Роль материальных ценностей в жизни человека

Ценности и их роль в жизни человека

Главная > Реферат >Социология

Ценности: понятия, сущность, виды

Ценности в литературе

Ценности жизни и культура современной молодёжи (социологическое исследование)

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностного отношения, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.

Ценности: понятия, сущность, виды

Кибернетическое понимание общества заключается в представлении его как принадлежащего «к особому классу универсальных адаптивно-адаптирующих систем».

В известном ракурсе культура может рассматриваться как многомерная программа адаптивного управления, задающая основные параметры самоорганизации сообществ и координирующая совместную активность достаточно автономных индивидуумов. При этом культура может пониматься и как своего рода генератор структурности, присущей всякой высокоорганизованной системе: «Упорядоченность достигается ограничением разнообразия возможных состояний элементов системы за счет установления зависимости одних элементов от других. В этом отношении культура подобна биологическим и техническим программирующим устройствам».

Сама культура определяется аксиологически как совокупность материальных и духовных ценностей и способов их созидания и трансляции. Ценности как таковые неразрывно связаны с социокультурным контекстом и могут рассматриваться в качестве неких квантов общего культурного поля. Именно в этом смысле можно рассматривать ценности как структурные инварианты различных культур, определяющие не только содержательную специфику конкретной культуры как арсенала эффективных адаптивных стратегий, но и особенности ее динамики и развития. Чавчавадзе Н.З. так и определяет культуру как «мир воплощенных ценностей», различая ценности-средства и ценности-цели.

Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности — это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.

«Ценности, — писал В.П. Тугаринов, — это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала».

Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.

Ценность относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико для педагогики. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностных отношений, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.

Ценность как понятие определяет «…значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик».

Существует огромное количество ценностей и их можно разделить на две большие группы: на материальные и духовные:

— к материальным ценностям мы отнесли: автомобиль, аквариум, гараж, драгоценности, деньги, еду, дом, игрушки, косметику, музыкальные инструменты, книги, одежду, квартиру, магнитофон, компьютер, телевизор, телефон, мебель, спортивные принадлежности;

— к духовным: активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, жизнь, семью, любовь, дружбу, смелость, труд, спорт, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красоту, милосердие, творчество, свободу, человека, мир, справедливость, самосовершенствование, здоровье, знания.

Материальные ценности мы можем потрогать, увидеть, купить и они зависят от того времени в котором живет человек. Например, 300 лет назад не существовало автомобилей и значит, такой ценности не было.

Духовные ценности в отличии от материальных мы не всегда можем увидеть и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать её вокруг себя, совершать красивые поступки. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимы во все времена.

В философии проблема ценностей рассматривается в неразрывной связи с определением сущности человека, его творческой природы, его способности созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей. Человек формирует свои ценности, постоянно разрушает противоречия между сложившимся миром ценностей и антиценностей, использует ценности как инструмент поддержания своего жизненного мира, защиту от разрушающего воздействия энтропийных процессов, угрожающих рождаемой им реальности. Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир при таком подходе, — прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры.

М.А. Недосекина в работе «К вопросу о ценностях и их классификации» (Интернет-ресурс) определяет ценностные представления, понимаемые как основания оценок и призмы целеориентированного видения реальности, как потребности и интересы, переведенные на язык мыслей и чувств, понятий и образов, представлений и суждений. Действительно, для оценки необходимо иметь развитые представления о ценностях, выступающих в качестве ориентационных критериев адаптивной и деятельностной активности индивидуума.

На основании своих ценностных представлений люди не только оценивают сущее, но и выбирают свои поступки, требуют и добиваются справедливости, осуществляют то, что является для них благом.

Е.В. Золотухина-Аболина определяет ценности как внерациональный регулятив. Действительно регулируемое обращением к ценностным критериям поведение в конечном счете ориентировано на достижение максимального эмоционального комфорта, являющегося психофизическим знаком достижения конкретной цели, связанной с утверждением той или иной ценности.

