Полномочия российской федерации в области местного самоуправления

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления

Полномочия органов государственной властисубъектов РФ в области местного самоуправления:

  • правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ в случаях и порядке, установленных базовым ФЗ о местном самоуправлении;
  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных ФЗ;
  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ – правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов РФ в порядке, установленном базовым ФЗ о местном самоуправлении.

Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов РФ в отношении муниципального образования и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

В случае противоречия конституции (устава) закона, иного нормативного правового акта субъекта РФ, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, Конституции РФ, ФКЗ, базовому ФЗ о местном самоуправлении и другим ФЗ применяются Конституция РФ, ФКЗ, базовый ФЗ о местном самоуправлении.

Глава 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (ст.ст. 32 — 35)

Глава 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Полномочия органов власти субъектов РФ в области местного самоуправления (статья 6)

В законах различных субъектов Российской Федерации административная ответственность устанавливается как за нарушение нормативных
правовых актов органов местного самоуправления в целом, так и за конкретные виды правонарушений. Какой подход предпочтителен?

В период действия Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ в субъектах Российской Федерации были приняты законы, регулирующие местное самоуправление на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В связи с принятием Федерального закона № 131-ФЗ, детально регулирующего полномочия, порядок формирования и деятельность органов местного самоуправления, должны ли субъекты Российской Федерации отменить действие указанных законов, как того требуют в некоторых случаях органы прокуратуры в субъектах Российской Федерации, ссылаясь при этом на то, что в Федеральном законе № 131-ФЗ не предусмотрено принятие субъектами Российской Федерации закона, регулирующего осуществление местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации?

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:

определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых настоящим Федеральным законом;

правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. В случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону применяются Конституция Российской Федерации и настоящий Федеральный закон.

Похожие главы из других книг

Статья 4. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах

Статья 4. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 №58-ФЗ)1. Федеральные

Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений 1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с

Статья 4. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах

Статья 4. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 №58-ФЗ)1. Федеральные

СТАТЬЯ 5. Полномочия федеральных органов государственной власти

СТАТЬЯ 5. Полномочия федеральных органов государственной власти (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)К полномочиям федеральных органов государственной власти относятся:(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1) принятие и изменение федеральных законов в

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ СТАТЬЯ 4. Полномочия органов

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 6. Полномочия органов государственной власти

Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах

Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах 1. Правительство

Читайте так же:  Cd лицензия купить

СТАТЬЯ 28. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования

СТАТЬЯ 28. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:(в ред. Федерального закона от 29.12.2006

Статья 7. Участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления

Статья 7. Участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления 1. Генеральный прокурор Российской

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления 1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:определение общих принципов организации местного

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления 1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:правовое регулирование

Статья 4. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Статья 4. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ) 1. Нормативные акты министерств и

23. Правовое регулирование МСУ. Полномочия федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в области МСУ

23. Правовое регулирование МСУ. Полномочия федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в области МСУ Основу правового регулирования МСУ составляет ряд статей Конституции РФ, и в первую очередь ст. 12, 130-132, определяющие правовой статус МСУ.Кроме конституционных норм

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ Статья 9. Полномочия Президента Российской

Вопрос 3 Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления

Вопрос 3 Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления Бюджетные полномочия — это права и обязанности органов государственной власти и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений,

Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования

Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования 1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;2) организация

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:

определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых настоящим Федеральным законом;

правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. В случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону применяются Конституция Российской Федерации и настоящий Федеральный закон.

Статья 6. Полномочия органов гос власти субъектов РФ в области местного самоуправления

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:

правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

3. В случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам применяются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы.

Статья 10. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос власти РФ и органами гос власти Иркутской области

1. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Иркутской области осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

2. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти Иркутской области по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти Иркутской области.

3. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти Иркутской области по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Иркутской области, соглашениями о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти Иркутской области, а также Уставом Иркутской области и законами Иркутской области.

Читайте так же:  Интеграционное пособие германия

4. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Иркутской области Иркутская область обладает всей полнотой государственной власти.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и Иркутской области Иркутская область осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов Иркутской области и иных нормативных правовых актов Иркутской области.

Иркутская область вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы Иркутской области и иные нормативные правовые акты Иркутской области подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

5. В ведении Иркутской области находятся:

1) принятие и изменение Устава Иркутской области, законов Иркутской области, иных правовых актов Иркутской области, контроль за их соблюдением;

2) административно-территориальное устройство Иркутской области;

3) установление системы органов государственной власти Иркутской области и иных государственных органов Иркутской области;

4) государственная собственность Иркутской области и управление ею;

5) областной бюджет;

6) определение областной политики и государственные программы Иркутской области в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития;

7) международные и внешнеэкономические связи Иркутской области;

8) отношения с другими субъектами Российской Федерации;

9) награды Иркутской области и почетные звания Иркутской области;

10) официальные символы Иркутской области;

11) иные вопросы, не отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации и к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

6. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти Иркутской области по предметам ведения Иркутской области, определяются Уставом Иркутской области, законами Иркутской области и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными пра

Взаимоотношения государственной и муниципальной власти, разграничение полномочий

11.1. Государственная и муниципальная власть как уровни управления государством

Управление государством как сложная социально-экономическая система не может существовать без децентрализации управленческих функций, т.е. распределения их по уровням управления. За каждым уровнем закрепляются свой круг решаемых вопросов и полномочия для их выполнения, выделяются необходимые для этого материальные, финансовые и другие ресурсы, устанавливается ответственность за принимаемые решения. При этом нижний уровень управления может либо действовать по заданному сверху алгоритму, либо обладать определенной свободой, самостоятельностью в решении закрепленных за ним задач и наделяться необходимыми для этого властными полномочиями. В последнем случае имеет место деконцентрация власти, появляются элементы самоуправления.

Государство как особо сложная социально-экономическая система всегда имеет несколько уровней управления и соответственно несколько уровней публичной власти. При этом соотношение между элементами управления и самоуправления в разных государствах и в разные периоды времени может быть различным.

Местное самоуправление — это главный враг тирании; когда государство начинает склоняться к тирании, то начинает бороться именно с местным самоуправлением.

В тоталитарном государстве подбор руководителей всех уровней (даже при наличии формальной выборности, как это было в СССР), наделение их полномочиями и распределение ресурсов осуществляется сверху вниз, а ответственность — снизу вверх. Местная власть в этом случае представляет собой лишь нижний уровень государственной власти (местное государственное управление). В демократическом же обществе источником власти признается народ, устанавливается ответственность органов власти перед народом и контроль общества над властью, власть является выборной, причем на альтернативной основе, разграничение полномочий и ресурсов по уровням власти регулируется законами, а местная власть функционирует на основе принципов самоуправления.

Эффективность деятельности местного самоуправления в значительной мере определяется политикой государства по отношению к нему, системой взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления. В нашей стране государство определяет общие направления своей политики по отношению к местному самоуправлению, обязательные как для федеральных органов, так и для субъектов Федерации.

Каждое государство заинтересовано в таких способах формирования и деятельности местной власти, которые отвечали бы его политике и поддерживались населением. Именно местное самоуправление призвано обеспечить достижение этих целей. В России накоплен большой опыт в данной сфере. Начиная с XVII в. создаются и действуют различные местные органы и представители центра на местах, но лишь с середины XIX в. формируются звенья местного самоуправления на основе представительства различных слоев населения и самостоятельности в ведении местных дел.

Как отмечалось выше, в Советском государстве с первых лет его существования создается единая система Советов — сверху донизу. Ее низовые звенья выполняли функции местных органов государственной власти и местных органов государственного управления. Такое построение способствовало быстроте и согласованности действий всех звеньев, но существенно ограничивало самостоятельность местных органов. На протяжении несколько десятилетий неизменным оставался лозунг о «повышении роли Советов», что отражало их устойчивую зависимость от центра и партийных органов. И все же идеи местного самоуправления не были полностью чужды доктрине и практике тех лет. Эти идеи высказывались и обосновывались в ряде научных трудов. Рождались и даже широко распространялись на местах интересные формы самоуправления.

Тем не менее официальное и публичное признание местного самоуправления как института народовластия, независимого от государственной власти и отражающего процесс демократизации в гражданском обществе, произошло совсем недавно. Постановлением Верховного Совета СССР от 9 апреля 1990 г. № 1418-I был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», за ним последовал Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР»; наконец, в 1993 г. принципиальные положения о местном самоуправлении были закреплены в Конституции Российской Федерации.

Согласно Основному закону нашей страны, местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. При этом предполагается невмешательство государства: властные структуры не вправе давать указания и предписания по решению вопросов, входящих в компетенцию местного самоуправления, т.е. органы местного самоуправления беспрепятственно реализуют свое функциональное назначение в границах своей территории. Функциональная роль местного самоуправления определяется специфическим содержанием вопросов местного значения, которому оно, собственно, и обязано своим возникновением и существованием. Поэтому вмешательство органов местного самоуправления в сферу полномочий государственных органов недопустимо. Вместе с тем не исключается возможность совместного ведения тех или иных вопросов государственными структурами и местным самоуправлением. Такая совместная деятельность должна быть основана на координационных взаимосвязях указанных сторон и разграничении принимаемых ими на себя обязательств.

Конституция Российской Федерации разграничивает предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и предметы ведения субъектов Российской Федерации. В статьях 71 и 72 Конституции приведен исчерпывающий перечень, соответственно, предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения. Статья 73 провозглашает, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование , включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Согласно статье 72 Конституции, установление общих принципов организации местного самоуправления относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Порядок разграничения полномочий по предметам совместного ведения установлен статьей 76 Конституции Российской Федерации и состоит в том, что по этим вопросам издаются федеральные законы, в соответствии с которыми принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

Таким образом, предметы ведения и полномочия местного самоуправления устанавливаются федеральным законом и могут конкретизироваться законами субъектов Российской Федерации.

Читайте так же:  Завещание майя стив альтен

11.2. Полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления

В соответствии с основами конституционного строя государственную власть в краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах Российской Федерации осуществляют органы представительной (законодательной) и исполнительной власти, избираемые населением на основе всеобщего прямого равного избирательного права . Наименование органов и количество депутатов определяются органами государственной власти края, области, города федерального значения, автономных областей и округов. Наименование органов исполнительной власти и их глав устанавливается с учетом исторических и национальных условий и традиций.

Государство, признав местное самоуправление законной формой реализации власти народа и установив, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и местное самоуправление самостоятельно решает вопросы местного значения, взяло на себя обязанность обеспечить не только судебную защиту прав местного самоуправления, но и его организационную, финансовую, экономическую самостоятельность. Федеральным законодательством строго разграничиваются полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.

В пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 95-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (изменялись нормы закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ) указано, что «органы государственной власти субъекта Российской Федерации содействуют развитию местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации». В статье 26.3 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, помимо прочего, отнесено:

  • предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального характера;
  • организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
  • строительство и содержание автомобильных дорог общего назначения межмуниципального характера;
  • организация пригородного и межмуниципального транспортного обслуживания населения.

При этом под межмуниципальными объектами, программами и проектами понимаются объекты, программы, проекты, предназначенные для осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов.

Полномочия федерального органа государственной власти есть своего рода правообязанность соответствующего государственного органа, которую ему предписано выполнять.

По своим видам полномочия разделяются на нормативно-регулирующие, конкретно-регулирующие, обеспечивающие, контрольные, систематически совершаемые правомерные действия. Выделение подобных разновидностей облегчает федеральным органам осуществление полномочий. Для этого используются разные средства — издание правовых актов, контрольные и иные действия.

Согласно прежнему Федеральному закону от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти в области местного самоуправления относилось принятие и изменение законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении; разграничение предметов ведения между муниципальными образованиями при многоуровневой организации местного самоуправления; определение условий и порядка контроля над осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъекта Российской Федерации; установление порядка регистрации уставов муниципальных образований; определение порядка установления территорий муниципальных образований и др. Некоторые субъекты Российской Федерации реализовали эти полномочия, хотя и не в полной мере. Однако в большинстве регионов органы государственной власти какое-то время вели себя пассивно, и в нормативной базе местного самоуправления продолжали существовать серьезные пробелы. Это и послужило одной из причин усиления федерального участия в правовом регулировании корневой системы публичной власти. И хотя субъекты Российской Федерации сохранили некоторые свои полномочия, их участие в нормативном решении многих вопросов местного самоуправления теперь не предусмотрено. Таким образом, содержание общих принципов организации местного самоуправления, находящихся, согласно Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в новом Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выглядит иначе, чем в прежнем: «федеральная» составляющая в большей степени, чем прежде, перевешивает «региональную». Конечно, это не означает, что указанный Закон разрушает уже сделанное в области местного самоуправления и как бы заново выстраивает все отношения в данной области. На федеральный уровень вынесено решение вопросов, многие из которых уже апробированы в региональном законодательстве.

Существенными компонентами государственной поддержки местного самоуправления являются:

  • методическая помощь, в частности разработка модельных нормативных актов, рекомендаций, методик и технологий;
  • развитие государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления;
  • создание условий для формирования и реализации инвестиционных проектов и программ социально-экономического развития муниципальных образований, разработка и реализация соответствующих федеральных программ;
  • содействие информационному обеспечению местного самоуправления.

Государственная поддержка местного самоуправления на федеральном уровне реализуется через систему федеральных органов, ведающих вопросами местного самоуправления. Такие органы имеются в структуре администрации Президента Российской Федерации, в Правительстве Российской Федерации, в палатах Федерального Собрания Российской Федерации. В системе федеральных органов исполнительной власти вопросы социально-экономического развития муниципальных образований возложены на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Государственное регулирование и государственную поддержку местного самоуправления нельзя смешивать с вмешательством государства в дела местного самоуправления, хотя разграничить это иногда бывает трудно.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (статья 3) федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления. Эти права могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Похожие статьи:

  • Приказ о снятии обязанностей главного бухгалтера с директора образец Приказ о возложении обязанностей главного бухгалтера на директора Стремление индивидуума общества создать уникальное направление самостоятельно, не прибегая к помощи других специалистов, влечет и возложение обязанностей одной должности на предприятии на другую. В […]
  • Нотариус агрыза Нотариусы Агрыз +7 (499) 703-35-33 доб. 792 – Москва и МО Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Берестова Кристина Александровна Телефон: +7 […]
  • Дома из бруса купить на материнский капитал Дома из бруса под материнский капитал Если у Вас есть земельный участок, и решили построить для всей своей семьи жилище, то обращайтесь в нашу строительную компанию, мы можем реализовать любой проект брусового дома за материнский капитал. Наш каталог домов из бруса […]
  • Пособие по уходу за пенсионером старше 80 Как оформить уход за пожилым человеком после 80 лет За что полагается компенсация? Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.06.2007 N 343 гражданину полагается компенсация за заботу (поговорить, купить продукты и лекарства, приготовить поесть, убраться, постирать […]
  • Документы для получения пособия при рождении ребенка в рк Документы для получения пособия при рождении ребенка в рк Дополнительное единовременное пособие при рождении ребенка: назначается гражданам, проживающим в Республике Карелия, в соответствии с Законом РК «О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих […]
  • Лицензия на такси владимирская область Лицензия на такси без ИП для желтого и белого цвета — Для машин которые работают только в Московской области без права работы в Москве и подключение к агрегаторам с Владимирской лицензей. Смотри ссылку. — Сроки изготовления до 2-х недель, срок действия 5 лет — Оплата […]