Полномочия участковых инспекторов

Оглавление:

Полномочия участкового

Главная задача участкового уполномоченного полиции (УУП) — защищать права граждан, которые живут или пострадали на закрепленном за ним административном участке.

Все права и обязанности УУП изложены в Приказе МВД России № 1166 от 31.12.2012 . Основные полномочия участкового: .

  • проверять документы, если есть подозрения, что совершено преступление;
  • воспользоваться чужим автомобилем, чтобы
    1. преследовать нарушителя;
    2. доставить пострадавшего в медучреждение;
    3. добраться до места происшествия;
    4. забирать поддельные документы, запрещенные предметы и вещества.

Этот сотрудник имеет право входить в квартиру без разрешения жильца в исключительных случаях, когда готовится или уже совершен преступление, а также в квартире находятся пострадавшие, которым нужна немедленная помощь. Если он нарушает свои полномочия (злоупотребляет правами или не исполняет свои обязанности), вы можете сообщить об этом в жалобе руководителю подразделения, в котором он служит, или в прокуратуру.

Юристы портала Правовед.ru разъяснят вам полномочия УУП в конкретном случае, помогут составить жалобу на его действия или бездействие. Обращайтесь!

Консультации юристов по законодательству России

Выбор категории

Как действовать, если участковый превышает должностные полномочия?

Ситуация такая:на меня написала заявление женщина, у которой я ранее одолжала деньги. Деньги были мной возвращены, а вот расписку я не забрала,поверила, что она ее уничтожила. Спустя несколько месяцев она решила ею воспользоваться и снова получить . Показать полностью

Законны ли действия участкового инспектора?

Работодатель незаконно меня уволил, что бы подтвердить незаконность увольнения я начал собирать доказательства и искать людей готовых свидетельствовать за меня в суде. Что бы пресечь мои законные действия работодатель написал заявление в полицию о . Показать полностью

Есть вопрос к юристу?

Могу ли я не пускать сотрудника полиции на территорию хостела?

Здравствуйте. Проконсультируйте, пожалуйста, по следующему вопросу: арендую помещение для хостела. Почти каждый день без предварительного звонка к нам приходит участковый, проверяет документы мои и гостей, обосновывая это тем, что имеет право . Показать полностью

Кто может возбудить дело, кроме участкового?

За последнее время против меня было совершено несколько деяний, содержащих признаки преступления. Мне угрожали расправой, на меня натравили собак, наконец, меня избили в подъезде собственного дома. Деяния были совершены группой ранее судимых лиц, . Показать полностью

Кто уполномочен рассматривать заявления о рейдерском захвате земель?

сообщили в областное УВД о рейдерском захвате территории СНТ, УВД передали заявление в БЭП иПК, а те в свою очередь передали в районный отдел полиции, сейчас начал проводить проверку участковый. Мне кажется, что это экономическое преступление. . Показать полностью

Ведёт ли уголовные дела участковый?

Здравствуйте, если дело по статье 116 ведёт участковый, то это скорее 6.1.1 статья? Первое нарушение у гражданина. И кто вообще определяет по материалу дела статью?

Должен ли представитель полиции уведомлять обвиняемого об отказе в возбуждении уголовного дела?

Скажите пожалуйста, должен ли представитель полиции уведомлять в письменном виде обвиняемого о решении СК об отказе в возбуждении уголовного дела?

Правомерны ли действия участкового полиции?

Добрый вечер! я сдаю квартиру в Москве. составила договор на 11 месяцев с квартиросъемщиками от 1 мая 2016г. за это время они 2 раза съезжали и заселялись. сейчас живут месяц, после перерыва в 2 месяца. на днях пришел участковый, жилец открыл ему . Показать полностью

Злоупотребил ли участковый должностными полномочиями, вынеся отказное постановление по заявлению об избиении?

Здравствуйте! Соседка по коммунальной квартире в 24-й раз избила меня, с причинением телесных повреждений. Я сняла побои в травпункте, получила справку о причиненных мне телесных повреждениях. Я подала в отдел полиции заявление о нанесении мне . Показать полностью

Какая ответственность возможна за неявку по вызову участкового?

Три дня назад,жена из-за меня позвонила в полицию,там сказали что на следующий день придет участковый,но так никто не пришел.Сегодня участковый просит прийти писать объяснительную,хотя заявление никто не писал.С женой давно помирились.Участковый . Показать полностью

Может ли обычный сотрудник полиции выполнять обязанности ИДПС?

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, может ли сотрудник полиции на должности участкового, исполнять обязанности инспектора ДПС? Прописано ли это в каком либо ФЗ, либо в других положениях?

Где указано, что участковый имеет право налагать штраф?

