Судебная практика по коммерческому подкупу

Приговоры судов по ст. 204 УК РФ Коммерческий подкуп

Уголовное дело в отношении Смирнова В.Д. поступило в Центральный районный суд г.Оренбурга дд.мм.гггг и подсудно Центральному районному суду г.Оренбурга.При рассмотрении уголовного дела по существу судом на обсуждение вынесен вопрос о необходимости.

Решением Совета Партнерства Некоммерческого Партнерства «Поволжская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» (далее по тексту — Ассоциация «ПСОПАУ») от дд.мм.гггг Беженцев В.А. принят с этой же в её членство (с дд.мм.

органами предварительного расследования Дайнеко И.М. обвиняется в коммерческом подкупе, то есть незаконном получении лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации денег за совершение действий в интересах дающего или иных лиц.

Подсудимый Жданов А.В. обвиняется в незаконном получении лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, денег, за совершение действий в интересах дающего, если должностное лицо в силу своего служебного положения может способ.

Суд признает доказанным, что БОЛЬШОВ А. Ю. совершил коммерческий подкуп, то есть незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации денег за совершение действий в интересах дающего, если указанные действия вх.

дд.мм.гггг Солодов А.С. вошел в состав учредителей, а впоследствии стал единственным учредителем коммерческой организации — ООО «Центр профессионального образования», ИНН № (далее по тексту — ООО «ЦПО»), основной целью деятельностью которого являл.

Матюшкин А.Г., выполняя управленческие функции в коммерческой организации, незаконно получил деньги за совершение в интересах дающего действий, которым он может способствовать в силу своего служебного положения, в крупном размере.Указанное преступ.

Шакалов В.А. совершил коммерческий подкуп, то есть незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, денег за совершение действий в интересах дающего и иных лиц, если указанные действия входят в служебные п.

Михалев С.В. стремился к незаконному материальному обогащению, в результате чего совершил умышленные преступления небольшой и средней тяжести против интересов службы в коммерческой организации при следующих обстоятельствах.Органом предварительного.

Дадилов У.С. совершил коммерческий подкуп, то есть незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой организации, денег в интересах дающего, за совершение действий, если оно в силу своего служебного положения может спосо.

Уголовное преследование за коммерческий подкуп и передачу взятки

В результате совместной и слаженной работы полиции, следственных органов и прокурора как координатора борьбы с преступностью в Алтайском крае наработана практика осуществления уголовного преследования за коррупционные преступления, совершаемые гражданами и лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих организациях.

Яркий пример — результат совместной работы по возбуждению 123 уголовных дел, из которых 88 направлено в суд (из них 45 коррупционных), 35 (коррупционных) прекращено по нереабилитирующим основаниям (ст. 28 УПК).

Так, в следственные органы Алтайского края в порядке, предусмотренном ст. 145 и 151 УПК, из оперативных подразделений полиции поступили материалы о совершении техническим экспертом ООО и страховым агентом ОАО нескольких тождественных преступлений, предусмотренных пп. «а», «в» ч. 4 ст. 204 УК (коммерческий подкуп). В ходе следствия, проведённого в сжатые сроки, было установлено 45 эпизодов преступной деятельности технического эксперта ООО и страхового агента ОАО, которые, действуя в группе лиц, систематически получали вознаграждение от обращавшихся к ним граждан за осуществление услуг по страхованию автомобильного транспорта без его фактического осмотра на предмет технического состояния. Действия обоих квалифицированы по пп. «а», «в» ч. 4 ст. 204 УК по каждому эпизоду подкупа. Помимо изложенного, действия страхового агента и технического эксперта, подделывавших и реализовывавших диагностические карты, были квалифицированы по ч. 2 ст. 327 УК.

Такие действия каждого гражданина, за исключением эпизодов преступной деятельности, выявленных в рамках ОРМ, были квалифицированы по п. «б» ч. 2 ст. 204 УК, уголовное преследование впоследствии прекращено на основании примечания к ст. 204 УК, ч. 2 ст. 75 УК и ч. 2 ст. 28 УПК.

Таким образом, оба субъекта коммерческого подкупа понесли установленную законом ответственность.

Органом предварительного расследования, а впоследствии и судом было установлено, что страховой агент и технический эксперт оформили более 45 транспортных средств как прошедшие технический осмотр и получившие на этом основании незаконный допуск к эксплуатации и приобретению полисов ОСАГО. Несколько автомобилей на момент заключения договора были технически неисправны, находились на ремонте или были попросту разобраны. Эти транспортные средства допускались к эксплуатации, что создавало угрозу для других участников дорожного движения.

Новоалтайским городским судом Алтайского края 14 мая 2014 г каждый подсудимый был приговорён к 3 годам 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года и со штрафом в размере 50 тыс. руб. Приговор вступил в силу, сторонами не обжаловался.

Необходимо отметить и практику осуществления уголовного преследования лиц, передавших предмет коммерческого подкупа (взятку).

Так, согласно конструкции уголовного закона применительно к указанной выше ситуации уголовная ответственность за коммерческий подкуп наступает как для лица, передавшего предмет подкупа (п. «б» ч. 2 ст. 204), так и для лица, его получившего (пп. «а», «в» ч. 4 ст. 204 УК). При этом действия лица, передавшего предмет подкупа, образуют состав преступления, относящийся согласно ч. 4 ст. 15 УК к категории тяжких.

Анализ следственной практики, существующей в различных субъектах РФ, показал, что обычным явлением является освобождение от уголовной ответственности лиц, передавших предмет подкупа либо взятку, по примечанию к ст. 204 и 291 УК, при этом выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК и примечаниями к ст. 204 и 291 УК, т. е. за отсутствием состава преступления.

Полагаю, что такая практика не соответствует конструкции составов преступлений за передачу взятки и предмета коммерческого подкупа. Предлагаю обратить внимание на юридическую природу освобождения от уголовной ответственности, фактически сведённого к отказу государства от исполнения уголовной ответственности в отношении лица, совершившего преступление. Факт освобождения такого лица от уголовной ответственности не означает отсутствия в деянии состава преступления со всеми вытекающими последствиями (например, невозможность реабилитации).

О том, что событие преступления имеет место, спора нет, поскольку предмет взятки (коммерческого подкупа) передан. По каждому из таких фактов, в соответствии с действующим законодательством, должно быть принято процессуальное решение, и оно может быть только одно — возбуждение уголовного дела, поскольку УПК (ст. 24) не содержит правовых оснований для отказа в возбуждении уголовного дела на основании примечаний к ст. 204 УК и 291 УК.

Согласно примечаниям к указанным статьям лица, совершившие дачу взятки (коммерческий подкуп), освобождаются от уголовной ответственности, если в отношении их имело место вымогательство; если лицо добровольно сообщило о подкупе (взятке) органу, имеющему право возбудить уголовное дело; если активно способствовало раскрытию преступления; если активно способствовало расследованию преступления.

Все указанные основания освобождения от уголовной ответственности, согласно УПК, не являются реабилитирующими и применимы следователем и судом только на стадиях предварительного расследования и судебного следствия, могут быть проверены как минимум следственным путём, поскольку говорить о наличии состава преступления в действиях лиц можно только в совокупности с наличием события преступления, предусмотренного ст. 290 (чч. 3, 4 ст. 204) УК.

Безусловно, институт освобождения от уголовной ответственности необходим для реализации политики государства в уголовно-правовой сфере.

Также на наличие состава преступления в действиях этих лиц обращается внимание и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». В его п. 30 отмечено, что освобождение от уголовной ответственности взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, которые активно способствовали раскрытию и (или) расследованию преступления и в отношении которых имело место вымогательство взятки или предмета коммерческого подкупа, не означает отсутствия в их действиях состава преступления. Такая же позиция отражена и в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г N 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» — освобождение лица от уголовной ответственности, в том числе в случаях, специально предусмотренных примечаниями к соответствующим статьям Особенной части Уголовного кодекса РФ, не означает отсутствия в деянии состава преступления, поэтому прекращение уголовного дела и (или) уголовного преследования в таких случаях не влечёт за собой реабилитацию лица, совершившего преступление.

Практика прекращения уголовных дел и освобождения лиц от уголовного наказания в Алтайском крае сложилась следующим образом.

В случаях, когда субъект преступления на стадии предварительного следствия заявляет соответствующее ходатайство, т. е. осознаёт, что он преступник и согласен с основаниями прекращения уголовного преследования, и к тому есть достаточные основания, преследование лица и уголовное дело прекращается следователем. В тех же случаях, когда такого согласия на стадии предварительного следствия не получено, уголовное дело направляется в суд, который и исследует соответствующие обстоятельства, и если они подтверждены, а подсудимый согласен с основаниями прекращения уголовного преследования, суд выносит соответствующее постановление на основании примечания к ст. 291 (204) УК, ст. 28 и ч. 4 ст. 24 УПК. То есть налицо основания, предусмотренные ч. 2 ст. 75 УК.

Полагаем, что в тех случаях, когда все обстоятельства для освобождения от уголовной ответственности подтверждены и есть повод для прекращения уголовного преследования по указанным основаниям, но подсудимый не осознаёт, что является преступником, считает себя невиновным, суд обязан вынести приговор, но при этом освободить лицо от уголовной ответственности.

Следует отметить, что назрела необходимость внесения в уголовно-процессуальное законодательство (ст. 24 УПК) нереабилитирующих оснований отказа в возбуждении уголовного дела, отсылающих к примечаниям к ст. 291, 291.1 и 204 УК (соответственно по аналогии — и к ст. 222, 223, 228 УК). Поскольку сейчас, даже когда очевидно, что в дальнейшем уголовное преследование будет прекращено, органы следствия обязаны возбуждать уголовные дела, проводить расследование, а суды рассматривать уголовные дела, на что тратится время, силы и средства и чего можно было бы избежать предлагаемым способом.

Читайте так же:  Приказ 2 1996

Практика же, существовавшая до сих пор, свидетельствует, что либо процессуальные решения в таких случаях вообще не принимались, либо выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК (отсутствие состава преступления), что не основано на законе и фактически является укрытием, как минимум от учёта, коррупционных преступлений.

Считаем, что большую общественную и негативную значимость как явление имеет именно дача взятки и предмета коммерческого подкупа, а не их получение. Поскольку на сегодня сложилась такая ситуация, что граждане ввиду безнаказанности зачастую и не понимают, что совершили преступление, а правоохранительные органы, не принимая законных решений о возбуждении уголовного дела и прекращении преследования по нереабилитирующим основаниям, фактически поощряют таких граждан на дальнейшее подобное коррупционное поведение, что обусловлено желанием следственных органов привлечь к уголовной ответственности получателя взятки (предмета коммерческого подкупа), для чего необходимы доказательства, основными из которых являются показания лиц, дающих взятку (предмет коммерческого подкупа).

Также необходимо внести изменения и в ст. 153 УПК, поскольку было бы правильно соединять в одном производстве уголовные дела о двух, а в некоторых случаях и трёх самостоятельных преступлениях, совершённых разными субъектами — получатель (ст. 290, ч. 3 ст. 204, ч. 4 ст. 204 УК), передающий (ч. 1 ст. 204, ч. 2 ст. 204, ст. 291 УК), посредник (ст. 291.1 УК). На сегодня таких правовых оснований нет, поэтому следственные органы в одних случаях эти дела расследуют раздельно, в других — соединяют и расследуют совместно.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6
«О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»

С изменениями и дополнениями от:

6 февраля 2007 г., 23 декабря 2010 г., 22 мая 2012 г.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 настоящее постановление признано утратившим силу

В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства, предусматривающего ответственность за взяточничество и коммерческий подкуп, и в связи с вопросами, возникшими в судебной практике, Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет:

1. Обратить внимание судов на то, что в соответствии с примечанием к статье 285 УК РФ субъектом уголовного преступления — получения взятки, предусмотренного статьей 290 УК РФ, может быть лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.).

2. К представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями).

3. Суду надлежит тщательно исследовать, какие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (постоянно или временно) выполняло лицо, привлеченное к ответственности за получение взятки.

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Информация об изменениях:

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 6 февраля 2007 г. N 7 в пункт 4 настоящего постановления внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. Субъектом преступления, предусмотренного статьей 290 УК РФ, надлежит признавать, при наличии к тому оснований, и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе. В приговоре следует указывать, в чем конкретно выразились такие действия (бездействие).

Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом судам следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности.

К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.

5. Не являются субъектами получения взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.

6. Лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой или иной организации независимо от формы собственности либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, а также поверенные, представляющие в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности, не могут быть признаны должностными лицами и в случае незаконного получения ими ценностей либо пользования услугами за совершение действия (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым служебным положением подлежат ответственности по статье 204 УК РФ.

При рассмотрении дел о коммерческом подкупе судам следует иметь в виду, что обвинительный приговор в отношении лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, за незаконное получение денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно за незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением может быть вынесен при наличии к тому оснований, если деянием причинен вред интересам других организаций, интересам граждан, общества или государства либо если вред причинен исключительно коммерческой или иной организации, где работает такое лицо, когда уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия.

7. Решая вопрос о наличии в действиях лица состава преступления, предусмотренного статьей 204 УК РФ, судам следует исходить из того, что под коммерческой организацией в соответствии со статьей 50 ГК РФ следует понимать организацию (юридическое лицо), которая в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли (например, хозяйственное товарищество и общество, производственный кооператив, государственное и муниципальное унитарное предприятие). При этом необходимо учитывать, что унитарное предприятие, являясь в силу статьи 113 ГК РФ коммерческой организацией, не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником (учредителем) имущество, в отношении которого оно осуществляет лишь хозяйственное ведение или оперативное управление ( статьи 114 и 115 ГК РФ).

К некоммерческой организации, которая не является органом государственной власти или местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в соответствии с гражданским законодательством относятся потребительский кооператив, общественное объединение или религиозная организация, благотворительные и иные фонды, а также учреждение, которое создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера ( статьи 50 и 120 ГК РФ).

8. Судам следует иметь в виду, что уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных статьей 33 УК РФ.

9. По смыслу закона предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.

Суду следует указывать в приговоре, за выполнение каких конкретных действий (бездействия) должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, получило взятку или предмет коммерческого подкупа от заинтересованного лица. Время их передачи (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет.

Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.

Читайте так же:  Стоматологическая экспертиза в нижнем новгороде

Информация об изменениях:

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 22 мая 2012 г. N 7 пункт 10 настоящего постановления изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

10. Разъяснить судам, что по смыслу части 1 статьи 290 УК РФ под действиями (бездействием) должностного лица, входящими в его служебные полномочия, следует понимать действия (бездействие), которые он правомочен совершать в соответствии со своими служебными полномочиями и которые формально соответствуют требованиям закона, иным нормативным и другим правовым актам. В данном случае дача взятки обусловлена, например, желанием взяткодателя ускорить принятие должностным лицом соответствующего решения либо повлиять на выбор (в пределах компетенции или усмотрения должностного лица) наиболее благоприятного решения для себя или представляемых лиц или иными аналогичными мотивами.

Под незаконными действиями (бездействием) должностного лица, применительно к диспозиции части 3 статьи 290 УК РФ, следует понимать совершенные с использованием служебных полномочий неправомерные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также действия (бездействие), содержащие признаки преступления либо иного правонарушения (фальсификация доказательств по уголовному делу, несоставление протокола об административном правонарушении, когда это обязательно по закону, принятие решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности и т.п.).

11. Дача взятки или незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, а равно их получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.

В случаях, когда должностное лицо или лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять взятку или предмет коммерческого подкупа, взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки или подкупа, несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное статьей 291 УК РФ или соответствующей частью статьи 204 УК РФ.

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет взятки или подкупа, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение либо дачу взятки или незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе.

Не может быть квалифицировано как покушение на дачу или получение взятки либо на коммерческий подкуп высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало.

12. Должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части статьи 291 УК РФ как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, — как соучастник дачи взятки.

Должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации передать лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги, иное имущество, несет ответственность по части первой или второй статьи 204 УК РФ как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, — как соучастник коммерческого подкупа.

13. Взятку или предмет коммерческого подкупа надлежит считать полученными по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два и более должностных лица или два и более лица, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из этих лиц.

В соответствии с законом ( статья 35 УК РФ) организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого в организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными или не выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно части четвертой статьи 34 УК РФ как организаторы, подстрекатели либо пособники преступлений, предусмотренных статьями 204 , 290 и 291 УК РФ. В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия взятки либо незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе хотя бы одним из должностных лиц или лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 14

15. Вымогательство означает требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

16. Имея в виду, что от размера взятки зависит квалификация преступления, любой переданный предмет или оказанные услуги должны получить денежную оценку на основании действительной стоимости предмета, цен, расценок или тарифов за услуги, сложившихся в данной местности или действовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии — на основании заключения экспертов.

Если взятка в крупном размере получена частями, но эти действия представляли собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере.

17. В случае получения взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, организатор, подстрекатель и пособник как соучастники этого преступления несут ответственность по статье 33 УК РФ и части третьей статьи 290 УК РФ.

18. Квалифицирующие признаки, характеризующие повышенную общественную опасность взяточничества или коммерческого подкупа (вымогательство, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой и др.), следует учитывать при юридической оценке действий соучастников получения взятки или незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, если эти обстоятельства охватывались их умыслом.

Вместе с тем при квалификации действий соучастников преступления не должны приниматься во внимание такие обстоятельства, которые характеризуют личность других участников деяния (например, неоднократность получения или дачи взятки, коммерческого подкупа).

19. Ответственность за дачу и получение взятки или коммерческий подкуп не исключает одновременного привлечения к уголовной ответственности за действия, образующие самостоятельное преступление. В таких случаях содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений.

Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений — по части второй статьи 290 УК РФ и соответствующей статье УК РФ ( злоупотребление должностными полномочиями , незаконное освобождение от уголовной ответственности , фальсификация доказательств и т.п).

20. Получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по статье 159 УК РФ.

Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) указанными лицами.

21. Если лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве взятки либо предмета коммерческого подкупа и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, которому предполагалось передать взятку или незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе.

22. Решая вопрос об освобождении от уголовной ответственности лица, сообщившего органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки должностному лицу или о незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, следует иметь в виду, что сообщение (письменное или устное) должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки или коммерческом подкупе стало известно органам власти.

Информация об изменениях:

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23 декабря 2010 г. N 31 пункт 23 настоящего постановления изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

23. Судам следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 104.1 УК РФ деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате преступлений, предусмотренных статьей 290 УК РФ и частями 3 и 4 статьи 204 УК РФ, и любые доходы от этого имущества подлежат конфискации, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.

24. Освобождение взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа.

Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.

При решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, суду следует иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу.

Читайте так же:  Петрова си закон о государственной гражданской службе

25. Разъяснить судам, что субъектом провокации взятки либо коммерческого подкупа ( статья 304 УК РФ) может быть любое лицо, действующее с прямым умыслом в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа. Данное преступление является оконченным с момента попытки передачи денег или иных материальных ценностей либо попытки оказания услуг имущественного характера. Решая вопрос о наличии состава данного преступления, суду надлежит проверять, не было ли предварительной договоренности с должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях, о согласии принять предмет взятки или коммерческого подкупа.

При отсутствии такой договоренности и отказе принять предмет взятки или подкупа лицо, пытавшееся вручить названный предмет в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа, подлежит ответственности по статье 304 УК РФ.

Не является провокацией взятки или коммерческого подкупа проведение предусмотренного законодательством оперативно-розыскного мероприятия в связи с проверкой заявления о вымогательстве взятки или имущественного вознаграждения при коммерческом подкупе.

Если провокация взятки или коммерческого подкупа совершена должностным лицом с использованием служебного положения, содеянное им следует дополнительно квалифицировать по статье 285 УК РФ.

26. Рекомендовать судам кассационной и надзорной инстанций усилить надзор за рассмотрением судами первой инстанции дел о преступлениях, предусмотренных статьями 204 , 290 , 291 и 304 УК РФ.

27. С принятием настоящего постановления признать не действующими на территории Российской Федерации постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 3 «О судебной практике по делам о взяточничестве», а также пункты второй , третий , четвертый и пятый постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге».

Председатель Верховного Суда
Российской Федерации

Коммерческий подкуп — наказание по статье 204 УК РФ

Коммерческий подкуп: состав преступления

Ст. 204 УК РФ коммерческий подкуп описывает как противоправную передачу материальных благ, имущественных прав или оказание услуг лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или другой организации, в обмен на действия или бездействие в интересах передающего или лиц, которых он представляет. Обратное действие, то есть получение таких благ лицом, осуществляющим управленческие функции, также образует состав коммерческого подкупа.

Как и любая другая норма Особенной части УК, ст. 204 позволяет выделить объективную и субъективную стороны преступления, определить его объект и субъект. Анализ этих элементов дает возможность выделить основные отличия от иных сходных составов и правильно квалифицировать действия субъекта.

Субъект преступления

Говоря о субъекте преступления, необходимо отметить, что ст. 204 УК сформулирована таким образом, что предусматривает одновременно ответственность как для лица, получающего материальные блага или услуги, так и для того, кто их передает или оказывает. Таким образом, ответственность обоих субъектов преступления может оказаться весьма значительной.

Понести ответственность за противоправную передачу благ или оказание услуги может физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Оно может представлять как свои личные интересы, так и интересы третьих физических или юридических лиц.

Получателем вознаграждения может быть только лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной негосударственной организации. Таким образом, в данном случае УК предусматривает исключительно специальный субъект.

Отдельно стоит отметить случай соучастия. Ч. 2 рассматриваемой статьи предусматривает возможность совершения такого преступления и группой лиц по предварительному сговору. Оно может совершаться силами лиц, не обладающих признаками специального субъекта. Если таковое совершается не путем посредничества, которое образует самостоятельный состав, то оно должно быть квалифицировано по ст. 204, но с отсылкой к ст. 33 УК РФ. Такую позицию озвучивает и Пленум Верховного суда в постановлении от 09.07.2013 № 24.

Объективная и субъективная стороны коммерческого подкупа

Коммерческий подкуп УК РФ определяет как преступление, совершаемое исключительно с умыслом. Это значит, что субъекты осознают преступность своих действий и желают наступления противоправных последствий.

Объективная сторона коммерческого подкупа может выражаться как в передаче предмета преступления, так и в его получении. То есть речь идет о преступлении с так называемым двойным субъектом. Причем если в первом случае таковым может быть любое вменяемое лицо от 16 лет и старше, то во втором — исключительно лицо, исполняющее управленческие функции в негосударственном предприятии, то есть специальный субъект.

Специальный субъект соглашается действовать или бездействовать в интересах предложившего подкуп или представляемых им лиц. Само преступление считается завершенным с момента принятия вознаграждения. То есть исполнение условий договоренности сторон подкупа в объективную сторону не входит.

Объект и предмет коммерческого подкупа

Говоря об объекте этого преступления, можно выделить основной и дополнительный. Основной — это интересы и общественные отношения, складывающиеся в ходе осуществления управленческой деятельности на коммерческом или ином предприятии. Однако данные отношения тесно взаимосвязаны с иными, формирующими дополнительный объект преступного посягательства.

Речь может идти об уроне, наносимом:

  • материальным и нематериальным интересам, правам и законным интересам третьих лиц, осуществляющих экономическую деятельность;
  • имиджу служащего коммерческой или иной организации.

Предмет коммерческого подкупа разнообразен. УК включает в список:

  • деньги и ценные бумаги;
  • имущество и имущественные права;
  • услуги имущественного характера.

Последняя формулировка представляется весьма расплывчатой, поэтому она разъясняется в постановлении Пленума ВС от 09.07.2013 № 24. Под имущественными услугами можно понимать:

  • предоставление кредита на облегченных условиях;
  • предоставляемые бесплатно либо по заниженной стоимости туристические путевки;
  • оказание услуг по ремонту и строительству;
  • передачу в пользование недвижимости и автотранспорта;
  • прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами.

В последнее время отмечается большая изобретательность субъектов подкупа в сфере передачи предмета подкупа. Субъекты договариваются о намеренном проигрыше (например, в азартных играх), передаче предмета родственникам и т. д. Это создает серьезные сложности в доказывании факта совершения преступления.

Как доказать коммерческий подкуп

Бремя доказывания по уголовным делам ложится на правоохранительные органы. Работники следствия должны установить:

  • имела ли место передача лицу, осуществляющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, имущества или прав на него, денег, ценных бумаг, а равно оказание ему имущественных услуг;
  • причинно-следственную связь между действиями или бездействием специального субъекта, связанными с его трудовой деятельностью, в интересах третьих лиц и получением материальных или нематериальных благ от них;
  • круг лиц, участвовавших в коммерческом подкупе;
  • роль и степень участия в деянии всех его субъектов.

Говоря о доказывании, необходимо выделить 2 типа ситуаций. В первой сотрудники правоохранительных органов получают информацию о готовящемся или совершающемся преступлении. В таком случае необходимо действовать быстро и неожиданно для субъектов.

Требуется позаботиться о сокрытии информации о предстоящих следственных действиях от третьих лиц и обеспечить:

  • по возможности задержание с поличным (если действия по передаче предмета преступления еще не совершены);
  • допросы лиц, обладающих информацией, имеющей доказательственное значение по делу (фигурантов и свидетелей);
  • проведение обыска на рабочих местах фигурантов, в домах и иных помещениях, где могут находиться вещественные доказательства.

В случае если с момента совершения преступления прошло значительное время, говорить о задержании с поличным не приходится. Но в остальном алгоритм сбора доказательственной базы будет аналогичным.

Какая уголовная ответственность предусмотрена за коммерческий подкуп

Коммерческий подкуп статья 204 УК позволяет отнести как к преступлениям небольшой тяжести (чч. 1, 2 и 5), так и к средней (ч. 6), тяжким (чч. 3, 4, 7) и даже особо тяжким (ч. 8). Это позволяет сделать вывод о многообразии обстоятельств, влияющих на меру ответственности субъектов преступления, выраженных в квалифицирующих признаках, в частности:

  • значительном, крупном или особо крупном размере;
  • совершении преступления в составе организованной группы или по предварительному сговору;
  • совершении специальным субъектом в интересах третьих лиц заведомо противоправных действий.

УК предусматривает следующие виды мер уголовной ответственности за коммерческий подкуп:

  • Штраф. Применяется в качестве основного и дополнительного вида наказания. На сегодняшний день это наиболее распространенный вид ответственности за рассматриваемые преступления.
  • Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности. Это мера используется исключительно в качестве дополнительной.
  • Исправительные работы сроком до 2 лет.
  • Ограничение свободы на срок до 2 лет.
  • Лишение свободы. Применяется в случаях, когда не представляется возможным в полной мере возместить вред, причиненный преступлением, и исправить осужденного без изоляции от общества. В зависимости от наличия квалифицирующих признаков срок лишения свободы может составить до 12 лет.

Итак, коммерческий подкуп УК выделяет в самостоятельный состав преступления, отделяя его от смежных составов, характеризуя специальным субъектом и умышленной формой вины. Расследование таких преступлений может представлять большую сложность в связи с разнообразием его предмета и действий или бездействия, которые могут совершать субъекты.

Похожие статьи:

  • Адвокат самаров в брянске КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ САМАРОВЫХ Организация не предоставила данные. Связанные компании по руководителю(аффилированность ? ) Описание деятельности компании: Учредители предприятия Дополнительные ОКВЭД Реквизиты для договора Контактная информация Цель обработки […]
  • Судебная практика 228 ч2 Приговоры судов по ст. 228 УК РФ Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные […]
  • Судебная практика по 174 ук рф Приговоры судов по ст. 174 УК РФ Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем В соответствии с обвинительным заключением Терещенко В.Н. обвиняется в том, что в период времени с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, […]
  • Заявление о назначении компенсации части родительской платы Заявление на компенсацию оплаты за детский сад Прошу предоставить мне компенсацию части родительской платы за содержание моего [первого, второго, третьего] ребенка/детей [ф.и.о., год рождения ребенка/детей] в государственном образовательном учреждении, реализующем […]
  • Приказ мз 90 от 14031996 г Приказ 90 О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии Купить Приказ 90 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее Цена на этот документ пока […]
  • Нотариус теребков адрес Нотариус теребков адрес В нашей нотариальной конторе Вы всегда сможете получить высококвалифицированную нотариальную помощь. С давних пор нотариус является независимой стороной, принимающей участие в сделке. Многие, кто сомневается в том, нужен ли нотариус при […]