Н.С. Розов выделяет несколько эволюционных типов развития мировоззрения сообществ: мифологическое сознание, религиозное сознание и идеологическое сознание. Такого рода классификация более чем очевидна. Однако мало кто отваживается отказаться от окончательности последней формы общественного сознания и хотя бы предположить возможность рождения новой, совершенно не похожей на предшествующие. Н.С. Розов это сделал: «На роль ведущей формы мировоззрения в наступающей исторической эпохе с наибольшей вероятностью претендует ценностное сознание». Ценности в рамках ценностного сознания как новой формы мировоззрения, во-первых, выходят из подчиненного положения, во-вторых, вбирают в себя и переосмысливают все разнообразие имеющихся мировоззрений, поскольку становятся уже насущно необходимы коммуникация и поиск продуктивных компромиссов между представителями этих разных мировоззрений… Понятие ценностного сознания не сводится к сочетанию значений двух слов, составляющих это название. Это понятие строится, прежде всего, нормативно: ценностное сознание — основанная на ценностях форма мировоззрения, которая удовлетворяет установленным выше требованиям.

Мир ценностей, телеологически детерминирующих свой объект, на который он изначально направлен, не висит в воздухе. Он укоренен в аффективной жизни психики не в меньшей степени, чем витальные потребности. Первое соприкосновение с ценностями происходит благодаря общению со значимыми лицами — родителями. С начальных ступеней онтогенеза они вмешиваются в спонтанное функционирование витальных потребностей, внося в них порядок, необходимый для всего социума. И если становящееся сознание черпает свою силу в основном из аффективных образов значимых лиц, то в дальнейшем оно освобождается от необходимости в такой поддержке и в стремлении к цели-ценности самоорганизует и продуцирует свои структуру и содержание, двигаясь в русле объективных закономерностей. Существующая иерархия ценностей, телеологически определяя свой предмет — человеческое сознание, может породить такие ценности, которые выводят из сферы непосредственных жизненных потребностей данного социума. Такова аксиологическая основа прогресса.

Читайте так же:  Приказ учения го

Структура ценностей человека — характер и ранговый порядок его верований, влечений, стремлений — отражает конституцию самой натуры (природы) человека, качество «человеческого материала», т.е. то, каков человек есть, а не то, каким он себя осознает или желал бы видеть. Ценностное мироотношение — это не феномен или структура сознания, а жизненно-бытийное, т.е. онтологическое отношение, связывающее человека с реальным миром, в котором он живет.

Прямая дорога к главным нравственным и ценностным решениям, к верному самоопределению, к «правильности» идет через самого человека, через познание им своей природы, своих особенностей, через открытие им правды о самом себе. Чем глубже он познает свою природу, желания своего внутреннего «Я», свой темперамент, свою конституцию, свои потребности и устремления, чем отчетливее он осознает, что на самом деле доставляет ему радость, тем легче, естественнее, автоматичнее, эпифеноменальнее будет решена им проблема нравственного выбора.

Роль материальных ценностей в жизни человека

Человеческая жизнедеятельность всегда была и остается ориентированной. Этому способствуют ее ценности, которые служат своеобразным образцом, который требует от человека конкретных действий в конкретном направлении

Одним из первых проблему ценности исследовал. Сократ пришел к выводу, что между тем, кем человек является и тем, что она о себе думает, разница есть между существующими установками человека и сформулированными. Циля ямы (оценкам поведения) имеет место несовпадение. Платон видел в идеях лучше, а значит и самое ценное. Идея, как прообраз конкретных вещей, предметов обеспечивает человеку благо как единство истины, красоты и степени достижения блага. Платон считал вершиной смысла человеческой жизни, высоким в иерархии цинностеостей.

Значительный вклад в формирование категории»ценность»сделали философы. Нового времени. Например,. ФБекон ассоциировал знания с ценностью, мудростью, властью, силой. Другие мыслители той эпохи (ТГоббс,. ДжЛокк,. БСпиноза а. ГЛейбниц) рассматривали ценности в контексте эмоционально-волевых действий, объединяющие понимание. И констатацию ценностей с переживаниями, желаниями, велениями тощ, веліннями тощо.

Рациональная философия XVIII — XIX вв (Кант,. Фихте,. Шеллинг,. Гегель и другие) тоже существенно повлияла на утверждение и углубление теоретических положений о ценностях. И все же, исследования природы и сущности ценностей не стали еще определенным приоритетом. Высоко оценивая роль знаний, идей, человеческую направленность на достижение истины, вслед за. Гегелем они утверждали, что разумная деятельность является истинной, а и стинна разумность — высшая ценностьсть.

Философия неокантианства (ГРиккерт,. ВВиндельбанд) усилила интерес к исследованию ценностей, наделяя их трансцендентальным содержанием (над временным, вне исторического, обще значимым), что отличало ди ияльнисть человека от тех процессов, которые происходят в природе. По их мнению, ценности (истина, благо, красота, святость) — это то, с помощью чего конструируется мир научного познания и культуры. Они за обеспечивают возможность правильного мышления, хотя и не являются самостоятельными предметами и не возникают в процессе их осмысления или при толковании их значение. Риккерт считал ценности вечными и универсальными, а задача философии видел в выработана чистой теории ценностей и выявлении единства между последними и действительностью. МВебер рассматривал ценности как исторические явления, определяющие эпоху. Меняется эпоха — изменений юються. И ценности: одни теряют свою силу, другие — приобретают. Все они влияют не только на познание и оценку явлений, но и на нормы взаимоотношений между людьми и на устройство обществспільства.

Исследуя ценности, современная философия исходит из того, что их природа как бы раздваивается. С одной стороны, в ней имеет место объективное знание (истина), с другой — человеческий (субъективный) интерес сущего ость истины в диалектическом сочетании объективного и субъективного, реального знания об объекте в сочетании с человеческими потребностями и интересамми.

Под ценностью понимают определенность того или иного объекта, который имеет значение для человека (общества). Только для человека, как разумного существа, объекты мира имеют определенное значение. Субъект придает им особо ивого смысла, освящая их общественными традициями и обычаями, нормами добра и зла, художественными предпочтениями красоты, прекрасного и низкого, религиозными верованиями и безверием, социально-политическим розу минное равенства, справедливости или неравенством и несправедливостью. Реальные факты, события, свойства не только воспринимаются и познаются субъектом, но и наделяются определенной ценностью, вследствие чего люди ни формируются (оказываются) различные чувств и эмоцийції.

Проявления удовлетворение или неудовлетворение формируют чувство вкуса (приятное, прекрасное или — наоборот). В одном случае оценивания происходит через категорию»добро», в другом — через»прекрасное»Объект получил ет ценности не только благодаря его объективно-утилитарным свойствам, но и — нашему отношению к нему, интегрируется в комплексе восприятий этих свойств и в особенностях наших вкусов. Как пидкрес лював. ИКант,»приятным каждый называет то, что доставляет ему наслаждение, прекрасным — то, что ему нравится, хорошим — то, что он ценит, одобряет, то есть то, в чем он видит объективную ценность»1Таким ч ином, ценность является субъективно-объективная реальность суб’єктивно-об’єктивною реальністю.

Следует отметить, что наши восприятия, чувство вкуса в значительной степени зависят не только от физиологических качеств нашего организма, но и от уровня нашей культуры (образованности, воспитанности и т.п.)

Любой объект, вовлечен в сферу жизни или созданный человеком, имеет двойное бытие: кроме физического (материального) еще и общественное (социальное), поскольку выполняет исторически закрепленную за ним функцию, а отсюда — имеет общественную ценность. Например, скульптура — это не просто камень, глина, мрамор или бронза, а объект, созерцая который люди получают определенное наслаждение (ценность). Поэтому последняя всегда и везде в иражае общественную сущность бытия объектов материального и духовного мира. И если что-то является ценностью для человека, то это означает, что оно включено в условия общественной жизни, выполняет определенные функции в взаемовид носин с природой или социумамом.

Человек, исходя из своих потребностей и интересов, всегда должным оценивает то, с чем имеет дело. Поскольку все поддается оценке (в том числе и сам человек), наше отношение к миру всегда является оценочным. Ответить отно оценка может более-менее верно отражать предмет (процесс или явление) не соответствовать объекту, приобретая различных значений. Получение истинной информации неразрывно связано с ценностями познания особенно научного. Отсюда, в нашем мировоззрении научное познание и ценностное отношение к миру находятся в неразрывном единстве, обусловливая друг друганого.

Несмотря на достаточное дослидженнисть проблемы ценностей, в философии и по настоящее время не создано общепринятой классификации. Наверное потому, что сама ценность является категорией универсальной, динамичной, минл ливо. Один и тот же объект в разных отношениях, в понимании разных людей приобретает различных ценностей. Отсюда следует, что ценность это такой феномен, который высвечивается для каждого человека, каждой эпохи по-своему объемєму.

