий) розетки устанав­ливают на высоте не менее 1,5 м от пола, выключатели — на высоте 1,8 м от пола.

Искусственное освещение помещений школ обеспечивается люминесцентными лампами (типа ЛБ и ЛЕ) или лампами накаливания. При освещении люмине­сцентными лампами в учебном помещении площадью 50 м2 должно быть установ­лено: 12 действующих светильников типа ЛПО-01-2Х40 или ЛП0 02-2 Х40. Класс­ная доска освещается двумя установлен­ными параллельно ей светильниками типа ЛПО-12Х40 (на 0,3 м выше верх­него края доски и на 0,6 м в сторону класса перед доской). Общая электро­мощность на класс составляет 1040 Вт. При освещении лампами накаливания в учебном помещении площадью 50 м2 устанавливают 7 или 8 действующих све­товых точек общей мощностью 2100—

2400 Вт. Используют светильники рас­сеянного, преимущественно отраженного, светораспределения: кольцевой СК-300, КМО-ЗОО, ПКРМ-300.

Светильники в учебном помещении рас­полагают двумя рядами параллельно линии окон при расстоянии от внутренней и наружной стен 1,5 м, от классной дос­ки— 1,2 м, от задней стены—1,6 м; расстояние между светильниками в рядах 2,65 м.

Светильники очищают не реже одного раза в 3 мес (запрещается привлекать учащихся к очистке осветительной арма­туры) .

Запрещается использование новых не разрешенных Минздравом СССР типов ламп и осветительной арматуры.

Искусственное освещение мастерских должно устанавливаться в виде общего освещения или комбинированного осве­щения (общего и местного). Для общего освещения можно применять светильники с защитным углом от 10 до 30°. Источ­ники местного освещения должны иметь защитный угол не менее 30° и отража­тели. В светильниках следует устанавли­вать лампы белого света (типа ЛБ), а там, где требуется различение цветов, — лампы естественного света (ЛЕ). Светильники следует устанавливать в два ряда сплошными линиями с расстоянием между рядами 3 м. Для создания на рабочей поверхности освещенности 300 лк удельная электромощность должна соста­вить 17 Вт на 1 м2 площади пола.

Для местного освещения могут быть использованы светильники с люминес­центными лампами или типа «Альфа», с электрическими лампами низкого напря жения (25—40 Вт). Светильники при помощи шарнирных или раздвижных кронштейнов укрепляют непосредственно на станке или на стене около станка таким образом, чтобы свет падал на рабочее место, а глаза работающего были защищены от ослепления их нитью ламп накаливания.

Отопление и вентиляция проектируются в соответствии с требова­ниями главы СНиП по отоплению, венти­ляции и кондиционированию воздуха. Вентиляция учебных помещений осущест­вляется организованным притоком подог­ретого наружного воздуха в количестве не менее 16 м3/ч на одного учащегося. Допускается применение децентрализо­ванного притока неподогретого наружно­го воздуха при обеспечении установлен­ных величин нормируемых параметров внутреннего воздуха. Непосредственно из учебных помещений должна предусматри­ваться естественная вытяжная вентиляция в размере однократного обмена в 1 ч. Остальной объем воздуха должен уда­ляться через рекреационные помещения с последующей эффективной вытяжкой (механическим побуждением) из сани­тарных узлов кухни и через вытяжные шкафы лабораторий (химии, физики) В мастерских обеспечиваются механичес­кая вытяжка от электроточила и местный отсос от клееварки шлифовальных кругов, муфельных печей. Независимые системы вытяжной вентиляции предусматриваются для классов и учебных кабинетов, лабо­раторий, актовых залов-киноаудиторий, спортивных залов, мастерских, помеще­ний столовой, медпункта и киноаппарат­ного комплекса.

В помещениях школ относительная влажность воздуха должна быть 40— 60 %, температура в зависимости от климатических условий и времени года: в классах и кабинетах 17—20°С, в спор­тивном зале 15—17°С, в мастерских по обработке металла и дерева 16—18°С, в раздевальнях при спортзале 19—23°С, в актовом вале, киноаудитории 17—20°С, в библиотеке, комнатах общественных организаций 17—21°С, кабинете врача 21—23°С, рекреациях 16—18°С, в спаль­ных помещениях 18—20 °С, в умываль­нях 20—23 °С, в вестибюле, гардеробе 16—19 °С, в уборных 17—21 °С, в душе­вых не ниже 25 °С. Теплоснабжение школ осуществляется от тепловых сетей ТЭЦ. районных, квартальных и групповых котельных. В случае их отсутствия до­пускается устройство в отдельно стоящем здании местной котельной согласно главе СНиП П-35-77 «Котельные установки. Нормы проектирования». В случае отсут­ствия центрального отопления учебные помещения можно обогревать печами большой теплоемкости (только в одно­этажных зданиях школ до 192 учени­ческих мест). Топку печей производят из коридоров вечером или рано утром. Печ­ные трубы во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода закрывают не ранее полного сгорания топ­лива и не позже чем за 2 ч до прихода учащихся.

Для обеспечения естественного провет­ривания помещений устраивают фрамуги. Все учебные помещения тщательно про­ветривают во время перемен (рекреа­ции— во время уроков). Сквозное про­ветривание в школе, длительность которо­го зависит от температуры наружного воздуха, проводят по окончании занятий вечером и до начала занятий утром, а также в перерыве между первой и вто­рой сменой (см. табл. 139). В каждом помещении открывающаяся площадь фрамуг и форточек должна составлять не менее ‘До площади пола. Фрамуги и форточки в учебных и рекреационных помещениях забивать и заклеивать запре­щается.

Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых гимнастических залах; при температуре наружного воз­духа выше 5°С и скорости движения воз­духа не более 2 м/с рекомендуется от­крывать в зале с подветренной стороны одно—два окна; при более низкой тем­пературе наружного воздуха и большей скорости движения воздуха открывают одну — три фрамуги. В теплые дни целе­сообразно проводить занятия при откры­тых фрамугах и форточках (фрамуги в уборных не должны открываться).

В случае отсутствия в населенном пункте канализации и водопровода во­доснабжение и способ удаления нечистот и отбросов в каждом конкретном случае решаются по согласованию с местными СЭС.

Таблица 139. Продолжительность сквозного проветривания

Читайте так же:  Распечатать квитанцию на налог на недвижимость


Таблица 140. Размеры парт, столов и стульев (ГОСТ 11015-71, 11016-71)

Программами восьмилетних и средних школ по химии и физике предусматри­ваются занятия и опыты с металличес­кой ртутью. Поэтому с целью предотвра­щения отравлений ртутью и охраны окружающей среды следует соблюдать необходимые требования: 1) объем ртути в школе не должен быть более 500 см3, 2) хранят ртуть только под слоем воды в толстостенной стеклянной посуде с при­тертой или резиновой пробкой в предо­хранительной эмалированной или пласт­массовой ванночке с высокими бортиками и обязательно в местах, не доступных учащимся; 3) работы с ртутью проводят в ванночках с бортиками; 4) выливать ртуть в канализацию категорически за­прещается; 5) полы в лабораториях и лаборантских помещениях кабинетов фи­зики и химии должны быть без щелей; рекомендуется покрывать их линолеумом сплошного полотна или герметичной заделки швов и плинтусов; 6) в лабо­раториях должны быть умывальные рако­вины с подводкой холодной и горячей воды; 7) аппаратуру, содержащую ртуть с открытой поверхностью, после работы освобождают от ртути; 8) ртуть сливают в посуду, обеспечивающую правильное ее хранение.

Перед выполнением лабораторных ра­бот по химии и физике учащиеся должны быть проинструктированы о мерах по соблюдению правил техники безопаснос­ти, особой предосторожности при работе с ртутью. При розливе ртути немедленно, а также с целью профилактики загряз­нения воздуха не реже одного раза в год проводят демеркуризацию (обезртучивание) лаборатории подкисленным раствором перманганата калия (на 1 л воды 1 г перманганата калия и 5 мл хлористоводородной кислоты отн. плот­ности 1,19). Перманганат калия предва­рительно растворяют в небольшом объе­ме горячей воды, а затем переливают в бутыль с водой и добавляют указан­ное количество кислоты. Этим раствором, лучше с помощью гидропульта, покры­вают равномерным слоем пол, стены, плинтуса и оборудование. Через час раствор стирают тряпками.

Второй способ демеркуризации — об­работка 20 % водным раствором хлор­ного железа. После высыхания раствора все предметы обмывают водой. По окон­чании демеркуризации помещение тща­тельно проветривают. Металлические по­верхности обрабатывать раствором хлор­ного железа нельзя. При обнаружении паров ртути в воздухе после обработки необходимы более сложные и трудоем­кие работы: вскрытие пола, очистка подполья, смена штукатурки и т. д.

В помещениях для трудового обучения и учебно-производственных мастерских у станков и механизмов, работа на ко­торых связана с выделением большого количества тепла или пыли (муфельная печь, точильные и шлифовальные круги, клееварки и др ), обеспечивают хорошую работу вытяжных устройств. Количество удаляемого вентиляцией воздуха регу­лируют задвижками или жалюзями в вен­тиляционных отверстиях. Решетки вен­тиляционных отверстий ежемесячно очи­щают от пыли.

Водоснабжение. При наличии водопровода холодную воду подводят:

1) к умывальникам, устраиваемым по одному в каждой классной комнате 1—4-х классов, в кабинетах черчения и изобразительного искусства, географии и в военном кабинете; 2) к раковинам лабораторных столов в лаборатории химии и к раковинам демонстрационных столов в лабораториях химии, физики и биологии; 3) к двухсекционной мойке в фотолаборатории; 4) к сливным бачкам в санузлах; 5) к питьевым фонтанчикам в каждом рекреационном помещении.

3) к лабораторным шкафам в лабо­раториях химии, физики и биологии;

4) к водопроводным кранам, устанав­ливаемым для хозяйственных нужд, по одному в каждой умывальне для учащих­ся; 5) к раковинам в комнате техничес­кого персонала и в помещении уголка живой природы; 6) к умывальникам в санузлах, к душевым кабинетам и при­борам кабин личной гигиены; 7) к ван­ным в спальных корпусах или в спальных секциях школ-интернатов; 8) к техноло­гическому оборудованию столовых и буфетов.

Санитарное содержание помещений. Для борьбы с пылью у входа в школу ставят скребки и решет­ки для очистки ног. Ежедневно по окон­чании занятий каждой смены проводят влажную уборку всех помещений школы: влажное подметание полов, протирку влажной тряпкой парт, столов, подокон­ников, отопительных приборов и т. д. Уборку проводят при открытых окнах или фрамугах. Влажную уборку коридо­ров и рекреационных помещений прово­дят после каждой перемены. Классную доску ежедневно моют. Для стирания мела рекомендуются губки, смоченные в воде.

Уборку помещений школы проводят в указанное ниже время: спальни — утром после подъема детей; классы, мастерские, учебные кабинеты — по окон­чании последнего урока и повторно — по окончании подготовки уроков и работы кружков; коридоры и рекреации — после каждой перемены; игровые — в конце дня; обеденный зал — после каждого приема пищи; гардероб (вестибюль) — после начала занятий каждой смены; медицинские помещения — утром; акто­вый зал и другие клубные помещения — в конце дня; гигиенические душевые — по мере загрязнения; санузлы в школьном здании — после каждой перемены (с при­менением дезинфицирующих средств).

Гимнастический зал тщательно провет­ривают после каждого занятия. Влажную уборку его с протиркой всего оборудо­вания проводят не менее 2 раз в день. Гимнастические маты выколачивают на воздухе не реже одного раза в неделю.

Генеральную уборку гимнастического зала и подсобных помещений при нем проводят не реже одного раза в неделю. Учащиеся допускаются в спортивный зал только в спортивных костюмах и спор­тивной обуви.

Санузлы после каждой перемены тща­тельно убирают: полы протирают, унита­зы смывают и очищают, сиденья и ручки протирают тряпкой, смоченной в дезин­фицирующем растворе (2 % раствор хлорамина или 0,5—1 % раствор освет­ленной хлорной извести). При отсутствии в школе водопровода в умывальнях должны быть устроены наливные умы­вальники. Еженедельно проводят тща­тельную уборку помещений с протиркой панелей. Один раз в месяц проводят генеральную уборку, во время которой моют мыльным раствором панели, полы, радиаторы, подоконники и пр.

Необходимо предусмотреть выделение раздельного уборочного инвентаря для уборки санузлов, мытья пола в классах, мытья стен, подоконников, парт. Отдель­ный инвентарь выделяют для уборки химических и физических лабораторий. Уборочный инвентарь хранят в специ­альных помещениях или шкафах. Инвен­тарь для уборки санузлов хранят отдель­но от прочего уборочного инвентаря.

Оборудование учебных по­мещений. Требования, предъявляе­мые к размерам, расстановке школьной мебели, должны соответствовать требо­ваниям инструктивно-методического пись­ма «Об использовании школьной мебели» (№ 3225-85). Для оборудования учебных помещений предусмотрено изготовление мебели с учетом пяти групп роста: А, Б, В, Г и Д (табл. 140). Рассаживание учащихся с учетом группы роста позво­ляет обеспечить удобное рабочее место 82—86 % школьников (см. табл. 140).

Расстановка мебели. Первы­ми во всех трех (четырех) рядах ставят мебель группы А, вторыми — группы Б, третьими — группы В и т. д. Рабочие мес­та в учебных кабинетах за первыми и вторыми столами (партами) в любом ряду отводятся школьникам со значи­
тельным снижением остроты слуха, а в ряду у окна — школьникам с пони­женной остротой зрения (при хорошей коррекции остроты зрения очками школь­ники могут сидеть в любом ряду). Школьникам с ревматическими заболе­ваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхатель­ных путей, места отводят дальше от окон. Не менее 2 раз в год школьников, сидящих в первом и третьем (четвертом) рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номеров мебели их росту.

Между рядами столов (парт) и сте­нами учебного помещения соблюдают следующие установленные расстояния:

— в учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации: от наруж­ной стены до первого ряда столов (парт)—0,6—0,7 м; от внутренней стены до третьего ряда столов (парт) — 0,5— 0,6 м; от задней стены до столов (парт) — 0,4—0,5 м; от классной доски до первых столов (парт) — 2—4 м; между ряда­ми — 0,6—0,8 м;

— в учебных помещениях квадратной и поперечной конфигурации при расста­новке мебели в четыре ряда: расстоя­
ние от классной доски до первых столов (парт) — не менее 3 м; от окон до пер­вого ряда столов (парт) —0,8—1 м; ширина проходов между рядами — не ме­нее 0,6 м; от последних столов (парт) до шкафов, расположенных вдоль стены помещения, — 0,9—1 м. В лабораториях расстояние между рядами учебной ме­бели — 1 м, между чертежными столами в кабинетах черчения — 0,7 м.

Учебные помещения должны оборудо­ваться мебелью двух или трех номеров в соответствии с примерным располо­жением школьников по классам (табл. 141). Учебные помещения для школьников подготовительных и первых классов рекомендуется оборудовать пар­тами.

Ориентировочно в учебных кабинетах, помещениях подготовительных и 1 —

Таблица 141. Примерное распределение школьников по классам и группам мебели в процентах

Похожие статьи:

  • Приказ по бсп Приказ Минюста РФ от 27 августа 2012 г. N 169 "Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы" Приказ Минюста РФ от 27 августа 2012 г. N 169"Об утверждении Наставления по организации профессиональной […]
  • Федеральный закон от 04052011 99-фз ред от 19102011 Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ"О лицензировании отдельных видов деятельности" С изменениями и дополнениями от: 18 июля, 19 октября, 21 […]
  • Приказ минюста 151 Приказ Министерства юстиции РФ от 29 июня 2015 г. N 151 "Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса" Приказ Министерства юстиции РФ от 29 июня 2015 г. N 151"Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, […]
  • 714 приказ мчс об утверждении 714 приказ мчс об утверждении Приказ МЧС РФ от 21 ноября 2008 г. N 714"Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий" С изменениями и дополнениями от: 22 июня 2010 г., 17 января 2012 г., 8 октября 2018 г. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 […]
  • Приказ фсин 26 Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 26 февраля 2018 г. № 160 “Об осуществлении ФСИН России, территориальными органами ФСИН России, учреждениями и иными организациями уголовно-исполнительной системы полномочий заказчика” (не вступил в силу) В соответствии […]
  • Медикаментозное прерывание беременности приказ Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 апреля 2016 г. № 216н "Об утверждении формы информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины" В соответствии со статьями 20 и 56 Федерального закона от 21 ноября […]