Приказ о распаде ссср

Приказ о распаде ссср

Распад СССР и образование Российской Федерации

К началу 1990 г. все республики СССР вслед за РСФСР приняли декларации о суверенитете. 1 ноября Верховный Совет РСФСР обсуждал закон по переводу в собственность России находящихся на её территории природных ресурсов. Усиление центробежных тенденций наблюдалось в течение всей осени 1990 г. во всех без исключения республиках СССР.
После одностороннего перехода правительства РСФСР к программе рыночных преобразований между центром и республикой началась «война законов». Экономический кризис углублялся, на местах из двух соперничавших структур получали порой взаимоисключающие распоряжения.
В этой обстановке руководство СССР сделало ставку на идею заключения нового Союзного договора. В феврале 1991 г. стремление республик сохранить единое пространство постепенно переходит на уровень заключения межреспубликанских отношений без союзного центра. С целью сохранения Союза 17 марта 1991 г. был организован референдум, в котором приняло участие 148,6 млн человек или около 80% имевших право голоса граждан. 113,5 млн человек или 76,4% высказались за сохранение СССР. Итоги референдума не внесли ясности в ситуацию с федеральными отношениями. Эстония, Литва, Латвия, Молдавия и Армения не приняли участия в голосовании.
Процесс многочисленных встреч по согласованию текста нового Союзного договора, который проходил в Ново-Огарёво в мае–июле 1991 г., выявил значительные противоречия и расхождения как в позиции республик, так и в отношениях между ними и союзным центром. Текст Союзного договора, опубликованный 14 августа 1991 г., носил крайне противоречивый характер. Ряд руководителей СССР, резко возражая против подписания договора в отсутствие президента СССР М. С. Горбачева в Москве (он отдыхал в Крыму), 19 августа 1991 г. создали Государственный Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Российские политики (Б. Н. Ельцин, исполнявший обязанности Председателя Верховного Совета РСФСР, Р. И. Хасбулатов и И. И. Силаев) в своём заявлении «К гражданам России» назвали ГКЧП «реакционным, антиконституционным переворотом» и потребовали созыва чрезвычайного съезда народных депутатов СССР. Началось открытое противостояние ГКЧП и российского руководства, которое поддерживало большинство людей. Лидеры ГКЧП были арестованы и отданы под суд. Августовский «путч» стал тем событием, после которого центробежные процессы вышли на качественно новый уровень. Начался распад СССР. 20 августа 1991 г. парламент Эстонии принял постановление о государственной независимости. До конца августа такие же документы были приняты в Латвии, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Киргизии, Узбекистане.

8 декабря 1991 г. в городе Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых государств (статья 1). В Соглашении констатировалось, что Союз Советских Социалистических Республик (СССР) как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование.
Входившие в состав СССР союзные республики стали независимыми государствами с границами, в которых они существовали к моменту обретения независимости.
Постановлением Верховного совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2015-1 «О денонсации Договора об образовании СССР» денонсирован «Договор об образовании Союза Советских Социалистических республик», утвержденный 1 съездом Советов СССР 30 декабря 1922 г. в городе Москве. Настоящее Постановление признано утратившим силу Постановлением Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 15 марта 1996 г. № 156-II.
21 декабря 1991 года в городе Алма-Ата новые независимые государства — Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Республика Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина — равноправных началах и как Высокие Договаривающие Стороны подписали Протокол к «Соглашению о создании Содружества Независимых Государств», подписанный Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР) и Украиной 8 декабря 1991 года в городе Минске.
25 декабря 1991 г. был принят закон РСФСР (№ 2094-1) «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая республика». Верховный Совет РСФСР постановляет: Государство Российская Советская Федеративная Социалистическая республика (РСФСР) впредь именовать Российская Федерация (Россия). Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны (Конституция Российской Федерации, статья 1).
Законом Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» закреплены основы конституционного строя государства «Российская Федерация».
12 декабря 1993 г. всенародным голосованием был принят основной закон государства — Конституция Российской Федерации.
Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Главой государства является Президент Российской Федерации, избираемый гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательным органом является Федеральное собрание — парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
Исполнительная власть в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, состоящим из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

экспериментальный cайт об обстоятельствах распада СССР в 1990-1991 годах

Настоящий сайт создан 4.01.2013 г. простым клонированием бывшего сайта SSSR.SU в связи с решением его администратора размещать на нем лишь аутентичные документы и тексты советских времён без современной отсебятины.

Вся отсебятина теперь будет здесь. В её число на данный момент входят перемещённые с других сайтов статья «Кто и как упразднил СССР» (о заседании Верховного Совета РСФСР 12 декабря 1991, где был денонсирован Союзный договор), и Хроника 1990 года (незавершённая).

• Вечером 25 декабря 1991 года Президент СССР М.С.Горбачёв выступил с обращением к народу по Центральному телевидению. Он в частности сказал, что в связи с созданием Содружества Независимых Государств прекращает свою деятельность на посту Президента СССР по принципиальным соображениям.

В тот же день Президент подписал указ о сложении Президентом СССР полномочий Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР и упразднении Совета обороны при Президенте СССР. Публикуем полный текст указа:

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

О сложении Президентом СССР полномочий Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР и упразднении Совета обороны при Президенте СССР

1. В связи с уходом в отставку с поста Президента СССР слагаю с себя полномочия Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР.

Право на применение ядерного оружия передается Президенту Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу Указ Президента СССР от 1 октября 1991 года «О Совете обороны при Президенте СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1991 г., №41, ст.1151).

Президент Союза Советских Социалистических Республик М. ГОРБАЧЕВ.

Москва, Кремль, 25 декабря 1991 г.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ СССР
на 26 декабря 1991 года

Союз Советских Социалистических Республик (СССР; Советский Союз) — суверенное федеративное государство, объединившее в 1922 году более 100 народов и народностей Европы и Азии.

Территория СССР: 22,2 млн.кв.км в границах, определённых с 6 сентября 1991 года*. Население — 288,6 млн.чел.

Столица — город Москва: население — 9.000.100 человек (на 1 января 1990).

Союз ССР — один из членов-учредителей Организации Объединённых Наций (24 декабря 1991 года место СССР в ООН было в одностороннем порядке занято одной из союзных республик — Российской Федерацией).

* 22,4 млн.кв.км в границах 2 февраля 1946 — 6 сентября 1991 года (территориальные обмены с Польшей февраля — июня 1951 года и передача о.Даманский Китаю в мае 1991 года на эту цифру не повлияли).

12 союзных республик: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), Украинская Советская Социалистическая Республика (далее — ССР), Белоруская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Молдавская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Армянская ССР, Туркменская ССР.

Независимость Литвы, Латвии и Эстонии признана Госсоветом СССР 6 сентября 1991.

На этот закон не далее как в 2008 году ссылалось российское руководство, мотивируя утверждение, что выход Грузинской ССР из состава СССР в 1991 году повлек сокращение территории Грузии за счёт Абхазии и Южной Осетии, не проголосовавших за выход из СССР.

Конституция (Основной Закон) СССР, принятая 7 октября 1977 года, с поправками 1981-1990 годов.

• Текущая, седьмая редакция от 26.12.1990 (поправки 1861-I от 26.12.1990, закон 1862-I от 29.12.1990 о введении их в действие)

Конституционность данного закона может быть поставлена под сомнение, поскольку он как документ чрезвычайный гласит, что Конституция СССР действует в части, ему не противоречащей.

ГОРБАЧЁВ Михаил Сергеевич (ныне — президент Горбачев-фонда)

25 декабря 1991 объявил о прекращении деятельности на посту Президента СССР.

До настоящего времени отсутствуют какие-либо сведения о том, чтобы отставка Президента СССР была принята в установленном порядке Государственным Советом СССР.

Создан в соответствии с Законом СССР «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период». Состоял из Президента СССР и глав 12 союзных республик.

Первоначальный состав Государственного Совета СССР: М.С.Горбачёв (председатель), Б.Н.Ельцин, Л.М.Кравчук, С.С.Шушкевич, И.А.Каримов, Н.А.Назарбаев, З.К.Гамсахурдия, А.Н.Муталибов, М.И.Снегур, А.А.Акаев, Р.Н.Набиев, Л.А.Тер-Петросян, С.А.Ниязов.

В случае отставки Президента СССР предусматривалось избрание Председателя Госсовета — и.о. Президента СССР из числа остальных его членов.

Превращённой формой Госсовета СССР является Совет глав государств Содружества Независимых Государств, учреждённый в Алма-Ате 21 декабря 1991 (статус СГГ определён в Минске 30 декабря 1991). В состав СГГ СНГ входят: Д.А.Медведев, В.Ф.Янукович, А.Г.Лукашенко, И.А.Каримов, Н.А.Назарбаев, И.Г.Алиев, М.И.Лупу, К.С.Бакиев, Э.Ш.Рахмонов (председатель ССГ СНГ в 2011 году), С.А.Саргсян, Г.М.Бердымухаммедов.

Съезд народных депутатов. 2250 депутатов от территориальных, национально-территориальных округов и общественных организаций. внеочередной V Съезд (сентябрь 1991) передал всю полноту законодательной власти Верховному Совету СССР, сформированному путем делегирования депутатов парламентами союзных республик.

Верховный Совет СССР. Сформирован на переходный период в сентябре 1991 года. Председатель Совета Союза — ЛУБЕНЧЕНКО Константин Дмитриевич; Председатель Совета Республик — АЛИМЖАНОВ Ануар. Последний раз заседал 26 декабря 1991 года.

Обнаружен сайт ассоциации народных депутатов СССР «Содружество и интеграция». В ней — 144 депутата, созданы комиссии по направлениям работы. Адрес сайта: http://nardep.su.

После августа 1991 года исполнительную власть в СССР осуществлял Комитет по оперативному управлению народным хозяйством, затем — Межреспубликанский экономический комитет.

Председатель Комитета по оперативному управлению народным хозяйством

Председатель Межреспубликанского экономического комитета — премьер-министр Экономического сообщества

КУЛИК Геннадий Васильевич (ныне — депутат Государственной Думы)

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Верховный суд СССР: Председатель — Смоленцев Е.А.

Высший арбитражный суд СССР: первый заместитель председателя — Исайчев В.Н.

Прокуратура СССР: Генеральный прокурор — Трубин Н.С.

Члены ВС, судьи ВАС и члены коллегии Прокуратуры СССР были уволены со 2 января 1992 года постановлением Совета Республик ВС СССР № 143-Н от 26 декабря 1991 года.

Читайте так же:  Оформить клумбу своими руками из подручных материалов

КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА

ДРУГИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ

Контрольная палата СССР: Председатель — ОРЛОВ Александр Кондратьевич.

Госбанк СССР: Председатель — Геращенко Виктор Владимирович, первый заместитель Председателя — Куликов Валерьян Николаевич. Освобождены от обязанностей постановлениями Совета Республик ВС СССР №№ 144-Н и 145-Н от 26 декабря 1991 года.

Центральная избирательная комиссия СССР: Образована Верховным Советом СССР 1 декабря 1989 года сроком на 5 лет. Председатель — В.П.Орлов.

Численность в 1991 — порядка 4,5 млн. солдат и офицеров.

21 декабря 1991 года главами 11 союзных республик — учредителей СНГ был подписан протокол о возложении командования Вооруженными силами СНГ «до их реформирования» на Министра обороны СССР Маршала авиации ШАПОШНИКОВА Евгения Ивановича. 14 февраля 1992 главы 9 государств СНГ назначили Шапошникова Верховным главнокомандующим Объединенными вооруженными силами (ОВС) СНГ. Министерство обороны СССР стало называться Главным командованием (Главкоматом) ОВС СНГ, 24 декабря 1993 Главкомат преобразован в Штаб по координации военного сотрудничества государств — участников СНГ, а с 1 января 2006 упразднён и Штаб, его функции переданы Секретариату Совета министров обороны государств — участников СНГ.

Военнослужащие, принявшие участие в формировании сепаратных вооруженных сил в союзных республиках — за исключением России — приведены к вторичной присяге этим республикам. Военнослужащие, оказавшиеся под юрисдикцией Вооружённых Сил РФ при их создании 16 марта — 7 мая 1992 года, повторной присяги не приносили и связаны следующей присягой:

Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил СССР, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить военную и государственную тайну, соблюдать Конституцию СССР и советские законы, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников.

Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему народу, своей Советской Родине и Советскому правительству.

Я всегда готов по приказу Советского правительства выступить на защиту моей Родины — Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Вооруженных Сил СССР, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.

Если же я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение советского народа.

В 1991 году в СССР были официально зарегистрированы 2 общесоюзные политические партии:

Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС). Численность на 1 января 1990 — 19.228.217 человек (18.856.113 членов и 372.104 кандидатов в члены партии). Генеральный секретарь ЦК КПСС — М.С.Горбачёв (подал в отставку в августе 1991), заместитель Генерального секретаря — В.А.Ивашко.

Либерально-демократическая партия (ныне — ЛДПР). Председатель — В.В.Жириновский.

Сайты организаций, претендующих на роль органов власти СССР:

Сайт Сажи Умалатовой — председателя Постоянного Президиума Съезда народных депутатов СССР

ЖЖ Ильи Кормильцева — Председателя Совнаркома (Правительства) Всемирного Союза Советских Социалистических Республик (в оккупации)

Распад СССР. Документы / Составитель А.В.Шубин. — М.: Институт всеобщей истории РАН, 2006. — 286 стр. — Тираж: 500 экз. — ISBN 5-94067-178-0

Книга продается, например, в магазинах URSS (ссылка) и Библион (ссылка)

Распад СССР: документы и факты (1986–1992 гг.): в 2 т. Т. I: Нормативные акты. Официальные сообщения М.: Волтерс Клувер, 2009 — 1120 стр. — Тираж: 1000 экз. — ISBN 978-5-466-00552-3

Книга всё же не поступит в книжные магазины, т.к. весь тираж выкуплен у издателя авторами для бесплатного распространения

Приказ Министра обороны СССР от 21.08.1991

В связи с обострением внутриполитической обстановки в стране 19 августа 1991 г. объединения, соединения, части и учреждения всех видов Вооруженных Сил на территории СССР были приведены в повышенную боевую готовность в связи с проведением ряда мероприятий. Часть войск привлекалась для решения задач по охране важнейших военных и административных объектов и стабилизации обстановки в городах Москва, Ленинград и некоторых других.

Поставленные соединениям и частям задачи, в основном, выполнены, и необходимость в их дальнейшем задействовании отпала.

1. С 21 августа с.г. начать возвращение войск в пункты постоянной дислокации.

2. Объединения, соединения, части и учреждения всех видов Вооруженных Сил СССР перевести в состояние постоянной боевой готовности.

3. При возвращении войск и органов управления строго соблюдать меры безопасности, не допустить ущерба и происшествий. Особое внимание обратить на сохранность оружия и боеприпасов, поддержание высокой дисциплины, организованности и порядка.

4. Об исполнении доложить в Генеральный штаб шифром.

Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д.Язов

Приказ о распаде ссср

РБК публикует серию материалов, посвященных 25-летию распада СССР

Сегодня в Америке в буре споров о будущем «нации Трампа» участники ее сыплют примерами времен возникновения республики. Они оперируют 200-летними сюжетами как актуальными кейсами, и это никому не кажется странным. Сделанное верно или ошибочно, остается опытом, ценность которого лишь растет. Россия же рассказывает о своем возникновении сказки и бульварные анекдоты. «Как развалили сверхдержаву» — вот любимый жалобный миф 25-летия РФ. Но на него как раз есть ответ: лидеры СССР все развалили бездействием, не применив своих возможностей и инструментов — внутренних и глобальных. Советский коллапс описывают как безвариантный, а безвариантных положений в политике нет.

Итак, перед нами — политически неразобранный кейс. Немногие публикуют документы, а не ахи-охи о «великом предательстве». Стенограммы ряда совещаний осени 1991 года недавно опубликовал тогдашний секретарь Госсовета России Геннадий Бурбулис (21 день работы Правительства реформ. М.: Центр Стратегия, 2016. Далее цитаты из сборника всюду выделены курсивом). Содержание этих встреч и тогда было мне известно как директору информационного агентства. Но в политике важны нюансы, они подсказывают решения.

Ельцинский сценарий «План-перехват»

Документы из публикации Бурбулиса определенно подтверждают: вплоть до декабря 1991 года Ельцин, подобно Горбачеву, действительно вел игру на сохранение Союза. Его план — перехватить контроль над союзным центром, сохраняя СССР в его границах при наружной конфедерализации. «Надо перехватывать, — говорил Ельцин. — На перехват надо действовать. И потом на перехвате — надо жестко вести себя». Расчет политически разумен. При несоразмерном с другими республиками весе России, конфедерация оставляла за Москвой последнее слово в любом торге. Еще за три недели до Беловежского акта, на заседании правительства с вице-премьером Гайдаром, Ельцин явно нацелен на перехват власти. Он рассчитывает добиться подписания политического договора с республиками СССР — угрожая неподписавшим прекращением субвенций. «С Украиной немножко подождать придется. С ней надо аккуратно, все-таки Украина есть Украина, там много русского населения». Он не возражает против того, что Минатомэнергопром и Минсредмаш — сердце ВПК! — остаются в компетенции Горбачева: «Атомную энергетику, атомные станции, конечно, нам брать не надо».

Сценарий «Игра в четыре руки»

Ельцин хочет с Украиной договориться и ее сохранить. «Это мы все-таки должны втянуть их в тот договор, понимаете?» Конечно, отменить украинский референдум о независимости 1 декабря было уже нереально. Но при совместной игре два московских президента его легко бы «замотали», подобно мартовскому референдуму «за СССР». А внутри конфедерации судебные тяжбы о правовой коллизии итогов обоих референдумов, первого и второго, заняли бы годы.

С сентября по конец ноября сговора Горбачева с Ельциным ожидали все серьезные игроки. Самые сильные и реалистичные альтернативные сценарии восходят к шансам их игры в четыре руки — открыто либо по тайному сговору. По сей день кажется невероятным, что при сходстве цели и общем коварстве эти двое не сумели договориться.

В сценарии сговора Ельцин оставлял уходящему Горбачеву грязную работу первых чрезвычайных мер в экономике, которые самого его сильно пугали. Ельцин долго искал исполнителя для этой черной работы всю осень, предлагая пост премьера всем направо-налево, от Михаила Полторанина до Григория Явлинского и Юрия Рыжова. Команду Гайдара сам Горбачев мог с легкостью перехватить. Та не считала себя политическим субъектом и по ее взглядам на экономику готова была сотрудничать с кем угодно.

Глобальная сцена осени

События в СССР в 1991 году были глобальны. Например, горбачевский международный ресурс триумфально применил Ельцин в дни августовского путча. Вопреки протестам окружения президент России вдруг выступил защитником президента СССР, мгновенно укрупнив свою фигуру. Только теперь Ельцин впервые обрел мировую легитимность. Но как Горбачев не догадался впоследствии сделать то же самое, обернув модель? Защищая уже самого Ельцина от «темных антиевропейских сил» и «врагов ядерной безопасности Востока и Запада»? На сцене заканчивающейся холодной войны коллапс СССР не мог остаться его внутренним делом и мог стать предметом глобальных договоренностей. Он и стал им, но запоздало и постфактум.

Ельцин долго осторожничает. Он бродит вокруг международных связей, как вокруг горячего молока. «Бесшумно, но тихо говорю — вчера с японцами, с американцами, с французами…» Завороженный мифом «союзного центра», он, как и Горбачев, сильно недооценивал свои ресурсы. Еще 22 августа он мог одним телефонным звонком вызвать на победный митинг в Москве министров обороны других республик и заморозить тем самым парад независимостей. (Но и тут для дальнейшей игры ему нужен был Горбачев.) Ельцин этого не сделал — и уехал в Прибалтику и Сочи на весь сентябрь. Гадали, где и что Ельцин, а Ельцин выпал из игры!

Осенью 1991-го события вытолкнули в центр мировой сцены двух героев, предоставили им свободу рук, какой никто из них не знал прежде и не получит впредь. И оба, Горбачев и Ельцин, в те дни подолгу бездействуют или заняты маловыразительной суетой. Почему? Потому что каждый уверен, что его противник силен и контролирует сцену сполна. А поскольку эти двое заняли эпицентр поля политики, сотни и миллионы других людей ничего не предпринимали, когда на кону оказались их долгосрочные интересы.

Сценарии сентября

Сентябрь 1991 года — многоактный зевок Горбачева, упустившего шанс выйти на центральное поле, покинутое Ельциным. Почти невероятно, но после августа новое правительство СССР так и не было создано. Никто не помешал бы Горбачеву его создать или реорганизовать прежний кабинет министров — простейший из способов сыграть на опережение и навязать Ельцину союз.

А кто бы помешал Горбачеву триумфатором отправиться в сентябре на открытие осенней сессии Ассамблеи ООН, выступив там с новым месседжем? Подняв вопрос о глобальной задаче сохранности ядерного потенциала СССР, Горбачев одним ударом вернул бы место на мировой сцене. Верховная власть, соединяющая диктатуру над ядерным потенциалом с конфедерацией земель и сверхкорпорацией управления выморочными союзными имуществами, — идеальный партнер Запада, гарант выплаты долгов и инвестиций.

Горбачев мог завладеть инициативой, не будь он зачарован Ельциным, как, впрочем, и тот им. Даже в окружении Ельцина недоумевали по поводу того, что Горбачев не позаботился сохранить мощный бастион Верховного Совета и Съезда депутатов СССР. Это конституционный ресурс союзной власти находился в пренебрежении. Но и у Верховного Совета СССР была игра — созвать Съезд народных депутатов СССР. В центре Москвы появился бы постоянно действующий легитимный политический форум, который ни Ельцину невозможно было назвать «горбачевским», ни Горбачеву — «ельцинским». Такой сценарий сильно тревожил окружение Ельцина. Шахрай на заседании правительства 15 ноября сказал: «[Пускай] президент не разгоняет Верховный Совет и Съезд Если надо будет разгонять, вместо президента их разгонит народ». Он сильно обольщался. Осенью 1991 года было абсолютно немыслимо разогнать Съезд народных депутатов СССР в демократической Москве.

Читайте так же:  Статья шантаж по ук рф

Сентябрьское сценарное окно Горбачева простояло незащищенным весь месяц, пока в конце сентября Бурбулис наконец не отправился к Ельцину в Сочи с «планом Гайдара».

Сценарии ноября

Горбачев не создал нового кабинета министров СССР, тогда как Ельцин заморозил власть правительства России. Особенность двойного правительственного кризиса сентября—октября 1991-го: Москва и Союз остались без какого бы то ни было правительства. Их заменили два «царских двора», большой и малый, — ельцинский и горбачевский. С осени 1991 года правительство в стране исчезает как институт власти. И с тех пор все 25 лет Россия получает только придворные кабинеты — то более, то менее компетентные. Страна лишена правительства, руководящего вертикалью исполнительной власти.

Между тем в окружении Ельцина начали извлекать уроки безвластия, оперируя событиями, как кейсами, политически профессионально. Так, Николай Федоров обратил внимание Ельцина на ценность ГКЧП как экспериментального стресса для масс. На заседании Госсовета министр-юрист говорит: «Опыт ГКЧП показал, что народ сегодня, массы, как говорили наши классики, готовы проглотить все, что угодно. Все — и реакционеры, и демократы — ждут управления. Должен быть начальник, который дает им минимальную защиту. И президент должен сказать: я президент, по Конституции несу за это ответственность, меры непопулярные, но я вас защищу как президент… » Выступление Федорова произвело глубокое впечатление на Ельцина. Дальнейшее его обсуждение живописно выглядит в стенограмме.

«Гранберг (академик, советник Ельцина. — РБК). На территории России одно правительство и один президент!

Голоса: Вот так! И это действительно так!

Ельцин: Но вы смелые ребята, конечно!

Федоров: Это к вопросу о защищенности каждого из нас, Борис Николаевич»

Фразу про «одного президента в стране» Ельцин через два дня повторит публично, вызвав шквал восторга — начальник вернулся!

Беловежское сценарное окно

Новое сценарное окно для Горбачева создало уже само Беловежское соглашение, обойдя вопрос контроля над союзными ядерными вооружениями. 8 декабря 1991 года ядерный чемоданчик СССР, оставшийся без государства, взлетел над миром. Горбачев был вправе одномоментно учредить расширенное президентское командование бесхозным ядерным потенциалом, действуя на основании самого же Беловежского соглашения!

Пакт в его начальном формате сговора «славянских республик» вызвал шок в республиках неславянских и в целом мире. Заявление «славянских президентов» было лишь заявлением о намерениях. Президент Казахстана Назарбаев, приехав в Москву, резко осудил Беловежские соглашения и стал на сторону президента СССР. Назарбаев, обдуманно не поехавший в Беловежье, политически превращался в сильную опору для Горбачева. Но и эта фигура разыграна тем не была.

Сегодня многие просто не понимают, что и после Беловежских соглашений Горбачев оставался президентом. Президенту СССР подчинялись все союзные силовые структуры и спецслужбы. Он единолично решал вопросы применения силы. И это было не формальным правом, а властной реальностью. Ни один проельцинский силовик не хотел рисковать карьерой, применив силу в отсутствие союзного приказа. При попытке России ввести режим чрезвычайного положения в Грозном (7–10 ноября) Вооруженные силы России, несмотря на лояльность Ельцину, отказались действовать без приказа Верховного главнокомандующего СССР. А приказа Горбачев не дал. Итак, нельзя сказать, что Горбачев не знал о своей реальной силе. Он просто ею не воспользовался.

Сценарная развилка-эпилог в Алма-Ате

21 декабря на встрече союзных республик в Алма-Ате дело действительно подступило к горлу Союза. Тем более нельзя понять, отчего Михаил Горбачев не поехал в Алма-Ату? Где он занял бы председательское место, ему положенное по статусу, которого в Алма-Ате никто оспорить не мог. Но Горбачев не поехал. Он решил, что все «предрешено», хотя президент Назарбаев так вовсе не считал.

21 декабря 1991 года в целом мире не было более высокой и звучной трибуны, чем казахстанская Алма-Ата. Президент СССР мог открыть встречу сообщением, что армия СССР по его приказу главнокомандующего в данный момент берет под усиленную охрану союзный ядерный потенциал в республиках. Кто стал бы против этого возражать? Во всяком случае не президент США Джордж Буш-старший, не президент Франции Франсуа Миттеран и не канцлер ФРГ Гельмут Коль. А значит, смолчал бы и Леонид Кравчук. Так алма-атинская конференция завершилась бы учреждением конфедерации, проектами которой Горбачев бесцельно обстреливал ельцинский аппарат.

Власть утраченных сценариев

Я не пишу историю, я лишь напоминаю о ее инструментах — сценариях политического действия. В политическом моменте не одна дверь — их там много, но каждая распахивается ненадолго и приводит в сценарный лабиринт. Политик должен успеть выбрать вход, хотя бы чтоб сохранить свой шанс потом изменить выбор. Нельзя безнаказанно упускать политические альтернативы. Закрываясь, сценарные окна лишают возможности к ним вернуться. Не видя в 1991 году многомерной игры с массой сценарных разветвлений, мы и сегодня в России не нащупаем сцены действий. Царит слепота к политической вариантности, невежественная политика «по остаточному принципу». Люди отступают под гнетом якобы свершившихся фактов, пока им не останется худшее — выбрать одно из одного.

Так в 2011–2012 годах демонстранты Болотной, не попытавшись политически действовать, продемонстрировали жалкое фиаско. Десятки тысяч людей выходили на улицу и, не дотрагиваясь до политики, как герои фильма «Парад планет», ​ ждали неясного чуда. Но фильм кончился, и по черному экрану поплыли унылые титры.

Как распался СССР: 25 лет назад было подписано Беловежское соглашение

ТАСС-ДОСЬЕ /Кирилл Титов/. Образованный в 1922 г. Союз Советских Социалистических Республик создавался руководством Российской коммунистической партии (большевиков) как база будущей мировой революции. В декларации о его образовании говорилось, что Союз станет «решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».

Для привлечения в состав СССР как можно большего числа социалистических республик в первой советской конституции (и всех последующих) за каждой из них было закреплено право свободного выхода из Советского Союза. В частности, в последнем Основном законе СССР — Конституции 1977 г. — эта норма была закреплена в статье 72. Начиная с 1956 г. в состав советского государства входили 15 союзных республик.

Причины распада СССР

С правовой точки зрения СССР был ассиметричной федерацией (его субъекты имели различный статус) с элементами конфедерации. При этом союзные республики находились в неравноправном положении. В частности, у РСФСР не было собственной компартии, академии наук, республика также являлась для остальных членов Союза основным донором финансовых, материальных и людских ресурсов.

Единство советской государственной системы обеспечивалось Коммунистической партией Советского Союза (КПСС). Она была построена по жесткому иерархическому принципу и дублировала все государственные органы Союза. В статье 6 Основного закона СССР 1977 г. за компартией был закреплен статус «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций».

К 1980-м гг. СССР оказался в состоянии системного кризиса. Значительная часть населения разуверилась в догмах официально декларируемой коммунистической идеологии. Проявилось экономическое и технологическое отставание СССР от западных государств. В результате национальной политики советской власти в союзных и автономных республиках СССР сформировались самостоятельные национальные элиты.

Попытка реформирования политической системы во время перестройки 1985–1991 гг. привела к обострению всех имевшихся противоречий. В 1988–1990 гг. по инициативе генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева была значительно ослаблена роль КПСС.

В 1988 г. началось сокращение партаппарата, проведена реформа избирательной системы. В 1990 г. изменена конституция, ликвидирована статья 6, в результате чего КПСС была полностью отделена от государства. При этом межреспубликанские отношения не подвергались пересмотру, что привело, на фоне ослабления партийных структур, к резкому росту сепаратизма союзных республик.

По мнению ряда исследователей, одним из ключевых решений в этот период стал отказ Михаила Горбачева от уравнения статуса РСФСР с другими республиками. Как вспоминал помощник генсека Анатолий Черняев, Горбачев «железно» стоял против создания компартии РСФСР и предоставления полноправного статуса российской республике». Такая мера, по мнению ряда историков, могла способствовать объединению российских и союзных структур и сохранить в итоге единое государство.

Межнациональные столкновения

В годы перестройки в СССР резко обострились межнациональные отношения. В 1986 г. в Якутске и в Алма-Ате (Казахская ССР, ныне — Казахстан) произошли крупные межнациональные столкновения. В 1988 г. начался Нагорно-Карабахский конфликт, в ходе которого населенная армянами Нагорно-Карабахская автономная область объявила о выходе из состава Азербайджанской ССР. Вслед за этим последовал армяно-азербайджанский вооруженный конфликт. В 1989 г. столкновения начались в Казахстане, Узбекистане, Молдавии, Южной Осетии и др. К середине 1990 г. более 600 тыс. граждан СССР стали беженцами или вынужденными переселенцами.

«Парад суверенитетов»

В 1988 г. развернулось движение за независимость в Прибалтике. Его возглавили «народные фронты» — массовые движения, созданные с разрешения союзных властей в поддержку перестройки.

16 ноября 1988 г. Верховный Совет (ВС) Эстонской ССР принял декларацию о государственном суверенитете республики и внес изменения в республиканскую конституцию, которые позволяли приостанавливать действие союзных законов на территории ЭстССР. 26 мая и 28 июля 1989 г. аналогичные акты приняли ВС Литовской и Латвийской ССР. 11 и 30 марта 1990 г. ВС Литвы и Эстонии приняли законы о восстановлении собственных независимых государств, 4 мая такой же акт утвердил парламент Латвии.

23 сентября 1989 г. ВС Азербайджанской ССР принял конституционный закон о государственном суверенитете республики. В течение 1990 г. подобные акты приняли все остальные союзные республики.

Закон о выходе союзных республик из СССР

3 апреля 1990 г. ВС СССР принял закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Согласно документу, такое решение должно было приниматься путем референдума, назначаемого местным законодательным органом. При этом в союзной республике, имевшей в своем составе автономные республики, области и округа, плебисцит должен был проводиться отдельно по каждой автономии.

Правомочным считалось решение о выходе, которое поддержали не менее двух третей избирателей. Вопросы статуса союзных военных объектов, предприятий, финансово-кредитные отношения республики с центром подлежали урегулированию в течение переходного периода сроком в пять лет. На практике положения данного закона не были реализованы.

Читайте так же:  Невские берега отчетность

Провозглашение суверенитета РСФСР

Декларация о государственном суверенитете РСФСР была принята 12 июня 1990 г. I Съездом народных депутатов республики. Во второй половине 1990 г. руководство РСФСР во главе с председателем ВС Борисом Ельциным значительно расширило полномочия правительства, министерств и ведомств РСФСР. Собственностью республики были объявлены находящиеся на ее территории предприятия, отделения союзных банков и др.

24 декабря 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял закон, согласно которому российские органы власти могли приостанавливать действие союзных актов, «если они нарушают суверенитет РСФСР». Предусматривалось также, что все решения органов власти СССР вступают в силу на территории российской республики только после их ратификации ее Верховным Советом. На референдуме 17 марта 1991 г. в РСФСР был введен пост президента республики (12 июня 1991 г. им был избран Борис Ельцин). В мае 1991 г. была создана собственная спецслужба — Комитет государственной безопасности (КГБ) РСФСР.

Новый Союзный договор

На последнем, XXVIII съезде КПСС 2–13 июля 1990 г. президент СССР Михаил Горбачев заявил о необходимости подписания нового Союзного договора. 3 декабря 1990 г. ВС СССР поддержал предложенный Горбачевым проект. Документ предусматривал новую концепцию Союза ССР: каждая республика, входящая в его состав, получала статус суверенного государства. За союзными органами власти сохранялся узкий объем полномочий: организация обороны и обеспечение государственной безопасности, выработка и осуществление внешней политики, стратегии экономического развития и т. д.

17 декабря 1990 г. на IV съезде народных депутатов СССР Михаил Горбачев предложил «провести по всей стране референдум, чтобы каждый гражданин высказался за или против Союза Суверенных Государств на федеративной основе». В голосовании 17 марта 1991 г. приняли участие девять из 15 союзных республик: РСФСР, Украинская, Белорусская, Узбекская, Азербайджанская, Казахская, Киргизская, Таджикская и Туркменская ССР. Власти Армении, Грузии, Латвии, Литвы, Молдавии и Эстонии отказались от проведения голосования. В референдуме приняли участие 80% граждан, имевших на это право. За сохранение Союза высказались 76,4% избирателей, против — 21,7%.

По итогам плебисцита был разработан новый проект Союзного договора. На его основе с 23 апреля по 23 июля 1991 г. в резиденции президента СССР в Ново-Огареве велись переговоры между Михаилом Горбачевым и президентами девяти из 15 союзных республик (РСФСР, Украинской, Белорусской, Казахской, Узбекской, Азербайджанской, Таджикской, Киргизской и Туркменской ССР) о создании Союза Суверенных Государств. Они получили название «ново-огаревского процесса». Согласно договору, аббревиатура «СССР» в названии новой федерации должна была сохраниться, но расшифровываться как «Союз Советских Суверенных Республик». В июле 1991 г. участники переговоров одобрили проект договора в целом и назначили его подписание на время проведения Съезда народных депутатов СССР в сентябре-октябре 1991 г.

29–30 июля Михаил Горбачев провел закрытые встречи с лидерами РСФСР и КазССР Борисом Ельциным и Нурсултаном Назарбаевым, в ходе которых договорился о переносе подписания документа на 20 августа. Решение было вызвано опасениями, что народные депутаты СССР проголосуют против договора, который предполагал создание де-факто конфедеративного государства, в котором большинство полномочий передавалось республикам. Также Горбачев согласился уволить ряд высших руководителей СССР, негативно относившихся к «ново-огаревскому процессу», в частности, вице-президента СССР Геннадия Янаева, премьер-министра Валентина Павлова и др.

2 августа Горбачев выступил по Центральному телевидению, где заявил, что 20 августа новый Союзный договор подпишут РСФСР, Казахстан и Узбекистан, а остальные республики сделают это «через определенные промежутки времени». Текст договора для всенародного обсуждения был опубликован только 16 августа 1991 г.

Августовский путч

В ночь с 18 на 19 августа группа высших руководителей СССР из восьми человек (Геннадий Янаев, Валентин Павлов, Дмитрий Язов, Владимир Крючков и др.) сформировала Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП).

С целью не допустить подписания Союзного договора, который, по их мнению, привел бы к распаду СССР, члены ГКЧП попытались отстранить президента СССР Михаила Горбачева от власти и ввели в стране чрезвычайное положение. Однако руководители ГКЧП не решились на применение силы. 21 августа вице-президент СССР Янаев подписал указ о роспуске ГКЧП и недействительности всех его решений. В тот же день акт об отмене распоряжений ГКЧП издал президент РСФСР Борис Ельцин, а прокурор республики Валентин Степанков вынес постановление об аресте его членов.

Демонтаж государственных структур СССР

После августовских событий 1991 г. союзные республики, лидеры которых участвовали в переговорах в Ново-Огареве, заявили о своей независимости (24 августа — Украина, 30-го — Азербайджан, 31-го — Узбекистан и Киргизия, остальные — в сентябре-декабре 1991 г.). 23 августа 1991 г. президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР», все имущество КПСС и КП РСФСР на территории России национализировалось. 24 августа 1991 г. Михаил Горбачев распустил Центральный Комитет КПСС и Совет министров СССР.

2 сентября 1991 г. в газете «Известия» было опубликовано заявление президента СССР и высших руководителей 10 союзных республик. В нем говорилось о необходимости «подготовить и подписать всеми желающими республиками Договор о союзе суверенных государств», на «переходный период» создать союзные координационные органы управления.

2–5 сентября 1991 г. в Москве состоялся V Съезд народных депутатов СССР (высший орган власти в стране). В последний день заседаний был принят закон «Об органах государственной власти и управлении СССР в переходный период», в соответствии с которым Съезд самораспустился, вся полнота государственной власти перешла Верховному Совету СССР.

В качестве временного органа высшего союзного управления, «для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики», был учрежден Государственный совет СССР в составе президента СССР и глав РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Армении, Таджикистана, Азербайджана. На заседаниях Госсовета продолжалось обсуждение нового Союзного договора, который в итоге так и не был подписан.

Законом также ликвидировался Кабинет министров СССР, упразднялась должность вице-президента Советского Союза. Эквивалентом союзного правительства становился Межреспубликанский экономический комитет (МЭК) СССР, который возглавил бывший председатель правительства РСФСР Иван Силаев. Деятельность МЭК на территории РСФСР была прекращена 19 декабря 1991 г., его структуры окончательно ликвидированы с 2 января 1992 г.

6 сентября 1991 г., в противоречии с действовавшими Конституцией СССР и законом о выходе союзных республик из Союза, Госсовет признал независимость прибалтийских республик.

18 октября 1991 г. Михаил Горбачев и руководители восьми союзных республик (без Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана) подписали Договор об экономическом сообществе суверенных государств. Документ признавал, что «независимые государства» являются «бывшими субъектами СССР»; предполагал раздел общесоюзного золотого запаса, Алмазного и валютного фонда; сохранение рубля в качестве общей валюты, при возможности введения национальных валют; ликвидацию Госбанка СССР и др.

22 октября 1991 г. вышло постановление Государственного совета СССР об упразднении союзного КГБ. На его базе было предписано создать Центральную службу разведки (ЦСР) СССР (внешняя разведка, на базе Первого главного управления), Межреспубликанскую службу безопасности (внутренняя безопасность) и Комитет по охране государственной границы. КГБ союзных республик переводились «в исключительную юрисдикцию суверенных государств». Окончательно общесоюзная спецслужба была ликвидирована 3 декабря 1991 г.

14 ноября 1991 г. Госсовет принял постановление о ликвидации всех министерств и других центральных органов государственного управления СССР с 1 декабря 1991 г. В тот же день главы семи союзных республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, РСФСР, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) и президент СССР Михаил Горбачев договорились подписать 9 декабря новый Союзный договор, согласно которому Союз Суверенных Государств будет образован как «конфедеративное демократическое государство». Азербайджан и Украина в него войти отказались.

Ликвидация СССР и создание СНГ

1 декабря на Украине состоялся референдум о независимости (90,32% принявших участие в голосовании высказались за). 3 декабря президент РСФСР Борис Ельцин заявил о признании этого решения.

8 декабря 1991 г. лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич в правительственной резиденции Вискули (Беловежская Пуща, Белоруссия) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и роспуске СССР. 10 декабря документ ратифицировали Верховные Советы Украины и Белоруссии. 12 декабря аналогичный акт принял российский парламент. Согласно документу, к сфере совместной деятельности членов СНГ относились: координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; сотрудничество в области охраны окружающей среды; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате (Казахстан) 11 руководителей бывших союзных республик подписали декларацию о целях и принципах СНГ, его основах. Декларация подтвердила Беловежское соглашение, указав, что с образованием СНГ СССР прекращает свое существование.

25 декабря 1991 г. в 19:00 по московскому времени Михаил Горбачев выступил в прямом эфире Центрального телевидения и объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР. В тот же день с флагштока Московского Кремля был спущен государственный флаг СССР и поднят государственный флаг Российской Федерации.

26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию, в которой говорилось, что в связи «с созданием Содружества Независимых Государств Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование».

Похожие статьи:

  • Жалоба министерство транспорта Приложение N 14. Жалоба в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Информация об изменениях: Приложение 14 изменено с 27 октября 2017 г. - Приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 17 октября 2017 г. N […]
  • Семейный кодекс развод и алименты Развод при наличии общих несовершеннолетних детей Если у пары есть дети младше 18-летнего возраста, развестись по упрощенной процедуре за 30 дней (от подачи заявления до регистрации развода и выдачи соответствующего свидетельства) не получится. Срок несколько […]
  • Приказ о введение в действие инструкций по охране труда Приказ о вводе инструкций по охране труда в действие ПРИКАЗ №___ от "___"_____________г. О введении в действие инструкций по охране труда На основании Постановления «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны […]
  • Пособие по уходу за пенсионером старше 80 Как оформить уход за пожилым человеком после 80 лет За что полагается компенсация? Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.06.2007 N 343 гражданину полагается компенсация за заботу (поговорить, купить продукты и лекарства, приготовить поесть, убраться, постирать […]
  • Правоспособность это гражданский кодекс Статья 17. Правоспособность гражданина Статья 17. Правоспособность гражданина См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 17 ГК РФ 1. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми […]
  • Найробский договор Найробский Договор об охране олимпийского символа (Найроби, 26 сентября 1981 г.) Найробский Договороб охране олимпийского символа(Найроби, 26 сентября 1981 г.) См. статус настоящего Договора Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ […]
Сделано на WordPress | Тема: Graphy от Themegraphy