284-фз налог на имущество физических лиц

Оглавление:

Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»

Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»

Принят Государственной Думой 26 сентября 2014 года

Одобрен Советом Федерации 1 октября 2014 года

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых статьей 5 установлен иной срок вступления их в силу

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
4 октября 2014 г.
N 284-ФЗ

Поправки касаются исчисления и уплаты ряда имущественных налогов.

Основные изменения затрагивают налог на имущество физлиц. С 2015 г. вводится исчисление указанного налога исходя из кадастровой, а не инвентаризационной стоимости. Все регионы должны будут перейти на взимание налога с кадастровой стоимости до 1 января 2020 г.

В отношении жилых домов (в том числе недостроенных), жилых помещений, гаражей, хозстроений площадью не более 50 кв. м ставка налога составит 0,1%. Причем местные власти получают право уменьшать ее до нуля или увеличивать, но не более чем в 3 раза.

В отношении объектов стоимостью более 300 млн руб. и нежилых помещений установлена ставка налога в размере 2%.

Допускается дифференциация налоговых ставок в зависимости от кадастровой стоимости объекта, его вида, местонахождения.

Сохраняются существующие налоговые льготы. Однако они предоставляются только по 1 объекту каждого вида (по выбору налогоплательщика). При этом льготы не распространяются на объекты, используемые в предпринимательской деятельности, нежилые помещения и объекты стоимостью более 300 млн руб.

Помимо льгот предусматриваются вычеты (не облагаемые налогом метры). В отношении квартиры вычет составляет 20 кв. м, комнаты — 10 кв. м, жилого дома — 50 кв. м. Местным властям дано право увеличивать размеры указанных вычетов.

Чтобы не допустить резкого повышения налоговой нагрузки на граждан, в течение первых 4 лет взимания налога по новым правилам его сумму будут исчислять с применением понижающих коэффициентов.

Отметим, что ранее предполагалось ввести единый налог на недвижимость физлиц (строения и земельные участки), который также планировалось рассчитывать из кадастровой стоимости.

Помимо этого поправками уточняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов, облагаемых исходя из кадастровой стоимости. В частности, расширяется перечень таких объектов. В него включаются жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств.

Кроме того, предусмотрены изменения в порядке взимания земельного налога. В частности, освобождены от налогообложения участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома. Регулируется порядок исчисления налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем через 1 месяц со дня его официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (кроме положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие).

Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением пункта 1 статьи 1, части 2 и 3 статьи 3 и части 2 статьи 4, вступающих в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона

Глава 32. Налог на имущество физических лиц (ст.ст. 399 — 409)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ раздел X настоящего Кодекса дополнен главой 32, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

Глава 32. Налог на имущество физических лиц

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Комментарий к Федеральному закону от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (Диркова Е.Ю.)

Дата размещения статьи: 15.05.2015

Закон N 284-ФЗ внес важные изменения в налоговое законодательство, которые вступают в силу с 1 января 2015 г.
Главное событие: в Налоговом кодексе РФ появится гл. 32 «Налог на имущество физических лиц». Одновременно утрачивает силу Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
Кроме того, Закон N 284-ФЗ вводит поправки по налогу на имущество организаций и земельному налогу. Расскажем, как эти нововведения повлияют на бизнес и на что обратить внимание бухгалтерам.

Налог на имущество физических лиц

Обсудим, что принесет с собой гл. 32 «Налог на физических лиц» Налогового кодекса РФ (ст. 2 Закона N 284-ФЗ). Как и подобает, в ней определены налогоплательщики и элементы налогообложения (ст. 17 НК РФ).
Налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. Таковым является:
— жилой дом;
— жилое помещение (квартира, комната);
— гараж, машино-место;
— единый недвижимый комплекс;
— объект незавершенного строительства;
— иные здания, строения, сооружения, помещения.
При этом жилые строения на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
Единый недвижимый комплекс — относительно новый объект вещных прав, охарактеризованный в ст. 133.1 Гражданского кодекса РФ (введена с 1 октября 2013 г.). Это недвижимая вещь, участвующая в обороте (и зарегистрированная в ЕГРП) как единый объект. Таким объектом может выступать совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы) либо расположенных на одном земельном участке.
Многие из нас являются собственниками названных объектов, поэтому повышение налога отразится на нашем личном бюджете. Но в статье мы сосредоточим внимание на налоговой нагрузке индивидуальных предпринимателей, которые используют названные объекты в деятельности, приносящей доход. Если налог увеличится, то предприниматели будут стремиться возместить возросшие издержки за счет покупателей (в частности, арендаторов подобного имущества).

Порядок и сроки уплаты налога

Налоговым периодом признается календарный год.
Как и прежде, налоговые органы определяют сумму к уплате самостоятельно и направляют налогоплательщикам соответствующие налоговые уведомления. Поэтому у бухгалтеров работы не прибавится.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Введение налога

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и вводится на соответствующей территории нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Такие акты должны быть опубликованы не позднее 1 декабря 2014 г. В противном случае налог за 2015 г. взиматься не может.
Хотя название налога формально не изменилось, перед нами совершенно новый налог. С аналогичной ситуацией мы уже сталкивались по НДС. В 2001 г. на смену Закону РФ от 06.12.1991 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» пришла гл. 21 Налогового кодекса РФ.

Налоговая база

В настоящее время налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из инвентаризационной стоимости объектов.
С 2015 г. в качестве налоговой базы может выступать либо инвентаризационная стоимость имущества, либо его кадастровая стоимость (с учетом правил переходного периода).
Применение кадастровой стоимости возможно после утверждения субъектом РФ результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. При этом для каждого субъекта РФ не позднее 1 января 2020 г. будет установлена единая дата перехода на такой порядок определения налоговой базы.
А до тех пор, пока кадастровая стоимость объектов субъекта РФ не определена, налоговая база будет определяться через инвентаризационную стоимость. Для этого инвентаризационная стоимость объектов по состоянию на 1 января 2013 г. будет корректироваться с помощью коэффициента-дефлятора.
Однако этот порядок не распространяется на объекты, указанные в п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей с 1 января 2015 г.), по которым налог на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. По таким объектам налог на имущество физических лиц сразу будет определяться исходя из кадастровой стоимости. К ним относятся:
— административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
— нежилые помещения, которые предназначены или фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
— жилые дома и жилые помещения (поскольку физические лица не учитывают имущество на балансе в качестве основных средств).
Последняя позиция в этом перечне означает, что начиная с 2015 г. все граждане в обязательном порядке будут платить налог за жилье исходя из его кадастровой стоимости. Эта новость важна для предпринимателей, сдающих внаем жилые помещения.

Читайте так же:  Ргс заявление на выплату

Инвентаризационная и кадастровая стоимость

В связи с изменением налоговой базы предстоит разобраться, чем кадастровая стоимость объекта отличается от инвентаризационной.
Инвентаризационная стоимость — это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Подробности — в разд. III Приказа Минстроя России от 04.04.1992 N 87 «Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности».
Кадастровая стоимость определяется в процессе государственной кадастровой оценки в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Кадастровая оценка по своей сути рыночная на дату ее проведения, а производится она не реже чем один раз в пять лет (ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; п. 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)», утв. Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508).
Федеральная налоговая служба в Письме от 08.05.2014 N БС-4-11/8876 разъяснила: информацию о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества можно получить в территориальном органе Росреестра по месту нахождения объекта недвижимого имущества в форме кадастровой справки. Такая справка предоставляется бесплатно по запросам любых лиц (п. 13 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Налоговые вычеты

При определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости применяются следующие налоговые вычеты (ст. 403 НК РФ):
— налоговая база в отношении квартиры (комнаты) определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 (10) кв. м ее общей площади;
— налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 кв. м его общей площади;
— налоговая база в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на один миллион рублей.

Налоговые льготы

Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, который в предпринимательской деятельности не используется.
Между тем в отношении объектов, используемых налогоплательщиком в предпринимательской деятельности, льготы не предоставляются. Подобного ограничения Закон N 2003-1 не предусматривал.
В целом льготы имеют социальную направленность. Во-первых, они предоставляются определенным категориям граждан (инвалидам I и II групп инвалидности, пенсионерам и др.), а во-вторых, распространяются не на все объекты. Так, единые недвижимые комплексы под льготу не попадают.

Налоговые ставки и порядок исчисления

В принципе налог исчисляется как произведение налоговой базы на налоговую ставку. Законодатель предусмотрел два вида налоговых ставок — в зависимости от вида налоговой базы.
Базовые ставки для исчисления налога исходя из инвентаризационной стоимости объекта не изменились (по сравнению со ставками, предусмотренными Законом N 2003-1).
А если в качестве налоговой базы применяется кадастровая стоимость имущества, то ставка налога может достигать шести процентов.
Правда, для исчисления налога исходя из кадастровой стоимости установлен переходный период продолжительностью четыре года. Его смысл — в постепенном переходе от налога, исчисленного исходя из инвентаризационной стоимости, к налогу, исчисленному исходя из кадастровой стоимости. Расчетная формула приведена в п. 8 ст. 408 Налогового кодекса РФ. В соответствии с ней налог состоит из двух слагаемых — инвентаризационной и кадастровой части, причем вторая постепенно вытесняет первую. Такой прием смягчает переход на полную налоговую нагрузку. Наш комментарий носит обзорный характер, поэтому в подробности мы не углубляемся, тем более что исчисление налога производит налоговая инспекция.
Начиная с 1 января 2020 г. определение налоговой базы, исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, не производится.

Налог на имущество организаций

Начиная с 2015 г. налог на имущество организаций придется уплачивать за жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Для них налоговая база определяется как кадастровая стоимость (если она установлена).
Эта поправка «ударит» по застройщикам, возводящим жилье, которые оформляют квартиры в собственность в целях их дальнейшей продажи. Их учитывают на счете 43 «Готовая продукция». Кроме того, под налогообложение попадут объекты, числящиеся на счете 41 «Товары».
Однако если ваша фирма имеет квартиру для размещения командированных сотрудников, то новый порядок на нее не распространяется. Ведь такое жилье должно учитываться в составе основных средств.

Земельный налог

Зато нововведение по земельному налогу уменьшит налоговую нагрузку для некоторых категорий налогоплательщиков. С 1 января 2015 г. не признаются объектом налогообложения земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Напомним: такой земельный участок находится в общей долевой собственности собственников помещений в этом доме, а доля каждого из них пропорциональна размеру общей площади соответствующих помещений (п. 1 ст. 36, п. 1 ст. 37 ЖК РФ). И если вы имеете нежилое помещение в многоквартирном доме (магазин, предприятие бытового обслуживания и пр.), то в этой связи уплачивать земельный налог больше не придется.

Статья 399. Общие положения

1. Налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе — налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

2. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные настоящей главой, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Комментарий к Ст. 399 НК РФ

В связи с принятием Федерального закона от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую НК Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон N 284-ФЗ) в Налоговый кодекс РФ была включена новая гл. 32 «Налог на имущество физических лиц».

Указанный налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых с физических лиц вне зависимости от факта использования имущества.

Целью введения нового налога на имущество физических лиц является не повышение налоговой нагрузки на граждан, а переход к более справедливому налогообложению. На это обратил внимание Минфин России в своем Письме от 14 октября 2014 г. N 03-05-06-01/51651.

В связи с этим Законом N 284-ФЗ предусмотрены обязательные на всей территории Российской Федерации меры социальной защиты населения:

1) в отношении объектов жилого назначения предусмотрены налоговые вычеты. Например, в отношении квартиры предусмотрен налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, а в отношении жилого дома — 50 квадратных метров;

2) для тех категорий граждан, которые в настоящее время освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц (в частности, пенсионеров), предусмотрены налоговые льготы в виде полного освобождения от уплаты налога в отношении одного из объектов капитального строительства (например, на квартиру) по выбору налогоплательщика;

3) в целях недопущения резкого роста налоговой нагрузки у налогоплательщиков после введения налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости предусмотрены временные понижающие коэффициенты, применяемые при исчислении налога.

Кроме того, Законом N 284-ФЗ предоставлены достаточно широкие полномочия по установлению налога субъектам Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований.

Так, по решению субъекта Российской Федерации устанавливается порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц: исходя из кадастровой стоимости объекта или его инвентаризационной стоимости (т.е. сохранение действующего порядка).

