Горецкий методическое пособие к азбуке

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Книга для учителя включает два раздела: «Обучение грамоте» и «Обучение письму». Рассматриваются методические основы обучения грамоте по учебнику «Русская азбука», приводятся возможные варианты построения уроков подготовительного периода и основного этапа. В методических рекомендациях к рабочим тетрадям по письму раскрывается система обучения, которая наиболее учитывает возрастные особенности первоклассников, направлена на то, чтобы научить ученика писать, уметь выражать свои мысли письменно, то есть уметь общаться.

В основе «Русской азбуки» лежит творческое использование теоретических положений, которые нашли свое воплощение в стабильных учебниках «Букварь» и «Азбука».

Значительная часть принципиальных положений опробована в массовой школе, подтвердившей их высокую надежность и результативность. Эти положения, своими корнями уходящие в глубь методической традиции, освоены широким кругом учителей и методистов. Накоплен огромный практический опыт. Поэтому переход учителя к работе с учебником «Русская азбука» будет значительно облегчен.

Методическая основа обучения грамоте по «Русской азбуке» раскрывается в следующем:

· построение обучения грамоте с учетом частотности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования в «Русской азбуке» букв и относящихся к ним звуков;

· одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;

· непременное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых слияниями), а также овладение плавным слоговым чтением;

· применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов и слов, помогающих детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов;

· использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучении их главных свойств и признаков;

· усвоение учениками ряда грамматико-орфографических правил и выработка умений пользоваться ими в письменных и устных формах речи;

· формирование у детей ведущих видов речевой деятельности — говорения и слушания, чтения и письма;

· развитие эмоциональной сферы детей на основе нравственно-воспитательного воздействия.

Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Федосова Н.А. Методическое пособие. Методическое пособие по обучению грамоте и письму книга для учителя

В. Г. ГОРЕЦКИЙ,
В. А. КИРЮШКИН,
Н. А. ФЕДОСОВА

Методическое пособие
по обучению грамоте
и письму

КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

В основе «Русской азбуки» лежит творческое использование теоретических положений, которые нашли свое воплощение в стабильных учебниках «Букварь» и «Азбука».

Значительная часть принципиальных положений опробована в массовой школе, подтвердившей их высокую надежность и результативность. Эти положения, своими корнями уходящие в глубь методической традиции, освоены широким кругом учителей и методистов. Накоплен огромный практический опыт. Поэтому переход учителя к работе с учебником «Русская азбука» будет значительно облегчен.

Методическая основа обучения грамоте по «Русской азбуке» раскрывается в следующем:

построение обучения грамоте с учетом частотности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования в «Русской азбуке» букв и относящихся к ним звуков;

одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;

непременное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых слияниями), а также овладение плавным слоговым чтением;

применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов и слов, помогающих детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов;

использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучении их главных свойств и признаков;

усвоение учениками ряда грамматико-орфографических правил и выработка умений пользоваться ими в письменных и устных формах речи;

формирование у детей ведущих видов речевой деятельности — говорения и слушания, чтения и письма;

развитие эмоциональной сферы детей на основе нравственно-воспитательного воздействия.

Особо отметим, что в учебник «Русская азбука», подготовленный специально для использования его в условиях массового обучения, впервые вводятся тексты, предназначенные для учеников, умеющих читать или знающих все буквы алфавита.

В отличие от всех издававшихся ранее азбук и букварей, «Русская азбука» проиллюстрирована одним художником С. Р. Ковалевым, что позволило избежать стилистической пестроты иллюстраций. Дополняя тексты, они достаточно широко и многообразно отражают окружающую действительность, служат богатым источником познания детьми жизни.

Обучение детей грамоте в 1 классе школы 1—3 (168 ч по программе) рассчитано на 3—3,5 месяца и на 7—7,5 месяца (243 ч по программе 1—4). Для занятий внеклассным чтением, которые проводятся с 1 сентября один раз в неделю, отводится 15—20 мин во второй половине урока чтения.

В ходе проведения уроков по обучению грамоте учитель, учитывая особенности своего класса и результаты усвоения детьми учебного материала, может сократить время, отведенное для прохождения всего курса, допустим, до 2,5—3 месяцев в 1 классе (1—3) или 3,5—5 месяцев в 1 классе (1—4).

Вследствие этого в настоящем пособии не дано даже примерного планирования, распределения материалов учебника по отдельным урокам.

Каждый вариант построения урока, который дается в пособии, является одним из возможных. Учитель может его принять целиком, использовать частично, может составить свой вариант урока, объединить несколько вариантов в один.

Весь процесс обучения грамоте сориентирован на учебник «Русская азбука» и предполагает три этапа:

первый — подготовительный — делится на две ступени: вводную безбуквенную и изучение пяти гласных букв и связанных с ними звуков;

второй — основной — посвящен изучению первых согласных звуков и их буквенных обозначений [Н] и [H’], H, н, . знакомству с буквами Ь, ь;

третий — повторительно-обобщающий и закрепляющий все пройденное.

УРОКИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА

На вводных занятиях подготовительного этапа учитель познакомит детей с их первым школьным учебником, объяснит его название. Учитель скажет, что и у нас в стране, и в других странах живет много разных народов и каждый говорит на своем языке. Писать и читать учатся дети везде по специально составленному для этого учебнику, который почти везде называют букварем или азбукой. С самых далеких времен в алфавите многих языков каждая буква имела свое название. Так было и в нашем славянском алфавите. Вот как назывались в нем буквы: аз, буки, веди, глаголь, добро и т. д. Когда-то не было печатных станков, книги переписывались от руки специальными людьми — переписчиками. Каждая книга представляла собой особую ценность не только из-за своего содержания, но и из-за затрат на ее изготовление. Переписчик старался сделать книгу привлекательной, красивой. Особое внимание он уделял той букве, с которой начиналось первое слово каждой новой части текста: главы, параграфа, абзаца. Вот и в вашем учебнике изображены такие две буквы, заглавные, большие. Они и являются первыми буквами древнерусского алфавита. Попробуйте громко прочитать, назвать одну букву за другой. Что у вас получилось? Не напомнило ли это звучание какое-то хорошо всем известное слово? Правильно, азбука. Так в старину называли учебники по обучению грамоте. Была в те времена и пословица сочинена: «Сперва аз да буки, а там и науки». В чем ее смысл?

Одновременно с названием «азбука» у первых школьных учебников появилось и другое название — «букварь». Слышите ли вы в этом названии что-то знакомое? Правильно, слово «буква». Всего в современном русском алфавите 33 буквы. Алфавит — это все буквы сразу. Кстати, само слово «алфавит» произошло от древнегреческого, где первая буква называлась «альфа», а вторая — «бета». Эту вторую букву произносили как «вита», вот и получилось — алфавит. Напоминает ли вам это наше русское слово? (Азбука.)

Итак, первый школьный учебник грамоты, по которому учатся хорошо и правильно читать и писать, называется или «Азбука», или «Букварь». Ваш учебник назван «Русская азбука», т. е. такой учебник, по которому обучают именно русской грамоте.

Учитель предложит детям перелистать учебник и рассмотреть его, потом расскажет первоклассникам об основных правилах поведения в классе, о том, что 1 сентября во всех школах страны начинаются занятия. Этот день отмечается как всенародный праздник, который назван «День знаний».

Учитель спросит у детей, какие они знают буквы, стихотворения; выслушает вместе с классом несколько учеников, пожелавших прочитать наизусть то, что было заучено ими до школы; наконец, может предложить всем вместе выучить одно из стихотворений, посвященных 1 сентября. (Какое-то из них, разумеется, есть в запасе у каждого учителя-профессионала.)

Читайте так же:  Штраф коап сумма

Завершит этот самый первый, вводный урок беседа о том, что надо делать каждому ученику, чтобы хорошо учиться. Учитель расскажет и покажет, как надо размещать учебные вещи и принадлежности, как ими пользоваться (доставать, убирать, аккуратно брать и т. д.).

Следующий урок можно провести уже непосредственно по материалам учебника, конкретно по с. 6 и 7, которые напомнят детям о содержании первого урока. Детям предлагается выполнить задание на развитие логического мышления. Внизу страницы даны рисунки. Просим детей назвать каждый предмет отдельно, указать, для чего он предназначен, а затем вспомнить, каким одним словом можно назвать их все, — игрушки, школьные принадлежности (или вещи). Привлекаем внимание детей к большому вопросительному знаку, помещенному среди рисунков. Этот знак как бы задает ученикам вопрос: «А какой еще другой предмет можно отнести к разделу «игрушки» и «учебные вещи»?» Например, автомобильчики, домики, дудочка, юла, ручка, линейка, ластик и др.

Основную часть урока желательно посвятить уточнению общего представления о речи. Учитель объяснит: «Все, что говорят люди, — это устная речь. Она служит для выражения мыслей и чувств». Дает задание внимательно слушать своих товарищей и запоминать, о чем они рассказывают. По вызову учителя ученики говорят, о чем сообщалось в прослушанных рассказах, и таким образом подчеркивается содержательная сторона речи. Будут заслушаны рассказы детей о своих любимых занятиях, животных, о помощи маме и папе в домашних делах и т. д.

По рисункам учебника (с. 7) дети вспомнят содержание народных сказок «Гуси-лебеди», «По щучьему велению». Можно задать детям вопросы: что изображено на рисунке? Что находится на переднем плане (впереди)? Что изображено на заднем плане (позади)? Что можно увидеть справа, слева, внизу, наверху?

Подведя итоги урока, учитель скажет примерно так:

— Вы отвечали на вопросы — это речь, рассказывали, используя иллюстрации, — это тоже речь.

Любой рассказ, выступление, разговор — все это устная речь. На уроках чтения вы будете учиться правильной и грамотной устной речи. Учитель предлагает ученикам еще раз пролистать «Русскую азбуку» и ответить, что можно увидеть на страницах учебника, кроме рисунков.

— В азбуке, кроме рисунков, страницы заполнены значками (буквами). Этими значками записаны рассказы, стихи, сказки, вопросы, загадки. Это тоже речь, но не устная, а письменная. Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо научиться читать. На уроках чтения и письма вы будете учиться читать и писать.

Дети, которые до школы научились читать, прочитывают для всего класса слова, написанные крупными печатными буквами на доске: МАМА, МОСКВА, МИР, РОССИЯ.

— Скоро вы все, — говорит учитель, — научитесь читать. В этом вам поможет первый школьный учебник — «Русская азбука».

Представление о предложении.

Учитель говорит, что речь состоит из предложений, что в каждом предложении выражается какая-либо мысль, и приводит, скажем, такой пример: Ученик рисует на доске домик.

Ученики делают вывод о том, что они узнали на уроке: речь состоит из предложений; в каждом предложении выражается определенная мысль; между предложениями делается остановка (пауза).

Обозначение предложения схемой.

Объясняется, что каждое предложение, даже если дети не знают букв, можно записать, обозначить его схемой. Тогда легче определить, сколько сказано предложений. Учитель показывает, как можно обозначить предложение.

На доске учитель изображает такую схему:

Пояснит, что начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской или линией слева, а конец предложения обозначен точкой справа от полосы или линии.

Дети должны найти и показать схематическое изображение предложения в учебнике.

Проводится упражнение по определению количества предложений в тексте — на слух. Примерный текст рассказа может быть таким:

Дети пришли в школу. Они сидят в классе. Начался урок. Одного ученика вызвали к доске.

Учитель повторяет рассказ, делая паузы между предложениями, а вызванный к доске ученик должен обозначить количество услышанных предложений заранее заготовленными карточками со схемами, последовательно выставляя их на классном наборном полотне. Учащиеся определяют, что в этом рассказе четыре предложения. Соответственно на наборном полотне выставлены четыре карточки.

Одновременно все ученики выполняют аналогичную работу на индивидуальных наборных полотнах или «записывают», вычерчивают линии в тетрадях.

С этого урока целесообразно начать задавать детям домашние задания по чтению. Первое из них: придумайте рассказ из 4—5 предложений и запишите его линиями.

Попутно заметим, что бытующее мнение о вредности домашнего задания в начальной школе глубоко ошибочно. Домашнее задание может принести вред только в одном случае: когда учитель перекладывает на плечи учеников то, что он должен был объяснить, растолковать на уроке. Но, когда домашнее задание способствует повторению и закреплению изученного, развивает мыслительные способности ученика, формирует внутреннюю дисциплинированность, оно крайне необходимо и полезно.

Новый урок можно начать с краткого повторения ранее пройденного и проверки выполнения домашнего задания.

Основную часть урока дети самостоятельно составляют и говорят предложения об учебных вещах, указывая их назначение и некоторые другие признаки, например: Карандашами мы рисуем. Карандаши хранят в коробке (в пенале). Карандаши бывают разных цветов и т. п.

Ученики делают вывод о том, что они узнали на уроке: речь состоит из предложений; в каждом предложении выражается определенная мысль; между предложениями делается остановка (пауза). Кроме того, дети учились делить речь на предложения.

Повторение сведений о схематическом изображении предложений.

Учащиеся вспоминают, как можно схематически «записать» сказанное предложение, показывают небольшие индивидуальные карточки с изображением схем предложений — полосок или на доске чертят линии.

Учитель произносит два предложения: У девочки в руках мяч; Мальчик перевозит на машине песок, а ученики должны на индивидуальном наборном полотне показать с помощью карточек со схемами, сколько предложений они услышали.

Составление рассказа по заранее заданным схемам.

Учитель предлагает детям рассказать, как они провели лето, что увидели нового и что узнали интересного, где побывали. При этом оговаривается, что в рассказе должно быть столько предложений, сколько обозначено схемами на доске. (Например: Летом мы гостили у бабушки в деревне. Там мы ловили рыбу. Или: Летом наша семья ездила отдыхать к морю. Мне очень понравилось купаться в теплом море.)

Учитель может его провести по специально подобранным предметным рисункам, расположив их на классном наборном полотне, или по материалу учебника. Дети называют каждый предмет в отдельности, а потом общим словом — «инструменты». По образцу предыдущего урока проводится игра «Замени знак вопроса картинкой» (топор, клещи, лом, вилы и т. д.).

Дети самостоятельно составляют и произносят предложения об игрушках и играх (о мяче, кукле и т. п.).

Упражнение можно провести в форме игры «Скажем как можно больше». Об одной из игрушек дети говорят предложения, одновременно фиксируя каждое карточками со схемами, которые выставляются на классном наборном полотне. Вариант: за каждое сказанное предложение ученик получает от учителя карточку со схемой. В конце игры подсчитывается, сколько всего предложений придумал класс (например, о мяче: Мяч круглый. Мой мяч разноцветный. Мяч высоко подскакивает. У моего брата есть футбольный мяч и т. п.).

Даем общую схему построения в целом урока обучения грамоте на подготовительном этапе (безбуквенная ступень).

Урок по теме
«Повторение и закрепление пройденного материала».

Работа по рисунку на с. 8.

— Что нарисовано на рисунке? Чем кто занят? Что это за персонажи, где их можно было встретить? (В сказках «Теремок» и др.)

Учитель замечает, что для понимания смысла речи и каждого предложения, из которых она состоит, надо говорить четко, ясно, неторопливо, с паузой в конце каждого предложения.

Работа по рисунку завершается составлением рассказа по нему, который строится в соответствии со схемами из трех предложений, например: «Я вижу зайца (мышонка, ежа). Это сказки. Здесь нарисована лягушка». Учитель просит ответить на вопросы: какое предложение было сказано первым? Какое вторым? Какое предложение в рассказе было последним?

Учитель предлагает детям узнать сказку, посмотрев на рисунки (с. 9), вспомнить ее и рассказать. (Сказка «Репка».)

Занятие внеклассным чтением.

Урок по теме «Предложение и слово».

Составление устного рассказа.

По рисунку на с. 10 учащиеся составляют рассказы о животных, которые там изображены. Например: Медведь принимает гостей. Они пришли с подарками.

Читайте так же:  Требования к заявке на промышленный образец

Учитель говорит детям, что рассказывать надо с паузами между предложениями, чтобы весь класс мог легко определить на слух количество сказанных предложений. Ученики слушают рассказы своих товарищей и отмечают на индивидуальных наборных полотнах с помощью карточек со схемами количество предложений в каждом рассказе.

Деление предложений на слова.

Из прослушанных рассказов учитель выбирает несколько предложений, состоящих из двух-трех слов (предложения, в состав которых входят предлоги, для анализа не используются).

Учитель отчетливо произносит предложение и спрашивает учеников, сколько слов они слышат в этом предложении. Какое слово первое? второе? Анализируются 2—3 предложения.

Делается вывод: предложение состоит из слов.

Работа со схемами.

— Предложение можно записать в виде схемы. По схеме можно узнать, сколько в предложении слов. Каждое отдельное слово обозначается полоской.

Здесь одна полоска обозначает одно слово. В схеме две полоски, значит, в предложении два слова. Как вы думаете, почему в этом предложении первое слово обозначено не просто полоской, а полоской с черточкой впереди? Как можно узнать, что предложение закончено?

По схемам, которые изобразит учитель на доске линейками, ученики составляют предложения, состоящие из двух или трех слов: Медведь принимал гостей. Он увидел зайца и ежа. Медведь был доволен. Они принесли гостинец.

Упражнение в записи слов полосками или линиями (на с. 10). Ученик называет нарисованного животного и показывает на схему, чертит полоску или линию. Там, где стоит вопросительный знак, дети сами называют какого-либо зверя и говорят, как можно «записать» его название (полосками или линейками).

Учитель вывешивает на доске предметные рисунки (пила, молоток, мастерок, кисть) и спрашивает детей, знают ли они назначение этих предметов, какую работу выполняют с их помощью. Затем он просит назвать все эти предметы одним общим словом (инструменты). При затруднении дети возвращаются к с. 8.

Закрепление представлений о слове.

Ученики один за другим называют изображенные (внизу с. 11) рисунки. Учитель сообщает: «Когда мы называем какой-то предмет, то мы произносим слово: голубь, гусь, белка, лиса, волк».

Учитель предлагает отгадать загадку: «Два конца, два кольца, а в середине гвоздик». Дети говорят отгадку: ножницы. Затем учитель обращает внимание детей на то, что сказано одно слово.

Учитель напоминает, что каждое слово можно записать короткой полоской или линией. Затем дети отгадывают еще одну загадку: «Ела-ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб». (Пила.) Выставляют на индивидуальном полотне одну короткую полоску.

Домашнее задание: подобрать 2—3 слова и «записать» их полосками или линиями.

Горецкий, Белянкова: Обучение грамоте. 1 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. ФГОС

Аннотация к книге «Обучение грамоте. 1 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. ФГОС»

Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённые ФГОС НОО. В пособии представлены научно-методические основы курса «Обучение грамоте» авторов В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной и их реализация в УМК для 1 класса, календарно-тематическое планирование, методические разработки всех уроков.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

В. Г. Горецкий В. А. Кирюшкин Н. А. Федосова. Методическое пособие по обучению грамоте и письму ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

1 В. Г. Горецкий В. А. Кирюшкин Н. А. Федосова Методическое пособие по обучению грамоте и письму ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ВВЕДЕНИЕ В основе «Русской азбуки» лежит творческое использование теоретических положений, которые нашли свое воплощение в стабильных учебниках «Букварь» и «Азбука». Значительная часть принципиальных положений опробована в массовой школе, подтвердившей их высокую надежность и результативность. Эти положения, своими корнями уходящие в глубь методической традиции, освоены широким кругом учителей и методистов. Накоплен огромный практический опыт. Поэтому переход учителя к работе с учебником «Русская азбука» будет значительно облегчен. Методическая основа обучения грамоте по «Русской азбуке» раскрывается в следующем: построение обучения грамоте с учетом частотности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования в «Русской азбуке» букв и относящихся к ним звуков; одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков; непременное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых слияниями), а также овладение плавным слоговым чтением; применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов и слов, помогающих детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов; использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучении их главных свойств и признаков;

2 усвоение учениками ряда грамматико-орфографических правил и выработка умений пользоваться ими в письменных и устных формах речи; формирование у детей ведущих видов речевой деятельности говорения и слушания, чтения и письма; развитие эмоциональной сферы детей на основе нравственновоспитательного воздействия. Особо отметим, что в учебник «Русская азбука», подготовленный специально для использования его в условиях массового обучения, впервые вводятся тексты, предназначенные для учеников, умеющих читать или знающих все буквы алфавита. В отличие от всех издававшихся ранее азбук и букварей, «Русская азбука» проиллюстрирована одним художником С. Р. Ковалевым, что позволило избежать стилистической пестроты иллюстраций. Дополняя тексты, они достаточно широко и многообразно отражают окружающую действительность, служат богатым источником познания детьми жизни. Обучение детей грамоте в 1 классе школы 1 3 (168 ч по программе) рассчитано на 3 3,5 месяца и на 7 7,5 месяцев (243 ч по программе 1 4). Для занятий внеклассным чтением, которые проводятся с 1 сентября один раз в неделю, отводится мин во второй половине урока чтения. В ходе проведения уроков по обучению грамоте учитель, учитывая особенности своего класса и результаты усвоения детьми учебного материала, может сократить время, отведенное для прохождения всего курса, допустим, до 2,5 3 месяцев в 1 классе (1 3) или 3,5 5 месяцев в 1 классе (1 4). Вследствие этого в настоящем пособии не дано даже примерного планирования, распределения материалов учебника по отдельным урокам. Каждый вариант построения урока, который дается в пособии, является одним из возможных. Учитель может его принять целиком, использовать частично, может составить свой вариант урока, объединить несколько вариантов в один.

3 Весь процесс обучения грамоте сориентирован на учебник «Русская азбука» и предполагает три этапа: первый подготовительный делится на две ступени: вводную безбуквенную и изучение пяти гласных букв и связанных с ними звуков; второй основной посвящен изучению первых согласных звуков и их буквенных обозначений [Н] и [Н’], Н, н. знакомству с буквами Ь, ь; третий повторительно-обобщающий и закрепляющий все пройденное. ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ ВВЕДЕНИЕ В методических рекомендациях к рабочим тетрадям по письму ( 1, 2, 3, 4) раскрывается система обучения, которая наиболее учитывает возрастные особенности первоклассников, направлена на то, чтобы научить ученика писать, уметь выражать свои мысли письменно, то есть уметь общаться. При этом письмо должно стать потребностью самого ребенка, стимулировать в нем желание не только писать, но и сочинять скороговорки, стихотворения, совершенствовать собственную речь. В основе данной системы лежит предваряющее ориентировочное действие (работа практического характера перед письмом или вспомогательная работа при письме: модульная сетка, конструирование с помощью гибких материалов, элементов букв, самих букв и т. д.). Такой подход облегчает усвоение навыков техники письма, позволяет уже в начале обучения письму развивать орфографическую зоркость, слуховое восприятие речи (дети пишут слоги и слова, проговаривая их вслух, ставя вместо букв точки). Обучение письму делится на два периода: подготовительный и основной. Подготовительный период готовит детей к письму, и ему посвящена вся тетрадь 1. Основной период начинается с написания

4 гласных букв, и ему отводятся тетради 2, 3, 4. Распределение на уроки содержания тетрадей делает учитель в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Поэтому методические рекомендации даны по темам и этапам обучения. Особое место в системе обучения письму отводится методике подготовительного периода, которая является инвариантной по отношению к любым способам письма: прямому, отрывному, безотрывному. Она учитывает психофизиологические особенности детей данного возраста: несовершенство зрительного и двигательного анализаторов, незаконченность окостенения запястий и фаланг пальцев, слабое развитие мелких червеобразных мышц руки, совершенство регуляции движений. Поэтому учебные задания подготовительного периода способствуют развитию координации движений, пространственных отношений, глазомера, укреплению мышц руки, усвоению гигиенических правил письма. Подготовительный период состоит из трех этапов: адаптационный (с. 6 12), рабочая строка (с ), элементы букв с ). На первом этапе первоклассники знакомятся с гигиеническими правилами письма. Каждое гигиеническое правило следует изучать отдельно в таком порядке: посадка; положение листа, рук, ручки; движение руки по строке. Методика работы с каждым правилом сводится к следующему: сначала учитель показывает одно из гигиенических правил письма, например посадку при письме. Дети обстоятельно анализируют положение всего корпуса при письме. Затем несколько учеников поочередно демонстрируют правильную посадку, остальные самостоятельно пробуют принять правильное положение корпуса, анализируют ошибки, допущенные при этом. Знакомство с гигиеническими правилами письма и закрепление их идет на доступном для детей материале. Это упражнение в штриховке фигур. Дети производят движения рукой, необходимые для развития всего двигательного аппарата руки. Ребенок не чувствует усталости, хотя рука совершает те же

Читайте так же:  Материнский капитал на приобретение квартиры у матери

5 мускульные сокращения, что и при письме, но делает это свободно, поэтому и гигиенические правила письма усваиваются легче. Штриховка выполняется в направлении написания букв хорошо заточенными карандашами или цветными ручками. Уже первые задания знакомят учащихся с контуром предмета. Прежде чем начать штриховку, дети обводят, «обследуют» контур предмета карандашом или ручкой, которые держат как при письме, а не при рисовании. На этом этапе особое внимание необходимо обратить на детей, пишущих левой рукой. В первую очередь их следует познакомить с гигиеническими правилами письма 1. На уроках подготовительного периода первого этапа уместны вопросы, которые будут направлены на ориентацию детей в местонахождении предмета на странице: где расположен предмет? (Вверху, внизу, в середине страницы.) От какого предмета слева (справа) расположен другой предмет? На втором этапе подготовительного периода дети знакомятся с рабочей строкой и учатся писать в ней. На этом этапе даны упражнения для укрепления мышц руки, становления навыков письма. Они служат для дополнительной и индивидуальной работы. Третий этап подготовительного периода ставит своей целью научить детей писать основные элементы букв, находить их в буквах (с. 3 5), знакомить с названием элементов букв и т. д. У первоклассников еще слабо развита рука, координация движений, это затрудняет точное воспроизведение образцов, данных в тетради. Для укрепления и развития руки, координации движений рекомендуются следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание лент, перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме, всасывание пипеткой воды, плетение из ниток. Этой же цели служит и гимнастика для пальцев, которая не только укрепляет руку, но и снимает напряжение. 1 Подробно этот вопрос раскрывается в работе.

6 Основной период делится на начальный этап и этап письма слов и предложений. В основной период, который начинается с письма гласных букв (с буквы а), вводятся упражнения на узнавание изученных букв в уже написанных словах, обведение по контуру неизвестных еще букв, запись слов и предложений, где вместо незнакомых букв ставятся точки. Каждая страничка обыгрывается (слово рассыпалось на слоги; в руки попала записка с обрывками фраз и т. д.). Можно предложить детям графические диктанты, например, учитель просит написать короткую палочку с закруглением внизу ( 0 ), рядом овал ( О ), а затем букву, которая состоит из этих элементов ( а ), или написать все буквы с элементом «с» и т. д. Обязательным этапом основного периода является работа с кассой букв и слогов, которая строится с учетом особенностей мышления ребенка и способствует развитию орфографической зоркости. Для развития собственной речи служат задания по составлению сказок, загадок, стихотворений, чистоговорок, скороговорок. В основной период постоянно идет работа над словом, которая помогает избежать часто встречающиеся ошибки (пропуск букв, искаение слов). Детям предлагаются следующие задания: поставить в написанном слове под гласными точки, списать слово, проделать то же самое с уже написанным словом: ноты ноты поставить в написанном слове под гласными точки, подчеркнуть согласные; списать, проделать ту же работу: аист аист в слове подчеркнуть буквы, обозначающие твердый согласный звук, одной чертой, мягкий согласный двумя чертами: мальчик мальчик

7 Работа в тетради должна занимать не более 7 10 минут, потом необходимы смена деятельности или упражнения для снятия мышечного напряжения руки. Учитель постоянно контролирует работу, которая выполняется детьми в тетрадях, исправляет недочеты красным цветом и показывает ученикам, как надо выполнить работу правильно. Исправление недочетов начинается с первого дня обучения письму. Учитель должен доброжелательно указывать на ошибки, внимательно следить за их исправлением, избегать нотаций, не торопить ребенка. Исправление ранее допущенных ошибок детьми происходит в начале урока (организационный момент).

Сайт учителя начальных классов

Мальцевой Марины Анатольевны

Обучение грамоте, письмо.

Календарно-тематические планирование к «Азбуке» В.Г. Горецкого и др.

Поурочное планирование к «Азбуке» В.Г. Горецкого и др.

Обучение грамоте, авт. В.Г. Горецкий,

Русский язык, авт. В.П. Канакина.

Пояснительная записка по русскому языку для 1—4 классов.

АЗБУКА (В.Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская и др.)

Русский язык (Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)

Технологические карты (ТК) по Обучению грамоте, 1 класс

Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. и др. Азбука. 1 класс. В 2 частях

Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.

Учебник. — М.: Просвещение, 2011. — 128 + 112 с.

Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя

М.: Просвещение, 2003. — 107 с.

В пособии раскрывается методическая система обучения грамоте на основе новейших данных лингвистической и педагогической науки, предлагаются поурочные разработки.
В основе «Русской азбуки» лежит творческое использование теоретических положений, которые нашли свое воплощение в стабильных учебниках «Букварь» и «Азбука».

Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Дидактический материал к урокам обучения грамоте

М.: Просвещение, 1982. — 63 с.

Пособие представляет собой разнообразные материалы, дополняющие страницы букваря. Оно дает возможность первоклассникам упражняться в чтении и слого-звуковом анализе слов, развитии устной речи.
Расположенный в строгом соответствии с определенной буквой букваря, дидактический материал может быть целиком или выборочно использован как на уроке, так и для домашнего самостоятельного чтения.

Крылова О.И. Карточки по обучению грамоте 78 стр.

Карточки по обучению грамоте к учебнику В. Г. Горецкого и др. «Русская азбука» Содержит разнообразные задания на развитие мелкой моторики, внимания, памяти и логического мышления; обогащает словарный запас; соответствует учебному стандарту.

Крылова О.Н. Карточки по обучению грамоте. 1 класс

К учебнику В.Г. Горецкого и др. «Азбука. 1 класс. В 2-х частях». — 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Экзамен, 2015. — 79 с.

Прописи к учебнику В.Г.Горецкого, В.А. Кирюшкина и др.

Похожие статьи:

  • Приказ 24 мвд россии от 18012011 г Приказ Минтранса РФ, Минюста РФ и МВД РФ от 18 января 2011 г. NN 16/13/21 "Об утверждении Положения о Межведомственной аттестационной комиссии для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных […]
  • Льготы вдовам ветеранов войны Льготы для вдов участников ВОВ в 2019 году Этих женщин война точно не обошла стороной. Каждое мгновение они верили, ждали и старались быть надежной опорой для своих мужей, которые переживали самые тяжелые для них времена. Однако их судьба пережить огромную горесть – […]
  • Исковое заявление о праве на досрочную пенсию Исковое заявление о назначении пенсии Разногласия по пенсионному вопросу можно решить в судебном порядке для чего нужно составить исковое заявление о назначении пенсии. Пенсионное законодательство весьма запутано. Поскольку в разные периоды развития страны закон […]
  • Алименты 201 Вопрос № 201 | Алименты Вопрос № 201 | Евгения Добрый день. я подала на алименты первый раз в 2009 г, но БМ никак не могли розыскать и известить. Наконец когда его нашли прошло уже 3.6 г. Он написал в суд заявление об отмене. ( т.к. он говорит , что не знал, хотя я не […]
  • Приказ минздравсоцразвития рф от 23122009 г 1012н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 июня 2011 г. N 473н "О внесении изменений в Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального […]
  • Нотариус в центральном округе москвы Нотариус в центре Москвы Сивакова Галина Ивановна Москва, ул.Кузнецкий мост, д.21/5 административное 6-этажное здание на площади Воровского 2 этаж, 4 подъезд, офис 2048 (вход - за памятником В.В.Воровскому) ст.м.Лубянка, ст.м.Кузнецкий Мост тел.+7(495)540-43-84 […]