Кем утвержден гражданский кодекс рф

Статья 940. Форма договора страхования

1. Договор страхования должен быть заключен в письменной форме.

Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного государственного страхования (статья 969).

2. Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.

В последнем случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика указанных в абзаце первом настоящего пункта документов.

3. Страховщик при заключении договора страхования вправе применять разработанные им или объединением страховщиков стандартные формы договора (страхового полиса) по отдельным видам страхования.

Комментарий к Ст. 940 ГК РФ

1. Любой договор страхования, даже на сумму менее 10 МРОТ, должен быть заключен в простой письменной форме. Впрочем, подобный вывод следовал бы даже из общих правил, закрепленных в п. 1 ст. 161 ГК РФ, поскольку одной из сторон договора страхования является страховщик — юридическое лицо (см. комментарий к ст. 938 ГК).

Несоблюдение простой письменной формы договора страхования влечет его недействительность (ничтожность). Исключение из этого правила установлено для договоров обязательного государственного страхования (ст. 969 ГК): оно может осуществляться непосредственно на основании законов или иных нормативных актов (т.е. без договора). Но даже тогда, когда при осуществлении такого страхования заключается договор, многие условия последнего устанавливаются исходя из содержания законов или иных правовых актов. Поэтому при несоблюдении простой письменной формы договора обязательного государственного страхования применяется общее правило, установленное п. 1 ст. 162 ГК РФ.

2. Для заключения договора страхования могут применяться два способа, предусмотренные п. 2 комментируемой статьи.

Первый способ — составление одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 ГК), он применяется главным образом тогда, когда нужно согласовать индивидуальные условия для конкретного страхователя. Разумеется, единый документ должен содержать все существенные условия договора страхования (см. комментарий к ст. 942 ГК).

Второй способ — вручение страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.

Страхователь выражает желание заключить договор страхования (вызов на оферту) путем подачи страховщику устного или письменного заявления. Если заявление сделано письменно и содержит все существенные условия договора страхования, оно также может рассматриваться как оферта (ст. 435 ГК). В остальных случаях сделанное заявление не связывает будущего страхователя.

Страховой полис (свидетельство, сертификат, квитанция) — это подписанный страховщиком документ, который содержит все существенные условия договора страхования. Полис не является ценной бумагой.

Договор считается заключенным в момент принятия страхователем страхового полиса. Страхователь акцептует оферту страховщика (передаваемый им полис), соглашаясь принять его, что должно быть подтверждено распиской в получении полиса, остающейся у страховщика. Таков порядок заключения договора страхования, если заявление страхователя не содержит всех существенных условий.

Передача подписанного полиса в случае, когда письменное заявление страхователя содержало все существенные условия договора, рассматривается как акцепт и не требует выражения воли на его принятие, т.е. договор страхования заключается путем обмена документами, исходящими от сторон (п. 2 ст. 434 ГК).

3. Применение при заключении договора страхования различных стандартных форм (проформ) договора или полиса по отдельным видам страхования является одним из случаев использования примерных условий договора (ст. 427 ГК). Подобные условия для страхователя необязательны, а их применение дает ему право воспользоваться мерами защиты, предусмотренными п. п. 2 и 3 ст. 428 ГК РФ, поскольку заключенный договор будет договором присоединения. Причем не имеет значения, кем утверждены стандартные формы договора страхования (страхового полиса) — самим страховщиком или объединением страховщиков.

Статья 1438 ГК РФ. Испытания селекционного достижения на отличимость, однородность, стабильность

Новая редакция Ст. 1438 ГК РФ

1. Испытания селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность проводятся по методикам и в сроки, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства.

Заявитель обязан предоставить для испытаний необходимое количество семян, племенного материала по адресу и в срок, которые указаны федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям.

2. Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, вправе использовать результаты испытаний, проведенных компетентными органами других государств, с которыми заключены соответствующие договоры, результаты испытаний, проведенных другими российскими организациями по договору с указанным федеральным органом, а также данные, представленные заявителем.

Комментарий к Ст. 1438 ГК РФ

Испытания на отличимость, однородность и стабильность проводят специализированные госсортстанции и госсортучастки, другие организации по договору с Госкомиссией, а в некоторых случаях — сами заявители.

Испытания проводятся в соответствии с утвержденными методиками, которые разрабатываются для конкретного рода, вида или подвида растений или животных и содержат все признаки, относящиеся к определенному роду или виду.

По результатам испытаний составляется описание сорта с заключением о его отличимости от общеизвестных сортов, однородности и стабильности. Описание согласовывают с заявителем.

Регламент принятия решения по заявке на выдачу патента на селекционное достижение (утв. Государственной комиссией Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений от 10.02.1997 N 12-04/01).

Другой комментарий к Ст. 1438 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В комментируемой статье регламентируется четвертый этап процедуры получения патента на селекционное достижение — испытания селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность. Нормы комментируемой статьи с незначительными редакционными уточнениями воспроизводят положения ст. 10 Закона о селекционных достижениях.

Испытания на отличимость, однородность и стабильность (далее — испытания на ООС) проводятся только в отношении селекционных достижений, соответствующих критерию новизны (ст. 1437 ГК РФ).

За испытание селекционного достижения на ООС установлена патентная пошлина (код 1.3.0) в размере 10,0 минимальных размеров оплаты труда (Положение о патентных пошлинах на селекционные достижения). Документ об уплате этой пошлины представляется не позднее января года, в котором предлагается провести испытания.

2. В комментируемой статье, как и в ранее действовавшем законодательстве, отсутствует четкое определение субъекта, уполномоченного на проведение испытаний на ООС, как это сделано в отношении предварительной экспертизы заявки на выдачу патента (п. п. 3 и 4 ст. 1435 ГК РФ) и в отношении экспертизы селекционного достижения на новизну (п. 2 ст. 1437). Связано это, очевидно, с тем, что соответствующая деятельность в настоящее время осуществляется множеством лиц и организаций с различным правовым статусом и различными правомочиями по проведению испытаний.

При этом следует особо выделить субъект, уполномоченный принимать юридически значимые решения, связанные с результатами испытаний на ООС. Таким субъектом, безусловно, является федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, который, как это следует из п. 1 ст. 1439 ГК, при соответствии селекционного достижения критериям охраноспособности (п. 2 ст. 1413) принимает решение о выдаче патента на селекционное достижение. До принятия части 4 ГК таким субъектом была Госкомиссия, к функциям которой было отнесено проведение экспертиз и испытания селекционного достижения (п. 5 Положения о Госкомиссии).

Субъектами, ответственными за непосредственное проведение испытаний на ООС в соответствии с п. 2 комментируемой статьи и п. 3 Регламента 1997 г., могут быть:

специализированные госсортостанции и госсортоучастки и другие организации, подведомственные Госкомиссии. В настоящее время большинство культур испытываются на ООС на 1 — 2 участках в течение одного-двух лет. Для испытания по 82 наиболее экономически важным культурам выделено 38 госсортоучастков и госсортостанций ;
———————————
См.: Шмаль В.В. Об охране и использовании селекционных достижений в Российской Федерации // gossort.com.

российские организации (научно-исследовательские учреждения), с которыми федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям заключены соответствующие договоры;

уполномоченные органы сортоиспытательных служб иностранных государств, с которыми заключены соответствующие договоры. В случае если по заявке, ранее поданной в компетентный орган другого государства, уже проведена или проводится экспертиза селекционного достижения на ООС, в соответствии с п. 3.2.1 Порядка 2005 г. с заявителем в ходе предварительной экспертизы заявки согласовывается возможность использования результатов этой экспертизы и при необходимости запрашивается его согласие на их оплату компетентному органу соответствующей страны (административный платеж);

заявители по ряду родов и видов, определяемых Госкомиссией. В настоящее время по заявкам с приоритетом до 15 января 2001 г. заявители имеют право проводить испытания на ООС по всем охраняемым культурам. За определение соответствия селекционного достижения критериям ООС на основании данных, представленных заявителем, установлена патентная пошлина (код 1.3.1) в размере 2,0 минимальных размеров оплаты труда (Положение о патентных пошлинах на селекционные достижения). Документ об уплате этой пошлины представляется вместе с представленными данными или не позднее двух месяцев с даты их представления. При этом результаты проведенных заявителем испытаний на ООС могут быть в течение всего срока действия патента оспорены любым лицом, и в случае установления недостоверности представленных заявителем данных об однородности и стабильности селекционного достижения (подп. 1 п. 1 ст. 1441 ГК РФ) соответствующий патент на селекционное достижение может быть признан недействительным.

Множественность субъектов, участвующих в проведении испытаний на ООС, предопределена положением ст. 12 Женевской конвенции, в соответствии с которым в ходе экспертизы компетентный орган может проводить необходимые испытания самостоятельно, предъявлять требования о проведении необходимых испытаний другими лицами, а также использовать результаты уже проведенных официальных испытаний.

3. Независимо от того, кем проводится испытание селекционного достижения на ООС, на заявителя в соответствии с п. 1 комментируемой статьи возлагается обязанность по предоставлению семян и племенного материала в необходимом для испытаний количестве. Обязанность заявителя по требованию компетентного органа предоставлять всю необходимую информацию, документы и материалы, необходимые для проведения экспертизы, предусматривается также ст. 12 Женевской конвенции.

В соответствии с п. 7 Правил 1994 г. указанная обязанность возникает у заявителя после получения уведомления (п. 3 ст. 1435 ГК РФ) о приеме заявки к рассмотрению (см. п. 7 комментария к ст. 1435).

4. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи испытания селекционного достижения на ООС проводятся по методикам и в сроки, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства. В настоящее время таким органом является Министерство сельского хозяйства РФ (см. п. 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 164).

До принятия части 4 ГК установление соответствующих методик и сроков относилось к компетенции Госкомиссии. По данным Госкомиссии, на конец 2007 г. соответствующие методики утверждены в отношении 238 ботанических и зоологических родов и видов (см.: gossort.com/mtd_dus.html). В указанных методиках, которые разрабатываются на основе методик Международного союза по охране селекционных достижений (UPOV), членами которого являются государства — участники Женевской конвенции, сформулированы все относящиеся к данному роду или виду признаки, по которым должны проводиться испытания соответствующего селекционного достижения на ООС. Так, например, Методикой проведения испытаний на отличимость, однородность и стабильность арбуза, утвержденной Госкомиссией РФ по испытанию и охране селекционных достижений 22.05.2007 N 12-06/33, предусмотрено 49 таких признаков.

5. В комментируемой статье отсутствуют указания о юридических последствиях завершения испытаний селекционного достижения на ООС. Последствия положительного результата испытаний частично урегулированы в п. 1 ст. 1439 ГК, в остальной части — в Регламенте 1997 г. Последствия отрицательного результата испытаний — целиком в указанном Регламенте.

При положительном результате испытаний на ООС федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям принимает решение о выдаче патента и по согласованию с заявителем составляет описание селекционного достижения, в котором должно содержаться заключение о его отличимости от общеизвестных селекционных достижений, однородности и стабильности. Описание селекционного достижения является основанием для выдачи патента на селекционное достижение и соответствующих авторских свидетельств (п. 1 ст. 1439 ГК, п. 3 Регламента 1997 г.). Патент на селекционное достижение (ст. 1415 ГК РФ) выдается федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, который также вносит селекционное достижение в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений (п. 1 ст. 1439 ГК РФ). В соответствии с п. 4 ст. 1441 ГК решение о выдаче патента отменяется в случае признания патента недействительным.

При несоответствии селекционного достижения критериям отличимости, однородности или стабильности федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям выносится решение об отказе в выдаче патента (п. 4 Регламента 1997 г.). Форма указанного решения утверждена Регламентом 1997 г. (приложение 2). Принятие указанного решения означает окончательное отклонение заявки на выдачу патента на селекционное достижение. В соответствии с п. 3.9 Порядка 2005 г. материалы отклоненной заявки возврату не подлежат.

Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям обязан сообщить заявителю о принятом решении о выдаче патента или об отклонении заявки (п. 5 Регламента 1997 г.). В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 1443 ГК указанные решения подлежат опубликованию в «Официальном бюллетене».

Решение, принятое по результатам проведения испытаний селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность, может быть оспорено заявителем в судебном порядке (п. 1 ст. 1248 ГК РФ).

Статья 1173 ГК РФ. Доверительное управление наследственным имуществом (действующая редакция)

1. Если в составе наследства имеется имущество, требующее не только охраны, но и управления (предприятие, доля в уставном (складочном) капитале корпоративного юридического лица, пай, ценные бумаги, исключительные права и тому подобное), нотариус в соответствии со статьей 1026 настоящего Кодекса в качестве учредителя доверительного управления заключает договор доверительного управления этим имуществом.

До заключения договора доверительного управления наследственным имуществом независимым оценщиком должна быть проведена оценка той части имущества, которая передается в доверительное управление. Расходы на проведение оценки относятся к расходам на охрану наследства и управление им (статья 1174).

2. В случае, если наследование осуществляется по завещанию, в котором назначен исполнитель завещания, исполнитель завещания считается доверительным управляющим наследственным имуществом с момента выражения им согласия быть исполнителем завещания (статья 1134).

3. Доверительное управление наследственным имуществом осуществляется в целях сохранения этого имущества и увеличения его стоимости.

Выгодоприобретатель по договору доверительного управления наследственным имуществом не назначается, за исключением случая, если совершен завещательный отказ, предполагающий его исполнение в пользу определенного лица на период совершения действий по охране наследственного имущества и управлению им. В таком случае выгодоприобретателем назначается отказополучатель.

Доверительный управляющий наследственным имуществом не вправе исполнять обязательства наследодателя за счет переданного ему в доверительное управление имущества до выдачи одному из наследников свидетельства о праве на наследство, за исключением случаев, если договором доверительного управления или завещанием предусмотрена обязанность доверительного управляющего возместить за счет переданного в доверительное управление имущества расходы, указанные в статье 1174 настоящего Кодекса.

4. При совершении действий по охране наследственного имущества и управлению им в случаях, если в завещании наследодателя содержатся его распоряжения по вопросам управления наследством, доверительный управляющий и душеприказчик обязаны действовать в соответствии с такими распоряжениями наследодателя, в том числе обязаны голосовать в высших органах корпораций таким образом, который указан в завещании.

5. Нотариус, осуществляющий полномочия учредителя доверительного управления по договору доверительного управления, обязан контролировать исполнение доверительным управляющим своих обязанностей не реже, чем один раз в два месяца. В случае обнаружения нарушения доверительным управляющим своих обязанностей нотариус вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор доверительного управления, потребовать от доверительного управляющего предоставления отчета и назначить нового доверительного управляющего.

6. Доверительным управляющим по договору может быть назначено лицо, отвечающее требованиям, указанным в статье 1015 настоящего Кодекса, в том числе предполагаемый наследник, который может быть назначен с согласия иных наследников, выявленных к моменту назначения доверительного управляющего, а при наличии их возражений — на основании решения суда.

7. В случае передачи наследственного имущества нескольким доверительным управляющим каждый из них обладает полномочиями по управлению наследственным имуществом, если договором доверительного управления или завещанием не предусмотрено, что доверительные управляющие осуществляют эти полномочия совместно. В случае возникновения между доверительными управляющими разногласий по поводу осуществления ими прав и обязанностей нотариус обязан расторгнуть заключенный с такими управляющими договор доверительного управления наследственным имуществом, потребовать от доверительных управляющих предоставления ими отчетов и назначить нового доверительного управляющего или новых доверительных управляющих.

Читайте так же:  Заявление о краже образец рб

8. Договор доверительного управления наследственным имуществом может быть заключен на срок, не превышающий пяти лет. Во всяком случае в момент выдачи свидетельства о праве на наследство хотя бы одному из наследников, если в таком свидетельстве указано имущество, являющееся предметом доверительного управления, или если такое свидетельство выдано в отношении всего имущества наследодателя, в чем бы оно ни выражалось и где бы оно ни находилось, к такому наследнику (таким наследникам) переходят права и обязанности учредителя доверительного управления. Нотариус, учредивший доверительное управление, освобождается от осуществления обязанностей учредителя. Получивший свидетельство о праве на наследство наследник вправе прекратить доверительное управление и потребовать от доверительного управляющего передачи находившегося в доверительном управлении имущества, права на которое перешли к этому наследнику, и предоставления отчета о доверительном управлении.

При непредъявлении наследниками требования о передаче им имущества, находившегося в доверительном управлении, договор доверительного управления считается продленным на срок пять лет, а доверительное управление может быть прекращено по основаниям, предусмотренным статьей 1024 настоящего Кодекса.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 1173 ГК РФ

1. При наличии в составе наследства имущества, требующего управления, нотариус (ч. 1 комментируемой статьи), а при наследовании по завещанию, в котором назначен исполнитель завещания, исполнитель завещания (ч. 2 комментируемой статьи; абз. 2 п. 2 ст. 1026 ГК) в качестве учредителя доверительного управления заключают договор доверительного управления этим имуществом.

Ранее действовавшее законодательство (ст. 556 ГК 1964 г.) предусматривало в аналогичном случае назначение нотариусом или исполкомом местного Совета народных депутатов соответственно хранителя или опекуна наследственного имущества. С 1 марта 1996 г. действует норма п. 1 ст. 1026 ГК, предоставляющая право учреждения доверительного управления наследственным имуществом исполнителям завещания.

К имуществу, требующему управления, закон, в частности, относит предприятие (как имущественный комплекс), отдельные объекты недвижимости, доли в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права (см. п. 1 ст. 1013 ГК; ч. 1 комментируемой статьи). Нотариальная практика относит к имуществу, требующему управления, также жилой дом и домашний скот.

Многообразие видов имущества, требующего управления, определяет наличие особенностей доверительного управления этими видами имущества, которые, безусловно, должны стать предметом нормативно-правового регулирования. Если иметь в виду особенности доверительного управления имуществом, которое передается в управление в связи с открытием наследства и необходимостью защиты прав наследников, отказополучателей и других заинтересованных лиц, то за пределами гл. 53 ГК на сегодняшний день такие особенности установлены лишь применительно к ценным бумагам и долям в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.

Особенности доверительного управления ценными бумагами должны быть определены специальным законом (ч. 4 ст. 1025 ГК). Частично они оговорены в Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», который содержит самые общие указания о понятии и объектах управления ценными бумагами, особом статусе и ответственности управляющего (ст. 5). В отсутствие закона, специально посвященного особенностям доверительного управления ценными бумагами, основными источниками правового регулирования являются нормативные акты ЦБР и Федеральной службы по финансовым рынкам (см., например, Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, утвержденный Приказом ФСФР России от 3 апреля 2007 г. N 07-37/пз-н).

В п. 8 ст. 21 Закона об обществах с ограниченной ответственностью предусматривается, что до принятия наследником умершего участника общества наследства права умершего участника осуществляются, а его обязанности исполняются лицом, указанным в завещании, а при отсутствии такого лица — управляющим, назначаемым нотариусом.

Применительно к доверительному управлению наследственным имуществом, очевидно, должны быть урегулированы права и обязанности нотариуса, действующего в качестве учредителя доверительного управления, в том числе чисто процессуальные правила учреждения такого управления. Эти вопросы, относясь к правомочиям нотариуса по охране и управлению наследственным имуществом, должны быть отражены в законодательстве о нотариате (п. 6 ст. 1171 ГК).

На сегодняшний день основным источником регулирования отношений по доверительному управлению имуществом является гл. 53 ГК. При этом в силу абз. 1 п. 2 ст. 1026 ГК правила гл. 53 ГК подлежат применению к отношениям по доверительному управлению наследственным имуществом, если иное не предусмотрено законом или не вытекает из существа этих отношений.

2. В соответствии с п. 1 ст. 1012 ГК по договору доверительного управления одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Комментируемая статья, развивая и дополняя положения абз. 2 п. 2 ст. 1026 ГК, устанавливает, что учредителем управления может быть нотариус, а в случаях, когда наследование осуществляется по завещанию, в котором назначен исполнитель завещания, — этот исполнитель завещания. Закон не уточняет, возможна ли ситуация, когда, несмотря на наличие исполнителя завещания, учредителем доверительного управления становится все-таки нотариус. Как представляется, такая ситуации вполне допустима, причем не только в случае, когда в управлении нуждается имущество, в отношении которого исполнитель не назначен (завещаны авторские права и ценные бумаги, а душеприказчик определен только в отношении авторских прав), но и в случае, когда исполнитель завещания еще не выразил согласия осуществлять соответствующие обязанности (в силу абз. 2 и 3 п. 1 ст. 1134 ГК такое положение может продолжаться в течение месяца со дня открытия наследства), а наследственное имущество требует безотлагательного учреждения доверительного управления.

Наделение комментируемой статьей правами учредителя управления лиц, не являющихся собственниками наследственного имущества, — нотариуса или исполнителя завещания, вполне укладывается в общий режим доверительного управления, допускающий, что учредителем управления могут быть и другие лица (ст. 1014 ГК).

В литературе отмечалось, что в качестве учредителей доверительного управления наследственным имуществом могут выступать органы опеки и попечительства, поскольку в комментируемой статье «ничего об этом не говорится» и, следовательно, «в субсидиарном порядке» подлежат применению ст. ст. 38 и 1026 ГК. Такое толкование представляется ошибочным и основанным на неверном понимании целей и задач, стоящих перед учредителем управления в наследственных отношениях.

Как известно, наследственное имущество принадлежит наследникам с момента открытия наследства, однако возможность осуществлять соответствующие правомочия наследники приобретают ретроспективно лишь после принятия наследства, а в отношении имущества, требующего государственной регистрации, — только после такой регистрации. Поэтому в течение времени, отпускаемого законом на принятие наследства, необходимо наделить правами по управлению этим имуществом иное лицо. К таким лицам закон (ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи) относит нотариуса и исполнителя завещания, которые не обладают вещными правами на имущество наследодателя. Иными словами, нотариус или исполнитель завещания наделяются правами учредителя управления на тот период, когда отсутствует юридическая определенность относительно того, кто из наследников примет наследство и приобретет права собственника на наследственное имущество.

В ст. ст. 38 и 1026 ГК органы опеки и попечительства наделяются правом быть учредителями доверительного управления только в случае, когда имущество подопечного нуждается в постоянном управлении. В подобных ситуациях собственник имущества вполне определен — это лицо, находящееся под опекой или попечительством, для более эффективной защиты прав и законных интересов которого привлекаются органы опеки и попечительства, наделяемые правами учредителя доверительного управления соответствующим имуществом. Таким образом, даже руководствуясь указанным в абз. 1 п. 2 ст. 1026 ГК соотношением норм гл. 53 ГК и норм раздела V ГК, для передачи органам опеки и попечительства прав учредителя управления наследственным имуществом отсутствуют какие-либо основания, так как эти органы замещают наличного собственника, а в наследственных отношениях собственник юридически отсутствует вплоть до момента принятия наследства.

3. Поскольку необходимость управления наследственным имуществом прямо названа в законе в качестве основания для учреждения доверительного управления этим имуществом (п. 1 ст. 1026 ГК, ч. 1 комментируемой статьи), то доверительным управляющим в силу п. 1 ст. 1015 ГК может быть не только индивидуальный предприниматель или коммерческая организация (кроме унитарного предприятия), но и гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация (кроме учреждения).

Применительно к ценным бумагам доверительным управляющим может выступать только профессиональный участник рынка ценных бумаг, т.е. юридическое лицо, которое осуществляет виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, перечисленные в гл. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ст. ст. 2, 5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Доверительный управляющий, осуществляя правомочия собственника в отношении переданного в управление имущества, вправе совершать от своего имени любые фактические и юридические действия в интересах выгодоприобретателя (ст. 1012 ГК). При этом приобретенные в результате управления имуществом права включаются в состав имущества, а возникшие в результате этой деятельности обязанности исполняются за счет соответствующего имущества (ст. 1020 ГК).

Судебная практика при этом исходит из того, что, поскольку основная задача доверительного управления наследственным имуществом состоит в обеспечении правопреемства при передаче наследственного имущества наследникам, постольку при исполнении договора доверительного управления наследственным имуществом воля доверительного управляющего не может подменять волю лица, интересы которого он охраняет. Доверительный управляющий должен блокировать любые решения, направленные на распоряжение наследственным имуществом, и не вправе выражать собственное волеизъявление при управлении имуществом (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14 марта 2006 г. N Ф08-635/2006).

В литературе применительно к ранее действовавшему законодательству об авторском праве высказывалось мнение, что в качестве доверительного управляющего в сфере авторских и смежных прав могут выступать организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе. Однако деятельность названных организаций не подпадала под установленный гл. 53 ГК правовой режим деятельности доверительных управляющих, которые управомочены совершать с переданным в доверительное управление имуществом сделки от своего имени (п. 3 ст. 1012 ГК). Мнение о недопустимости отождествления деятельности организации, осуществляющей управление авторскими и смежными правами на коллективной основе, с доверительным управлением соответствующими правами является общепризнанным в современной цивилистической литературе. Это мнение актуально и в отношении действующего с 1 января 2008 г. нового законодательства об исключительных правах (часть четвертая ГК). В силу п. 4 ст. 1242 ГК организация по коллективному управлению не вправе использовать авторские и смежные права, которые переданы ей в управление. Отношения между правообладателями и организациями, осуществляющими коллективное управление авторскими и смежными правами, следует квалифицировать как обязательства, возникающие из договора поручения или агентского договора.

4. Специфика наследственных отношений, когда в период до принятия наследства, как правило, отсутствует определенность в отношении состава наследников, к которым в конце концов перейдет наследственное имущество и которые могут выступать в качестве выгодоприобретателей, вполне укладывается в общий правовой режим доверительного управления, так как п. 1 ст. 1012 ГК допускает осуществление управления имуществом в интересах учредителя управления.

Поэтому выбор модели договора в зависимости от того, в чьих интересах (учредителя управления или выгодоприобретателя) осуществляется управление имуществом, зависит от конкретных обстоятельств, которые должны учитываться нотариусом (исполнителем завещания) при заключении конкретного договора доверительного управления. В частности, если имеется достаточная определенность относительно состава наследников, к которым после принятия наследства перейдет передаваемое в доверительное управление наследственное имущество, соответствующий договор вполне может содержать указание на этих наследников в качестве выгодоприобретателей. Если же состав наследников не может быть исчерпывающим образом определен на момент заключения договора доверительного управления наследственным имуществом, то доверительное управление должно осуществляться в интересах учредителя управления — нотариуса (исполнителя завещания), на которого в силу закона возложена обязанность принимать меры по защите интересов наследников, отказополучателей и иных заинтересованных лиц (п. 1 ст. 1171 ГК).

5. Договор доверительного управления заключается в письменной форме (п. 1 ст. 1017 ГК), а договор доверительного управления недвижимым имуществом — в форме, предусмотренной для продажи недвижимого имущества (п. 2 ст. 1017 ГК), т.е. в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (ч. 1 ст. 550 ГК). Кроме того, передача в доверительное управление недвижимости подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество (п. 2 ст. 1017 ГК). По общему правилу государственной регистрации подлежит не сам договор, а соответствующий переход имущества.

Исключение составляет продажа жилого дома (квартиры, части жилого дома или квартиры) и предприятия, когда государственной регистрации подлежат соответствующие договоры (п. 2 ст. 558, п. 3 ст. 560 ГК), поэтому в силу п. 2 ст. 1017 ГК государственной регистрации подлежат и договоры доверительного управления жилым помещением и предприятием.

6. К существенным условиям договора доверительного управления закон (п. 1 ст. 1016 ГК) относит:

состав имущества, передаваемого в доверительное управление;

наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которых осуществляется управление имуществом (учредителя управления или выгодоприобретателя);

размер и форму вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором;

срок действия договора.

Существо наследственных отношений накладывает определенные особенности на каждое из названных условий, за исключением условия о составе имущества, передаваемого в доверительное управление.

Предельные размеры вознаграждения по договору доверительного управления наследственным имуществом устанавливаются Правительством РФ (п. 6 ст. 1171 ГК). При этом следует иметь в виду, что нормы закона о выплате вознаграждения доверительному управляющему (п. 1 ст. 1016, ст. 1023 ГК) не носят императивного характера и допускают включение в договор условия о безвозмездности исполнения управляющим своих обязанностей. В то же время ст. 1023 ГК предоставляет управляющему право на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, при этом по общему правилу эти необходимые расходы подлежат возмещению за счет доходов от использования соответствующего имущества. Последнее означает, что при отсутствии доходов от управления имуществом управляющий не имеет права даже на возмещение и необходимых расходов.

Однако, поскольку в силу п. 2 ст. 1174 ГК расходы на охрану наследства и управление им, т.е. в том числе на вознаграждение управляющему и покрытие необходимых расходов при управлении, возмещаются за счет наследственного имущества (а не за счет доходов от управления им), необходимо, опираясь на правило абз. 1 п. 2 ст. 1026 ГК, сделать вывод, что в случае доверительного управления наследственным имуществом управляющий получает право на возмещение необходимых расходов независимо от того, имеются какие-либо доходы от управления имуществом или нет. Предписывая возмещение расходов на управление наследством за счет наследственного имущества, закон в то же время устанавливает очередность их возмещения: вознаграждение управляющему и компенсация его необходимых расходов осуществляются до расчетов с кредиторами, но после возмещения расходов, вызванных болезнью и похоронами наследодателя (п. 2 ст. 1174 ГК).

7. Срок действия договора доверительного управления имуществом должен определяться по общему правилу о сроках осуществления мер по охране и управлению наследственным имуществом (см. п. 4 ст. 1171 ГК). При этом следует учитывать, что предельный срок, на который заключается договор доверительного управления, не может превышать пяти лет (п. 2 ст. 1016 ГК). Установление предельной продолжительности договора доверительного управления особенно важно с учетом отмечавшейся уже (см. п. 9 комментария к ст. 1171) неопределенности относительно срока принятия мер по охране и управлению наследством в случае, когда при наличии нескольких очередей наследников по закону каждая последующая из них получает право на принятие наследства в течение шести месяцев с момента отказа от наследства наследников предыдущей очереди (п. 2 ст. 1154 ГК).

Поэтому в тех случаях, когда учредитель доверительного управления не имеет возможности достоверно оценить срок, в течение которого наследственное имущество будет нуждаться в доверительном управлении, срок договора доверительного управления следует определять не календарной датой (или истечением периода, исчисляемого годами, месяцами, неделями и т.д.), а в соответствии с ч. 2 ст. 190 ГК — путем указания на событие, которое должно неизбежно наступить, подразумевая под таким событием принятие наследства кем-либо из наследников или переход наследства в качестве выморочного к государству.

Читайте так же:  Квалификационные требования к библиотекарю рк

8. Закон предусматривает ограниченную ответственность доверительного управляющего, устанавливая, что управляющий, не проявивший должной заботливости об интересах выгодоприобретателя, возмещает ему упущенную выгоду за время доверительного управления имуществом, а учредителю управления — убытки, причиненные утратой или повреждением имущества (с учетом его естественного износа), а также упущенную выгоду. Доверительный управляющий освобождается от ответственности за причиненные убытки, если докажет, что они произошли вследствие непреодолимой силы либо действий выгодоприобретателя или учредителя управления (п. 1 ст. 1022 ГК). Закон устанавливает также условия ответственности доверительного управляющего по сделке, совершенной им с нарушением установленных для него ограничений (п. 2 ст. 1022 ГК), и ответственности доверительного управляющего и учредителя управления при недостаточности имущества, переданного в доверительное управление, для погашения долгов по обязательствам, возникшим в связи с управлением имуществом (п. 3 ст. 1022 ГК).

9. В связи с особыми требованиями к форме передачи недвижимости (п. 1 ст. 131 ГК), предусматривающими государственную регистрацию соответствующей передачи, специального рассмотрения заслуживает вопрос о том, кому должна передаваться недвижимость после прекращения доверительного управления ею. По общему правилу, если иное не установлено договором доверительного управления, имущество подлежит передаче учредителю управления (п. 3 ст. 1024 ГК). В связи с явной обременительностью этого общего правила применительно к наследственным отношениям, когда необходимо было бы осуществлять двойную государственную регистрацию — сначала перехода недвижимости от доверительного управляющего к учредителю управления, т.е. нотариусу или исполнителю завещания, а затем — от учредителя управления к соответствующим наследникам, следует, как это допускает п. 3 ст. 1024 ГК, предусматривать иной порядок, когда после прекращения доверительного управления имущество подлежало бы передаче не учредителю управления, а наследникам, принявшим наследство.

Статья 39.8. Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

СТ 39.8 ЗК РФ

1. Условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного для проведения работ, связанных с пользованием недрами, должен предусматривать проведение работ по рекультивации такого земельного участка.

4. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

5. Заключенный с юридическим лицом в целях ведения дачного хозяйства договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должен предусматривать обязанность указанного юридического лица обеспечить подготовку в отношении такого земельного участка проекта планировки и проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

6. В случае предоставления юридическому лицу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для комплексного освоения территории указанное юридическое лицо должно заключить договор о комплексном освоении территории одновременно с заключением договора аренды такого земельного участка.

7. Договор аренды земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории, за исключением случая предоставления земельного участка некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, должен предусматривать обязательство сторон договора аренды такого земельного участка обеспечить осуществление мероприятий по освоению территории (в том числе строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства) в соответствии с графиками, содержащимися в договоре о комплексном освоении территории, в отношении каждого предусмотренного мероприятия с указанием сроков начала и окончания проведения соответствующих работ, а также ответственность сторон за невыполнение указанного обязательства и право сторон на расторжение этого договора аренды в одностороннем порядке в случае невыполнения указанного обязательства.

8. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается:

1) на срок от трех до десяти лет в случае предоставления земельного участка для строительства, реконструкции зданий, сооружений, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта и пунктом 9 настоящей статьи;

2) на срок до сорока девяти лет для размещения линейных объектов;

3) на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства;

4) на срок от трех до пяти лет в случае предоставления земельного участка юридическому лицу для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства;

5) на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка, являющегося исходным, в случае предоставления в аренду земельного участка, образованного из исходного земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок предоставлен юридическому лицу для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства;

6) на срок до трех лет в случае предоставления земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, для завершения строительства этого объекта либо на срок, указанный в пункте 9 настоящей статьи, в случае, если право собственности на объект незавершенного строительства приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

7) на срок действия охотхозяйственного соглашения в случае предоставления земельного участка лицу, с которым заключено охотхозяйственное соглашение;

8) на срок действия концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве в случае предоставления земельного участка лицу, с которым заключены указанные соглашения;

8.1) на срок действия договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования в случае предоставления земельного участка лицу, с которым заключен такой договор;

8.2) на срок, определенный законом субъекта Российской Федерации, в случае предоставления земельного участка некоммерческой организации, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования;

8.3) на срок действия договора о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка лицу, с которым заключен данный договор, в соответствии с подпунктами 13.2 и 13.3 пункта 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса;

9) на срок, не превышающий оставшегося срока действия договора аренды земельного участка, досрочно прекращенного в связи с изъятием такого земельного участка для государственных или муниципальных нужд, но не менее чем на три года в случае предоставления лицу земельного участка взамен земельного участка, право аренды на который прекращено в результате изъятия такого земельного участка;

10) на срок, превышающий не более чем на два года срок действия лицензии на пользование недрами, в случае предоставления земельного участка для проведения работ, связанных с пользованием недрами;

11) на срок от трех до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 12 настоящего пункта;

12) на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;

13) на срок, не превышающий срока резервирования земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд;

14) на срок реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционной декларацией резидента зоны территориального развития, включенного в реестр резидентов этой зоны, в случае, если земельный участок расположен в границах зоны территориального развития;

15) на срок действия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование, договора о предоставлении рыбопромыслового участка или договора пользования водными биологическими ресурсами в случае предоставления земельного участка лицу для осуществления деятельности, предусмотренной указанными решением или договорами;

16) на срок в пределах минимального срока и (или) максимального срока аренды земельного участка в случае, если федеральным законом установлены минимальный срок и (или) максимальный срок аренды земельного участка;

17) на срок до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка в аренду собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке, или помещений в них, а также в иных случаях, не предусмотренных настоящим пунктом;

18) на срок реализации резидентом свободного порта Владивосток соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О свободном порте Владивосток».

9. В случае предоставления земельного участка, в соответствии с основным видом разрешенного использования которого предусмотрено строительство зданий, сооружений, в аренду на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев проведения аукционов в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса), договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, превышающий в два раза срок, установленный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в качестве срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений. При этом, если в соответствии с основными видами разрешенного использования земельного участка предусмотрено строительство нескольких зданий, сооружений, договор аренды такого земельного участка заключается исходя из наибольшего срока, установленного для таких зданий, сооружений в соответствии с положениями настоящего пункта.

10. Договоры аренды земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного юридическому лицу в аренду для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, заключаются на срок в пределах минимального срока и (или) максимального срока аренды земельного участка в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи.

11. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с победителем аукциона либо с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, с единственным принявшим участие в аукционе его участником на условиях, указанных в извещении о проведении этого аукциона.

12. При заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (за исключением случаев заключения договора аренды с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником) срок этого договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.

13. В случае, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, полностью или частично расположен в охранной зоне, установленной в отношении линейного объекта, договор аренды такого земельного участка должен содержать условия допуска представителей собственника линейного объекта или представителей организации, осуществляющей эксплуатацию линейного объекта, к данному объекту в целях обеспечения его безопасности.

14. В договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не могут устанавливаться требования к выполнению каких-либо работ или оказанию услуг, влекущих за собой дополнительные расходы арендатора, не связанные с предметом этого договора, если иное не установлено федеральным законом.

15. Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

16. В случае, если в аренду предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированный для государственных или муниципальных нужд, договор аренды такого земельного участка должен предусматривать возможность досрочного расторжения этого договора по требованию арендодателя по истечении одного года после уведомления арендатора такого земельного участка о расторжении этого договора.

17. Внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пункте 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается.

Комментарий к Статье 39.8 Земельного кодекса РФ

Общие положения о содержании, заключении, об исполнении договоров аренды установлены § 1 главы 34 части второй ГК РФ. Условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются также настоящей статьей, ст. ст. 22 и 39.7 ЗК РФ и другими федеральными законами.

Например, согласно п. 2.6 ст. 3 Закона N 137-ФЗ государственные или муниципальные учреждения, созданные государственными академиями наук, и (или) подведомственные им учреждения, которые являются арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, не вправе: сдавать такие земельные участки в субаренду; передавать свои права и обязанности по договорам аренды земельных участков третьим лицам; отдавать арендные права в залог; вносить арендные права в качестве вкладов в уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевых взносов в производственные кооперативы.

Статьей 35 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» установлен запрет резиденту особой экономической зоны — арендатору земельного участка сдавать его в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять земельный участок в безвозмездное срочное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

Приказом Минэкономразвития России от 12 апреля 2006 г. N 95 утверждена примерная форма договора аренды земельного участка, расположенного на территории особой экономической зоны (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 25). Согласно ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (СЗ РФ. 2005. N 30. Ст. 3126) концессионер не вправе передавать свои права по договору аренды (субаренды) земельного участка другим лицам и сдавать земельный участок в субаренду, если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка.

Комментируемой статьей также предусмотрен целый ряд особенностей договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. п. 2 — 10, 13 — 16). Остановимся на наиболее важных положениях, а также вызывающих вопросы в правоприменительной практике.

Пункт 4 комментируемой статьи, предусматривающий включение в договор аренды земельного участка, расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, условия обеспечения свободного доступа граждан к такому водному объекту и его береговой полосе, не является новым для ЗК РФ и ранее предусматривался п. 3.2 ст. 22 ЗК РФ.

Однако в предыдущей редакции указывалось, что такой договор заключается с пользователем водного объекта, что вызвало многочисленные споры о возможности заключения договоров с лицами, не являющимися пользователями водных объектов, необходимости включения указанного условия в такие договоры .
———————————
Различная трактовка судами п. 3.2 ст. 22 ЗК РФ привела к отмене ранее вынесенных арбитражными судами решений, поскольку как указал Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, из содержания названной нормы права не следует, что правом на заключение договора аренды такого земельного участка обладает лишь пользователь водного объекта, как это ошибочно посчитали арбитражные суды (Постановление от 5 августа 2013 г. N Ф03-2719/2013 ).

В целях исключения неоднозначного понимания и применения норм на практике в рассматриваемом пункте не уточняется, с кем должен заключаться договор аренды земельного участка, а только уточняется, что если земельный участок расположен в границах береговой полосы, то к водному объекту должен обеспечиваться доступ независимо от того, связано ли использование земельного участка с пользованием водным объектом или нет. Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает необходимость включения в договор аренды земельного участка, заключаемый с юридическим лицом в целях ведения дачного хозяйства, обязанности указанного лица обеспечить подготовку проекта планировки и проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков. Указанное требование связано с тем, что раздел земельного участка, предоставленного юридическому лицу, в том числе и некоммерческой организации граждан, для ведения дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории (п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ). Кроме того, проект планировки территории заменил ранее разрабатываемый дачными некоммерческими объединениями граждан проект организации и застройки территории такого объединения.

Читайте так же:  Кому положено выходное пособие при сокращении

Порядок подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории, их содержание регулируются главой 5 ГрК РФ (подробнее см. комментарий к ст. 39.10 ЗК РФ).

Договор аренды (п. п. 6 и 7) должен предусматривать обязательство сторон договора: нарушение указанного графика, как и расторжение договора комплексного освоения территории, являются основаниями для прекращения аренды земельного участка по требованию арендодателя (п. 2.1 ст. 46 ЗК РФ).

Появление данной нормы в ЗК РФ обусловлено необходимостью введения повышенных гарантий для органов государственной власти и пресечения недобросовестного поведения инвесторов, которые после образования земельных участков из исходного осуществляют только жилищное строительство и не выполняют обязательства, предусмотренные договором, по созданию объектов инфраструктуры.

Правило, изложенное в п. 7 комментируемой статьи, не применяется к договорам аренды земельных участков, предоставленных для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства некоммерческой организации, созданной гражданами, что связанно со спецификой освоения земельного участка гражданами (так, образованные из исходного земельные участки для ИЖС предоставляются по общему правилу в собственность или аренду гражданам, а общего пользования — некоммерческой организации).

Институт комплексного освоения территории претерпел существенные изменения. В настоящее время условия договора комплексного освоения территории определены ст. 46.3 ГрК РФ, договора комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса — ст. 46.6 ГрК РФ (подробнее см. комментарий к ст. 39.5 ЗК РФ).

В качестве новеллы можно отметить установление четких сроков предоставления земельных участков в аренду (п. п. 8 — 10 комментируемой статьи) и закрепление правила, что в установленных пределах срок выбирает арендатор самостоятельно (п. 12 комментируемой статьи) .
———————————
Вместе с тем судебная практика не всегда учитывает данное положение. Так, Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 15 марта 2016 г. N 309-ЭС16-590 отметил, что «. согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации определение срока аренды недвижимого имущества в рамках предельного срока, установленного законодательством, в каждом конкретном случае является правом собственника имущества. . оснований для понуждения собственника заключить договор аренды на срок больший по сравнению с тем, на который он желает передать имущество в аренду, противоречит законодательству, отклонив при этом ссылки истца на п. 8.11, п. 12 ст. 39.8 ЗК РФ». Однако следует отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Это правило не применяется в случае заключения договоров по результатам аукционов (или с определенным ст. 39.12 ЗК РФ лицом в случае признания аукциона несостоявшимся). В данном случае срок договора аренды в установленных пределах определяется уполномоченным органом, указывается в извещении о проведении аукциона и не может быть изменен при заключении договора аренды (п. 11). Иной подход создавал бы неравные условия для участников аукциона и почву для злоупотреблений, не способствовал бы развитию конкуренции.

В соответствии с ч. 35 ст. 34 Закона N 171-ФЗ в случае, если земельный участок предназначен для строительства или реконструкции зданий, сооружений, использование такого земельного участка для эксплуатации указанных зданий, сооружений может осуществляться без внесения изменений в правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на такой земельный участок.

Таким образом, если заключен договор аренды земельного участка в целях строительства здания и такое здание введено в эксплуатацию, то до окончания срока действия договора лицо вправе использовать земельный участок для эксплуатации такого здания без внесения изменений в ранее заключенный договор.

Понятие «размещение объекта», исходя из подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, включает в себя строительство, реконструкцию и (или) эксплуатацию объекта.

В подп. 4 п. 8 речь идет о сроке аренды земельного участка, в отношении которого должна быть разработана документация по планировке территории и из которого в соответствии с такой документацией должны быть образованы земельные участки. Таким образом, данный срок фактически отводится для выполнения указанных процедур.

При заключении договоров аренды земельных участков, образованных из исходного, такие договоры заключаются на срок, установленный для соответствующих видов использования земельных участков (например, в пределах сроков подп. 1 п. 8, если участок в соответствии с документацией по планировке территории предназначен для жилищного строительства и т.п.) (п. 10 комментируемой статьи).

Пункт 9 комментируемой статьи надо рассматривать в увязке с п. 2 ст. 39.1 и п. 7 ст. 39.11 ЗК РФ, устанавливающими единственный вид аукциона в случае предоставления земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, — на право заключения договора аренды земельного участка .
———————————
Указанное ограничение не распространяется на случаи проведения аукционов в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ.

Рассматриваемый пункт устанавливает срок такого договора аренды — превышающий в два раза срок, установленный уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в качестве срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений. При этом если в соответствии с основными видами разрешенного использования земельного участка предусмотрено строительство нескольких зданий, сооружений, договор аренды такого земельного участка заключается исходя из наибольшего срока, установленного для таких зданий, сооружений.

Срок, необходимый для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений, установлен Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 февраля 2015 г. N 137/пр . При этом такой срок установлен в зависимости от площади объекта капитального строительства (например, для объектов площадью до 500 кв. м — общий срок 9 месяцев, для объектов площадью от 30 тыс. кв. м — 42 месяца, для комплекса зданий — 54 месяца).
———————————
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. N 32.

Указанные новеллы направлены на недопущение долгостроя и обеспечение эффективного использования земельных участков в целях реализации Послания Президента РФ к Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 г. в части усиления ответственности застройщиков.

В случае если договор аренды такого земельного участка прекратился (независимо от оснований) и объект не был введен в эксплуатацию, то согласно введенной в ГК РФ новой ст. 239.1 такой объект незавершенного строительства может быть изъят у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов.

Учитывая, что нередко несвоевременный ввод объектов в эксплуатацию связан не столько с недобросовестными действиями застройщика, сколько с иными факторами, п. 3 указанной статьи предусмотрено, что требование о продаже объекта незавершенного строительства не подлежит удовлетворению, если собственник этого объекта докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект. Правило об изъятии объекта незавершенного строительства в связи с прекращением договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного в аренду по результатам торгов, не применяется в отношении объектов долевого строительства, строительство (создание) которых осуществляется с привлечением средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», а также в случае, если договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключен до 1 марта 2015 г.

Однако в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который заключен без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, при условии, что строительство этого объекта не было завершено, такие объекты незавершенного строительства могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов (п. 6 ст. 239.1 ГК РФ).

По п. 15 законодатель предусмотрел возможность заключения арендатором земельного участка нового договора аренды данного земельного участка при соблюдении определенных условий (подп. 32 п. 2, п. п. 3 и 4 ст. 39.6 ЗК РФ).

Такой подход в большей степени гарантирует защиту прав и законных интересов арендаторов, поскольку ранее в силу положений ст. ст. 209, 264, 421 и 621 ГК РФ намерение арендатора продлить договор аренды земельного участка не означал, что у арендодателя возникает безусловная обязанность предоставить земельный участок в аренду на новый срок, а преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок могло быть реализовано им только в случае передачи арендодателем спорного имущества в аренду третьему лицу (Постановления Президиума ВАС РФ от 19 июля 2005 г. N 3440/05, от 5 июня 2012 г. N 17540/11 ).
———————————
Вестник ВАС РФ. 2012. N 9.

По п. 17 — из подп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ следует, что в извещении о проведении аукциона указывается информация о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель. Отсутствие каких-либо специальных оговорок позволяет сделать вывод, что в извещении, а следовательно, и в договоре аренды земельного участка могут указываться как конкретный вид разрешенного использования земельного участка, так и несколько видов или все виды такого использования, предусмотренные градостроительным регламентом.

Запрет, указанный п. 17 комментируемой статьи, тесно увязан с другим вопросом: вправе ли арендатор в соответствии со ст. 85 ЗК РФ и ст. 37 ГрК РФ самостоятельно выбирать вид разрешенного использования земельного участка?

Как отмечено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 г. N 1756/13 по делу N А35-765/2012, положения законодательства о градостроительной деятельности и земельного законодательства, предоставляющие арендатору право на самостоятельный выбор вида разрешенного использования земельного участка из указанных в градостроительном регламенте, могут быть реализованы только с учетом положений гражданского законодательства, предусматривающих необходимость соблюдения прав и обязанностей сторон договора аренды.

Предоставляемое арендатору-застройщику право на выбор вида разрешенного использования в данном случае не может быть абсолютным и ограничивается объемом прав и обязанностей, предусмотренных договором аренды.

Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка. Согласно п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены — в соответствии с назначением имущества.

В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора. Арендатор не вправе изменять договор в одностороннем порядке и не может обязать арендодателя изменить вид разрешенного использования арендованного земельного участка по выбору арендатора.

Воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, нежели установленный в договоре, в том числе и посредством изменения вида разрешенного использования земельного участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка. Иное толкование ст. 85 ЗК РФ противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы их.

И если законодатель однозначно решил вопрос в отношении договоров аренды, заключенных по результатам торгов, то по вопросу о возможности внесения изменений в договоры аренды земельных участков, заключенных без проведения торгов, однозначное правовое регулирование отсутствует. Однако необходимо учитывать, что перечень случаев предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов носит закрытый характер, при этом указаны цели такого предоставления и лица, которым предоставляются земельные участки. В связи с этим, представляется, что в договор аренды земельного участка, заключенного без проведения торгов, могут быть внесены изменения в части вида разрешенного использования земельного участка, но только на такой вид, при котором также допускается предоставление земельного участка данному арендатору без проведения торгов. При этом внесение таких изменений — право, а не обязанность уполномоченного органа . Аналогичная позиция о запрете изменения вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного в аренду без проведения торгов, на вид разрешенного использования, в соответствии с которым земельный участок должен предоставляться путем проведения аукциона, нашла отражение и в судебной практике .
———————————
Следует отметить позицию Минэкономразвития России, высказанную в письме от 15 февраля 2010 г. N Д23-490 по аналогичному вопросу: в случае предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта торги не проводятся, т.е. участок предоставляется на максимально выгодных для застройщика условиях. В случае если лицо, которому был предоставлен земельный участок для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, приобретало этот земельный участок с целью дальнейшего его использования для жилищного строительства, то такая сделка является притворной а в соответствии со ст. 170 ГК РФ притворная сделка признается ничтожной.

Реализация предложения по изменению разрешенного использования земельных участков с одного вида — «для строительства» (предоставляемых без торгов) на другой вид — «для жилищного строительства» (предоставляемых на торгах) путем изменения условий договора аренды указанных земельных участков является, по сути, коррупционной схемой, в соответствии с которой застройщики экономят финансовые средства при покупке ими земельных участков или права на заключение договора аренды, а бюджет соответствующего уровня публичной власти эти средства недополучает.

Как отметил Верховный Суд Российской Федерации, «. целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц (конкурентов) и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение уполномоченным органом максимальной цены за объект торгов. Понуждение органа подготовить и заключить дополнительное соглашение к договору аренды влечет нарушение приведенного законодательства и прав и законных интересов Российской Федерации. Следует учитывать, что предоставление находящегося в федеральной собственности земельного участка в аренду для определенной в договоре цели было осуществлено без проведения аукциона, изменение условий такого договора на аренду для жилищного строительства будет прямо противоречить ст. 30.1 (39.6) ЗК РФ. Обращение. с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды, по сути, направлено на обход процедур, установленных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей жилищного строительства, в том числе процедуры аукциона» (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 августа 2015 г. N 18-КГ15-116, от 19 августа 2015 г. N 18-КГ15-117).

Похожие статьи:

  • Пособие по безработицы в испании Сколько платят безработным Безработица в Европе продолжает бить рекорды. При этом, от нее не застрахован ни простой рабочий ни квалифицированный специалист. Многие европейцы спасаются только за счет пособия по безработице. Экономическое издание Challenges решило […]
  • 161 приказ мо рф Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ"О материальной ответственности военнослужащих" С изменениями и дополнениями от: 4 декабря 2006 […]
  • Уральский банк оформить карту Кредитная карта 120 дней без процентов Требования к заемщику Зарабатывайте с каждой покупкой! вернем 1% за любые покупки по карте без ограничений по сумме Выплаты ежемесячно 20 числа месяца, следующего за расчетным. В случае возврата денежных средств за оплаченные […]
  • Купля продажа имущества у физического лица Покупка товара у физического лица На основании п. 1 ст. 161 НК РФ сделки юридических лиц с гражданами должны совершаться в простой письменной форме. Таким образом, при покупке запчастей у физического лица с ним нужно заключить договор купли-продажи. Обычно при […]
  • Штраф пдд 161 Штраф за нарушение ПДД Подборка наиболее важных документов по запросу Штраф за нарушение ПДД (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Штраф за нарушение ПДД Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Штраф за […]
  • Приказ о минимуме в аптеке Приказ Минздравмедпрома РФ от 9 июня 1995 г. N 161 "Об обязательном ассортименте лекарственных средств для аптечных учреждений, обслуживающих амбулаторных больных в Российской Федерации" (утратил силу) Приказ Минздравмедпрома РФ от 9 июня 1995 г. N 161"Об обязательном […]