Налог руз

Законодательство Узбекистана

База данных «Законодательство Узбекистана» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Узбекистана

Основным законом, регулирующим налоговые правоотношения в Республике Узбекистан, является Налоговый кодекс .

Именно Налоговый кодексустанавливает, изменяет и отменяет налоги и иные платежи в государстве. Другие акты законодательства, которые регулируют вопросы налогообложения, не могут быть противоречащими Кодексу.

Особенностью налогового законодательства Узбекистана является то обстоятельство, что ставки по налогам устанавливаются не Налоговым кодексом, а решением Президента Республики Узбекистан ежегодно. Кроме того, подзаконными актами устанавливаются различные списки и перечни, необходимые для целей исчисления налогов, например, перечни видов деятельности, подлежащих упрощенному налогообложению, подакцизных товаров и т.п. Поэтому иные нормативные правовые акты являются важной составной частью налогового законодательства, поскольку именно от них зависит конечная сумма, подлежащая уплате, тогда как Налоговый кодекс устанавливает общие правила налогообложения, а также их особенности для некоторых категорий плательщиков.

Налоговым законодательством Узбекистана предусмотрено чрезвычайно большое количество налогов и сборов.

В целом налоговую систему можно охарактеризовать как двухуровневую, поскольку все налоги делятся на: общегосударственныеи местные

Общегосударственные налоги

Налог на прибыль юридических лиц. Плательщики – юридические лица (кроме некоммерческих организаций). Объект – прибыль, база – разница между доходами и расходами в определенном периоде. В 2016 году ставка составляет от семи с половиной до тридцати пяти процентов.

Налог на доходы физических лиц. В 2016 году ставка является прогрессивной (зависящей от величины дохода), минимум составил семь с половиной процентов.

Налог на добавленную стоимость. Плательщики – предприятия, имеющие обороты, подлежащие обложению данным налогом, а также импортеры товаров. В 2016 году ставка налога составляет двадцать процентов от стоимости товаров.

Акцизный налог. Плательщики –лица, которые производят или ввозят подакцизную продукцию. Перечень подакцизных товаров утверждается Президентом. В 2016 году к подакцизным были отнесены: из товаров местного производства – алкогольная, табачная, спиртосодержащая продукция, нефтепродукты, драгметаллы и ювелирные изделия, автомобили и т.д. Из импортируемых к подакцизным отнесен широкий спектр товаров и продуктов питания. Необходимо отметить то обстоятельство, что в республике к подакцизным отнесено очень большое количество товаров по сравнению с другими странами СНГ.

Налоги и специальные платежидля пользователей недрами: налог за пользование недрами, налог на сверхприбыль, бонусы (подписной и коммерческого обнаружения). База налога за пользование недрами – стоимость добытых ископаемых. В 2016 году ставка зависит от вида полезного ископаемого и составляет от трех с половиной до тридцати процентов. Подписной бонус взимается в твердой сумме, в 2016 году его размер установлен кратным минимальной заработной плате и зависит от вида ископаемого. Ставка бонуса коммерческого обнаружения составила 0.1 процента от стоимости добытого объема. Ставка налога на сверхприбыль составила 50 процентов.

Налог за пользование водными ресурсами. Плательщики – лица, осуществляющие водопотребление и водопользование. Объект – водные ресурсы на поверхности земли и под ней, база – объем потребленной воды. Ставка на 2016 год зависит от цели использования, вида источника воды и личности плательщика, минимальный размер за кубометр составил 20.6 сум, максимальный – 11500.

Налог на имущество юридических лиц. Плательщики – юридические лица-собственники имущества (за исключением некоммерческих организаций). Объект налогообложения — основные средства, объекты незавершенного строительства, оборудование и т.п. База – стоимость объекта. Ставка на 2016 год равняется пяти процентам.

Налог на имущество физических лиц. Плательщики – собственники недвижимости. База – его инвентарная стоимость. Ставка зависит от характеристик недвижимости, на 2016 год колеблется в пределах от полутора до двух с половиной процентов.

Земельный налогс юридических и физических лиц. Плательщики — собственники и законные владельцы земельных участков. База – площадь участка. Ставка на 2016 год ставится в зависимость от местонахождения и назначения земель. Налог, уплачиваемый физическими лицами, поступает в местный бюджет.

Налоговым законодательством установлен целый ряд обязательных платежей в социальные фонды, а также различных сборов (госпошлина, таможенные платежи).

Законом предусмотрено несколько упрощенных налоговых режимов, таких как единый налоговый платеж, единый земельный налог, фиксированный платеж.

Местные налоги и сборы

Земельный налог с физических лиц.

Налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры. Плательщики – юридические лица (кроме некоммерческих). Объект – прибыль, которая осталась у предприятия после уплаты налога на прибыль. Ставка на 2016 год составляет восемь процентов.

