Федеральный закон 458-фз от 29122019 года

Возможно, граждане будут обязаны платить за обращение с твердыми коммунальными отходами как за коммунальную услугу только с 1 января 2018 года

Депутат Олег Шеин внес в Госдуму законопроект 1 , которым предлагается изменить срок вступления в силу отдельных норм, касающихся обращения с твердыми коммунальными отходами. В случае одобрения его инициативы, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с такими отходами для граждан наступит не позднее 1 января 2018 года. Сегодня предусмотрен иной срок – не позднее 1 января 2017 года (п. 8 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»).

Таким образом будет перенесен срок перевода услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами из состава содержания общего имущества в многоквартирных домах в состав коммунальных услуг. Автор пояснил, что правовое регулирование в данной области требует углубленного изучения. Он отметил, что в каждом субъекте РФ должны быть приняты региональные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, определены операторы по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению таких отходов.

Для этого, по оценке депутата, потребуется больше времени, чем предусмотрено действующим законодательством. А потому переходного периода до 1 января 2017 года, по его мнению, недостаточно для реализации воли законодателя.

Олег Шеин добавил, что неоправданная поспешность при переходе на сбор, транспортирование, обезвреживание, обработку, размещение и захоронение твердых коммунальных отходов по новым правилам создаст предпосылки для срыва выполнения требований закона в регионах. Принятие законопроекта, по его мнению, напротив, поможет перейти на новые правила без неоправданных административных санкций и рисков банкротства лиц, управляющих многоквартирными домами.

14 февраля 2018 года согласно Федеральному закону от 31.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается. Организация, находящаяся на общей системе налогообложения, производила авансовые платежи и относила их на расходы. В данный момент оплата будет возвращена за 2016-2017 годы. Что делать с расходами за 2016-2017 годы?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация в рассматриваемой ситуации не должна представлять уточненные декларации по налогу на прибыль организаций за прошлые налоговые периоды, равно как и доплачивать налог на прибыль и пени за указанные периоды. Излишне исчисленная сумма платы за НВОС подлежит учету в составе внереализационных доходов в периоде ее получения.
Однако не исключено, что следование данной позиции может вызвать претензии со стороны налогового органа, в случае, если проверяющие придут к выводу, что за 2016-2017 годы плата за НВОС за размещение ТБО перечислялась организацией ошибочно. Примеры судебной практики по аналогичным спорам свидетельствуют о том, что в рассматриваемой ситуации (когда вопрос взимания платы за НВОС при размещении ТБО в 2016-2017 гг. был не урегулирован) перечисление организацией платы за НВОС за эти периоды не признается ошибкой в понимании ст. 54 НК РФ.

Обоснование позиции:
Как следует из ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ), плата взимается за следующие виды негативного воздействия (далее — НВОС):
— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
— сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
— хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее — размещение отходов).
При этом плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками же платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению (абз. 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, ч.ч. 4, 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ)).
Оператором по обращению с ТКО признаются индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (абз. 26 ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, в случае, когда имеется договор со специализированной организацией на сбор, транспортировку и удаление ТКО, то за размещение такого вида отходов плата не должна была взиматься с 2016 года (смотрите постановления Седьмого ААС от 12.01.2018 N 07АП-10888/17, Десятого ААС от 17.11.2017 N 10АП-15470/17)*(1).
Однако существовала неопределенность в вопросе платы за размещение ТКО в случае, когда контрагент, с которым заключен договор на вывоз и размещение таких отходов, не получил статус регионального оператора по обращению с ТКО. По мнению сотрудников Росприроднадзора, по смыслу норм Законов N 7-ФЗ и N 89-ФЗ, как в редакции до 01.01.2016, так и в редакции, действующей с указанной даты, лица, в результате деятельности которых образовались ТКО, обязаны были вносить плату за НВОС за размещение отходов вплоть до создания региональных операторов. Данная неопределенность была разрешена*(2) путем отмены платы за размещение ТБО вообще за период 2016-2017 гг. Статьей 9 Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов», согласно которым статья 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ дополнена частью 10, где указано, что плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.
Таким образом, ввиду неопределенности в вопросе наличия обязанности по осуществлению платежей за размещение ТБО организация в 2016-2017 годах перечисляла плату за НВОС.
Суммы платы за НВОС учитываются в составе материальных расходов (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). При этом материальные расходы в виде платы за НВОС (квартальных авансовых платежей) признаются для целей исчисления налога на прибыль организаций на последнее число отчетного (налогового) периода, за который соответствующие платежи производятся (письмо Минфина России от 08.08.2016 N 03-03-06/1/46432).
Таким образом, по нашему мнению, в прошлые периоды организация правомерно учитывала в расходах плату за НВОС при размещении ТБО, т.е. речь не идет об ошибке при расчете налога на прибыль.
Напомним, что при обнаружении налогоплательщиком в поданных им в налоговый орган налоговых декларациях факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, у налогоплательщика возникает обязанность по внесению изменений в налоговые декларации и представлению в налоговый орган уточненных налоговых деклараций (п. 1 ст. 81 НК РФ).
В то же время следует отметить, что данное положение, а также нормы абзаца второго п. 1 ст. 54 НК РФ применяются к случаю, когда искажение налоговой базы квалифицируется именно как ошибка. При этом понятие ошибки для целей НК РФ применяется в том значении, в каком оно используется в п. 2 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (п. 1 ст. 11 НК РФ, письма Минфина России от 13.04.2016 N 03-03-06/2/21034, от 04.11.2014 N 03-03-06/1/62348).
Так, не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском у
чете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 22/2010).
Примеров судебной практики по вопросу квалификации сумм платы за НВОС, учтенной ранее в расходах при исчислении налога на прибыль, но подлежащей возврату в связи с отсутствием обязанности по ее перечислению в бюджет, мы не обнаружили.
Полагаем возможным учесть позицию ВАС РФ, изложенную в постановлении Президиума от 17.01.2012 N 10077/11 (далее — Постановление), согласно которой исчисление как земельного, так и иных налогов, учитываемых в составе расходов, в излишнем размере (в том числе вследствие неприменения льготы или иного освобождения) не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль. Исполнив обязанность по исчислению и уплате земельного налога в соответствии с поданными первоначально декларациями, предприятие фактически понесло в предыдущих периодах затраты, отвечающие требованиям ст. 252 НК РФ, и в силу пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ правомерно отнесло их к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Учет в составе расходов первоначально исчисленной суммы земельного налога, соответствующей положениям перечисленных норм НК РФ, не может квалифицироваться как ошибочный. Корректировка налоговой базы по земельному налогу должна рассматриваться как новое обстоятельство, свидетельствующее о необходимости учета излишне исчисленной суммы земельного налога в периоде указанной корректировки в составе внереализационных доходов, перечень которых в силу ст. 250 НК РФ не является исчерпывающим.
Впоследствии данная позиция была подтверждена и верховными судьями, рассматривающими спор касательно корректировки налогоплательщиком налоговой базы по налогу на прибыль в связи с представлением уточненных деклараций по НДПИ с суммой налога к уменьшению (определение СКЭС ВС РФ от 08.11.2016 N 308-КГ16-8442, п. 17 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2016), утвержденного Президиумом ВС РФ 20.12.2016).
Приведенную позицию судей применительно к расходам, учитываемым на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, поддерживают и официальные органы. Так, в письме Минфина России от 15.10.2015 N 03-03-06/4/59102 со ссылкой на приведенное постановление ВАС РФ было разъяснено, что в случае представления в последующих налоговых (отчетных) периодах уточненных расчетов (налоговых деклараций) по налогу на имущество организаций в связи с выявлением излишне уплаченной суммы указанного налога соответствующую корректировку следует рассматривать для целей налогообложения прибыли организаций как новое обстоятельство, приводящее к возникновению внереализационного дохода текущего отчетного (налогового) периода (смотрите также письма Минфина России от 23.01.2014 N 03-03-10/2274 (доведено до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков письмами ФНС России от 12.02.2014 N ГД-4-3/[email protected] и УФНС России по г.Москве от 18.02.2014 N 16-03/[email protected]), информационное сообщение отдела работы с налогоплательщиками УФНС России по Иркутской области от 21.02.2014 «Уточненные расчеты по страховым взносам для участника консолидированной группы являются новым обстоятельством», материал «Исправление ошибок, которые исказили налоговую базу» (интервью с С. Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса) (Д. Ефименко, журнал «Актуальная бухгалтерия», N 8, август 2016 г.)).
При этом из разъяснений Минфина России не следует, что позиция, изложенная в Постановлении, не может применяться в ситуации, когда корректировки налоговых баз осуществляются вследствие ошибки налогоплательщика. Отметим, что в приведенном ранее определении СКЭС ВС РФ от 08.11.2016 N 308-КГ16-8442 (смотрите отмененное данным определением Постановление Шестнадцатого ААС от 02.02.2016 N 16АП-4446/15) в качестве причины внесения изменений в декларации по НДПИ налогоплательщик привел тот факт, что обществом первоначально неправильно применялась учетная политика в части установления расходов (прямой и косвенный методы) для определения налоговой базы по НДПИ (ошибка бухгалтера). Судебная коллегия ВС РФ удовлетворила кассационную жалобу общества и отменила принятые по делу акты судов апелляционной и кассационной инстанций, которые пришли к выводу о необходимости корректировки налоговых обязательств по налогу на прибыль в прошлом периоде.
По нашему мнению, указанные выводы справедливы и для случаев внесения платы за НВОС, которая хоть и является неналоговым платежом, однако также подлежит уплате в
бюджет и отражению в декларациях и расчетах установленной формы.
Вместе с тем отметим, что в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2013 N Ф07-7701/12 по делу N А21-2332/2012 судьи в контексте решения вопроса о применении Постановления указали, что для того, чтобы определить, в каком налоговом периоде производится перерасчет расходов, необходимо установить, является ли такой перерасчет результатом обнаружения налогоплательщиком самостоятельно ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы прошлого налогового периода либо результатом изменения фактических обстоятельств, произошедших в текущем налоговом периоде.
В постановлении АС Московского округа от 02.06.2016 NФ05-5097/16 по делу N А40-156602/2015 отмечено, что налогоплательщик, который должен самостоятельно исчислять налог исходя из правильно определенной налоговой базы, ставки, льгот, не представил доказательств, что по не зависящим от него обстоятельствам он не мог по первоначальной декларации правильно исчислить налог. В рассматриваемой ситуации, как указано выше, до вступления в силу Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ существовала неопределенность в вопросе определения лица, в чьи обязанности входит внесение платы за НВОС при размещении ТБО: источник отходов, или лицо, осуществляющее деятельность по их вывозу и размещению.
Учитывая изложенное, мы придерживаемся позиции, что в рассматриваемой ситуации организация не должна представлять уточненные декларации по налогу на прибыль организаций за прошлые налоговые периоды, равно как и доплачивать налог на прибыль и пени за указанные периоды. Излишне исчисленная сумма платы за НВОС подлежит учету в составе внереализационных доходов.
В то же время наличие приведенной арбитражной практики свидетельствует о том, что следование вышеприведенной позиции может привести к претензиям со стороны налогового органа и отстаиванию этой позиции в судебном порядке.
Кроме того, напомним о праве организации обратиться за соответствующими разъяснениями в налоговый орган по месту постановки на учет или в Минфин России (пп. 1, пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Читайте так же:  Мисс адвокатов

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

21 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Подробнее смотрите в ответе на Вопрос: В процессе деятельности муниципального образовательного учреждения Новосибирской области образуется обычный бытовой мусор, который вывозится специализированной организацией на основании договора, заключенного между этой организацией и учреждением. Оснований для присвоения учреждению категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не имеется. Необходимо ли учреждению подавать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (в том числе за 2016 и 2017 гг.)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2017 г.).
*(2) Смотрите также Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 31.01.2018 N 305-ЭС17-10622.

Реализация положений Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ: проекты нормативно-правовых актов

1 января 2015 г. как гром среди ясного неба вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ), который наделал немало шума, т.к. внес серьезные изменения в требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами[1]. Как работать дальше? по каким нормам? какими подзаконными актами руководствоваться? — такие вопросы возникают у специалистов в области охраны окружающей среды. Поскольку Федеральный закон № 458-ФЗ был принят недавно, то направленных на реализацию его положений нормативно-правовых актов еще нет, однако с проектами некоторых из них можно ознакомиться уже сейчас. Именно этому будет посвящена настоящая статья.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СБОРУ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ, ОБРАБОТКЕ, УТИЛИЗАЦИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ, РАЗМЕЩЕНИЮ ОТХОДОВ I-IV КЛАССОВ ОПАСНОСТИ

Федеральный закон № 458-ФЗ внес коррективы в перечень видов деятельности в сфере обращения с отходами, подлежащих лицензированию. Так, в соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 31.12.2014; начало действия редакции — 01.07.2015) с 1 июля 2015 г. лицензированию, помимо размещения и обезвреживания, будут подлежать сбор, транспортирование, обработка и утилизация отходов I–IV классов опасности.

В настоящее время подготовлен проект Постановления Правительства РФ «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»[2], которым утверждается Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (далее — Положение-2015).

Положение-2015 определяет порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, включенных в федеральный классификационный каталог отходов[3], осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению к Положению-2015.

Положение-2015 устанавливает лицензионные требования осуществления деятельности в области обращения с отходами, а также перечень документов, которые должен представить в лицензирующий орган соискатель лицензии (лицензиат) для получения или переоформления лицензии.

В сравнении с действующим Положением о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 255; в ред. от 24.03.2014; далее — Положение-2012) Положением-2015 предусмотрены новые лицензионные требования к соискателям лицензии (лицензиатам) — наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств (это, скорее всего, связано с возвратом с 1 июля 2015 г. транспортировки отходов в перечень лицензируемых видов деятельности) и включение объекта размещения отходов, на котором лицензиат осуществляет (планирует осуществлять) деятельность по обращению с отходами, в государственный реестр объектов размещения отходов (это изменение обусловлено вступлением в силу с 1 августа 2014 г. Приказа Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»). В то же время из перечня лицензионных требований было исключено требование о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) системы производственного контроля в области обращения с отходами.

В перечень грубых нарушений лицензионных требований, в сравнении с Положением-2012, в Положении-2015 дополнительно включены:

•отсутствие у лицензиата специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

•реализация объекта для размещения и (или) обезвреживания отходов с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;

•допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV классов опасности[5].

В то же время из перечня грубых нарушений лицензионных требований исключено проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.

Планируемая дата вступления в силу Постановления, утвердившего Положение-2015, — 1 июля 2015 г. Однако согласно п. 3 ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до вступления в силу данного Федерального закона, действуют до 30 июня 2015 г. Получается, что 1 июля 2015 г. все организации, занимающиеся сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением отходов I–IV классов опасности, останутся без лицензий.

Читайте так же:  Можно удерживать алименты по исполнительному листу

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРОВ

Федеральным законом № 458-ФЗ были введены новые термины в ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ:

отходы от использования товаров — готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них;

норматив утилизации отходов от использования товаров — установленное как выраженное в процентах отношение количества товаров определенного вида, упаковки таких товаров, реализованных юридическим лицам, физическим лицам, в т.ч. индивидуальным предпринимателям, и подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, к общему количеству товаров определенного вида, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации.

Нормативы утилизации отходов от использования товаров (продукции), в т.ч. потребительской упаковки таких товаров (продукции), после утраты потребительских свойств

В соответствии с п. 1 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации.

В целях реализации данной нормы подготовлен проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров (продукции), в том числе потребительской упаковки таких товаров (продукции), после утраты потребительских свойств»[6].

Постановлением устанавливаются нормативы утилизации отходов от использования товаров (продукции), в т.ч. потребительской упаковки таких товаров (продукции), после утраты потребительских свойств:

Нормативы утилизации устанавливаются по наименованиям групп товаров (продукции) подлежащих утилизации, в процентах от общего количества выпущенных производителями, импортерами товаров для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за истекший календарный год в зависимости от массы или числа единиц готовых товаров или массы упаковки, использованной для производства таких товаров.

Предлагаемые нормативы утилизации отходов подлежат пересмотру один раз в 3 года в соответствии с предложениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере охраны окружающей среды.

Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств

Согласно п. 2 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами.

В целях реализации данной нормы разработан проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств»[7].

Постановлением утверждается перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств:

Перечень подлежит пересмотру Правительством Российской Федерации в соответствии с предложениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере охраны окружающей среды.

Порядок самостоятельной утилизации производителями, импортерами отходов от использования товаров

На основании п. 3 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях реализации данного пункта подготовлен проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка самостоятельной утилизации производителями, импортерами отходов от использования товаров»[8].

Постановлением утверждается Порядок самостоятельной утилизации производителями, импортерами отходов от использования товаров, которым устанавливаются порядок и условия самостоятельной утилизации производителями, импортерами товаров отходов от использования готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, согласно перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ.

Самостоятельная утилизация производителями, импортерами отходов от использования товаров заключается в обеспечении выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров и осуществляется одним из следующих способов или их комбинацией:

•непосредственно самими производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров;

•заключение договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором;

•создание объединения (союза) производителей, импортеров товаров.

Выбор способа самостоятельной утилизации отходов от использования товаров осуществляется производителем, импортером товаров.

Производитель, импортер, осуществляющий самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров вне зависимости от выбранного способа осуществления утилизации обязан обеспечить:

а) прием отходов от использования товаров в пунктах приема;

б) доставку отходов от использования товаров от пунктов приема до мест осуществления деятельности по их обработке;

в) обработку отходов от использования товаров;

г) утилизацию отходов от использования товаров.

В целях исполнения обязанности по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров производитель, импортер товаров представляет в территориальный орган Росприроднадзора:

•декларацию количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в т.ч. упаковки таких товаров;

•отчетность о выполнении нормативов утилизации.

Отчетность о выполнении нормативов утилизации и декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в т.ч. упаковки таких товаров

В соответствии с п. 16 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в т.ч. упаковки), перечень которых предусмотрен п. 2 указанной статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации данного пункта подготовлено два проекта:

проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка, формы и сроков предоставления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации таких товаров»[9].

– порядок и сроки представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации таких товаров (далее — Отчетность);

– типовая форма представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, Отчетности.

Производители, импортеры товаров представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности.

Отчетный период составляет один календарный год. В случае начала осуществления хозяйственной и иной деятельности производителем, импортером товаров в течение отчетного календарного года отчетный период исчисляется с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя — производителя, импортера.

Отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, и ведется в электронном виде, а при отсутствии технической возможности ведения в электронном виде — в письменном виде. Оформление Отчетности осуществляется по типовой форме:

Отчетность составляется на бумажном носителе в 2 экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося производителя, импортера, а второй вместе с электронной версией Отчетности на электронном носителе представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора (непосредственно или почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении). Датой представления Отчетности считается отметка территориального органа Росприроднадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления.

Отчетность может быть подана в виде электронных документов, подписанных усиленной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Федеральный закон № 63-ФЗ).

Отчетность составляется на основе данных первичного учета произведенных (ввезенных) товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, и переданных (выпущенных в обращение) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, юридическим и физическим лицам на территории Российской Федерации.

Росприроднадзор размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для свободного и бесплатного доступа электронную версию оформления Отчетности и программное обеспечение для ее формирования;

проект Постановления Правительства РФ «О порядке декларирования производителями, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров, в том числе упаковки таких товаров»[10].

Постановлением утверждается Порядок декларирования производителями, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров, в т.ч. упаковки таких товаров, который устанавливает требования к оформлению и представлению производителями, импортерами продукции декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров, а также количестве потребительской упаковки, использованной для производства товаров.

Декларация оформляется на основании ведения производителями, импортерами продукции учета количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров, а также количества потребительской упаковки, использованной для производства товаров.

Декларация должна содержать:

– титульный лист, оформляемый в свободной форме;

– данные учета по итогам очередного квартала и очередного календарного года.

В случае невозможности произвести фактические измерения количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров, а также количества потребительской упаковки, использованной для производства товаров, учет ведется на основании следующих источников:

– технической и технологической документации;

Декларация ведется в электронном виде, а при отсутствии технической возможности ведения в электронном виде — в письменном виде. Оформление и ведение декларации осуществляется по образцу:

Производители, импортеры товаров представляют декларацию в территориальный орган Росприроднадзора в одном экземпляре на бумажном носителе или направляют в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении до 15 декабря года, следующего за отчетным календарным годом.

Читайте так же:  Герой россии пенсия

Декларация может быть представлена с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона № 63-ФЗ.

Порядок создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров

В соответствии со ст. 24.3 Федерального закона № 89-ФЗ единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров (далее — ЕГИС УОИТ) является федеральной государственной информационной системой, которая содержит информацию об отходах от использования товаров, о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации указанных отходов и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию и предназначена для осуществления контроля за выполнением установленных нормативов утилизации.

Порядок создания, эксплуатации и модернизации ЕГИС УОИТ устанавливается Правительством Российской Федерации.

Так, для реализации указанной нормы разработан проект Постановления Правительства РФ «О порядке создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров»[11].

Постановлением утверждается Порядок создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, который определяет правила создания, эксплуатации и модернизации ЕГИС УОИТ.

ЕГИС УОИТ предназначена для автоматизации учета отходов от использования товаров и их утилизации, а также информационного обеспечения деятельности по контролю за выполнением нормативов утилизации таких отходов, деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в сфере обращения с отходами от использования товаров.

Создание ЕГИС УОИТ осуществляется Минприроды России и Росприроднадзором и включает в себя разработку ЕГИС УОИТ, ввод ее в эксплуатацию, создание и/или приобретение программно-технических средств ЕГИС УОИТ, в т.ч. выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Эксплуатация ЕГИС УОИТ осуществляется Росприроднадзором, который является оператором ЕГИС УОИТ, самостоятельно или совместно с организациями, осуществляющими эксплуатацию сегментов ЕГИС УОИТ.

Пользователями информации, содержащейся в системе, являются Минприроды России и Росприроднадзор, иные органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица.

Предоставление информации для включения в единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров

Согласно ст. 24.4 Федерального закона № 89-ФЗ ЕГИС УОИТ эксплуатируется на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой поставщиками информации, в т.ч. с использованием имеющихся у них информационных систем. Состав, формы, сроки и порядок предоставления указанной информации определяются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации данной нормы разработан проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении состава, формы, сроков и порядка предоставления статистической и иной документированной информации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров»[12].

Постановлением утверждается Порядок предоставления статистической и иной документированной информации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров.

Данный Порядок устанавливает состав, формы, сроки и правила предоставления статистической и иной документированной информации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров, для ее включения в ЕГИС УОИТ.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СБОР

В соответствии с п. 7 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены ст. 24.5 данного Федерального закона.

Ставки экологического сбора

Согласно п. 5 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей.

Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Данная норма реализована в проекте Постановления Правительства РФ «Об установлении ставок экологического сбора, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств»[13].

Постановление предусматривает установление ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельной утилизации отходов от использования товаров:

Порядок взимания экологического сбора

На основании п. 8 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ порядок взимания экологического сбора (в т.ч. порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях реализации данного пункта подготовлен проект Постановления Правительства РФ «Об установлении порядка взимания экологического сбора (в том числе порядка его исчисления, срока уплаты, порядка взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора)»[14].

Постановлением утверждается Порядок взимания экологического сбора, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, в т.ч. порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора.

В соответствии с Порядком взимание экологического сбора осуществляется Росприроднадзором.

Экологической сбор исчисляется и уплачивается плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, установленным Правительством Российской Федерации.

Для подтверждения правильности исчисления суммы экологического сбора плательщик представляет форму по расчету суммы экологического сбора и документы об уплате экологического сбора, в территориальный орган Росприроднадзора, в котором осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров, в т.ч. упаковки таких товаров.

Излишне уплаченный (взысканный) экологический сбор по желанию плательщика может подлежать возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, поданного в территориальный орган Росприроднадзора, проставивший на отчетности отметку об уплате экологического сбора, в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) экологического сбора.

[1] Подробнее о данных изменениях см.: Прохоров И.О. Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 8–24 (http://www.profiz.ru/eco/2_2015/458-FZ/) (прим. редакции).

[2] С текстом проекта можно ознакомиться по ссылке http://regulation.gov.ru/project/22438.html. Подробный анализ проекта см.: Нельзикова Е.А. О новом порядке лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 3. С. 36–45 (http://www.profiz.ru/eco/3_2015/licenz/) (прим. редакции).

[3] Утвержден Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445.

[4] На момент подписания номера в печать критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к категориям в зависимости от уровня такого воздействия не были определены. В настоящее время подготовлен проект Постановления Правительства РФ «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (http://regulation.gov.ru/project/19222.html).

27 февраля 2015 г. состоялось совещание под председательством заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Р.Р. Гизатулина, посвященное обсуждению данного проекта (http://rpn.gov.ru/node/8914) (прим. редакции).

[5] Многие эксперты полагают, что данная норма накладывает на предприятия избыточные требования, поскольку в настоящее время в российской законодательстве отсутствует нормативно-правовой акт, регулирующий порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

Похожие статьи:

  • Федеральный закон об образовании 2012 краткое содержание Федеральный закон об образовании 2012 краткое содержание 8(495)912-63-37 [email protected].ru Комментарии к ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" № 273 - ФЗ от 29 декабря 2012 г. Уважаемые коллеги! Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» […]
  • Возврат подоходного налога статья 220 Налоговый вычет при покупке квартиры: рассчитываем по-новому Став счастливым обладателем квартиры, нет-нет да и задумываешься о немалых потраченных средствах. А ведь часть из них можно вернуть, получив имущественный налоговый вычет (подп. 3-4 п. 1 ст. 220 НК РФ). В […]
  • Материнский капитал изменение 2012 Материнский капитал: какие изменения можно ожидать в будущем? Материнский (семейный) капитал как мера поощрения к рождению или усыновлению второго ребенка начал предоставляться в нашей стране с 2007 года, со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2006 г. […]
  • Приказ 177 от 21111989 Приказ от 12.03.2014 N 177 об утверждении порядка перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность в другие Приказ Минобрнауки России от 12.03.2014 N 177 "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из […]
  • 301 приказ 2019 года Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2017 г. N 301 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам […]
  • Приказ 323 мз Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" С изменениями и […]