44 фз возврат обеспечения заявки

Обеспечение заявки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: формы, размер и условия возврата денежных средств

Заключение государственного (муниципального) контракта — важное событие в жизни любой компании, которое позитивно сказывается на ее имидже и подтверждает конкурентоспособность. Однако чтобы этого добиться, потребуется продемонстрировать не только профессиональную, но и финансовую состоятельность.

В настоящее время вопросы обеспечения заявок на участие в госзакупках регулируются двумя законами: Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ).

Цели и формы обеспечения заявки по Закону № 44-ФЗ

Заявка вашей компании на участие в государственном конкурсе согласно Закону № 44-ФЗ принимается только в том случае, если присутствует ее материальное обеспечение, которое при определенных условиях будет удержано в пользу заказчика. Для участия в электронных аукционах принимается либо банковская гарантия, либо денежное обеспечение. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания подачи заявок. На такой же срок блокируются денежные средства на счете участника конкурса.

Следует иметь в виду, что победителю конкурса потребуется еще и финансовое обеспечение исполнения контракта, которое также может быть либо в виде банковской гарантии, либо в виде денежных средств, внесенных на указанный заказчиком счет. В какой форме будет предоставлено обеспечение, участник закупки, с которым заключается контракт, выбирает самостоятельно. Срок действия банковской гарантии в данном случае должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Таким образом, от потенциального поставщика требуются два финансовых подтверждения намерений: по участию в конкурсе и по исполнению контракта.

Безотзывная банковская гарантия как обеспечение заявки

Общие понятия банковской гарантии и требования к ней изложены в статьях 368 и 370 ГК РФ, специальные — в статье 45 ФЗ-44, дополнительные требования — в постановлениях Правительства РФ и ряде других подзаконных актов. Самостоятельно государственный или муниципальный заказчик не вправе устанавливать дополнительные требования к банковской гарантии, а также выдвигать основания для отказа в принятии банковской гарантии, нарушающие часть 6 статьи 45 указанного Закона, иначе это влечет для него ответственность в соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Банковская гарантия должна быть внесена в реестр Минфина РФ не позднее 1 рабочего дня с даты ее выдачи. О внесении гарантии в реестр банк обязан уведомить участника аукциона (принципала) в течение еще одного рабочего дня, направив ему выписку из реестра банковских гарантий. Срок действия документа по закону должен составлять не менее двух месяцев с момента окончания приема заявок на конкурс. Банк не может отказаться от своих обязательств по выданной гарантии ни при каких обстоятельствах: тот факт, что банковская гарантия, выданная банком, должна быть безотзывной, означает, что гарант в любом случае обязан будет отвечать по обязательствам.

В большинстве случаев заказчик должен принять безотзывную банковскую гарантию, выданную кредитной организацией, включенной в перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 Закона № 44-ФЗ. Актуальная версия данного перечня размещается на сайте Минфина России в разделе «Деятельность / Контрактная система / Перечень банков…»

Заказчик вправе не принимать банковскую гарантию, если она не соответствует условиям конкурсной документации или Закону № 44-ФЗ. Но в этом случае в течение трех рабочих дней с момента предоставления гарантии он должен письменно или в электронной форме проинформировать об этом принципала с указанием причин отказа.

Внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки

Начиная с 1 июля 2018 года участники госконкурсов вносят денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в электронных торгах, на специальные счета. Их можно открыть только в банках, соответствующих требованиям, предусмотренным в постановлении Правительства РФ от 29 июня 2018 года № 748, и включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 13 июля 2018 года № 1451-р. С перечисленными банками операторы электронных торговых площадок заключают соглашения о взаимодействии, позволяющие открыть специальный счет в максимально короткие сроки, в том числе в день обращения.

Размер обеспечения заявки

Сумма обеспечения устанавливается в процентном соотношении от начальной (максимальной) цены контракта — НМКЦ. В соответствии с Законом № 44-ФЗ и изменениями, внесенными пунктом 1 постановления Правительства РФ от 12 апреля 2018 года № 439, размер обеспечения заявки варьируется в зависимости от суммы контракта и типа поставщика.

  • В случае если размер НМКЦ находится в пределах от 5 до 20 млн рублей, размер банковской гарантии должен составлять от 0,5 до 1% данной цены.
  • При стоимости контракта более 20 млн рублей это уже 0,5–5%.
  • В случае если участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, либо организация инвалидов и НМКЦ превышает 20 млн рублей, размер обеспечения заявки не может быть выше 2% НМКЦ.
  • Для контрактов, НМКЦ в которых составляет от одного до пяти миллионов рублей, Министерством финансов признано целесообразным с 1 июля 2018 года устанавливать размер обеспечения заявок по аналогии права в пределах, установленных для контрактов, размер НМКЦ в которых находится в диапазоне 5–20 млн рублей, т.е. 0,5–1% данной цены (см. письмо Минфина России от 23 мая 2018 года № 24-02-05/34911) [1] .

За счет такого распределения сумм есть возможность объективно оценить перспективы компании-участника.

Условия обеспечения заявки и сроки возврата денежных средств по Закону № 44-ФЗ

Суммы, перечисленные для обеспечения заявки, для многих компаний являются значимыми, поэтому вопрос их возврата крайне важен. Средства должны быть возвращены на счет участника, не выигравшего в конкурсе, не позднее чем через пять рабочих дней после окончания конкурса, в случае электронных аукционов на это отводится один день. Если участник победил в конкурсе, средства возвращаются на его счет в те же сроки, но не с даты окончания конкурса, а с даты заключения контракта. Банковские гарантии не возвращаются, но и взыскание по ним произведено быть не может.

Отказ в возврате обеспечения заявки возможен, если:

  1. победитель конкурса не может предоставить в срок обеспечение контракта или затягивает подписание договора с заказчиком;
  2. победитель конкурса отказывается заключать контракт, что также ведет за собой удержание внесенного обеспечения. В этом случае контракт предлагается второму победителю, но он может отказаться безо всяких санкций, обеспечение будет ему возвращено;
  3. участник конкурса в текущем квартале уже был отклонен по вторым частям заявок дважды на этой же электронной площадке. Это происходит в том случае, если заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе. А именно: если во второй части заявки содержатся документы, не подтверждающие соответствие участника такого аукциона и/или предлагаемых им товаров, работ, услуг условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ. Если заявку отклоняет уже третий заказчик, оператор электронной площадки по истечении 30 дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет заказчику денежные средства, внесенные этим участником в качестве обеспечения последней заявки [2] .

Таким образом, за добросовестность поставщика отвечает не только он сам, но и электронная площадка.

Обеспечение заявки по Закону № 223-ФЗ: отличия от 44-ФЗ

Положения Закона № 223-ФЗ применимы к обеспечению заявки, если заказчик относится к одной из следующих категорий:

  1. государственные корпорации;
  2. государственные компании;
  3. субъекты естественных монополий;
  4. организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
  5. государственные и муниципальные унитарные предприятия, бюджетные учреждения, ведущие закупки за счет грантов (субсидий);
  6. государственные и муниципальные унитарные предприятия, бюджетные учреждения, ведущие закупки для привлечения субподрядчиков по контрактам, в которых являются исполнителями;
  7. автономные учреждения;
  8. хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, и их дочерние хозяйственные общества;
  9. бюджетные учреждения при наличии принятого и размещенного в ЕИС в соответствующие сроки Положения о закупке.

Такой заказчик имеет право, но не обязан требовать обеспечение заявки/договора. Способы и размеры обеспечения заявки, в случае его необходимости, указываются в конкурсной документации. Банк, предоставляющий банковскую гарантию, должен находиться как минимум в списке лучших пятидесяти банков по версии Минфина России. При этом в реестре банков Минфина, с которым сверяются по Закону № 44-ФЗ, банк может и не фигурировать. Также нет жестких формулировок по определению суммы обеспечения в зависимости от цены контракта, данный вопрос заказчик решает сам.

Итак, для участия в госконкурсах в соответствии с Законом № 44-ФЗ каждый потенциальный исполнитель должен предоставить денежный залог или банковскую гарантию обеспечения заявки, т.е. заручиться поддержкой какого-либо банка, готового покрыть возможные расходы. Также банковская гарантия может понадобиться для обеспечения участия в конкурсе или аукционе, проводимом по Закону № 223-ФЗ, если заказчик посчитает нужным выставить подобное требование. Важным моментом оформления документа являются прописанные в нем условия, на что надо обратить особое внимание при подписании договора банковской гарантии.

Как привлечь финансирование для обеспечения конкурсной заявки?

Как получить финансовое обеспечение конкурсной заявки в требуемые законодательством сроки и не совершить при этом ошибок, мы попросили рассказать Андрея Тюрина — эксперта крупной консалтинговой компании КСК групп:

Читайте так же:  Дисциплинарное взыскание на работе порядок

«В том случае, когда для участия в конкурсе необходимо предоставить финансовое обеспечение заявки, но нецелесообразно использовать собственные средства, можно оформить банковскую гарантию либо получить тендерный кредит.

КСК групп, работая почти четверть века по осуществлению содействия крупному и среднему бизнесу в привлечении дополнительных источников финансирования, обладает колоссальным опытом практического характера в данной сфере. Обращаясь к нам, клиент может не сомневаться в том, что получит кредит или сможет оформить банковскую гарантию в те сроки, которые ему необходимы, и при максимально добросовестном изучении документации. Последний момент весьма важен, поскольку к условиям, прописанным в банковском договоре, стоит отнестись очень внимательно и убедиться, что они полностью устраивают принципала, иначе его могут ожидать неприятные последствия.

Наши эксперты осуществляют тщательную подготовку сделки, которая включает предварительную диагностику компании-клиента на основании финансовой (бухгалтерской) отчетности и занимаемого в отрасли положения. В обязательном порядке учитываются все нюансы будущей сделки: сроки, ставки и пр. Посредством тщательного анализа удается подобрать соответствующий банк (обычно это один из доверенных банков-партнеров), структурировать сделку и согласовать условия. Именно поэтому заявки КСК групп, подготовленные для банка, всегда рассматриваются в приоритете, и в большинстве случаев мы добиваемся принятия положительного решения на кредитном комитете банка.

Особенностью работы КСК групп является стремление максимально полно выполнить взятые на себя обязательства, поэтому мы стараемся не только привлечь финансирование на необходимый срок, но и помочь нашему клиенту сэкономить на процентах и/или получить индивидуальные условия по залоговому обеспечению сделки. Это становится возможным благодаря тому, что данные вопросы решаются нами непосредственно с руководством кредитной организации.

Минуя среднее звено, удается добиться и максимальной оперативности в рассмотрении подаваемых нами заявок: при необходимости КСК групп в состоянии оформить получение банковской гарантии в течение всего лишь суток».

Возврат обеспечения заявки на участие в электронном аукционе

Вопрос-ответ по теме

Как вернуть обеспечение заявки в участии в аукционе?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 1, 2 ст. 7.31.1 КоАП)

Согласно чч. 1, 2 ст. 7.31.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, оператором электронной площадки установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). В случае если нарушение сроков допущено не более чем на три рабочих дня административный штраф составляет для должностных лиц пять тысяч рублей; для оператора электронной площадки — 30 тыс. руб. В случае если нарушение срока допущено более, чем на три рабочих дня – штраф для первых составляет уже 15 тыс. руб.; а для оператора электронной площадки 90 тыс. руб.

Случаи возврата денежных средств заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением установлены в ч. 6 ст. 44 Закона о контрактной системе. Согласно указанной норме денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из случаев:

  • подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола подведения итогов электронного аукциона, протокола закрытого аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются после заключения контракта;
  • отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • отклонения заявки участника закупки;
  • отзыва заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;
  • получения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;
  • отстранения участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с чч. 9 и 10 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Часть 28 ст. 44 Закона о контрактной системе определяет порядок возврата денежных средств участнику закупки оператором электронной площадки. Так, по требованию участника закупки о возврате денежных средств, которые внесены в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе и в отношении которых не осуществлено блокирование или блокирование прекращено в соответствии с положениями настоящей статьи, указанные денежные средства возвращаются на счет участника закупки в течение трех рабочих дней с даты поступления оператору электронной площадки данного требования.

Исключения из обязанности вернуть указанные денежные средства оператором электронной площадки перечислены в ч. 13 ст. 44 Закона о контрактной системе. Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечениязаявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии, в случае:

  • уклонения или отказа участника закупки заключить контракт;
  • непредоставления или предоставления с нарушением условий, установленных законом, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта;
  • изменения или отзыва участником закупки заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после истечения срока окончания подачи таких заявок.

Субъектом ответственность согласно чч. 1, 2 ст. 7.31.1 КоАП РФ является должностное лицо заказчика, должностное лицо уполномоченного органа, должностное лицо уполномоченного учреждения, оператор электронной площадки, ответственные за возврат таких денежных средств. При этом необходимо обратить внимание, что ответственным лицом согласно данной статьи не является заказчик, уполномоченное учреждение, уполномоченный орган, как юридические лица.

В соответствии с положениями статьи 44 Закона № 44-ФЗ обеспечение заявки на участие в электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке.

Блокирование денежных средств, внесенных участником аукциона в качестве обеспечения заявки на счет оператора электронной площадки, прекращается оператором электронной площадки в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из случаев, указанных в части 6 статьи 44 Закона № 44-ФЗ (подписание протокола подведения итогов, отклонение заявки, отмена закупки и др.).

Таким образом, со своевременный возврат денежные средства, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, отвечает оператор электронной площадки.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ

Обеспечение заявки — это установленное в закупке количество денежных средств, которое участник вносит в качестве гарантии его участия и достоверности предоставляемой информации.

Обеспечение заявки на участие в торгах необходимо заказчику, как гарантия того, что участник является благонадежным и не отзовет свое предложение в процессе проведения закупки, а также не откажется от подписания контракта в случае победы.

Согласно 44-ФЗ внесение обеспечения заявки на участие является обязательным только в таких видах закупки, как аукцион и конкурс.

Также, данное требование может быть выставлено при проведении запроса предложений, но только в случае, когда данный метод закупки применяется после несостоявшегося аукциона или конкурса.

Наши специалисты помогут Вам получить обеспечение в форме тендерного займа или банковской гарантии.

Всю информацию о предстоящей закупке заказчик публикует в тендерной документации:

срок приема заявок участников;

дата и время проведения закупки;

размер обеспечения заявки, соответственно законодательству.

Существует несколько вариантов обеспечения заявки по 44-ФЗ, это:

  1. денежные средства , которые могут быть собственными средствами подрядчика, тендерный займ или тендерный кредит;
  2. банковская гарантия .

Но в отличие от денежных средств, банковскую гарантию можно применять не всегда, а только в отдельных видах тендера. Рассмотрим подробнее, какие они бывают и какое обеспечение заявки требуется в каждом случае.

Важно: согласно новым правкам 44 Федерального Закона, с 1 июля 2019 года участник закупки сможет по собственному желанию вносить обеспечение участия банковской гарантией или денежными средствами, не зависимо от вида закупочной процедуры.

Обеспечение заявки на участие в аукционе

Внесение обеспечения заявки на участие в электронном аукционе регламентируется ч. 2, ст. 44 ФЗ-44.

Данный вид закупок является самым распространенным и имеет свои особенности, что касается обеспечения, то оно может быть только в денежной форме и должно вноситься на специальный счет в банке, который открывает участник закупок. Денежные средства должны находиться на этом счете на момент подачи заявки, затем они будут заблокированы в размере, установленном тендерной документацией.

Читайте так же:  Развод стоматологов

Тендерный займ на обеспечение заявки по 44-ФЗ за 2 часа

единоразовая комиссия без годовых процентов и переплат

Обеспечение заявки в конкурсе

Обеспечение заявки на участие в конкурсе по 44-ФЗ или закрытом аукционе предусматривается как в виде денежных средств, так и в виде банковской гарантии — ч.2, ст. 44 ФЗ-44.

Финансовые средства переводятся на специальный счет, а банковская гарантия предоставляется непосредственно ему. Какой из способов выбрать — определяет сам подрядчик.

Размер обеспечения заявки

Он зависит от начальной максимальной цены контракта, а именно процентная ставка, которая применяется для расчета — ч.14, ст.44 ФЗ-44

    В случае, если НМЦК составляет от 5 до 20 млн руб., то ставка составляет от 0,5% до1% от стоимости контракта.

Если начальная цена более 20 млн руб., то заказчик в праве установить обеспечение конкурсной заявки от 0,5% до 5% от стоимости.

Примечание: размер обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах, НМЦК в которых составляет от 1 до 5 млн. руб., определяется в пределах, установленных для контрактов, НМЦК в которых составляет от 5 до 20 млн. руб. (Письмо Минфина России от 23.05.2018 N 24-02-05/34911).

Но 44 Федеральным Законом также предусмотрена ставка 2%. Данное правило применяется относительно следующих организаций:

— учреждений уголовно-исправительной системы;

— субъектов малого предпринимательства;

— социально ориентированных некоммерческих организаций.

Обеспечение заявки банковской гарантией

Как уже говорилось выше, при проведении некоторых видов закупок обеспечение заявки по 44-ФЗ возможно вносить не денежными средствами, а банковской гарантией. К данному документу предъявляется ряд требований.

Во-первых, стоит отметить, что каждая гарантия выдается под определенную закупку.

Во-вторых, она должна быть безотзывной и срок ее действия должен быть не менее 2-х месяцев после окончания приема заявок.

Также, есть ряд требований к информации, которая должна быть отражена в данном документе:

срок действия гарантии;

обязательства принципала, гарантом исполнения которых выступает банк;

условие о том, что гарант считается исполнившим свои обязательства при перечислении денежных средств на счет заказчика;

список документов (установленных Правительством РФ), которые заказчик должен предоставить банку вместе с запросом выплатить возмещение, согласно условиям банковской гарантии;

обязанность гаранта в уплаты неустойки, в случае просрочки выплаты по договору;

Каждая выданная гарантия должна вноситься банками в официальный реестр банковских гарантий, тем самым подтверждая свой правовой статус.

Совет: выбирая способом обеспечения заявки в конкурсе банковскую гарантию, стоит убедиться, что банк, выдавший документ, находится в списке МинФина и является реестровым банком на право выдачи данного документа.

Если все эти условия соблюдены, то можно быть уверенным, что заказчик примет документ в качестве обеспечения участия.

Возврат обеспечения заявки

Рассмотрим случаи, при которых возвращается обеспечение заявки.

Событий, при которых будет осуществляться возврат обеспечения участия, несколько:

подрядчик отозвал заявку до окончания срока их приема;

подрядчика отклонили после рассмотрения заявок. Это может быть после оценки первой, второй части или заявки на конкурс;

закупка была отменена;

заявка была подана после окончания срока приема, указанного в извещении;

поставщик не выиграл закупку;

если контрольный орган в сфере закупок отказал заказчику в праве заключения контракта с единственным поставщиком.

Возврат обеспечения заявки на тендер победителю закупки производится только после того, как выигравший подрядчик и заказчик заключат контракт.

В случает внесения собственных средств в конкурсе или закрытом аукционе возврат осуществляется на счет подрядчика. Если же проводился электронный аукцион, то деньги разблокируются на счете участника на площадке оператора ЭТП и снова станут доступны для участия в других торгах на данной площадке. В случае, когда подрядчик хочет вывести средства с электронной площадки, он должен направить запрос оператору и получить деньги на свой счет в течение трех дней.

Если подрядчик предоставлял банковскую гарантию на обеспечение заявки, она не возвращается принципалу — по ней не производятся выплаты.

Т.к. обеспечение заявки по 44-ФЗ на участие в закупке гарантия того, что подрядчик является благонадежным партнером и выполнит все условия участия в установленные сроки, то в ФЗ-44 определены случаи, при наступлении которых заказчик не осуществляет возврат, оставляя обеспечение участия в закупке себе.

Возврат обеспечения не происходит в следующих случаях:

Сроки возврата обеспечения заявки на участие по 44-ФЗ

Срок возврата обеспечения участия в торгах зависит от того, в каком именно виде закупки участвовал поставщик:

  1. Если речь идет об электронном аукционе, то при наступлении одного из случаев возврата — денежные средства должны быть зачислены на счет подрядчика на электронной площадке в течение одного рабочего дня. После он может или вывести их с площадки или использовать для участия в другой закупке.
  2. Если речь идет о конкурсе или закрытом аукционе, то деньги возвращаются в течение 5 рабочих дней. В зависимости от того, своими денежными средствами или заемными подрядчик вносил обеспечение заявки на участие, они перечисляются на счет участника или счет организации, предоставившей займ.
  3. Победителю закупки деньги возвращается только после подписания контракта.

Если у вас остались какие-либо вопросы по получению и внесению обеспечения для участия, вы можете оставить заявку на нашем сайте, и специалисты компании РусТендер проконсультируют по всем возникшим вопросам.

©ООО МКК «РусТендер»

Возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Обязательным условием для поставщика для участия в торгах и подписании контракта с заказчиком является предоставление обеспечения исполнения договора.

Оно может быть внесено как личными денежными средствами, так и банковской гарантией. Эта сумма страхует заказчика при ненадлежащем исполнении или неисполнении поставщиком условий договора, она компенсирует убытки, которые он может понести.

Однако, правовые нормы защищают не только интересы заказчика, но не оставляют в стороне и исполнителя, предоставляя ему возможность провести возврат обеспечения. Каков же алгоритм и срок данной процедуры?

Причины возврата обеспечения контракта по 44 ФЗ

Важно помнить, что в первую очередь возврат залоговых средств проводится при окончании договора. После подписания определенного пакета документов, исполнителю обязаны вернуть внесенные ранее денежные средства.

Также причиной может послужить изменение способа обеспечения.

Например, замена собственных денежных средств на банковскую гарантию.

Но встречаются такие ситуации, как и расторжение отношений по обоюдному согласию или только по инициативе заказчика. В этом случае стороны также обязаны оформить возврат обеспечения контракта. Хотя, если у госпредприятия существуют какие-либо претензии к поставщику, то по закону он может воспользоваться залоговой суммой или ее частью для того, чтобы компенсировать убытки, которые он понес.

При этом 44 ФЗ не регулирует вопрос точного размера взыскания, которое может изыматься с поставщика. Данный момент остается полностью на усмотрение заказчика с учетом условий контракта.

Банковская гарантия от реестровых банков в короткие сроки

Бесплатная консультация специалистов по вопросам возврата гарантии

Сроки возврата банковской гарантии

Они регулируются самим контрактом и аукционной документацией и могут достигать 45 дней.

Однако, чаще всего происходит, что средства поступают на счет в течение 5 дней после того, как стороны подписали все документы предусмотренные договором, а так же было предоставлено письмо о возврате (по общему шаблону или в произвольной форме). И если возникает ситуация, когда заказчики «тянут» с тем, чтобы вернуть залоговое обеспечение или и вовсе отказываются отдавать его, необходимо без промедления обращаться в суд.

Рекомендации компании «Рустендер»

Во время проведения многолотового аукциона — обеспечение исполнения контракта, как собственными денежными средствами, так и банковской гарантией, вносится каждому заказчику отдельно (что довольно обременительно для поставщика, так как ему приходится оформлять много банковских гарантий (или платежных поручений) на разные суммы). Каждое госпредприятие выставляет проект контракта и после получения средств подписывает его.

Возврат обеспечения исполнения контракта в таком случае осуществляется от всех участников закупки отдельно.

Всех заказчиков нужно проинформировать уведомлением. Это происходит путем отправки письма по почте или вручением лично в руки заказчику. Если денежные средства вносились со счета третьих лиц (другое юридическое лицо, кредитующая организация), то к данному прошению так же прикрепляются платежные поручения, в которых указываются с какого юридического лица или ИП был осуществлен платеж.

Поэтому, чтобы избежать трудностей с тем, чтобы вернуть денежные средства, а так же сэкономить время, обращайтесь к специалистам.

© ООО МКК «РусТендер»

Обеспечение заявки по № 44-ФЗ: размер, формы и процедура подачи

Контрактная система мало напоминает обычные рыночные взаимоотношения: государственный заказчик изначально имеет такие преимущества, которые не доступны ни одному покупателю. Чтобы приступить к исполнению контракта, участнику торгов мало предложить лучшие условия: ему также придется «страховать» заказчика на всех этапах, начиная с подачи заявки на аукцион.

Тем не менее победа в борьбе за госзаказ является целью многих компаний, как крупных, так и небольших. Исполнение контракта повышает престиж фирмы и приносит хорошую прибыль. Но чтобы победить, необходимо максимально ответственно подойти к каждому этапу, начиная с подачи заявки и внесения ее обеспечения.

Обеспечение заявки для участия в государственном конкурсе (аукционе) можно получить в банке, однако без привлечения опытных специалистов этот процесс бывает долгим и сложным.

Мы отреагируем на сообщение в течение 15 минут

В каких случаях и когда необходимо обеспечение заявки

Внесение обеспечения — подтверждение серьезности намерений поставщика и та самая «страховка» заказчика от недобросовестности участников. Банальная ситуация: компания участвует в аукционе, побеждает, а затем понимает, что не в состоянии исполнить государственный контракт и отказывается от подписания договора. Заказчик потерял время на подготовку документации, проведение торгов и должен получить компенсацию в размере суммы обеспечения.

Читайте так же:  Водительский стаж до года

Согласно Федеральному закону № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — № 44-ФЗ) требовать обеспечение от поставщика — не желание, а обязанность заказчика. Впрочем, не все типы закупок должны быть таким образом «защищены» от недобросовестных исполнителей. Требование не относится к запросам котировок и предложений, а также к неконкурентному способу определения подрядчика — закупкам у единственного поставщика. Таким образом, остаются две больших группы закупок, при которых обеспечение заявки по № 44-ФЗ обязательно: конкурсы и аукционы всех типов.

Размер обеспечения заявки согласно № 44-ФЗ

Для расчета суммы обеспечения применяется понятие начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Она рассчитывается заказчиком по правилам, указанным в ст. 22 № 44-ФЗ: путем анализа рынка (метод сопоставимых рыночных цен), по нормам и тарифам, установленным законодательством, либо (если другие способы невозможно применить или в дополнение к ним) как сумма затрат поставщика плюс обычная для данной сферы прибыль. НМЦК, таким образом, — предельная цена, которую заказчик считает обоснованной и справедливой платой исполнителю контракта.

Заказчик указывает НМЦК в тендерной документации, а также процент от нее, который подрядчик должен внести в качестве обеспечения для подтверждения намерений. Размер обеспечения заявки не зависит от формы торгов — при проведении конкурса, электронного или закрытого аукциона № 44-ФЗ предусматривает три варианта ставки:

  • 1% начальной (максимальной) цены контракта в тех случаях, когда она не более трех миллионов рублей;
  • 0,5%–5% для контрактов, в которых НМЦК больше вышеуказанной суммы;
  • размер обеспечения заявки должен составлять не более 2%, если исполнителем по государственному заказу является субъект малого бизнеса, предприятие уголовно-исполнительной системы, социально ориентированная НКО или организация инвалидов.

Практика показывает, что большинство заказчиков предпочитают указывать максимально возможный для данного контракта размер обеспечения по заявке по № 44-ФЗ.

Форма и порядок внесения обеспечение заявки

По общему правилу гарантировать заключение договора в случае победы участник может путем внесения на счет заказчика денежных средств или предоставления банковской гарантии, причем выбирает способ он на свое усмотрение. При проведении электронных аукционов внесение обеспечения заявки осуществляется только переводом денег на счет электронной площадки.

Каждая форма обеспечения имеет свои особенности:

  • денежные средства могут быть как выделенные из собственного бюджета компании, так и заемные (тендерные займы и кредиты). Данная форма затратна для участника: вывод и «заморозка» крупной суммы из оборотных средств может негативно повлиять на бизнес, а кредиты требуют выплаты солидных процентов;
  • банковская гарантия (БГ) — обязательство банка выплатить заказчику оговоренную сумму в том случае, если исполнитель окажется недобросовестным. К гарантиям в № 44-ФЗ установлены жесткие требования (ст. 45), в частности, она может быть выдана только банком из списка, утвержденного Минфином, а также должна быть занесена в специальный реестр. Между тем, гарантия не требует больших вложений и для большинства участников является наиболее удобным способом внесения обеспечения.

Произвести перевод средств или оформить банковскую гарантию необходимо заранее, до момента подачи заявки на конкурс. Подтверждающий документ (квитанция платежа либо оригинал БГ) обязательно должен входить в состав заявки.

Это важно
Обеспечение считается внесенным только с момента поступления денежных средств на счет заказчика (кроме электронных аукционов, для них — на счет площадки). Если на дату рассмотрения заявок платеж не успел дойти до адресата — заявка на участие будет отклонена, несмотря на наличие документов, подтверждающих внесение обеспечения.

В каких случаях в принятии обеспечения заявки на участие в конкурсе по № 44-ФЗ может быть отказано

Заказчик может отказать участнику в принятии банковской гарантии по любому из оснований, указанных в части 6 ст. 45 № 44-ФЗ:

  1. Отсутствие гарантии в реестре.
  2. Несоответствие ее требованиям, установленным ч. 2 и 3 ст. 45.
  3. Несоответствие гарантии требованиям, указанным в тендерной документации.

На практике чаще всего основанием отказа служит второй пункт: по невнимательности или неопытности участника и сотрудников банка гарантию оформляют с нарушением норм № 44-ФЗ и постановления Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по общим правилам ГК. Это лишает заказчика преференций и нарушает сам принцип контрактной системы, а значит, является грубой ошибкой.

Статистика показывает, что около трети всех случаев отказа происходят из-за указания некорректного перечня документов, которые должен предоставить бенефициар при истребовании денег по гарантии. Примерно четверть типичных ошибок — отсутствие указания на право бесспорного списания заказчиком со счета гаранта денежных средств при задержке выплат. Частой причиной отказа является указание неверной суммы или сроков действия БГ либо уплаты по ней. Нередки и обычные опечатки и ошибки.

Если заказчик отказывает в принятии банковской гарантии, он обязан уведомить об этом в течение трех дней с момента поступления документа. В уведомлении должны быть указаны причины такого решения, однако на практике некоторые организации не соблюдают это правило, отделываясь общими ссылками на закон. Сведения об отказе заказчик обязан внести в реестр БГ.

Условия и срок возврата обеспечения заявки по № 44-ФЗ

В законе перечислен перечень причин, при которых заказчик или площадка обязаны вернуть участнику обеспечение и с момента наступления которых начинается отсчет срока возврата:

  • подписание протокола рассмотрения заявок в конкурсе, протокола итогов в аукционе. Этот пункт актуален для проигравших участников;
  • победитель имеет право на возврат средств с момента подписания контракта;
  • отмена торгов;
  • отклонение заявки участника дает ему право на получение платежа;
  • отзыв заявки до окончания срока подачи документов также является причиной для возврата конкретному участнику;
  • заявка поступила с нарушением сроков подачи. Участник получает отказ и вместе с ним – сумму обеспечения;
  • контролирующий торги орган отказал в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.

Многих участников волнует вопрос: когда же возвращается обеспечение заявки? По № 44-ФЗ в конкурсах и закрытых аукционах у заказчика есть не более пяти рабочих дней для проведения платежа.

При участии в электронных аукционах блокирование денег на счету прекращается не позже следующего рабочего дня. Законом предусмотрена ответственность оператора площадки и банка за задержку возврата обеспечения. Более того, оператор обязан передать участникам прибыль, которая была получена от размещения денег в банке.

Не вернуть участнику денежные средства могут только в случаях нарушений с его стороны. Например, при уклонении или отказе от подписания контракта. В этом случае деньги остаются у заказчика, компенсируя понесенные им затраты.

Ну и, разумеется, по общему правилу не возвращается банковская гарантия, она остается у заказчика. Взыскание средств по ней проводят только при наличии тех же нарушений, что и в случае с деньгами.

Получение тендерного кредита или займа и оформление банковской гарантии связаны с определенными сложностями. Подготовка пакета документов — длительный процесс сам по себе, а ведь банку нужно время, чтобы проверить финансовую устойчивость компании и предоставленные сведения. Если банк допустил ошибки в БГ, понадобится время на ее замену.

Лучший способ избежать задержек, отказа банка, а также ошибок в оформлении гарантии — обращение к тендерному брокеру.

Компания «Тендер-Гарант» работает на рынке уже более десяти лет и предоставляет сопровождение на всех этапах участия в торгах, в том числе при получении обеспечения. Обращение в нашу компанию позволяет быстро привлечь заемные средства или оформить гарантию, поскольку в этом случае подготовка документов и проверка финансовой устойчивости фирмы проводится нашими специалистами. Участник торгов не несет дополнительных расходов, ведь наши услуги оплачивает банк.

Похожие статьи:

  • Приказ фсин 26 Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 26 февраля 2018 г. № 160 “Об осуществлении ФСИН России, территориальными органами ФСИН России, учреждениями и иными организациями уголовно-исполнительной системы полномочий заказчика” (не вступил в силу) В соответствии […]
  • Льготное обеспечение лекарственными средствами приказ Приказ министерства здравоохранения Саратовской области от 31 марта 2017 г. N 49-п "Об отдельных вопросах организации льготного лекарственного обеспечения" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ министерства здравоохранения Саратовской области от 31 […]
  • Приказ 873н от 11102010 Приказ Минтруда России № 873н от 10 ноября 2014 г. В соответствии со статьями 12.2 и 12.4 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6228; 2011, № 48, ст. 6730) […]
  • 422н приказ Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 августа 2016 г. № 422н “О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», […]
  • Приказ 117 от 2019 Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19 февраля 2015 г. N 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального […]
  • Приказ по медосмотру 83 О порядке проведения медицинских осмотров © Управление Роспотребнадзора по Воронежской области, 2009—2019 г. Адрес: 394038, г. Воронеж, ул. Космонавтов, 21а Тел.: +7 (473) 263-77-27 Дата последнего обновления информации: 20.02.2019 16:09 Приказ Министерства […]