Арест имущества ст77 нк рф

Постановление Арбитражного суда Свердловской области от 16 сентября 2004 г. N А60-16584/2004-С8 Постановление о наложении ареста на имущество вынесено незаконно, поскольку у налогового органа не было достаточных оснований полагать, что заявитель скроет свое имущество (извлечение)

Постановление Арбитражного суда Свердловской области
от 16 сентября 2004 г. N А60-16584/2004-С8

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 декабря 2004 г. N Ф09-5133/04АК настоящее постановление оставлено без изменения

Арбитражный суд Свердловской области в составе: председательствующего, судей, при участии:

от заявителя — Комарова М.В., юрисконсульт, доверенность N 7/1-201 от 16.09.04;

от заинтересованного лица — Мишенева Л.Б., главный специалист юридического отдела, доверенность N 11-5 от 05.10.02,

рассмотрел 16.09.04 в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИМНС РФ N 10 по Свердловской области на решение от 28.07.04 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А6016584/2004-С8, по заявлению ЗАО «Искра» к Межрайонной Инспекции МНС РФ N 10 по Свердловской области о признании недействительным постановления о наложении ареста.

Закрытое акционерное общество «Искра» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Свердловской области от 01.06.04 о наложении ареста на имущество ЗАО «Искра»

Решением от 28.07.04 заявленные требования удовлетворены.

Постановление Межрайонной Инспекции МНС РФ N 10 по Свердловской области от 01.06.04 о наложении ареста на имущество ЗАО «Искра» признано недействительным.

Поскольку суммы в вынесенных на основании ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации постановлениях не совпадают с суммой, указанной в оспариваемом постановлении, суд посчитал, что при вынесении последнего налоговым органом нарушены требования п. 3 ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке статей 258 , 266 , 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе МРИ МНС РФ N 10 по Свердловской области, просит его отменить.

Оспаривая решение, заинтересованное лицо указывает, что в части, не превышающей 7375521 руб. постановление налогового органа о наложении ареста на имущество налогоплательщика от 19.04.04 отвечает требованиям п. 3 ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации и является законным. Возможность признать оспариваемый ненормативный правовой акт незаконным в части установлена ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит исходя из следующего.

В соответствии с п. 7 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание.

Согласно ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество, в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога производится арест имущества налогоплательщика.

При этом, арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

Как установлено материалами дела, Межрайонной Инспекцией МНС РФ N 10 по Свердловской области в соответствии со ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации были вынесены постановления о взыскании налога (сбора) и пени за счет имущества ЗАО «Искра» N 30 от 07.07.03 и N 2 от 28.01.04.

Согласно указанным постановлениям за счет имущества налогоплательщика подлежат взысканию налоги (сборы) и пени в общей сумме 7375521 рубль.

Постановлением N 1 от 01.06.04 руководитель МРИ МНС РФ N 10 по Свердловской области в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) наложил частичный арест на имущество ЗАО «Искра» на сумму не более 9918000 рублей.

В качестве оснований для наложения ареста налоговый орган указал неисполнение ЗАО «Искра» в установленные сроки обязанности по уплате налогов и превышение общей суммы задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (с учетом штрафов и пени) и превышение общей суммы задолженности, в том числе отсроченной (рассроченной), к уплате 50 процентов балансовой стоимости имущества ЗАО «Искра».

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что налоговым органом нарушены нормы налогового законодательства.

Согласно постановлениям N 30 от 07.07.03 и N 2 от 28.01.04 за счет имущества заявителя подлежит взысканию налоги (сборы) и пени в общей сумме 7375521 рублю.

В соответствии с постановлением N 1 от 01.06.04 наложен арест на имущество на сумму не более 9918000 руб.

Таким образом, поскольку указанные суммы не совпадают, налоговым органом нарушено требования ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, налоговым органом не доказан факт возможности принятия мер заявителем к сокрытию имущества с целью уклонения от уплаты задолженности по налогам и пени. Поскольку у налогового органа не было достаточных оснований полагать, что заявитель скроет свое имущество, постановление о наложении ареста на имущество вынесено с нарушением ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации.

Довод налогового органа о том, что общая сумма задолженности заявителя по налоговым платежам (с учетом штрафов и пени) превышает 50 процентов балансовой стоимости имущества налогоплательщика, судом во внимание не принимается как не основанный на законе.

Между тем, согласно платежным поручениям на оплату налогов и справки подразделения службы судебных приставов N 43 г. Первоуральска, ЗАО «Искра» на 01.06.04 сумма задолженности была погашена.

Доказательств недостоверности сведений, указанных в справке ПССП N 43 г. Первоуральска, налоговый орган не представил.

Таким образом, довод налогового органа о неисполнении заявителем обязанности по уплате налогов (сборов) и пени в суммах, указанных в постановлениях N 30 от 07.07.03 и N 2 от 28.01.04 опровергается материалами дела.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что заявленные требования следует удовлетворить.

На основании изложенного, суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 269 , 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд постановил:

Решение от 28.07.04 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Статья 77. Арест имущества

1. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

2. Арест имущества может быть полным или частичным.

Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

3. Арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или его электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.

3.1. В целях обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества) на общее имущество товарищей, а также на имущество всех управляющих товарищей может быть наложен арест.

Решение о наложении ареста может быть принято в отношении общего имущества товарищей, а при отсутствии или недостаточности такого имущества в отношении имущества всех управляющих товарищей (при этом в первую очередь такое решение принимается в отношении имущества управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета).

Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по месту нахождения управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей и имущество управляющих товарищей может быть принято не ранее принятия решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах инвестиционного товарищества, лиц, являющихся управляющими товарищами, либо при отсутствии информации о счетах указанных лиц.

4. Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика — организации.

5. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.

Арест на объект недвижимого имущества иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при превышении стоимости указанного объекта недвижимого имущества над суммами взыскиваемых в отношении этого объекта налога, пеней и штрафа налагается в случае отсутствия у иностранной организации иного имущества на территории Российской Федерации, на которое может быть обращено взыскание.

6. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.

7. Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику-организации (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества.

Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику-организации (его представителю) разъясняются их права и обязанности.

8. Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

9. Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.

10. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости.

Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю).

11. Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.

12. Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 125 настоящего Кодекса и (или) иными федеральными законами.

12.1. По просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на залог имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.

13. Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и штрафов или заключении договора о залоге имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.

Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом.

Налоговый (таможенный) орган уведомляет налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества в течение пяти дней после дня принятия данного решения.

14. Правила настоящей статьи применяются также в отношении ареста имущества налогового агента — организации и плательщика сбора — организации и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Читайте так же:  Налог в фонды социального страхования

15. Правила, установленные настоящей статьей, применяются с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом в отношении обеспечения уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

Арест имущества участников консолидированной группы налогоплательщиков производится в той же последовательности, в которой налоговым органом осуществляется процедура обращения взыскания на имущество налогоплательщика в соответствии с пунктом 11 статьи 47 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 77 НК РФ

Арест имущества — опись имущества и объявление запрета распоряжаться им. Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Арест имущества может быть полным или частичным. В первом случае распоряжение арестованным имуществом (заключение сделок, предусматривающих возможность отчуждения этого имущества) полностью запрещено, а пользование и владение осуществляется под контролем налоговых или таможенных органов. Во втором случае владение и пользование имуществом также осуществляется под контролем налоговых или таможенных органов, но также под их контролем допускается и распоряжение этим имуществом.

Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества (п. 1 ст. 77 НК РФ).

Процедура получения санкции прокурора на арест прописана в Приказе Генпрокуратуры РФ от 22 марта 2010 г. N 122 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов» (далее — Приказ Генпрокуратуры РФ от 22 марта 2010 г. N 122).

В соответствии с Приказом Генпрокуратуры РФ от 22 марта 2010 г. N 122 в органах прокуратуры Российской Федерации санкционировать решения налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации, принятые в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов, имеют право по решениям:

руководителя ФНС России либо лица, его замещающего, — генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители;

руководителей межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, а также руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации — прокуроры субъектов Российской Федерации и их заместители;

руководителей инспекций ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления и руководителей инспекций ФНС России межрайонного уровня — районные, городские и межрайонные прокуроры и их заместители в соответствии с компетенцией.

Арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со ст. 46 НК РФ и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или его электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств (п. 3 ст. 77 НК РФ).

Таким образом, исходя из вышеуказанных положений следует, что арест в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов может быть применен только в случае одновременного соблюдения требований, предъявляемых к:

1) наличию решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со ст. 46 НК РФ. Так, арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со ст. 46 НК РФ;

2) денежным средствам налогоплательщика, а именно:

а) арест может быть применен только при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации;

б) арест может быть применен только при недостаточности или отсутствии электронных денежных средств;

а) при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации;

б) при отсутствии информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.

В соответствии со ст. 125 НК РФ несоблюдение установленного Налоговым кодексом РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога, влечет взыскание штрафа в размере 30 000 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 312 УК РФ растрата, отчуждение, сокрытие или незаконная передача имущества, подвергнутого описи или аресту, совершенные лицом, которому это имущество вверено, а равно осуществление служащим кредитной организации банковских операций с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест, наказываются:

штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев;

либо обязательными работами на срок до 480 часов;

либо принудительными работами на срок до 2 лет;

либо арестом на срок до 6 месяцев;

либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации.

Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.

Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.

При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости.

Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю).

По просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на залог имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ.

Отметим, что с 5 декабря 2014 г. в соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 77 НК РФ (в ред. Закона N 347-ФЗ) арест на объект недвижимого имущества иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при превышении стоимости указанного объекта недвижимого имущества над суммами взыскиваемых в отношении этого объекта налога, пеней и штрафа налагается в случае отсутствия у иностранной организации иного имущества на территории Российской Федерации, на которое может быть обращено взыскание.

О порядке применения статьи 77 «Арест имущества» Налогового кодекса Российской Федерации

О порядке применения статьи 77 «Арест имущества»
Налогового кодекса Российской Федерации

Г.В. Черных,
государственный советник налоговой службы III ранга

Е.А. Пальцев,
советник налоговой службы II ранга, Краснодарский край

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) впервые с момента введения в России налоговой системы и функционирования налоговых органов привлек к участию во взыскании задолженности по налоговым платежам органы прокуратуры. Порядок, регламентирующий процедуру ареста имущества предприятия-должника с санкции прокурора, изложен в ст. 77 НК РФ. Данная норма относится к главе 11 НК РФ, в которой речь идет о способах обеспечения исполнения налогового обязательства.

Наряду с залогом имущества, поручительством, пени, приостановлением операций по счетам в банке, арест имущества налогоплательщика является способом обеспечения налогового обязательства. Однако как налоговые органы, так и налогоплательщики при использовании на практике положений данной статьи сталкиваются с проблемами толкования ее норм.

В соответствии со ст. 77 НК РФ арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Таким образом, возникает вопрос: что законодатель подразумевает под «достаточными основаниями»? К основаниям полагать, что должник примет меры к сокрытию своего имущества, следовало бы отнести конкретное доказательство таких намерений в виде сообщения о них гражданином либо должностным лицом в письменной форме руководителю налогового органа. На практике налоговые органы не имеют института осведомителей, которые могут сообщать о действиях налогоплательщика по сокрытию имущества.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию сделок купли-продажи недвижимости и транспортных средств, не ставят налоговые органы в известность о намерении сторон заключить сделку, поскольку такие действия прямо не предусмотрены законодательством. Кроме того, плательщик может заключить договор залога, в соответствии с которым в случае неисполнения условий возврата займа право на имущество плательщика-должника переходит третьему лицу.

Таким образом, по изложенным причинам реализовать на практике общеустановленные принципы «достаточности оснований», заложенные в ст. 77 НК РФ, затруднительно. Следовательно, ее необходимо доработать.

По нашему мнению, арест имущества на основании ст. 77 НК РФ может осуществляться при наличии задолженности по уплате налогов (сборов) у юридического лица. Это само по себе уже является «достаточным основанием» полагать, что налогоплательщик в любое время может воспользоваться своим правом распорядиться собственностью в ущерб интересам бюджета или скрыться.

Одним из существенных условий проведения ареста имущества с санкции прокурора является возможность не нарушать основную хозяйственную деятельность предприятия, вне зависимости от того, является арест частичным или полным. Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа. При полном аресте лицо не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются только с разрешения и под контролем налогового органа.

Как видно, исходя из концепции данной статьи «полнота» ареста является достаточно условной. Различие между данными режимами состоит в различном объеме прав по распоряжению арестованным имуществом. При полном аресте право распоряжения имуществом приостанавливается безусловно, а при частичном, — распоряжение арестованным имуществом возможно под контролем и с согласия налогового органа. Поэтому для пользования арестованным имуществом предприятию необходимо получить письменное разрешение налогового органа.

Оба механизма ареста, предусмотренные данной статьей, позволяют во многих случаях избежать взыскания налоговых платежей за счет имущества должника в соответствии со ст. 47 НК РФ, поскольку направлены на установление режима контроля над имуществом налогоплательщика и способствуют добровольному погашению задолженности должником. При реализации норм данной статьи НК РФ читателям следует обратить внимание на противоречия положений п. 4 и 5 данной статьи, в соответствии с которыми, с одной стороны, арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-должника, с другой — оговаривается возможность ареста и части имущества, которого достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.

На наш взгляд, все имущество должника должно быть подвергнуто аресту (даже если его стоимость превышает размер долга) только в случае, если оно представляет собой единый комплекс (производственная технологическая линия, отдельное строение и т.д.) либо задолженность предприятия перед бюджетом больше или равна стоимости всего имущества. В остальных случаях аресту должно подвергаться имущество, которого достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.

Пунктом 3 ст. 77 НК РФ предусмотрено, что «арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со ст. 47 настоящего Кодекса». По нашему мнению, следует концептуально увязать п. 3 ст. 77 Кодекса с процессуальными действиями по применению ст. 47 НК РФ ввиду различных правовых режимов имущества.

Процедура ареста имущества с санкции прокурора (ст. 77 НК РФ) и арест имущества судебными приставами (ст. 47 НК РФ) имеют различную правовую природу. Кроме того, процессуальные действия, предшествующие каждому виду ареста, различны. В первом случае (ст. 77 НК РФ) они направлены на добровольное погашение имеющейся задолженности самим должником, во втором случае (ст. 47 НК РФ) арест имущества производится с целью его дальнейшей реализации и принудительного погашения недоимки.

Таким образом, если применение ст. 77 НК РФ не обеспечило добровольную уплату задолженности по налоговым платежам, налоговые органы могут отменить свое решение об аресте для дальнейшего применения к должнику мер, предусмотренных ст. 47 НК РФ с соблюдением всех предусмотренных Кодексом процедур. В случае несогласия налогоплательщика с проведенным на основании ст. 77 НК РФ арестом, он вправе согласно со ст. 22 АПК РФ обратиться в арбитражный суд с соответствующим иском.

ИМУЩЕСТВО, НА КОТОРОЕ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН МОЖЕТ НАЛОЖИТЬ АРЕСТ. ИМУЩЕСТВО, НЕ ПОДЛЕЖАЩЕЕ АРЕСТУ

Арест может быть наложен на любое имущество организации (п. 4 ст. 77 НК РФ). Налоговый кодекс РФ никаких исключений не предусматривает.

Так, например, арест может быть наложен:

– на наличные денежные средства;

– готовую продукцию (товары);

– производственные и непроизводственные помещения.

Напомним, что арест имущества должен обеспечить взыскание задолженности за счет данного имущества в порядке ст. 47 НК РФ. Налоговым кодексом РФ строго определена очередность такого взыскания, и инспекция не вправе ее нарушать (п. 5 ст. 47 НК РФ). Поэтому можно предположить, что в первую очередь налоговый орган арестует имущество, на которое первым может быть обращено взыскание.

Например, в отношении организации “Альфа” вынесены решение о взыскании задолженности за счет имущества и постановление о наложении ареста. В собственности организации имеются наличные денежные средства, готовая продукция, непроизводственные помещения.

Поскольку взыскание задолженности за счет имущества в первую очередь осуществляется за счет денежных средств, затем непроизводственных помещений, готовой продукции, сначала будут арестованы наличные денежные средства, а затем прочее имущество.

Однако строго следовать при наложении ареста на имущество той очередности, которая закреплена в п. 5 ст. 47 НК РФ, налоговый орган не обязан. Полагаем, что обжалование правомерности ареста на основании несоблюдения инспекцией указанной нормы будет не в вашу пользу.

Читайте так же:  Образец искового заявления о взыскании долга рб

О порядке взыскания задолженности за счет имущества организации вы можете узнать в гл. 6 “Взыскание налоговым органом недоимки (налоговой задолженности), пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика”.

СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА, ПОДЛЕЖАЩЕГО АРЕСТУ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ. ОСПАРИВАНИЕ ОЦЕНКИ АРЕСТОВАННОГО ИМУЩЕСТВА

По общему правилу арестовано может быть только то имущество, которое необходимо и достаточно для погашения недоимки, пеней и штрафов (п. 5 ст. 77 НК РФ). Иными словами, стоимость арестованного имущества не должна превышать сумму задолженности, которую инспекция указала в постановлении о наложении ареста (Постановление ФАС Уральского округа от 02.09.2008 N Ф09-6263/08-С3).

Например, организация “Альфа” не уплатила задолженность по налогу, пеням, штрафам в сумме 1 500 000 руб. Налоговый орган вправе арестовать имущество, общая стоимость которого не превышает 1 500 000 руб.

Несоблюдение инспекцией этого ограничения вы можете использовать в качестве одного из оснований для отмены ареста имущества при его обжаловании в вышестоящий налоговый орган или в суд.

Однако Налоговый кодекс РФ не устанавливает порядок определения цены имущества, на которое накладывается арест. Налоговые органы считают, что в данном случае речь идет о балансовой стоимости. Ранее данный подход находил отражение в положениях абз. 4 п. 10 Методических рекомендаций, которые утратили силу с 11 октября 2011 г. При этом отметим, что балансовая стоимость не всегда соответствует рыночной цене имущества.

Также случается, что балансовую стоимость установить невозможно. В этих случаях инспекция вправе определить цену с учетом мнения специалиста. Им может выступать работник специализированной организации, например независимый оценщик, привлекаемый на договорной основе (абз. 2 п. 7 ст. 77, ст. 96 НК РФ, ст. 4 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”). Ранее это было предусмотрено в абз. 5 п. 10 Методических рекомендаций.

Если вы не согласны с определенной налоговым органом ценой вашего имущества (например, его балансовая стоимость существенно ниже рыночной цены имущества или, наоборот, стоимость занижена оценщиком), целесообразно провести собственную оценку. В случае если стоимость имущества окажется больше суммы задолженности, вы можете требовать отмены ареста – полностью или частично (в части превышения суммы задолженности).

Отметим, что с даты вступления в силу п. 11 ст. 1 Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ в положении абз. 2 п. 5 ст. 77 НК РФ устанавливается следующее исключение из упомянутого общего правила. Арест на объект недвижимого имущества иностранной организации, не осуществляющей деятельность в РФ через постоянное представительство, при превышении стоимости указанного объекта над взыскиваемой в отношении него суммой задолженности налагается в случае отсутствия у этой организации иного имущества на территории РФ, на которое может быть обращено взыскание.

Как не дать налоговикам арестовать имущество компании?

Налоговики нередко используют такой инструмент как арест имущества в качестве эффективного способа принуждения налогоплательщика к исполнению своих обязательств. Но такая мера вполне способна парализовать бизнес или даже привести к его краху. Можно ли не дать налоговикам арестовать имущество компании? Если да, то как это сделать?

Характерные черты ареста имущества компании

Арест имущества организаций имеет отличительные характерные черты:

1. Аресту подлежит либо все имущество компании вообще, либо только его часть. Главное правило такое: указанная процедура применяется исключительно в отношении такого объема имущества, которого будет достаточно (необходимо) для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.

2. Для ареста имущества требуется санкция прокурора. Закон дает ему сутки на размышление и изучение представленных органами ФНС материалов, после чего он должен либо санкционировать арест, либо дать мотивированный отказ (Приказ Генпрокуратуры РФ №122 от 22.03.2010 г.).

3. Процедура ареста имущества организации строго определена:

  • перед ее началом должностные лица обязаны предъявить служебные удостоверения, а также документы-основания ареста с санкцией прокурора;
  • присутствие понятых – обязательно, присутствие представителя организации – по его желанию, отказать в котором ему не имеют право, при этом всем присутствующим лицам разъясняются их права и обязанности;
  • при производстве ограничения на пользовании имуществом составляется протокол, а также опись арестовываемого имущества, при этом каждый изымаемый предмет предъявляется понятым и представителю.

4.Место, в котором будет храниться арестованное имущество, изначально определяется в постановлении.

5. Принимать решение об аресте правомочен только руководитель органа ФНС (его заместитель).

6. Как только должник исполнит свои обязательства – арест отменяется.

Каких оснований для такой меры достаточно?

  1. В положенные сроки организация не исполнила свои налоговые обязательства.
  2. Представители ФНС полагают, что компания собирается предпринять меры для сокрытия своего имущества. При этом отсутствие доказательств, подкрепляющих данные подозрения, может стать поводом для отмены наложенного ограничения (Постановление 11-го ААС от 08.08.2012 г. по делу № А55-9647/2012).

Обратите внимание: ч.1 ст. 77 НК РФ сформулирована таким образом, что между вышеназванными основаниями стоит союз «и». Это означает, для ареста имущества налогоплательщика (в том числе и организации) должно быть одновременное наличие сразу обоих этих условий. В противном случае наложенное ограничение может быть признано недействительным (Постановление ФАС УО от 02.07.2009 г. № Ф09-4454/09-С2).

Еще одни обязательные условия для ареста имущества компании:

  1. Аресту ареста должно предшествовать решение органов ФНС о взыскании недоимок за счет денежных средств, находящихся на расчетных счетах фирмы в банках и за счет ее электронных денег.
  2. На этих счетах денег у организации нет совсем или их недостаточно для обеспечения исполнения налоговых обязательств, либо налоговикам неизвестно о счетах такого налогоплательщика.

Условия должны соблюдаться одновременно.

Как избежать ареста?

Временное ограничение права собственности снимается, когда:

  1. Долги и недоимки по налогам погашены.
  2. Суд признает компанию-должника банкротом и открывает конкурсное производство (ч. 1 ст. 126 ФЗ №127 «О банкротстве»).
  3. Арест на это же имущество наложен приставами. В этом случае их решение перед налоговиками находится в приоритете (п.2.1.1 Соглашения ФССП и ФНС России «О порядке взаимодействия территориальных органов…»).
  4. Органы ФНС и компания-должник заключили договор о залоге. Причем в качестве такового может выступать тоже самое имущество, которое было арестовано. Но в данном случае им уже можно пользоваться, чего нельзя делать при аресте. Принимать решение о возможности замены ареста залогом- право, а не обязанность налоговиков.
  5. Наложенный органами ФНС арест обжалован в судебном порядке. Об этом более подробно будет описано ниже.

Как добиться снятия ограничения через суд?

  1. В решении о наложении ареста обозначено только одно основание вместо двух. Об обязательности одновременного и наличия, и указания налоговиками двух факторов было рассказано выше.
  2. Арест имущества не должен привести к парализации деятельности компании, т.к. в конечном итоге нарушается право его работников на труд и получение зарплаты (Письмо Генпрокуратуры РФ №40-09-2017 от 06.07.2017 г.)
  3. Не все арестованное имущество указанно в постановлении.
  4. Нет отметки о виде ареста (полный он или частичный).
  5. Нарушена процедура производства временного ограничения пользования (нет понятых, налоговики не предъявили служебные удостоверения, протокол составлен с нарушениями и т.п.).
  6. Арестованное имущество (его общая оценочная стоимость) превышает размер невыполненных налоговых обязательств — налоговых соборов и пени вместе взятых (Постановление ФАС Уральского округа от 06.12.2014 г. №Ф09-5133/04АК).

Как видно, при грамотном подходе добиться решения о наложении ареста вполне реально.

Статья 77 НК РФ. Арест имущества

СТ 77 НК РФ.

1. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании
налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции
прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его
имущества.
Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в
установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых
или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры,
чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

2. Арест имущества может быть полным или частичным.
Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-
организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным
имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под
контролем налогового или таможенного органа.
Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в
отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом
осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

3. Арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по
уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее
принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии
со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств
на счетах налогоплательщика-организации или его электронных денежных средств либо при
отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или информации о реквизитах
его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных
денежных средств.

3.1. В целях обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, пеней
и штрафов участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем,
ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного
товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием
данного товарища в договоре инвестиционного товарищества) на общее имущество товарищей, а
также на имущество всех управляющих товарищей может быть наложен арест.
Решение о наложении ареста может быть принято в отношении общего имущества
товарищей, а при отсутствии или недостаточности такого имущества в отношении имущества всех
управляющих товарищей (при этом в первую очередь такое решение принимается в отношении
имущества управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета).
Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей принимается руководителем
(заместителем руководителя) налогового органа по месту нахождения управляющего товарища,
ответственного за ведение налогового учета.
Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей и имущество управляющих
товарищей может быть принято не ранее принятия решения о взыскании налога, пеней, штрафа в
соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных
средств на счетах инвестиционного товарищества, лиц, являющихся управляющими товарищами,
либо при отсутствии информации о счетах указанных лиц.

4. Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика — организации.

5. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения
обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.

Арест на объект недвижимого имущества иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при превышении стоимости указанного объекта недвижимого имущества над суммами взыскиваемых в отношении этого объекта налога, пеней и штрафа налагается в случае отсутствия у иностранной организации иного имущества на территории Российской Федерации, на которое может быть обращено взыскание.

6. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается
руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего
постановления.

7. Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых.
Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику-организации (его
законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества.
Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а
также налогоплательщику-организации (его представителю) разъясняются их права и обязанности.

8. Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не
терпящих отлагательства.

9. Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить
налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию
прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.

10. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе
либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту,
с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при
возможности — их стоимости.
Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-
организации (его представителю).

11. Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший
постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться
имущество, на которое наложен арест.

12. Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения
налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества,
на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения,
пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для
привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 125 настоящего Кодекса и
(или) иными федеральными законами.

12.1. По просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято
решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на
залог имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.

13. Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом
налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и
штрафов или заключении договора о залоге имущества в соответствии со статьей 73 настоящего
Кодекса.
Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого
решения уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа, вынесшим
такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным
органом или судом.
Налоговый (таможенный) орган уведомляет налогоплательщика об отмене решения об аресте
имущества в течение пяти дней после дня принятия данного решения.

Читайте так же:  Внесение изменений в трудовой договор в связи с изменением оклада

14. Правила настоящей статьи применяются также в отношении ареста имущества
налогового агента — организации и плательщика сбора — организации и ответственного участника
консолидированной группы налогоплательщиков.

15. Правила, установленные настоящей статьей, применяются с учетом особенностей,
предусмотренных настоящим пунктом в отношении обеспечения уплаты налога на прибыль
организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

Арест имущества участников консолидированной группы налогоплательщиков производится
в той же последовательности, в которой налоговым органом осуществляется процедура обращения
взыскания на имущество налогоплательщика в соответствии с пунктом 11 статьи 47 настоящего
Кодекса.

Комментарий к Ст. 77 Налогового кодекса

В п. 1 комментируемой статьи содержится определение ареста имущества, используемого в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, — действие налогового или таможенного органа по временному ограничению права собственности налогоплательщика в отношении его имущества, состоящее в описи такого имущества и наложении запрета или ограничения владеть, пользоваться и/или распоряжаться им.

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налога. При этом целью данного способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов является не допустить неисполнения данной обязанности вследствие того, что налогоплательщик скроется или скроет принадлежащее ему имущество, на которое могло бы быть обращено взыскание.

Арест имущества может быть произведен только с санкции прокурора при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Таким образом, арест имущества налогоплательщика производится при одновременном наличии двух условий:

во-первых, неисполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом в установленный срок обязанности по уплате налога;

во-вторых, достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи арест имущества может быть полным или частичным.

При полном аресте имущества производится такое ограничение прав организации в отношении ее имущества, при котором она не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа.

Частичный арест предполагает такое ограничение прав организации-должника в отношении ее имущества, при котором возможно не только владение и пользование, но и распоряжение арестованным имуществом, однако опять же с разрешения и под контролем налогового органа.

Под владением в гражданском праве принято понимать фактическое обладание вещью, создающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на нее. Владение вещью является одним из правомочий собственника, одновременно являющимся необходимым условием реализации двух других правомочий — пользования и распоряжения.

Пользованием признается деятельность собственника, направленная на удовлетворение своих потребностей за счет вещи.

Распоряжением называется деятельность собственника по определению юридической судьбы вещи путем совершения с нею сделок и иных юридически значимых действий. Распоряжение вещью может быть связано с ее отчуждением, при котором налогоплательщик утрачивает право собственности (продажа вещи, мена, дарение и др.), либо не влечь его (передача вещи в аренду, в ссуду, в доверительное управление и т.п.). Арест имущества налогоплательщика-организации в первую очередь предназначен для воспрепятствования отчуждению данного имущества, в том числе в форме его передачи в качестве взносов в уставный (складочный) капитал при создании новых организаций.

Согласно п. 4 комментируемой статьи арест может быть наложен как на все имущество организации, так и на его отдельную часть. При этом во всех случаях в обязательном порядке действует правило: аресту подлежит только то имущество организации, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) и пеней.

Согласно п. 5 комментируемой статьи аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога. При необходимости допускается арест всего имущества налогоплательщика-организации.

Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.

Форма такого постановления утверждена Приказом ФНС России от 3 октября 2012 года N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации» .
———————————
Российская газета. N 296. 24.12.2012.

Указанным Приказом также утверждены формы протокола ареста имущества и постановления об отмене ареста имущества налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента — организации.

Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента должно содержать:

— фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, вынесшего постановление;

— дату вынесения и номер постановления;

— наименование и адрес налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;

— ссылку на закон, устанавливающий порядок уплаты конкретных налогов;

— сумму недоимки по налогам и иным обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на которую должно быть арестовано имущество;

— вид ареста (полный или частичный);

— перечень имущества, подлежащего аресту;

— основания, позволяющие полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

При наложении частичного ареста постановление должно содержать порядок распоряжения налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом арестованным имуществом, устанавливающий обязательность обращения налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в налоговый орган за разрешением на отчуждение, в том числе по договорам залога, аренды арестованного имущества.

Постановление подписывается должностным лицом и заверяется гербовой печатью налогового органа.

Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, направляется в трех экземплярах в орган прокуратуры, осуществляющий надзор за законностью деятельности соответствующего налогового органа, вынесшего указанное постановление, для решения вопроса о санкционировании ареста. Должностные лица налогового органа обязаны представить все документы прокурору, подтверждающие обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о наложении ареста на имущество налогоплательщика.

Решение о санкционировании ареста принимает орган прокуратуры. В настоящее время действует Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 22 марта 2010 года N 122 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов» .
———————————
Законность. 2010. N 6.

Решения налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации, принятые в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов, санкционировать имеют право по решениям:

— руководителя Федеральной налоговой службы либо лица, его замещающего, — Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители;

— руководителей межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, а также руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации — прокуроры субъектов Российской Федерации и их заместители;

— руководителей инспекций Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и руководителей инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня — районные, городские и межрайонные прокуроры и их заместители в соответствии с компетенцией.

Соответствующие прокуроры или их заместители не позднее следующего рабочего дня со дня получения решения об аресте имущества и материалов, обосновывающих его принятие, вправе санкционировать арест имущества либо принимать мотивированное решение об отказе в даче санкции.

При принятии решения о санкционировании ареста имущества прокуроры обязаны проверять законность и обоснованность принятого налоговым органом решения, полноту представленных материалов.

