Медикаментозное прерывание беременности приказ

Оглавление:

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 апреля 2016 г. № 216н «Об утверждении формы информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины»

В соответствии со статьями 20 и 56 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2012, № 26, ст. 3442, 3446; 2013, № 27, ст. 3459, 3477; № 30, ст. 4038; № 39, ст. 4883; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6951; 2014, № 23, ст. 2930; № 30, ст. 4106, 4244, 4247, 4257; № 43, ст. 5798; № 49, ст. 6927, 6928; 2015, № 1, ст. 72, 85; № 10, ст. 1403, 1425; № 14, ст. 2018; № 27, ст. 3951; № 29, ст. 4339, 4356, 4359, 4397; № 51, ст. 7245; 2016, № 1, ст. 9, 28) приказываю:

1. Утвердить форму информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины согласно приложению.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2007 г. № 335 «О рекомендуемом образце информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности при сроке до 12 недель» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 октября 2007 г., регистрационный № 10308).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 мая 2016 г.
Регистрационный № 42006

Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения РФ от
7 апреля 2016 г. № 216н

Информированное добровольное согласие
на проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины

Я, нижеподписавшаяся, ________________________________________________, _______________ года рождения в соответствии со статьями 20 и 56 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» настоящим подтверждаю свое согласие на проведение мне искусственного прерывания беременности (нужное подчеркнуть):

путем хирургической операции с разрушением и удалением плодного яйца (эмбриона человека), которая проводится под обезболиванием.

1. Перед направлением на искусственное прерывание беременности мне предоставлено время для обдумывания и принятия окончательного решения в течение (нужное подчеркнуть):

В течение указанного периода:

я проинформирована о сроке моей беременности, об отсутствии у меня медицинских противопоказаний к вынашиванию данной беременности и рождению ребенка;

мне проведено/не проведено (нужное подчеркнуть) ультразвуковое исследование (далее — УЗИ) органов малого таза, в процессе которого продемонстрировано изображение эмбриона и его сердцебиение (при наличии сердцебиения)**: «__» __________ 20___ г. (указать дату проведения согласно отметке в медицинской документации или дату отказа от медицинского вмешательства, оформленного в установленном порядке);

я проконсультирована психологом (медицинским психологом, специалистом по социальной работе) по вопросам психологической и социальной поддержки.

2. Я проинформирована врачом-акушером-гинекологом:

о том, что имею право не делать искусственное прерывание беременности и не прерывать беременность;

о том, что при условии строжайшего соблюдения правил проведения искусственного прерывания беременности могут возникнуть следующие осложнения:

после проведения искусственного прерывания беременности, в том числе в качестве отдаленных последствий:

хронические воспалительные процессы матки и (или) придатков матки; нарушение функции яичников; тазовые боли; внематочная беременность; невынашивание беременности; различные осложнения при вынашивании последующей беременности и в родах — преждевременные роды, различные осложнения родовой деятельности, кровотечение в родах и (или) послеродовом периоде; психические расстройства; опухолевые процессы матки;

скопление крови в полости матки; остатки плодного яйца в полости матки, острый и (или) подострый воспалительный процесс матки и (или) придатков матки, вплоть до перитонита, что потребует повторного оперативного вмешательства, не исключая удаления придатков матки и матки;

во время проведения искусственного прерывания беременности:

осложнения анестезиологического пособия;

травма и прободение матки с возможным ранением внутренних органов и кровеносных сосудов;

кровотечение, что может потребовать расширения объема операции вплоть до чревосечения и удаления матки, хирургического вмешательства на внутренних органах.

3. Мне даны разъяснения врачом-акушером-гинекологом о:

механизме действия назначаемых мне перед проведением и во время проведения искусственного прерывания беременности лекарственных препаратов для медицинского применения и возможных осложнениях при их применении;

основных этапах обезболивания;

необходимости прохождения медицинского обследования для контроля за состоянием моего здоровья после проведения искусственного прерывания беременности;

необходимости приема лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с назначениями лечащего врача;

режиме поведения, в том числе половой жизни, гигиенических мероприятиях после проведения искусственного прерывания беременности и возможных последствиях в случае несоблюдения рекомендаций;

методах предупреждения нежелательной беременности;

сроках контрольного осмотра врачом-акушером-гинекологом.

4. Я имела возможность задавать любые вопросы и на все вопросы получила исчерпывающие ответы. Мне разъяснены возможность не прибегать к искусственному прерыванию беременности и предпочтительность сохранения и вынашивания беременности и рождения ребенка.

Получив полную информацию о возможных последствиях и осложнениях в связи с проведением искусственного прерывания беременности, я подтверждаю, что мне понятен смысл всех терминов, на меня не оказывалось давление и я осознанно принимаю решение о проведении мне искусственного прерывания беременности.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 7 апреля 2016 г. N 216н г. Москва «Об утверждении формы информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 мая 2016 г.

Регистрационный N 42006

В соответствии со статьями 20 и 56 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446; 2013, N 27, ст. 3459, 3477; N 30, ст. 4038; N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6951; 2014, N 23, ст. 2930; N 30, ст. 4106, 4244, 4247, 4257; N 43, ст. 5798; N 49, ст. 6927, 6928; 2015, N 1, ст. 72, 85; N 10, ст. 1403, 1425; N 14, ст. 2018; N 27, ст. 3951; N 29, ст. 4339, 4356, 4359, 4397; N 51, ст. 7245; 2016, N 1, ст. 9, 28) приказываю:

1. Утвердить форму информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины согласно приложению.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2007 г. N 335 «О рекомендуемом образце информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности при сроке до 12 недель» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 октября 2007 г., регистрационный N 10308).

Министр В. Скворцова

Информированное добровольное согласие на проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины

____года рождения в соответствии со статьями 20 и 56 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» настоящим подтверждаю свое согласие на проведение мне искусственного прерывания беременности (нужное подчеркнуть):

путем хирургической операции с разрушением и удалением плодного яйца (эмбриона человека), которая проводится под обезболиванием.

1. Перед направлением на искусственное прерывание беременности мне предоставлено время для обдумывания и принятия окончательного решения в течение (нужное подчеркнуть):

В течение указанного периода:

я проинформирована о сроке моей беременности, об отсутствии у меня медицинских противопоказаний к вынашиванию данной беременности и рождению ребенка;

мне проведено / не проведено (нужное подчеркнуть) ультразвуковое исследование (далее — УЗИ) органов малого таза, в процессе которого продемонстрировано изображение эмбриона и его сердцебиение (при наличии сердцебиения) 2 : «__»_____ 20_г. (указать дату проведения согласно отметке в медицинской документации или дату отказа от медицинского вмешательства, оформленного в установленном порядке);

я проконсультирована психологом (медицинским психологом, специалистом по социальной работе) по вопросам психологической и социальной поддержки.

2. Я проинформирована врачом-акушером-гинекологом:

о том, что имею право не делать искусственное прерывание беременности и не прерывать беременность;

о том, что при условии строжайшего соблюдения правил проведения искусственного прерывания беременности могут возникнуть следующие осложнения:

после проведения искусственного прерывания беременности, в том числе в качестве отдаленных последствий:

хронические воспалительные процессы матки и (или) придатков матки; нарушение функции яичников; тазовые боли; внематочная беременность; невынашивание беременности; различные осложнения при вынашивании последующей беременности и в родах — преждевременные роды, различные осложнения родовой деятельности, кровотечение в родах и (или) послеродовом периоде; психические расстройства; опухолевые процессы матки;

скопление крови в полости матки; остатки плодного яйца в полости матки, острый и (или) подострый воспалительный процесс матки и (или) придатков матки, вплоть до перитонита, что потребует повторного оперативного вмешательства, не исключая удаления придатков матки и матки;

во время проведения искусственного прерывания беременности:

осложнения анестезиологического пособия;

травма и прободение матки с возможным ранением внутренних органов и кровеносных сосудов;

кровотечение, что может потребовать расширения объема операции вплоть до чревосечения и удаления матки, хирургического вмешательства на внутренних органах.

3. Мне даны разъяснения врачом-акушером-гинекологом о:

механизме действия назначаемых мне перед проведением и во время проведения искусственного прерывания беременности лекарственных препаратов для медицинского применения и возможных осложнениях при их применении;

основных этапах обезболивания;

необходимости прохождения медицинского обследования для контроля за состоянием моего здоровья после проведения искусственного прерывания беременности;

необходимости приема лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с назначениями лечащего врача;

режиме поведения, в том числе половой жизни, гигиенических мероприятиях после проведения искусственного прерывания беременности и возможных последствиях в случае несоблюдения рекомендаций;

методах предупреждения нежелательной беременности;

сроках контрольного осмотра врачом-акушером-гинекологом.

4. Я имела возможность задавать любые вопросы и на все вопросы получила исчерпывающие ответы. Мне разъяснены возможность не прибегать к искусственному прерыванию беременности и предпочтительность сохранения и вынашивания беременности и рождения ребенка.

Получив полную информацию о возможных последствиях и осложнениях в связи с проведением искусственного прерывания беременности, я подтверждаю, что мне понятен смысл всех терминов, на меня не оказывалось давление и я осознанно принимаю решение о проведении мне искусственного прерывания беременности.

(фамилия, имя, отчество) (подпись) Дата «__» __________ 20_г.

6. Я свидетельствую, что разъяснил пациентке суть, ход выполнения, негативные последствия проведения искусственного прерывания беременности, возможность не прибегать к нему и предпочтительность вынашивания беременности и рождения ребенка, дал ответы на все вопросы.

Читайте так же:  Договор купли продажи авто новокосино

7. Подтверждаю, что рекомендовал пациентке проведение УЗИ органов малого таза для демонстрации изображения эмбриона и его сердцебиения (при наличии сердцебиения).

(имя, отчество, фамилия) (подпись)

Дата «__»__________ 20_г.

1 Часть 3 статьи 56 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2 Пункт 106 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 572н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2013 г., регистрационный N 27960), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 января 2014 г. N 25н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 марта 2014 г., регистрационный N 31644), от 11 июня 2015 г. N 333н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июля 2015 г., регистрационный N 37983) и от 12 января 2016 г. N 5н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 февраля 2016 г., регистрационный N 41053).

Тонкости лицензирования услуги по искусственному прерыванию беременности

Искусственное прерывание беременности — один из видов медицинского вмешательства и подпадает под действие регулирования о лицензировании медицинской деятельности. В конце 2016 года Правительство РФ внесло изменения в порядок получения лицензий на проведение абортов, дав медицинским организациям год, чтобы адаптироваться к новым требованиям. Что в связи с этим должно поменяться и какие дальнейшие шаги требуются от руководства клиник?

Декабрь не за горами

Сегодня лицензирование медицинской деятельности регулируется постановлением Правительства РФ №291 от 16 апреля 2012 года. В этом документе искусственное прерывание беременности не выделяется в самостоятельный объект лицензирования. То есть медицинская деятельность по проведению абортов осуществляется в рамках общей лицензии на оказание медицинских услуг по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий).

С декабря этого года для проведения искусственного прерывания беременности медицинскому учреждению нужно будет иметь отдельную лицензию на этот вид медицинской деятельности

Однако 8 декабря 2016 года Правительство РФ приняло постановление №1327, которое дополнило перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, услугой по искусственному прерыванию беременности. Регулятор полагает, что это упорядочит процедуру искусственного прерывания беременности, поможет оптимизировать статистическую отчетность и тем самым поспособствует совершенствованию государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в целом. Постановление должно вступить в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования. Так как документ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 12 декабря 2016 года, то уже в декабре этого года для проведения искусственного прерывания беременности медицинскому учреждению нужно будет иметь отдельную лицензию на этот вид деятельности.

На общих основаниях

Надо подчеркнуть, что постановление №1327 не устанавливает каких-либо особенностей получения лицензии на оказание медицинской услуги по искусственному прерыванию беременности. Это означает, что к лицензированию деятельности по проведению абортов должны применяться общие нормы о лицензировании действующие сейчас. Например, для того чтобы определить, в какой лицензирующий орган обращаться, необходимо воспользоваться общими правилами, установленными постановлением №291 и иными нормативными актами. Так, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) лицензирует, в частности, деятельность медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также медицинских организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи. А уполномоченные органы субъектов РФ лицензируют деятельность медицинских организаций, кроме тех, деятельность которых лицензирует Росздравнадзор, а также индивидуальных предпринимателей. При этом важно помнить, что конкретный орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий лицензирование медицинской деятельности, определяется в нормативно-правовых актах субъектов РФ, и в каждом субъекте он различен. Например, такими органами являются: в Москве – Департамент здравоохранения города, в Подмосковье – Министерство здравоохранения области.

К лицензированию деятельности по проведению абортов будут применяться общие нормы о лицензировании действующие сейчас

Аналогична и ситуация с комплектом документов, который подается в лицензирующий орган. Новое постановление не устанавливает специальных требований к документам и не содержит каких-либо изъятий в части срока действий лицензии на оказание услуги по искусственному прерыванию беременности. Напомним, что в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выданная лицензия на осуществление медицинской деятельности действует бессрочно. Из этого можно сделать вывод, что и лицензия на проведение абортов не должна быть по общему правилу ограничена по сроку действия.

Исходя из тех же предпосылок, можно утверждать, что не должна поменяться и величина госпошлины на получение лицензии. Сегодня в соответствии с подпунктом 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ ее размер составляет 7500 рублей.

Возможности и условия

Несмотря на то, что поправки приняты, остается ряд вопросов о том, каким образом они будут применяться на практике и каким образом лицензирующий орган будет оценивать соответствие лицензиата требованиям закона.

Помочь в поиске ответов на эти вопросы может анализ положений Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», утвержденного Приказом Минздрава России от 1 ноября 2012 года №572н, а также Клинических рекомендаций «Медикаментозное прерывание беременности», направленных Письмом Минздрава России от 15 октября 2015 года №15-4/10/2-6120. Правда, применять положения соответствующих документов придется с использованием аналогии, так как, несмотря на принятие постановления №1327, корреспондирующие изменения в порядок и клинические рекомендации не вносились. Так, порядок и клинические рекомендации устанавливают, что аборт может проводиться медикаментозным или хирургическим методом. Однако постановление №1327 не проводит границу между медикаментозным и хирургическим абортом, что порождает вопрос о том, может ли медицинский центр, который проводит только медикаментозные аборты, получить соответствующую лицензию. И если да, то при каких условиях.

Если проанализировать требования порядка и клинических рекомендаций, можно заключить, что прерывание беременности медикаментозным методом проводится в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, причем медикаментозный аборт может проводиться амбулаторно. Прерывание беременности хирургическим методом проводится в условиях дневных стационаров медицинских организаций и в стационаре. Более того, согласно клиническим рекомендациям, в случае необходимости медицинская организация должна иметь возможность и условия для оказания экстренной хирургической помощи или возможность экстренной медицинской эвакуации в кратчайшие сроки в гинекологический стационар.

Обратим внимание, что клинические рекомендации говорят о «возможности и условиях для оказания экстренной помощи» или «возможности экстренной эвакуации в стационар». В теории такая возможность может обеспечиваться как собственной материально-технической базой, так и по договору с иным лечебным учреждением. Однако в правилах, утвержденных постановлением №291, говорится о том, что для получения лицензии заявитель должен представить в лицензирующий орган в том числе копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений и (или) помещений; а также медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг). И если толковать соответствующие положения ограничительно, то договора с иным медицинским учреждением для обеспечения возможности экстренной госпитализации пациентки может быть недостаточно для получения лицензии на проведение искусственного прерывания беременности.

Многие другие вопросы применения постановления №1327 требуют дополнительного прояснения со стороны регулятора, иначе исключить риски неоднозначного прочтения новых норм участниками рынка будет невозможно

Нужен ли психолог?

Также у лечебного учреждения может возникнуть вопрос: нужно ли для получения лицензии вводить отдельную должность психолога? В соответствии с порядком и клиническими рекомендациями при первичном обращении женщины для искусственного прерывания беременности по ее желанию врач акушер-гинеколог (в случае его отсутствия – врач общей практики) направляет беременную в кабинет медико-социальной помощи (Центр медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации) для консультирования с психологом (специалистом по социальной работе). Однако при отсутствии кабинета медико-социальной помощи в тех же документах допускается возможность консультации акушера-гинеколога, которую врач проводит на основе информированного добровольного согласия женщины. Таким образом, можно заключить, что введение отдельной должности психолога не требуется. Однако в отсутствии прямого регулирования возможно и другое толкование.

В связи с изложенным, эти и многие другие вопросы требуют дополнительного прояснения со стороны регулятора. Без такого разъяснения будет невозможно исключить риски неоднозначного прочтения новых норм со стороны различных участников рынка.

Промедление наказуемо

Напомним, что за осуществление деятельности без лицензии или с нарушением предусмотренных лицензией требований установлена административная и уголовная ответственность. Логично предположить, что после выделения медицинской услуги по искусственному прерыванию беременности в самостоятельный вид услуг риски применения такой ответственности к медицинским организациям могут вырасти.

В частности, статья 14.1 КоАП РФ устанавливает административные штрафы за осуществление деятельности без лицензии, за нарушение требований и условий, предусмотренных лицензией, в том числе за грубое нарушение. Статья 19.20 КоАП РФ устанавливает отдельную административную ответственность за аналогичные нарушения, но уже для некоммерческих организаций. Напомним, что бюджетные учреждения здравоохранения относятся к некоммерческим организациям, в связи с чем для них могут быть актуальны риски привлечения к ответственности по данной статье.

За осуществление медицинской деятельности без лицензии также возможно привлечение к уголовной ответственности, в том числе если в результате был причинен вред здоровью или наступила смерть человека (статья 235 УК РФ).

Большим многопрофильным медицинским центрам будет не сложно получить отдельную лицензию на оказание услуги по искусственному прерыванию беременности. Проблемы возможны у небольших клиник

Надо поговорить

Оценивая ситуацию, эксперты сходятся во мнении, что для больших многопрофильных медицинских центров, которые сегодня оказывают среди прочих услуги по профилю акушерство и гинекология, не возникнет существенных проблем с получением отдельной лицензии на оказание услуги по искусственному прерыванию беременности. Сложнее будет небольшим медицинским центрам, которые могут не обладать необходимой базой для стационарной помощи.

В целом же, учитывая массу вопросов относительно применения положений нового постановления, требуется конструктивный диалог между регулятором и профессиональным сообществом. В противном случае риски отказа в выдаче лицензии, а также риски привлечения к административной или уголовной ответственности для медицинской организации без лицензии и ее должностных лиц могут из разряда теоретических перейти в практическую плоскость.

Управление Здравоохранения
Ферганской области

Интерактивные услуги

  • Сайт Главы Государства
  • Портал Государственной власти
  • Единный портал интерактивных Государственных услуг
  • Сайт Министерства Здравоохранения РУз
  • Медицинский портал Узбекистана
  • Государственные символы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

“Об утверждении стандартов искусственного
прерывания беременности”

С целью повышения качества оказываемой медицинской помощи женщинам, увеличения доступа к медикаментозному или хирургическому прерыванию беременности, упорядочения производства искусственного прерывания беременности как по желанию женщины, так и по медицинским и социальным показаниям

ПРИКАЗЫВАЮ

Утвердить стандарты проведения медикаментозного прерывания беременности до 63 дней аменореи (до 9 недель беременности), от 9 до 12 недель беременности, до 22 недель беременности согласно приложениям №№1-3;

Стандарт проведения хирургического (вакуумного) прерывания беременности до 12 недель беременности согласно приложению №4;

Положение о порядке проведения искусственного прерывания беременности по медицинским показаниям согласно приложению №5;

Читайте так же:  Залог недвижимости киров

Положение о порядке разрешения искусственного прерывания беременности по социальным показаниям согласно приложению №6;

Перечень медицинских противопоказаний к вынашиванию беременности согласно приложению №7;

Формы «Информированного добровольного согласия на проведение медикаментозного хирургического прерывания беременности» и «Информированного добровольного согласия на проведение хирургического прерывания беременности» согласно приложениям №8 и №9;
Протокол и лист динамического наблюдения врача при проведении медикаментозного аборта согласно приложению №10;

2. Министру здравоохранения Республики Каракалпакстан, начальникам ГУЗ г.Ташкента и областных управлений здравоохранения: обеспечить проведение искусственного прерывания беременности согласно утвержденных стандартов.
3. Начальникам ГУНиУЗ (У.С.Исмаилов), ГУОМиД (С.И.Исмаилов):
обеспечить внедрение стандартов прерывания беременности в учебную программу до- и постдипломного образования медицинских ВУЗов;
обеспечить проведение семинаров и тренингов для обучения врачей акушер-гинекологов стандартам прерывания беременности.
4. Считать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Республики Узбекистан №721 от 29 октября 1996г. «Об утверждении инструкции о порядке проведения операций искусственного прерывания беременности».

Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра здравоохранения А.А.Худаярова.

Приложение № 1
к приказу Минздрава РУз
№312 от «10» «09» 2013г.

СТАНДАРТ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИКАМЕНТОЗНОГО ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ ДО 63 ДНЕЙ АМЕНОРЕИ (ДО 9 НЕДЕЛЬ БЕРЕМЕННОСТИ).

I. Описание метода:
Медикаментозное прерывания беременности – это аборт с использованием лекарственных средств: мифепристона и мизопростола.
Медикаментозный аборт проводится с помощью следующих лекарственных средств:
— мифепристон – антипрогестерон, блокирует рецепторы эндометрия, яичника чувствительные прогестерону, приводит отторжению эмбриона, снижению уровня хорионического гонадотропина в крови, лютеолизису, повышению синтеза простагландинов в эндометрии, активацию сократительной способности миометрия, размягчению и раскрытию шейки матки.
Мифепристон выпускается в таблетках по 200мг. Мифепристон следует назначать всегда внутрь.
— Мизопростол – аналог простагландина Е1, вызывает сокращение матки, размягчению и раскрытию шейки матки, изгнание плодного яйца.
Мизопростол выпускается в таблетках по 200 мкг. Мизопростол назначается после приема мифепристона через определенный интервал: перорально, сублингвально (под язык), трансбуккально(за щеку), интравагинально.

Медикаментозное прерывания беременности до 63 дней аменореи (до 9 нед.) проводится по желанию женщины в амбулаторно-поликлинических условиях или в гинекологическом отделении клиники.
Медикаментозный аборт (МА) проводится сертифицированными врачами акушер-гинекологами, независимо от места жительства или дислокации женщин, обращающих в это учреждения и желающих сделать МА до 63 дней аменореи (9нед.) при отсутствии противопоказаний.
Лекарственные препараты: мифепристон и мизопростол, выдаются клиникой на платной основе или их приобретает сама женщина по рецепту в аптеке.
Для проведения МА оформляется амбулаторная карта больного (учетная форма № 025/у) или медицинская карта прерывания беременности (учетная форма 003-1/у)
МА у несовершеннолетних производится с осведомленностью родителей (опекунов), при наличии их письменного согласия.

Показания: — желание женщины прервать беременность;
— сроке беременности до 63 дней аменореи (до 9 нед.);
— подтвержденная маточная беременность;

II. Противопоказания для проведения медикаментозного прерывания беременности.

  • Абсолютные противопоказания

— подтвержденная или подозреваемая эктопическая беременность;
— надпочечниковая недостаточность и/или длительное лечение глюкокортикоидами
— аллергия в анамнезе на мифепристон, мизопростол или другие простагландины;
— геморрагические нарушения (инсульты, инфаркты, заболевания свертывающей системы);
— заболевания крови, включая анемия тяжелой степени, наследственная порфирия (редкое генетическое заболевание крови)
— длительная антикоагулянтная терапия;
— воспалительные заболевание желудочно-кишечного тракта в стадии обострения (гастриты, энтериты, колиты, холециститы, панкреатиты);
— сердечно-сосудистые заболевания: при тяжелой артериальной гипертензии, нарушениях ритма сердца и сердечной недостаточности, ИБС;
— острая почечная и печеночная недостаточность;
— присутствие внематочной спирали (ВМС) в полости матки (необходимо сначала удалить ВМС, после чего проводить МА);

  • Состояние требующие особой настороженности (относительные противопоказания), требующие проведения медикаментозного аборта в стационарных условиях:

— курение больше 20 сигарет у женщин старше 35 лет (необходима консультация терапевта);
— с осторожностью препараты назначают при бронхиальной астме.
— другие тяжелые экстрагенитальные заболевания;
— отсутствия доступа к получению неотложной медицинской помощи (жительницы отдаленных сельских местностей (>50 км от ЦРБ), отсутствия средства связи и продвижения).
— кормящим матерям следует воздержаться от кормления в течение 6-8 часов после приема мифепристона.
— у пациенток с неблагоприятным влагалищным мазком на флору (III-IVстепени чистоты), острым воспалительным заболеванием женских половых органов одновременно с МА целесообразно проводить антибактериальное лечение.
— пороки развития матки не служат противопоказанием для МА.При пороках развития (двурогая матка, перегородка в полости матки и др.) хирургические вмешательства затруднены, медикаментозный аборт — метод оптимального выбора.

При многоплодной беременности медикаментозный аборт не противопоказан при соблюдении ограничений по сроку беременности.
Рубец на матке не служит абсолютным противопоказанием для МА. Риск осложнений при хирургическом вмешательстве у таких пациенток значительно
выше, чем при МА.

III. Оборудование, необходимые для проведения данного метода прерывания беременности

  • мифепристон, мизопростол, анальгетик-антипиретики и другие лекарства для лечения возможных побочных эффектов и осложнений;
  • запасы тестов на беременность, одноразовых перчаток и гинекологических зеркал для осмотра;
  • образовательные визуальные материалы для консультирования женщин и письменные материалы, содержащие описание процессов медикаментозного аборта и вакуум аспирации, методы контрацепции;
  • памятка с инструкцией по дальнейшему самонаблюдению
  • бланк информированного согласия
  • бланк протокола проведения МА
  • круглосуточный контактный телефон
  • экстренная стационарная гинекологическая служба в радиусе 200 мкмоль/л)

Искусственное прерывание беременности (аборт)

В настоящей статье будет затронута тема, которая касается такой важной с психологической (и не только) точки зрения медицинской процедуры как искусственное прерывание беременности (аборт).

Под “беременной” в настоящей статье мы будем понимать женщину, находящуюся в состоянии беременности независимо от возраста и срока беременности.

Вопрос искусственного прерывания беременности регулируется следующими законодательными актами:

  • Конституцией РФ;
  • Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ “Об охране здоровья граждан” (далее – “Закон №323-ФЗ”);
  • Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 “О защите прав потребителей” (далее – ФЗ №2300-1);
  • Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 №1006 “Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг” (далее – “Постановление Правительства РФ №1006”);
  • Постановлением Правительства РФ от 06.02.2012 №98 “О социальном показании для искусственного прерывания беременности” (далее – “Постановление №98”);
  • Порядком оказания медицинской помощи по профилю “акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)”, утвержденным Приказом Минздрава РФ от 01.11.2012 №572н (далее– “Порядок”);
  • Приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.12.2007 №736 “Об утверждении перечня медицинский показаний для искусственного прерывания беременности” (далее – “Приказ №736”);
  • И прочими нормативными актами.

Под “медицинской организацией” в рамках настоящей статьи нами понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие медицинскую деятельность и имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по “акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)”.

Итак, согласно ст. 2 Закона 323-ФЗ, искусственное прерывание беременности (далее “ИПБ”) представляет собой медицинское вмешательство, выполняемое медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности. Но каждая женщина самостоятельно решает, прервать беременность или не прервать (ст. 56 Закона №323-ФЗ). Недаром для этого законодатель закрепляет обязанность получить добровольное информированное согласие беременной на ИПБ (ст. 56 Закона №323-ФЗ, п. 123 Порядка, утвержденного Приказом №572н).

Форма информированного добровольного согласия на ИПБ по желанию женщины, утверждена Приказом Минздрава России от 07.04.2016 №216н.

Проанализировав нормы законодательства, можно сказать, что на сегодняшний день не установлено требование получить согласие на проведение ИПБ у биологического отца ребенка. И это несмотря на то, что согласно Конституции РФ, Семейному кодексу РФ супруги в семье имеют равные права и обязанности, в том числе права как отца, так и матери.

С другой стороны ни биологический отец ребенка, ни супруг беременной (если он не является биологическим отцом ребенка), ни родственник беременной не вправе выдать согласие на проведение ИПБ за беременную женщину.

При этом как правило выделяются следующие виды искусственного прерывания беременности

  • По желанию беременной;
  • По социальным показаниям;
  • По медицинским показаниям.

Право на проведение искусственного прерывания беременности

Далее мы рассмотрим, в каких случаях проводится ИПБ, что такое медицинские показания к прерыванию беременности и социальные показании к прерыванию беременности. Ведь незаконное проведение аборта влечет за собой административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что ИПБ представляет собой медицинскую услугу, оказание такой медицинской услуги сопровождается полным объемом прав и обязанностей, предусмотренных законодательством, как у медицинской организации/лечащего врача, так и у пациента. Более подробно можно ознакомиться в статьях “Нарушение прав пациента на информацию”, “Компенсации пациенту в случае оказания ему ненадлежащей медицинской помощи”, “Нарушение права пациента на безопасность медицинских услуг. Возможные претензии пациентов”, “Беременность и рождение ребенка”.

Также законодатель оговорил некоторые особенности, характерные только для данного вида медицинского вмешательства.

Искусственное прерывание беременности у недееспособной и/или у несовершеннолетней женщины

Согласно п. 101Порядка, ИПБ, в том числе несовершеннолетним, проводится врачом-акушером-гинекологом в медицинских организациях.

Несмотря на возраст беременной и/или наличие дееспособности, ИПБ проводится при наличии информированного добровольного согласия беременной.

ИПБ по решению суда будет проведено у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, если она по своему состоянию не способна выразить свою волю. С заявлением в суд должен обратиться её законный представитель и в судебном заседании должна присутствовать сама недееспособная.

Кто является законным представителем недееспособного совершеннолетнего гражданина можно прочитать в статье “Медицинская стерилизация”.

ИПБ у несовершеннолетних младше 15 лет, а также у несовершеннолетних, больных наркоманией младше 16 лет, проводится на основе добровольного информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя. Кто является законным представителем несовершеннолетнего гражданина, можно прочитать в статье “Права детей в сфере охраны здоровья”.

Искусственное прерывание беременности по желанию беременной

ИПБ по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель в следующие сроки:

  • Четвертая — седьмая недели беременности — не ранее 48 часов с момента обращения беременной в медицинскую организацию для ИПБ;
  • Восьмая — десятая недели беременности не ранее семи дней с момента обращения беременной в медицинскую организацию для ИПБ;
  • Одиннадцатая — двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности — не ранее 48 часов с момента обращения беременной в медицинскую организацию для ИПБ.

Для того чтобы была проведена операция по ИПБ, необходимо обратиться к врачу-акушеру-гинекологу, а в случае его отсутствия к врачу общей практики (семейному врачу), медицинскому работнику фельдшерско-акушерского пункта (далее “врач-акушер”).

Врач-акушер при обращении женщины за направлением на ИПБ проводит обследование для определения срока беременности и исключения медицинских противопоказаний.

Если во время обследования будет обнаружено наличие острых инфекционных заболеваний и острых воспалительных процессов любой локализации, включая женских половых органов, то прерывание беременности будет произведено только после излечения указанных заболеваний.

При наличии других противопоказаний (заболевания, состояний, при которых прерывание беременности угрожает жизни или наносит серьезный ущерб здоровью) вопрос решается индивидуально консилиумом врачей.

Если беременная женщина обращается впервые для ИПБ (по желанию или по социальному показанию), женщина направляется в Центр медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации для консультации с психологом.

Следует отметить, что ИПБ в сроки позже 12 недели беременности может быть осуществлено только при наличии социальных или медицинских показаний.

Социальное показание к искусственному прерыванию беременности

Социальным показанием для ИПБ является беременность, наступившая в результате совершения преступления в отношение женщины, предусмотренного статьей 131 Уголовного кодекса Российской Федерации: изнасилование (ст. 56 Закона №323-ФЗ, Постановление №98).

ИПБ по социальному показанию проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний — независимо от срока беременности (ч. 4 ст. 56 Закона №323-ФЗ).

Согласно п. 112 Порядка, вопрос об ИПБ по социальному показанию решается комиссией в составе:

  • Руководителя медицинской организации;
  • Врача-акушера;
  • Юриста;
  • Специалиста по социальной работе (при его наличии).

Для того, чтобы комиссия могла рассмотреть вопрос о социальных показаниях к ИПБ и принять решение, ей необходимы следующие документы:

  • Письменное заявление женщины;
  • Заключение врача-акушера о сроке беременности;
  • Документы, подтверждающие наличие социального показания для ИПБ.

При наличии социального показания для ИПБ комиссией выдается заключение, заверенное подписями членов комиссии и печатью медицинской организации.

Медицинские показания к искусственному прерыванию беременности

На сегодняшний день медицинские показания к ИПБ определены Приказом №736.

Согласно данному Приказу медицинским организациям рекомендуется использовать Перечень медицинских показаний, утвержденный Приказом, при решении вопроса об ИПБ. В этот Перечень входят следующие виды заболеваний, при наличии которых определяется медицинское показание к ИПБ:

  • Некоторые инфекционные и паразитные болезни (туберкулез и краснуха);
  • Новообразования (злокачественные образования малого таза, требующие лучевой терапии или химеотерапии);
  • Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (тяжелая форма сахарного диабета, гиперпаратиреоз и т.д.);
  • Болезни крови и кроветворных органов (лейкозы, апластическая анемия и т.д.);
  • Психические расстройства(наследственные и дегенеративные психические расстройства и т.д.);
  • Болезни нервной системы (рассеянный склероз, эпилепсия и т.д.);
  • Болезни глаза и его придаточного аппарата (злокачественные образования органов зрения);
  • Болезни системы кровообращения (тяжелые пороки сердца, аневризма аорты и т.д.);
  • Болезни органов дыхания (тяжелая дыхательная недостаточность и т.д.);
  • Болезни органов пищеварения (печеночная недостаточность, цирроз печени, болезнб Крона и т.д.);
  • Болезни мочеполовой системы (почечная недостаточность, острый гломерулонефрит, единственная почка и т.д.);
  • Беременность, роды и послеродовый период (например, наличие во время беременности заболеваний, требующих приема лекарственных средств с тератогенным эффектом и т.д.);
  • Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (врожденное отсутствие конечностей, системная красная волчанка и т.д.);
  • Врожденные анамалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения;
  • Физиологические состояния (состояние физиологической незрелости беременной женщины до достижения возраста 15 лет).

Согласно п. 113Порядка, вопрос об ИПБ по медицинскому показанию решается сформированной в медицинской организации комиссией. Персональный состав комиссии и порядок ее деятельности определяется руководителем медицинской организации.

В состав комиссии входят:

  • Руководитель медицинской организации;
  • Врач-акушер;
  • Врач той специальности, к которой относится заболевание (состояние) беременной женщины, являющееся медицинским показанием для ИПБ.

При наличии медицинских показаний для проведения ИПБ комиссией выдается заключение о наличии у беременной женщины заболевания, являющегося показанием для проведения ИПБ, заверенное подписями членов комиссии и печатью медицинской организации.

На данном этапе беременная должна быть в полной мере в доступной форме проинформирована о том, что будет, если беременность сохранить и родить ребенка и/или сделать аборт (ст. 22, ч. 2 ст. 70 Закона №323-ФЗ).

Беременной следует знать, что наличие у нее медицинских показаний к ИПБ или социального показания к ИПБ не должно расцениваться как понуждение к прерыванию беременности или как метод воздействия для прерывания ею беременности. Если Вы считаете, что медицинский работник использует имеющееся у Вас медицинское и/или социальное показание и принуждает к ИПБ, советуем обратиться к медицинским юристам, которые помогут защитить Ваши права, чтобы Вы при желании могли сохранить беременность.

Методы искусственного прерывания беременности

ИПБ в зависимости от срока беременности, показаний и противопоказаний может быть проведено с использованием медикаментозного или хирургического метода (п. 107-110 Порядка).

Для прерывания беременности сроком более двенадцати недель рекомендуется как хирургический, так и медикаментозный методы (п. 117 Приказа №572н).

При медикаментозном методе прерывания беременности используются лекарственные средства, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с инструкциями по медицинскому применению препаратов. Как правило, эти препараты активизируют сокращения матки, что и приводит к аборту.

Прерывание беременности медикаментозным методом проводится в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи с периодом наблюдения не менее 1,5 — 2 часов после приема препаратов.

При использовании хирургического метода ИПБ рекомендуется вакуумная аспирация.

В условиях дневного стационара медицинской организации или в стационаре проводится ИПБ в сроке до двенадцати недель хирургическим методом. Продолжительность наблюдения беременной в условиях дневного стационара после произведенного без осложнений хирургического вмешательства определяется лечащим врачом с учетом состояния беременной, но не должна быть менее 4 часов.

В условиях стационара проводится ИПБ при сроке до двенадцати недель у беременной:

  • С отягощенным акушерским анамнезом (рубец на матке, внематочная беременность);
  • С миомой матки;
  • С хроническими воспалительными заболеваниями с частыми обострениями;
  • С аномалиями развития половых органов и другой гинекологической патологией (например, заболеваниями влагалища, шейки матки, с эпизодами маточных кровотечений в анамнезе и т.д.);
  • При наличии тяжелых экстрагенитальных заболеваний;
  • При наличии тяжелых аллергических заболеваний (состояний).

Отказ лечащего врача от прерывания беременности

Несмотря на то, что у беременной, желающей провести процедуру ИПБ, большое количество прав в сфере охраны здоровья, бывают ситуации, когда лечащий врач решает отказаться от оказания беременной услуги по ИПБ.

В таком случае законодатель защищает и интересы врача. Лечащий врач по согласованию с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации) может уведомить в письменной форме об отказе от проведения ИПБ, если отказ непосредственно не угрожает жизни и здоровью беременной (п. 3 ст. 70 Закона №323-ФЗ).

В данном случае руководитель медицинской организации (подразделения медицинской организации) должен организовать замену лечащего врача (п. 3 ст. 70 Закона №323-ФЗ).

Платная услуга по искусственному прерыванию беременности

Отдельно стоит обратить внимание на то, что медицинская услуга по ИПБ может быть оказана и на платной основе, когда беременная при обращении в медицинскую организацию за счет собственных средств оплачивает такую медицинскую услугу. В данных случаях объем прав беременной не меньше, так как обязанность соблюдать законодательство в сфере охраны здоровья касается всех медицинских организаций независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и цены процедуры.

На основании изложенного в данной статье, мы видим, что процедура ИПБ представляет собой “объемную” медицинскую услугу. Беременной оказывается целый спектр медицинских услуг: и на стадии подготовки к ИПБ (когда проводится обследование, сбор анализов, уточнение сопутствующих диагнозов), и во время проведения операции по ИПБ, и после окончания операции (в послеоперационный период, включающий в себя и дальнейшее наблюдение в женской консультации по месту жительства).

Обратившись за такой услугой, женщина рассчитывает на все гарантии и права, предусмотренные для пациента законодательством в сфере охраны здоровья.

Если во время оказания медицинской услуги у Вас возникли сомнения в том, что Вам оказали качественную медицинскую услугу или чем-то нарушены Ваши права в сфере охраны здоровья, советуем обратиться к специалистам не только в области медицины, но и в области права. Такие специалисты помогут разобраться во всех тонкостях Вашей ситуации и максимально защитят Ваши права.

Ответственность за незаконное проведение аборта

Кодекс РФ об административных правонарушениях в ст. 6.32. предусматривает ответственность за:

  • Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья о получении информированного добровольного согласия , что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 3 000 тысяч рублей; на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей; на юридических лиц — от 40 000 до 100 000;
  • Нарушение сроков (в том числе при наличии медицинских и социальных показаний, а также учитывая сроки с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности), установленных законодательством в сфере охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности , что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 рублей.

При этом к “гражданам” Кодекс РФ об административных правонарушениях относит медицинских работников, не являющихся должностными лицами.

Уголовный кодекс РФ в ст. 123 предусматривает ответственность за следующее преступление:

  • Проведение искусственного прерывания беременности лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля , что влечет наложение административного штрафа в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет;
  • За то же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью , лицо привлекается к наказанию в виде принудительных работ на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового либо лицо будет лишено свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Похожие статьи:

  • 538 приказ ростехнадзора изменения Проект Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утверждённые приказом […]
  • Приказ 301 мо рф Стоматологическое сообщество Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 июля 2017 года. Регистрационный номер 47415. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ№ 301 от 5 апреля 2017 г. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной […]
  • 301 приказ 2019 года Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2017 г. N 301 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам […]
  • Приказ безрецептурного отпуска лекарственных средств Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 июля 2017 г. № 403н “Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, […]
  • 177 приказ минобразования Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2014 г. N 177 "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного […]
  • Федеральный закон 402-фз от 22112011 Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ"О бухгалтерском учете" С изменениями и дополнениями от: 28 июня, 2, 23 июля, 2 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 4 […]