Налог на потребление бензина, дизельного топлива, газа для транспортных средств. Плательщики – юридические лица, осуществляющие продажу данных продуктов потребителю. На 2016 год ставка колеблется от двухсот тридцати до трехсот тридцати пяти сум за литр проданного топлива.

Сбор за право розничной торговлиотдельными видами товаров и оказание отдельных услуг, перечень которых устанавливается дополнительно. Ставка зависит от вида товаров и услуг.

Налоговое законодательство Узбекистана: достоинства и недостатки.

Характеризуя узбекскую систему налогового законодательства, необходимо отметить, что сам по себе главный налоговый закон является современным, прогрессивным. Он не только устанавливает перечень обязательных платежей в бюджет, но и провозглашает принципы налогового законодательства, детально регламентирует различные процедуры налогового учета и контроля, устанавливает ответственность участников налоговых правоотношений за нарушение законодательства. Если все написанное в Кодексе не остается просто «на бумаге», а неукоснительно соблюдается, то, с учетом достаточно высокого налогового бремени, это благоприятно сказывается на собираемости налогов и наполнении бюджета. А подробная и тщательная детализация процедур налогового контроля со стороны государства обеспечивает плательщикам прозрачность налоговой системы, ясность и простоту прочтения и применения закона.

Но все же при всех вышеперечисленных положительных характеристиках налоговой системы Узбекистана нельзя не отметить и ее отрицательную особенность, к коей можно отнести отсутствие четкого закрепления в основном законе налоговых ставок, а также понятий, перечней и списков, необходимых для целей налогообложения. Их частое изменение в любую сторону не способствует созданию условий, благоприятных для налогоплательщиков, поскольку является признаком нестабильности налоговой системы. Налогоплательщик никогда не может быть уверен, что через некоторое непродолжительное время налоговое бремя не увеличится настолько, что станет непосильным, тем более, при сравнительном анализе налоговых ставок за последние три года наблюдается тенденция их постепенного повышения.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Глава 49. Земельный налог с юридических лиц

Статья 278. Общие положения

За использование земельных участков платежи в бюджет производятся в виде земельного налога или арендной платы за землю.

Арендная плата, уплачиваемая за земельные участки, предоставленные в аренду Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, органами государственной власти на местах, приравнивается к земельному налогу. На юридических лиц, получивших земельные участки в аренду, распространяются ставки земельного налога с юридических лиц, льготы, порядок исчисления, представления расчетов и уплаты, установленные для плательщиков земельного налога с юридических лиц.

Юридические лица уплачивают земельный налог за земельные участки, используемые на правах собственности, владения, пользования или аренды.

Статья 279. Налогоплательщики

Плательщиками земельного налога являются юридические лица, включая нерезидентов Республики Узбекистан, имеющие земельные участки на правах собственности, владения, пользования или аренды.

При сдаче недвижимого имущества в аренду плательщиком земельного налога является арендодатель.

При совместном использовании земельного участка несколькими юридическими лицами каждое юридическое лицо является плательщиком земельного налога за свою долю используемой площади земельного участка.

Не являются плательщиками земельного налога:

некоммерческие организации. При осуществлении предпринимательской деятельности некоммерческие организации являются плательщиками земельного налога по земельным участкам, используемым в предпринимательской деятельности, в порядке, предусмотренном настоящим разделом. При этом не рассматривается в качестве предпринимательской деятельности получение прочих доходов, указанных в статье 132 настоящего Кодекса; (Абзац в редакции Закона РУз от 27.12.2016 г. № ЗРУ-417)

юридические лица, для которых в соответствии с настоящим Кодексом предусмотрен упрощенный порядок налогообложения, если иное не предусмотрено разделом XX настоящего Кодекса плательщики единого земельного налога, если иное не предусмотрено главой 57 настоящего Кодекса. (Абзац в редакции Закона РУз от 24.12.2018 г. № ЗРУ-508. Вступает в силу с 1 января 2019 года)

Статья 280. Объект налогообложения

Объектом налогообложения являются земельные участки, находящиеся у юридических лиц на правах собственности, владения, пользования или аренды.

Не рассматриваются в качестве объекта налогообложения:

земли общего пользования населенных пунктов. К землям общего пользования населенных пунктов относятся:

площади, улицы, проезды, дороги, оросительная сеть, набережные и т.п;

земли, используемые для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и отдыха населения (лесопарки, парки, бульвары, скверы, а также земли арычной сети);

земли коммунально-бытового назначения (места погребения, места сбора, перегрузки и сортировки бытовых отходов, а также места обезвреживания и утилизации отходов и т. п.); (Абзац в редакции Закона РУз от 25.12.2012 г. № ЗРУ-343)

Статья 281. Налогооблагаемая база

Налогооблагаемой базой является общая площадь земельного участка за вычетом площадей земельных участков, не подлежащих налогообложению в соответствии с частью второй статьи 282 настоящего Кодекса.

За земельные участки, на которые право собственности, владения, пользования или аренды перешло налогоплательщику в течение года, налогооблагаемая база исчисляется начиная со следующего месяца после возникновения соответствующего права на земельные участки. В случае уменьшения площади земельного участка налогооблагаемая база уменьшается с месяца, в котором произошло уменьшение площади земельного участка.

Читайте так же:  Закон об уполномоченных по защите прав предпринимателей в рф

При возникновении у юридических лиц права на льготу по земельному налогу налогооблагаемая база уменьшается с того месяца, в котором появилось это право. В случае прекращения права на льготу по земельному налогу налогооблагаемая база исчисляется (увеличивается) с месяца, следующего за тем, в котором прекращено это право.

При осуществлении плательщиком земельного налога видов деятельности, по которым не предусмотрена уплата земельного налога, налогооблагаемая база определяется на основе ведения раздельного учета облагаемого и необлагаемого земельного участка. При невозможности ведения раздельного учета налогооблагаемая база определяется исходя из удельного веса чистой выручки от деятельности, по которой предусмотрена уплата земельного налога в общем объеме чистой выручки. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 24.12.2018 г. № ЗРУ-508. Вступает в силу с 1 января 2019 года)

Статья 282. Льготы

От уплаты земельного налога освобождаются:

1) организации культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты населения — за земельные участки, используемые для осуществления возложенных на них задач;

2) юридические лица, находящиеся в собственности общественных объединений инвалидов, фонда «Нуроний» и ассоциации «Чернобыльцы Узбекистана», в общей численности которых работает не менее 50 процентов инвалидов, ветеранов войны и трудового фронта 1941-1945 годов, кроме юридических лиц, занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью. При определении права на получение указанной льготы в общую численность работников включаются работники, состоящие в штате;

Пункт 3 исключен с 1 апреля 2015 года в соответствии с Законом РУз от 04.12.2014 № ЗРУ–379

3) вновь созданные дехканские хозяйства — на два года с месяца, в котором произведена государственная регистрация;

4) добровольно ликвидируемые субъекты предпринимательства — со дня уведомления о принятом решении о добровольной ликвидации органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. В случае незавершения добровольной ликвидации в установленные законодательством сроки или прекращения процедуры ликвидации и возобновления деятельности настоящая льгота не применяется и сумма налога взимается в полном размере за весь период применения льготы.

К земельным участкам, не подлежащим налогообложению, относятся земли:

1) общего пользования садоводческих, виноградарских или огороднических товариществ (подъездные пути, оросители, коллекторы и другие земли общего пользования), коллективных гаражей;

2) государственных заповедников, комплексных (ландшафтных) заказников, природных парков, государственных памятников природы, заказников (за исключением заказников, образованных в охотничьих хозяйствах), природных питомников, государственных биосферных резерватов, национальных парков, кроме земель указанных охраняемых природных территорий, на которых ведется хозяйственная деятельность; (Пункт в редакции Закона РУз от 4.09.2014 г. № ЗРУ-373)

3) оздоровительного назначения (за исключением земель, на которых ведется хозяйственная деятельность) — земельные участки, обладающие природными лечебными факторами, благоприятными для организации профилактики и лечения, предоставленные в установленном порядке соответствующим учреждениям и организациям в постоянное пользование;

4) рекреационного назначения (за исключением земель, на которых ведется хозяйственная деятельность) — земли, предоставленные соответствующим учреждениям и организациям для организации массового отдыха и туризма населения;

5) историко-культурного назначения (за исключением земель, на которых ведется хозяйственная деятельность) — земли , занятые объектами материального культурного наследия, мемориальными парками, предоставленные соответствующим учреждениям и организациям в постоянное пользование; (Пункт в редакции Закона РУз от 18.04.2018 г. № ЗРУ-476)

6) водного фонда. К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами (реками, озерами, водохранилищами и т.п.), гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также полосы отвода по берегам водоемов и других водных объектов, предоставленных в установленном порядке юридическим лицам для нужд водного хозяйства;

7) занятые линиями электропередачи, подстанциями и сооружениями на них;

8) занятые общегосударственными линиями связи (воздушные и кабельные линии связи, стоечные линии и радиофикации, подземные кабельные линии, обозначающие их сигнальные и замерные знаки, линии радиорелейной связи, кабельные телефонные канализации, наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты, распределительные шкафы, коробки контура заземления и другие сооружения связи);

9) занятые объектами культуры, образования и здравоохранения; (Пункт в редакции Закона РУз от 30.12.2009 г. № ЗРУ-241)

10) занятые автомобильными дорогами общего пользования;

11) занятые железнодорожными путями общего пользования, включая станционные и сортировочные железнодорожные пути, состоящие из земляного полотна, искусственных сооружений, линейно-путевыми зданиями, устройствами железнодорожной связи и электроснабжения, сооружениями и путевыми устройствами, а также защитными лесонасаждениями, предоставленными в установленном порядке в постоянное или временное пользование предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного транспорта;

12) занятые путями городского электрического транспорта и линиями метрополитена, включая земли, занятые остановками общественного транспорта и станциями метрополитена и сооружениями на них;

13) занятые спортивными и физкультурно-оздоровительными комплексами, местами отдыха и оздоровления матерей и детей, домами отдыха и учебно-тренировочными базами;

14) занятые сооружениями водоснабжения и канализации населенных пунктов: магистральными водоводами, водопроводной сетью, канализационными коллекторами и сооружениями на них, насосными станциями, водозаборными и очистными сооружениями, смотровыми колодцами и дюкерами на водопроводной и канализационной сети, водонапорными башнями и иными аналогичными сооружениями;

15) занятые магистральными нефте- и газопроводами, включая компрессорные, насосные, противопожарные и противоаварийные станции, станции катодной защиты трубопроводов с узлами их подключения, устройства очистки трубопроводов и иные аналогичные сооружения;

16) занятые магистральными тепловыми трассами, включая насосные станции (повысительные, понизительные, смешения, дренажные), приборы учета и контроля тепла, подогреватели, циркуляционные насосы горячего водоснабжения и иные аналогичные сооружения;

17) занятые взлетно-посадочными полосами, рулежными дорожками и стоянками самолетов, радионавигационным и электроосветительным оборудованием аэропортов гражданской авиации;

18) отведенные под строительство объектов, включенных в Инвестиционную программу Республики Узбекистан, — на период нормативного срока строительства;

19) занятые объектами, по которым приняты решения Кабинета Министров Республики Узбекистан об их консервации, — на период их консервации;

20) занятые гидрометеорологическими и гидрогеологическими станциями и постами;

21) занятые отдельно расположенными объектами гражданской защиты и мобилизационного назначения, находящимися на балансе юридического лица и не используемыми в хозяйственной деятельности;

22) занятые защитными лесными насаждениями. К защитным лесным насаждениям относятся: запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов; запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; противоэрозионные леса; защитные полосы лесов вдоль железных и автомобильных дорог; леса пустынных и полупустынных зон; городские леса и лесопарки; леса вокруг зеленых зон городов, других населенных пунктов и промышленных центров; леса зон санитарной охраны источников водоснабжения; леса округов санитарной охраны курортных природных территорий; особо ценные леса; леса, имеющие научное или историческое значение; (Пункт в редакции Закона РУз от 04.01.2011 г. № ЗРУ-278)

23) вновь осваиваемые для сельскохозяйственных целей — на период выполнения работ по их освоению и в течение пяти лет со времени их освоения;

24) существующего орошения, на которых производятся мелиоративные работы, — сроком на пять лет с начала работ;

25) на которых произведены новые посадки садов, виноградников и тутовников сроком на три года, независимо от использования междурядий для посева сельскохозяйственных культур. Исчисление срока, на который предоставляется льгота на новые посадки, произведенные осенью, начинается с 1 января следующего года, а на посадки, произведенные весной, начинается с 1 января текущего налогового периода;

26) сельскохозяйственного назначения и лесного фонда научных организаций, опытных, экспериментальных и учебно-опытных хозяйств научно-исследовательских организаций и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, используемые непосредственно для научных и учебных целей. В соответствии с настоящим пунктом от уплаты налога освобождаются земельные участки, занятые под посевами и насаждениями, используемыми для проведения научных опытов, экспериментальных работ, селекции новых сортов и других научных и учебных целей, тематика которых утверждена.

Для юридических лиц — покупателей объектов государственной собственности сумма земельного налога уменьшается на сумму налога, приходящуюся на объекты государственной собственности, с целевым направлением высвобождаемых средств на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение, развитие приватизированных объектов. Данная льгота применяется в течение 12 месяцев с момента подписания договора купли-продажи. (Часть введена Законом РУз от 13.06.2017 № ЗРУ-436)

На земельные участки, используемые не по прямому назначению, льготы, установленные настоящей статьей, не распространяются.

часть третью считать частью четвертой в соответствии с Законом РУз от 13.06.2017 № ЗРУ–436

Статья 283. Особенности применения ставки налога

В случае ухудшения качества сельскохозяйственных земель (снижения балла бонитета), наступившего по вине собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя или арендатора, земельный налог уплачивается юридическими лицами по ставкам, установленным до ухудшения качества земель.

За земли сельскохозяйственного назначения, расположенные в административных границах городов и поселков, земельный налог уплачивается в двукратном размере ставок, установленных для сельскохозяйственных земель.

При незавершении строительства объектов в нормативный срок, установленный в проектно-сметной документации, а в случае отсутствия установленного нормативного срока строительства — в течение двадцати четырех месяцев с начала строительства на земельных участках, выделенных для осуществления предпринимательской деятельности, земельный налог исчисляется исходя из налогооблагаемой базы в трехкратном размере установленной ставки на основании информации территориальных инспекций государственного архитектурно-строительного надзора Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. При этом данный порядок также распространяется на владельцев, приобретших объекты, указанные в настоящей части. Порядок исчисления сроков начала и окончания строительства объектов определяется законодательством По земельным участкам, занятым объектами незавершенного строительства в нормативный срок, пустующими зданиями, сооружениями нежилого назначения, а также неиспользуемыми производственными площадями, земельный налог с юридических лиц уплачивается по повышенным ставкам на основании заключения по неэффективному их использованию, вынесенного в порядке, установленном законодательством, и льготы, указанные в статье 282 настоящего Кодекса, на них не распространяются. (Часть в редакции Закона РУз от 24.12.2018 г. № ЗРУ-508. Вступает в силу с 1 января 2019 года)

Читайте так же:  Спор имеет место быть

Часть четвертая исключена с 1 января 2019 года в соответствии с Законом РУз от 24.12.2018 г. № ЗРУ-508

Юридические лица, применяющие упрощенный порядок налогообложения, уплачивают земельный налог в порядке, установленном частью третьей настоящей статьи, по площади, выявленной территориальными инспекциями государственного архитектурно-строительного надзора Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству.

Статья 284. Налоговый период

Налоговым периодом является календарный год. (Статья в редакции Закона РУз от 25.12.2012 г. № ЗРУ-343)

Статья 285. Порядок исчисления налога и представления расчетов

Земельный налог исчисляется по состоянию на 1 января каждого налогового периода, и расчет земельного налога представляется в орган государственной налоговой службы по месту нахождения земельного участка до 10 января текущего налогового периода. (Часть в редакции Закона РУз от 29.12.2017 № ЗРУ-454)

Исчисление земельного налога осуществляется исходя из налогооблагаемой базы, исчисленной согласно статье 281 настоящего Кодекса, и установленной ставки.

При изменении налогооблагаемой базы (исчисленной суммы налога) в течение налогового периода юридические лица обязаны в месячный срок представить в орган государственной налоговой службы уточненный расчет земельного налога. (Часть в редакции Закона РУз от 30.12.2009 г. № ЗРУ-241)

Сельскохозяйственные предприятия, не перешедшие на уплату единого земельного налога, у которых в течение налогового периода произошли изменения в общей площади и составе сельскохозяйственных угодий, представляют уточненный расчет земельного налога в орган государственной налоговой службы до 1 декабря текущего года.

Часть пятая исключена с 1 января 2019 года в соответствии с Законом РУз от 24.12.2018 г. № ЗРУ-508

Микрофирмы и малые предприятия – плательщики общеустановленных налогов, переходящие на уплату единого налогового платежа в течение года, уточненный расчет земельного налога за период уплаты ими общеустановленных налогов представляют не позднее 10 числа месяца, в котором они переходят на уплату единого налогового платежа.

Статья 286. Порядок уплаты налога

Уплата земельного налога производится:

микрофирмами и малыми предприятиями — до 10 числа каждого первого месяца квартала в размере одной четвертой части годовой суммы земельного налога;

налогоплательщиками, не относящимися к микрофирмам и малым предприятиям, юридическими лицами — до 10 числа каждого месяца в размере одной двенадцатой части годовой суммы земельного налога.

(Часть в редакции Закона РУз от 24.12.2018 г. № ЗРУ-508. Вступает в силу с 1 января 2019 года)

При возникновении обязательств после установленного срока уплаты земельного налога в течение налогового периода уплата этой суммы производится не позднее тридцати дней с даты возникновения обязательства. (Часть в редакции Закона РУз от 25.12.2012 г. № ЗРУ-343)

Уплата земельного налога сельскохозяйственными предприятиями, не перешедшими на уплату единого земельного налога, производится в следующем порядке:

Абзац второй части третьей исключен в соответствии с Законом РУз от 4.12.2014 г. № ЗРУ-379

до 1 июля отчетного года — 20 процентов от годовой суммы налога;

до 1 сентября отчетного года — 30 процентов от годовой суммы налога;

до 1 декабря отчетного года — оставшаяся сумма налога.

ГЛАВА 50. Земельный налог с физических лиц

Статья 287. Налогоплательщики

Плательщиками земельного налога являются физические лица, а также дехканские хозяйства, созданные с образованием и без образования юридического лица, имеющие земельные участки на правах собственности, владения, пользования или аренды.

Арендная плата, уплачиваемая за земельные участки, предоставленные в аренду Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, органами государственной власти на местах, приравнивается к земельному налогу. На физических лиц, получивших земельные участки в аренду, распространяются льготы, порядок исчисления и уплаты, установленные для плательщиков земельного налога. (Часть в редакции Закона РУз от 29.12.2008 г. № ЗРУ-196)

За земельные участки, право собственности, владения и пользования на которые перешло вместе с переходом по наследству жилого дома, нежилых строений и сооружений, земельный налог взимается с наследников с учетом налоговых обязательств наследодателя.

Статья 288. Объект налогообложения

Объектом налогообложения для физических лиц являются земельные участки:

1) предоставленные в пожизненное наследуемое владение для ведения дехканского хозяйства;

2) предоставленные в пожизненное наследуемое владение для индивидуального жилищного строительства;

3) предоставленные для ведения коллективного садоводства, виноградарства и огородничества, а также земли, занятые под индивидуальными гаражами;

4) предоставленные в порядке служебного земельного надела;

5) право собственности, владения и пользования на которые перешло вместе с жилым домом и строениями по наследству, в результате дарения или приобретения;

6) приобретенные в собственность в порядке, установленном законодательством;

7) предоставленные в пользование или аренду для ведения предпринимательской деятельности.

Не являются объектом налогообложения земельные участки, занятые под многоквартирными домами, за исключением указанных в пункте 7 части первой настоящей статьи. (Часть в редакции Закона РУз от 30.12.2009 г. № ЗРУ-241)

Статья 289. Налогооблагаемая база

Налогооблагаемой базой является площадь земельных участков по данным органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимость.

По площадям земельных участков, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства, виноградарства и огородничества, а также занятых под индивидуальными гаражами, налогооблагаемая база определяется по данным органов управления организаций, предоставивших эти земельные участки.

По площадям служебных земельных наделов налогооблагаемая база определяется по данным предприятий, учреждений и организаций, предоставивших земельные участки своим работникам.

Статья 290. Льготы

От земельного налога освобождаются:

Пункт 1 исключен с 1 апреля 2014 года в соответствии с Законом РУз от 25.12.2013 г. № ЗРУ-359

1) чабаны, табунщики, механизаторы, ветеринарные врачи и техники, другие специалисты и рабочие отгонного животноводства;

2) граждане, удостоенные звания «Ўзбекистон қаҳрамони», Героя Советского Союза, Героя Труда, награжденные орденом Славы трех степеней. Данная льгота предоставляется на основании удостоверения о присвоении звания «Ўзбекистон қаҳрамони», книжки Героя Советского Союза и Героя Труда, орденской книжки или справки отдела по делам обороны;

3) инвалиды и участники войны, а также приравненные к ним лица, круг которых устанавливается законодательством. Данная льгота предоставляется на основании соответствующего удостоверения инвалида (участника) войны или справки отдела по делам обороны либо иного уполномоченного органа, другим инвалидам (участникам) — удостоверения инвалида (участника) о праве на льготы; (Пункт в редакции Закона РУз от 25.12.2013 г. № ЗРУ-359)

4) инвалиды I и II групп. Данная льгота предоставляется на основании пенсионного удостоверения или справки врачебно-трудовой экспертной комиссии;

5) одинокие пенсионеры. Под одинокими пенсионерами понимаются пенсионеры, проживающие одни или совместно с несовершеннолетними детьми либо ребенком-инвалидом в отдельном доме. Данная льгота предоставляется на основании пенсионного удостоверения или справки районного (городского) отдела внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан, а также справки органов самоуправления граждан; (Пункт в редакции Закона РУз от 09.09.2010 г. № ЗРУ-254)

6) многодетные семьи, потерявшие кормильца. Многодетными семьями, потерявшими кормильца, в целях налогообложения являются семьи, в которых умерли один из родителей или оба родителя и в которых имеется пять и более детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста. Данная льгота предоставляется на основании справки районного (городского) отдела внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан; (Пункт в редакции Закона РУз от 09.09.2010 г. № ЗРУ-254)

7) граждане (в том числе временно направленные или командированные), получающие льготы за участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Данная льгота предоставляется на основании справки врачебно-трудовой экспертной комиссии, специального удостоверения инвалида, удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также других выданных уполномоченными органами документов, являющихся основанием для предоставления льготы; (Пункт в редакции Закона РУз от 30.12.2009 г. № ЗРУ-241)

Пункт 8 исключен с 1 апреля 2014 года в соответствии с Законом РУз от 25.12.2013 г. № ЗРУ-359

8) лица, которым была назначена персональная пенсия;

Пункт 9 исключен с 1 апреля 2015 года в соответствии с Законом РУз от 04.12.2014 № ЗРУ–379

9) граждане-переселенцы — по земельным участкам в местах их поселения сроком на пять лет с момента предоставления им земельного участка; (с 1 апреля 2015 года)

Пункт 10 исключен с 1 апреля 2018 года в соответствии с Законом РУз от 29.12.2017 № ЗРУ–454

10) лица — по земельным участкам, предоставленным им в пределах установленных законодательством норм для индивидуального жилищного строительства и ведения дехканского хозяйства, — сроком на два года с месяца, следующего за месяцем предоставления земельного участка. (с 1 апреля 2015 года)

8) лица, использующие источники альтернативной энергии в жилых помещениях с полным отключением от действующих сетей энергоресурсов, — сроком на три года начиная с месяца, в котором установлены источники альтернативной энергии. Основанием для предоставления данной льготы является справка, выданная энергоснабжающей организацией об использовании источников альтернативной энергии с полным отключением от действующих сетей энергоресурсов. (Пункт введен в соответствии с Законом РУз от 18.04.2018 г. № ЗРУ-476)

Льготы, установленные частью первой настоящей статьи, за исключением указанной в пункте 6, предоставляются физическим лицам, зарегистрировавшим в органе, осуществляющем государственную регистрацию, права на земельные участки, предоставленные им для индивидуального жилищного строительства, ведения дехканского хозяйства. При этом данные льготы могут быть предоставлены только на один земельный участок по выбору налогоплательщика.

Читайте так же:  152 статья ук рф

Часть третья исключена с 1 апреля 2017 года в соответствии с Законом РУз от 27.12.2016 № ЗРУ–417

Льготы, предусмотренные частью второй статьи 282 настоящего Кодекса в части земельных участков, не подлежащих налогообложению, распространяются также и на физических лиц, являющихся плательщиками земельного налога.

Статья 291. Особенности применения ставки налога

За земельные участки, используемые для предпринимательской деятельности, либо при сдаче в аренду юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю жилых домов, дачных строений, индивидуальных гаражей и иных строений, сооружений, помещений, а также за земельные участки, занятые под нежилыми помещениями, находящимися в собственности физических лиц, земельный налог взимается с физических лиц по ставкам, установленным для уплаты земельного налога с юридических лиц, и льготы, указанные в статье 290 настоящего Кодекса, на них не распространяются, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. (Часть в редакции Закона РУз от 31.12.2015 г. № ЗРУ-398)

При использовании физическим лицом или семейным предприятием земельного участка одновременно с проживанием в расположенном на нем жилом доме для производства товаров (работ, услуг) земельный налог уплачивается по ставке, установленной для физических лиц. (Часть в редакции Закона РУз от 20.08.2015 г. № ЗРУ-391)

В случае неосуществления физическими лицами посева сельскохозяйственных культур или благоустройства на приусадебной части земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и благоустройства жилого дома, земельный налог уплачивается в порядке, установленном законодательством в трехкратном размере. (Часть введена Законом РУз от 29.12.2017 № ЗРУ-454)

Статья 292. Налоговый период

Налоговым периодом является календарный год.

Статья 293. Порядок исчисления налога

Исчисление земельного налога производится органами государственной налоговой службы.

Органы государственной налоговой службы ведут систематический учет физических лиц, являющихся плательщиками земельного налога.

Лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 290 настоящего Кодекса, самостоятельно представляют в органы государственной налоговой службы по месту расположения земельного участка документы, подтверждающие право на получение льготы. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 30.12.2009 г. № ЗРУ-241)

Платежное извещение с указанием суммы земельного налога и сроков его уплаты вручается физическим лицам органами государственной налоговой службы ежегодно не позднее 1 мая под роспись или иным способом, подтверждающим факт и дату получения платежного извещения. (Часть в редакции Закона РУз от 31.12.2015 г. № ЗРУ-398)

При изменении площади земельного участка и возникновении (прекращении) права на льготы в течение года органы государственной налоговой службы должны в течение месяца после указанных изменений произвести перерасчет земельного налога и предъявить налогоплательщику новое или дополнительное платежное извещение с указанием суммы земельного налога и сроков его уплаты.

Статья 294. Порядок уплаты налога

Земельный налог уплачивается в местный бюджет того района или города, на территории которого расположен земельный участок, независимо от места жительства его собственника, землевладельца, землепользователя или арендатора.

За земельные участки, отведенные в течение года, земельный налог уплачивается физическими лицами начиная со следующего месяца после отвода земельного участка.

В случае уменьшения площади земельного участка уплата земельного налога прекращается (сокращается) с месяца, в котором произошло уменьшение.

При установлении льгот по земельному налогу этот налог не уплачивается с того месяца, в котором возникло право на льготу. В случае прекращения права на льготы по земельному налогу этот налог начинает уплачиваться с месяца, следующего за тем, в котором прекращено это право.

За земельные участки, предоставленные в установленном порядке, земельный налог уплачивается физическими лицами независимо от факта использования земельного участка.

Уплата земельного налога за налоговый период производится физическими лицами до 15 октября отчетного года. (Часть в редакции Закона РУз от 30.12.2011 г. № ЗРУ-313)

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

С 1 января 2019 года в Узбекистане снижается налоговая нагрузка на фонд оплаты труда путем:

— введения единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 12 процентов для всех граждан, из них 0,1 процента направляется на индивидуальные накопительные пенсионные счета. При этом сохраняется действующий порядок освобождения от налогообложения доходов отдельных категорий граждан в размере 4 минимальных размеров заработной платы;

— отмены страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд, удерживаемых из доходов граждан в виде оплаты труда;

— установления, в целях обеспечения устойчивости пенсионной системы, единого социального платежа в размере 25 процентов для бюджетных организаций и государственных предприятий, юридических лиц с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более, юридических лиц в уставном фонде (капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более, и их структурным подразделениям, а также снижения ставки данного платежа с 15 до 12 процентов для остальных юридических лиц.

Это предусмотрено указом Президента «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» от 30 июня 2018 года.

Также, совершенствуется налогообложение плательщиков общеустановленных и упрощенных налогов с оптимизацией налогов с оборота (выручки), а также критерии перехода на упрощенный режим налогообложения посредством:

— отмены обязательных отчислений в государственные целевые фонды, взимаемых с оборота (выручки) юридических лиц;

— снижения ставки налога на прибыль юридических лиц с 14 до 12 процентов, для коммерческих банков – с 22 до 20 процентов, а также увеличения для юридических лиц, оказывающих услуги мобильной связи (сотовых компаний) с 14 до 20 процентов с отменой для них порядка исчисления налога на сверхприбыль в зависимости от уровня рентабельности;

— снижения ставки налога на прибыль, взимаемого у источника выплаты, по доходам в виде дивидендов и процентов с 10 до 5 процентов;

— перевода предприятий, имеющих годовой оборот (выручку) по итогам предыдущего года более 1 миллиарда сумов или достигших установленный порог в течение года, на уплату общеустановленных налогов. При этом установленный порог годового оборота (выручки) в 1 миллиард сумов подлежит пересмотру не реже одного раза в 3 года;

— введения для всех субъектов предпринимательства, включая юридических лиц, имеющих оборот (выручку) до 1 миллиарда сумов, налога на имущество юридических лиц, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами;

— совершенствования порядка расчета и уплаты налога на сверхприбыль, в том числе с введением уплаты роялти.

Кроме этого, ставки налога на имущество юридических лиц снизятся с 5 до 2 процентов с сохранением порядка исчисления налога по повышенным ставкам для юридических лиц, неэффективно использующих здания и сооружения, в том числе по ранее приватизированным объектам.

Для налогоплательщиков, имеющих годовой оборот (выручку) до 1 миллиарда сумов, устонавливается порядок исчисления и уплаты налога с оборота (выручки) с базовой ставкой в размере 4 процентов и с возможностью уплаты налога на добавленную стоимость на добровольной основе.

Сохраняется порядок налогообложения для плательщиков единого земельного налога.

Также, совершенствуется порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизного налога посредством:

— сохранения действующей ставки налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов с внедрением полноценной системы зачета налога, конкретизацией налогооблагаемой базы и сокращением числа льгот, а также последующим снижением размера ставки данного налога по итогам 2019 года;

— предоставления права отнесения в зачет суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым основным средствам, объектам незавершенного строительства и нематериальным активам, которые в настоящее время включаются в их стоимость;

— объединения акцизов и сборов с производителей алкогольной продукции и табачных изделий, установленных на единицу производимой продукции, с зачислением суммы средств в республиканский бюджет для финансирования соответствующих мероприятий.

Похожие статьи:

  • Аис налог 3 Учебник Тотальный налоговый контроль Возможности ФНС по электронному контролю существенно выросли, и сейчас ФНС готовится взять следующую планку и помимо отслеживания всех финансовых потоков, собирается отслеживать ещё и товарные. Основной проблемой современного […]
  • Ликвидация аварийных ситуаций в системах теплоснабжения Порядок ликвидации аварийных ситуаций в системе теплоснабжения форум для специалистов по теплоснабжению Автор Тема: Порядок ликвидации аварийных ситуаций в системе теплоснабжения (Прочитано 4315 раз) Быстрый ответ В быстром ответе можно использовать BB-теги и […]
  • Нотариус в центральном округе москвы Нотариус в центре Москвы Сивакова Галина Ивановна Москва, ул.Кузнецкий мост, д.21/5 административное 6-этажное здание на площади Воровского 2 этаж, 4 подъезд, офис 2048 (вход - за памятником В.В.Воровскому) ст.м.Лубянка, ст.м.Кузнецкий Мост тел.+7(495)540-43-84 […]
  • Приказ организация горячего питания в школе Приказ об организации горячего питания в школе. БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Быстринская основная общеобразовательная школа» Орловская область Должанский район д . Быстра ул . Школьная д . 4. _________ bistrashkola @ mail . ru _______ телефон : […]
  • Гост требования калибровке ПР 50.2.016-94 ГСИ. Требования к выполнению калибровочных работ ПРАВИЛА ПО МЕТРОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КАЛИБРОВОЧНЫХ РАБОТ ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским […]
  • Приказ о наполнении сайта Приказ о наполнении сайта О назначении ответственных за информационное наполнение официального сайта МИ(филиала)ВлГУ Приказ от 18.02.2014 №163-32 В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 "Об утверждении Правил размещения на […]