Договор ядерного разоружения

«Неприемлемый ущерб»: как выход США из Договора о РСМД может повлиять на процесс ядерного разоружения в мире

Заявление президента США Дональда Трампа о готовности Соединённых Штатов выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности вызвало негативную реакцию в Москве. По мнению российских парламентариев, разрыв соглашения послужит стимулом для развития гонки вооружений.

В частности, глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий полагает, что ликвидация ДРСМД «может привести к очень серьёзному кризису в сфере контроля над ядерными арсеналами».

ДРСМД был заключён 8 декабря 1987 года между СССР и США. Державы договорились полностью уничтожить ракеты дальностью от 500 до 5,5 тыс. км и пусковые установки. К 1991 году Советский Союз утилизировал комплексы «Пионер», «Темп-С», «Ока», ракеты Р-12 и Р-14. Пентагон избавился от систем Pershing и наземных версий крылатой ракеты «Томагавк».

В последнее десятилетие Москва и Вашингтон регулярно обмениваются обвинениями в нарушении ДРСМД. Пентагон полагает, что дальность российской крылатой ракеты 9М729 превышает 500 км, а баллистической РС-26 «Рубеж» не достигает 5,5 тыс. км.

Претензии Москвы в основном связаны с развёртыванием глобальной системы ПРО. Военно-политическое руководство России убеждено, что американцы могут использовать размещённые в Европе сухопутные комплексы для запуска ракет средней дальности типа BGM-109 («Томагавк»). Также Минобороны РФ полагает, что Пентагон применяет запрещённые боеприпасы в качестве мишеней для испытаний ракет-перехватчиков.

«США рискуют потерпеть поражение»

Ракеты средней и меньшей дальности относятся к классу нестратегического (тактического) ядерного оружия (ТЯО). В Пентагоне неоднократно выражали беспокойство превосходством РФ в этом сегменте военной техники. По американским данным, в арсенале России находится 1—6 тыс. боеприпасов тактического назначения, а на складах армии Соединённых Штатов — около 500 единиц ТЯО, причём 200 — на авиабазах в Германии, Италии, Турции, Нидерландах и Бельгии.

В опубликованном в феврале обзоре ядерной политики США говорилось о том, что американские ВС не могут адекватно ответить РФ на применение тактического ядерного оружия в Европе. Чтобы нивелировать преимущество Москвы, авторы документа предложили разработать боевые части с пониженным уровнем мощности для баллистических и крылатых ракет.

«Если Россия полагает, что может достичь своих целей посредством ограниченного использования ядерного оружия при отсутствии адекватного ответа с нашей стороны, то мы рискуем потерпеть поражение в конфликте подобного рода», — заявил в начале года глава Стратегического командования ВС США Джон Хайтен.

Опрошенные RT эксперты считают, что выход из ДРСМД в этом смысле особенно выгоден Соединённым Штатам. Ликвидация договора предоставит Вашингтону карт-бланш на запуск производства запрещённых оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) и новых видов ударного оружия, уверен заместитель директора Института США и Канады РАН Павел Золотарёв.

«Соединённые Штаты смогут вкладывать деньги в достаточно широкий спектр вооружений, позволяющих наносить высокоточный удар на дальности свыше 500 км. Однако речь идёт не только о наземных платформах. Дополнительные средства могут получить производители «Томагавков» и авиационных ракет», — отметил Золотарёв.

Между тем возобновление производства запрещённых ракет не будет иметь ничего общего с оборонными задачами на территории самих США, считает старший председатель совета ПИР-Центра Евгений Бужинский. По его словам, новые американские ОТРК могут быть размещены в Европе или Азии.

«Для защиты и нападения американцам вполне достаточно нынешнего количества «Томагавков» и ракет воздушного базирования», — пояснил Бужинский.

«Опасные игрушки»

В настоящее время на вооружении ВС США находится несколько наземных средств поражения, способных достигать объектов на разрешённой ДРСМД дальности (до 500 км). Одно из самых распространённых — семейство ОТРК MGM-140 ATACMS (Army Tactical Missile System) дальностью до 150—300 км.

В последние годы корпорация Raytheon проводит модернизацию комплексов в рамках программы LRPF (Long Range Precision Fires) DeepStrike («Удар на большую глубину»). Если верить разработчику, MGM-140 получит возможность наносить удары на дальности от 300 до 499 км. Испытательные пуски новых боеприпасов запланированы на 2019 год.

«В случае выхода из ДРСМД Пентагон будет вкладывать деньги в том числе в повышение возможностей своей артиллерии. С большой вероятностью дальность ракеты DeepStrike будет превышать заявленную либо американцы в течение нескольких лет разработают новый боеприпас, бьющий на 800 км», — предположил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

Как считает эксперт, стремясь закрыть брешь в сфере ТЯО, США могут в достаточно короткие сроки разработать наземную версию «Томагавка». По его словам, это может негативно сказаться на безопасности РФ. Корнев напомнил, что новейшая модификация BGM-109 обладает способностью барражировать в заданном районе и наносить удар по цели по команде оператора.

«Появление таких ракет в морской и тем более сухопутной версии заметно осложнит для РФ решение задач по защите воздушных рубежей. Нашим войскам будет затруднительно анализировать ситуацию и предугадывать траекторию полёта нового «Томагавка». К тому же его запуск может быть воспринят как нападение и гипотетически привести к ответному удару. Это очень опасные игрушки», — отметил Корнев.

Также собеседник RT полагает, что США могут возобновить производство ОТРК Pershing. Однако это будет совершенно новое оружие. По мнению Корнева, американцы наверняка оснастят комплекс гиперзвуковыми управляемыми боеголовками и ракетами дальностью свыше 1,7 тыс. км.

Если Соединённые Штаты запустят производство ракет средней и меньшей дальности, то Россия может ответить встречными мерами, уверен Корнев. В частности, на вооружении РФ могут появиться дальнобойные ракеты для ОТРК семейства «Искандер» и различные сухопутные версии «Калибров».

«Наша страна сполна может реализовать потенциал «Калибров». Не сомневаюсь, что появятся наземные варианты этих ракет, а также увеличится количество их морских носителей. Не стоит забывать и о других средствах сдерживания, таких как гиперзвуковое оружие, перехват которого практически невозможен. Вряд ли отечественные учёные остановились на достигнутом», — сказал Корнев.

Однако важнейшую сдерживающую роль, по мнению собеседника RT, в случае выхода США из ДРСМД будут играть стратегические ядерные силы. В связи с этим у Москвы нет необходимости вкладывать деньги в масштабное производство ОТРК и средств ПВО-ПРО.

«Если негативный сценарий станет реальностью, то гораздо эффективнее будет вложить деньги в совершенствование нашей ядерной триады, тем более что она обладает возможностью поражать цели в Европе и Азии. На мой взгляд, появление нового оружия стратегического назначения будет самым адекватным и менее затратным ответом на размещение ракет средней и меньшей дальности вблизи границ РФ», — отметил Корнев.

В интервью RT военный эксперт Юрий Кнутов заявил, что на современном этапе у России достаточно инструментов ядерного и неядерного сдерживания США даже в случае ликвидации ДРСМД.

По его мнению, достигнутый за последнее время прогресс в сфере гиперзвука, в ракетных технологиях и в создании оружия на «иных физических принципах» позволит России адекватно реагировать на появление в арсенале Соединённых Штатов запрещённых средств поражения.

«Сейчас для сдерживания США у нашей страны нет необходимости в производстве какого-то немыслимого количества ракетных комплексов средней дальности. Появились гиперзвуковые ракеты, боевые блоки и другие новейшие системы, способные нанести гарантированный неприемлемый ущерб американским военным объектам на море и на территории европейских стран. В Вашингтоне этого не могут не понимать», — подытожил Кнутов.

Ядерное «разоружение» по-американски: что США прячут за спиной

Через месяц после вступления в должность президента США Дональд Трамп заявил о намерении расширить ядерный арсенал, чтобы Соединенные Штаты были на так называемой «вершине конкуренции». При этом договор между Россией и США о взаимном сокращении ядерных носителей и боеголовок – СНВ-3 президент Америки назвал односторонним. Якобы этот договор больше выгоден для России.

После чего Трамп, как истинный бизнесмен, начал торговаться. Он заявил, что готов рассмотреть частичное снятие санкций с России взамен на ядерное разоружение. Судя по словам хозяина Белого дома, это необходимо для всеобщей безопасности.

Однако президент США, в свою очередь, намерен увеличивать ядерный потенциал своей страны. Эксперты уверены, что за словами о всеобщей безопасности хозяина Белого дома и лоббистов разоружения России стоят отнюдь не мирные цели. В частности, все это делается в рамках концепции первого обезоруживающего удара США по стратегическим средствам РФ.

Кроме того, РФ активно разрабатывает новые виды гипероружия. Например, несколько дней назад ТАСС сообщило о том, что в ходе испытаний новейшей российской ракеты «Циркон» достигнута скорость в восемь Махов – девять тысяч километров в час. Такую ракету ни одно современное средство ПВО не собьет.

Военные эксперты указывают, что ядерное оружие России не предназначено для силового диктата, а призвано лишь исключить силовой диктат по отношению к России.

Так почему Трамп так старается принудить Москву к разоружению, и при этом не только не соблюдает договор СНВ-3, но и говорит об увеличении ядерного потенциала США? Он опасается новейших российских разработок? Или планирует нанести удар первым? Ответы в программе «Особая статья». Смотрите в понедельник, в 21.35, на телеканале «Звезда».

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Вопросы ядерного разоружения

Статья VI Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) предусматривает, что каждый участник этого Договора будет в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерному разоружению, а также о Договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем.

Российская Федерация привержена цели построения мира, свободного от ядерного оружия, и ответственно относится к своим обязательствам по ДНЯО, предпринимая конкретные шаги, направленные на ограничение и сокращение ядерных вооружений, соблюдение и укрепление важнейших международно-правовых режимов в области контроля над вооружениями и нераспространения.

Россия вносит весомый вклад в глобальные усилия по сокращению ядерных вооружений. Реализация советско-американского Договора 1987 г. о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) позволила уничтожить два класса ракет – свыше 1800 баллистических и крылатых ракет наземного базирования дальностью 500-5500 км – и более 800 пусковых установок (ПУ) к ним. В общей сложности деактивировано более 3 тыс. ядерных боеголовок совокупной мощностью свыше 500 тыс. кт. Россия выдвинула предложение о придании обязательствам по ДРСМД универсального характера.

Российская Федерация полностью выполнила свои обязательства по двусторонним с США Договору 1991 г. о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) и Договору 2002 г. о сокращении стратегических наступательных потенциалов (ДСНП). Во исполнение этих соглашений количество развернутых стратегических боезарядов было сокращено с уровня 9000 до 1900 ед. Были ликвидированы более 1600 ПУ межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), более 3100 МБР и БРПЛ, порядка 50 ракетных подводных лодок стратегического назначения и около 70 тяжелых бомбардировщиков (ТБ).

Читайте так же:  Выпишут ли штраф за съемную тонировку

В соответствии с Договором 2010 г. о дальнейших мерах по ограничению и сокращению стратегических наступательных вооружений (вступил в силу 5 февраля 2011 г.) Россия и США согласились на треть (до 1550 ед.) урезать суммарное количество боезарядов («потолок» по ДСНП – 2200 ед.) и более чем в два раза (до 700 ед.) – предельный уровень стратегических носителей («потолок» по ДСНВ – 1600 ед., ДСНП носители не ограничивал). Кроме того, был установлен дополнительный уровень в 800 ед. для развернутых и неразвернутых ПУ МБР и БРПЛ, а также ТБ. К контрольной дате по Договору — 5 февраля 2018 г. — Российская Федерация свои обязательства по сокращению СНВ полностью выполнила, чего нельзя сказать о США.

Также Россия в четыре раза сократила свой арсенал нестратегического ядерного оружия и сосредоточила его на центральных базах хранения в пределах национальной территории. Добиваемся аналогичных мер от других ядерных государств. Ещё одним важным шагом в этой сфере стало национальное решение о ненацеленности российских ядерных вооружений, – они теперь имеют т.н. «нулевое полетное задание».

В российской Военной доктрине значительно понижены роль и место ядерного оружия. Возможность его применения ограничена двумя крайними случаями: нападением на Россию и её союзников с применением ОМУ и агрессией против нашей страны с применением обычных вооружений, когда под угрозу поставлено само существование государства. Данные положения имеют исключительно оборонительную направленность. Кроме того, в Военной доктрине России появилось понятие «неядерное сдерживание».

Российская Федерация активно участвует в обзорном процессе ДНЯО и в работе многосторонних переговорных форумов в области разоружения (Конференции по разоружению, Комиссии ООН по разоружению).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 605 от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» «переговоры о дальнейших сокращениях стратегических наступательных вооружений возможны только в контексте учета всех без исключения факторов, влияющих на глобальную стратегическую стабильность». К ним мы, среди прочего, относим:

— планы по созданию глобальной системы ПРО США;

— развитие высокоточного оружия большой дальности в неядерном оснащении и реализация США концепции «глобального удара»;

— отсутствие прогресса в ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ);

— нежелание США отказаться от возможности размещения оружия в космосе;

— наличие количественных и качественных дисбалансов в области обычных вооружений;

— обеспечение жизнеспособности ключевых многосторонних разоруженческих и нераспространенческих инструментов;

— действия США, идущие вразрез с Договором о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности (ДРСМД).

Предметом серьёзной обеспокоенности в этом контексте становится также разработка в некоторых странах доктринальных документов, которые предусматривают повышение роли ядерного оружия в военном планировании и понижение «порога» его применения. Также вызывает беспокойство продолжающаяся практика т.н. «совместных ядерных миссий» НАТО, в рамках которых к тренировкам по обращению с ядерным оружием привлекаются неядерные страны, что является прямым нарушением положений ДНЯО. Всё это увеличивает риски ядерного конфликта со всеми катастрофическими последствиями.

Дальнейшее продвижение по пути ядерного разоружения возможно только в случае, если усилия будут приложены со стороны всех заинтересованных государств. В этой сфере принципиально важно правильно выбрать приоритеты и исключить попытки применения двойных стандартов. Сокращение и ограничение ядерных арсеналов должно осуществляться так, чтобы укреплялась стратегическая стабильность и обеспечивался рост безопасности всех без исключения государств. Именно такой подход к ядерному разоружению был выработан в рамках обзорного процесса ДНЯО.

В связи с этим полагаем ошибкой разработку и подписание рядом государств Договора о запрещении ядерного оружия. Мы с уважением относимся к взглядам тех, кто выдвинул эту инициативу. Вместе с тем очевидно, что этот Договор, разрабатывавшийся без участия и без учета мнения стран, обладающих ядерными вооружениями, неспособен внести какой-либо позитивный вклад в процесс ограничения и сокращения ядерного оружия. Подготовка текста Договора была реализована поспешно, на неконсенсусной основе и без учета фундаментальных принципов ДНЯО. Он базируется на изначально неверной посылке, что ядерное разоружение может проводиться в отрыве от существующих стратегических реалий, создает напряженность между ядерными и неядерными странами и может привести к подрыву действующего режима нераспространения ядерного оружия.

США и Россия — история ядерного разоружения

26 мая 1972, Ричард Никсон и Леонид Брежнев подписали соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ). В связи с годовщиной этого события газета Le Figaro предлагает вашему вниманию обзор основных российско-американских двусторонних соглашений.

Разоружение или ограничение наращивания стратегических вооружений? Политика ядерного устрашения во времена холодной войны повлекла за собой бешеную гонку вооружений двух супердержав, которая могла бы привести к катастрофе. Именно поэтому 45 лет назад США и СССР подписали первый договор о сокращении стратегических вооружений.

Договор 1: первое двустороннее соглашение о сокращении вооружений

26 мая 1972 года президент США Ричард Никсон и Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев подписали соглашение об ограничении стратегических вооружений. Подписание происходило перед телекамерами во Владимирском зале Большого кремлевского дворца в Москве. Это событие стало результатом переговоров начавшихся в ноябре1969 года.

Договор ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок, их расположение и состав. Дополнение к договору от 1974 года сократило число развертываемых каждой стороной районов ПРО до одного. Однако один из пунктов договора позволял сторонам расторгнуть договор в одностороннем порядке. Именно это и сделали США в 2001 году, чтобы приступить к развертыванию системы ПРО на своей территории после 2004-2005 годов. Дата окончательного выхода США из этого соглашения наступила 13 июня 2002 года.

Договор 1972 года включает в себя временное соглашение сроком на 20 лет, которое запрещает производство пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования и ограничивает пусковые установки баллистических ракет на подводных лодках. Также, согласно этому договору, стороны обязуются продолжить активные и всеобъемлющие переговоры.

Это «историческое» соглашение должно было особенно помочь в восстановлении равновесия сил устрашения. И это не касается производства наступательных вооружений и ограничений количества боеголовок и стратегических бомбардировщиков. Ударные силы обеих стран все еще очень велики. В первую очередь этот договор позволяет обеим странам умерить расходы, сохраняя при этом способность массового поражения. Это побудило Андре Фроссара (André Frossard) написать в газете 29 мая 1972 года: «Быть способными устроить примерно 27 концов света — точную цифру я не знаю — дает им достаточное чувство безопасности и позволяет им избавить нас от множества дополнительных способов уничтожения. За это нам нужно благодарить их доброе сердце».

Договор 2: ослабление напряженности между двумя странами

После 6 лет переговоров новый договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений был подписан американским президентом Джимми Картером и Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневы в Вене 18 июня 1979 года. Этот сложный документ включает в себя 19 статей, 43 страницы определений, 3 страницы с перечислениями запасов военных арсеналов двух стран, 3 страницы протокола, который вступит в силу 1981 году и, наконец, декларацию о принципах, которые лягут в основу переговоров по ОСВ-3.

Договор ограничивал количество стратегических ядерных вооружений обеих стран. После подписания договора Джимми Картер заявил в своей речи: «Эти переговоры, которые непрерывно длятся вот уже десять лет, вызывают ощущения, что ядерная конкуренция, если она не будет ограничена общими правилами и ограничениями, может привести только к катастрофе». При этом американский президент уточнил, что «этот договор не отнимает необходимость обеих стран поддерживать их военную мощь». Но этот договор так и не был ратифицирован США из-за вторжения СССР в Афганистан.


Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности

8 декабря 1987 года в Вашингтоне, Михаил Горбачев и Рональд Рейган подписали бессрочный Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), вступивший в силу в мае 1988 года. Этот «исторический» договор впервые предусматривал ликвидацию вооружений. Речь шла о ракетах средней и малой дальности с радиусом действия от 500 до 5,5 тысяч км. Они представляли собой от 3 до 4 % всего арсенала. В соответствии с договором, стороны, в течение трёх лет с момента его вступления в силу, должны были уничтожить все ракеты средней и малой дальности. Договор также предусматривал процедуры взаимных проверок «на местах».

Во время подписания договора Рейган подчеркнул: «Впервые в истории мы перешли то обсуждений контроля над вооружениями к обсуждению их сокращения». Оба президента особенно настаивали на сокращении 50% их стратегических арсеналов. Они ориентировались на будущий договор СНВ, подписание которого первоначально было запланировано на весну 1988 года.


СНВ‑1: начало настоящего разоружения

31 июля 1991 года президент США Джордж Буш и его советский коллега Михаил Горбачев подписали в Москве Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Это соглашение стало первым настоящим сокращением стратегических арсеналов двух сверхдержав. По его условиям, страны должны были в три этапа (по семь лет) на четверть или треть уменьшить количество самых опасных видов оружия: межконтинентальных баллистических ракет и ракет подводного базирования.

Число боеголовок должно было сократиться до 7 тысяч для СССР и 9 тысяч для США. Привилегированное положение в новом арсенале отводилось бомбардировщикам: число бомб должно было возрасти с 2,5 до 4 тысяч у США и с 450 до 2,2 тысяч у СССР. Кроме того, в договоре предусматривались различные контрольные меры, а окончательно он вступил в силу в 1994 году. По словам Горбачева, он стал ударом по «инфраструктуре страха».

СНВ-2: радикальные сокращения

Конец договора о РСМД?

Договор РСМД мертв?

СНВ-3 и ядерный рывок России

США обсудят с Россией ядерное разоружение

В договоре был прописан и еще один важный момент: ликвидация ракет с разделяющимися боеголовками. Россия отказалась от высокоточного оружия, которое составляло основу ее сил сдерживания, тогда как США убирали половину установленных на подлодках ракет (практически не обнаружимы). СНВ-2 был ратифицирован США в 1996 году и Россией в 2000 году.

Борис Ельцин увидел в нем источник надежды, а Джордж Буш посчитал его символом «окончания холодной войны» и «свободного от страха лучшего будущего для наших родителей и детей». Как бы то ни было, действительность осталась не столь идиллической: обе страны все еще могут несколько раз уничтожить всю планету.

СНП: точка в холодной войне

24 мая 2002 года президенты Джордж Буш-младший и Владимир Путин подписали в Кремле Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП). Речь шла об уменьшении арсеналов на две трети за десять лет.

Тем не менее, это небольшое по объему двустороннее соглашение (пять кратких статей) не отличалось точностью и не содержало проверочных мер. Его роль с точки зрения имиджа сторон была важнее его наполнения: о сокращении говорили не впервые. Как бы то ни было, оно все же стало поворотным моментом, окончанием военно-стратегического паритета: не обладая нужными для того экономическими возможностями, Россия отказалась от притязаний на статус сверхдержавы. Кроме того, договор открыл дверь в «новую эру», потому что сопровождался заявлением о «новом стратегическом партнерстве». США делали ставку на обычные вооруженные силы и понимали бесполезность большей части своего ядерного арсенала. Буш отметил, что подписание СНП позволяет избавиться от «наследия холодной войны» и враждебности между двумя странами.

Читайте так же:  Срок действия водительского удостоверения 2019

СНВ-3: защита национальных интересов

8 апреля 2010 года президент США Барак Обама и его российский коллега Дмитрий Медведев подписали очередное соглашение о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) в испанской гостиной пражского замка. Оно было призвано заполнить юридический вакуум, который возник после истечения срока действия СНВ-1 в декабре 2009 года. По нему был установлен новый потолок ядерных арсеналов двух стран: сокращение ядерных боезарядов до 1,55 тысяч единиц, межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков — до 700 единиц.

Кроме того, в соглашении предусматривается проверка цифр совместной группой инспекторов через семь лет после его вступления в силу. Здесь стоит отметить, что установленные планки не слишком отличаются от тех, что были указаны в 2002 году. В нем также не говорится о тактическом ядерном оружии, тысячах деактивированных боеголовок на складах и бомбах стратегической авиации. Американский Сенат ратифицировал его в 2010 году.

СНВ-3 стал последним российско-американским соглашением в сфере контроля над ядерным оружием. Через несколько дней после вступления в должность в январе 2017 года президент США Дональд Трамп заявил, что предложит Владимиру Путину снятие санкций с России (были введены в ответ на аннексию Крыма) в обмен на договор о сокращении ядерного оружия. По последним данным американского Госдепартамента, у США имеется 1 тысяча 367 боеголовок (бомбардировщики и ракеты), тогда как российский арсенал достигает 1 тысячи 096.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Вопросы разоружения

Механизм разоружения

Устав возложил на Генеральную Ассамблею основную ответственность за рассмотрение «общих принципов сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципов, определяющих разоружение и регулирование вооружений» (статья 11). Ассамблея располагает двумя органами, занимающимися вопросами разоружения. Это Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый Комитет), заседающий во время очередных сессий Генеральной Ассамблеи и рассматривающий все вопросы повестки дня Ассамблеи, касающиеся разоружения; и Комиссия по разоружению, представляющая собой специализированный совещательный орган, акцентирующий внимание на конкретных проблемах, и собирающийся ежегодно на трехнедельную сессию.

Соглашения о многостороннем разоружении и регулировании вооружений

Сокращенная хронология важных мер в области международного разоружения и регулирования вооружений, выработанных в результате переговоров на многосторонних и региональных форумах, выглядит следующим образом.

  • 1959 — Договор об Антарктике предусматривает демилитаризацию континента и запрещает испытание любого вида оружия;
  • 1963 — Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (Договор о частичном запрещении испытаний) допускает ядерные испытания лишь на подземных полигонах.
  • 1967 — Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне (Договор Тлателолко) запрещает испытание, использование, производство, накопление и приобретение ядерного оружия странами региона. Все пять ядерных держав являются его участниками.
  • 1967 — Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор о космическом пространстве): предписывает, что космическое пространство должно использоваться лишь в мирных целях, а ядерное оружие не может быть размещено или испытано в космическом пространстве .
  • 1968 — Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) предусматривает, что государства, не имеющие ядерного оружия, согласны никогда не приобретать ядерное оружие, а взамен им обещан доступ к гражданским ядерным технологиям; государства, располагающие ядерным оружием, берут обязательство стремиться к проведению переговоров по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерному разоружению.
  • 1971 — Договор о запрещении размещения на дне и под дном морей и океанов ядерного оружия (Договор о морском дне) запрещает размещение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения на дне морей и океанов.
  • 1972 — Конвенция о бактериологическом (биологическом) оружии (КОБО) запрещает разработку, производство и накопление биологических и содержащих токсины препаратов, а также предусматривает уничтожение такого оружия и средств его доставки. Протокол о контроле, который не удалось выработать при заключении Договора, рассматривается в настоящее время государствами-участниками.
  • 1980 — Конвенция о конкретных видах обычного оружия (КОКВОО) запрещает определенные виды обычных вооружений, которые считаются наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Протокол I запрещает оружие, при взрыве которого образуются осколки, не обнаруживаемые в человеческом теле при рентгеновском обследовании; измененный Протокол II (согласованный в 1995 г.) ограничивает использование определенных видов мин, мин-ловушек и других приспособлений; Протокол III запрещает зажигательное оружие, используемое для поджигания целей; Протокол IV запрещает использование ослепляющего лазерного оружия; Протокол V запрещает или ограничивает применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.
  • 1985 — Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в южной части Тихого океана (Договор Раротонга) запрещает размещение, приобретение и испытание ядерных взрывных систем и сбрасывание ядерных отходов в данной зоне.
  • 1990 — Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) ограничивает численность различных видов обычных вооружений в регионе, простирающемся от Атлантического океана до Уральских гор.
  • 1992 — Конвенция по химическому оружию (КХО) запрещает разработку, производство, накопление и использование химического оружия в мировом масштабе и требует его уничтожения.
  • 1995 — Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии (Бангкокский договор) запрещает разработку и размещение ядерного оружия на территории государств — участников Договора;
  • 1996 — Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке (Пелиндабский договор), запрещает разработку и размещение ядерного оружия на Африканском континенте.
  • 1996 — Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) вводит запрет во всем мире на любые виды ядерных испытаний в любой среде.
  • 1997 год — Конвенция о противопехотных минах запрещает использование, накопление, производство и передачу противопехотных мин и предусматривает их уничтожение.

Конференция по разоружению является единственным многосторонним переговорным форумом международного сообщества для выработки соглашений по разоружению. За последнее время Конференция успешно провела переговоры о заключении Конвенции по химическому оружию и Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Поскольку деятельность этого органа затрагивает интересы национальной безопасности государств, то его решения принимаются строго на основе консенсуса. Конференция имеет уникальные отношения с Генеральной Ассамблеей и ее членство ограничено членство 66 государствами. Конференция работает по своим правилам процедуры и вырабатывает собственную повестку дня, однако учитывает рекомендации Ассамблеи и ежегодно представляет ей доклады о своей работе. С 1997 года Конференция испытывала трудности согласовании основной программы работы по причине отсутствия консенсуса по вопросам приоритетов разоружения между государствами-членами.

В Секретариате ООН решения Ассамблеи по вопросам разоружения проводит в жизнь Управление по вопросам разоружения (УВР). Институт ООН по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР) проводит исследования по разоружению и связанным с ним проблемам, в первую очередь по международной безопасности. Консультативный комитет по вопросам разоружения дает Генеральному секретарю информацию о вопросах, касающихся ограничения вооружений и разоружения, и служит Советом попечителей ЮНИДИР. Он также дает консультации по реализации поправок к Информационной программе ООН по разоружению.

Конвенции и соглашения

Договор о нераспространении ядерного оружия

Одобрен резолюцией 2373 (XXII) Генеральной Ассамблеи от 12 июня 1968 года

Государства, заключающие настоящий Договор, ниже именуемые «Участниками Договора»,

Учитывая опустошительные последствия, которые имела бы для всего человечества ядерная война, и вытекающую из этого необходимость приложить все усилия для предотвращения опасности возникновения такой войны и принять меры для обеспечения безопасности народов,

Считая, что распространение ядерного оружия серьезно увеличило бы опасность ядерной войны,

В соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, призывающими к заключению соглашения о предотвращении более широкого распространения ядерного оружия,

Обязуясь сотрудничать в целях содействия применению гарантий Международного агентства по атомной энергии в отношении мирной ядерной деятельности,

Выражая свою поддержку усилиям по исследованию, усовершенствованию и другим усилиям, направленным на содействие применению в рамках системы гарантий Международного агентства по атомной энергии принципа эффективных гарантий в отношении движения исходных и специальных расщепляющихся материалов посредством использования приборов и других технических способов в определенных ключевых местах,

Подтверждая тот принцип, что блага мирного применения ядерной технологии, включая любые технологические побочные продукты, которые могут быть получены государствами, обладающими ядерным оружием, от развития ядерных взрывных устройств, должны быть доступны для мирных целей всем государствам-участникам Договора, как обладающим, так и не обладающим ядерным оружием,

Будучи убежденными, что в осуществление этого принципа все Участники настоящего Договора имеют право участвовать в возможно самом полном обмене научной информацией для дальнейшего развития применения атомной энергии в мирных целях и вносить в это развитие свой вклад по отдельности или в сотрудничестве с другими государствами,

Заявляя о своем намерении по возможности скорее достигнуть прекращения гонки ядерных вооружений и принять эффективные меры в направлении ядерного разоружения,

Настоятельно призывая к сотрудничеству всех государств в достижении этой цели,

Напоминая о решимости, выраженной участниками Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. в его преамбуле, стремиться достичь навсегда прекращения всех испытательных взрывов ядерного оружия и продолжать переговоры с этой целью,

Стремясь содействовать смягчению международной напряженности и укреплению доверия между государствами, с тем чтобы способствовать достижению прекращения производства ядерного оружия, уничтожению всех существующих его запасов и исключению ядерного оружия и средств его доставки из национальных арсеналов в соответствии с договором о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем,

Напоминая, что в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций государства должны воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций, и что следует содействовать установлению и поддержанию международного мира и безопасности с наименьшим отвлечением мировых людских сил и экономических ресурсов для дела вооружения,

Согласились о нижеследующем:

Каждое из государств-участников настоящего Договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или к приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами.

Каждое из государств-участников настоящего Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, равно как и не добиваться и не принимать какой-либо помощи в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

Читайте так же:  Новый закон о пенсии стаж

1. Каждое из государств-участников Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется принять гарантии, как они изложены в соглашении, о котором будут вестись переговоры и которое будет заключено с Международным агентством по атомной энергии в соответствии с Уставом Международного агентства по атомной энергии и системой гарантий Агентства, исключительно с целью проверки выполнения его обязательств, принятых в соответствии с настоящим Договором, с тем чтобы не допустить переключения ядерной энергии с мирного применения на ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства. Процедуры гарантий, требуемых настоящей статьей, осуществляются в отношении исходного или специального расщепляющегося материала, независимо от того, производится ли он, обрабатывается или используется в любой основной ядерной установке или находится за пределами любой такой установки. Гарантии, требуемые настоящей статьей, применяются ко всему исходному или специальному расщепляющемуся материалу во всей мирной ядерной деятельности в пределах территории такого государства, под его юрисдикцией или осуществляемой под его контролем где бы то ни было.

2. Каждое из государств-участников Договора обязуется не предоставлять: а) исходного или специального расщепляющегося материала или b) оборудования или материала, специально предназначенного или подготовленного для обработки, использования или производства специального расщепляющегося материала, любому государству, не обладающему ядерным оружием, для мирных целей, если на этот исходный или специальный расщепляющийся материал не распространяются гарантии, требуемые настоящей статьей.

3. Гарантии, требуемые настоящей статьей, осуществляются таким образом, чтобы соответствовать статье IV настоящего Договора и избегать создания препятствий для экономического или технологического развития Участником Договора или международного сотрудничества в области мирной ядерной деятельности, включая международный обмен ядерным материалом и оборудованием для обработки, использования или производства ядерного материала в мирных целях в соответствии с положениями настоящей статьи и принципом применения гарантий, изложенным в преамбуле Договора.

4. Государства-участники Договора, не обладающие ядерным оружием, заключают соглашения с Международным агентством по атомной энергии с целью выполнения требований настоящей статьи либо в индивидуальном порядке, либо совместно с другими государствами в соответствии с Уставом Международного агентства по атомной энергии. Переговоры о таких соглашениях начинаются в течение 180 дней со времени первоначального вступления в силу настоящего Договора. Для государств, сдающих на хранение свои ратификационные грамоты или документы о присоединении по истечении периода в 180 дней, переговоры о таких соглашениях начинаются не позднее даты такой сдачи. Такие соглашения вступают в силу не позднее восемнадцати месяцев со дня начала переговоров.

1. Никакое положение настоящего Договора не следует толковать как затрагивающее неотъемлемое право всех участников Договора развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии со статьями I и II настоящего Договора.

2. Все Участники Договора обязуются способствовать возможно самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании ядерной энергии в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене. Участники Договора, которые в состоянии делать это, также сотрудничают в деле содействия, по отдельности или совместно с другими государствами или международными организациями, дальнейшему развитию применения ядерной энергии в мирных целях, особенно на территориях государств-участников Договора, не обладающих ядерным оружием, с должным учетом нужд развивающихся районов мира.

Каждый из Участников настоящего Договора обязуется принять соответствующие меры с целью обеспечения того, чтобы в соответствии с настоящим Договором, под соответствующим международным наблюдением и посредством соответствующих международных процедур потенциальные блага от любого мирного применения ядерных взрывов были доступны государствам-участникам настоящего Договора, не обладающим ядерным оружием, на недискриминационной основе, и чтобы стоимость используемых взрывных устройств для таких Участников Договора была такой низкой, как только это возможно, и не включала расходы по их исследованию и усовершенствованию. Государства-участники настоящего Договора, не обладающие ядерным оружием, будут в состоянии получать такие блага в соответствии со специальным международным соглашением или соглашением через соответствующий международный орган, в котором должным образом представлены государства, не обладающие ядерным оружием. Переговоры по этому вопросу начнутся так скоро, как это возможно, после вступления в силу настоящего Договора. Государства-участники настоящего Договора, не обладающие ядерным оружием, которые пожелают этого, могут также получать такие блага в соответствии с двусторонними соглашениями.

Каждый Участник настоящего Договора обязуется в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению, а также о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем.

Никакое положение настоящего Договора не затрагивает право какой-либо группы государств заключать региональные договоры с целью обеспечения полного отсутствия ядерного оружия на их соответствующих территориях.

1. Любой Участник настоящего Договора может предложить поправки к этому Договору. Текст любой предложенной поправки представляется правительствам-депозитариям, которые рассылают его всем Участникам Договора. Затем, если этого потребует одна треть или более Участников Договора, правительства-депозитарии созывают конференцию, на которую они приглашают всех Участников Договора для рассмотрения такой поправки.

2. Любая поправка к настоящему Договору должна быть утверждена большинством голосов всех Участников Договора, включая голоса всех государств-участников настоящего Договора, обладающих ядерным оружием, и всех других Участников Договора, являющихся членами Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии на дату рассылки такой поправки. Поправка вступает в силу для каждого Участника Договора, сдающего свою грамоту о ратификации поправки, после сдачи на хранение таких ратификационных грамот большинством всех Участников Договора, включая ратификационные грамоты всех государств-участников настоящего Договора, обладающих ядерным оружием, и всех других Участников Договора, являющихся членами Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии на дату рассылки этой поправки. Впоследствии она вступает в силу для любого другого Участника Договора после сдачи им на хранение своей грамоты о ратификации поправки.

3. Через пять лет после вступления в силу настоящего Договора в Женеве (Швейцария) созывается конференция Участников Договора для рассмотрения того, как действует настоящий Договор, чтобы иметь уверенность в том, что цели, изложенные в преамбуле, и положения Договора осуществляются. Через каждые последующие пять лет большинство Участников Договора могут, путем представления предложения с этой целью правительствам-депозитариям, добиться созыва дальнейших конференций с той же целью рассмотрения того, как действует Договор.

1. Настоящий Договор открыт для подписания его всеми государствам. Любое государство, которое не подпишет Договор до вступления его в силу в соответствии с пунктом 3 данной статьи, может присоединиться к нему в любое время.

2. Настоящий Договор подлежит ратификации государствами, подписавшими его. Ратификационные грамоты и документы о присоединении сдаются на хранение правительствам Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки и Союза Советских Социалистических Республик, которые настоящим назначаются в качестве правительств-депозитариев.

3. Настоящий Договор вступает в силу после его ратификации государствами, правительства которых назначены в качестве депозитариев Договора, и 40 другими подписавшими настоящий Договор государствами и сдачи ими на хранение ратификационных грамот. Для целей настоящего Договора государством, обладающим ядерным оружием, является государство, которое произвело и взорвало ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 года.

4. Для государств, ратификационные грамоты или документы о присоединении которых будут сданы на хранение после вступления в силу настоящего Договора, он вступает в силу в день сдачи на хранение их ратификационных грамот или документов о присоединении.

5. Правительства-депозитарии незамедлительно уведомляют все подписавшие и присоединившиеся к настоящему Договору государства о дате каждого подписания, дате сдачи на хранение каждой ратификационной грамоты или документа о присоединении, дате вступления в силу настоящего Договора, дате получения любых требований о созыве конференции, а также о других уведомлениях.

6. Настоящий Договор должен быть зарегистрирован правительствами-депозитариями в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.

1. Каждый Участник настоящего Договора в порядке осуществления государственного суверенитета имеет право выйти из Договора, если он решит, что связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы его страны. О таком выходе он уведомляет за три месяца всех Участников Договора и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. В таком уведомлении должно содержаться заявление об исключительных обстоятельствах, которые он рассматривает как поставившие под угрозу его высшие интересы.

2. Через двадцать пять лет после вступления Договора в силу созывается конференция для того, чтобы решить должен ли Договор продолжать оставаться в силе бессрочно или действие Договора должно быть продлено на дополнительный определенный период или периоды времени. Это решение принимается большинством Участников Договора.

Настоящий Договор, английский, русский, французский, испанский и китайский тексты которого являются равно аутентичными, сдается на хранение в архивы правительств-депозитариев. Должным образом заверенные копии настоящего Договора препровождаются правительствами-депозитариями правительствам государств, подписавших Договор и присоединившихся к нему.

В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Договор.

СОВЕРШЕНО в трех экземплярах, в городах Лондоне, Вашингтоне и Москве, июля месяца, первого дня, тысяча девятьсот шестьдесят восьмого года.

Похожие статьи:

  • Правилами минрегиона приказ 610 от 28122009 Приказ Министерства регионального развития РФ от 28 декабря 2009 г. N 610 "Об утверждении Правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок" Приказ Министерства регионального развития РФ от 28 декабря 2009 г. N 610"Об утверждении Правил установления и […]
  • Приказ 117 от 2019 Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19 февраля 2015 г. N 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального […]
  • Федеральная таможенная служба статистическая отчетность Приказ Федеральной таможенной службы от 18 декабря 2007 г. N 1564 "Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России в 2008 году" Приказ Федеральной таможенной службы от 18 декабря 2007 г. N 1564"Об отчетности таможенных органов […]
  • Лицензия на такси владимирская область Лицензия на такси без ИП для желтого и белого цвета — Для машин которые работают только в Московской области без права работы в Москве и подключение к агрегаторам с Владимирской лицензей. Смотри ссылку. — Сроки изготовления до 2-х недель, срок действия 5 лет — Оплата […]
  • Федеральный закон 164 фз о финансовой аренде лизинге Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 29 января 2002 г. N 10-ФЗ наименование изложено в новой редакции Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N […]
  • Нотариус совершил преступление Мособлсуд осудил на сроки до 18 лет банду черных риелторов, куда входили врач и нотариус МОСКВА, 23 марта. /ТАСС/. Московский областной суд приговорил к срокам лишения свободы от 4,5 года до 18 лет банду черных риелторов, в которую в том числе входили врач, сиделка и […]