Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства рб

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства (2)

Главная > Реферат >Государство и право

Министерство общего и профессионального образования

Новый Гуманитарный Университет Натальи Нестеровой

Реферат по коммерческому праву

Ответственность за нарушение

Студентки 5 курса

Коломиец Светланы Вячеславны

Министерство общего и профессионального образования 1

Предпосылки возникновения ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. 4

Гражданско-правовая ответственность 7

Административная ответственность 8

Уголовная ответственность 10

Рыночные отношения невозможны без конкуренции. В экономике она выполняет ряд важнейших регулирующих функций и объективно обеспечивает развитие рынка. Непосредственной целью законодательства о конкуренции является формирование, развитие и стабилизация конкурентных отношений в экономике. Государство вполне оправданно устанавливает необходимые меры юридической поддержки и охраны конкуренции, в том числе и с использованием средств государственного принуждения.

Практика антимонопольного регулирования молода и находится в стадии своего совершенствования, но её значимость выражается в необходимости отслеживания антимонопольными органами нарушений антимонопольного законодательства и применения конкретных мер ответственности за данные виды нарушений в целях недопущения монополизации ранка и недобросовестной конкуренции, обеспечения одинаковых прав всем участникам товарного рынка.

Единая система государственного антимонопольного регулирования, основана на общих целях и конституционном принципе

недопустимости противоправного монополизма и недобросовестной конкуренции.

Предпосылки возникновения ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Конкурентное законодательство предусматривает последствия нарушения установленных им правил поведения, а также наделяет антимонопольные органы и органы регулирования естественных монополий правами по применению различных мер воздействия на правонарушителей. Меры воздействия в основном направлены на прекращение нарушения, восстановления положения, существовавшего до нарушения, запрещение совершать действия, ограничивающие конкуренцию. Вместе с тем мерой воздействия является и привлечение к ответственности, т.е. наказание правонарушителя. В зависимости от вида и меры ответственности она может возлагаться антимонопольным органом или судом.

Понятие «нарушение антимонопольного законода­тельства» включает в себя следующие виды правонарушений:

— неисполнение в срок предписаний антимонопольных органов;

— воспрепятствование выполнению сотрудниками антимонополь­ных органов возложенных на них обязанностей;

— не предоставление ходатайств и заявлений, предусмотренных статьями 17 и 18 Закона «О конкуренции…»;

— неисполнение законных требований предъявляемых в соот­ветствии с п.3 статьи 17 и п.4 статьи 18 Закона «О конкуренции…»;

— непредставление в срок документов либо иной информации необходимой для осуществления деятельности антимонопольных органов

— представление антимонопольным органам недостоверных сведений;

— регистрация коммерческих организаций или их объединений без согласия антимонопольного органа в случаях предусмотренных статьей 17 Закона «О конкуренции»;

— разглашение должностными лицами антимонопольных органов сведений составляющих коммерческую тайну;

— неисполнение или ненадлежащее исполнение антимонопольным органом своих обязанностей, причинившее убытки хозяйствующему субъекту или иному лицу.

Статья 22.1 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монопо­листической деятельности на товарных рынках» в редакции Феде­рального закона 1995 года предусматривает за виновные противоп­равные действия, нарушающие антимонопольное законодательство такие виды ответственности как гражданско-правовая, административ­ная и уголовная. Наступлению любого вида ответственности должно предшествовать решение антимонопольного органа, принятое по результатам рассмотрения дела, возбужденного по факту такой деятельности, с выдачей предписания о ее прекра­щении.

Рассмотрение дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства осуществляется в соответствии с Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства (в редакции Приказа МАП РФ от 17 декабря 1999г N 441).

По результатам рассмотрения дела, при подтверждении фактов осуществления монополистической деятельности, выдается предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Исходя из действующего антимонопольного законодательства РФ, можно выделить два основных вида предписаний, различающихся между собой по адресатам (объектам антимонопольного воздействия) и содержанию.

К первому виду относятся предписания, адресованные хозяйс­твующим субъектам и требующие от них совершения определенных организационных или оперативно-хозяйственных мероприятий.

Адресатами другого вида предписаний выступают органы исполнительной власти и местного самоуправления. К ним могут быть предъявлены требования об отмене или изменении принятых ими неп­равомерных актов, о прекращении нарушений, о расторжении или из­менении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонополь­ному законодательству России.

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность реализуется путем взыскания убытков, причиненных противоправными действиями (бездействиями) как хозяйствующих субъектов, так и органов исполнительной власти и местного самоуправления и их должностных лиц. Основной гражданско-правовой санкцией является возмещение убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства. Убытки определяются по правилам ст. 15 ГК РФ и могут быть взысканы судом по иску лица, которому они причинены. Принимаемое судом в соответствии с гражданским законода­тельством решение о возмещении убытков, причиненных хозяйствующему субъекту или иному лицу монополистической деятельностью, должно базироваться на предварительно принятом решении антимонопольного органа, констатирующего факт такого правонарушения.

Также меры гражданско-правовой ответственности определены законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в виде предупреждения и штрафа. В законе устанавливаются предельные размеры штрафа, кратные минимальному размеру оплаты труда. Прибыль, полученная в результате нарушения антимонопольного законодательства, подлежит перечислению в федеральный бюджет.

Административная ответственность

В комплекс административного законодательства входят положения ряда статей закона «О конкуренции», Федерального закона «О рекламе», Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», предусматривающие отдельные составы правонарушений и юрисдикцию федерального антимонопольного органа и его территориальных управлений.

В соответствии со ст.23.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях рассматривать дела о нарушении Закона «О конкуренции» (административные правонарушения), предусмотренные ст. 14.3, 14.6, ч.1 и 2 ст. 14.8, ст. 14.9, ч.2 ст. 19.5 и ст. 19.8 Кодекса, и налагать административные взыскания от имени федерального антимонопольного органа вправе руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители, руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, и их заместители.

Меры административной ответственности указаны в виде предупреждения и штрафа. Закон «О конкуренции…» устанавливает конкретные составы правонарушение и предельные размеры штрафа, кратные минимальному размеру оплаты труда. Конкретный размер штрафа может зависеть не только от разновидности правонарушения, но и от финансового положения нарушителя.

Штраф, наложенный антимонопольным органом на коммерческую или некоммерческую организацию, взыскивается в без акцептном по­рядке в 30-дневный срок со дня вынесения решения о его взыска­нии.

Штраф, взыскиваемый с должностных лиц и граждан, в том чис­ле и индивидуальных предпринимателей, уплачивается ими в 30-дневный срок со дня получения решения о наложении штрафа.

При уклонении от уплаты штрафа в установленный срок или неуплате штрафа в полном размере антимонопольный орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании суммы штрафа, а также пени за каждый день просрочки. При применении норм ответственности к должностным лицам антимонопольные органы должны устанавливать ответственных должностных лиц, руководствуясь должностными инструкциями и определяя служебные обязанности работников. Причем это следует определять в каждом конкретном случае установления факта нарушения.

Отсутствие не только в законе «О конкуренции…», но и в других законодательных актах РФ единого и универсального понятия «должностное лицо» затрудняет деятельность органов административной юрисдикции по пресечению нарушений законодательства.

Суммы рассматриваемых штрафов уплачиваются в федеральный бюджет. Уплата штрафа не освобождает от обязанности исполнить пред­писание антимонопольного органа или совершить иные действия, предусмотренные антимонопольным законодательством.

Уголовная ответственность

Законодатель, поместив в УК России статьи о монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, подчеркивает тем самым особую значимость правовой охраны конкурентных отношений и соблюдения антимонопольных правил экономической деятельности.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96г. (ст.178) предусматривает уголовную ответственность за монополистическую деятельность и ограничение конкуренции, совершенные путем уста­новления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономической дея­тельности, установления или поддержания единых цен. Ответственность предусмотрена в виде штрафа в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо лишением свободы на срок от двух лет до пяти лет. Перечисленные деяния, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, а ровно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства, наказываются лишением свободы на срок от трех лет до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.

Читайте так же:  Где оформить загранпаспорта нового образца в уфе

Преступления, предусмотренные ч.1 ст.178 относятся к числу формальных составов, то есть для наступления уголовной ответственности не требуется доказательств реального причинения вреда. Преступление совершается умышленно, виновный осознает, что предпринимаемые им действия ведут к ограничению конкуренции, и стремиться к этому результату.

Иные преступные нарушения в сфере конкуренции, совершенные участниками финансовых рынков (профессиональные участники рынка ценных бумаг и кредитные организации), квалифицируются на основании специальных статей УК. Так, заведомо ложная реклама как проявление недобросовестной конкуренции, допущенное в сфере финансовых рынков (например, умышленное введение в заблуждение потребителей рекламы банковских услуг), должна наказываться согласно ст. 182 УК России.

За незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну и касающихся деятельности участников финансовых рынков, при наличии необходимых признаков состава преступления наказание применяется согласно ст. 183 УК России.

В соответствии со статьей 175-1 Уголовного кодекса РФ неисполнение в срок должностным лицом органа власти, управления или хозяйствующего субъекта законных предписаний Антимонопольного комитета Российской Федерации, его территориального управления, если оно совершено лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за те же действия, наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом до десяти тысяч рублей, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Кроме того, следует особо подчеркнуть, что уголовно наказуемыми являются не любые проявления монополистических действий и ограничения конкуренции, а лишь совершенные указанными в уголовном законе способами. Перечень способов совершения монополистических действий приведен в ч. 1 ст. 178 УК России. В основе разграничения монополистических действий и ограничения конкуренции лежит критерий численности лиц, осуществляющих деяния. В одном случае эти деяния касаются односторонних манипуляций с монопольными ценами, в другом – это коллективные деяния, ограничивающие конкуренцию. В то же время в соответствии с антимонопольным законодательством (ст. 4-5 Закона о конкуренции) монопольно высокие (низкие) цены — это те цены, которые устанавливаются только хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке. Поэтому ст. 178 УК России (в части монопольных цен) распространяется исключительно на деятельность тех хозяйствующих субъектов (их руководителей), которые имеют доминирующее положение на товарном рынке согласно ст. 4 Закона о конкуренции. Есть и еще одно исключение — это субъекты естественных монополий (их руководители).

Антимонопольное законодательство России еще находится в стадии становления. В отличии от антимонопольных законодательств зарубежных стран, имеющих более чем столетнюю историю, оно насчитывает около десяти лет. Тем не менее, сегодня уже можно говорить о сложившемся правовом поле антимонопольного регулирования в нашей стране.

Конституция Российской Федерации

Гражданский кодекс РФ

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Уголовный кодекс Российской Федерации

ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991г

Апель А. Л., Бабянская Н. С. Коммерческое право России. Конспект лекций. – Спб. :Питер, 2003.

Дурова Т. Монополистическая деятельность: понятие, виды, ответственность// Закон. – 1996.

Ершова И. В. Предпринимательское право: Учебник. М.: Юриспруденция,2002.

Логинова М. Антимонопольное законодательство и рынок.// Законодательство и экономика. – 1995г.

Толкачев А. Н. Российское предпринимательское право. Учебное пособие для вузов. /А. Н. Толкачев. – М. :Издательство «Экзамен», 2003.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства рб

в пресс-центре БЕЛТА состоялся

круглый стол на тему:

«УСЛОВИЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В БЕЛАРУСИ: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ЗА ГОД?»

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 9 Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 года «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» антимонопольный орган рассматривает обращения (предложения, заявления, жалобы) хозяйствующих субъектов, государственных органов, физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам:

– о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе в части осуществления недобросовестной конкуренции;

– о соответствии соглашений и других действий хозяйствующих субъектов антимонопольному законодательству.

Основными формами нарушения антимонопольного законодательства являются:

  1. злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;
  2. соглашения, согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции;
  3. ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), соглашения и согласованные действия государственных органов с другим государственным органом либо хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам юридических и физических лиц;
  4. недобросовестная конкуренция.

Факт наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства устанавливается антимонопольным органом на основании:

  • документов и (или) сведений, поступающих из государственных органов и указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;
  • обращений (предложений, заявлений, жалоб) хозяйствующих субъектов, государственных органов, физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам, содержащих сведения, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;
  • сведений, полученных в рамках осуществления антимонопольным органом установленных законодательством полномочий и указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;
  • сведений, полученных из сообщений в средствах массовой информации и указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;
  • документов и (или) сведений, полученных в результате проведенной антимонопольным органом в установленном законодательством порядке проверки и указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Порядок установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства установлен Инструкцией о порядке установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 25 ноября 2016 г. №42.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2012 г. №114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля» и Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Фактически обращение это заменитель качеств подписавшегося. Чиновник невольно получает мнение о заявителе, который написал собственные взгляды, воспринимая текст и его мысли. В проблемах, если решение открывается от эмоционального состояния это является очень важным. Получить стоящий формуляр очень дорого. Причина — правильное составление очень серьезная услуга.

Антимонопольным законодательством в России признают законы и иные нормативные правительственные акты, которые способствуют развитию конкуренции в РФ, и, направлены на запрет (равно ограничение) монополий, то есть препятствующие созданию монопольных объединений и структур, монополистических действий. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства регламентируется главой 8 Федеральный закон № 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции». Также ответственность за нарушение антимонопольного законодательства может быть выражена административным законодательством — Кодексом об Административных правонарушениях.

В отличие от ответственности за нарушение миграционного законодательства или ответственности за нарушение избирательного законодательства, где административные дела рассматриваются в судебном порядке, ответственность в антимонопольной сфере имеет несколько иной порядок применения. Так, административный порядок возбуждения и рассмотрения антимонопольных дел специализированными органами, имеет особые условия и основания. Административные дела могут быть возбуждены по следующим основаниям:

— на основе заявлений, свидетельствующих о нарушении антимонопольного законодательства, которые могут быть поданы в письменной форме в федеральный антимонопольный орган с приложением необходимых документов: от представительных органов власти, коммерческих и некоммерческих организаций, федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также от физических лиц.

— по инициативе федерального антимонопольного органа или антимонопольного органа территориального управления.

Заявление в антимонопольные органы может быть подано только в письменной форме, с приложением подлинных (равно как и заверенных у нотариуса) документов, которые свидетельствует о фактах нарушениях антимонопольного законодательства. При этом, документы на иностранном языке, могут быть прикреплены только с приложением перевода на русский язык, заверенный нотариусом. Рассмотрение подобного заявления должно быть осуществлено антимонопольным органом не позднее одного месяца со дня его поступления. В некоторых случаях, заявление может быть рассмотрено в срок до трех месяцев, о чем заявитель извещается в письменной форме.

Читайте так же:  Как оформить документы на спортивный клуб

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства наступает для нарушителя, при наличии достаточных доказательств совершения им преступления в указанной сфере. Ответственность в нарушении антимонопольного законодательства несут юридические и физические лица, а также должностные лица, согласно действующему законодательству РФ.

При наличии признаков нарушения законодательства в антимонопольной сфере (заявление или иной факт нарушения) руководителем антимонопольного органа – территориального управления по местонахождению правонарушителя, либо по месту совершения преступления, издается указ о создании Комиссии для рассмотрения конкретного дела. Количество человек в Комиссии, которая будет рассматривать дело о нарушении антимонопольного законодательства, и принимать решение от имени АМО, не может быть меньше трех человек. По ходу подготовки дела к рассмотрению, Комиссия имеет право запрашивать всю необходимую информацию и документы, брать объяснение у фигурантов дела, привлекать третьих лиц, если это будет способствовать расследованию. Комиссией дела по антимонопольным нарушениям рассматриваются в трехмесячный срок со дня вынесения определения о возбуждении дела. При этом, председатель Комиссии обязан в пятидневный срок, с момента возбуждения дела, поставить в известность об этом заинтересованные лица, то есть заявителя и лицо, совершившего правонарушение.

Скачать ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

См. схему «Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства»

Статья 36. Обязательность исполнения решений и предписаний антимонопольного органа

Коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.

О конституционно-правовом смысле положений статьи 37 настоящего Федерального закона см. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 июня 2009 г. N 11-П

Статья 37. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

2. Привлечение к ответственности лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа, представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо осуществлять иные предусмотренные антимонопольным законодательством действия.

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ статья 37 настоящего Федерального закона дополнена частью 3, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Лица, права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

За виновные противоправные действия, нарушающие антимонопольное законодательство, субъекты хозяйствования несут юридическую ответственность. В зависимости от вида ответственности и необходимых мер, подлежащих применению к субъекту хозяйствования, меры ответственности могут налагаться антимонопольным органом или судом. К субъектам хозяйствования, нарушившим антимонопольное законодательство, могут применяться гражданские, административные или уголовные меры воздействия.

В случае нарушения антимонопольного законодательства юридические лица, должностные лица субъектов хозяйствования или граждане-предприниматели, обязаны в соответствии с предписаниями антимонопольных органов прекратить правонарушение, восстановить положение существовавшее первоначально, заключить договор в соответствие с нормами предписывающими антимонопольным законодательством, осуществить реорганизацию предприятия или совершить иные действия.

Предписания антимонопольных органов подлежат исполнению в установленный ими срок.

Прибыль, незаконно полученная хозяйствующим субъектом, в результате злоупотребления своим доминирующим положением на товарном рынке, заключением соглашений и осуществлением действий ведущих к ограничению конкуренции или осуществляющим недобросовестную конкуренцию, взыскивается судом и направляется в установленном порядке в республиканский или местные бюджеты.

В соответствии со ст. 1030 Гражданского кодекса Республики Беларусь лицо, осуществляющее недобросовестную конкуренцию, обязано прекратить противоправные действия и опубликовать опровержение распространенных сведений и действий, составляющих содержание недобросовестной конкуренции. В свою очередь, лицо, потерпевшее от недобросовестной конкуренции вправе требовать от недобросовестного конкурента в судебном порядке возмещения причиненных убытков [23].

В случае совершения хозяйствующими субъектами, государственными органами, их должностными лицами противоправных действий, нарушающих требования антимонопольного законодательства, антимонопольный орган может налагать административную ответственность в виде штрафа на виновных лиц за:

уклонение должностных лиц органов управления хозяйствующими субъектами от исполнения предписаний антимонопольных органов;

злоупотребление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке;

установление или поддержание монопольных цен;

Уголовная ответственность субъектов предусмотрена ст.ст. 244 — 250 Уголовного кодекса Республики Беларусь [27]. Уголовно-наказуемыми будут считаться действия субъектов хозяйствования связанные: с нарушением антимонопольного законодательства (ст. 244), установлением или поддержанием монопольных цен (ст. 245), принуждение к совершению сделки или отказу от нее совершения (ст. 246), ограничение конкуренции (ст. 247), незаконное использование деловой репутации конкурента и ее дискредитация (ст.ст. 248 и 249), распространение ложной информации о товарах (услугах) (ст. 250) и иные нарушения антимонопольного законодательства.

1. Дайте понятие «монополистической деятельности»?

2. Каковы формы проявления монополистической деятельности?

3. Назовите понятие и основания признания субъекта хозяйствования занимающим доминирующее положение на товарном рынке?

4. Назовите и охарактеризуйте основные способы антимонопольного регулирования, применяемые к субъектам хозяйствования?

5. Что понимается под «товарным рынком»?

6. Что означают понятия «государственная монополия», «естественная монополия» и «чрезвычайная монополия»?

7. В чем проявляется индивидуальная монополистическая деятельность и коллективная монополистическая деятельность?

8. В какой форме могут заключаться соглашения конкурирующих субъектов?

9. В чем проявляется монополистическая деятельность государственных органов?

10. Дайте понятие и характеристику недобросовестной конкуренции?

11. Какая ответственность предусмотрена за нарушение антимонопольного законодательства?

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

За виновные противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство, субъекты антимонопольного воздействия несут юридическую ответственность. За такие нарушения предусмотрено три вида ответственности: гражданско-правовая, административная, уголовная.

Гражданско-правовая ответственность реализуется путем взыскания убытков, причиненных противоправными действиями (бездействием) как хозяйствующих субъектов, так и органов исполнительной власти и местного самоуправления и их должностных лиц. Прибыль, полученная в результате нарушения антимонопольного законодательства, подлежит перечислению в федеральный бюджет.

Меры административной ответственности установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях. В частности, ст. 19.8 предусматривает ответственность за непредставление ходатайств, заявлений, сведений (информации) в антимонопольный орган, в орган регулирования естественных монополий, а ст. 19.5 — за невыполнение в срок законного предписания этих органов и должностных лиц.

Уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции установлена статьей 178 Уголовного кодекса РФ. Данная статья предусматривает наказание за монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, «граничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен. За те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, предусмотрено более суровое наказание.

Состав рассматриваемого преступления относится к числу формальных, то есть для наступления уголовной ответственности не требуется доказательств реального причинения вреда. Достаточно того, что преступление совершается умышленно, то есть виновный осознает, что предпринимаемые им действия ведут к ограничению конкуренции, и стремится к этому результату.

Часть третья статьи 178 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за совершение указанных деяний с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

За виновные противоправные действия, нарушающие антимонопольное законодательство, субъекты хозяйство­вания несут юридическую ответственность. В зависимости от вида ответственности и необходимых мер, подлежащих применению к субъекту хозяйствования, меры ответственно­сти могут налагаться антимонопольным органом или судом, К субъектам хозяйствования, нарушившим антимонополь­ное законодательство, могут применяться гражданские, адми­нистративные или уголовные меры воздействия.

Читайте так же:  Приказ 57 суд департамент

В случае нарушения антимонопольного законодательства юридические лица, должностные лица субъектов хозяйство­вания или граждане-предприниматели, обязаны в соответст­вии с предписаниями антимонопольных органов прекратить правонарушение, восстановить положение, существовавшее первоначально, заключить договор в соответствии с норма­ми, предписанными антимонопольным законодательством, осуществить реорганизацию предприятия или совершить иные действия.

Предписания антимонопольных органов подлежат ис­полнению в установленный ими срок.

Прибыль, незаконно полученная хозяйствующим субъек­том в результате злоупотребления своим доминирующим положением на товарном рынке, заключения соглашений и осуществления действий, ведущих к ограничению конку­ренции, или осуществления недобросовестной конкурен­ции, взыскивается судом и направляется в установленном порядке в республиканский или местные бюджеты.

В соответствии со ст. ЮЗО ГК Республики Беларусь лицо, осуществляющее недобросовестную конкуренцию, обязано прекратить противоправные действия и опубликовать опро­вержение распространенных сведений и действий, составляю­щих содержание недобросовестной конкуренции. В свою оче­редь, лицо, потерпевшее от недобросовестной конкуренции вправе требовать от недобросовестного конкурента в судеб­ном порядке возмещения причиненных убытков.

В случае совершения хозяйствующими субъектами, госу­дарственными органами, их должностными лицами противо­правных действий, нарушающих требования антимоно­польного законодательства, антимонопольный орган может налагать административную ответственность в виде штрафа на виновных лиц за:

— уклонение должностных лиц органов управления хо­зяйствующими субъектами от исполнения предписаний антимонопольных органов;

— злоупотребление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке;

— установление или поддержание монопольных цен;

Уголовная ответственность субъектов предусмотрена ст.ст. 244—250 УК Республики Беларусь. Уголовно-наказуемы­ми будут считаться действия субъектов хозяйствования свя­занные: с нарушением антимонопольного законодательства (ст. 244), установлением или поддержанием монопольных цен (ст. 245), принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения (ст. 246), ограничение конкуренции (ст. 247), незаконное использование деловой репутации конкурента и ее дискредитация (ст.ст. 248 и 249), распространение ложной информации о товарах (услугах) (ст. 250) и иные нарушения антимонопольного законодательства.

Ужесточать наказание за нарушения антимонопольного законодательства в Беларуси не планируется – Иван Вежновец

В Беларуси не планируется ужесточать наказание за нарушения антимонопольного законодательства, сообщил заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА.

«Мы считаем, что ныне действующая система наказания за нарушения антимонопольного законодательства достаточна», – отметил Иван Вежновец.

По основным видам нарушений, таким как злоупотребление доминирующим положением, недобросовестная конкуренция, антиконкурентные соглашения и согласованные действия, установлена немалая ответственность – для юридического лица она может доходить до 10% от суммы выручки от реализации товара, для должностного лица – в размере от 20 до 100 базовых величин, для индивидуального предпринимателя – от 100 до 200 БВ. «Но подчеркну: до 10%. Дела рассматриваются индивидуально, и суд может наказать штрафом и в 2%, и в 5%», – пояснил замминистра.

Также, по его словам, установлена административная ответственность за непредоставление информации либо предоставление заведомо ложной информации антимонопольному органу, уклонение или несвоевременное исполнений предписаний – штраф в размере от 20 до 100 БВ.

Кроме того, за ограничение конкуренции, а также незаконное использование и дискредитацию деловой репутации конкурента, совершенные в течение года после наложения административного взыскания, предусмотрена уголовная ответственность. При этом Иван Вежновец отметил, что в истории современной Беларуси уголовных дел за нарушение антимонопольного законодательства не было.

Административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства усиливается в Беларуси

В целях усиления государственного антимонопольного регулирования и контроля, дальнейшей стабилизации ценовой ситуации в республике Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 27 февраля подписал Указ № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля». Об этом сообщили в пресс-службе белорусского лидера.

Для оперативного выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании руководителям Департамента ценовой политики Министерства экономики, областных (Минского городского) исполнительных комитетов предоставлено право назначать внеплановые проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями указанного законодательства независимо от наличия оснований, предусмотренных законодательными актами о контрольной (надзорной) деятельности.

Проведение внеплановых проверок позволит оперативно выявлять и пресекать случаи несоблюдения законодательства, в том числе факты ценовых сговоров субъектов, нарушения запретов и (или) ограничений в отношении реализации товаров (работ, услуг), установленных государственными органами управления в отдельных административно-территориальных единицах Беларуси.

Указом предусмотрено усиление административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.

Это обусловлено тем, что предусмотренные Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях меры ответственности и размеры штрафов на сегодняшний день уже не являются действенным механизмом по недопущению и устранению нарушений антимонопольного законодательства.

Кроме того, этот Кодекс не содержит мер прямой ответственности за злоупотребление субъектами хозяйствования своим доминирующим положением на товарных рынках, за антиконкурентные действия должностных лиц органов управления. Он не охватывает всех форм недобросовестной конкуренции, признаваемых в установленном порядке неправомерными, не предусматривает ответственности юридических лиц за нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с этим Указом введена ответственность за совершение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, деяния, являющегося в соответствии с антимонопольным законодательством злоупотреблением таким положением.

Также введена ответственность за уклонение должностного лица государственного органа, иной государственной организации, выполняющей отдельные функции республиканского органа государственного управления, должностного лица другого юридического лица от исполнения не только предписаний, но и иных законных требований антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации.

Кроме того, устанавливается ответственность за совершение действий, являющихся в соответствии с антимонопольным законодательством недобросовестной конкуренцией, а также за заключение и исполнение соглашений, осуществление согласованных действий, а равно за договоренность осуществлять, или осуществление других видов координированной деятельности, ограничивающих конкуренцию.

В соответствии с Указом совершение таких деяний влечет наложение штрафа на должностное лицо в размере от двадцати до ста базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от ста до двухсот базовых величин, на юридическое лицо – до 10 % суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее пятисот базовых величин (четырехсот базовых величин – при осуществлении недобросовестной конкуренции).

Предусмотренные Указом меры станут дополнительным механизмом в комплексном решении вопросов необоснованного роста цен на товары (работы, услуги), реализуемые на внутреннем рынке.

Указ вступает в силу после его официального опубликования.

Похожие статьи:

  • Распечатать договор к счету Счет-договор (бланк и образец) Бланк счета-договора Не во всех случаях хозяйственных взаимоотношений есть необходимость составления большого многостраничного договора. Иногда достаточно выставления счета одной стороной и оплаты его другой. Но в некоторых ситуациях […]
  • Земельный налог вступил в силу с Земельный налог для пенсионеров в 2018 zemelnyy_nalog.jpg Похожие публикации С 1 января 2018 г. вступили в силу поправки в главу 31 НК РФ о земельном налоге (закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ). Рассмотрим, как отразятся эти изменения на пенсионерах, имеющих в […]
  • Шкафы для кислородных баллонов требования "ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ И ЛЕСОХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ПОТ РО 00-97" (утв. Госкомлеспромом РФ 06.06.97) Эксплуатация баллонов и сосудов, работающих под давлением и вакуумом 24.1. При эксплуатации баллонов и сосудов, работающих под давлением, в […]
  • Образец заявления на продления вида на жительства Как продлить вид на жительство и подтвердить проживание: документы, порядок Иностранный гражданин имеет право жить и работать в России, только если у него есть соответствующее разрешение. Оно не является постоянно действующим, его нужно периодически продлевать. […]
  • Единый налог флп 2019 Налогообложение ФЛП в 2019 году Размер налогов и обязательных платежей для предпринимателей зависит от минимальной заработной платы и прожиточного минимума, установленного бюджетом на соответствующий период. С 1 января 2019 размеры минималки и прожиточного минимума […]
  • С какого момента платится пособие до 15 лет С какого момента платится пособие до 15 лет Вопрос: Отпуск по беременности и родам предоставлен сотруднице до 12 сентября включительно. 1 июля у нее родился ребенок. Когда назначить ежемесячное пособие по уходу за ребенком? С 1 июля (с даты рождения ребенка) или с 13 […]