Отчетность библиотекаря

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ ОТЧЕТЫ

Анализ работы библиотеки государственной специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната

При слове «отчет» у библиотекаря улыбка сходит суст, глаза тускнеют. «Опять отчет?» – обреченно говорят многие, но не все.
Перед вами не просто анализ-отчет о проделанной работе, но и разбор полетов, и целое исследование по схемам и диаграммам.

Краткая справка о библиотеке

Библиотека расположена на первом этаже интернатского корпуса специального (коррекционного) образовательного учреждения I вида (для глухих детей) по адресу: 249444, Калужская область, г. Киров, ул. Ленина, д. 16.

Занимает изолированное приспособленное помещение – комнату площадью 48 кв. м с июня 1994 года. Капитальный ремонт помещения произведен в июне–июле 1994 года, косметический – в июле 1999 года. Библиотека оборудована столами (4) для читателей, стульями (13), корпусной стенкой, набором мягкой мебели, ковровым покрытием, трехсекционными стеллажами (4). Оборудование библиотеки в 2000 году дополнено двумя шкафами для журналов. Заменены шторы. В библиотеке оборудованы уголок отдыха, места для работы пользователей библиотеки, книгохранилище, рабочее место библиотекаря. Освещение не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям (недостаточное, удаленное).

Читальный зал библиотеки занимает отдельное помещение – приспособленную комнату площадью 48 кв. м, расположенную на первом этаже интернатского корпуса, изолированную от библиотеки. В читальном зале находятся выставочный трехсекционный стеллаж, корпусная стенка, 9 столов, каталожный шкаф. В 2000 году 35 мягких стульев заменены на 30 полумягких. Освещение читального зала не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям (недостаточное, удаленное). Читальный зал укомплектован видеодвойкой «Сони».

Организует работу библиотеки и читального зала один работник – заведующая библиотекой, имеющая специальное образование, общий стаж работы 22 года, стаж работы библиотекарем 14 лет.

Режим работы библиотеки – с 10.00 до 18.12 ежедневно без перерыва на обед, с двумя выходными днями (суббота, воскресенье).

Библиотека работает по плану, утвержденному директором специального (коррекционного) образовательного учреждения I вида (для глухих детей). В качестве структурного подразделения образовательного учреждения принимает участие в аттестации и аккредитации специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с отклонениями в физическом развитии.

Основными направлениями деятельности библиотеки являются:

– содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании глухих детей;
– обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания;
– привитие любви к книге и воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям;
– руководство чтением глухих детей;
– привлечение каждого воспитанника к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей;
– оказание помощи в широком распространении научно-педагогических знаний;
– содействие повышению научно-методического, педагогического мастерства работников школы-интерната.

В библиотеке выделены следующие группы читателей:

Рис. 1. Количественный состав групп читателей

Всего обслуживалось 272 читателя. Число посещений – 4307, объем книговыдачи – 17 272 экземпляра.

Для анализа использованы средние показатели посещаемости библиотеки различными группами пользователей. На графике (рис. 1, 2) хорошо видно, что наибольшую активность проявили учителя, учащиеся школы-интерната и воспитатели. В отчетном году максимальное количество недель, когда ученические коллективы могли посещать библиотеку и пользоваться ее услугами, было 32, что означает, что при правильном планировании деятельности на уроках и во внеурочное время учащиеся должны были бы посетить библиотеку не менее 32 раз, то есть хотя бы один раз в неделю. По графику видно, что такую возможность использовали только учащиеся 9-го «Б» класса. Близки к норме учащиеся 4 «А», 7, 9 «А», 2-го «Б» классов, которые, выполняя режим развития, систематически посещали и библиотеку, и читальный зал. Подготовительный, 1, 1 «Р», 4 «Вк», 4-й «Вс» классы не посещали библиотеку регулярно и пользовались ею эпизодически. Стихийно и нерегулярно пользовались библиотекой 2 «В», 3, 5 «А», 5 «Б», 6, 6 «Р», 10, 12-й проф. классы.
Контрольный показатель посещаемости составил в отчетном году 15,83, что на 1,29 ниже, чем в предыдущем.

Фонд библиотеки укомплектован научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:

– младшего школьного возраста (I группа – подготовительный, 1-й классы), (II группа – 2–4-й классы),
– среднего школьного возраста (5–8-й классы),
– старшего школьного возраста (9–12-й классы);

педагогической и методической литературой для педагогических работников;

периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.

Создан фонд видеотеки, диатеки, настольных игр.
В читальном зале собраны методические материалы, подготовленные педагогическими работниками образовательного учреждения. За отчетный период таких материалов поступило и обработано 144.
Контрольные показатели:

книжный фонд – 13 957 экземпляров;
фонд учебников – 3496 экземпляров;
журналов – 344 экземпляра;
аудио-, видеоматериалов – 66 экземпляров.

Литература приобреталась (см. рис. 4):

– за наличный расчет с книготорговыми организациями Калуги, Москвы, Кирова;
– по безналичному расчету с ГОУ «Знание» Калужского департамента образования и РУФПС;
– подарки гостей и спонсоров, от членов делегации учителей-дефектологов Тульской области, от Института «Открытое общество» (фонд Сороса).

Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:

– книга суммарного учета фонда библиотеки;
– инвентарные книги (4 шт.);
– папка «Акты»;
– картотека учета учебников;
– картотека учета брошюр;
– картотека диафильмов;
– картотека видеофильмов;
– картотека регистрационных журнальных карточек;
– тетрадь учета изданий, принятых от читателей взамен утерянных;
– тетрадь-журнал «Копии накладных»;
– читательские формуляры.

Записи в документах производятся своевременно и аккуратно.
Фонд расставлен по таблицам ББК. Режим сохранности фонда соблюдается. В целях безопасности фонд закрытый. Все издания технически обработаны. В библиотеке имеется штамп. Постоянно ведется картотека новых поступлений. Продолжается работа по составлению алфавитного и систематического каталогов.

Обслуживание читателей

Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке», утвержденным приказом № 17 по школе-интернату для глухих детей от 22 февраля 2000 г. Читатели получают во временное пользование печатные издания и другие виды изданий из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях. Заведующая библиотекой постоянно контролирует соблюдение «Правил пользования библиотекой», утвержденных приказом № 17 по школе-интернату от 22 февраля 2000 г., формирует у читателей навыки независимых библиотечных пользователей.

В библиотеке систематически ведется «Дневник работы», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей по группам, об объеме выданных изданий и распределении их по отделам библиотечной классификации; дополнительно в дневник введены графы, характеризующие объем выданных учебников, методической литературы, дидактических материалов, аудиовизуальных материалов, наглядных пособий, журналов, газет, настольных игр, материалов методического уголка (см. рис. 5).

Рис. 5. Диаграмма книговыдачи

1 – общественные и гуманит. науки «6/8»
2 – естественные науки «2», медицина «5»
3 – прикладные науки «3»
4 – сельское хозяйство «4»
5 – искусство и спорт «75», «85»
6 – художественная литература «84», «82»
7 – народное образование, просвещение «74»
8 – литература универсального содержания
9 – дидактические материалы
10 – учебники и учебные пособия
11 – аудиовизуальные материалы
12 – наглядные пособия
13 – журналы
14 – газеты
15 – материалы методического уголка
16 – настольные игры

Таким образом, наиболее спрашиваемыми среди читателей являются газеты и журналы, литература по педагогике и художественная литература. По анализу читательских формуляров можно сказать о большом интересе глухих детей к таким периодическим изданиям, как «Комсомольская правда», «Советский спорт», «Семья», «Ровесник», «Маруся», «Штучка», «Мурзилка», «В едином строю».

Педагогические же работники интересуются методикой преподавания учебных предметов, обучения и воспитания глухих детей и детей, имеющих отклонения в развитии, новейшими педагогическими технологиями. Особой популярностью и повышенным спросом пользовались периодические издания «Развитие и коррекция», «Завуч», «Классный руководитель», «Документы», «Педсовет», книги из серии «Коррекционная педагогика», информирование о которых систематически проводилось на методических объединениях учителей и воспитателей в виде обзоров литературы и периодических изданий по темам «Творческая мастерская», «В методическую копилку учителя», «К педсовету».

Столь высокий показатель выданных материалов методического уголка объясняется тем, что в библиотеке впервые создана служба информации педагогов и всех других работников образовательного учреждения, содержащая документацию этого образовательного учреждения: устав, правила внутреннего распорядка, положение о премировании, должностные инструкции, образовательные программы, аттестационные материалы, нормативно-правовые документы, локальные акты. С документальными материалами, регулирующими деятельность образовательного учреждения, были ознакомлены 98% работников школы-интерната.

Низкие количественные показатели выдачи книг по сельскому хозяйству объясняются отсутствием какого-либо интереса читателей к такому виду литературы. В дальнейшем планируется не выводить выдачу литературы по сельскому хозяйству в отдельную графу, а объединить с технической литературой в графе «Прикладные науки». Аудиовизуальные материалы, настольные игры только начали входить в фонд библиотеки, и пока еще рано говорить об их широком распространении. Отсутствие современных наглядных пособий объясняет нулевой показатель выдачи этих материалов.

Количественный показатель обращаемости составил в отчетном году 0,76, что на 0,01 выше предыдущего.
От читателей поступило 76 запросов различного характера. В большинстве своем справки выдавались при подготовке общешкольных мероприятий, внеклассных занятий, педагогических советов и педагогических чтений. Поиск ответов на запросы читателей осуществлялся при активном содействии работников Кировской централизованной библиотечной системы. Издания из фондов филиалов городских и детских библиотек этой же ЦБС использовались для организации книжно-иллюстративных выставок и обслуживания читателей. Наиболее значимым и удачным был цикл выставок «Через века, через года помните!», посвященный Победе в Великой Отечественной войне, экспонаты которого предлагались пользователям библиотеки в течение всего учебного года по темам: «Маленькие герои большой войны», «Война на Калуж-ской земле», «Суровые испытания», «Генералы Победы», «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Фронтовыми дорогами», «Города-герои».

Читайте так же:  Инициировать возврат

Информация о проводимой библиотекой работе (поступлении новой литературы, массовых мероприятиях, списании печатных изданий, выдаче и приеме учебников, сверке, книжных выставках и т.п.) вывешивается в фойе школы на стенде «Объявления».

Группы учащихся имели возможность посещать библиотеку еженедельно по графику, утвержденному директором образовательного учреждения. В час посещения библиотеки (ЧКЧ – час коллективного чтения) дети занимались с библиотекарем по темам «Библиотека», «Книга», «Журнал», осваивали диалогическую речь в библиотеке, знакомились с газетами и журналами, книгами, поступившими в библиотеку, с изданиями, представленными на выставках, как самостоятельно, так и с помощью библиотекаря, который проводил обзоры и индивидуальное информирование. Наиболее любимы детьми обзоры «О братьях наших меньших», «До 16 и старше…», «По страницам журналов», «Сказки в картинках», «Там-там новости».

Согласно графику проведения библиотекарь организовывал и проводил занятия по темам: «Сказки – малышам» (во 2-х классах), «Мои первые книжки» (в 3-м классе), «Книжка за книжкой» (в 4–5-х классах), «Хочу всё знать!» (в 6-м классе), «Наши помощники – книги» (в 7-х, 9-х классах). Из проведенных занятий наиболее интересными и запомнившимися были игровые занятия «Книжный час», «Книга чудес», «Почитаем, поиграем и загадки отгадаем», «Час сказки».

Час посещения библиотеки использовался детьми, чтобы обменять книги для внеклассного и самостоятельного чтения. Наиболее активными на абонементе были учащиеся 6 «Р», 4 «А», 7, 3 и 2-го «Б» классов. В среднем на каждого учащегося выдано более 10 книг. Активными пользователями читального зала, систематически знакомящимися с публикациями в периодических изданиях, были учащиеся 9 «Г», 9 «А», 10, 4 «А», 7-го классов.. Высокую активность проявили также учителя. В среднем любители периодики прочитали каждый более 40 номеров газет и журналов.

Работа по пропаганде чтения

По графикам и таблице читаемости (см. рис. 6, 7, 8) хорошо видно, что учащиеся начального периода обучения, только осваивающие азы читательской грамотности, совершенно изолированы от библиотеки, а значит, и от печатных изданий. Во 2–4-х классах дети проявляют интерес как к изданиям, находящимся в читальном зале, так и к тем, что выдаются на абонементе. Глухие дети с задержкой психического развития (2 «В», 4-й «Вк», 4-й «Вс» классы) – пассивные пользователи библиотеки, что объясняется их общим физическим и психологическим недоразвитием. Учащиеся среднего школьного возраста проявляют примерно одинаковый интерес как к периодическим изданиям, так и к познавательным книгам. Однако читают вне класса и библиотеки книг очень и очень мало. Старшеклассники отдают предпочтение только периодическим изданиям. Показатель читаемости газет и журналов учащихся 9–12-х, профклассов превышает все остальные показатели почти в 10 раз. Учащиеся 6-го «Р» (речевого) класса были активнее всех на абонементе, регулярно производили обмен книг, систематически читали самостоятельно и по заданию учителя дома. Резко понизился в 1999/2000 учебном году по сравнению с предыдущими показатель читаемости дошкольников логопедического отделения из-за отмены конкретного часа посещения библиотеки.

Рис. 7. График читаемости учащихся школы-интерната

Рис. 8. График читаемости всех категорий читателей

Контрольный показатель читаемости составил 63,5, что на 18,86 больше прошлогоднего.
Умело использовали в учебном году возможности библиотеки Неведина Светлана Николаевна (учитель русского языка и литературы), Балабаев Виктор Алексеевич (воспитатель), Бегунова Галина Ивановна (учитель речевого класса). Они активно пропагандировали книжный фонд библиотеки, давая ребятам задания и поручения, выполнение которых автоматически влекло за собой работу с книгой.

Ответственно отнеслись пользователи библиотеки к смотру-конкурсу «Как живешь, учебник?» и приняли участие в занятиях «В мастерской Самоделкина», беседах «Береги книги и учебники», рейдах «Как живут учебники?», сюжетных играх «Книжкина больница», операциях «Живи, книга!». В целом учебники сохранены хорошо, силами учащихся отремонтировано более ста книг, подклеены журналы. Победителями конкурса стали: Пыленок Рита (3-й кл.), Терещенко Алеша (4-й кл.), Ковалев Рома (7-й кл.).

Продолжил работу клуб «ПбПб» («Посещаем библиотеку. Помогаем библиотекарю»). Весьма ощутима регулярная помощь учащихся школы-интерната в доставке почтовой корреспонденции, технической обработке поступающих изданий и материалов, регистрации периодики. Результатами работы клуба являются:

– оформление журнальных разделителей;
– оформление разделителей для систематического каталога;
– пополнение картотеки загадок;
– оформление книжных выставок: «Что такое осень?», «Учителя учителей», «Кто хозяин года?», «Зверьё моё», «Делали сами своими руками», «Красавица-весна», «Улыбка и смех – это для всех».

Члены клуба проводили рейды по проверке состояния учебников, обучали малышей изготовлению обложек и закладок.

Работа с глухими детьми специфична, поэтому большое значение придается индивидуальной работе. В помощь начинающим пользователям библиотеки оформлен стенд «Давай поговорим» с примерными диалогами, используемыми в библиотеке. В общении с читателями заведующая библиотекой использует различные виды и способы речи в соответствии с методикой работы с глухими детьми и речевым режимом школы-интерната. Занятия в библиотеке сопровождаются изучением словарных слов. Обязательным элементом книжных выставок является «Словарь». С целью профориентационной работы ведется картотека «Куда пойти учиться?». В декабре в ходе декады инвалидов заведующей библиотекой проведены экскурсии «Ты помни: мира не узнаешь, не зная дома своего!», организован выход мимико-световой газеты «Тишина» (3 выпуска), обзоры «По страницам журнала “В едином строю”».

В 1999/2000 учебном году работа библиотеки была сопряжена с аттестацией государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения I вида (для глухих детей), структурным подразделением которого она является. Проведен всесторонний анализ деятельности библиотеки с учетом соответствия библиотечно-библиографического обслуживания в школе-интернате положениям нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность школьных библиотек, а также общему плану работы образовательного учреждения, режиму развития. Анализ работы библиотеки представлен в динамике контрольных показателей. При активном содействии заведующей библиотекой разработана и проведена шоу-программа (творческий отчет) «Дом, в котором мы живем».

Однако задачи, поставленные на учебный год, в полной мере не выполнены. Не удалось завершить проверку правильности расстановки книжного фонда в соответствии с систематиче-ским каталогом, а также провести инвентаризацию библиотечного фонда. Таким образом, систематизация и инвентаризация библиотечного фонда – наиглавнейшая задача нынешнего учебного года.

Наталья МАРШЕВА
Киров, Калужская обл.

Положение о внестационарном библиотечном обслуживании
населения в Пермской области

* Формы внестационарного библиотечного обслуживания смотри в разделе I настоящего «Положения ».

Основные сокращения, термины и понятия

ОМБ – объединение муниципальных библиотек

ЦБС – централизованная библиотечная система

Полустационарное библиотечное обслуживание – работа библиотекаря в отделе обслуживания от сельской библиотеки на 0,5 или 0,25 ставки по обслуживанию малонаселенных пунктов

Волонтер – библиотекарь-общественник, доставляющий книги инвалидам, пенсионерам и другим группам населения, не имеющим возможности посещать библиотеки по уважительным причинам

Библиобус – библиотека на колесах – транспорт ЦБС. Роль библиобуса может выполнять любой муниципальный транспорт, выполняющий социальные функции в сельской местности (транспорт соцзащиты, образования, отдела (управления) культуры, сельской администрации)

Внестационарное библиотечное обслуживание населения – обслуживание читателей за пределами библиотеки, предназначенное для дифференцированного обслуживания читателей, удовлетворения их запросов и привлечения населения к пользованию книгой и услугами библиотек *

ВЧЗ – выездной читальный зал – организуется на основе договора в определенные дни и часы в организациях, учреждениях, учебных заведениях

Настоящее «Положение » определяет принципы построения и размещения внестационарных библиотечных форм обслуживания, как составной части деятельности муниципальных библиотек по оказанию услуг населению Пермской области.

«Положение » имеет целью ориентировать органы управления культуры и местного самоуправления Пермской области в общих проблемах и нормативах организации внестационарных библиотечных форм обслуживания. Указанные принципы и нормативы рекомендуются для использования при разработке и утверждении аналогичных документов для конкретных условий районов и городов Пермской области.

Задача внестационарных форм библиотечного обслуживания – обеспечение прав граждан на доступ к информации, бесплатное получение полной информации о составе библиотечных фондов объединений муниципальных библиотек административных субъектов области и другие виды библиотечного информирования, привлечение к чтению населения, доведение библиотечной услуги до каждого населенного пункта, каждого жителя в соответствии с его потребностями и интересами.

Деятельность ЦБС по организации внестационарных библиотечных форм обслуживания населения регулируется:

Конституцией Российской Федерации

Гражданским кодексом Российской Федерации

Основами законодательства Российской Федерации о культуре

Федеральным Законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральным Законом «О библиотечном деле»

Законом «О библиотечном деле Пермской области»

Модельным стандартом деятельности муниципальной публичной библиотеки Пермской области

I. Организация внестационарного библиотечного обслуживания населения Пермской области

В функции центральной районной (городской) библиотеки входит обслуживание всех населенных пунктов сельской (городской) администрации, в соответствии с этим в центральной библиотеке при отделе обслуживания организуется сектор внестационарного обслуживания.

В населенных пунктах с количеством населения менее 300 человек, не имеющих стационарных библиотек, может быть создан отдел обслуживания, как структурное подразделение близлежащей сельской библиотеки, работающее по особому графику (неполная рабочая неделя: 0,5 ставки; 0,25 штатной единицы) с четким определением объемов муниципального заказа на библиотечное обслуживание.

Население, проживающее в населенных пунктах, удаленных на расстояние 8-10 км от ближайшего библиотечного учреждения, обслуживается внестационарными и полустационарными формами, в том числе автотранспортом отдела (управления) культуры, местной администрации, МОБ с учетом запросов и потребностей.

К формам внестационарного библиотечного обслуживания относятся: библиотечные пункты, коллективные абонементы, выездные читальные залы, передвижные библиотеки (библиобус или транспорт другой организации, в том числе сельской администрации), волонтеры.

Библиотечный пункт – это территориально обособленное подразделение библиотеки, работу в котором ведет ее штатный работник или библиотекарь-общественник с заключением договора. Библиотечные пункты организуются библиотекой по договоренности с предприятием, организацией, учреждением, а также в населенных пунктах, не имеющих стационарных библиотек;

Читайте так же:  Требования к сервисным организациям

Коллективный абонемент – форма организации обслуживания трудового коллектива, класса, производственного участка на основе договора;

Выездной читальный зал – форма внестационарного библиотечного обслуживания населения, предусматривающая возможность читателям пользоваться произведениями печати, прежде всего, периодикой, на рабочем, учебном месте в определенные дни и часы месяца, с заключением договора между организацией и библиотекой.

Передвижная библиотека-библиобус-автобиблиотека или транспорт сельской администрации, отдела культуры – предназначается для обслуживания населения отдаленной территории, читателей, которые не могут пользоваться стационарной библиотекой. Литература из стационарной библиотеки доставляется по месту жительства тем читателям, которые в силу ряда причин (болезнь, возраст и т.д.) не могут самостоятельно посещать библиотеку. Работу ведут сами библиотекари, волонтеры стационарной библиотеки (приложение 7).

Организация и размещение внестационарных библиотечных форм осуществляется органами культуры, местного самоуправления, дирекцией библиотек или их объединений в целях формирования единого информационного пространства на территории области и муниципальных образований, способствующего выравниванию условий доступа к библиотечной услуге для всего населения, независимо от места проживания.

Внестационарное библиотечное обслуживание должно способствовать доступу пользователей ко всему совокупному ресурсу территории (документальному фонду, источникам и средствам информации).

Финансирование внестационарных форм обслуживания осуществляется за счет бюджета, предусмотренного на организацию деятельности ЦБС (фонд, транспортные услуги, расходы на содержание помещения) и ежегодно утверждаемого.

Перечень бесплатных услуг, предоставляемых населению при внестационарном библиотечном обслуживании включает: • обеспечение справочной и консультационной помощью в поиске и выборе источников информации; • обеспечение информацией о наличии в библиотечном фонде района, города конкретных документов, о возможностях удовлетворения запросов с помощью других библиотек и предоставление самих документов.

Оценка качества и результативности библиотечных услуг в режиме внестационарного библиотечного обслуживания осуществляется самой библиотекой на всех этапах их реализации (планирования, разработки, рекламирования, востребования). Оценка услуг включает следующие их характеристики: соответствие спросу и полезность, своевременность и оперативность выполнения, информативность и содержательность.

Права пользователей внестационарным библиотечным обслуживанием обеспечиваются: – обслуживанием независимо от возраста, национальности, образования, отношения к религии, политических убеждений и социального положения; – созданием различных форм обслуживания по месту работы, жительства или учебы, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания; – предоставлением пользователям совокупного фонда объединений муниципальных библиотек (ЦБС); – получением документов и их копий по МБА из других библиотек в соответствии с правилами данного вида обслуживания; – возможностью пользования другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется уставом, правилами пользования объединением муниципальных библиотек (ЦБС); – участием в мероприятиях, проводимых библиотекой: литературных вечерах, дискуссиях, конференциях и иных мероприятиях, проводимых в рамках основной деятельности МОБ (ЦБС).

Библиотекарь полустационарной, внестационарной формы обслуживания, как и библиотекарь-общественник (волонтер) принимает заказы от своих читателей на информационные услуги, на необходимые книги, передает их в библиотеку и следит за выполнением.

Время работы форм внестационарного обслуживания определяется дирекцией объединения муниципальных библиотек, согласовывается с местной администрацией, доводится до сведения обслуживаемых трудовых коллективов, жителей населенного пункта, микрорайона города.

Ответственность за состояние внестационарного обслуживания населения района, города несет дирекция ОМБ (ЦБС) и местное самоуправление.

Центральные районные, городские библиотеки являются организационно-методическими центрами внестационарной работы в регионе.

Планирование развития, размещения форм и объемов внестационарного обслуживания, финансирование осуществляется центральной библиотекой с учетом результатов изучения административно-территориального деления микрорайона обслуживания, возможностей бюджета ОМБ (ЦБС). На основании этого составляется «План библиотечного обслуживания населения микрорайона » * каждой библиотеки, утверждаемый отделом (управлением) культуры, дирекцией объединения муниципальных библиотек (ЦБС) и согласованный с главой сельской администрации.

* Специальный внестационарный фонд при отделе обслуживания ЦБ может выделяться, а можно работать и на едином фонде ЦБС.

II. Фонд, его комплектование, использование во всех внестационарных формах обслуживания

Для удовлетворения запросов читателей всех форм внестационарного обслуживания используется единый фонд ЦБС * . Информация о библиотечных ресурсах, правилах пользования ими должна быть доведена до всех возможных пользователей в форме объявлений, плакатов, буклетов, правил пользования МБА, перечня всех видов бесплатных и платных услуг, а также «Информационного бюллетеня новых поступлений в фонд ЦБС». В библиотечных пунктах возможно использовать периодические издания, выписываемые организациями, предприятиями, учреждениями, в которых эти пункты организованы.

Библиотекарь сектора внестационарного обслуживания центральной библиотеки участвует в работе Совета по комплектованию, представляет в отдел комплектования заявки на необходимые для внестационарных форм обслуживания книги и другие документы, следит за периодичностью обновления этих фондов, осуществляет контроль за их поступлением.

Ответственность за сохранность книг, периодических изданий, кинофотодокументов, поступающих в подразделения внестационарного обслуживания объединения, несут заведующие библиотеками-филиалами.

* Картотека читательского и социально-экономического профиля района, города ведется в отделе обслуживания ЦБ совместными усилиями.
* Библиотеки на колесах

III. Технология внестационарной работы объединения муниципальных библиотек (ЦБС)

Внестационарным и полустационарным библиотечным обслуживанием в ОМБ (ЦБС) занимается сектор внестационарного библиотечного обслуживания при отделе обслуживания центральной библиотеки, штат которого определяется на основании количества внестационарных форм обслуживания в районе (городе) и основных их показателей.

При наличии библиобуса и количестве внестационарных форм в районе, городе – 40; числе читателей 1200-1500 в секторе может быть введена 2-я ставка.

На рабочем месте библиотекаря сектора внестационарного библиотечного обслуживания следует сосредоточить: * – единый план библиотечного обслуживания населения района (города); – картотеку внестационарных библиотечных пунктов района, города (всех форм); – карту-схему района, города с отмеченными на ней стационарными библиотеками, библиотечными пунктами всех форм внестационарного обслуживания; – графики работы передвижных библиотек * (библиобуса или автотранспорта отдела культуры, сельской администрации) и библиотечных пунктов (всех форм организации); – документацию на внестационарные библиотечные пункты всех форм центральной библиотеки (каждая библиотека ЦБС хранит у себя документацию на все свои внестационарные точки). – статистические и аналитические материалы по итогам работы внестационарных форм обслуживания за кварталы и год в сравнении с предыдущим годом.

В обязанности библиотекаря сектора внестационарного обслуживания ЦРБ входит: – планирование, учет и отчетность, а также контроль за работой библиотечных пунктов всех подразделений ЦБС; – инструктаж сельских библиотекарей и общественников во время выездов на места; – контроль за обновлением книг в библиотечных пунктах; – координация работы всех подразделений ЦБС в этом направлении; – поощрение общественников; – рассмотрение и решение предложений по установлению доплат за работу по трудовому соглашению.

Каждая сельская, городская библиотека ведет всю вышеперечисленную работу со своими внестационарными точками на основе «Плана библиотечного обслуживания населения ». В годовом плане библиотеки определяется объем вышеназванной работы по конкретным внестационарным точкам, сроки исполнения. Расчет планируемого числа читателей исчисляется на основе опыта предыдущего года, и с учетом числа потенциальных читателей.

Массовая работа в библиотечных пунктах в форме небольших бесед о книгах, обзоров литературы может проводиться библиотекарем сельской (городской) библиотеки, общественником, сотрудником сектора внестационарного обслуживания центральной библиотеки

Работу передвижных библиотек (библиобуса, транспорта других организаций, например, местной администрации, или по договору) организует сотрудник сектора внестационарного обслуживания центральной библиотеки. На основе изучения необходимости, пожелания жителей, определяется маршрут точек обслуживания, график работы, на стоянках выдаются и принимаются библиотечные документы, собираются запросы. Маршруты выездов и график работы утверждаются директором ЦБС по согласованию с местной администрацией. Запись читателей и выдача изданий в передвижной библиотеке производятся по правилам, принятым в стационарной библиотеке.

* Имеется в виду количество организаций и т.д., охваченных выездными читальными залами.

IV. Учет и отчетность внестационарной библиотечной работы

В каждой ЦБС ведется учет следующих показателей внестационарной библиотечной работы: – количество форм внестационарного обслуживания; – число читателей в них; – число посещений (в том числе посещений на дому); – число книговыдач, в том числе по отраслям знаний.

Запись читателей и выдача им изданий в библиотечных пунктах производится в соответствии с правилами, принятыми в стационарной библиотеке, и с условиями, оговоренными в «Договоре об организации библиотечного пункта» (приложение 2 ). В договоре фиксируются обязательства организации, получающей библиотечные книги из стационарной библиотеки, их выдающей. Издания для библиотечного пункта выдаются бесплатно, но организации и учреждения могут отчислять свои денежные средства для пополнения фонда стационарной библиотеки, которая организует у них библиотечное обслуживание.

Учет работы по обслуживанию читателей библиотечных пунктов (число читателей, посещений, книговыдач, массовых мероприятий и т.д.) ведется в дневнике, применяемом в стационарных библиотеках. Сведения включаются в отчет библиотеки, в ведении которой находится библиотечный пункт. Если в библиотечном пункте работает библиотекарь-общественник, на него оформляется доверенность на получение изданий (приложение 3).

Время работы библиотечного пункта определяется организацией, создающей у себя библиотечный пункт и стационарной библиотекой, однако он должен работать не менее одного раза в два месяца, причем в твердо установленные дни и часы.

В целях привлечения к чтению отдельных категорий читателей, не имеющих возможности самостоятельно посещать библиотеку (инвалиды, пенсионеры, жители отдаленных мелких населенных пунктов), из числа активистов библиотеки формируется отряд волонтеров. На каждого читателя, обслуживаемого волонтером на дому, заполняется формуляр. На формулярах отмечается, что эти читатели обслуживаются волонтерами: вводится условное обозначение «В» и указывается фамилия волонтера. Формуляры хранятся на абонементе библиотеки, за разделителями с фамилиями волонтеров.

При посещении читателей волонтер вместе с книгами берет с собой формуляры читателей, оформляет в них выдачу или возврат библиотечных изданий. Читатель расписывается в получении издания.

Читайте так же:  Пособие по отсутствию места в детском саду

Коллективный абонемент – обслуживание организуется на основе договора (приложение 9). На коллектив заполняется один читательский формуляр (приложение 10), состоящий из трех частей. Подобрав литературу по заявке, библиотекарь записывает ее в коллективный формуляр, прикрепляя к каждой книге «Листок учета чтения» (приложения 6,10,11).

При коллективном абонементе от коллектива выделяется представитель, как правило, книголюб, пользующийся авторитетом. Он осуществляет контакты со стационарной библиотекой, собирает заявки, получает литературу, раздает полученные книги, следит за ходом книгообмена.

Несложный учет книговыдачи ведут сами читатели на «Листке учета чтения», который заполняют все прочитавшие данное издание – члены коллектива, родственники, друзья, соседи, проставляя дату получения издания и свою фамилию. Сроки чтения регламентируются внутри читательского коллектива. В среднем издание находится у читателя 8-10 дней. Обмен фонда библиотеки осуществляется один раз в два месяца. Последовательность процесса организации коллективного абонемента и учета чтения отражены в приложении 5.

На каждый библиотечный пункт, коллективный абонемент, выездной читальный зал заполняется формуляр в двух экземплярах (приложение 4), из которых один остается в библиотеке, а второй хранится в библиотечном пункте, коллективном абонементе, выездном читальном зале. Сведения об общем числе выданных и возвращенных книг отмечаются в соответствующих графах формуляра и скрепляются подписями библиотекаря, выдавшего книги, и общественника, получившего их.

Из изданий, выданных во внестационарную точку, вынимаются книжные формуляры, на каждом из них отмечается дата выдачи, номер точки, заведующий расписывается в получении издания. Формуляр библиотечного пункта и книжные формуляры являются учетными документами выданных изданий.

Книжные формуляры расставляются в ящике за разделителем с указанием номера и наименования библиотечного пункта по алфавиту авторов. После возвращения изданий в библиотеку книжные формуляры вкладываются в издания. Расписка библиотекаря пункта аннулируется.

Для документации библиотечных пунктов на каждый из них в стационарной библиотеке, в ведении которого он находится, заводится отдельная папка. В папке хранятся договор, доверенность на получение книг, формуляр библиотечного пункта, отчеты и другие документы, связанные с организацией и работой библиотечных пунктов.

Выездные читальные залы * обслуживаются библиотекарем читального зала или абонемента, учет работы ведется в соответствии с «Положением о выездном читальном зале» (приложение 1). В государственной отчетности (форма 6-НК) показывается количество организаций, классов, общежитий, лагерей отдыха, летних площадок, где работали выездные читальные залы, т.е. плюсуется к общему количеству библиотечных пунктов.

В форме Государственной отчетности 6-НК в графе «Библиотечные пункты» проставляется общее количество всех форм внестационарного обслуживания, использованных объединением библиотек (ЦБС).

Отчетность за работу внестационарных форм обслуживания района, города обеспечивает библиотечный работник сектора внестационарного обслуживания ЦРБ, он разрабатывает форму (приложение 8), в которую входят все перечисленные показатели, и снабжает ею каждый филиал по количеству внестационарных точек. Отчет по указанной схеме составляется сельскими, городскими библиотеками ежеквартально и передается в ЦРБ (ЦГБ). Подписывая отчет за квартал, год, каждый библиотекарь несет ответственность за достоверность показателей.

Положение о выездном читальном зале

Выездной читальный зал используется в целях доведения книги и периодических изданий из фондов библиотеки по месту работы и учебы. ВЧЗ организуется в учебных заведениях и учреждениях, в общежитиях, лагерях и летних площадках.

Допускается организация ВЧЗ совместно с библиотечным пунктом.

ВЧЗ обслуживает библиотекарь читального зала.

В организациях по договоренности с руководителем для ВЧЗ выделяется определенный день недели и часы работы.

Из фонда читального зала библиотеки доставляют периодические издания, книги, библиографические материалы.

Обслуживание осуществляется в помещении при наличии столов и стульев для чтения и просмотра. Выдача литературы, учет читателей и посещений ведутся согласно установленным ГОСТом 7.41-82 правилам учета в читальном зале. Учет ведется в журнале по графам: число, мероприятие ВЧЗ, количество присутствующих, где проводится и кем, выдача по содержанию. Данные суммируются и отражаются в итогах по внестационарному обслуживанию.

Кроме доставки и выдачи литературы библиотекари, обслуживающие ВЧЗ, проводят различные мероприятия: беседы, обзоры, викторины, диспуты, обсуждения.

В государственной отчетности (форма 6-НК) показывается * количество выездных читальных залов, т.е. количество организаций, классов, общежитий, лагерей отдыха, летних площадок, где работали выездные читальные залы.

* Договор заключается, если работу будет вести библиотекарь-общественник, а также, если будет работать библиотекарь.

Договор на организацию библиотечного пункта *

Подписавшие настоящий договор библиотека

(наименование и адрес)

в лице директора (заведующего) библиотекой (далее – «Исполнитель»)

(имя, отчество, фамилия)

с одной стороны и ___________________________________________(далее «Заказчик»)

(наименование организации или учреждения и ее руководитель)

с другой, в целях организации библиотечного обслуживания работающих

(наименование организации или учреждения)

берут на себя следующие обязательства:

1. Исполнитель – организует и комплектует библиотечный пункт с первоначальным количеством ____ экз. изданий.

* Каждая библиотека может вписать сюда конкретные платные услуги.

Исполнитель обязуется:

  1. производить ежеквартальный обмен прочитанных в библиотечном пункте изданий;
  2. предоставлять в распоряжение читателей единый фонд централизованной библиотечной системы;
  3. использовать все формы массовой и индивидуальной работы, рекомендательные и информационные списки, издаваемые центральной библиотекой;
  4. обеспечивать оперативное справочно-библиографическое обслуживание читателей, воспитывать культуру чтения;
  5. систематически обучать библиотекарей-общественников, работающих в библиотечных пунктах, путем проведения практикумов, семинаров, обмена опытом работы, консультаций, показательных массовых мероприятий;
  6. все перечисленные виды услуг предоставляются бесплатно, кроме того, библиотека может предоставить ряд платных услуг по утвержденному перечню. *

2. Заказчик -________________________________________________

(наименование организации или учреждения)

берет на себя ответственность за работу библиотечного пункта, а также за целостность и сохранность книг.

Заказчик обязуется:

  1. выделить на срок (6 мес., год) (подчеркнуть) на работу в библиотечный пункт _______________________________________,
    (фамилия, имя, отчество)
    на которого возлагается обязанность получения и регулярного обмена книг в библиотеке, и работа с читателями. При смене ___________________________________________________________
    (фамилия, имя, отчество)
    проверить наличие книг и передать их по акту новому зав. пунктом в присутствии представителя ЦБС;
  2. обеспечить библиотечный пункт для работы помещением и оборудованием (перечислить предметы оборудования, которые могут быть представлены организацией или учреждением);
  3. обеспечить зав. библиотечным пунктом возможность регулярно обменивать книги и присутствовать на инструктивных совещаниях раз в полугодие;
  4. проверять выполнение зав. библиотечным пунктом инструкции о работе в пункте и заслушивать отчеты о его работе не реже одного раза в полугодие для оказания ему содействия в обслуживании читателей книгами;
  5. проверять правильность ведения учета работы и своевременность отчетности, а также участвовать в проверке фонда библиотечного пункта не реже раза в год;
  6. не производить увольнения рабочих и служащих без отметки в обходном листе о возврате книг в библиотеку;
  7. в случае утери или порчи изданий возвратить библиотеке аналогичные равноценные издания или уплатить их стоимость в 10-кратном размере.

3. Для укрепления фонда библиотечного пункта

(наименование организации или учреждения)

Указанная сумма выплачивается в следующие сроки:

(перечисление сумм и сроков ассигнований)

4. За добросовестное выполнение обязанностей зав. библиотечным пунктом представлять к моральному и материальному поощрению.

5. Срок действия настоящего договора один год, считая со дня его заключения.

6. Текущий счет: предприятия – библиотеки –

Примечание: Если на предприятии, учреждении организуется несколько библиотечных пунктов, то договор заключается один на все пункты, с указанием в нем, где будут организованы библиотечные пункты и кто будет назначен в каждый из них заведующим.

предприятием или учреждением______

Директор (заведующий) библиотекой______

Доверенность на получение книг для библиотечного пункта *

Настоящая выдана ________________________________________

на получение книг из библиотеки _________________________________________________________

для обслуживания _________________________________________

(наименование организации и микрорайона)

Доверенность действительна по 31.12. _____г.

Сохранность книг гарантирует

В случае утери или порчи книг организация возмещает библиотеке стоимость утерянных книг.

Подпись _____________________________________ удостоверяется

Формуляр библиотечного пункта №_________

1. Адрес библиотечного пункта _______________________________

2. Дни и часы работы библиотечного пункта ____________________

3. Сведения о заведующем библиотечным пунктом

Похожие статьи:

  • Приказ мз 90 от 14031996 г Приказ 90 О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии Купить Приказ 90 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее Цена на этот документ пока […]
  • Приказ 30 от 31122010 Приказ Минздравсоцразвития России №1248н от 31 декабря 2010 г. Приказ, Минздрав России, 31 декабря 2010 В соответствии со статьей 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов […]
  • Приказ минтранса россии n 36 транспортные средств Приложение N 2. Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами Информация об изменениях: Приказом Минтранса России от 28 января 2016 г. N 16 в приложение внесены изменения Категории и видытранспортных средств, оснащаемых тахографами(утв. приказом […]
  • Данченок л а маркетинг учебное пособие Маркетинг. Данченок Л.А. М.: МЭСИ, 2005. — 300 с. Учебное пособие. Руководство по изучению дисциплины. Практикум. Учебная программа. Формат: pdf / zip Содержание УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ 5 Тема 1. Понятие и организация маркетинга 6 1.1. Понятие маркетинга 6 1.2. Этапы […]
  • Министерство транспорта российской федерации приказ 273 Приказ Министерства транспорта РФ от 30 января 2018 г. № 35 “О внесении изменений в приказы Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов […]
  • Закон московской области о транспортном налоге льготы Закон московской области о транспортном налоге льготы от 16 ноября 2002 года N 129/2002-ОЗ О транспортном налоге в Московской области (с изменениями на 22 октября 2014 года) ____________________________________________________________________ Документ с изменениями, […]
Сделано на WordPress | Тема: Graphy от Themegraphy