Пособие для поэтов

Все издательства, книжные выставки, издание книг

Издание книг 2007-2017: 10 лет порталу IZDATCENTER.RU

Пособие для начинающих поэтов Рифмоплеты… графоманы… Как только Чел

Карманные издания в мягком переплете В России уже много сложившихся серий из

Авторский оригинал книги Под оригиналом в издательском деле раз�

Позиционирование книги Говоря о позиционировании книг, имеетс�

Авторское право и творчество Творческая деятельность может быть в р�

Рейтинг крупнейших мировых издателей Опубликован рейтинг крупнейших мировы�

ISBN книги Международный стандартный номер книги

Организация работы издательства Специалисты не берутся точно сказать, к

Нормативная база издательской деятельно Пожалуй, сегодня вряд ли найдется челов

Выходные сведения книги Выходные сведения (выходные данные) — эт

Пособие для начинающих поэтов

Рифмоплеты… графоманы… Как только Человека Пишущего Стихи не склоняют? Хочется заслуженно быть удостоенным этого титула. К сожалению, современному автору для написания хотя бы одного Хорошего Стиха, приходится прежде написать порядка ста Плохих. Соотношение это, конечно, приблизительно, но общую тенденцию оно иллюстрирует достаточно объективно. Дело в том, что в отношении писательской среды действуют те же диалектические и социально-антропологические законы, в частности – закон перехода количества в качество.

Итак, каковы же основные критерии хорошего стихотворения? В первую очередь, разумеется, оно должно содержать какую-то оригинальную творческую мысль, высказанную в определенной форме. Иными словами, одним из важнейших атрибутов правильного стихотворения является гармоничное сочетание формы и содержания. Однако, нередко случается, что содержание стихотворения вполне стоящее (в смысле идеи, мысли, новизны), а вот сама техника исполнения, мягко говоря, «хромает». В результате, критики находят причины, чтобы придираться к таким произведениям, «распесочивая», к примеру, сбившийся ритм, неточность рифм или несогласованность падежей. Вся гениальность мысли и рассыпается в пух и прах, и стихотворение признают «плохим», как, впрочем, и автора. А все дело в том, что как ни крути, у любого творчества есть свои правила, свои рамки. От них никуда не денешься. Можно, конечно, попробовать выдумать какие-то свои приоритеты, сказать «я так вижу», писать верлибры без ритма и без рифм, засыпать читателя несуразицами, выдавая их за высокоинтеллектуальную поэзию. Но тогда заполучить громкое имя Поэта вам будет трудновато. Ведь элементарные правила языка существуют не для того, чтобы, как водится в обыденной жизни, нарушать их при каждом удобном случае. Четкость и грамотность изложения – это своего рода правила хорошего тона в отношениях автора и читателя.

К слову о правилах стихосложения. С одной стороны, литератор должен быть, несомненно, грамотным человеком с точки зрения элементарного владения языком. Но при этом ни в коем случае не призываю вас браться за специализированные учебники по стихосложению и штудировать их. Вспомните, как сам В. Маяковский об этом писал: «Я не знаю ни ямбов, ни хореев, никогда не различал их и различать не буду… Я много раз брался за это изучение, понимал эту механику, а потом забывал опять. Эти вещи, занимающие в поэтических учебниках 90%, в практической работе моей не встречаются и в трех».

Посему, графоман, даже овладев всеми возможными стилями и методиками стихосложения, не напишет по-настоящему душевного стиха. А талантливый автор, даже не ведая специфических законов и правил, создаст уникальное творение, следуя лишь тропой божественного дара, данного ему от рождения.

Следовательно, если вас вся это теория все же интересует – изучайте на здоровье, не забывая о том, что быть Поэтом – это творчество с помощью таланта.

Но как же все-таки научиться писать Хорошие Стихи начинающему автору? Итак, мы уже определились, что хорошие стихи должны иметь не только хорошее содержание, но и правильную форму. Поэтому в этой статье мне хотелось бы обратить ваше внимание на рифмы, так как большинство начинающих поэтов чаще всего задумываются об этом в последнюю очередь. А ведь рифма – это самое живописное обрамление стихотворения, самый характерный атрибут классической поэзии. Это своеобразный довершающий штрих поэтической мысли, который подчеркивает границу между стихами и собственно связывает строки в строфы. Тот же Маяковский писал: «Без рифмы стих расплывается». Безусловно. Ведь именно рифма придает легкость в восприятии и понимании стихов. Благодаря ей неискушенный читатель зачастую находит в поэзии поэзию.

Основным признаком рифмы в русском стихосложении является совпадение ударных гласных. Согласно тем же поэтическим учебникам, рифмы могут быть какие угодно – абсолютные, приблизительные, ассонансные, гипердактилические, сквозные, усеченные – сразу всех названий-то и не упомнишь. Любопытно, что многие поэты вообще не задумываются о том, какими рифмами они пользуются. А если и задумываются, то создают свою совершенно субъективную градацию рифм — «простые»-«сложные», «гладкие»-«негладкие», «хорошие»-«плохие». Что же нужно знать о рифмах начинающему поэту?

В первую очередь необходимо упомянуть о тех рифмах, которые нынче не следует употреблять, и по которым читателем начинающий поэт легко отличается от опытного литератора.

1. Во-первых, избегайте «глагольных рифм»(жить-любить-забыть-убить и т.д.). Эти рифмы в русском языке самые простые из всех возможных, так как их подбор практически не предполагает авторского труда. Они облегчают восприятие стихотворения в общем, но новой оригинальной созвучности не несут. Хотя, примеры таких рифм и у классиков имеются. Но, на то они и классики.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
(А.С.Пушкин)

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали;
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.
(В.А Жуковский)

Дело в том, что по этим пресловутым «глагольным рифмам» запросто можно отличить плохого поэта от хорошего. И как бы вы тут на Пушкина не ссылались – времена нынче не те. Тем не менее, иногда намеренное использование таких рифм допускается, особенно в качестве какой-либо стилизации стиха, пародии или еще каких-либо причин. Главное – ощущать баланс «хороших» и «плохих» рифм в произведении.

2. Во-вторых, не стоит использовать так называемые «банальные рифмы», как это не банально звучит. Речь идет об определенном круге избитых тривиальных рифм, через который проходит почти каждый начинающий поэт: «любовь-кровь-вновь», «слёзы-морозы», «счастье-ненастье», «мне-тебе-себе» и многое другое. Хотя, опять же у классиков есть примеры:

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
(А.С.Пушкин)

Но, так как рифмы эти чересчур просты, и неоднократно использовались всеми, среди поэтов существует негласное правило, что это тоже «плохие» рифмы. А потому остерегайтесь их использовать в своих хороших стихах. В идеале у хорошего поэта должны встречаться такие оригинальные рифмы, которые нет ни в одном словаре рифм.

Между тем, и тут есть спорные моменты. Как говорится в народе — «банальных рифм нет, есть банальные стихи». Дело в том, что иногда банальность — это простота, а все гениальное, как известно, просто. Поэтому не призываю вас чрезмерно оригинальничать, изобретая сложные и витиеватые окончания своих строф. Рифмы, конечно же, украшение стихотворения, но не стоит делать из них украшательство.

3. И еще один важный момент. Кроме глагольных и банальных рифм, следует аккуратнее использовать «неточные» и «приблизительные» рифмы. Теоретически, неточная рифма — это когда не совпадают отдельные согласные звуки, а приблизительная – когда не совпадают гласные звуки. Наиболее широкое распространение среди неточных рифм имеют так называемые «ассонансы». Кроме того, часто встречаются и варианты, когда не совпадает ни гласная, ни согласная:

Поиграй, милый, в тальянку,
Я люблю твою игру,
Изломаешь беломехую,
Так новую куплю.
(частушка)

Умело использовать в хорошем стихе приблизительные рифмы довольно сложно. Поэтому начинающему поэту лучше все-таки от них воздерживаться и подыскивать более точные рифмы, с совпадением гласных и согласных звуков в окончаниях. В противном случае, это будет расцениваться критиками, как отступление от определенных правил. Но, как уже говорилось выше, иногда поэты отходят от подобных правил, изобретая нечто самобытное, оригинальное, однако это под силу лишь профессиональному, сформировавшемуся автору.

При этом стоит сказать, что в наше время восприятие рифмы в русском стихосложении претерпело некоторую эволюцию в сторону большей вольности, хотя всему, конечно, есть пределы.

Говоря о рифмах, стоит обозначить некоторую тенденцию. А именно, хороший поэт, как правило, никогда не использует рифму, которую он уже применял в каком-то своем стихотворении, а также, как уже говорилось, стремится использовать совершенно новые оригинальные рифмы.

Тем не менее, не следует делать рифму камнем преткновения в составлении стихов, пытаться построить текст на строгой (классической) рифме. Если рифма не подбирается к определенному слову, перефразируйте стих, попытайтесь подобрать рифму к иному слову. Таким образом, рифма, будучи центральным звеном каждого стиха, кульминацией его строк, несет на себе основную смысловую нагрузку. Прислушайтесь к доброму совету Маяковского: «Я всегда ставлю самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало».

Кроме того, подбирая рифму, следует четко уяснить, а нужна ли она вообще? Если для свободного творчества автору лучше будет выразить свое чувство, настроение или отношение в белых стихах (без рифмы), пусть так и будет. С каждым новым стихотворением нужно стараться найти так называемое эхо к новым и новым словам, тем самым совершенствовать личное понимание языка, что обогатит результат поэтического творчества…

Рифмоплетствуйте на здоровье!

Римма Малова,
Главный редактор издательства «Литкон-Пресс».

Пособие для начинающих поэтов: «Словарь юного пиита»

Думаю, что настало время поговорить о стихотворчестве. Рекомендую к прочтению как маститым деятелям поэтических искусств, так и начинающим гениям. Написано легко и с юмором. Для многих будет интересно и познавательно. Для меня в своё время оказалось чрезвычайно полезным!
Автор: Леди Ехита.
Позже выложу похожий материал другого автора.
Джуга
***
Прочитала подряд штук 10 стихов из РуПоэт. Все настолько плохо, что и обругать не за что. Кое-что еще на три с минусом, тут есть какой-то драйв, там — есть метафоры, но темы, темы.
Как надоело это, все одно и тоже: *мне плохо, я одинок, все сволочи, мир неладно устроен, пойду напьюсь, вот умру — тогда все пожалеете. *
Вообще все стихи четко сводятся к двум вариациям по половому признаку: у юношей — см. выше*, а у девушек — я тебе верила, а ты оказался сволочью и. см. выше*. Словарный запас удручающе однообразен. Мне захотелось составить пособие «Молодому поэту«, наподобие того, который Остап Бендер продал Ухудшанскому, помните?
Итак, существительные с прилагательными (в порядке убывания частоты вхождения):
Части тела:
Крылья (поломанные)
Сердце (разбитое, больное)
Вены (порванные)
Лицо (мочЁнное (sic!) слезами)
Руки (простертые)
Губы (онемелые)
Мозг (отупелый)
Предметы обихода:
Наряд (поношенный)
Паруса (рваные)
Челны (утлые)
Стрелы (каленые)
Книги (ветхие)
Избушка (покосившаяся)
Врата (райские, реже — адские)
Шторы/гардины (пыльные)
Скрипки (надрывные)
Струны (см. вены)
Коврик для мыши — не определен.
Природные явления:
Осень (дождливая)
Весна (ранняя, вариант — поздняя)
Небо (далекое, равнодушное)
Луч (зловещий, кроваво-красный)
Мгла (кромешная)
Свет (тусклый)
Ветер (бездушный, порывистый, местами слабый до умеренного)
Закат (обычно последний)
Дождь (кровавый)
Водопады — брильянтовые
Звезды — где-то там в вышине (мигают)
Коннект — медленный, черт его дери.
Отвлеченные понятия:
Вечность (длинная)
Душа (растерзанная)
Сны (страшные)
Творенье (проклятое)
Потуги (бесплодные)
Любовь (как правило — несчастная)
Золото (кровавое)
Судьба (злая)
Город (бездушный)
Люди (жестокие и тупые)
Путь (светлый, вариант — темный)
Даль (бесконечная)
Тоска (сероглазая)
Бездны (самые разнообразные)
Пучины (см. бездны)
Россия (нищая, бедная, проданная, преданная, великая, богоносица, мироносица, житница, здравница и кузница)
Отдельные нестандартные предметы:
Человек — кладезень идей
Уехал цирк, и клоун околел
И грянул гром, блеснув зарницей (зарница — молния БЕЗ грома (прим. перев.)
Причуды анатомии:
Тосkа стрелой, минув доспех,
В сердца воителей вонзилась
И в их глазах отобразилась,
Hе встретя на пути помех

Рифмы, обязательные к употреблению:
Любовь — кровь, вновь (свекровь и морковь допускаются только в т.наз. юмористических стихах)
Розы — грозы, слезы, морозы (склерозы и циррозы не допускаются как несущие негативную окраску, а грезы — как непонятный нормальному человеку архаизм)
Тебя — любя
Туда — сюда (не сюда)
Привет — ответ
Интернет — минет
Ботинок — полуботинок

Глаголы.
Так как на глаголы падает 99% рифм, то глаголы приводятся сразу парами.
Любил — забыл
Ушел — не пришел
Молчала — кричала
Светит — греет
Позови — не зови
Бежал — лежал
Рвал — метал
Сочинял — насочинял.

Размеры, строфы и стилистические приемы.
Всякие там дактили и амфибрахии, аллитерации и синекдохи — это все никому не нужно. Все эти Блоки и Брюсовы — хреновы интеллигенты. В школе надоели (занятно: каждый — каждый! — поэт, при ближайшем знакомстве начинает свою исповедь с того, что в школе он литературу НЕНАВИДЕЛ и поклялся в жизни не читать. Похоже, наше преподавание литературы в школе — явление, которое еще ждет исследования как редкостная аномалия. ) Настоящий Поэт народный пишет, как птица в полете — свободно и раскованно. Без этих всяких там теорий. Летит, летит, вдруг — кляк! Сочинил.
А отделывают и вычесывают стихи только ремесленники и всякие там бусурманы вроде немцев. Нашему человеку это ни к чему. Это китайцы свой рис сажают — втыкают каждый росточек. А мы пшеницу сеем — из лукошка хлобысть! хлобысть! И стихи так же надо. Ибо сказано: «СЕЙТЕ разумное, доброе, вечное». Сейте — а не сажайте или там внедряйте. Ну и где оно, разумное? Посеяли.
Поэтому разные терцины, октавы, онегинские строфы, а также касыды, газели, туюги и всякие там рубаи с танками — забыть. Только частушка: четверостишие с перекрестной рифмой, размер двухсложный (хорей и ямб, которые, как всем известно, отличить нельзя, как ни бейся).
В эти бодрые формы и рифмы очень хорошо укладываются и вселенская тоска, и розы-грезы, и резаные стеклом вены, и «ты моей любви не понял», и пучины с безднами, и коварный враг-христопродавец, и томление юного пытливого ума после вчерашнего и пр. и пр.
Леди Ехита

Краткое пособие для поэтов

Совершенно серьёзно
КРАТКОЕ ПОСОБИЕ
для поэтов и авторов, считающих себя поэтами:
«КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА ЗАНЯТИЯХ И ЧИТАТЬ СТИХИ
в литературном объединении – ЛИТО, и другие ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ»
*********************************************************
П р о е к т (переработанная 27-я редакция)

А. Правила приготовления к выступлению в ЛИТО:

1. Отправляясь на ЛИТО, не забудьте закуску. На неофициальной части обсуждения: знайте меру, не вливайте в пиво водку, закусывайте не позже, чем после третьего тоста! Сохраняйте чеки из магазина на закупленное спиртное и рыбные продукты (на случай массового отравления);
2. Не забудьте дома очки и текст вашего будущего выступления (текст можно написать крупными буквами на плакате);
3. Заучите не менее двух стихотворных тостов для выступления на неформальной части занятия;
4. Не забудьте захватить с собой йод, настойку валерьяны и несколько бинтов;
5.. Опаздывать к началу занятия в ЛИТО более, чем на ЧАС — не рекомендуется. Лучше приходить в момент окончания занятия или после него, но до начала неформальной части заседания.

Б. Правила поведения на занятиях ЛИТО:

1. Не прекращайте говорить, пока не остановят;
2. Не берите микрофон в рот, не обкусывайте и не облизывайте его во время выступления, лучше говорить (петь) на ЛИТО без микрофона;
3. Во время занятия ковырять в носу или затыкать уши сразу ДВУМЯ руками – не эстетично, лучше это делать ОДНОЙ рукой – так, чтобы выступающий в этот момент принял движения рукой за условный знак интереса к выступлению говорящего сотоварища-«соЛИТОвца».
4. Если во время занятия Вы захотите выйти, то делайте это как можно громче – уроните стул, очки, громко хлопните дверью! Главное, чтобы оратор забыл, о чём только что говорил! К тому же это подчеркнёт отсутствие ложной скромности и скованности в вашем поведении;
5. Не шуршите непрочитанным!
6. При чтении по кругу не читайте подряд более двадцати стихотворений – это может вызвать различные формы сна среди слушающих (включая летаргический) и лёгкие травмы после падения со стульев. ЛУЧШЕ ограничить количество читаемого десятью вещами;
7. Поэмы читать по кругу не рекомендуется, так как на пятом часу чтения внимание притупляется;
8. Разнообразить читаемый на ЛИТО текст пронзительным кашлем или чиханием — лучше во время СОБСТВЕННОГО выступления;
9. Поэты настоящего века, не читайте стихов БУДУЩЕГО века в настоящем!
10. Не учитесь языку у чиновников, депутатов, не применяйте подаренных, чужих, газетных и политизированных выражений. Помните: «Дареному Пегасу в зубы не смотрят!»;
11. Не путайте начинающего автора-поэта с заканчивающим!
12. Не падайте в обморок во время выступления. Помните, что «хорошего поэта и плохого критика должно быть мало, а хорошего человека – много»;
13. Во время чтения не красуйтесь и не обнажайтесь выше пояса!
14. После чтения собственного стихотворения на ЛИТО выходите из образа сразу, а не на следующий день.
15. Не забывайте, что мнение читающего на ЛИТО своё стихотворение поэта никогда не совпадает с мнением всей аудитории. Мнение слушающего критика никогда не совпадает ни с кем.
16. Не ругайте автора за то, что он стихи вырубает топором — автор может промахнуться!
17. Читайте СВОИ стихи с выражением, но не «про себя», а вслух (особенно стихи про себя дорогого)!
18. Помните: автор наиболее беззащитен во время выступления. Сначала выслушайте оппонентов, а уже потом наносите ответные удары, причём старайтесь бить не в кость или по голове – можно повредить пальцы, и тогда вы не сможете некоторое время писать не только стихи, но и подписывать протоколы и объяснительные бумаги.
19. Мимика и жестикуляция во время чтения стиха разрешается в пределах обеспечения техники безопасности окружающих. Место заседания ЛИТО должно быть оборудовано аптечкой первой медицинской помощи и средствами тушения пожаров (на случай сожжения стихов или самосожжения поэтов во время прочтения «непринятых обществом» нетленок и шедевров).
20. Выступая, не ругайте соавторов — особенно, если они рядом.
21. Запрещается плевать на себя во время выступления.
22. Хорошо смеётся тот поэт, который смеётся над своим последним стихотворением. Не смейтесь дольше 3 минут.
23. Читая стихи, осторожней опирайтесь на рояль, стоящий на сцене или в помещении, где собрались члены ЛИТО. – рояль может не выдержать перегрузки.
Не сидите НА рояле! Сидя ЗА роялем, играть не обязательно.
24. Не пойте своих песен без музыкального сопровождения и без объявления названия – будьте адекватны! Не рекомендуется настраивать гитару во время выступления (лучше этим заняться после него).
25. Следите за паузами в выступлении – длина паузы не должна быть больше времени выступления. Превращать выступление в сплошную паузу запрещено.
26. Говорите то, о чём и как думаете сейчас – во время выступления.
27. В ходе разборки качества поэзии – бейте первым! После этого извинитесь, чтобы никто не подумал, что вы – не джентльмен!
28. Не ругайте Союз Писателей, ругайте членов! Если вы – уже член.
29. Избегайте при обсуждении стихов излишне сложных научных выражений и терминов — типа: «клаузульные разновидности ямбических размеров», «романтические медитации», «микрополиметрическая дробность», «йотированное созвучие», «сентенциозная положительность», «гимническая торжественность» и т.п., и др.! Это может привести с непониманию и непродолжительным обморокам отдельных членов ЛИТО.
30. Не зазнавайтесь, ведь вы-то точно знаете, что здесь лучший – это ВЫ! Будьте самокритичны: признайте, что всё не так плохо — ещё в начале выступления!

В. Отдельные общие советы поэтам:

1. Не пишите «ни о чём», не пишите «обо всём»;
2.. Если надо выругаться – не ругайтесь в стихах иностранными словами: делайте это обычным полуматом. И помните, что таких слов не должно быть больше трёх в строке!
3.Никогда не называйте дату создания вашего стихотворения, иначе можете попасть в классики.
4.Не пишите своих стихов в чужие тетради!
5.Не ищите потерянный листок с текстом стихотворения или рифму под стулом, на котором сидите.
6. Не пишите стихов:
— на старом асфальте,
— стоя под грузом,
— управляя реактором, подводной лодкой или краном;
— в местах общего пользования.
7. Не расписывайтесь чужим литературным псевдонимом или чужим НИКом! (в том числе – под ведомостью выдачи зарплаты).
8. Не пишите стихи перьями перелётных птиц и чужими авторучками!
9. Не пишите фиолетовыми чернилами белые стихи.
10. Хорошо укройте и замаскируйте пиар «дорогого себя» в тексте выступления, восхваляя маститого руководителя ЛИТО и свой Союз Писателей (СП).
11. Никогда не сознавайтесь, что «всю эту чернуху» писали Вы.
12.Скромно согласитесь, что случайно найденный шедевр народного творчества – ваших рук дело, укрытое от глаз литературной общественности из ложной скромности по молодости и неопытности.
13. Не вступайте сразу в 14 союзов писателей с разными названиями – делайте это постепенно! Достаточно не платить взносы в один СП.
14. Применять плагиат сразу из более, чем трёх классиков — в одном своём стихотворении, – категорически запрещено.
15. Не пишите и не сигнальте стихи азбукой Морзе!
16. Не пишите стихами:
— заявление о приёме на работу,
— научное исследование (отчёт),
— в протоколе вашего задержания в поли-мили-ции,
— объяснительную (посвящение) по случаю утреннего появления домой с корпоративной вечеринки в не совсем трезвом и пропахшем духами состоянии;
— пояснительную записку к техническому проекту насоса высокого давления.
17. Не пишите лучше редактора журнала, который печатает ваши стихи. Не пишите хуже критика, который пишет вам рецензии. Любите — и редактора и критика, хотя это не гарантирует ответную любовь!
18. Не пишите в день более, чем по двадцать четыре стихотворения или по три поэмы без приёма соответствующего поэтического допинга.
19. Чтобы заснуть спокойно, не читайте на ночь СЕБЕ и своим родным — СВОИХ стихотворений!
20. Не делайте пророчеств в стихах – они могут сбыться и сделают несчастными потомков.
21. Используйте плагиат собственных стихов (самому у себя красть — не грех)!
22. Не печатайте одно и то же своё стихотворение (сборник стихов) под разными названиями!
23. Помните, что ЛУЧШЕ гения и ХУЖЕ дурака бывает только гениальный дурак! Не кажитесь Неизвестным Гением: вас давно знают и раскусили (что вы – Гений!);
24. Помните, что недействительный член Академии Поэзии стоит двух действительных!
25. Помните, что «профессиональный дилетант» — это наиболее распространённый вид специалиста-профессионала!
26. Продолжайте писать — даже со связанными руками, с кляпом во рту!

ПРИМЕЧАНИЕ:
Прочитав этот Проект «Пособия», вы можете сделать всё наоборот и поступить так, как вы решите!
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: правила могут помочь вам во многих критических ситуациях, хотя могут и навредить!
Помните об ЭТОМ.
Автор-составитель и координатор «Проекта», руководитель трёх ЛИТО, пяти СП, поэт, автор 126 изданных и неизданных книг и публикаций, доктор медицины, метопсихологии, поэзии, словесности и философии, академик и президент Академии поэтических и прозаических наук (АПИПН), 12-кратный лауреат всяческих (в том числе государственных) премий и литературных конкурсов, капитан 5-го ранга дальнего и ближнего плавания, заслуженный путешественник, участник 18 экспедиций, заслуженный мастер литературного спорта РФ:

* — это двадцать седьмая редакция проекта
** — проект может быть уточнён по результатам рассмотрения писем и отзывов
*** — звания и должности автора «Проекта» даны в сокращении

Пособие для начинающего поэта — критическая статья

ПОСОБИЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО ПОЭТА

И так, вы – начинающий поэт. Вы это почувствовали, поняли, осознали. У вас появилась потребность выражать свои мысли и чувства не как все, а иначе – с помощью ритма и рифм.
Я вас искренне поздравляю. Вы встали на пока еще неизведанную для вас дорогу, но уверяю вас, если вы последуете всем моим советам, то вас впереди будут ждать радости и победы. А пока… вы – начинающий поэт. И не бойтесь этого слова «начинающий», ведь о том, что вы «начинающий» знаете только вы сами. И представляясь кому-либо, никогда не говорите: «Я – начинающий поэт!». Согласитесь, что если бы вы были великим поэтом, то вы никогда бы себя не представили, как: «Я – великий поэт!», а представились бы скромно: «Такой-то, такой-то, поэт…». Вот и сейчас оставайтесь таким же скромным, каким вы станете потом и говорите: «Поэт…» К тому же знайте, что в истории поэтической России уже был прецедент, когда не без известный всем поэт Игорь Северянин возьми и заяви в своем стихотворении: «Я – гений, Игорь Северянин!» — и вместо того, чтобы получить восхваление и почитание всех и вся нарвался на отчуждение и непонимание не только недругов, но и товарищей по перу. И так, вы – начинающий поэт, который не должен говорить о том, что он начинающий. Держите этот факт внутри самого себя, потому что для всех, не знающих вас, вы – поэт, а для людей хорошо знающих вас, вы всегда таковым и были: с самого рождения, с самых пеленок, с самой школьной парты, со времен Советской Армии или Военно-морского флота, с института, с турпохода, с момента, когда вы пришли на завод и так далее. И пусть в данный момент ваша внутренняя составляющая входит в малое противоречие с составляющей внешней, так как одно дело заявить, а другое дело прочувствовать, но это норма. Да-да, ваше всегдашнее внутреннее и внешнее противоречие, это – норма. Отныне, когда вы поняли, что вы поэт, свыкнетесь с той мыслью, что вас всегда будут раздирать противоречия, так как ваш поэтический дар всегда будет направлен к свету и чистоте, правде и истине, а ваше земное суетное бытие будет вас толкать на выживание, на приспособление, на восхождение. И что самое неприятное, с чем вы столкнетесь, будет то, что окружающие вас люди будут судить вас по внешней составляющей, дескать, горд, высокомерен, недоступен, не видя вашей внутренней сути: добр, самопожертвенен, открыт для всех. Вы согласны? А разве не отсюда вытекает ваше стремление выразиться иначе, чем вы выражались прежде? Разве не отсюда берется желание поделиться своим внутренним миром с окружающими людьми? Зачем? Чтобы быть понятым. Кстати, вы как поэт не могли не заметить внутри себя эту потребность быть понятым. Ведь пока вы не поняты, вас гнетет тоска одиночества, потому что вы не такой как все. Скажите, гнетет? Это тоже норма. Норма любого талантливого человека. Увы, здесь я должен открыть вам одну тайну: все люди талантливы! И все люди одиноки, так как не поняты в своих талантах. И все равно, вы – не такой, как все! Вы – поэт! Пророк! Только вы имеете доступ к истине, и эта истина сокрыта в вас самих. Вы явились в этот мир открыть людям истину, распахнув перед ними душу, пусть даже если этот шаг повлечет за собой вашу личную гибель. Вы – поэт!

И так, вы – начинающий поэт. И вы должны сразу ощутить свое небывалое преимущество перед поэтами маститыми — известными и прославленными, потому что вам в вашем творческом самовыражении дозволено все, что уже давно не дозволено последним. Ну, например, рифма.
Маститые поэты как-то свысока относятся к глагольным рифмам. Дескать, слишком просто:
рожать, бежать, умножать, выражать, сажать, нажать и т.д. и т.п. Ну и что вам до того, что решили для самих себя маститые поэты?! А когда они были начинающими, почему тогда они не чурались подобных рифм? Рифмуйте! Рифмуйте, как говорится, на здоровье! Тем более, что таких рифм – море, бери, сколько хочешь и море не оскудеет, и другим начинающим достанется. Или, скажем, рифмовка однокоренных слов: фотография – биография, ботинок – полуботинок, самолет – полет… Рифмуйте! Вам можно. Другим нельзя, а вам можно.
Никогда не забывайте, что вы не такой, как все. Или вот есть еще штампованные рифмы: розы – морозы, слезы – березы, вновь – любовь… Еще А.С.Пушкин писал в свое время: «Да сколько можно рифмовать «розы – морозы»?! Но, согласитесь, времена Пушкина, это когда было? Теперь те времена уже все забыли. Рифмуйте! Хотя бы потому, что так уже никто не рифмует, а вы рифмуйте.
Или другая внешняя составляющая стиха – стихотворный размер. Поверьте мне на слово, что вам совсем не обязательно знать, чем отличается ямб от хорея, анапест от амфибрахия, белый стих от верлибра. Это потом, много потом, критики и литературоведы, разбирая ваше творчество, расставят все ударения над ударными слогами, сами сосчитают и сами сделают открытие ваших стихотворных метров. Ну, если, конечно, найдется какой-нибудь завистник-литератор или просто поэт-негодяй, который, желая блеснуть своими познаниями в данной области вас спросит, естественно желая унизить: « А это что? Ямб или хорей?» — То вы ему так спокойно скажите:
«Это – гекзаметр! Там, во второй строфе встречается пиррихий, а в третьей – спондей…» Уверяю вас, ученый поэт-негодяй сдохнет от зависти! Он таких слов отродясь не слышал! Так что пишите, как Бог на душу положит, не думая о том, каким размером пишите. Вот, кстати, что по данному поводу говорит В.Маяковский в своей статье «Как делать стихи?»: «Говорю честно. Я не знаю ни ямбов, ни хореев, никогда не различал их и различать не буду. Не потому, что это трудное дело, а потому, что мне в моей поэтическое работе никогда с этими штуками не приходилось иметь дело…» А Владимир Маяковский – гениальнейший поэт. Ему можно верить. Так что пишите, обращая больше внимания не на то, чем пишите, а на то, как пишите. И если в итоге выйдет так, что не получилось не ритма, не рифмы, это будет говорить только об одном – вы написали белый стих или верлибр, что написать значительно труднее, чем скажем рифмованные строфы. Но если все же вы решили строго придерживаться классического размера стихотворения, то я дам вам очень ценный практический совет. Пишите стих на какую-нибудь вам известную мелодию. Уверяю вас, что все мелодии подпадают под какой-нибудь стихотворный размер. Под какой, как я уже сказал, не важно. Просто мурлыкайте себе под нос мелодию и вставляйте туда слова. У вас получится классический стихотворный размер.
А теперь поговорим о вещах более сложных и, скажем так, непонятных и запутанных. Если с ритмом и рифмой все предельно ясно, то есть они либо есть, либо их нет, то следующий параграф мы посвятим образу.

И так – образ. Что это такое? «Толковый словарь русского языка» В.И. Даля трактует данное понятие, не разделяя понятия «образа» и «образца». Отсюда выходит, что образ или образец, это — «вещь подлинная, или снимок с нее, точное подражание ей, вещь примерная, служащая мерилом, для оценки ей подобных…» и т.д. А в «Словаре русского» языка С.И. Ожегова есть конкретное понятие образа в литературе и искусстве. Это – «Обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления. Поэт мыслит образами.» Теперь давайте разбираться. Если даже С.И. Ожегов считает, что поэт мыслит образами, то вам от этих образов никуда не деться. Значит, правильно рифмовать, соблюдая поэтический размер, это еще не все, что от нас от поэтов потребует читатель. И естественно, что этот читатель с маниакальным упорством будет выискивать этот самый образ во всем вашем творчестве, в каждом стихотворении и, не найдя, воскликнет: «А образ где?!» — и отбросит прочь вашу рукопись или книгу. Стоп, стоп, стоп! Мы ведь с вами пока еще не договаривались ни о какой рукописи или книге. Не так ли? Зачем начинающему поэту подставлять свое начинающее творчество под критику? А еще хуже того – под критиканство?! Зачем? Начинающему поэту должно быть в полной мере достаточно своего близкого окружения: папы, мамы, бабушки, дедушки, жены или мужа, дочери или сына, верных и преданных друзей, ну, в крайнем случае, сослуживцев и собутыльников. Поверьте, что это уже большой круг ваших почитателей и почитателей вашего таланта. Эти не предадут, не бросят, не спрячут камень за пазухой и при удобном случае не метнут его в ваш огород. Эти никогда не скажут: «Литература – дело кровавое!» Или: «Если можешь не писать – не пиши!» Эти никогда не обзовут вас графоманом и даже не подумают вас так обозвать. Ваши близкие люди будут с радостью внимать продукции вашего творчества и с надеждой ждать новых вдохновенных взлетов. Не торопитесь лезть в большую литературу, умоляю вас! Как я уже говорил выше, следуйте всем моим советам и это облегчит и без того ваше нелегкое существование.
Значит, мы остановились на образе. В стихотворении для создания образа в основном используют метафору или сравнение. При этом не следует пренебрегать точными эпитетами. Поскольку вам, как поэту начинающему, дозволено все, возьму на себя смелость дать вам несколько практических советов. А именно. Уже давно замечено мною, что самый простой, на поверхности лежащий образ, многие поэты черпают из природы и погоды. Возьмем к примеру облака. «Облака – белогривые лошадки» — песенка сама сразу на ум приходится. Потому, что – образ. Еще лучше, когда облака дождевые и даже грозовые, и при этом еще дождь идет. Море метафор! Поверьте мне на слово, что вы не найдете ни одного поэта, который не писал бы на данную тему, и не выказывал бы своего взгляда на метеорологические условия, а таких взглядов теперь уже можно насобирать миллионы. И все будут разные. Все зависит от того, как в данный момент данный поэт смотрит на мир. Вот как Афанасий Фет говорит о поэте: «Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи другой не увидит, и вот это – то открытие, эта высшая правда нас так радует каждый раз, когда мы с ней встречаемся». А о поэзии Фет говорит следующее: «Поэзия непременно требует новизны… Под новизной я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение. Власть поэта – превращать в золото все, до чего он коснется». Тоже говорит и В.Маяковский: «Новизна в поэтическом произведении обязательна.»
И Афанасий Фет, и Владимир Маяковский выразились предельно просто и ясно. И если следовать их высказываниям, то нам с вами остается только в своем творчестве находить новое, до нас не найденное. И тогда возникает вопрос: а как узнать, новое видение предмета мы имеем или старое? Ответ очень прост: необходимо изучить творения, если не всех поэтов, живущих и до этого живших на земле, то хотя бы тех, кого принято считать классиками. Да, классики, как вехи, стоят на литературных путях России, отображая в своем творчестве те изменения в языке и в отношениях к предмету, которые претерпеваются вместе с изменениями, происходящими в обществе и в самом человеке. Давайте допустим, что при всех происходящих изменениях неизменными во все века остаются облака, дожди, метели, снега, сугробы, заносы, вот только ямщиков сменили водители, а телеги, кареты, сани и экипажи сменили машины и мотоциклы. А человеческие чувства, людские добродетели и пороки? Они тоже остались неизменными, вот только изменилось наше от
ношение к ним. И это непременно должно отозваться в вашем творчестве. Сегодня писать так, как писал А.С.Пушкин вы просто не сможем, потому что вам не дано видеть тот мир, в котором жил Пушкин, глазами самого Пушкина. Но к такому видению мира не стоит и стремиться. Новое время рождает новых поэтов.
И так, начинающий поэт, пишите о природе и погоде, пишите про облака, тучи, молнии, грозы и дожди. Может быть, вам удастся увидеть нечто такое, что другому до вас увидеть не довелось. Но при этом имейте в виду, что до вас уже многое написано. Короче говоря, данное направление – беспроигрышная лотерея. Пишите.
Вот, например, как видит природу Юрий Максименко в своей книге «Эпифоры»:

«Январь, лютуя, стужу стелет,
Февраль метелью запуржит,
Март резво зазвенит капелью,
Апрель ручьями побежит.»

Обратили внимание на рифму «запуржит» — «побежит»? Глагольная, правильно. А Юрий Максименко, между прочим, поэт уже далеко не начинающий. А то, что нет никакого образа в данных перечислениях, тоже обратили внимание? Хорошо. Вы наблюдательный. А почему такие стихи печатают? На этот вопрос тоже ответил В.Маяковский: «80% рифмованного вздора печатается нашими редакторами только потому, что редактора или не имеют никакого представления о предыдущей поэзии, или не знают, для чего поэзия нужна.»
А вот как мурманский уже старый поэт Виктор Тимофеев видит облака в своем одноименном стихотворении «Мурманские облака» из книги «Сквозь холод, боль и немоту»:

«Небогат полярный берег теплом,
И лицом он – не на пляжный плакат,
Но махнет июль бессонным крылом –
И над Мурманском цветут облака.»

Есть образ? Есть! Каждое слово в десятку. Вас удивило, почему июль машет «бессонным крылом»? Полярный день, знаете ли. Солнце не заходит за горизонт. Я буду вам, начинающий поэт, иногда подбрасывать и плохие, и хорошие стихи. Плохие, чтобы вы избегали их повторять, а хорошие потому, что нельзя научить хорошему на плохих примерах.
Марина Крутова, совсем молодая поэтесса, четыре строчки из стихотворения «Глаза дождя» из книги «Совершенновесенняя»:

«Вновь небо затянуто тучами серого цвета,
Асфальт отражает прохожих, шагающих в спешке –
Лишь брызги летят! Это лужи скривились в усмешке:
На конкурсе битых зеркал им досталась победа.»

И так, вы уже набрались кое-какого опыта. Скажите мне сами: есть здесь образ? Есть! Вы правы. Можно ли сказать, что «лужи скривились в усмешке» — это находка? Можно. Давайте отвлечемся от природы и погоды. Надеюсь, что вы все поняли.
Алексей Сисакян из стихотворения «Ностальгия»:

«А я иду – шагаю по Парижу
И Нотр-Дам перед собою вижу,
Очерченный в небесной синеве…
Святые изумрудные на крыше
По шпилю к облакам стремятся выше,
А я иду…, и мыслю о Москве.»

Владимир Набоков из стихотворения «Расстрел»:

«Бывают ночи: только лягу,
В Россию поплывет кровать;
И вот ведут меня к оврагу,
Ведут к оврагу убивать…
… Но сердце, как бы ты хотело,
Чтоб это вправду было так:
Россия, звезды, ночь расстрела
И весь в черемухе овраг.»

Скажите, где вы чувствуете ностальгию: в первом приведенном примере или во втором?
Во втором, без вопросов. Казалось бы странным это, ведь первое стихотворение так и называется «Ностальгия», но ностальгии там не чувствуется. Но как сильно чувствуется ностальгия во втором стихотворении Владимира Набокова. Автор согласен быть расстрелянным лишь бы вернуться в Россию! Давайте сделаем вывод. И первое, и второе стихотворения состоят из букв, соединенных в слова, которые передают мысль и настроение. Но! В первом случае мы с вами увидели только мысль, а настроения не почувствовали в то время как во втором стихотворении мы почувствовали именно настроение. Вот что писал Апостол Павел во втором послании к корефянам: « Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит, — и он же в послании к римлянам, — …служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.» Апостол Павел выразил мысль предельно точно: «…буква убивает, а дух животворит.»
Вы мне, конечно, можете возразить: а при чем тут Апостол Павел, при чем здесь Бог? Извините, но я думал, что вы знаете, что само слово «поэзия» переводится с древнегреческого языка, как «голос Бога». Отсюда вытекает, что поэт – избранник Бога, поэт говорит голосом Бога или наоборот Бог вещает людям через своих избранников-поэтов, а, следовательно, поэтом нужно родиться, а научиться писать стихи нельзя. Но я ведь вас и не учу, а только даю советы. Просто я допускаю, что многие сегодня хотят писать стихи, так пусть пишут! Для себя, для родных и близких людей, но пока их не публикуйте… пока … Между прочим, во времена того же А.С. Пушкина каждый гусар мог записать четыре, а то и больше рифмованных строчек в альбом своей избранницы, и это считалось нормой, так как отвечало требованиям воспитания и образования личности, но при этом не один гусар не считал себя поэтом! Если не считать поэта Дениса Давыдова.
И так: «…буква убивает, а дух животворит.» Ведь и в поэзии происходит то же самое: если в стихотворении нет духа (читай: образа, ассоциации, настроения), стихотворение – мертворожденное дитя без претензий на поэзию.
Давайте снова вернемся к образу. У Николая Рубцова много хороших стихов и точных сильных образов. Я приведу только один пример.

«Ах, хоть бы в гости пригласили,
Хотя б на миг, случайно пусть
В чудесный дом, где кот Василий
Стихи читает наизусть.
Читает Бальмонта и Фета,
Читает, рифмами звеня,
Любого доброго поэта,
Любого, только не меня!»

Любому понятно, даже ребенку, что коты стихи читать не могут! Зачем тогда Николай Рубцов ввел в действие нереального кота? Если мне не изменяет память, то единственного и последнего говорящего кота мы встречает у А.С. Пушкина в Лукоморье. Зачем Николай Рубцов создал сказочный образ? А только за тем, чтобы мы сразу поняли, что это за дом такой, куда героя даже в гости не приглашают. Если кот Василий (не Васька, как мы все привыкли называть котов, и даже не Вася) читает наизусть стихи, то каковы же хозяева этого уважаемого кота! Мы легко зрительно можем себе представить и этот дом, и его обитателей. Но мы так же легко можем себе представить отношение этих людей к герою: кот Василий читает стихи только добрых поэтов, к которым, по мнению обитателей дома, Николай Рубцов не относится! Все! Все точки расставлены. Сильно и точно. Интересно? Очень. Может быть, из таких крупиц и находок и состоит поэзия?
А теперь я снова хочу вам дать несколько полезных советов. Я думаю, что вы обратили внимание на то, что образ неразрывно следует за ассоциацией. Снова обратимся к словарю С.И. Ожегова:
«Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое». Отсюда получается, что образ без ассоциации в принципе невозможен. Если условно представить образ, как материю, то ассоциация становится духом, способным эту материю воссоздать. Поэт создает образ с помощью ассоциации, а читатель, видя образ, получает эту самую изначальную ассоциацию. Не каждый читатель способен духом своим воспарить над самим собой, но, получив ассоциацию от образа, запечатленного поэтом, читатель уже становится способным подняться над собой… до уровня поэта. Значит, чем выше духовный уровень поэта, тем выше он способен поднимать человеческие души. Не отсюда ли божественное происхождение поэзии? Ведь дух в идеале по своей чистоте и высоте должен стремиться к Святому Духу?!

Кстати. Совсем забыл вас спросить: а как вы пишите? Ну, в смысле, как к вам приходят стихи?
Надеюсь, вы не задумываете вначале тему? А напишу-ка я на тему любви! Нет? Не так?
Когда-то Николай Рубцов написал:
«О чем писать, на то не наша воля!
Тобой одним не будет мир воспет!
Ты тему моря взял и тему поля,
А тему гор возьмет другой поэт!»

Но сам-то поэт прекрасно понимал, что на самом деле никакой темы нет и быть не может. Тема – это только фон, на котором свершаются или ломаются человеческие судьбы, строятся человеческие отношения. На этом фоне люди страдают или радуются, строят или ломают, расходятся или соединяются. На этом фоне поэт говорит о своем личном отношении к окружающему миру: и к людям, и к природе. Тема – это фон. И Николай Рубцов, понимая это, продолжает свое стихотворение:
«Но если нет ни радости, ни горя,
Тогда не мни, что звонко запоешь,
Любая тема – поля или моря,
И тема гор – все это будет ложь!»

Мне, вправду, интересно, что все-таки побудило вас начать писать стихи? Первая любовь? Да, обычно именно любовь к противоположному полу дает сильнейший толчок к написанию стихов. А потом уже не можешь остановиться. Впрочем, наверное, это не важно, как вы начали писать, главное, что начали. Тогда скажите мне, как к вам приходит вдохновение? Что дает толчок к написанию новых строк? Прочитанная книга? Услышанная музыка? Какой-то случай, происшедший с вами или с кем-то, вам хорошо знакомым? Желание порадовать своих возлюбленных или близких? Открыть правду? Показать всем «кузькину мать»? Найти истину?
Допустим, что все перечисленное выше в разной степени заставляет вас испытывать радость творчества. И это хорошо. Тогда еще один совет. Если вас не вдохновляет тема природы-погоды, пишите о том, как вы писали стихи или о том, откуда берутся стихи, иак сказать, стихи о стихах.
Нинель Бархатова из книги «Встречи в поэтической гостиной»:

«Стихи растут, как розы. Чуть дыша,
Проклюнутся вдруг слабые ростки,
Замрет от предвкушения душа,
Вся трепеща от счастья и тоски.»

Вот, оказывается, откуда берутся счастье и тоска – от стихов, которые «растут, как розы». В таком случае, Нинель Бархатова очень счастливый, но очень тоскливый человек.
Вы можете возразить: «А что здесь такого?! Ведь и классики писали о том же! Взять к примеру Марину Цветаеву:

«Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота, ненужная в семье.»

Вы правы, и классики писали. Но как писали! «Как красота, ненужная в семье.» Образно писали. И тогда вопрос: что нового внесла Нинель Бархатова? И не является ли это плагиатом?

Любовь Майорова, из той же книги:

«Осенние дни и холодные ночи,
И в сердце застывшем кружится тоска,
И строчка перу больше верить не хочет,
И мысль не летит далеко в облака.»

Та же тоска, как и у Н.Бархатовой. Но — стихи не растут, как розы! Стихи добывает мысль из облаков! И чем дальше, тем лучше. Круто! Можете спросить: а что Вам не нравится?! Во-первых, полное отсутствие образа. Во-вторых, автор на полном серьезе говорит о том, что он способен отправить мысль в облака, откуда эта мысль добудет стихи. То есть в данном контексте стихи не есть плод Божественного откровения, а есть работа одной собственной мысли.

А для сравнения добавим еще классиков. Анна Ахматова:

«Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене.
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.»

И хотя у А.Ахматовой стихи тоже растут «как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда», я лично я больше верю Анне Ахматовой, потому «когда б вы знали, из какого сора…» — дает мощнейшую ассоциацию, рождает целый образ. Еще примеры из современной поэзии.
Нина Золотухина, из той же книги «Встречи в поэтической гостиной»:

«В душе поэт – предпочитаю прозу,
Стихи пишу в дневник, не для газет.
И лишь тогда, когда они занозой
Пронзают сердце и спасенья нет…
… И наплывают радость, боль и слезы,
От строк рифмованных нигде спасенья нет,
В душе поэт – предпочитаю прозу,
Стихи пишу друзьям, не для газет».

Читаю и тоже заражаюсь, ну, просто «тоска», «боль и слезы» «и мысль не летит далеко в облака».
И снова хочется хороших положительных примеров. Неужели эти примеры можно найти только у классиков? Отнюдь.
Иван Ярославов (Ярослав Шимон), из книги «Такая любовь»:

«И увидел я свет, и услышал я глас,
И тогда я начал писать под диктовку
Облаков и дождей, накрывающих нас,
Старый день натянул на себя, как спецовку.»

Это не те же облака, которые встречались ранее, куда мысль не летит? Те же. Но только взгляд на эти облака совершенно другой: облака и дожди диктуют, они главные в написании стихов. Ассоциация облаков и дождей связывает нас с небом. Образно. Весьма образно. А метафора «Старый день натянул на себя, как спецовку.» завершает данный образ: облака и дожди диктуют, а мое дело трудиться, записывать. Именно так, как и требует поэзия. Давайте закруглим эти примеры, сделав некое обобщение, опять же опираясь на классиков.

Владимир Маяковский, «Разговор с фининспектором»:

«Поэзия –
Та же добыча радия.
В грамм добыча,
В год труды.
Изводишь
Единого слова ради
Тысячи тонн
словесной руды.»

Вообще, трудно найти поэта, который бы в той или иной степени не задавал себе вопрос: «А что есть поэзия и откуда берутся стихи?» Трудно найти поэта, который бы в своих стихах не попытался бы дать ответ на этот в сущности простой вопрос. Все дело в том, что и отвечая на данный вопрос, поэт должен оставаться поэтом, то есть искать и находить новое, мыслить образно, а не жонглировать штампованными фразами, используя рифмованную прозу. По Маяковскому выходит, что поэзия – это высочайший труд, кропотливейшая работа, и давайте с ним согласимся.

Я очень надеюсь, что вы меня правильно поняли. Пока вы начинающий поэт, пока вам все дозволено и все прощается, пишите стихи для себя и своих близких людей. Но при этом вы не должны публиковать свои труды. Как только вы начнете накладывать на себя все те ограничения, которые накладывают на себя маститые поэты, публикуйтесь! И то, перед тем, как опубликоваться, получите хотя бы две положительные рецензии от маститых поэтов, которым доверяете, как было в старые, добрые времена. И теперь перед вами открывается новая глава в творчестве. Вы – поэт. Вы – пророк. И может быть, именно вы сможете предсказать будущее нашей страны, как когда-то предсказал М.Ю. Лермонтов:

«Короны царские падут…»

И ведь, вправду, пали…
Или хотя бы свое будущее, как предсказал А.С. Пушкин:

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа.»

Не зарастает и не зарастет во все времена.
Или предскажете время своей смерти, как Н.Рубцов:

«Я умру в крещенские морозы,
Я умру, когда трещат березы.»

Откуда он знал, что умрет именно в крещенские морозы?
Или предскажете, как именно вы умрете, как предсказал замечательный поэт Владимир Смирнов:

«По тропе я шагаю, низом ли,
Только вдруг на одной из троп,
Упаду я, стужей пронизанный,
Головой зарывшись в сугроб.»

Как написал, так и умер.
Только не поддавайтесь пафосу, не паясничайте, с такими вещами не шутят. Можно ведь про смерть свою написать и для красного словца,
как написал И.Бродский:

«Не страны, не погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать.»

Увы, не пришел. Умер в далекой Америке, выбрав эту страну. Ошибся в пророчестве? Нет, не ошибся. Просто он никогда и не был пророком. И уместно встает вопрос: а был ли поэтом?

Я всем желаю удачи в творчестве. И всех неблагополучий в личной жизни, так как практика подтвердила: благополучных поэтов не бывает!

Член Союза Писателей России,
поэт Игорь Козлов.

Похожие статьи:

  • Приказ об увольнении по сокращению до истечения срока предупреждения Клуб профразвития Обучающие мероприятия (347) 291 20 70 Приказ и уведомление: два важных документа при сокращении численности работников Порядок проведения сокращения численности и штата работников, установленный Трудовым кодексом РФ, обязателен к исполнению всеми […]
  • Оформить ордер гати Получение ордера ГАТИ Если Вам необходимо получить, продлить или закрыть ордер на производство земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, специалисты Межрегионального юридического центра земельных отношений […]
  • Единая стоимость ремонта осаго Калькуляция ОСАГО – решение для подготовки электронного заключения о стоимости восстановительного ремонта ТС в рамках закона об ОСАГО В соответствии с текущими требованиями «Закона об ОСАГО» и «Единой методики по определению размера расходов на восстановительный […]
  • Как красиво оформить подарок на день рождения маме Подарок маме на День Рождения своими руками - Умелые ручки сына и дочки Лучшие подарки для мам делаются своими руками. Не важно, сколько лет дочери или сыну, придумать и сделать оригинальный и полезный презент можно в любом возрасте. Не обязательно тратить много […]
  • Договор дарения доли в квартире родственнику налог Особенности сделки дарения доли квартиры между близкими родственниками с изменениями 2019 года Согласно главе 32 ГК РФ, каждый гражданин РФ вправе подарить принадлежащее ему имущество. При этом если стоимость подарка превышает 10 000 рублей, требуется составление […]
  • Куда отправить жалобу на штраф Как можно обжаловать штраф ГИБДД (порядок и сроки) Как обжаловать штраф ГИБДД, если вы считаете, что наказание наложено несправедливо? Это вполне возможно, хотя и потребует некоторого труда. Тем не менее ничего невозможного для простого гражданина в этом процессе нет. […]
Читайте так же:  Экспертиза возраста