Требования к энергосбережению

Приложение N 1. Требования к форме программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования и отчетности о ходе ее реализации

Приложение N 1
к приказу Министерства
энергетики РФ
от 30 июня 2014 г. N 398

Требования
к форме программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования и отчетности о ходе ее реализации

1. Настоящие требования к форме программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования и отчетности о ходе ее реализации (далее — Требования) разработаны во исполнение части 1.2 статьи 25 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711, 2013, N 52 (ч. 1), ст. 6964) и устанавливают требования к форме программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования (далее — организации) и отчетности о ходе ее реализации (далее — отчетность).

2. Требования распространяются на организации, за исключением организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

3. Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее — программа) и отчетность формируются на бумажном носителе.

4. Отчетность формируется с начала действия программы.

5. Отчетность формируется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

6. Форма программы состоит из формы паспорта программы согласно приложению N 1 к Требованиям, формы сведений о целевых показателях программы согласно приложению N 2 к Требованиям, формы перечня мероприятий программы согласно приложению N 3 к Требованиям.

7. Отчетность состоит из формы отчета о достижении значений целевых показателей программы согласно приложению N 4 к Требованиям, формы отчета о реализации мероприятий программы согласно приложению N 5 к Требованиям.

Первоочередные требования энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений

Постановлением Правительства РФ от 07.03.2017 г. №275 утверждены первоочередные требования энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений. Требованиями предусмотрено:

  • Обязательное наличие в зданиях площадью свыше 1 тыс. кв.м. индивидуального теплового пункта при новом строительстве (для всех типов зданий) и капитальном ремонте (за исключением МКД).
  • Установка терморегуляторов на отопительные приборы в административных и общественных зданиях (при новом строительстве и капитальном ремонте).
  • Использование энергоэффективного освещения для помещений с продолжительным использованием искусственного освещения, а также в местах общего пользования МКД (независимо от продолжительности использования искусственного освещения).

Минэнерго России в своём письме № ИА-2940/04 от 22.03.2107 г. обращает внимание, что требования имеют прямое действие и подлежат применению без дополнительной имплементации в действующие строительные стандарты и своды правил . В соотвествии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввод в эксплуатацию зданий, строений и сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности запрещён.

Требования вступают в силу с 1 января 2018 г. и применяются к отношениям, возникшим при вводе в эксплуатацию зданий, разрешение на строительство которых было получено после этой даты.

Требования к энергосбережению

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

от 15 апреля 2015 года N 70-п

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ РЕГУЛИРУЕМЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ, НА 2016 — 2018 ГГ.

1. Установить, что программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, осуществляющих на территории Республики Адыгея регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, согласно приложению N 1 к настоящему приказу (далее — организации коммунального комплекса в сфере теплоснабжения) должны соответствовать требованиям, установленным Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 июня 2014 года N 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации» и настоящим приказом.

2. Установить целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в ходе реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее — целевые показатели) организаций в сфере теплоснабжения, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Установить, что значение целевого показателя «доля объемов тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета по всем группам потребителей» рассчитывается на каждый год реализации программы на протяжении всего срока ее реализации как процентное соотношение прогнозного значения показателя объемов тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, и ожидаемого значения показателя, характеризующего объем реализации тепловой энергии, в каждом году реализации программы.

4. Значение целевого показателя «снижение удельного расхода электрической энергии на выработку и транспортировку тепловой энергии» рассчитывается на каждый год реализации программы на протяжении всего срока ее реализации как процентное соотношение удельного расхода электрической энергии на выработку и транспортировку тепловой энергии в каждом году реализации программы и ожидаемого значения удельного расхода электрической энергии на выработку и транспортировку тепловой энергии в предшествующем году.

5. Значение целевого показателя «снижение объема потерь тепловой энергии при ее транспортировке» рассчитывается на каждый год реализации программы на протяжении всего срока ее реализации как процентное соотношение уровня потерь тепловой энергии при ее транспортировке в каждом году реализации программы и ожидаемого значения уровня потерь тепловой энергии при ее транспортировке в предшествующем году.

