Право на гражданство относится к правам

Тема 18. Гражданство РФ

Нормативным выражением основ взаимоотношений гражданина и государства в том или ином обществе является правовой статус личности, под которым понимают законодательно установленные и взятые в единстве права, свободы и обязанности человека. Основы правового статуса человека и гражданина устанавливаются конституциями государств, а затем конкретизируются и гарантируются многочисленными законами и другими нормативно?правовыми актами.

Конституция Российской Федерации закрепляет общие принципы правового статуса личности. К ним относятся:

а) признание и гарантированность государством прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;

б) равноправие и равенство граждан, запрещение дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

в) неотчуждаемость основных прав и свобод человека;

г) непосредственное действие прав и свобод человека;

д) возможность ограничения прав и свобод человека в условиях чрезвычайного положения в соответствии с законом, кроме оговоренных Конституцией (права на жизнь, на достоинство личности, на защиту от пыток и насилия, на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайны, на защиту своей чести и доброго имени, на свободу совести и вероисповедания, на свободное использование имущества, на жилище, на соблюдение процессуальных прав в уголовном судопроизводстве);

е) запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод;

ж) государственная (в том числе и судебная) защита прав и свобод человека.

Ряд ученых включает в правовой статус личности гражданство и общую правоспособность физических лиц, что вызывает возражения других специалистов, полагающих, что эти элементы следует считать лишь предпосылками правового статуса.

Гражданством называется устойчивая право?вая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. На территории государства могут проживать различные категории физических лиц:

а) граждане государства — лица, имеющие документальное подтверждение их принадлежности к гражданству данного государства;

б) иностранные граждане — лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства;

в) лица без гражданства (апатриды) — лица, не являющиеся гражданами данного государства и не имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Основным нормативно?правовым актом, регулирующим наряду с Конституцией вопросы гражданства Российской Федерации, является принятый в 2002 г. Федеральный закон «О гражданстве РФ».

Общими принципами российского гражданства являются:

а) принцип единого гражданства на всей территории РФ;

б) принцип равного гражданства для всех граждан РФ независимо от оснований приобретения гражданства;

в) принцип постоянного гражданства, означающий сохранение гражданства лицами, находящимися за пределами РФ;

г) недопустимость лишения гражданства РФ односторонним решением государства;

д) защита и покровительство граждан РФ со стороны государства;

е) недопустимость выдачи граждан РФ другим государствам;

ж) разрешение гражданам РФ иметь гражданство иностранного государства (принцип двойного гражданства), но таких лиц государство рассматривает только как граждан РФ;

з) предоставление гражданам РФ возможности изменить собственное гражданство.

Законом «О гражданстве РФ» устанавливаются следующие основания приобретения гражданства:

1. Приобретение гражданства по рождению:

а) ребенок, оба родителя или единственный родитель которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения;

б) ребенок, один из родителей которого на момент его рождения состоял в гражданстве РФ, а другой являлся лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, является гражданином РФ независимо от места рождения;

в) при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве РФ, а другой имеет иное гражданство, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства, ребенок приобретает гражданство РФ;

г) находящийся на территории РФ ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином РФ, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его рождения;

д) ребенок, родившийся на территории РФ У родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином РФ, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства;

е) ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ.

г. Прием в гражданство РФ; иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратить?ся с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в течение 5 лет непрерывно;

б) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

д) владеют русским языком.

Пятилетний срок проживания на территории РФ может быть сокращен до одного года в случае:

а) рождения лица на территории РСФСР и наличия у него в прошлом гражданства СССР;

б) состояния в браке с гражданином РФ не менее 3 лет;

в) наличия у нетрудоспособного лица дееспособных детей, достигших возраста 18 лет и имеющих гражданство РФ;

г) наличия у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладания лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для РФ;

д) предоставления лицу политического убежища на территории РФ;

е) признания лица беженцем.

В упрощенном порядке (без соблюдения условия о сроке проживания на территории РФ) в гражданство РФ принимаются иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, если они:

а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя — гражданина РФ;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

3. Восстановление в гражданстве РФ распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, ранее имевших гражданство РФ. Однако они должны соответствовать условиям, предъявляемым при приеме в гражданство в общем порядке. Обязательный срок непрерывного проживания на территории РФ таких лиц сокращается до 3 лет.

Отклоняются заявления о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ, поданные лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя РФ;

б) в течение 5 лет, предшествующих подаче заявления, законно выдворялись за пределы РФ;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или иностранных государств за совершения преступления;

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом;

з) не имеют законного источника средств к существованию на день обращения с заявлением о приеме в гражданство или в течение 5 лет непрерывного проживания на территории РФ.

4. Иные основания приобретения гражданства (например, при приобретении гражданства РФ обоими родителями их дети также становятся гражданами РФ).

При изменении Государственной границы РФ лица, проживающие на территории, которая вошла в состав РФ, имеют право на выбор гражданства РФ (оптацию) в порядке и в сроки, установленные соответствующим международным договором РФ.

Российское законодательство предусматривает наряду с основаниями приобретения гражданства РФ также и основания его прекращения. В качестве таких оснований закон устанавливает:

1. Выход из гражданства, который может иметь место по добровольному ходатайству гражданина РФ. Выход из гражданства не допускается, если гражданин РФ:

а) имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

2. Иные основания (например, при прекращении гражданства РФ обоих родителей гражданство РФ их Детей прекращается при условии, что они не станут лицами без гражданства).

При изменении государственной принадлежности (выходе из состава РФ) территории постоянного проживания гражданина РФ последний может (в соответствии с условиями международного договора) выбрать иное гражданство.

В соответствии с Конституцией РФ вопросы гражданства РФ относятся к компетенции Президента РФ Важную роль в принятии решений по вопросам гражданства играют министерства иностранных и внутренних дел РФ.

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012

Полное описание с приведением графиков и расчетов будет в ВКР.

В настоящее время проводятся мероприятия по установки информативных табло на дорогах Москвы, однако, я считаю, что стоит поработать над информацией, которая выводится на этих табло. Табло не эффективны потому, что выводится не актуальная информация.

Задача реорганизации движения стоит. Она является частью мероприятий по повышению дорожной и экологической безопасности участка УДС.

Спасибо большое за ценную информацию!Очень понравилась ваша работа!

Спасибо большое за ценную информацию!Очень понравилась ваша работа!

Спасибо большое за ценную информацию!Очень понравилась ваша работа!

Спасибо большое за ценную информацию!Очень понравилась ваша работа!

Спасибо большое за ценную информацию!Очень понравилась ваша работа!

Спасибо большое за ценную информацию!Очень понравилась ваша работа!

Спасибо большое за ценную информацию!Очень понравилась ваша работа!

ПРАВО НА ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ст.15 Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. говорится, что каждый человек имеет право на гражданство; никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или право изменить свое гражданство[1].

Согласно ст. 6 Конституции Российской Федерации гражданство относится к числу основ конституционного строя. Объясняется это непосредственной связью гражданства и государственности, гражданства и суверенитета[3]. Гражданство -неотъемлемый атрибут государственного суверенитета. Главное в логическом основании института гражданства заключается в том, что посредством этого института происходит придание государству как субъекту права юридически значимых очертаний не только в области его суверенных полномочий и его территории, но и тех физических лиц, которые «составляют» государство[7,С.3]. Институт гражданства одновременно связан с правами и свободами человека и гражданина, а также с суверенитетом государства. Особенность института гражданства Российской Федерации связана с государственным устройством. Федеративное государственное устройство России проявляется в совмещении общефедерального гражданства и гражданства республик в ее составе. При этом республиканское гражданство при отсутствии упоминания о нем в Конституции Российской Федерации и в действующем законодательстве о гражданстве не имеет правовой основы и противоречит федеральному законодательству. Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[5], а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Читайте так же:  Ук рф статья 111 ч2

