Исполнительное производство конспект

Исполнительное производство конспект

Лекция № 17. Исполнительное производство

После вступления решения суда в законную силу решение приобретает свойство исполнимости, и только в некоторых случаях суд может привести решение в немедленное исполнение. Если судебное решение не исполняется сторонами добровольно, то оно может быть исполнено в принудительном порядке. Принудительное исполнение также регулируется положениями ФЗ «Об исполнительном производстве в РФ».

В принудительном порядке, как правило, исполняются судебные решения по искам присуждения. После вступления судебного решения в законную силу взыскателю выдается исполнительный лист, а также еще один исполнительный лист направляется для исполнения судебного решения. Как правило, по каждому судебному решению выдается один исполнительный лист.

Но если решение принято в пользу нескольких истцов, то по просьбе взыскателей суд должен выдать несколько исполнительных листов. При утрате подлинника исполнительного листа или судебного приказа (который также имеет свойство исполнительного листа) суд может выдать дубликат.

При этом назначается судебное заседание, по окончании которого выносится определение. Если исполнительный лист был утрачен должностным лицом, судебный пристав-исполнитель вправе наложить штраф на должностное лицо в размере до 20 МРОТ.

При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм (ст. 434 ГПК РФ).

Исполнительное производство может быть приостановлено как в обязательном порядке, так и по инициативе суда. Судья обязан приостановить исполнительное производство в случаях (ст. 436 ГПК РФ):

1) смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускает правопреемство, а также возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника;

2) утраты должником дееспособности;

3) участия должника в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов или просьбы взыскателя, участвующего в боевых действиях либо в выполнении задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов;

4) предъявления иска об освобождении имущества от ареста (исключении из описи), на которое обращено взыскание по исполнительному документу;

5) оспаривания должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание допускается федеральным законом;

6) подачи жалобы в суд на действия органов или должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

7) вынесения определения судьей, которому федеральным законом предоставлено право приостанавливать исполнение судебного постановления.

Судья может приостановить исполнительное производство в случаях (ст. 437 ГПК РФ):

1) реорганизации организации, являющейся должником;

2) просьбы должника, проходящего военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством РФ;

3) нахождения должника в длительной служебной командировке;

4) нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;

5) розыска должника, его имущества или розыска отобранного у должника ребенка;

6) обращения судебного пристава-исполнителя в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении принятого им судебного постановления, подлежащего исполнению;

7) подачи жалобы на действия судебного пристава-исполнителя или на его отказ в совершении исполнительных действий, а также на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя.

После устранения обстоятельств, по которым исполнительное производство было приостановлено, по инициативе суда или ходатайства лиц исполнительное производство может быть восстановлено. В ст. 439 ГПК РФ предусмотрены случаи прекращения судом исполнительного производства. Исполнительное производство прекращается в случае, если:

1) взыскатель отказался от взыскания или от получения предметов, изъятых у должника при исполнении судебного постановления о передаче их взыскателю;

2) взыскатель и должник заключили мировое соглашение и оно утверждено судом;

3) после смерти гражданина, являвшегося взыскателем или должником, либо объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим установленные судебным постановлением требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику умершего или объявленного умершим лица либо к управляющему имуществом безвестно отсутствующего лица;

4) имущества ликвидируемой организации недостаточно для удовлетворения требований взыскателя;

5) для данного вида взыскания истек установленный федеральным законом срок давности;

6) судебное постановление или акт иного органа, на основании которых выдан исполнительный документ, отменены.

При наличии оснований для прекращения исполнительного производства исполнительный документ с соответствующей отметкой возвращается судебным приставом-исполнителем в суд либо государственный или иной орган, выдавшие этот документ.

Все назначенные судебным приставом-исполнителем меры по исполнению отменяются. Прекращенное исполнительное производство не может быть возбуждено вновь.

ГПК РФ определяет имущество, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам:

1) жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

2) земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абз. 2 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ, а также земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

3) предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;

4) имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает 100 установленных федеральным законом МРОТ;

5) племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также хозяйственные строения и сооружения, корма, необходимые для их содержания;

6) семена, необходимые для очередного посева;

7) продукты питания и деньги на общую сумму не менее трехкратной установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника, лиц, находящихся на его иждивении, в случае их нетрудоспособности – шестикратной установленной величины прожиточного минимума на каждого из указанных лиц;

8) топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;

9) средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;

10) призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.

Исполнительное производство в гражданском процессе

Главная > Реферат >Государство и право

ГЛАВА 1: ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

КАК ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ СТАДИЯ ГРАЖДАНСКОГО

1.1. Сущность исполнительного производства 5

1.2. Участники исполнительного производства 8

1.3. Исполнительные документы 13

ГЛАВА 2: МЕХАНИЗМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА 16

2.1. Стадии и меры исполнительного производства 16

2.2. Приостановление, возобновление, прекращение, окончание

исполнительного производства 19

2.3. Защита прав взыскателя и должника в исполнительном

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

В курсовой работе на тему: «Исполнительное производство в гражданском процессе» проведено исследование стадии исполнения в области гражданско-процессуального права.

В ходе написания курсовой работы были рассмотрены наиболее важные положения, касающиеся вопросов об исполнительном производстве.

В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительное производство по федеральным законам «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» организационно выведено из сферы судебной власти и передано к ведению органов исполнительной власти. Задача судов заключается в разрешении правового конфликта и вынесении судебного акта, а также контроле над процессом исполнительного производства при подаче жалоб одним из его участников. Тем самым с судов сняты непосредственные обязанности по организационному обеспечению исполнения принятых ими судебных актов и других исполнительных документов.

Система органов принудительного исполнения по своему социальному назначению и месту в системе органов государственной власти Российской Федерации призвана обеспечить реализацию правовых норм с помощью мер правового принуждения в действиях участников правовых отношений. Именно Служба судебных приставов обеспечивает неизбежность имущественной и иной юридической ответственности должников в гражданском обороте.

В данной курсовой работе охарактеризована стадия исполнения гражданского процесса. Где раскрываются такие вопросы, как деятельность судебных приставов-исполнителей, субъекты стадии исполнения судебных актов, исполнительные документы, исполнительные действия, совершаемые субъектами в стадии исполнения.

Предметом исследования является законодательство в сфере исполнительного производства, проблемы исполнительного производства.

Цель данной работы является определение круга нормативных актов регулирующих правоотношения, возникающие при исполнении судебных актов и актов иных органов, выявление общих тенденций в развитии и совершенствовании нормативной базы исполнительного производства.

Задачами исследования являются:

определения понятия исполнительного производства как комплексного правового образования;

анализ правоотношений, возникающих при исполнении судебных актов и актов иных органов.

В качестве методов использовались: теоретические – анализ литературы, архивных материалов и документации, а также математические, как способ обработки материалов.

Новизна исследования заключатся в том что, произошла реформа исполнительного производства, вступили в действия новые Федеральные законы РФ «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», которые внесли существенные изменения в порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов. В то же время продолжает действовать ряд положений старого законодательства. Постоянно принимаются новые нормативные акты, которые затрагивают отдельные вопросы исполнительного производства. Все это предопределяет новизну исследования.

ГЛАВА 1. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ СТАДИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА

Сущность исполнительного производства

Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющей своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов 1 .

Стадия исполнения является заключительной и обязательной стадией гражданского процесса. Во-первых, она является следствием рассмотрения и разрешения гражданского дела, и, во-вторых, защита субъективных гражданских прав и законных интересов находит в ней свое реальное воплощение.

Конечной целью рассмотрения любого гражданского дела является постановление законного и обоснованного судебного решения. После вступления его в законную силу оно приобретает свойство общеобязательности, из которого неоспоримо следует совершение тех действий, в том объеме и теми лицами, в отношении которых вынесено судебное решение, а также осуществление принудительного воздействия со стороны органов исполнения по исполнению судебного и иного акта в установленном законом порядке.

Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об исполнительном производстве» 2 , который является основным нормативным актом, регулирующем процессуальную деятельность в стадии исполнения до принятия нового Гражданского процессуального кодекса 3 РФ. Статья 1 Закона определяет сферу его действия, условия и порядок Принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от их совершения. Этим самым Федеральный закон «Об исполнительном производстве» распространяет свое действие на исполнение постановлений всех правоприменительных органов, осуществляющих защиту субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.

Читайте так же:  Образец приказа о оплате в выходной день

Исполнение нельзя рассматривать только как применение мер принудительного характера, направленных на выполнение должником возложенных на него обязанностей. Применение мер принудительного характера как правовая гарантия исполнения не подменяет собой возможность добровольного исполнения, которое прямо предусмотрено законодателем.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения, который не может превышать 5 дней, по истечении которого исполнение производится в принудительном порядке с взысканием с должника исполнительского сбора и всех расходов по совершению исполнительных действий. Добровольное исполнение касается и случаев немедленного исполнения, но добровольность исполнения возможна во всяком положении дела и зависит от воли субъекта обязательства.

Одновременно с Законом «Об исполнительном производстве» был принят Федеральный закон «О судебных приставах» 4 , которым создана совершенно новая структура должностных лиц — подразделения судебных приставов, входящие в единую систему органов Министерства юстиции РФ. Согласно этому Закону судебные приставы подразделяются на две ветви: судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности всех судебных органов Российской Федерации, и судебные приставы-исполнители, которые обеспечивают принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов.

Отношения, возникающие в исполнительном производстве, регулируются не только этими нормативными актами, но и иными федеральными законами, устанавливающими условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. К ним, в частности, следует отнести законы, которыми в Закон об исполнительном производстве будут вноситься соответствующие изменения и дополнения, ГПК (разд. V), Арбитражный процессуальный кодекс 5 (разд. IV), Гражданский кодекс 6 (нормы, регламентирующие порядок проведения торгов, — ст. 448, 449), Семейный кодекс 7 , Налоговый кодекс 8 , Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» 9 и др.

Суммируя все вышесказанное, мы пришли к выводу, что исполнение – это стадия гражданского и арбитражного процессов, представляющая собой совокупность процессуальных действий органов исполнения и всех лиц, участвующих в исполнении, по добровольному и принудительному осуществлению (реализации) субъективных гражданских прав и законных интересов, подтвержденных постановлениями судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также иных юрисдикционных органов.

1.2. Участники исполнительного производства

Участники исполнительного производства в гражданском процессе подразделяются на четыре большие группы.

1. Органы принудительного исполнения в лице судебных приставов-исполнителей и в целом всей службы судебных приставов в той мере, в какой ее отдельные должностные лица наделены
полномочиями по разрешению вопросов в стадии исполнительного производства.

2. Суд как участник исполнительного производства. Организационное отнесение исполнительного производства к ведению органов исполнительной власти не снимает с судов целого ряда существенных полномочий по решению вопросов его развития, начиная с выдачи исполнительного листа, заканчивая прекращением исполнительного производства.

Участие суда в исполнительном производстве может быть сведено в основном к следующему.

Во-первых, на суд возлагается разрешение вопросов об обеспечении иска как гарантии будущего исполнения его решения.

Во-вторых, судебные приставы-исполнители исполняют ту часть решения, которая называется резолютивной, она впоследствии переносится в исполнительный лист. Именно от правильности и точности формулировки судом резолютивной части порой зависит в немалой степени быстрота и результативность исполнительных действий.

В-третьих, в компетенции суда осталось решение ряда существенных вопросов исполнительного производства, например выдача исполнительного листа либо возможность выдачи нескольких исполнительных листов по одному судебному акту, решение вопросов восстановления пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к взысканию, разъяснение судебного акта для целей его исполнения, отсрочка или рассрочка исполнения, изменение способа и порядка исполнения, поворот исполнения решения, отложение, приостановление, прекращение исполнительных действий и целый ряд других вопросов в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и ГПК.

В-четвертых, суд осуществляет контроль за действиями и постановлениями судебного пристава-исполнителя и старшего судебного пристава. Жалобы заинтересованных лиц на их действия и постановления подаются в суд с учетом вида исполнительного документа.

После введения в действие нового АПК возник положительный конфликт подведомственности. АПК изменил правила подведомственности, в том числе и при оспаривании решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей. В частности, в ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК в основу разграничения предметов ведения с судами общей юрисдикции положен не критерий «кем выдан исполнительный документ», а, прежде всего, предметный критерий — спор должен быть связан с предпринимательской и иной экономической деятельностью. В этом плане в сферу подведомственности арбитражных судов с точки зрения подходов нового АПК подпали споры в сфере исполнительного производства, связанные с исполнением не только исполнительных документов, выданных арбитражными судами, но и других исполнительных документов, которые затрагивают права граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности указанные в пп. 5 и 6 п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Данное положение подчеркнуто в п. 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» 10 . Здесь отмечено, что ч. 1 ст. 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве» после введения в действие АПК должна применяться с учетом его положений, согласно которым арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов арбитражных судов, а также исполнительных документов иных органов, если заявителем является организация или индивидуальный предприниматель, кроме тех случаев, когда оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции.

Исполнительное производство, как стадии исполнительного процесса

Главная > Курсовая работа >Государство и право

В данной работе будет рассмотрено исполнительное производство, как завершающая стадия гражданского процесса. Ее огромное значение заключается в том, что эффективность судебной защиты, а также защиты прав, осуществляемой различными юрисдикционными органами, во многом зависит от максимального обеспечения реального исполнения принимаемых ими решений и актов. Этим обосновывается актуальность данной темы исследования в настоящее время.

В настоящее время можно говорить о том, что законодательство в области исполнительного производства фактически закончило свое формирование. Хотя еще совсем недавно оно страдало многими недостатками. Действовавший до принятия ГПК РФ Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 г. не отвечал запросам времени. Необходимо было по-новому урегулировать исполнительное производство, исходя из равенства защиты всех форм собственности, усиления ответственности за невыполнение судебных решений и других актов юрисдикционных органов, стимулировать материальную заинтересованность судебных приставов-исполнителей в исполнении судебных и иных актов. Можно было бы регламентировать исполнительное производство только в рамках ГПК РСФСР, но законодатель пошел по другому пути. Принятие самостоятельного специального закона об исполнительном производстве в значительной мере объясняется тем, что по правилам исполнительного производства исполняются не только судебные акты, но и постановления ряда других органов, то есть необходимость принудительного осуществления права возникает и в случае реализации актов других органов. Закон закрепляет общие нормы, применяемые во всех случаях принудительного исполнения, а также регулирует ту специфику, которая характерна для отдельных видов судебных актов и иных постановлений юрисдикционных органов.

Вместе с тем, принятие самостоятельного закона об исполнительном производстве не означает, что исполнение решений перестает быть стадией гражданского, равно как и арбитражного, судопроизводства. Ряд функций, связанных с исполнением судебных актов, будет, как и ранее, осуществляться судом. Поэтому нормы, регулирующие эти отношения, сохранились в новых ГПК РФ и АПК РФ.

Целью данной работы является всестороннее и как можно более полное рассмотрение исполнительного производства, как стадии исполнительного процесса, для чего в работе поставлены следующие задачи:

— изучить систему органов государственной власти, осуществляющих исполнительное производство;

— дать характеристику исполнительных документов, на основании которых производится взыскание;

выявить стороны исполнительного производства;

изучить порядок наложения взыскания на имущество;

в заключение рассмотреть особенности взыскания по отдельным категориям дел.

Органы, осуществляющие исполнительное производство

ФЗ «Об исполнительном производстве» от 21.07.97 г. № 119-ФЗ внес кардинальные изменения в структуру органов и должностных лиц, осуществляющих принудительное исполнение судебных актов и актов других органов. Судебных исполнителей, состоявших при судах и работавших непосредственно под руководством председателя районного суда или судьи, заменила служба судебных приставов. Названная служба входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации и представляет собой административную вертикаль, возглавляемую главным судебным приставом Российской Федерации (по должности является также заместителем министра юстиции РФ).

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О судебных приставах» от 21.07.97 г. № 118-ФЗ Министерство юстиции Российской Федерации образует службу судебных приставов, возглавляемую заместителем министра юстиции Российской Федерации — главным судебным приставом Российской Федерации.

Служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации.

В структуру службы судебных приставов входят:

— департамент судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, возглавляемый заместителем главного судебного пристава Российской Федерации;

— служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации, возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов — главным военным судебным приставом;

— службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов Российской Федерации — главными судебными приставами субъектов Российской Федерации;

— районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами.

Во главе служб судебных приставов в субъектах Российской Федерации стоят главные судебные приставы субъектов Российской Федерации.

Судебные приставы в соответствии со статьей 4 Закона «О судебных приставах» подразделяются на две группы: судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов, и судебные приставы — исполнители. Последние непосредственно осуществляют функции по исполнению судебных актов и актов иных органов. Судебные приставы объединены в подразделения в соответствии с административно — территориальным делением субъектов Российской Федерации (районные, межрайонные и др.), возглавляемые старшим судебным приставом.

Закон «О судебных приставах» (ст. 3) четко формулирует требования, которым должны отвечать судебные приставы, устанавливая возрастной и образовательные цензы. Судебным приставом может быть только гражданин Российской Федерации, достигший 20 лет, имеющий полное среднее образование либо среднее профессиональное. Для старшего судебного пристава необходимо высшее юридическое образование. Судебный пристав состоит на государственной службе, являясь должностным лицом.

Читайте так же:  Иск к автомастерской

Требования судебного пристава — исполнителя, связанные с исполнением актов, обязательны для всех органов, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации.

Закон существенно изменил и расширил полномочия судебных приставов — исполнителей по сравнению с теми, какими располагали судебные исполнители. Ряд функций, которые ранее применительно к исполнительному производству принадлежали только суду, теперь вправе осуществлять судебный пристав — исполнитель самостоятельно либо с разрешения старшего судебного пристава. Некоторые функции стали исключительно прерогативой старшего судебного пристава.

Раньше суд решал вопрос об отводе судебного исполнителя, о розыске должника, о привлечении к ответственности лиц, противодействующих судебному исполнителю, о возвращении исполнительных документов взыскателю и т.п. (ст. 350, 352, 353, 365 ГПК РСФСР).

В соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» (ст. 26) судебный пристав — исполнитель выносит постановление, подлежащее утверждению старшим судебным приставом, о возвращении исполнительного документа взыскателю и возврате ему авансового взноса. Своим постановлением судебный пристав — исполнитель производит замену стороны в исполнительном производстве ее правопреемником (ст. 32); назначает специалиста для разъяснения возникающих при совершении исполнительных действий вопросов (ст. 41); объявляет розыск должника, его имущества или розыск ребенка (ст. 28). Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя разрешается теперь старшим судебным приставом (ст. 43). Мотивированное постановление судебного пристава-исполнителя об отводе переводчика или специалиста должно быть утверждено старшим судебным приставом.

Закон предусматривает материальное стимулирование деятельности судебного пристава — исполнителя. В дополнение к заработной плате, доплат за классный чин, выслугу лет, иных доплат судебный пристав — исполнитель, обеспечивший реальное и своевременное исполнение исполнительного документа, получает вознаграждение в размере 5% от взысканной им суммы (стоимости имущества), но оно не может составлять более 10 минимальных размеров оплаты труда, а по требованиям неимущественного характера — не более 5 минимальных размеров оплаты труда (ст. 89).

Документы, на основании которых производится взыскание

Исполнительными документами называются документы, в которых выражается содержание основания исполнения, предъявление которых необходимо для начала исполнительного производства. Исполнительный документ может иметь самостоятельное значение и составляться отдельно от документа, фиксирующего основание исполнения. В то же время документ, в котором выражено основание исполнения, может считаться одновременно и исполнительным документом.
Перечень исполнительных документов, на основании которых может производиться взыскание, достаточно широк. В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об исполнительном производстве» это не только исполнительные документы, выданные судами на основании решений о взыскании, но и следующие:

— исполнительные листы, выдаваемые судами на основании: принимаемых ими судебных актов; решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов; решений иностранных судов и арбитражей; решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов; решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;

— судебные приказы, которые в соответствии со ст. 122 ГПК РФ, выдаются по требованиям, основанным на нотариально удостоверенной сделке или на сделке, совершенной в простой письменной форме; на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта; по требованиям о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам или о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы и др.;

— нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;

— удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;

— оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов;

— постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

— постановления судебного пристава — исполнителя;

— постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Законом указываются конкретные требования, в обязательном порядке предъявляемые ко всем документам, которые попадают для исполнения в службы судебных приставов. Они установлены в ст. 8 ФЗ «Об исполнительном производстве» и включают:

— наименование суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ;

— дела или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера;

— дату принятия судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению;

— наименования взыскателя — организации и должника — организации, их адреса; фамилию, имя, отчество взыскателя — гражданина и должника — гражданина, их место жительства, дату и место рождения должника — гражданина и место его работы;

— резолютивную часть судебного акта или акта другого органа;

— дату вступления в силу судебного акта или акта другого органа;

— дату выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению.

Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.

Исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа, подписывается должностным лицом этого органа, а в установленных федеральным законом случаях — лицом, выписавшим исполнительный документ. Исполнительный документ заверяется печатью органа или лица, его выдавшего.

Содержание судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов определяется Гражданским процессуальным кодексом РФ и Семейным кодексом РФ. Эти акты подписываются лицами, принявшими или удостоверившими их, и заверяются печатью.

В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для взыскания является его дубликат, выдаваемый судом или другим органом, вынесшим соответствующий акт, в порядке, предусмотренном федеральным законом.

В соответствии со ст. 9 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав — исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от суда или другого органа, его выдавшего, либо взыскателя и возбудить исполнительное производство, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению.

Судебный пристав — исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав — исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований (не более пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства) и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.

В целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав — исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в этом постановлении.

Исполнительное производство (9)

Главная > Реферат >Государство и право

1. Лица, участвующие в исполнительном производстве………………..

1.1 Стороны исполнительного производства……………………………….

1.2 Права и обязанности сторон исполнительного производства…………..

2. Участие в исполнительном производстве………………………………

2.1 Участие несовершеннолетних в исполнительном производстве….

2.2 Участие в исполнительном производстве представителей сторон исполнительного производства……………………………………………….

2.3 Участие переводчика в исполнительном производстве ……………….

2.4 Участие в исполнительном производстве понятых……. ………………

2.5 Участие в исполнительном производстве специалиста……. ………….

3. Отводы в исполнительном производстве………. …………………….

Производственную практику я проходила в городском отделе судебных приставов.

Основной целью прохождения практики было закрепление ранее изученного Федерального закона № 229 – ФЗ от 2 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» и иных нормативных актов, возбуждение и окончание исполнительных производств, составление и отправка извещений, требований и вызовов лиц, участвующих в исполнительном производстве, составление запросов в паспортный стол, сберегательные банки, проведение арестов имущества должников, проведение исполнительских действий с выходом по месту жительства должника и т.д.

Срок прохождения практики с года по года. Продолжительность практики 3 недели, что составляет 120 часов.

Новые законодательные и иные правовые акты, разработанные в соответствии с международными правовыми документами и Конституцией Российской Федерации, реализуются в ходе правовой реформы. Являясь воплощением основополагающих принципов государственной политики в области защиты прав и свобод человека и гражданина, они ориентируют важнейшие институты исполнительной и судебной ветвей власти на безусловное, точное и быстрое исполнение судебных решений, охрану прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, компенсации причиненного ущерба.

Таким образом, я считаю, что деятельность службы судебных приставов является актуальной на сегодняшний день, поскольку она обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

1. Лица, участвующие в исполнительном производстве

Стороны исполнительного производства

Лицами, участвующими в исполнительном производстве, являются:

взыскатель и должник;

лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе;

иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и другие).

Взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. К указанному объединению применяются нормы Федерального закона № 229-ФЗ от 2 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон), определяющие участие организаций в исполнительном производстве, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случаях предусмотренных Федеральным законом и иными федеральными законами, взыскателем и должником могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах, которых выдан исполнительный документ. Должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий. В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников (соучастников). Каждый из них участвует в исполнительном производстве самостоятельно.

1.2 Права и обязанности сторон исполнительного производства

Стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействия), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке.

Читайте так же:  Судебная практика по 1592

Стороны исполнительного производства несут обязанности, установленные Федеральным законом и иными федеральными законами.

В случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.

Права и законные интересы несовершеннолетних, недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности, в исполнительном производстве представляют их законные представители – родители, усыновители, опекуны или попечители. Законные представители обязаны представить документы, удостоверяющие их статус.

Законный представитель может поручить участие в исполнительном производстве другому лицу, выбранному им в качестве представителя.

2. Участие в исполнительном производстве

2.1 Участие несовершеннолетних в исполнительном производстве

Права и обязанности несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет осуществляется в исполнительном производстве его законный представитель.

Несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, являющийся по исполнительному документу взыскателем или должником, осуществляет свои права и исполняет свои обязанности в исполнительном производстве в присутствии или с согласия в письменной форме своего законного представителя или представителя органа опеки и попечительства.

Несовершеннолетний в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, являющийся по исполнительному документу взыскателем или должником, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве самостоятельно. Судебный пристав-исполнитель вправе в этом случае привлечь для участия в исполнительном производстве законного представителя несовершеннолетнего или представителя органа опеки и попечительства.

Несовершеннолетний, имеющий полную дееспособность, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве самостоятельно.

2.2 Участие в исполнительном производстве представителей сторон исполнительного производства

Гражданин участвует в исполнительном производстве лично или через представителей. Личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. Если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, то должник не вправе действовать через представителя.

Участие организации в исполнительном производстве осуществляется через ее органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо через иных представителей.

Представителями сторон исполнительного производства не могут быть лица, не обладающие полной дееспособностью.

Судьи, следователи, прокуроры, работники (сотрудники) Федеральной службы судебных приставов и аппаратов судов не могут быть представителями сторон исполнительного производства, за исключением случаев, когда они участвуют в исполнительном производстве в качестве представителей соответствующих организаций или в качестве законных представителей сторон исполнительного производства.

Законные представители совершают от имени недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности, все действия, право на совершение, которых принадлежит указанным гражданам, с ограничениями, установленными федеральным законом.

Представители сторон исполнительного производства вправе совершать от их имени все действия, связанные с исполнительным производством, если иное не установлено Федеральным законом.

2.3 Участие переводчика в исполнительном производстве

При совершении исполнительных действий стороны исполнительного производства или судебный пристав-исполнитель могут пригласить переводчика. Переводчиком может быть дееспособный гражданин, достигший возраста восемнадцати лет, владеющий языками, знание которых необходимо для перевода.

Решение о назначении переводчика оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя.

Должнику или взыскателю, которому необходимы услуги переводчика, судебный пристав-исполнитель предоставляет срок для его приглашения. Если должник или взыскатель не обеспечит участие переводчика в указанный срок, то судебный пристав-исполнитель назначает переводчика по своему усмотрению.

Переводчик имеет право на вознаграждение за выполненную работу. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.

В случае заведомо неправильного перевода переводчик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем.

2.4 Участие в исполнительном производстве понятых

Участие понятых обязательно при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения, связанных с вскрытием нежилых помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам, жилых помещений, занимаемых должником, осмотром имущества должника, наложением на него ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества. В других случаях понятые приглашаются по усмотрению судебного пристава-исполнителя.

В качестве понятых могут быть приглашены любые дееспособные граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, не заинтересованные в исходе исполнительного производства, не состоящие с лицами, участвующими в исполнительном производстве, в родстве или свойстве, а также не подчиненные и не подконтрольные указанным лицам. Количество понятых не может быть менее двух.

Понятой обязан удостоверить своей подписью в акте о совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения содержание и результаты указанных действий и мер, при которых он присутствовал. Понятой вправе знать, для участия в совершении каких действий и (или) применении каких мер он приглашается, на основании, какого исполнительного документа совершаются действия и применяются меры, а также делать замечания. Замечания понятого заносятся в указанный акт. По желанию понятого замечания могут им заноситься в акт собственноручно. Перед началом совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, в которых участвует понятой, судебный пристав-исполнитель разъясняет ему обязанности и права понятого. Понятой имеет право на компенсацию расходов, понесенных им в связи с исполнением обязанностей понятого, размер компенсации расходов, определяется Правительством Российской Федерации.

2.5 Участие в исполнительном производстве специалиста

В качестве специалиста (специалистов) для участия в исполнительном производстве по инициативе судебного пристава-исполнителя или по просьбе сторон исполнительного производства может быть привлечено не заинтересованное в исходе исполнительного производства лицо, обладающее специальными знаниями, о чем судебным приставом-исполнителем выносится постановление.

Специалист обязан явиться по вызову судебного пристава-исполнителя, отвечать на поставленные судебным приставом-исполнителем вопросы, давать в устной или письменной форме консультации и пояснения, при необходимости оказывать техническую помощь.

Специалист имеет право на вознаграждение за выполненную работу. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.

За отказ или уклонение от исполнения обязанностей, а также за дачу заведомо ложного отчета или заключения специалист несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем.

3. Отводы в исполнительном производстве

Судебный пристав-исполнитель, переводчик, специалист не могут участвовать в исполнительном производстве и подлежат отводу, если они состоят в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчинены или подконтрольны указанным лицам либо заинтересованы в исходе исполнительного производства.

При наличии оснований для отвода судебный пристав-исполнитель, переводчик, специалист обязаны заявить самоотвод. По тем же основаниям, указанным лицам отвод может быть заявлен взыскателем или должником. Отвод должен быть мотивирован, изложен в письменной форме и заявлен до начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, за исключением случаев, когда о наличии оснований для отвода стало известно после начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя решается старшим судебным приставом в трехдневный срок со дня поступления заявления об отводе или о самоотводе, о чем выносится мотивированное постановление. В случае удовлетворения заявления об отводе или о самоотводе судебного пристава-исполнителя в постановлении указывается судебный пристав-исполнитель, которому передается исполнительное производство.

Вопрос об отводе переводчика, понятого или специалиста решается судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления заявления об отводе, о чем выносится мотивированное постановление.

Копии постановлений, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанных постановлений, направляются лицу, заявившему отвод, а в случае удовлетворения заявления об отводе – также лицу, в отношении которого отвод удовлетворен.

По окончании учебной практики я закрепила знания Федерального закона № 229 – ФЗ от 2 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» и навыки по оформлению процессуальных документов:

— требований и вызовов, лиц участвующих в исполнительном производстве;

— запросов в паспортный стол, сберегательные банки.

Осуществляла проведение исполнительских действий с выходом по месту жительства должника, арест имущества должника и т.д.

Считаю, что навыки, приобретенные в ходе производственной практики, пригодятся в дальнейшей работе.

Лица, участвующие в исполнительном производстве, своими действиями влияют на возникновение и ход исполнительного процесса, они занимают различное правовое положение в исполнительном процессе и им нужно обладать право- и дееспособностью. Исполнительная процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими правом на защиту прав и законных интересов.

Лица участвуют в исполнительном производстве, если они:

— обращаются за защитой нарушенного права или охраняемого законом интереса как своего, других лиц, организаций;

— непосредственно исполняют требования, содержащиеся в исполнительном документе или в силу возложенных на них законом обязанностей;

— содействуют исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, например, для дачи заключения по делу.

Таким образом, лица, участвующие в исполнительном производстве, — это участники исполнительного производства, которые имеют материальную, юридическую и иную заинтересованность и выступают в исполнительном производстве либо от своего имени, либо от имени других лиц в защиту прав и законных интересов личности, общества и государства.

Похожие статьи:

  • Приказ контролируемая зона Приложение N 9. Приказ об определении границ контролируемой зоны Приложение N 9к приказуМинистерства здравоохраненияСвердловской областиот 20 октября 2015 г. N 1622-п Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 […]
  • Требования к прокурорской проверки Прокурорская проверка Подборка наиболее важных документов по запросу Прокурорская проверка (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Прокурорская проверка Документ доступен: с 20 до 24 ч. (выходные, праздники […]
  • 284 приказ мчс Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ МЧС РФ от 24.04.2013 N 284 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕНИЙ И ТРЕНИРОВОК ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ […]
  • Судебные приставы виноградный проезд пенза Государство и общество | Судебные приставы в Пензе « Управение Федеральной службы судебных приставов по Пензенской области » Режим работы: Пн-Чт: 9:00 - 18:00Пт: 9:00 - 16:45обед: 13:00 - 13:45 « Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых […]
  • Адвокат гладышева Адвокат 62. ГЛАДЫШЕВ Александр Николаевич . . Адрес: Ряз.обл.,Рязанский р-н, с.Подвязье, ул.Центральная, Основная специализация: Нет специализации Дополнительная специализация: Гражданское право, Жилищное право, Семейное право, Уголовное право № в реестре адвокатов […]
  • Приказ мвд рф 1130 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ МВД РФ от 29.11.2007 N 1130 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ПРИМЕНЕНИЕМ АВТОМОБИЛЕЙ ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ […]