Единый социальный налог 2006

ЕСН — Единый социальный налог — Справочник

Порядок формирования налоговой базы, исчисления и уплаты единого социального налога

ЕСН при совмещении общего режима и ЕНВД

Существует много компаний, которые совмещают общий режим налогообложения и ЕНВД. Компании, которые работают на ЕНВД, ЕСН не платят. Поэтому бухгалтеру часто не удается избежать ошибок при начислении ЕСН на выплаты сотрудникам, которые задействованы как в «общережимной», так и во «вмененной» деятельности.

ООО «Актив» применяет одновременно общий режим налогообложения и ЕНВД. По общей системе налогообложения «Актив» платит ЕСН, по деятельности, которая переведена на ЕНВД, уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Сумму ЕСН, которую нужно заплатить в федеральный бюджет, бухгалтер уменьшил на сумму пенсионных взносов. Эти взносы были начислены с зарплаты работников, занятых как в «общережимной» деятельности, так и во «вмененной».

Бухгалтер допустил ошибку. Он не должен включать в сумму вычета по ЕСН взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат работникам, которые заняты во «вмененной» деятельности. В результате ошибки сумма пенсионных взносов, которая уменьшает единый социальный налог, завышена.

При исчислении ЕСН, который подлежит уплате в федеральный бюджет, налоговый вычет в сумме страховых взносов применяют только с выплат работникам, которые заняты в деятельности на общем режиме налогообложения (письмо Минфина России от 7 декабря 2005 г. N 03-05-02-04/216; постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 мая 2006 г. N А33-8825/05-Ф02-2021/06-С1).

В месяце, когда обнаружена ошибка, бухгалтер должен сделать перерасчет в том периоде, когда допущена ошибка (ст. 81 НК РФ), и сдать уточненную декларацию по ЕСН.

Единый социальный налог 2006

6.4. Единый социальный налог и взносы в ПФР

Порядок исчисления и уплаты единого социального налога определен гл. 24 НК РФ. В соответствии со статьей 235 НК РФ налогоплательщиками данного налога признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

Согласно статье 243 НК РФ сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Причем сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Налоговым периодом по ЕСН является календарный год. К тому же предусмотрены отчетные периоды – квартал, полугодие, 9 месяцев.

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики должны исчислить разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу, то есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Разница между суммой налога, которая должна быть уплачена по итогам календарного года, и суммами налога, уплаченными в течение отчетных периодов, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, то есть не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.

Уплата ЕСН по итогам налогового периода или авансовых платежей осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Кроме того, в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, организация должна представить в региональное отделение ФСС (по месту своей регистрации) расчетную ведомость по средствам социального страхования по форме № 4-ФСС (утверждена Постановлением ФСС России от 22.12.2004 № 111 с изменениями от 21.08.2007 г.).

Порядок уплаты пенсионных взносов и представления отчетности по ним регулируется Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Согласно п. 2 ст. 24 Закона № 167-ФЗ организация независимо от даты ее регистрации должна ежемесячно составлять расчет сумм авансовых платежей по страховым взносам и уплачивать их в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц (в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов организации на счета работников), но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который авансовый платеж был начислен.

По итогам отчетного периода (т.е. ежеквартально) организация обязана представлять в налоговый орган расчет по авансовым платежам по страховым взносам (его форма утверждена Приказом Минфина России от 24.03.2005 № 48н). Предельным сроком подачи расчета является 20-е число месяца, следующего за истекшим кварталом.

Обращаем внимание на письмо Минфина РФ от 14 февраля 2007 г. № 03-04-07-02/4, в котором указывается: «Что касается формы Расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, то, учитывая, что с 2007 года законодательными актами не были внесены изменения в порядок расчета и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, разработку новой формы такого Расчета считаем нецелесообразной. Поэтому в 2007 году страхователям следует представлять в налоговый орган упомянутые Расчеты в соответствии с ранее применяемым приказом Минфина России от 24.03.2005 № 48н.»

В отношении формы Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу, то в этом же письме разъясняется: «Разработанная с учетом изменений в налоговом законодательстве, вступивших в силу с 1 января 2007 года, форма Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 09.02.2007 № 13н, который вступает в силу, начиная с представления расчетов авансовых платежей по единому социальному налогу за первый отчетный период 2007 года.»

После вступления в силу указанного приказа утратит силу приказ Минфина России от 17.03.2005 № 40н «Об утверждении формы Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу и Рекомендаций по ее заполнению».

Кроме того, указано, что налогоплательщики – индивидуальные предприниматели и адвокаты для представления в налоговый орган налоговой декларации за 2006 год по единому социальному налогу в части своих доходов должны по-прежнему руководствоваться приказом МНС России от 13.11.2002 № БГ-3-05/649.

В срок не позднее 30 марта 2007 г. организация должна была сдать в налоговый орган налоговую декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 27.02.2006 № 30н.

Сумму страховых взносов в окончательный расчет по итогам года нужно перечислить не позже 15 апреля года, следующего за расчетным периодом.

Если организация имеет обособленные подразделения, находящиеся на отдельном балансе, имеющие расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, то такие подразделения самостоятельно исполняют обязанности организации по уплате ЕСН (авансовых платежей по ЕСН), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения согласно п. 8 ст. 243 НК РФ. В случае невыполнения обособленными подразделениями хотя бы одного из трех условий организация производит уплату ЕСН, а также представляет декларации и расчеты по налогу централизованно по месту своего нахождения.

Совместным письмом МНС России и ПФР от 11, 14.06.02 г. № БГ-6-05/835, МЗ-16-25/5221, установлен аналогичный порядок при уплате и сдаче отчетности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. В свою очередь, сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

В отношении ЕСН с 1 января 2007 года вступило в силу незначительное количество изменений:

1) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года №269-ФЗ предоставлена возможность индивидуальным предпринимателям задекларировать (легализовать) ранее полученные доходы в упрощенном порядке путем уплаты декларационного платежа в размере 13% от декларируемого дохода. Уплата данного платежа дает возможность не уплачивать единый социальный налог с таких доходов.

2) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ приравнял к налогоплательщикам ЕСН нотариусов, занимающихся частной практикой. ЕСН должен уплачиваться ими по ставкам, ранее предусмотренным для адвокатов. Таким образом, теперь организации, выплачивающие вознаграждения адвокатам и нотариусам не должны уплачивать с них ЕСН.

3) Для налогоплательщиков – организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (определение дается в п.7 ст.241 НК РФ), Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 144-ФЗ почти в четыре раза снижены пороговые размеры налоговой базы на одного сотрудника, с которых начисление ЕСН осуществляется по регрессивным (пониженным) ставкам (п. 6 ст. 241 НК РФ).

Ставки ЕСН, действующие в 2008 г., приведены в таблице.

Реформа единого социального налога: «за» и «против»

Начиная с лета 2005 года сотрудники Экспертного управления президента, объединения предпринимателей и независимые эксперты рассматривают дальнейшие варианты реформирования ЕСН. // А.В. Сапожков. «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке» № 2(96)/2007

Начиная с лета 2005 года сотрудники Экспертного управления президента, объединения предпринимателей и независимые эксперты рассматривают дальнейшие варианты реформирования единого социального налога. Существенного снижения ставок регрессивной шкалы этого налога, которое по некоторым вариантам предполагалось уже с 1 января 2007 года, не произошло. Но это не означает отказа от идеи существенного изменения главы 24 НК РФ. Есть несколько предложений по реформированию этого налога.

История вопроса

Как известно, единый социальный налог (далее — ЕСН) взимается с 2001 года. Однако предложение о его введении обсуждалось на протяжении нескольких лет. Суть налога при его включении в НК РФ виделась в том, чтобы заменить взносы организаций в различные внебюджетные социальные фонды единым налогом, ликвидировав таким образом неразбериху в существовавшей до введения налога системе. До вступления в силу НК РФ существовали несколько фондов: пенсионный, медицинского страхования, социального страхования, а также фонд занятости.

Аргументы в пользу введения ЕСН были более чем существенные: дело в том, что у всех социальных фондов была одна и та же облагаемая база — фонд оплаты труда и выплаты в пользу работников. Но взносы были разными по величине. В Пенсионный фонд России (далее — ПФР) — 29%, в Фонд обязательного медицинского страхования (далее — ФОМС) — 3,6%, в Фонд занятости — 1,5%, в Фонд социального страхования (далее — ФСС) — 5,4%. В совокупности взносы составляли 39,5%. «Почему бы не заменить все взносы одним платежом?» — удивлялись налогоплательщики. Ведь каждый фонд требовал перечисления взноса в него отдельным платежным поручением, устанавливал собственные сроки уплаты и представления отчетности, правила представления отсрочек и т.д.

Но это было еще полбеды. Ведь каждый фонд проводил проверки предприятий, запрашивая при этом у налогоплательщиков одни и те же документы по выплате заработной платы. Существовало свыше 1,5 тысяч различных писем, указаний, разъяснений фондов, которые регламентировали порядок начисления и уплаты взносов. В итоге ошибка бухгалтера, неправильно прочитавшего (или вообще не читавшего) одно из указаний, могла обернуться большими финансовыми санкциями какого-либо фонда.

Несмотря на очевидную необходимость введения ЕСН, некоторое время это решение откладывалось. Сказалась ведомственная заинтересованность самих фондов, не желающих ничего менять из опасений в ухудшении социальной защиты граждан. Нельзя исключать, что на задержке принятия решения о вводе нового налога сказались и опасения отдельных чиновников, которые, видимо, предполагали, что после введения единого платежа исчезнет необходимость в существовании самих фондов…

Как бы то ни было, но 1 января 2001 года налоговая система Российской Федерации все же пополнилась еще одним налогом. Ставка налога была регрессивной, базовый платеж составлял 35,6%.

Снижение ставок ЕСН: «за» и «против»

Вместе с необходимостью упростить сбор ЕСН предприниматели постоянно говорили о своем желании понизить его ставку. По мнению представителей бизнес-сообщества, именно высокая ставка ЕСН препятствует выплате «белых» зарплат. Тем не менее государство, пойдя навстречу предпринимателям и снизив с 1 января 2005 года базовую ставку ЕСН с 35,6 до 26%, уже два года отвергает всякую возможность дальнейшего ее уменьшения одновременно для всех категорий работающих. Уже немало публично сказано о том, какими проблемами это оборачивается для государства и самих налогоплательщиков. Какие же аргументы используют стороны, отстаивая свои позиции?

Для начала кратко обозначим доводы государства в пользу сохранения существующей ставки ЕСН. С 1 января 2005 года и до сегодняшнего дня, если годовой доход сотрудника не превышает 280 тыс. руб., работодатель рассчитывает налоговую базу согласно ст. 237 НК РФ и платит ЕСН в размере 26% от нее. Снижая ставку ЕСН, государство надеялось, что предприниматели сделают ответный шаг, то есть выведут зарплаты «из тени». Ведь ни для кого не секрет, что многие организации минимизируют выплаты ЕСН с помощью различных незаконных схем. Одна из наиболее распространенных схем уклонения от уплаты ЕСН состоит в выплате сотрудникам зарплаты в конвертах из получившего неофициальное название «фонда руководителя».

Читайте так же:  Ликвидация аварийных ситуаций в системах теплоснабжения

Схема состоит в том, что руководителю начисляется высокая зарплата. Это приводит к тому, что благодаря регрессивной шкале налоговых ставок (ст. 241 НК РФ) организация платит ЕСН с налоговой базы руководителя по самой низкой ставке. Однако часть полученных им средств он раздает в конвертах своим сотрудникам. Как отмечают налоговики, раскрыть такую схему особого труда не представляет. Однако крайне сложно доказать, что она использовалась.

Подробности использования этой схемы изложены в материалах семинара ФНС России «Схемы ухода от налогообложения единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование», состоявшегося в конце 2006 года (см.: В. Романов. Налоговики обменялись схемами ухода от ЕСН // Учет. Налоги. Право. 2007. № 1. 9–15 января. С. 1–2). Эти материалы ФНС России разослала региональным налоговым управлениям.

Снижая ЕСН, государство рассчитывало, что большинство предпринимателей откажется от использования подобных схем. Эти надежды не оправдались. Кроме того, снижение ЕСН преследовало еще одну цель —уменьшить суммарную налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. Особенно хорошо это должно было сказаться на так называемых «зарплатоемких» предприятиях, например занятых научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельностью (далее — НИОКР). Как известно, основные налоговые поступления от таких организаций сильно зависят от размера фонда оплаты труда.

Тем не менее снижение ставок ЕСН не дало положительных результатов. Как неоднократно признавали чиновники Минфина России и ФНС России — массовой легализации зарплат не произошло. Первыми открыто заявить об этом решили аудиторы Счетной палаты (далее — СП). В середине 2006 года СП обнародовала доклад, в котором анализируются последствия реформы ЕСН на примере Волгоградской области. В нем сказано: «Поставленные при снижении указанного налога цели не были достигнуты: снижение ставки ЕСН не привело к увеличению объема его поступлений вследствие вывода из «тени» значительной части оплаты труда». По подсчетам СП в 2005 году сборы ЕСН в Волгоградской области сократились на 31,9%, а налоговая база за тот же период увеличилась на 8,6%.

Нет точных данных о доле «серых» зарплат в общем объеме трудовых выплат, а результаты различных исследований сильно различаются. Например, согласно исследованию ВЦИОМ, 27% работающих граждан России в настоящее время вовлечены в «серые» и «черные» зарплатные схемы. При этом 9% из них зарплата выплачивается «вчерную», а 18% — по «серым» схемам. Данные ВЦИОМа слишком оптимистичны, считают многие эксперты. Ведь даже государственные чиновники, не говоря уж о независимых экспертах, нередко приводят большие цифры.

Несколько лет назад Пенсионный фонд оценивал долю зарплат в конвертах в размере одной трети от фонда оплаты труда. Примерно на те же цифры ориентируются и в Минфине России. Ведь заместитель министра финансов в середине прошлого года сообщил, что доля «серых» зарплат, которые выдаются в конвертах, составляет в России около 30% от фонда оплаты труда.

Еще более высокие цифры приводят независимые источники. Так, по данным Всемирного банка, около 46% ВВП в России производит «серая» экономика. Исходя из этой оценки, совершенно очевидно, что данные ВЦИОМа занижены.

Обобщим доводы противников дальнейшего снижения ЕСН, к которым относится большая часть чиновников Минфина России и ФНС России, то есть тех, кто несет ответственность за наполнение государственного бюджета. После снижения ставок ЕНС в 2005 году зарплаты по-прежнему платят в конвертах, а бюджет потерял значительные суммы, считают многие налоговики. Отсюда следует вывод, что дальнейшее снижение ставок ЕСН нецелесообразно. Ведь тогда поступления денежных средств в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды еще больше уменьшатся. А это уже будет препятствовать реализации прав граждан на пенсионное и социальное обеспечение, медицинскую помощь. Ведь при последнем снижении ставки ЕСН в бюджете ПФР образовался дефицит около 300 млрд руб.

Мнение о нецелесоообразности дальнейшего снижения ЕСН нашло отражение, например, в докладе Минфина России «О состоянии и дальнейших мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации», представленном для рассмотрения на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ во исполнение поручений Правительства РФ от 16.02.2005 № АЖ-П13-645 и от 17.02.2005 № МФ-Ш 3-675 (см. «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», 2005, № 12, с. 11). В главе «Меры, подлежащие реализации на завершающем этапе налоговой реформы» этого доклада уделяется много внимания проблемам реформирования налога на добавленную стоимость, реформе системы имущественного налогообложения и изменениям налога на прибыль организаций. Но о ЕСН упомянуто лишь в связи с созданием особых экономических зон: «Для резидентов технико-внедренческих зон предусмотрены пониженные ставки ЕСН (максимальная ставка 14%)».

Никаких изменений ЕСН не предполагает параграф «Налоговая реформа» из главы 6 «Повышение эффективности государственного управления и регулирования» раздела II «Создание институтов, способствующих повышению темпов экономического развития» Программы социально-экономического развития Российской Федерации на средне- срочную перспективу (2006–2008 гг.), утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р (см. «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», 2006, № 3, с. 11).

В марте 2006 года Министерство экономического развития и торговли РФ представило в Правительство РФ свои предложения к основным направлениям налоговой политики. С 2008 года предлагается увеличить ставку страховых взносов в ПФР с 14 до 17% за счет уменьшения на 3% ставки ЕСН, зачисляемой в федеральный бюджет. Установленную в ст. 241 НК РФ регрессивную шкалу ЕСН предложено периодически индексировать (см. «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», 2006, № 4, с. 7).

На заседании Правительства РФ 23 марта 2006 года был рассмотрен Проект сценарных условий социально-экономического развития России на 2007 год и на период до 2009 года. Согласно этому документу ставки регрессивной шкалы ЕСН до 2009 года не изменятся.

Для того чтобы Госдума смогла рассмотреть и принять в 2008 году (для ввода в действие с 2009 года) сложные изменения в

НК РФ, связанные с реформированием условий начисления и уплаты ЕСН и, возможно, с необходимостью компенсации выпадающих доходов бюджета, все детали этих нововведений должны быть согласованы в 2007 году.

Рассмотрим аргументы сторонников дальнейшего снижения ставок ЕСН. Нет ничего удивительного в том, что надежды чиновников не сбылись, ведь Правительство РФ снизило ставку ЕСН недостаточно для того, чтобы бизнесмены «обелили» зарплаты, — считают предприниматели. В этой связи любопытно посмотреть на исследование общественной организации, представляющей интересы мелкого и среднего бизнеса, то есть «Деловой России». По ее данным бизнесмены согласятся платить легальную зарплату лишь в случае уменьшения ЕСН до 12–15%. Иначе большинство предпринимателей все равно будут скрывать от обложения ЕСН существенную часть трудовых выплат своим работникам.

Участники II Всероссийского налогового форума «Бизнес и налоговая политика государства», состоявшегося в Москве при активной поддержке Торгово-промышленной палаты России 9 ноября 2005 года, выработали Рекомендации, в которых обратились к Правительству РФ с предложением: «Провести комплекс мероприятий по снижению с 1 января 2007 года ставки единого социального налога до 18% с одновременной корректировкой системы социального страхования. Ввести порядок, предусматривающий использование при уплате единого социального налога одного платежного поручения, при условии выработки соответствующей казначейской технологии».

Снижение ЕСН: предложение Экспертного управления президента

О планах Экспертного управления президента по дальнейшему реформированию ЕСН стало известно еще в 2005 году, то есть уже через полгода после начала действия новой ставки налога. В 2006 году Экспертное управление президента обнародовало предварительную концепцию реформы ЕСН, которую начальник Экспертного управления А. Дворкович озвучил на встрече с активистами «Деловой России» весной 2006 года. Суть предложения А. Дворковича заключалась в том, чтобы ликвидировать ЕСН как единый налог и вернуться к существовавшей до 1 января 2001 года системе, при которой предприниматели делали одновременно несколько платежей в фонды социального, пенсионного и обязательного медицинского страхования.

Как считают в Экспертном управлении президента, регрессивная шкала ЕСН должна быть отменена. Финансирование базовой части пенсии, которое сейчас осуществляется за счет ЕСН, должно взять на себя государство. За счет этого налоговая нагрузка на облагаемую сейчас ЕСН базу, считает А. Дворкович, должна снизиться примерно до 15%.

Излагая концепцию новой системы, А. Дворкович дал понять, что она может начать действовать не ранее 2009 года и только после детальных расчетов.

Все без исключения предпринимательские объединения, естественно, поддерживают реформу. Однако у нее есть весьма влиятельные противники (Минфин России, ФНС России и ПФР), которые ничего не хотят слышать о дальнейшем снижении ставок ЕСН. Поэтому сейчас можно утверждать только одно: уменьшение налогового бремени на фонд оплаты труда вряд ли произойдет раньше 2009 года.

Вывод зарплат из «тени»: действия ФНС России

Пока чиновники Экспертного управления президента и Минфина России решают, стоит ли дальше снижать ЕСН, налоговики начали активные действия по пополнению бюджета. В начале года ФНС России создала в каждом районе и при каждой инспекции специальную комиссию по легализации зарплат. На заседания таких региональных комиссий приглашаются руководители организаций, выплачивающие своим сотрудникам оклады ниже прожиточного минимума.

Весьма вероятно, что после 2005 года среди таких организаций банков уже не было. Последнее публичное упоминание о такой проблеме в кредитных организациях было сделано Председателем ЦБ РФ С.М. Игнатьевым на XVI съезде Ассоциации российских банков 5 апреля 2005 года. Он сказал, что в нескольких десятках банков (почти все из них московские, но крупных нет) среднемесячная заработная плата в 2004 году оказалась ниже 4 тыс. руб. (см. «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», 2005, № 5).

В 2005 году прожиточный минимум для трудоспособного населения Москвы составлял более 4 тыс. руб. Для трудоспособного населения России в целом он последний раз был установлен Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 105 на уровне 2690 руб. и затем постановлениями Правительства РФ больше не устанавливался. Постановлением правительства Москвы от 05.12.2006 № 931-ПП прожиточный минимум трудоспособного населения Москвы за II квартал 2006 года установлен в размере 5795 руб.

На заседание Межведомственной комиссии правительства Москвы по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взносов были приглашены руководители ряда коммерческих банков и предпринимательских структур, в которых уровень заработной платы ниже прожиточного минимума в Москве. Предприниматели немедленно подтвердили готовность в ближайшее время поднять размер зарплаты в 2–3 раза и довести его до среднеотраслевого.

В Москве в 2006 году насчитывалось около 60 тыс. организаций, выплачивающих зарплату ниже установленного прожиточного минимума. Уже к середине 2006 года была проведена работа с представителями почти 11 тыс. организаций.

В том числе примерно 9,5 тыс. приняли меры для повышения заработной платы, причем почти половина из них — не дожидаясь рассмотрения материалов налоговыми органами.

Поводами для проведения выездных налоговых проверок могут стать: несоответствие статистическим данным о средней зарплате по отрасли; разница между информацией о предлагаемой зарплате, размещаемой кадровой службой компании в объявлениях, и сведениями, поданными в налоговую инспекцию; высокая зарплата сотрудников предпенсионного возраста и низкая руководителей; отличающиеся в разы оклады работников, занимающих одинаковые должности; свидетельские показания (см. «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», 2006, № 10, с. 7).

Как сообщило ФНС России в 2006 году, с начала года такие беседы были проведены с 500 тыс. налогоплательщиков. Из них 334 тыс. согласились увеличить своим сотрудникам оклады до уровня, превышающего прожиточный минимум. Следующим этапом предполагается работа ФНС России по «обелению» зарплат до среднеотраслевого уровня.

Нет никаких сомнений в эффективности таких мер. Однако, по мнению многих юристов, действия ФНС России выходят за рамки правового поля. Ведь отечественное законодательство в принципе не запрещает выплачивать зарплату, установленную на уровне ниже прожиточного минимума. На налогоплательщиков просто оказывается давление, считают они. Ведь немногие захотят портить отношения со своим налоговым инспектором.

По всей видимости, в ближайшее время Правительству РФ придется рассмотреть предложения по реформированию ЕСН. Оно окажется перед трудным выбором. В случае принятия решения о снижении ставок ЕСН потребуется компенсация так называемых выпадающих доходов бюджета. Однако такой шаг может дать неплохой результат в том случае, если зарплаты действительно почти полностью выйдут из «тени», и за счет этого увеличатся поступления ЕСН в бюджет. Предложенный Экспертным управлением президента вариант снижения ЕСН, как нам кажется, можно считать наиболее приемлемым. При колоссальном бюджетном профиците такой эксперимент в принципе возможен.

Особенности исчисления и уплаты единого социального налога

«Ваш бюджетный учет», 2006, N 6

Трудно представить бухгалтера, который не сталкивается с вопросами исчисления единого социального налога. В этой статье мы расскажем о том, что изменилось в законодательстве по ЕСН.

Действующая редакция гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ включила в себя изменения, внесенные:

  • Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»;
  • Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй НК РФ, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 70-ФЗ);
  • Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Они вступили в действие с 1 января 2005 г.;

  • Федеральным законом от 6 декабря 2005 г. N 158-ФЗ «О внесении изменения в статью 241 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 158-ФЗ) внесены изменения, согласно которым при сохранении общей ставки по ЕСН в размере 26% снижена ставка по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации на 0,3 пункта (с 3,2% до 2,9%), но одновременно увеличена ставка по ЕСН, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на 0,3 пункта (с 0,8% до 1,1%).
Читайте так же:  Налоговый кодекс гл 31 земельный налог

Указанные изменения действуют с 1 января 2006 г.

Элементы единого социального налога

Прежде всего необходимо отметить, что плательщики единого социального налога подразделены на две категории. Первая — это лица, производящие выплаты в пользу физических лиц и уплачивающие ЕСН с данных выплат. Ко второй категории отнесены индивидуальные предприниматели и адвокаты, исчисляющие и уплачивающие ЕСН с доходов от предпринимательской и иной профессиональной деятельности. Для каждой категории налогоплательщиков по-разному определены порядок исчисления и уплаты налога.

Рассмотрим новый порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками — работодателями, а также обратим внимание на самые существенные изменения.

Объектом налогообложения ЕСН для налогоплательщиков-работодателей являются выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц по:

  • трудовым договорам;
  • гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям);
  • авторским договорам.

Налоговая база определяется отдельно по каждому физическому лицу нарастающим итогом с начала налогового периода по истечении каждого месяца.

Важная особенность. Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ начисленные налогоплательщиком выплаты в пользу физических лиц, не отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организации в текущем отчетном (налоговом) периоде, не являются объектом налогообложения ЕСН.

Однако организации, не формирующие налоговую базу по налогу на прибыль, не могут использовать положение п. 3 ст. 236 НК РФ при налогообложении ЕСН. То есть эта норма не может применяться бюджетными организациями в части их основной деятельности, которая не связана с получением прибыли (дохода).

Напомним, что в случае, когда бюджетная организация наряду с основной осуществляет также и деятельность, приносящую доход, она должна вести отдельный учет доходов и расходов, связанных с коммерческой деятельностью.

При отнесении выплат и вознаграждений к расходам, уменьшающим или не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, следует руководствоваться положениями гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Обратите внимание, если ст. 252 НК РФ предусмотрено включение какой-либо выплаты в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, налогоплательщик не вправе самостоятельно отнести ее на расходы, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль. Соответственно не включить такую выплату в налоговую базу по ЕСН он также не может.

Порядок расчета налоговой базы по ЕСН, установленный в ст. 237 НК РФ, предписывает учитывать любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой выплаты были произведены. Указаны такие формы, как полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), в т.ч. коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения, оплаты страховых взносов по договорам добровольного страхования.

При этом с 1 января 2005 г. выплаты, осуществляемые в пользу членов семьи работника, не облагаются ЕСН. Таким образом, федеральное законодательство четко установило, что в основе расчета ЕСН должны быть либо трудовые, либо гражданско-правовые отношения (по вышеуказанному перечню договоров).

При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются по их стоимости на день выплаты, исходя из рыночных цен (тарифов), включая НДС и акцизы. А в случае государственного регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при расчете налоговой базы учитывается государственная регулируемая розничная цена.

Известно, что бюджетные учреждения, кроме общего режима налогообложения, могут применять два специальных режима: единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог.

У организаций, применяющих общий налоговый режим, показатели налоговой базы по ЕСН в части федерального бюджета и базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее — страховые взносы на ОПС) равны. Это следует из п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ).

А вот у налогоплательщиков, которые одновременно применяют ЕНВД и общий режим налогообложения, налоговая база по ЕСН в федеральный бюджет должна быть меньше базы для начисления страховых взносов на ОПС. Разница образуется за счет выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, которые участвуют в деятельности, облагаемой ЕНВД.

В этом случае могут возникнуть сложности при определении налоговой базы по работникам, которые участвуют в видах деятельности, облагаемых по общему и специальному налоговому режиму. Если с помощью прямого счета выделить суммы выплат, начисленные работникам по каждому виду деятельности, нельзя, то для целей исчисления ЕСН сумму таких выплат возможно определить пропорционально выручке, полученной от видов деятельности, облагаемых по общему налоговому режиму, в общем объеме выручки организации. Такой расчет нужно производить ежемесячно.

Перечень выплат, не подлежащих обложению ЕСН

В соответствии со ст. 238 НК РФ ряд выплат не подлежит налогообложению. Перечень этих выплат достаточно широкий.

Не облагаемые ЕСН суммы можно разделить на несколько категорий или видов:

  • государственные пособия, в т.ч. пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
  • все виды компенсационных выплат;
  • материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами;
  • суммы оплаты труда в иностранной валюте, выплачиваемые гражданам, направленным на работу за границу бюджетными организациями;
  • суммы страховых платежей по обязательному страхованию работников;
  • стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;
  • стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников.

Остановимся на некоторых из них более подробно.

По смыслу пп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ от уплаты ЕСН освобождаются государственные пособия, выплата которых производится на основании федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, актов городских и районных собраний депутатов (городских, районных дум) и т.д. То есть установленные представительными органами власти и местного самоуправления. Однако пособия, устанавливаемые решениями исполнительных органов, глав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, от обложения ЕСН не освобождаются.

Условия, при которых суммы компенсационных выплат не включаются в налоговую базу по ЕСН, перечислены в пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ. Напомним их.

Во-первых, необходимо наличие обстоятельств, в связи с которыми выплачивается компенсация (перечень этих обстоятельств указан в пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ).

Во-вторых, компенсационная выплата должна соответствовать понятию «компенсация», приведенному в ст. 164 Трудового кодекса. Это возмещение расходов, понесенных работником при выполнении им трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

В-третьих, нормы компенсационных выплат должны быть установлены федеральным законодательством, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации).

Расходы, по которым нормы в законодательном порядке не установлены, не подлежат налогообложению ЕСН в размерах, определенных соглашением сторон трудового договора, если такие расходы экономически обоснованны и произведены в целях служебной (трудовой) деятельности. Указанные расходы не облагаются ЕСН, поскольку относятся к компенсационным выплатам в возмещение иных расходов, связанных с выполнением работником трудовых обязанностей.

При этом организация должна иметь оправдательные документы (или их заверенные копии). Например, подтверждающие право собственности работника на используемое имущество, а также расходы, понесенные им при использовании такого имущества в производственных целях. Только тогда суммы компенсации можно не включать в налоговую базу по ЕСН.

Нередко возникает вопрос: можно ли не включать в налоговую базу по ЕСН суммы, выплаченные в виде компенсаций расходов на командировки. Речь, в частности, идет о суточных, которые выплачены сверх норм, утвержденных Постановлениями Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» и от 2 октября 2002 г. N 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета», а также Приказом Минфина России от 12 ноября 2001 г. N 92н «О размерах выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран».

Сразу оговоримся, что указанные выплаты облагаются ЕСН с учетом положений п. 3 ст. 236 НК РФ. Суточные, выплаченные сверх норм, утвержденных Правительством РФ, относятся к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (п. 38 ст. 270 НК РФ). Следовательно, суммы сверхнормативных суточных в рамках деятельности, приносящей доход, у бюджетных учреждений не подлежат налогообложению согласно п. 3 ст. 236 НК РФ.

Организации, не формирующие налоговую базу по налогу на прибыль, сумму суточных свыше норм, установленных Правительством РФ, должны включать в налогооблагаемую базу по ЕСН.

Из действовавшего до 1 января 2005 г. перечня выплат, не подлежащих обложению ЕСН, исключены выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза. При этом должно выполняться условие, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 руб. в год.

Формально эти выплаты производились и производятся за счет средств, не принадлежащих организации. Тем не менее, налог на указанные суммы начислять придется, и организация, производящая выплаты, будет фактически выполнять роль налогового агента.

Кроме того, до 2005 г. ст. 238 НК РФ регламентировалось освобождение от ЕСН следующих выплат работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов:

  • суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
  • суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.

Размер данных видов выплат был ограничен суммой в 2000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период по каждому из перечисленных оснований.

Следует иметь в виду, что с 1 января 2005 г. п. 2 ст. 238 НК РФ утратил силу. Но одновременно в п. 1 этой статьи добавлен пп. 15, устанавливающий, что не подлежат налогообложению суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников, организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период. Таким образом, суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту, инвалидам) и членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных лечащим врачом, теперь облагается ЕСН на общих основаниях.

В части суммы налога, подлежащей уплате в ФСС РФ с 2005 г., освобождаются от обложения ЕСН только вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по гражданско-правовым и авторским договорам. Вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по лицензионным договорам, теперь включаются в налоговую базу и в части суммы налога, подлежащей уплате в ФСС РФ.

Показатели налоговой базы по ЕСН в части фондов обязательного медицинского страхования равны и соответствуют показателю налоговой базы, с которой исчисляется ЕСН в федеральный бюджет.

Налоговые льготы

Глава 24 НК РФ установила налоговые льготы для определенных категорий налогоплательщиков.

Обратите внимание, льготы, предусмотренные ст. 239 НК РФ, распространяются только на ЕСН. При уплате страховых взносов на ОПС аналогичные льготы Законом N 167-ФЗ не установлены.

Так, от уплаты ЕСН освобождаются:

1) организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III групп.

В действовавшей до 1 января 2005 г. редакции пп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ было необходимо, чтобы физические лица, получившие выплаты от налогоплательщика, отнесенные к названной категории, являлись работниками данной организации. В новой редакции пп. 1 п. 1 ст. 239 данное условие исключено, а льгота распространяется на выплаты и вознаграждения, не превышающие в течение налогового периода, т.е. календарного года, 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III групп. Таким образом, эта льгота применяется и к тем инвалидам, которые работают по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам.

При этом факт установления инвалидности должен быть подтвержден документом учреждения медико-социальной экспертизы;

2) следующие категории налогоплательщиков с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо:

  • общественные организации инвалидов (в т.ч. созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда — не менее 25%;
  • учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются вышеназванные общественные организации инвалидов.

В связи с этим интересна ситуация, которая была рассмотрена в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2006 г. N 106 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога» (п. 7). В арбитражный суд обратился налоговый орган, проверивший правильность исчисления уплаты налога образовательным учреждением. Организация сочла, что она освобождена от уплаты ЕСН, т.к. вправе применить налоговую льготу, предусмотренную пп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ. Ее доводы следующие:

  • организационно-правовая форма юридического лица — учреждение;
  • учреждение создано для образовательных целей.

По мнению проверенной организации, в абз. 4 указанного подпункта образовательные учреждения перечислены отдельно от учреждений, созданных для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов. То есть условие «по собственнику» на них не распространяется. Решающий фактор для применения льготы — организационно-правовая форма юридического лица и цель его деятельности.

Налоговый орган по-иному прочитал это положение: для применения льготы данное образовательное учреждение должно отвечать еще одному требованию — единственным собственником имущества должна быть общественная организация инвалидов. Арбитражный суд также счел, что льгота дается при соблюдении одновременно трех требований:

  • создание организации в форме учреждения;
  • создание для достижения социальных целей (в т.ч. образовательных) или для оказания правовой помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  • единственным собственником является общественная организация инвалидов.

Заявление налогового органа о взыскании с учреждения суммы единого социального налога было поддержано арбитражным судом.

Читайте так же:  В каком году русь и византия заключили договор

Льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством подакцизных товаров, полезных ископаемых, а также ряда иных товаров по перечню, утвержденному Правительством РФ.

В предыдущей редакции ст. 239 НК РФ организации, относящиеся к одной из перечисленных категорий, были освобождены от уплаты ЕСН с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника. Данная льгота, как и предыдущая, регламентировала освобождение от налога только выплаты работникам перечисленных категорий организаций. Новая редакция пп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ отменила данное ограничение.

Кроме того, до 2005 г. освобождались от уплаты ЕСН российские фонды поддержки образования и науки. Указанные фонды не начисляли налог на суммы выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений. С 1 января 2005 г. пп. 4 п. 1 ст. 239 НК РФ, регламентирующий данную льготу, утратил силу.

Обратите внимание, в соответствии с п. 2 ст. 245 НК РФ освобождены от уплаты единого социального налога отдельные федеральные органы исполнительной власти и ведомства.

В частности, это федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области обороны, а также в составе которых проходят военную службу военнослужащие, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области внутренних дел, миграции, исполнения наказаний, фельдъегерской связи, таможенного дела, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, — Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и другие.

Ставки ЕСН и порядок их применения

Особенность исчисления единого социального налога состоит в применении регрессивной шкалы ставок, предусматривающей уменьшение ставки налога при увеличении налоговой базы.

Статьей 241 НК РФ установлены четыре шкалы для нескольких категорий налогоплательщиков:

  • две шкалы — для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам. Причем одна для всех налогоплательщиков, а вторая — только для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • шкала для индивидуальных предпринимателей для расчета ЕСН с доходов, полученных от предпринимательской деятельности;
  • шкала для адвокатов для исчисления ЕСН с доходов, полученных от занятия профессиональной деятельностью.

До 2005 г. для плательщиков налога, производящих выплаты физическим лицам, ст. 241 НК РФ были установлены ограничения применения регрессивной шкалы ставок в зависимости от предельной величины налоговой базы в среднем на одно физическое лицо. Так, в соответствии с п. 2 ст. 241, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляла сумму менее 2500 руб., налог уплачивался по максимальной ставке независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо. Отметим, что порядок соблюдения данного условия, включающий расчет показателя средней величины налоговой базы на одно физическое лицо, был сформулирован довольно неясно. Однако Федеральный закон N 70-ФЗ устранил действие данного ограничения, поскольку с 1 января 2005 г. п. 2 ст. 241 НК РФ утратил силу, а вместе с ним и условие, которое было установлено данным пунктом.

Новой шкалой, применяемой налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, предусмотрено только три интервала налоговой базы физического лица и, соответственно, три уровня ставок налога. Изменилась и величина ставок. При этом ставки налога приведены с разбивкой по отдельным получателям налога — федеральный бюджет, ФСС РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

Пример. Налоговая база для исчисления ЕСН за 2005 г. одного из работников бюджетного учреждения составила 292 000 руб. Рассчитаем сумму налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет, в ФСС РФ и в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, применив регрессивные ставки ЕСН. Предположим, что расходы на цели государственного социального страхования налогоплательщиком не производились.

Общая сумма исчисленного налога составит 74 000 руб. (72 800 руб. + 12 000 руб. (292 000 руб. — 280 000 руб.) х 10%), в т.ч.:

в федеральный бюджет — 56 948 руб. (56 000 руб. + 12 000 руб. (292 000 руб. — 280 000 руб.) х 7,9%);

в ФСС РФ — 8240 руб. (8120 руб. + 12 000 руб. (292 000 руб. — 280 000 руб.) х 1%);

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 3152 руб. (3080 руб. + 12 000 руб. (292 000 руб. — 280 000 руб.) х 0,6%);

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 5660 руб. (5600 руб. + 12 000 руб. (292 000 руб. — 280 000 руб.) х 0,5%).

Обратите внимание, с 1 января 2006 г., в связи с вступлением в силу Закона N 158-ФЗ, уменьшена доля Фонда социального страхования Российской Федерации и, соответственно, увеличена доля Федерального фонда обязательного медицинского страхования в общей сумме ЕСН.

Для сравнения приведем ранее действовавшее и новое распределение в следующих таблицах (1 и 2).

Сравнение ставок ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам

Изменения ставок по ЕСН в 2006 г. по сравнению с 2005 г.

Порядок исчисления и уплаты налога

Для налогоплательщиков-работодателей дата осуществления выплат и иных вознаграждений определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, которому осуществляются выплаты).

Сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС). Таким образом, сумма начисленных страховых взносов по совокупности платежей на страховую и накопительную части трудовой пенсии является налоговым вычетом по ЕСН в федеральный бюджет.

При этом следует иметь в виду, что размер налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Напомним, что налогоплательщики, которые наряду с предпринимательской деятельностью, облагаемой по общему налоговому режиму, осуществляют деятельность, облагаемую ЕНВД, применяют налоговый вычет только по видам деятельности, облагаемым по общему налоговому режиму. Страховые взносы на ОПС, начисленные по деятельности, облагаемой ЕНВД, в качестве налогового вычета при определении ЕСН в федеральный бюджет не учитываются.

Обратите внимание на суммы начисленных и фактически уплаченных страховых взносов на ОПС за отчетный период. На основании абз. 4 п. 3 ст. 243 НК РФ положительная разница между начисленными и фактически уплаченными суммами страховых взносов признается занижением ЕСН в федеральный бюджет.

Обнаружив при проверке такую разницу, налоговый орган имеет право доначислить ЕСН в федеральный бюджет, на возникшую недоимку будут начислены пени.

Во избежание подобной ситуации страховые взносы на ОПС следует уплачивать в Пенсионный фонд в полной сумме.

Пример. Выплаты бюджетного учреждения в пользу физических лиц в июне 2005 г. составили 200 000 руб. ЕСН, подлежащий уплате в федеральный бюджет, — 40 000 руб. (200 000 руб. х 20%). Организация начислила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 28 000 руб. (200 000 руб. х 14%). Налоговые льготы у организации отсутствуют. Следовательно, ЕСН к уплате в федеральный бюджет с учетом налогового вычета составит 12 000 руб. (40 000 руб. — 28 000 руб.).

Заработная плата в организации выплачивается 5 июля. Страховые взносы на ОПС в Пенсионный фонд должны быть перечислены в тот же срок, но не позднее 15 июля.

Учреждением 15 июля перечислен ЕСН в федеральный бюджет с учетом налогового вычета в сумме 12 000 руб. Страховые взносы на ОПС организация не уплатила. На сумму недоимки по страховым взносам пени начисляются с 16 июля исходя из 1/300 ставки рефинансирования Банка России (13%). Процентная ставка пеней за один день просрочки — 0,0433% (13% : 300).

При проверке отчетности учреждения за полугодие налоговым органом установлена неуплата страховых взносов на ОПС в сумме 28 000 руб. Согласно абз. 4 п. 3 ст. 243 НК РФ по результатам камеральной проверки организации доначислен ЕСН в сумме 28 000 руб.

Таким образом, учреждению будут начислены пени на недоимку по ЕСН в сумме 28 000 руб. и по страховым взносам на ОПС на эту же сумму.

Сумма, подлежащая уплате в ФСС РФ, уменьшается на сумму произведенных налогоплательщиками самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики, совмещающие общий режим налогообложения и ЕНВД, должны иметь в виду, что расходы на цели обязательного социального страхования, расчет которых зависит от заработной платы работника, учитываются в сумме, исчисленной исходя из удельного веса выручки, полученной от деятельности, облагаемой по общему налоговому режиму, в общей сумме выручки, полученной по всем видам деятельности. Речь идет о пособиях по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, оплате дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами и т.д.

Если расходы на цели социального страхования не зависят от суммы заработной платы работника (пособия при рождении ребенка, пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социальных пособий на погребение и др.), они учитываются при исчислении ЕСН в полной сумме.

Порядок и сроки уплаты ЕСН

Уплата ЕСН производится налогоплательщиками отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

По итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по ЕСН, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Уплата авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Минфином России Приказом от 17 марта 2005 г. N 40н.

По итогам отчетного периода налогоплательщики определяют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период авансовых платежей. Эта разница подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Минфином России Приказом от 31 января 2006 г. N 19н утверждена новая форма налоговой декларации по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам.

Налоговая декларация в соответствии с п. 7 ст. 243 НК РФ представляется в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Перечисление ЕСН обособленными подразделениями организаций

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога, а также обязанности по представлению налоговой декларации по ЕСН по месту своего нахождения.

Сумма ЕСН, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому подразделению.

Сумма ЕСН, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой этого налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой ЕСН, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Обратите внимание на правильность расчета налоговой базы по ЕСН, если в отчетном периоде были случаи перехода работников из одного обособленного подразделения организации в другое.

Сумма ЕСН, подлежащая уплате обособленным подразделением, в которое в течение отчетного периода перешел работник, определяется исходя из величины налоговой базы, которая относится к этому подразделению. Однако при расчете налога применяются ставки, соответствующие величине налоговой базы, накопленной в первом и втором обособленных подразделениях, в которых работнику начислялись выплаты.

Пример. За время работы в первом обособленном подразделении с января по июнь 2006 г. налоговая база по ЕСН у работника составила 180 000 руб. С 1 июля он работал во втором обособленном подразделении, где начисления по зарплате составили 200 000 руб.

Рассчитаем налоговую базу по ЕСН и сумму налога, подлежащую уплате по последнему месту работы данного сотрудника.

В первом обособленном подразделении сумма ЕСН в федеральный бюджет с налоговой базы 180 000 руб. составит 36 000 руб. (180 000 руб. х 20%).

Общая налоговая база по работнику за период с января по декабрь составила 380 000 руб. (180 000 руб. + 200 000 руб.), сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет за 2005 г., равна 63 900 руб. (56 000 руб. + 7900 руб.), в т.ч.:

  • 56 000 с суммы 280 000 руб.;
  • 7900 руб. (100 000 руб. х 7,9%) с суммы 100 000 руб.

Сумма ЕСН в федеральный бюджет, которую должно уплатить второе обособленное подразделение, равна 27 900 руб. (63 900 руб. — 36 000 руб.), т.к. налог в размере 36 000 руб. уплачен подразделением, в котором сотрудник работал ранее.

Аналогичным образом рассчитывается сумма налога, подлежащая уплате в ФСС РФ и в фонды обязательного медицинского страхования.

Похожие статьи:

  • Приказ о деятельности детской поликлиники Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 января 2007 г. N 56 г. Москва Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники Зарегистрирован в Минюсте РФ 5 […]
  • Льготы на транспортный налог в калининградской области Транспортный налог в Калининградской области снижен Регион делает послабления Транспортный налог (далее - налог) был введен в Российской Федерации с 2003 года. Налог является региональным, поэтому суммы, уплаченные владельцами зарегистрированных транспортных средств, […]
  • Льготы на жилье для детей инвалидов Как получить квартиру ребенку-инвалиду в 2019 году Дети-инвалиды относятся к группе людей, которую принято называть слабозащищенной. Такая позиция основывается на том, что дети с ограниченными возможностями нуждаются в проживании в определенных условиях, где было бы […]
  • Требования гост к сыру ГОСТ 28531-90 Прессы для сыра. Технические требования Текст ГОСТ 28531-90 Прессы для сыра. Технические требования ПРЕССЫ ДЛЯ СЫРА ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ 1. ВНЕСЕН Министерством атомной энергетики и промышленности СССР Постановлением Государственного комитета СССР по […]
  • Назначение коллегии адвокатов Свердловские адвокаты по назначению отказались работать Президиум коллегии адвокатов Свердловской области запретил адвокатам участвовать с 1 ноября в уголовном судопроизводстве по назначению следственных и судебных органов. Нарушителей запрета привлекут к […]
  • Заявление на предоставление жилья ветеранам Жилье для ветеранов боевых действий Федеральное законодательство предусматривает такую меру поддержки, как обеспечение жильем нуждающихся ветеранов боевых действий. Регулируются вопросы выделения средств Федеральным Законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Общая […]