Институт гражданства является достаточно стабильным в плане законодательного урегулирования. В то же время принятие Закона о гражданстве Российской Федерации от 1 июля 2002 г. и изменений к нему в последующем, свидетельствует о том, что процесс формирования института гражданства в РФ еще не завершен. А имплементация международных норм в российское национальное законодательство и последствия распада СССР, изменяющаяся политическая, социальная, экономическая ситуация, в том числе и в рамках международных отношений, порождают некоторые проблемы правоприменения и требует разъяснения отдельных положений института гражданства в РФ. Нет единства мнений по отдельным аспектам данной темы и в специальной литературе.

Гражданство является одной из форм взаимодействия лица и государства, выражающейся в наличии правовых, государственных связях между ними. Н.В. Витрук по этому поводу указывает: «Постоянное проживание на территории государства — наиболее типичный и прочный вид фактической связи лица с государством. Наличие такой связи и закрепляется юридически институтом гражданства. Существование гражданства вытекает из государственной организации общества и не определяется законом о гражданстве, а лишь находит в нем юридическое закрепление»[2, С.37].

Гражданство — один из основных элементов правового статуса лица, качественный определитель взаимоотношений государства и личности, главное условие, которого необходимо для распространения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты его государством, где бы это лицо ни находилось. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.

Распадом Советского Союза послужил причиной становления российского гражданства. При этом демократизация политического режима повлияла на сущность и содержание российского гражданства, а прекращение советского гражданства придало ему новую форму. Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое граждан оказались помимо своей воли жителями иностранных государств. Бывшие союзные государства далеко не всегда обеспечивали таким жителям, прежде всего по языковым, национальным признакам, условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Поэтому началось массовое переселение русского населения обратно в Россию. Миграционным процессам способствовали, и межнациональные конфликты как на постсоветском пространстве , так и в различных регионах самой России.

Принятие действующего Федерального закона осуществлялось в новых политических и экономических условиях, позволивших впервые сформировать основы демократической правовой российской государственности и закрепить в этом Законе положения о гражданстве, отвечающие международным правовым нормам.

Российская Федерация поощряет приобретение гражданства, лицами не имеющими никакого гражданства. В этом отношении она следует Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г., принятой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В этой Конвенции содержится рекомендация государствам предоставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений.

Закон о гражданстве регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством, и прежде всего условия приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. В нем закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает также порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.

Статьей 11 закона о гражданстве устанавливаются основания приобретения гражданства Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению; б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В действующей редакции уже нет такого основания как «признания гражданства». Тем не менее, в настоящее время гражданами России признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона о гражданстве (6 февраля 1992 г.), причем в течение одного года после этого дня всем было предоставлено право заявить о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Имеющая место проблема для лиц, проживающих без регистрации, в настоящее время решается путем установления юридического факта проживания граждан на территории РФ и соответственно за ними в установленном порядке признается гражданство РФ.

Лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории России или если хотя бы один из родителей был гражданином СССР и постоянно проживал на территории России. Каждому гражданину бывшего СССР была дана возможность приобрести российское гражданство практически в уведомительном порядке

Эти простые демократические нормы сразу определили гражданское состояние подавляющего большинства населения Российской Федерации. При этом российское гражданство было признано и за лицами, которые родились на тех территориях Российской Федерации, которые впоследствии были переданы другим союзным республикам, а ныне принадлежат соответствующим независимым государствам.

Приобретение гражданства в силу рождения («филиация») не связано с волеизъявлением лица, не требует совершения каких-либо действий, свидетельствующих о его желании приобрести гражданство данного государства. Оно осуществляется автоматически на основе действующего законодательства. При этом в качестве основных принципов применяются «право крови» и «право почвы». Так называемый принцип «права крови» признает гражданином любое лицо, родившееся от граждан данного государства (в некоторых странах считается достаточным, чтобы один из родителей имел соответствующее гражданство). На территории какого государства родилось это лицо, значения не имеет.

Для приобретения гражданства по такому основанию, как в результате приема в гражданство, осуществляемого Президентом Российской Федерации, необходимо подать личное ходатайство. О приеме в гражданство («натурализации») может ходатайствовать без всякой дискриминации любое дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста. Однако для приема в государство иностранца или лица без гражданства необходимо его постоянное проживание на территории России в течение 5 лет или 3 лет непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством, а для беженцев — вдвое меньше.

Закон допускает облегченный прием в российское гражданство (т. е. без соблюдения сроков оседлости) для тех, кто в прошлом состоял в гражданстве СССР, при усыновлении ребенка, являющегося гражданином России, для выдающихся деятелей в области науки, техники и культуры или обладающих профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации, при наличии заслуг перед народами России и в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей, при получении убежища на территории России.

На восстановление гражданства, которое осуществляется в порядке регистрации, имеют право лица, которые по каким- то причинам его утратили. Это лица, у которых гражданство прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства, а также те, у кого российское гражданство прекращено в связи с изменением гражданства родителей (они могут восстановить гражданство Российской Федерации в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста).

ФЗ РФ от 2002 г. «О гражданстве РФ» допускает (ст. 14) приобретение гражданства России в упрощенном порядке. Этого понятия не содержала предыдущая редакция Закона от 1991 г. Но прежде всего, необходимо понять, что же это такое — «прием в гражданство РФ в упрощенном порядке».

Редакция 1991 г. Закона «О гражданстве РФ» содержала регистрационный порядок приобретения гражданства РФ (ст. 18). Это означало, что при определенных условиях лицу достаточно было подать за явление в соответствующие органы (на территории РФ — в МВД, а вне ее — в МИД). В компетенцию органов МВД и МИД входила только проверка соответствия заявлений положениям статьи 18 «о приобретении гражданства РФ в порядке регистрации». Если условия статьи 18 были выполнены, приобретение заявителем гражданства РФ регистрировалось, и ему выдавался паспорт. Процедура не требовала обращения к Президенту РФ, который предоставил бы гражданство России своим Указом, как это делалось и делается при приеме в гражданство РФ в общем порядке [4,С.10].

Основной льготой для тех, кто получил право приобретения гражданства РФ в упрощенном порядке является отсутствие требования о пятилетнем проживании на территории РФ «со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство».

Двойное гражданство возможно, когда, например, женщина выходит замуж за иностранца, а по законам его государства жена обязана принять гражданство мужа. В таком же состоянии находится ребенок, родители которого имеют разное гражданство. Частыми стали случаи, когда русскоязычные граждане ряда государств СНГ желают одновременно состоять в гражданстве России. Пребывание в двойном гражданстве расширяет не только права, но и обязанности гражданина. Он должен платить налоги двум государствам, в каждом из них нести воинскую службу и т. д. Ни одно государство, признающее двойное гражданство, не делает каких-либо послаблений таким лицам в отношении их гражданских обязанностей.

Конституция РФ допускает для своих граждан право иметь также гражданство иностранного государства, т. е. двойное гражданство, но только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62). Например, Федеральным законом от 15.12.1996 N 152-ФЗ был ратифицирован договор о признании двойного гражданства с Республикой Таджикистан[6]. Следовательно, и иностранный гражданин может иметь одновременно российское гражданство на основе соответствующего международного договора (между данным государством и Российской Федерацией). Но если международного договора с соответствующим государством у Российской Федерации нет, то приобретение российского гражданства возможно только при условии отказа лица от прежнего гражданства. Конституция ясно указывает, что приобретение гражданином Российской Федерации второго гражданства не меняет его правового статуса как гражданина России. За ним сохраняются все права

Читайте так же:  Патриотизм и гражданство это

Следует отметить, что в Законе «О гражданстве» 1991 г. лица, состоящие в браке с гражданами РФ, могли приобрести российское гражданство в заявительном порядке. В редакции ФЗ РФ «О гражданстве» супруги граждан РФ, состоящие в браке не менее трех лет, могут быть приняты в гражданство РФ в упрощенном порядке без пятилетнего срока проживания (п. 2 ст. 14). Это значит, что теперь, в общем случае супруг или супруга российского гражданина должны ожидать возможности получения гражданства три года.

Согласно статье 17 закона о гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

  1. Всеобщая декларация прав человека»(принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// «Российская газета», 05.04.1995
  2. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1979.
  3. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445
  4. Приобретение гражданства РФ и легализация иностранных граждан в России. Материалы восемнадцатого семинара, проведенного в рамках программы «Миграция и право» Правозащитного центра «Мемориал» М. «Р.Валент», 2005
  5. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»(в ред. от 28 июня 2009 г. N 127-ФЗ)// Российская газета» от 5 июня 2002 г. N 100
  6. Федеральный закон от 15.12.1996 N 152-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства»//Российская газета. 1996. 18 декабря
  7. Хомина И.С. Институт гражданства Российской Федерации: Теоретические и практические вопросы. Дисс.. к.ю.н. М., 2004.

Гражданство в качестве устойчивой правовой связи физического лица с государством возникает с момента рождения человека и сохраняется в течение всей его жизни.

В правовой доктрине гражданство в качестве юридической категории характеризуется двумя свойствами: гражданство как субъективное право (включающее в себя ряд правомочий право гражданина свободно покидать и возвращаться на территорию своего государства, право обладать всем комплексом прав и свобод, предусмотренных законодательством государства; право занимать любую государственную должность и т. д.); и гражданство как правовой институт, представляющий собой комплекс правовых норм, регулирующих отношения, которые возникают на основе правовой связи индивида и государства.

Если традиционно осуществление юрисдикции государством распространялось в основном на лица, имущество и действия на его территории, а также — в исключительных случаях, — на его граждан, выезжающих за границу, то в настоящее время реализация суверенного права или полномочия какого- либо государства за пределами его территории (экстерриториальная юрисдикция) в отношении лиц становится все более распространенным явлением (во многом вследствие увеличения количества лиц, выезжающих за границу; глобализации мировой экономики, включая международные банковские операции, роста масштабов транснациональной преступности и нелегальной миграции, а также более активного транснационального использования компьютерных сетей в противозаконных целях).

Современному правовому институту гражданства исторически предшествовал институт подданства (подданство обозначало подчиненность человека своему государю- он был «под данью», т. е. платит своему государю дань). Хотя понятие гражданства существовало еще в Древнем Риме, Великом Новгороде, вольных городах Европы, однако гражданство в качестве правового института возникло гораздо позже. Термин «гражданин» был закреплен во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

В законодательствах разных государств употребляются раз-личные термины для обозначения устойчивой правовой связи физического лица с соответствующим государством: в государствах с республиканской формой правления — термин «гражданство» («citizen»), а в государствах с монархической формой правления — термин «подданство» («subject»). В законодательных актах государств встречается и термин «nationality», который, по сути, тождественен институту гражданства, его использует и Европейская конвенция о гражданстве 1997 г.

Права и обязанности граждан определяются законодательством государств: конституцией, законами о гражданстве и другими нормативными актами. Однако отсутствие специального нормативного акта о гражданстве не означает отсутствие института гражданства в соответствующем государстве.

Различные аспекты института гражданства стали объектами международно-правового регулирования Благодаря усилиям ООН право на гражданство относится к основным правам человека. Статья 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. гласит: «Каждый человек имеет право на гражданство». Данное право закреплено также в ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст 7 Конвенции о правах ребенка 1989 г., ст. 4 Гвропейской конвенции о гражданстве и т. д.

В современных условиях особое значение приобретает необходимость соответствия законодательства государств о гражданстве общепризнанным принципам и нормам международного права, а также обычным нормам международного права, применимым к гражданству и международным соглашениям по вопросам гражданства.

В доктрине международного права выделяют специальные нормы и принципы, касающиеся гражданства: право ребенка на гражданство; запрещение произвольного лишения гражданства; предотвращение безгражданства и т. д.

Известны две основные группы способов приобретения граж-данство. в общем и в исключительном порядке. К первой группе относится приобретение гражданства: в результате рождения и натурализации (приема в гражданство). Ко второй группе относятся: групповое предоставление гражданства (трансферт); оптация (выбор гражданства); реинтеграция (вос-становление в гражданстве); пожалование гражданства.

Гражданство в результате рождения предоставляется государством независимо от воли физического лица, получающего гражданство. Данный способ известен также как приобретение гражданства происхождением (филиация). В этом случае применяются два принципа — национальный, так называемое право крови (jus sanguinis), и территориальный, так называемое право почвы (jus soli).

Согласно принципу «права крови» гражданство предоставляется в зависимости от гражданства родителей и независимо от места рождения. Так, данный принцип закреплен в законодательстве некоторых арабских государств.

По принципу «права почвы» гражданство, наоборот, предоставляется в зависимости от места рождения и независимо от гражданства родителей Данный принцип закреплен, например, в Американской конвенции о правах человека 1969 г. В связи с этим приведем один казус. В 1978 г. на научной базе в Антарктиде в семье аргентинских полярников родился ребенок. В свидетельстве о рождении было указано, что он родился на аргентинской территории и поэтому является гражданином Аргентины, поскольку в Аргентине гражданство ребенка определяется «правом почвы». Однако по Договору об Антарктике Аргентина была обязана заморозить свои территориальные претензии на часть территории Антарктики на весь период действия Договора, следовательно, она не могла считать ребенка, рожденного на территории Антарктиды своим гражданином по «праву почвы». В этом случае вопрос о гражданстве их ребенка должен был решаться по «праву крови*.

Большинство государств используют оба принципа — «права крови» и «права почвы», предоставляя гражданство как детям своих граждан, где бы они ни родились, так и некоторым категориям детей иностранцев, родившихся на их территории

В соответствии с Законом о гражданстве РФ ребенок при-обретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:

оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);

один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

оба его родителя, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства. при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители, не предоставляет ему свое гражданство.

Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявляются в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Ребенок получает российское гражданство при обстоятельствах поступления ходатайства от одного из родителей (граждан РФ) и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства РФ. Вместе с тем такого согласия в случае фактического проживания ребенка на территории РФ не требуется.

Читайте так же:  Образец ходатайство о переносе дела по месту жительства

По российскому законодательству ребенком считается лицо, не достигшее возраста 18 лет, что соответствует Конвенции о правах ребенка, согласно ст. 1 которой «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста».

При получении гражданства в результате натурализации (приема в гражданство, укоренения) необходимо наличие согласия получающего гражданство и соответствие условиям, предусмотренным законодательством данного государства (например, совершеннолетие). По этому способу гражданство приобретается лицом, не являющимся гражданином данного государства по рождению, т. е. иностранцем или лицом без гражданства.

Приобретение гражданства путем натурализации имеет место в случаях семейного и внесемейного порядка.

Внесемейный порядок приобретения гражданства имеет место прежде всего при вступлении лица в гражданство какого- либо государства.

В соответствии с Законом о гражданстве РФ иностранные граждане п лица без гражданства, достшшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке. В ст. 13 данного Закона перечислены условия, которым должно отвечать лицо, подающее ходатайство о приобретении российского гражданства.

Для ряда категорий иностранных граждан и лиц без гражданства Законом о гражданстве РФ предусмотрен прием в гражданство РФ в упрощенном порядке.

К случаям семейного порядка следует отнести прежде всего изменение гражданства замужней женщиной В 1933 г. 7-я Межамериканская конференция в Монтевидео приняла Конвенцию о гражданстве женщин, в которой было зафиксировано обязательство государств-участников не устанавливать различий в от-ношении гражданства, основанных на принадлежности к тому или иному полу. В 1957 г. в Нью-Йорке была принята Конвен-ция о гражданстве замужней женщины, согласно которой граж- ланство женщины в случае вступления ее в брак с иностранцем или расторжения такого брака, а также в случае перемены гражданства мужем не должно автоматически меняться Согласно ст. 3 этой Конвенции изменение гражданства жены происходит в порядке добровольной натурализации, если жена пожелает приобрести гражданство мужа.

В Европейской конвенции о гражданстве предусмотрено, что ни вступление в брак, ни расторжение брака между гражданином государства-участника и иностранцем, ни изменение гражданства одним из супругов не влекут автоматически последствий для другого супруга.

Иной семейный порядок приобретения гражданства связан с усыновлением. При усыновлении гражданами одного государства ребенка, который имеет гражданство другого государства, усыновляемый получает, как правило, гражданство усыновителя. При усыновлении должны быть соблюдены требования законов государств как усыновляемою, так и усыновителя. Приведем пример из недавней практики. По существующим законам африканского государства Малави иностранец, который желает усыновить ребенка — гражданина Малави, обязан в течение 18 месяцев проживать на территории этой страны. Усыновив годовалого мальчика по специальному разрешению правительства Малави (в обход существующего законодательства), известная певица Мадонна оказалась в омябре 2006 г. объектом критики со стороны правозащитных организаций Малави и в результате этого — в центре внимания мировой светской хроники.

В случае коллизии законодательств различных стран при усыновлении вопрос обычно решается в пользу государства, на территории которого находится усыновляемый.

К семейному порядку приобретения гражданства относится также автоматическое приобретение гражданства несовершен-нолетними детьми в связи с натурализацией родителей.

Приобретение гражданства в исключительном порядке предусматривается в международных договорах и законах государств. Данный порядок касается определенной категории лиц.

Редко встречаюшимся в практике случаем приобретения гражданства является пожалование гражданства гражданину другого государства за особые заслуги перед данным государством. Пожалование гражданства осуществляется по инициативе компетентных властей государства и с согласия пожалованного. Закон о гражданстве РФ (п. 3 ст. 13) предусматривает возможность принятия в российское гражданство лиц, имеющих особые заслуги перед Россией, без соблюдения условий, предусмотренных при приеме в гражданство в общем порядке.

Практике известно приобретение гражданства путем восстановления первоначального гражданства — реинтеграция. Условия реинтеграции лля лиц, потерявших гражданство вследствие различных причин, регулируется внутренними законами каж-дого государства. В соответствии с Законом о гражданстве РФ иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в ее гражданстве. При этом срок их проживания на территории РФ сокращается до трех лет. Льготные условия для вторичного вступления в гражданство России чаще всего применяются по отношению к лицам и их потомкам, эмигрировавшим из России после 1917 г. в связи с установлением в стране советской власти.

Приобретение гражданства на основании международных договоров имеет место, например, в результате заключения соглашений о репатриации, по территориальным вопросам и др.

Приобретение гражданства в результате перехода части территории одного государства к другому государству различают- добровольный выбор гражданства, т. е. оптацию, и автоматическое изменение гражданства, т. е. трансферт.

Оптация представляет собой право жителей территории, перешедшей по международному соглашению от одного государства к другому, выбрать между сохранением своего прежнего гражданства или переходом в гражданство другого государства. Выбор происходит путем подачи индивидуальных заявлений. Данное право закреплено, в частности, в ст. 17 и 19 Закона о гражданстве РФ. Если выбор сделан в пользу сохранения прежнего гражданства, то обычно происходит переселение данного лица в определенный срок в государство гражданства, но при этом оптант сохраняет свои имущественные права.

Правила трансферта, согласно которым жители автоматически (независимо от их воли) переходят в гражданство того государства, которому передается территория, в настоящее время не применяются в международной практике.

Следует отметить, что в некоторых международных договорах в прошлом употреблялся термин «обмен населением». Отличие обмена населением от оптации заключается главным образом в его массовом характере, оно обычно происходило по национальному признаку (после Первой мировой войны имел место обмен населением между Грецией и Албанией, т. е. эт-нические албанцы переселились с территории Греции на тер-риторию Албании, а этнические греки — с территории Алба-нии на территорию Греции).

В некоторых государствах федеративным устройством признается также гражданство субъекта федерации, имеющее лишь внутригосударственное значение. Дело в том, что в международных отношениях признается единое гражданство (принцип единого гражданства) самой федерации. Принцип единого гражданства обеспечивает равенство граждан независимо от способа приобретения гражданства, т. е. по рождению или по натурализации.

Закон о гражданстве РФ запрещает предоставление гражданства РФ лицам, которые выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, осуждены или отбывают наказание в виде лишения свободы за деяния, преследуемые по законам России, не имеют законного источника средств к существованию.

Различают следующие формы утраты гражданства: автоматическую утрату гражданства, выход из гражданства и лишение гражданства.

Ряд государств отказался от автоматической утраты гражданства, однако в законодательстве некоторых стран она сохранилась.

В Европейской конвенции о гражданстве содержится перечень оснований автоматической утраты гражданства: добровольное приобретение гражданства другого государства; приобретение гражданства на основании подложных документов; добровольная служба в вооруженных силах иностранного государства; поведение, причиняющее серьезный ущерб жизненно важным интересам государства; потеря подлинной связи между государством и гражданином, постоянно проживающим за границей.

Выход из гражданства происходит по инициативе заинтересованного лица. Порядок выхода из гражданства определяется законодательством государства, и решение об этом, как правило, принимают те же органы, которые осуществляют прием в гражданство. Выход из гражданства может сопровождаться предварительными условиями, например воинской обязанно-стью перед государством, финансовыми обязательствами перед государством юридическими пли физическими лицами и т. д. По законодательству многих государств не допускается выход из гражданства лица, привлеченного в качестве обвиняемого или если в отношении него вступил в силу приговор суда.

Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства». Согласно ч. 3 ст. 6 Конституции РФ гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Лишение гражданства — мера исключительная и малораспространенная. Она применялась в бывшем СССР, была отменена в период реформ второй половины 1980-х гг., лица же, лишенные гражданства, в нем восстанавливались. В США Верховный суд страны в решении по делу «Троп против Даллеса» (1958 г.) истолковал лишение гражданства как «жестокое и необычное наказание», запрещенное VIII поправкой к Конституции

Похожие статьи:

  • Упрощенная подача искового заявления в арбитражный суд Глава 29. Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства (ст.ст. 226 - 229) Информация об изменениях: Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 86-ФЗ глава 29 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня […]
  • Требования к женщинам в полиции Требования к женщинам в полиции В современных реалиях, если девушка соответствует требованиям, предъявляемым к кандидату в полицейские, то есть ей от 18 до 35 лет, она владеет государственным (русским) языком и способна по своим личным качествам, физической подготовке […]
  • Гулять несовершеннолетним До скольки можно гулять несовершеннолетним Данный вопрос очень часто волнует как несовершеннолетних, так и их родителей. Желание провести больше времени на улице нередко толкает детей на нарушение закона. Взрослые же, ввиду незнания законных положений, периодически […]
  • Денежная компенсация на покупку жилья Калькулятор (программа) ориентировочного расчета ЕДВ на жилье военнослужащим (с января 2014 года) Калькулятор позволяет произвести онлайн расчёт единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на приобретение военнослужащими жилого помещения. Данная единовременная денежная […]
  • Правила пдд 2019 доверенность ПДД 2019 России Новые ПДД с изменениями от 21 декабря 2018 ** Здесь и далее приводится нумерация дорожных знаков согласно Приложению 1 (Дорожные знаки). ** Здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно приложению 2 (Дорожная разметка). Не является […]
  • Как составить договор на поставку товара Как составить договор поставки товаров - образец Договор поставки согласно ст. 506 Гражданского кодекса РФ Если отношения сторон не ограничиваются простой поставкой по счету, а оформляются договором, следует правильно определить его существенные и иные условия. […]