Требования авторского права

Требования авторского права

Объектом авторского права является произведение.

Произведение может принадлежать к трем большим областям человеческой деятельности: науке, литературе и искусству.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения (см. Статья 1259. Объекты авторских прав). Таким образом, законодательство не делает различий между высокохудожественными и «никудышными» произведениями.

Даже произведения, содержащие или представляющие собой призывы к осуществлению экстремистской деятельности или развязыванию войны, что предусматривает уголовную ответственность в соответствии со ст. 280 или ст. 354 Уголовного кодекса РФ, будут иметь авторско-правовую охрану, что не мешает их авторам быть привлеченными к уголовной ответственности в соответствии с указанными статьями.

Для авторского права главное, чтобы произведение существовало в какой-либо объективной форме: письменной, устной, в виде звуко- или видеозаписи, изображения, в объемно-пространственной или любой другой форме. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные. Обнародование — это осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает его доступным для ознакомления широкой публики.

Таким образом, произведение должно отвечать всего двум требованиям: быть творческим и существовать в какой-либо объективной форме.

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Авторское право защищает только форму как таковую, но никак не содержание. К примеру, автор написал роман, сюжет которого заключается в многолетнем противоборстве двух внеземных цивилизаций. Никто не может без разрешения автора копировать текст романа и распространять его, переводить и т.д., то есть защищается форма. Вместе с тем автор не может запретить другому лицу написать еще один роман о противоборстве двух внеземных цивилизаций, поскольку сюжет произведения относится к категории содержания или идеи, а они не охраняются авторским правом. Известно, что в искусстве существует приблизительно 120 различных сюжетов, и поэтому охранять сюжет означает монополизировать его, то есть ограничивать других лиц в его использовании. Интересен в этом отношении пример с романом о волшебнике Гарри Поттере. В России уже сравнительно давно появились его аналоги с такими главными героями, как Таня Гроттер или Ларин Петр.

Другой пример: в среде софтверных компаний на Западе какое-то время назад возникли споры относительно того, защищаются ли авторским правом форматы хранения данных. Компании-конкуренты, обеспечившие возможность импорта/экспорта данных, а также чтение форматов файлов программы-оригинала были обвинены в нарушении исключительных прав. Суды, однако, признали, что права на программу в данном случае не нарушаются, поскольку ни одна часть программы (то есть форма в виде фрагмента кода, набора конкретных данных и т.д.) не заимствуется, а используются лишь идеи и способы хранения данных, которые реализованы с помощью оригинальных программных модулей.

Какие произведения науки, литературы и искусства охраняются авторским правом? Исчерпывающего ответа на этот вопрос нет. В ст. 1259 содержит лишь примерный перечень.

Статья 1259. Объекты авторских прав

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

2. К объектам авторских прав относятся:

производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

6. Не являются объектами авторских прав:

официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

Следует учитывать, что авторско-правовая охрана составным произведениям представляется в случае, если по подбору и расположению материалов они являются результатами творческой деятельности. Так, в большинстве случаев авторско-правовая охрана не предоставляется арифметическим таблицам, телефонным справочникам, картам вин, каталогам книг и цен и т.п.

В соответствии с кодексом составные и производные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают, однако авторское право на такие произведения возникает в случае, если учтены права авторов первоначальных произведений или произведений, которые они включают.

Статья 1260. Переводы, иные производные произведения. Составные произведения

1. Переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.

2. Составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

Базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

3. Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

4. Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.

5. Автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения.

6. Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.

7. Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий. Издатель вправе при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания.

Авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, сохраняют эти права независимо от права издателя или других лиц на использование таких изданий в целом, за исключением случаев, когда эти исключительные права были переданы издателю или другим лицам либо перешли к издателю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Статья 1261. Программы для ЭВМ

Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы. Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Указание на то, что к объектам авторского права также относятся «другие произведения», позволяет отнести к таковым даже те виды произведений, которые на момент разработки закона не были известны, а появились позже в результате технического прогресса. Вопрос об отнесении к тому или иному виду произведений флэш-анимации, сайтов в Интернете и т.п. еще может иметь место, но не вызывает сомнений, что в любом случае эти объекты охраняются авторским правом

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Защита авторских прав (Защита прав авторов)

В главе «Защита авторских прав» Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказано о том, как эффективно бороться с нарушением авторских прав. Здесь Вы узнаете, в каких случаях авторские права считаются нарушенными, какие способы зашиты авторских прав предусмотрены законом и куда следует обращаться за защитой нарушенных прав. Глава «Защита авторских прав» будет полезна авторам, правообладателям, студентам юристам и предпринимателям.