6. Значение целевого показателя «снижение удельного расхода топлива на отпуск тепловой энергии от теплоисточников» рассчитывается на каждый год реализации программы на протяжении всего срока ее реализации как процентное соотношение прогнозного значения показателя удельного расхода топлива на отпуск тепловой энергии в каждом году реализации программы и ожидаемого значения показателя, характеризующего удельный расход топлива на отпуск тепловой энергии в предшествующем году.

7. Установить показатели энергетической эффективности объектов, создание и модернизация которых планируются производственными или инвестиционными программами организаций в сфере теплоснабжения, согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

8. Установить перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и сроки их проведения для организаций коммунального комплекса в сфере теплоснабжения в соответствии с приложением N 4 к настоящему приказу.

9. Организациям в сфере теплоснабжения в трехмесячный срок с момента вступления в силу настоящего приказа привести программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствие с Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 июня 2014 года N 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации» и настоящим приказом и представить в Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея.

10. Настоящий приказ вступает в силу со дня его опубликования.

Заместитель начальника Управления
О.С.КОМИССАРЕНКО

Приложение N 1. ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

Приложение N 1
к приказу
Управления государственного
регулирования цен и тарифов
Республики Адыгея
от 15 апреля 2015 года N 70-п

1. Государственное бюджетное учреждение Республики Адыгея «Кошехабльский комплексный центр социального обслуживания населения»;

2. Общество с ограниченной ответственностью «Картонтара»;

3. Муниципальное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» Теучежского района;

4. Муниципальное предприятие «Келермесское» МО «Келермесское сельское поселение»;

5. Муниципальное предприятие «Теплосети» МО «Гиагинское сельское поселение»;

6. Муниципальное предприятие Шовгеновского района «Жилкомсервис»;

7. Муниципальное предприятие «Хатукайское»;

8. Муниципальное унитарное предприятие «Комсервис»;

9. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Адыгея «Шовгеновская центральная районная больница»;

10. Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Краснодар» филиал Краснодарское ЛПУМГ;

11. Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Элит»;

12. Общество с ограниченной ответственностью «Тахтамукайрайводоканал»;

13. Общество с ограниченной ответственностью «Строй-Техно»;

14. Общество с ограниченной ответственностью «Стрелец»;

15. Общество с ограниченной ответственностью «Теплоэнерго»;

16. Общество с ограниченной ответственностью «Теплоэнерго — 1»;

17. Общество с ограниченной ответственностью «Коммунал-Сервис»;

18. Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство»;

19. Общество с ограниченной ответственностью «Сервис»;

20. Общество с ограниченной ответственностью «Коммунсервис»;

21. Филиал Акционерного общества «Автономная теплоэнергетическая компания» «Майкопские тепловые сети»;

22. Акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства».

Приложение N 2. ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ДОСТИЖЕНИЕ КОТОРЫХ ДОЛЖНО БЫТЬ ОБЕСПЕЧЕНО В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ .

Приложение N 2
к приказу
Управления государственного
регулирования цен и тарифов
Республики Адыгея
от 15 апреля 2015 года N 70-п

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ДОСТИЖЕНИЕ КОТОРЫХ ДОЛЖНО БЫТЬ ОБЕСПЕЧЕНО В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

Требования к проектной документации в части энергосбережения

А. Д. Забегин, заведующий сектором энергоэффективности зданий Мосгосэкспертизы, [email protected]

Читайте так же:  Приказ о сдачи дел в архив

Ключевые слова: проектная документация, теплозащита, энергосбережение, удельный расход тепловой энергии

В настоящее время имеется некоторый вакуум в требованиях, предъявляемых к проектной документации в части теплозащиты и энергосбережения. Попробуем разобраться в том, что требует от нас на сегодняшний день законодательство.

Согласно постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (в редакции постановлений Правительства РФ от 21.12.2009 г. № 1044, от 13.04.2010 г. № 235 «О внесении изменений в положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»), проектная документация должна содержать раздел 10 (1) «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов», состав и содержание которого определены упомянутым постановлением Правительства РФ № 235. Ввиду отсутствия разъяснений и руководящих документов, раскрывающих понятие тех или иных заявленных требований, основным дополнением и отличием от ранее разрабатываемого раздела «Энергоэффективность. Энергетический паспорт проекта здания» является наличие графической части, которая включает принципиальную схему тепловодоснабжения дома с указанием мест установки приборов учета и регулирования тепловой энергии и водных ресурсов. С 1 июля 2012 года в проектной документации многоквартирных жилых зданий следует предусматривать индивидуальные приборы учета тепловой энергии, в соответствии со ст. 13 федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Следует отметить, что в разделе 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» проектной документации должно содержаться обоснование соблюдения требуемых теплозащитных характеристик ограждающих конструкций и чертежи с их изображением, в разделе 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» должны быть приведены перечни мероприятий по экономии и учету энергоресурсов.

Распоряжение председателя Правительства РФ от 21.06.2010 г. № 1047-р «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил» устанавливает перечень национальных стандартов и сводов правил, применение которых обязательно при разработке проектной документации. В данном перечне таковыми документами в части энергосбережения и тепловой защиты являются СНиП 23–02–2003 «Тепловая защита зданий», разделы 4–12, приложения В, Г, Д; СНиП 23–01–99* «Строительная климатология», табл. 1–5, рис. 1, 3–6* и СНиП 41–01–2003 «Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха», разделы 4–6 (пункты 6.1.1–6.4.4, 6.4.6, 6.4.7, 6.5.4, 6.5.5, 6.5.7–6.5.14, 6.6.2–6.6.26), 7 (пункты 7.1.1–7.1.5, 7.1.8–7.1.13, 7.2.1–7.2.4, абзацы первый и второй пункта 7.2.10, пункты 7.2.13, 7.2.14, 7.2.17, 7.3.1, 7.3.2, 7.4.1, 7.4.2, 7.4.5, 7.5.1, 7.5.3–7.5.11, 7.6.4, 7.6.5, 7.7.1–7.7.3, 7.8.2, 7.8.6, 7.8.7, 7.9.13, 7.9.15, 7.9.16, 7.10.7, 7.10.8, 7.11.18), 9–11, 12 (пункты 12.7–12.9, 12.11–12.21), 13 (пункты 13.1, 13.3–13.5, 13.8, 13.9).

Тепловая защита

Учитывая вышеизложенное, основные (минимальные) требования к тепловой защите здания определены в СНиП 23–02–2003. Таким образом, нормируемые значения сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций для жилого здания в Москве (градусо-сутки отопительного периода – ГСОП = 4943 °C·сут) составляют:

  • для стен – 3,13 м 2 ·°C/Вт;
  • для покрытий – 4,67 м 2 ·°C/Вт;
  • для перекрытий – 4,12 м 2 ·°C/Вт;
  • для окон – 0,52 м 2 ·°C/Вт (при остекленности выше 18% – 0,56 м 2 ·°C/Вт).

Удельный расход тепловой энергии

Нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания определяется по табл. 9, СНиП 23–02–2003. Для 12-этажного жилого здания данный показатель в пересчете на единицы измерения, принятые в Москве, составляет 95 кВт·ч/м 2 .

С января 2011 года на основании постановления Правительства РФ от 25.01.2011 г. № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» предусматривается снижение расхода энергоресурсов, к которому относится и расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию, на 15% по отношению к базовому значению. Базовым значением на сегодняшний день является нормируемый удельный расход тепловой энергии, определяемый по СНиП 23–02–2003. Таким образом, удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию 12-этажного жилого здания на текущий момент не должен превышать показатель 80,75 кВт·ч/м 2 .

Определение класса энергетической эффективности

Класс энергетической эффективности в обязательном порядке подлежит установлению в отношении многоквартирных домов, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию. Для прочих зданий и сооружений класс энергетической эффективности может быть определен по желанию застройщика или собственника на основании проектной документации. Соответствующее решение вносится в техническое задание на проектирование.

Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов установлены приказом Министерства регионального развития РФ от 08.04.2011 г. № 161 «Об утверждении Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и Требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома». Класс определяется на основании величины отклонения значения удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию (по проектной документации) от нормируемого (базового) показателя, приведенного в СНиП 23–02–2003. Таким образом, для 17-этажного трехсекционного жилого дома серии П44Т с расчетным удельным расходом тепловой энергии на отопление и вентиляцию 73 кВт·ч/м 2 может быть установлен класс энергетический эффективности В (высокий), т.к. величина отклонения составляет –23% = (73 – 95)/95 · 100%.

Для определения класса общественных и других типов зданий следует руководствоваться табл. 3, СНиП 23–02–2003.

Требования постановления Правительства РФ № 18 к снижению удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию на 15% с 2011 года устанавливают обязательства проектирования зданий с классом энергетической эффективности не ниже В (высокий).

Классы энергетической эффективности многоквартирных домов

Энергетический паспорт проекта здания

Обязательной формой энергетического паспорта здания в составе проектной документации является приложение Д, СНиП 23–02–2003.

Форма же энергетического паспорта, приводимая в приложении 24 приказа Минэнерго РФ от 19.04.2010 г. № 182, является одной из форм для проведения энергетического обследования и заполняется в случае его проведения, основанного на анализе проектной документации.

Следует отметить, что в Москве утвержден и включен 02.11.2010 г. в реестр новой техники строительного комплекса документ «Руководство по составу, содержанию и расчету энергетического паспорта проекта энергоэффективного жилого и общественного здания», разработанный НП «АВОК». Документ имеет статус рекомендательного, но в нем подробно приводится методика расчета и заполнения энергетического паспорта, которой можно пользоваться при разработке раздела по энергоэффективности проектной документации.

Требования к зданиям, проектируемым на территории города Москвы

Столичный строительный комплекс, являясь передовым в части энергосбережения и внедрения инновационных решений, сегодня ставит комплексную задачу. Нормируется не только удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию, требования предъявляются к комплексному показателю, включающему в себя также расход тепловой энергии на горячее водоснабжение, электрической энергии на освещение мест общего пользования и эксплуатацию общедомового инженерного оборудования.

Требуемые показатели удельного потребления энергоресурсов жилых, социальных и общественно-деловых зданий, сформулированные в постановлениях Правительства Москвы от 05.10.2010 г. № 900-ПП и от 9.06.2009 г. № 536-ПП, перешли в государственную программу города Москвы «Градостроительная политика» на 2012–2016 гг., утвержденную постановлением Правительства Москвы от 03.10.2011 г. № 460-ПП. Данным документом, начиная с 1 января 2012 года, ставится задача при проектировании, реконструкции и капитальном ремонте жилых и общественных зданий достижения нормируемого удельного потребления тепловой и электрической энергии на отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение, освещение помещений общедомового назначения и эксплуатацию инженерного оборудования и лифтов многоквартирных жилых домов высотой 12 и более этажей не выше 160 кВт·ч/м 2 площади квартир в год, а с 1 января 2016 года – 130 кВт·ч/м 2 в год, для социальных и общественно-деловых зданий – 140 и 112 кВт·ч/м 2 полезной площади помещений в год соответственно.

Расчет данных показателей, до утверждения соответствующего регламента, рекомендуется выполнять согласно методике, приведенной в МГСН 2.01–99 и в «Руководстве по составу, содержанию и расчету энергетического паспорта проекта энергоэффективного жилого и общественного здания».

Учитывая, что на стадии проектирования жилых домов и общественных зданий нельзя с достаточной точностью предвидеть потребление тепловой энергии на горячее водоснабжение и электрической энергии на освещение, а необходимость кондиционирования в жилых домах и муниципальных зданиях не нормируется, нормирование энергоэффективности многоквартирного дома проводится на основании сравнения, рассчитанного в проекте удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию с базовым нормативным значением, приведенного в СНиП 23–02–2003 (с пересчетом показателей для Москвы в кВт·ч/м 2 ) с учетом снижения, требуемого в пункте 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 г. № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Мероприятия по достижению требуемого снижения удельного расхода тепловой энергии

Для достижения требуемого постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 г. № 18 снижения с 2011 года на 15% удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию рекомендуется применение следующих мероприятий по энергетической эффективности:

1. Повышение теплозащиты наружных ограждающих конструкций многоквартирных жилых зданий до приведенного сопротивления теплопередаче:

  • наружных стен – 3,5 м 2 ·°C/Вт, с 1.01.2016 г. – до 4,0 м 2 ·°C/Вт;
  • перекрытий чердачных (в холодном чердаке) и цокольных (в техподполье) – 4,6 м 2 ·°C/Вт, с 1.01.2016 г. – до 5,2 м 2 ·°C/Вт;
  • покрытий совмещенных – 5,2 м 2 ·°C/Вт, с 1.01.2016 г. – до 6,0 м 2 ·°C/Вт;
  • окон, светопрозрачной части балконных дверей, витражей (за исключением помещений лестнично-лифтовых узлов) – 0,8 м 2 ·°C/Вт, с 01.01.2016 г. – до 1,0 м 2 ·°C/Вт; в ЛЛУ – не менее 0,54 м 2 ·°C/Вт, глухой части балконных дверей квартир – не менее 1,5 величины светопрозрачной части.
Читайте так же:  Как правильно купить бу автомобиль и оформить

Повышение сопротивления теплопередаче несветопрозрачных ограждений достигается за счет выбора более эффективного утеплителя и применения технических решений по повышению теплотехнической однородности конструкции за счет уменьшения влияния теплопроводных включений.

2. Применение индивидуальных тепловых пунктов, снижающих затраты энергии на циркуляцию в системах горячего водоснабжения и оснащенных автоматизированными системами управления и учета потребления энергоресурсов, горячей и холодной воды.

3. Применение систем освещения общедомовых помещений, использующих энергосберегающие лампы, оснащенных датчиками движения и освещенности, а также устройствами компенсации реактивной мощности двигателей лифтового хозяйства, насосного и вентиляционного оборудования.

4. Применение поквартирного учета тепловой энергии, горячей и холодной воды и электроэнергии, с использованием отопительных систем преимущественно с горизонтальной поквартирной разводкой, оснащенных теплосчетчиком и термостатическими вентилями на отопительных приборах, либо с поквартирными тепловыми пунктами, присоединяемыми к домовой системе теплоснабжения. Предполагается, что при реализации поквартирного учета тепла на отопление в многоквартирных домах достигается 10%-ное снижение теплопотребления на отопление и вентиляцию для центральных систем отопления с измерением теплоотдачи на отопительном приборе или на стояке и 15%-ное – для квартирных систем отопления с измерением теплосчетчиком в целом на квартиру. Методика учета снижения теплопотребления данными инженерными решениями приводится в вышеупомянутом «Руководстве по составу, содержанию и расчету энергетического паспорта».

5. Применение кондиционирования (охлаждения) должно сопровождаться использованием энергосберегающих решений, позволяющих не увеличивать общего потребления по зданию (например, в сочетании с устройствами утилизации тепла или тепловыми насосами). Если часть энергии, высвобождающейся при этом, идет на подогрев горячей воды или на освещение, то она может быть прибавлена к нормируемой величине удельного расхода на отопление и вентиляцию, и тогда величина, рассчитанная в проекте вместе с кондиционированием, не должна превышать эту увеличенную нормируемую.

В разделе проектной документации «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» должен быть энергетический паспорт проекта здания, в котором приводятся показатели удельных годовых и расчетных расходов тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, удельные показатели электрической энергии на общедомовые нужды, показатель энергоэффективности здания в целом и в сравнении с нормируемым значением, установлен класс энергетической эффективности.

Об энергосбережении 261-ФЗ

Изменения в законодательстве:

новые требования по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

КОШЕЛЕВА ВАЛЕНТИНА ВИКТОРОВНА

Институт госзакупок Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Новые обязанности по энергосбережению

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261 — ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 27 ноября 2009 г.).

Административная ответственность должностных лиц за нарушение законодательства в этой сфере — статья 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (вступила в силу с 27 мая 2010 г.).

Федеральный закон от 23 ноября 2009г. № 261-ФЗ

На кого распространяется (в том числе):

Организации с участием государства или муниципального образования — юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) РФ, субъекта РФ, муниципального образования составляет более чем 50 % и (или) в отношении которых РФ, субъект РФ, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, Г(М)УП, Г(М)У, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем 50 % акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям.

Институт госзакупок Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Новые обязанности по энергосбережению

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261 — ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 27 ноября 2009 г.).

Административная ответственность должностных лиц за нарушение законодательства в этой сфере — статья 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (вступила в силу с 27 мая 2010 г.).

Федеральный закон от 23 ноября 2009г. № 261-ФЗ

На кого распространяется (в том числе):

Организации с участием государства или муниципального образования — юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) РФ, субъекта РФ, муниципального образования составляет более чем 50 % и (или) в отношении которых РФ, субъект РФ, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, Г(М)УП, Г(М)У, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем 50 % акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям.

До 1 января 2011 г. (ст. 13):

Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, ислопьзуемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона № 261-ФЗ, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, опредепенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Снижение потребления энергетических ресурсов

Начиная с 1 января 2010 г. бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение 5 лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленного им в 2009 г. каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%.

Снижение потребления энергетических ресурсов

Порядок определения объема снижения потребляемых бюджетным учреждением ресурсов в сопоставимых условиях для целей применения положений частей 1 и 2 настоящей статьи устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (МЭР).

. если в бюджетном учреждении расходы на покупку энергетических ресурсов составляют более чем 10 млн. рублей в год. должно быть назначено из числа работников бюджетного учреждения лицо, ответственное за проведение таких мероприятий.

Наказание и поощрение по результатам экономии

Начиная с 1 января 2010 года главные распорядители бюджетных средств осуществляют планирование бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций (оказание государственных и муниципальных услуг) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями на основании данных об объеме фактически потребленных бюджетными учреждениями в 2009 году каждого из указанных в части 1 настоящей статьи ресурсов, уменьшенном в сопоставимых условиях на 15% в течение 5 лет с ежегодным снижением такого объема на 3%.

Экономия средств, достигнутая за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижением потребления бюджетным учреждением указанных в части 1 настоящей статьи ресурсов, используется в соответствии с бюджетным законодательством РФ для обеспечения выполнения функций (оказания государственных и муниципальных услуг) соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда).

Принятие программ в области энергосбережения

ч. 4 ст. 48 Закона № 261-ФЗ:

Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, обязаны принять программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 15 мая 2010 года. Такие программы должны быть разработаны в соответствии с требованиями статьи 25 Закона № 261-ФЗ.

Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть утверждены до 1 августа 2010 года (ч. 3 ст. 48 Закона № 261-ФЗ).

Примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 17 февраля 2010 г. № 61).

1. Организационные мероприятия по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций: а) проведение энергетических обследований зданий, строений, сооружений, сбор и анализ информации об энергопотреблении зданий, строений, сооружений; в) содействие заключению энергосервисных договоров и привлечению частных инвестиций в целях их реализации; г) создание системы контроля и мониторинга за реализацией энергосервисных контрактов.

2. Технические и технологические мероприятия по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций: а) оснащение зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов; в) повышение тепловой защиты зданий, строений, сооружений при капитальном ремонте, утепление зданий, строений, сооружений; г) перекладка эпектрических сетей для снижения потерь электрической энергии в зданиях, строениях, сооружениях; в) тепловая изоляция трубопроводов и оборудования, разводящих трубопроводов отопления и горячего водоснабжения в зданиях, строениях, сооружениях; м) закупка энергопотребляющего оборудования высоких классов энергетической эффективности;

Проведение энергетических обследований

До 31 декабря 2012 года органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц. организации с участием государства или муниципального образования обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование, последующие энергетические обследования — не реже чем один раз каждые пять лет (ст. 16).

Энергетическое обследование — сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

Читайте так же:  Срок действия office 365

Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.

По результатам проведения энергетического обследования оформляется энергетический паспорт.

Проведение энергетических обследований

Способ размещения заказа.

Код по ОК 004-93: 7420000 — услуги по техническим испытаниям и анализу

  • Конкурс
  • Аукцион
  • Открытый аукцион в электронной форме
  • Запрос котировок
  • Заключение договора (контракта) по п. 14 ч. 2 ст. 55

*все процедуры проводятся в обычном порядке! НЕ по гл. 7.1 Закона № 94-ФЗ.

Способ размещения заказа: будет зависеть от конкретных мероприятий, видов работ и услуг, входящих в энергосервисный контракт.

*Процедуры могут проводится как в обычном порядке, так и по гл. 7.1 Закона No 94-ФЗ.

Если проводим обычные торги и запрос котировок, то оплата — по статьям 226. 340 и др.

Если торги и запрос котировок проводим по гл. 7.1. то оплата — по статьям за поставку или доставку соответствующих энергетических ресурсов (например, коммунальные расходы).

Изменения в Бюджетном кодексе РФ

Государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент от стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку).

ч. 8. Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц. осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

ч. 10. Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности — впечет напожение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Обеспечение энергетической эффективности при размещении заказов

Ст. 26: Государственные или муниципальные заказчики, органы, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов, обязаны размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.

Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, включают в себя, е частности:

1) указание на виды и категории товаров, работ, услуг, на которые распространяются такие требования;

2) требования к значению классов энергетической эффективности товаров;

3) требования к характеристикам, параметрам товаров, работ, услуг, влияющим на объем используемых энергетических ресурсов;

4) иные показатели, отражающие энергетическую эффективность товаров, работ, услуг.

Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время таким органом выступает Минэкономразвития в соответствии с ПП РФ № 1221 от 31.12.2009) в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (то же ПП).

виды товаров, в отношении которых должны быть установлены требования энергетической эффективности (в т.ч. утвержден перечень конкретных видов промышленных агрегатов и иной машиностроительной продукции, в отношении которой устанавливаются требования энергоэффективности),

показатели, которые должны указываться в требованиях энергоэффективности.

Государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, в целях соблюдения требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при принятии решений о видах, категориях товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществпяется для государственных или муниципальных нужд, и (или) при установлении требований к указанным товарам, работам, услугам должны учитывать следующие положения:

1) товары, работы, услуги, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, должны обеспечивать достижение максимально возможных энергосбережения, энергетической эффективности;

2) товары, работы, услуги, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, должны обеспечивать снижение затрат заказчика, определенных исходя из предполагаемой цены товаров, работ, услуг в совокупности с расходами, связанными с использованием товаров, работ, услуг (в том числе с расходами на энергетические ресурсы), с учетом ожидаемой и достигаемой при использовании соответствующих товаров, работ, услуг экономии (в том числе экономии энергетических ресурсов).

С 1 января 2011 года к обороту на территории РФ не допускаются электрические лампы накаливания мощностью 100 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.

В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью 75 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 года — электрических ламп накаливания мощностью 25 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.

Полномочия по контролюФАС

Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. № 67 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

2. Положение о Федеральной антимонопольной службе, дополнить подпунктами следующего содержания: «5.3.1.15. за соблюдением заказчиком и уполномоченным органом требования о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципапьных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг;. ».

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Требования энергоэффективности в области стройки

Здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после вступлений в силу требований, должны быть оснащены приборами учета.

Товары, используемые для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения. влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности (приказ Минэкономразвития России приказ от 04.06.2010 No 229. который вступает в силу 10.10.2010 г.).

Реконструкция или капитальный ремонт зданий, строений, сооружений должны соответствовать требованиям энергоэффективности (утверждены приказом Минрегиона No 262 от 28.05.2010 (не опубликован).

Проектная документация на здания, строения, сооружения должна соответствовать требованиям энергоэффективности (Постановление Правительства РФ от 13 апреля 2010 г. No 235 «О внесении изменений в положение о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию» (вступило в силу с 1 мая 2010 г.)). Но есть исключения, например, заключение Главгосэкспертизы не требуется и заявление на строительство подано до вступления в силу требований.

Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц. осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей.

Похожие статьи:

  • Приказ 595 2019 Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 октября 2018 г. N 595 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2019 год" Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 октября 2018 г. N 595"Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2019 год" О […]
  • 177 приказ минобразования Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2014 г. N 177 "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного […]
  • Медикаментозное прерывание беременности приказ Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 апреля 2016 г. № 216н "Об утверждении формы информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины" В соответствии со статьями 20 и 56 Федерального закона от 21 ноября […]
  • 538 приказ ростехнадзора изменения Проект Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утверждённые приказом […]
  • Приказ безрецептурного отпуска лекарственных средств Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 июля 2017 г. № 403н “Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, […]
  • Лицензия 1189 Приказ ФТС России от 23.06.2014 № 1189 "О непредоставлении при ЭД лицензий на товары, включенные в Единый перечень запретов или ограничений на ввоз или вывоз" В соответствии с частью 2 статьи 208 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном […]