Сколько функций имеет налог

Определение функций налога является столь же неоднозначным, как и другие, рассмотренные нами правовые проблемы, касающиеся признаков, понятия и состава налоговых платежей, поскольку относительно них также имеет место наличие многочисленных и при этом существенно разнящихся среди специалистов точек зрения. Это несовпадение касается как понимания самих функций налога, состава таких функций, так и непосредственного их содержания и особенностей реализации.

Теоретической данностью является то, что сущность функции как таковой заключается в отражении взаимодействия предметов и явлений, пребывающих в системной связи. Иными словами такое взаимодействие и проявляется в объективной реальности в результате функционирования, т.е. выполнения тем или иным элементом системы определенной роли. В данном случае полагаем возможным исходить из того, что функция налога – есть конкретная роль, которую он выполняет в рамках той или иной системы, составной частью которой является. Через функционирование налог фактически проявляет свою сущность, точнее – демонстрирует свои системные свойства.

Налог, как мы уже знаем, может рассматриваться как элемент многих систем, включая экономическую (финансовую), социальную, правовую и политическую. Это предполагает наличие у налога многих функций (рис. 1.2), поскольку в зависимости от принадлежности к той или иной системе соответственно меняется и роль, которую он в ней выполняет. Не вызывает сомнений то, что функции налога в рамках правовой системы будут существенно отличаться от тех, которые он выполняет, к примеру, в качестве элемента экономической системы. Ведь в рамках последней налог, как экономическая категория, прежде всего, является инструментом стоимостного распределения и перераспределения доходов государства [1] . В правовой же системе налог как составной ее элемент (правовой институт) по определению должен реализовывать в той или иной степени функции права, а это в свою очередь предполагает регулирующее воздействие на объективную реальность, а точнее – на определенные общественные отношения.

Рис. 1.2. Основные функции налога

Если рассматривать налог во всех ипостасях, то состав всех его функций будет довольно обширным. По всей видимости, с этих позиций функции налога рассматривает авторитетный отечественный специалист в области налогообложения Д. Г. Черник. В одной из своих работ им выделяется пять основных функций налога, включая такие, как фискальная, распределительная (социальная), регулирующая, контрольная и даже политическая. Фискальная функция отражает задачу формирования бюджета государства. Распределительная функция проявляется в том, что через налоговую систему осуществляется перераспределение финансовых ресурсов, в том числе из производственной сферы в социальную. Регулирующая функция предполагает стимулирование или, напротив, дестимулирование развития отдельных отраслей экономики или регионов с целью получения желаемых изменений в структуре производства и его размещении посредством использования налоговых методов. Контрольная функция налогов заключается в возможности получения в рамках налогового контроля информации о финансовом положении государства, доходах организаций и физических лиц в целях своевременной корректировки бюджетной и налоговой политики. Наконец, политическая функция налогов связана с особым режимом налогообложе- ния для отдельных государств. При этом достижение определенных внешнеполитических целей подобными средствами, по мнению ученого, может даже вступать в противоречие с финансовыми интересами государства и не согласовываться с фискальной функцией налогов [2] .

Аналогичные по составу функции налога определяются и некоторыми другими авторами. Так, известным правоведом К. С. Бельским эти функции понимаются как некие социальные роли, которые они выполняют в деятельности государства и общества. При этом ученый исходит из того, что налогами выполняются фискальная, распределительная, стимулирующая и политическая функции [3] . Наконец, существует точка зрения Г. В. Петровой, в соответствии с которой у налогов выделяются такие функции, как конституционная, фискальная, стимулирующая, контрольная, межотраслевая, правовая и внешнеэкономическая [4] .

В целом, разделяя приведенные выше подходы, считаем необходимым, тем не менее, заметить, что подобное функциональное многообразие налогов виделось в теории не всегда. Это, судя по всему, обусловлено наличием отдельных функций, которые являются определяющими, поскольку в наилучшей степени отражают сущность налога. Именно такие функции получали наиболее весомую теоретическую проработку и обоснование. Другие же функции налога, которые могут быть у него усмотрены, отражают отдельные, судя по всему, менее существенные стороны налога, поэтому рассматривались в качестве второстепенных, и в лучшем случае признавались подфункциями.