В случае отказа в даче санкции инициатору направляется информация в письменной форме с указанием конкретных недостатков и нарушений, допущенных при принятии и оформлении решения о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации.

Решение о санкционировании ареста либо об отказе в даче санкции незамедлительно направляется по почте заказным письмом или вручается под расписку должностному лицу налогового органа, принявшего данное решение.

Санкция о наложении ареста подлежит проставлению на первом листе постановления налогового органа, заверяется подписью лица, санкционировавшего арест, и печатью прокуратуры с указанием даты принятого решения.

При поступлении решения налогового органа о снятии ареста с имущества налогоплательщика-организации прокурор обязан проверить законность и обоснованность такого решения и при наличии оснований принять меры прокурорского реагирования.

Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем получения санкции прокурора, вручает постановление об аресте имущества налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту либо его представителю под роспись либо направляет его по почте заказным письмом.

Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых. Кроме этого, при аресте имущества вправе присутствовать законный и (или) уполномоченный представитель налогоплательщика-организации. Орган, производящий арест имущества, не вправе препятствовать реализации данного права.

Арест имущества производится налоговым органом в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения санкции органа прокуратуры.

При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В случае нахождения имущества, подлежащего аресту, не в одном месте допускается составление нескольких протоколов об аресте. В протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием его наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости. В протоколе должно быть отражено предупреждение налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом. Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю).

Форма протокола об аресте имущества налогоплательщика утверждена Приказом ФНС России от 3 октября 2012 года N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации».

Протокол об аресте имущества содержит информацию о:

— должностных лицах, осуществляющих арест имущества;

— понятых и специалистах;

— величине неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов;

Сведения об арестованном имуществе вносятся в опись имущества, в которой указываются: наименование имущества, количество, индивидуальные признаки, стоимость (балансовая или рыночная).

Протокол об аресте имущества налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) подписывается должностным лицом, производящим арест, понятыми, специалистами (при их участии в произведении ареста), а также налогоплательщиком (его представителем). В случае отказа кого-либо из числа вышеперечисленных лиц подписать протокол должностное лицо отражает данный факт в протоколе. Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем составления протокола, вручает его налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту (его представителю) под роспись либо направляет его по почте заказным письмом.

Руководитель (лицо, его замещающее) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.

Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к юридической ответственности, предусмотренной ст. 125 НК РФ, а также к уголовной или административной ответственности.

Основаниями отмены решения об аресте имущества налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) являются:

— прекращение обязанности по уплате налога, пеней и штрафов;

— заключение договора о залоге имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ.

Решение об отмене ареста выносится в форме соответствующего постановления. Данное постановление в течение трех рабочих дней направляется в орган прокуратуры, давший санкцию на арест имущества. Постановление об отмене ареста должно содержать в себе:

— фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, вынесшего указанное постановление;

— дату принятия и номер постановления о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;

— основания вынесения постановления;

— перечень имущества, на которое был наложен арест;

— дату вынесения указанного постановления.

Постановление об отмене ареста подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, заверяется гербовой печатью налогового органа и доводится до сведения налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в течение пяти дней со дня принятия данного решения.

Похожие статьи:

  • Ликвидация лифта Демонтаж лифта: памятка для бухгалтера Отражаем в учете ликвидацию лифта как отдельного объекта основных средств Установка нового лифта предполагает техническое обследование и демонтаж старого. Техосмотр — регулярное мероприятие, и затраты на него — это всегда текущие […]
  • Педагогический стаж проценты Считается ли педагогический стаж работы по внутреннему совместительству в вузе? Здравствуйте!Считается ли педагогический стаж работы по внутреннему совместительству в вузе, если основная работа не педагогическая? Ответы юристов (1) Считается ли педагогический стаж […]
  • Приказ организация горячего питания в школе Приказ об организации горячего питания в школе. БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Быстринская основная общеобразовательная школа» Орловская область Должанский район д . Быстра ул . Школьная д . 4. _________ bistrashkola @ mail . ru _______ телефон : […]
  • Приказ 942 минздравсоцразвития ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 02.12.2009 N 942 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ СТАНЦИИ (ОТДЕЛЕНИЯ), БОЛЬНИЦЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ" В соответствии с пунктом 5.2.100.1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской […]
  • Добровольной пожарной охраны приказ Проект Приказа МЧС России "Об утверждении программ профессиональной подготовки и программ повышения квалификации добровольных пожарных" (подготовлен МЧС России 18.07.2018) Досье на проект В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об […]
  • Налог на имущество кадастровая стоимость хмао Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Информация для налогоплательщиков Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры информирует об объектах, которыми, согласно пункту 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской […]