Российское гражданство особенности приобретения и прекращения

Приобретение Российского гражданства и выход из него (1)

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Основные данные о работе

Конституционное (государственное) право России

Приобретение Российского гражданства и выход из него

1. Приобретение российского гражданства……………………………………………..5

1.1 Приобретение по рождению………………………………………………………. 5

1.2 Прием в гражданство: общий и упрощенный порядок……………………………..6

1.3 Восстановление в гражданстве……………………………………………………..10

2. Прекращение гражданства…………………………………………………………. 12

2.1 Общие положения прекращения гражданства……………………………………..12

2.3 Отмена решения о приобретении гражданства……………………………………17

Список используемых источников……………………………………………………..23

Отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией РФ 1 и Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» 2 ., а также некоторыми подзаконными актами. Понятие гражданства сформулировано в ст.3 закона «О гражданстве Российской Федерации»: «гражданство РФ – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей». Правовой характер связи лица с государством, образующий отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние. Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживающих за границей, а население России включает не только граждан , но и постоянно проживающих на её территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое. Гражданином государства лицо является не в силу проживания его на территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок принятия этих вопросов. Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указания на гражданство.

Государство регистрирует такие акты гражданского состояния как рождение и смерть своего гражданина. Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их государством в одностороннем порядке.

Повышенный интерес правоведов к проблемам института гражданства, особенностям его развития обусловлен важным значением данной предметной области для повседневной государственно-правовой деятельности.

Во-первых, утверждение в РФ основополагающих традиций правового государства предполагает определенное и точное соблюдение общепризнанных мировых стандартов в области прав человека. Среди прочих немаловажное значение имеет право на гражданство, его приобретение и изменение. Так положениями ст.15 Всеобщей декларации прав человека определено : «каждый человек имеет право на гражданство, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства». С точки зрения международного права государство является определяющим критерием установления социального равенства индивидов, провозглашенного конституциями современных цивилизованных государств.

Во-вторых, актуальность избранной темы в значительной степени обусловлена спецификой российской действительности. Незапланированные формы проявления некоторых политических и экономических процессов на территории РФ способствовали тому, что выезд российских граждан за её пределы на постоянное место жительства приобрел массовый и устойчивый характер.

Цели данной работы заключаются в проведении комплексного анализа юридической природы и содержания российского гражданства, определении развития этого института на основе изучения исторического опыта, современных нормативно-правовых актов.

Указанными целями обусловлены постановка и решение следующих задач:

— исследовать понятие гражданства, его основные особенности и значение;

— рассмотреть принципы гражданства и их влияние на содержание этого института;

— исследовать основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства.

1 глава. Приобретение российского гражданства

1.1 Приобретение российского гражданства по рождению

Приобретение гражданства по рождению — «филиация». В мировой практике существует два основных способа приобретения гражданства по рождению: на основе принципов «права крови» и «права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, во втором — ребенок становится гражданином того государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства родителей.

Российская Федерация, как и большинство государств Европы, признает так называемое «право крови», поэтому гражданская принадлежность ребенка определяется, в большинстве случаев, не рождением ребенка на территории РФ, а гражданством его родителей. Хотя можно говорить о сочетании этих принципов.

Приобретение гражданства по рождению не тождественно признанию гражданства РФ за ребенком, оба родителя которого являются российскими гражданами. Приобрести гражданство РФ могут дети, рожденные от родителей, имеющих разное гражданство, при этом необходимо письменное согласие родителей на то, чтобы ребенок получил российское гражданство.

Принцип «права почвы» применяется в отношении гражданства детей, находящихся на территории Российской Федерации: ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Ребенок, родившийся на территории России у родителей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, но проживающих на территории РФ, приобретает российское гражданство, если государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.

Ребенок, родители которого (или единственный родитель) на момент его рождения имеют российское гражданство, приобретает гражданство РФ независимо от места его рождения. Аналогично решается вопрос, если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в российском гражданстве, а другой – лицо без гражданства, или же признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка). Если же один из родителей ребенка является гражданином РФ, а другой – иностранным гражданином, он приобретает российское гражданство, если родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства.

Споры между родителями о гражданстве детей рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка.

Российское гражданство особенности приобретения и прекращения

Приобретение, прекращение гражданства. Основания приема в гражданство РФ в общем порядке. Основания приема в гражданство РФ в упрощенном порядке.

Основания прекращения гражданства РФ: вследствие выхода из гражданства РФ; иные основания, предусмотренные законом или международным договором РФ.

Российское гражданство особенности приобретения и прекращения

В нашей стране развитие отношений приобретения и прекращения гражданства имеет ряд особенностей. Для полного раскрытия содержания особенностей приобретения и прекращения гражданства в Российской Федерации необходимо рассмотреть зарождение и становление гражданства, обусловленного специфическим государственным устройством. Для российского населения, а также для жителей соседних независимых государств проблемы гражданства имеют важное значение. Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и новым Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года. До этого Закона на территории Российской Федерации действовали Законы СССР «О гражданстве СССР», Постановление Верховного Суда СССР от 23 мая 1990 года «О порядке введения в действие Закона СССР «О гражданстве СССР»», Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» и другие нормативные акты. Отношения, связанные с гражданством республик Российской Федерации, регламентируются в их Конституции и соответствующих законодательных актах.[1] Федеральный закон призван привести национальное законодательство в соответствие с Европейской конвенцией о гражданстве. Новый закон существенно отличается от действующего ранее. В нем исключили не соответствующие Конституции положение о гражданстве республик в составе Российской Федерации, положение о почетном гражданстве. Заслуженные перед Российской Федерацией лица имеют льготный порядок предоставления гражданства. Принципиальной особенностью является введение понятий «общего» и «упрощенного» порядка рассмотрения вопросов гражданства. Срок получения гражданства в Российской Федерации увеличен до пяти лет непрерывного проживания. Также установлены дополнительные требования при приобретении гражданства в общем порядке. Новым Законом установлены дополнительные основания отклонения ходатайства о получении гражданства. Особое значение придается интересам россиян, оказавшихся после распада СССР за пределами России. На основе анализа практического применения Закона о гражданстве от 28 ноября 1991 года и международного опыта можно сделать вывод, что процедура восстановления в гражданстве приравнена к приобретению гражданства. В данной работе рассматривается вопрос приобретения и прекращения российского гражданства. Актуальность объясняется необходимостью комплексного изучения данной проблемы, основываясь на анализе конституционных норм и законодательства. Целью работы является изучение конституционно-правового регулирования приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, а также возникающие проблемы в этой сфере и пути их решения. Поставленную цель планируется достичь путем решения определенных задач. Необходимо изучить историко-правовое становление и развитие вопроса приобретения и прекращения гражданства, раскрыть основные особенности с учетом сложившегося государственного и общественного строя. Представить понятие и структуру гражданства, затем раскрыть теоретические основы понятий о приобретении и прекращении гражданства. Важно произвести анализ конституционно-правовых принципов гражданства и понять их значимость в юридической природе гражданства. Выяснить конституционно-правовые основы возникновения двойного гражданства и возможности его эффективной реализации в настоящее время. Рассмотреть процесс конституционно-правового регулирования приобретения и прекращения гражданства, привести предположения по дальнейшим перспективам его усовершенствования. В проводимой работе объект исследования представляет собой правовые отношения в области конституционно-правового регулирования приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Предметом исследования являются спорные моменты и проблемы, возникающие в результате конституционно-правового регулирования приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Теоретической основой работы являются научные труды различных отечественных и зарубежных ученых в области юриспруденции.

Читайте так же:  Пособия для детей старшей группы

В результате распада СССР произошли серьезные социально-экономические и политические преобразования, которые совместно с современными потребностями российского общества, привели к качественным изменениям правовой системы в целом и отдельных институтов. Порядок приобретения и прекращения гражданства нуждается в преобразовании. Данный институт приобрел особую значимость при определении статуса, круга прав и обязанностей, законодательным их закреплением, оформлением гражданской принадлежности этнических россиян, оказавшихся по причине распада СССР за пределами территории Российской Федерации. Проблемы двойного гражданства и его реализация в современных условиях также имеют важное значение. Эти вопросы возникают по причине их жизненной значимости и практики реализации в зарубежных странах. Согласно новому законодательству порядок приобретения российского гражданства содержит много недочетов. В действительности наблюдается ущемление прав личности при приобретении гражданства. Особенно остро недостатки действующего законодательства сказываются на русских и русскоязычных гражданах из бывших республик СССР. Порядок приобретения гражданства Российской Федерации в упрощенном варианте не может обеспечить право на гражданство всех категорий бывших российских граждан. Эффективность регулирования отношений приобретения и прекращения гражданства зависит от установленных юридических норм. Для достижения полноценности в действии данного механизма важен демократический характер законодательства в области гражданства. Вопрос о реформировании нормативной базы в области приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации является злободневным и требует незамедлительной реакции со стороны федеральных законодательных органов власти. В соответствии с российским законодательством не все лица, фактически являющиеся беженцами и вынужденными переселенцами, в действительности обладают таким статусом, поэтому их нахождение на территории Российской Федерации нелегально. Главной причиной нелегальной миграции состоит в их тяжелом материальном положении. Эти люди наносят значительный ущерб отраслям народного хозяйства страны. Сокращение количества незаконных мигрантов можно достичь депортацией данных лиц в государства проживания или выдвижение предложения о легализации в той или иной форме. В современной России назрела необходимость проведения миграционной амнистии, целью которой стало бы предоставление в общем порядке гражданства Российской Федерации лицам, находящимся на территории Российской Федерации незаконно в течение двух и более лет, выразившим желание стать гражданами России и удовлетворяющим требованиям законодательства о гражданстве Российской Федерации. Бывшие российские соотечественники получили возможность приобрести гражданство на льготных условиях. Граждане входивших в состав СССР государств, получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях России после 1 июля 2002 г. могут ходатайствовать о приеме в российское гражданство в упрощенном порядке. В целях облегчения получения гражданства бывшими российскими соотечественниками необходимо исключить обязательное представление вида на жительство, владение русским языком. В целом, смягчить до приемлемых пределов упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации. Можно сделать вывод, что принятое законодательство о гражданстве нуждается в дальнейшем усовершенствовании. Предстоит длительная законотворческая работа по устранению недостатков. Недостатки в законодательстве сказывается отрицательным образом на правоприменительной деятельности, приводят к многочисленным нарушениям прав человека. Концептуальные положения гражданства должны быть направлены в первую очередь на урегулирование отношений в правовом и социальном пространстве, на провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей.

1. Авакьян, С.А. Гражданство Российской Федерации. – М., 1994. 2. Баглай, Марат Викторович. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. – 6-е изд., изм. и доп. – М. : Норма, 2007. – 784 с. 3. Бархатова, Е.Ю. Гражданство и регистрация: Москва, Россия, СНГ. – 3-е изд., перераб. и доп. – «Проспект», 2009. 4. Басик, В.П. Правовое положение граждан Российской Федерации и иностранцев в России / В.П. Басик. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2004. – 318 с. 5. Головастикова, А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» / А.Н. Головастикова. – М. : ЭКСМО, 2005. – 320 с. 6. Дальдинова, Ивонна Сергеевна. Конституционно–правовое регулирование приобретения и прекращения гражданства в Российской Федерации : Дис. канд. юр. наук. – Ставрополь, 2005. 7. Козлова, Е.И., Кутафин, О.Е.. Конституционное право России. – М. : Юрист, 1999. 8. Конституция Российской Федерации : Проблемный комментарий /Авт. колл. : А. С. Автономов, Н. С. Бондарь, А. М. Ковалев и др. ; Рук. авт. колл. и отв. ред. В. А. Четвернин ; Центр конституционного исследования Московского Общественного Научного Фонда. – М., 1997. – 702 с. 9. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года. – М., Центральная избирательная комиссия РФ. – 1993 10. Корявцев, В.В. Гражданство Российской Федерации приобретенное и оформленное / В.В. Корявцев. – СПб. : Весь, 2005. – 128 с. 11. Кутафин, О.Е. Российское гражданство / О.Е. Кутафин. – М. : Юрист, 2003. – 287 с. 12. Макарейко, Н.В. Административное право. Конспект лекций. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Высшее образование, 2009. ¬¬¬– 189 с. 13. Никулин, В.В. Конституционное право Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. – Тамбов : Издательство ТГТУ, 2006. 14. Овчинникова, А.Н., Малумов, Г.Ю. Новое в миграционном законодательстве : от регистрации до получения российского гражданства. – М. : «Деловой двор», 2009. – 147 с. 15. Основы государства и права : Учеб. пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. академика О.Е. Кутафина. – 7-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2000. – 416 с. 16. Турубинер, А. Энциклопедия государства и права / Под ред. П.С. Стучки. Т.1. – М.,1925. 17. Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // Собрание законодательства РФ, 1999. – № 22. – Ст. 2670. 18. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года, № 62-ФЗ, с изменениями от 10 октября 2008 года, № 163-ФЗ. – Собрание законодательства РФ, 03.06.2002. – № 22. – Ст. 2031. 19. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 151-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации”» // Российская газета. — 2003. — № 231. 20. Яковлева, М.Ю., Рождествина, А.А. Гражданство. Регистрация. – Юрайт-Издат, 2007. – 228 с.

Приобретение гражданства

  • Понятие, предмет и методы конституционного права
  • Государственное право
  • Место конституционного права в системе права
  • Конституционное право как отрасль права
  • Конституционное право как наука
  • Наука конституционного права, её понятие и предмет
  • Система конституционного права
  • Конституционно-правовая ответственность
  • Источники и методы науки конституционного права
  • Источники конституционного права

Приобретение гражданства

Приобретение гражданства — обретение иностранцем, лицом без гражданства (апатридом) статуса гражданина РФ по основаниям и в порядке, предусмотренным российским законодательством о гражданстве.

  • по рождению;
  • в результате приема в гражданство;
  • в результате восстановления в гражданстве;
  • путем выбора гражданства (оптации) и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации и СССР;
  • по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве.

Приобретение гражданства по рождению

Приобретение гражданства по рождению (филиация) означает, что гражданская связь лица с государством возникает из самого факта его рождения. Датой приобретения гражданства является дата рождения. Законодатель вводит ряд правил определения гражданства по рождению.

Родившийся ребенок становится российским гражданином независимо оттого, где он родился (на территории России или за ее пределами), если оба его родителя или единственный родитель имеют на момент рождения российское гражданство. Это правило исходит из принципа крови.

Если один из родителей на момент рождения ребенка имеет российское гражданство, а другой родитель является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, то ребенок становится российским гражданином независимо от места рождения. Здесь также действует принцип крови.

Если один из родителей на момент рождения ребенка имеет российское гражданство, а другой родитель является иностранцем, ребенок становится российским гражданином при условии, что родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства. В таком случае используются как принцип крови, так и принцип почвы.

Если родители, проживающие на территории Российской Федерации, на момент рождения ребенка являются иностранцами или лицами без гражданства, ребенок становится российским гражданином тогда, когда родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются родители, не предоставляют ему свое гражданство. Данное правило исходит из принципа почвы.

Находящийся на территории Российской Федерации ребенок, родители которого неизвестны, становится российским гражданином в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения. Изложенное правило также исходит из принципа почвы.

В перечисленных случаях российское гражданство предоставляется детям независимо от волеизъявления их родителей и, естественно, их самих. Удостоверение и оформление наличия у ребенка российского гражданства производится органами миграционной службы, органами Министерства иностранных дел.

Прием в гражданство в общем порядке

Прием в российское гражданство (натурализация, укоренение) осуществляется в России в разрешительном порядке, хотя момент усмотрения существенно ограничен законодательными рамками. Суть ограниченного разрешительного порядка: иностранец или лицо без гражданства могут приобрести гражданство России при положительном решении этого вопроса Президентом РФ. Однако Президент, принимая свое решение, должен ориентироваться на требования законодательства о гражданстве.

Читайте так же:  Судебные приставы спб официальный сайт красносельского района

Данный порядок не ущемляет право индивидов на гражданство. Право каждого человека на гражданство не означает возможность получения гражданства любым желающим. Оно включает: во-первых, право человека на обращение за гражданством даже в случае, когда ему ранее было в этом отказано; во-вторых, обязанность государства закреплять в законодательстве основания отказа в приеме, если даже они содержат момент усмотрения.

Одним из критериев правомерности приема является добровольность со стороны обращающегося лица. Добровольность выражается в подаче заявления о приеме в гражданство по собственной воле лица. С точки зрения международного права противоправными считаются односторонние действия государства, направленные на навязывание своего гражданства гражданам иностранных государств, например после аннексии чужой территории.

Законодательство большинства государств закрепляет определенные предпосылки приема в гражданство. В ряде стран, например, на основе доктрины «эффективной связи лица с государством» предпосылкой приема является «домицилий», или, иначе, ценз оседлости. В некоторых странах условие оседлости считается выполненным, если ходатайствующий о приеме в гражданство человек прослужит некоторое время на судах заграничного плавания конкретного государства (как в Швеции) или в действующей армии (как в США).

Эффективная связь лица с государством подразумевает его фактическое укоренение в государстве и обществе, когда человек, не будучи гражданином, постоянно и на законных основаниях проживает и работает в данной стране, имеет здесь недвижимость и иную собственность, участвует в общественно-политической жизни в допустимых формах и т. д.

Российский законодатель также вводит ценз оседлости и называет ряд иных условий приема в гражданство. По общему правилу с заявлениями о приеме в гражданство вправе обращаться иностранцы, лица без гражданства, достигшие 18-летнего возраста, дееспособные, проживающие на территории России со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство в течение пяти лег непрерывно. Срок проживания на территории России считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы страны не более чем на три месяца в течение одного года.

Пятилетний срок непрерывного проживания сокращается до одного года при наличии одного из следующих оснований:

  • наличие улица высоких достижений в области науки, техники и культуры, обладание профессией, квалификацией, представляющей интерес для Российской Федерации;
  • предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
  • признание лица беженцем.

Помимо ценза оседлости для принятия в гражданство также требуется, чтобы заявитель взял обязательство соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство, имел законный источник средств существования, обратился в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства, владел русским языком.

Заявитель лично подписывает следующий текст: «В случае принятия меня в гражданство Российской Федерации обязуюсь быть верным России и добросовестно выполнять свой гражданский долг в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации».

Наличие законного источника средств существования подтверждаются справкой о доходах физического лица, налоговой декларацией, справкой с места работы, трудовой книжкой, пенсионным удостоверением, справкой органа социальной защиты о получении пособия, подтверждением получения алиментов, справкой о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, иными документами.

Отказ от иного гражданства не требуется в нормативно предусмотренных случаях или если он невозможен (в силу законодательства иных стран). Не обязаны подтверждать отказ от иного гражданства беженцы, лица, получившие в России политическое убежище. Если отказ от иного гражданства обусловлен приобретением российского гражданства, то заявитель обязуется в течение года со дня приобретения российского гражданства представить документ о выходе из иного гражданства. Если иное гражданство прекращается в случае приобретения российского гражданства, то заявитель обязуется представить соответствующий документ в течение трех месяцев со дня приобретения российского гражданства.

Владение русским языком необходимо на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды. Владение русским языком на указанном уровне подтверждается документом государственного образца о получении образования (не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением (организацией): до 1 сентября 1991 г. — на территории государства, входившего в состав СССР; после этой даты — на территории Российской Федерации. Другие документы, подтверждающие владение русским языком: сертификат о прохождении тестирования по русскому языку, выданный уполномоченным образовательным учреждением; документ об образовании, выданный на территории иностранного государства и имеющий в приложении запись об изучении курса русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об эквивалентности документа об образовании. От представления документов, подтверждающих владение русским языком, освобождаются мужчины, достигшие возраста 65 лег, женщины — 60 лет, а также недееспособные лица и инвалиды I группы.

Требования пятилетнего ценза оседлости и наличие вида на жительство не обязательны при приеме в российское гражданство граждан государств, входивших в состав СССР, проходящих не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях.

Требования пятилетнего ценза оседлости, наличия законного источника существования, владения русским языком не являются обязательными в случае приема в российское гражданство лиц, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией. Названными заслугами являются выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие экономики, обеспечение обороны и безопасности России, другие заслуги, способствовавшие повышению се международного престижа. Прием в гражданство указанных лиц осуществляется при наличии их волеизъявления, а также обращения к Президенту РФ федерального органа государственной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации.

Заявления о приеме в российское гражданство подаются в письменном виде на имя Президента РФ в органы миграционной службы по месту жительства лица или в дипломатические представительства и консульские учреждения страны, в случае проживания обращающегося за рубежом. Органы миграционной службы, дипломатические представительства, консульские учреждения проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений о приеме и направляют последние вместе с иными документами и собственными заключениями по существу вопроса в комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Последняя проводит собственные проверки и готовит проекты указов Президента РФ о приеме в гражданство или об отказе в приеме. Рассмотрение заявлений о приеме в гражданство в общем порядке и принятие по ним решений осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявлений и иных необходимых документов. Российское гражданство считается приобретенным лицом с момента вступления в силу соответствующего указа Президента РФ.

Прием в гражданство в упрощенном порядке

Ряд иностранцев, лиц без гражданства вправе приобрести российское гражданство без соблюдения всех условий приобретения гражданства в общем порядке. Без соблюдения общих условий о сроке проживания на территории Российской Федерации вправе приобрести гражданство лица, достигшие 18-летнего возраста, дееспособные: имеющие хотя бы одного родителя — российского гражданина, проживающего на территории Российской Федерации; лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, проживавшие и проживающие в государствах, входивших в состав СССР, не получившие гражданства этих государств; граждане государств, входивших в состав СССР, получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г.; иностранцы и лица без гражданства, родившиеся на территории РСФСР и имевшие гражданство бывшего СССР либо состоящие в браке с гражданином РФ не менее трех лег или являющиеся нетрудоспособными и имеющими дееспособных сына или дочь, достигших 18 лег и являющихся гражданами РФ.

Без соблюдения общих условий о сроке проживания в Российской Федерации и без предоставления вида на жительство вправе приобрести гражданство нетрудоспособные иностранцы и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г.

Без соблюдения общих условий о сроке проживания, наличии законных источников средств к существованию, владении русским языком вправе приобрести гражданство иностранцы и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, если они до 1 января 2008 г. заявят о своем желании приобрести российское гражданство.

Без соблюдения тех же общих условий, а также условия отказа от гражданства иного государства и предоставления вида на жительство вправе приобрести гражданство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

В упрошенном порядке приобретают российское гражданство являющиеся иностранцами или лицами без гражданства: а) ребенок, один из родителей которого имеет российское гражданство, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя, если ребенок проживает вне пределов Российской Федерации; б) ребенок, единственный родитель которого имеет российское гражданство, — по заявлению родителя; в) ребенок или недееспособное лицо, над которым установлена опека или попечительство, — по заявлению опекуна, попечителя, имеющего российское гражданство.

Читайте так же:  Приказ об увеличении объема работ уборщицы

Данный перечень расширен Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 151-ФЗ.

Упрощенный прием в гражданство производится в уведомительном порядке органами миграционной службы внутри страны, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями — за рубежом. Заявления о приеме в гражданство в упрощенном порядке и принятие по ним решений рассматриваются в срок до шести месяцев. При этом не требуются ценз оседлости (общий или сокращенный), наличие законного источника существования, владение русским языком. У несовершеннолетних детей, недееспособных лиц, кроме того, не отбирается обязательство соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство. Не обязательно также представление документов о прекращении иного гражданства ребенка, недееспособного лица или документа об отказе от такого гражданства. Вместе с тем прием в российское гражданство ребенка в возрасте от 14 до 18 лет производится с его письменного согласия.

Восстановление в гражданстве

Восстановление в гражданстве (или ренатурализация, или повторное укоренение) — предоставление российского гражданства лицам, ранее им обладавшим. Восстановление в гражданстве производится так же, как и прием в гражданство — в общем порядке (указом Президента РФ), за исключением требования о сроке непрерывного проживания в Российской Федерации. Он при восстановлении сокращен до трех лет.

Представляется, однако, что ренатурализация может осуществляться и с сокращением срока непрерывного проживания до одного года (ч. 2 ст. 13 Закона о гражданстве), и в упрощенном порядке (ст. 14). Конечно, при наличии обстоятельств, предусмотренных в указанных статьях Закона.

Отклонение заявлений о приеме в гражданство

Заявления о приеме в гражданство в общем, упрощенном порядке, о восстановлении в гражданстве отклоняются в случаях (ст. 16 Закона о гражданстве):

  • выступления лица за насильственное изменение основ конституционного строя страны или иные действия, создающие угрозу безопасности Российской Федерации;
  • выдворения лица за пределы страны в течение пяти лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство (восстановлении в гражданстве);
  • использования при приеме в гражданство подложных документов или сообщения о себе ложных сведений;
  • состояния лица на военной службе, на службе в органах безопасности или правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • наличия улица неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми федеральным законом;
  • преследования лица в уголовном порядке компетентными органами России, иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
  • осуждения лица и отбытие им наказания в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

Решения об отклонении заявлений о приеме, восстановлении в гражданстве принимают органы, их рассматривающие. Президент РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных в п. «б»-«ж», в исключительных случаях вправе рассмотреть вопрос о приеме в российское гражданство, восстановлении в гражданстве иностранцев, лиц без гражданства.

Иные основания приобретения гражданства

Помимо фактов рождения, приема в гражданство, его восстановления, появление у лица гражданства может связываться с наступлением иных обстоятельств, в частности заложенных в международных договорах.

Одно из таких обстоятельств — оптация, когда два или более государств договариваются между собой о том, что часть их граждан до установленного договором срока получает право выбора гражданства одного из договаривающихся государств. Если гражданин одного государства — участника договора решает избрать гражданство другого государства, его гражданство меняется, например, с момента выезда на постоянное место жительства в государство своего нового гражданства. С помощью оптации государства производят массовое взаимное переселение своих граждан.

Оптация осуществлялась, например, в соответствии с Соглашением между СССР и Чехословакией от 10 июля 1946 г. На его основе Президиум Верховного Совета СССР издал Указ от 31 октября 1946 г., установивший, что лица чешской и словацкой национальностей, члены их семей, переселяющиеся из СССР в Чехословакию, признаются вышедшими из советского гражданства с момента их выезда из СССР, а лица русской, украинской и белорусской национальностей, члены их семей, переселяющиеся из Чехословакии в СССР, приобретают советское гражданство с момента их прибытия на территорию СССР.

Оптация применяется и для того, чтобы дать возможность жителям территорий, изменивших свою государственную принадлежность, самостоятельно сделать выбор между сохранением прежнего гражданства (если государство прежнего гражданства продолжает существовать) или обретением гражданства государства, к которому отошла территория их проживания.

К числу иных оснований приобретения российского гражданства относятся также правила следования гражданства детей гражданству родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей, следования гражданства недееспособных лиц гражданству попечителей. Приобретение, прекращение российского гражданства в этих случаях оформляется либо в общем порядке (Президентом РФ), либо в упрощенном порядке (органами миграционной службы, органами Министерства иностранных дел). Для приобретения или прекращения российского гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет во всех случаях его следования гражданству родителя, усыновителя (удочерителя), попечителя требуется письменное согласие ребенка.

Если один из родителей, имеющих иностранное гражданство, приобретает российское гражданство, их ребенок, проживающий на территории России, может приобрести российское гражданство по заявлению его родителя, приобретающего российское гражданство.

Если один из родителей, имеющих иностранное гражданство, приобретает российское гражданство, их ребенок, проживающий за пределами России, может приобрести российское гражданство по заявлению обоих родителей.

Если один из родителей, имеющих иностранное гражданство, приобретает российское гражданство, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести российское гражданство по заявлению родителя, приобретающего российское гражданство.

Если один из родителей, приобретающих российское гражданство, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иностранное гражданство, их ребенок может приобрести российское гражданство по заявлению обоих родителей.

Ребенок, являющийся российским гражданином, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет российское гражданство. Последнее может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Ребенок, усыновленный (удочеренный) российским гражданином или супругами, являющимися российскими гражданами, или супругами, один из которых — российский гражданин, а другой — лицо без гражданства, приобретает российское гражданство со дня усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя — российского гражданина.

Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является российским гражданином, а другой — иностранцем, может приобрести российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка. В этом случае при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает российское гражданство со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории России.

Ребенок (недееспособное лицо), над которым установлена опека или попечительство российского гражданина, приобретает российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.

Ребенок (недееспособное лицо), находящийся на полном государственном попечении в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения, другом аналогичном учреждении России, приобретает российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению руководителя соответствующего учреждения.

Ребенок (недееспособное лицо), над которым установлена опека или попечительство иностранца, приобретающего российское гражданство, может приобрести российское гражданство одновременно с указанным гражданином по его заявлению.

Ребенок (недееспособное лицо), являющийся российским гражданином, над которым установлена опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет российское гражданство.

Похожие статьи:

  • Мировой суд на смирнова Судебный участок № 2 Центрального района Мировой судья Смирнова Наталья Алексеевна Раздел: Государство и власть / Суды, мировые судьи, судебные приставы / Судебный участок № 2 Центрального района Мировой судья Смирнова Наталья Алексеевна Адрес: Тверь, Вагжанова ул., […]
  • Требования предъявляемые к исполнителю Какие предъявляют требования к исполнителю в открытом конкурсе по 44-ФЗ? подскажите пжлт, какие требования предъявляются исполнителю в открытом конкурсе по 44ФЗ? существует ли определенный перечень? Ответы юристов (3) Требования к исполнителю (поставщику) в полном […]
  • Приказ о курении в неположенных местах Закон о штрафах за курение в неположенных местах принят Госдумой Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон об административной ответственности за нарушение так называемого "антитабачного" закона. Документом, в частности, устанавливается, что нарушение […]
  • Коммерческая партия растаможка Открыв ИП я могу официально заниматься закупками из США, помимо РФ? Добрый день! Подскажите, планирую официально заниматься сп. По открытию ип все узнала и по закупкам непосредственно из РФ тоже все понятно. А как быть с закупками напрямую из Америки? Процесс такой […]
  • Приказ 412 приложение 2 Приказ Министерства экономического развития РФ от 12 ноября 2015 г. N 842 "О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412" (утратил силу) Приказ Министерства экономического развития РФ от 12 ноября 2015 г. N […]
  • Ликвидация лифта Демонтаж лифта: памятка для бухгалтера Отражаем в учете ликвидацию лифта как отдельного объекта основных средств Установка нового лифта предполагает техническое обследование и демонтаж старого. Техосмотр — регулярное мероприятие, и затраты на него — это всегда текущие […]