Налог с продаж в россии

Что такое налог с продаж в России

На территории нашей страны, этот налог вводят 3-ий раз за последние 25 лет.

Содержание

Пока все попытки увеличить доходность региональных бюджетов за счёт этого налога, не имели успеха.

В 2015 году, учтя все ошибки и недостатки предыдущих законов, этот налог снова вводится в обращение.

Будет ли это прямой или косвенный налог, будет ясно только после принятия законопроекта.

Налог с продаж это налог, который взимается в пользу государства с физических и юридических лиц при продаже работ, товаров или услуг.

Как уже было сказано, это будет региональный налог, и от властей субъектов будет зависеть – вводить его снова или нет.

Как и других налогов, у налога с продаж есть свои функции:

Характерные особенности

Налог с продаж – это бремя, которое ложится на покупателей. Он взимается в момент покупки товара потребителем в пользу продавца, который, впоследствии уплачивает его в местный бюджет.

Это местный налог, и взимается он в пользу субъектов федерации. Где этот налог установлен.

История этого налога «уходит корнями» в древность. Упоминание о нём можно встретить в манускриптах от древних египтян.

Особенностью этого налога является то, что он взимается непосредственно в торговой точке. Покупатель уплачивает за товар цену, уже с учётом этого налога.

Этот налог вводят уже третий раз. В первый раз его ввели в конце 90-ого года начале 1991. Введением этого налога государство хотело увеличить приток денежных средств в местные бюджеты.

Эффект от этого был минимальным, и скоро от этого налога отказались, заменив его НДС. Второй раз его ввели в 1998 году. Он взимался только с розничных продаж.

И хотя законотворцы учли все недочёты первого введения, второе «дыхание» у этого налога так и не открылось. Это привело к дефициту федерального бюджета, и он снова отменён с 2004 года.

Теперь – третье шествие. На осенней сессии будет рассмотрен проект закона о введении этого налога с 2015 года. Вероятность его принятия – почти 100%, по мнению финансовых экспертов.

Кто будет платить

Когда введут налог с продаж, платить его будут юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют торговлю товарами, работами и услугами на территории РФ.

Для физических лиц такой налог не предусмотрен. С продажи личных вещей, а также с продажи комнаты или другой недвижимости, физическое лицо уплачивает подоходный налог.

Однако на местные власти возложена обязанность по разработке пакета льгот, которые будут применяться по этому налогу. На федеральном уровне налог с продаж будет регулироваться гл. 30.1 НК РФ.

Будет налог с продаж или нет ↑

Минфин ещё весной текущего, 2014 года, разработал план законопроекта, который бы ввёл в НК РФ новую главу – «Налог с продаж». План законопроекта был одобрен, и его рассмотрение ожидается на осенней сессии ГосДумой.

По мнению финансовых экспертов, вероятность принятия этих поправок равна 100%.

Минусом этого нововведения является то, что будет иметь место двойное налогообложение продаваемой продукции – НДС и налог с продаж.

И хотя введение налога с продаж не затрагивает равновесия потребителя, продавцы товара в некоторых регионах ощутят на себе это нововведение.

Сначала наши законотворцы «слизали» у США налог на добавленную стоимость. Он у нас прижился, и его исправно платят.

Надо ли платить налог с продажи акций читайте здесь.

Теперь же покупатель будет покупать товар ещё и с учётом налога с продаж, который также «слизан» с запада. Однако в США отменили НДС, и у них действует только налог с продаж.

Налог с продаж отменили в 2004 году, когда возник сильный дефицит федерального бюджета. Необходимы были средства для привлечения дополнительных денежных средств.

Низкая эффективность этого налога в то время объяснялась тем, что этот налог действовал не во всех регионах. Он был введён в городах федерального значения – в Москве и Санкт-Петербурге, и ещё в нескольких областях.

Отменил этот налог Конституционный суд, который вынес определение о том, что уплата этого налога ИП нарушает их конституционные права.

В своём определении от 14.01.2003 года он постановил, что уплата налога ИП, которые покупают продукцию для осуществления своей деятельности, является прямым нарушением Конституции.

Это определение КС вызвало сложности в администрировании этого налога. По этому документу выходило, что каждый продавец товара должен устанавливать статус покупателя.

Стало непонятным, нужно ли взимать налог с продаж в таких магазинах как Metro и Selgros, которые не продают свои товары не предпринимателям.

Новости 2014 года

На осенней сессии ГосДума приняла проект законопроекта, который вводит в действие поправки к НК РФ. С нового, 2015 года, в НК РФ появится новая глава – 30. 1 «Налог с продаж».

С начала нового года, этот налог должны будут уплачивать все юридические лица, которые применяют общую систему налогообложения.

Для спецрежимников – УСН, ЕНВД, ЕСХН и ИП на патенте, вводятся льготы на 2015 год. В этом году такие предприятия не будут уплачивать этот налог. Что будет в 2016 году – пока не ясно.

ИП на общем режиме должны будут платить этот налог только с 2016 года.

Видео: кому выгоден налог с продаж?

Но, прежде чем начать уплачивать этот налог, власти субъекта федерации должны издать закон, который введёт в действие этот налога на территории данного субъекта.

Если это не будет сделано до 01 января 2015 года, в следующем году в этом субъекте налог уплачиваться не будет.

Введение налога с продаж в 2015 году (законопроект)

С 01 января 2015 года вступает в силу Законопроект, который и вводит в налоговый оборот налог с продаж. Регулировать на федеральном уровне этот налог будет глава 30.1 НК РФ.

Особенности налога ↑

Как у любого другого налога, у налога с продаж есть свои особенности.

При продаже дачного участка в собственности менее 3-ёх лет (дачи)

Физические лица не являются плательщиками налога с продаж. Поэтому при продаже собственной дачи будет уплачиваться не налог с продаж, а подоходный налог в размере 13% от налоговой базы, то есть стоимость этой дачи.

Важно знать, как взимается подоходный налог при продаже имущества, которым владеешь менее 3-ёх лет.

Если собственник дачи является плательщиком налога на доходы физических лиц, то он имеет право получить имущественный вычет при продаже своего имущества, которое было в собственности менее 3-ёх лет.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ, сумма вычета будет составлять 1 млн. рублей.

То есть из налоговой базы (дохода, который получил налогоплательщик, продав участок) вычитается 1 млн. рублей, а остальная сумма облагается подоходным налогом.

Собственник, продав свой участок, может получить и другой вид вычета. Он может уменьшить налоговую базу на сумму расходов, которые были им понесены при покупке участка. Например, на сумму, которую он уплатил предыдущему собственнику.

Если участок был продан за сумму меньшую, чем покупался, то не возникает обязанности по уплате налога. Однако если эта дача является единственным жильём, то в 2015 году не нужно будет платить налог с её продажи.

Если осуществлена продажа валюты

Физические лица не уплачивают на доходы при продаже валюты. Материальная выгода появляется, если сначала купить валюту, а затем её продать по курсу, который отклоняется от официального курса ЦБ РФ на день совершения сделки.

Однако юридические лица включают курсовую разницу, полученную при совершении таких операций в доходы, которые учитываются при налогообложении прибыли.

По поводу программного обеспечения

Минкомсвязи предложил ввести 10% налог с продаж иностранного программного обеспечения. Из этих средств будет формироваться фонд, средства из которого пойдут на разработку отечественного софта.

Предприятия, которые будут разрабатывать, и продавать российское программное обеспечение будут освобождены от уплаты налога с продаж.

Такие меры должны стимулировать российских программистов на выпуск современного российского софта на замену иностранному.

Если продаются ценные бумаги

Продажа ценных бумаг физическим лицом является возникновением дохода у последнего. Об этом говорится в ст. 214.1 НК РФ.

Следовательно, физическое лицо обязано подать декларацию и уплатить 13% от той суммы, которая является ценой продажи ценных бумаг.

Фото: акция (образец)

Фото: ценные бумаги (облигации)

Однако и к реализации ценных бумаг можно применить положения НК РФ об имущественном вычете. Уменьшить сумму дохода от продажи ценных бумаг можно на величину расходов, связанных с их приобретением.

Не смотря на то, что собственник акций владеет ими более 3-ёх лет, он не может применить к ним имущественный вычет в полную стоимость проданных акций.

Такое было возможно только по операциям, совершённым до января 2007 года. Юридические же лица включают доходы от продажи акций в доходы, которые учитывают при налогообложении прибыли.

Налог при продаже бизнеса

Продать свой бизнес можно несколькими способами:

  • продать долю в уставном капитале;
  • или же продать бизнес, как имущественный комплекс.

Первым способом пользуются, если предприятие принадлежит нескольким собственникам.

В любом случае, у продавца возникает доход, который подлежит налогообложению. Он имеет право на получение имущественного вычета.

Если собственник владел долей капитала более 3-ёх лет, то он имеет право на получение вычета в полную сумму продажи доли. Если же менее 3-ёх лет – то только 125 тысяч рублей.

Если у собственника есть документы, подтверждающие расходы на покупку бизнеса, то он может уменьшить сумму дохода на сумму расходов, то есть стоимость продаж освобождается от исчисления налога на 100%.

Это относится и к юридическим и к физическим лицам. Главное, иметь на руках документы, которые подтвердят все расходы.

Если бизнес продаётся как имущественный комплекс, то необходимо заключить договор купли-продажи. В этом случае, продаётся не только бизнес, но и долги предприятия.

Если собственник бизнеса – физическое лицо, то суммы продажи нужно уплатить 13% государству. Налоговой базой в этом случае будет доход от продажи, уменьшенный на расходы по становлению бизнеса.

Если же собственник юридическое лицо, то доходы от продажи включают в налогооблагаемую прибыль, а расходы на становление бизнеса – в расходы, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Часто задаваемые вопросы ↑

В связи с введение в налоговый оборот налога с продаж, у будущих плательщиков возникает множество вопросов.

Должны ли платить налог с продаж субъекты малого предпринимательства?

Согласно новому законопроекту, который вступает в силу с января будущего, 2015 года, субъекты малого предпринимательства не будут уплачивать этот налог в 2015 года. Для них эта эпопея начнётся с января 2016 года.

Как быть при УСН?

В законопроекте указано, что предприятия, которые применяют специальные режимы налогообложения, на 2015 год полностью освобождаются от уплаты налога с продаж.

К спецрежимникам относятся юридические лица, применяющие УСН. ЕНВД, ЕСХН и ИП на патенте. Скорее всего, по мнению наших депутатов.

С 2016 года и их обяжут уплачивать этот налог. Но пока введение таких поправок только предполагается.

При безналичной форме оплаты

Введение налога с продаж будет касаться не только наличных расчётов, но и безнала. Этот налог будет включён в конечную стоимость товара, которую и уплачивает покупатель.

А каким способом – наличным или безналичным – это не важно! Впоследствии этот налог продавец перечислит в местный бюджет.

Что приготовлено для ИП в 2015 году

Если ИП относится к субъекту малого предпринимательства, то в 2015 году они не будут уплачивать налог с продаж. Для них предусмотрено введение этого налога с начала 2016 года.

Читайте так же:  Приказ автоваза

Взимается ли налог с продажи недвижимости с пенсионеров узнайте здесь.

Как правильно платить подоходный налог с продажи квартиры можно посмотреть здесь.

Если ИП применяет один из льготных режимов налогообложения, то он пока тоже не будет уплачивать этот налог.

В противном случае, если ИП на общем режиме и не является малым предприятием, то он должен будет исчислять и уплачивать налог с 01 января 2015 года.

Налог с продаж и НДС: в чем разница ↑

Необходим знать, чем отличается от НДС будущий налог с продаж. Оба это косвенных налога, которые взимаются с покупателя, а уплачивают их продавцы товара.

Однако разница всё-таки есть. НДС взимается в федеральный бюджет, а налог с продаж – только в местные.

Налог с продаж взимается на стадии розничной торговли, где риск уклонения от его уплаты достаточно велик.

В связи с этим расходы на администрирование этого налога достаточно велики.

Налог с продаж будет приносить эффективность, если его ставки будут превышать 10%. Ставки ниже этой отметки приведут к дефициту местных бюджетов.

Но выше 10 в нашей стране – это НДС. Применять 2 налога с такими высокими ставками не предоставляется возможным.

Многие страны отказались налога с продаж в пользу НДС. Ни в одной стране мира не действуют эти два налога одновременно. В нашей стране это произойдёт впервые.

Видео: суть дела — «Налог с продаж»

Налог с продаж для нашей страны не новинка. Но его введение ни разу не приносило результатов.

И, хотя законотворцы утверждают, что они доработали тот закон, который был выпущен в 1998 году, эксперты в области налогов и финансов предвидят скорую отменную этого налога.

Кром того, увеличивается налоговое бремя на субъектов экономической деятельности. Действие двух налогов – НДС и налога с продаж – достаточно ощутимо для предпринимателей.

Очень часто близкие люди вместо составления завещания передают своё недвижимое имущество в дар выбранным наследникам. СодержаниеЧто нужно знать Сумма налога при продаже квартиры, полученной по дарению Часто задаваемые вопросы: Такая процедура позволяет избежать судебных тяжб и семейных споров после смерти владельца.

Чтобы не попасть в поле зрения Налоговой инспекции за нарушение налогового законодательства, необходимо хорошо знать законы. СодержаниеЧто нужно знать Как рассчитать налог с продажи квартиры в 2019 году? Возникающие нюансы Что нужно знать ↑ С какой суммы выплачивается налог, а также сколько он составляет в процентном.

Как же быть, если владелец является нерезидентом России. СодержаниеОбщие сведения: Чем является налог с продажи квартиры для нерезидентов: Часто задаваемые вопросы: Что необходимо знать данной категории продавцов недвижимого имущества. Общие сведения: ↑ Владельцы жилой недвижимости располагают информацией о том, что если.

Вы продали или только ищите покупателя на свое авто в этом году? Тогда вам будет полезна информация о налогооблагаемых доходах. СодержаниеЧто нужно знать? Сумма налога с продажи автомобиля в собственности менее 3 лет При отсутствии подтверждающих документов Предоставление отчетности в 2019 году В каких случаях вы обязуетесь.

При продаже доход от реализованного имущества подлежит обложению налогом на общих основаниях. СодержаниеОбщие сведения: Ситуативные примеры Часто задаваемые вопросы: Общие сведения: ↑ В порядке наследования переходят только квартиры, которыми наследодатель владел на правах собственности. Неприватизированные квартиры.

Чтобы справиться с возникающими нюансами необходимо более детально разобраться с основными моментами, которые нужно знать каждому налогоплательщику. СодержаниеКак это бывает Налог с продажи квартиры в долевой собственности более 3 лет Возникающие вопросы в 2019 году: К их числу относятся текущие налоговые ставки, грядущие.

При каких обстоятельствах нужно уплачивать какие-либо налоги после продажи квартиры? СодержаниеОбщие сведения Определение налога Особенности Подоходный налог с продажи квартиры менее 3 лет в 2019 году Общие сведения ↑ Налог с продаж будет введён в налоговый оборот с 2019 года. Физические лица не будут являться его.

Стоит ли вносить средства для оплаты налога, продав гараж? Возможен ли вычет и как сделать правильные расчеты? В чем преимущества владения недвижимостью более 3 лет? СодержаниеКакой налог, если: Что нужно знать: Возникающие вопросы Как правильно подать декларацию и что для этого необходимо подготовить? Все эти нюансы обязан.

Законодательными органами утвержден законопроект по увеличению срока владения необлагаемым имуществом. СодержаниеЧто нужно знать Как рассчитать налог в 2019 году: Оплата налога при продаже Освобождение от уплаты налога Период будет увеличен до 5 лет и распространяться на сделки, оформленные после 2019 года. Что нужно знать.

Любой доход, полученный на территории Российской Федерации, облагается налогом. Прибылью считается не только доход, возникший в результате ведения экономической деятельности. СодержаниеОбщие сведения Условия владения Как определить размер налога с продажи дома Налоговый вычет Часто задаваемые вопросы Но также суммы.

Необходимо более детально разобраться с этим вопросом, чтобы понимать: кто, в каком размере и куда должен производить оплату налога, а также какие льготы предусмотрены законом. СодержаниеОпределение Условия сделки Нюансы возврата налога в 2019 году Как получить имущественный налоговый вычет Вопросы Определение ↑ По общим.

Кто должен уплачивать налоги с дохода, полученного от продажи пакета акций? Какими статьями НК РФ подкрепляется налогообложение юридических и физических лиц? СодержаниеОбщие сведения Налог в 2019 году Как не платить налог с продажи акций? Кто имеет право на дополнительные льготы? Стоит ли ожидать изменений в законодательстве.

Сделать это следует в обязательном порядке, ведь незнание не освобождает от ответственности. СодержаниеОбщие сведения: Какой налог с продажи машины (размер): Особенности подоходного налога с продажи авто: Кто же платит этот налог. От чего зависит его размер. Обо всем подробно в нижеприведенной статье. Общие сведения: ↑ Все.

Законодательством предоставляются льготы для уменьшения сумм налогов к уплате для разных категорий лиц. СодержаниеЕсли продавец: Условия продажи в 2019 году: Налоговый вычет: Особенности подоходного налога с продажи: Налог с продажи недвижимости в 2019 году Если продавец: ↑ Особенности налогообложения будут в первую очередь.

В настоящее время в средствах массовой информации широко анонсированы изменения, внесённые в Федеральное законодательство, которые касаются сделок по продаже недвижимого имущества физических лиц. Многих российских граждан очень волнует вопрос: по какому принципу будет осуществляться процесс налогообложения операций по.

Налог с продаж и малый бизнес

В условиях стагнаций, рецессий, экономических кризисов и санкций, следствием которых является возникновение бюджетных ограничений, у властей всегда возникает желание увеличить налоги, чтобы эти ограничения снять. Редко кто действует от обратного, большинство стран мира при необходимости следуют этим же курсом.

Основные экономические тренды, по крайней мере на кратко- и среднесрочную перспективу, в России обозначились уже во второй половине прошлого года — сокращение производства промышленной продукции, инвестиций, располагаемых денежных доходов.

Власти всех уровней (в том числе финансовые) еще совсем недавно заявляли, что «исчерпали ресурс повышения налогов», «налоги трогать нельзя» и что проблемы «надо решать другими способами — через оптимизацию расходов, сокращение госпрограмм, приватизацию, возможно, заимствования». В бюджетном послании президента 2012 года было заявлено, что налоги на несырьевой сектор в этом электоральном цикле увеличиваться не будут. Ровно это же отмечено и в основных направлениях налоговой политики Минфина на 2015-2017 годы. Однако сегодня говорят уже, что «нужно дополнительно проанализировать и возможности по мобилизации доходов, включая самые разные варианты, даже увеличение налоговой нагрузки…» Вначале, как известно, всегда бывает слово.

После неудачной попытки увеличения «фиксированных социальных взносов» для ИП, после которой в 2013 году с легального рынка ушло несколько сотен тысяч микробизнесов, могло показаться, что стрижку налоговых купонов (по крайней мере в ближайший год) попытаются перенести на внешний объект — зарубежные активы российского бизнеса.

Однако офшорников пока не трогают. Бесконечные разговоры о деофшоризации вылились в минфиновский законопроект, который много обсуждался и продолжает обсуждаться в публичном поле. Документ предполагает «покосить налоговую травку» с иностранных активов тех налоговых резидентов РФ, кто прямо или косвенно является контролирующим лицом более 10% иностранной компании. За этой шумихой практически все упустили из виду стремительно принятый закон, который если не разрушает, то существенно изменяет два налоговых режима, придуманных специально для малого бизнеса, — упрощенку и вмененку. Организациям, находящимся на спецрежимах, теперь вменено в обязанность уплачивать налог на недвижимое имущество, у которого появилась кадастровая стоимость и размеры которого превышают определенную величину — квадратуру, устанавливаемую регионами. Это административно-деловые и торговые центры, нежилые помещения с офисами, общепитом и бытовкой.

Следом, не отходя от кассы, переключение внимания на новые инициативы и дискуссия о необходимости увеличения ставки НДС с 18 до 20%, налога на доходы физических лиц, повышения социальных взносов в ФОМС и… введение регионального налога с продаж. В последний день июля президент поддержал возвращение налога с продаж, и в августе Минфин направил в правительство загодя подготовленный законопроект. Налог сразу получил прозвище старого-нового, и теперь Минфин в спешном порядке будет продвигать его на федеральном уровне, чтобы дать возможность регионам соблюсти формальные законодательные процедуры и «не опоздать» к 1 января нового года… Впрочем, все по порядку.

Налог с продаж — один из косвенных видов налогов (на потребление), взимаемый с с конечных потребителей в момент приобретения товаров и (или) услуг. Действует в ряде стран мира, включая США. Впервые на территории нашей страны был введен еще в СССР в 1991 году со ставкой 5%. Однако последствия его принятия никем толком не анализировались, ибо СССР вскоре распался, а в российском законе «Об основах налоговой системы в РФ», введенном в действие с начала 1992 года, налога с продаж уже не было. Снова опыт его внедрения в российскую практику появился в 1998 году. Налог с продаж был введен как региональный и тоже со ставкой 5%, субъекты РФ могли самостоятельно принимать решение о его внедрении и установлении ставки в пределах «федерально лимитированной». В 1998-1999 годах практически все регионы у себя этот налог ввели, причем, разумеется, по максимальной ставке. С 2004 года налог с продаж (под влиянием решения Конституционного суда) в России был отменен.

В нынешней версии законопроекта регионы также получают право по своему усмотрению вводить у себя налог с продаж. По сути, изменилась только ставка (максимум — 3%), в остальном все нормы проекта похожи на ту самую реку, в которую мы уже два (или полтора, если СССР считать не вполне нынешней Россией) раза вступали. По данным РБК, после его принятия Россия станет второй страной в мире, где будут действовать одновременно два косвенных налога — на добавленную стоимость и с продаж.

Согласно законопроекту, дифференциации ставок для разных видов товаров или в зависимости от того, кто является плательщиком, не будет. Продажа ряда товаров и услуг будет освобождена от его уплаты (хлебобулочные изделия, молочные продукты, сахар, соль, картофель, растительное масло, яйца, крупы, детское питание, детская одежда и обувь, лекарства). Также налог не будет взиматься с продажи недвижимости и ценных бумаг, услуг ЖКХ и услуг по сдаче внаем жилых помещений, с санитарно-курортных услуг, услуг в сфере культуры и искусства, перевозки пассажиров и с оказания ритуальных услуг. Освобождаются от обложения учебная, научная литература, периодические печатные издания, услуги адвокатов и некоторых финансовых организаций.

По расчетам Минфина, если все регионы введут у себя налог по максимальной ставке, то дополнительные доходы их бюджетов составят в 2015-м году — 195 млрд, в 2016-м — 211 млрд и в 2017-м — 230 млрд руб. При этом в правительстве почему-то считают, что не все регионы и не сразу решатся на введение этого налога у себя (хотя прежний опыт был как раз обратным). А нынешняя ситуация такова, что региональным бюджетам просто не позавидуешь: они готовы как губка впитывать деньги отовсюду, где просто дают (федеральные трансферты) или где можно взять административно, «в меру своих полномочий». Согласно исследованию Независимого социального института (НИСП), к середине 2014 года долги региональных бюджетов составили в среднем 31% их доходов, у 40% субъектов РФ этот долг превысил 50%. Дефициты региональных бюджетов достигли в целом по России 8% (на конец первой половины года дефицитными являлись бюджеты более чем 30 субъектов РФ, столько же регионов балансируют на грани дефицита). В абсолютном выражении на март текущего года совокупный дефицит регбюджетов достиг 700 млрд руб., а к концу года этот показатель может увеличиться до 900 млрд руб. В доходах бюджетов сокращается доля налога на прибыль (в условиях экономической нестабильности поступления от этого налога всегда снижаются, ибо им в принципе можно легко манипулировать), но растет доля налога на имущество. Как в этой ситуации, вероятней всего, поведут себя регионы и их губернаторы, если появится возможность «обзавестись более стабильным источником доходов» (косвенные налоги считаются более устойчивыми в условиях экономической нестабильности)?

Читайте так же:  Онлайн регистрация адвоката

Основной аргумент сторонников налога с продаж именно такой: дать регионам возможность бюджетного маневра в части пополнения доходной части их бюджетов. В прошлые периоды свыше 50% общей суммы налога поступало в бюджеты трех регионов — Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Например, по данным Минфина, в 2002 году около 36% поступлений от налога пришло в бюджет Москвы, более 10% — в бюджет Московской области и 8% — Санкт-Петербурга. Наиболее легко администрировать налог с продаж именно в торговых сетях (сегодня около 25% оборота розничной торговли осуществляется тут). Но… наиболее активно торговые сети в последнее десятилетие также развивались в этих трех регионах. Мультипликативный эффект? Богатые регионы станут еще богаче, а бедные.

Обратим внимание и на следующую «деталь»: уход плательщиков налога в тень и сложности с его администрированием в прошлом демонстрировали, что его собираемость была на уровне всего 30-35% планируемого. Сегодня, по прогнозам аналитических центров, собираемость будет в лучшем случае 50% плана.

Следовательно, исходя из нынешних реалий и памятуя неудачный опыт нашего не столь давнего прошлого на два вопроса (введут ли у себя все? соберут ли все?) уже с высокой степенью вероятности можно давать один положительный и один отрицательный ответ.

Как это затронет непосредственно малый бизнес?

С МП — юридическими лицами более-менее понятно: затронет прямо и непосредственно. Формально налог возникает там, где возникает конечный потребитель. Однако в нынешней версии законопроекта плательщиками налога являются не только организации, но и индивидуальные предприниматели, у которых есть объект налогообложения (еще один выстрел в сторону разрушения или очередной существенной мутации спецрежимов для МСП: избавили в свое время от одного косвенного налога — НДС, но приращиваем другим — с продаж плюс если имущественный налог затронул только МСП-юрлица, кто на вмененке и упрощенке, теперь мутация коснется и ипэшников, кто не только на вмененке и упрощенке, но и на патенте). Кроме того, если в цепочке движения товаров будут возникать ИП, которые закупают их не для себя, а для последующей реализации конечному потребителю, налог с продаж (если ничего не изменится) будет уплачиваться дважды и даже трижды (каскадом). Налоговый период составляет месяц. Следовательно, по итогам каждого месяца и ИП, и МСП-юрлица должны будут платить налог в бюджет (и сдавать отчетность), что существенным образом не только увеличивает налоговую базу, но и удорожает административные издержки на предпринимателей (допрасходы на бухгалтеров и взаимодействие с налоговыми органами). Кстати, прошлый опыт в отношении ИП тоже есть. Так, поскольку, как говорилось, налог с продаж — налог на конечное потребление, когда-то Конституционный суд уже принял решение, что приобретаемые для предпринимательской деятельности товары следует исключать из перечня облагаемых. Как это конституционное решение будет учитываться сегодня? О нем просто забудут или бизнес снова пойдет в суд и несколько лет, пока с него будет «сниматься текущая маржа», будет доказывать, что ИП не верблюд? Налоговое администрирование и сегодня совершенством не блещет, и не стоит надеяться, что налоговики будут столь лояльны, чтобы верить бизнесу на слово, где конечный потребитель, а где — «промежуточный». На практике плательщику, если он, конечно, захочет с этим возиться, придется подтверждать статус «промежуточного» покупателя и собирать с части контрагентов кучу документов, доказывающих, что цепочка длинная и кто-то в ней «не конечный». Без бумажки, как известно….

В отношении основной части МСП администрирование будет непростым, действенный контроль над сотнями тысяч торговых точек нереален (к слову, государство даже не стало дожидаться результатов эксперимента по онлайн-передаче данных кассовых аппаратов в ФНС, который должен закончиться в феврале 2015 года). Однако контрольно-кассовую технику имеют не все МСП: не обязаны ее иметь те, кто на ЕНВД. Создается множество возможностей для путаницы и манипуляций. И для роста коррупционного рынка.

Последствия всего этого — развивающийся тренд ухода бизнеса в тень (банальность), поиск новых схем по его неуплате и повышение цен. Причем издержки продавец переложит не только на те товары и услуги, которые будут облагаться налогом с продаж, но и на все остальные — эффект мультипликативен. Прирост в текущую и годовую прогнозную инфляцию, по разным оценкам, составит от 1,5 до 3% (например, по расчетам Центра макроэкономического прогнозирования Сбербанка, на 2,1%). В конечном итоге за все заплатит конечный потребитель. Впрочем, и «промежуточный», возможно, тоже.

Налоговая реформа: сколько россиянам осталось ждать

Налог с продаж введен не будет, налоговые новации подготовят через 2 недели

Правительство в ближайшие две недели должно внести предложения по изменениям в налоговой системе. Детали новаций пока не раскрываются. Единственное, что можно сказать достоверно – налог с продаж введен не будет. Таковы итоги обсуждения налоговой повестки на ПМЭФ. Помимо налоговой реформы, эксперты советуют чиновникам заняться реформой госуправления и не «отрываться от реальности».

Налогу с продаж сказали: «Нет»

Антону Силуанову, министру финансов, ставшему недавно первым вице-премьером, пришлось два последних дня отвечать на вопросы про налоги. В пятницу, 25 мая, он сначала «отдувался» на деловом завтраке Сбербанка, а затем на панельной сессии по налоговой и бюджетной политике.

В ходе завтрака у Грефа, он подтвердил, что речь не идет о неизменности текущей конфигурации налоговой системы. Изменения будут, а потом уже новый вариант зафиксируют на следующие шесть лет.

Модератор налоговой сессии, глава комитета по бюджету Госдумы Андрей Макаров, устроил первому вице-премьеру небольшой допрос с пристрастием. В какой-то момент министр даже попросил Макарова перестать задавать ему вопросы.

Будет ли повышаться подоходный налог или вводиться прогрессивная шкала, спросил Макаров. Мы против, но решать будет правительство, ответил Сиуанов.

«Мы считаем, что у нас низкий уровень налогообложения граждан и отсутствие возможностей для уклонения, махинаций. И 13%, которые последнее время платили мы все, мне кажется, очень хороший принцип налогообложения. Мы предлагаем не менять ситуацию с подоходным налогом. Окончательное решение еще будет принимать правительство», — добавил он.

Какова судьба маневра 22/22, предполагающего повышение НДС с 18% до 22% и понижение совокупной ставки страховых взносов с 30% до 22%? Ничего не могу сказать, ответил министр. Будет ли реализована инициатива по перераспределению налога на прибыль между федеральным центром и регионами? Это было бы справедливо, но окончательное решение не принято.

«Есть субъекты России, например Москва, которые за счет прибыли получают большие объемы ресурсов. Если мы централизуем часть налога на прибыль, мы сможем собрать этот доход у регионов, которые пользуются, например, столичными функциями», — сказал Силуанов.

Против этой инициативы позже высказался мэр Москвы Сергей Собянин, поскольку столица сильно пострадает от таких изъятий.

А как быть с налогом на движимое имущество, против возврата которого протестует бизнес, продолжал спрашивать Макаров. Мы слышим предложения бизнеса, ответил министр.

Единственный однозначный ответ был получен на вопрос о возможности введения налога с продаж. Силуанов сказал: «Нет».

Порадовал он и некоторых плательщиков НДС с льготной ставкой. По его словам, позиция Минфина заключается в том, что «мы, как Министерство финансов, как экономический блок, против дополнительного обложения детского питания».

Принято также решение о снижении акцизов на моторное топливо, чтобы приостановить рост цен на заправках. Потери бюджета оцениваются примерно в 140 млрд руб., и предстоит еще понять, как их компенсировать.

Антон Силуанов подтвердил еще раз, что все новации в налоговой сфере должны быть в ближайшее время согласованы. Провести их через парламент планируется до конца текущей, весенней сессии.

Чиновники не должны отрываться от реальности

Статус первого вице-премьера помимо административного роста привел к тому, что ему приходится теперь отвечать за широкий круг вопросов. Так Силуанову в пятницу еще раз «прилетело» от бывших коллег.

Герман Греф считает, что проектное управление, модель которого прошлое правительство Дмитрия Медведева пыталось внедрить еще недавно «не полетит», если не будет создана эффективная система управления.

На вопрос «как реализовать стратегические задачи» глава Сбербанка отвечал на одноименной сессии. В этой дискуссии руководитель Сбербанка объединился с главой Счетной палаты Алексеем Кудриным.

Модель уже сформированного кабинета министров защищал первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. По его мнению, трансформация управления от неэффективных ФЦП через госпрограммы в приоритетные проекты уже состоялось и дальше произойдет трансформация в национальные проекты. Поэтому на этот раз «должно выстрелить» считает первый вице-премьер. По логике Силуанова, этому способствует политика бюджетной консолидации.

Раньше поставленные цели не исполнялись «в результате оптимизаций» признался Антон Силуанов. На этот раз будет комплексный охват госпрограмм и ресурсов, новый подход в управлении и мониторинг за их исполнением.

Но бюджетный порядок не устраивает Германа Грефа, по мнению которого «госуправление завязано на процесс», а «такое количество проверяющих органов приводит к тому, что люди боятся принимать решения».

Он считает, что нужны «новые лидеры среди госчиновников», нужно разрушать «вертикальные колодцы», как административные, так и цифровые и создавать единую цифровую систему управления. А правительство, по его мнению, сейчас занимается уже устаревшими методами проектного управления вместо того, что бы повышать скорость исправления ошибок, демонстрации готовности отойти от изначального плана, если что-то пошло не так.

Правительству, по мнению Грефа, не нужна отдельная стратегия в цифровом мире, если «весь мир превращается в цифровой». Ключевым направлением Греф назвал цифровое управление социальным сектором.

«Искуственный интеллект дает индивидуальный трек каждому ребенку. Безопасность. Новые возможности предоставления услуг. Система управления кадрами, система управления эффективности перед каждым госслужащим», — это те направления, где без цифровизации уже не обойтись.

Алексей Кудрин, так же считает, что правительству сильно не хватает реформы госаппарата. Он напомнил, что цифровизация и реформирование госаппарата может привести к сокращению 30% чиновников. А нынешняя система управления создала «нестыкуемые» модели бумажных и цифровых баз данных. Нужны шаги по консолидации функций.

С ним был согласен и Герман Греф в том, что структура из 22 министерств и 10 вице-премьеров не способствует повышению эффективности правительства.

Черту под этим спором подвел министр торговли из сингапурского правительства Ко По Кун. В Сингапуре проектные методы опробовали еще в начале 90-х.

И по его словам, все, о чем спорят российские политики конечно важно, но «обычным людям неинтересно слушать большие политические вещи».

«Чиновники должны быть более масштабны, но начинать с небольших шагов. Не отрываться от реальности», — посоветовал сингапурский министр.

НДС и налог с продаж: доводы «за» и «против»

Для консолидированного бюджета Российской Федерации НДС – один из основных источников налоговых поступлений. В 2006 г. доля НДС превысила 20%-ный рубеж. По данным ФНС России, за 11 месяцев 2007 г. доля поступлений НДС составила уже 16,96%.
Однако, несмотря на достаточно высокую собираемость данного налога, колеблющуюся около 90% 1 , проблема его администрирования остается актуальной. При том, что многие добросовестные экспортеры испытывают серьезные трудности с получением возмещения НДС из бюджета, широкое распространение «серых» схем возмещения НДС наносит ощутимый урон бюджету.
В последнее время ряд специалистов в области налогового законодательства настаивают на альтернативном варианте борьбы с уклонением от уплаты НДС – замене НДС оборотным налогом, по примеру налога с продаж. Главный аргумент в пользу такой реформы – простота и дешевизна администрирования оборотного налога, что обусловлено как отсутствием сложной цепочки вычетов, применяемых при обложении налогом на добавленную стоимость, так и простотой исчисления.
НДС в Российской Федерации был установлен Законом от 6 декабря 1991 г. № 1991-I «О налоге на добавленную стоимость», которым был применен принцип места назначения. НДС определялся как форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации.
Система взимания НДС, используемая в России в настоящее время, не предусматривает непосредственного определения добавленной стоимости, т.е. суммы, добавленной производителем товара к стоимости сырья, материалов, других затрат, понесенных в связи с производством. Вместо этого ставка применяется к компонентам добавленной стоимости: к стоимости реализованного товара и к стоимости произведенных затрат. Этот метод расчета НДС называется методом зачета по счетам или инвойсным.

Читайте так же:  Корпоративный налог японию

Поскольку большинство государств, взимающих налог на добавленную стоимость, ввели НДС в качестве альтернативы различным налогам с продаж, можно сформулировать несколько основных причин, по которым дилемма налоги с продаж – НДС решалась именно в пользу последнего:
1. Нейтральность НДС по отношению к любой стране-производителю, к производственному циклу, к методам производства.
2. Потенциально широкая база обложения НДС позволяет равномерно распределять нагрузку на все стадии экономического цикла и увеличивать государственные доходы.
3. Плательщиками НДС являются практически все юридические лица, что обеспечивает его устойчивость.
4. Расходы конечных потребителей облагать всегда предпочтительней, так как собираемость налога сразу упрощается.
5. При исчислении налоговой базы для НДС в расчет принимается только часть стоимости товара, и притом только новая, появившаяся на очередной стадии прохождения товара, в то время как для налога с продаж – валовая стоимость товаров (продукции, работ, услуг).
6. Концепция налогообложения добавленной стоимости предполагает, что, несмотря на занижение объемов продаж в розничной торговле, доход обеспечивается за счет сбора налога вдоль всей производственно-коммерческой цепочки. Это важно для России из-за высокого уровня уклонений от уплаты налогов, особенно в розничной торговле.
7. При многократном обложении фискальные органы имеют возможность получать оперативную информацию и осуществлять налоговый контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При однократном обложении только последней стадии (налогом с продаж) такая возможность теряется, что повышает риск налоговых махинаций со стороны налогоплательщиков.
8. НДС на импорт обеспечивает взимание налога в первом пункте ввоза в страну и позволяет собрать значительные доходы с импорта, не создавая протекционизма.
9. Обычно 80% доходов собираются с 20% или менее налогоплательщиков, поскольку есть некое пороговое значения для оборота, ниже которого предприятия не облагаются НДС. Таким образом, неформальный сектор и малые предприятия освобождаются от уплаты НДС. Соответственно бремя уплаты НДС возлагается либо на импортеров, либо на крупные предприятия в современных секторах промышленности.
10. В России НДС является крупнейшим по объему доходов налогом, за счет которого обеспечивается четверть доходов консолидированного бюджета (без учета ЕСН).
11. Применение НДС позволяет создать систему, совместимую с европейскими странами, если используется принцип страны назначения, и является необходимым условием вступления в Европейский Союз (многие страны Центральной и Восточной Европы рассматривают вступление в ЕС как следующий этап своей экономической реформы).
12. Применительно к российской практике к числу преимуществ НДС можно отнести также накопленный правовой опыт налогоплательщиков и налоговых инспекторов.

Сравнение НДС и налога с продаж

Практическая разница между одноступенчатым налогом с продаж и НДС заключается в административных издержках, расходах налогоплательщиков и уклонении от уплаты налогов. Уклонение от уплаты налога характерно и для НДС, и для налога с продаж. На ситуацию, безусловно, влияют общая налоговая дисциплина в стране и способность налоговых органов к эффективному администрированию.
При определенных условиях, основными различиями являются:
1. Риск неуплаты при одноступенчатом налоге с продаж концентрируется на одной стадии производственно-коммерческой цепочки, и вся сумма налога может быть полностью потеряна, поскольку розничные продажи являются слабым звеном производственной цепи. НДС же собирается на разных стадиях производственно-коммерческой цепочки, и риск потерь существует только на той стадии, на которой уклоняются от уплаты налога.
2. НДС предоставляет возможность уклонения от уплаты, которой нет при других налогах.
3. Налог с продаж взимается на стадии розничной реализации товаров (работ, услуг), т.е. на том этапе, когда уклонение от налогообложения является весьма легким. В этой связи администрирование налога с продаж становится более дорогостоящим по сравнению с администрированием НДС.
4. При взимании налога с продаж весь доход будет собираться на конечном этапе торговой цепочки, состоящей, в основном, из субъектов малого и среднего бизнеса. В настоящее время данные субъекты предпринимательской деятельности не признаются плательщиками НДС. Вовлечение же малых предприятий в налоговую систему оборотного налога может привести к непомерному увеличению налогового беремени для них. Освобождение же данного сектора экономики от налога с продаж приведет к сокращению налогооблагаемой базы, тогда как при существующей системе «освобождения» малого бизнеса от НДС, этот налог все равно учитывается в цене приобретаемых ими товаров.
5. Потери от уклонения от уплаты налога с продаж на импортируемые товары выше, т.к. НДС взимается непосредственно при таможенном оформлении товара, а налог с продаж поступает в бюджет после первой продажи внутри страны;
6. С точки зрения фискальной функции налоговой системы, преимуществом НДС является то, что бремя доказательства права на возмещение уплаченного НДС лежит на налогоплательщике, а доказательство факта занижения обязательств по налогу с продаж входит в обязанности налоговых органов.
7. Эффективное применение налога с продаж возможно при его сравнительно небольших ставках. В подавляющем большинстве стран налог с продаж ниже или равен 10%, а НДС, как правило, выше 10%. Если вводить налог с продаж со ставкой не более 10%, это повлечет существенные потери бюджета, а найти безболезненные и быстродействующие способы компенсации выпадающих в связи с отменой НДС доходов не представляется возможным.

Доводы в пользу замены НДС на налог с продаж

Несмотря на достоинства НДС, существуют и недостатки, связанные с этим налогом. Среди основных доводов в пользу отмены НДС и замены его налогом с продаж можно выделить следующие:
1. Поскольку косвенные налоги в конечном итоге оплачивает потребитель, то чем раньше налог будет уплачен, тем больше оборотных средств будет отвлечено из экономики. По мнению специалистов, НДС, взимаемый на каждой стадии производства, угнетающе действует на экономику. В условиях, когда товарная масса отстает от объема имеющихся на руках денег, введение и функционирование НДС может способствовать мобилизации денег в бюджет. Но в условиях дефицита денежной массы он лишь усиливает инфляционные процессы в экономике.
2. Чрезвычайно распространены схемы уклонения от НДС и необоснованного получения возмещения из бюджета (в частности, лжеэкспорта), что требует тщательного контроля за его применением.
3. Соответственно, взимание НДС влечет довольно высокие административные расходы (по оценкам, в развитых странах средние административные издержки, связанные с взиманием НДС, оцениваются в размере 100 долл. на зарегистрированное лицо в год, издержки, связанные с администрированием налога с продаж, при прочих равных условиях, могут быть ниже). Кроме того, НДС требует определенной квалификации и образования со стороны бухгалтерии и налоговых органов, что увеличивает стоимость администрирования НДС как со стороны налогоплательщиков так и со стороны государства.
4. Существующий порядок возмещения НДС несовершенен, в результате чего, с одной стороны, честные налогоплательщики несут дополнительные издержки по получению возмещения, с другой – у недобросовестных налогоплательщиков есть возможность незаконно получать возмещение из бюджета (в частности, по схемам лжеэкспорта).
5. В случае освобождения от НДС налогоплательщиков в середине производственно-коммерческой цепочки возможен каскадный эффект, свойственный оборотным налогам, т.е. многократного обложения одной налоговой базы, в том числе уже начисленного на предыдущих стадиях налога. Однако и налог с продаж при определенных условиях может порождать каскадный эффект, что приведет к существенному удорожанию товаров и, как следствие, к всплеску инфляции.

Таким образом, при сравнительном анализе НДС и налога с продаж выясняется, что, несмотря на некоторые недостатки, НДС имеет целый ряд преимуществ перед налогом с продаж. По нашему мнению, замена НДС налогом с продаж негативно отразится на стабильности налогового законодательства, как следствие – уменьшится инвестиционная привлекательность экономики Российской Федерации.
Для того, чтобы провести подобное реформирование с минимальными издержками, необходимо оценить финансово-экономические последствия такой реформы, причем во взаимосвязи с другими элементами налоговой системы государства, адекватность налогового администрирования.
Отмена НДС и замена его налогом с продаж будет сильнейшим шоком для экономики. При этом, кроме очевидного внутреннего шока для бюджета и предприятий, имеет место и эффект восприятия России со стороны остального мира (впрочем, это может относиться и к введению НДС-счетов). Как показывает международная практика, в мире процесс имеет обратный характер, т.е. осуществляется переход от налога с продаж к НДС, этому же нас учит и история.

Н.Ю. Корниенко – к.ю.н., зав. лабораторией налоговой политики,
М.С. Головнева – научный сотрудник АНХ при Правительстве РФ

1 Под собираемостью понимается отношение фактически поступившего НДС на товары, реализуемые на территории РФ, к начисленному, согласно отчетности ФНС России за период. По итогам 2003 г. собираемость составила 92,6%, в 2004 г. – 70,1%, в 2005 г. – 103,2%, в 2006 г. – 88,2%.

Похожие статьи:

  • Приказ 57 суд департамент Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 11 сентября 2017 г. № 166 “О внесении изменений в отдельные приказы Судебного департамента по вопросам ведомственной отчетности” 1. Внести в приказ Судебного департамента от 5 марта 2015 г. № 57 «Об утверждении […]
  • Страховка по кредиту при смерти заемщика Страховой случай - смерть заемщика, не полностью выплачена сумма страхования, как быть? Здравствуйте! Помогите в сложившееся ситуации. 16 января 2013 г., моим отцом был взят потребительский кредит в сбербанке в размере 350 000 тысяч рублей, из них была удержана сумма […]
  • Федеральный закон no 317-фз Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской […]
  • Г ачинск мировой суд Мировой судебный участок №145 Ачинского района и г. Ачинска понедельник-пятница: с 9-00 до 18-00 понедельник-пятница: с 9-00 до 18-00 г. Ачинск: Улицы: 1-я Сибирская, 2-я Сибирская, Бирилюсская, Давыдова, Декабристов, Догаева, Дружбы народов, Кирова, Коминтерна, […]
  • Как оформить воинский уголок Уголок воинского учета в организации образец Пошаговая процедура увольнения за неисполнение трудовых План работы муниципального казенного учреждения культуры, «орловская центральная районная штрафа библиотека» на 2015 год, оглавление, i1.Для этой работы годна любая […]
  • Как забирают заявление из милиции Можно ли забрать заявление из полиции до суда? здравствуйте хотелось бы узнать в течении какого времени заявитель может забрать заявление из участка полиции заранее спасибо 30 Сентября 2015, 16:09 сергей, г. Казань Ответы юристов (1) Забрать заявление можно только, […]