Договор с автором фильма

Договор между продюсером и режиссером-сценаристом

Подскажите, какой тип договора нужно заключать между продюсером и автором сценария и режиссером фильма?

Дело в том, что мы с партнерами хотели участвовать в организации съемочного процесса и помочь своими ресурсами для съемок короткометражного фильма для целей дальнейшей продажи прав на экранизацию и представления фильма на фестивалях.

Мы хотели обезопасить себя и предоставить прозрачные условия для авторов фильма.

Наша цель получения эксклюзивных права на продажу, экранизацию материала в течение двух лет с момента заключения договора.

Буду рад ответу.

09 Февраля 2015, 15:38 Юрий, г. Москва

Ответы юристов (1)

Добрый день, Юрий!
Авторами аудиовизуального произведения являются:

2) автор сценария;

3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263 ГК РФ).

Следует иметь в виду, что продюсеру по умолчанию принадлежат все права в полном объеме, если иное не определено в договоре как с авторами самого фильма (перечислены выше), так и с авторами других объектов авторского и смежного права, включенных в фильм (например, картины, фотографии, танцевальная хореография, декорации, костюмы и др.). То есть полностью исключительное право — использование на протяжении всего срока охраны, на любой территории любыми способами.

Поэтому если договоренности не об этом (как следует из Вашего вопроса), то в договоре нужно все четко предусмотреть, причем предусмотреть грамотным юридическим языком, чтобы потом не было спорных положений.

Также обратите внимание, что по закону, авторы и исполнители, чьи творения вошли составной частью в фильм (см. выше), не могут ограничивать способы использования фильма. Фактически они могут ограничить только территорию и срок.

Статья 1240. Использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта

1.… Лицензионный договор, предусматривающий использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, заключается на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права, если договором не предусмотрено иное.

2. Условия лицензионного договора, ограничивающие использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, недействительны.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Как осуществляется покупка авторских прав на фильм?

скажите пожалуйста , мне сказали , что в интернете я найду — как получить или купить авторское право на фильмы , что бы в дальнейшем я смог их публиковать на ю-тубе . у кого или куда можно обратиться за этим . спасибо.

Ответы юристов (2)

Артём, добрый день!

Чтобы купить авторские права на фильм, Вам для начала надо узнать, кому они принадлежат. Авторские права могут принадлежать как конкретном автору, так и издательству (если фильм создавался по литературному произведению). У авторов чаще всего есть агенты. Если обращаться на прямую к автору, миную агента, то это, вероятнее, будет для Вас дешевле, но Вы рискуете тем, что соглашение по передаче авторских прав в Вашу собственность будут оформлены ненадлежащим образом, что может привести к неблагоприятным последствиям для Вас в будущем… ​

Здравствуйте, Артем! Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Таким использованием будет являться в том числе размещение произведения (в данном случае фильма) в сети интернет. Только правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение. Для того, чтобы приобрести права на размещение фильма в сети интернет, Вам необходимо заключить лицензионный договор с его правообладателем.

Согласно статье 1286 ГК РФ,

1. По лицензионному договору одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах.
КонсультантПлюс: примечание.
Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения не подлежит госрегистрации (Гражданский Кодекс РФ).

2. Лицензионный договор заключается в письменной форме. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме.
3. В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения.

Для приобретения права использования фильма Вам необходимо обратиться к его правообладателю. Поиск правообладателя можно начать с продюсера фильма, либо с автора сценария. С уважением, Татьяна.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Физическое лицо (первый автор) имеет идею (сюжет, историю) для фильма. Это физическое лицо хотело бы заказать написание сценария фильма с использованием своей идеи (сюжета, истории) другому физическому лицу (второму автору) или индивидуальному предпринимателю, при этом чтобы права на саму идею сохранились за первым автором и не могли бы быть использованы вторым автором после написания сценария (выполнения заказа).

То есть второй автор не должен иметь права написать другой переработанный сценарий, выпустить книгу или иное самостоятельное литературное произведение с использованием идеи (сюжета) первого автора после выполнения авторского заказа.

Возможен ли договор авторского заказа между первым автором как физическим лицом и другим физическим лицом или индивидуальным предпринимателем (вторым автором), содержанием которого станет заказ написания сценария по идее первого автора? Как при этом первому автору защитить свои авторские права на идею фильма?

Читайте так же:  Приказ на увольнение в казахстане

Согласно п. 3 ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Пунктом 5 той же статьи установлено, что авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Следовательно, идея, связанная с созданием фильма (написанием сценария), сама по себе не может являться объектом авторских прав.

К объектам авторских прав относятся, в числе прочих, литературные произведения (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Они являются одним из видов результатов интеллектуальной деятельности (пп. 1 п. 1 ст. 1225 ГК РФ).

Как определено п. 1 ст. 1229 ГК РФ, результат интеллектуальной деятельности не может быть использован другими лицами без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Использование результата интеллектуальной деятельности (в том числе способами, предусмотренными ГК РФ), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 1288 ГК РФ по договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме. Следует отметить, что участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица (п. 1 ст. 2 ГК РФ). По общему правилу граждане (в том числе не осуществляющие предпринимательскую деятельность) и юридические лица могут быть сторонами любого договора, если это не противоречит правилам законодательства об отдельных видах договоров (п. 1 ст. 17, ст. 18, п. 1 ст. 49, п. 1 ст. 421 ГК РФ).

Следовательно, не существует правовых препятствий для заключения договора авторского заказа, сторонами которого будут выступать физические лица, как осуществляющие, так и не осуществляющие предпринимательскую деятельность.

В соответствии с п. 2 ст. 1288 ГК РФ договор авторского заказа может предусматривать отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах. Если договор авторского заказа предусматривает отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, к такому договору соответственно применяются правила ГК РФ о договоре об отчуждении исключительного права, если из существа договора не вытекает иное.

Пункт 1 ст. 1270 ГК РФ устанавливает, что автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1270 ГК РФ.

Одним из способов использования произведения является его перевод или другая переработка. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного) (пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

В п. 31 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление N 5/29) разъясняется, что переработка произведения предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего. При этом право на переработку произведения как один из способов использования результата интеллектуальной деятельности может быть передано в числе иных правомочий в рамках передачи исключительного права по договору об отчуждении исключительного права в полном объеме (ст. 1234 ГК РФ) либо предоставлено по лицензионному договору (ст. 1235 ГК РФ), а также может перейти по установленным в законе основаниям без заключения договора с правообладателем (ст. 1241 ГК РФ).

Таким образом, стороны договора авторского заказа вправе предусмотреть в нем отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое включает и право на переработку этого произведения. Иное, помимо правообладателя, лицо, включая и автора произведения, не вправе будет осуществлять его переработку путем создания нового сценария, иного литературного произведения, издания книг и т.п.

При этом, поскольку идея (сюжет) воплощается в конкретном произведении, использование этой идеи (сюжета) без согласия правообладателя, в частности, путем переработки произведения может быть квалифицировано как нарушение его исключительного права на произведение, что преследуется по закону (смотрите в связи с этим определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 06.03.2008 N 45-Г08-6).

Необходимо отметить, что в силу п. 7 ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п. 3 той же статьи.

Пленум ВС РФ и Пленум ВАС РФ в п. 29 Постановления N 5/29 указали, что поскольку согласно п. 3 ст. 1270 ГК РФ охране подлежат произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, то под персонажем следует понимать часть произведения, содержащую описание или изображение того или иного действующего лица в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др.

Читайте так же:  Заявление об оказании материальной помощи на лечение

Охрана авторским правом персонажа произведения предполагает, в частности, что только автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать персонаж любым способом, в том числе путем переработки (пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

Таким образом, авторское право распространяется не только на произведение в целом, но и на его часть. Идеи заказчика, нашедшие выражение в сюжете, персонажах, иных элементах произведения, правообладателем которого он является, если они могут быть признаны частью произведения согласно п. 3 ст. 1270 ГК РФ, подлежат правовой охране, как и само произведение.

Исходя из изложенного, можно прийти к следующим выводам применительно к рассматриваемой ситуации.

Заказчик («первый автор») не может иметь авторского права на идею фильма как таковую, так как идеи сами по себе не являются объектом авторских прав. Он не может обладать и авторскими правами на сценарий в полном объеме, так как право авторства и право автора на имя неотчуждаемы и непередаваемы (п. 1 ст. 1265 ГК РФ), и автором сценария будет признан «второй автор». Однако договором авторского заказа может быть предусмотрено, что исключительное право на сценарий приобретает заказчик, что исключит правовую возможность для иных лиц, в том числе для автора, использовать произведение без согласия заказчика, включая переработку сценария и создание каких-либо производных произведений на его основе.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ерин Павел, Золотых Максим.

Возможно ли снять фильм, имея только право на экранизацию?

Здравствуйте! Я сценарист, написала сценарий, который собирается экранизировать мой знакомый. При этом мне предложены такие условия договора: я передаю на год исключительное право на экранизацию, все остальные права остаются у меня. Через год я должна передать неисключительное право на экранизацию, права на сам фильм остаются при этом у его создателей, не у меня. Возможно ли такое? Спасибо

Ответы юристов (3)

В Вашем вопросе использованы изначально некорректные формулировки. Действующее законодательство не содержит понятия «неисключительное право». К тому же, согласно действующим нормам невозможно передать исключительное право на какое-либо время (год в Вашем случае). Видимо эти понятия перекочевали в Ваш договор из закона об авторском праве ит смежных правах, но этот закон не действует уже 7 лет. По действующему законодательству договор об отчуждении исключительного права регламентируется статьей 1285 ГК РФ и предусматривает полное отчуждение исключительного права на весь срок действия исключительного права без всяких ограничений, в полном объеме.

Для предоставления права экранизации возможно заключение лицензионного договора. Если проводить аналогию с более простыми правовыми институтами, то лицензионный договор это как аренда (пользование на срок или в течение всего срока действия изначального исключительного права), а договор об отчуждении исключительного права это как купля-продажа (полностью и навсегда).

Полагаю, Вам нужно определиться с самой идеей — чего именно Вы ожидаете от возникающих правоотношений, а затем обратиться к специалисту, специализирующемуся на авторском праве, для составления юридически правильного договора.

Права на сам фильм в целом будут принадлежать изготовителю. Однако изготовитель должен иметь лицензионные договоры со всеми авторами произведений, вошедших в состав сложного объекта (фильма).

Есть вопрос к юристу?

Андрей Макаров все Вам верно указал — есть путаница в понятиях. Сначала надо определиться, на каких именно условиях Вы фактически готовы с ними работать, а потом уже облекать это в форму юридических формулировок (исключительное право или неисключительная (исключительная) лицензия, срок использования, вознаграждение и проч.).

При этом Вы должны знать, что как сценарист являетесь соавтором фильма, см. ГК РФ:

Статья 1263. Аудиовизуальное произведение
2. Авторами аудиовизуального произведения являются:
1) режиссер-постановщик;
2) автор сценария;
3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

Также есть такое лицо, как изготовитель, то есть лицо, организовавшее создание фильма (продюсер). Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом,если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения.

Существует несколько возможных вариантов предоставления прав на сценарий:
1) Отчуждение исключительного права на сценарий в полном объеме. Лицо, которому Вы отчуждаете право, становится полным и единственным правообладателем сценария навсегда, на весь срок действия авторского права на сценарий, на все способы и формы использования (экранизация, издание, театральная постановка и прочее).

2) Исключительная лицензия. В договоре можно определить конкретную территорию, срок, а также способы использования, выделив, например, только экранизацию.

Ограничение срока лицензии в данном случае означает, что изготовитель сможет воспользоваться своим правом на экранизацию в определенный срок, после чего, права «вернутся» к Вам.

При этом, в случае постановки Фильма, отношения между Вами, как соавтором фильма, и изготовителем должны регулироваться отдельным соглашением или разделом договора с учетом требований ст. 1240 ГК РФ (ниже).

Также, необходимо учесть в договоре, что будет происходить с правом на экранизацию при постановке фильма после окончания срока лицензии (если срок определен) — сможете ли Вы передать право на экранизацию третьему лицу для создания другого фильма по этому же сценарию или нет.

Передача прав третьим лицам в период действия исключительно лицензии невозможна.

3) Неисключительная лицензия — отличается от исключительной тем, что в период срока действия лицензии Вы можете распоряжаться правами, переданными изготовителю, предоставляя любые (в том числе и переданные) права третьим лицам.

Права на фильм будут принадлежать изготовителю.

В ст. 1240 ГК РФ, где среди прочего указано, что

Читайте так же:  Требования при строительстве бани на участке

«- Лицензионный договор, предусматривающий использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, заключается на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права, если договором не предусмотрено иное.
— Условия лицензионного договора, ограничивающие использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, недействительны.
— При использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта за автором такого результата сохраняются право авторства и другие личные неимущественные права на такой результат.»

Таким образом, при любой форме договора предоставления права на сценарий, права на фильм будут принадлежать изготовителю.

Теоретически возможен вариант, при котором договором между Вами и изготовителем будет предусмотрено, что Вы являетесь не только соавтором фильма, но и становитесь его совладельцем (правообладателем). Но на практике это трудно реализуемо. Лучше регулировать договором степень Вашего участия в доходах, для этого необязательно быть совладельцем. Также, за Вами сохраняется авторское право (как на сценарий, так и на фильм, в случае его создания), оно неотчуждаемо.

Как видите, вариантов достаточно много, но надеюсь, что смогла донести общую практику правоприменения в этой области

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Как передать права на сценарий или фильм? Часть вторая.

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Авторизуйтесь, пожалуйста.

Кто мы? Мы, коллектив молодых профессионалов кинотелеиндустрии под руководством действительного члена Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой Орёл», профессора ВГИКа, заслуженного режиссера СССР, Виктора Ароновича Мана.

Договор с автором фильма

Не совсем по теме сценарных договоров — но договоров тем не менее. Очень серьезное (и полезное) поле для диалога с покупателем (продюсером, издателем и т.д.) — «законно — незаконно». О прошлом годе «ЭКСМО» прислало мне такой вариант договора, что глаза на лоб полезли. Я, понятно, захотел его изменить (причем процентов эдак на 75). С их стороны — ржачка. Дескать, весь наш юридический отдел разрабатывал, а ты тут.

Ничего. Прошли по пунктам (тем, что мне не нравились). И почти всегда мой аргумент был один: можете собрать ВСЕХ юристов Москвы и назвать продукт совместного их творчества «типовым договором», но ему будет грош цена, если он противоречит ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ. «Где?» Здесь. Здесь. И здесь.

В общем, танцевали больше 3 месяцев (!), но результат был до йоты таким, какого я и добивался. И ничего. Врагами не стали.

А договор заказа — вообще минное поле. Но он изначально незаконен, если речь идет об уже СОЗДАННОМ произведении.

Вообще говоря, неплохо иметь и почитывать Гражданский кодекс РФ (Часть четвертая, ред. от 08.11.2008). Взять можно здесь:

(в любом удобном формате, html, fb2, rtf и т.д.)

Всё это для меня тёмный лес.
Вот завязка моего «типового» договора.
Передача прав, авторский заказ, продажа сценария — я подпишу всё что угодно, кроме разве что генеральной доверенности на квартиру, если буду уверен, что в оконцовке моё имя появится в титрах, но так чтобы это было заметно невооружённым глазом.

1. Предмет договора

1.1. Настоящим Сценарист передает Продюсеру исключительные права на использование созданного им литературного сценария под названием «________________________» (именуемого в дальнейшем «Сценарий») для кинематографической постановки аудиовизуального произведения – художественного фильма под условным названием «____________________» (именуемого в дальнейшем «Фильм»), а также других видов использования, предусмотренных настоящим Договором.
1.2. В соответствии с действующим законодательством об авторском праве в силу заключения настоящего Договора Сценарист, вносящий творческий вклад в создание Фильма и являющийся одним из авторов Фильма, передает Продюсеру исключительные права на его использование всеми способами и средствами без ограничения территории на срок действия авторского права.
1.3. Имеется понимание Сторонами, что творческий вклад Сценариста в Фильм не ограничивается передачей прав на Сценарий и подразумевает участие Сценариста при необходимости в изменении и/или дополнении Сценария и совершения иных действий, связанных с кинематографическим воплощением Сценария.

Похожие статьи:

  • Невские берега отчетность Бухгалтерская отчетность ООО "НЕВСКИЕ БЕРЕГА" ИНН 7825450532 за 2015 год Материал распечатан с сайта сервиса «Электронный эколог» e-ecolog.ru Бухгалтерская (финансовая) отчетностьза 2015 год Наименование организации Общество с ограниченной ответственностью "НЕВСКИЕ […]
  • Где в севастополе оформить загранпаспорт Время работы подразделения Управления по вопросам миграции Севастополя для оформления загранпаспорта Управление по вопросам миграции г. Севастополь : 299029, г. Севастополь, пр-т Ген. Острякова, 15 р.т. + 8 10 38 (0652) 55-66-43 ; 55-67-48 , +38 (0692) […]
  • Налоговые ставки транспортный налог 2019 москва Ставки транспортного налога в Москве в 2017, 2018 и 2019 году Льготы по налогам пенсионерам - порядок предоставления и образец заявления Как уплатить налоги через интернет Транспортный налог является региональным - это означает, что он начисляется и уплачивается на […]
  • Завещание русский трейлер Завещание. Русский трейлер Подпишись на новые русские трейлеры goo.gl/hXRG7Фильм Завещание Когда коллекционер антиквариата наследует дом своей матери, он понимает, что она жила в святыне, посвященной некому таинственному культу. А вскоре он приходит к выводу, что […]
  • Икеа финансовая отчетность Бухгалтерская отчетность ООО "ИКЕА ДОМ" ИНН 5047076050 за 2017 год Материал распечатан с сайта сервиса «Электронный эколог» e-ecolog.ru Бухгалтерская (финансовая) отчетностьза 2017 год Наименование организации ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ИКЕА ДОМ" ИНН […]
  • Продажа квартиры после покупки доли Налог на продажу доли в квартире: налог при продаже квартиры целиком (в том числе доли в ней) или по долям, способы уменьшить налог, оформление сделки >>> Зачастую продавец обязан заплатить налог с продажи доли в квартире. Почему «зачастую», а не всегда? Все зависит […]