Банкротство отсутствующего должника расходы

Особенности несостоятельности отсутствующего должника

Одним из методов судебного разбирательства является банкротство отсутствующего должника.
Необходимость наличия процедуры несостоятельности пропавшего заемщика объясняется тем, что коммерческая или производственная деятельность организации, гражданина не всегда бывает успешной и прибыльной. Причинами такой ситуации могут стать разные факторы, внешние или внутренние. Нередко руководство фирмы или гражданин оказываются не готовы к такому положению дел и видят выход прекращении деятельности, не приносящей успеха. Мало того, некоторые фирмы изначально создаются для одноразовых операций, после чего о них забывают. Проблемой могут оказаться долги и кредиты, не погашенные из-за нежелания платить или отсутствия средств. Часто задолженность не выплачивается, а обращения кредиторов к должнику не находят адресата. Возникшая ситуация постоянно усложняется из-за накопления текущих задолженностей, и, если не принимать никаких мер, то суммы могут превысить все мыслимые пределы. Такие заемщики определяются как отсутствующие и в их отношении используются специальные методы судебного разбирательства банкротства отсутствующего должника.

Отсутствующий заемщик это

Четкого юридического определения понятие «отсутствующий должник» не имеет, квалификация производится по присутствию определенных признаков. Отсутствующим должником может быть гражданин, т.е. физическое лицо, или организация — юридическое лицо.

Основными признаками, определяющими ситуацию и принятыми в юридической практике, являются:

  • Отсутствие должника по месту регистрации, невозможность отыскать или связаться с ним.
  • Деятельности, заявленной при регистрации, не осуществляется.
  • Не предоставляется отчетность, не производятся положенные платежи в налоговую инспекцию.
  • Нет движения средств по банковским счетам.

То есть, присутствуют кредитные, налоговые или иные задолженности, по которым не ведутся платежи, и никакой возможности связаться с должником не имеется. Фактически, человек просто намеренно не поставил никого из заинтересованных лиц в известность о своем местонахождении и прекратил все выплаты. Время отсутствия должника действующим законодательством не регламентируется, достаточно наличия самого факта, хотя для вынесения решения требуется отсутствие человека в течение года. При этом, официальное признание гражданина безвестно отсутствующим не требуется.

Чаще всего, отсутствующими должниками выступают различные фирмы-однодневки, основанные для проведения двух-трех сделок и после этого заброшенные, по которым не производятся ни налоговые, ни иные платежи. Возникает задолженность, которая постоянно растет и перетекает в банкротство. Такая ситуация опасна тем, что сама по себе она завершиться не может, нужны какие-то действия со стороны кредиторов или налоговиков.

Основания для банкротства

Основанием для процедуры несостоятельности отсутствующего должника являются признаки банкротства и действующее законодательство, в частности ст.228 ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)». Отсутствие платежей и невозможность выйти на контакт вынуждают кредиторов подавать заявление в арбитражный суд, определяющий статус и квалифицирующий должника как отсутствующего. Далее инициируются стандартные мероприятия, определенные для подобных случаев, то есть делается обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании долга и инициируются все необходимые мероприятия.

Заявление о несостоятельности отсутствующего должника

Чаще всего такое заявление подается наиболее заинтересованными лицами — кредиторами, представителями налоговых органов, реже — прокурором. При этом, сумма задолженности не важна, но должны иметься средства, позволяющие финансировать все предстоящие мероприятия в установленном законодательно порядке (Постановление Правительства РФ от 21.10.2004 N 573 «О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников»). Должник квалифицируется как отсутствующий, признаки этого должны быть бесспорными, на основании чего процедура переводится на упрощенную процедуру. Она исключает все невозможные в данном случае мероприятия, такие как наблюдение, внешнее управление или финансовое оздоровление.

Порядок банкротства пропавшего заемщика

Принятая к исполнению упрощенная процедура несостоятельности проходит поэтапно:

  • Конкурсный кредитор подает заявление в арбитражный суд.
  • В течение месяца арбитражный суд производит рассмотрение заявления и признает должника банкротом. Наблюдение, финансовое оздоровление или внешнее управление при упрощенной процедуре банкротства не применяются, что значительно сокращает время всех действий. Начинается процедура конкурсного производства, основной целью которой становится поиск средств или имущества для возмещения долга.
  • Все кредиторы оповещаются о несостоятельности должника и в месячный срок подают конкурсному управляющему свои требования. Целью этих действий является, в данном случае, страховка от затруднений в случае обнаружения каких-либо средств, так как не выдвинутые вовремя требования могут удовлетворяться в последнюю очередь или не рассматриваться вовсе.
  • Если у должника находят имущество, представляющее достаточно серьезную ценность, то упрощенная процедура переводится на обычную. Конкурсный управляющий обязан в таких случаях ходатайствовать в арбитражный суд о переходе к обычной процедуре ввиду изменения ситуации. При этом, в первую очередь покрываются судебные издержки и расходы на ведение всех мероприятий. Обнаружение имущества или средств происходит редко, чаще всего не имеется никаких возможностей для погашения долга или иных платежей.
  • Рассмотрение дела о банкротстве отсутствующего должника производится судьей в единоличном порядке.

Особенности несостоятельности отсутствующего должника

Основная особенность состоит в том, что должник не принимает очного участия во всей процедуре. При наличии соответствующих признаков, т.е. невозможности отыскать или выйти на связь с должником, заинтересованные лица — конкурсный кредитор или уполномоченный орган могут подать в арбитражный суд заявление о банкротстве отсутствующего должника. Кроме того, временный управляющий должен подать заявление о применении упрощенной процедуры банкротства, которая действует для отсутствующих должников. При этом, такое заявление принимается только при наличии средств, необходимых для финансирования всех необходимых мероприятий. Если таких средств не имеется, а имущества должника недостаточно для возмещения расходов, заявление возвращается.

Практика показывает, что вся процедура банкротства, в сущности, направлена на то, чтобы у кредиторов имелось обоснование для списания безнадежного долга, поскольку нет возможности найти ни людей, ни имущество. Обычно кредиторы и не рассчитывают на возмещение задолженностей, имея целью лишь привести отчетность в порядок и произвести все действия, предусмотренные законодательством. Кроме того, необходимы все законные основания для ликвидации компании-должника, без чего списание «плохих активов» невозможно. Тем не менее, существует практика исключения организации из ЕГРЮЛ внесудебными методами, когда эту процедуру имеет право проводить регистрирующий орган.Смысл этого в том, что отсутствие средств не позволяет покрыть все судебные издержки, а внесудебный метод расходов не требует.

Последствия процедуры банкротства отсутствующего должника

Основной целью и последствиями всей процедуры является возможность ликвидации предприятия, имеющего безнадежные задолженности и лишенного руководства. Кроме этого, для кредиторов важно иметь основания для списания безнадежных задолженностей, особенно в случаях, когда отсутствующим должником выступает физическое лицо. Поскольку реализация имущества в таких случаях невозможна, то возмещения требуемых сумм не происходит, но все положенные законом ограничения действуют, хоть и в заочной форме, поскольку известить самого банкрота невозможно.

При этом, должник-гражданин признается освобожденным от финансовых обязательств, но все обычные ограничения действуют в полной мере — пятилетний запрет на кредитование, на повторное объявление себя банкротом и трехлетний запрет на занятие управляющих постов в компаниях или фирмах. Должник-юридическое лицо просто ликвидируется с полным прекращением всех прав.

Банкротство отсутствующего должника — мероприятие, направленное на прекращение или завершение всей истории с безнадежной задолженностью. Для кредиторов такая процедура практически никогда не означает полного или хотя бы частичного возмещения долга, поскольку никаких возможностей для этого, чаще всего, не выявляется. Мало того, сами кредиторы обычно вполне осознают безнадежность своих требований и поступают таким образом лишь из необходимости юридически правильного оформления списания задолженности и очистки своей отчетности от «плохих активов». То есть, используется единственный способ выхода из ситуации, хоть и не удовлетворяющий никаких претензий, но позволяющий покончить с проблемой.

Банкротство отсутствующего должника расходы

Глава 11 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон N 127-ФЗ) носит название «Упрощенные процедуры, применяемые в деле о банкротстве». Параграф второй данной главы закона, а именно статьи с 227 по 230, регламентирует особенности банкротства отсутствующего должника. Рассмотрению именно этих норм и будет посвящена данная статья.

В соответствии с пунктом 1 статьи 227 Закона N 127-ФЗ в случаях, если гражданин — должник или руководитель должника — юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве. Порядок и условия финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статья 227 Закона N 127-ФЗ).

Читайте так же:  Частный нотариус луганск

В связи с вопросами, поступающими в ФНС Российской Федерации в отношении компенсации расходов конкурсного управляющего, осуществлявшего процедуру банкротства отсутствующего должника, проводимую по заявлению уполномоченного органа, Федеральная налоговая служба предложила некоторые разъяснения, подробнее о них смотрите в Письме от 24.07.2006 г. N ММ-6-19/[email protected]

В случае обнаружения признаков отсутствующего должника при введении наблюдения временный управляющий обязан подать заявление в арбитражный суд о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику. Арбитражный суд выносит соответствующее определение (пункт 3 статьи 227 Закона N 127-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 г. N 573 «О порядке и условиях финансирования процедур отсутствующих должников» было утверждено Положение, носящее аналогичное название (далее — Положение).

Данное Положение определяет порядок и условия финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с Законом N 127-ФЗ представлять требования по денежным обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования соответственно (далее — уполномоченный орган), а также размер вознаграждения конкурсного управляющего, осуществляющего процедуру банкротства отсутствующего должника, проводимую по заявлению уполномоченного органа.

Заявление уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом должно содержать информацию о наличии средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника, с указанием источника финансирования.

Размер единовременного вознаграждения конкурсного управляющего за проведение процедуры банкротства отсутствующего должника составляет 10 000 руб.

Уполномоченный орган выплачивает вознаграждение конкурсному управляющему в 2-недельный срок от даты представления им подтверждающих завершение процедуры банкротства отсутствующего должника документов согласно утвержденному перечню, но не ранее внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица — отсутствующего должника.

Отказ в выплате вознаграждения конкурсному управляющему или в компенсации расходов конкурсного управляющего на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника может быть обжалован в судебном порядке.

Уполномоченный орган осуществляет выплату единовременного вознаграждения и компенсацию расходов конкурсного управляющего на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника в части, не покрытой денежными средствами, поступившими от продажи имущества отсутствующего должника.

При прекращении арбитражным судом упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника выплата вознаграждения и компенсация фактических расходов на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника уполномоченным органом не осуществляются.

Статья 228 Закона N 127-ФЗ закрепляет процедуру рассмотрения дела о банкротстве отсутствующего должника.

Согласно пункту 1 данной статьи арбитражный суд принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства в течение месяца от даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом или от даты получения арбитражным судом заявления временного управляющего о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.

Обратите внимание, что наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не применяются.

Из анализа вышеизложенных норм следует, что должник может быть признан банкротом непосредственно с введением в отношении него процедуры банкротства — конкурсного производства, минуя стадию наблюдения, только в случае, если он отсутствует, или установить место его нахождения не представляется возможным.

Конкурсный управляющий уведомляет в письменной форме о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в течение месяца со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему.

Дополнительное страхование ответственности арбитражного управляющего в отношении отсутствующего должника не осуществляется (пункт 2 статьи 228 Закона N 127-ФЗ).

Пункт 3 статьи 228 Закона N 127-ФЗ гласит, что конкурсный управляющий при обнаружении им имущества отсутствующего должника, позволяющего покрыть судебные расходы в связи с производством по делу о банкротстве, обязан направить ходатайство в арбитражный суд о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным законом о банкротстве.

В этом случае арбитражный суд выносит определение о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве (смотрите Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.10.2008 г. по делу N А31-295/2006-12А; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.07.2007 г. N Ф04-3375/2007(34698-А67-20) по делу N А67-2927/2006).

Дело о банкротстве отсутствующего должника рассматривается судьей единолично.

Статья 229 Закона N 127-ФЗ регламентирует вопросы распределения прибыли. Удовлетворение требований кредиторов согласно ее отсылочной норме осуществляется в порядке очередности, предусмотренной статьей 134 Закона N 127-ФЗ.

В соответствии со статьей 134 Закона N 127-ФЗ вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

В случае если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:

— в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации и осуществляется арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;

— во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;

— в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;

— в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.

Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.

При рассмотрении жалобы кредитора по текущим платежам арбитражный суд при удовлетворении жалобы вправе определить размер и очередность удовлетворения требования кредитора по текущим платежам.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

— в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;

— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

— в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога (об этом подробнее смотрите статью 138 Закона N 127-ФЗ).

Положения, предусмотренные рассматриваемым параграфом закона о банкротстве, применяются также в случае, если имущество должника — юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника (статья 230 Закона N 127-ФЗ) (смотрите, например, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2008 г. по делу N А46-4446/2007; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.11.2008 г. по делу N А28-6135/2008-156/10).

Разъяснения по данному проблемному вопросу предлагает Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Информационном письме от 26.07.2005 г. N 94 «О порядке рассмотрения заявления должника о признании его банкротом при отсутствии у него имущества, достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве» (далее — Информационное письмо).

В нем сказано, что если при решении указанного вопроса выясняются обстоятельства, предусмотренные статьей 230 Закона N 127-ФЗ, арбитражный суд применяет положения о банкротстве отсутствующего должника.

При этом если с заявлением в арбитражный суд обращается должник, имущество которого заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве, а также расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения исполнения своей деятельности, суд возвращает указанное заявление по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 44 Закона N 127-ФЗ (отсутствие необходимых сведений об имеющемся у должника имуществе в объеме, достаточном для покрытия расходов по делу о банкротстве).

Если арбитражным судом введена процедура наблюдения и указанное обстоятельство выявилось впоследствии, арбитражный суд прекращает производство по делу (пункт 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В заключение хотелось бы отметить, что из буквального толкования статьи 230 Закона N 127-ФЗ следует, что она применяется только к юридическим лицам. Указанный вывод подтверждается и арбитражной практикой (смотрите, например, Постановление ФАС Уральского округа от 29.10.2008 г. по делу N Ф09-7967/08-С4).

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 мая 2015 г. N Ф10-1306/15 по делу N А64-5187/2012 (ключевые темы: банкротство — ненадлежащее исполнение — счета должника — почтовые расходы — услуги банка)

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 мая 2015 г. N Ф10-1306/15 по делу N А64-5187/2012

Читайте так же:  Статья 282 ук рф с поправками

Дело N А64-5187/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 14.05.2015.

Постановление изготовлено в полном объеме 18.05.2015.

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

при участии в заседании:

от лиц, участвующих в деле —

не явились, извещены надлежаще

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице ИФНС России по г. Тамбову на определение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.12.2014 (судья Павлов В.Л.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 (судьи Седунова И.Г., Владимирова Г.В., Потапова Т.Б.) по делу N А64-5187/2012,

Арбитражный управляющий Чистилин Игорь Алексеевич (далее — заявитель; г. Воронеж) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о взыскании с Федеральной налоговой службы в лице ИФНС по г. Тамбову (далее — ФНС России, уполномоченный орган; г. Тамбов, ул. Пролетарская, д. 252/2; ОГРН 1046882321903) расходов и вознаграждения, связанных с осуществлением процедуры конкурсного производства в отношении общества с ограниченной ответственностью «МясоЛюб» (далее — должник; г. Тамбов, ул. Ново-Стременная, д. 4; ОГРН 1035504015293, ИНН 5503074537), в сумме 488 556 руб. 93 коп., в т.ч.: вознаграждение конкурсного управляющего — 453 000 руб., расходы, понесенные в связи с проведением процедуры банкротства (оплата госпошлины — 1 470 руб., оценка имущества должника — 12 000 руб., расходы на публикацию — 8 317 руб. 20 коп., услуги банка по открытию и ведению счета должника — 4 445 руб., транспортные расходы — 6 805 руб. 97 коп., почтовые расходы — 2 518 руб. 76 коп.).

Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.12.2014 заявление удовлетворено частично. С ФНС России в пользу арбитражного управляющего Чистилина И.А. взыскано вознаграждение за исполнение обязанностей конкурсного управляющего и расходы за проведение процедур банкротства в размере 428 422 руб. 96 коп., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 определение суда области от 16.12.2014 оставлено без изменения.

Не соглашаясь с названными судебными актами, уполномоченный орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права и несоответствием фактическим обстоятельствам дела.

Уполномоченный орган полагает, что при осуществлении полномочий конкурсного управляющего должника Чистилиным И.А. допущено нарушение норм Закона о банкротстве — не исполнена обязанность по формированию конкурсной массы должника и взысканию дебиторской задолженности в процедуре конкурсного производства, в связи с чем следует уменьшить вознаграждение, а также им неправомерно произведена выплата из конкурсной массы денежных средств в размере 10 000 руб. за проведение упрощенной процедуры банкротства, поскольку конкурсное производство по упрощенной процедуре не было завершено.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились.

От арбитражного управляющего Чистилина И.А. поступил отзыв на жалобу с возражениями, просил оставить судебные акты в обжалуемой части — без изменения и рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Дело рассмотрено в порядке статьи 284 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

В силу ст. 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность определений и постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемых заявителем судебных актов по следующим основаниям.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, ФНС России обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании ООО «МясоЛюб» несостоятельным (банкротом).

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.09.2012 ООО «МясоЛюб» признано несостоятельным (банкротом), как отсутствующий должник, открыта процедура конкурсного производства по упрощенной процедуре, предусмотренной главой XI §2 Закона о банкротстве, конкурсным управляющим утвержден Чистилин Игорь Алексеевич.

Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 21.03.2013 упрощенная процедура банкротства отсутствующего должника в отношении ООО «МясоЛюб» прекращена, принято решение о переходе к процедуре конкурсного производства, регулируемой главой VII Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве).

Определением суда от 26.06.2014 (резолютивная часть объявлена 24.06.2014) конкурсное производство в отношении ООО «МясоЛюб» завершено.

Учитывая, что вознаграждение и судебные расходы по делу о банкротстве не были погашены за счет имущества должника, в связи с его отсутствием, арбитражный управляющий Чистилин И.А. на основании ст. 59 Закона о банкротстве обратился в суд с настоящим заявлением.

Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь нормами ст.ст. 20.6 , 28 , 59 Закона о банкротстве, разъяснениями, данными в Постановлении Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве», пришли к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.

По мнению суда кассационной инстанции, указанный вывод соответствует требованиям законодательства и материалам дела.

Право на возмещение расходов арбитражного управляющего и порядок возмещения регламентируются ст.ст. 20.6 , 59 Закона о банкротстве.

В соответствии с п. 1 ст. 20.6 Закона о банкротстве арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, а также на возмещение в полном объеме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Пунктом 4 статьи 20.6 Закона о банкротстве предусмотрено, что в случае освобождения или отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве вознаграждение ему не выплачивается с даты его освобождения или отстранения.

Согласно п. 1 ст. 59 Закона о банкротстве вознаграждение в деле о банкротстве и все судебные расходы выплачивается арбитражному управляющему за счет средств должника вне очереди, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

В силу п. 3 ст. 59 Закона о банкротстве и разъяснений, данных в п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91, в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, предусмотренных п. 1 ст. 59 Закона о банкротстве, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника, за исключением расходов на выплату суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего.

Согласно п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91 если заявителем по делу выступал уполномоченный орган, то на основании п. 3 ст. 59 Закона о банкротстве расходы по делу о банкротстве взыскиваются с него (его соответствующего территориального подразделения) за счет средств, выделенных на реализацию мероприятий, связанных с процедурами банкротства (на что указывается в резолютивной части судебного акта), при этом исполнение такого судебного акта осуществляется в соответствии со статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Лицом, обратившимся с заявлением о признании должника банкротом, является уполномоченный орган.

Факт отсутствия у должника денежных средств для покрытия расходов, связанных с выплатой вознаграждения и возмещением расходов, понесенных в ходе процедур банкротства в отношении ООО «МясоЛюб», подтвержден материалами дела.

Как следует из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 12.02.2013 N 7140/12, от 28.05.2013 N 12889/12 арбитражный управляющий не может быть лишен вознаграждения в случае, если им выполнялись возложенные на него обязанности в конкретной процедуре банкротства (независимо от оснований ее введения), за исключением случаев, когда будет установлено, что арбитражный управляющий ненадлежащим образом исполнял свои обязанности, фактически уклонялся от осуществления своих полномочий, либо знал об отсутствии оснований для продолжения осуществления своих обязанностей.

В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений

Как обоснованно отмечено судами, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об отстранении Чистилина И.А. от исполнения обязанностей арбитражного управляющего ООО «МясоЛюб», из-за их неисполнения или ненадлежащего исполнения, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для отказа в удовлетворении ходатайства о взыскании с заявителя расходов на выплату вознаграждения за проведение процедуры конкурсного производства.

Обязанности конкурсного управляющего Чистилина И.А. исполнялись в период с 21.03.2013 по 24.06.2014. Таким образом, размер вознаграждения за указанный период составил 453 000 руб., при этом частично вознаграждение было выплачено конкурсному управляющему в размере 53 328 руб.

Учитывая изложенное, судами сделан обоснованный вывод о том, что остаток долга по вознаграждению конкурсного управляющего за весь период исполнения им обязанностей, составил 399 672 руб. и подлежит взысканию с ФНС России.

Кроме того, суды правомерно взыскали с ФНС России расходы, связанные с проведением процедуры банкротства как документально обоснованно и необходимые, а именно: на публикации сведений, предусмотренных ст. 28 Закона о банкротстве, в размере 8 317 руб. 20 коп., по оплате государственной пошлины в размере 1 470 руб., по оценке имущества должника — 12 000 руб., за услуги банка по открытию и ведению счета должника в размере 4 445 руб., а также почтовые расходы в размере 2 518 руб. 76 коп.

Читайте так же:  Нотариус кизильского района

В части транспортных расходов в сумме 6 805 руб. 97 коп. арбитражному управляющему отказано, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Доводам заявителя кассационной жалобы о том, что Чистилиным И.А. не исполнена обязанность, предусмотренная ст. 57 Закона о банкротстве, поскольку имевшаяся у должника для взыскания дебиторская задолженность с ООО «Эгида» в сумме 192 675 руб., а также с ООО «Морское агентство — МАГ» в сумме 2 201 760 руб. списана в связи с невозможностью ее взыскания, в связи с чем следует уменьшить сумму вознаграждения арбитражного управляющего Чистилина И.А., дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанции и, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, обоснованно отклонены.

Довод заявителя жалобы о ненадлежащем исполнении Чистилиным И.А. обязанностей конкурсного управляющего со ссылкой на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.05.2013 по делу N А64-2130/2013 о привлечении его к административной ответственности, также обоснованно отклонен судами.

В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлении Пленума от 25.12.2013 N 97 «О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве», согласно п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. В связи с этим, а также с учетом того, что правовая природа вознаграждения арбитражного управляющего носит частноправовой встречный характер ( п. 1 ст. 328 ГК РФ, применительно к абзацу третьему п. 1 ст. 723 и ст. 783 ГК РФ, если арбитражный управляющий ненадлежащим образом исполнял свои обязанности, размер причитающихся ему фиксированной суммы вознаграждения и процентов по вознаграждению может быть соразмерно уменьшен. Бремя доказывания ненадлежащего исполнения управляющим своих обязанностей лежит на лице, ссылающемся на такое исполнение.

В частности в пунктах 5 , 6 Постановлении Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 97 обращено внимание судов на то, что размер вознаграждения может быть снижен, если арбитражный управляющий ненадлежащим образом исполнял свои обязанности, при этом бремя доказывания ненадлежащего исполнения управляющим своих обязанностей лежит на лице, ссылающемся на такое исполнение.

При рассмотрении вопроса о снижении размера вознаграждения арбитражного управляющего суду следует учитывать, в частности, имелись ли случаи признания судом незаконными действий этого управляющего, или необоснованными понесенных им за счет должника расходов, или недействительными совершенных им сделок, причинил ли он убытки должнику, а также имелись ли периоды, когда управляющий фактически уклонялся от осуществления своих полномочий.

Судами принято во внимание, что нарушения, допущенные Чистилиным И.А. и установленные решением Арбитражного суда Тамбовской области от 17.05.2013 по делу N А64-2130/2013, не привели к возникновению у должника убытков или затягиванию процедуры банкротства, при этом он уже понес наказание в виде привлечения к административной ответственности и наложения штрафа.

Исследовав представленные в дело доказательства, по правилам ст. 71 АПК РФ, а также, учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, руководствуясь указанными нормами и разъяснениями, суды пришли к обоснованному выводу о возложении обязанности по возмещению вознаграждения арбитражного управляющего и судебных расходов на уполномоченный орган как заявителя по делу.

Уполномоченным органом в кассационной жалобе также заявлен довод о том, что Чистилиным И.А. за проведение упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника необоснованно выплачено себе вознаграждение в размере 10 000 руб., при этом, в силу п. 9 постановления Правительства Российской Федерации «О порядке и условиях банкротства отсутствующих должников» при прекращении арбитражным судом упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника выплата вознаграждения и компенсация фактических расходов на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника уполномоченным органом не осуществляются.

При прекращении упрощенной процедуры банкротства порядок и условия финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника определяются в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.

Суд округа, руководствуясь ч. 3 ст. 286 , ч. 2 ст. 287 АПК РФ отклоняет указанный довод, т.к. данный довод не был предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции и не заявлялся ранее, и не может свидетельствовать о наличии процессуальных нарушений в действиях судов, т.к. суд кассационной инстанции лишен права принимать и исследовать доказательства, которые не были предметом исследования судов первой или апелляционной инстанции

Кроме того, доказательств фактической выплаты арбитражным управляющим себе вознаграждения в сумме 10 000 руб., уполномоченным органом в материалы дела не представлено.

Применительно к фактическим обстоятельствам дела, все доводы заявителя кассационной жалобы сводятся, прежде всего, к переоценке имеющихся в деле доказательств, получивших уже надлежащую оценку со стороны судов первой и апелляционной инстанций. Оснований для переоценки доказательств не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ, безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы уполномоченного органа и отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287 , ст.ст. 289 , 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

Определение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.12.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 по делу N А64-5187/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.ст. 291.1-291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Банкротство отсутствующего должника расходы

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Вознаграждение и расходы конкурсному управляющему за проведение процедуры банкротства отсутствующего должника

Иные вопросы участия уполномоченного органа в деле
о банкротстве и применяемых в нем процедурах банкротства

25. Арбитражный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с уполномоченного органа расходов на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника при условии, что уполномоченный орган отказал в осуществлении выплаты, уклоняется от ее осуществления или возникли разногласия относительно размера этой выплаты.

В практике судов возник вопрос о порядке выплаты вознаграждения и возмещения расходов конкурсному управляющему за проведение процедуры банкротства в деле о несостоятельности отсутствующего должника, возбужденном по заявлению уполномоченного органа.

Пунктом 2 статьи 227 Закона о банкротстве к компетенции Правительства Российской Федерации отнесено определение порядка и условий финансирования уполномоченным органом процедур банкротства отсутствующего должника.

Пунктом 4 Положения о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 573, предусмотрена обязанность арбитражного управляющего предварительно обратиться в уполномоченный орган и представить комплект документов, подтверждающих право арбитражного управляющего на компенсацию расходов в связи с проведением процедуры банкротства отсутствующего должника.

В случае если уполномоченный орган отказал в осуществлении выплаты, уклоняется от ее осуществления или возник спор относительно размера выплаты, арбитражный управляющий вправе обратиться в суд с заявлением о разрешении соответствующих разногласий.

Если арбитражный управляющий предварительно не обращался к уполномоченному органу с требованием о выплате вознаграждения и возмещении расходов, суд оставляет его заявление без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ.

Похожие статьи:

  • Полицейским нельзя выезжать за границу Правила выезда за границу сотрудникам МВД 2014 год запомнился россиянам как год серьёзного обострения политических взаимоотношений и многочисленных санкций. На этом фоне в апреле прошлого года увидел свет достаточно специфический документ Министерства Обороны РФ. […]
  • Экспертиза крыши Техническая экспертиза кровли - экспертиза состояния здания Техническая экспертиза кровли - как фактор существенного понижения рисков в эксплуатации зданий. Помогает определить соответствие фактических характеристик конструкций здания и отраслевых требований к […]
  • Нотариус икша дмитровский район Нотариусы пос. Икша +7 (499) 703-35-33 доб. 792 – Москва и МО Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Белова Ольга Валерьевна Телефон: […]
  • Написать заявление на получение инн Как получить ИНН через МФЦ «Мои документы» В это статье мы расскажем, что такое ИНН и для чего он нужен, как получить ИНН через МФЦ «Мои документы» и другими способами. ИНН: что это такое и для чего нужно? Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) – это […]
  • Нотариус киров большевиков Нотариус киров большевиков Нотариат - один из важнейших и традиционных столпов правовой системы государства. Нотариат защищает права и законные интересы граждан и юридических лиц. Способом такой защиты является совершение нотариусами предусмотренных законом […]
  • Академия следственного комитета рф сайт Академия следственного комитета рф сайт Институт повышения квалификации ФГКОУ ВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации»: E-mail: [email protected] Адрес: 125080, г. Москва, ул. Врубеля, д. 12. Контактная информация: тел.:/факс: 8(499) […]