Экологическая экспертиза понятие виды принципы

Экологическая экспертиза понятие виды принципы

Понятие, значение и принципы экологической экспертизы

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на ОПС и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий.

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

1) презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

2) обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объектов экспертизы;

3) комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;

4) обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

5) достоверность и полнота информации, представляемой на экспертизу;

6) независимость экспертов экологической экспертизы;

7) научная обоснованность , объективность и законность заключений экологической экспертизы;

8) гласность, участие общественных объединений, учет общественного мнения;

9) ответственность участников экологической экспертизы за организацию, проведение и качество экологической экспертизы.

Закон устанавливает ответственность за нарушения законодательства об экологической экспертизе определенных субъектов и перечень правонарушений, который не является исчерпывающим, т.е. могут быть установлены и иные виды нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе. Лица, виновные в совершении нарушений, привлекаются к уголовной, административной, материальной и гражданско-правовой ответственности. К субъектам нарушений законодательства об экологической экспертизе относятся:

— заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованные лица (непредставление документации на экологическую экспертизу);

— руководители федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов в области экологической экспертизы (нарушение порядка проведения государственной экологической экспертизы);

— руководители экспертной комиссии экологической экспертизы и эксперты экологической экспертизы (нарушение требований законодательства, стандартов и иных нормативно-технических документов);

— должностные лица государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местного самоуправления (фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологической экспертизы);

— банковские организации, их должностные лица, иные юридические лица, граждане (финансирование и кредитование реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы).

Правонарушениями заказчика и заинтересованных лиц теперь считаются фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения; принуждение эксперта к подготовке заведомо ложного заключения; создание препятствий к проведению экологической экспертизы; непредставление государственным органам экспертизы и общественным объединениям, организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных; осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Нарушениями руководителей государственных органов экспертизы и экспертных комиссий признаются: необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления, общественных объединений, граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной экспертируемой деятельности; нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком средств на проведение государственной экологической экспертизы.

Руководители и члены экспертной комиссии отвечают за фальсификацию заключения экспертизы, за сокрытие сведений о своей заинтересованности в результатах экспертизы; так, экспертом не могут быть представитель заказчика или разработчика, гражданин, состоящий в трудовых или договорных отношениях с ними, представитель юридического лица, состоящего с заказчиком или разработчиком объекта экологической экспертизы в договорных отношениях.

Нарушением законодательства со стороны должностных лиц считаются: выдача разрешений на специальное природопользование или на иную деятельность без положительного заключения государственной экологической экспертизы; организация или проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными объединениями; прямое или косвенное вмешательство в работу государственных органов экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов в целях оказания воздействия на ход и результаты проведения экологической государственной и общественной экспертизы; незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.

В соответствии с законодательством в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза (ФЗ «Об экологической экспертизе»).

Государственная экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в порядке, установленном Федеральным законом и нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ. Государственная экспертиза проводится на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Законом определен обширный перечень наиболее важных объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду. К таким объектам относятся:

— проекты правовых актов нормативного и ненормативного характера;

— материалы, подлежащие утверждению федеральными органами исполнительной власти;

— технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств, материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности;

— проекты международных договоров;

— документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства;

— иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду.

К объектам государственной экологической экспертизы регионального уровня относятся аналогичные виды проектов, материалов и документации, имеющих региональное значение и не относящихся к компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Глава 9. Понятие, принципы и цели экологической экспертизы

Одним из решающих факторов обеспечения охраны окружающей среды является экологическая экспертиза, проводимая в стране более десяти лет. «Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определения допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы». Ее цель – предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду. Регулирование этих отношений осуществляется Федеральным законом ״Об экологической экспертизе״ от 23 ноября 1995 г.

Государственная экологическая экспертиза представляет собой систему государственных природоохранных мероприятий, направленных на проверку соответствия проектов, планов и мероприятий в области народного хозяйства и природных ресурсов требованиям защиты окружающей среды от вредных воздействий.

Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид экологического контроля, она имеет чисто предупредительное значение, ибо, как правило, совершается до начала эколого-правовых предписаний.

Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.

Цель экологической экспертизы – обеспечить предупреждение вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества, задача – оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека.

Принципы экологической экспертизы закреплены в Законе РФ «Об экологической экспертизе», хотя и сформулированы применительно к основному виду экологической экспертизы – государственной экспертизе, но, за незначительным исключением, они могут быть использованы и в иной эколого-экспертной деятельности.

«Экологическая экспертиза основывается на принципах:

— Презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

— Обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

— Комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

— Обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертиза;

— Достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

— Независимости экспертизов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

— Научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

— Гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

— Ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы».

Принцип обязательности в государственной экологической экспертизе имеет два значения: во-первых, как обязательность ее проведения в отношении тех проектов, программ,

Сооружений, материалов и т.д., которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека. Закон предусматривает открытие финансирование и осуществление самих работ по всем проектам и программам только после положительного заключения государственной экологической экспертизы; во-вторых, как обязательность выполнения тех выводов, которые содержатся в заключении экспертизы.

Читайте так же:  Приложение 2 пункт 1 приказ 302н

Принцип научной обоснованности означает, что все выводы экологической экспертизы должны быть научно аргументированы, базироваться на принципах охраны окружающей природной среды и, прежде всего, на научно обоснованном сочетании экологических и экономических интересов, обеспечивающем приоритет охраны жизни и здоровья человека, реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.

Разумеется, как и все общественные отношения, эколого-экспертный процесс должен развиваться на твердой законодательной основе, т.е. необходимо наличие правовых норм, регулирующих порядок назначение и проведения экологической экспертизы: это Закон РФ об охране окружающей природной среды, Положение о государственной экологической экспертизе, утверждаемое Правительством РФ, ведомственные инструкции Минприроды России, имеющие обязательное значение для всех министерств и ведомств. На основе этих норм разрабатывается Закон РФ об экологической экспертизе.

Независимость и вневедомственность экологической экспертизы призваны обеспечивать свободу волеизъявления эколого-экспертной комиссии. Она должна руководствоваться только фактам, научными принципами их обоснования и действующими законами. Экологическая экспертиза (надведомственная, ведомственная, общественная, научная и т.п.) во всех случаях должна отстаивать принципы охраны окружающей среды, нормативы качества окружающей природной среды, а не интересы, позиции отдельного ведомства, даже если проводится ведомственная экологическая экспертиза.

Широкая гласность в существовании и функционировании объекта или предполагаемом его появлении, назначении по данному поводу государственной экологической экспертизы вытекает из обязанности государственных органов охраны окружающей природной среды об обеспечении населения необходимой и своевременной экологической информацией.

Гласность экологической информации тесно связана с привлечением общественности к участию, в проведении экологической экспертизы. Формы такого участия многообразны: рассмотрение предложений граждан и общественных объединений о проведении экологической экспертизы экологически вредного объекта; включение представителей общественности в состав экспертных комиссий, ознакомление населения, общественных объединений с результатами экологической экспертизы, проведение референдумов и

Токсикологическая характеристика технологических процессов требует обоснования рекомендаций по такому изменению производства, чтобы уменьшить количество вредных полупродуктов или побочных соединений или исключить их, и медико-технических требований к планированию производственных помещений, аппаратуре, санитарно-техническому оборудованию, в том числе очистному или рассеивающему, и в случае необходимости — к индивидуальным средствам защиты. В основе этого лежит установление предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в различных средах. В воздушной среде:

• ПДКр.зпредельно допустимая концентрация вещества в воздухе рабочей зоны, мг/м 3 . Эта концентрация при ежедневной (кроме выходных дней) работе в пределах 8 ч или другой продолжительности, но не более 41 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должна вызывать в состоянии здоровья настоящего и последующего поколений заболеваний или отклонений, обнаруживаемых современными методами исследования в процессе работы. Рабочей зоной считается пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которой находятся места постоянного или временного пребывания работающих;

• ПДК.м.р.предельно допустимая максимальная разовая концентрация вещества в воздухе населенных мест, мг/м 3 . Эта концентрация при вдыхании в течение 20 мин не должна вызывать рефлекторных (в том числе субсенсорных) реакций в организме человека;

• ПДК.с..спредельно допустимая среднесуточная концентрация токсичного вещества в воздухе населенных мест, мг/м 3 . Эта концентрация не должна оказывать на человека прямого или косвенного вредного воздействия при неограниченно продолжительном вдыхании.

• ПДКвпредельно допустимая концентрация вещества в воде водоема хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, мг/л. Эта концентрация не должна оказывать прямого или косвенного влияния на органы человека в течение всей его жизни, а также на здоровье последующих поколений не должна ухудшать гигиенические условия водопользования;

• ПДКв.р.предельно допустимая концентрация вещества в воде водоема, используемого для рыбохозяйственных целей, мг/л;

• Интегральные показатели для воды:

БПК — биологическая потребность в кислороде — количество кислорода, использованного при биохимических процессах окисления органических веществ (исключая процессы нитрификации) за определенное время инкубации пробы (2, 5, 20, 120 суток), мг О2/л воды (БПКП — за 20 суток, БПКз — за 5 суток);

ХПК — химическая потребность в кислороде, определенная бихроматным методом, т.е. количество кислорода, эквивалентное количеству расходуемого окислителя, необходимого для окисления всех восстановителей, содержащихся в воде, мг О2/л воды.

По отношению БПКП/ХПК судят об эффективности биохимического окисления веществ.

• ПДКп.предельно допустимая концентрация вещества в пахотном слое почвы, мг/кг. Эта концентрация не должна вызывать прямого и косвенного отрицательного влияния на здоровье человека, а также на самоочищающую способность почвы;

• ПДКпр (ДОК) — предельно допустимая концентрация (допустимое остаточное количество) вещества в продуктах питания, мг/кг.

Если величина ПДК в различных средах не установлена, действует временный гигиенический норматив ВДК (ОБУВ) — временно допустимая концентрация (ориентировочно безопасный уровень воздействия) вещества. Временный норматив устанавливается на определенный срок (2-3 года).

Различные вещества могут оказывать сходное неблагоприятное воздействие на организм. Например, существует эффект суммации для диоксида азота и формальдегида, фенола и ацетона, этанола и целой группы органических веществ. Для токсичных веществ безопасная концентрация определяется соотношением С/ПДК<1, где С — фактическая концентрация вещества в среде.

Допустим, что в воздухе концентрация фенола Сф=0,345 мг/л, ацетона Сац=0,009 мг/л, а ПДКф=0,35 мг/л, ПДКац=0,01 мг/л. Таким образом, для каждого из веществ указанное соотношение меньше 1:др.

1. Что такое экологическая экспертиза?

2. Каковы принципы и цели экологической экспертизы?

3. Какие существуют виды, экологической экспертизы?

4. Что является нормативно – правовой базой экологической экспертизы?

5. Дайте определение государственной экологической экспертизы?

1. Что такое государственная экологическая экспертиза?

а) система государственных природоохранных мероприятий;

б) система природоохранных мероприятий в области народного хозяйства;

в) система государственных природоохранных мероприятий, направленных на проверку соответствии проектов, планов и мероприятий в области народного хозяйства и природных ресурсов требованиям защиты окружающей среды от вредных воздействий.

2. Что является базовым критерием при экологической экспертизе состояния объектов окружающей среды?

а) индекс загрязнения;

б) фоновая концентрация;

в) предельно допустимая концентрация вредного вещества в различных средах.

3. Что такое предельно допустимая концентрация вещества в пахотном слое почвы?

а) содержание вещества в почве, оказывающее на нее негативное воздействие;

б) концентрация вещества не оказывающая прямого отрицательного влияния на здоровье человека?

в) концентрация вещества в пахотном слое почвы, не оказывающая прямого и косвенного отрицательного влияния на здоровье человека и на самоочищающую способность почвы.

4. Какие показатели являются интегральными для воды?

а) предельно допустимая концентрация вещества в воздухе рабочей зоны;

б) предельно допустимая максимальная разовая концентрация вещества в воздухе населенных мест;

в) предельно допустимая среднесуточная концентрация в воздухе населенных мест.

4.1. Экологическая экспертиза: понятие, принципы, объекты, виды, порядок назначения и проведения

Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом «Об экологической экспертизе». Ее сущность заключается в предварительной проверке соответствия хозяйственной деятельности экологическим требованиям, а ее цель — в предупреждении вредных последствий этой деятельности.

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Читайте так же:  Как оформить развод после суда

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: 1)

проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации; 2)

проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов; 3)

проекты соглашений о разделе продукции; 4)

материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции федеральных органов исполнительной власти; 5)

проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду; 6)

материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации; 7)

объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»; 7.1)

проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

(пп. 7.1 введен Федеральным законом от 16.05.2008 N 75-ФЗ) 8)

объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются: 1)

проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 2)

проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов; 3)

материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 4)

материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения; 4.1)

проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

(пп. 4.1 введен Федеральным законом от 16.05.2008 N 75-ФЗ) 5)

объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается по общим правилам не позднее чем через один месяц.

Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ с учетом объема представленных на экспертизу материалов, природных особенностей территории и экологической ситуации в районе намечаемой деятельности и особенностей воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и составляет: —

для простых объектов государственной экологической экспертизы — до 30 дней; —

для объектов государственной экологической экспертизы средней сложности — до 60 дней; —

для сложных объектов государственной экологической экспертизы — от 60 до 120 дней.

При этом он не должен превышать по общим правилам шесть месяцев.

Приказом Ростехнадзора N 619, МПР РФ N 235 от 10.09.2007 г. утвержден Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования исполнения государственной функции по организации и проведению государственной экологической

экспертизы , который начал действовать с 22.08.2008 г.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.

В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Назначение руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, формирование экспертной комиссии государственной экологической экспертизы при участии ее руководителя и утверждение ее персонального состава осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях.

Эксперт государственной экологической экспертизы при проведении государственной экологической экспертизы имеет право:

заявлять федеральному органу государственной власти в области экологической экспертизы или органам государственной власти субъектов Российской Федерации о 32

См.: Приказ Ростехнадзора N 619, МПР РФ N 235 от 10.09.2007 г.

исполнительной власти», N 32, 11.08.2008 необходимости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы;

формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.

Эксперт государственной экологической экспертизы обязан:

осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативно-техническим документам и предоставлять заключения по таким материалам;

соблюдать требования законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе;

соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления государственной экологической экспертизы;

Читайте так же:  Кредит под залог пенсии

обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;

участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологической экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;

обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.

Алгоритм действий при проведении государственной экологической экспертизы можно представить следующим образом:

I Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.

Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным. А согласно административному регламенту существует и третий вариант — ГЭЭ может завершиться без результата. Такое может произойти в случае, если заключение экспертной комиссии не подписано квалифицированным большинством голосов ее списочного состава даже после продления срока проведения государственной экологической экспертизы. При таком исходе все заключения и особые мнения экспертов принимаются к сведению. Создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвовавших в предыдущей экспертизе и отвечающих всем требованиям, предъявляемым к экспертам.

Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы:

о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;

о допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду;

о возможности реализации объекта экспертизы.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:

доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды;

реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов:

а) о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией;

б) о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.

Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы. Несоблюдение требования обязательного проведения государственной экологической экспертизы проекта международного договора является основанием для признания его недействительным.

Заключения государственной экологической экспертизы по проектам нормативных правовых актов Российской Федерации рассматриваются принимающими эти акты органами государственной власти.

Заключение государственной экологической экспертизы направляется заказчику. Для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется территориальным органам федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды (в случае проведения государственной экологической экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления и в случаях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, — кредитным организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной экологической экспертизы.

В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, подлежащих обязательной государственной экспертизе, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. Она осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Оно учитывается при проведении государственной экологической экспертизы в случае, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.

Вопросы и задания для самопроверки: 1.

Что означают понятия экологический контроль, экологическая экспертиза, экологический мониторинг и оценка воздействия на окружающую среду? На каком этапе хозяйственной деятельности они проводятся? 2.

Охарактеризуйте систему экологического контроля. Входит ли в эту систему экологический мониторинг? 3.

Перечислите виды экологического контроля. 4.

Каким образом и какими нормативными правовыми актами определяется проведение оценки воздействия на окружающую среду? 5.

Что понимается под государственной экологической экспертизой? Охарактеризуйте регламент ее проведения? 6.

Какова роль общественной экологической экспертизы? 7.

Самостоятельно рассмотрите деятельность органов местного самоуправления при проведении экологического контроля.

Похожие статьи:

  • Как начисляется пособие по уходу за ребенком до 1 5 лет Особенности выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Рассмотрим выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет: кто вправе рассчитывать на него, от чего зависит размер назначения, как правильно оформлять и каким образом получать пособие официально […]
  • Размер пособия при постановке на учет в ранние сроки 2019 Единовременное пособие женщине при постановке на учет на ранних сроках беременности в 2019 году При постановке на учет на ранних сроках беременности работнице положено одноименное пособие. В статье рассмотрим порядок выплаты пособия бухгалтерией в 2019 году. Журнал […]
  • Уголовный кодекс статья 152 часть 1 Уголовный кодекс РФ c комментариями Комментарий к статье 152 1. В УК впервые установлена ответственность за торговлю несовершеннолетними. Ранее в Уголовных кодексах РСФСР и в российском дореволюционном уголовном законодательстве такой нормы не было. Введение уголовной […]
  • Полномочия участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения Полномочия участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения В группу, представляющую сторону обвинения, входят государственные органы и должностные лица, осуществляющие от имени государства уголовное преследование по делам частно-публичного и публичного […]
  • Компенсация за санаторное лечение ребенка Перечень наиболее часто встречающихся вопросов, касающихся реализации Федерального закона от 22.08.2004 г. 122-ФЗ 1. С какого времени можно воспользоваться правом на получение путевки на санаторно-курортное лечение? Ответ: С момента вступления в силу Федерального […]
  • Мировой суд города владикавказа Мировой суд города владикавказа Напоминаем, что в соответствии с Рекомендациями Кабинета министров Совета Европы от 14 мая 1981 года № R (81) 7 и от 11 сентября 1995 года № R (95) 12, суды не вправе давать юридические советы и консультации по существу дела, чтобы не […]