Ппр массовое пребывание людей

Термины и определения

Аварийный выход — дверь, люк или иной выход, которые ведут на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону, используются как дополнительный выход для спасания людей, но не учитываются при оценке соответствия необходимого количества и размеров эвакуационных путей и эвакуационных выходов и которые удовлетворяют требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре (источник: Федеральный закон 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Безопасная зона — зона, в которой люди защищены от воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы пожара отсутствуют (источник: Федеральный закон 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Вероятность воздействия опасных факторов пожара — Математическая величина возможности воздействия опасных факторов пожара с заранее заданными значениями их параметров (по ГОСТ 12.1.033-81).

Время начала эвакуации — интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей (по ГОСТ 12.1.004-91*).

Критическая продолжительность пожара — время, в течение которого достигается предельно допустимое значение опасного фактора пожара в установленном режиме его изменения (по ГОСТ 12.1.004-91*)

Маломобильные группы населения (МГН) -люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п. (по СП 59.13330.2012).

Необходимое время эвакуации — время с момента возникновения пожара, в течение которого люди должны эвакуироваться в безопасную зону без причинения вреда жизни и здоровью людей в результате воздействия опасных факторов пожара (Источник: Федеральный закон 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Необходимое время эвакуации рассчитывается как произведение критической для человека продолжительности пожара на коэффициент безопасности. Предполагается, что каждый опасный фактор воздействует на человека независимо от других (по ГОСТ 12.1.004-91*).

Объекты с массовым пребыванием людей — пребывание 50 и более человек (по ППР №390 п.5).

Опасные факторы пожара — факторы пожара, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу (источник: Федеральный закон 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»)

План эвакуации — документ, в котором указаны эвакуационные пути и выходы, установлены правила поведения людей, а также порядок и последовательность действий обслуживающего персонала на объекте при возникновении пожара (по ГОСТ 12.1.033-81).

План эвакуации — План (схема), в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации (по ГОСТ Р 12.2.143-2009).

Пожарный риск — мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей (источник: Федеральный закон 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»)

Эвакуационный путь (путь эвакуации) — путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре (источник: Федеральный закон 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»)

Расчетное время эвакуации людей из помещений и зданий устанавливается по расчету времени движения одного или нескольких людских потоков через эвакуационные выходы от наиболее удаленных мест размещения людей (по ГОСТ 12.1.004-91*).

Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) — Комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации. (по СП 3.13130.2009).

Спасение — представляет собой вынужденное перемещение людей наружу при воздействии на них опасных факторов пожара или при возникновении
непосредственной угрозы этого воздействия. Спасение осуществляется
самостоятельно, с помощью пожарных подразделений или специально
обученного персонала, в том числе с использованием спасательных
средств, через эвакуационные и аварийные выходы (СП 1.13130.2009)

Эвакуация — процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара.

Эвакуационный выход — выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону (источник: Федеральный закон 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»)

ОБСУЖДЕНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЕ НОРМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

помещение с массовым пребыванием людей

помещение с массовым пребыванием людей

Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего блога и коллегам по цеху! Сегодня я предлагаю Вашему вниманию обсудить определение помещения или здания с массовым пребыванием людей. Почему вопрос о том, считать или не считать какое то определенное помещение (здание) помещением (зданием) с массовым пребыванием людей стоит так остро? Дело в том, что как мы знаем, при проектировании систем противопожарной защиты, кабельные сети предписывается предусматривать огнестойкими проводами и кабелями, согласно ГОСТ 31565-2012, табл. 2 «Для прокладки, с учетом объема горючей нагрузки кабелей, в системах противопожарной защиты, а также других системах, которые должны сохранять работоспособность в условиях пожара» – кабели марок FRLSили FRHF.

Однако тем же ГОСТом и той же таблицей, только пунктом выше, для зданий и сооружений с массовым пребыванием людей, предписывается предусматривать исключительно кабель безгалогенных марок, то есть FRHF , исключая использование марок FRLS. «Для прокладки, с учетом объема горючей нагрузки кабелей, во внутренних электроустановках, а также в зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в многофункциональных высотных зданиях и зданиях-комплексах».

Ну вот собственно и суть проблемы – люди пытаются прояснить для себя относится ли их конкретное здание к зданию с массовым пребыванием людей для того чтобы понимать – можно или нельзя при проектировании систем противопожарной автоматики использовать кабель марок FRLS, который понятное дело, на порядок дешевле чем кабель марок FRHF. Для того чтобы разобраться в данном вопросе, предлагаю пытаться оперировать конкретными определениями, обозначенными в нормативных документах. Итак, что такое здание с массовым пребыванием людей? Видимо это есть здание или сооружение, включающее в свой состав помещение или помещения с массовым пребыванием людей. Прекрасно, теперь рассмотрим как трактуют различные нормативные документы понятие – «помещение с массовым пребыванием людей»:

  • «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, пункт 5, содержат дословно следующее определение: «на … объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей». При этом пункт 1 ППР РФ под термином «объекты» определяет не только территории, здания, сооружения, но и помещения организаций и другие объекты (далее – объекты). Таким образом, с точки зрения ППР РФ, критерием оценки «массовости» пребывания людей где-либо является норматив 50 и более человек, независимо от площади и функционального назначения самого «объекта». Примерно то же самое было изложено в утратившим силу документе ППБ 01-03 «п.43. Число людей, одновременно находящихся в залах (помещениях) зданий и сооружений с массовым пребыванием людей (помещения с одновременным пребыванием 50 и более человек – зрительные, обеденные, выставочные, торговые, биржевые, спортивные, культовые и другие залы), не должно превышать количества, установленного нормами проектирования или определенного расчетом (при отсутствии норм проектирования), исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре».

Теперь смотрим что говорится по данной теме в СП5.13130-2009:

«3.71 Помещение с массовым пребыванием людей

Залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие помещения площадью 50 кв. м и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 кв. м.». Замечательно, не правда ли? Это уже совсем другое дело – если есть торговый зал магазина, площадью к примеру 400 кв.метров, то наличие в торговом зале 50 человек, согласно п.3.71 СП5.13130-2009, абсолютно не относит помещение торгового зала к категории помещения с массовым пребыванием людей, так как для этого необходимо уже присутствие в торговом зале 400 х 1 = 400 человек! Или как считать – 1 человек на квадратный метр площади не общей, а за исключением площади занятой стеллажами и прилавками? Есть вопросы! Посмотрим, что нам скажут другие документы.

СП 118.13330 – 2012 “Общественные здания и сооружения”, приложение «Б», п.Б20 – Термины и определения:

«Помещение с массовым пребыванием людей

Помещение с количеством людей более 1 чел. на 1 м 2 помещения площадью 50 м 2 и более (залы и фойе зрелищных учреждений, залы совещаний, лекционные аудитории, обеденные залы кассовые залы, залы ожидания и др.)». Ну собственно, то же самое, что и в СП5.13130-2009.

    1. СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» (Приложение А), а также СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования» (пункт 3.13) используют для своего применения следующее трактовку «помещения с массовым пребыванием людей», а именно: «Помещение с массовым пребыванием людей – помещение (залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные и др.) с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 м2 помещения площадью 50 м2 и более».

Ну в общем, можно проанализировать полученные из нормативных документов данные и попробовать решить – какой из документов главнее, так как данные, как мы видим, разные. Самый суровый документ – правила противопожарного режима , утвержден Постановлением Правительства РФ и подписан В.В.Путиным. – серьезный документ, имеет статус «Действующий», определяет критическую «планку» – 50 человек и определение не зависит от площади и назначения объекта.

С другой стороны, СП5.13130-2009 (утвержден Министерством ГО и ЧС РФ), СП 118.13330.2012 (СНиП 31-06-2009) Общественные здания и сооружения , (утвержден Министерством регионального развития России), СНиП 41-01-2003 (утвержден Госстрой РФ), СП 7.13130.2009 (утвержден Министерством ГО и ЧС РФ) – много документов, все имеют статус «Действующий», говорят они об одном и том же – Помещение с массовым пребыванием людей – это помещение более 50 кв. метров с числом более 1 чел. На 1 кв.метр помещения. Непонятно только сколько квадратных метров делить на количество людей – общую площадь помещения (например полученную в результате перемножения габаритов торгового зала), либо площадь, к примеру того же торгового зала, за вычетом площади, занимаемой торговым оборудованием, т.е. стеллажи, стойки с товарами, торговые прилавки, кассы и прочее. Заметьте! Ни в одном приведенном выше документе четко не сказано что площадь, занятую столами для заседаний, прочей мебелью, торговыми прилавками, фикусами напольными и прочим надо вычесть из общей площади помещения, следовательно именно ее – общую площадь и принимаем в расчетах. Рассмотрим на примере – пусть будет тот же, упомянутый ранее, торговый зал магазина, общей площадью 400 кв.м. Из этих 400 кв.м. более половины – ну пусть 250 кв.м. занято торговым оборудованием, следовательно для прогулок Посетителей магазина остаются «чистыми» только 150 кв.м. из общих четырехсот. Проверим наши расчеты, исходя из положений СНиП 31-06-2009, пункт 5.23, которого гласит: «5.23. Для расчёта путей эвакуации число покупателей или посетителей предприятий бытового обслуживания, одновременно находящихся в торговом зале или помещении для посетителей, следует принимать из расчёта на одного человека: для магазинов в городах и поселках городского типа, а также для предприятий бытового обслуживания — 3,0 м2 площади торгового зала или помещения для посетителей, включая площадь, занятую оборудованием;»

Читайте так же:  Увольнение при нахождении в отпуске за свой счет

Ну все – делим-умножаем. Всего у нас 400 м2, включая площадь, занятую оборудованием – делим на 3, т.е. 400/3 = 133,33 человека максимум может находиться на расчетных площадях, исходя из положений СНиП 31-06-2009. Ну что, подходя к вопросу разумно, вполне можно допустить, что на доступных, свободных от торгового оборудования, 150 квадратных метрах торгового зала, в часы распродаж, могут уместиться 133 человека с тележками и корзинками, теснящихся в плотной очереди в забитом битком магазине. То есть, это будет очень густо «населенный» людьми магазин и более массовое скопление людей в данном помещении уже сложно представить – больше людей уже просто вряд ли влезет в помещение. Что нам скажут приведенные нами нормы по поводу такого торгового зала? Смотрим. «Правила противопожарного режима в Российской Федерации» однозначно говорят – «ДА», этот торговый зал – есть помещение с массовым пребыванием людей. С другой стороны, СП5.13130-2009, СП 118.13330 – 2012, СНиП 41-01-2003, СП 7.13130.2009 – хором говорят «НЕТ» – поскольку в помещении торгового зала менее 400 человек, а определение в этих документах – 1 человек на 1 кв.метр, т.е. указанный торговый зал не является помещением с массовым пребыванием людей. И что самое интересное, на мой взгляд, – это то что на площади 150 кв. метров (как мы выяснили) просто никак не смогут вместиться эти самые нормативные 400 человек, если они не залезут на шею друг другу. Это больше чем 2.6 человека на 1 свободный от торгового оборудования кв. метр площади (400/150 = 2,6666) – попробуйте втроем уместиться на один кв. метре площади – это получится только в том случае, если ваше личное окружающее пространство станет общим и даже интимным )) – бред в общем получается. Да в общем, даже 1 человек на 1 кв. метр площади в пустом помещении – это очень и очень ……..редкое явление, типа модной дискотеки или очереди за туалетной бумагой во времена перестройки или может еще автобус в часы пик. Скажем прямо – ни кинотеатры с театрами, ни залы заседаний и совещаний, а уж тем более рестораны (там человек чувствует себя за своим столиком свободно и комфортно) не будут никогда соответствовать приведенной критической норме – 1 человек на 1 кв. метр. Это абсурд. Следовательно, учитывая то что перестройка уже закончена, и очередей за туалетной бумагой у нас не наблюдается, помещением с массовым скоплением людей, в соответствии с СП5.13130-2009, СП 118.13330 – 2012, СНиП 41-01-2003, СП 7.13130.2009 могут быть залы дискотек или салоны автобусов и трамваев в часы пик! Ну может быть, пофантазировав, еще что то можно придумать.

Итак, учитывая все вышеописанное, принимая во внимание разумность подхода к проблемному вопросу, а также тот факт что все таки Постановление Правительства РФ, которое утвердило «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», и оно – Постановление Правительства все таки главнее чем рекомендованные различными учреждениями СП, лично я остановился на утверждении что помещение с массовым пребыванием людей (это ведь так же, можно рассматривать в контексте “объект”) – это помещение любого назначения, в котором могут находиться единовременно 50 человек и более. И здание и строение любое (в контексте “объект”), на территории которого могут находиться единовременно 50 человек и более, вне зависимости от квадратных метров и назначения, также является объектом с массовым пребыванием людей. Уточнение внесено 08.04.18 г., после обсуждений положений статьи в комментариях. Ранее были написана фраза “объект, который включает в себя помещение с массовым пребыванием людей, есть объект с массовым пребыванием людей”. Благодарю всех участников обсуждения, написавших комментарии к статье! Но это сугубо мое личное мнение – я никому его не навязываю и приглашаю тех кто со мной не согласен высказать в комментариях свое мнение – мы это мнение обсудим и если оно вполне адекватно – почему бы ни принять к сведению.

На этом, статью «Помещение с массовым пребыванием людей» завершаю, копировать ее для размещения на прочих ресурсах разрешаю с сохранением в копии всех приведенных ниже ссылок на наш сайт, предлагаю ознакомиться с прочими нашими статьями в блоге по ссылкам приведенным ниже:

ИСПОВЕДЬ БЫВШЕГО ИНСПЕКТОРА ИЛИ «О ПРОТИВОПОЖАРНОМ РЕЖИМЕ»

директор ООО «Аудит Сервис Оптимум»

ВСТУПЛЕНИЕ НА ОСТРУЮ ТЕМУ:

Не штрафы должны регулировать пожарную безопасность, а страхование с ясными тарифами. Не секрет, что на крупных предприятиях от плохих предписаний «отобьются», а штраф возместят тому, кто его заплатил, — премией. В бюджетных организациях все проще: инспекторы, как правило, жалеют и штрафуют осторожно граждан, должностных и «юр. лиц» по минимуму, «зажимают гайки» только при лицензировании и то избирательно. В бюджетных организациях частая ротация кадров, и для многих из них даже самый небольшой штраф — трагедия. Это и потому, что для них это еще и удар по должности — быть оштрафованными. Если посмотреть таблицы, составленные в Управлении образования по предписаниям (в которых указываются суммы, необходимые для устранения, и виды мероприятий, направленных на устранение нарушений), то можно быстро понять, что в эту таблицу попадают «капитальные мероприятия». По детским садам и школам разные районные инспекции пишут разные нарушения: одному объекту одно, другому другое (при том, что здания детских садов однотипные, школы, как правило, тоже). Вот, например, некоторые из них: замена дверей на противопожарные, электропроводки, предел огнестойкости перегородок, дымоудаление в подвале, двери электрощитовых, замена паркетных полов, замена линолеума, прямая связь с пожарной охраной («Стрелец-мониторинг»), прямая телефонная связь с ПО, замена пожарных шкафов, определение категории помещений, установка электрозадвижки на обводной линии, выполнение или устройство вторых эвакуационных выходов. Эта чехарда с разными замечаниями по одинаковым объектам длится уже давно, но привыкнуть к ней невозможно.

Нет в деятельности ГПН анализа и контроля, а потому какие еще штрафы могут спасти несправедливость выявленных нарушений. Среди указанных нарушений в таблицах мало «режимных», есть в основном «капитальные мероприятия», устранение которых возможно только в результате строительных работ, так вот их и пишут, потому что нечего уже писать по проверяемым несколько раз в год детским садикам/школам. Это происходит во многом от несправедливости требований самих правил и практики их применения надзором.

Хвала нашему великому и всемогущему, строгому и неподкупному, доброму и не очень Государственному Пожарному Надзору. Он единственный дает нам огонь и воду. Он единственный не обидит нас и не бросит без работы. В наши ряды вольются массы тех, кто ходил с красной папкой, тех, кто раньше требовал и настаивал, втихую решал и помалкивал. Мы все являемся частью большой системы, в которой «начальники» готовят предложения, как усилить пожарную безопасность, а потом исполнители не знают, как ихустранять.

Настал 2012 год, и на смену Правилам пожарной безопасности в РФ ППБ 0103 (кстати, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2003 № 4838) пришли Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390, далее ППР. Сразу подумалось -а каково теперь будет писать и обращаться за разъяснениями, и куда — в МЧС или правительство РФ, и как долго нужно будет ожидать ответов на простые вопросы? Первые строчки новых Правил пожарной безопасности, которые теперь называются Правила противопожарного режима в Российской Федерации, говорят нам, что инспектор сперва проверит «режим на бумаге»: есть ли инструктажи, издан ли приказ о назначении ответственного, проведено ли обучение ПТМ (пожарно-техни-ческий минимум), висит ли на видном месте план эвакуации.

Здесь мы готовы помочь составить инструкции о мерах пожарной безопасности, ну а те «фирмы», которые оформили «образовательную лицензию», смогут еще и обучить ПТМ. Что такое обучение? Эта «корочка» для ИП и малого предприятия оформляется на владельца или ответственного, формы обучения «очная» и «дистанционная», цена в среднем 3-8 тыс. руб. Далее по тексту ППР бумажные дела только нарастают, можно еще назначить пожар-но-техническую комиссию (50 человек на объекте). И, конечно же, наш любимый план эвакуации. По размещению планов на объектах произошли изменения в требованиях, в ППР указали характеристику размещения плана — «с рабочими местами на этаже для 10 и более человек» (ст. 7). Уж сколько про эти планы сказано, есть даже решения суда, принятые не в пользу объекта, а ведь речь шла только о том, что план эвакуации составлен по старому ГОСТ Р 12.2.143-2009 ССБТ «Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» (ныне ГОСТ 12.2.143-2012). Мы ринулись покупать пленку «фотолюм» и прочие приспособления, смело подняли цены еще на 1000-2000 рублей и даже стали выполнять госзаказы согласно ФЗ-94 (статус планов эвакуации «поднялся» до госзакупок). Как и прежде мы пытаемся обеспечить заказчика и продать продукцию для защиты органов дыхания и зрения человека на объекте с ночным пребыванием людей. А проданные ранее навесные спасательные лестницы придется принять обратно, потому как им не нашлось места в ППР.

Читайте так же:  Новоселов к в налог на прибыль

Здесь и далее по тексту следует оговориться, что введенные термины: «объект с ночным пребыванием людей» (ст. 8), «рабочими местами на этаже для 10 и более человек» (ст. 7, прим. — рабочих мест может быть 2, а людей 100, например, на дискотеке), «объект с массовым пребыванием людей» (ст. 12) (например, в церкви в будние дни мало людей, в выходные дни, и тогда, когда проходит служба, много), «в зданиях со сгораемыми перекрытиями» (ст. 31) (степени огнестойкости забыты напрочь), «помещения из . листового металла» (ст. 23 л) — нигде не оговорены. Нет им определения, потому коррупционная составляющая маятника при проверке может качнуться не в сторону доводов проверяемых.

Наверное, в пунктах ППР имелись в виду особые объекты: ст. 7 — «На объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов)»; ст. 8 — «На объекте с ночным пребыванием людей (в том числе, в школах-интернатах, домах для престарелых и инвалидов, детских домах, детских дошкольных учреждениях, больницах и объектах для летнего детского отдыха)»; ст. 9 — «На объекте с ночным пребыванием . руководитель организации обеспечивает наличие . средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения». Следует заметить, что если бы требования были указаны по соответствующим разделам, да еще и с пометкой, на какую группу Ф (Ф1.1, Ф4.3) они распространяются, то все было бы вполне понятно.

Про телефонную связь наше МЧС уже, наверное, наслышано, и по тексту исчезло понятие «прямая телефонная связь». Текст ППР пестрит термином «телефонная связь» (ст. 5, 11, 16, 65, 67, 251), что же имелось в виду: сотовая или проводная связь? А ведь о возможности использования сотовой связи в свое время много высказывалось в Интернете в смысле «прямой телефонной связи» через сотового мобильного оператора. Если бы в ППР было прописано, что телефонная/подвижная/мобильная и другая связь осуществляется по телефону, Интернету, GSM шлюзу, то тогда мы бы знали, как ЭТИ ЗАМЕЧАНИЯ УСТРАНЯТЬ! Мы бы знали, как устранять их и в том случае, когда бы МЧС России в лице Департамента надзорной деятельности (ДНД) потрудилось и направило разъяснения о применении наиболее спорных требований ППБ 01-03, а теперь и ППР. Исполняя 12 пункт («На объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте»), руководитель вынужден будет привлечь для тренировки эвакуации всех лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте (повара детских садов, дворники, сантехники).

В новой редакции ППР появились требования о выполнении звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. Однако нормативные требования по оповещению людей на территории (децибелы, климатическое исполнение, аккумуляторы и микрофоны) в своде правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» не описаны. Что нам ставить -«тромбон» или «матюгальник»? Неясен 18-ый пункт («Запрещается на территориях, прилегающих к объектам, в том числе к жилым домам, а также к объектам садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, оставлять емкости с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, горючими газами»). Что подпадает под запрет — баллонный газ или канистра масла в гараже? Во славу нашему близкому и строгому инспектору было бы неплохо определиться с перечнем документов ДППиП (документы, подтверждающие проведение испытаний и проверок систем противопожарной защиты объектов), так называемым опросным листом, по аналогии с морским регистром. Пришел инспектор и поставил отметки в ведомость о наличии разного рода актов и протоколов испытаний на объекте, проверил их заполнение — вот путь к страхованию в области пожарной безопасности.

Ст. 20 («Руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8» ФЗ-123) нас обрадовала — возьмемся за расчеты. И вот уже пошли слухи, что чердаки тоже надо категорировать и даже ставить там пожарную сигнализацию. Кто-то просто исполняет требование по категориям по взрывопожарной и пожарной опасности, а кто-то исполняет «с умом». Ведь потом можно и под это дело «выбить» противопожарные двери в кладовых и клапаны огнезадерживающие поставить на вентиляцию, ФЗ-94 «о госзакупках» стерпит запросы от бюджета, и ведь обоснование найдется — НАМ ХОРОШО, ОПЯТЬ РАБОТА.

Хоть нам и говорили, что в новых ППР определен только режим, но про подвал в ст. 23 все-таки написали «капитальные мероприятия» («запрещается . устраивать в подвалах и цокольных этажах мастерские, а также размещать иные хозяйственные помещения, если нет самостоятельного выхода или выход из них не изолирован противопожарными преградами от общих лестничных клеток»). Придется изолировать подвал или цокольный этаж противопожарными преградами от лестничных клеток. Это значит, что мы вместо тамбур-шлюзов поставим противопожарные двери. Испытание лестниц, к сожалению, отошло к руководителям организаций еще со времен НПБ 245-97, когда мы были единственными, кто мог проводить испытания. Теперь этим занимается кто угодно (заменен ГОСТ Р 53254-2009 «Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний»). Статья 33 ППР

(«При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности .») вообще ставит неразрешимый вопрос о том, что все ранее построенные объекты должны одновременно выполнить два условия: обеспечить соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности («новых»?). Марш лестничной клетки придется расширить до 1,35 м, соблюдая нормы, но противореча «старому» проекту здания школы/детского сада. Здесь мы бы просчитали бы риски, если бы в методику расчета риска не внесли изменения, исключив Ф1.1 («Здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений»). В результате к Вам не приедет даже пожарный аудит.

И все же надо сказать, что все последние действия, связанные с переименованием ППБ 01-03 в Правила противопожарного режима (ППР), а также исключением возможности разработки Специальных технических условий (СТУ) по действующим объектам (разработка компенсирующих мероприятий), внесением изменений в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (ТРоТПБ), направлены на упорядочение правовых норм. Надеемся, что за этим последует упорядочение технических требований и норм, их ведь меньше не стало — сохранились СНиПы (актуализированные Минреги-оном) и Своды Правил, ГОСТы, ПУЭ и РД (у Ростехнадзора).

Требования пожарной безопасности при организации и проведении Новогодних и Рождественских праздников

Основные требования пожарной безопасности при организации и проведении Новогодних и Рождественских праздников регламентированы Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (ППР) Утверждённые Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390. В соответствии с указанными Правилами устроители мероприятий с массовым участием людей (вечера, дискотеки, торжества вокруг новогодней елки, представления и т. п.), должны перед началом этих мероприятий тщательно осмотреть помещения и убедиться в их полной готовности в противопожарном отношении.

При организации и проведении новогодних праздников и других мероприятий с массовым пребыванием людей:

— допускается использовать только помещения, обеспеченные не менее чем двумя эвакуационными выходами, отвечающими требованиям норм проектирования, не имеющие на окнах решеток и расположенные не выше 2 этажа в зданиях с горючими перекрытиями;

— елка должна устанавливаться на устойчивом основании и с таким расчетом, чтобы ветви не касались стен и потолка;

— при отсутствии в помещении электрического освещения мероприятия у елки должны проводиться только в светлое время суток;

— иллюминация должна быть выполнена с соблюдением ПУЭ. При использовании электрической осветительной сети без понижающего трансформатора на елке могут применяться гирлянды только с последовательным включением лампочек напряжением до 12 В. Мощность лампочек не должна превышать 25 Вт;

— при обнаружении неисправности в иллюминации (нагрев проводов, мигание лампочек, искрение и т. п.) она должна быть немедленно обесточена.

Запрещается:
— проведение мероприятий при запертых распашных решетках на окнах помещений, в которых они проводятся;

— применять дуговые прожекторы, свечи и хлопушки, устраивать фейерверки и другие световые пожароопасные эффекты, которые могут привести к пожару;

— украшать елку целлулоидными игрушками, а также марлей и ватой, не пропитанными огнезащитными составами;

— одевать детей в костюмы из легкогорючих материалов;

— проводить огневые, покрасочные и другие пожароопасные и взрывопожароопасные работы;

— использовать ставни на окнах для затемнения помещений;

— уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и т. п.;

— полностью гасить свет в помещении во время спектаклей или представлений;
— допускать заполнение помещений людьми сверх установленной нормы.

При проведении мероприятий должно быть организовано дежурство на сцене и в зальных помещениях ответственных лиц, членов добровольных пожарных формирований или работников пожарной охраны предприятия.

Уважаемые жители! Запомните эти простые номера, но такие важные в случае пожара: «единый телефон службы спасения-112, телефон пожарной охраны -101».

Читайте так же:  Льготы многодетных семей по свердловской области

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Здания с массовым пребыванием людей

В соответствие с положениями ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности» в «зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в многофункциональных высотных зданиях и зданиях-комплексах» необходимо применять кабельные изделия в исполнении нг(A)-HF.

Поэтому, при выборе типа исполнения кабелей для электропроводок в здании, сооружении или отдельном помещении (так же и во многих других случаях) необходимо проверить, не имеет ли строящееся (реконструируемое) здание признаки массового пребывания людей.

К сожалению, в различных нормативно-технических документах (НТД) используются различные, противоречащие друг другу определения зданий и помещений с массовым пребыванием людей. Например, в действующих в настоящее время НТД (январь 2017 года) имеем:

Свод правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» (действует с 01.09.2014г.), пункт Б.20 в Приложении Б:

Б.20 помещение с массовым пребыванием людей : Помещение с количеством людей более 1 чел. на 1 м 2 помещения площадью 50 м 2 и более (залы и фойе зрелищных учреждений, залы совещаний, лекционные аудитории, обеденные залы кассовые залы, залы ожидания и др.).

Свод правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (действует с 01.05.2009г.):

3.71 помещение с массовым пребыванием людей : Залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие помещения площадью 50 м 2 и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 м 2 .

Постановление Правительства от 25 апреля 2012 г. N 390 «О ПРОТИВОПОЖАРНОМ РЕЖИМЕ»:
5. В целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров на производственных и складских объектах, а также на объектах, кроме жилых домов, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей , руководитель организации может создавать пожарно-техническую комиссию.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.02.2014 N 113)

То есть в Постановлении Правительства от 25 апреля 2012 г. N 390 имеется более «жесткое» требование, чем в приведенных выше сводах правил. В соответствие с этим документом при наличии на объекте 50 и более человек все здание отнесено к зданию с массовым пребыванием людей, не зависимо от его площади.

В предыдущих Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС №313 от 18 июня 2003 года, (утратили силу 22.07.2012 на основании приказа МЧС России от 31.05.2012 N 306)

во втором абзаце пункта 16 было записано:

«На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников».

Это требование не было учтено при разработке многих нормативных документов, что привело к путанице в классификации зданий.

В некоторых городах действуют свои правила классификации зданий и сооружений.

Например, согласно Постановлению Правительства Москвы от 6 мая 2008 года N 375-ПП «О мерах по обеспечению инженерной безопасности зданий и сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы» (с изменениями на 25 августа 2009 года), которое действовало с 06.05.2008 по 24.03.2016

в пункте 3 Приложения к Постановлению было записано:

«Объекты с массовым пребыванием людей, административные здания и офисные центры. Объектами с массовым пребыванием людей считаются здания, в которых может одновременно находиться 500 и более человек».

При столь широком диапазоне требований к классификации зданий сложно выбрать такие технические решения, которые устроили бы всех участников строительства и реконструкции зданий.

Но, что бы исключить замечания к проекту электроустановки здания следует выбирать наиболее «жесткие» требования и относить к зданиям с массовым пребыванием людей такие здания, в которых может находиться 50 и более человек. При этом в пояснительной записке к проекту следует ссылаться на Постановление Правительства от 25 апреля 2012 г. N 390 «О ПРОТИВОПОЖАРНОМ РЕЖИМЕ», что бы исключить непонимание со стороны заказчиков и инстанций, согласующих проект электроустановки.

Следует учитывать, что в Постановления Правительства очень часто вносятся изменения. Поэтому необходимо всегда использовать последнюю редакцию постановлений, сверяя тексты, в информационных системах Консультант плюс, КОДЕКС, ТЕХЭКСПЕРТ и других.

Из стандарта ГОСТ 31565-2012 было бы рационально убрать термин «с массовым пребыванием людей» и вместо него ввести количественные критерии, например, для применения кабелей в исполнении нг(A)-HF:

— отдельные помещения в общественных, административных и производственных зданиях (залы и фойе зрелищных учреждений, залы совещаний, лекционные аудитории, обеденные залы, кассовые залы, залы ожидания и др.), в которых могут находиться 50 и более человек, если на каждого человека приходится менее 1 м 2 площади помещения;

— производственные, общественные и административные здания (включая офисные), в которых может находиться 100 и более человек;

— общественные здания и здания-комплексы высотой более 55 метров;

— жилые здания высотой более 75 метров.

Примечание. Высоту зданий определять в соответствие с пунктом 3.1 СП 1.13130.2009.

В этом случае удалось бы избежать ошибок, вызванных неоднозначной трактовкой термина «с массовым пребыванием людей».

Ппр массовое пребывание людей

Коллеги, пожарник полагает, что в магазине площадью 80 кв.м., из них торговая 38 кв.м., должен быть план эвакуации людей в случае пожара.
Мотивирует:
— ст.4 ФЗ от 22.07.2008 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
— ГОСТ Р12.2.143-2009
— п. 7 ППР (утв. пост.прав-ва №390 от 25.04.2012)

Я же считаю, что в таком магазине план эвакуации не требуется.
Мотивировка:
План эвакуации в соответствии с п.7 ППР от 25.04.2012г. №390 должен быть на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек. Согласно п.3.71. Свода правил СП 5.13130.2009. «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденного Приказом МЧС РФ от 25.03.2009г. №175, помещениями с массовым пребыванием людей являются: залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие помещения площадью 50 кв.м. и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 кв.м.
В нашем магазине фактически же площадь, на которой физически могут находиться покупатели (то есть от входа до торгового оборудования, служащего границей между площадью для нахождения покупателей, и площадью, на которую покупатели чисто физически не могут попасть), составляет всего около 10-15 кв.м.
В магазине оборудовано всего одно рабочее место продавца и одновременно находятся 1-3 покупателя, то есть на 1 кв.м. площади магазина приходится 0,05-0,005 человека, что в 20-200 раз меньше показателя, позволяющего относить наш объект к объектам с массовым пребыванием людей. Никаких массовых мероприятий нами в торговом объекте не проводится и не может проводиться в связи с его торговым, а не развлекательным назначением, и в связи с его малой площадью. По остальным критериям магазин также не относится к местам с массовым пребыванием людей. Следовательно, план эвакуации в таком магазине не требуется, а его отсутствие не является нарушением ППР.

Коллеги, я права или нет?

juli055 А что по вашему магазину написано в Техпаспорте? Какой метраж торговой площади и остальных помещений?

А есть ли у Пожарников доказательства «массовости» вашего предприятия? Что про численность магазина говорится в штатке?

Похожие статьи:

  • Нотариус по наследству люберцы Нотариус Люберецкого нотариального округа Московской области Терехина Ирина Анатольевна Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, дом 123, корпус 3 Телефон: (495) 503-33-72 Часы работы: Вт, Чт 10:00 - 17:00 (перерыв 13:00 - 14:00) Ср, Пт, Сб 10:00 - […]
  • Нормативные требования мчс Информационное письмо от 07.07.2011 № 19-2-4-2623 о требованиях пожарной безопасности, реализуемых при проектировании зданий, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности В настоящее время от различных организаций в Департамент надзорной […]
  • Уголовный кодекс рф ст 123 Статья 123. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности 1. Проведение искусственного прерывания беременности лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или […]
  • Приказ 523 дсп Приказ МВД РФ от 14 июля 2010 г. N 523 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" […]
  • Какая пенсия у инвалидов 1 группы в россии в 2019 году Пенсии инвалидам 1,2,3 группы в 2019 году, последние новости Пенсии инвалидам 1,2,3 группы в 2019 году, последние новости В связи с глобальными переменами, которые происходили и происходят в пенсионном законодательстве, многие россияне обеспокоены: что же будет с их […]
  • Езда без осаго какое наказание Штраф за отсутствие страховки ОСАГО Добрый день, уважаемый читатель. В этой статье речь пойдет про штраф за отсутствие страховки ОСАГО, который может быть наложен как на водителя, который забыл продлить просроченный полис ОСАГО, так и на водителя, который этот полис […]