13 собственность субъектов рф

Собственность субъекта РФ

Собственность субъекта РФ — это имущество, находящееся во владении субъектов РФ. Но факт владения определенным видом собственности не является доказательством прав на владение. Собственность переходит во владение субъектов в процессе ее разграничения. Подтвердить право на владение определенным видом собственности могут лишь, к которым можно отнести:

  • государственный реестр собственности (выписка из документа);
  • постановление правительства России о передаче прав;
  • список имущества, которое находится во владении субъекта.

Земельная собственность

Собственность субъекта РФ может состоять из разных видов имущества и участков земли. Чтобы перейти в разряд имущества, принадлежащего конкретному субъекту, участки должны быть куплены субъектом федерации. Для этого существуют специальные основания в гражданском законодательстве.

Собственностью субъекта становятся и те участки, которые были признаны таковыми в результате разграничения земельной собственности государства.

К собственности федеративных субъектов относятся участки, не находящиеся в частном владении. Определено несколько видов подобных земельных участков. Это участки земли под зданиями, находящимися во владении субъекта, участки, предоставленные во владение субъектам. Если природная территория была признана охраняемой и она имеет региональное, а не федеральное значение, она тоже переходит в собственность субъекта РФ. Это могут быть лесные массивы и водные ресурсы. Относят к ним и приватизированные участки, которые до начала процесса приватизации были в федеративной собственности. Права собственника осуществляют определенные властные структуры. Осуществление прав происходит в пределах их компетенции.

Право на собственность субъектов РФ

Сегодня обозначилась тенденция к расширению полномочий властей регионов относительно собственности, которая находится в их ведении. Но в то же время федеральными властями вводится регламентация полномочий. Данный факт связан с желанием властей ограничить возможности злоупотреблений со стороны региональной власти. Рациональный баланс между этими явлениями пока найти не удается. Свидетельство этому — постоянное внесение поправок в законодательство.

Сегодня самостоятельность регионов в вопросе осуществления прав на собственность имеет жесткие ограничения. Но субъекты РФ наделены и некоторыми правами, которых лишены прочие субъекты оборота имущества. Например, при покупке прав на владение собственностью у них есть значительные преимущества перед другими субъектами.

Собственность субъекта РФ сегодня может состоять из следующих видов имущества:

  • имущество, необходимое для осуществления разных видов полномочий;
  • имущество для обеспечения работы властных структур;
  • земельная собственность.

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

(в ред изменения N 1/99)

Russian classification of configurations property

Дата введения 2000-01-01

Общероссийский классификатор форм собственности (далее — ОКФС) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (далее — ЕСКК) Российской Федерации.

ОКФС разработан в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и федеральными законами с учетом практического использования Классификатора форм собственности (КФС), утвержденного постановлением Госкомстата России от 20 апреля 1993 г. № 47.

ОКФС предназначен для:

  • — формирования информационных ресурсов, регистров, реестров и кадастров, содержащих сведения о субъектах гражданского права;
  • — решения аналитических задач в области статистики, в системе налогообложения и других сферах экономики, связанных с управлением и распоряжением имуществом;
  • — обеспечения совместимости информационных систем, проведения автоматизированной обработки технико-экономической и социальной информации;
  • — анализа и прогнозирования социально-экономических процессов, разработки рекомендаций по регулированию экономики.

Объектами классификации ОКФС являются формы собственности, установленные Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, а также следующими федеральными законами:

  • «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г.;
  • «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г.;
  • «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ;
  • «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ;
  • «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ;
  • «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ;
  • «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ;
  • «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 июля 1998 г. № 112-ФЗ.

Под формой собственности понимаются законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности.

Собственниками имущества могут быть граждане и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, городские и сельские поселения и другие муниципальные образования.

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

С учетом изложенного в ОКФС формы собственности классифицируются в зависимости от типа собственника.

Например, имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, является федеральной собственностью; имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию, является муниципальной собственностью и т.п.

В классификаторе принята следующая форма записи позиций:

Каждая позиция в классификаторе содержит:

  • — двухразрядный цифровой код;
  • — наименование формы собственности;
  • — алгоритм сбора.

В целях сохранения преемственности с кодами широко внедренного в сфере экономики КФС, отменяемого с введением в действие настоящего классификатора, в ОКФС сохранены кодовые обозначения форм собственности, ранее использованные в КФС.

Для раскрытия содержания понятий некоторых форм собственности (группировочных позиций) в классификаторе приведены алгоритмы сбора, каждый из которых представляет собой сумму кодов позиций, входящих в данную форму собственности.

Пример построения позиции ОКФС:

где

  • 11 — код государственной собственности;
  • Государственная собственность — наименование классификационной группировки;
  • 12+13 — алгоритм сбора государственной собственности, состоящей из федеральной собственности (код 12) и собственности субъектов Российской Федерации (код 13).

В ОКФС введены позиции форм собственности «Смешанная российская собственность», «Смешанная иностранная собственность», «Собственность с совместным российским и иностранным участием», не установленные законодательством, но необходимые для обработки статистической информации.

К позициям ОКФС в приложении А даны соответствующие пояснения.

Для удобства использования данного классификатора в практических целях позиции ОКФС приведены в алфавитном порядке в приложении Б и в порядке возрастания кодов — в приложении В.

Ведение ОКФС осуществляет ГМЦ Госкомстата России во взаимодействии с ВНИИКИ Госстандарта России.

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

Приложение А
(справочное)

ПОЯСНЕНИЯ К ПОЗИЦИЯМ КЛАССИФИКАТОРА

Российской собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности гражданам и юридическим лицам России, Российской Федерации, субъектам Российской Федерации (республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам), городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям и находящееся на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (ГК РФ, ст. 214).

Федеральной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (ГК РФ, ст. 214).

Собственностью субъектов Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (ГК РФ, ст. 214).

Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ГК РФ, ст. 215).

Частной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности гражданам или юридическим лицам, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Собственностью российских граждан, имеющих постоянное местожительство за границей, является имущество, принадлежащее на праве собственности гражданам Российской Федерации, имеющим постоянное местожительство за границей, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам.

Собственностью потребительской кооперации, представляющей собой систему потребительских обществ и их союзов, является имущество, принадлежащее на праве собственности потребительским обществам, их союзам и образуемое за счет взносов пайщиков, дохода, получаемого в результате хозяйственной деятельности, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации (ФЗ «О потребительской кооперации в Российской Федерации», ст. 5; ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации», ст. 1).

Собственностью общественных и религиозных организаций (объединений) является имущество, принадлежащее на праве собственности общественным и религиозным организациям (объединениям).

Собственностью благотворительных организаций является имущество, принадлежащее на праве собственности благотворительным организациям (ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ст. 16).

Собственностью политических общественных объединений является имущество, принадлежащее на праве собственности политическим общественным объединениям (политическим организациям, в том числе политическим партиям, а также политическим движениям) (ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях», ст. 1).

Собственностью профессиональных союзов является имущество, в том числе денежные средства, принадлежащие на праве собственности союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям и необходимые для выполнения своих уставных целей и задач (ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ст. 24).

Собственностью общественных объединений является имущество, принадлежащее на праве собственности общественным объединениям и необходимое для материального обеспечения их деятельности (ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 30).

Смешанной российской собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности.

Смешанной российской собственностью с долей государственной собственности является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности с наличием доли государственной собственности.

Смешанной российской собственностью с долей федеральной собственности является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности с наличием доли федеральной собственности и отсутствием доли собственности субъектов Российской Федерации.

Смешанной российской собственностью с долей собственности субъектов Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности с наличием доли собственности субъектов Российской Федерации и отсутствием доли федеральной собственности.

Смешанной российской собственностью с долями федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности с наличием долей федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Иной смешанной российской собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности и отсутствием доли государственной собственности.

Иностранной собственностью на территории Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности международным организациям, иностранным государствам, иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам, а также российским гражданам, имеющим постоянное местожительство за границей.

Собственностью международных организаций является имущество, принадлежащее на праве собственности международным организациям.

Собственностью иностранных государств является имущество, принадлежащее на праве собственности иностранным государствам.

Собственностью иностранных юридических лиц является имущество, принадлежащее на праве собственности иностранным юридическим лицам.

Собственностью иностранных граждан, лиц без гражданства является имущество, принадлежащее на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства.

Смешанной иностранной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества иностранных собственников различных форм собственности.

Совместной российской и иностранной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества российских и иностранных собственников.

Совместной федеральной и иностранной собственностью является имущество, принадлежащее на праве общей собственности Российской Федерации и иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам.

Читайте так же:  Приказ на индексацию заработной платы

Совместной собственностью субъектов Российской Федерации и иностранной собственностью является имущество, принадлежащее на праве общей собственности субъектам Российской Федерации и иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам.

Совместной муниципальной и иностранной собственностью является имущество, принадлежащее на праве общей собственности муниципальным образованиям и иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам.

Совместной частной и иностранной собственностью является имущество частной формы собственности, принадлежащее на праве общей собственности российским гражданам, российским юридическим лицам и иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам.

Совместной собственностью общественных и религиозных организаций (объединений) и иностранной собственностью является имущество, принадлежащее на праве общей собственности российским общественным или религиозным организациям (объединениям) и иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам.

Приложение Б
(справочное)

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Приложение В
(справочное)

ПЕРЕЧЕНЬ
ПОЗИЦИЙ КЛАССИФИКАТОРА ПО ВОЗРАСТАНИЮ КОДОВ

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

РАЗРАБОТАН Управлением статистического планирования Госкомстата России, Главным межрегиональным центром обработки и распространения статистической информации Госкомстата России

ПРЕДСТАВЛЕН Государственным комитетом Российской Федерации по статистике

ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России

ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 30 марта 1999 г. № 97

ВНЕСЕНО Изменение N 1/99 к ОК 027-99, опубликованное в ИУС N 12, 1999 г.

Право собственности субъектов Российской Федерации Бугаев, Игорь Евгеньевич

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Бугаев, Игорь Евгеньевич. Право собственности субъектов Российской Федерации : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.03 / Бугаев Игорь Евгеньевич; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова].- Рязань, 2012.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-12/1234

Содержание к диссертации

ГЛАВА 1. Понятие, сущность и содержание права собственности субъектов Российской Федерации

1.1. Понятие и сущность права собственности субъектов Российской Федерации

1.2. Особенности возникновения права собственности субъектов Российской Федерации 45

1.3. Особенности прекращения права собственности субъектов Российской Федерации 79

1.4. Объекты права собственности субъектов Российской Федерации 110

ГЛАВА 2. Осуществление права государственной собственности субъектов Российской Федерации 129

2.1. Непосредственное осуществление права государственной собственности субъектов Российской Федерации 129

2.2. Опосредованное осуществление права собственности субъектов Российской Федерации 143

Список использованной литературы 162

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития Российского государства проблема правового регулирования права публичной собственности и отдельных ее разновидностей является одним из самых сложных вопросов отечественной правовой науки. Такое положение вызвано многими факторами. Во-первых, до сих пор не решен вопрос о задачах, функциях органов государственной власти. Следовательно, не определен объем имущества, которое должно принадлежать публично-правовым образованиям нашей страны, в том числе субъектам Российской Федерации. Во-вторых, в рамках действующей системы публичной власти не определен оптимальный перечень полномочий каждого ее уровня и объекты, которые необходимы для реализации данных полномочий. В- третьих, нет согласия по вопросу о месте права государственной собственности, включая право государственной собственности субъектов Российской Федерации в системе гражданского права. Должны ли данные категории признаваться самостоятельными разновидностями права собственности либо они являются искусственными образованиями и субъективное право собственности должно предоставлять одинаковый спектр возможностей любым своим субъектам. С этим вопросом тесно связана проблема собственно правовых возможностей субъектов права государственной и муниципальной собственности, а именно: насколько они должны отличаться от возможностей субъектов частной собственности.

Применительно к праву собственности субъектов Российской Федерации существует и ряд проблем, связанных с полномочиями региональных органов власти по управлению и распоряжению собственным имуществом и правовым регулированием соответствующих действий органов государственной власти. До настоящего времени не установлен оптимальный баланс между системой правового регулирования на местах и правового регулирования на федеральном уровне.

С одной стороны, имеют место попытки расширить полномочия региональных властей, их самостоятельность, в том числе в сфере владения, пользования, распоряжения государственной собственностью субъектов Российской Федерации. С другой стороны, федеральные органы власти вводят дополнительную регламентацию указанных отношений во избежание злоупотреблений в имущественной сфере и обеспечения реализации общегосударственной политики по вопросам собственности и приватизации. Четкого баланса между этими двумя тенденциями не найдено. Об этом свидетельствует процесс постоянного внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации в сфере функционирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части, касающейся собственности субъектов Российской Федерации, в законодательство о приватизации, земельное законодательство и ряд других. Нет ясных ответов на возникающие вопросы и в юридической литературе.

В то же время от оптимального регулирования отношений собственности субъектов Российской Федерации зависит и состояние имущественного оборота, и эффективность публичной власти. С учетом изложенного выбранную тему диссертационного исследования отличает высокая степень актуальности и востребованности.

Степень разработанности проблемы. Вопросы права собственности субъектов Российской Федерации прошли определенную разработку в научной литературе.

В связи с тем, что право собственности субъектов Российской Федерации – разновидность права государственной собственности и права собственности в целом, то огромную роль в данном случае играют разработки отечественных цивилистов, посвященные праву собственности и праву государственной собственности. Фундаментальное значение среди них имеют работы А.В. Венедиктова, С.Н. Братуся, С.И. Аскназия, О.С. Иоффе, Ю.К. Толстого, Е.А. Суханова, В.П. Мозолина, С.М. Корнеева, Ю.Х. Калмыкова, К.И. Скловского. В работах указанных исследователей раскрываются основные черты права собственности и права государственной собственности, которые имеют важное значение и для права собственности субъектов Российской Федерации.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом субъектов Российской Федерации, возникновения и прекращения права собственности субъектов Российской Федерации.