Каждая ценность — это факт культуры. Соответственно и весь имеющийся ареал ценностей разделяют на материальные и духовные. Первые проявляются через сознательно оценены, положительные значения и отношения (отношения) су убьекта к объекту. В этом смысле орудия производства, техника и технологии приобретают значений, свойств — то есть ценностей, поскольку в них реально и потенциально заложены возможности развития человечества. К ним следует отнести организацию, культуру труда и само производство (навыки, приемы, методы, способности производственной деятельностисті).

Материальную ценность представляют условия проживания индивида, бытовая сторона его жизнедеятельности и т.д.. Вещи и предметы домашнего обихода, быта тоже составляют весомую долю материальных ценностей. В ны их заложено производственный опыт всех поколений. Они имеют не только утилитарное значение, а часто и художественную и эстетическую ценность. Например, кубок или бокал — это не просто предметы для питья, но и произведение кул ьтуры, эстетического наслаждения, образец художественного мастерства и т.д.. Еще одной из составляющих материальных ценностей являются институты, средства и приемы природоохранной деятельности, разновидности фауны, флоры и т.д.. Все это представляет ценность гуманитарно-оздоровительное значениеачення.

Материальные ценности в отношении субъекта (ов) могут терять себя в стоимости, но оставаться ценностями. Кроме того, бытие ценностей постоянно заставляет человека к постоянному их воспроизведения

Второй составляющей является духовные ценности. Это»объекты», созданные сознанием (человеческим духом). К ним относят различные концепции, произведения искусства, системы образования, воспитания и обучения, сама информация, агитации ия и пропаганда, а также познавательная, нравственная, эстетическая, научная, религиозная деятельности и способы и формы их материального воплощения (музеи, библиотеки, салоны, выставки, вузы и др.). Важное место в жизни занимают: вера, надежда, любовь, нравственность и т.п.. В совокупности духовных ценностей выделяют и человеческие взаимоотношения: взаимное, гуманность, дружбу, любовь и такое ихання і таке ін.

Читайте так же:  Гражданский кодекс рф ст 401

Итак, духовные»объекты»также представляют свою ценность. Бесспорно, этот процесс то усиливается, то притупляется в зависимости от уровня развития личности, ее интеллекта и общей культуры. В одном случае ценностное нагрузки объектов духовной культуры на человека растет и приобретает определяющее значение, в другом — нет. Но в любом случае духовные ценности существуют и играют в життедияль ности важную ролл важливу роль.

Любые ценности можно классифицировать согласно их носителей. В этом смысле их разделяют на: индивидуальные (личностные), групповые (коллективные), классовые, общественные и общечеловеческие. Определяющая роль отводить ться общечеловеческойим.

Ценности можно классифицировать и по формационной или цивилизационной признакам. В этом случае рассматривают ценности первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций а или ценности древнеегипетской, давньовавилонськои, древнеиндийской, древнекитайской цивилизаций или цивилизаций инков, ацтеков, майя и других. Рассматривая цивилизацию как социокультурный пласт, мы вых одим непосредственно на материальные или духовные ценности определенной цивилизацийії.

При характеристике той или иной исторической эпохи в философской литературе исследуются и ценности эпохи. Средневековья,. Возрождения,. Реформации,. Нового времени и др.

время все больше утверждается подход, когда ценности типологизують согласно объектов жизнедеятельности человека. Выделяют и ценности различных сфер бытия: экономические, производственные, морально-этические, художественно-эстет тические, художественные, политические, религиозные, семейные, бытовые и ин.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Ценности и их роль в жизни человека

Совершенствование сущностных сил человека происходит в процессе его целенаправленной деятельности. Деятельность– это способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Именно творческо-преобразующее отношение к окружающему миру принципиально отличает деятельность человека от активности животного. Человек адаптируется к природной среде не путем перестройки собственного организма, как это делают животные, а посредством создания искусственной среды своего существования. Такое приспособление человека к условиям среды обусловлено сознательной, целеполагающей деятельностью человека, в процессе которой он использует орудия труда, изготовленные им с помощью ранее созданных средств. В то время как животные в своей целесообразной, инстинктивной активности для воздействия на природные условия могут использовать только органы своего тела или, в крайнем случае, орудия, данные им природой. Другими словами, в отличие от творческой, созидательной деятельности человека, активность животного носит потребительский характер. Животное не создает ничего нового по сравнению с тем, что дано природой.

Деятельность человека, как и активность животного, является способом, посредством которого они удовлетворяет свои потребности. Но потребности человека намного богаче и разнообразнее, ибо в деятельности человек проявляет себя всесторонне: он познает и преобразует окружающую его природу, создает культуру как оптимальную среду своего существования и развития, формирует художественно-эстетическое отношение к миру, оценивает свое поведение с точки зрения общепринятых традиций, норм, идеалов.

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять не только биологические, но и неразрывно связанные с ними социальные и духовные потребности.

Биологические (материальные) потребности относятся к первичным, врожденным потребностям человека. Это потребности в пище, дыхании, воспроизводстве рода, жилище, отдыхе и т.д. К социальным потребностям относятся, прежде всего, потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании, во внимании к себе и т.п. Духовные потребности – это потребности в знаниях, творческой деятельности, самовыражении, самореализации.

Все эти потребности составляют то основание, на котором только в рамках духовно-практической деятельности возникает ценностное отношение человека к окружающему миру, к самой деятельности и ее результатам.

Ценности играют важную роль в человеческой жизни, выступая важнейшим фактором, определяющим мотивацию личности. Рассмотрением вопросов, касающихся природы ценностей и их места в жизни человека, занимается такой раздел философского знания, как аксиология.

В аксиологии ценность определяется как социокультурное значение определенных явлений действительности для человека.

Ценностный мир человека весьма разнообразен. Он формируется через сознательное отношение человека к действительности посредством раскрытия в ней того, что является положительным и важным для человеческой жизни.

Поставленный еще Сократом вопрос о том, что есть благо, стал отправным для складывания ценностного отношения человека к миру. Как благо для человеческой личности могут выступать самые разные вещи, например, пища, одежда, книги, образование, досуг, демократия, справедливость и т.д. Поэтому ценностный мир человека включает в себя как материальные (предметные), так и идеальные (духовные) ценности.

К материальным ценностям относится совокупность материальных благ(продукты питания, жилье, одежда, транспорт, орудия труда и т.д.), а также экономические ценности (собственность, рынок, деньги).

Духовную жизнь человека составляют социальные, политические, правовые и собственно духовные (этические, эстетические, научные, и др.) ценности.

Социальные (свобода, справедливость, солидарность), политические (права человека, демократия, ненасилие) и правовые (закон, правопорядок) ценности закрепляют отношения между людьми в обществе, формируют социальный организм как единое целое.

Этические ценности (традиции, обычаи, нормы, правила, идеалы) ориентируют человека в его поведении. Они определяют приемлемость или неприемлемость для личности нравственной основы того или иного замысла и способа его реализации. Если действия человека соответствуют принятым общественным правилам, то он испытывает удовлетворение, уверенность в себе; в противном случае переживает состояние неловкости, стыда. Только в органической связи с этическими ценностями нравственные нормы и моральные принципы определяют мотивы поведения личности.

Эстетические ценности (природные качества вещей и предметы искусства) проявляются в художественных вкусах и переживаются как эстетическое наслаждение. Эстетическое наслаждение является показателем того, что эстетические феномены создаются для человека и во имя человека. Через эстетические ценности человек утверждает себя как самоценную личность. Эстетические переживания ценны сами по себе, они безотносительны к какой-либо практической пользе, предполагая бескорыстное любование объектом. В противном случае шедевры живописи, музыкального творчества или поэзии не могли бы считаться произведениями искусства, да и само искусство перестало бы существовать.

Научные ценности (идея, новая проблема, открытие, истина) выступают регулятором познавательной деятельности человека. Стремление к истине помогает человеку преодолевать трудности, неизбежные в процессе познания, и совершать открытия.

Духовные ценности отличаются стабильностью, в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к действительности.

Особое место в системе духовных ценностей занимает идеал. Идеал – это образ наиболее ценного, совершенного и величественного для человека; это предельная цель, к которой устремлена жизнь духовно богатого человека. Идеал придает человеческому бытию в мире полноту и осмысленность.

В философии вырабатывается идеал, к которому должно быть направлено развитие человечества. Это движение к высшим человеческим ценностям – истине, добру и красоте. Античные философы рассматривали их в неразрывном единстве. О союзе этих категорий писал и Вл.Соловьев, подчеркивая, что в отрыве друг от друга добро есть лишь бессильный порыв, истина – пустое слово, а красота – кумир.

Истина проявляется как в разумности смысла жизни, так и в разумности путей и средств его достижения. Добро придает смысл жизни, утверждая интересы каждого отдельного субъекта. Красота выражает гармонию духовного и материального начал. Это проявляется в осознании человеком себя как части природы и тем самым внесения в нее смысла, в установлении отношений сотрудничества между людьми, в ориентации на подлинно культурные ценности, в понимании бытия каждого человека как органической части Универсума.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Роль материальных ценностей в жизни человека

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Материальные и духовные ценности в жизни общества

Триединство человека:
Все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности, принято называть ценностями. Они формировались вместе с развитием человечества, его культуры.

– Какие бывают ценности?

  1. Материальные (способствуют жизни): простейшие (пища, одежда, жилье, предметы быта и общественного потребления); более высокого порядка (орудия труда и материальные средства производства).
  2. Духовные – ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения.

И материальные, и духовные ценности – результат человеческой деятельности. Духовные ценности особые.

– Что это и какое воздействие они оказывают?

Книги, картины, скульптуры – не просто вещи. Они призваны вызывать у человека высокие чувства. Но обладают также и значимостью практической – они воздействуют своим содержанием на жизнь отдельного человека и общества в целом.
Наука, искусство, общечеловеческие нравственные и моральные нормы – без овладения ими не может быть человека духовного. А отсюда, без этого не может быть материального, технического, интеллектуального прорыва в будущее, не может быть должного человеческого общения в высоком смысле этого слова.
Итак, важнейшим условием формирования личности, полноценной, нравственной, является усвоение духовных ценностей. Но нравственный человек – это не просто усвоение духовных ценностей, а, скорее всего, это качество наших достижений, отношений, что и является в итоге показателем нашей внутренней зрелости. И, безусловно, каждый человек самостоятельно отбирает, формирует свои ценности, он берет их от общества не автоматически, а осознанно, как бы аккумулирует то, что лично ему кажется наиболее необходимым.

Читайте так же:  Как написать заявлении на страхование осаго

– Вот и подумай: а каковы твои жизненные ценности? Что для тебя имеет непреходящее значение?

И тогда ты поймешь, в какой мере твои ценности соответствуют общественным, что станет, в свою очередь, сильным импульсом для твоего самовоспитания. Потому что не может быть уважаемым ни окружающими, ни самим собой человек, живущий на обочине жизни, в собственном закуточке, «человек в футляре».
И, наверно, досадно и обидно прожить жизнь, не изведав счастья людской признательности. Но окружающие не будут нас уважать, признавать, считаться с нами, если мы сами себя не уважаем и не уверены в своих силах и взаимоотношениях.

– Какого человека мы называем нравственным?

Такого, кто требования общества к человеку сделал требованиями к самому себе и живет, учится, общается с окружающими согласно этим внутренним законам нравственности.
Его сознание и поведение едины, и основываются они (на чем?) на общечеловеческих ценностях и нормах. В полной мере сформировать свою нравственность, стать нравственно зрелой личностью человек может лишь в результате самовоспитания. Кто, как не сам человек, может развить у себя сознание того, что свое поведение надо согласовывать с интересами других людей, общества?
Нравственное самовоспитание – это воспитание всех вышеперечисленных чувств и качеств, и они могут быть сформированы у каждого человека при условии (каком?), что человек сам заинтересован в этом и к этому стремится.
Нравственное самовоспитание открывает единственно верный путь в жизни – утверждения добра, искренности, взаимной заботы и ответственности, настоящего (гражданского) отношения к своему делу; дает человеку волю и способность никогда не сворачивать с этого пути.

О необходимости уверенности в себе и самоуважении.

«Вся нравственность человека заключается в его намерениях» (Ж.-Ж. Руссо).
«Хорошо и нравственно – это одно и то же» (Л. Фейербах).
«Нравственность – наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей» (К. Гельвеций).
Следовательно, ничто ни в мыслях, ни в поступках, ни в деяниях человека не должно быть во вред другому. Так?
«Наслаждайся и дари наслаждения, не причиняя зла ни себе, ни другому – в этом суть нравственности» (Шамфер).

– Что определяет норму человеческой жизни?

Те ценности, на которые ориентируется и которым служит человек.

– Что должно быть определяющим в человеческой жизни – материальное или духовное? Почему?

Если главенствует материальное, оно в первую очередь питает и радует тело. Душа здесь вторична. Отсюда возникает опасность, что во имя материальной ценности можно попрать человеческие интересы и самого человека, его свободу, волю, достоинство, даже жизнь. В возникшем соперничестве и борьбе за материальные блага возникает действие принципа «все дозволено!». Ни преград, ни запретов – беспредел.
Если главенствуют духовные ценности, богатеет душа чувством сопричастности с другими, чувством радости жизни. Тогда все совершаемое человеком не может нанести вред другому человеку. Здесь срабатывает нравственный закон. Он охраняет каждого и делает жизнь людей безопасной. Потому и возникли заповеди в жизни человека, охраняющие его душу от зла. Отсюда и духовные ценности, оберегающие жизнь, охраняющие ее и человека как высшую ценность.
Ж.-Ж. Руссо о собственной противоречивости: «Я всегда считал и теперь считаю, что я, в общем, лучший из людей, и вместе с тем уверен, что как бы ни была чиста человеческая душа, в ней непременно таится какой-нибудь отвратительный изъян».

Два мира есть у человека:
Один – который нас творил,
Другой – который мы от века
Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Гармония человека в отношениях с окружающими – гармония с самим собой. Старайтесь стремиться к этой гармонии.

Духовные и материальные ценности

Главными критериями для самореализации человека являются духовные и материальные ценности. С самого рождения в ребенке начинают формироваться основы его будущего. Атмосфера в семье, окружающая обстановка, все это имеет непосредственное влияние на формирование ценностей.

С каждым днем материальные аспекты в жизни становятся все значимее, отодвигая эмоции, чувства и переживания на второй план. Окружающая обстановка иногда просто не дает выбора, так как каждый старается выглядеть «как с картинки», при этом жить в хорошей квартире и иметь счет в банке. В погоне за этими благами человек напрочь забывает о самом важном, о том, что находиться в душе и сердце. Не найдя гармонии добиться счастья просто невозможно, так как есть миллионы примеров успешных, но несчастных людей.

Чтобы получить полную совокупность материальных и духовных ценностей нужно определиться, что для вас имеет большое значение, а что совсем и не нужно в жизни.

В психологии есть довольно легкое упражнение, которое поможет разложить по полочкам духовные и материальные ценности человека и существенно прояснить проблемы самореализации. Для него вам нужно взять лист бумаги и честно ответить на такие вопросы:

  1. Представьте, что жизнь прервется через 15 лет. Подумайте, что хотите сделать за это время? Что бы хотели получить по истечению срока?
  2. Теперь сократите время до 5 лет. Чем новым вы бы захотели заняться, а что перестали бы делать?
  3. Минимальный срок жизни лишь год. Как лучше его прожить? Что оставить после себя?
  4. Самое печальное. Вас уже нет. Что написано в разделе вашего некролога? Кем вы были?

Теперь внимательно прочтите написанное и сделайте соответствующие выводы.

Отличие духовных ценностей от материальных

Эмоции и чувства не уменьшаются пропорционально количеству людей, которые ими владеют, в отличие от материальных благ. Духовные ценности не похожи на материальные тем, что при поглощении они не исчезают, а становятся частичкой внутреннего мира человека, тем самым обогащают его.

Похожие статьи:

  • Требования к энергосбережению Приложение N 1. Требования к форме программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования и отчетности о ходе ее реализации Приложение N 1к приказу Министерстваэнергетики РФот 30 […]
  • Гражданский кодекс рф ст 401 Статья 401. Основания ответственности за нарушение обязательства 1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором […]
  • Приказ 639 мвд рф Приказ МВД РФ от 27 июня 2012 г. N 639 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу разрешения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской […]
  • Декретные годы и пенсия Важный вопрос — входит ли декретный отпуск в трудовой стаж Входит ли декретный отпуск в стаж – вопрос, который волнует будущих мамочек, официально трудоустроенных на предприятии. Некоторые работающие женщины, не разобравшись в ситуации, стараются как можно позже уйти […]
  • Законы рф по амнистии Путин подписал законы о продлении срока амнистии капиталов до марта 2019 года МОСКВА, 19 февраля /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин подписал пакет законов, предусматривающих продление срока амнистии капиталов до 28 февраля 2019 года включительно. Документы […]
  • Пособия для детского сада купить оптом Покупка на группу оптом Новый учебный год в детском саду это событие, которое очень важно как для воспитателей, так и для воспитанников и их родителей. Кроме составления учебно-воспитательных планы для образовательной деятельности в будущем году. Воспитатели […]