Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения

Статья 11 ЛК РФ. Пребывание граждан в лесах

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Мы отправили письмо на ваш адрес электронной почты ([email protected]). В письме вы найдете ссылку для сброса пароля и все дальнейшие инструкции.

Вы уверены, что хотите выйти?

Сообщение отправлено

Ваше сообщение администратору отправлено. Вы получите ответ на адрес электронной почты в течение 2х рабочих дней

Вы уверены, что хотите удалить закладку
“Изменения в КоАП с 1 марта 2017 года”?

Статья 11 ЛК РФ. Пребывание граждан в лесах

1. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

2. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

3. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

4. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.

5. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:

1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;

2) безопасности граждан при выполнении работ.

6. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.

7. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

8. Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарии к ст. 11 ЛК РФ

Комментируемая статья регламентирует порядок пребывания граждан в лесах как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий, в том числе права и обязанности граждан. К правам относится право свободного пребывание граждан в лесах. Оно практически является публичным лесным сервитутом или общим лесопользованием, не требующим получения специальных разрешительных документов. Единственное условие для свободного и бесплатного пребывания граждан в лесах — это пребывание и осуществление заготовки и сбора лесных ресурсов только для собственных нужд.

Закон устанавливает возможность сбора гражданами как пищевых лесных ресурсов: дикорастущих плодов, ягод, орехов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, так и недревесных лесных ресурсов. К недревесным лесным ресурсам можно отнести: камни, глину, песок, живицу, дубильную кору, еловые лапы, сосновые почки и др. Ранее перечень недревесных лесных ресурсов содержался в Лесном кодексе РФ 1997 г., где был закреплен такой вид пользования лесом, как побочное лесопользование, и соответствовал использованию недревесных ресурсов в лесном фонде.

В соответствии с п. 33 разд. II ранее действовавших Правил учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов, утв. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 12 августа 2003 г. N 729, зарег. в Минюсте 6 октября 2003 г. N 5154, на сбор гражданами для собственных нужд дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пищевых ресурсов лесные билеты не выдавались. В настоящее время данный Приказ утратил силу. Приказом МПР от 22 сентября 2005 г. N 265 были утверждены новые Правила учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов, зарег. в Минюсте 2 марта 2006 г. N 7556. Новые Правила не упоминают сбор гражданами лесных ресурсов для собственных нужд. Как видим, новая редакция ЛК РФ, помимо пищевых лесных ресурсов, сбор недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд также устанавливает без разрешительных документов.

Кодекс, как и прежняя его редакция, запрещает осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, занесенных в Красные книги РФ или ее субъектов, а также признанных наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах». Наркотическими средствами являются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г. Правительством было принято специальное Постановление от 30 июня 1998 г. N 681 «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» (с изм. от 6 февраля 2004 г.).

В лесу граждане обязаны соблюдать:

правила пожарной безопасности в лесах;

правила санитарной безопасности в лесах;

правила ухода за лесами.

На сегодняшний день в Российской Федерации действует Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 18 декабря 2006 г.), а также Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, принятые Советом Министров — Правительством РФ Постановлением от 9 сентября 1993 г. N 886, в ред. Постановления Правительства РФ от 27 декабря 1994 г. N 1428. Санитарные правила в лесах Российской Федерации ранее были утверждены Приказом Рослесхоза от 15 января 1998 г. N 10. В настоящее время данный Приказ утратил силу. Утверждены новые Санитарные правила в лесах Российской Федерации Приказом МПР России от 27 декабря 2005 г. N 350, зарег. в Минюсте 16 марта 2006 г. за N 7592 (с изм. от 5 апреля 2006 г.).

Комментируемая статья устанавливает также, в каких лесах пребывание граждан может быть запрещено или ограничено и в каких целях вводятся ограничения. Интересно, что законодатель не установил цели запрещения пребывания граждан в лесах. При этом сформулировано, что запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается. Выходит, что оснований для запрещения пребывания граждан в лесах нет.

Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты исходя из их статуса, численности, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции, составляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире».

См. комментарии к ст. 33, 35, 37 настоящего Кодекса.

научная статья по теме ПРЕБЫВАНИЕ ГРАЖДАН В ЛЕСАХ Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

ВАСИЛЬЕВА МАРИЯ ИВАНОВНА

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ПРЕБЫВАНИЕ ГРАЖДАН В ЛЕСАХ»

Правовой режим лесов

ПРЕБЫВАНИЕ ГРАЖДАН В ЛЕСАХ

Посредством предоставления гражданам права на свободное и бесплатное пребывание в лесах (ст. 11 Лесного кодекса РФ) обеспечивается удовлетворение их экологических, рекреационных, эстетических, оздоровительных, пищевых и иных потребностей, а также свобода передвижения.

Право граждан на пребывание в лесах является способом обеспечения публичных экологических интересов и основывается на конституционной норме о природных ресурсах как основе жизни и деятельности населения (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ).

Действующий Лесной кодекс РФ отказался от идеи публичного лесного сервитута, под которым Лесной кодекс РФ 1997 г. понимал «право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации», а также от имевшего место раздельного регулирования свободного пребывания в лесах и бесплатного нахождения в лесах и сбора для собственных нужд пищевых и недревесных лесных ресурсов. Поскольку само понятие публичного сервитута в известной степени дискуссионно1, то объединённой нормы о свободном и бесплатном пребывании граждан в лесах вполне достаточно. В целом же можно говорить о преемственности правового регулирования общего лесопользования граждан.

Публично-правовая конструкция пребывания граждан в лесах в части бесплатной заготовки и сбора для собственных нужд дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, пищевых и недревесных лесных ресурсов, лекарственных растений2 согласуется с нормой Гражданского кодекса РФ, регулирующей обраще-

1 О правовом содержании публичных сервитутов в сфере природопользования, их соотношении с правами общего природопользования см.: Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. М.: МГУ, 2003. С. 194-209.

2 Право граждан на сбор лекарственных растений для собственных нужд закреплено ст. 35 ЛК РФ.

ние в собственность общедоступных для сбора вещей (ст. 221): в случаях, когда в соответствии с законом (а также общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем) на определённой территории допускается сбор ягод, сбор или добыча других общедоступных вещей, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу.

В качестве субъективного права граждан пребывание в лесах может рассматриваться как право рекреационного природопользования -часть права на благоприятную окружающую среду, выражающееся в возможности отдыха в лесах, общения с природой, удовлетворения гражданами своих экологических, эстетических и иных нематериальных потребностей, и как право общего лесопользования, состоящее в возможности осуществлять для собственных нужд заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых, а также недревесных лесных ресурсов, лекарственных растений. К недревесным относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели для новогодних праздников мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы. Заготовка гражданами древесины для собственных нужд не входит в право пребывания в лесах. Граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в порядке и по нормативам, устанавливаемым законами субъектов Российской Федерации.

Возможность пребывания в лесах как субъективное право, следующее непосредственно из закона, не связывается с получением предварительных разрешений и, соответственно, не требует внесения каких-либо платежей. В качестве субъектов отношений, возникающих в связи с реализацией названных прав, граждане

несут обязанности по соблюдению правил пожарной и санитарной безопасности в лесах, правил лесовосстановления и ухода за лесами.

Норма о пребывании граждан в лесах в период принятия Лесного кодекса РФ была в центре дискуссий, что вполне объяснимо с точки зрения необходимости защиты общественного интереса в процессе перехода к новым экономическим отношениям в лесопользовании. В итоге, принятая редакция статьи отличается от первоначальных её вариантов, и изменения произошли главным образом в части ослабления запретов и ограничений пребывания граждан в лесах. Например, проект Лесного кодекса РФ, принятый в первом чтении, ограничивал пребывание граждан в лесах не только в целях пожарной безопасности, безопасности граждан при проведении работ, но и в интересах ведения орехопромыслового, лесоплодово-го или лесосеменного хозяйства и в иных случаях, когда пребывание граждан в лесах несовместимо с целями лесопользования. Как видно, сфера применения последнего основания была бы весьма неопределённа.

По действующему же Кодексу РФ, пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения только пожарной и санитарной безопасности в лесах и безопасности граждан при выполнении работ. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по иным основаниям не допускается — и это указание принципиально важно с точки зрения защиты общественных экологических интересов.

Кроме того, пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещён или ограничен в соответствии с федеральными законами. Таким образом, основания ограничения следуют либо из особенностей правового режима земель, на которых произрастают леса, либо из необходимости охраны здоровья самих граждан или обеспечения иных общественно значимых интересов. Запрещение же пребывания в лесах возможно только по первому (территориальному) критерию. Вместе с тем отсутствуют указания на ограничение (запрещение) пребывания гра-

ждан в лесах, загрязнённых радиоактивными, химическими, биологическими и другими вредными веществами и потому представляющих опасность для здоровья человека.

Читайте так же:  Жалоба в прокуратуру образец на отдел образования

Очевидным пробелом нормы о пребывании граждан в лесах является отсутствие в ней порядка запрещения и ограничения. Не указано даже лицо (лесопользователь это или орган управления), которое вправе принимать такие решения. Обращение к общему правилу об ограничении использования лесов (ч. 1 ст. 27 ЛК РФ) не разрешает ситуацию, поскольку эта норма сама имеет бланкетный характер. В таких условиях правомерным является утверждение порядка запрещения и ограничения на региональном уровне.

Например, Постановление Правительства Мурманской области от 10 мая 2007 г. № 218-ПП «Об утверждении Порядка введения запрещения или ограничений пребывания граждан в лесах на территории Мурманской области» регулирует введение ограничений пребывания граждан в лесах или на отдельных лесных участках в целях пожарной и санитарной безопасности, а также в целях безопасности граждан при выполнении работ. Ограничение на посещение лесов или отдельных лесных участков может вводиться в целях обеспечения: пожарной безопасности при угрозе массового возникновения лесных пожаров при классе пожарной опасности в лесах не ниже третьего; санитарной безопасности при угрозе распространения очагов вредителей и болезней леса, а также негативного воздействия других факторов природного и антропогенного характера, на значительных площадях. Решение об ограничении посещения лесов выносится председателем комитета по лесному хозяйству Мурманской области или руководителем подведомственного учреждения. Органы местного самоуправления, комитет по лесному хозяйству Мурманской области и его подведомственные учреждения обязаны информировать граждан о введении ограничения на посещение лесов или отдельных лесных участков через средства массовой информации не менее чем за сутки. Правом проезда в районы, где посещение лесов или отдельных лесных участков ограничено, пользуются: командируемые граждане, следующие к

местам производства работ, если эти работы ведутся не в лесу; граждане, проживающие в населённых пунктах, расположенных в районе, где введены ограничения на посещение лесов; граждане, следующие на дачные, огородные участки или имеющие иные объекты недвижимости в данных районах; граждане, следующие транзитом.

Ограничение пребывания граждан в целях их безопасности при выполнении работ вводится только на отдельные лесные участки: при проведении авиационных и наземных работ по борьбе с вредителями и болезнями леса, работ по профилактике болезней леса и ликвидации очагов вредителей и болезней; при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий; при осуществлении работ по геологическому изучению недр; при разработке месторождений полезных ископаемых; при строительстве и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; при строительстве, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Решение об ограничении посещения отдельных лесных участков выносится председателем областного комитета по лесному хозяйству. Органы местного самоуправления, комитет по лесному хозяйству области и его подведомственные учреждения обязаны информировать граждан об ограничении на посещение отдельных лесных участков через средства массовой информации не менее чем за десять дней. Вдоль автомобильных дорог, ведущих в лесные массивы, посещение которых ограничено, устанавливаются информационные стенды. Информационные стенды должны устанавливаться также по периметру лесного участка.

Разрешается нахождение граждан в лесах или на отдельных лесных участках, посещение которых запрещено или ограничено, по пропускам, выдаваемым областным комитетом по лесному хозяйству или его подведомственными учреждениями.

Лесным кодексом РФ 1997 г. право ограничения пребывания граждан в лесах было предоставлено федеральным органам исполнительной власти в области лесного хозяйства,

федеральным органам по надзору в сфере природопользования, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так, в Положении о Федеральном агентстве лесного хозяйства1 было закреплено ег

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

1. Общее использование лесов. Пребывание граждан в лесах

Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, аналогичные книги субъектов РФ, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами, в целях обеспечения: 1)

пожарной и санитарной безопасности в лесах; 2)

безопасности граждан при выполнении работ.

Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным ЛК РФ, не допускается. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством о животном мире.

Право свободного пребывание граждан в лесах практически является публичным лесным сервитутом или общим лесопользованием, не требующим получения специальных разрешительных документов, при условии что это пребывание имеет целью заготовку и сбор лесных ресурсов только для собственных нужд. Закон устанавливает возможность сбора гражданам как пищевых лесных ресурсов (дикорастущих плодов, ягод, орехов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов), так и недревесных лесных ресурсов.

К недревесным лесным ресурсам можно отнести камни, глину, песок, сбор живицы, дубильную кору, еловые лапы, сосновые почки и др. Ранее перечень недревесных лесных ресурсов содержался в Лесном кодексе РФ (1997 г.), включая и такой вид пользования лесом, как побочное лесопользование (что соответствует использованию недревесных ресурсов в лесном фонде).

В соответствии с п. 33 разд. II ранее действовавших Правил учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов , на сбор гражданами для собственных нужд дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пищевых ресурсов лесные билеты не выдавались. Данный Приказ утратил силу, так как Приказом МПР от 22.09.2005 N 265 утверждены новые Правила учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов.

Утверждены Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 12 августа 2003 г. N 729.

Правила не упоминают сбор гражданами лесных ресурсов для собственных нужд.

В то же время Лесной кодекс РФ запрещает заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, занесенных в Красные книги РФ или ее субъектов, а также грибов и дикорастущих растений, признанных наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» (от 08.01.1998 N 3-ФЗ). Уточним, что наркотическими средствами являются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г. . При посещении лесов граждане обязаны соблюдать:

Правительством РФ было также принято Постановление от 30 июня 1998 г. N 681 «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».

правила пожарной безопасности в лесах;

правила санитарной безопасности в лесах;

правила ухода за лесами.

Отметим, что законодатель не установил цели запрещения пребывания граждан в лесах — им упоминаются только цели ограничения: пожарная и санитарная безопасность, безопасность граждан при выполнении работ. По сути, основания для запрещения пребывания граждан в лесах законодательно не установлены.

Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты исходя из их статуса, численности, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции, составляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире».

Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, в соответствии с п. 27 которых заинтересованные органы обязаны обеспечивать оповещение населения и заинтересованных организаций об ограничении пребывания в лесах на время проведения мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов.

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, в соответствии с п. 37 которых пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах. Граждане при пребывании в лесах, согласно указанным Правилам, обязаны соблюдать общие требования пожарной безопасности (см. п. п. 8 — 12 Правил) . Граждане, кроме того, могут быть привлечены для тушения лесных пожаров в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В Российской Федерации также действует Федеральный закон «О пожарной безопасности». 2.

Статья 11. Пребывание граждан в лесах

1. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

2. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
3. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
4. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.

5. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:
1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;
2) безопасности граждан при выполнении работ.

6. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.

7. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
8. Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 11 ЛК РФ

1. Комментируемая статья взаимосвязана со статьями 33 ЛК («Заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд») и 35 ЛК («Заготовка гражданами пищевых лесных ресурсов и сбор ими лекарственных растений для собственных нужд»).

Закрепление статьей 11 ЛК права свободно и бесплатно пребывать в лесах для указанных целей является исключением из принципа платности лесопользования (пункт 11 статьи 1 ЛК), примером установления нормативным актом (ФЗ) бесплатного публичного лесного (земельного) сервитута и согласуется со статьей 262 ГК («Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок»), закрепляющей, что граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка; если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Однако для иных целей, не указанных в части 1 статьи 11 ЛК, пребывание граждан в лесах (пользование лесами) может быть ограничено либо запрещено в соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ «О животном мире», ФЗ «Об обороне» и другими ФЗ, в том числе ЛК. Например, договором аренды лесного участка для заготовки древесины на арендатора может быть возложена обязанность исключить доступ граждан на лесной участок в целях сохранения их жизни и здоровья (от падающих деревьев).

2. Находясь в лесу, каждый обязан соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и ухода за лесами (часть 2 статьи 11 ЛК), а также воздерживаться от сбора грибов и дикорастущих растений, занесенных в Красную книгу или признанных наркотическими средствами, то есть включенными в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства от 30 июня 1998 года N 861 и дополненный Постановлением Правительства от 8 июля 2006 года N 421.

В соответствии с Постановлением Правительства от 19 февраля 1996 года N 158 «О Красной книге Российской Федерации» Красная книга является официальным документом, содержащим свод сведений о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению.

Читайте так же:  Как оформить распил под документы

Решения о занесении в Красную книгу и об исключении из нее объектов животного и растительного мира, а также порядок и меры их охраны принимаются МПР, а функция по ведению Красной книги возложена на Росприроднадзор (Постановление Правительства от 30 июля 2004 года N 400). Издание Красной книги должно осуществляться не реже одного раза в 10 лет, а в периоды между изданиями — подготовка и распространение перечней (списков) объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу и исключенных из нее (с изменениями и дополнениями), которые являются составной частью Красной книги. Указанные Перечни объектов растительного мира по состоянию на 1 июня 2005 года утверждены Приказом МПР от 25 октября 2005 года N 289.

Объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу, подлежат особой охране. Изъятие из естественной природной среды объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законодательством. Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, установлены Постановлением Правительства от 6 января 1997 года N 13.

3. Статья 11 ЛК существенно отличается от аналогичной статьи 26 проекта ЛК в первоначальной редакции, которая наряду с ограничениями пребывания граждан в лесах в целях пожарной безопасности и безопасности при проведении работ допускала их также в целях ведения орехопромыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства и «в иных случаях, когда пребывание граждан в лесах несовместимо с целями лесопользования». Такие положения допускали недопущение граждан в леса, по сути, по усмотрению заинтересованных лиц.

Кроме того, ОМС предоставлялось право устанавливать «нормы бесплатного сбора» грибов, ягод, орехов и других недревесных лесных ресурсов, что допускало:

а) контроль норм бесплатного сбора, реальный в случае обнесения леса ограждением, оборудованием КПП, выставления охраны и проверки каждого выходящего из леса;

б) дифференциацию лесных ресурсов на платные и бесплатные. Например, среди грибов сыроежки могли относиться к бесплатным, а боровики — к платным;

в) установление платы за сбор сверх нормы бесплатного сбора.

К сожалению, в отдельных субъектах РФ положение о нормах бесплатного сбора недревесных лесных ресурсов во вроде бы общедоступных лесах уже обретало юридическую силу на основании статьи 86 ЛК-97. Так, статья 8 Закона Вологодской области от 20 октября 2000 года «О ставках лесных податей при пользовании иными лесными ресурсами», устанавливая, что «сбор грибов, ягод и лекарственных растений для личного потребления населением производится бесплатно, без разрешительных документов», одновременно закрепляла, что «нормы бесплатной заготовки по видам для личного потребления на одного человека или на семью устанавливаются соответствующими органами местного самоуправления». В некоторых районах Вологодской области такая норма была установлена: 20 кг грибов и 20 кг ягод (без дифференциации на виды) на одного сборщика в день. Возможно, этого достаточно для сельских жителей, имеющих возможность частого сбора грибов и ягод (если росту грибов и ягод способствовала погода). Но в современной России дары леса нередко спасают не имеющих возможности достойно зарабатывать сельских жителей от голода, поэтому ограничивать их сбор означает обрекать людей на голод. Кроме того, данные нормы распространялись и на городских жителей, которые, раз в году выехав на сбор грибов или ягод, формально должны были знать об установлении норм бесплатного сбора и соблюдать их под угрозой привлечения к ответственности.

Отрадно, что названный Закон Вологодской области утратил силу с 1 января 2005 года, а с 1 января 2007 года — и допускавшая его статья 86 ЛК-97. В новом ЛК аналогичное положение не предусмотрено. Статьей 82 ЛК к полномочиям ОГВ субъектов РФ отнесено установление порядка, но не нормативов заготовки и сбора (платного или бесплатного) гражданами недревесных, пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд. ОГВ субъектов РФ вправе установить и порядок, и нормативы заготовки гражданами для собственных нужд только древесины (пункт 4 статьи 82 ЛК). Запрет установления таких нормативов следует и из части 6 комментируемой статьи.

Таким образом, с 1 января 2007 года не могут приниматься акты, устанавливающие какую-либо плату с граждан за сбор ими для собственных нужд недревесных, пищевых лесных ресурсов или лекарственных растений. Ранее принятые акты, допускающие такую плату, не могут действовать и должны быть отменены как противоречащие новому ЛК.

Законом Московской области от 14 июля 2006 года N 111/2006-ОЗ «О признании утратившими силу некоторых нормативных актов Московской области, регулирующих лесные отношения» были отменены Законы Московской области от 3 февраля 1999 года «О порядке введения ограничения пребывания граждан в лесах на территории Московской области», от 27 апреля 2001 года «О порядке пользования участками лесного фонда для научно-исследовательских целей в Московской области», а также Положение о порядке продажи древесины на корню на торгах в лесах Московской области, принятое решением Московской областной Думы от 13 декабря 1995 года.

Другой комментарий к статье 11 ЛК РФ

1. Лесной кодекс РФ предоставляет гражданам право на свободное и бесплатное пребывание в лесах (ст.11), чем обеспечивается удовлетворение их экологических, рекреационных, эстетических, оздоровительных, пищевых и иных потребностей, а также свобода передвижения. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов. Возможность пребывания в лесах как субъективное право, следующее непосредственно из закона, не связывается с получением предварительных разрешений и соответственно не требует внесения каких-либо платежей.

В литературе было высказано мнение в поддержку лесного и водного публичных сервитутов. Мы согласны с автором в том, что «в отсутствие наименования в законодательстве права как публичного сервитута оценка природы такого института должна проводиться с учетом совокупности содержания права, порядка его установления и прекращения, а также всех его характеристик», однако не разделяем вывод о том, что право граждан свободно пребывать в лесах характеризуется как публичный лесной сервитут. За исходную позицию в дискуссии с юристами, исходящими из спорности конструкции публичного сервитута вообще и применительно к правам граждан в лесных отношениях в частности, автором представленной точки зрения изначально было принято за основу предположение о сервитутной и, следовательно, цивилистической природе этих прав, между тем как возникающие правоотношения необходимо рассматривать в межотраслевом контексте.

________________
Малеина М.Н. Публичный лесной сервитут // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 6.

За пределами отраслевого (гражданско-правового) подхода остались некоторые аспекты данного права граждан, имеющие иную отраслевую принадлежность, а также и его конституционные основы (ч.1 ст.9), надлежащий учет которых приводит к выводу о несостоятельности рассмотрения права граждан на пребывание в лесах сквозь призму публичного сервитута. Во-первых, публичные сервитуты как способ наложения публично-правовых обременений в государственных, муниципальных или общественных интересах востребованы там и тогда, когда отсутствует иная легальная возможность пользования объектами и нужно формализовать — в цивилистической терминологии — право ограниченного пользования чужой вещью (в данном случае лесным участком). Применимые нормы, регулирующие публичные сервитуты, обеспечивающие общественные интересы (буквально — интересы местного населения), содержатся в земельном законодательстве. Поскольку лесным участком является земельный участок (ст.7 ЛК РФ), то в отношении его могут быть установлены сервитуты для целей из числа названных в ст.23 ЗК РФ. Например, для прохода, проезда или свободного доступа к прибрежной полосе. Однако право граждан на пребывание в лесах прямо закреплено законом, и потому для его реализации нет необходимости применять сервитутные схемы.

________________
Васильева М.И. Пребывание граждан в лесах (свобода и ограничения) // Экологическое право. 2012. N 1.

Существующая конструкция публичного сервитута малопригодна с практической точки зрения ввиду организационной «затратности», а кроме того, потенциально может оказаться средством снижения защищенности публичных интересов. Право граждан на пребывание в лесах, будучи специально сформулированным, уже отделено тем самым от права собственности на лесные участки, имеющего фактически повсеместно, за исключением лесов, произрастающих на землях тех категорий, где допускается частная собственность, публично-правовой характер, поскольку в основном лесные участки находятся в федеральной собственности (лесной фонд) и отчасти в региональной и муниципальной (например, городские леса по мере определения субъектов неразграниченной государственной собственности на землю).

Имеют место два подхода к рассмотрению юридической природы такого законодательного феномена, как право граждан на пребывание в лесах. Рассматривать ли это право как само по себе «состоятельное», закрепленное в законе в достаточной степени, сочетающее в себе признаки субъективных прав различной отраслевой принадлежности и основанное на норме Конституции РФ либо искать иные конструкции, в которые оно должно быть облечено? Оставляя за рамками обсуждения возможность облечения в цивилистические формы (а публичный лесной сервитут, несмотря на указание о том, что включает и частные, и публичные начала, позиционируется сторонниками новых конструкций как «гражданское вещное право») подобных субъективных прав и их принципиальную доступность для гражданского права, равно как и более широкий вопрос о том, надо ли всякий раз «распределять» любые правовые явления по отраслям права с учетом их фундаментальности или комплексности, подбирая подходящие отраслевые обоснования, безотносительно того, являются ли предлагаемые формы достаточно убедительными и предпочтительными, как в случае с конструкцией публичного лесного сервитута, или можно «допускать» существование нормативных категорий, не охваченных отдифференцированной символикой, — зададимся вопросом: этому субъективному праву граждан требуется дополнительное «оформление»? На наш взгляд, не требуется, обсуждаться могут разве что отдельные механизмы его реализации, а с точки зрения статусной необходимая формальность, позволяющая это право реализовать и защищать, имеется. Аргументом в пользу такой точки зрения может быть также то обстоятельство, что правоприменительная практика не дает поводов к тому, чтобы полагать существующие правоотношения нуждающимися в замене на сервитутные.

К праву граждан на пребывание в лесах применим общий принцип лесного законодательства — использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека (ст.1 ЛК РФ). На практике сбор ягод, грибов и других лесных растений зачастую осуществляется способами, негативно влияющими на последующее воспроизводство лесных ресурсов. Порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд и порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд устанавливаются законом субъекта РФ. Учитывая практическую невозможность осуществления сплошного лесного контроля и надзора, непричинение экологического вреда в рамках реализации гражданами таких субъективных прав может рассматриваться большей частью как этическая обязанность, выполнение которой прямо пропорционально зависит от уровня экологической культуры населения. Пример досягаемости общественных отношений для права: установить обязанности субъектов правоотношений — возможно, проконтролировать их выполнение — нет.

Право на пребывание в лесах принадлежит к числу тех прав граждан на доступ к природным ресурсам, которые исходят из конституционной нормы об использовании и охране природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях (ст.9 Конституции РФ), и в этом качестве его важнейшими содержательными элементами является свобода доступа к лесным ресурсам и личный, т.е. потребительский, характер пользования ими, направленный на удовлетворение рекреационных, эстетических и соразмерных материальных (пищевых и бытовых) потребностей. С точки зрения лично-потребительского содержания и с учетом имеющей место практики бесконтрольного сбора даров леса с целью последующей продажи данное право может быть обусловлено нормативами изъятия отдельных лесных ресурсов. Исходной предпосылкой к этому могло бы стать соответствующее установление на уровне федерального закона, допускающее нормирование, которое может осуществляться либо подзаконными нормативными актами, либо законодательством субъектов РФ, что предпочтительнее с учетом природно-географических и экономических различий многолесных и иных регионов страны.

Осуществляя правовое регулирование лесных отношений в целях различных видов хозяйственного освоения лесов, необходимо исходить из того, что сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду является одним из принципов лесного законодательства (ст.1 ЛК РФ). В этом значение института права граждан на пребывание в лесах для отрасли лесного законодательства. В качестве главной цели национальной лесной политики должно быть принято удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений граждан в лесных ресурсах при сохранении ресурсно-экологического потенциала российских лесов.

2. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, устанавливающие единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Читайте так же:  Гражданский кодекс наполеона 1804 года текст

Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16 июля 2007 года N 183 утверждены Правила лесовосстановления, определяющие требования к лесовосстановлению во всех лесных районах Российской Федерации, а приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16 июля 2007 года N 185 утверждены Правила ухода за лесами, устанавливающие порядок осуществления мероприятий по уходу за лесами во всех лесных районах Российской Федерации.

3. В соответствии с комментируемой статьей гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов РФ, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

4. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.

5. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при выполнении работ. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по иным основаниям не допускается. Таким образом, основания ограничения следуют либо из особенностей правового режима земель, на которых произрастают леса, либо из необходимости охраны лесов и здоровья самих граждан. Запрещение же пребывания граждан в лесах возможно только по критерию категориальной принадлежности земель, на которых расположен лес. Вместе с тем отсутствуют указания на ограничение (запрещение) пребывания граждан в лесах, загрязненных радиоактивными, химическими, биологическими и другими вредными веществами и потому представляющих опасность для здоровья человека.

Пребывание граждан в лесах может быть ограничено как в целях обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах, так и для безопасности самих граждан при выполнении работ. Например, постановлением Губернатора Владимирской области от 16 марта 2010 года N 275 «О мерах по обеспечению охраны лесов и торфяных месторождений, организации предупреждения и тушения лесных и торфяных пожаров на территории области в 2010 году» был установлен пожароопасный сезон с 8 апреля по 15 октября 2010 года, в период которого ограничивалось пребывание граждан в лесах и въезд в лес транспортных средств, а при возникновении чрезвычайных ситуаций в результате лесных и торфяных пожаров пребывание в лесах и въезд в лес транспортных средств запрещались.

________________
Малеина М.Н. Указ. соч.

Ограничение пребывания не означает введения платности. Так, директор учебно-опытного лесхоза своим приказом ввел пропускную систему въезда транспорта на территорию лесничества в противопожарный период с апреля по октябрь и установил разовый платный проезд в сумме 100 руб. для легковых машин и за выдачу пропуска для проезда других машин в размере 1000 руб. Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к директору лесхоза об отмене приказа. Решением суда исковые требования прокурора удовлетворены частично, пункты приказа в части взимания платы признаны незаконными (см. подробнее определение Воронежского областного суда от 14 января 2010 года по делу N 33-34/10).

6. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным комментируемой статьей, не допускается.

7. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Так, в соответствии со ст.7 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» в границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Охотничьи угодья подразделяются на:
1) охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» (закрепленные охотничьи угодья);
2) охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (общедоступные охотничьи угодья).

Общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта РФ.

Охотничьи угодья могут использоваться для осуществления одного или нескольких видов охоты.

8. Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением названных выше случаев (оснований ограничения и запрещения). Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных ЛК РФ. На наш взгляд, введение такого уточнения Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 143-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» отчасти предрасполагает к последующему введению и собственно самих оснований огораживания. Земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ч.2 ст.6 ЛК РФ). Статья 11 ЛК РФ по своему смыслу рассчитана в первую очередь на пребывание граждан именно в тех лесах, основная часть которых (в пределах земель лесного фонда) остается государственной (федеральной) собственностью, и потому вполне согласуется с п.1 ст.262 ГК РФ. Названная же поправка в ЛК РФ фактически дает возможность закрывать для общего доступа арендованные лесные участки независимо от того, находится ли арендуемый участок на землях лесного фонда или землях иных категорий, по основаниям (в случаях), которые, вероятно, могут быть в последующем установлены.

К тем же лесным участкам, которые могут находиться в частной собственности (на иных категориях земель), применима норма: если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения (п.2 ст.261 ГК РФ). В этом случае свобода пребывания граждан в лесах выглядит уже не столь однозначно, поскольку предоставленное собственнику земельного (а с точки зрения ЛК РФ — он же лесной) участка право запретить доступ на него других лиц (п.2 ст.262 ГК РФ) и обозначить свое решение на местности соответствующим образом (таблица с объявлением, изгородь) не вполне преодолевается редакцией ст.11 ЛК РФ. Запрет доступа на участок может иметь место на практике в двух ситуациях: когда собственник закрывал бы доступ для прохода через свой участок и когда он запрещал бы само пребывание в лесу с рекреационными и прочими целями, названными в ст.11 ЛК РФ. Эта проблема может быть решена в общественных интересах различными правовыми средствами, исходя из того что общее лесопользование граждан означает для лесных участков их публично-правовое обременение.

Применительно к предоставлению лесных участков в аренду есть указание закона на то, что сведения об обременениях лесных участков, об ограничении использования лесов составляют предмет аукциона (ч.4 ст.79 ЛК РФ), форма примерного договора аренды лесного участка содержит положение о том, что арендатор не вправе препятствовать доступу граждан на арендованный лесной участок. Это положение должно воспроизводиться в конкретных договорах при их заключении, а договоры аренды подлежат государственной регистрации, и таким образом обязанность арендаторов можно полагать в достаточной степени формализованной. По общему же правилу ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом (п.2 ст.4 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). В настоящее время возложение именно такого публично-правового обременения, как обеспечение свободы пребывания граждан в лесах, законом не предусматривается. В то же время возможна государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляемая по инициативе этих органов с обязательным уведомлением правообладателя объекта недвижимости.

Для частных же лесных участков за пределами земель лесного фонда и иных земель, находящихся только в государственной или муниципальной собственности, публично-правовые обременения, состоящие в обязанности собственника предоставить свободу прохода, могут быть обеспечены путем установления публичного сервитута на основании подп.1 п.3 ст.23 ЗК РФ «для прохода или проезда через земельный участок». Таким же образом может обеспечиваться проход через лесной участок не только в целях реализации прав, предоставленных ст.11 ЛК РФ, но и в целях реализации права на охоту. Что же касается публично-правовых обременений, состоящих в обязанности собственника обеспечить доступ на лесной участок как таковой, для реализации свободы пребывания в лесах и осуществления перечисленных в законе видов общего природопользования, то они могут устанавливаться на стадии проектирования лесного участка с последующим внесением в государственный кадастр недвижимости и государственной регистрацией в ходе государственной регистрации права на лесной участок. При этом мы здесь не входим в обсуждение целесообразности их установления в отношении всех ли лесных участков или каких-либо их видов (например, в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования участка).

Здесь, вероятно, уместно заметить, что, с точки зрения лиц, арендующих лесные участки, например, для заготовки дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян и других подобных лесных ресурсов, пребывание на таких лесных участках любых посторонних лиц — граждан, осуществляющих объемную заготовку этих же лесных ресурсов в порядке ст.11 ЛК РФ, является вполне очевидно нежелательным, поскольку снижает доходность деятельности арендаторов, которые несут определенные затраты по содержанию арендованных участков. Иногда заинтересованные стороны разрешают подобные ситуации исходя из своих представлений о должном. Еще заметнее конкуренция интересов, когда бесплатный сбор ресурсов на арендованных участках в значительных объемах осуществляют граждане, не являющиеся местными жителями, а специально прибывающие для этого из других регионов, т.е. с фактической стороны осуществляющие то же самое промысловое лесопользование, которое формально выглядит как общее, т.е. потребительское. Возможно, было бы обоснованным ввести для подобных вариантов пребывания граждан в лесах и какие-либо ограничения, оставив это право свободным и бесплатным для местных жителей, что допустимо исходя из конституционной нормы об использовании природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

________________
Например, сообщалось, что арендатор (местное общество охотников и рыболовов) принял решение не проводить заготовки орехов в пятикилометровой зоне вокруг села, оставив ближние кедровники для местных жителей (см.: «Российская газета», Федеральный выпуск. N 5628(252). 10 ноября 2011).

На органы государственной власти и органы местного самоуправления не возложена прямая обязанность обеспечивать право граждан на пребывание в лесах. Законодательством не установлена специально юридическая ответственность за нарушение этих прав граждан.

Похожие статьи:

  • Федеральный закон о товариществах собственников жилья 2019 Статья 142 ЖК РФ. Объединение товариществ собственников жилья Сделано в Санкт-Петербурге © 1997 - 2019 PPT.RU Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна Ваши персональные данные обрабатываются на […]
  • Закон 383 фз от 03122011 ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ Сколько пенсионных баллов может быть начислено Вам за 2019 год? Максимальное количество баллов за 2019 г. – 9,13. Рассчитайте количество баллов! Введите размер Вашей ежемесячной заработной платы до вычета […]
  • Федеральный закон от 06122011 402-фз консультант Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" Сделано в Санкт-Петербурге © 1997 - 2019 PPT.RU Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна Ваши персональные данные обрабатываются […]
  • Федеральный закон о государственной границе 4730-1 Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 О Государственной границе Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) (в редакции от 03.07.2016) Сделано в Санкт-Петербурге © 1997 - 2019 PPT.RU Полное или частичное копирование материалов запрещено, при […]
  • Часть первая побои Статья 6.1.1 КОАП РФ. Побои Сделано в Санкт-Петербурге © 1997 - 2019 PPT.RU Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях его функционирования […]
  • 2019 налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц форма 3-ндфл Утверждена новая форма декларации 3-НДФЛ ФНС России приказом от 3 октября 2018 г. № ММВ-7-11/ [email protected] утвердила новую форму налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядок ее заполнения, а также формат представления налоговой […]