1. Что такое нарушение авторских прав

В первую очередь напомню, что понятие «авторские права» охватывает две основные группы прав: личные неимущественные права автора и исключительное право на использование произведения. Поэтому перед прочтением этой главы советую обратиться к статье «Виды авторских прав», так как она поможет понимаю темы «Защита авторских прав».

Все авторские права объединяет то, что они заключаются в праве автора (правообладателя) совершать определенные действия и запрещать такие действия другим лицам. При этом предполагается, что разрешение автора отсутствует. Несоблюдение запрета является неправомерным. Таким образом, нарушение авторских прав – это действия субъектов права, выражающиеся в несоблюдении личных неимущественных прав автора или исключительного права на использование произведения.

Из приведенного определения следует, что условно можно выделить две группы нарушений авторских прав. Для каждой из них характерны свои условия привлечения к ответственности, способы и порядок защиты. Таким образом, защита авторских прав охватывает защиту исключительного права и защиту личных неимущественных прав авторов произведений литературы, науки и искусства.

2. Ответственность за нарушение авторских прав

Юридическая ответственность в авторском праве — объемная и сложная тема, поэтому она раскрывается в отдельной статье .

3. Способы защиты авторских прав

Защита авторских прав осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством. Способ защиты – это требования, которые автор может предъявить к нарушителю исключительного права или личных неимущественных прав. Наиболее эффективны следующие способы защиты авторских прав:

  • Признание права, если нарушитель оспаривает существование авторских прав или их принадлежность определенному лицу. Признание исключительного права позволяет установить правообладателя произведения, признание права авторства направлено на разрешение конфликта по поводу личных неимущественных прав. Довольно часто с требованием о признании авторства обращаются соавторы произведения.
  • Пресечение действий, нарушающих авторских права или создающих угрозу нарушения. В частности, такое требование может быть направлено на запрет распространения контрафактных экземпляров произведения.
  • Возмещение убытков, если неправомерное использование произведения без заключения лицензионного договора с правообладателем причинило последнему ущерб или привело к упущенной выгоде.
  • Изъятие контрафактных экземпляров произведений, а также оборудования и предметов, предназначенных преимущественно для создания таких экземпляров. Защита авторских прав таким способом позволяет пресечь нарушения в будущем.
  • Публикация решения суда с указанием действительного правообладателя.
  • Взыскание компенсации за нарушение авторских прав. Защита авторских прав таким способом наиболее распространена на практике, поэтому о данном способе защиты расскажу Вам отдельно.
Читайте так же:  Выплата выходного пособия при увольнении на пенсию мвд

4. Компенсация за нарушение авторских прав

Компенсация за нарушение авторских прав – самый распространенный способ защита авторских прав. Компенсация является альтернативным способом защиты по отношению к взысканию убытков. Иными словами, правообладатель может требовать либо взыскания убытков, либо выплаты компенсации. Однако размер убытков по делам о нарушении авторских прав по ряду причин доказать сложно. Для взыскания компенсации размер убытков доказывать не нужно, что существенно облегчает защиту прав автора.

Компенсация за нарушение авторских прав может быть рассчитана следующими способами:

  • от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей с учетом характер нарушения, срока нарушения, степени вины нарушителя, последствий нарушения и иных заслуживающих внимания обстоятельств;
  • двукратная стоимость контрафактных экземпляров произведения;
  • двукратная стоимость права использования произведения (лицензии) при сравнимых обстоятельствах.

В любом случае при взыскании компенсации суду надлежит руководствоваться принципами разумности и справедливости, о чем говорит пункт 3 статьи 1252 Гражданского кодекса РФ .

5. Порядок защиты авторских прав. Защита авторских прав в суде.

Порядок защиты авторских прав означает, каким образом могут быть осуществлены способы защиты, перечисленные ранее. Порядок защиты авторских прав может быть различным. Само понятие включает лицо, уполномоченное обращаться за защитой; форму обращения за защитой; а также орган или должностное лицо, уполномоченное рассматривать вопросы защиты авторских прав. Рассмотрим последовательно указанные вопросы.

Кто вправе обращаться за защитой авторских прав?

Ответ зависит от того, какое из авторских прав нарушено. Если нарушено исключительное право на использование произведения, то за защитой вправе обратиться правообладатель. Кроме того, за защитой права может обратиться лицензиат, которому была предоставлена исключительная лицензия на объект авторского права, если нарушение затрагивает имущественные интересы лицензиата. Если нарушение касается личных неимущественных прав, то воспользоваться способами защиты может автор. После смерти автора личные неимущественные права могут защищать его наследники, специальное лицо, указанное в завещании, а также иные заинтересованные лица.

Кроме того, защита авторских прав может осуществляться в интересах авторов и правообладателей организациями по управлению правами на коллективной основе. Например, защитой прав авторов музыкальных произведений активно занимается Российское авторское общество.

Защита авторских прав может осуществляться в двух формах:

1) Внеюрисдикционный порядок защиты – защита авторских прав осуществляется без обращения в государственные органы. Как правило, правообладатель направляет претензию нарушителю, в которой формулирует требования и предлагает решить спор мирным путем или предлагает вступить в переговоры. Такие формы, как третейское разбирательство и медиация, при защите авторских прав используются очень редко.

2) Юрисдикционный порядок защиты – защита авторских прав осуществляется с помощью уполномоченного государственного органа. Гражданско-правовые способы защиты реализуются в судебном порядке. Для привлечения нарушителя к административной или уголовной ответственности автор может обратиться в полицию или в подразделение Следственного комитета РФ. Однако решения и приговоры о привлечении к административной и уголовной ответственности выносит суд.

Защита авторских прав в суде осуществляется путем подачи искового заявления, содержащего требования к ответчику и обстоятельства, на которых требования основаны. В зависимости от сторон спора (физические лица, предприниматели, юридические лица) дело рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды. По общему правилу, иск о защите авторских прав предъявляется в суд по месту нахождения ответчика.

Полезные ссылки по теме «Защита авторских прав»:

1. Волков И.С. Защита авторского права по законодательству Российской Федерации. Автореферат кандидатской диссертации

2. Реферат по рассматриваемой теме

3. Краткая статья о судебной защите авторских прав

Если у Вас остались вопросы или Вам необходима юридическая помощь по защите авторских прав, обращайтесь, мы всегда готовы помочь. Вопросы можно задать на странице Юридическая консультация по авторскому праву.

ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ

Защита авторских прав

Защита авторских прав, как и защита смежных, патентных и других прав интеллектуальной собственности обеспечивается предусмотренными законодательством способами с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права» (пункт 1 статьи 150 ГК РФ).

Любые лица, использующие произведение, вправе осуществлять такое использование только с согласия автора или правообладателя, кроме случаев использования произведения в пределах законодательно установленных исключений (например, цитирование, распространение (продажа) экземпляров произведения, правомерно выпущенных в гражданский оборот с согласия правообладателя, и т.д.).

Подтверждением согласия обладателя исключительного права на произведение на его использование является лицензионный договор, заключаемый между правообладателем и пользователем (лицом, использующим произведение).

Таким образом, для доказывания наличия нарушения исключительного права на произведение необходимо и достаточно одновременное наличие двух обстоятельств:

1) факта использования произведения каким-либо способом, в том числе совершения в отношении произведения одного из видов действий, предусмотренных статьей 1270 ГК РФ;

2) отсутствия у лица, осуществляющего использование произведения, договора с правообладателем (или предшествующим лицензиатом).

Соответствующие способы защиты прав могут применяться по требованию правообладателей и организаций по управлению правами на коллективной основе, а также иных лиц.

Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение прав, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту прав.

В ряде случаев Гражданский кодекс устанавливает специальные способы защиты прав, предназначенные для применения только при нарушениях в отдельных случаях, в частности, нормы о возможности взыскания специальной компенсации за нарушение исключительного права.

Защита авторских прав (Статья 1252 ГК РФ) может осуществляться путем направления претензии о нарушении и предъявлением требования к нарушителю прав:

о признании права;

о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

о возмещении убытков (в частности, за использование без договора);

об изъятии материального носителя (оборудования, устройств и материалов);

о публикации решения суде о допущенном нарушении прав (такое требование может быть предъявлено к любому нарушителю исключительного права вне зависимости от наличия его вины).

Следует специально отметить, что ответственность, какая установлена за бездоговорное использование произведений, несут лицензиаты, вышедшие за пределы использования произведения, установленные лицензионным договором.

За различные случаи нарушений авторских прав законодательством установлена ответственность:

Правообладатели понимать необходимость заранее позаботиться об охране и защите прав интеллектуальной собственности и зарегистрировать права.

Для обеспечения практической защиты прав смотрите разделы нашего сайта:

Авторское право

Екатерина имеет более 6 лет юридической практики. Она присоединилась к ФПБ «Гардиум» в 2012 году. Екатерина в составе группы юристов Федерального Патентного Бюр.

Авторские права — это одна из форм защиты интеллектуальной собственности, совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства. Авторское право распространяется на вышеуказанные произведения, независимо от их назначения и достоинства, а также способов выражения.

Регистрация авторского права

Авторское право, в принципе, не нуждается в дополнительном фиксировании, так как право на произведение возникает в момент его создания. Однако авторское право можно дополнительно «зарегистрировать» (профессиональный термин — депонирование, что по сути означает передачу на хранение), например в Российском авторском обществе. Депонирование применяется для письменной и устной формы произведений, изображений и объемно-пространственной формы произведения. Также ряд объектов можно добровольно зарегистрировать в Роспатенте. К таким объектам относятся программы для ЭВМ и баз данных, топологии интегральных микросхем.

