Полномочия органов местного самоуправления в сфере окружающей среды

Лекция 7: «Пределы ведения и полномочия местного самоуправления»

7.6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, экологии, природопользования, землепользования и недропользования

В рассматриваемых сферах управления у органов местного самоуправления полномочия имеют межотраслевой характер. Это обусловлено тем, что органы местного самоуправления либо могут являться субъектами тех или иных общественных отношений в сферах охраны окружающей среды, экологии, природопользования, землепользования и недропользования, либо они вправе, имея объекты управления в собственности, распоряжаться (управлять) ими для решения тех или иных вопросов местного значения.

Так, от имени городских, сельских поселений и других муниципальных образований в лесных отношениях могут участвовать органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, расположенных в границах городских и сельских населенных пунктов (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Муниципальные образования являются участниками водных отношений. В их собственности могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), расположенные полностью в границах одного населенного пункта и не находящиеся в частной собственности.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определять иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований.

Органы местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда могут устанавливать условия общего водопользования на обособленных водных объектах, находящихся в муниципальной собственности.

Использование водных объектов для любительского и спортивного рыболовства может разрешаться органами местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной рыбных ресурсов и федеральным органом исполнительной власти по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им полномочий.

К таковым относятся:

1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;

2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;

3) предоставление разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;

4) приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений законодательства;

5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В сфере земельных отношений к полномочиям органов местного самоуправления относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Нормативным правовым актом органа местного самоуправления может быть установлен публичный сервитут в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений обязаны информировать о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства или об изъятии землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для муниципальных нужд.

Земли для размещения и постоянной деятельности органов управления внутренними войсками, соединений, воинских частей (подразделений), военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск безвозмездно могут предоставляться им в постоянное или временное пользование органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

На основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей решениями органов местного самоуправления могут быть образованы территории традиционного природопользования местного значения. А предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления могут осуществлять следующие полномочия в области мелиорации земель:

— владение, пользование и распоряжение мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями, находящимися в муниципальной собственности;

— обеспечение защиты окружающей природной среды при проведении мелиорации земель на соответствующих территориях;

— участие в экспертизе проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;

— координация и регулирование в пределах своей компетенции деятельности граждан (физических лиц) и юридических лиц в области мелиорации земель.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, сходны у различных видов муниципальных образований.

Так, к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В области охраны атмосферного воздуха органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. В городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Полномочия органов местного самоуправления в области благоустройства и охраны окружающей среды

Благоустройство имеет целью создание удобной, приятной для людей среды их повседневного обитания. Вопросы благоустройства муниципальных образований составляют, в частности, озеленение территории, капитальный ремонт и текущее содержание улично-дорожной сети. В муниципальных образованиях в структурах местных администраций создаются функциональные подразделения (комитеты, отделы), занимающиеся организацией и проведением работ по благоустройству. Принимаются положения о их деятельности.

Основными задачами органов благоустройства являются: формирование текущих и перспективных планов и осуществления единой политики в сфере благоустройства и озеленения муниципального образования; координация деятельности муниципальных предприятий и учреждений по вопросам благоустройства и озеленения муниципального образования; обеспечение временного ограничения либо прекращения движения по автомобильным дорогам общего пользования вследствие сезонных дорожно-климатических условий или производства ремонта на них и т.п.

Для решения указанных задач органы благоустройства обладают следующими основными полномочиями: разработка программ по развитию, капитальному ремонту и текущему содержанию улично-дорожной сети муниципального образования; выдача разрешений на транспортировку негабаритных и тяжеловесных грузов по улицам муниципального образования; контроль использования бюджетных средств, выделенных на ремонт и содержание объектов благоустройства; организация обследования состояния искусственных сооружений (мостов, эстакад, плотин); согласование отвода земельных участков и выдача технических условий на благоустройство и озеленение этих участков; выдача технических условий на размещение объектов в муниципальном образовании в части: организации подъезда, инженерной подготовки, отвода поверхностных вод, мусороудаления, благоустройства и озеленения прилегающей территории; оформление документов на снос зеленых насаждений; рассмотрение проектной документации на размещение новых объектов и прокладка инженерных сетей к ним; осуществление контроля за содержанием улично-дорожной сети; разработка и согласование тарифов на работы по благоустройству, выполняемых за счет средств местного бюджета; оформление документов по передаче на баланс элементов внешнего благоустройства и ряд иных полномочий.

Многие муниципальные образования принимают правила благоустройства. Например, подобные правила существуют в городе Радужном Ханты-Мансийского автономного округа [1] . Подобные правила определяют объекты благоустройства: уличное техническое оборудование, игровое и спортивное оборудование, детские площадки, площадки отдыха, площадки автостоянок, освещение, осветительное оборудование, устанавливают требования к оформлению, содержанию зданий и сооружений. Правила устанавливают, что жители соответствующего муниципального образования обязаны бережно относиться к объектам благоустройства и зеленым насаждениям, соблюдать правила содержания придомовой территории, не допускать ее загрязнения. Жители муниципальных образований имеют право участвовать в осуществлении мероприятий при проведении работ по благоустройству, озеленению и содержанию придомовых территорий; вносить предложения в органы местного самоуправления по улучшению использования и обеспечения сохранности объектов благоустройства и озеленения.

Наряду со специализированными органами вопросами благоустройства занимаются также иные муниципальные органы, например ведающие делами транспорта, связи, организации дорожного движения. Без надлежащей организации данной области муниципальной жизни трудно говорить о благоустроенности поселений. Подобные органы местных администраций имеются в каждом муниципальном образовании. В городе Владивостоке, например, создано управление транспорта администрации г. Владивостока [2] .

Основными целями указанных органов, как правило, являются: организация и развитие пассажирских перевозок на территории муниципального образования; обеспечение эффективного функционирования дорожного движения на улично-дорожной сети муниципального образования. Целью создания указанных органов является формирование и обеспечение проведения единой транспортной политики на территории муниципальных образований, осуществление регулирования, координации и контроля деятельности транспортного комплекса муниципальных образований, направленные на удовлетворение транспортных потребностей населения, культурное и качественное обслуживание.

Среди вопросов местного значения муниципального района сфера благоустройства и озеленения, как правило, не выделяется, что вполне объяснимо. Поскольку муниципальный район состоит из поселений, то благоустройство и озеленение осуществляются в поселениях, а не в муниципальном районе в целом. Однако надо иметь в виду, что функции публичного управления в отдельных населенных пунктах муниципальных районов (тех, что не входят в состав поселений) осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов, в том числе и в части вопросов благоустройства.

Важность вопросов экологии предопределяет создание в муниципальных образованиях функциональных подразделений по экологии и природопользованию. Так, в г. Сургуте утверждено Положение о комитете по природопользованию и экологии [3] . Главной целью деятельности муниципальных органов по экологии и природопользованию является создание экологически безопасных условий для проживания человека, обеспечение рационального использования природных ресурсов. Иногда органы по экологии и природопользованию администраций муниципальных образований относят к органам, отвечающим за благоустройство.

Читайте так же:  Требования к пневмоприводам

Указанные органы обладают следующими полномочиями:

  • – осуществление управления и контроля в области использования и охраны земель, недр, лесов, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других природных ресурсов на подведомственной территории;
  • – координирование работы по составлению и ведению комплексного муниципального кадастра; организация разработки, создания и эксплуатации геоинформационной системы – экологического мониторинга на подведомственной территории в пределах полномочий органов местного самоуправления;
  • – участие в разработке генплана, проектов планировки и застройки;
  • – согласование разрешения на проведение земляных работ, контроль их проведения, участие в приемке земель после окончания работ;
  • – контроль санитарной очистки производственных территорий;
  • – организация управления зелеными насаждениями в муниципальном образовании и их учет;
  • – организация планирования, финансирования, создания и содержание зеленых насаждений общего пользования в муниципальном образовании;
  • – выдача технических условий на проектирование и создание зеленых насаждений;
  • – принятие решений о применении оптимальной технологии очистки питьевой и сточных вод;
  • – организация мониторинга качества питьевой воды и стоков на территории муниципального образования;
  • – организация разработки и реализации основных направлений улучшения качества питьевой воды и очистки стоков;
  • – организация проведения экспертизы проектируемых, строящихся и действующих сооружений водоснабжения и очистки стоков;
  • – участие в разработке и выполнении программы по использованию земель, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;
  • – участие в работе по предоставлению и изъятию в установленном порядке земельных участков, планированию и использованию земель, находящихся в ведении органов местного самоуправления;
  • – организация разработки, утверждения и реализации программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
  • – организация учета лесного фонда; организация выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней;
  • – осуществление контроля в сфере использования, воспроизводства, охраны и защите лесов;
  • – участие в организации воспитания, образования и просвещения населения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
  • – обеспечение населения необходимой информацией по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
  • – организация учета и оценки объемов отходов производства на объектах, расположенных на подведомственной территории, независимо от форм собственности и подчинения;
  • – осуществление координации работ по санитарному содержанию территорий, осуществление контроля за санитарным состоянием и производством работ по содержанию территорий в пределах муниципального образования.
  • [1] Постановление главы администрации г. Радужный от 22.03.2006 № 144 «Об утверждении Правил благоустройства и озеленения на территории города Радужный».
  • [2] Постановление главы администрации г. Владивостока от 07.12.2005 № 1795 «Об управлении транспорта администрации города Владивостока».
  • [3] Распоряжение мэра г. Сургута от 12.07.2001 № 1870 «Об утверждении Положения о комитете по природопользованию и экологии».

Полномочия органов местного самоуправления по использованию и охране природных ресурсов.

В рассматриваемых сферах управления у органов местного самоуправления полномочия имеют межотраслевой характер. Это обусловлено тем, что органы местного самоуправления либо могут являться субъектами тех или иных общественных отношений в сферах охраны окружающей среды, экологии, природопользования, землепользования и недропользования, либо они вправе, имея объекты управления в собственности, распоряжаться (управлять) ими для решения тех или иных вопросов местного значения.

Так, от имени городских, сельских поселений и других муниципальных образований в лесных отношениях могут участвовать органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, расположенных в границах городских и сельских населенных пунктов (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).Муниципальные образования являются участниками водных отношений. В их собственности могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), расположенные полностью в границах одного населенного пункта и не находящиеся в частной собственности.Органы местного самоуправления вправе устанавливать места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определять иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований.Органы местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда могут устанавливать условия общего водопользования на обособленных водных объектах, находящихся в муниципальной собственности.Использование водных объектов для любительского и спортивного рыболовства может разрешаться органами местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной рыбных ресурсов и федеральным органом исполнительной власти по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им полномочий.К таковым относятся:1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;

2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;3) предоставление разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;4) приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений законодательства;5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.В сфере земельных отношений к полномочиям органов местного самоуправления относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.Нормативным правовым актом органа местного самоуправления может быть установлен публичный сервитут в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.Органы местного самоуправления городских или сельских поселений обязаны информировать о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства или об изъятии землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для муниципальных нужд.Земли для размещения и постоянной деятельности органов управления внутренними войсками, соединений, воинских частей (подразделений), военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск безвозмездно могут предоставляться им в постоянное или временное пользование органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.На основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей решениями органов местного самоуправления могут быть образованы территории традиционного природопользования местного значения. А предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, сходны у различных видов муниципальных образований.Так, к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.В области охраны атмосферного воздуха органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. В городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

21) Территориальные основы местного самоуправления. Местное самоуправление обладает таким важным природным свойством как общинность, которая проявляется в том, что местное самоуправление имеет отчетливо выраженную территориальность. Оно осуществляется только там, где реально проживают люди, т.е. в селах, деревнях, поселках и городах до определенной величины.Территориальное устройство местного самоуправления предполагает разделение населения по территориальному признаку в силу сложившихся историко-географических условий. Если, например, хозяйствующие субъекты объединяют людей профессиональным интересом, то местное самоуправление, как публичная власть предполагает территориальную их организацию. Оно строится на ограниченной территории. Нормативные акты, принимаемые при реализации властных полномочий, действуют только в пределах этой территории. Жители и органы местного самоуправления реализуют свои властные полномочия только в пределах определенной территории.Под территориальной основой местного самоуправления следует понимать совокупность регулируемых нормами права отношений, возникающих по поводу его территориального устройства.Можно обозначить следующие отношения, складывающиеся по поводу территориального устройства.

Во-первых, это отношения, складывающиеся между органами государственной власти и гражданами по поводу определения территорий, в пределах которых может функционировать местное самоуправление. В данном случае в качестве субъектов отношений по поводу территориального устройства местного самоуправления, с одной стороны, выступает орган государственной власти, с другой, — граждане всей страны. Таким образом, была решена задача о территориальном устройстве местного самоуправления в масштабе страны.Во-вторых, это отношения, складывающиеся между жителями и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В данном случае органы государственной власти субъекта РФ вступают в отношения с жителями для изучения их мнения. Затем на основе результатов референдума может быть принят закон о территориальном устройстве местного самоуправления.В-третьих, отношения по поводу территориального устройства местного самоуправления складываются при установлении и изменении границ муниципального образования. В-четвертых, отношения, складывающиеся между жителями и представительными органами местного самоуправления при образовании, объединении, преобразовании или упразднении внутригородских муниципальных образований, установлении или изменении их границ.Территориальная основа местного самоуправления, как основа публичной муниципальной власти, является одним из неотъемлемых его признаков, так как любая публичная власть предполагает территориальную организацию. -В силу этого было бы целесообразно ввести единую терминологию в законодательстве о местном самоуправлении относительно территориальной основы, обозначить ее содержание.

Территориальная основа местного самоуправления имеет внутреннее содержание, которое предусматривает создание муниципального образования, состав территории муниципального образования, порядок изменения границ муниципального образования. При этом существует несколько способов изменения границ территорий. К ним можно отнести объединение территорий нескольких муниципальных образований, выделение и присоединение территории:Все это важно закрепить в законодательстве субъектов Российской Федерации, касающемся территориального устройства местного самоуправления. В законах отдельных субъектов РФ предусмотрен такой подход (Иркутская, Свердловская области, Ставропольский, Красноярский края и т.д.).Факторы, оказывающие влияние на формирование территориальной основы местного самоуправления закреплены в ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Читайте так же:  Полис осаго за 1600 рублей в саратове

а) Наличие населения на территории, где устанавливается местное самоуправлениеМестное самоуправление устанавливается только при наличии жителей в пределах той или иной территории. Очень важным является вопрос о численности населения. От этого зависит необходимость избрания представительного органа местного самоуправления. Федеральный закон не предусматривает критерий численности, при которой нецелесообразно формировать представительный орган.

б) На данной территории должна присутствовать муниципальная собственность, которая может включать в себя движимое и недвижимое имущество. Это земля, здания, сооружения, дороги, муниципальный транспорт, различные коммуникации и т.д. Такое требование обусловлено тем, что муниципальная власть может быть реализована только в Том случае, если она обладает материальной основой.Территориальная основа, как видно, обусловлена наличием элементов экономической основы. Эти два понятия «территория и «экономика» взаимосвязаны и взаимообусловлены.в) Создание муниципального образования закон связывает с наличием местного бюджета. Наличие местного бюджета непосредственно связано с состоянием и развитием производственной сферы на территории, а также различных видов деятельности, которые являются источниками доходов.

Местный бюджет входит в состав муниципальной собственности. Такое положение закреплено в ст. 29 данного Федерального закона.Для установления реального местного самоуправления,

24) Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно — коммунального хозяйства. Полномочия районной администрации в области жилищного хозяйства. Районная администрация:1) организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства;2) распределяет в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляет им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, решает вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдает ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам;3) выполняет за счет собственных средств или на хозрасчетных договорных началах заказы администрации сельских населенных пунктов, поселков и городов по развитию электрификации, газоснабжения, водоснабжения населенных пунктов; дает заключения по планам строительства электрических, водопроводных, канализационных, тепловых и газовых сетей и сооружений предприятиями и организациями на территории района;4) осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, всех объектов коммунального хозяйства, обеспечивает бесперебойное коммунальное обслуживание населения, устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения; принимает меры по обеспечению населения топливом;5) организует благоустройство населенных пунктов, привлекает на договорной основе к этой работе предприятия, учреждения, организации, а также население; контролирует благоустройство производственных территорий, осуществляет озеленение, охрану зеленых насаждений и водоемов, создает места отдыха граждан;7) ведает кладбищами, обеспечивает содержание в надлежащем состоянии иных мест погребения.Полномочия районных, городских, районных в городе, поселковых, сельских Советов народных депутатов в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда

Районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские Советы народных депутатов РСФСР в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда:1) руководят подведомственным жилищным хозяйством;2) обеспечивают сохранность, правильную эксплуатацию, проведение капитального и текущего ремонта жилищного фонда, находящегося в их ведении;3) осуществляют государственный учет жилищного фонда на территории района, города, поселка, сельсовета, а также государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;4) распределяют жилую площадь и предоставляют гражданам жилые помещения в домах жилищного фонда, находящегося в ихедении;5) решают другие вопросы в области использования и сохранности жилищного фонда в соответствии с законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и иным законодательством

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 15 ; Нарушение авторских прав

Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды

Охрана окружающей среды на территории муниципального образования — это комплекс мер, осуществляемых органами местного самоуправления и предназначенных для ограничения или смягчения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды — это деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды закреплены в экологическом и муниципальном праве и законодательстве. Экологическое право включает природоресурсное право, которое призвано обеспечивать охрану и рациональное использование земель, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха.

Таким образом, экологические полномочия органов местного самоуправления могут быть разделены на две группы. Природоохранные полномочия органов местного самоуправления представляют собой определяемую федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом муниципального образования совокупность прав и обязанностей этих органов по осуществлению деятельности, направленной на сохранение и восстановление окружающей среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на эту среду и ликвидацию последствий такого рода деятельности [1] . Природоресурсные полномочия — это установленные федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными нормативными актами права и обязанности органов местного самоуправления по рациональному использованию и охране природных ресурсов, находящихся на территории муниципального образования. И природоохранные, и природоресурсные полномочия должны осуществляться органами местного самоуправления с учетом экологических интересов населения, а точнее в целях защиты таких интересов при ведении на территории муниципального образования любой деятельности, которая влияет на состояние окружающей среды. Именно поэтому обязательной основой деятельности органов местного самоуправления являются принципы охраны окружающей среды, которые указаны в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Осуществление экологических полномочий органов местного самоуправления — это их право и обязанность решать вопросы местного значения в природоохранной и природоресурсной сфере, а также осуществлять передаваемые им в установленном законом порядке отдельные государственные полномочия. Реализация таких полномочий направлена на сохранение и восстановление окружающей природной среды, благоприятной для проживания населения, на предотвращение и уменьшение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение компенсации причиняемого экологического вреда 1 .

Экологические полномочия органов местного самоуправления устанавливаются экологическим законодательством путем прямого закрепления, а также муниципальным законодательством посредством их включения в перечень вопросов местного значения [2] [3] .

В ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определен перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, к вопросам местного значения городских и сельских поселений указанный Закон относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; муниципальных районов — организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; городских округов — организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» закрепляет также обязанности органов местного самоуправления по охране окружающей среды. Так, в соответствии со ст. 13 «Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду» органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие гражданам, общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. Органы местного самоуправления обязаны соблюдать требования к охране озонового слоя атмосферы (п. 3 ст. 54), а также принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты (п. 1 ст. 55).

На основании Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» органы местного самоуправления в городских и иных поселениях организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (ст. 19), организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях муниципальных образований (ст. 23). Также органы местного самоуправления наделены некоторыми полномочиями в области экологической экспертизы в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органы местного самоуправления вправе создавать особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. Если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более 5% от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта РФ. На особо охраняемых природных территориях местного значения уполномоченными органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в порядке, устанавливаемом муниципальными правовыми актами.

В природоресурсном законодательстве содержатся правовые нормы, определяющие полномочия органов местного самоуправления в сфере рационального природопользования и охраны природных ресурсов. Так, ВдК РФ устанавливает, что в собственности муниципального образования могут находиться пруды, обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию (ст. 8 ВдК РФ).

К полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся владение, пользование, распоряжение такими водными объектами, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, по охране таких водных объектов, установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы (ч. 1 ст. 27 ВдК РФ).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд. К полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, кроме полномочий собственника, относится предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований (ч. 2 и 3 ст. 27 ВдК РФ).

Лесной кодекс РФ определяет полномочия органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности:

  • 1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками;
  • 2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды;
  • 3) установление ставок платы за единицу объема древесины;
  • 4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов;
  • 5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков;
  • 6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах;
  • 7) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности;
  • 8) представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.
Читайте так же:  Журнал доходов патент

Кроме того, органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых находятся городские леса (ст. 84 ЛК РФ).

В соответствии с природоресурсным и экологическим законодательством органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, в том числе в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ст. 84 ЛК РФ), в области охраны и использования объектов животного мира (ст. 8 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»), в области охраны атмосферного воздуха (ст. 7 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).

Закон об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г. вопросы местного значения в области экологических отношений дифференцирует в зависимости от типа муниципального образования.

В частности, к вопросам местного значения муниципального района Закон относит:

организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

защиту населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

осуществление муниципального лесного контроля.

Конкретные полномочия в области экологических отношений указанный Закон закрепляет также за городскими поселениями и городскими округами.

Субъекты РФ вправе устанавливать экологические полномочия органов местного самоуправления в собственных нормативных правовых актах. Например, согласно Закону от 9 ноября 2004 г. № 69-ЗАО «Об особо охраняемых природных территориях Ямало-Ненецкого автономного округа» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий относятся:

  • 1) осуществление управления и контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа;
  • 2) по согласованию с администрацией автономного округа образование особо охраняемых природных территорий местного значения, установление и изменение их границ, охранных зон, режима охраны, положений об особо охраняемых природных территориях местного значения;
  • 3) по согласованию с администрацией автономного округа образование иных категорий особо охраняемых природных территорий местного значения (территорий, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.);
  • 4) организация сбора кадастровой информации по особо охраняемым природным территориям местного значения в соответствии с федеральным законодательством;
  • 5) реализация в границах особо охраняемых природных территорий местного значения природоохранных мероприятий.

Основными экологическими проблемами в ряде субъектов РФ являются загрязнение атмосферного воздуха, водных объектов, окружающей среды отходами производства и потребления. По результатам анализа обеспеченности запасами питьевой воды в муниципальных районах Тюменской области Сладковский муниципальный район, например, отнесен к объектам, не обеспеченным запасами пресной воды из защищенных от загрязнения и засорения подземных водных источников [4] .

Для эффективного решения экологических проблем муниципальные образования закрепляют в собственных нормативных правовых актах экологические полномочия органов местного самоуправления и выделяют средства муниципальных бюджетов на их реализацию. Так, согласно Уставу муниципального образования город Губкинский администрация города осуществляет планирование и реализацию мероприятий по охране окружающей среды в границах города, организует проведение общественных обсуждений, опросов, референдумов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.

Администрация г. Салехарда в области использования земель, других природных ресурсов и охраны окружающей среды в соответствии с Уставом муниципального образования город Салехард планирует и реализует мероприятия по охране окружающей среды в границах муниципального образования; информирует население об экологической обстановке на территории муниципального образования, принимает в случае стихийных бедствий и аварий меры по обеспечению экологической безопасности населения; информирует соответствующие органы о действиях предприятий, учреждений, организаций, представляющих угрозу окружающей среде, нарушающих законодательство о природопользовании, осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Особое внимание в своей деятельности муниципальные образования уделяют организации сбора, вывоза, утилизации и переработки мусора, бытовых и промышленных отходов. Например, администрацией Тобольского муниципального района было издано постановление от 30 июля 2013 г. № 31 «Об утверждении порядка сбора и размещения отходов производства, потребления на территории поселений Тобольского района», в котором в соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г., федеральными законами от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливаются права и обязанности организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами потребления, определяется порядок организации деятельности по сбору и вывозу отходов производства и потребления на территории сельских поселений в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения и окружающую природную среду.

В 2007 г. в г. Тюмени была разработана и утверждена концепция (модель) регулирования деятельности в сфере сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Для реализации принятой модели по обращению с отходами на территории г. Тюмени были разработаны и утверждены постановлением администрации г. Тюмени от 18 октября 2007 г. № 24-пк Порядок сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Тюмени, а решением Тюменской городской Думы от 26 июня 2008 г. № 81 Правила благоустройства города Тюмени. В вышеуказанных документах определены права и обязанности каждого участника процесса обращения с отходами на территории города.

Нормативные акты субъектов РФ, муниципальных образований дополняют и конкретизируют федеральное природоресурсное и природоохранное законодательство. Вопросы охраны окружающей среды в муниципальных образованиях также решаются путем действия целевых программ. Основными целями программ являются улучшение экологической обстановки на территориях муниципальных образований, на территориях с наибольшими нарушениями экологических и санитарных нормативов охраны и качества окружающей природной среды. Задачами программ могут стать охрана водных объектов от загрязнения за счет очистки и обеззараживания отводимых производственно-бытовых сточных вод, сокращение выбросов вредных химических веществ за счет проведения модернизации объектов теплоснабжения и т. д. Реализация программ позволяет повысить экологическую и санитарно- эпидемиологическую безопасность при организованном размещении отходов производства и потребления. Например, администрацией г. Сургута утверждена муниципальная программа «Охрана окружающей среды города Сургут на 2014—2020 годы», которая разработана с учетом природно-климатических особенностей города, в соответствии с российским и окружным природоохранным законодательством и является организационной основой муниципальной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Основными направлениями реализации программы в 2014—2020 гг. являются снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую природную среду, обеспечение экологической безопасности населения, экологическое просвещение и пропаганда, благоустройство рекреационных зон, использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, обеспечение реализации вопросов местного значения в области создания экологически безопасных условий для проживания человека, обеспечения рационального использования природных ресурсов [5] .

Для реализации экологических полномочий муниципальные образования создают специализированные органы в структуре органов местного самоуправления. Например, в структуре администрации г. Нижневартовск создано Управление по природопользованию и экологии, основными задачами которого являются:

обеспечение рационального использования, сохранения и восстановления природных ресурсов;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

осуществление муниципального контроля;

предоставление муниципальных услуг;

экологическое просвещение населения города 1 .

В муниципальном образовании городской округ город Урай образован Координационный совет в области охраны окружающей среды [6] [7] .

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Поясните значение экологической функции местного самоуправления. На каких принципах должна быть основана деятельность органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды и природопользования?
  • 2. Какие две группы экологических полномочий органов местного самоуправления можно выделить в системе российского законодательства?
  • 3. Какими нормативными правовыми актами могут закрепляться экологические полномочия органов местного самоуправления?
  • 4. Каковы основные полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды?
  • 5. Перечислите полномочия органов местного самоуправления в области использования и охраны лесов.
  • 6. Какие водные объекты могут находиться в муниципальной собственности?
  • 7. Приведите примеры муниципальных программ в сфере охраны окружающей среды.

Похожие статьи:

  • Приказ минздравсоцразвития рф от 23122009 г 1012н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 июня 2011 г. N 473н "О внесении изменений в Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального […]
  • Договор купли-продажи квартиры с ребенком старше 14 лет Особенности договора купли-продажи квартиры с участием несовершеннолетних детей: образец документа Как правило продажа квартиры осуществляется через договор купли-продажи, заключаемый сторонами, одна из которых выступает продавцом, другая покупателем. Основная […]
  • Договор на часть ставки Договор оказания услуг заключен в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". С 01.01.2019 произойдет увеличение ставки НДС с 18% до 20%. Как изменение ставки соотносится […]
  • Не хотят подписывать заявление на отпуск Правомерно ли не подписывают заявление на отпуск, на 14 дней? Добрый день! Мной было отгулено по отдельности 14 дней отпуска из 28 (7 дней весной и 7 дней с 28.09.16 по 04.10.16 ). Оставшиеся 14 дней я хочу взять с 17.11.16 по 30.11.16. Начальник не подписывает […]
  • Заявление на переуступку прав аренды помещения Как происходит переуступка прав аренды нежилого помещения и для чего это нужно? При оформлении сделок аренды нежилых помещений между сторонами заключается договор в письменной форме, который регистрируется в территориальных органах с последующим внесением записей в […]
  • Договор отау тв Договор отау тв Обратитесь к Авторизованному дилеру Обратитесь Авторизованному дилеру. Полный список дилеров вы найдете здесь . On-line заявка Ваша заявка поступит в Службу приема обращений, после чего с Вами свяжется наш авторизованный дилер, обслуживающий […]