Гост р туристские услуги требования по обеспечению безопасности туристов

ГОСТ Р 50644-2009: Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов

Терминология ГОСТ Р 50644-2009: Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов оригинал документа :

3.1 безопасность туризма: Безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства при совершении путешествий.

3.2 безопасность туристской услуги: Отсутствие недопустимого риска, нанесения ущерба жизни, здоровью и имуществу туристов во время совершения путешествия (экскурсии), а также в местах пребывания на маршруте.

3.14 биологическая опасность: Опасность, возникающая при воздействии на туриста болезнетворных микробов, бактерий, вирусов, при контакте с ядовитыми растениями и животными и употреблении некачественных продуктов питания.

Примечание — Биологическая опасность может привести к неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке.

3.19 военно-политическая опасность: Опасность, возникающая в момент угрозы или ведения военных действий в туристском регионе, включающая террористические и экстремистские действия.

3.13 гидрометеорологическая опасность: Опасность, обусловленная атмосферными, сезонными, погодными, климатическими и географическими факторами, а также атмосферными явлениями, не присущими региону обычного пребывания туристов.

3.6 источник опасности: Основная причина возникновения ущерба, явление или процесс, свойство или развитие которого может стать причиной вреда.

3.7 источник опасности природного характера: Источники опасности, зависящие от состояния окружающей природной среды, которые находятся вне контроля и воли человека.

3.10 источники опасности в чрезвычайных ситуациях: Источники опасности, возникающие при авариях, катастрофах, стихийных или иных бедствиях в местах пребывания туристов и способные повлечь за собой человеческие жертвы или ущерб здоровью, а также материальные потери и нарушение жизнедеятельности туристов.

3.9 источники опасности социального (антропогенного) характера: Источники опасности, связанные с жизнью общества, взаимодействием людей и их поведением (вооруженные мятежи и конфликты, террористические акты, преступления и иные посягательства на жизнь, здоровье и имущество туристов, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями в отношении туристов).

3.8 источники опасности техногенного характера: Объекты материального мира, которые в определенные моменты способны выходить из-под контроля человека и развиваться в окружающей среде (техногенные аварии и техногенные катастрофы).

3.18 криминогенная опасность: Опасность, связанная с посягательствами на жизнь, здоровье и имущество туристов, возникающая при антиобщественных проявлениях, правовых нарушениях, нарушениях общественного порядка.

3.4 недопустимый (неприемлемый) риск: Уровень риска, установленный административными или регулирующими органами как максимальный, при достижении которого необходимо принять меры по его устранению.

3.12 пожароопасность: Опасность, представляющая собой риск возгорания.

3.5 приемлемый риск: Уровень риска, с которым общество готово мириться для получения определенных благ и выгод в результате своей деятельности.

3.20 психофизиологическая опасность: Опасность, возникающая при физических и нервно-психических перегрузках туристов во время путешествия или в процессе оказания туристских услуг.

Примечание — Термины и определения: туризм, туристская деятельность, туроператорская деятельность, турагентская деятельность, туроператор, турагент, туристская организация, туристский продукт, туристская индустрия, формирование туристского продукта, продвижение туристского продукта, реализация туристского продукта, туризм внутренний, туризм въездной, туризм выездной, заказчик туристского продукта, турист, экскурсант, инструктор-проводник применены в значении, установленном Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

3.17 радиоактивная опасность: Опасность, возникающая при радиоактивном заражении мест пребывания туристов.

3.3 риск (возможная опасность) в туризме: Вероятность причинения вреда жизни и здоровью туристов, имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

3.16 токсикологическая опасность: Опасность, возникающая при высоком содержании в воздухе, воде и окружающей туристов среде химических веществ, вредных для здоровья, нарушении правил проведения дезинфекции и дератизации в местах пребывания туристов.

3.11 травмоопасность: Состояние, характеризующееся повышенным риском получения туристом травм.

3.15 экологическая опасность: Опасность, возникающая при отклонении от допустимых значений параметров, характеризующих состояние природной среды, в которой находятся туристы (химический состав воздуха, воды, почвы и т.д.).

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .

Смотреть что такое «ГОСТ Р 50644-2009: Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов» в других словарях:

ГОСТ Р 50644-2009 — 12 с. (3) Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов Взамен: ГОСТ Р 50644 94 раздел 03.080.30 … Указатель национальных стандартов 2013

безопасность туристской услуги — 3.2 безопасность туристской услуги: Отсутствие недопустимого риска, нанесения ущерба жизни, здоровью и имуществу туристов во время совершения путешествия (экскурсии), а также в местах пребывания на маршруте. Источник: ГОСТ Р 50644 2009:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Безопасность туристской услуги — Безопасность туристской услуги: отсутствие недопустимого риска, нанесения ущерба жизни, здоровью и имуществу туристов во время совершения путешествия (экскурсии), а также в местах пребывания на маршруте. Источник: Туристские услуги . Требования … Официальная терминология

Источники опасности в ЧС для туристов — Источники опасности в чрезвычайных ситуациях: источники опасности, возникающие при авариях, катастрофах, стихийных или иных бедствиях в местах пребывания туристов и способные повлечь за собой человеческие жертвы или ущерб здоровью, а также… … Официальная терминология

Токсикологическая опасность для туристов — Токсикологическая опасность: опасность, возникающая при высоком содержании в воздухе, воде и окружающей туристов среде химических веществ, вредных для здоровья, нарушении правил проведения дезинфекции и дератизации в местах пребывания туристов … Официальная терминология

Гидрометеорологическая опасность для туристов — Гидрометеорологическая опасность: опасность, обусловленная атмосферными, сезонными, погодными, климатическими и географическими факторами, а также атмосферными явлениями, не присущими региону обычного пребывания туристов. Источник: Туристские… … Официальная терминология

Криминогенная опасность для туристов — Криминогенная опасность: опасность, связанная с посягательствами на жизнь, здоровье и имущество туристов, возникающая при антиобщественных проявлениях, правовых нарушениях, нарушениях общественного порядка. Источник: Туристские услуги .… … Официальная терминология

Психофизиологическая опасность для туристов — Психофизиологическая опасность: опасность, возникающая при физических и нервно психических перегрузках туристов во время путешествия или в процессе оказания туристских услуг. Источник: Туристские услуги . Требования по обеспечению безопасности… … Официальная терминология

Радиоактивная опасность для туристов — Радиоактивная опасность: опасность, возникающая при радиоактивном заражении мест пребывания туристов. Источник: Туристские услуги . Требования по обеспечению безопасности туристов. ГОСТ Р 50644 2009 (утв. Приказом Ростехрегулирования от… … Официальная терминология

Биологическая опасность для туристов — Биологическая опасность: опасность, возникающая при воздействии на туриста болезнетворных микробов, бактерий, вирусов, при контакте с ядовитыми растениями и животными и употреблении некачественных продуктов питания. Примечание Биологическая… … Официальная терминология

Новые стандарты туристических услуг будут введены в России в 2016 году

В следующем году в России будет введено три новых стандарта туруслуг: по обеспечению личной безопасности, по экологическому и приключенческому туризму.

Соответствующие приказы подписаны в Росстандарте. По информации этого ведомства, объектом стандарта «Туристские услуги. Личная безопасность туриста» заявлены личная безопасность туристов (экскурсантов) во время путешествий, сообщает портал Ассоциации туроператоров России (АТОР).

Стандарт «Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования» распространяется на услуги экологического туризма, предоставляемые субъектами туристской индустрии: туроператорами, турагентами, экскурсионными организациями, средствами размещений, предприятиями питания, инструкторами, экскурсоводами и т.п. В нем представлены классификация экологических туров, общие требования к экологическим турам, общие требования к услугам экологического туризма, а также требования безопасности.

Эти два стандарта вводятся в действие с 1 июля 2016 года.

C 1 октября 2016 года вступит в силу стандарт «Приключенческий туризм. Лидеры. Компетенция персонала», который устанавливает требования к компетенции лидеров, оказывающих услуги в сфере данного вида туризма. Этот российский стандарт идентичен международному.

Проекты всех указанных стандартов разработаны «Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации».

«Стандартов в туристической области довольно много. В 2009 году был принят ГОСТ Р 50644-2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов», его с 01.01.2016 г. заменит ГОСТ Р 32611-2014 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов». Этот стандарт не обязателен для исполнения и может применяться по желанию туристических компаний», – пояснила руководитель Правовой службы АТОР Надежда Ефремова.

Гост р туристские услуги требования по обеспечению безопасности туристов

Самохин Анатолий Александрович

кандидат юридических наук

руководитель, ОАО «Кубаньтехснаб»

350007, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Думенко, 8, оф. 226

Samokhin Anatolii Aleksandrovich

Director, JSC “Kubantehsnab”

350007, Russia, Krasnodar, Dumenko Street 8, office 226

Настоящая статья посвящена исследованию некоторых вопросов обеспечения безопасности туризма в системе национальных стандартов Российской Федерации. Автор считает, что принятие и разработка национальных стандартов нового поколения в области туризма является одним из принципов реализации совершенствования правового регулирования туризма. Принятие национальных стандартов способствует также процессу унификаций понятийного аппарата в отрасли. Следует также отметить, что реализация мер по обеспечению безопасности туризма не должна ограничивать права граждан на отдых, свободу перемещения и иные права при совершении путешествий. В настоящей научной статье автором использован ряд научных методов исследования, в частности: сравнительного правоведения; формально-логический; статистический; историко-правовой; моделирования; описания. Эффективное правовое регулирование туризма возможно при обеспечении комплексного подхода к данной сфере услуг. Предоставляемые услуги должны соответствовать нормам безопасности, а их качество должно стремиться к международным стандартам. Все это позволит обеспечить всестороннюю безопасность при оказании туристских услуг, сохранить окружающую среду в надлежащем экологическом состоянии.
Ключевые слова: вопросы, обеспечение, безопасность, туризм, система, национальные стандарты, экология, Российская Федерация, услуги, классификация

Дата направления в редакцию:

This article is dedicated to the examination of some issues pertaining to ensuring tourism security within the system of national standards of the Russian Federation. The author believes that introduction and development of the new generation national standards in the area of tourism is one of the principles of realization of improvement of the legal regulation of tourism. The adoption of national standards contributes into the process of unification of the conceptual framework in this field. The author also notes that implementation of measures on ensuring tourism security must not limit the rights of citizens to leisure, freedom of movement, and other travel rights. An effective legal regulation of tourism is possible in providing a complex approach towards this service sector. The proposed services must correspond with the safety norms, as their quality aimed at international standards. This will allow ensuring inclusive security in providing travel services, as well as preserve the environment in a good ecological state.

security, tourism, system, national standards, environment, Russian Federation, services, classification, provision, issues

К системе ГОСТов, регулирующих сферу туризма, обеспечивающих их экологическую безопасность как для окружающей природной среды, так и для самих туристов, можно отнести следующие: «Туристские услуги. Общие требования. ГОСТ Р 50690-2000», «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг. ГОСТ Р 50681-94», «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования. ГОСТ Р 51185-2008», «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов. ГОСТ Р 50644-2009». [5]

Действие данных ГОСТов распространяется на юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальных предпринимателей, оказывающих туристские услуги, однако национальные стандарты в сфере туризма применяются на добровольной основе. В случае применения таких стандартов для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам, а неприменение стандартов не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов (пункт 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании). [1]

Читайте так же:  Приказ 141 от 30042009 года

Проверка соответствия требованиям и нормам ГОСТа в сфере оказания туристских услуг осуществляется с помощью добровольного подтверждения соответствия (статья 21 вышеназванного Федерального закона). Данное обстоятельство объясняет специфику применения стандартов ГОСТа к туристским услугам.

Отметим, что при этом ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» и ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» применяются в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации – применение данных документов осуществляется в обязательном порядке в части требований статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании», а ГОСТ Р 50644-2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов» и ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» являются добровольными. Пункт 1 статьи 46 вышеназванного Федерального закона устанавливает, что впредь до вступления в силу соответствующих регламентов требования к продукции, установленные нормативно-правовыми актами России и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Таким образом, остается нерешенным вопрос о неприменении пункта 1 статьи 46 Федеральной закона «О техническом регулировании» к ГОСТу Р 50644-2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов», который напрямую регламентирует вопросы, связанные с защитой жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, охраной окружающей среды, обеспечением жизни или здоровья животных и растений; предупреждением действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

ГОСТ Р 50644-2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов», касающийся непосредственно вопросов обеспечения безопасности туризма, вступил в силу 1 июля 2010 года в соответствии с приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 773-ст и пришел на смену ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов». [5]

ГОСТ претерпел существенные изменения. Так, значительные изменения были внесены в структуру и содержание документа, разработаны и добавлены новые определения, отлажена система классификации угроз безопасности в туризме, изменена система контроля за исполнением положений документа. В ГОСТ добавлены определения безопасности туризма, безопасности туристской услуги, риска и недопустимого риска в туризме, а также источников опасности (статья 3 ГОСТ Р 50644-2009). Определение безопасности туризма совпадает с определением, данным в ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». [2]

Под безопасностью туристской услуги понимается отсутствие недопустимого риска (то есть уровня риска, установленного административными или регулирующими органами как максимальный, при достижении которого необходимо принять меры по его устранению) нанесения ущерба жизни, здоровью и имуществу туристов во время совершения путешествия (экскурсии), а также в местах пребывания на маршруте.

Под риском или возможной опасностью следует понимать вероятность причинения вреда жизни и здоровью туристов, имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

В текст документа введена классификация источников опасности согласно источникам ее происхождения. Источники опасности подразделены на источники опасности природного, техногенного, социального (антропогенного) характера, источники опасности при возникновении чрезвычайных ситуаций, травмоопасность, пожароопасность, гидрометеорологическую, токсикологическую, экологическую, биологическую, криминогенную, военно-политическую, радиоактивную, психофизическую опасность.

Классификация существующих источников опасности в туризме не претерпела значительных изменений по сравнению с классификацией в предыдущем ГОСТе. Отметим, что в стандарте представлены также способы по снижению рисков при осуществлении путешествия (глава 6), однако представляется целесообразным использование данной классификации для разработки системы профилактики несчастных случаев в туризме. До сих пор в России не ведется учет статистических данных о происшествиях с российскими туристами за рубежом, а также туристами на территории Российской Федерации.

Наличие разработанной в стандарте классификации может стать методологической основой для создания аналитической базы данных, которая, с одной стороны, позволит на практике повысить уровень безопасности в туризме (например, при разработке маршрутов или оборудования), а с другой, — даст необходимую информационную базу для совершенствования законодательства в области регулирования туризма. [4]

Новый стандарт включает главы, посвященные способам снижения рисков при совершении путешествий, мерам по обеспечению безопасности туристов (экскурсантов), требованиям к туристическим организациям (туроператорам) по обеспечению безопасности туристов (экскурсантов), а также по обеспечению личной безопасности туристов (экскурсантов).

Включение в стандарт части, посвященной обеспечению личной безопасности туристов, говорит об изменении подхода к оценке туризма в отечественном законодательства. По образному выражению Л.И. Ковалевой, «турист призван полноценным элементом обеспечения безопасности туризма». [4, с. 23]

Таким образом, при обеспечении безопасности туризма не только исполнитель (туроператор или турагент) туристских услуг несет ответственность за обеспечение безопасности туриста (выполняя условия договора по оказанию туристских услуг, предоставляя установленный объем информации о туристском продукте), фактические исполнители (контрагенты туроператора, обеспечивающие фактическое исполнение условий договора по оказанию туристских услуг – гостиничное размещение, экскурсионное обслуживание, пассажирские перевозки и т.д.), но и сам турист должен обеспечивать собственную безопасность при совершении туристской поездки.

И.Б. Щеголев справедливо отмечает, что ГОСТ не содержит предусмотренных законодательством способов обеспечения туристом безопасности, но выделение туриста как отдельного элемента системы безопасности туризма является важным шагом в совершенствовании отечественного законодательства в сфере туризма. [7, с. 12-13]

Турист (экскурсант) обязан соблюдать законодательство страны (мест) временного пребывания, уважать ее социальное устройства, обычаи, традиции, религиозные верования, сохранять окружающую природную среду, соблюдать туристские формальности, а также соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, исполнять требования дополнительных мер безопасности на маршрутах повышенной опасности. Это позволит, по мнению, С.П. Уваровой, минимизировать риски получения материального ущерба и вреда здоровью в процессе туристских мероприятий. [8, с 38]

В настоящий момент Российская Федерация (в отличие от стран Европейского Союза) в области оказания туристских услуг отличается гораздо меньшей степенью обеспечения экологической безопасности туристов, [9, с. 18-29] что существенно снижает туристскую активность иностранных туристов.

Нельзя не согласиться с мнением Е.А. Зориной, которая считает, что принцип обеспечения безопасности туризма является одним из основных в данной области. Так, обеспечение безопасности должно реализовываться «в условиях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Повышению безопасности туризма будет также способствовать реализация принципа единства системы государственного регулирования». [3, с. 165]

По ее мнению, безопасность в сфере туризма подразумевает не только защищенность интересов других субъектов права, но и, например, интересов третьих лиц – местного населения, в том числе и от действий самих туристов (экскурсантов). [3, с. 165]

По мнению Б.И. Литвяка и В.В. Александрова, в качестве основных задач обеспечения экологической безопасности туризма можно выделить: «надёжную экспертную оценку экологического потенциала и реально располагаемых ресурсов; разработку и реализацию региональных экологических проектов; разработку методов экономической оценки экологических компонентов туристского продукта; создание нормативной базы в сфере экологического туризма; подготовку кадров для санаторно-курортного и туристского комплекса». [6, с. 12] Это позволит поднять престиж российских курортных и туристических зон, обеспечив надежную экологическую защиту как самим туристам, так и окружающей среде.

Таким образом, принятие и разработка национальных стандартов нового поколения в области туризма является одним из принципов реализации совершенствования правового регулирования туризма. Принятие национальных стандартов способствует также процессу унификаций понятийного аппарата в отрасли. Следует также отметить, что реализация мер по обеспечению безопасности туризма не должна ограничивать права граждан на отдых, свободу перемещения и иные права при совершении путешествий. Эффективное правовое регулирование туризма возможно при обеспечении комплексного подхода к данной сфере услуг. Предоставляемые услуги должны соответствовать нормам безопасности, а их качество должно стремиться к международным стандартам. Таким образом, исполнение данного ГОСТа напрямую повысит уровень безопасности туризма. Необходимо внести изменения в ГОСТ Р 50644-2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов», касающиеся порядка его применения, установив обязательный порядок применения положений ГОСТа в части требований стать 46 Федерального закона «О техническом регулировании», что позволит, с одной стороны, унифицировать применение ГОСТов в системе обеспечения безопасности туризма, а с другой, — на нормативном уровне обяжет поставщиков туристского продукта соблюдать установленный уровень безопасности туризма.

Департамент культуры Брянской области

Отдел туризма департамента культуры Брянской области

ГОСТ Р 50644-2009 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов

© Департамент культуры Брянской области, 2012—2015

Версия сайта разработана, размещена и обслуживается при полной поддержке специалистами студии веб-дизайна «Комфорт»

Стандартизация и сертификация в сфере туризма. Классификация объектов туристской индустрии

В соответствии со ст. 5 Закона об основах туристской деятельности стандартизация и классификация в туристской индустрии осуществляется в соответствии с законодательством РФ. При этом, поскольку нет специального закона, с помощью норм которого могла бы осуществляться стандартизация и классификация в сфере туризма, применяются нормы Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015).

Согласно ст. 2 Закона о техническом регулировании, стандартизация — это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Применительно к сфере туризма, опираясь на закрепленное в Законе об основах туристской деятельности определение туристского продукта, можно говорить о стандартизации услуг.

Согласно норме той же статьи Федерального закона «О техническом регулировании в РФ», стандарт в сфере туризма — это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются правила осуществления и характеристики процессов оказания услуг. Стандарты разрабатываются субъектами туристской индустрии, государственными органами и общественными организациями в сфере туризма. Государственным органом, который занимается разработкой стандартов в РФ, являегся Федеральное агентство но техническому регулированию и метрологи и. В рамках Ростехрегулирования действуег специальный технический комитет (ТК 199 «Туристские услуги и услуги средств размещения»), разрабатывающий стандарты туристских услуг и средств размещения.

Соответствие предоставляемых услуг тем или иным стандартам в сфере туризма, как и в других сферах, осуществляется с помощью процедуры сертификации. Это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия услуг требованиям стандартов, сводам правил или условиям договоров. Сертификация осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, аккредитованными в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. В результате прохождения соогвегсгвующей сертификации аккредитованный орган выдает сертификат соогветствия, удостоверяющий соответствие объекта положениям стандартов или условиям договоров.

В настоящее время в сфере туризма действует ряд утвержденных государственных стандартов, лежащих в основе сертификации туристских услуг:

ГОСТ 32611-2014 — Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов;

ГОСТ 32612-2014 — Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования;

ГОСТ 32613-2014 — Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования;

ГОСТ 50935-2007 — Услуги общественного питания. Требования к персоналу;

ГОСТ Р 50681-2010- Туристские услуги. Проектирование туристских услуг;

ГОСТ Р 50690-2000 — Турист ские услуги. Общие требования;

ГОСТ Р 51185-2008- Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования;

ГОСТ Р 51185-2014 — Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования;

Читайте так же:  Транспортный налог в москве на 2012 год

ГОСТ Р 52113-2014 — Услуги населению. Номенклатура показателей качества;

ГОСТ Р 53423-2009 — Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения;

ГОСТ Р 53522-2009 — Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения;

ГОСТ Р 53998-2010 — Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования;

ГОСТ Р 54599-2011 — Услуги средств размещения. Общие требования к услугам санаториев, пансионатов, центров отдыха;

ГОСТ Р 54600-2011 — Туристские услуги. Услуги турагентств. Общие требования;

ГОСТ Р 54601-2011 — Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения;

ГОСТ Р 54602-2011 — Туристские услуги. Услуги инструкто- ров-проводников. Общие требования;

ГОСТ Р 54604-2011 — Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования;

ГОСТ Р 54605-2011 — Туристские услуги. Услуги детского и юношеского туризма. Общие требования;

ГОСТ Р 54606-2011 — Услуги малых средств размещения. Общие требования

ГОСТ Р 55881-2013 — Туристские услуги. Общие требования к услугам горнолыжного туризма;

ГОСТ Р 56197-2014 — Туристский информационный центр. Туристская информация и услуги приема. Требования;

ГОСТ Р 56221-2014- Туристские услуги. Речные круизы. Общие требования;

ГОСТ Р ЕН 14804-2012 — Туристские услуги. Организаторы образовательных языковых туров. Требования.

В соогветствии с Законом о техническом регулировании применение указанных национальных стандартов является добровольным за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства о техническом регулировании (ст. 46 Закона о техническом регулировании).

Классификация объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи, осуществляется аккредитованными организациями в порядке, установленном Министерством культуры РФ. Аккредитация организаций, осуществляющих указанную классификацию, проводится органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Министерством культуры РФ.

Приказом Минкультуры России от 11 июля 2014 г. № 1215 был утвержден порядок классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями [1] . Указанный порядок классификации объектов туристской индустрии был разработан в соответствии со сг. 5 Закона об основах туристской деятельности и определяет условия и порядок проведения аккредитованными организациями классификации объектов туристской индустрии. Отметим, что основное содержание «Порядка классификации» составляют соответствующие оценочные таблицы, детально разъясняющие принципы и критерии классификации. Вместе с гем с целью организации порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию, Минкультуры РФ был утвержден самостоятельный приказ [2] . В данном акте подробно рассмотрены вопросы организации аккредитации, предоставления заявки на аккредитацию и иных документов, рассмотрения заявки на аккредитацию и иных представленных заявителем документов, принятия решения об аккредитации (либо об отказе в аккредитации), оформления и выдачи аттестата аккредитации, переоформления аттестата аккредитации, выдачи дубликата аттестата аккредитации.

Итак, согласно п. 2 раздела I «Порядок классификации объектов туристской индустрии», классификация в качестве формы государственного регулирования туристской деятельности применяется для объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи, расположенных на территории России.

«Порядок классификации объектов туристской индустрии» определяет организацию проведения классификации объектов туристской индустрии в соответствии с тремя системами классификации (системой классификации гостиниц и иных средств размещения; системой классификации горнолыжных трасс; системой классификации пляжей), отраженными в приложениях, закрепленных в «Порядке классификации объектов туристской индустрии».

Согласно п. 6 «Порядка классификации объектов туристской индустрии» основными целями классификации объектов туристской индустрии в соответствии с указанными системами классификации являются: предоставление потребителям необходимой и достоверной информации о соответствии объекта туристской индустрии категории, предусмотренной «Порядком классификации»; повышение конкурентоспособности туристских услуг и привлекательности объектов туристской индуст рии, направленное на увеличение туристского потока и развитие внутреннего и въездного туризма, за счет укрепления доверия потребителей к оценке соответствия объектов туристской индустрии.

В этой связи отметим, что в действующую редакцию «Порядка классификации» не вошла ранее представленная цель выражавшая стремление к обеспечению качества туристских услуг, соответствующего требованиям систем классификации, разработанным в соответствии с международными стандартами, рекомендациями Всемирной туристской организации при Организации Объединенных Наций (ЮНВТО) и существующей зарубежной практикой. Данное изъятие представляется необоснованным, прежде всего, в связи с необходимостью обеспечения соответствия международным стандартам качества для организации надлежащего приема гостей в период проведения в РФ Кубка конфедераций FIFA 2017 г. и чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

Рассмотрение заявления объекта туристской индустрии и представленных документов, а также принятие решения о проведении классификации аккредитованной организацией ограничены сроком в 10 календарных дней с момента поступления документов от заявителя. Основанием для принятия решения об отказе в проведении классификации является наличие недостоверной или искаженной информации в документах, представленных заявителем.

Аккредитованная организация на основании результатов оценки принимает решение о присвоении объекту туристской индустрии категории, предусмот ренной соответствующей системой классификации, и оформляет свидетельство. В случае несоответствия требованиям, предъявляемым к средствам размещения заявлен-

ной категории, аккредитованная организация отказывает в присвоении заявленной категории. Заявитель информируется об этом не позднее 20 рабочих дней после экспертной оценки.

Отметим, что в настоящее время предусмотрен апелляционный порядок обжалования решения аккредитованной организации об отказе [3] . В этой связи в структуру органов системы классификации введена комиссия но апелляциям Минкультуры России (п. 7).

В «Порядке классификации» указано, что Комиссия по апелляциям рассматривает апелляции, поданные в письменном виде, в течение 30 календарных дней с момента их поступления. При этом Комиссия по апелляциям в течение 30 календарных дней может запрашивать от участников классификации дополнительные материалы по жалобам в пределах требований, содержащихся в Порядке классификации. При этом срок рассмотрения апелляций увеличивается не более чем на 30 календарных дней. О результатах рассмотрения Комиссия по апелляциям информирует Совет по классификации Минкультуры России, подавшего апелляцию участника классификации и сторону, решения которой обжалуются. В случае несоответствия объекта туристской индустрии требованиям категории, заявленной в Свидетельстве, Комиссия по апелляциям информирует об этом аккредитованную организацию, выдавшую Свидетельство. Решение комиссии по апелляциям является обязательным к исполнению для всех участников классификации.

В случае положительного результата классификации аккредитованная организация направляет в Минкультуры России информацию и копию свидетельства о присвоении категории объекту туристской индустрии. В то же время объекты туристской индустрии, которым присвоена категория, предусмотренная соответствующей системой классификации, имеют право применять Знак категории, установленный в данной системе классификации.

По результатам мониторинга классификации Минкультуры России формирует перечень объектов туристской индустрии, прошедших классификацию, и размещает его на официальном сайте Министерства культуры РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (адрес сайта: классификация-туризм.рф). Объект туристской индустрии, прошедший классификацию, получает свидетельство о присвоении категории на 3 года, по окончании срока действия Свидетельства в соответствующем порядке проводится повторная классификация.

  • [1] Приказ Минкультуры России от 11 июля 2014 г. № 1215 «Об утверждениипорядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы ииные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями» : (зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2014№ 35473) // Российская газета (специальный выпуск). 2015. 6 февр. (№ 24/1).
  • [2] Приказ Минкультуры России от 29 апреля 2015 г. № 1340 «Об утверж-дении порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификациюобъектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи» : (зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2015 № 39191) //Бюллетень нормативных актов федеральных органовисполнительной власти. 2015. 23 нояб. (№47).
  • [3] См. пункт 15, 16 Приказа Минкультуры России «Об утверждении порядка аккредитации организаций. » : Приказ Минкультуры России от 29 апреля 2015 г. № 1340 «Об утверждении порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи» : (зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2015 №39191) // Бюллетень нормативныхактов федеральных органов исполнительной власти. 2015. 23 нояб. (№47).

Дехтярь Г.М. Лицензирование и сертификация в туризме

Глава 8. ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требоваиия по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»

При проектировании туристских услуг необходимо учитывать требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов, которые законодательно закреплены в ГОСТ Р 50644-94.

Данный ГОСТ разработан Техническим комитетом по стандартизации (ТК .4? 199) «Туристско-экскурсионное обслуживание», внесен Управлением стандартизации и сертификации в сфере услуг Госстандарта России и утвержден постановлением Госстандарта России от 11 февраля 1994 г. №32.

Настоящий Стандарт устанавливает требования к туристским н экскурсионным услугам, обеспечивающим безопасность жизни и здоровья туристов, методы их контроля и предназначен для целей обязательной сертификации туристских услуг.

Стандарт предназначен для всех туристских предприятии, оказывающих туристские услуги населению.

На основе настоящего стандарта могут быть разработаны стандарты, устанавливающие требования к группам однородных туристских услуг.

При оказании туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска жизни и здоровья туристов как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях и т.п.).

Риск для жизни и здоровья человека в туристско-экскурсионном Обслуживании возникает а условиях:

— существования источников риска;
— проявления данного источника на опасном для человека уровне;
— подверженности человека воздействию источников опасности.

Вредные факторы (факторы риска) в туризме могут быть классифицированы следующим образом:

— травмоопасность;
— воздействие окружающей среды;
— пожароопасность;
— биологические воздействия;
— психофизиологические нагрузки;
— опасность излучений;
— химические воздействия;
— повышенная запыленность и загазованность;
— прочие факторы;
— специфические факторы риска.

Травмоопасность может возникнуть в результате перемещения механизмов и предметов, тел, сложного рельефа местности, горных пород (камнепадов, селей, лавнн). неблагоприятных эргономических характеристик используемого туристского снаряжения и инвентаря, влекущих травмы (неудобная обувь и, как следствие, возникновение потертостей кожных покровов у туристов и т.п.), опасных атмосферных явлений (атмосферное электричество, молнии и т.п.).

Снижение травмоопасности обеспечивается:

— защитными устройствами и ограждениями при использовании подвижных механизмов, предметов, опасных участков территории (подъемников, канатных дорог, участков осыпей в горах, у водоемов, горнолыжных трасс и т.д.);
— использованием средств индивидуальной защиты (страховочных веревок, обвязок при пересечении сложных участков туристского маршрута, головных шлемов, ледорубов, крючьев и прочего страховочного снаряжения);
— соблюдением эргономических требований к туристскому снаряжению и инвентарю;
— соблюдением требований СНиП 2.08.02-89 к жилым и общественным зданиям и требований соответствующих нормативных документов к техническому состоянию транспортных средств, используемых для перевозок туристов (экскурсионных автобусов, плавсредств и т.п.
— соблюдением правил эксплуатации используемого инвентаря и оборудования (лифтов, подъемников, тележек и пр.). обеспечивая его безопасную работу;
— упреждающим информированием туристов о факторах риска и мерах по предупреждению травм. Туристы должны быть информированы о том. как избежать возможные травмы и какие экстренные .«еры следует предпринять в случае получения травмы.

Воздействие окружающей среды обусловлено повышенными или пониженными температурами окружающей среды, влажностью и подвижностью воздуха в зоне обслуживания туристов, резкими перепадами барометрического давления. Для уменьшения воздействия данных факторов показатели микроклимата в помещениях обслуживания туристов (спальных, питания, клубных и других), а также в транспортных средствах должны соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям, закрепленным соответствующими ГОСТами. При выездном туризме данные показатели также обозначены нормативно-правовой базой принимающих стран.

Предупреждение и снижение вредных воздействии данного фактора риска обеспечивается:

— выбором благоприятного времени года, суток для проведения туристского путешествия;
— рациональным проектированием трассы туристского маршрута;
— учетом погодных особенностей района;’
— сооружением на трассах туристских маршрутов укрытий от непогоды:
— оснащением помещений и транспортных средств устройствами кондиционирования, дезодорации воздуха, отопления, автоматического контроля и сигнализации:
— обеспечением соответствующей экипировки туристов, включая средства индивидуальной зашиты;
— своевременным информированием туристов о реальных и прогнозируемых условиях на маршруте (в том числе климатических условиях, перепадах высот на маршрутах).

Читайте так же:  Электрик снт трудовой договор

Данные требования особенно актуальны при посещении стран, в которых имеются неблагоприятные для посещения сезоны. Например. Таиланд, где имеется сезон дождей с четко определенными временными границами. Для находящихся в этот сезон в стране туристов резко повышается опасность тропических заболеваний, а также заболеваний, источником возникновения которых может являться повышенная влажность (различного рода экземы и дерматиты). Другой пример — Египет, посещение которой) в летнее время не рекомендуется из-за высокой температуры воздуха, очень плохо переносимой жителями средней полосы.

Пожароопасность является одним из основных факторов риска для жизни, здоровья и имущества каждого туриста. Ежегодно в результате пожаров уничтожается имущество на миллиарды рублей и гибнут люди.

Именно поэтому требования по пожаробезопасности являют одними из основных при проведении сертификации средств размещения туристов и офисов туристских компаний, в которых проичц * дится обслуживание клиентов.

Номенклатура требований и показателей по обеспечению безопасности туристов от воздействия данного фактора риска и метолу их проверки производится в соответствии с ГОСТ 12.1.004.-91. а эксплуатацию объектов обслуживания необходимо осуществлять в строгом соответствии с требованиями утвержденных нормативных документов (Правил пожарной безопасности).

Воздействие биологических факторов (патогенных микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности, а также ядовитых растений пресмыкающихся, насекомых и животных, являющихся переносчиками инфекционных заболеваний, вызывающих ожоги, аллергические и другие токсические реакции) представляет большую опасность для здоровья и жизни туристов.

Воздействие данных факторов риска на туристов предупреждаете я:

— соблюдением установленных санитарных норм и правил обслуживания;
— применением оборудования и препаратов для дезинфекции, дезинсекции, стерилизации, дератизации, автоматизации производственных процессов:
— использованием знаков безопасности и необходимой маркировки на предметах оснащения и сооружениях, используемых при обслуживании туристов (посуды, кухонного инвентаря, в том числе для приготовления пищи в походе, мест водозабора, колодцев и пр.):
— проведением предварительных и периодических медицинских осмотров обслуживающего персонала;
— упреждающим информированием туристов об опасных животных, рыбах, пресмыкающихся, растениях, ареалы распространения которых совпадают с туристским маршрутом, о том, как избежать нежелательных контактов и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы (контакта).

Психофизиологические факторы риска, такие, как физические и нервно-психические перегрузки, тоже могут вызвать значительное расстройство здоровья.

Исключение или снижение воздействия данных факторов риска достигается:

— рациональным построением программы обслуживания туристов, графиков перемещения по маршруту, предусматривающих достаточные условия для нормальной жизнедеятельности человека (сна, приема нищи, удовлетворения санитарных и бытовых потребностей);
— учетом психофизиологических особенностей туристов при формировании туристской группы;
— соблюдением эргономических требований к используемому туристскому снаряжению и инвентарю, транспортным средствам, мебели.

Например, не следует размещать молодежные группы в отелях, предназначенных для семейного отдыха, а также нельзя формировать группы без учета возраста и социального положения участников тура.

Значительное расстройство здоровья, вплоть до возникновения злокачественных опухолей и лучевой болезни разной степени тяжести, могут вызвать различные виды излучений. Опасными излучениями являются: повышенный уровень ультрафиолетового излучения, радиологического излучения.

Предупреждение опасности от ультрафиолетовой радиации в туристских путешествиях обеспечивается:

— информированием туристов о воздействии ультрафиолетового излучения на человека;
— использованием средств индивидуальной зашиты (защитных масок, кремов, одежды, закрывающей тело. руки, ноги туристов, солнцезащитных очков).

Необходимо учитывать действие данного фактора риска при планировании графика движения в путешествии по маршруту (по открытым, незатенеиным участкам маршрута в горных, водных, лыжных и других походах).

Туристские маршруты допускается прокладывать и эксплуатировать только в местностях с благоприятными характеристиками радиологического состояния.

Немалое значение имеют и химические факторы риска: токсические, раздражающие, сенсибилизирующие.

Для предотвращения действия данных факторов риска в обслуживании туристов необходимо: Г — осуществлять регулярный контроль содержания вредных химических веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания и других биологических средах;

— осуществлять строительство и размещение объектов для обслуживания туристов в благоприятной, с точки действия химических факторов риска, среде;
— применять препараты для дезинфекции и дезинсекции в строгом соответствии с инструкцией по использованию, исключая возможность контактов туристов с этими средствами.

Также к серьезным факторам риска для здоровья туриста относится повышенная запыленность и загазованность.

Требования к допустимому уровню вредных веществ в воздух» зон обслуживания туристов, помещении, транспортных средств должны быть не ниже санитарно-гигиенических норм, установленных ГОСТ 12.1.005, санитарными нормами и правилами. Безопасность обеспечивается соблюдением требований к оснащению помещений транспортных средств вентиляцией с очисткой воздуха.

К прочим факторам риска относятся опасности, связанные с отсутствием необходимой информации об услуге и ее номинальных (запроектированных! характеристиках.

— предоставление туристам достаточной информации о реализуемых туристских услугах — в соответствии с требованиями, установленными действующей нормативной документацией (требованиями к содержанию информационного листка к туристской путевке, технологической карты путешествия, технологической карты экскурсии -об основных характеристиках этих услуг, условиях обслуживания);
— проведение для туристов необходимых инструктажей по безопасности, учитывающих специфику вила туристского маршрута.

Выполнение данных требований является необходимым условием деятельности турфирмы.

Кроме вышеперечисленных факторов риска, имеющихся не только в туризме, существуют и специфические факторы в туризме, которые обусловлены:

— возможностью возникновения природных и техногенных катастроф в зоне размещения туристского предприятия или маршрута, а также других чрезвычайных ситуаций (в том числе связанных с состоянием общественного порядка в районе обслуживания туристов);
— техническим состоянием используемых объектов материально-технической базы (туристских гостиниц, баз. кемпингов, канатных дорог и бугельных подъемников, туристских трасс, в том числе горно-пешеходных, лыжных, горнолыжных, водных, верховых и вьючных животных, разнообразных транспортных средств, в том числе велосипедов, маломерных и гребных судов, архитектурных, природных достопримечательностей);
— сложным рельефом местности (речными порогами, горными склонами, моренными, скальными, ледовыми участками туристских трасс и т.п.);
— уровнем профессиональной подготовленности обслуживающего персонала (инструкторов, экскурсоводов и др.);
— подготовкой туристов к передвижению по маршруту определенного вида и категории сложности (инструктаж, экипировка и т.п.);
— информационным обеспечением (гидрометеорологические прогнозы, маркировка трасс туристских маршрутов).

Каждое туристское предприятие должно иметь комплект действующих нормативных документов по обеспечению безопасности туристов и руководствоваться ими в своей деятельности.

Безопасность проживания в туристских гостиницах, базах, кемпингах обеспечивается соблюдением:

— требований строительных норм и правил при проектировании и строительстве объектов обслуживания туристов;
— требований безопасности технической эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, установленных нормативными документами:
— техническим оснащением, соответствующим действующим нормативам;
— мерами, гарантирующими личную безопасность туристов и сохранность их имущества,

В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья туристов должны соблюдаться установленные в нормативных документах требования по хранению, транспортированию и приготовлению пищевых продуктов в соответствии с СаНПиН 42-123-5774-91.

Транспортные перевозки туристов во время экскурсий, походов и путешествий осуществляются в соответствии с требованиями действующих Правил обслуживания пассажиров на конкретных видал транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного и т.д.).

Туристское снаряжение и инвентарь, применяемые при обслуживании туристов, должны соответствовать требованиям, установленным Действующей нормативной документацией на эти виды снаряжения.

В каждом туристском предприятии должны быть разработаны 11 утверждены планы действий персонала в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, пожарах и др. К включающие взаимодействие с Местными органами управления, участвующими в спасательных работах.

Руководитель туристского предприятия несет ответственность за подготовленность персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Требования к безопасности обслуживания для конкретных видов туристских услуг устанавливаются нормативной документацией »а соответствующие виды услуг: государственными стандартами, пра вилами, уставами, кодексами и т.д.

Туристские предприятия обязаны ознакомить туристов с элементами риска каждой конкретной туристской услуги и мерами по его предотвращению.

Информация, необходимая для туристов в целях охраны их жизни и здоровья, предоставляется заблаговременно, до начала отдыха и и процессе обслуживания.

Информация, характеризующая природные сложности туристской трассы, необходимый уровень личной физической подготовки туриста, особенности индивидуальной экипировки, должна содержаться в рекламно-информационных материалах и в тексте информационною листка к туристской путевке.

Информация, обеспечивающая безопасность жизни и здоровья туристов в процессе обслуживания, предоставляется в порядке, установленном действующей нормативной документацией.

Контроль за выполнением требований безопасности туристов обеспечивают органы государственного управления, осуществляющие контроль безопасности в соответствии с их компетенцией — центры сертификации туристских и гостиничных услуг, лицензирующие органы.

Контроль безопасности предоставляемых услуг начинается на этапе лицензирования, так как наличие сертификата соответствия услуг требованиям безопасности является основным лицензионным условием.

Контроль конкретных туристских фирм проводится при проверке готовности туристского предприятия к начату деятельности, а также в ходе текущих проверок инспекционного контроля за сертифицированными услугами.

Текущие проверки обеспечения безопасности туристов проводятся в соответствии с планами и графиками технических осмотров (испытаний) зданий, сооружений, транспортных средств, пляжей и мест для купаний, туристского снаряжения и инвентаря, выдаваемого туристам пунктами проката, проверок приготовления пищи, сроков и условий хранения и транспортирования продуктов питания, проверок готовности туристов к выходу в походы.

Контроль безопасности обслуживания туристов осуществляется на основе использования следующих методов:

— визуального: путем осмотра соответствующих объектов (территории, по которой проходит трасса туристского похода, туристского снаряжения и инвентаря и т.д.) и посещения рекламных туров;
— с использованием средств измерения (состояний окружающей среды, качества воды, воздуха и т.д., а также технического состояния трассы, подъемных механизмов, транспортных средств и т.д.);
— социологических исследований (путем опроса самих туристов к обслуживающего персонала):
— аналитического (анализа содержания документации: паспорта трассы, медицинского журнала осмотра туристов, выходящих на маршрут, других документов, обобщений результатов всех других обследований).

Знание положений данного стандарта и их безупречное и буквальное выполнение являются необходимыми условиями деятельности каждой туристской фирмы.

Похожие статьи:

  • Приказ 24 мвд россии от 18012011 г Приказ Минтранса РФ, Минюста РФ и МВД РФ от 18 января 2011 г. NN 16/13/21 "Об утверждении Положения о Межведомственной аттестационной комиссии для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных […]
  • Льготы вдовам ветеранов войны Льготы для вдов участников ВОВ в 2019 году Этих женщин война точно не обошла стороной. Каждое мгновение они верили, ждали и старались быть надежной опорой для своих мужей, которые переживали самые тяжелые для них времена. Однако их судьба пережить огромную горесть – […]
  • Исковое заявление о праве на досрочную пенсию Исковое заявление о назначении пенсии Разногласия по пенсионному вопросу можно решить в судебном порядке для чего нужно составить исковое заявление о назначении пенсии. Пенсионное законодательство весьма запутано. Поскольку в разные периоды развития страны закон […]
  • Алименты 201 Вопрос № 201 | Алименты Вопрос № 201 | Евгения Добрый день. я подала на алименты первый раз в 2009 г, но БМ никак не могли розыскать и известить. Наконец когда его нашли прошло уже 3.6 г. Он написал в суд заявление об отмене. ( т.к. он говорит , что не знал, хотя я не […]
  • Приказ минздравсоцразвития рф от 23122009 г 1012н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 июня 2011 г. N 473н "О внесении изменений в Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального […]
  • Нотариус в центральном округе москвы Нотариус в центре Москвы Сивакова Галина Ивановна Москва, ул.Кузнецкий мост, д.21/5 административное 6-этажное здание на площади Воровского 2 этаж, 4 подъезд, офис 2048 (вход - за памятником В.В.Воровскому) ст.м.Лубянка, ст.м.Кузнецкий Мост тел.+7(495)540-43-84 […]