Изменения в закон 273 фз об образовании

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Краткий обзор последних изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

В августе 2018 года был подписан ряд федеральных законов, которыми внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Изменения направлены на совершенствование целевого обучения, улучшения организации бесплатной перевозки обучающихся, а также обеспечения прав граждан Российской Федерации на добровольное изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, входящих в состав Российской Федерации.

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 329-ФЗ внесены изменения в статью 40 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Указанные изменения были подготовлены и приняты в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2017 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования городской округ город Сибай Республики Башкортостан» (далее — Постановление Конституционного Суда).

Постановлением Конституционного Суда было установлено, что часть 2 статьи 40 Федерального закона не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 130 (часть 1) и 133 в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она возлагает на муниципальный район или городской округ — учредителя образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы, в которой обучаются лица, проживающие в другом муниципальном районе или городском округе, организацию их бесплатной перевозки до образовательной организации и обратно за счет средств своего бюджета — без предоставления ему средств из бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы или без компенсации соответствующих расходов из бюджета муниципального района или городского округа, в котором проживают обучающиеся, — если необходимость их зачисления в данную образовательную организацию обусловлена тем, что на территории муниципального района или городского округа, где проживают эти лица, возможность осуществления ими конституционного права на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования с точки зрения обеспечения территориальной доступности образовательных организаций существенно затруднена или не может быть обеспечена.

В связи с этим обязанность организации бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, была возложена на муниципальный район или городской округ, на территории которого существенно затруднена или не может быть обеспечена территориальная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 337-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения» предусматривает внесение изменений в Федеральный закон, направленных на совершенствование механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и установление особенностей приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования.

Статья 56 Федерального закона теперь излагается в новой редакции, посвященной исключительно целевому обучению. Понятие целевого приема трансформируется в понятие приема на целевое обучение и определяется как особенность приема на обучение по образовательным программам высшего образования. С учетом этого Федеральный закон дополнен новой статьей 71.1, устанавливающей положения по приему на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Перечень заказчиков целевого обучения расширен за счёт категории индивидуальных предпринимателей.

В число существенных условий договора о целевом обучении включено обязательство гражданина по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении, что призвано обеспечить защиту интересов работодателя в случае отчисления гражданина из образовательной организации ранее завершения срока освоения основной образовательной программы.

Также введена новая норма об установлении в договоре о целевом обучении срока осуществления трудовой деятельности в организации, определенной указанным договором, но не менее 3 лет, и срока трудоустройства в эту организацию.

При определении размера штрафных санкций за неисполнение условий договора о целевом обучении новая редакция Федерального закона ограничивается возмещением заказчику целевого обучения в полном объеме расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, не взимая двукратного штрафа, как это было в ранее действующей редакции. Соответствующая мера призвана повысить привлекательность механизма целевого обучения со стороны граждан.

При этом ответственность заказчика целевого обучения за нетрудоустройство гражданина устанавливается не как в предыдущей редакции Федерального закона — двукратно размеру мер социальной поддержки, а уже в сумме, равной трехкратной величине среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации, на территории которого должен был быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении. Такой расчет компенсации является более целесообразным, учитывая большую вариативность мер социальной поддержки и возникновение ответственности именно в отношении вопросов трудоустройства.

Новой статьей 71.1 устанавливается, что граждане, которые заключили договор целевого обучения, имеют право на прием на целевое обучение при условии, что указанный договор заключен с заказчиком, который относится к определенным категориям. Перечень указанных категорий дополняется по сравнению с перечнем, установленным Федеральным законом, такими категориями, как:

организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса;

акционерные общества, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;

дочерние хозяйственные общества государственных компаний, хозяйственных обществ, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, акционерных обществ, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;

организации, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.

Прием на целевое обучение осуществляется по специальностям, направлениям подготовки, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, и в пределах квоты, которая устанавливается с учетом потребностей экономики Российской Федерации в квалифицированных кадрах.

Правительство Российской Федерации также наделяется правом устанавливать указанную квоту по конкретным специальностям, направлениям подготовки высшего образования с указанием перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

Учитывая установленное частью 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации право гражданина на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования, законодательные изменения направлены на закрепление возможности приема в рамках установленной квоты только по тем специальностям и направлениям подготовки, которые реально востребованы экономикой субъектов Российской Федерации и где имеющийся дефицит кадров не может быть восполнен рынком труда самостоятельно.

К ответственности, возникающей в случае неисполнения обязательств в рамках договора целевого обучения, при использовании механизма приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджета дополнительно предусматривается штраф в размере расходов на обучение гражданина соответствующего бюджета, за счет средств которых обучается гражданин, в случае соответствующего неисполнения обязательств гражданином или заказчиком целевого обучения. Штраф направляется на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования.

Таким образом, новые меры устанавливают ответственность субъектов целевого обучения не только друг перед другом, но и перед соответствующим бюджетом, средства которого израсходованы на обучение гражданина.

Рассматриваемые изменения вступают в силу с 1 января 2019 года и не будут распространяться на правоотношения, возникшие из договоров о целевом приеме и договоров о целевом обучении, заключенных до 1 января 2019 года.

3 августа 2018 года был подписан ещё один федеральный закон № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Указанный закон направлен на урегулирование вопросов обеспечения прав граждан Российской Федерации на добровольное изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации.

Изменения направлены на установление законодательной позиции, которая заключается в том, что преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации осуществляется на добровольной основе не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации, а право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации реализуется в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, с учетом потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). Кроме того, учет мнения обучающихся и их родителей (законных представителей) при выборе языка обучения и воспитания, изучаемого родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик Российской Федерации должен осуществляться на основании письменных заявлений родителей (законных представителей).

Читайте так же:  Взятки при поступлении в детский сад

Рассматриваемые изменения призваны сохранить баланс реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения, возможности изучения государственных языков республик, предусмотренного законодательством Российской Федерации, и избежать неоднозначной трактовки положений законодательства в правоприменительной практике.

Автор: Селиверстова Ольга Игоревна, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства.

Закон РФ «Об образовании» (273-ФЗ) 2019

Закон об образовании в последней действующей редакции от 1 января 2019 года.

Сравнить, что изменилось в текущей редакции по сравнению с предыдущей

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон об образовании не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» регулирует правовой статус всех образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют обучение. Основная цель Федерального закона «Об образовании» – реализация конституционного права граждан Российской Федерации на образование и защита интересов личности, общества и государства в сфере образования. Настоящий закон устанавливает права, обязанности и меры социального обеспечения педагогов, обучающихся и их родителей.

Федеральный закон «Об образовании» определяет механизмы и принципы получения гражданами доступного, бесплатного и качественного образования и порядок приёма в образовательные учреждения. Федеральный закон «Об образовании» устанавливает уровни общего образования (дошкольное, начальное, среднее, профессиональное, высшее) и регулирует порядок получения профессионального и дополнительного образования.

Федеральный закон «Об образовании» определяет полномочия органов государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления, порядок государственного надзора в области образования. Настоящим Федеральным законом впервые определены на государственном уровне особенности обучения граждан с выдающимися способностями, иностранцев, лиц без гражданства и получение образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 317-Ф3 «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 25 июля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 28 июля 2018 года

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2015, N 18, ст. 2625) следующие изменения:

1) статью 11 дополнить частью 5 1 следующего содержания:

«5 1 . Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.»;

а) часть 4 после слов «изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации» дополнить словами «, в том числе русского языка как родного языка,»;

б) часть 6 дополнить предложением следующего содержания: «Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования.».

Изменения в правовом статусе общеобразовательной организации в условиях вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

С 1 сентября 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), который вносит существенные изменения в организацию системы образования, а также затрагивает систему общего образования.

Начнем с того, что изменяется само понятие общего образования. Ранее в данную систему входило только «школьное» образование трех ступеней, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ «Об образовании») общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Теперь же в эту систему включено и дошкольное образование. Согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. В продолжение этого глава 7 Федерального закона № 273-ФЗ включает в себя как статьи, посвященные дошкольному образованию, так и статьи о «школьном» образовании.

Также существенно упорядочится типология образовательных организаций. Применительно к сфере общего образования п. 4 ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает только два типа:

дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

Старый Закон РФ «Об образовании» предусматривал существование еще двух типов образовательных организаций: специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, и учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). По поводу первой группы образовательных организаций Федеральный закон № 273-ФЗ в п. 1 ч. 5 ст. 108 содержит однозначное указание специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации.

Несколько сложнее дело обстоит с организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Ранее Закон РФ «Об образовании» относил их к образовательным учреждениям. Федеральный закон № 273-ФЗ в ч. 1 ст. 31 организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относит к организациям, осуществляющим обучение. Иными словами образовательными организациями данные организации не являются.

Организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью (для организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это содержание и социальное обслуживание детей) образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ), в отличие от образовательной организации, для которой образовательная деятельность является основным видом деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 31 Федерального закона № 273-ФЗ организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения.

Если образовательная организация для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимается образовательной деятельностью, то такая деятельность подлежит лицензированию (ч. 1 и 2 ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ). Если данная организация реализует основные общеобразовательные программы, то также необходимо также пройти процедуру государственной аккредитации (ч. 1 ст. 92 Федерального закона № 273-ФЗ).

Несмотря на то, что рассматриваемые организации не являются образовательными, согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 273-ФЗ на них, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ устанавливает требование о том, что наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Поскольку по сравнению с ранее действовавшими нормами название типа с учетом организационно-правовой формы учреждения не изменилось, то вносить соответствующие изменения в названия всех общеобразовательных учреждений не нужно. Вместе с тем, если в названии указание на вид образовательной организации находится «за кавычками», то это указание необходимо либо убрать, либо поместить «в кавычки». Например, если образовательная организация называется: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Н-ска лицей «Школа знаний», то после вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ данная образовательная организация должна называться либо: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Н-ска «Школа знаний», либо: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Н-ска «Лицей «Школа знаний».

Читайте так же:  Сбербанк заявление о расторжении договора приложение 8

Ч. 5 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает, что наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года.

Следует отметить, что требования выше касаются всех образовательных организаций сферы общего образования независимо от типа собственности: государственных, муниципальных и частных. Таким образом, название с указанием организационно-правовой формы может выглядеть, например, так: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Н-ска «Лицей «Школа знаний», где «муниципальное г. Н-ска» — указание на учредителя (собственника имущества) учреждения; «учреждение» — указание на организационно-правовую форму; «бюджетное» — указание на тип государственного (муниципального) учреждения; «общеобразовательное» — указание на тип образовательной организации; «Лицей «Школа знаний» — наименование, указывающее на особенности осуществляемой образовательной деятельности.

Каких-либо ограничений по видам организационно-правовых форм для общеобразовательных организаций Федеральным законом № 273-ФЗ не установлено, единственным требованием является то, что согласно ч. 1 ст. 22 данного Федерального закона образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Однако, следует отметить, что ряд ограничений по выбору организационно-правовых форм предусмотрен иными законодательными актами. Так, ч. 4. ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает за муниципальными образованиями право создавать из возможного перечня некоммерческих организаций лишь муниципальные учреждения.

Кроме этого, значительно изменились цели государственной аккредитации образовательных организаций. Если ранее целями государственной аккредитации являлись подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и, как правило, установление его государственного статуса, то теперь в рамках государственной аккредитации образовательных организаций установление государственного статуса, то есть отнесения к соответствующему типу и виду, проводиться не будет.

Теперь любая образовательная организация может, по сути, за исключением указанных выше ограничений, связанных с обязательным указанием в названии типа и организационно-правовой формы, именоваться так, как сочтет нужным ее учредитель: школа с углубленным изучением отдельных предметов, гимназия и лицей или выбрать более экзотическое наименование.

Также теперь на все образовательные организации общего образования распространяется общий порядок реорганизации и ликвидации, установленный для всех образовательных организаций. Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании. Общие правила установлены ст. 57 — 60 Гражданского кодекса РФ для реорганизации и ст. 61– 65 Гражданского кодекса РФ — для ликвидации.

Существенно изменился также порядок реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении. Согласно ч. 12 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ принятие решения об этом не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения. Закона РФ «Об образовании» в ч. 5 ст. 34 говорит о том, что ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением. При этом в данном Законе РФ «Об образовании» ничего не говорится о необходимости получать согласие или учитывать мнение схода для реорганизации.

Существенной особенностью, установленной законодательством об образовании, является то, что принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта РФ, или муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.

По сравнению с Законом РФ «Об образовании» в Федеральном законе № 273-ФЗ требования к обязательной информации, подлежащей отражении в уставе образовательной организации, существенно изменились в меньшую сторону. Ч. 2 ст. 25 содержит следующие требования: в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством РФ, следующая информация:

тип образовательной организации;

учредитель или учредители образовательной организации;

виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

В дополнение к данному перечню п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает, что в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться:

наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму,

место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью,

предмет и цели деятельности,

сведения о филиалах и представительствах,

права и обязанности членов (в рассматриваемом случае – учредителя или учредителей),

источники формирования имущества некоммерческой организации,

порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации,

порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации.

Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать:

указание на тип учреждения,

сведения о собственнике его имущества,

исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано,

указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.

Существуют и иные требования к содержанию устава образовательной организации в зависимости от ее организационно-правовой формы или типа учреждения. Так, например, в уставе бюджетного учреждения должен быть зафиксирован размер сделки, которая относится к крупным, или порядок его определения и другие сведения.

Ранее ст. 13 Закона РФ «Об образовании» были установлены достаточно широкие требования к уставам образовательных организаций. В результате их соблюдения уставы образовательных организации приобретали поистине колоссальные размеры. Кроме этого, согласно п. 3 данной статьи при необходимости регламентации данных сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежали регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.

Вместе с тем, сокращение требований к содержанию устава не означает, что заинтересованные лица не смогут получить необходимую им информацию, поскольку устав не является единственным источником информации об образовательной организации.

Значительная часть информации, которая ранее должна была содержаться в уставах образовательных организаций, может переместиться в иные локальные нормативные акты. Так, согласно, ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися.

Однако сокращение обязательной информации, включаемой в устав, не влечет за собой обязательное сокращение текстов уставов образовательных организаций и непременное исключение из них имеющихся частей, посвященных регламентации образовательного процесса. Все эти нормы могут сохраниться в уставе, законодательством не устанавливается какие-либо ограничения на включение в устав тех или иных норм, регламентирующих деятельность юридического лица. При этом, конечно, содержание устава в этой части должно соответствовать изменившемуся законодательству об образовании. На практике все-таки рекомендуется урегулировать вопросы регламентации образовательного процесса, как достаточно часто изменяющейся части устава, на уровне локальных нормативных актов, чтобы избежать необходимости регулярного внесения изменений в устав.

Существенно изменились требования и к принятию устава образовательной организации. Ранее в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона РФ «Об образовании» устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством РФ, разрабатывался и принимается образовательным учреждением и утверждался его учредителем, то есть требовалось предварительное принятие устава высшим коллегиальным органом образовательной организации. На практике в ряде случаев это приводило к значительному затягиванию принятий изменений в устав, поскольку не редки были случаи, когда учредитель не соглашался с принятыми изменениями, а высший коллегиальный орган не соглашался с предлагаемыми учредителем редакциями. Кроме этого, на законодательном уровне неурегулированной оставалась ситуация с созданием новой образовательной организации, когда органы управления еще не сформированы, а организация может начать свое существование как юридическое лицо только после регистрации устава в уполномоченных органах.

Новый Федеральный закон № 273-ФЗ (ч. 1 ст. 25) говорит, что образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством РФ.

Читайте так же:  Федеральный закон 402-фз от 22112011

Общие правила по утверждению устава юридического лица содержатся в п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса РФ, согласно которому устав утверждается его учредителями (участниками). Термин «участник» характерен для коммерческих организаций: хозяйственных товариществ и обществ. Поскольку согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций, то единственным субъектом, который может утверждать устав общеобразовательной организации является учредитель для государственных и муниципальных организаций и учредитель или учредители для частных образовательных организаций общего образования. Так как Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает иного, то никакого предварительного принятия устава или изменений в него со стороны каких бы то ни было органов образовательной организации теперь не требуется.

Не содержится каких-либо исключений и для автономных учреждений. Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» учредительным документом автономного учреждения является устав, утверждаемый его учредителем.

Однако ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлены некоторые особенности утверждения устава бюджетных и казенных учреждений. Данная норма предусматривает, что утверждение устава бюджетного или казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном:

1) Правительством РФ — в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;

3) местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Таким образом, указанными актами могут быть установлены некоторые особенности утверждения устава учреждений данных типов.

Например, согласно п. 4 Порядка утверждения уставов государственных образовательных учреждений Республики Бурятия, утвержденному постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 июня 2005 г. № 201 предусматривается, что «Проект Устава, а также вносимые изменения в Устав представляются в орган по управлению государственным имуществом. Орган по управлению государственным имуществом согласовывает проект Устава, а также вносимые изменения в Устав в срок не более 10 дней со дня представления проекта Устава, а также вносимых изменений в Устав. На титульном листе Устава или вносимых изменений в Устав указываются реквизиты правового акта органа по управлению государственным имуществом, заверенные гербовой печатью органа по управлению государственным имуществом».

Студентов-бюджетников могут обязать работать по распределению после окончания обучения

С указанной инициативой выступил депутат Госдумы Сергей Вострецов. Разработанным им законопроектом планируется ввести правило, согласно которому студент-бюджетник после завершения обучения обязан проработать по своему образованию и квалификации в государственном учреждении:

  • не менее четырех лет, если обучение проходило по программам бакалавриата;
  • не менее 5 лет, если обучение проходило по программам специалитета;
  • не менее 6 лет, если обучение проходило по программам магистратуры 1 .

Поясняется, что речь идет об отработке в федеральном госоргане, органе государственной власти субъекта Федерации, органе местного самоуправления, государственном (муниципальном) учреждении, унитарном предприятии, госкорпорации, госкомпании или хозяйственном обществе, в уставном капитале которого присутствует не менее 50% доли государства, субъекта Федерации или муниципального образования.

Согласно документу, студенту, обучавшемуся за счет средств федерального бюджета и не отработавшему установленный срок в государственном учреждении, придется возмещать в полном объеме расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки и затрат на обучение.

За счет средств федерального бюджета предполагается осуществлять финансовое обеспечение обучения студентов в возрасте от 17 до 30 лет, проживающих в России по образовательным программам высшего образования из расчета государственной потребности по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий. При этом государственная потребность будет формироваться Минобрнауки России с учетом потребности субъектов Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу с учетом гарантированного трудоустройства граждан обученных за счет средств федерального бюджета. Планируется, что заявители от субъектов Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей, направившие заявки в Минобрнауки России о потребности в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, будут обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства студентов-бюджетников, обученных по таким заявкам.

В этиц целях предполагается дополнить ст. 54 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – закон об образовании) новыми ч. 11-12 и внести изменения в ч. 2 ст. 100.

Отметим, что в настоящий момент за счет средств федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения по образовательным программам высшего образования из расчета не менее чем 800 студентов на каждые 10 тыс. человек в возрасте от 17 до 30 лет, проживающих в стране (ч. 2 ст. 100 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Кроме того, бесплатное обучение может производиться в рамках целевого приема, по договору о котором студент бесплатно обучается за счет организации по необходимой юрлицу специальности, а затем обязан устроиться в нее на работу. При не выполнении указанного условия гражданину придется по общему правилу возместить в полном объеме госоргану или организации расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов (ч. 4-7 ст. 56 закона об образовании).

Об изучении родных языков в школах – поправки в закон об образовании в РФ

Федеральным законом от 3 августа 2018 года №317-ФЗ в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым «свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик РФ осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования».

Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Таким образом, Закон об образовании с принятыми изменениями обеспечивает получение школьного образования на родных языках народов РФ и государственных языках республик РФ, в том числе и русского языка как родного, путем свободного выбора на основании заявления родителей школьников, и дети не обязаны изучать в качестве родного тот язык, который для них не является родным».

Источник:

Добавить комментарий Отменить ответ

Свежие комментарии

  • eduinspector к записи Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой
  • eduinspector к записи Защищаем права ребенка в школе
  • eduinspector к записи Аттестация педработников – новый порядок
  • Елена к записи Аттестация педработников – новый порядок
  • eduinspector к записи Защищаем права ребенка в школе

Сайт использует файлы Cookie. Ознакомьтесь с Политикой конфиденциальности, что бы узнать подробности.

Если Вы не хотите, что бы файлы Cookie были использованы отключите их в своём веб-браузере.

Похожие статьи:

  • Приказ минтранса 198 Приказ Министерства транспорта РФ от 29 мая 2017 г. № 198 “Об утверждении Положения об оплате труда работников федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации, по видам экономической деятельности” (не вступил в […]
  • Приказ моз no 419 Приказ моз no 419 З метою забезпечення реалізації підпункту 4 пункту 2 постанови Кабінету Міністрів України від 25 квітня 2012 року № 340 "Про реалізацію пілотного проекту щодо запровадження державного регулювання цін на лікарські засоби для лікування осіб з […]
  • Приказ 448 от 22081996 Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 448 “О внесении изменения в приложение № 2 к приказу МВД России от 18 мая 2012 г. № 521 “О квалификационных требованиях к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел […]
  • О бухгалтерском учете федеральный закон рф Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ"О бухгалтерском учете" С изменениями и дополнениями от: 28 июня, 2, 23 июля, 2 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 4 […]
  • Единовременное пособие на 2 ребенка в москве Выплаты при рождении второго ребенка в 2018 году в Москве Законодательно предусмотрены выплаты, которые положены при рождении второго ребенка. Это выплаты федерального уровня, действующие на территории государства. Среди них: одновременная (разовая) выплата; […]
  • Приказ минэкономразвития россии от 18052012 г 289 Приказ Министерства экономического развития РФ от 18 мая 2012 г. N 289 "Об особенностях подготовки межевого плана в отношении земельного участка, право собственности на который считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной […]