Федеральный закон такси

Эксперты считают, что федеральный закон о такси будет принят не ранее чем через год

В настоящее время на рассмотрении Госдумы находятся несколько законопроектов, направленных на регулирование деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Один из них – проект отдельного федерального закона о такси 1 (далее – законопроект о такси), призванный установить понятийный аппарат и правой статус всех участников отношений, которые возникают при осуществлении таких перевозок. Как неоднократно подчеркивали эксперты, действующих законодательных норм – на федеральном уровне это фактически одна статья: ст. 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ) – недостаточно для обеспечения надлежащего качества услуг по перевозке легковым такси, в том числе по причине охвата далеко нет всех участников соответствующего рынка. Так, например, до сих пор не определен статус таких субъектов, как агрегаторы заказов, и поэтому они, несмотря на то что аккумулируют значительную долю заказов такси и определяют стоимость поездок, не несут ответственности перед пассажирами.

В связи в этим особое внимание разработчики законопроекта о такси уделяют нормам о службах заказа легкового такси, к которым относятся и интернет-агрегаторы. Согласно текущей версии проекта служба заказа должна осуществлять свою деятельность на основании договоров об обработке информации о заказе такси, заключать которые она вправе только с имеющими разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (ч. 1 ст. 9 Закона № 69-ФЗ) фрахтовщиками. Предполагается, что ответственность такие службы заказа будут нести по двум основаниям: за несоблюдение законодательно установленного порядка обработки информации (административная ответственность) и за передачу заказа лицу, не имеющему разрешения на осуществление перевозок легковым такси (ответственность, предусмотренная нормами законодательства о защите прав потребителей). За вред же, причиненный при перевозке пассажиру или его багажу, в любом случае будет отвечать фрахтовщик. Однако, как подчеркнул в ходе состоявшегося вчера в ОП РФ общественного обсуждения мер по развитию сферы легкового такси член профильной рабочей группы Комитета Госдумы по транспорту и строительству Юрий Нагерняк, основания и пределы ответственности служб заказа такси – один из наиболее спорных вопросов, и окончательная позиция по нему будет сформирована только после определения их статуса. «Если агрегатор определяет стоимость перевозки, то он является не просто службой информации, а непосредственным участником процесса перевозки. Это подтверждается практикой Евросоюза, в частности решением Суда Европейского Союза в отношении компании Uber 2 , которым агрегатор был признан участником перевозки, ответственным за ее осуществление», – отметил эксперт. Поэтому, по его словам, возможны два варианта: либо агрегаторы не участвуют в определении стоимости поездки и считаются лицами, оказывающими информационные услуги, либо определяют цену, основываясь на себестоимости конкретной перевозки и оказания услуги по обработке этого заказа, то есть действующая на сегодняшний день практика получения агрегаторами до 30% от стоимости каждой поездки будет невозможной в любом случае. Кроме того, не исключается вероятность появления в законопроекте о такси параметров определения региональными властями конкретных тарифов на услуги такси, добавил представитель профильного комитета Госдумы. Но данное предложение – в отличие от идеи законодательного ограничения возможности агрегаторов по регулированию тарифов – не поддерживают представители профессионального сообщества. Выступая от имени всей московской транспортной агломерации, заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрий Пронин подчеркнул, что тарифное меню должно формироваться непосредственно таксомоторными компаниями или ИП и передаваться агрегаторам, чтобы пассажир сам мог выбрать, с кем и по какому тарифу поедет. Стоит отметить, что в конце прошлой недели ряд сервисов заказа такси обнародовали заявление о том, что законодательный запрет на участие онлайн-сервисов в определении тарифов на услуги такси приведет к тому, что заказы будут получать не ближайшие свободные водители, а те, кто предложит самую низкую цену, что увеличит и время подачи машин, и среднюю стоимость поездок (текст совместного заявления имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ).

Как учитываются в целях налогообложения затраты организации на оплату проезда работников на такси в служебных целях, узнайте из материала «Расходы на содержание служебного транспорта» Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Кроме того, по словам Юрия Нагерняка, законопроект о такси будет дополнен положениями, устанавливающими четкие критерии допуска на рынок всех участников: компаний и ИП, осуществляющих перевозки легковым такси, агрегаторов и непосредственно самих водителей. Так, например, среди обсуждаемых возможных требований к последним – сейчас, напомним, в ст. 9 Закона № 69-ФЗ говорится лишь о наличии у водителя такси не менее чем трехлетнего общего водительского стажа – наличие гражданства РФ (но, скорее всего, правом на установление такого требования в качестве обязательного будут наделены регионы, так как в некоторых субъектах РФ его исполнение будет проблематично в связи с недостаточным количеством профессиональных водителей), необходимость получения профессионального водительского удостоверения при условии введения соответствующего вида прав в России, обязательное повышение квалификации, например прохождение дополнительного обучения не реже чем раз в пять лет.

Более того, поскольку предполагается, что рассматриваемый законопроект о такси в отличие от ранее вносимых в Госдуму аналогичных проектов должен не стать рамочным законом, а конкретно определить функции всех участников процесса оказания услуг легкового такси, в нем могут быть установлены основания для разграничения этих услуг и, в частности, так называемого райдшеринга – чтобы отделить случаи реального подвоза попутчиков от использования этой схемы для осуществления перевозок фактически в качестве такси, но без соблюдения законодательно установленных требований. Таким образом, уже на данном этапе – а законопроект пока не рассматривался даже в первом чтении, он включен в примерную программу Госдумы на ноябрь – можно говорить о том, что нынешняя версия документа будет переработана более чем существенно. Профильный комитет Госдумы, учитывая количество требующих обсуждения вопросов, прогнозирует, что процесс доработки и рассмотрения законопроекта займет не менее года, сообщил Юрий Нагерняк. При этом он отметил, что до принятия федерального закона о такси регионам не стоит забывать о реализации предусмотренных действующим законодательством полномочий в сфере регулирования перевозок легковым такси.

Стоит отметить, что ряд предложений, направленных на повышение эффективности реализации региональных полномочий по организации транспортного обслуживания населения легковым такси (подп. 12 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») и осуществлению регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси (ч. 18 ст. 9 Закона № 69-ФЗ), были сформулированы по итогам VI Международного Евразийского форума «ТАКСИ», прошедшего в августе текущего года. Как отметил вчера в ходе обсуждения исполнительный директор АНО «МЕФТ» Алексей Худяков, данные предложения будут включены в ежегодный доклад общественного совета МЕФТ председателю Правительства РФ. Одно из наиболее важных – утвердить региональные целевые программы развития такси, предполагающие формирование нормативно-правовой базы, поддержку предпринимательства в сфере такси, совершенствование порядка осуществления контроля в этой области и непосредственно развитие инфраструктуры. Финансирование данных программ, по мнению АНО «МЕФТ», должно осуществляться за счет средств региональных бюджетов, субвенций из федерального бюджета, частных инвестиционных проектов и внебюджетного финансирования со стороны участников рынка. Организация уже разработала типовую структуру такой региональной целевой программы и планирует разместить ее на своем официальном сайте 2 ноября.

Еще одно предложение касается необходимости разработки единого стандарта ведения реестров выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. В настоящее время порядок ведения соответствующего реестра каждый регион устанавливает самостоятельно (ч. 8 ст. 9 Закона № 69-ФЗ), что приводит к формированию совершенно разных подходов к наполнению реестров и обновлению содержащихся в них данных. В результате, как отметил Алексей Худяков, в некоторых реестрах отсутствует даже необходимый минимум сведений: о дате выдачи и сроке действия разрешений или о государственном регистрационном знаке транспортного средства, а имеющаяся информация обновляется в действительности гораздо реже установленных, немаленьких причем: раз в квартал, раз в два месяца, сроков. Поэтому все участники обсуждения принципиально поддержали разработку и утверждение единого стандарта ведения реестров выданных разрешений.

Помимо законопроекта о такси, на рассмотрении Госдумы находится законопроект 3 , предполагающий распространение требования об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров на лиц, осуществляющих перевозку граждан легковым такси, – соответствующие поправки планируется внести в Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ. Его принятие позволит обеспечить пассажирам равный объем гарантий по возмещению вреда, причиненного разными перевозчиками, – сейчас, напомним, клиенты такси в случае причинения вреда их жизни и здоровью во время поездки могут рассчитывать не более чем на 500 тыс. руб. в рамках страхового возмещения по договору ОСАГО (ст. 7 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), тогда как для случаев причинения вреда при перевозке автобусом, например, страховые суммы в четыре раза больше (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ). Законопроект был принят в первом чтении 17 октября, но есть вероятность, что дальнейшее его рассмотрение будет отложено, так как Комитет Госдумы по транспорту и строительству считает, что он не должен рассматриваться в отрыве от законопроекта о такси.

Читайте так же:  Классы кбм по осаго

В любом случае ОП РФ организует общественное обсуждение обоих проектов, отметила в заключение председатель Комиссии палаты по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Елена Сутормина. Скорее всего, оно состоится в декабре, но точная дата мероприятия пока не определена.

Федеральный закон о такси

В 2011 году был подписан ФЗ-69 «О внесение изменений в законодательные акты РФ», положения и отдельные статьи, регламентирующие порядок регистрации организации и осуществления деятельности частных перевозчиков. Закон о такси включает 10 пунктов, которые подверглись дополнениям и изменениям в 2012-2014 г. Некоторые положения вступили в силу спустя несколько лет после опубликования.

Дата действия отдельных положений регламентируется ст. 10 закона о частном извозе. Ч. 23, 24 ст. 9 ФЗ вступили в силу с начала 2015 г., в СМИ часто звучит термин «новый законодательный акт о такси 2015 года». Закон актуален и на текущий момент времени и никакие дополнения в него больше не вносились.

Структура законодательного акта

Горячая линия

+7 (499) 350-80-61

+7 (812) 309-17-81

Отношение к частному извозу имеют только 4 статьи ФЗ о такси. А именно:

  • Ст. 3 – вносит в КоАП от 2001г. ФЗ-195 штрафные санкции за пренебрежение правилами частного извоза.
  • Ст. 7 – вводит в ФЗ-259 от 2007г. «Устав автотранспорта и наземного городского электротранспорта» ст. 36.1, ответственность таксомоторных организаций (согласно КоАП) за нарушение правил перевозки пассажиров и багажа.
  • Ст. 8 – включает деятельность такси в ФЗ-294 от 2008г. «О защите ИП и юрлиц при муниципальном и государственном контроле».
  • Ст. 9 – новый законодательный акт, регламентирующий в 24 пунктах сферу частного извоза на право транспортировки пассажиров, багажа и требования к автомобилям.

Горячая линия

+7 (499) 350-80-61

+7 (812) 309-17-81

Основное условие – получение разрешения на деятельность такси. Иначе у извозчика возможны проблемы с законом.

Штраф за такси без лицензии (для ИП, юр лиц, частника) – КоАП ст. 14.1.2 пункт 1:

  • для физлиц – 50 тыс. рублей;
  • если лицо является ИП – 100 тыс. рублей;
  • юрлицам за отсутствие лицензии грозит штраф в размере 400 тыс. рублей.

За вторичное правонарушение размер материальных санкций аналогичный, но с конфискацией автомобиля. Для организаций возможно приостановление коммерческой деятельности до 3-х месяцев.

Если разрешение на такси отсутствует, а ТС оборудовано фонарем или графической раскраской – за это предусмотрен штраф – 5 000 рублей, с изъятием опознавательного знака частного извозчика (КоАП ст. 12.5, пункт 4.1).

Изменения в законе о такси

Правила транспортировки пассажиров и лицензирование частного извоза регулируют определенные акты, положения: ПДД, ФЗ-69, КоАП.

Законом о такси предусмотрены следующие изменения:

  • стаж вождения авто – от 3-х лет;
  • под такси можно использовать как личную, так и арендуемую машину;
  • по закону частный извоз разрешен на тех ТС, эксплуатация которых производится по соглашению лизинга;
  • таксист не должен иметь при себе талон техосмотра, но сама процедура обязательна;
  • не действуют ограничения о территориальных границах.

ИП или частное лицо по закону может оформить лицензию в любом городе и беспрепятственно перевозить клиентов в различные точки России.

Особенности получения разрешения на такси

Главные положения ФЗ-69 в заключительном варианте от 2015г. утвердили список бумаг, необходимых для оформления лицензии и упростили процедуру ее получения. Одно разрешение выдается на один легковой автомобиль.

Для оформления лицензии на такси согласно новому закону необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • запрос установленного образца;
  • дубликат документа, удостоверяющего личность заявителя или его доверенного лица;
  • ксерокопию свидетельства о регистрации в ФНС (выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ);
  • дубликат документа о постановке машины на учет, соглашение аренды, лизинга или гендоверенность.

Список бумаг согласно закону является окончательным и действителен по всей России. Вносить какие-либо изменения власти на местах не имеют право. Заявление на оформление лицензии на такси можно отправить по почте или через Интернет (портал Госуслуг).

В законе о перевозки пассажиров, багажа нет требований и предписаний относительно техосмотра перед выходом транспортного средства на маршрут. Это относится и к медицинскому освидетельствованию водителей. Также не предусмотрено никак требований относительно опыта персонала, осуществляющего данные процедуры.

Требования к легковой машине для извоза

П. 16 настоящего закона о такси предусматривает соблюдение некоторых условий относительно оснащения транспортного средства.

Чтобы осуществлять перевозку людей, багажа необходимо соблюсти следующие требования к такси:

  • цветовая окраска кузова ТС (местные власти могут предложить несколько вариантов);
  • установка таксометра в такси, если плата осуществляется не по утвержденному тарифу;
  • наличие цветографической наклейки (шашечки) на бортах;
  • оранжевый опознавательный фонарь поверх крыши автомобиля.

Согласно закону о такси при не соблюдении одного из требований водителю грозит штраф 3 000 руб., должностному лицу – 10 000, юрлицу – 50 000 (КоАП ст. 11.14.1).

Для осуществления деятельности требуется разрешение, оформленное согласно требованиям ФЗ-69. В отсутствии лицензии таксисту грозят материальные санкции – 5 000 (КоАП ст. 12.3 пункт 2.1). За отсутствие квитанции или чека, подтверждающего предоставление услуги, нарушителю будет назначен штраф (КоАП статья 11.14.1):

  • водителю – 1 000 руб.;
  • должностному лицу закон предусматривает штраф – 10 000 руб.;
  • организации – 30 000 руб.

Перевозка без соглашения фрахтования машины предусматривает материальные санкции: для водителя – 5 000, должностной единицы – 50 000, компании – 200 000 рублей (ст. 11.14.2).

Лицензированные таксисты на основании федерального закона о такси должны обеспечить:

  • техобслуживание и ремонт транспортного средства;
  • по закону необходим контроль исправности машины перед выходом на маршрут;
  • медицинский предрейсовый осмотр таксиста.

Машины, использующиеся для перевозки людей, багажа должны быть полностью исправны, проходить плановый и внеплановый ремонт, а водители освидетельствование на пригодность.

Сфера предпринимательской деятельности, связанной с такси регулируется исполнительной, а также законодательной властью, позволяя обеспечить дополнительную прибыль государству и безопасность пассажирам, иным участникам движения. За отсутствие разрешения на перевозку предусмотрен штраф, который позволит сделать данный вид теневого бизнеса наименее привлекательным.

Закон о такси: нюансы и поправки

Для правильной езды на дороге все водители должны знать и следовать правилам дорожного движения, и водители такси не исключение. Правовые нормы для таксистов содержатся в Федеральном Законе №69.

Описание закона

  • ПДД;
  • ФЗ №69 о такси;
  • КоАП России — определяет штрафные санкции за нарушения общепринятых законодательных норм.

Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентирует дорожные правила для служб легкового такси, которые занимаются перевозками пассажиров и багажа. Под действие закона попадают лица, осуществляющие деятельность по приему или передачи заказов по перевозке граждан и их имущества. В качестве таких служб, выступают службы заказа такси:

Также рассматриваемый законодательный акт регламентирует деятельность юридических лиц, зарегистрированных на территории России, осуществляющих передачи и принятие заказов на транспортировку граждан и их имущества на легковом авто. Форма собственности юридического лица не имеет значения.

Время ожидания клиента по закону

Согласно закону №69 все легковые машины, работающие в службе такси, должны быть оснащены таксометром. Этот прибор позволяет рассчитать плату за проезд с учетом пройденного расстояния. Водитель машины обязан включить прибор в тот момент, когда пассажир сел в машину. Пассажир должен видеть, что счетчик включен при нем, а не ранее.

Сколько такси должно ждать клиента?

По закону РФ водитель такси обязан ждать клиента в течении 15 минут. Если по истечении данного периода времени пассажир не появился, то таксист вправе начать начисление денежных средств за каждую минуту ожидания. В итоге, пассажир обязан будет заплатить за время простоя машины и за поездку.

Разрешенные места для парковки такси

По закону о деятельности такси по ст.3 и по правилам дорожного движения, категорически запрещается парковаться автомобилям, перевозящим пассажиров:

  • близко от трамвайных путей или на них;
  • близко от железной дороги или на ней;
  • в тоннелях;
  • на эскадах;
  • близко к разметке;
  • парковка на автобусной остановке — она предназначена только для автобусов и для маршрутных такси;
  • на пешеходных переходах;
  • на пересечении проезжих частей;
  • у запрещающих знаков.

По закону, в вышеуказанных местах парковать машину такси не разрешается. Таксистам разрешено использовать автобусную остановку только для высадки или посадки пассажира.

Читайте так же:  Цена страховки на мотоцикл осаго

Может ли такси припарковаться у бордюра? У бордюра разрешено парковаться, но при этом необходимо соблюдать общие правила ПДД.

Парковка машины на длительное время должна осуществляться в специально отведенных для этого местах:

  • на специальных парковках для такси;
  • на платных стоянках;
  • на бесплатных стоянках.

Согласно положениям закона России, водитель автомобиля такси обязан:

  • соблюдать очередность выезда машин со стоянки для такси;
  • включить таксометр и приступить к обслуживанию клиента;
  • знать населенный пункт и его улицы, знать маршрут короткого пути к точке назначения;
  • по приезду в указанное место, водитель должен сообщить клиенту стоимость проезда, указанную на счетчике;
  • сохранять и поддерживать чистоту в салоне и в багажном отделении.

Чтобы знать все тонкости ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», необходимо его изучить. Скачать последнюю редакцию закона можно по ссылке. Также же можете скачать ФЗ о присяжных заседателях.

Последние изменения ФЗ о такси

Практически все законодательные акты требуют пересмотра. Законы пересматриваются членами Государственной Думы для их усовершенствования, путем внесения в них изменений, поправок и дополнений. Необходимы нововведения из-за возникающих спорных ситуациях, на который определенный законодательный акт не распространяется.

Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» претерпел изменения 14 октября 2014 года.

Федеральный закон 69 о такси ст 3

Данная статья характеризует ответственность за нарушения правил перевозки клиентов и багажа:

  • В легковом автомобиле, перевозящем пассажиров, должна быть информация о правилах езды в данном виде транспорта. Отсутствие информации влечет за собой штраф для водителя — 1000 руб. (для юр. лиц — 30 000 руб.);
  • Если водитель не выдает клиенту кассовый чек или квитанцию, то ему грозит штраф в размере 1000 руб. (для юр. лиц — 30 000 руб.);
  • На автомобиле должны быть отметки, свидетельствующие о его принадлежности к такси (опознавательный фонарь на крыше или цветографическая желтая схема на кузове машины). Отсутствие отметок грозит штрафом водителю 3 000 руб. (для юр. лиц — 50 000 руб.).

В последней редакции корректировке подверглась 3 статья настоящего закона, а именно 17 пункт. Из этого пункта исключили 4 абзац.

Закон 69 о такси ст 9

Важным аспектом в данной статье являются обязанности юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении автомобилей, перевозящих клиентов и их багаж:

  • проводить периодическое и своевременное обслуживание и ремонт машин;
  • осуществлять технический осмотр автомобиля перед выездом на линию;
  • предоставить водителям обязательный медицинский осмотр.

Все водители и юридические лица, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров и багажа, обязаны знать положения настоящего закона о такси.

Обзор федерального закона о такси и можно ли его обойти

В апреле 2011 г. Президент РФ подписал Федеральный закон (ФЗ) N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отдельные статьи и положения, которого регламентируют порядок организации, государственной регистрации и осуществления текущей деятельности предприятий такси на территории РФ.

Этим закон о такси отличается от других правовых актов, регулирующих конкретные сферы деятельности в РФ и носящих поэтому соответствующие названия, например «Закон о прокуратуре РФ» или «Закон о судебной системе». ФЗ N 69-ФЗ состоит из 10 статей, которые подвергались изменениям и дополнениям в 2012 и 2014 годах.

Отдельные положения закона вступили в силу не через 10 дней после официального опубликования текста ФЗ, а спустя значительные отрезки времени. Даты начала действия этих положений определены статьей 10 закона.

Часть 23 и часть 24 статьи 9 ФЗ вступили в силу 1-го января 2015 года, поэтому в СМИ применительно к этому правовому акту часто встречается термин «новый закон о такси 2015 года». Который актуален и на сегодняшний 2019 год.

Правовое обеспечение закона «О такси»

Непосредственное отношение к такси имеют следующие статьи ФЗ N 69-ФЗ:

  • Статья 3 вносит в КоАП РФ нормы ответственности (в виде административных штрафов) за различные нарушения правил в работе такси;
  • Статья 7 вводит в ФЗ N 259-ФЗ от 2007 года «Устав автомобильного транспорта…» дополнительную статью 36.1, определяющую область административной ответственности предприятий такси при нарушении ими установленных законом правил;
  • Статья 8 включает в сферу действия ФЗ N 294-ФЗ от 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» предприятия по перевозке пассажиров легковым транспортом;
  • Статья 9 содержит 24 пункта и по сути является непосредственно новым законом о такси. Положения статьи регламентируют все сферы деятельности предприятий такси (как юридических лиц — ЮЛ, так и частных предпринимателей — ИП), начиная с получения разрешения (лицензии) на право перевозки пассажиров, установления требований к транспортным средствам, допущенным к перевозкам, и заканчивая вопросами контроля и надзора за работой предприятий такси со стороны государственных органов;
  • Статья 10 определяет порядок и сроки вступления в силу закона в целом, а также отдельных его статей и положений.

Основные положения закона

Федеральный закон о такси N 69-ФЗ в своем окончательном варианте от 2015 года зафиксировал перечень из 4-х документов, необходимых для получения лицензии на такси и значительно упростил порядок ее получения. Одна лицензия (одно разрешение) выдается на одно транспортное средство (ТС).

Список предъявляемых заявителем документов:

  • Заявление, составленное по утвержденной форме;
  • Копия удостоверения личности заявителя (его представителя);
  • Копия документа о постановке на учет в налоговых органах (выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП);
  • Копия свидетельства о регистрации ТС (ПТС, копия договора лизинга, договор аренды или генеральная доверенность).

Перечень документов является окончательным и действует на всей территории РФ. Права изменять его региональные или муниципальные органы власти не имеют. Заявку теперь можно отправлять в соответствующие органы по интернету (с помощью сайта государственных услуг), а получать готовое разрешение — по почте.

По сравнению с нормами ранее действующего закона о такси закон 69-ФЗ дает значительные послабления предпринимателям, решившим заняться этой сферой деятельности:

  • Получить разрешение на такси можно не только на собственный автомобиль, но и на транспортное средство, находящееся в официальной аренде или используемое по доверенности. Отказ в получении разрешения должен быть безусловно мотивирован тем органом власти, который уполномочен его выдавать. Отказ возможен исключительно при предъявлении заявителем недостоверных сведений о себе или об автомобиле;
  • Для получения лицензии требуется трехлетний водительский стаж (ранее был 5 лет);
  • Технический осмотр для автомобилей такси унифицируется с техническим осмотром личного автотранспорта, отменяется требование об обязательном наличии в автомобиле талона ТО (ранее осмотр надо было проходить 1 раз в полгода);
  • Разрешается совершать межрегиональные перевозки пассажиров даже при отсутствии специальных соглашений между регионами, если адрес подачи такси находится в регионе, в котором получена лицензия (ранее перевозки можно было осуществлять только по территории своего региона). При наличии соответствующих соглашений между регионами посадку и перевозку пассажиров можно осуществлять и в другом регионе.

С января 2015 года вступили в силу положения закона по регулированию цветового оформления кузова такси в тех регионах, где местные власти ранее установили такие требования. По новому закону на своей территории региональные власти вправе утверждать несколько вариантов цветового оформления такси. Еще одно новшество, вступившее в силу в 2015 году, относится к обязательной установке на такси таксометра в тех случаях, когда плата за поездку зависит от времени или фактического километража поездки, а не является фиксированной величиной (утвержденным тарифом). ЮЛ и ИП, имеющие разрешения на такси, обязаны осуществлять следующие мероприятия:

  • своевременный технический осмотр ТС;
  • ежедневный контроль технического состояния ТС перед выходом его на маршрут;
  • медицинский осмотр водителей такси для допуска их к управлению ТС.

Особенности лицензирования деятельности такси

Выдачу разрешений (лицензий) на такси в каждом регионе осуществляет специальный уполномоченный орган. Чаще всего таким органом выступает региональное подразделение Министерства транспорта — Комитет по транспорту субъекта РФ. Срок действия разрешения составляет не менее 5 лет. Мотивированный отказ в выдаче разрешения должен быть предоставлен в течение 1-го месяца с даты подачи заявления.

При изменении регистрационных данных ЮЛ или ИП разрешается осуществлять переоформление лицензии. При утере разрешения предельный срок его восстановления составляет 10 дней с момента подачи заявления. Уполномоченный орган ведет реестр всех выданных разрешений и обязан размещать его в свободном доступе на страницах своего сайта.

В случае выявления нарушений в деятельности такси уполномоченный орган (обычно это региональное подразделение ГИБДД) вправе выдавать владельцам лицензий предписания на устранение нарушений в сроки, не превышающие 1-го месяца. В свою очередь, владельцы разрешений обязаны предоставлять в уполномоченный орган отчеты об устранении нарушений (выполнении требований предписаний) до истечения сроков действия предписаний. Невыполнение этих требований или несоответствие данных отчета реальному состоянию дел может вести к аннулированию лицензии на такси.

Отзыв разрешения на такси возможен и по другим причинам:

  • повторное (в течение срока действия лицензии) нарушение правил фрахта такси на территории других регионов (если между регионами не заключены соответствующие соглашения);
  • повторное нарушение положений закона о такси в части требований к автомобилю (наличие цветографической схемы в виде «шашечек» в шахматном порядке на бортах, опознавательного фонаря «Такси» на крыше ТС и таксометра в салоне, а также соответствие цвета ТС цвету, установленному для автомобилей такси в данном регионе);
  • управление автомобилем такси водителем со стажем менее 3-х лет;
  • совершение водителем такси ДТП со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.
Читайте так же:  Машина в аресте за алименты

Наличие действующей лицензии в салоне автомобиля такси является обязательным условием для допуска таксомотора к перевозке пассажиров. Административная ответственность за нарушение этого требования определена КоАП — штраф до 30 тыс. руб. Конкретные суммы других штрафов за различные нарушения в деятельности такси приведены в статье 3 ФЗ N 69-ФЗ (или в статьях 11 и 12 КоАП РФ).

Как «обойти» закон о такси

Многих водителей-индивидуалов, занимавшихся ранее нелегальной перевозкой пассажиров на легковом транспорте и желающих сегодня сделать этот вид деятельности более законным, но не готовых при этом заниматься регистрацией ООО или ИП, интересует вопрос — как можно «обойти» закон о такси без прямой опасности быть подвергнутым серьезным административным наказаниям со стороны контролирующих органов.

На самом деле закон оставляет несколько незначительных лазеек, позволяющих полулегальным таксистам обходить отдельные его требования. Это касается как вопросов специального оборудования автомобилей под задачи такси, проведения финансовых операций с клиентами, так и порядка осуществления обязательных мероприятий по допуску автомобилей и водителей на маршрут.

Если раньше закон о такси запрещал выдавать лицензии на автомобили, не являющиеся собственностью ЮЛ или ИП, то новый закон не содержит подобных ограничений. Это означает, что предприниматели могут получать разрешения на такси для большого числа автомобилей, взятых в аренду или оформленных по генеральной доверенности. Таким образом к деятельности такси и привлекаются бывшие частники со своими личными автомобилями, с которыми предприниматели просто заключают трудовой договор.

Оборудование автомобиля необходимыми атрибутами такси не представляет никакой сложности (за исключением требования по цвету, если таковое принято в регионе), так как все эти устройства и приспособления являются съемными, а Закон не предъявляет к ним каких-либо стандартных требований. Это касается и знака на крышу, и цветографических полос на борта (могут быть магнитными или простыми наклейками), и даже счетчика-таксометра.

Нет в Законе и четко прописанных требований к процедурам технического контроля состояния ТС перед выходом на маршрут и медицинского освидетельствования водителей, а также к профессиональной квалификации персонала, который должен эти мероприятия проводить.

Новый закон о такси N 69-ФЗ в целом достаточно полно и качественно выполняет основное свое предназначение — цивилизованное регулирование деятельности многочисленных предприятий, осуществляющих платную перевозку пассажиров легковым автомобильным транспортом, на территории всех регионов РФ. А некоторые его несущественные недоработки и пробелы, скорее всего, будут тщательно проанализированы и устранены путем внесения новых изменений и дополнений в будущем.

Закон о такси: нюансы и поправки

Для правильной езды на дороге все водители должны знать и следовать правилам дорожного движения, и водители такси не исключение. Правовые нормы для таксистов содержатся в Федеральном Законе №69.

Описание закона

  • ПДД;
  • ФЗ №69 о такси;
  • КоАП России — определяет штрафные санкции за нарушения общепринятых законодательных норм.

Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентирует дорожные правила для служб легкового такси, которые занимаются перевозками пассажиров и багажа. Под действие закона попадают лица, осуществляющие деятельность по приему или передачи заказов по перевозке граждан и их имущества. В качестве таких служб, выступают службы заказа такси:

Также рассматриваемый законодательный акт регламентирует деятельность юридических лиц, зарегистрированных на территории России, осуществляющих передачи и принятие заказов на транспортировку граждан и их имущества на легковом авто. Форма собственности юридического лица не имеет значения.

Время ожидания клиента по закону

Согласно закону №69 все легковые машины, работающие в службе такси, должны быть оснащены таксометром. Этот прибор позволяет рассчитать плату за проезд с учетом пройденного расстояния. Водитель машины обязан включить прибор в тот момент, когда пассажир сел в машину. Пассажир должен видеть, что счетчик включен при нем, а не ранее.

Сколько такси должно ждать клиента?

По закону РФ водитель такси обязан ждать клиента в течении 15 минут. Если по истечении данного периода времени пассажир не появился, то таксист вправе начать начисление денежных средств за каждую минуту ожидания. В итоге, пассажир обязан будет заплатить за время простоя машины и за поездку.

Разрешенные места для парковки такси

По закону о деятельности такси по ст.3 и по правилам дорожного движения, категорически запрещается парковаться автомобилям, перевозящим пассажиров:

  • близко от трамвайных путей или на них;
  • близко от железной дороги или на ней;
  • в тоннелях;
  • на эскадах;
  • близко к разметке;
  • парковка на автобусной остановке — она предназначена только для автобусов и для маршрутных такси;
  • на пешеходных переходах;
  • на пересечении проезжих частей;
  • у запрещающих знаков.

По закону, в вышеуказанных местах парковать машину такси не разрешается. Таксистам разрешено использовать автобусную остановку только для высадки или посадки пассажира.

Может ли такси припарковаться у бордюра? У бордюра разрешено парковаться, но при этом необходимо соблюдать общие правила ПДД.

Парковка машины на длительное время должна осуществляться в специально отведенных для этого местах:

  • на специальных парковках для такси;
  • на платных стоянках;
  • на бесплатных стоянках.

Согласно положениям закона России, водитель автомобиля такси обязан:

  • соблюдать очередность выезда машин со стоянки для такси;
  • включить таксометр и приступить к обслуживанию клиента;
  • знать населенный пункт и его улицы, знать маршрут короткого пути к точке назначения;
  • по приезду в указанное место, водитель должен сообщить клиенту стоимость проезда, указанную на счетчике;
  • сохранять и поддерживать чистоту в салоне и в багажном отделении.

Чтобы знать все тонкости ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», необходимо его изучить. Скачать последнюю редакцию закона можно по ссылке. Также же можете скачать ФЗ о присяжных заседателях.

Последние изменения ФЗ о такси

Практически все законодательные акты требуют пересмотра. Законы пересматриваются членами Государственной Думы для их усовершенствования, путем внесения в них изменений, поправок и дополнений. Необходимы нововведения из-за возникающих спорных ситуациях, на который определенный законодательный акт не распространяется.

Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» претерпел изменения 14 октября 2014 года.

Федеральный закон 69 о такси ст 3

Данная статья характеризует ответственность за нарушения правил перевозки клиентов и багажа:

  • В легковом автомобиле, перевозящем пассажиров, должна быть информация о правилах езды в данном виде транспорта. Отсутствие информации влечет за собой штраф для водителя — 1000 руб. (для юр. лиц — 30 000 руб.);
  • Если водитель не выдает клиенту кассовый чек или квитанцию, то ему грозит штраф в размере 1000 руб. (для юр. лиц — 30 000 руб.);
  • На автомобиле должны быть отметки, свидетельствующие о его принадлежности к такси (опознавательный фонарь на крыше или цветографическая желтая схема на кузове машины). Отсутствие отметок грозит штрафом водителю 3 000 руб. (для юр. лиц — 50 000 руб.).

В последней редакции корректировке подверглась 3 статья настоящего закона, а именно 17 пункт. Из этого пункта исключили 4 абзац.

Закон 69 о такси ст 9

Важным аспектом в данной статье являются обязанности юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении автомобилей, перевозящих клиентов и их багаж:

  • проводить периодическое и своевременное обслуживание и ремонт машин;
  • осуществлять технический осмотр автомобиля перед выездом на линию;
  • предоставить водителям обязательный медицинский осмотр.

Все водители и юридические лица, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров и багажа, обязаны знать положения настоящего закона о такси.

Похожие статьи:

  • Требования автомобиля для работы в такси Закон о такси. Требования к водителям В 2011 году в силу вступил федеральный закон №69, которым установлены требования к автомобилю и к водителю, осуществляющего пассажирские перевозки. Требования к автомобилю такси Данным нормативным правовым актом предусмотрен целый […]
  • Приказ мз 786 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 ноября 2012 г. N 786н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при хроническом вирусном гепатите В" Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 ноября 2012 г. N 786н"Об утверждении стандарта […]
  • Федеральный закон 329-фз от 2011 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон […]
  • Приказ 722 н от 09112012 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 ноября 2012 г. N 722н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при гастроэзофагеальной рефлюксной болезни" Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 ноября 2012 г. N 722н"Об утверждении стандарта […]
  • Лицензия на медкабинет школы Лицензия на медкабинет школы Исходя из положений ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья граждан является наиболее емким понятием, включающим в себя в том числе и медицинскую […]
  • Приказ мвд 24 ноября 2011 Приказ МВД РФ от 21 ноября 2011 г. N 1159 "О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками" Приказ МВД РФ от 21 ноября 2011 г. N 1159"О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками" В соответствии с постановлением […]