Классики науки о налогах, к числу которых, безусловно, относятся А. Смит и Д. Рикардо, не признавали за налогами никакой другой функции, кроме как фискальной. Главенствующая роль фискальной функции налога усматривается также в трудах Ф. Вольтера, С. Вобана, Ж. Монтескье и других сторонников атомистической теории. Суть этой функции заключается в том, что налог, прежде всего, всегда был и остается средством формирования доходов казны. Наличие у налога фискальной функции фактически является в теории догмой. Однако существуют различные точки зрения относительно соотношения этой функции с другими функциями налога.

В данном случае необходимо учитывать, что наряду с фискальной в теории наиболее часто обозначается регулирующая функция налогов. В свое время Ф. Нитти полагал, что «. во всех современных странах налогообложение преследует две цели: фискальную (правовую) и экономическую (запретительную, или ограничительную). В современных бюджетах налоги приобретают все больше значение запретительной, или ограничительной, меры по отношению к тем формам производства и обмена, которые признаются вредными, и покровительственной относительно таких, которые считаются полезными. Чтобы вызвать к жизни новые отрасли, пользуются косвенным налогом как средством защиты: цель налога не фискальная, хотя он может быть доходным» [5] . Позднее П. М. Годме отмечал, что «помимо финансовой цели – обеспечения государственных касс, – налог может преследовать также и другие цели, например, экономические и социальные. Посредством налога можно воздействовать на общее состояние экономики либо на отдельные явления» [6] . Эти тезисы непосредственно и убедительно указывают на наличие как минимум двух вполне сопоставимых друг с другом по значимости функций налога – фискальной и регулирующей.

Тем не менее доминирующее значение фискальной функции налога все еще признается некоторыми современными исследователями. Вменение налогу единственной функции – фискальной, по мнению одного из сторонников этой идеи, позволяет разделить использование налога в качестве орудия фиска и в качестве орудия экономической политики. Соответственно, и цели налоговой политики могут находиться в разных плоскостях – фискальной и регулирующей, рассматриваемые в первом случае как внутреннее, вытекающее из природы, объективное атрибутивное свойство налога и во втором – как внешнее, навязываемое извне, субъективное и меняющееся его качество. Регулирующая роль налога при этом не становится менее значимой, второсортной, алогичной, но двойственность в возможностях и целях применения налога содержит потенциальную противоречивость [7] .

Так или иначе, регулирующая функция налога нашла отражение и теоретическое обоснование в трудах многих ученых. К примеру, А. А. Тривус отмечал, что «налоги могут служить орудием экономической политики наряду с другими средствами – активной банковской политикой, таможенными пошлинами, регулированием деятельности акционерных компаний, синдикатов, трестов. Налоги приравнены к одной из составляющих сил, определяющих ту равнодействующую, по которой совершается эволюция рыночной экономики» [8] . Позднее В. Зомбарт обосновал необходимость и возможность использования налогообложения за пределами традиционного «фискального ореола», в том числе в целях развития производительных сил общества, т.е. фактически в стимулирующих и регулирующих целях [9] .

Как же соотносятся между собой фискальная и регулирующая функция налога? В данном случае вряд ли можно согласиться с суждением, что главная и единственная задача налога – наполнить публичные фонды денежными ресурсами [10] . Подобное понимание функций налога, по нашему мнению, представляется излишне узким. Полагаем, что фискальная и регулирующая функции налога одновременно могут рассматриваться в качестве основных и определяющих, поскольку в наилучшей степени отражают его сущность. Ведь главное предназначение налога фактически сводится к формированию доходов бюджета и регулированию социально-экономических процессов. Во всяком случае, гибкое сочетание фискального и регулирующего начал налога, по мнению М. Н. Карасёва, в идеале и составляет существо современной налоговой политики [11] . С учетом определяющего значения этих функций налога они будут более обстоятельно рассмотрены нами в последующем изложении.

Вместе с тем в ряду рассматриваемых функций присутствует и контрольная функция налога. По мнению отдельных специалистов, эта функция, хотя и является самостоятельной, тем не менее подчинена фискальной и связана с регулирующей функцией налогов. Регулирующая и контрольная функции налогов конкретизируют контрольную функцию финансов и обслуживают налоговое регулирование и налоговый контроль – родственные сферы финансовой деятельности государства. Любое налоговое отношение реализуется, как правило, одновременно и в регулирующей, и в фискальной функциях, причем и в той и в другой налоги выступают в своей третьей функции – контрольной [12] . Контрольная функция налогообложения позволяет государству «отслеживать» своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и, в конечном счете, определять необходимость реформирования налоговой системы [13] . Конечно, тезис о наличии у налога контрольной функции не следует понимать буквально. Ведь эта функция проявляется в данном случае опосредованно через деятельность компетентных органов по контролю за своевременностью и полнотой уплаты налогов, иными словами – посредством осуществления налогового контроля.