По решению представительных органов муниципальных образований налог вводится в действие или прекращает действовать на соответствующей территории, определяются конкретные налоговые ставки, могут увеличиваться размеры налоговых вычетов и устанавливаться дополнительные налоговые льготы.

Читайте так же:  Записка-расчет при увольнении порядок заполнения

Законом N 284-ФЗ одновременно предусмотрена отмена с 1 января 2015 г. Закона Российской

Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон N 2003-1).

Налоговой базой по налогу на имущество физических лиц, установленному гл. 32 НК РФ, признается:

а) инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании

последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г.;

б) или кадастровая стоимость объектов недвижимости, если в субъекте Российской Федерации будет

принято решение об установлении особенностей при определении налоговой базы.

В соответствии с п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц:

а) устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных

органов муниципальных образований;

б) вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и

нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

в) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В том случае, если в субъекте Российской Федерации планируется применение с 1 января 2015 г. налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения для исчисления налога на имущество физических лиц, соответствующий акт органа власти субъекта Российской Федерации об установлении единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц должен быть опубликован в срок до 20 ноября 2014 г.

В случае если органом власти субъекта Российской Федерации не будет принято решение об определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в соответствии с п. 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ) определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.

При этом всеми муниципальными образованиями должны быть приняты нормативные правовые акты об установлении налога на имущество физических лиц и опубликованы не позднее 1 декабря 2014 г. независимо от того, каким образом будет определяться налоговая база: исходя из инвентаризационной или кадастровой стоимости.

Учитывая изложенное, ФНС России в Письме от 16 октября 2014 г. N БС-4-11/[email protected] «О налоге на имущество физических лиц» указал, что Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации необходимо:

а) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проработать вопрос о возможности введения на территориях субъектов Российской Федерации с 1 января 2015 г. налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества;

б) до 5 декабря 2014 г. направить реквизиты утвержденного нормативного правового акта органа власти субъекта Российской Федерации (при наличии) и представить информацию о прогнозируемых поступлениях налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости за налоговый период

в) до 5 декабря 2014 г. направить сведения об элементах налогообложения налогом на имущество физических лиц, установленные нормативными правовыми актами органов муниципальных образований, по форме, заполняемой для актуализации сведений в сервисе «Имущественные налоги: ставки и льготы» (в формате Excel) (независимо от установленной налоговой базы).

Отметим, что по состоянию на конец ноября 2014 г. муниципальными образованиями уже должны быть приняты нормативные правовые акты об установлении налога на имущество физических лиц.

Например, в соответствии с гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ Советом депутатов муниципального образования «Город Ногинск Московской области» от 30 октября 2014 г.

N 4/20 было принято Решение «Об установлении налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости на территории муниципального образования «Город Ногинск Московской области».

Или, например, в соответствии с гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Московской области от 18 октября 2014 г. N 126/2014-ОЗ «О единой дате начала применения на территории Московской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», Уставом муниципального образования «Городское поселение Красногорск» Красногорского муниципального района Московской области Совет депутатов городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района МО принял Решение от 31 октября 2014 г. N 55/3 «О налоге на имущество физических лиц».

Также отметим, что принят Закон г. Москвы от 19 ноября 2014 г. N 51 «О налоге на имущество физических лиц» (далее — Закон г. Москвы от 19 ноября 2014 г. N 51).

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 399 НК РФ в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог на имущество физических лиц:

а) устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации

— Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

б) вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и

законами указанных субъектов Российской Федерации Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

в) и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

В соответствии с п. 2 ст. 399 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с гл. 32 НК РФ.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные настоящей главой, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Глава 32. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Мы отправили письмо на ваш адрес электронной почты ([email protected]). В письме вы найдете ссылку для сброса пароля и все дальнейшие инструкции.

Вы уверены, что хотите выйти?

Сообщение отправлено

Ваше сообщение администратору отправлено. Вы получите ответ на адрес электронной почты в течение 2х рабочих дней

Вы уверены, что хотите удалить закладку
“Изменения в КоАП с 1 марта 2017 года”?

Налог на имущество физических лиц: новый порядок

8 октября 2014 года в «Российской газете» (N 6501) был опубликован Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Федеральный закон N 284-ФЗ). Вводятся новые правила исчисления и уплаты налога на имущество, принадлежащее физическим лицам. Читайте об этом в предложенном материале.

style=»display:inline-block;width:240px;height:400px»
data-ad-client=»ca-pub-4472270966127159″
data-ad-slot=»1061076221″>

История вопроса

Даже человек, далекий от проблем налогообложения, слышал, что планируется переход от налога на имущество физических лиц и земельного налога к налогу на недвижимость. Об этом много говорили и СМИ, и представители Минфина.
Как сказано в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных Правительством РФ 30.05.2013: в настоящее время подготовлен проект поправок к проекту федерального закона N 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», предусматривающему включение в налоговую систему РФ налога на недвижимое имущество. Речь идет о том самом законопроекте, который в итоге стал Федеральным законом N 284-ФЗ.

Федеральный закон N 284-ФЗ рождался непросто: он был внесен в Госдуму 11.05.2004. И долгих 10 лет решения по нему не принималось. И только в июне 2014 года началось новое рассмотрение.
Отметим, что пока Федеральный закон N 284-ФЗ обрел свой окончательный вид, он кардинально видоизменился, начиная с названия и заканчивая существом вопроса.
Как сказано в пояснительной записке к данному законопроекту, он направлен на создание налоговых условий для формирования рынка доступного жилья. Основная цель законопроекта – установить местный налог на недвижимость жилого назначения и определить порядок введения этого налога.

Изначально планировалось ввести налог для юридических и физических лиц, являющихся собственниками объектов недвижимости жилого назначения (квартир, жилых домов, дач), гаражей, находящихся в собственности физических лиц, гаражных и гаражно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья и других объединений собственников жилья, а также земельных участков, на которых расположены указанные объекты недвижимости или которые предоставлены для их строительства. Этот местный налог на недвижимость должен был заменить для соответствующих плательщиков (физических и юридических лиц) налоги на имущество физических лиц, имущество организаций и земельный налог в части налогообложения установленных объектов.
Установление местного налога на недвижимость и определение его основных элементов путем принятия соответствующей главы Налогового кодекса должно было обеспечить реализацию реформы налогообложения недвижимости в масштабах РФ путем постепенного, по мере готовности, его введения решениями представительных органов местного самоуправления в период до 1 января 2007 года.

Читайте так же:  Приказ 142 минздрава

Первоначальный вариант законопроекта, представленный на первом чтении в Госдуме, предусматривал дополнение НК РФ гл. 31 «Местный налог на недвижимость», также фигурировало такое понятие, как «оценочная стоимость объектов недвижимого имущества», к объектам налогообложения относились земельные участки, на которых находятся объекты недвижимости и выделенные под строительство указанных объектов.
Но уже ко второму чтению, которое было в 2014 году, законопроект обрел вид, близкий к тому, который был фактически принят. И вместо местного налога на недвижимость в НК РФ введена гл. 32 «Налог на имущество физических лиц».

Новые правила для старого налога

С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон N 284-ФЗ за исключением отдельных положений, которые вступили в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон N 284-ФЗ вводит в действие новую гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ. Для налогоплательщиков – физических лиц это означает, что они будут по-прежнему уплачивать налог на имущество, но по новым правилам, установленным уже в рамках НК РФ. Напомним, что сегодня действует Закон РСФСР от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон РФ N 2003-1), который в дальнейшем будет признан утратившим силу. Принципиальное отличие нового закона от действующего сегодня заключается в том, что для определения налоговой базы будет применяться не инвентаризационная стоимость, а кадастровая стоимость имущества. Соответствующие законы субъекты РФ должны принять до 1 января 2020 года: после этой даты определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится.

Рассмотрим основные нормы, установленные гл. 32 НК РФ.
Введение налога. Налог на имущество физических лиц (далее – налог) устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог регулируется НК РФ и законами указанных субъектов РФ.

После принятия соответствующих нормативных актов он обязателен к уплате на территориях этих субъектов РФ.
В случае утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе установить в срок до 20 ноября 2014 года единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года. Соответствующие нормативные правовые акты должны быть опубликованы не позднее 1 декабря 2014 года.
Полномочия субъектов РФ. Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют:
– налоговые ставки в пределах, установленных гл. 32 НК РФ;
– особенности определения налоговой базы в соответствии с гл. 32 НК РФ;
– налоговые льготы, не предусмотренные гл. 32 НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками.
Налогоплательщики. Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
Объект налогообложения. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
– жилой дом;
– жилое помещение (квартира, комната);
– гараж, машино-место;
– единый недвижимый комплекс;
– объект незавершенного строительства;
– иные здание, строение, сооружение, помещение.
При этом жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.
Если сравнить приведенные новые нормы, определяющие объект налогообложения, с действующим сегодня Законом РФ N 2003-1, то к объектам налогообложения отнесли машино-место, единый недвижимый комплекс, иные здания, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения на приусадебных участках (ранее речь шла только о даче). Таким образом, перечень облагаемого имущества расширился. Но при этом из него исключили имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Также в НК РФ не определено понятие «единый недвижимый комплекс».
Налоговая база. В соответствии с гл. 32 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Если соответствующие законы субъектами РФ не приняты, то налоговая база определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.
Таким образом, физические лица вслед за юридическими лицами перейдут на уплату налога на имущество с кадастровой стоимости. В чем разница?
Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется БТИ (бюро технической инвентаризации) по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки (Приказ Минстроя РФ от 04.04.1992 N 87 «Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности»).
Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным Постановлением Госстроя СССР от 11.05.1983 N 94 и письмами Госстроя СССР от 06.09.1990 N 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29.09.1990 N 15-148/6 и N 15-149/6 (по отрасли «Жилищное хозяйство»), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Физический износ жилых зданий определяется по «Правилам оценки физического износа жилых зданий» (ВСН 53-86) (Письмо Минфина РФ от 19.02.2010 N 03-05-04-01/12).
Согласно ст. 24.15 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 135-ФЗ) определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями данного закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (Минэкономразвития), стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ.

Обратите внимание! Информацию о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества организация может получить в территориальном органе Росреестра по месту нахождения объекта недвижимого имущества в форме кадастровой справки, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 01.10.2013 N 566 (Письмо ФНС РФ от 08.05.2014 N БС-4-11/8876).

Минэкономразвития дал такое определение кадастровой стоимости. Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (Приказ Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 N 508 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)»).
Таким образом, принципы определения инвентаризационной стоимости и кадастровой стоимости совершенно разные, соответственно, налоговая база будет также отличаться. Поскольку кадастровая стоимость приближена к рыночной, то и налоговая база вырастет в разы по сравнению с той, которая исчислялась исходя из инвентаризационной стоимости.
Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлен ст. 403 НК РФ. В отношении отдельных объектов установлены следующие особенности определения налоговой базы:

Похожие статьи:

  • Бланк отчетность ндс Декларация по НДС за 4-й квартал 2019 года: инструкция по заполнению Кто обязан сдать декларацию по НДС в 2019 году В соответствии с п. 5 статьи 174 и пп. 1 п. 5. статьи 173 НК РФ по НДС отчитываются: организации и индивидуальные предприниматели — плательщики НДС […]
  • Продажа квартиры после покупки доли Налог на продажу доли в квартире: налог при продаже квартиры целиком (в том числе доли в ней) или по долям, способы уменьшить налог, оформление сделки >>> Зачастую продавец обязан заплатить налог с продажи доли в квартире. Почему «зачастую», а не всегда? Все зависит […]
  • Образец лицензия нотариуса Нотариат и вопросы допуска к профессии Член Правления Московской городской нотариальной палаты, нотариус г. Москвы специально для ГАРАНТ.РУ Я не вижу никаких логических обоснований тому, что с 1 января 2015 года госпошлина за выдачу лицензии на право осуществления […]
  • 538 приказ ростехнадзора изменения Проект Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утверждённые приказом […]
  • Приказ 717 минобрнауки Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 июня 2016 г. N 717 "Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской […]
  • Петрова си закон о государственной гражданской службе Приказ Федеральной антимонопольной службы от 26 мая 2014 г. № 365/14 “Об утверждении Инструкции по кадровому делопроизводству в территориальных органах Федеральной антимонопольной службы” В целях установления единой системы ведения кадрового делопроизводства в […]