Есв что это за налог

Взнос в Пенсионный фонд

С 2010 года, законодательство Украины обязало после регистрации СПД предпринимателей на едином налоге уплачивать доплату в Пенсионный фонд.

В 2019 году (как и в прошлом) аналогичное требование применяется к СПД на общей системе налогообложения и самозанятым лицам.

Стоит отметить, что с принятием Закона О едином социальном взносе, который унифицировал взносы в Пенсионный фонд (ЕСВ) в Украине существенно поменялись правила уплаты социальных платежей.

Размер оплаты в Пенсионный фонд составляет сумму минимального страхового взноса, необходимого до достижения минимального страхового платежа.

Разделение труда — вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить — пакет БИЗНЕС — ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.

Пакет ПРОСТОЙ — платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.

3DБухгалтерия, кандидат экономических наук

Так сколько же должны платить в местные налоговые инспекции СПД на едином налоге и предприниматели единоналожники?

В настоящий момент взносы претерпели незначительные изменения, согласно Закону про пенсионное обеспечение, Закону о едином соцвзносе, СПД как на едином налоге, так и на общей системе налогообложения обязаны доплачивать в Пенсионный фонд ежемесячно сумму для достижения минимального страхового платежа, который составляет 22% от размера минимальной заработной платы (устанавливается государством). возможно, вы запутались. Прежде всего, вам надо понять, что для расчета доплаты используются такие величины:

  1. Минимальная зарплата — устанавливается государством.
  2. Минимальный страховой платеж — используется для расчета пенсии (пенсионного возраста), составляет 22% от минимальной зарплаты.

Как расчитать оплату в Пенсионный фонд для СПД

Уплата ЕСВ единоналожниками-физлицами

Сумма месячного минстрахового платежа в 2019 году составляет:

для 2 и 3-ей групп единого налога — 4173 грн. (размер минимальной зарплаты в Украине в 2018 году) х 22% = 918,06 грн.

c 2018 года для 1-ой группы единого налога льготы по уплате ЕСВ отменены — ставка составит 918,06 грн.

Отметим, что сумма минимального страхового платежа в 2018 году составляла 819,06 грн.

Как видно, за счет повышения размера минимальной зарплаты на текущий бюджетный год взнос увеличился. Это изменение закономерно, поскольку размер минимальной зарплаты растет из года в год. На сегодняшний день ее размер составил 4173 гривен.

При этом стоит обратить отдельное внимание, что СПД предприниматель обязан самостоятельно расчитать эту сумму, т.е. обязательно следить за изменениями минимального размера зарплаты (хотя в 2019 году это не так актуально, поскольку не запланировано больше изменений размера зарплаты), и самостоятельно ежеквартально оплачивать ее на соответствующие счета.

ЕСВ в Пенсионный фонд имеет предельный (максимальный) размер, измененный в 2019 году — 15-кратный размер минзарплаты, и составляет:

13770,9 грн. (4173 х 15 х 22%)

Как и ранее, предприниматели-«единщики» вправе платить взносы ежеквартально (а не ежемесячно), до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Доплата ЕСВ СПД на общей системе налогообложения

В 2019 году СПД на общей системе обязаны (ранее — имели право) платить ЕСВ независимо от наличия доходов. Если ранее, необходимость уплаты ЕСВ была привязана к наличию прибыли, то с нового года обязательство распространяется и при отсутствии доходов.

Напомним, что ранее такие СПД платили сумму единого соцвзноса от всей суммы полученного дохода по итогам года (эта норма сохранилась) — СПД на общей системе налогообложения должны заплатить ЕСВ в размере 22% от дохода. При этом максимальная сумма ЕСВ ограничена размером максимального страхового платежа.

В случае отсутствия доходов — СПД обязан заплатить ЕСВ в размере не менее минимального страхового платежа.

Сумма месячного минстрахового платежа в 2019 году составляет:

4173 грн. (размер минимальной зарплаты в Украине в 2018 году) х 22% = 918,06 грн.

При этом, СПД имеют право заплатить и большую сумму ЕСВ, но не более максимального страхового взноса — см. выше.

Стоит отметить, что обязательная уплата ЕСВ для СПД без наличия доходов внедрена с 1 января 2017 года, следовательно обязательств уплаты доплаты в ПФ за прошлые года нет.

Плательщики, находящиеся на общей системе налогообложения, должны внести взнос, начисленный за прошедший календарный год, до 10 февраля следующего года.

Лица, занимающиеся независимой профессиональной деятельностью, уплачивают взнос за 2018 год до 1 мая 2019 года. Бухгалтерские услуги для предпринимателей помогут вам не получить штраф за просрочку уплаты налогов.

В 2019 году (как и ранее) оплата в Пенсионный фонд делается одним платежным поручением, по аналогии с подоходным налогом. Ранее в органах ПФУ было открыто 88 счетов для уплаты ЕСВ в зависимости от классов риска производства и категорий плательщиков. В некоторых случаях предпринимателям приходилось создавать до семи платежных документов. Теперь установлены новые пропорции разделения взноса по видам общеобязательного государственного соцстрахования, что позволит уменьшить число платежных документов у налогоплательщика. В органах казначейской службы открыты новые счета для зачисления единого взноса.

Как предпринимателям платить Единый налог в 2018 году

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Trushenk.com!

Если вы работаете не «на дядю», а самостоятельно ведете свой бизнес, то, кроме всего прочего, необходимо оплачивать налоги нашему любимому государству.
При наличии грамотного бухгалтера это совсем не сложно. А, если вы пробуете разобраться со всем этим самостоятельно (честь вам и хвала), то мы предлагаем небольшой «ликбез», который согласилась провести на страницах сайта наш бухгалтер.

В Украине предприниматели могут работать по одной из двух систем налогообложения: общей или упрощенной.

Упрощенная система была введена в 1998 году для выведения из «тени» и создания благоприятных условий для развития малого бизнеса.
Суть идеи состояла в том, чтобы сделать доступным открытие своего дела для мелких предпринимателей.
По сравнению с общей системой, бухгалтерский учет и подача отчетности были значительно упрощены, а уплата нескольких налогов была заменена одним налогом – Единым.

Так и было до 2011г.
С 1 января 2011 начал действовать закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» №2464-VI от 08.07.2010.
И согласно этому закону предприниматели на упрощенной системе* за себя обязаны платить уже:
Единый налог (ЕН) и Единый социальный взнос (ЕСВ).
Такая система действует и поныне.

ЕСВ необходимо платить всем предпринимателям вне зависимости от наличия или отсутствия деятельности, отпуска, болезни и пр., кроме предпринимателей, которые являются пенсионерами по возрасту или имеют инвалидность.

Размер ЕСВ напрямую зависит от ставки взноса (иначе — ставки начисления) и размера минимальной заработной платы.
Минимальная зарплата в Украине устанавливается Законом «О государственном бюджете на (текущий) год»».
В 2018 году минимальная заработная плата составляет 3723 грн., а ставка начисления 22%.
Расчет ЕСВ за себя для 1-ой, 2-ой и 3-ей групп предпринимателей на едином налоге одинаков.

Минимальный размер взноса ЕСВ (за каждый месяц) рассчитывается так:
Минимальная заработная плата умножается на ставку начисления и делится на 100.
Или вот так:
С января по декабрь 2018 года:

3723 грн. *0,22 = 819,06 грн.

Согласно закону, ЕСВ платится поквартально.
Граничный срок — до 19 числа (включительно) месяца, следующего за последним месяцем квартала. То есть, за первый квартал, который у нас заканчивается 31 марта, заплатить налог надо не позднее 19 апреля.

К этой дате на счет должна быть внесена сумма в размере ЕСВ за расчетный квартал. Оплату можно вносить за каждый месяц или разовым платежом за весь отчетный период (так и платят, в основном).

Сроки и суммы уплаты ЕСВ для 1,2,3 групп предпринимателей на едином налоге за 2018 год

За 1-й квартал – 2457,18 грн. до 19 апреля
за 2-й квартал до – 2457,18 грн. до 19 июля
за 3-й квартал до – 2457,18 грн. до 19 октября
за 4-й квартал до – 2457,18 грн. до 19 января 2019 года

Отчет по ЕСВ сдается в конце года до 10 февраля года, следующего за отчетным**

Реквизиты счетов для уплаты ЕСВ можно найти:

Если ЕСВ для всех 3-х групп предпринимателей на едином налоге платится одинаково, то уплата единого налога для предпринимателей 3-й группы отличается от фиксированных ставок налога для 1-й и 2-й групп.

Ставки единого налога в Украине установлены п. 293.1 НКУ.

Для 1-ой группы ставка ЕН зависит от прожиточного минимума, для 2-ой – от размера минимальной зарплаты, установленных на 1 января отчетного года. И она не меняется в течение года.
Так в 2018 г. ставка налога для первой группы равна 10% и составляет 176,20 грн., для 2-ой – не более 20% и равна 744,60 грн.

Для предпринимателей 3-ей группы величина единого налога зависит от величины полученного дохода. Нет дохода — нет и налога.

Согласно НКУ предприниматели 3-ей группы должны платить 5 % от полученного дохода для неплательщиков НДС и 3% для плательщиков.

По определению под доходом подразумеваются средства, полученные в денежной форме: выручка, внесенная в кассу магазина, или средства, полученные на расчетный счет.

Затраты предпринимателя на покупку товаров, организацию услуг и прочие расходы при расчете дохода не учитываются.

Рассмотрим пример для предпринимателя на 3-ей группе неплательщика НДС.

Предприниматель имеет магазин по продаже фильтров для очистки воды и их комплектующих. Расчеты осуществляются как за наличные, так и на расчетный счет.

За текущий день предприниматель продал в магазине товаров на сумму 5000 грн. наличными и получил на расчетный счет 1000 грн.
В этот же день на закупку комплектующих он потратил 500 грн.
С учетом вышесказанного его доход за день составил:

5000 грн. (выручка магазина) + 1000 грн. ( расчетный счет) = 6 тыс грн.
500 грн затрат от дохода не отнимаются

То есть за день предприниматель должен уплатить единый налог 5% от 6 тыс. грн.:
0,05*6000 = 300 грн.

Читайте так же:  Порядок подачи требования о включении в реестр требований кредиторов

Расчетным периодом уплаты единого налога для предпринимателей 1-ой и 2-ой групп является месяц.
Платить налог необходимо не позднее 20 числа текущего месяца.
Если 20-е число выходной, платить необходимо накануне.

Отчет подается один раз в конце года в течении 60 календарных дней по окончании отчетного года (то есть, до конца февраля все надо сдать).

Расчетным периодом для 3-ей группы является квартал.

В течение 40 дней по истечении отчетного периода в налоговую подается отчет, а в течение 50 дней необходимо оплатить налог**.

Сроки уплаты Единого налога 2018

Сроки, суммы уплаты Единого налога и подачи налоговой декларации для предпринимателей 1-ой, 2-ой групп в 2018 г.

Новый налог на зарплаты: как украинцы будут платить ЕСВ и поможет ли он наполнить Пенсионный фонд

В Украине сейчас около 12 миллионов пенсионеров. Дефицит Пенсионного фонда составляет 39,3%. Необходимые суммы изымают из госбюджета, что бьет по украинской экономике. Эксперты подсчитали, что в следующем году на пенсии дополнительно пойдет треть доходов госбюджета. А в 2019 нас еще ждет рост соцвыплат. С 1 января увеличат пенсии военным, а с 1 марта пересчитают выплаты из-за роста зарплаты и инфляции.

Ситуация была бы проще, если бы не огромные суммы, которые ежегодно уходят на обслуживание внешнего долга. Чтобы выплатить пенсии, Украине придется либо снизить финансирование армии, либо расходы на медицину и образование, которые и так невелики. Поэтому главный финансовый источник видят в Едином социальном взносе.

Правительство 14 ноября утвердило законопроект об изменении шкалы Единого социального взноса и теперь предстоит его рассмотрение в Верховной Раде. Дополнительное налогообложение, предусмотренное этим законом, должно покрыть часть дефицита бюджета, привести к детенизации зарплат и защитить права наемных работников.

Массовая минималка

На предприятиях активно используют различные схемы уклонения от уплаты налогов. Среди прочих — доплата «в конверте», которой грешат, по данным министра соцполитики Андрея Ревы, около 20,3 тысяч предприятий. Они официально начисляют сотрудникам только «минималку». По документам ее получает 3,8 миллиона работников, устроенных в частном секторе, и 800 тысяч — в бюджетных организациях.

Официальным минимумом ограничивается даже зарплата руководства предприятий. По Украине это 84,2 тысяч руководителей, а в столице их 20,3 тысяч. Причем за два года тенденция только ухудшилась: руководителей, которые получают зарплаты в 4 тысячи гривен, стало в два раза больше.

Можно ли “дать по рукам” тем, кто начисляет только минималки? Безусловно, нет. Формально требования государства выполняются. Сначала нужно доказать, что предприниматели массово получают зарплаты “в конвертах”. А для этого нужно сравнить расходы с зарплатами. Нужно проверять, нет ли у человека скрытых доходов, которые позволили бы ему жить не по официальным средствам. Но драгоценного времени на это нет, ведь ситуация с пенсиями критична. Денег не хватает уже сейчас.

Новый законопроект решает эту проблему. Согласно ему, руководители предприятий должны уплачивать ЕСВ исходя из зарплаты в размере, как минимум, двух минималок. Например, в следующем году минималка будет установлена на уровне 4200 гривен в месяц. Если даже руководитель будет получать эту сумму, ЕСВ он заплатит все равно с 8400 гривен.

В законе прописано, что размер зарплаты должен учитывать квалификацию сотрудника, степень его ответственности, условия, в которых он трудится, его профессионально-деловые качества. Таким образом, будут оценивать, правильную ли зарплату получает работник, не занизили ли ему выплаты. Заниматься этим будут проверяющие. Если зарплата меньше необходимого, они могут потребовать доплаты ЕСВ.

Рева считает, что эта норма поможет «влить» в бюджет дополнительные 3,4 миллиарда. Но все зависит от проверяющих, если они ответственно подойдут к работе, денег можно получить намного больше.

Миллионные зарплаты

По действующим правилам, если вы получаете больше 56 тысяч гривен в месяц, база налогообложения для вас не меняется. Это максимальная база начисления ЕСВ. Говоря простым языком, не важно, 57 тысяч или несколько миллионов — вы платите в казну одинаковую сумму, а именно 12 286 гривен.

Максимальную базу начисления ЕСВ используют, чтобы призвать больше фирм отказаться от оплаты в конвертах. Но с этой нормой связана еще одна схема, которая приводит к тенизации зарплат.

Руководители часто оформляют зарплаты с шестью нулями на подставных людей. Так государству платят намного меньше денег, чем, если бы с каждой средней зарплаты ЕСВ оплачивали отдельно. Огромный оклад может получать не просто подставное лицо, а сотрудник с инвалидностью — тогда ставка ЕСВ еще и становится льготной и составляет от 5 до 8%.

В таких схемах фигурируют тысячи людей с инвалидностью. Деньги, которые получает подставной человек, делят на других сотрудников, которым официально платят “минималку”. Сегодня в Украине максимальную базу начисления ЕСВ превысили уже почти 51 тысяча частников и 6,3 тысяч бюджетников.

“Чтобы прикрыть эту схему и отбелить фонд зарплат, в Украине пытались снизить ЕСВ. Размер взносов уменьшили в 2016 году. Но помогло это только частично. Снижение налогов серьезно повлияло бы на тенизацию только если бы ставки опустились так сильно, что на пенсии не хватило бы. Не помогли и огромные штрафы за неуплату налогов. Любые попытки улучшить социальные стандарты убивает инфляция и девальвация национальной валюты”, — считает экономист Алексей Кущ.

Поэтому правительство решило обратиться к другим средствам.

Как работает регрессивная шкала

Сегодня ставка Единого социального взноса составляет 22%. Законопроектом отменяется максимальный предел начисления ЕСВ и вводится так называемая регрессивная шкала.

Если зарплата меньше 105 тысяч гривен, вы платите ЕСВ в 22%. С ростом суммы зарплаты будет снижаться ставка. Если сотрудник получает от 105 до 260 тысяч гривен, нужно заплатить уже не 22, а 20% ЕСВ. Если от 260 до 559 — то 17%. От 559 до 745 — 15%. С суммы от 745 до 1 000 000 в казну нужно отдать уже только десятую часть зарплаты. А с более высоких зарплат придется выложить 5%. Таким образом, с 1 000 000 нужно будет заплатить уже не 12 тысяч гривен, а 50.

Дополнительный ЕСВ за некоторых работников

Законопроект предлагает новшества и для работников вредных производств.

Сейчас они могут выйти на пенсию досрочно, а расходы за время до наступления пенсионного возраста лежат на предпринимателе. Вот только предприятия закрываются, и оплачивать пенсии просто некому. Новым законопроектом правительство предлагает для вредных производств не возмещение пенсий, а повышения ЕСВ за работников.

Предприятия сверху к ставке доплатят еще от 7 и до 15% ЕСВ, в зависимости от условий труда. С прежними долгами предлагают рассчитаться в срок до 60 месяцев.

Прежде всего, эта норма коснется шахтеров и спасателей. Ее предложили профсоюзы, и вряд ли норма вызовет серьезное сопротивление у бизнеса.

Наказание за неуплату

Сейчас уплату Единого социального взноса контролирует Государственная фискальная служба. Новым законопроектом фискалам предлагают оставить под своим контролем только отчетность по ЕСВ. А уже анализировать, правильно ли установили сотрудникам предприятий зарплаты, будет Пенсионный фонд. Он же будет проверять правила начисления ЕСВ.

Для выявления нарушителей упорядочат реестр плательщиков ЕСВ и внесут подозрительных лиц в «черный список».

Впервые хотят ввести уголовную ответственность за невыплату социального взноса. Раньше ее можно было понести лишь за невыплату зарплаты. Нарушителю светит штраф от 210 тысяч гривен и до 4 миллионов. Возможны исправительные работы или лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет.

За долги по уплате ЕСВ предпринимателей будут лишать регистрации. А физлиц не выпустят за границу, лишат права водить авто и охотиться.

Сколько получит государство

Увеличение максимальной базы начисления ЕСВ должно добавить в казну еще 2,8 миллиарда гривен, а введение регрессивной шкалы — 3,3 миллиарда. Если выдвинут более серьезные требования к руководителям, то получится собрать еще несколько миллиардов. По оценкам правительства, это должно дать примерно столько же, сколько регрессивная шкала. В общей сложности можно получить около 10 миллиардов гривен. Но до сотен миллиардов, которые изымают из госказны для Пенсионного фонда, конечно, еще далеко.

Тем не менее, у экономистов есть сомнения на этот счет — действительно ли это поможет наполнить госбюджет. Большинство плательщиков ЕСВ делают отчисления с минималки, и только четверть — с больших окладов. Вполне может быть, что правительство не сможет серьезно нарастить налоговые сборы, но вызовет негатив из-за налогового давления. С другой стороны, даже 10 миллиардов могли бы стать хорошей подушкой безопасности для бюджета.

Удар по бизнесу

Если законопроект примут, налог на доходы физлиц не изменится, останется на уровне 18%. Изменения ощутят те, чья зарплата больше 60 тысяч гривен в месяц. Но в украинском бизнесе редко кто официально получает такие суммы. Белые выплаты в нашей стране — это, прежде всего, иностранные фирмы и госпредприятия. Так что пострадают именно они.

Экономисты считают, что этот законопроект — серьезная проблема для бизнеса. Ведь со следующего года и так вырастет минимальная зарплата, и таким образом увеличится налоговая нагрузка на работодателей.

Его коллега Евгений Любович согласен, что изменения негативны для бизнеса.

“Для экономически неактивных предприятий и тех, кто только начал деятельность, увеличиваем базу налогообложения. Нечего пытаться начинать новый бизнес и консервировать существующий в ожидании лучших времен. Лучше просто ликвидируйся. Если есть спор с налоговой по ЕСВ хоть на копейку, то нельзя ездить за рубеж, охотиться или водить машину. Трудоустроил человека с инвалидностью, адаптировал для него рабочее место и платил льготную ставку ЕСВ — нет, плати по полной. Государство пытается в очередной раз наставить неожиданных капканов и продолжить управление экономикой по принципу «кто не спрятался, я не виноват», продолжая удивляться, чего это все попрятались”.

Александр Охрименко считает, что не все так плохо, и инициатива может сработать.

“Это сработало в США и это может помочь наполнить бюджет у нас. Пока сложно предугадать, каким будет эффект, ведь у нас все на практике часто все не так, как в теории”, — сказал экономист.

Читайте также — ЛЬГОТА ИЛИ СУБСИДИЯ: КАК МАКСИМАЛЬНО СЭКОНОМИТЬ НА ОПЛАТЕ КОММУНАЛКИ

Что можно было бы сделать

Алексей Кущ считает, что законопроект позитивен, а общество пока не понимает важности уплаты ЕСВ.

Читайте так же:  Доверенность на декларирование

“Речь идет о социальной ответственности, которую наши граждане воспринимают по-разному. Вы даете милостыню нищим и покупаете продукты у бабушек на базарах, но эффект от уплаченного ЕСВ был бы намного выше”.

Экономист убежден, что необходимо изменить взгляды граждан на налогообложение.

“Общество позитивно среагировало бы, если бы усилили налогообложение «бонусов», которые начисляют в госпредприятиях. На Западе за премии, начисленные на предприятии, можно отдать государству до половины «бонуса”. С введением такой практики в Украине, те, кто получает миллионные премии, могли бы отдать в виде налогов государству 50-70%. Сейчас же наши “элиты” вовсю заполняют дивидендами свои электронные декларации”.

Он добавил, что ситуацию с теневыми зарплатами могло бы исправить введение прогрессивной шкалы подоходного налога. То есть для физлиц налоги на средние и маленькие зарплаты нужно уменьшить. Для тех, кто получает среднюю зарплату, уплата 18% значительней, чем удержание тех же 18% с миллиона. Это работает в Канаде, где ставка налогообложения, включая все налоги, от 15 до 33%. Но, чем выше доход, тем выше процент.

Пока работодатели не выплачивают реальные зарплаты сотрудникам, пенсионеры получают небольшие выплаты, которых не хватает на жизнь. Способ увечить поступления в Пенсионный фонд, который предлагают новым законопроектом — не самый совершенный, ведь он душит бизнес. Его эффективность под сомнением, ведь суммы, которую можно с его помощью привлечь, явно недостаточно. Но иного способа убить теневые зарплаты в правительстве пока что просто не видят.

Единый налог и ЕСВ: что спасет упрощенцев от ошибок

Через несколько дней истекает срок уплаты ЕСВ и единого налога плательщиками 1 и 2 групп. Это 19-е и 20-е апреля, соответственно. По оперативным данным Минрегиона, за первый квартал 2018 года единый налог обеспечил прирост в 29,4 % или 1,6 млрд грн дополнительных поступлений местных бюджетов по сравнению с январем-мартом прошлого года.

Поскольку единый налог наравне с НДФЛ — один из драйверов наполнения местных бюджетов, налоговики пристально следят за его уплатой. И часто наказывают предпринимателей штрафами и пеней даже за ошибки в реквизитах при перечислении денег в бюджет.

Как правило ошибки совершаются по недосмотру и довольно скоро выявляются самими плательщиками. Они пишут письма в налоговую и просят зачесть платеж с правильными реквизитами. Но налоговики часто удовлетворяют такие просьбы только с начислением штрафа и пени. Юристы рассказали UBR .ua какие аргументы могут уменьшить потери бизнесменов.

Сколько надо платить

Для начала напомним, что все физлица-предприниматели ( ФЛП ) на упрошенной системе налогообложения обязаны платить два налога: ЕСВ (единый социальный взнос) и собственно единый налог.

С 1 января 2018 года законом о госбюджете были повышены прожиточный минимум до 1762 грн (для трудоспособных лиц) и минимальная зарплата — до 3723 грн. А также с принятием пенсионной реформы изменилась минимальная база для начисления ЕСВ единщиками 1 группы.

Все эти изменения повлияли на размер обязательных платежей, которые единщики (упрощенцы) уплачивают в бюджет. Ставка единого налога для 1 и 2 групп устанавливается местными органами власти в пределах: 1 группы — до 10% суммы прожиточного минимума (176,20 гривен в месяц), 2 группы — до 20% от размера минимальной зарплаты (744,60 гривен в месяц).

«Если местные органы власти не установили размер налога, то уплате подлежит указанная в законе максимальная ставка», — объяснила UBR .ua управляющий партнер АК «Прайм» К.А.С. Group, адвокат Татьяна Кузьмич.

Также с 1 января 2018 года была отменена льгота по ЕСВ для 1 группы в размере 50% от ставки.

Как отмечает финансовый аналитик Eterna Law Зоя Кравченко, ЕСВ платится не зависимо от того, велась деятельность или нет. Его необходимо платить и во время отпуска или болезни предпринимателя.

«Начинать платить нужно с того месяца, в котором вы зарегистрированы как ФЛП , а не с месяца, в котором вы перешли на единый налог», — уточнила юрист.

Как уже отмечалось, в 2018 году размер ставки ЕСВ установлен на одинаковом уровне для всех групп единщиков, в том числе и первой группы единого налога: 819,06 грн/месяц. Платить можно ежеквартально, а не помесячно. Сроки уплаты единого социального взноса в 2018 году за 1-й квартал — до 19 апреля включительно. Сумма итого за 2-й квартал 2018 — 2457,18 гривен.

«Можно ЕСВ не платить помесячно. Важно не пропустить срок 19 апреля. Иначе штрафных санкций не избежать. Реквизиты в этом году не поменялись», — отметила Кравченко.

С 1 января 2018 года фермерские хозяйства также платят ЕСВ . А предприниматели, которые получают пенсию, и фермеры-пенсионеры освобождаются от уплаты ЕСВ за себя.

Что касается предельных сроков уплаты единого налога, то плательщики первой и второй групп должны платить ежемесячно, авансом, не позже 20 числа текущего месяца. То есть, за апрель 2018 года надо уплатить до 20-го числа этого месяца.

Но, как показывает практика, часто именно эта простая операция может привести к печальным последствиям.

Как избежать ошибок

Чаще всего налоговики пытаются штрафовать под предлогом неуплаты налога, даже если он был уплачен, но с ошибками в реквизитах или не на тот счет. Если налог не был уплачен или в меньшей сумме, чем следовало бы, то надо как можно скорее доплатить.

Желательно успеть доплатить разницу до предельного срока уплаты, иначе штрафа не избежать (в размере 50% суммы единого налога). Но бывает, что плательщик забывает указать свой индивидуальный налоговый номер ( ИНН ) и платеж «зависает» на счете в не разнесенных платежах до выяснения информации о нем.

Например, предприниматель ошибся, когда в декабре 2017 года уплатил единый налог, забыв при этом указать ИНН . В результате в карточке предпринимателя отражается «дыра» по единому налогу, что, по мнению налоговиков, является налоговым долгом.

И все последующие платежи единого налога ГФС зачисляет как погашение старого долга. Этот механизм погашения налогового долга одинаков для всех налогов (пп. 87.9 и 131.2 НК), когда каждый следующий платеж направлялся сначала на погашение, а все, что осталось — на погашение текущего обязательства. Поэтому, когда через несколько месяцев выясняется ошибка, налоговики готовы все учесть, но требуют уплаты штрафа за эти несколько месяцев, пока существовал долг.

То же самое может быть, когда предприниматель запамятовал заплатить за какой-то месяц.

Но если в случае с реальной неуплатой все-таки есть факт невыполнения налоговых обязательств, то при ошибочном перечислении денег, например, на другой счет или с ошибочными реквизитами, юристы говорят, что есть все шансы отстоять свое право не платить штрафы. Деньги можно «перекинуть» на правильный счет, а от штрафов отбиться, ссылаясь на аргументы Верховного суда и других судебных инстанций.

Постановлениями №810/875/17 от 30 января 2018 года и №826/3999/16 от 13 февраля 2018 года ВС посчитал неправомерным начисление налоговиками штрафов и пени в случае не указания ИНН и ошибки в ЕГРПОУ . Суд решил, что налог был уплачен вовремя, хотя и с ошибкой, ведь деньги поступили на единый казначейский счет.

Таким образом, физлицо-предпринимателя нельзя обвинять в бездействии по части уплаты налогов. А потому действия по уплате согласованного обязательства в срок, хоть и ошибочные, не могут быть основанием для применения штрафов. И если предприниматель успевает разобраться с проблемным платежом в срок до 90 дней, то и оснований для начисления пени быть не может (п.п. 129.1.3 НКУ ).

Те же аргументы можно применять и при ошибочной уплате на другой расчетный счет. Главное, чтобы он был бюджетным. То есть логика такая: деньги в бюджет поступили, значит плательщик не виноват.

Однако налоговики категорически не соглашаются с таким подходом, а потому надо быть готовым сражаться с ними до высшей судебной инстанции. В частности, в ГФС видят разницу между «уплатой налога» и «зачислением налога» (на что обращает внимание ВС).

Налоговики считают, что уплата налога происходит путем подачи платежки в банк, а зачисление платежей на единый счет — это уже бюджетные правоотношения, к которым плательщик не имеет никакого отношения и не участвует в них.

Единый социальный взнос (ЕСВ) в Украине

Единый социальный взнос как объединенные страховые социальные взносы был введен, начиная с 1 января 2011 года со вступлением в силу соответствующего Закона Украины №2464-VI.

Введение такой меры было направлено на сокращение количества отдельных отчислений: Пенсионный, Фонд соцстрахования, страхования от безработицы и от несчастных случаев на производстве. Еще несколько лет назад плательщики единого социального взноса (ЕСВ) производили отчисления по установленному тарифу, который установлен в зависимости от профессионального и отраслевого риска, к которому относится предприятие или предприниматель.

Несмотря на то, что с момента введения в действие закона об ЕСВ прошло несколько лет, у плательщиков ЕСВ остаются вопросы касательно процедуры расчета, оплаты, администрирования ЕСВ. В статье приводятся основные сведения о законодательной базе в части ЕСВ, порядок уплаты и начисления взноса, дается информация о формировании реестра плательщиков, об особенностях начисления взноса для пенсионеров и предпринимателей, а также другая важная и полезная информация.

Единый социальный взнос: основные сведения

Понятие единого социального взноса введено после того, как 8 июля 2010 года был принят закон, называемый среди бухгалтеров, руководителей предприятий, да и самими налоговиками, как Закон 2464. Принятие закона было обусловлено оптимизацией системы социального страхования в части консолидации начисления, оплаты и распределения средств, поступающих на счета действующих в то время фондов.

Кроме цели сделать облегчить работу бухгалтера и консолидировать деятельность фондов в части распределения взносов на социальное и пенсионное страхование, внедрение единого социального взноса должно было наполнить бюджет Пенсионного фонда и решить (частично или полностью) пенсионное обеспечение украинских граждан.

Еще одной важной целью внедрения ЕСВ был вывод национальной экономики «из тени»: разработчики закона приводили аргументы о том, что необходимость осуществлять пенсионные накопления каждым работающим как залог обеспеченной старости, будет стимулировать работодателей прекратить пагубную практику выплаты заработной платы в конвертах.

При внедрении ЕСВ учитывался опыт европейских стран, но с момента принятия закона 2464 было принято множество поправок, что доказывает отсутствие его доскональности. К тому же, размер ставок для ЕСВ оказался довольно высоким и привел к избыточной нагрузке на фонд оплаты труда большинства предприятий.

С полным текстом закона можно ознакомиться, пройдя по ссылке http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2464-17

ЕСВ: кто должен платить?

Оплату ЕСВ осуществляют предприятия или организации, которые выступают в роли работодателей и являются участниками системы социального страхования. Работодателем может выступать и предприниматель, который в своей деятельности использует труд наемных работников, или предприниматель (физическое лицо), который обеспечивает себя работой самостоятельно.

Читайте так же:  Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице 14001

В перечень плательщиков также входят женщины, находящиеся в декретном отпуске, военнослужащие, творческие, научные работники дипломатические ведомства и ряд других. Детальный перечень плательщиков ЕСВ приводится в разделе 2 статья 4 закона 2464.

Не являются плательщиками ЕСВ пенсионеры или люди, которые получают пенсию по инвалидности, поскольку их доход состоит из пенсионных выплат, которые сформированы из средств социального/пенсионного страхования. Впрочем, пенсионер становится плательщиком ЕСВ, если кроме пенсии он получает еще какие-либо доходы. Другими словами, если пенсионер работает, занимается предпринимательством или другой деятельностью, с которой взимается ЕСВ.

В 2019 году начисление единого взноса «спящим» предпринимателям по аналогии с прошлым годом остается в силе. Т.е. ФЛП, декларирующие отсутствие какого-либо дохода, будут также платить единый взнос.

Размеры минимального единого взноса для частных предпринимателей, грн.

В таблице представлена динамика изменения ЕСВ с 2011 года по текущее время. Также, для наглядности приведены показатели минимальной заработной платы.

Важно! С 1 января 2018 года для ФЛП 1 группы уплата единого соц взноса в размере 50% ставки отменена, и платить ЕСВ нужно наравне с остальными группами. Смотрите в таблице выше.

Реестр плательщиков ЕСВ

В рамках реализации фискальной политики Украины плательщики единого взноса становятся на учет путем внесения сведений в реестр страховщиков. Не следует отождествлять реестр страховщиков и застрахованных лиц. Это две составляющие государственного реестра. Снятие с учета и исключение из реестра ЕСВ проходит после проведения проверки о полноте уплаты единого взноса и других необходимых процедур.

Плательщики ЕСВ обязаны:

  • Производить расчет и оплату ЕСВ, своевременно и в полном объеме
  • Вести учет ЕСВ в требуемом виде (форме)
  • Допускать представителей контролирующих органов для осуществления проверки правильности расчета и полноты уплаты ЕСВ
  • В определенные сроки подавать отчетность по ЕСВ
  • Предоставлять застрахованному информативные сведения об уплаченных взносах (по требованию и без дополнительной оплаты)
  • Подавать в составе отчета по ЕСВ сведения о принятых на работу лицах, у которых отсутствует свидетельство застрахованного лица

Закон 2464, наряду с другой важной информацией, прописывает праваплательщиков ЕСВ, которые могут:

  • Получать в налоговом органе и пенсионном фонде информацию относительно расчета и/или оплаты единого взноса
  • Обращаться в ПФ и орган доходов и сборов с заявлением о смене условий расчета взноса, если статус плательщика был изменен
  • Защищать свои интересы в установленной законодательством форме

Стоит отметить, что Закон с момента его принятия подвергался неоднократным изменениям и дополнениям. По этой причине бухгалтерам и руководителям предприятий следует знакомиться с оригиналом документа, дабы исключить в своей работе ошибки. Особенно это касается перечня видов доходов, которые не включены в базу единого соцвзноса.

Забегая наперед, отметим, что в Правительстве ведется работа над тем, чтобы привести базу для расчета НДФЛ и ЕСВ к «общему знаменателю». Несомненно, это важный шаг на пути оптимизации администрирования налогов и сборов.

ЕСВ: от чего зависит размер единого социального взноса

Единый социальный взнос – это установленная в процентах часть фонда оплаты труда, для некоторых категорий – от дохода. Первоначальный вариант расчета и оплаты ЕСВ заключался в установлении определенного класса профессионального риска в соответствии с отраслевой классификацией. Размер отчислений находился в границах от 36,76% до 49.7%. Каждому плательщику присваивался свой класс риска, в соответствии с которым рассчитывался единый взнос.

Предприятия бюджетной сферы должны были платить ЕСВ в размере 36,3%, что являлось на тот момент наиболее низким тарифом.

Начиная с 2015 года, с целью легализации фонда оплаты труда был принят закон, согласно которому плательщикам можно было применять коэффициент 0,4 при условии выполнения ряда требований. Однако уже к концу 2015 года было принято решение о единой ставке 225.

Таким образом, в январе 2019 года min размер ЕСВ: 4173 грн х 22% = 918,06 грн на каждого работника. Если по каким-либо причинам результат ЕСВ получается ниже 918,06 грн, работодателю придется доначислить до указанного min.

Среди плательщиков взноса отдельно выделяются такая категория как инвалиды. Работодатели с зарплаты работающего инвалида начисляют 8,4% взноса и 5,5% составляет взнос общественных организаций инвалидов.

Размеры ЕСВ, которые начисляются в зависимости от видов доходов, представлены в таблице ниже:

Депутаты хотят ввести ЕСВ для высоких зарплат: что это значит для айтишников

В проекте бюджета на 2019 год ставки единого социального взноса (ЕСВ) для украинских предпринимателей существенно не менялись. Но радоваться рано: в Минсоцполитики обсуждается новый проект закона: судя по его названию, он призван ввести справедливый механизм начисления ЕСВ. По сути же, он предлагает увеличить размер выплаты для некоторых категорий компаний и предпринимателей. Редакция AIN.UA изучила текст закона и мнения экспертов и рассказывает, что поменяется в оплате ЕСВ, если законопроект примут.

С высоких зарплат хотят собирать больше налогов. Это коснется, в частности, и IT-отрасли, поскольку здесь традиционно крупные зарплаты (для разработчиков, которые работают по схеме ФЛП, ничего не меняется). За счет этого планируется привлечь в бюджет дополнительные 10 млрд грн. В Европейской бизнес-ассоциации (EBA) отмечают, что это означает рост затрат для компаний: «Министерство социальной политики рассчитывает получить дополнительные 10 млрд грн ЕСВ – соответственно, на эту сумму вырастут затраты бизнеса на обязательный платеж».

Проект закона называется «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о справедливом механизме начисления единого взноса на общеобязательное государственное страхование».

ЕСВ – это один из обязательных платежей для бизнеса, консолидированный страховой взнос, который компании и физлица-предприниматели платят регулярно. С 2011 года он заменил отдельные отчисления: в Пенсионный фонд, в фонды страхования на случай безработицы, по временной утрате трудоспособности и от несчастных случаев на производстве. С января 2016 года для него введена ставка в 22%.

Пока что единственные изменения, которые ждут предпринимателей в следующем году касательно выплаты ЕСВ – увеличение минимальной зарплаты (ранее мы приводили пример расчета выплаты ЕСВ для ФЛП 2-й и 3-й групп в 2019 году). Но правительственный законопроект может это изменить. Если сейчас максимальная база для ЕСВ – это 15 минималок, то в случае принятия проекта ЕСВ будут собирать с высоких зарплат в том числе, 22% – с зарплат до 25 минималок, а с зарплат, превышающих эту сумму, по регрессивной шкале (детальнее о ней напишем ниже).

  • Основное новшество: упраздняется максимальная величина базы начисления ЕСВ. База налогообложения для ЕСВ расширяется. Сейчас 22% ЕСВ уплачивается с зарплат не выше 15 минималок. В проекте закона предлагается повысить этот лимит до 25 минималок (в этом году минимальная зарплата составляет 3723 грн, в следующем она повысится до 4173 грн).
  • Для зарплат сотрудников, чье вознаграждение превышает 104 000 грн (указанные 25 минимальных зарплат), вводится регрессивная шкала начисления ЕСВ. В тексте проекта закона это выглядит так:
  • За неуплату ЕСВ вводится уголовная ответственность. Выехать за пределы страны при открытом производстве о неуплате ЕСВ будет нельзя.
  • Банкам и платежным системам запрещают принимать к уплате ЕСВ наличкой.

Что это означает для IT-бизнеса в цифрах

В EBA отмечают, что в IT-отрасли порядка 80-90% затрат – это оплата труда, соответственно, для этой отрасли законопроект будет иметь негативные последствия.

«Мы убеждены, что потенциальное расширение базы начисления ЕСВ негативно скажется на динамике развития IT-сферы. Это проблема для компаний, которые нанимают работников по трудовому контракту и платят белые зарплаты. Не меньшее удивление вызывает то, что эти изменения предлагаются в конце года, когда компании спланировали свои бюджеты на 2019 год, в том числе, заложили повышение заработных плат», – отмечает Евгения Лугановская, менеджер Комитета информационных технологий EBA.

Эксперты EBA подсчитали для редакции пример роста затрат для условной компании со штатом в 500 сотрудников и средней зарплатой в $2000, учитывая размер минималки в 3723 грн в 2018 году и 4173 грн в 2019 году. В целом, затраты в этом случае вырастут на дополнительные $646 000 при курсе $1 = 28 грн.

В ассоциации «ИТ Украины» также отмечают потенциальный вред от законопроекта для IT-отрасли.

«Новый законопроект увеличивает налоговые нагрузки на фонд оплаты штатных сотрудников, что будет иметь негативное влияние на конкурентоспособность IT-компаний, которые имеют специалистов с высоким уровнем зарплаты.

Налоги и сборы на оплату труда разработчика ПО с доходом в $2500 в месяц (при курсе 28 грн/$), который работает в штате компании, увеличатся на 12%, а при зарплате в $5000 – на 45% (!). Если программист работает как ФЛП 3 группы, затраты на плату труда не изменятся, при условии, что правила налогообложения для такой категории плательщиков останутся без изменений», – отмечает исполнительный директор ассоциации Дмитрий Овчаренко.

Расчеты для таких расходов приведены в таблице:

Похожие статьи:

  • Приказ минтранса 32 приложение 2 Приложение N 2. Изменения, вносимые в Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128 (зарегистрирован Минюстом […]
  • Алименты 201 Вопрос № 201 | Алименты Вопрос № 201 | Евгения Добрый день. я подала на алименты первый раз в 2009 г, но БМ никак не могли розыскать и известить. Наконец когда его нашли прошло уже 3.6 г. Он написал в суд заявление об отмене. ( т.к. он говорит , что не знал, хотя я не […]
  • Договор купли-продажи по образцам рб Юридический форум Jurcatalog.by Договор Купли-Продажи По Образцам Нравится Не нравится Владимир(Гость) 11 янв 2010 Несколько месяцев назад физическое лицо заключило заключило с ЧТУП договор купли-продажи по образцам с авансом в 30%, согласно которому ЧТУП […]
  • Компенсация за приобретение книгоиздательской продукции Выплата компенсации за приобретение методической литературы педагогам Вопрос-Ответ. Отделение ПФРпо Санкт-Петербургу и Ленинградской области На вопросы отвечаетначальник Управления организацииадминистрирования страховых взносови взыскания задолженности Отделения […]
  • Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению Приложение. СанПиН 2.2.1/2.1.1.2585-10 "Изменения и дополнения N 1 к санитарным правилам и нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий" Изменения и дополнение N 1к […]
  • Мировой суд калининград ленинградский район УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ САЙТА! С 11 января 2011 года информацию о делах, назначенных к рассмотрению и результаты рассмотрения дел, Вы можете получить в разделе «Судопроизводство» . Информацию о движении дел за 2010 год Вы можете получить по ссылкам: Справочная […]