Смысл такого депонирования — показать, что на момент регистрации объект авторского права существовал в объективном виде. Это может понадобиться при столкновении интересов и защиты авторских прав.

Ответственность за нарушения авторских и смежных прав?

Гражданско-правовая ответственность

Запомните, что при нарушении авторских прав отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение, а также не исключает привлечение его к ответственности.

Защита исключительных прав (ст. 1252 ГК РФ) может осуществляться с помощью предъявления требования:

  • о признании права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;
  • о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Такое требование предъявляется к нарушителю, который уже совершил правонарушение или только готовится к этому
  • о возмещении убытков. Требование предъявляется к лицу, которое без заключения соглашения с правообладателем использует его произведение, либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;
  • об изъятии материального носителя, в том числе оборудования, расходных материалов, используемых для создания копий произведений и других действий, нарушающих права собственника произведения;
  • о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя

Обратите внимание, что аналогичную ответственность будут нести и лица, имеющие договор на использование произведения с правообладателем, но вышедшие за рамки своих полномочий.

Правообладатель может требовать от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации за нарушение исключительных прав в размере до 5000000 рублей или в двукратном размере стоимости экземпляров произведения, а также в двукратном размере стоимости права использования произведения. Узнать подробнее о взыскании компенсации

Обратите внимание! В случае неоднократного привлечения к ответственности за нарушение исключительного права, компания (юридическое лицо) может быть ликвидирована по решению суда.

Административная ответственность

В качестве административных правонарушений рассматриваются ввоз, продажа и иное незаконное использование экземпляров произведений в целях извлечения дохода, в случаях если такие экземпляры являются контрафактными или на них указана ложная информация об их изготовителях или обладателях авторских и смежных прав.

На нарушителей может быть наложен административный штраф в размере: на граждан — до 2000 рублей, на должностных лиц — до 20 000 рублей, на компании — до 40 000 рублей. При этом осуществляется изъятие всех контрафактных экземпляров произведений, а также оборудование, на котором данные экземпляры были произведены.

Уголовная ответственность

Присвоение авторства (плагиат), в случае причинения крупного ущерба правообладателю, наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок 480 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

Незаконное использование объектов авторского права и смежных прав (включая приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров в целях сбыта), совершенное в крупном размере наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Применение меры ответственности в виде лишения свободы на срок до шести лет может наступить в случае, если незаконное использование объектов авторского права или смежных прав было совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере, а также лицом с использованием своего служебного положения.

Защита авторского права в интернете

Защита авторских прав в интернете проходит по таким же принципам, что и при распространении контрафактной продукции в иных местах. Зафиксировать факт нарушения в интернете достаточно просто: произвести нотариальный протокол осмотра сайта. С протоколом осмотра можно обратиться в суд.

Наши услуги, которые помогут защитить авторские права:

Подробную информацию об услугах, стоимости и сроках Вы можете узнать у наших менеджеров по телефонам офисов. Заполнив форму обратной связи Вы можете заказать звонок.

Если Вы твердо уверены в отсутствии вменяемых Вам нарушений, и у Вас имеются доказательства своей позиции

Если Вы частично или полностью признаете факт нарушения, но не согласны с суммой предъявляемых к Вам исковых требований

Цель: полностью освободить Вашу компанию от обвинения и его последствий

  • Систематизирование существующих доказательств отсутствия нарушения с Вашей стороны, а также поиск новых
  • Подготовка правовой позиции
  • Ведение защиты в суде
Читайте так же:  Договор на оказание услуг по оценке образец

Снижение требований

Цель: максимальное снижение размера исковых требований, в том числе компенсации и возмещения убытков

  • Подготовка правовой позиции
  • Подготовка доказательственной базы, которая позволит уменьшить исковые требования
  • Представление интересов в суде

Цель: законными способами отсрочить момент выплаты исковых требований

  • Подготовка правовой позиции
  • Представление интересов в суде
  • Проведение работ по увеличению срока рассмотрения спора

Правовые требования к произведению науки как объекту авторского права

Рассматриваются требования гражданского законодательства к произведению науки как объекту авторского права. Обосновывается вывод о правовой охране авторских прав на произведение науки независимо от научного результата.

Ключевые слова: произведение науки, творчество, научный результат, авторские права.

В ГК РФ объектами авторских прав названы произведения науки, литературы и искусства. В законе не содержатся критерии отнесения того или иного произведения к произведениям науки, или произведениям литературы, или произведениям искусства. Вместе с тем в ГК РФ закреплены требования, при соблюдении которых произведение будет рассматриваться в качестве объекта авторских прав.

Во-первых, произведение должно быть создано творческим трудом. Очевидно, это требование закона относится не столько к объекту как таковому, сколько к процессу его создания и характеризует деятельность субъекта. Установление творческого характера труда гражданина дает правовое основание признать его автором результата интеллектуальной деятельности. Согласно ст. 1228 ГК РФ не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание результата интеллектуальной деятельности, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ. Однако представляется, что организационная, консультационная работа также может носить творческий характер.

Легального определения понятия творчества нет, отсутствуют в законе и признаки творческого труда. Следует согласиться с выводом Р. Мерз-ликиной и А. Юмашева о том, что «творчество в целом представляет собой очень неудобный предмет исследования для юридических наук, поскольку полностью находится в сфере психологических исследований, обладает субъективной природой и не имеет устойчивых объективных признаков».

[4, с.16]. В большинстве работ, посвященных исследованию творчества, эта дефиниция раскрывается через признак новизны. К примеру, В.Н. Штенников отмечает, что « творческий характер произведения — это новизна результата деятельности человека» [5, с.27].

Во-вторых, авторские права распространяются на произведения, выраженные в какой-либо объективной форме. Это может быть письменная, устная форма (в виде публичного произнесения, публичного исполнения), в форме изображения, в форме звуко — или видеозаписи, в объемно — пространственной форме. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких- либо иных формальностей.

Таким образом, законодательное требование для признания произведения в качестве объекта авторских прав, в том числе произведения науки, заключается в необходимости его объективной формы. И эта объективная форма должна быть создана творческим трудом гражданина.

В соответствии с п.1 ст. 1259 ГК РФ произведения науки, литературы и искусства являются объектами авторских прав независимо от достоинств и назначения произведения. В законе не содержится требований к содержанию, качеству произведения в отличие от объектов патентных прав. Объектами патентных прав являются результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие установленным в ГК РФ требованиям. Так изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. К качеству, научному уровню результатов интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, подлежащих патентованию, законодатель предъявляет высокие требования, к качеству научных результатов в других научных сферах, например, в области гуманитарных наук, никаких требований в законе нет.

Отношения по поводу создания, использования произведения науки, как произведения вообще, регулируются правовыми нормами, относящимися ко всем произведениям, в том числе произведениям искусства. Однако в полной мере отождествлять такие объекты авторского права как произведение науки и произведение искусства невозможно. Для произведения искусства создание новой оригинальной формы может являться высочайшим достижением. Создание новой формы для произведения науки может не вносить никакого вклада в развитие научной мысли. Ю.Ф. Дружинина отмечает, что «оригинальность внешней формы не имеет существенного значения, прежде всего, потому, что научное произведение оказывает рациональное, а не эмоциональное воздействие, а следовательно, приоритет имеет содержание, а не язык научного произведения» [3, с. 113].

В соответствии с ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» научная деятельность — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Научные исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные научные исследования — это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды.

Прикладные научные исследования — это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Исходя из этого, признаком произведения науки можно считать направленность на получение новых знаний.

Согласно анализируемому закону научный результат — это продукт научной деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе. Однако не каждый поиск новых знаний и новых решений завершается их получением. Нормы авторского права защищают субъективные права на результат творческой деятельности, облеченный в объективную форму, независимо от его новизны и достоинства.

Е.А. Данилина и А.Н. Попов пишут, что «научный результат может представлять собой и не оригинальное произведение, выполненное с помощью тривиальных умозаключений, в этом случае такой результат будет обладать субъективной новизной и для общества не представлять ценности, а следовательно, такой результат не защищается в рамках авторско- правового подхода» [2, с. 6-7]. Следует учитывать обоснованный вывод

Э.П. Гаврилова о необходимости проводить различие между научным произведением и научным результатом. Профессор Гаврилов пишет: «.элементы, образующие содержание любого научного произведения, в авторском праве самостоятельного юридического значения не имеют». И далее: « Авторское право охраняет в научных произведениях не содержание, а их форму» [1, с. 78-82].

В соответствии с п.5 ст.1259 ГК РФ авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Но именно такие, по сути, результаты интеллектуальной деятельности являются значимыми для развития науки. Из сказанного следует, что наиболее значимые научные достижения, конечно речь идет о наличии их объективной формы, не получили в законе охраны и защиты, отличной от охраны и защиты прав на все другие произведения.

Таким образом, произведение науки является объектом авторских прав независимо от научного результата, то есть получения или неполучения новых знаний или новых решений.

Произведение науки как объект авторского права — это выражение в объективной форме творческого поиска новых знаний или решений и результатов этого творческого поиска конкретного субъекта. Такой подход к решению вопроса об объектах авторского права получил закрепление и в судебной практике. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 5/29 от 26 марта 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, «что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права».

Список использованной литературы:

Гаврилов Э.П. Советское авторское право. — М., 1984. — 222 с.

Данилина Е.А., Попов А.Н. Научные произведения в российском и европейском законодательстве: монографии, лекции, шахматные композиции. — М., 2009. — 48 с.

Дружинина Ю. Ф. Произведение науки гражданского права как объект авторского права // Вестник Томского государственного университета. — 2008. — № 313. — С. 112-114.

Мерзликина Р., Юмашев А. Еще раз о творчестве как о признаке объектов авторского права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права.

2008. — № 2. — С. 16-23.

Штенников В.Н. Понятие «творческий характер произведения» // Биржа интеллектуальной собственности. — 2009. — № 12. — С. 25-28.

Информация об авторе

Белькова Елена Геннадьевна — кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой гражданского права и процесса. Иркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) (664011, г. Иркутск, ул. Некрасова, д. 4, e-mail: egbelkovaATyandex.ru).

Защита авторских прав: актуальные способы

Защита авторских прав — инструкция по применению

Понятие и виды авторских прав

Авторские права определены как интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства, которые являются результатом творческого труда.

Достоинство, назначение произведения, способ его выражения значения не имеет. Оно может быть обнародованным и необнародованным, выраженным как письменно, так и устно (например, публично исполнено или произнесено), или в иной объективной форме – объемно-пространственной, в виде изображения, звуко- или видеозаписи.

Самые распространенные объекты авторских прав: литературные, драматические, сценарные, хореографические, музыкальные произведения, фотографии, фильмы, произведения архитектуры, переводы, сборники (как результат составительства), программы для ЭВМ (перечень открыт), независимо от их регистрации и соблюдения каких-либо формальностей. По желанию правообладателя возможно проведение регистрации программ для ЭВМ и баз данных.

Официальные документы, законы, судебные решения, государственная символика, фольклор, информационные сообщения не защищаются авторским правом.

Автору произведения принадлежат:

1.​ Личные неимущественные права

​ право авторства — право признаваться автором произведения;

​ право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим либо вымышленным именем (псевдонимом) или анонимно;

​ право на неприкосновенность произведения и защита его от искажений — не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение его при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями .

​ право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить или дать согласие на действия, которые впервые сделают его доступным для всеобщего сведения путем опубликования, публичного показа или исполнения, сообщения в эфир, по кабелю и др.

Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

2.​ Исключительное право на произведение

Автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

Исключительное право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, после чего произведение переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любыми лицами.

​ право на вознаграждение за служебное произведение,

​ право на отзыв — право до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения об этом;

​ право следования – право на часть цены оригинала при публичной продаже;

​ право доступа к произведениям изобразительного искусства – право требовать у собственника оригинала возможность создания копии.

Субъектами авторских прав являются:

1. автор – гражданин, чьим творческим трудом создано произведение. Если произведение – результат совместного творческого труда, то граждане признаются соавторами (как, например, братья А. и Б. Стругацкие).

2. правообладатель – физическое или юридическое лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение. Изначально правообладатель – это автор. Но поскольку исключительное право может переходить к другим лицам по договору или иным основаниям, то гражданин, чьим творческим трудом создано произведение, останется автором, а правообладателем будет другое лицо (гражданин, организация), к которому перешло исключительное право.

Способы защиты авторских прав

Можно защищать как личные неимущественные права, так и исключительное право.

В частности, признание авторства может использоваться как самостоятельный путь защиты, либо наряду с другими, как необходимое условие для достижения успеха при их применении. Иногда без доказывания права авторства невозможно предъявление и иных требований.

Пример из судебной практики: Истцом заявлены требования о признании отсутствующим у ответчика авторского права на бланки медицинской карты и сертификата о профилактических прививках. В удовлетворении требования отказано, так как на авторство дизайна спорной полиграфической продукции претендует третье лицо. При этом, истцом, не заявляющим своего авторства на спорные бланки, избран ненадлежащий способ защиты права. (Постановление Федерального АС Уральского округа от 02.07.2013 N Ф09-5928/13 по делу N Ф09-4277/2012).

Читайте так же:  Иск удовлетворен когда решение вступает в силу

Как доказать право авторства.

Способ 1.Прибегнуть к презумпции авторства.

Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения считается его автором, если не доказано иное. Однако, если авторство оспаривается, способ будет явно слабоват, и возникнет необходимость прибегнуть к иным вариантам доказывания.

Способ 2. Предоставление доказательств авторства.

А именно — любых документов и информации, которые подтверждают создание произведения творческим трудом именно данного лица – наброски, черновики, переписка, договоры, исходные материалы, документы о депонировании произведения, свидетельские показания и т.д.

Способ 3. Назначение экспертизы.

Сложно, дорого, не быстро.

Могут быть применены лингвистическая, компьютерная, речеведческая, искусствоведческая и иные виды экспертиз. Они будут решать вопрос о сходстве, тождестве, различиях произведений. Имеем в виду, что подтверждение тождества образца и спорного произведения будет иметь доказательственное значение лишь в том случае, если право авторства на образец не вызывает сомнений. Также перед экспертом можно поставить вопрос, является ли произведение результатом переработки или оно самобытно и т.п.

​ Восстановление положения, существовавшего до нарушения авторского права

В общем-то, это задача каждого из способов. Поэтому данный способ имеет общий характер.

​ Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения

Требования предъявляются к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут их пресечь. Самый распространенный пример – требование о запрете распространения контрафактных экземпляров или о запрете использования произведения любым способом.

​ Компенсация морального вреда

Претерпевать моральный вред могут только физические лица, в связи с чем данный способ защиты подходит только для граждан. Статья 151 Гражданского кодекса определяет моральный вред как физические или нравственные страдания, которые причинены действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага.

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации должны учитываться требования разумности и справедливости.

Пример из судебной практики. Истец ссылается на то, что ответчик, разместив на своем сайте фотографию истца, осуществил неправомерное использование его произведения, поскольку согласия на такое размещение истец ответчику не давал. Требование частично удовлетворено. Ответчик допустил нарушение исключительного права истца на произведение, а также нарушение личных авторских прав истца в отношении принадлежащего ему произведения, однако истец не представил суду подтверждений значительности своих нравственных страданий по поводу допущенного ответчиком нарушения его личных авторских прав. (Апелляционное определение Московского городского суда от 20.04.1015 по делу № 33-13414).

​ Публикация решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя

Требование предъявляется к лицу, неправомерно использовавшему произведение без заключения лицензионного договора с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему исключительное право, что причинило ущерб, привело к упущенной выгоде.

При наличии достаточных данных о нарушении авторских прав органы дознания или следствия обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для воспроизведения указанных экземпляров произведения, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение.

У правообладателя есть альтернатива – при нарушении исключительного права в качестве способа защиты выбрать либо возмещение убытков, либо выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;

3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

Не так давно были внесены изменения в п. 3 ст. 1252 ГК РФ, позволяющие суду снизить общий размер компенсации ниже низшего предела (10 тыс. руб.). Такое правомочие суд может реализовать при условии, что одним действием нарушены права сразу на несколько результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат одному и тому же правообладателю. Обращаем внимание, что суд может снизить итоговый размер компенсации не более, чем на пятьдесят процентов минимальных размеров всех компенсаций за допущенные нарушения.

Поскольку доказывать размер убытков достаточно сложно, выплата компенсации очень популярный и распространенный метод.

2.​ Использование технических средств и копирайта

В самом общем смысле можно говорить о самозащите права.

Это использование технологий, технических устройств или их компонентов, контролирующих доступ к произведению, предотвращающих либо ограничивающих совершение третьими лицами действий, которые нарушают авторские права.

Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

латинской буквы «C» в окружности;

имени или наименования правообладателя;

года первого опубликования произведения.

Этому знаку (копирайту) придается исключительно информационное значение. Его наличие не доказывает авторство, не свидетельствует о регистрации авторских прав, а предупреждает о их наличии.

3.​ Административно-правовые способы

Условием привлечения к такому виду ответственности является преследование виновным лицом цели извлечения дохода. В этом случае статья 7.12. КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за любое нарушение авторских прав.

В качестве административного правонарушения норма указанной статьи называет также ввоз, продажу, сдачу в прокат, иное незаконное использование экземпляров произведений, если они являются контрафактными либо на них указана ложная информация об изготовителях, местах производства, правообладателях.

С помощью указанных мер ответственности можно защититься от присвоения авторства, принуждения к соавторству и других нарушений.

За указанные деяния отвечать придется путем уплаты штрафа, размер которого, увы, не так велик – до 2 тыс. рублей на граждан, до 20 тыс. руб. для должностных лиц, до 40 тыс. руб. для юридических лиц, при этом будут конфискованы контрафактные экземпляры, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения.

4.​ Привлечение к уголовной ответственности

Уголовная ответственность установлена ст. 146 УК РФ:

​ За плагиат (присвоение авторства),

причинивший крупный ущерб (более 100 тыс. руб.), в том числе, объявление себя автором чужого произведения, выпуск его под своим именем, издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания последних;

​ За незаконное использование объектов авторского права,

совершенное в крупном размере, в том числе: воспроизведение, продажа, прокат, публичный показ, обнародование, распространение в сети Интернет, перевод, переработка, модификация и иные действия, совершенные на бездоговорной основе;

​ За приобретение, хранение и перевозку контрафактных экземпляров произведений

в целях сбыта, совершенные в крупном размере.

5.​ Привлечение нарушителя к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства

Можно использовать такой способ только в случае, если вы осуществляете предпринимательскую деятельность. Одним из проявлений недобросовестной конкуренции будет продажа, обмен или иное введение вашим конкурентом в оборот товара с нарушением авторских прав.

В этом случае можно обратиться с заявлением в управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС РФ), которая обладает полномочиями по привлечению к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Установленные размеры штрафов на недобросовестную конкуренцию достаточно весомы – для юридических лиц штраф составит от ста до пятисот тысяч рублей.

В связи с чем, данный способ защиты может оказаться весьма эффективным в борьбе с недобросовестным конкурентом.

6.​ Регистрация и депонирование

Какая-либо регистрация авторских прав на произведения науки, литературы и искусства законом не предусмотрена (ст. 1259 п. 4 ГК РФ).

В течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных правообладатель может по своему желанию зарегистрировать их в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте).

Депонирование произведения представляет собой процедуру, при которой лицо, заявляющее об авторстве конкретного произведения, предъявляет его в организацию, осуществляющую депонирование и получает документ, содержащий информацию о предъявленном произведении и дате предъявления.

Какая-либо проверка авторства не производится, поэтому
поэтому указанный документ удостоверяет лишь то, что в указанное время указанное лицо подало заявку о депонировании, владело экземпляром произведения и утверждало свое авторство на него.

Услуги по депонированию произведений предлагают многие организации.

Нужно помнить, что полученные свидетельства в случае наличия судебного спора об авторстве не будут весомым доказательством. Для доказывания своего права придется прибегнуть к одному из способов, указанных нами выше, в том числе, предъявить доказательства создания и работы над произведением.

Субъекты защиты авторских прав

Речь идет о круге лиц, кто вправе воспользоваться вышеуказанными способами защиты.

Кроме авторов и иных правообладателей, это, например, организации по управлению правами на коллективной основе. Права авторов музыкальных произведений, к примеру, защищает Российское авторское общество.

Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134 Гражданского кодекса), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац второй пункта 1 статьи 1266) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Территория защиты

В 1995 году Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений – ключевому международному соглашению в этой области. Участниками конвенции являются 167 стран, администрируется Всемирной организацией интеллектуальной собственности . Произведения российских авторов охраняются во всех государствах, присоединившихся к Бернской конвенции, в соответствии с законодательством соответствующего государства, равно как произведения иностранных авторов подлежат правовой охране в нашей стране.

Как нам кажется, за последние годы наша страна значительно продвинулась в вопросах защиты авторских прав, борьбы с «пиратством». Хотя, несомненно, есть пути для совершенствования. Растет уровень правосознания в гражданском обществе, связанный с охраной авторских прав. Полагаем, что арсенал средств защиты прав авторов и иных правообладателей достаточно широк и предоставляет определенный уровень защиты при условии их своевременного и правильного использования.

Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.

Похожие статьи:

  • Приказ мвд рф 280 дсп от 26032008 о взаимодействии Приказ мвд рф 280 дсп от 26032008 о взаимодействии читать. 495 приказ мвд о взаимодействии - 2018-11-16 Радуга на грозовом небе рисование 2 класс презентация Зависит от успешного взаимодействия следователя, оперативного работни-. Резерв выдвижения офицеров на высшие […]
  • Пособие при рождении ребенка 2019 хмао Детские пособия в Ханты-Мансийском АО (Югра) в 2019 году Федеральные детские выплаты в Ханты-Мансийском АО (Югра) в 2019 г Размеры федеральных пособий рассчитаны на основании Постановления Правительства РФ Постановлением от 24 января 2019 года №32 «Об утверждении […]
  • Детское пособие по уходу за ребенком до 15 Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2019 году Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2019 году — это денежная выплата. Как только малышу исполняется полтора года — выплаты прекращаются. Так как данная выплата является социальным пособием, […]
  • Приказ министерства 413 от 29052006 Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. N 747 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация […]
  • Детское пособие неработающим матерям Пособия для неработающих беременных в 2019 году beremennaya_ne_rabotayushchaya.jpg Похожие публикации Выплаты будущим матерям предусмотрены законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О госпособиях гражданам, имеющим детей». Многие пособия безработным […]
  • Приказ 280 со Приказ МЧС РФ от 23 мая 2012 г. N 280 "Об утверждении Правил аттестации руководящего состава Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по вопросам гражданской обороны, защиты […]