Приказ об изменении организационно правовой формы

Оглавление:

Приказ об изменении организационно правовой формы

Вопрос: В результате реорганизации предприятие было преобразовано. Сотрудники преобразованной компании работают в прежних должностях. Какие изменения нужно внести в их трудовые книжки?

Порядок приобретения и учета трудовых книжек

Порядок заполнения трудовой книжки

Порядок внесения изменений в трудовую книжку

Ответ от 02.11.2017 :

Преобразование компании – одна из форм реорганизации, при которой происходит смена организационно-правовой формы юридического лица (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

При этом реорганизация в любой форме не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками (ч. 5 ст. 75 ТК РФ), то есть трудовые отношения с сотрудниками в этом случае продолжаются автоматически. Увольнять таких сотрудников, а потом снова принимать на работу, не требуется.

Внесение изменений в трудовые книжки сотрудников при преобразовании организации производится на основании приказа. Издать такой приказ можно в свободной форме со следующей формулировкой:

«В связи с реорганизацией в форме преобразования ООО «Ромашка» в ЗАО «Ромашка» считать всех работников ООО «Ромашка» с 01.07.2013 работающими в ЗАО «Ромашка».

При этом в трудовых книжках работников в графе 3 следует сделать запись следующего содержания:

ООО «Ромашка» с 01.07.2013 переименована в ЗАО «Ромашка».

В графе 4 следует проставить основание переименования – приказ (распоряжение) работодателя, его дату и номер (п. 3.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69).

Как задать вопрос

С 19.06.2017 у организации изменилась организационно-правовая форма с ОАО на АО. Организация (далее — АО) извещала поставщиков и подрядчиков об изменении наименования с ОАО на АО. Кроме этого, ничего не изменилось: деятельность продолжается, ИНН тот же и т.д. Можно ли принимать первичные документы поставщиков, в которых указана старая организационно-правовая форма, к налоговому учету для целей исчисления НДС и налога на прибыль?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При изменении (уточнении) наименования юридического лица (АО) не происходит его реорганизации, юридическое лицо со старым наименованием не прекращается, не изменяет организационно-правовой формы и т.п. Юридическое лицо не выбывает из правоотношений и на тех же основаниях несет права и исполняет обязанности в отношении собственных контрагентов.
Считаем, что АО может принимать к учету в целях исчисления налога на прибыль, НДС и иных налогов первичные учетные документы и счета-фактуры, оформленные после внесения изменений в ЕГРЮЛ и содержащие старое наименование (ОАО). При этом первичные документы должны подтверждать реальность совершаемых операций и быть подписаны уполномоченными лицами.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон N 99-ФЗ) учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу указанного Закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции этого Закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Одновременно указано, что изменение наименований организаций, созданных до вступления в силу этого закона, в связи с приведением в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие прежнее наименование организации.
Следует также принять во внимание, что в п. 23 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» указано, что смена типа акционерного общества в любом случае не является реорганизацией такого общества.
Таким образом, приведение акционерным обществом своих учредительных документов в соответствие с изменениями, внесенными в Гражданский кодекс РФ Законом N 99-ФЗ, с точки зрения законодательства является только изменением наименования. Никакого правопреемства, перехода прав не происходит. Более того, в законе специально указано, что внесения изменений в документы, содержащие прежнее наименование организации, не требуется.
Соответственно, изменение реквизитов одной из сторон договора, включая ее имя или наименование, не влечет для другой стороны изменения существующих обязанностей, их прекращения или возникновения новых, а также необходимости вносить изменения в договоры в связи с изменением наименования одной из сторон (постановление ФАС Московского округа от 16.05.2014 N Ф05-4714/14, апелляционное определение Московского городского суда от 28.10.2014 N 33-38004/14).
Таким образом, при изменении наименования юридического лица оно не выбывает из правоотношений и на тех же основаниях несет права и исполняет обязанности в отношении собственных контрагентов. В подтверждение изложенного можно привести правовую позицию, изложенную, в частности, в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.03.2012 N 14953/11, п. 23 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19, а также в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 01.04.2014 N Ф04-2426/14 по делу N А27-688/2013.
Первичные учетные документы должны соответствовать требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ). В частности, наименование экономического субъекта, составившего документ, является одним из основных и обязательных реквизитов первичного учетного документа (п. 3 части 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, абзац 1 п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н). Отметим, что наименование получателя первичного документа к числу основных реквизитов не отнесено.
С точки зрения налогообложения подтверждение произведенных (осуществленных, понесенных) налогоплательщиком затрат документами, оформленными в соответствии с законодательством, является одним из обязательных условий принятия расходов для целей налогообложения прибыли организаций (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Если организация признается налогоплательщиком НДС, то указание ее наименования является одним из обязательных реквизитов счета-фактуры, дающего право ее контрагентам на принятие к вычету предъявленного ею НДС по такому счету-фактуре (п. 1, п. 2, пп. 2 п. 5, пп. 2 п. 5.1, пп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ). При этом нормы главы 21 НК РФ в части указания в счете-фактуре наименования налогоплательщика в качестве обязательного реквизита не содержат отсылки к его учредительным документам. Однако такое требование предусмотрено в пп.пп. «в», «и» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС (утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).
Вместе с тем в абзаце 2 п. 2 ст. 169 НК РФ указано, что ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать, в частности, продавца и (или) покупателя, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.
К сожалению, судебной практики по ситуациям, полностью соответствующим изложенной в вопросе, нам обнаружить не удалось. Заметим, однако, что суды при оценке реальности операций и документального подтверждения расходов налогоплательщиков анализируют всю совокупность обстоятельств возможного получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, как то: подписание документов неустановленными лицами, отсутствие персонала и производственных мощностей для ведения деятельности у налогоплательщика или его контрагентов и т.п. (смотрите постановления Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 18162/09, от 08.06.2010 N 17684/09).
Следует отметить, что даже в случае установления фактов подписания документов неустановленными лицами расходы по налогу на прибыль и вычеты НДС признаются правомерными при наличии доказательств реальности совершенных операций и проявлении должной осмотрительности (смотрите, например, постановления Северо-Кавказского округа от 11.06.2015 N Ф08-3452/2015, АС Центрального округа от 29.01.2015 по делу N А62-489/2014, от 22.10.2014 по делу N А62-49/2014, ФАС Центрального округа от 25.02.2014 по делу N А62-2369/2013, от 29.05.2013 по делу N А35-7542/2012, Московского округа от 18.10.2013 по делу N А40-162037/12-115-1161, от 12.02.2013 по делу N А40-31075/12-91-157 и др.).
В постановлении АС Поволжского округа от 15.10.2014 N Ф06-15848/13 по делу N А65-27018/2013, в котором фигурировал сменивший наименование поставщик, в частности, сказано: «Доводы налогового органа о том, что первичные документы содержат недостоверные и противоречивые сведения (неверный адрес, КПП, наименование, печать, а также ФИО руководителя) не свидетельствуют об отсутствии хозяйственных операций. Доказательств того, что заявителю на момент исполнения работ было известно о переименовании общества «Орлан» в общество с ограниченной ответственностью «Октава», а также доказательств того, что работы фактически не исполнялись, налоговым органом не представлено».
Поскольку прежнее наименование позволяет однозначно и достоверно идентифицировать АО как реально действующую сторону в сделках с контрагентами и не может свидетельствовать о необоснованном получении им налоговой выгоды, у АО нет оснований для внесения изменений в первичные документы и счета-фактуры, полученные от контрагентов.
Считаем, что АО может принимать к учету в целях исчисления налога на прибыль, НДС и иных налогов первичные учетные документы и счета-фактуры, оформленные после внесения изменений в ЕГРЮЛ и содержащие старое наименование (ОАО). При этом первичные документы должны подтверждать реальность совершаемых операций и быть подписаны уполномоченными лицами.
Для полного исключения налоговых рисков АО может обратиться с официальным запросом в свой налоговый орган.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Изменение наименования юридического лица.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Кадровые документы при реорганизации ЗАО в ООО

Подскажите, пожалуйста! У нас произошла реорганизация из ЗАО в ООО. Каким образом мы обязаны уведомить сотрудников (объявление на стенде информации, приказ с их согласованием или лично письмом?). Так же хотела узнать о необходимости изменений таких документов как Должностные инструкции, Положения о подразделениях, Правилах внутреннего трудового распорядка, коллективного договора и др. внутренних положений организации. Если есть необходимость в изменении, то каким образом (общий приказ с перечнем «внести изменение», штамп «в связи с реорганизацией. » или требуется утверждать все с новым наименованием?).

Читайте так же:  Федеральный закон о работе по совместительству

Ответы юристов (5)

Здравствуйте, Анастасия! Ваш вопрос принят в работу. Для подготовки ответа потребуется некоторое время.

Есть вопрос к юристу?

В соответствии со ст. 57 Гражданского кодекса РФ реорганизация юридического лица может проводиться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

Правопреемство при реорганизации юридических лиц происходит в следующем порядке (ст. 58 ГК РФ):

— при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

В соответствии с ч. 5 ст. 75 Трудового кодекса РФ реорганизация организации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. Следовательно, после реорганизации трудовые договоры с работниками продолжают действовать на прежних условиях. Тем не менее необходимо отразить произошедшие изменения в кадровых документах.

В первую очередь работодатель должен уведомить работников о реорганизации. Срок и форма уведомления трудовым законодательством не установлены, поэтому проще всего это сделать в форме приказа о реорганизации, ознакомив с ним работников под роспись. В последующем этот приказ будет являться основанием для внесения записи в трудовые книжки.

В любом случае уведомление должно быть направлено таким образом, чтобы у работников была возможность воспользоваться предоставленным им ч. 6 ст. 75 ТК РФ правом на отказ от работы в реорганизованной организации. Если работник оказывается от продолжения работы, трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (ч. 6 ст. 75 ТК РФ).

Далее работодателю необходимо заключить с работниками, не отказавшимися от продолжения работы после реорганизации, дополнительные соглашения к трудовым договорам об изменении сведений о работодателе, поскольку в соответствии со ст. 57 ТК РФ наименование работодателя является обязательным условием трудового договора.

Следующим шагом работодателя будетвнесение записи в трудовые книжки. Для этого работодателю, как уже говорилось выше, необходимо издать приказ о реорганизации в произвольной форме.

На основании указанного приказа делается соответствующая запись в личной карточке работника.

В действующих нормативно-правовых актах по ведению трудовых книжек (Правилах ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» (ред. от 25.03.2013); Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69) не установлен порядок внесения в них записи об изменении сведений о работодателе в связи с реорганизацией. Тем не менее такая запись необходима, чтобы наименование работодателя в последующем соответствовало реквизитам работодателя на печати, которой заверяются записи о работе. Поэтому оформить запись можно в произвольной форме, руководствуясь для примера п. 3.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, описывающим порядок внесения записи при изменении наименования работодателя.

Уточнение клиента

Спасибо, а что на счет внутренних документов?

23 Января 2015, 13:47

«Так же хотела узнать о необходимости изменений таких документов как Должностные инструкции, Положения о подразделениях, Правилах внутреннего трудового распорядка, коллективного договора и др. внутренних положений организации. Если есть необходимость в изменении, то каким образом (общий приказ с перечнем „внести изменение“, штамп „в связи с реорганизацией. “ или требуется утверждать все с новым наименованием?)».

Изменения в локальные акты вносятся на основании приказа руководителя.

Однако, я не вижу требований в законодательстве об утверждении новых локальных актов. Коль скоро таких требований нет, полагаю удобнее пойти наиболее простым путем — общий приказ с перечнем «нести изменения».

Уточнение клиента

Спасибо за ответ.

23 Января 2015, 13:51

Уточнение клиента

Можете подсказать еще один вопрос. В случае если будут запрашиваться документы (те же должностные инструкции в трудовую инспекцию) какие документы будет необходимо предоставлять, чтобы подтвердить, что организация та же сама?

23 Января 2015, 13:56

Если это конечно понадобится — предоставьте выписку из ЕГРЮЛ, решение об изменении организационно-правовой формы.

Настоящим сообщаю, что ответом на этот вопрос от 23.01.2015 в 13-35 мной были процитированы материалы из СПС КонсультантПлюс «Вопрос: Организация была реорганизована. Какие кадровые документы в связи с этим необходимо оформить?» (Консультация эксперта, 2013).

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Какие документы надо оформить при изменении организационно-правовой формы предприятия?

Вопрос-ответ по теме

уточните пожалуйста, как и какие кадровые документы должны быть оформлены при переходе с ЗАО на АО. (в соответствии с № 99-ФЗ).

В письме Федеральной службы по труду и занятости от 06.05.2016 ПГ/08727-6-1 http://www.1kadry.ru/#/document/97/266765/?step=3 высказана позиция, что изменения нужно внести в трудовые книжки работников, а заключать доп. соглашение к трудовому договору не нужно.

Не пропустите: главные изменения в кадровой работе

Что принято и вступило в силу в этом месяце.

Данная позиция представляется спорной, т.к. наименование работодателя определяет и место работы работника, а это обязательное условие трудового договора. В связи с чем при изменении типа акционерного общества, как и при ином переименовании работодателя, по нашему мнению, нужно внести изменения в трудовые договоры и иные кадровые документы и соответствующие записи в трудовые книжки всех работников, т.к. в противном случае при увольнении будет явное несоответствие данных работодателя в наименовании работодателя при открытии Вашего блока в трудовой книжке и в печати при увольнении, в связи с чем Пенсионный фонд может не принять к учета стаж работника, приобретенный в Вашей организации, или потребует внесения изменений о наименовании в трудовую книжку.

В данном случае имеет место изменение организационно-правовой формы (изменение типа акционерного общества), влекущее изменение наименования организации.

Согласно ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид.

Если меняется наименование организации, то кадровой службе необходимо:

Реорганизация АО как смена организационно-правовой формы

2.3. Реорганизация и составы, направленные на изменение типа (вида) юридического лица

2.3.1. Изменение типа юридического лица

Для понимания сущности реорганизации важно рассмотреть такой институт современного права, как “изменение типа юридического лица”.

Сначала о категории “тип” применительно к юридическому лицу.

Гражданский кодекс РФ такой категории не использует. В нем применительно к систематизации различных юридических лиц используются категории “форма” (к примеру, ст. 50 ГК: “юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий”), “организационно-правовая форма” (ст. 54 ГК: “юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму”), “вид” (ст. 58 ГК: “при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы)…”).

Использование этих слов нельзя в полной мере назвать системным: 1) “вид” в одних нормах понимается как аналог организационно-правовой формы (об этом говорит и сравнение ст. 49 ГК (“коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом…”) с положениями других статей, где то же унитарное предприятие именуется “формой”, и ряда других статей). В других нормах это слово используется для обозначения классификаций более низкого уровня (ст. 120 ГК: “особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами”); 2) хозяйственные товарищества и общества названы формой юридического лица, при этом у такой формы есть свои внутренние формы (ст. 66 ГК: “хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества)… Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью”). То есть получается, форма в форме. Это притом что над хозяйственными товариществами и обществами стоит еще одно юридически значимое разделение: на коммерческие и некоммерческие (причем непонятно, по крайней мере в ГК об этом ничего не говорится, идет речь также о форме или об иной категории для описания соответствующего разделения всех юридических лиц).

Если не принимать во внимание положения ст. 120 ГК РФ, процитированные выше, то общее положение ГК РФ состоит в том, что:

1) вид (организационно-правовая форма, форма) – правовой режим, один из элементов, позволяющих идентифицировать в гражданском обороте конкретную юридическую личность (не зря ГК требует указания в уставе обязательно организационно-правовой формы); причем это не просто элемент классификации (разделения) юридических лиц, допускаемых к участию в обороте, – это законченный, в полном смысле основной (базовый) или, еще можно сказать, изначальный элемент любой классификации; эта “базовость” состоит в том, что он, не имея внутри себя никакой иной классификации, при этом содержит все основные элементы, позволяющие организации функционировать;

2) изменение вида (организационно-правовой формы, формы) есть реорганизация в форме преобразования.

Большую путаницу вносят отдельные федеральные законы (прежде всего регулирующие правовое положение и деятельность некоммерческих организаций), в частности:

1) то, что ГК РФ (ст. 120) именуется видом учреждения (внутри такой формы как “учреждение”), в Федеральном законе “О некоммерческих организациях” предстает в качестве отдельных форм (во множественном числе, подчеркнем это) некоммерческих организаций: частное, государственное, муниципальное, бюджетное учреждения (ст. 9 “Частные учреждения”, ст. 9.1 “Государственные, муниципальные учреждения”), ст. 9.2 “Бюджетное учреждение”). И это притом что в ст. 9.1 черным по белому написано: “типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные”, т.е. тип учреждения в этой статьей приравнен к категории форма (!);

2) то, что ГК РФ именуется отдельным видом (формой, организационно-правовой формой) юридического лица, т.е. тем самым самодостаточным правовым режимом, использование которого позволяет начать деятельность, в частности “общественные и религиозные организации (объединения)”, в Федеральном законе “Об общественных объединениях” предстает как собирательное понятие, включающее в себя ни много ни мало отдельные “организационно-правовые формы” таких объединений (ст. 7 Закона): общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия. Из этого перечня в свою очередь видно следующее: “общественное учреждение” названо отдельной организационно-правовой формой общественного объединения, при этом оно не названо ни формой, ни видом, ни типом общей формы “учреждение”, которую признает ГК; “общественный фонд” также назван отдельной организационно-правовой формой общественного объединения, притом что “фонд” вообще – это отдельная форма юридического лица по ГК РФ.

Но на этом “перевоплощения” общественного фонда не заканчиваются, ибо ст. 10 Закона “Об общественных объединениях” в рамках этой отдельной организационно-правовой формы общественного объединения еще и выделяет отдельные виды (“создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о фондах”); но и это не все “перевоплощения” фонда, ведь ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”, признавая “фонд” формой некоммерческих организаций, также признает возможность существования внутри этой формы отдельных его видов (“особенности создания и деятельности фондов отдельных видов могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах”); обратим внимание, что если Закон “Об общественных объединениях” говорит о законе о фондах как о едином акте, то Закон “О некоммерческих организациях” говорит о законах о фондах.

Читайте так же:  Требования к химику аналитику

Ну и последнее “перевоплощение” фонда: ст. 2 Федерального закона “О негосударственных пенсионных фондах” указывает, что “негосударственный пенсионный фонд” признается “особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения”;

3) отдельные законы вводят понятие “тип”. Изначально это было сделано для акционерных обществ, в частности Федеральный закон “Об акционерных обществах” (ст. 11) ввел два типа таких обществ: открытое и закрытое. Позднее типизация была введена для государственных, муниципальных учреждений: ст. 4 Федерального закона “О некоммерческих организациях” предусматривает возможность выделения типов внутри формы государственного или муниципального учреждения (“наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип”). При этом что есть тип юридического лица и какое он имеет самостоятельное значение, ни один закон не проясняет. Еще более запутывает эту картину Закон РФ “Об образовании”, ст. 12 которого вводит типизацию образовательных учреждений, причем внутри типов уже выделяются виды .

“К образовательным относятся учреждения следующих типов: 1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; 6) утратил силу с 1 января 2005 г.; 7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 8) учреждения дополнительного образования детей; 9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. 5. Образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которыми регулируется деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений… 6. Тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей)”.

Что можно понять из этих положений ГК РФ и отдельных законов? По большому счету абсолютно ничего. Перед нами во всех красках предстает картина нашего нынешнего законодательства, которому, при всей его претензии на системность, она на самом деле присуща весьма мало. Мы можем допустить, что для законодателя не имело существенного значения соотношение между словами “форма”, “вид”, “тип” применительно к классификациям юридического лица. И во многих случаях тщательность при употреблении этих слов действительно излишня; однако для сферы правового регулирования юридических лиц такой подход ведет к отсутствию системы в законодательстве о юридических лицах, к появлению все новых видов (форм, типов?) юридических лиц, которые вообще ничем друг от друга по существу (по элементам своего правового режима) не отличаются.

Все это имеет прямое отношение к анализируемой теме. И вот почему. Статья 58 ГК РФ квалифицирует как “преобразование”, т.е. как одну из форм реорганизации “изменение организационно-правовой формы”, что, как показывает анализ текста ГК, можно читать и следующим образом: изменение вида (формы) юридического лица есть его реорганизация в форме преобразования . Соответственно, в зависимости от правового режима соответствующей организационно-правовой формы (вида, формы) это влечет определенные последствия, прежде всего в части обязанностей по уведомлению указанных законом лиц о реорганизации, возникновению обязательств определенного рода (перед кредиторами, участниками) и т.п.

В литературе, впрочем, высказана точка зрения, что понятие “организационно-правовая форма” “шире и представляется более удачным” в сравнении со словом “вид”. В частности, В.В. Долинская указывает, что “организационно-правовая форма представляет собой совокупность признаков юридического лица (шире – предпринимателя): имущественной и организационной обособленности, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, самого юридического лица, в ряде случаев – его структурных подразделений, трудового коллектива, их ответственности друг перед другом, контрагентами, потребителями, конкурентами, государством и обществом. Она наряду с формой собственности, в рамках которой создается и функционирует юридическое лицо, соотношением в правах учредителей (участников) и самого ЮЛ на имущество последнего, правовым режимом имущества, целью осуществляемой деятельности и другими критериями выступает основанием классификации юридических лиц на виды” (Долинская В.В. Указ. соч. С. 6, 7).

А вот изменение типа юридического лица в соответствии с некоторыми законами, подкрепленными судебной практикой, реорганизацией не признается, в частности:

а) не признается реорганизацией изменение (преобразование) типа акционерного общества (открытого на закрытое и обратно). Соответствующее разъяснение было дано еще в п. 6 ныне отмененного Постановления Пленума ВС РФ N 4 и Пленума ВАС РФ от 2 апреля 1997 г. N 8 “О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах”: “при рассмотрении споров, связанных с преобразованием акционерного общества одного типа, в акционерное общество другого типа необходимо учитывать, что изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица (его организационно-правовая форма не изменяется), поэтому требования, предусмотренные пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 15 и статьей 20 Закона – о составлении передаточного акта, об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества, – в таких случаях предъявляться не должны. Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества…”

Позднее это правило в другом виде, но в той же концепции было изложено в п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 “О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах”: “в соответствии с пунктом 1 статьи 68 Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйственное общество одного вида может быть преобразовано в хозяйственное общество другого вида, при этом не исключается возможность преобразования обществ, относящихся к одной организационно-правовой форме юридического лица (акционерных обществ): закрытых в открытые и открытых в закрытые. При рассмотрении споров, связанных с преобразованием акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа, необходимо учитывать, что изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица (его организационно-правовая форма не изменяется), поэтому требования, установленные пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 15 и статьей 20 Закона: о составлении передаточного акта, об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества, – в таких случаях предъявляться не должны. Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества, в том числе предоставляющие акционерам право требовать выкупа принадлежащих им акций общества, если они голосовали против преобразования или не участвовали в голосовании по данному вопросу (статья 75 Закона). Преобразование акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа осуществляется по решению общего собрания акционеров с внесением соответствующих изменений в устав общества (утверждением устава в новой редакции) и государственной регистрацией их в установленном порядке…”

Такая позиция подтверждена и многочисленными примерами из судебной практики (Определение ВАС РФ от 21 апреля 2011 г. N ВАС-4834/11 по делу N А09-3874/2009, Постановления ФАС Московского округа от 24 сентября 2007 г., от 28 сентября 2007 г. N КГ-А40/9724-07-П по делу N А40-25378/06-138-199, ФАС Поволжского округа от 11 октября 2010 г. по делу N А57-20804/2009, от 30 ноября 2009 г. по делу N А57-6102/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 16 февраля 2005 г. N Ф08-6138/05 по делу N А22-111/05/6-15 и др.);

б) не признается реорганизацией изменение типа государственного, муниципального учреждения (ст. 17.1 Федерального закона “О некоммерческих организациях”). Поскольку в соответствии со ст. 9.1 этого Закона типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные учреждения, то реорганизацией не признаются преобразования:

– автономного учреждения в бюджетное;

– автономного учреждения в казенное;

– бюджетного учреждения в автономное;

– бюджетного учреждения в казенное;

– казенного учреждения в автономное;

– казенного учреждения в бюджетное.

Таким образом, в обоих случаях (акционерные общества, государственные и муниципальные учреждения) изменение типа не влечет ни одно из последствий реорганизации, в том числе правопреемство, не признаются прекратившимися юридические лица, изменяющие тип, равно как и не признаются созданными вновь юридические лица, получившие новый тип в результате изменения. Не применяются соответственно и другие частные последствия реорганизации (к примеру, у акционерных обществ не возникает обязанности по выкупу акций и т.п.). Неприменение положений о реорганизации влечет большую свободу в определении последствий такого изменения, к примеру, в соответствии с п. 4 ст. 17.1 Федерального закона “О некоммерческих организациях” государственное или муниципальное учреждение при изменении типа наделяется правом осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензий, свидетельства о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, выданных этому учреждению до изменения его типа, до окончания срока действия таких документов; при этом не требуется переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности, и переоформление иных разрешительных документов.

Насколько оправдан подход законодателя к разграничению правовых режимов (и, соответственно, последствий) реорганизации и изменения типа юридического лица? С нашей точки зрения, и это особенно, как кажется, очевидно после предшествующего анализа классификационных критериев юридических лиц, не оправдан никак, и вот по каким причинам:

а) институт “изменения типа” незнаком ГК РФ, непонятно соответственно, что он вообще собой представляет с точки зрения гражданского права;

б) как показывает предшествующий анализ, тип юридического лица есть понятие неопределенное, а к тому же оно практически равнозначно в употреблении (а иногда и просто выступает как аналог) словам “форма” и “вид”, изменение которых и квалифицируется законом как “реорганизация”;

в) мы не видим никакой логики в том, что одни организационные изменения именуются реорганизацией, хотя не имеют никаких существенных последствий с точки зрения правового режима деятельности юридического лица, прекращающего свое существование в результате реорганизации, и юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (к примеру, преобразование общества с ограниченной ответственностью в общество с дополнительной ответственностью), а изменение типа, влекущее самые серьезные последствия, таковой не признается. Достаточно посмотреть таблицу сравнений в части ответственности различных видов (типов) учреждений (таблица 9), чтобы стало совершенно очевидно, что “переход” от одного типа учреждения к другому вовсе не ограничивается “сменой вывески”, а влечет серьезнейшие изменения в части отношений такого субъекта с кредиторами. И чем это не реорганизация? Ведь при том же преобразовании общества с ограниченной ответственностью в общество с дополнительной ответственностью меняется только размер ответственности участников, и то только в части установления кратности, в части дополнительной ответственности, а между тем изменение типа акционерного общества вносит гораздо более радикальные изменения в части возможностей акционеров и ограничений самого общества (невозможность (возможность) открытой подписки, наличие (отсутствие) преимущественного права, наличие (отсутствие) ограничений по числу участников).

Ответственность учреждений различных видов (типов)

Организационно-правовая форма ведения бизнеса – параметр, который принято считать чем-то фундаментальным и незыблемым ввиду того, что определяется он в момент регистрации и представляет собой часть самого названия компании.

Читайте так же:  Договор биглион

Впрочем, с течением времени обстоятельства, которые повлияли на сделанный в самом начале выбор, могут измениться, что в свою очередь повлечет за собой вероятную необходимость изменить и статус организации.

Действующим законодательством предусмотрено несколько вариаций смены организационно-правовой формы компании, которая фактически представляет собой ее реорганизацию в форме преобразования.

Для коммерческих организаций наиболее актуальными являются две из них. Компания, зарегистрированная в качестве общества с ограниченной ответственностью, может преобразоваться в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью, производственный кооператив (ст. 56 Закона № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 года «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Акционерное общество, как открытое, так и закрытое, может в свою очередь стать обществом с ограниченной ответственностью, производственным кооперативом или некоммерческим партнерством (ст. 20 Закона №208-ФЗ от 26 декабря 1995 года ФЗ «Об акционерных обществах»).

Принимая решение о смене ОПФ также необходимо учитывать ограничения, присущие форме вновь регистрируемого бизнеса.

Так, минимальный уставный капитал общества с ограниченной ответственностью или закрытого акционерного общества составляет 10 тыс. рублей, а при преобразовании такой компании в открытое акционерное общество его сумма должна составить минимум 100 тыс. рублей. Ни ООО, ни ЗАО, ни ОАО не могут иметь в качестве единственного учредителя юридическое лицо, также состоящее в свою очередь из одного учредителя.

Помимо добровольного изменения организационно-правовой формы существует ситуации, когда сделать это необходимо, дабы соблюсти требования законодательства. Например, общество с ограниченной ответственностью в случае, если количество его участников превысит 50, обязано перерегистрироваться в открытое акционерное общество либо в производственный кооператив.

Смена ЗАО на ООО

Согласно пункту 1 статьи 57 Гражданского кодекса реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Данный постулат распространяется и на акционерное общество, планирующее преобразование в общество с ограниченной ответственностью.

Как следует из пункта 2 статьи 20 Закона № 208-ФЗ, предложение о такой реорганизации выносит совет директоров или наблюдательный совет компании. А решается данный вопрос общим собранием акционеров реорганизуемого акционерного общества. При этом конечное решение должно содержать следующие сведения:

  1. наименование, сведения о месте нахождения нового юридического лица, создаваемого путем реорганизации общества в форме преобразования;
  2. порядок и условия преобразования;
  3. порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале ООО;
  4. указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта;
  5. указание об утверждении учредительных документов создаваемого юридического лица с приложением учредительных документов.

Кроме того в решении необходимо зафиксировать данные по списку членов ревизионной комиссии, коллегиального исполнительного органа, единоличного исполнительного органа или иного органа в тех случаях, когда создание такой структуры предусмотрено уставом и законом, а его образование отнесено к компетенции высшего органа управления создаваемого юридического лица.

По факту принятого решения в течение трех дней АО обязано письменно сообщить в налоговый орган о начале процедуры реорганизации.

Форма сообщения представлена в письме ФНС России от 23 января 2009 года № МН-22-6/64. К нему необходимо приложить оформленное решение о реорганизации. В течение этого же срока необходимо письменно уведомить ПФР и ФСС (п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ).

На основании пункта 11 статьи 89 Налогового кодекса в связи с реорганизацией компания может быть подвергнута выездной налоговой проверке.

Причем эта ревизия может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Впрочем стандартное правило о том, что проверять могут период не более трех предыдущих календарных лет, сохраняется и в данной ситуации.

В любом случае в течение следующих трех дней после получения уведомления налоговики внесут информацию о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, в Единый государственный реестр юридических лиц. После этого реорганизуемое акционерное общество обязано дважды с разницей в месяц опубликовать сообщение о своей реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации».

Такое сообщение, согласно требованиям пункта 6.1 статьи 15 Закона №208-ФЗ, должно содержать следующие сведения:

  1. полное и сокращенное наименования, сведения о месте нахождения каждого участвующего в реорганизации общества;
  2. полное и сокращенное наименования, сведения о месте нахождения каждого создаваемого (продолжающего деятельность) в результате реорганизации общества;
  3. форма реорганизации;
  4. описание порядка и условий заявления кредиторами каждого участвующего в реорганизации юридического лица своих требований, включая указание места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, дополнительные адреса, по которым могут быть заявлены такие требования, а также способы связи с реорганизуемым обществом (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и другие сведения);
  5. сведения о лицах, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа каждого участвующего в реорганизации юридического лица, а также юридических лиц, создаваемых (продолжающих деятельность) в результате реорганизации;
  6. сведения о лицах, намеревающихся предоставить обеспечение кредиторам реорганизуемого общества, а также об условиях обеспечения исполнения обязательств по обязательствам реорганизуемого общества (при наличии таких лиц).

Еще одно требование — в течение пяти рабочих дней после направления уведомления о начале реорганизации уведомить в письменной форме с указанием (как минимум) выше перечисленных сведений всех известных кредиторов (п. 2 ст. 13.1 Закона №129-ФЗ от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Лишь при наличии доказательств уведомления кредиторов регистрирующий орган внесет соответствующие записи в реестр о создании нового общества и о прекращении деятельности старого (п. 6 ст. 15 Закона № 208-ФЗ).

Регистрация нового юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется на основании заявления по форме № Р12001, рекомендованной в письме ФНС России от 25 июня 2009 года № МН-22-6/[email protected]

Вместе с заявлением необходимо подать следующий пакет документов:

  • учредительные документы нового юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования в двух экземплярах;
  • решение общего собрания (или единственного участника/акционера) о преобразовании предприятия;
  • передаточный акт, содержащий информацию о правопреемственности новой компании по абсолютно всем существующим (включая оспариваемые) обязательствам реорганизуемого общества;
  • квитанция об уплате государственной пошлины в размере 4 тыс. рублей;
  • доказательства передачи в Пенсионный фонд информации в случае, если ее представление предусмотрено законодательством;
  • доказательства направления писем с уведомлением кредиторов о реорганизации в форме преобразования.

В процессе преобразования акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью происходит обмен акций АО на доли в уставном капитале ООО. Акции при этом аннулируются.

В день подачи документов о регистрации новой компании об этом факте необходимо сообщить регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг заканчивающего свою деятельность акционерного общества. Делается это от лица АО.

По факту внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, а именно в тот же день данная информация должна быть продублирована в сообщении, направленном регистратору созданным обществом с ограниченной ответственностью (п. 8.3.7 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг», утвержденных Приказом ФСФР РФ от 25 января 2007 года № 07-4/пз-н (ред. от 20 июля 2010 года)).

В тот же день, то есть с момента государственной регистрации нового юридического лица реорганизация считается завершенной.

Смена ОАО на ЗАО

Изменение типа акционерного общества с открытого на закрытое – процедура куда более простая. В данном случае речь не идет о реорганизации форме преобразования, равно как и закрытии одного АО и открытии другого.

Процедура требует лишь внесения соответствующих изменений в действующий устав компании. Впрочем само решение о проведении такой трансформации, также как и в выше рассмотренном случае преобразования АО в ООО должно быть принято общим собранием акционеров.

Новую редакцию устава компании необходимо зарегистрировать.

Для этого в регистрирующий орган представляется Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме № Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года № 439.

К заявлению необходимо приложить решение общего собрания акционеров о внесении изменений в устав, сами изменения, вносимые в устав, или новую редакцию устава в двух экземплярах, а также квитанцию об уплате государственной пошлины.

Реорганизация для индивидуального предпринимателя

А вот смена ИП на ООО — это скорее алогизм. Конечно бизнесмен, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, может стать единственным учредителем создаваемой организации. Однако, даже если он решит аннулировать свою регистрацию в качестве ИП, никаких обязанностей новая компания из-за этого не приобретет.

Дело в том, что капитал и обязательства организации обособлены от имущества ее учредителя, тогда как для предпринимателя разделить личное и рабочее не представляется возможным.

Соответственно созданная таким бизнесменом компания начнет свою деятельность с чистого листа, получив в качестве бонуса разве что такой не выраженный в деньгах актив, как деловая репутация ее учредителя и, вероятно, директора.

Существенным изменениям подверглись наименования организационно-правовых форм, в которых создаются юридические лица. Многие из ранее существующих форм были объединены под единым наименованием. Однако, такая наиболее популярная форма создания юридического лица, как общество с ограниченной ответственностью, осталась в неизменном виде.

Следует учитывать, что перерегистрация тех юридических лиц, которые созданы в прежних организационно-правовых формах, не требуется. Однако, их учредительные документы и наименования должны быть приведены в соответствие с новыми нормами ГК РФ при первом же внесении в них изменений.

Обобщенно изменения наименований организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица, можно представить в виде таблицы.

Похожие статьи:

  • Налог с продажи валюты банку Налог от продажи валюты, но не в простой ситуации. 3 Ситуации Ситуация 1 Как платить налог в такой ситуации? Ситуация гипотетическая. У меня было 5 млн рублей. Я купил евро в онлайн банке(не на бирже) по 75. Он вырос до 81 и я его продал т. е. получил прибыль. С этой […]
  • Брянск нотариус фокинский район Котляр М. Н. нотариус Адрес: 2 4 1 0 2 9 Брянск, Московский пр., 1, корп. 1 Телефоны: +7(4832) 630014 Котляр М. Н. нотариус на карте Консультации адвокатов, юридическая помощь:Адвокаты - АДВОКАТСКИЙ КАБИНЕТ КОЛЕСНИКА Д.Н. адрес: 241037, Брянск, Красноармейская ул , […]
  • Банки иркутска под залог недвижимости Кредиты под залог недвижимости в Иркутске Банки Иркутска, где можно взять кредит под залог недвижимости. Сравните 8 вариантов и оставьте заявку на кредит под залог недвижимости в Иркутске, имущества онлайн на странице. Поиск кредитов под залог недвижимости в […]
  • Срочный трудовой договор на 1 месяц образец Форма срочного трудового договора с работником: образец 2019 года и правила заключения Сколько действует срочный трудовой договор Прежде чем предоставить образец — краткосрочный трудовой договор с работником, расскажем о его отличиях от соглашения без приставки […]
  • Приказ фскн 359 Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 18.08.2017 г. № 359 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче […]
  • Приказ мвд рф 1130 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ МВД РФ от 29.11.2007 N 1130 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ПРИМЕНЕНИЕМ АВТОМОБИЛЕЙ ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ […]