Добровольной пожарной охраны приказ

Проект Приказа МЧС России «Об утверждении программ профессиональной подготовки и программ повышения квалификации добровольных пожарных» (подготовлен МЧС России 18.07.2018)

Досье на проект

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(1), Федеральным законом от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»*(2), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868*(3), приказываю:

утвердить прилагаемые программы профессиональной подготовки и программы повышения квалификации добровольных пожарных.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу МЧС России
от ___________N____

Программы профессиональной подготовки
и программы повышения квалификации добровольных пожарных

I. Общие положения

1. Программы профессиональной подготовки и программы повышения квалификации добровольных пожарных (далее — Программы) определяют порядок профессионального обучения добровольных пожарных, основными задачами которых в области пожарной безопасности являются:

осуществление профилактики пожаров;

спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;

участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

2. Программы обязательны для исполнения должностными лицами общественных объединений пожарной охраны, подразделений пожарной охраны осуществляющих подготовку добровольных пожарных для осуществления деятельности в составе добровольной пожарной охраны.

3. Программы определяют порядок получения добровольными пожарными знаний, умений и навыков для выполнения основных задач добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности.

4. Основными задачами подготовки добровольных пожарных являются:

обучение добровольных пожарных умелым и эффективным действиям, обеспечивающим успешное выполнение основных задач добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности;

выработка и постоянное совершенствование уровня подготовки добровольных пожарных, практических умений и навыков в вопросах выполнения основных задач добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности;

формирование психологической устойчивости добровольных пожарных, развитие у них наблюдательности, бдительности, памяти, общего и тактического мышления и других профессионально важных качеств;

совершенствование навыков обращения со специальной техникой, пожарным и аварийно-спасательным инструментом и оборудованием, эксплуатации транспортных средств и средств связи.

5. Занятия по профессиональному обучению добровольных пожарных организуются начальниками пожарно-спасательных гарнизонов на базах образовательных организаций, подразделений пожарной охраны имеющих право осуществлять тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (далее — профессиональные подразделения пожарной охраны) и подразделениях добровольной пожарной охраны.

6. Начальники подразделений добровольной пожарной охраны должны отвечать за состояние профессиональной подготовки добровольных пожарных на уровне, обеспечивающем успешное выполнение ими основных задач добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности.

7. Начальники подразделений добровольной пожарной охраны обязаны:

организовать профессиональную подготовку добровольных пожарных и лично проводить занятия по темам, рекомендуемым настоящими Программами;

обеспечивать контроль за организацией и проведением занятий в подразделении, проверку конспектов и записей в специальных тетрадях личного состава добровольной пожарной охраны;

создавать необходимую обстановку и условия, стимулирующие у добровольных пожарных потребность в постоянном повышении своих знаний, умении решать служебные задачи, навыков в работе с закрепленной пожарной и аварийно-спасательной техникой, пожарным и аварийно-спасательным оборудованием и инструментом, средствами связи;

проводить работу по развитию и оснащению учебно-материальной базы подразделения.

8. Контроль за состоянием профессиональной подготовки и оказание необходимой помощи в её проведении осуществляется соответствующими должностными лицами местных пожарно-спасательных гарнизонов.

9. Профессиональная подготовка добровольных пожарных должна состоять из первоначального обучения, боевой подготовки и повышения квалификации.

10. Первоначальное обучение добровольных пожарных должно проводится по программе первоначального обучения добровольных пожарных (приложение N 1 к настоящим Программам).

11. Боевая подготовка добровольных пожарных должна проводится по программе боевой подготовки добровольных пожарных (приложение N 2 к настоящим Программам).

12. Повышение квалификации добровольных пожарных должно проводится по программам повышения квалификации добровольных пожарных (приложение N 3 к настоящим Программам):

по осуществлению профилактики пожаров добровольными пожарными;

по участию добровольных пожарных в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

13. Организация учебного процесса добровольных пожарных должна осуществляется в соответствии с разделом I Порядка подготовки личного состава пожарной охраны*(4).

14. Начальники образовательных организаций, подразделений пожарной охраны самостоятельны в выборе тематики, форм, методов и средств обучения с учетом социально-экономических, технических и других условий и особенностей функционирования подразделений пожарной охраны, формировании и утверждении планов профессиональной подготовки, тематических планов, иных видов деятельности в области профессиональной подготовки, при условии, что они не противоречат законодательству Российской Федерации.

Приложение N 1
к Программам профессиональной подготовки
и программам повышения квалификации
добровольных пожарных

Программа первоначального обучения добровольных пожарных

1. Лица, впервые принимаемые в подразделения добровольной пожарной охраны прежде чем приступить к самостоятельному исполнению обязанностей должны пройти первоначальное обучение.

2. Первоначальное обучение добровольных пожарных должно проводиться в соответствии с разделом III Порядка подготовки личного состава пожарной охраны.

3. Первоначальное обучение добровольных пожарных должно проводиться со дня приема в подразделение добровольной пожарной охраны в образовательных организациях или профессиональных подразделениях пожарной охраны, которым предоставлено такое право на основе двусторонних соглашений (договоров) с общественными объединениями пожарной охраны под руководством руководителя первоначального обучения добровольных пожарных, назначаемого приказом начальника органа управления, подразделения пожарной охраны.

4. Обучение должно начинаться с инструктажа по правилам охраны труда.

5. Занятия рекомендуется проводить по 4 часа в день в объеме 20 часов по рекомендуемым перечням тем.

Рекомендуемый перечень тем для добровольных пожарных

выполняющих функции пожарного

Рекомендуемый перечень тем для добровольных пожарных выполняющих функции водителя

6. Контроль и результаты обучения должны учитываться в контрольной ведомости по результатам первоначального обучения добровольных пожарных.

Утверждаю
начальник органа управления , подразделения пожарной охраны
(должность, звание, Ф.И.О.)
«___»__________ _________
(рекомендуемый образец)

Контрольная ведомость
по результатам первоначального обучения добровольных пожарных

Дата рождения ________________________________________________________

(должность, звание, Ф.И.О., (дата, подпись)

(руководителя первоначального обучения)

7. Обучаемого запрещается в период первоначального обучения включать в состав дежурного караула, а также привлекать к участию в мероприятиях и работах, при которых могут возникнуть в связи с профессиональной неподготовленностью угроза его жизни и здоровью или неправомерные действия с его стороны.

8. Руководитель первоначального обучения подразделения добровольных пожарных обязан:

подготовить программу первоначального бучения для добровольных пожарных с учетом рекомендуемого перечня тем для добровольных пожарных и специфики охраняемого подрайона выезда;

разъяснить обучаемому условия и порядок обучения, его права и обязанности на данный период;

создать обучаемому необходимые условия для занятий, обеспечить его руководящими документами и учебной литературой, позволяющими изучить в полном объеме вопросы, предусмотренные тематическим планом и программой специального первоначального обучения;

установить и обеспечить порядок контроля за усвоением изучаемого материала и формированием умений и навыков обучаемого;

изучать в ходе учебного процесса деловые и моральные качества обучаемого.

9. Водители пожарных автомобилей, привлекаемые к участию в тушении пожаров в качестве пожарного должны дополнительно пройти занятия по темам, касающимся подготовки добровольных пожарных.

10. По окончании первоначального обучения обучаемый сдает зачеты в объеме изученной программы квалификационной комиссии, созданной приказом начальника образовательной организации, подразделения пожарной охраны, за исключением добровольной пожарной охраны. В состав комиссии в обязательном порядке должны включаться представители общественного объединения пожарной охраны.

11. На основании протокола квалификационной комиссии соответствующий руководитель (начальник), приказом которого она создана, издает приказ о завершении добровольным пожарным курса первоначального обучения. Данный приказ направляется в общественное объединение пожарной охраны для регистрации физического лица в реестре добровольных пожарных и приобретения им статуса добровольного пожарного.

Приложение N 2
к Программам профессиональной подготовки
и программам повышения квалификации
добровольных пожарных

Программа боевой подготовки добровольных пожарных

1. Боевая подготовка добровольных пожарных должна проводиться в целях приобретения и поддержания добровольными пожарными на необходимом уровне знаний, умений и навыков, реализуемых посредством теоретической и практической подготовки для выполнения основных задач добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности.

2. Порядок организации и проведения занятий по боевой подготовке добровольных пожарных должен определяться приказом начальника органа управления или профессионального подразделения пожарной охраны в котором:

подводятся и анализируются итоги профессиональной подготовки добровольных пожарных за прошедший год;

устанавливаются нормативы по пожарно-строевой подготовке;

определяется перечень объектов, подлежащих обязательному оперативно-тактическому изучению;

назначаются лица, ответственные за организацию учебного процесса по боевой подготовке добровольных пожарных.

3. Боевая подготовка добровольных пожарных должна проводиться на базе подразделений добровольной пожарной охраны или профессиональных подразделений пожарной охраны в период несения дежурства.

4. Занятия по боевой подготовке добровольных пожарных должны проводиться личным составом профессиональных подразделений пожарной охраны, руководителями подразделений и начальниками дежурных смен подразделений добровольной пожарной охраны.

5. Изучение тем и количество часов на их отработку определяются и планируются расписанием занятий по боевой подготовке добровольных пожарных на основании примерных расчетов учебного времени по программе боевой подготовки добровольных пожарных. Раскрытие тем занятий осуществляется исходя из тактических особенностей подрайона выезда подразделения добровольной пожарной охраны.

6. Особенности проведения занятий осуществляются в соответствии с разделом IV Порядка подготовки личного состава пожарной охраны

7. Расписание занятий по боевой подготовке добровольных пожарных разрабатывается на месяц и утверждается руководителем профессионального подразделения пожарной охраны не позднее 25 числа месяца, предшествующего периоду подготовки.

8. Занятия отмечаются в журнале учета занятий, посещаемости и успеваемости личного состава караулов (далее — журнал учета занятий караула).

9. Лицам, проводящим теоретические занятия добровольными пожарными и занятия по решению пожарно-тактических задач рекомендуется использовать план — конспект проведения занятий. Лицам, проводящим практические занятия, рекомендуется использовать методический план проведения занятий.

10. Изучаемые в ходе занятий темы должны конспектироваться в учебных тетрадях.

11. В дни проведения технического обслуживания пожарной и аварийно-спасательной техники практические занятия с выездом в район (подрайон) выезда не планируются.

12. При участии подразделения добровольной пожарной охраны в действиях при введении режима функционирования «Повышенная готовность» или «Чрезвычайная ситуация» (далее — ЧС), а также при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС в часы, отведенные расписанием занятий на боевую подготовку добровольных пожарных, допускается приостанавливать процесс обучения личного состава караулов с последующим изучением пропущенного материала в системе самостоятельной подготовки.

13. При проведении занятий по решению пожарно-тактических задач с выездом на объекты начальник подразделения добровольной пожарной охраны должен обеспечить отработку и корректировку планов и карточек тушения пожаров.

14. Оценка боевой подготовки личного состава подразделений добровольной пожарной охраны должна проводится личным составом профессиональных подразделений пожарной охраны в конце учебного года.

Читайте так же:  Как правильно создать приказ на предприятии

15. Сроки и места проведения практических занятий с добровольными пожарными не включенными в состав дежурного караула подразделения добровольной пожарной охраны или осуществлявшими дежурство на дому должны быть спланированы руководством профессионального подразделения пожарной охраны.

Примерный расчет учебного времени по программам боевой подготовки добровольных пожарных

Добровольной пожарной охраны приказ

1.1. Добровольные пожарные дружины (далее по тексту — ДПД) создаются в соответствии статьи 13 Федерального закона от 21 декабря 1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», НПБ 201-96 «Пожарная охрана предприятий. Общие требования», приказом МВД РФ от 2 апреля 2001 №390 (Регистрация в Минюсте от 28 апреля 2001 года №•2688) «О введении в действие Порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных» на территории муниципальных образований, в учреждениях, организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах,- иных юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации) муниципального образования и независимо от наличия подразделений Главного управления
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому
автономному округу — Югре (далее — ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре) или ведомственной
пожарной охраны.
1.2. Ответственность за создание и организацию работы ДПД возлагается на руководителя органа местного самоуправления, собственников организаций (работодателей).
1.3. ДПД создаются в целях обеспечения соблюдения требований действующих норм и гравия пожарной безопасности, постановлений, распоряжений органов власти, приказов и распоряжений собственников организаций (работодателей), проведения мероприятий по предупреждению и тушению пожаров.
1.4. Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин и команд, которые могут быть муниципальными или объектовыми и входят в систему обеспечения пожарной безопасности соответствующего муниципального образования.
Дружина осуществляет деятельность без использования пожарных машин.
Команда осуществляет деятельность с использованием пожарных машин.
1.5. Команды могут подразделяться на разряды:
первого — с круглосуточным дежурством добровольных пожарных в составе дежурного караула (боевого расчета) в специальном здании (помещении);
второго — с круглосуточным дежурством только водителей пожарных машин и нахождением остальных добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства;
третьего — с нахождением всех добровольных пожарных из состава дежурного израула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства.
1 6. ДПД организаций могут быть общеобъектовыми и (или) цеховыми в зависимости от характеристик взрывопожароопасности производства, балансовой стоимости организации и расчетного количества людей, одновременно находящихся в здании, сооружении организации. При работе организации в несколько смен могут создаваться -(деления ДПД (боевые расчеты ДПК) по числу рабочих смен.
1.7. Муниципальные подразделения добровольной пожарной охраны создаются,
реорганизуются и ликвидируются по решению руководителя органа местного
самоуправления, а объектовые подразделения добровольной пожарной охраны — на
основании приказа руководителя организации.
1.8. Орган местного самоуправления (организация) в течение 10 дней информирует
подразделение ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре, в районе выезда которого находитсясоответствующее муниципальное образование (организация), о создании, реорганизации и ликвидации подразделения добровольной пожарной охраны.
1.9. Количество подразделений добровольной пожарной охраны и их структура и численность устанавливается руководителем органа местного самоуправления (организации) по согласованию с руководителем структурного подразделения ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре, для населенных пунктов с населением 0,5 тыс. человек и менее, при количестве работающих на предприятии 50 и более человек.
1.10. В своей деятельности ДПД руководствуются нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, нормативными и иными актами ГУ МЧС РФ по ХМАО — Юфе, ведомственными документами, приказами, инструкциями и распоряжениями по организации, регламентирующими пожарную безопасность данной организации, а также настоящим Положением.
1.11. Контроль за деятельностью ДПД осуществляется органом местного
самоуправления, собственниками организаций (работодателями), на которых они созданы,
членами пожарно-технических комиссий и ответственными за пожарную безопасность
организаций, а также структурными подразделениями ГУ МЧС РФ по ХМАО — Юфе, на
территории которых расположены данные организации.
1.1
2. Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений (дружин,
команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных
бюджетов, средств организаций, в которых созданы эти подразделения (дружины,
команды), средств объединений пожарной охраны, пожертвований граждан и
юридических лиц, а также других источников финансирования.
2. Основные задачи добровольной пожарной охраны
2.1. На подразделения добровольной пожарной охраны возлагаются следующие
основные задачи:
участие в предупреждении пожаров; участие в тушении пожаров.
2.2. В соответствии с возложенными задачами подразделения добровольной
пожарной охраны осуществляют следующие основные функции:
2.2.1. Контролируют соблюдение требований пожарной безопасности в населенных
пунктах (организациях);

Разъясняют работающим основные положения общеобъектовой (цеховой) инструкции о мерах пожарной безопасности;

Следят за исправным состоянием средств противопожарной защиты и I отовностью их к действию;

2.2.4. Контролируют проведение временных взрывопожароопасных работ в
подразделениях организаций (сварка, окраска, применение открытого огня и т.п.);

Вызывают подразделения пожарной охраны в случае возникновения пожара, принимают необходимые меры по спасанию людей, имущества и ликвидацию пожара (имеющимися в организации (цехе) первичными средствами пожаротушения;

Принимают участие в обучении детей дошкольного и школьного возраста, учащихся образовательных учреждений, работоспособного населения и пенсионеров мерам пожарной безопасности, а также в осуществлении их подготовки к действиям при возникновении пожара;

Проводят противопожарную пропаганду;

Участвуют в тушении пожаров;

2.2.9. Осуществляют круглосуточное дежурство на мобильной пожарной технике
имеющейся в муниципальном образовании (организации);
2.2.10. Осуществляют дежурство в подразделениях пожарной охраны в соответствии
с графиком, утвержденным соответствующим руководителем органа местного самоуправления (организации) по согласованию с руководителем структурного подразделения ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре;

Проводят техническое обслуживание пожарной техники и оборудования, содержа! мх в постоянной боевой готовности;

Организуют первоочередные боевые действия по тушению пожаров до прибытия подразделений пожарной охраны;

Выполняют боевые действия на пожаре по указанию прибывшего на пожар старшего оперативного должностного лица пожарной охраны (руководителя тушения пожара).

3. Порядок создания и организации работы добровольной пожарной охраны
3.1. Подразделения добровольной пожарной охраны комплектуются добровольными
пожарными.
3.2. В добровольные пожарные принимаются на добровольной основе в
индивидуальном порядке граждане, способные по своим деловым и моральным
качествам, а также по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с
предупреждением и (или) тушением пожаров, в возрасте не моложе 17 лет.
3.3. Отбор граждан в добровольные пожарные муниципального подразделения
добровольной пожарной охраны осуществляется органом местного самоуправления, а в
добровольные пожарные объектового подразделения добровольной пожарной охраны —
организациями.
3.4. Руководитель органа местного самоуправления (организации) обязан
организовать проведение предварительного медицинского осмотра подавших заявление
не предмет отсутствия у них противопоказаний для работы в пожарной охране.

Для участия в отборе граждане подают письменное заявление на имя руководителя органа местного самоуправления (организации).

По результатам отбора в течение 30 дней со дня подачи заявления орган местного самоуправления (организация) принимает решение о принятии гражданина в добровольные пожарные или об отказе гражданину в приеме в добровольные пожарные. Граждане, принятые в добровольные пожарные, регистрируются в Реестре добровольных пожарных муниципального подразделения добровольной пожарной охраны (приложение №1) или в Реестре добровольных пожарных объектового подразделения добровольной пожарной охраны (приложение №2)

Порядок ведения и хранения Реестра, а также передачи содержащихся в нем сведений в структурное подразделение ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре устанавливает орган местного самоуправления (организация) по согласованию с руководителем структурного подразделения ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре.

Численный состав дружин (команд) устанавливается руководителем организации и соответствии с требованиями НПБ 201 и зависит от количества охраняемых участков (секторов), а также пожарной техники, находящейся в боевом расчете организации.

ДПД организуются таким образом, чтобы в каждом подразделении и в каждой смене организации были члены дружины.

3.10. Зачисление в ДПД и последующие изменения состава дружин (команд)
объявляются приказом руководителя организации.

Каждый член ДПД должен быть пригоден к выполнению возложенных на него задач, а также должен иметь необходимые знания и навыки для осуществления обязанностей согласно табелю боевого расчета (приложение №3).

Органы местного самоуправления (организации) организуют первоначальную подготовку добровольных пожарных.

3.13. Первоначальная подготовка добровольных пожарных осуществляется на
безвозмездной основе, как правило, на базе структурных подразделений ГУ МЧС РФ по
ХМАО — Югре.

3.14. Добровольные пожарные, не прошедшие первоначального обучения или не
сдавшие зачет, к самостоятельной работе не допускаются.
3.15. Органами местного самоуправления (организациями) по согласованию с
руководителями структурных подразделений ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре организуется
и осуществляется последующая подготовка добровольных пожарных с привлечением
специалистов структурных подразделений ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре.
1.16. Последующая подготовка добровольных пожарных осуществляется в
подразделении добровольной пожарной охраны, а также может проводиться на ежегодных
учебных сборах в структурных подразделений ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре. Программа
последующей подготовки разрабатывается начальником подразделения добровольной
пожарной охраны и утверждается руководителем структурного подразделения ГУ МЧС
РФ по ХМАО — Югре.
3.17. Последующая подготовка членов ДПД осуществляется начальником дружины (команды).

Учебные занятия с членами ДПД проводятся по расписанию, утвержденному руководителем органа местного управления (организации) (приложение №4).

В ходе последующей подготовки члены ДПД должны изучить документы, регламентирующие организацию работы по предупреждению пожаров и их тушению, эксплуатации пожарной техники, а также пожарную опасность обслуживаемых объектов организации и правила по охране труда.

Программа последующей подготовки должна предусматривать проведение теоретических и практических занятий, отработку нормативов пожарно-строевой подготовки для приобретения навыков по ведению боевых действий.

Последующая подготовка членов ДПД должна планироваться таким образом, чтобы все члены дружины (команды) не менее одного раза в квартал практически отрабатывали действия по тушению условных пожаров с использованием имеющейся в их распоряжении пожарной техники и первичных средств пожаротушения.

При подготовке членов ДПД к работе в задымленных при пожаре помещениях тренировка должна осуществляться с использованием средств защиты органов дыхания (изолирующих противогазов или противогазов на сжатом воздухе).

Начальники дружин и их заместители (начальники отделений) назначаются, как травило, из числа административно-технического персонала организации или его подразделений и подчиняются руководителю органа местного самоуправления (организации.)

Читайте так же:  Пособие но ребенка до 15лет

3.24. Начальник подразделения добровольной пожарной охраны назначается
руководителем органа местного самоуправления (организации) по согласованию с
руководителем структурного подразделения ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре.

ДНК организуется из членов ДПД и может иметь в своем составе штатных работников. К штатным работникам могут относиться: начальник команды, начальник поеного расчета, шофер (моторист).

Штатные работники ДПК обязаны иметь соответствующую квалификацию.

3.27. Подразделения дружин (команд) должны ежегодно принимать участие в
тренировках в составе гарнизона пожарной охраны.
3.28. Для организации дежурства команды делятся не менее чем на четыре дежурных
караула в населенных пунктах и по числу рабочих смен в организациях.
3.29. Дежурные караулы команд возглавляются начальниками из числа наиболее
подготовленных добровольных пожарных.

Порядок несения службы в дружинах определяется ее начальником по согласованию с руководителем структурного подразделения ГУ МЧС РФ по ХМАО -Югре, исходя из обеспечения реализации в полном объеме поставленных задач.

Для своевременного реагирования на пожары начальником подразделения добровольной пожарной охраны по согласованию с руководителем структурного

подразделения ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре определяется порядок сбора добровольных пожарных и способ их доставки к месту пожара.

332. Учет фактического времени несения службы (дежурства) добровольными пожарными в подразделениях пожарной охраны, а также проведения мероприятий по предупреждению пожаров, осуществляется начальником подразделения добровольной пожарной охраны.

Органы местного самоуправления (организации) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации предоставляют подразделению добровольной пожарной охраны в безвозмездное пользование здания (помещения), необходимые для осуществления их деятельности.

Добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, как правило, обеспечиваются специальной одеждой и снаряжением.

Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления (организаций) по согласованию с подразделениями ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре могут устанавливать единые образцы удостоверений и форму одежды для добровольных пожарных.

Добровольным пожарным могут предоставляться социальные гарантии, устанавливаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации <органами местного самоуправления, организациями).

4. Обязанности начальника и членов добровольной пожарной дружины (добровольной пожарной команды)
4.1. На добровольных пожарных возлагаются обязанности:
4.1.1. Обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме,
предусмотренном программой первоначальной подготовки добровольных пожарных;

Соблюдать меры пожарной безопасности;

Выполнять требования, предъявляемые к добровольным пожарным;

Участвовать в деятельности пожарной охраны;

Осуществлять дежурство в подразделениях пожарной охраны в соответствии с графиком, утвержденным соответствующим руководителем органа местного самоуправления (организации) по согласованию с руководителем структурного подразделения ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре;

4.1.6. Соблюдать установленный порядок несения службы в подразделениях
пожарной охраны, дисциплину и правила охраны труда;
4.1.7. Бережно относиться к имуществу пожарной охраны, содержать в исправном
состоянии пожарно-техническое вооружение и оборудование.
4.2. Начальник ДПД (ДПК) обязан:
12.1. Осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима территории муниципального образования (организации), а также за готовностью к действию имеющихся первичных средств пожаротушения, систем пожарной автоматики, водоснабжения, и не допускать использования этих средств не по прямому назначению;
4.2.2. Вести разъяснительную работу о мерах пожарной безопасности;
4.2.3. Проводить занятия с личным составом дружин (команд) и проверять
боеготовность подразделений ДПД (ДПК);

Руководить тушением пожаров до прибытия подразделений пожарной охраны;

Информировать руководителя органа местного самоуправления (организации) о нарушениях противопожарного режима.

4.3. Начальник отделения ДПД обязан:
4.3.1. Осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима и
готовностью к действию первичных средств пожаротушения;
4.3.2. Перед началом работы проверять присутствие членов отделения ДПД;

Проверить знание членами ДПД своих обязанностей;

По окончании работы проверять противопожарное состояние, принимать меры к устранению выявленных недочетов;

Обеспечить явку на занятия членов ДПД отделения;

4.3.6. В случае возникновения пожара руководить его тушением до прибытия
подразделений Государственной противопожарной службы или начальника ДПД (Д1Ж).
4.4. Начальник боевого расчета ДПК обязан:

Знать порядок управления боевыми действиями на пожаре и применения имеющейся пожарной техники и оборудования, места размещения пожарных водоисточников (водоемов, гидрантов, внутреннего противопожарного водопровода и пр.);

При заступлении на дежурство (на работу) принять имеющуюся пожарную технику и оборудование, средства связи и защиты органов дыхания; следить за их исправностью. Докладывать начальнику ДПД или руководителю организации о выявленных недостатках;

Проверять знание членами ДПК своих обязанностей согласно табелю обязанностей боевого расчета;

При получении сообщения о пожаре выехать на тушение и действовать согласно табелю боевого расчета.

4.5. Члены дружин (команд) обязаны:

Знать, соблюдать и требовать от других соблюдения противопожарного режима на предприятии;

Знать свои обязанности по табелю боевого расчета и в случае возникновения пожара принимать активное участие в его тушении;

Следить за готовностью к действию систем противопожарной защиты, пожарной техники и первичных средств пожаротушения, имеющихся на предприятии, и о всех обнаруженных недостатках докладывать начальнику отделения ДПД (боевого расчета ДПК), а при возможности самому устранять эти недостатки;

Выполнять возложенные на членов ДПД обязанности, распоряжения начальника дружины (команды), повышать свои пожарно-технические знания и навыки тушения пожаров, посещать учебные занятия, предусмотренные расписанием.

4.6. Добровольным пожарным предоставляется право:
4.6.1. Участвовать в деятельности по обеспечению пожарной безопасности на
соответствующей территории муниципального образования (организации);
4.6.2. Проверять противопожарное состояние объектов или их отдельных участков на
соответствующей территории муниципального образования (организации);

Нести службу (дежурство) в структурных подразделениях ГУ МЧС РФ по ХМ АО- Югре;

Проникать в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений.

5. Стимулирование деятельности добровольной пожарной дружины

Добровольным пожарным предоставляется преимущественное право при приеме на работу в подразделения ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре или ведомственную пожарную охрану.

Оплата труда членов ДПД за время их участия в ликвидации пожара или последствий аварии, проведении пожарно-профилактических мероприятий, а также учебной подготовки и дежурств производится из расчета среднемесячного заработка по месту работы.

5.3. Членам ДПД, принимающим активное участие в обеспечении пожарной безопасности и тушении пожаров, предоставляются дополнительный отпуск с сохранением заработной платы продолжительностью до 5 рабочих дней в год, а также денежные премии и ценные подарки.

Страхование членов ДПД может осуществляться за счет средств местных бюджетов (организаций), где созданы дружины.

За семьей погибшего (умершего) рекомендуется сохранять право на льготы, которыми он пользовался по месту работы.

В случае гибели (смерти) добровольного пожарного в связи с выполнением боевой задачи по тушению пожара семье погибшего (умершего), а также его иждивенцам выплачивается не облагаемое налогом единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания указанного лица и назначается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, пенсия по потере кормильца.

При получении добровольным пожарным, в связи выполнением боевой задачи по тушению пожара травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания, исключающих возможность дальнейшей работы по основному месту, указанному лицу выплачивается не облагаемое налогом единовременное пособие в размере его пятилетнего денежного содержания и назначается ежемесячная денежная компенсация в размере разницы между получаемым им на момент увольнения денежным содержанием и настоящим заработком (пенсией).

Единовременные пособия, указанные в пунктах 5.6 и 5.7, выплачиваются в срок не позднее трех месяцев со дня гибели (смерти) добровольного пожарного или со дня представления в установленном порядке документов, подтверждающих факт получения им травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания в соответствии с федеральным законодательством.

В случае гибели (смерти) или получения увечья добровольным пожарным при тушении пожара вне обслуживаемой территории органы местного самоуправления возмещают расходы на выплату единовременного пособия и денежной компенсации (пенсии по потере кормильца) организации, где работал получивший увечья (погибший).

5.10. В населенных пунктах добровольным пожарным, осуществляющим дежурство
в подразделениях пожарной охраны, за счет средств местных бюджетов предоставляются
следующие льготы:
5.11.1. Установка телефона в первоочередном порядке и на льготных условиях; 511.2. Бесплатный проезд на общественном транспорте (за исключением такси) в границах муниципальных образований.
5.12. Добровольные пожарные осуществляют несение службы в подразделениях
пожарной охраны в соответствии с графиком дежурств, утвержденным органами местного
самоуправления по согласованию с территориальными подразделениями
Государственной противопожарной службы. На время несения службы за ними сохраняется место работы (учебы) и средний заработок (стипендия) по месту основной работы (учебы). Расходы организаций по выплате заработной платы указанным лицам возмещаются за счет средств местных бюджетов в порядке, установленном органами местного самоуправления.
5.13. Добровольным пожарным могут предоставляться другие льготы и социальные гарантии, устанавливаемые органами местного самоуправления, решением собственников организаций.

6. Исключение граждан из членов добровольной пожарной дружины
6.1. Основаниями прекращения членства в ДПД являются:
6.1.1. Систематическое невыполнение или уклонение от выполнения членами ДПД обязанностей, предусмотренных настоящим Положением;
6.1.2. Невыход на дежурство в соответствии с утвержденным графиком дежурств без
разрешения соответствующего должностного лица, или самовольное оставление
дежурства;

Нарушение дисциплины или совершение проступков, несовместимых с пребыванием в дружине (команде);

Не соответствие квалификационным требованиям, установленным для добровольных пожарных;

6.1.5. Состояние здоровья, не позволяющее работать в пожарной охране;
6.1.6. Совершение действий, несовместимых с пребыванием в добровольной
пожарной охране.

Ликвидация ДПД в организации.

Решение об исключении гражданина из членов ДПД принимает руководитель организации, на котором созданы ДПД.

Об исключении гражданина из ДПД руководитель организации обязан поставить в известность структурное подразделение ГУ МЧС РФ по ХМАО — Югре, ведущий учет добровольных пожарных в Реестре. При исключении гражданина из членов ДПД в Реестре делается запись с указанием оснований для исключения.

Приложение 1
к Положению о ДПД (ДПК)
Реестр
добровольных пожарных муниципального подразделения
добровольной пожарной охраны
(муниципальное образование субъекта Российской Федерации)

О создании добровольной пожарной охраны

№ 55 о т «11» ноября 2010г.

О создании добровольной пожарной охраны

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности», Законом Челябинской области «О пожарной безопасности в Челябинской области» и в целях усиления противопожарной защиты:

1. Создать на территории Углицкого сельского поселения добровольную пожарную охрану с 01 января 2011 года.

2. Утвердить прилагаемое Положение о добровольной пожарной охране .

3. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава Углицкого сельского поселения Т.В.Сычева

от «11» ноября 2010 г . № 55

о создании добровольной пожарной охраны

1. Настоящее положение устанавливает порядок создания подразделений добровольной пожарной охраны на территории Углицкого сельского поселения и в организациях независимо от наличия подразделений Государственной противопожарной службы или ведомственной пожарной охраны и определяет задачи, функции и условия осуществления деятельности добровольной пожарной охраны, ее финансовое и материально-техническое обеспечение, устанавливает гарантии правовой и социальной защиты добровольных пожарных, их права, обязанности и ответственность, а также порядок регистрации добровольных пожарных.

Читайте так же:  Судебные приставы уфы часы приема

Добровольная пожарная охрана — форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

Добровольный пожарный — гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и тушению пожаров.

Дружина — подразделение добровольной пожарной охраны, осуществляющее деятельность без использования пожарных машин.

Команда — подразделение добровольной пожарной охраны, осуществляющее деятельность с использованием пожарных машин.

2. Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин и команд, которые делятся на муниципальные и объектовые и входят в систему обеспечения пожарной безопасности Углицкого сельского поселения.

Команды подразделяются на разряды:

— первый — с круглосуточным дежурством добровольных пожарных в составе дежурного караула (боевого расчета) в специальном здании (помещении);

— второй — с круглосуточным дежурством только водителей пожарных автомобилей и нахождением остальных добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства;

— третий — с нахождением всех добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства.

3. В своей деятельности добровольная пожарная охрана руководствуется действующим законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Муниципальные подразделения добровольной пожарной охраны создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению главы Углицкого сельского поселения, а объектовые подразделения добровольной пожарной охраны — на основании приказа руководителя предприятия (организации).

4. Глава Углицкого сельского поселения, руководитель предприятия (организации) в течение 10 дней информируют территориальное подразделение федеральной противопожарной службы о создании, реорганизации и ликвидации подразделения добровольной пожарной охраны.

5. Количество подразделений добровольной пожарной охраны и их структура определяются главой Углицкого сельского поселения, руководителем предприятия (организации) по согласованию с руководителем подразделения федеральной противопожарной службы.

6. Начальник подразделения добровольной пожарной охраны назначается главой Углицкого сельского поселения, руководителем предприятия (организации) по согласованию с руководителем подразделения федеральной противопожарной службы, и находиться в его оперативном подчинении.

7. Начальник подразделения добровольной пожарной охраны организует передачу строевых записок установленной формы диспетчеру местного гарнизона пожарной охраны.

8. Начальник подразделения добровольной пожарной охраны организует передачу оперативной информации диспетчеру местного гарнизона пожарной охраны обо всех выездах подразделения и выхода из строя техники.

9. Задачи добровольной пожарной охраны:

— организация и осуществление профилактики пожаров;

— спасение людей и имущества при пожарах;

— организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

10. Функции добровольной пожарной охраны:

— контроль за соблюдением требований пожарной безопасности на предприятиях (организациях) и в населенных пунктах поселения (округа);

— пропаганда среди населения, рабочих и служащих предприятий (организаций) мер пожарной безопасности, а также осуществление их подготовки к действиям в случае возникновения пожара;

— тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на предприятиях (организациях) и в населенных пунктах;

— организация дежурства добровольных пожарных в подразделениях добровольной пожарной охраны или иных подразделениях противопожарной службы.

11. Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств организаций, в которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объединений пожарной охраны, бюджета Углицкого сельского поселения. в случае принятия соответствующего решения представительного органа местного самоуправления, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования.

12. Подразделения добровольной пожарной охраны комплектуются добровольными пожарными.

13. В добровольные пожарные принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане, достигшие 18 лет, способные по своим деловым и моральным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с предупреждением и тушением пожаров.

14. Отбор граждан в добровольные пожарные подразделения добровольной пожарной охраны осуществляется главой Углицкого сельского поселения, а в добровольные пожарные объектового подразделения добровольной пожарной охраны — руководителями предприятий (организаций).

15. Для участия в отборе граждане подают письменное заявление на имя главы Углицкого сельского поселения или руководителя предприятия (организации).

16. По результатам отбора в течение 30 дней со дня подачи заявления глава Углицкого сельского поселения или руководитель предприятия (организации) принимает решение о принятии гражданина в добровольные пожарные или об отказе гражданину в приеме в добровольные пожарные. Граждане, принятые в добровольные пожарные, подлежат регистрации в Реестре добровольных пожарных муниципального подразделения добровольной пожарной охраны (приложение N 1) или в Реестре добровольных пожарных объектового подразделения добровольной пожарной охраны (приложение N 2).

17. Порядок ведения и хранения Реестра добровольных пожарных муниципального подразделения добровольной пожарной охраны, а также передачи содержащихся в нем сведений в подразделение федеральной противопожарной службы устанавливает глава Углицкого сельского поселения или руководитель предприятия (организации) по согласованию с руководителем подразделения федеральной противопожарной службы.

18. Глава Углицкого сельского поселения или руководитель предприятия (организации) организует и осуществляет первоначальное и дальнейшее обучение добровольных пожарных в соответствии с программой подготовки добровольных пожарных, разрабатываемой федеральной противопожарной службой.

Обучение добровольных пожарных осуществляется на базе подразделений федеральной противопожарной службы за счет средств Углицкого сельского поселения и (или) руководителя предприятия (организации).

19. Основания для исключения граждан из числа добровольных пожарных:

— несоответствие квалификационным требованиям, установленным для добровольных пожарных;

— состояние здоровья, не позволяющее работать в пожарной охране;

— систематическое невыполнение установленных требований, а также самоустранение от участия в деятельности подразделения добровольной пожарной охраны;

— совершение действий, несовместимых с пребыванием в добровольной пожарной охране.

20. Добровольным пожарным предоставлено право:

— участвовать в деятельности по обеспечению пожарной безопасности на территории Углицкого сельского поселения, предприятия (организации);

— проверять противопожарное состояние объектов или их отдельных участков на территории Углицкого сельского поселения, предприятия (организации);

— нести службу (дежурство) в подразделениях федеральной противопожарной службы;

— проникать в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений.

21. Обязанности добровольных пожарных:

— обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме, предусмотренном программой подготовки добровольных пожарных;

— соблюдать меры пожарной безопасности;

— выполнять требования, предъявляемые к добровольным пожарным;

— участвовать в деятельности пожарной охраны;

— осуществлять дежурство в подразделениях пожарной охраны в соответствии с графиком, утвержденным главой Углицкого сельского поселения или руководителем предприятия (организации) по согласованию с руководителем подразделения федеральной противопожарной службы;

— соблюдать установленный порядок несения службы в подразделениях пожарной охраны, дисциплину и правила охраны труда;

— бережно относиться к имуществу пожарной охраны, содержать в исправном состоянии пожарно-техническое вооружение и оборудование.

22. Для организации дежурства команды делятся на четыре дежурных караула в населенных пунктах и по числу рабочих смен в организациях.

23. Дежурные караулы возглавляются начальниками караулов из числа наиболее подготовленных добровольных пожарных.

24. Порядок несения службы определяется ее начальником по согласованию с руководителем подразделения федеральной противопожарной службы исходя из обеспечения реализации в полном объеме поставленных задач.

25. Для своевременного реагирования на пожары начальником подразделения добровольной пожарной охраны по согласованию с руководителем подразделения федеральной противопожарной службы определяется порядок сбора добровольных пожарных и способ их доставки к месту пожара.

26. Подразделения добровольной пожарной охраны в обязательном порядке привлекаются к проведению пожарно-тактических учений (занятий).

27. Учет фактического времени несения службы (дежурства) добровольными пожарными в подразделениях пожарной охраны, а также проведения мероприятий по предупреждению пожаров осуществляется начальником подразделения добровольной пожарной охраны.

28. Глава Углицкого сельского поселения или руководитель предприятия (организации) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации предоставляет подразделению добровольной пожарной охраны в безвозмездное пользование здания (помещения), первичные средства пожаротушения, закрепляют за добровольными пожарными специальную или приспособленную для пожаротушения технику.

29. Добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, обеспечиваются специальной одеждой и снаряжением согласно нормам.

30. Ущерб, причиненный имуществу добровольного пожарного в период его использования при тушении пожаров, возмещается в полном объеме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

31. Глава Углицкого сельского поселения, руководитель предприятия (организации) по согласованию с федеральной противопожарной службой устанавливает единый образец удостоверения и форму одежды для добровольных пожарных.

32. Добровольным пожарным предоставляются социальные гарантии, устанавливаемые действующим законодательством. Дополнительные социальные гарантии могут устанавливаться главой Углицкого сельского поселения или руководителями предприятий (организаций).

Похожие статьи:

  • Приказ введения фгос ооо Приказы по ФГОС по МОУ средней общеобразовательной школе №6 № 11 от «21» января 2012 года «О назначении координатора введения ФГОС ООО» В целях координации деятельности по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего […]
  • Приказ 280 со Приказ МЧС РФ от 23 мая 2012 г. N 280 "Об утверждении Правил аттестации руководящего состава Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по вопросам гражданской обороны, защиты […]
  • Субсидия молодой семье на покупку жилья воронеж 2019 Программа молодая семья в Воронеже и Воронежской области в 2019 году Областная целевая программа "Молодая семья" в Воронеже и Воронежской области работает с 2004 года. После окончания первого ее этапа в 2010 году действие программы было продлено Постановлением […]
  • Приказ мвд 170 2019 Приказ МВД РФ от 14 марта 2012 г. N 170 "О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 14 марта 2012 г. N 170"О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел […]
  • Льготы ветеранам труда бурятии Меры социальной поддержки и льготы в Улан-Удэ и Бурятии в 2019 году Социальная поддержка в регионах Меры социальной поддержки и льготы в Улан-Удэ и Бурятии в 2019 году Меры социальной поддержки, предоставляемые уполномоченным органом в сфере социальной защиты […]
  • Федеральный закон об образовании 2012 краткое содержание Федеральный закон об образовании 2012 краткое содержание 8(495)912-63-37 [email protected] Комментарии к ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" № 273 - ФЗ от 29 декабря 2012 г. Уважаемые коллеги! Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» […]