Здравствуйте! Каким законодательным актом Уполномоченный участковый способен налагать штраф или протоколировать его за выгул собак в неположенном месте? С ссылкой на закон пожалуйста. Где закреплено его право налагать штраф на этот случай?

Может ли начальни ОВД назначать штраф?

Здравсвуйте! Может ли начальник ОВД налагать административные штрафы? Ссылка на правовые акты. Спасибо!

Угрозы и давление от участкового без оснований

Ко мне подошел участковый без формы, забрал меня отдел и начал запугивать, мол если твой начальник не приедит то мы на тебя что нибудь найдем, или подсыпим, повестку официальную ему высылать не хотят, подсылают на работу алкашей и наркоманов, . Показать полностью

Наделен ли участковый полномочиями по возбуждению уголовного дела при об обнаружении трупа?

В районное отделение полиции поступило сообщение об обнаружении в лесу трупа мужчины. Участковый уполномоченный, выехав на место, обнаружил на трупе множественные ножевые ранения в области шеи и грудной клетки. О данном факте участковый . Показать полностью

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее,
чем искать решение!

Какие обязанности возложены на участкового уполномоченного полиции?

Деятельность участковых уполномоченных полиции регламентируется приказом МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции».

Участковый уполномоченный полиции в целях успешного выполнения поставленных перед ним задач обязан:

знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, составляющих правовую основу деятельности участкового уполномоченного полиции;

знать и использовать формы и методы предупреждения преступлений и иных правонарушений, порядок производства и оформления неотложных следственных действий, производства по делам об административных правонарушениях;

владеть информацией о задействованных на административном участке в охране общественного порядка: силах и средствах территориальных органов МВД России, представителях общественных объединений правоохранительной направленности, работниках предприятий, осуществляющих частную (негосударственную) охранную деятельность. Знать дислокацию стационарных и передвижных постов патрульно-постовой службы полиции территориального органа МВД России, нарядов вневедомственной охраны полиции, дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции;

знать территорию административного участка, его особенности, систему дорог, расположение и режим работы организаций, учреждений, предприятий независимо от форм собственности, объектов хранения культурных ценностей, места массового отдыха граждан, баз, складов, иных мест хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств, места стоянок автотранспорта и порядок их охраны;

владеть информацией о местах хранения огнестрельного оружия и взрывчатых материалов, аптеках, других местах хранения и оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, иных объектах хранения предметов (веществ), изъятых из гражданского оборота либо оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации;

участвовать в инструктаже представителей общественных объединений правоохранительной направленности перед их выходом на мероприятия по охране общественного порядка на административном участке.

При несении службы на административном участке участковый уполномоченный полиции обязан:

принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, незамедлительно передавать полученную информацию в дежурную часть территориального органа МВД России с использованием всех доступных средств связи, при прибытии на участковый пункт полиции либо в иное служебное помещение записывать полученную информацию в журнал учета приема граждан, их обращений и заявлений;

осуществлять в пределах компетенции проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

информировать в пределах компетенции заявителей о ходе рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, проверку по которым осуществляет участковый уполномоченный полиции, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;

информировать в пределах компетенции соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными участковому уполномоченному полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;

при получении сведений о совершении противоправных деяний, сообщив о них в дежурную часть территориального органа МВД России, прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать в пределах компетенции обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов административного правонарушения, происшествия, а до прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы — сохранность следов преступления;

незамедлительно докладывать оперативному дежурному при обнаружении лиц, пострадавших от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лиц, находящихся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, оказывать первую помощь, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

Читайте так же:  Алименты по тамбовской области

выявлять в пределах компетенции причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, докладывать руководителю территориального органа МВД России о необходимости внесения руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений по принятию мер по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в пропаганде правовых знаний;

участвовать в работе по подбору кандидатов в качестве внештатных сотрудников полиции, а также в пределах компетенции осуществлять непосредственное руководство внештатными сотрудниками полиции;

взаимодействовать с общественными объединениями и гражданами в сфере предупреждения правонарушений, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

исполнять в пределах компетенции решения суда (судьи), по письменному поручению начальника территориального органа МВД России — письменные поручения следователя, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

пресекать административные правонарушения и осуществлять в пределах компетенции производство по делам об административных правонарушениях;

оказывать в пределах компетенции содействие сотрудникам подразделений территориального органа МВД России, других федеральных органов исполнительной власти в установлении на административном участке местонахождения лиц, находящихся в розыске; совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; уклоняющихся от исполнения назначенных судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; уклоняющихся от принудительной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; пропавших без вести, а также розыске похищенного имущества; в идентификации неопознанных трупов, обнаруженных на административном участке;

оказывать в пределах компетенции содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи; лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;

участвовать в пределах компетенции в мероприятиях по противодействию терроризму;

участвовать в пределах компетенции в осуществлении контроля (административного надзора) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» запретов и ограничений;

участвовать в пределах компетенции совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений; оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом принудительной госпитализации лиц в медицинские организации;

изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, а также при наличии иных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам;

осуществлять совместно с нарядами ППСП на маршрутах патрулирования обход мест возможного появления лиц, склонных к совершению противоправных действий, совместно с сотрудниками ППСП участвовать в пресечении преступлений и других правонарушений, задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления;

выявлять притоны для занятия проституцией, незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, устанавливать их организаторов либо содержателей. Принимать меры по пресечению их деятельности, в том числе незамедлительно информировать о деятельности притонов заинтересованные подразделения полиции;

выявлять лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача; лиц, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, изготавливающих, перерабатывающих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги; лиц, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, культивирующих растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества. Принимать меры по пресечению деятельности указанных лиц, в том числе информировать о них заинтересованные подразделения полиции;

участвовать в пределах компетенции в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

участвовать в пределах компетенции в розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием;

участвовать в выявлении лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, занятие проституцией, бродяжничеством и попрошайничеством. Принимать в пределах компетенции меры по пресечению их деятельности, в том числе информировать об указанных лицах заинтересованные подразделения полиции;

выявлять несовершеннолетних, проживающих в ненадлежащих условиях, информировать об этом подразделения по делам несовершеннолетних территориального органа МВД России.

Помощник участкового уполномоченного полиции выполняет обязанности участкового уполномоченного полиции, за исключением обязанности по принятию мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по заявлениям и сообщениям о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Обязанности участкового уполномоченного полиции по замещаемой должности, конкретизирующие его деятельность, определяются в должностном регламенте (должностной инструкции).

Правовой отдел УМВД России по Липецкой области

Полномочия участкового полиции. Права и обязанности участкового инспектора

Одной из центральных фигур в системе ОВД в настоящее время считается участковый. Обязанности и полномочия этого служащего достаточно обширны. По результатам работы каждого сотрудника формируется оценка функционирования всей системы внутренних дел в целом. На основании ее, в свою очередь, строится доверие граждан к правоохранительным органам. Рассмотрим далее, какие полномочия у участкового полицейского.

Общая характеристика должности

Участковые уполномоченные считаются ключевым связующим звеном органов правопорядка и населения. Они осуществляют оперативно-служебную деятельность в должности старшего либо среднего начальствующего состава. За каждым сотрудником закрепляется часть муниципальной территории, обслуживаемой местным подразделением МВД. В процессе работы служащие обеспечивают защиту здоровья и жизни населения от преступных посягательств, социальную реабилитацию граждан, нуждающихся в помощи. Участковые проводят работу с подростками и молодежью, условно осужденными, находящимися под наблюдением медучреждений. В целом сотрудники осуществляют разностороннюю деятельность, направленную на формирование благоприятных условий для реализации интересов и свобод населения.

Нормативное регулирование

Полномочия участкового уполномоченного полиции закрепляются в первую очередь в Приказе МВД №1166 от 31.12.2012 г. В документе присутствует порядка 90 пунктов. Приказ предусматривает деятельность почти во всех направлениях работы ОВД. В полномочия участкового уполномоченного полиции входит и участие в качестве дознавателя в уголовном процессе. Однако на практике предварительное расследование проводят соответствующие подразделения. При этом полномочия участкового инспектора полиции реализуются только на этапе возбуждения уголовного производства. Отдельные направления деятельности служащих фиксируются в КоАП.

В этом Федеральном законе определены обязанности участковых. Для успешного исполнения ими своих задач служащие должны:

1. Знать и соблюдать предписания нормативных актов, действующих в РФ, образующих правовую базу их работы.

2. Использовать методы и формы предупреждения преступлений и прочих нарушений, порядок, в соответствии с которым осуществляются и оформляются неотложные следственные действия, ведение дел по административным проступкам.

3. Владеть сведениями о задействованных в охране порядка на вверенной им территории:

  • средствах и силах территориальных подразделений МВД;
  • представителях общественных организаций правоохранительной направленности;
  • сотрудниках предприятий, которые осуществляют негосударственную (частную) охранную деятельность.

4. Обладать информацией о расположении передвижных и стационарных постов ППС, ДПС.

5. Знать вверенную территорию, ее особенности, схему дорог, режим работы и расположение предприятий, учреждений, организаций вне зависимости от их формы собственности, мест хранения культурных и иных ценностей, зон массового отдыха людей, складов, баз, стоянок транспорта и так далее, а также порядок обеспечения их охраны.

6. Обладать сведениями об объектах, в которых находятся взрывчатые материалы, огнестрельное оружие, аптеках и других помещениях, где содержатся наркотические, психотропные соединения либо их аналоги, прочих участках, где присутствуют предметы, изъятые из гражданского оборота или ограничены в распространении в соответствии с законодательством.

7. Принимать участие в инструктаже представителей организаций правоохранительной направленности перед непосредственным их выходом на мероприятия по защите общественного порядка на вверенном участке.

Юридические возможности

В указанном выше ФЗ №3 установлены также права, полномочия участковых. Реализуя их, служащие решают задачи, поставленные перед ними, обеспечивают достижение общей цели ОВД. Необходимо отметить следующие нормы Федерального закона, определяющие полномочия участкового полиции: статья 17 (ч. 1), ст.13 (ч. 1), ст. 14 (ч. 2), ст. 18 (ч. 1), ст. 15 (ч. 3). Юридические возможности служащих также устанавливаются и в иных нормативных актах региональных исполнительных органов, принятых в рамках их компетенции.

Участковые полиции несут службу в соответствующих отделах ОВД. В этих подразделениях предусматриваются определенные должности. Среди них:

  1. Участковый уполномоченный.
  2. Начальник отдела по обеспечению деятельности служащих.
  3. Помощник участкового.
  4. Замначальника отдела обеспечения работы служащих.
  5. Старший участковый.

Специфика деятельности

Полномочия участкового распространяются на конкретную административную зону. В каждой из них присутствует несколько территорий. За работу сотрудников в каждой административной зоне отвечает старший участковый. Он также координирует деятельность служащих, находящихся в его подчинении, проводит инструктаж и обучение новых штатников. Старший сотрудник также реализует полномочия участкового полицейского при отсутствии его по тем или иным причинам.

Показатели работы

Полномочия участкового полиции весьма разнообразны. В качестве ключевого показателя работы сотрудника выступают конкретные цифры, которые выражают число составленных протоколов, выявленных нарушений и прочие результаты деятельности служащего, зафиксированные в документах. Данная система выполнения планов в комплексе с постоянной отчетностью в ОВД подвергается критике. Главный показатель работы служащего является соотношение ее итогов с результатами предыдущего периода. Это значит, что, если в отчете предоставлена цифра ниже прошлогодней, деятельность будет оценена как неудовлетворительная. Соответственно, показатели выше предыдущих будут поощряться.

В результате полномочия участкового реализуются исключительно для достижения конкретных цифр. Это, в свою очередь, негативно сказывается на качестве и эффективности деятельности по выполнению задач, возложенных на служащих. Вместе с этим зачастую сотрудники опасаются перевыполнения поставленного плана. Это обуславливается тем, что, кроме премии, они получат новые задачи, предполагающие достижение более высоких показателей. В этой связи служащие предпочитают получить плановый результат и остановиться на этом. Наиболее остро стоит проблема на территориях, где проживает относительно небольшое количество жителей. Зачастую полномочия сельского участкового распространяются на несколько деревень. Это значительно затрудняет осуществление им своей деятельности и достижение поставленных показателей.

Читайте так же:  Эльдорадо возврат и обмен товара

Какие полномочия у участкового?

Работа служащих предполагает:

  1. Производство дел по административным нарушениям.
  2. Защиту личности, государства, общества от противоправных действий.
  3. Предотвращение и пресечение административных проступков и уголовных преступлений.
  4. Обеспечение безопасности на дорогах.

В полномочия участкового также входит выявление и раскрытие преступных посягательств, розыск лиц в предусмотренных законом случаях. В частности, речь идет о гражданах, самовольно покинувших семьи, несовершеннолетних, совершивших уголовно наказуемое деяние, а также подозреваемых/обвиняемых в преступлениях. В полномочия участкового включено документирование каждого случая смерти на вверенной ему территории вне медицинского учреждения. Если человек умирает дома, родственники должны вызвать служащего для осмотра тела.

Сложности в работе

В настоящее время имеет место не очень положительная практика поручения участковым выполнения задач, не связанных напрямую с их обязанностями. Однако это позволяет разгрузить другие подразделения ОВД. Участковым часто передаются дела, которые не относятся к предмету их деятельности. Нередко служащих направляют на спортивные и прочие мероприятия, которые проводятся за пределами вверенной им территории. Еще одной проблемой в работе сотрудников является большое число сообщений и заявлений, рассмотрение которых не позволяет им своевременно проводить профилактическую работу с населением. В результате это приводит к существенному росту преступности.

Значение работы

Служба участкового по объему и важности задач, которые поставлены перед ОВД, роли, которую они исполняют в системе охраны порядка, находится на одной из ведущих позиций в структуре. Сотрудники выступают как ключевые представители органов внутренних дел на конкретной территории. Они находятся в непосредственной близости к гражданам, реализуют функции и задачи, которые относятся к компетенции почти всех служб, отделов, аппаратов, подразделений ОВД. Их должностной статус во многом предопределяет универсальность деятельности. Выполнение поставленных задач требуют высокого профессионализма, умений применять в своей деятельности различные методы и средства, психолого-педагогические навыки.

При этом недопустимо превышение полномочий участковым. За использование методов, запрещенных или не предусмотренных в законодательстве, служащему грозит ответственность. Участковые сегодня находятся на передовых, главных рубежах охраны порядка в обществе и борьбы с преступностью. Они формируют одну из наиболее многочисленных служб ОВД. В этой связи им принадлежит важнейшая роль в процессе решения задач, поставленных перед полицией. Это, в свою очередь, предполагает особый порядок комплектования службы. Участковыми должны быть лучшие полицейские, имеющие необходимый опыт работы. Однако данная задача в настоящее время решается плохо в связи с недостатком соответствующих кадров.

Профилактическая деятельность

В полномочия участкового включается индивидуальная работа с определенными категориями лиц. К ним, в частности, относят:

  1. Освобожденных из мест заключения и имеющих неснятую/непогашенную судимость за тяжкое/особо тяжкое деяние, рецидив, умышленное посягательство на несовершеннолетних, в отношении которых судебной инстанцией установлено временное ограничение свобод и ряд обязанностей, определенных в ФЗ.
  2. Больных наркоманией или алкоголизмом, состоящих на учете в медучреждении и представляющих угрозу для общества.
  3. Совершивших правонарушения на бытовой почве.
  4. Входящих в неформальные молодежные организации противоправной направленности, нарушающие общественный порядок и безопасность.
  5. Совершивших административные проступки в ходе проведения массовых социально-политических, спортивных, культурных, религиозных и прочих мероприятий.
  6. Субъектов, имеющих административные санкции за незаконный оборот психотропных, наркотических соединений либо их аналогов и их употребление без назначения врача.

Участковый осуществляет контроль поведения:

  1. Несовершеннолетних, поставленных на учет в ПНД.
  2. Осужденных за преступления, к которым применено наказание, не связанное с заключением в тюрьму, либо условное лишение свободы.

Направления профилактической работы

Служащие ведут учет граждан, которые проживают на вверенной территории. В задачи сотрудников входит ведение профилактической работы при поступлении:

  1. Соответствующих сообщений из исправительных учреждений и постановлений суда для лиц, освобожденных из тюрем, колоний и пр., в отношении которых установлены ограничения, согласно ФЗ.
  2. Документов из медучреждений на субъектов, страдающих наркоманией или алкоголизмом, состоящих на учете в лечебной организации и представляющих для общества опасность.
  3. Рапорта участкового на имя начальника территориального подразделения МВД, согласованного с администрацией ОУУП. В данном документе должны содержаться обоснования необходимости поставить на учет гражданина, подпадающего под одну из характеристик, указанных выше.
  4. Сообщения из УИИ или территориального органа ФСИН, копии приговора для лиц, к которым применено наказание, не связанное с тюремным заключением либо условное осуждение.
  5. Сведений ПНД о необходимости провести профилактическую работу с несовершеннолетними гражданами, находящимися на учете.

Индивидуальная профилактика

Такая деятельность включает в себя:

  1. Проведение бесед с лицами, стоящими на учете.
  2. Наблюдение за поведением субъектов, их образом жизни, окружением.
  3. Опрос родственников граждан, стоящих на учете, соседей и пр.
  4. Применение принудительных административных мер.

Профилактический учет длится:

  1. Для освобожденных граждан, в отношении которых установлены ограничения – до истечения их периода.
  2. Для больных наркоманией/алкоголизмом – до окончания срока снятия с учета в лечебном учреждении.
  3. Для допускающих нарушения в области бытовых отношений, административные проступки, посягающие на порядок и безопасность в обществе – в течение года с момента начала контроля.
  4. Для осужденных условно – до окончания срока наказания.
  5. Для несовершеннолетних – до снятия с учета.

Как показывают результаты опросов населения, доверие к участковым уполномоченным, а также необходимость в них не уменьшается. Например, в 1998 г. порядка 70 % граждан предпочитали обращаться именно к этим служащим. В 2008 г. опросы показали, что 89 % людей считают необходимым сохранение данной должности при повышении качества и эффективности их деятельности. Только 5 % настаивали на упразднении служащих. 88 % граждан считают необходимым постоянный контакт участкового с населением подведомственного участка, 52 % опрошенных видели бы в этом поддержку и внимание со стороны правоохранительных структур. Такое мнение обуславливается территориальной близостью, а также возможностью оперативного реагирования, быстрого решения вопросов, касающихся обеспечения правопорядка. Между тем 60% опрошенных не знают своих участковых уполномоченных. Чаще всего контактируют со служащими жители Москвы (45 %) и небольших населенных пунктов (59 %).

К вам пришел участковый. Что делать? — советы адвоката

Известный адвокат Хамида Айткалиева рассказала, как вести себя при визите полиции к вам домой.

С 1 января 2017 года все, кто не проживает по месту постоянной регистрации, должны зарегистрироваться по месту пребывания в течение 1 месяца. За несоблюдение этого требования штраф грозит как самому мигранту, так и хозяину жилища. И даже собственнику недвижимого имущества, где «кочевник» постоянно зарегистрирован.

9 января казахстанцы оккупировали Центры обслуживания населения. Большинство побежало за адресными справками из-за начавшейся в стране тотальной поквартирной проверки полицейскими жилых домов. Что же делать, если участковый позвонил и в вашу дверь, рассказала адвокат Хамида Айткалиева.

Без причин — не впускать на порог

— Начнем с того, что помимо закона о миграции, из-за которого в стране начался ажиотаж, есть Закон «О профилактике правонарушений». И на основании этого закона министром внутренних дел вынесен приказ № 1095 от 29 декабря 2015 года «Об утверждении правил организации деятельности участковых инспекторов полиции, ответственных за организацию и работу участковых пунктов полиции». Эти правила наделяют огромными полномочиями участковых и их помощников.

Если мы говорим о том, имеет ли участковый право заходить к вам домой или нет, я отвечу: нет, не имеет права без вашего на то согласия. За исключением отдельных случаев.

В подпункте 21 пункта 14 Правил перечислены основания для беспрепятственного доступа участкового инспектора в жилые и иные помещения, если:

  • он преследует подозреваемых в совершении уголовных или административных правонарушений, угрожающих безопасности физических лиц
  • есть достаточные данные предполагать, что в помещении совершено или совершается уголовное или административное правонарушение
  • произошел несчастный случай
  • нужно обеспечить личную безопасность физических лиц и общественную безопасность
  • происходят стихийные бедствия, катастрофы, аварии, эпидемии и массовые беспорядки.

В этих случаях участковый инспектор имеет право зайти к вам, даже если вы возражаете.

Но на практике участковые не рискуют этого делать, так как в случае обжалования их действий им придётся доказывать их законность. Это речь только о полномочиях участковых, которыми они наделены в рамках поставленных перед ними задач.

Другие сотрудники правоохранительных органов имеют право пройти в помещение, только если у них есть санкция на обыск или в отношении лица проводятся следственные мероприятия.

В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, они имеют право пройти в помещение без согласия лица и при отсутствии санкции, но тогда обязаны уведомить прокурора и следственного судью, который решает вопрос о законности действий сотрудников полиции.

Откуда взялись помощники участковых

— Уже начали ходить по домам не только участковые, но еще какие-то стажеры в штатском.

— У участковых есть помощники. Помощник наделён полномочиями участкового, за исключением самостоятельного принятия процессуальных решений по уголовным правонарушениям. Возложенные на него обязанности он выполняет под непосредственным руководством участкового инспектора. В соответствии со статьей 9-1 Закона “Об органах внутренних дел” местная полицейская служба состоит из подразделений:

  • участковых инспекторов полиции
  • по делам несовершеннолетних
  • защите женщин от насилия
  • дорожно-патрульной полиции
  • природоохранной полиции
  • приемников-распределителей
  • специальных приемников.

Как вы видите, в законе нет упоминания о том, что помощник участкового входит в состав местной полицейской службы. То есть эти помощники сегодня находятся на полулегальном положении, что вызывает вопрос в правомерности наделения их полномочиями участкового. Поэтому правовой статус данных лиц должен быть урегулирован на законодательной основе, так как у сотрудников полиции помимо прав есть обязанности.

— По квартирам в Алматы ходят люди с какими-то сомнительными справками, а не удостоверениями. В них написано, что это сотрудник полиции, но все-таки это настораживает.

— Есть у МВД еще один приказ министра внутренних дел № 641 от 27 ноября 2004 года «Об утверждении правил привлечения граждан к мероприятиям по обеспечению общественного порядка, не связанными с контрольными и надзорными функциями». В этих правилах закреплено право граждан участвовать в обеспечении общественного порядка, они наделяются определенными правами и им предоставляется удостоверение «общественный помощник полиции».

Помощник участкового и общественный помощник полиции — два разных лица.

Но у этой категории лиц нет такого круга полномочий, как у участкового или другого сотрудника полиции, в том числе и помощника участкового. Поэтому важно выяснять, кто постучался в вашу дверь и какова цель прихода.

Читайте так же:  Льготы дети войны в рязани

Кого могут проверять участковые

— Возвращаемся к тому, что участковые пошли по домам. Кто наделен правом проводить поквартирные опросы?

— Участковые имеют право как выявлять и пресекать правонарушения, так и изучать свой административный участок. Участковый имеет на руках список подучетных ему лиц (пункт 24 пункта 4 вышеуказанного приказа № 1095):

  • ранее судимых
  • состоящих на диспансерном учете в органах здравоохранения (алкоголики, наркоманы)
  • состоящих на медицинском учете и допускающих немедицинское употребление наркотических, психотропных и токсических средств
  • психических больных
  • состоящих на учете по делам несовершеннолетних
  • лиц, которым назначено наказание, не связанное с изоляцией от общества
  • иностранцев и лиц без гражданства.

Что касается проверки количества жильцов в квартирах, в правилах № 1095 у участкового есть обязанность вести журнал учета. Но я считаю этот пункт очень сомнительным, так как в законах об органах внутренних дел и о профилактике правонарушений нет нормы, которая наделяла бы их такими правами.

Права требовать документы нет

— То есть эту информацию он должен фиксировать со слов опрашиваемого лица?

— По части 2 статьи 6 закона об органах внутренних дел полицейские в пределах своей компетенции имеют право:

  • проверять у физических лиц документы, удостоверяющие их личность
  • а также другие документы, необходимые для проверки соблюдения установленных правил.

Контроль за выполнением правил возложен на органы внутренних дел, но такие действия должны ими проводиться в рамках профилактики правонарушений. Цель у этой работы — формирование у населения законопослушного поведения.

То есть оснований для постановки на учет законопослушных граждан и контроль за их перемещением законом не предусмотрен.

Для применения индивидуальных мер профилактики необходимы:

  • заявления
  • сообщения граждан и юридических лиц в том числе
  • сообщения в СМИ
  • непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения (попытки) правонарушения
  • материалы, поступившие из госорганов.

Всё это должно быть зафиксировано.

Таким образом, право на сбор информации об арендодателях не наделяет их правом осуществлять безосновательный поквартирный сбор информации с целью выявления незарегистрированных лиц.

Есть к правилам № 1095 приложение № 13 — журнал учета граждан, проживающих в арендных квартирах. Внутреннее содержание этого журнала предусматривает получение такой информации:

• количество этажей, квартир, подъездов, подвальных помещений, люков

То есть все это участковый имеет право знать. У жильцов он имеет право получить информацию о том, кто проживает на его участке. Но эти полномочия не должны нарушать прав законопослушных граждан. То есть обязанность вести журнал об арендных квартирах не наделяет участкового правом осуществлять безосновательный поквартирный сбор информации с целью выявления незарегистрированных лиц. Участковые также не могут понуждать граждан предоставлять им информацию о соседях.

Здесь важно отметить, что полномочия вести учет определенных категорий граждан у участковых есть как минимум с декабря 2015 года.

То есть не было никакой нужды вносить такие изменения для временной регистрации в целях борьбы с терроризмом.

Визит домой — не повод для штрафа

— Да, но теперь введены штрафы за отсутствие временной регистрации, если человек не проживает по месту постоянной регистрации. Как действовать людям — «упирать участковых» этими старыми правилами или бояться поправок в закон о миграции?

— О том, что существуют какие-то правила, утвержденные приказом министра внутренних дел, казахстанцы могут и не знать, несмотря на то, что приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции и наделяет правами участковых. Что касается закона, нравится он нам или нет, но он действует.

— Допустим, несколько раз участковый пришел, дверь ему не открыли. Люди на работе или в отъезде. Он может в следующий раз прийти с какой-то бумагой о праве на взлом двери?

— Нет! Основания для беспрепятственного доступа внутрь жилища я уже выше перечислила. Других нет.

— Да, но там среди прочих пунктов был и такой, что право беспрепятственного входа в жилище может быть, если там скрывается человек, совершивший уголовное или административное правонарушение. Поскольку отсутствие временной регистрации — это и есть административное правонарушение, значит участковый под предлогом того, что в квартире может находиться потенциальный правонарушитель, может требовать открыть ему двери?

— Он не может действовать на основании своих предположений и тем более взламывать дверь.

Но основанием являются не просто слова жильцов, это должно быть их обращение в полицию с просьбой проверить жильцов какой-то квартиры или письменные показания против соседа. Но это, опять-таки, лишь основание для проверки обращения, а не для доступа в квартиру.

При этом лицо, в отношении которого пожаловались, имеет право знать предмет жалобы, кто пожаловался и где это зафиксировано. И только после этого участковый инспектор может опросить квартиранта.

Устные показания — не аргумент

— А если это не заявление, а устный опрос соседей?

— Устное обращение также должно быть зафиксировано. Мало ли, что скажет участковый.

Может, соседи вообще о вас ничего ему не говорили и он все выдумал. У них есть журнал учета обращений, где и должно быть зафиксировано это обращение

Во всяком случае, в их же правилах я не увидела никаких прав участковых наведываться в чужое жилье без оснований.

— Пришел раз, пришел еще пять раз. Как часто он может ходить в одну и ту же квартиру? И могут ли они это делать в выходные дни исключительно с целью переписи всех членов семьи, домашних животных, автомобилей?

— Они могут делать это в любой день, несмотря на то, что у участковых инспекторов существует нормированный рабочий день. Переписывать состав семьи и ее имущество по правилам из приказа № 1095 участковый не имеет права. На мой взгляд, это относится к лицам, находящимся на профилактическом учете.

Участковый должен знать свой участок и обязан не реже одного раза в квартал встречаться с жителями и отчитываться о проделанной работе. А то, что они сейчас забегали по квартирам, давно имея на руках всю информацию по собственникам и квартиросъемщикам, приводит к нарушению прав граждан. Что самое интересное,

эта информация в журнале об учете граждан, проживающих в съемных квартирах, заполняется карандашом, так указано в приложении 13 к правилам. Это дает им возможность стереть информацию, если что-то произошло

Вы не обязаны иметь адресную справку

— Говорят, что участковые нередко требуют даже предъявить им домовую книгу, которая несколько лет назад была отменена. Как доказать полицейскому, что человек действительно по данному адресу зарегистрирован?

— Достаточно того, что человек сообщит участковому эту информацию. Никто не обязан предоставлять адресную справку, которой на момент прихода полицейского может и не быть.

А отсутствие адресной справки — не основание подозревать гражданина в совершении административного правонарушения. Потому что нарушение — отсутствие регистрации, а не справки о регистрации на руках

Домовая книга отменена в 2012 году, когда подтверждающим регистрацию документом стала адресная справка. Но нигде нет такого требования, чтобы гражданин носил ее с собой денно и нощно.

— Если в квартире в момент визита участкового находится несовершеннолетний ребенок. Он не открыл дверь. Это может быть основанием для привлечения родителей ребенка к ответственности за то, что ребенок не открыл дверь?

— Нет. И правильно сделал, что не открыл. Нет гарантии того, что пришел именно участковый. Даже если он в форме. Вообще-то,

что сейчас происходит, хорошо показывает — участковые давно не занимались тем, чем обязаны были заниматься всегда.

Муж и жена — не одна сатана

— Руководство МВД заявило, что требование об обязательной временной регистрации не касается родственников и гостей. Супруги друг другу родственниками не являются, они — члены семьи. Но при этом они являются наследниками первого звена. Получается, по одному закону они имеют все права, а по другому никто?

— О супругах в законе о миграции ничего не сказано. Но супруг, как правило, имеет право на долю в имуществе. Но не обязательно. А есть еще люди, которые живут в «гражданском» браке (незарегистрированном), мне не нравится слово «сожительство».

И очень даже понятно, почему народ бунтует. Речь идет о серьезном ограничении их прав

Особенно тех категорий граждан, которые занимаются творческой работой и регулярно находятся в командировках по стране. У меня в Карагандинской области процесс шел 8 месяцев. И что, я должна была зарегистрироваться у своего клиента? А ведь есть такие люди, которые не хотят, чтобы кто-то знал о месте их временной дислокации, исходя из соображений личной безопасности.

Похожие статьи:

  • Оплата госпошлины в арбитражный суд ставропольского края Арбитражный суд Ставропольского края Арбитражный процесс Отделение Ставрополь, г. Ставрополь УФК по Ставропольскому краю (Межрайонная ИФНС России №12 по Ставропольскому краю) Государственная пошлина Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) Глава 25.3. […]
  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей 2019 Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы: Титульный лист. Пояснительную записку. Учебно-тематический план. Содержание изучаемого […]
  • Материнский капитал и ипотека в сбербанке на вторичное жилье Ипотека в Сбербанке под материнский капитал В перечне финансовых учреждений Российской Федерации, имеющих право на работу с материнским капиталом, Сбербанк по праву занимает одно из ведущих мест. Главный плюс использования данного вида пособия в Сбербанке — […]
  • Как создать и оформить проект Теория создания проектов Средства: презентация, проектор, ноутбуки, раздаточный материал (брошюры); План доклада: (доклад в сопровождении презентации) Введение. Основные требования к проекту. Процесс реализации и жизненный цикл проекта. Алгоритм создания […]
  • Приобритение гражданство Порядок приобретения гражданства РФ Основания и порядок приобретения российского гражданства определены ФЗ «О гражданстве РФ». Основания приобретения гражданства РФ (натурализации): По рождению. В результате приема в гражданство РФ. В результате восстановления […]
  • Функционал жалоба Всем привет! В обновлении 0.4.0 в игру был введен функционал жалоб и благодарностей. Теперь, прямо в бою можно похвалить любого игрока за помощь в бою или же наоборот, пожаловаться на него за неспортивное поведение. В этом гайде я расскажу как пользоваться этим […]