Денежная компенсация ветеранам вов

Ежемесячная денежная выплата

Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по нескольким нормативным актам, ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по выбору. Если гражданин имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.

Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере:

1) инвалидам войны — 3 088 рублей;

2) участникам Великой Отечественной войны — 2 316 рублей;

3) ветеранам боевых действий, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», — 1 699 рублей;

4) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, членам экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств, членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда — 927 рублей (п. 4 в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 72-ФЗ)

Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны: 5 основных направлений

РАЗДЕЛЫ

История социальной поддержки участников Великой Отечественной войны берет свое начало с первых дней войны, когда были введены «денежные аттестаты», на основании которых члены семей военнослужащих получали за них заработную плату. Это позволило семьям фронтовиков выжить в голодающем тылу. Ставшим в результате участия в боевых действиях инвалидами государство назначало пенсию.

После Победы, по мере восстановления экономики, социальная поддержка инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны расширялась. В то время она выражалась в льготном медицинском обслуживании, улучшении жилищных условий, праве приобрести автомобиль на особых условиях, введении гибких условий труда и т. д. Так продолжалось вплоть до начавшейся в Советском Союзе перестройки, глобальные последствия которой затронули, в том числе, и ветеранов войны. Произошла девальвация ценностей, в результате чего почетный социальный статус ветеранов резко упал. Распад СССР усугубил эти негативные процессы, была разрушена советская система социального обеспечения, что сильно подорвало уровень жизни ветеранов.

В первые годы становления Российской Федерации социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны утратила свое приоритетное значение. Такая же ситуация была характерна для всего постсоветского пространства. Внимание проблемам бывших фронтовиков вновь стали уделять лишь начиная с 1993 года. Тогда на уровне СНГ был принят ряд актов, направленных на улучшение социального положения ветеранов – причем предполагалось, что те или иные меры помощи будут оказываться в одинаковом объеме на территории всех стран-участниц соглашений (например, соглашение от 15 апреля 1994 г. «О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих», соглашение от 9 декабря 1994 г. «Об установлении для участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла военных лет и вдов погибших воинов дополнительных льгот и материальной помощи в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (Российская Федерация прекратила применение данного соглашения).

НАША СПРАВКА

По данным Минтруда России, по состоянию на 1 января 2015 года в Российской Федерации проживает около 3 млн ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ и ветеранов боевых действий, бывших несовершеннолетних узников фашизма.

К 50-й годовщине Победы (1995 год) началась работа по восстановлению почетного статуса ветеранов Великой Отечественной войны. Были систематизированы все действовавшие на тот момент нормативно-правовые документы, касавшиеся социальной поддержки и социальной защиты ветеранов. Результатом этого стал Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – закон о ветеранах). Однако, этот закон не раскрывает подробно механизм обеспечения ветеранов мерами социальной помощи, а лишь определяет круг лиц, на которых распространяется его действие, декларирует их основные права и гарантии. Реализация закрепленных прав осуществляется на основании большого массива нормативных актов, принятых во исполнение положений закона.

Рассмотрим, кому и какие гарантии предоставляются.

Ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица

К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:

  • участники ВОВ;
  • лица, работавшие на военных объектах непосредственно в зоне боевых действий, члены экипажей судов, интернированные в начале ВОВ в портах других государств;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» (далее – жители блокадного Ленинграда);
  • труженики тыла, а также лица, награжденные орденами и медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период ВОВ (ч. 1 ст. 2 закона о ветеранах).

Лица, составляющие категорию участников Великой Отечественной войны, подразделяются на девять подгрупп (проходившие службу в действующей армии, проходившие службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, труженики тыла, жители блокадного Ленинграда и др.), что в значительной мере влияет на объем и состав социальной поддержки.

К особо защищаемой группе ветеранов закон относит инвалидов Великой Отечественной войны. Им социальная поддержка оказывается в несколько большем объеме по сравнению с другими участниками войны.

Значительную часть мер социальной поддержки ветеранов, предусмотренных различными правовыми актами, получают приравненные к ним лица – члены семей умерших ветеранов, узники концлагерей и т. д.

Закрепление прав тружеников тыла на социальную поддержку и их реализация относятся к компетенции субъектов РФ (ст. 20 закона о ветеранах).

К примеру, жители Санкт-Петербурга из числа этой группы ветеранов имеют право на такие меры социальной поддержки, как:

  • ежемесячную денежную выплату и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (в размере 1011 и 866 руб. соответственно);
  • обеспечение льготным проездным билетом на городской транспорт и право пользоваться пригородным транспортом по льготным тарифам;
  • дополнительные льготы по оплате занимаемого жилого помещения и услуг ЖКХ;
  • право на получение оздоровительного отдыха за счет города (ч. 1-2 ст. 61 Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»).

Большой социальной проблемой, на данный момент не решенной, остается поддержка такой многочисленной группы, как «дети войны», то есть лиц, родившихся во время Великой Отечественной войны или незадолго до ее начала. По данным Минтруда России, в настоящее время в России насчитывается 13 млн граждан, которых можно отнести к этой категории, однако в настоящее время на федеральном уровне их статус на закреплен. Ранее неоднократно предпринимались попытки провести через парламент соответствующие законопроекты, однако они по разным причинам были отклонены. Так, депутаты фракции КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым неоднократно выступали с такой инициативой, однако до ее рассмотрения нижней палатой парламента дело не дошло 1 .

В то же время, ряд регионов в той или иной форме помогает детям войны. Например, жителям Республики Алтай, родившимся в период с 1 января 1932 года по 2 сентября 1945 года, полагается ряд льгот, таких, как:

  • внеочередная установка квартирного телефона;
  • внеочередное оказание медицинской помощи по полису ОМС;
  • первоочередное вступление в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
  • первоочередное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, находящихся в ведении Республики Алтай;
  • внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания;
  • внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому, находящимися в ведении Республики Алтай (Закон Республики Алтай от 6 июня 2014 г. № 24-РЗ «О мерах социальной поддержки граждан, относящихся к категории «дети войны», в Республике Алтай»).

Рассмотрим конкретные меры поддержки ветеранов.

Материальная поддержка ветеранов

Участники Великой Отечественной войны, за исключением лиц, непосредственно не принимавших участия в боевых действиях, или получивших статус ветерана в связи с награждением орденами и медалями, имеют право на льготы по пенсионному обеспечению. Так, участники Великой Отечественной войны имеют право на одновременное получение двух видов пенсий: им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости (подп. 2, 6 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; далее – закон о государственном пенсионном обеспечении). Это положение распространяется и на инвалидов войны.

Кроме того, участники войны и жители блокадного Ленинграда имеют право на получение пенсии по инвалидности в увеличенном размере – до 250% в зависимости от группы инвалидности (п. 1-1.1 ст. 16 закона о государственном пенсионном обеспечении).

НАША СПРАВКА

По данным Минтруда России, средний размер «двойной» пенсии, выплачиваемой инвалидам и участникам Великой Отечественной войны в 2015 году составляет 30 257 руб. Вдовы погибших военнослужащих в среднем получают по 21 799 руб., а инвалиды, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» – по 23 512 руб. При этом средний размер страховой пенсии по старости в Российской Федерации равен 12 930 руб.

Читайте так же:  Льготы ветеранам труда в хакасии в 2019

Участникам Великой Отечественной войны, имеющим право на пенсию по выслуге лет, назначаются значительные надбавки как к самой пенсии по выслуге лет, так и к пенсии по инвалидности – в размере 32%, а лицам, достигшим 80-летнего возраста, – в размере 64% расчетного размера пенсии (ст. 17, ст. 24 Федерального закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»; далее – закон о пенсионном обеспечении военнослужащих). Инвалиды войны и жители блокадного Ленинграда пенсию за выслугу лет получают в увеличенном размере – до 300% от расчетного в зависимости от группы инвалидности (ст. 16 закона о пенсионном обеспечении военнослужащих).

Ветеранам, непосредственно не принимавшим участия в боевых действиях, а также награжденным орденами или медалями СССР, пенсия по выслуге лет предоставляется в размере, увеличенном на 16%, по отношению к расчетному (п. «д» ст. 45 закона о пенсионном обеспечении военнослужащих).

Ленинградцы-блокадники, имеют право на одновременное получение пенсии по инвалидности в системе государственного пенсионного обеспечения и страховой пенсии, установленной в соответствии с законодательством о страховых пенсиях (подп. 6 п. 3 ст. 3 закона о государственном пенсионном обеспечении). Причем, пенсия по инвалидности жителям блокадного Ленинграда полагается повышенная (п. 1.1 ст. 16 закона о государственном пенсионном обеспечении).

Для лиц, работавших в зоне боевых действий, а также членов экипажей судов, насильственно удерживаемых в начале ВОВ в портах других государств, льгот по пенсионному обеспечению не предусмотрено.

Участникам Великой Отечественной войны установлено и льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии (п. 1, п. 3 постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941). Так, один месяц участия в боевых операциях в составе штрафных частей засчитывается за шесть месяцев службы, а один месяц службы засчитывается за три всем участникам военных действий – как военнослужащим, так и партизанам. За службу в частях, не принимавших непосредственного участия в военных действиях, а также ветеранам, побывавшим в плену, один месяц службы засчитывается за два.

В дополнение к перечисленным мерам ветеранам Великой отечественной войны предусмотрены ежемесячные денежные выплаты (ст. 23.1 закона о ветеранах). Однако, если ветеран одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законом о ветеранах и иному нормативному правовому акту, ему предоставляется только одна выплата по выбору за некоторым исключением. Если же ветеран одновременно относится к разным группам, например является и участником, и инвалидом войны, то он будет получать ту из причитающихся выплат, размер которой больше. Ежемесячная денежная выплата назначается без учета районного коэффициента (п. 7 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации).

Размеры таких выплат прямо установлены законом о ветеранах (п. 4 ст. 23.1) и с учетом последней ежегодной индексации, которая была проведена 1 апреля 2015 года, составляют:

  • инвалидам Великой Отечественной войны – 4481,47 руб.;
  • участникам Великой Отечественной войны – 3361,09 руб.;
  • бывшим несовершеннолетним узникам – 3361,09 руб.;
  • жителям блокадного Ленинграда – 2337,13 руб.;
  • иным категориям лиц – 1275,50 руб.

Следует отметить, что индексация указанных выплат в 2015 году составила 5,5% (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов») и это значительно ниже прогнозируемого Минэкономразвития России уровня инфляции в 2015 году – от 12% до 12,4%. Кроме того, в 2015 и 2016 годах ежемесячные денежные выплаты будут индексироваться в особом порядке.

В дополнение к перечисленным мерам поддержки устанавливается дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в отношении:

  • инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников концлагерей – в размере 1 тыс. руб.;
  • ветеранов, непосредственно не принимавших участия в боевых действиях, а также награжденных орденами или медалями СССР, вдов военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдов умерших инвалидов Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда, бывших совершеннолетних узников нацистских концлагерей – в размере 500 руб. (Указ Президента РФ от 30 марта 2005 г. № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»).

Помимо перечисленных мер социальной поддержки, закрепленных на федеральном уровне, субъекты РФ могут устанавливать дополнительные меры, финансирование которых производится из региональных бюджетов.

Поддержка ветеранов в жилищной сфере и сфере ЖКХ

Ветераны Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (подп. 3 п. 1 ст. 15, подп. 3 ч. 1 ст. 18 и подп. 6 п. 1 ст. 19 закона о ветеранах). Право на эту льготу имеют также члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года (подп. 4 п. 1 ст. 21 закона о ветеранах). Получить жилье можно только один раз, но независимо от имущественного положения ветерана. Военнослужащие, непосредственно не принимавшие участия в боевых действиях, а также награжденные орденами или медалями СССР, и лица, работавшие на военных объектах в зоне боевых действий, обеспечиваются жильем только в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений (подп. 4 ст. 17 закона о ветеранах).

В дополнение к этим мерам, президент поручил Правительству РФ и органам государственной власти регионов капитально отремонтировать жилье инвалидов и ветераны войны, обеспечение жильем которых не запланировано (перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 июля 2013 года № Пр-1831 по итогам 34-го заседания Российского организационного комитета «Победа» 2 ). По данным Минтруда России, в 2014 году в регионах капитально отремонтировано более 36 тыс. жилых помещений, в которых проживают ветераны.

Ветеранам войны и нетрудоспособным членам семей умерших инвалидов и участников войны также предоставляется преимущество при вступлении в жилищные, жилищностроительные, гаражные кооперативы, а также садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (подп. 7 п. 1 ст. 14, подп. 9 п. 1 ст. 15, п. 3 ст. 17, подп. 5 п. 1 ст. 18 и подп. 3 п. 1 ст. 21 закона о ветеранах). Однако для лиц, работавших на военных объектах непосредственно в зоне боевых действий, это право ограничивается вступлением в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (подп. 3 ч. 1 ст. 19 закона о ветеранах).

Еще одной мерой социальной поддержки инвалидов и участников войны, а также членов их семей является уменьшение платы за жилье и коммунальные услуги на 50% (подп. 8-9 п. 1 ст. 14, подп. 5-6 п. 1 ст. 15, подп. 9-10 п. 1 ст. 21 закона о ветеранах). При этом учитываются и проживающие совместно с ветеранами члены их семей. Ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, оплачивается 50% стоимости приобретаемого ими топлива. Обеспечение топливом ветеранов Великой Отечественной войны производится в первоочередном порядке. Эта мера распространяется и на нетрудоспособных членов семей умерших инвалидов и участников войны. Военнослужащие, непосредственно не принимавшие участия в боевых действиях, не имеют такой льготы. Жителям блокадного Ленинграда оплачивают жилье и коммунальные услуги только при условии наличия у них инвалидности (подп. 2- 3 п. 2 ст. 18 закона о ветеранах).

Эти меры поддержки являются особенно ценными для ветеранов, учитывая их преклонный возраст. Ветераны Великой Отечественной войны имеют право на сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию (подп. 11 п. 1 ст. 14, подп. 10 п. 1 ст. 15, подп. 6 ст. 17, подп. 6 п. 1 ст. 18, подп. 7 п. 1 ст. 19, подп. 7 п. 1 ст. 21 закона о ветеранах). Кроме того, ветеранам положено внеочередное оказание медицинской помощи по полису ОМС. А инвалиды войны, инвалиды боевых действий и бывшие узники концлагерей имеют право на ежегодную бесплатную диспансеризацию (подп. 11 п. 1 ст. 14, подп. 1 п. 2 ст. 18 закона о ветеранах, подп. 3 п. 4 Порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения) – напомним, по общему правилу оно проводится один раз в три года. Инвалиды войны обеспечиваются также протезами и протезно-ортопедическими изделиями, за исключением зубных протезов (подп. 13 п. 1 ст. 14 закона о ветеранах).

Ветераны Великой Отечественной войны также имеют право на получение набора социальных услуг:

  • обеспечение лекарствами и медицинскими изделиями по рецептам врача;
  • санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном и междугородном транспорте к месту лечения и обратно (ст. 6.1-6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Если ветеран изъявил желание получать этот набор, то его стоимость вычитается из ежемесячных денежных выплат.

Еще одной мерой социальной поддержки инвалидов войны является внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания и обслуживание отделениями социальной помощи на дому (подп. 29 п. 1 ст. 14 закона о ветеранах).

Иные меры социальной поддержки

Законом предусмотрена внеочередная установка ветеранам Великой Отечественной войны квартирного телефона (подп. 5 п. 1 ст. 14, подп. 8 п. 1 ст. 15, подп. 5 ст. 17, подп. 4. п. 1 ст. 18, подп. 5 п. 1 ст. 19 закона о ветеранах).

Читайте так же:  Нотариус в г Улан-удэ

Также ветеранам предоставляется право на преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта и внеочередное обслуживание магазинами и предприятиями бытового обслуживания (подп. 19 п. 1 ст. 15 закона о ветеранах).

Помимо названных льгот, ветераны Великой Отечественной войны, и иные приравненные к ним категории граждан не платят налог при получении помощи (в денежной и натуральной формах), а также подарков в части их стоимости, не превышающей 10 тыс. руб. в год (п. 33 ст. 217 НК РФ). Также они освобождены от уплаты государственной пошлины при регистрации на свое имя программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы (подп. 14 п. 1 ст. 333.35 НК РФ). Не оплачивают ветераны государственную пошлину и в случае обращения в Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, к мировым судьям за защитой своих специальных прав (подп. 3 п. 2 ст. 333.36 НК РФ). Им предоставляется налоговая льгота при расчете земельного налога – налоговая база уменьшается на 10 тыс. руб. (подп. 4 п. 5 ст. 391 НК РФ). Освобождаются они и от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении одного объекта налогообложения по выбору (подп. 4 п. 1 ст. 407 НК РФ).

Ветераны Великой Отечественной войны будут также освобождены от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела в порядке вновь принятого Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с момента введения его в действие 15 сентября текущего года (п. 3 ст. 107 КАС РФ).

Дополнительные меры социальной поддержки, приуроченные к празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне

Традиционно ветеранам Великой Отечественной войны в связи с празднованием годовщины Великой Победы оказывается дополнительная помощь. Не стала исключением и 70-я годовщина. Так, на уровне Союзного государства Российская Федерация и Республика Беларусь запланирована организация с апреля по ноябрь 2015 года санаторно-курортного лечения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны (п. 8 Плана мероприятий Союзного государства на 2014-2015 годы, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков). В апреле-мае текущего года будет произведена единовременная выплата проживающим в России, Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике:

  • инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, вдовам (вдовцам) военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам (вдовцам) умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны – в размере 7 тыс. руб.;
  • труженикам тыла, бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей – в размере 3 тыс. руб (Указ Президента РФ от 26 февраля 2015 г. № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»).

C 3 по 12 мая 2015 года участники, инвалиды войны и сопровождающие их лица смогут посетить торжественные мероприятия, бесплатно воспользовавшись на территории России всеми видами транспорта, кроме такси (Указ Президента РФ от 23 января 2015 г. № 32 «О некоторых вопросах, связанных с празднованием 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»).

Ряд субъектов РФ приняли решение об оказании ветеранам дополнительных мер социальной поддержки. Так, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, проживающие в Омской области, получат единовременную выплату в размере 3,6 тыс. руб, а участники Великой Отечественной войны, являющиеся Героями Советского Союза и полными кавалерами ордена Славы – в размере 13 тыс. руб (Указ Губернатора Омской области от 6 февраля 2015 г. № 19 «О единовременной денежной выплате отдельным категориям граждан в Омской области в 2015 году в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»).

***

Фронтовики и труженики тыла уже давно стали символами патриотизма и гражданской воли, на чьем примере воспитано не одно поколение. Однако так сложилось, что внимание и почести им оказывают, к сожалению, в основном в связи с юбилейными датами и зачастую декларативно. Несмотря на оказываемую ветеранам помощь, тенденция реального ее сокращения в условиях нынешнего кризиса вызывает тревогу. Нельзя забывать, что фронтовики не просто люди старшего поколения, нуждающиеся в материальной поддержке, но люди – носители исторической памяти народа, которых с каждым годом остается с нами все меньше.

Ежемесячная денежная выплата

Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере:

1) инвалидам войны — 3 088 рублей;
2) участникам Великой Отечественной войны — 2 316 рублей;
3) ветеранам боевых действий, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», — 1 699 рублей;
4) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, членам экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств, членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда — 927 рублей.
5) инвалидам боевых действий в Афганистане, Чеченской Республике или Республике Дагестан — гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, полученной при участии в боевых действиях в Афганистане, Чеченской Республике или Республике Дагестан в периоды, установленные законодательством Российской Федерации — 4500 рублей.

Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по нескольким нормативным актам, ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по выбору. Если гражданин имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.

• паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• членам семей погибшего:
документ, подтверждающий гибель(смерть) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы или вследствие военной травмы (извещение о гибели);

• членам семей умершего:
свидетельство о смерти и справка справка ВТЭК или МСЭ,подтверждающая факт установления инвалидности вследствие военной травмы;

Документы, подтверждающие право членов семьи на компенсацию:
• свидетельство о браке;
• свидетельсва о рождении детей;

• на детей от 18 лет до 23 лет, обучающихся по очной форме — справка из учебного заведения (предоставляется ежегодно 1 сентября);

• на детей старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет — справку об инвалидности;

• пенсионное удостоверение, выданное территориальным органом Пенсионного фонда РФ и справка о виде пенсии;

• справка об инвалидности;

• лицевой счет, открытый в кредитной организации.

Голикова: ветераны ВОВ с 2019 года будут получать по 44 тыс. рублей

По состоянию на 1 ноября 2018 года в России проживает 1,4 млн ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны, заявила вице-премьер Татьяна Голикова на заседании оргкомитета «Победа», стенограмма которой приводится на сайте Кремля. Она добавила, что в 2019 году ежемесячные выплаты им составят 44 тыс. руб.

«Правительство поступательно принимает решения об увеличении такого материального обеспечения»,— сказала она. По ее словам, впоследствии увеличение пенсий будет производиться выше инфляции, а единовременная денежная выплата увеличится в соответствии с фактической инфляцией. Вице-премьер добавила, что участникам ВОВ также предоставляются имущественные земельные льготы.

«С 2008 года, с даты подписания указа (указа президента об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны.— “Ъ”), жильем были обеспечены более 300 тыс. ветеранов. На эти цели из федерального бюджета было направлено 322,3 млрд руб.»,— сказала она. Госпожа Голикова отметила, что на 2018 год в бюджете предусмотрено почти 2 млрд руб., а в 2019 — еще 2,6 млрд, «поскольку основное обеспечение уже произошло в предыдущие годы».

Также она обратила внимание, что в очереди на получение жилья находятся 161 человек из списка участников и инвалидов войны. Вице-премьер отмечает, что эти люди встали в очередь в 2018 году и являются приоритетными получателями.

В свою очередь в ее секретариате «РИА Новости» рассказали, что участники Великой Отечественной войны получат единовременную выплату в 10 тысяч руб. в 2019 году ко Дню Победы в 2019 году.

Поддержка ветеранов Великой Отечественной войны – приоритет социальной политики

В Российской Федерации, по состоянию на 1 апреля 2013 года, проживает около 3,2 млн ветеранов Великой Отечественной войны (ВОВ), членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ и ветеранов боевых действий, бывших несовершеннолетних узников фашизма, в том числе:

  • инвалидов войны – 85 152 чел.;
  • участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами – 214 298 чел.;
  • участников Великой Отечественной войны – 11 516 чел.;
  • участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны – 9 617 чел.;
  • лиц, работавших на объектах противовоздушной обороны в период Великой Отечественной войны – 270 чел.;
  • лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» – 117 883 чел.;
  • членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, а также военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей – 462 713 чел.;
  • бывших несовершеннолетних узников фашизма, ставших инвалидами – 73 636 чел.;
  • бывших несовершеннолетних узников фашизма – 101 416 чел.;
  • тружеников тыла – 2 120 396 чел.
Читайте так же:  Договор по сопровождению контекстной рекламы

Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны является одним из важных направлений социальной политики российского государства.

Пенсионное обеспечение и ежемесячные выплаты

За последние несколько лет уровень доходов ветеранов существенно повышен. В частности, по сравнению с 2010 годом осуществлен рост совокупных ежемесячных выплат инвалидам войны в 2,2 раза (до 33-44 тыс. рублей в зависимости от группы инвалидности). Участникам Великой Отечественной войны их размер увеличен более, чем в 1,5 раза. Участники войны (фронтовики) ежемесячно получают пенсии и выплаты на общую сумму от 25 до 30 тыс. рублей. В текущем году значительно возросли размеры военных пенсий.

Средний размер пенсии ветеранов Великой Отечественной войны после индексации 1 апреля 2013 года составляет:

  • у инвалидов войны – 24 475 руб. в месяц;
  • у участников Великой Отечественной войны, имеющих инвалидность, – 25 308 руб. в месяц,
  • у родителей и вдов погибших военнослужащих – 18 419 руб. в мес.;
  • у граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и имеющих инвалидность – 19 437 руб. в месяц.

С 1 апреля 2013 года размеры ежемесячных денежных выплат проиндексированы, исходя из установленного Федеральным законом от 30 ноября 2011 г . № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» прогнозного уровня инфляции (5,5 %), и составляют:

  • у инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами – 4 045,56 руб. (2012 г. – 3 834,65 руб.);
  • у участников Великой Отечественной войны – 3 034,16 руб. (2012 г. – 2 875,98 руб.);
  • у лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда – 2 225,84 руб. (2012 г. – 2 109,80 руб.);

у участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны, а также членов семей погибших (умерших) ветеранов – 1 214,45 руб. (2012 г. – 1 151,14 руб.);

у родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР – 3 034,16 руб. (2012 г. – 2 875,98 руб.).

В 2013 году на эти цели предусмотрено 71,63 млрд руб.

Компенсации за уход на дому за инвалидами и гражданами старше 80 лет

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г . № 1455 лицам в трудоспособном возрасте, осуществляющим уход на дому за инвалидами и гражданами старше 80 лет (а это, как правило, ветераны войны и труда), выплачиваются компенсации в размере 1200 руб. в месяц. В настоящее время таких граждан около 3 млн чел. В 2013 году на указанные выплаты бюджету Пенсионного фонда России выделено из федерального бюджета 43,78 млрд руб.

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение

Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г . № 363 инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, вдовам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам умерших инвалидов Великой Отечественной войны установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1000 руб. и 500 руб. в зависимости от категории. В 2012 году данные выплаты получили 1,9 млн чел. В 2012 году на реализацию Указа из федерального бюджета выделено 8,2 млрд руб., в 2013 году – 7,4 млрд руб.

Компенсации инвалидам военной травмы

С 1 января 2012 года для 173 тыс. инвалидов военной травмы, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, и членов семей погибших военнослужащих введены ежемесячные компенсации в возмещение вреда здоровью в размерах 14 тыс., 7 тыс. и 2,8 тыс. рублей в зависимости от группы инвалидности.

Поддержка членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны

С 2010 года сняты ограничения по предоставлению мер социальной поддержки членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны: сейчас они получают льготы и пособия независимо от трудоспособности, вида получаемой пенсии, а также от того, проживают они одиноко или в составе семьи.

Государственная поддержка общественных организаций инвалидов

Правительством РФ ежегодно оказывается государственная поддержка общественным организациям ветеранов, в том числе ветеранов войны, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, путем предоставления субсидий из федерального бюджета на частичное возмещение затрат, связанных с осуществлением их уставной деятельности.

В 2013 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 2417-р выделено субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций на общую сумму 1,12 млрд руб.

Совершенствование социального обслуживания

Важными в жизни ветеранов Великой Отечественной войны остаются вопросы совершенствования социального обслуживания, социально-средовой реабилитации одиноких пожилых ветеранов, расширения сети специальных домов для ветеранов, служб мобильной социальной помощи.

В целях формирования современной нормативной правовой базы социального обслуживания, повышения его уровня, качества, доступности, безопасности и эффективности Минтрудом России разработан проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

В законопроекте отражены новые подходы к социальному обслуживанию граждан, основанные на усилении адресности и индивидуальной нуждаемости, а также на развитии рынка социальных услуг. 30 марта 2013 года Правительством РФ законопроект внесен на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

В деятельности социальных служб стали более активно использоваться наиболее востребованные инновационные формы и технологии: помощь на дому, «социальное такси», «мобильные социальные бригады», «тревожная кнопка», «санаторий на дому», «хоспис на дому», «приемная семья» и другие.

Социальная защита на уровне регионов

Государственные органы субъектов РФ принимают активное участие в совершенствовании вопросов социальной защиты ветеранов.

В большинстве регионов приняты нормативные правовые акты, устанавливающие ветеранам Великой Отечественной войны дополнительные социальные услуги либо меры социальной поддержки в натуральной или денежной форме.

В частности, установлены меры социальной поддержки по проезду в городском общественном транспорте (в форме единого социального проездного билета, в натуральной форме или в виде ежемесячной выплаты).

В ряде регионов ветеранам войны за счет средств региональных бюджетов установлены дополнительные денежные выплаты.

Например, в Московской области, благодаря установленным в регионе компенсациям, инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, имеющие I группу инвалидности, и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», имеющие инвалидность, практически освобождены от оплаты жилищно-коммунальных услуг.

В Красноярском крае супругам умерших участников и инвалидов Великой Отечественной войны предоставляются дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В регионах труженикам тыла установлены ежемесячные выплаты до 1 693 руб. (Ямало-Ненецкий автономный округ), а также льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, медицинскому обслуживанию, зубопротезированию.

Кроме того, регионами приняты решения по осуществлению ветеранам Великой Отечественной войны единовременных выплат в связи с 68 годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. Помимо этого, активно оказывается помощь по социально-бытовому обслуживанию, ремонту жилья, санаторно-курортному лечению и реабилитации. При этом все большую популярность приобретает адресный подход в оказании социальной помощи с учетом потребностей и возможностей ветеранов.

Уже начата подготовка мероприятий по празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. В рамках данной работы будут приняты дополнительные меры по повышению уровня социальной защиты ветеранов войны в России.

Похожие статьи:

  • Пояснительная причина Причины возмещения ндс пояснения Руководителю Инспекции ФНС России № _1_ по г. _Новый Город_ Общество с ограниченной ответственностью «Фрукты и К», ОГРН 1011011111111, ИНН 1111111111, КПП 111101001, Исх. № 111/25 от 09.02.2012г. 111111, г. Новый Город, ул. Лесная, […]
  • Договор поставки с самовывозом образец Договор поставки товара (поставка товара осуществляется самовывозом) ДОГОВОР N ____ поставки товара г. ______________ "___"________ 200_ г. ______________________________________, именуем__ в дальнейшем (наименование организации) "Поставщик", в лице […]
  • Приказ мо рф 633 Приказ Министра обороны РФ от 3 октября 2016 г. N 633 "Об установлении требований по уровню образования к гражданину (иностранному гражданину), поступающему на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие […]
  • Приказ от 02102019 567 Цель семинара - дать Вам ценные знания для успешного участия в государственных торгах, конкурсах, тендерах и аукционах. Продавайте Вашу продукцию или услуги государству с нами. Обучение госзакупкам Электронные торги Законодательство Рассылка по госзакупкам Главная […]
  • Залог по обязательствам третьих лиц Помощь: Залог имущества третьего лица как способ обеспечения обязательств ЗАЛОГ ИМУЩЕСТВА ТРЕТЬЕГО ЛИЦА КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ Для стимулирования должника к надлежащему и своевременному исполнению обязательств, а также в целях предотвращения либо […]
  • Приказ по текучести Приказ Минприроды России от 28 ноября 2008 г. № 316 "Об утверждении Положения о выплатах стимулирующего характера руководителям федеральных государственных учреждений Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации" В целях реализации постановления […]