Предметом исследования являются гражданско-правовые нормы, регулирующие отношения по возникновению, осуществлению и прекращению права собственности субъектов Российской Федерации.

Цели и задачи исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы выделить и раскрыть отличительные черты права собственности субъектов РФ в качестве самостоятельной разновидности государственной собственности и на этой основе выработать практические предложения по совершенствованию правового регулирования отношений собственности субъектов Российской Федерации. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

исследованы особые признаки отношений собственности субъектов Российской Федерации и права собственности субъектов Российской Федерации, их отличие от отношений федеральной государственной собственности и права государственной собственности Российской Федерации, а также права муниципальной собственности и отношений муниципальной собственности;

проанализированы основания возникновения и прекращения права собственности субъектов Российской Федерации, установлены различия с основаниями возникновения права государственной собственности и права собственности юридических и физических лиц, определена взаимосвязь данных особенностей с правовой природой государственной власти субъектов Российской Федерации, ее задачами и функциями;

изучено существующее правовое регулирование объектного состава собственности субъектов Российской Федерации, разграничение объектов публичной собственности;

рассмотрена специфика непосредственного и опосредованного осуществления права собственности субъектами Российской Федерации;

выявлены недостатки в правовом регулировании общественных отношений в сфере собственности субъектов Российской Федерации и сформулировлены предложения по их устранению.

Методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных (анализ, синтез, индукция, дедукция, логический подход), частнонаучных и эмпирических методов исследования (наблюдение, описание, сравнение), а также всеобщих принципов научного познания (объективность, всесторонность, полнота).

Нормативно-правовая, эмпирическая и теоретическая основа исследования. Диссертационное исследование основывается на положениях нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере возникновения, прекращения и осуществления права собственности субъектов РФ, организации органов государственной власти субъектов РФ, материалах судебной практики, теоретических исследованиях по различным аспектам права государственной собственности, участия в гражданском обороте публично-правовых образований, права собственности в целом. В представленной диссертации использовались информационные материалы органов государственной власти.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что она содержит новые подходы к решению проблемы правового регулирования отношений собственности субъектов Российской Федерации, включает в себя целый комплекс выводов и предложений, сформулированных с учетом новейших положений дйствующего законодательства. Обоснован функционально-целевой подход к определению понятия права собственности субъектов РФ.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

Определено, что право собственности субъектов Российской Федерации, как вид права государственной собственности, – это система правовых норм, регулирующих отношения собственности субъектов Российской Федерации по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом в общественных интересах и в целях реализации ими функций по удовлетворению основных жизненных потребностей населения. Функционально-целевой подход к понятию права собственности субъектов РФ позволяет глубже раскрыть сущность и значение этого вида права государственной собственности. Специфичность права собственности субъектов РФ обусловлена положением субъектов РФ в системе органов власти, действующей в Российской Федерации.

Выявлены отличия в круге объектов, объеме правомочий, а также основаниях приобретения и прекращения права собственности субъектов Российской Федерации от права муниципальной собственности и права федеральной собственности, обусловленные спецификой функций, осуществляемых муниципальными образованиями, федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъекта РФ должны использовать имущество, находящиеся в собственности субъекта РФ, исключительно в целях реализации своих полномочий. В этой связи вещные правомочия субъектов РФ носят ограниченный характер, особенно в сравнении с правомочиями субъектов права частной собственности (физических и юридических лиц).

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования (как собственники) ограничены в своих вещных правомочиях в различной степени, что связано с их конституционно-правовым статусом, а также осуществляемыми функциями.

Право государственной собственности субъектов Российской Федерации, являясь в основном институтом гражданского права, испытывает определенное регулирующее воздействие норм других отраслей права, в частности, административного. В этой связи возникает необходимость усиления координирующей роли норм гражданского права, регулирующих отношения государственной собственности субъектов Российской Федерации, на основе кооперирования с нормами других отраслей права. Необходимо повысить эффективность реализации нормы пункта 2 ст. 3 ГК РФ за счет ее законодательного обеспечения.

Установлено, что значительная часть оснований приобретения права собственности субъектами РФ связана: а) с принудительным выкупом у частных собственников и б) с осуществлением права преимущественной покупки.

Обоснован вывод о целесообразности ограничения исключительных прав субъектов Российской Федерации в сфере приобретения права собственности с одновременным расширением этих прав у физических и юридических лиц. В связи с этим предлагается: а) отменить преимущественное право субъектов РФ на приобретение земель сельскохозяйственного назначения и драгоценных камней и драгоценных металлов; б) изменить процедуру принудительного выкупа земельных участков органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем восстановления двухгодичного срока предъявления органами власти иска о принудительном изъятии земельного участка, в случае если собственник не согласен с решением об изъятии участка, а также определения исчерпывающего перечня оснований изъятия земельного участка исключительно в Земельном кодексе Российской Федерации.

Признано целесообразным исключить из земельного законодательства положения, наделяющие субъекты РФ полномочиями по регулированию отношений по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности муниципальных образований. Наличие подобных полномочий приводит к установлению обременительных для органов местного самоуправления правил по предоставлению принадлежащих местным властям земельных участков. Правовое регулирование вопросов предоставления земельных участков со стороны органов государственной власти субъектов РФ должно касаться исключительно земельных участков, находящихся в собственности субъектов РФ.

Доказана необходимость расширения полномочий субъектов Российской Федерации в сфере приватизации принадлежащего им государственного имущества за счет предоставления следующих прав: а) самостоятельно определять условия применения установленных федеральным законодательством способов приватизации при отчуждении различных имущественных объектов, а также расширять перечень таких способов (например, выкуп арендованного имущества для субъектов малого и среднего предпринимательства); б) самостоятельно регулировать нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации отношения по приватизации, касающиеся отчуждения государственного имущества субъектов Российской Федерации, в части, не урегулированной Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Читайте так же:  Морозов артем владимирович адвокат

Объекты права собственности субъектов РФ значительно отличаются от объектов права частной собственности, имеющих неограниченный характер. Круг объектов права собственности субъектов РФ ограничен имуществом, необходимым для осуществления публичных полномочий.

Участие субъектов РФ в имущественных отношениях должно исключать коммерческое использование государственного имущества, а также его применение за пределами целей реализации государственных функций. В этой связи недопустимо предоставление государственного имущества в возмездное пользование и участие в коммерческих организациях.

Установлено, что управлением и распоряжением имуществом субъектов РФ занимаются в большей части исполнительные органы отраслевой компетенции, а не высшие или иные исполнительные органы субъектов РФ. В целях оптимального распределения законодательно закрепленных полномочий по управлению и распоряжению объектами права собственности субъектов РФ обоснована целесообразность предоставления высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ права передавать полномочия по управлению и распоряжению государственной собственностью субъекта РФ иным исполнительным органам государственной власти субъекта РФ.

Необходимо установить более четкие границы полномочий органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, закрепив за законодательными органами полномочие по определению порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации государственных организаций и учреждений субъектов РФ. Тем самым будет усилена роль законодательных органов государственной власти субъектов РФ в управлении и распоряжении государственным имуществом.

В целях совершенствования правового регулирования отношений собственности с участием государственных учреждений субъектов Российской Федерации необходима кодифицикация законодательства об указанных учреждениях с четким закреплением их имущественного статуса. Подобная кодификация позволит устранить противоречия между нормами, регулирующими отношения в сфере правового положения государственных учреждений субъектов РФ, существенно упростит процесс применения указанных норм. Кодификация законодательства о государственных учреждениях субъектов РФ обеспечит определенность правового положения данных учреждений, позволит гарантировать права и интересы их контрагентов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что положения диссертации расширяют понимание сущности собственности субъектов РФ и права собственности субъектов РФ, их специфических особенностей. В рамках диссертации сформулирован ряд практических предложений по совершенствованию правового регулирования отношений, связанных с региональной собственностью, которые можно использовать в нормотворческой деятельности. Положения диссертационного исследования могут также найти применение при дальнейшей разработке проблем права государственной собственности, участия публично-правовых образований в имущественном обороте. Возможно применение выводов и предложений, содержащихся в диссертации, в качестве методологической основы учебных пособий, при преподавании курса гражданского права.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре гражданского права и процесса Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Основные научные положения, выводы и рекомендации исследования изложены автором в семи статьях, три из которых опубликованы в рецензируемых научных журналах, входящих в перечень Высшей аттестационной комиссии. Результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе по учебной дисциплине «Гражданское право».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя три параграфа, списка использованной литературы.

Особенности возникновения права собственности субъектов Российской Федерации

Для того чтобы понять любое явление окружающей нас действительности, прежде всего необходимо выяснить, что оно представляет собой, то есть уяснить его сущность и соответственно дать ему определение. Это касается и права собственности субъектов Российской Федерации, которое достаточно неоднозначное и сложное правовое образование, нуждающееся в тщательном и всестороннем исследовании и изучении.

Однако, прежде чем решать указанные задачи, необходимо уяснить, что такое сущность и что значит определить то или иное понятие. Итак, согласно общепринятому в философии пониманию сущность — система необходимых и устойчивых, прежде всего внутренних и потому скрытых от непосредственного наблюдения сторон предмета, взятых в их естественной взаимосвязи, то, без чего данный предмет не может быть самим собой1О Определение же понятия есть логическая операция, которая раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение термина. С помощью определения понятий мы в явной форме указываем на сущность отражаемых в понятии предметов, раскрываем содержание понятия и тем самым отличаем круг определяемых предметов от других предметов .

Учитывая, что сущность любого предмета — это система необходимых и устойчивых сторон этого предмета, а определение представляет собой отражение сущности, для раскрытия сущности права собственности субъектов РФ и его определения следует выявить необходимые и устойчивые стороны или признаки данного правового явления, а для решения этой задачи уяснить место права собственности субъектов РФ среди других правовых явлений, проанализировав положения нормативных правовых актов и теоретические разработки.

Основным нормативным правовым актом, который регулирует отношения в сфере осуществления права региональной собственности является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ). Право собственности субъектов РФ регламентируется ст. 212, 214 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно п. 3 ст. 212 ГК РФ особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. В силу п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Согласно п. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Все вышеуказанные нормы содержатся в главе 13 «Общие положения» раздела 2 «Право собственности и другие вещные права» ГК РФ. Таким образом, очевидным является тот факт, что право собственности субъектов РФ — составной элемент права собственности как такового. Соответственно можно с уверенностью утверждать, что право собственности субъектов РФ обладает и общими для всех разновидностей права собственности признаками и свойствами. Возникает вопрос, какие это признаки и свойства.

В гражданском праве понятие права собственности используется в двух значениях: 1) в объективном — как система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещью по усмотрению собственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства ; 2) в субъективном — как «закрепленная за собственником возможность в пределах, установленных законом, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вполне свободно, по своему усмотрению в целях удовлетворения своих интересов» .

Основными признаками субъективного права собственности в юридической литературе признаны следующие: 1) объект права собственности — индивидуально-определенная вещь; 2) абсолютность права собственности, которая выражается в том, что удовлетворение интереса собственника зависит лишь от его действий и все окружающие собственника лица обязаны воздерживаться от произвольного вмешательства в сферу хозяйственного господства собственника над вещью. 3) наличие в содержании права собственности правомочий владения, пользования и распоряжения; 4) осуществление правомочий собственника наиболее полным образом, в своем интересе и по своему усмотрению; 5) бессрочность права собственности, поскольку оно не ограничено по закону или договору каким-либо сроком и прекращается лишь в результате гибели вещи; 6) следование права собственности за объектом этого права; 7) исключителъность, которая состоит в том, что на одну и ту же вещь одно и то же право может принадлежать только одному лицу; 8) преимущественность удовлетворения по сравнению с другими имущественными правами.

Объекты права собственности субъектов Российской Федерации

Разница с перечнем объектов региональной собственности очевидна. Безусловно, и то, что в региональной собственности намного больше ограниченно оборотоспособных и необоротоспособных объектов. Так, предметы Музейного фонда могут находиться в собственности субъектов РФ и собственности Российской Федерации (Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Росеийской Федерации и музеях в Российекой Федерации» (ред. от 23.02.2011)). Их нахождение в муниципальной собственности не предусматривается.

Право муниципальной собственности не может возникать в результате реквизиции, поскольку она может осуществляться только по рещению государственных органов (ч. 1 ет. 242 ГК РФ). Не может оно возникать и вследствие национализации (ч. 2 ет. 235 ГК РФ). Значительно меньше приминительно к муниципальным образованиям и случаев, когда они имеют право преимущественной покупки тех или иных объектов гражданских прав. Например, право преимущественной покупки в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, принадлежит органам исполнительнйо власти Российской Федерации и субъектов РФ (абз. 5 ст. 25 Федерального закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»). Местному самоуправлению оно не предоставлено.

Правом на преимущественное приобретение драгоценных металлов и драгоценных камней у субъектов их добычи и производства обладают Российская

Федерация и субъекты Российской Федерации в лице своих уполномоченных органов (ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» ), но не муниципальные образования.

Правом преимущественной покупки земель сельскохозяйственного назначения по общему правилу пользуются субъекты Российской Федерации. И только в случаях специально предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, — органы местного самоуправления ( ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»2). Таким образом, специальных возможностей приобретения права собственности у российских регионов значительно больше, чем у муниципальных образований.

Определенные различия можно проследить и применительно к осуществлению права муниципальной и региональной собственности. Одно из отличий, как уже упоминалось, состоит в отсутствии у местного самоуправления возможности использовать право «золотой акции». Наличие различий в праве федеральной, субъектов РФ и муниципальной собственности нашло отражение в теории гражданского права, которая как известно оперирует категориями типов, форм собственности, видов собственности. В рамках данной классификации выделяют два типа собственности — обобществленный и индивидуальный, где обобществленный тип собственности отражает присвоение вещей обществом в целом или определенной социальной группой лиц, а индивидуальный тип собственности выражает присвоение вещей отдельным индивидуальным лицом. Типы собственности конкретизируются и проявляются в формах собственности, (государственной, муниципальной, частной). Формы собственности подразделяются на виды, которые ассоциируются с конкретными имущественно обособленными субъектами гражданского права. При этом разновидностями государственной собственности выступают: 1) собственность Российской Федерации; 2) собственность субъектов Российской Федерации. Разновидностями муниципальной собственности является собственность различных муниципальных образований. К разновидностям частной собственности относятся собственность физических лиц и собственность частных юридических лиц.

Итак, право собственности субъектов РФ отличается и от права федеральной, и от права муниципальной собственности. Специфичность права собственности субъектов РФ вытекает из положения субъектов Российской Федерации в системе органов власти, действующей в Российской Федерации. Органы власти российских регионов входят в систему государственной власти Российской Федерации. В то же время региональные власти в меньшей степени, чем федеральные органы заняты вопросами регулирования деятельности юридических и физических лиц и в большей степени нацелены на предоставление публичных услуг населению, что сближает их с органами местного самоуправления. Таким образом, право собственности субъектов РФ в качестве правового института можно определить как вид права государственной собственности и систему правовых норм, регулирующих отношения собственности субъектов Российской Федерации по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом в общественном интересе и в целях реализации ими функций по удовлетворению основных жизненных потребностей населения регионов. Подобный функционально-целевой подход к определению понятия права собственности субъектов РФ позволяет глубже раскрыть сущность и значение этого виды права государственной собственности.

Читайте так же:  Сколько стоит оформить дарственную дом

В качестве субъективного права — это возможность владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом субъекта РФ исключительно в целях осуществления органами государственной власти субъектов РФ функций по удовлетворению основных жизненных потребностей населения регионов.

Непосредственное осуществление права государственной собственности субъектов Российской Федерации

В случае если такое извещение направлено не было, регистрация сделки может быть отложена на срок до 3 месяцев. Учитывая, что все сделки с музейными предметами и музейными коллекциями, а также наследованиемузейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части фонда и находящихся в собственности граждан и юридических лиц, подлежат регистрации, механизм реализации преимущественного права в данном случае можно признать более или менее проработанным и определенным (п.п. 8-9 Положения о государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, утвержденного указанным Постановлением Правительства РФ).

Наряду с правом преимущественного приобретения отдельных видов имущества субъект РФ пользуется в предусмотренных законодательством случаях правом принудительного выкупа имущества физических и юридических лиц (иначе говоря, их возмездного изъятия). Так, Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в ст. 5 закрепляет за субъектами РФ полномочия по приобретению земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут находиться в собственности физического или юридического лица. Данное положение распространяетея на земли еельскохозяйственного назначения, оказавшиеся в собственности иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также земли сельскохозяйственного назначения, принадлежащие гражданам и юридическим лицам свыше предельной нормы, установленной законом субъекта РФ. В силу статьи 6 того же Федерального закона органы власти субъекта РФ имеют право подавать заявление о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае его ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет.

Земельный кодекс РФ в ч. 1 ст. 10 предоставляет органам государственной власти субъектов РФ право изъятия земель для нужд субъектов РФ. Из общего перечня возможных случаев изъятия земелъ, закрепленных в ч. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ, очевидно, что регионы могут изымать земельные участки для размещения объектов энергетических систем регионального значения; размещения объектов регионалъного значения, обеспечивающих деятелъность субъектов естественных монополий; размещения автомобилъных дорог регионального значения; размещения объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения. При изъятии органы власти должны известить собственника о предстоящем извещении не позднее чем за год. При отсутствии согласия собственника они могут обратиться в суд с иском о выкупе соответствующего земельного участка. Данный иск может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику извещения об изъятии участка. Российское гражданское законодателъство закрепляет принцип полного возмещения убытков, связанных с изъятием земельного участка. Согласно ч. 2 ст. 281 ГК РФ при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земелъного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. При этом плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка, которое включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципалъного образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. Вышеуказанные основополагающие положения гражданского и земельного законодательства дополняются разъяснениями судебных органов и прежде всего Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»1. В этом Постановлении Высший арбитражный суд РФ подтвердил вышеуказанные принципы гражданского законодательства. В частности, им было отмечено, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда; в случае несогласия собственника земельного участка с решением об изъятии или недостижения соглашения с ним о выкупной цене органы, принявшие решение, могут предъявить в арбитражный суд иск о выкупе земельного участка не ранее чем по истечении одного г. с момента получения собственником земельного участка письменного уведомления о принятии решения об изъятии и не позднее двух лет с момента направления такого уведомления. Высший арбитражный суд РФ также отметил, что в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.

Опосредованное осуществление права собственности субъектов Российской Федерации

В отношении публичной собственности в современных условиях используется совершенно другой подход, а именно принцип нахождения в собственности государства и местного самоуправления исключительно тех объектов, которые необходимы для реализации функций публично-правовых образований. По замечанию Г.Н. Андреевой, «цель существования публичной собственности -обеспечение определенной публичной функции, с этой точки зрения публичная собственность — это вообще не собственность в том смысле, в котором говорят об институте частной собственности, нацеленном на удовлетворение потребностей собственника, а материальная основа осуществления публичной функции, появляющаяся, исчезающая и переходящая вместе с последней (то есть она «привязана» в первую очередь не к публичному собственнику, а к публичной функции, а уже через нее к собственнику). Круг объектов публичной собственности также определяется ее публичной функцией. В отличие от частного собственника публичное образование не может позволитъ себе приобрести объект публичной собственности, который просто нравится лицам, осуществляющим управление публичной собственностью, или собирательство плюшкинского типа, поскольку назначение публичной собственности в обеспечении потребностей общества прямо (конституционно или законодательно) определенное и обусловленное публичной функцией». В случае с субъектами Российской Федерации данный принцип получил закрепление в ст. 26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В силу части 1 указанной статьи в собственности субъекта Российской Федерации может находиться; имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в статьях 26.2, 26.3, 26.3.1 настоящего Федерального закона; имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в пунктах 7 и 8 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в случаях, установленных федеральными законами; имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации; имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

Исчерпывающий перечень имущества субъектов Российской Федерации, необходимого для реализации основной группы полномочий региональных властей — полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закреплен в ч. 2 ст. 26.11 вышеуказанного Федерального закона и содержит в общей сложности 31 наименование (по состоянию на 01.07.2011). Все указанные в нем виды имущества четко соотносятся с полномочиями субъектов РФ по предметам совместного ведения, закрепленных в части 2 статьи 26.2 Закона. Для сравнения — п. 5 ч. 2 ст. 26.2 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» включает в компетенцию российских регионов полномочие предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий. Подпункт 2 ст. 26.11 данного Федерального закона предусматривает возможность нахождения в собственности субъектов РФ такого рода объектов, как «имущество, включая защитные сооружения, необходимое для предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципалъного и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий».

Таким образом, перечень объектов возможного имущества субъектов РФ привязан к полномочиям субъектов Российской Федерации, закрепленным Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Следует отметитъ, что подобный подход вызывал критику со стороны представителей юридической общественности и даже обращения в судебные органы власти. Так, известный исследователи вопросов собственности Гаджиев Г.А. поставил применительно к ст. 26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» целый ряд вопросов, в том числе насколъко избранный законодателем подход соответствует конституционному принципу равенства всех форм собственности? Не ставят ли указанные нормы двух федеральных законов частную собственность в доминирующее положение по отношению к публичной собственности, поскольку они исключают право публичных собственников иметь в собственности любое имущество, не изъятое из гражданского оборота и не ограниченное в обороте? Насколько реально и, главное, целесообразно иметь перечни видов имущества, необходимых для осуществления полномочий, указанных в п. 17 ст. 1 Закона № 95-ФЗ, которые должны устанавливаться законами субъектов Российской Федерации не позднее 1 января 2005 г.?

Похожие статьи:

  • Возврат авансовых платежей ндфл Перерасчет и возврат НДФЛ иностранным работникам на патенте в 1С ЗУП 2.5 Добрый день! У нас работают по патенту сотрудники-иностранцы. На момент начисления зарплаты и расчета НДФЛ за январь Уведомление о праве на зачет фиксированных платежей из ИФНС не было […]
  • Возврат процентов при покупке квартиры в ипотеку какой процент Возврат налога по ипотечному кредиту Налоги – это слово известно практически всем. Как и его значение. Государство для собственного обеспечения и обеспечения общесоциальных нужд регулярно забирает из экономической системы солидные суммы денег. Одним из самых […]
  • Платится ли налог на выигрыш в лотерею Налог на выигрыш в лотерею Выигрыш в государственную лотерею предполагает выполнение некоторых обязательств от игрока. Выигравший должен знать, что сумма, которая попадет на его лицевой счет, будет гораздо меньше заявленной. Это связано с тем, что одной из […]
  • Какой налог с выигрыша в казино Налог на выигрыш: размер в 2017 году За предыдущие годы можно четко проследить тенденцию, которой придерживаются государственные органы власти. Принимаются все более жесткие меры по контролю доходов игрового бизнеса, а также населения, получающего выигрыши. Так, в […]
  • Налог при продаже земельного участка менее 3 лет в собственности 2019 Налог с продажи квартиры в 2019 году С 2018 года законодательство в данном вопросе несколько ужесточилось: увеличился срок владения имуществом для получения безналогового права его продажи, и появилась привязка расчета НДФЛ при продаже недвижимости для физических лиц […]
  • Отчетность за полугодие в пфр ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. Территориальные органы ПФР продолжают прием от работодателей Единой формы отчетности (РСВ-1) за полугодие 2015 года. При этом […]