Наряду с обозначенными выше функциями в работах по налоговому праву также упоминается распределительная (социальная) функция налога. По мнению отдельных авторов, не вызывает сомнение наличие у налога фискальной и распределительной функций, так как первая вытекает из самой сущности налога, который представляет собой обязательный и безвозвратный платеж. Отсюда – и последующее распределение государством полученных от налогоплательщиков средств [14] . Вывод о наличии у налога распределительной функции, судя по этому, вытекает из самой его сути, как источника доходов бюджета. Именно за счет средств от взимания налогов должны обеспечиваться соблюдение и защита прав и свобод граждан, а также осуществление социальной функции государства [15] . Дополнительно на это указывает и то, что эффективное функционирование налоговой системы является неотъемлемым условием выполнения государством и его органами публичных функций, в том числе социальной [16] .

Безусловно, имеются все основания констатировать, что налоги являются важнейшей еоетавной частью общего механизма перераспределения доходов. Во всяком случае, задействование налогов в системе перераспределительных финансовых отношений государства отмечается отдельными специалистами [17] . Такое перераспределение позволяет не только выравнивать имущественное положение различных слоев населения, но и обеспечивать необходимое финансирование тех сфер, которые важны и необходимы государству и обществу, но по определению являются малодоходными либо сугубо затратными. В связи с этим отмечается, что суть распределительной функции как раз и заключается в финансировании подобных сфер. В частности, распределительная функция налогов позволяет осуществлять поддержку стратегически важных отраслей экономики, например, топливно- энергетического или сельскохозяйственного комплексов. Кроме того, эта же функция налогов может иметь и территориальную составляющую, особенно если вести речь о государствах, имеющих обширную территорию, поскольку перераспределение доходов позволяет выравнивать диспропорции развития удаленных и экономически несостоятельных по объективным причинам регионов [18] . Очевидно, что распределительная функция в связи с этим проявляет определенную близость с регулирующей функцией налога.

Читайте так же:  Судебная повестка на развод

Итогом изложенного является вывод о том, что функции налога, включая фискальную, регулирующую, распределительную и контрольную (см. рис. 1.2), пребывают между собой в неразрывной связи. Поэтому вполне можно согласиться с суждением, что все функции налога неразрывно взаимосвязаны между собой, поскольку рациональность действующего налогообложения определяется при прочих равных условиях степенью относительного равновесия между налоговыми функциями. На практике это обеспечивается за счет установления оптимального уровня налоговых изъятий, которые, позволяя сформировать бюджет, нс ущемляют при этом экономические интересы налогоплательщиков. Взаимообусловленность функций налога обеспечивает эффективность всей системы налогообложения [19] .

Вместе с тем мы далеки от мысли, что перечень функций налога ограничивается теми, которые рассмотрены выше. Полагаем, что вполне возможно, например, обосновать наличие у налога политической функции. Да, такая функция вряд ли проявляет сущность налога в целом, но совсем вряд ли может быть проигнорирована. По крайней мере, использование налогов, в том числе в политических целях, имеет довольно много тому подтверждений.

ИЗ ИСТОРИИ

Отечественной истории, например, известен факт, когда в послереволюционный период налогообложение приобретало дискриминационный характер по отношению к классовым врагам. В частности, предусматривалось взимание чрезвычайного налога с имущих групп населения и различного рода контрибуций [20] . В этот период налоги являлись прежде всего «орудием обезвреживания буржуазии, одним из средств осуществления и закрепления диктатуры рабочего класса» [21] .

В связи с этим отдельными авторами справедливо отмечается, что в условиях диктатуры пролетариата налоги фактически превращаются в орудие политической борьбы [22] . Конечно, использование налогов в подобных целях в современной действительности, можно сказать, полностью исключается, однако это вовсе не отрицает наличие у них политической функции в принципе. Другое дело, что эта функция в настоящее время является наименее востребованной, поэтому практически нс проявляется в современной действительности.

Налог может проявлять и иные системные свойства, которые могут указывать на наличие у него и других функций. Во всяком случае, в теории, помимо указанных выше, встречается упоминание стимулирующей, поощрительной, дестимулирующей, воспроизводственной и некоторых других функций. Однако они, по нашему мнению, отражают менее существенные стороны налога, поэтому вряд ли могут претендовать на самостоятельность, и должны рассматриваться в качестве его подфункций.

  • [1] Налоги: учеб, пособие / под ред. Д. Г. Черника. М., 1994. С. 46.
  • [2]Черник Д. Г. Размышления о налогах. М., 2007. С. 11.
  • [3]Бельский К. С. Основы налогового права (Цикл материалов по теории налогового права из пяти частей) // Гражданин и право. 2006. № 1.
  • [4]Петрова Г. В. Формирование институтов налогового законодательства: концептуальный аспект // Журнал российского права. 1997. № 7. С. 45-46.
  • [5]Нитти Ф. Основные начала финансовой науки. М., 1904. С. 241.
  • [6]Годме П. М. Финансовое право: пер. с фр. М., 1978. С. 383–384.
  • [7] См.: Горский И. Сколько функций у налога? // Налоговый вестник. 2002. № 3.
  • [8]Тривус А. А. Налоги как орудие экономической политики. Баку, 1925. С. 49.
  • [9] Цит. по: Парыгина В. А. Понятие и функции налогообложения // Современное право. 2006. № 10.
  • [10]Гаврилюк Р. А. Функции налога: методологические подходы к определению // Финансовое право. 2003. № 4. С. 37.
  • [11]Карасёв М. Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России. М., 2004. С. 80.
  • [12] См.: Брызгалин А. В. и др. Актуальные вопросы налогового права // Приложение к журналу «Налоги и финансовое право». 2006. № 4.
  • [13]Евстигнеев Е. Н. Основы налогообложения и налогового права: учеб, пособие. М., 1999. С. 9–10.
  • [14]Демчук Н. Н. Налоги: функции, структура, пути совершенствования // Налоговый вестник. 1999. № 4. С. 7.
  • [15]Бондарь Н. С. Налоги как связующее звено между властью и свободой. Налоговое право в свете конституционного правосудия // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 3.
  • [16] См.: Парыгина В. А., Тедеев А. А. Спорные вопросы сущности и понятия налогового правоотношения // Адвокат. 2006. № 8.
  • [17] См.: Юткина Т. Ф. Налоговедение: ог реформы к реформе. М., 1999. С. 116-172.
  • [18] См.: Боброва А. В. Концептуальная модель теории налогов // Бухгалтер и закон. 2005. № 9.
  • [19]Нестеров В. В. Сущность налога, его общественное назначение // Налоговый вестник. 2000. № 2. С. 165.
  • [20]Кучеров И. И. Налоги и криминал (историко-правовой анализ). М., 2000. С. 92-93.
  • [21] Налоги и налоговая политика советской власти. М., 1927. С. 7.
  • [22] См.: Верещагин С. Г. Политика налогов в СССР в период с 1917 по 1941 г. // Право и политика. 2007. № 7.

Функции налогов

Комментариев пока нет. Будь первым! 3,905 просмотров

Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции налогов, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции налогов.

В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства, позволяет государству получить больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнение распределительной функции создает благоприятную социально-экономическую атмосферу для выполнения других функций налогов.

Основные функции

Различают следующие функции налогов:

Фискальная функция. Реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.

Контрольная функция. Появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

Эта функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Распределительная функция. Обладает рядом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.

Экономическая функция. Состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

срок уплаты налога.

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Читайте так же:  Договор по обслуживанию и ремонту автомобиля

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Налоги – это обязательные платежи, получаемые государством от физических лиц и юридических образований. Налоги формируют финансовые запасы государства и позволяют реализовывать экономическую, социальную, демографическую политику. Два основных признака, присущие налогам – это безвозмездность и принудительность (об этих признаках говорит НК).

Налог – не только метод реализации фискальной политики, но и эффективный регулятор: повышая и урезая налоговые ставки, государство мотивирует экономические субъекты заниматься одним родом деятельности и отказываться от другого.

Принципы налогообложения

Налоговая система основывается на следующих принципах:

  • Уплата сборов и ответственность за уклонение от нее имеют силу закона.
  • Все изменения налоговой системы совершаются в интересах субъектов общественного производства.
  • Налогоплательщики защищаются законом от двойного налогообложения.
  • Условия налогообложения одинаковы для каждого из предприятий.
  • Налоговые льготы обусловлены защитой окружающей среды, стимулированием предпринимательства, развитием технического прогресса.
  • Система налогообложения может быть комбинацией нескольких различных способов налогообложения.
  • Обязательные характеристики налога – простота и прозрачность расчета.

Функции налогов

Выделяют четыре ключевые функции:

  1. 1. Фискальная. Эта функция считается ключевой: благодаря ей выполняется основное предназначение сборов – аккумулирование финансовых ресурсов страны. Реализации функции (то есть максимальной собираемости) способствует система карательных санкций за уклонение от уплаты. Остальные функции считаются производными от фискальной.
  1. 2. Регулирующая. Благодаря этой функции государство имеет возможность оказывать влияние на экономические и социальные процессы, эффективно распределяя налоговые платежи между отраслями и территориальными образованиями. Джон Кейнс выделял 3 подфункции регулирующей функции:

стимулирующая подфункция ориентирована на поддержку определенного экономического процесса и осуществляется через налоговые льготы (о льготах подробно рассказано здесь — http://utmagazine.ru/posts/11777-nalogovye-lgoty).

дестимулирующая подфункция блокирует развитие того или иного процесса с помощью препятствий (например, повышения ставки).

воспроизводственная подфункция предполагает сбор финансов на восстановление использованных ранее ресурсов (пример – плата за воду).

  1. 3. Социальная. Функция предполагает перераспределение доходов – с зажиточных слоев населения берутся налоги, а вырученные средства отправляются в качестве социальной помощи малоимущим. Особенно эта функция актуальна в периоды экономических кризисов, когда большая часть населения оказывается без постоянного источника дохода.
  1. 4. Контрольная. Эта функция позволяет отслеживать, насколько своевременно и в каком объеме поступают средства в бюджет. С помощью контрольной функции анализируется эффективность налоговых каналов в отдельности и эффективность налоговой политики в общем. Следует разграничивать понятия налогового контроля и контрольной функции: налоговый контроль должен обеспечивать исполнение пунктов законодательства, а контрольная функция предполагает сбор и исследование информации.

Классификации налогов

Классификация по объекту выделяет две категории:

  • Прямые налоги берутся непосредственно с экономических субъектов – к таким сборам причисляются, например, налог на прибыль и подоходный налог. На прямые сборы возложена регулирующая функция.
  • Косвенные сборы вносятся в стоимость продуктов, ресурсов, услуг. Пример такого налога – НДС. Суммы косвенных сборов кажутся незначительными, но именно они формируют большую часть финансовых запасов государства. На косвенные налоги возложена фискальная функция.

Классификация налогов по методу начисления выделяет следующие виды:

На величину аккордного налога не оказывает влияния размер дохода экономического субъекта, тогда как размер подоходного налога рассчитывается с использованием предельной ставки, показывающей, на сколько рублей повысится сбор при увеличении дохода на 1 рубль.

Существует классификация и по характеру налогообложения:

  1. 1. Пропорциональный – самая простая система: ставка остается фиксированной независимо от величины дохода субъекта.
  1. 2. Прогрессивный – чем выше доход субъекта, тем выше налоговая ставка. Используется прогрессивная шкала: если доход превышает определенный лимит, ставка возрастает на несколько процентных пунктов. Прогрессивными налогами чаще всего являются подоходные.
  1. 3. Регрессивный – с ростом дохода налоговая ставка падает.

Помимо того, встречается классификация по способу целевого использования – налоги подразделяются на маркированные и немаркированные. Маркированный сбор имеет целевой характер и применяться для иных целей, помимо той, ради которой был введен, не может (например, отчисления в ПФ). Немаркированный налог не имеет обязательной цели и обеспечивает гибкость бюджетной политики.

Сколько функций имеет налог

2. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Налоги – необходимый атрибут государства, без которого оно не может существовать. Налоги составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований. Функциональное назначение налогов состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, т. е. в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти.

Существуют разные позиции по вопросам, связанным с формированием перечня функций налогов. Один подход заключается в том, что налоги выполняют четыре функции: фискальную, социальную, регулирующую и контрольную. Другой подход заключается в том, что выделяются следующие основные функции налогов: фискальная, регулирующая, социальная. Третий подход заключается в том, что выделяются регулирующая и фискальная функции как единственные функции налога.

В состав основных функций, выполняемых налогом, включаются следующие.

1. Казначейская функция характеризует налог ответом на вопрос, куда поступает налог, где он мобилизуется для последующего перераспределения. Казначейская функция возникает у налога в связи с его поступлением в строго определенный централизованный фонд – бюджет и показывает формирующую бюджетные доходы роль налога. При этом следует различать фискальную (казначейскую) функцию налога и его фискальное значение, так как они имеют разные признаки проявления. Казначейская функция определяет направление движения налога и его предназначение конкретному бюджету, в то время как фискальное значение налога связано с его обременительной функцией через величину налога и показывает абсолютную и относительную доли конкретного налога в общей структуре налоговых доходов бюджетов.

2. Обременительная функция указывает количественную сторону налога и отвечает на вопросы, каков налог по величине, насколько в абсолютном и относительном выражении он обременителен для налогоплательщика. Этой функции свойственно распределение между налогоплательщиками с учетом их податных возможностей налоговой нагрузки в соответствии с социально-экономическими приоритетами государственной политики. Дифференцирование обременительного эффекта производится с помощью двух элементов налога – налоговой ставки и налоговых льгот.

Повышение общего уровня обременительного эффекта налога может происходить в результате перехода налоговой базы на иные стоимостные показатели или при включении в объект налога дополнительных элементов.

3. Аналитическая функция позволяет сделать определенные выводы о характерных особенностях макроэкономического развития страны в сложившихся на конкретно-исторический момент социально-экономических условиях. Помимо макроэкономического анализа, эта функция позволяет выделить не только причины, которые привели к несоответствию фактически полученных налоговых доходов их прогнозируемым величинам по отдельно взятым налогам, но и процессы, повлиявшие на динамику налоговых поступлений при их сравнении с налоговыми доходами за разные периоды времени.

В связи с тем, что социальная функция не выявляет и не характеризует конкретное, индивидуально-определенное свойство налога, можно говорить об отсутствии у налога социальной функции.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

3.2 Состав, структура, функции, права и обязанности налоговых органов

Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства.

Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.

Структура налоговых органов представлена на схеме

Министерство финансов РФ (Минфин России)

Федеральная налоговая служба (ФНС России)

Управления ФНС России по субъектам РФ

Организации в ведении ФНС России

Межрегиональные и территориальные инспекции ФНС России

Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.

Основные функции , возложенные на ФНС России по контролю и надзору:

  • за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
  • за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
  • за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
  • за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.

ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

  • государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.
Читайте так же:  Срок действия паспорта для чехии

ФНС России находится в ведении Минфина России.

ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России.

ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикальной подчиненности и входит в единую централизованную систему.

Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.

Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.

Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:

  • для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;
  • для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
  • для проведения налоговых проверок.

На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:

    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти и нефтепродуктов;
    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;
    • производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;
    • электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии;
    • производство и реализация продукции металлургической промышленности;
    • оказание транспортных услуг;
    • оказание услуг связи.

Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:

      • осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;
      • обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

Руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.

Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:

      • инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;
      • инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.

Права налоговых органов в соответствии со ст. 31 НК РФ:

  • требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (данное право реализуется при проведении налогового контроля; порядок истребования документов рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
  • проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (проверки могут быть камеральными и выездными);
  • приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке, предусмотренном НК РФ (операции по счетам приостанавливаются чаще всего в случае непредставления налоговых деклараций в срок, установленный законом, или в качестве одной из мер, обеспечивающих поступление налогов в бюджеты всех уровней; в случае непредставления декларации в установленный срок операции по счету приостанавливаются до момента ее представления; арест на имущество налагается в случаях, предусмотренных налоговым законодательством);
  • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений (выемка документов проводится, когда имеется достаточно оснований полагать, что документы будут сокрыты, изменены или уничтожены);
  • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (осмотр помещения производится в рамках выездной налоговой проверки);
  • определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основе имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (суммы налогов определяются расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги);
  • взыскивать в бесспорном порядке с юридических лиц недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (штрафные санкции взыскиваются только в судебном порядке; с индивидуальных предпринимателей и физических лиц все виды недоимок взыскиваются только в судебном порядке; с юридических лиц — в бесспорном или судебном порядке);
  • требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков (это требование реализуется в порядке контроля налогоплательщиков, осуществляющих уплату налогов, а также банков, которые, выступая в роли налоговых агентов, перечисляют денежные средства в соответствующий бюджет);
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (порядок привлечения для контроля рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
  • вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (свидетель имеет право отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных законодательством; при этом обязательно составляется протокол опроса свидетеля);
  • заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности (данное право реализуется в случае грубых нарушений налогового законодательства, которые можно квалифицировать как преступления, а также неуплаты (неполной) уплаты налогов);
  • предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по вопросам, связанным с налогообложением (для налогоплательщиков — физических лиц — суд общей юрисдикции, для юридических лиц — арбитражный суд).

Обязанности налоговых органов в соответствии со ст. 32 НКРФ:

  • соблюдать законодательство о налогах и сборах — главная обязанность налоговых органов и их должностных лиц (законодательством предусмотрено, что при нарушении закона налоговыми органами налогоплательщик имеет право взыскать убытки, причиненные их неправомерными действиями);
  • осуществлять контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (порядок осуществления налогового контроля строго регламентирован НК РФ и иными законодательными и нормативными актами);
  • вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, включающий в себя своевременную постановку на налоговый учет, присвоение ИНН, КПП, своевременное снятие с учета налогоплательщика и т.д.;
  • проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства и других законодательных и нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (следует иметь в виду, что налоговый орган обязан ответить на запрос налогоплательщика в течение 30 дней);
  • осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов (налоговые органы обязаны принять решение об их зачете или возврате в течение 30 дней);
  • соблюдать налоговую тайну (понятие «налоговая тайна» возникает с момента постановки налогоплательщика на налоговый учет и заключается в том, что налоговый орган обязан хранить и не разглашать информацию о налогоплательщике — его учредителях, месте жительства, местонахождении, его оборотов по реализации и т.д.).

Таможенные органы . Основной обязанностью таможенных органов является контроль уплаты налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Кроме того, они выполняют ряд функций налоговых органов.

Таможенные органы взимают налоги в соответствии с таможенным законодательством и другими федеральными законами, а также с учетом положений НК РФ. При этом Таможенный и Налоговый кодексы Российской Федерации существенно различаются, в том числе в отношении сфер взимания налогов (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы), полномочий, процедур делопроизводства, принятия решений и т.д.

Однако должностные лица таможенных органов исполняют все обязанности должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности, предусмотренные таможенным законодательством.

Похожие статьи:

  • Пособие на 3 ребенка в 2019 году ярославль Детские пособия в Ярославле и Ярославской области в 2019 году В Ярославле и области при начислении социальных выплат не применяются никакие районные коэффициенты. Именно поэтому все федеральные пособия назначаются и выплачиваются в том же размере, что установлен для […]
  • Расчет осаго после 12 апреля 2019 Что изменилось в ОСАГО в 2019 году Банки Сегодня Лайв Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи. Указания Банка России серьезно повлияют на […]
  • Технический паспорт объекта недвижимости срок действия Какой срок действия у технического паспорта на дом выданного в БТИ? Если срок годности у выписки? Благодаря последним изменениям в нормативно – правовых актах, Технический паспорт БТИ не имеет ограничений по сроку действия, как это было раньше, например, при смене […]
  • Приказ ведение табеля рабочего времени Приказ по ведению табеля учета рабочего времени ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО Номер документа Дата О порядке ведения табеля учета рабочего времениПри ведении табеля учета рабочего времени в структурных подразделениях Общества ПРИКАЗЫВАЮ: Руководствоваться следующими […]
  • Коллекторы теплого пола в уфе Монтаж водяного теплого пола по цене от 180 руб за метр. Стоимость монтажа зависит от используемых материалов и подложки теплого пола. . Монтаж теплого водяного пола на термопанели: шаг укладки 15 см. кв.м. 250 руб. Цена на монтаж водяного теплого пола в […]
  • Земельный налог в вологодской области 2019 Транспортный налог в Вологодской области в 2019-2018 г. Порядок, ставки и сроки уплаты транспортного налога в Вологодской области на 2019-2018 г. установлены Законом Вологодской области от 15.11.2002 № 842-ОЗ «О транспортном налоге» (с соответствующими изменениями, […]